Общая характеристика Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года
Создавая новую советскую систему права, принципиально отличавшуюся от старого буржуазного права, советская власть не могла сохранить в целом всю систему дореволюционного права. Но это вовсе не означает, что отдельные нормы дореволюционного права, особенно те, которые отражали общесоциальные задачи, без решения которых не может существовать никакое человеческое сообщество (не убий, не укради и т… Читать ещё >
Общая характеристика Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
История России знает периоды постепенного развития своей государственности, когда поколение за поколением в рамках одной царствующей династии происходило развитие социальных и правовых институтов. Это поступательное движение вперед имело резкие взлеты (например, время реформ Петра Первого) и периоды постепенного развития. Развитие государства Российского на основе преемственности традиций шло веками. Но есть в российской истории и период, когда все действующие государственный институты были разрушены, а новые строились на принципиально новых принципах. Построенная на «обломках старого мира» партией большевиков Советская республика объединила вокруг себя отколовшиеся после распада царской империи национальные окраины в Советский Союз — СССР.
Это государство за невероятно короткий по историческим меркам период — семь десятилетий — прошло путь от состояния гражданской войны до супердержавы, интересы и влияние которой чувствовались в любой точке земного шара.
Историография социалистического периода истории России достаточно неоднозначна и противоречива.
Литература
советского периода пронизана коммунистической идеологией, российские авторы 90-х годов ХХ века бросились в другую крайность, когда за тоталитаризмом и коммунистической диктатурой не показывались реальные достижения юридической науки того периода. Все это стимулирует к творческому переосмыслению всего прочитанного. В трудах и учебных пособиях последнего десятилетия (авторы — В. Чиркин, О. Чистяков, В. Баглай) взгляд на советское конституционное строительство стремится к объективному рассмотрению столь сложной проблемы.
История развития советской государственности неразрывно связана с историей развития его права. Конституция — фундамент правовой системы любого государства, поэтому при развитии государственно-правовых отношений конституционное строительство — непременное условие.
Целью данной работы является изучение особенностей Конституций Советского Союза, ведь каждому периоду развития СССР соответствует свой Основной Закон.
Задачами работы является выявление связи этих особенностей с изменением и развитием общественных и экономических отношений, политической системы общества в СССР. Марксистская теория развития государства определяет историю развития государства как историю борьбы классов, на этой основе и писались все советские конституции. Ведь у власти была коммунистическая партия, и марксизм-ленинизм — ее официальная идеология. Наглядным примером связи советского права и классовой борьбы является эволюция закрепленного в этих Конституциях избирательного права для различных категорий граждан.
В истории Союза Советских Социалистических Республик — СССР насчитывается четыре официально принятых Конституции, соответственно 1918, 1924, 1936, 1977 годов. Изучению особенностей разработки, принятия и характерным чертам конституции 1918 г. посвящена эта работа.
1 Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года
После прихода партии большевиков к власти в октябре 1917 г. в результате вооруженного переворота для нее стал актуальным вопрос законодательного закрепления своего положения в качестве единственной правящей партии на территории России. Существовавшая до этого времени государственная система была разрушена полностью, для построения новой необходимо было принять основополагающие, имеющие конституционное значение законы. Победа Октябрьской революции и создание Республики Советов как одной из форм диктатуры пролетариата по мысли большевиков направлена была на разрушение старого буржуазного правопорядка и формирование нового советского правопорядка.
Важнейшую роль играли законодательные акты Всероссийских съездов Советов, имевшие конституционное значение, такие как декреты «О мире» и «О земле», «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «О федеральных учреждениях Российской Республики». Особенно велика была роль Конституции РСФСР 1918 г., закрепившая конституционные принципы построения советского государства, структуру государственного аппарата и порядок его функционирования, правовой статус советских граждан, их права и обязанности. Первая советская Конституция — Конституция РСФСР 1918 г. явилась правовой базой всей формировавшейся системы.
Взгляды большевиков на право и его роль были сформулированы на основе обобщения исторического опыта европейских буржуазных революций и особенно самой радикальной из них Великой Французской революции конца XVIII в. Ведь именно в ходе этой революции наиболее решительно была разрушено и отброшено старое феодальное право, закреплявшее сословную структуру общества и сословные привилегии и ограничения, а также феодальную собственность и феодальные повинности.
Таким образом, исторический опыт подтверждает, что каждый новый класс, приходящий к власти, не может себя связывать законами свергнутых классов, и слова лидера большевиков В. Ленина о том, что «диктатура есть власть, опирающаяся на насилие, не связанное никакими законами» вовсе не означает, что в условиях пролетарской диктатуры не должно быть законов и законности, а лишь произвол и анархия. Это значит, что власть не связана какими-либо законами, исходящими не от самого господствующего класса. Наоборот, именно господствующий класс диктует законы и, по мере формирования своего государственного аппарата, судов, правоохранительных органов и установления контроля за территорией и населением страны, добивается их претворения в жизнь. Отсюда и содержание законов определяется господствующим классом исходя из интересов укрепления его руководящего положения в обществе, проведения в жизнь программы преобразований, соответствующих его классовым целям, а вовсе не соображениями какой-либо абстрактной «справедливости».
Для того чтобы иметь средства на решение социальных проблем большевики считали необходимым превратить основные средства производства в общенародное достояние, то есть национализировать землю и ее недра (добычу полезных ископаемых), банки, крупную промышленность, внешнюю торговлю, железные дороги, торговый флот, средства связи и т. д. Национализация рассматривалась как средство для устранения чрезмерной поляризации общества — концентрации невиданного богатства и роскоши в руках узкого слоя финансово-промышленной элиты и тесно связанной с ней высшей бюрократии и относительного обнищания широких масс трудящихся.
Национализация основных средств производства и государственное регулирование экономики призваны были по мысли большевиков, перераспределить доходы от производства от частного паразитического потребления социальных верхов на обеспечение социальных программ в интересах основной массы трудового населения страны.
Реализация столь грандиозной программы была рассчитана на долгосрочную перспективу. Ближайшей задачей являлось конституционно-правовое закрепление становления советского государства.
В первых правовых актах Советской власти — в обращении II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам», «О полноте власти Советов», в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» — документе конституционного значения, принятом III Всероссийским съездом Советов, законодательно провозглашалось принципиальное положение, что вся государственная власть целиком и исключительно принадлежит трудящимся города и деревни в лице их полномочных органов — Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Соответственно за трудящимися закреплялось право избирать и быть избранными в Советы.
Основные положения первых декретов Советской власти затем были развиты и конкретизированы в первой Советской Конституции — Конституции РСФСР 1918 года, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.
В Конституции была сформулирована основная задача Советского государства — уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, подавление свергнутых эксплуататоров и установление социалистической организации общества. В Конституции указывалось, что первыми шагами на пути реализации этой задачи являются: национализация (социализация) земли и ее недр, лесов, банков, аннулирование кабальных иностранных займов, переход основных командных высот управления народным хозяйством (в том числе заводов, фабрик и рудников общегосударственного значения, железных дорог, морского и речного транспорта и т. д.) в руки Советской власти.
Создание основ социалистической экономики большевики рассматривали как решающий фактор, определявший сущность Советской Конституции. Следовательно, возникавшее советское право, юридической базой которого являлась Конституция РСФСР 1918 г. закрепила смену господствующего класса, каковым теперь стал рабочий класс в союзе с трудящимся крестьянством, что и получило отражение и в системе органов власти, и в порядке их формирования (избирательной системе), и в правовом статусе граждан. Конституция закрепила также важнейший результат любой революции и социалистической в том числе — передел собственности и изменение ее форм, что нашло отражение во всей системе нового права. Все это означало принципиальный разрыв советского права со старым дореволюционным правом. Этот разрыв справедливо подчеркивался во всей научной и учебной историко-правовой литературе. Однако, при всей революционности нового права оно не могло возникнуть на абсолютно пустом месте, игнорируя многовековую историю права, накопленный человеческой цивилизацией уровень как общей, так и, особенно, правовой юридической культуры, юридической техники.
Первые конституционные законы появились на II съезде Советов, а первым таким законом, имеющим обобщающий характер, стала разработанная В. И. Лениным «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая III Всероссийским съездом Советов. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя — национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.
В Декларации были зафиксированы основы государственного строя: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам».
Провозглашалось, что Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако при этом не устанавливалось конкретных форм федерации. В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики. Таким образом, Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы временной Конституцией строящегося на обломках старой империи государства.
Важнейшую роль играли законодательные акты Всероссийских съездов Советов, имевшие конституционное значение, такие как декреты «О мире» и «О земле», «О федеральных учреждениях Российской Республики». Особенно велика была роль Конституции РСФСР 1918 г., закрепившая конституционные принципы построения советского государства, структуру государственного аппарата и порядок его функционирования, правовой статус советских граждан, их права и обязанности. Первая советская Конституция — Конституция РСФСР 1918 г. явилась правовой базой всей формировавшейся системы.
III Всероссийский съезд Советов принял резолюцию о формировании комиссии, и весной 1918 г Ленин поручил ВЦИКу заняться разработкой подробной Конституции Советской Республики. Конституционная комиссия формировалась в ЦК партии большевиков. Председателем комиссии был назначен Я. М. Свердлов, заместителем — М. Н. Покровский, секретарем — В. А. Аванесов. Закрепив все ключевые посты в комиссии за собой, партия большевиков допустила в ее состав определенное количество беспартийных и также членов других партий, в частности, левых эсеров.
Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2—3 эсеров могли выступить 10—12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда.
Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно, ведь создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.
Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП (б), наркому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному специалисту профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос — пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически — как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.
И. В. Сталин стоял на иных позициях.
Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона.
До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции. В. И. Ленин лично редактировал текст Конституции, и
3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» готовый проект Конституции был опубликован.
Первые годы после октября 1917 г. декреты, имевшие общегосударственное значение, кроме Всероссийских съездов Советов издавали также ВЦИК, Совнарком и даже народные комиссариаты. Так, к примеру, декрет «О рабочей милиции» от 27 октября (10 ноября) 1917 г. издал НКВД, а «Руководящие начала по уголовному праву» от 12 декабря 1919 г. изданы наркоматом юстиции.
Всероссийское законодательство дополнялось законодательством местных советов. Советы всех уровней составляли единую пирамиду Советов и являлись полновластными органами пролетарской диктатуры на местах, соответственно и их акты имели силу законов на подведомственной территории. Поскольку Всероссийское законодательство не поспевало за ходом жизни и носило фрагментарный характер, то местное законотворчество восполняло пробелы в праве и решало возникавшие на практике неурегулированные всероссийским законодательством вопросы.
Создавая новую советскую систему права, принципиально отличавшуюся от старого буржуазного права, советская власть не могла сохранить в целом всю систему дореволюционного права. Но это вовсе не означает, что отдельные нормы дореволюционного права, особенно те, которые отражали общесоциальные задачи, без решения которых не может существовать никакое человеческое сообщество (не убий, не укради и т. д.), а также нормы технического характера не могут быть использованы и новой властью. Этим и объясняется, что в декрете «О суде» № 1 говорилось о возможности для судов временно, впредь до издания соответствующих советских законов, руководствоваться законами свергнутых правительств, но лишь постольку, поскольку они не противоречили декретам Советской власти, революционной совести и революционному правосознанию, а также программам минимум партий большевиков и левых эсеров (поскольку на момент издания декрета «О суде» № 1 советское правительство было двухпартийным). К лету 1918 г. ссылка на законы «свергнутых правительств» были запрещены. Но «революционным правосознанием» как суды, так и органы государственного аппарата руководствовались в случае отсутствия соответствующих законодательных норм на всем протяжении гражданской войны, вплоть до кодификации советского права в первой половине 1920;х гг., когда в основном завершилось формирование системы советского законодательства. Основным ориентиром, определившим параметры революционного правосознания, являлись Конституция РСФСР и декреты Советской власти.
Характерной особенностью законотворческого процесса являлось участие в нем широких масс трудящихся и их общественных организаций. Так в подготовке Положения о рабочем контроле, Положения о ВСНХ и других аналогичных актов активно участвовали профсоюзы и иные общественные организации и даже представители предпринимателей. В основу декретов «Об уравнении в правах всех военнослужащих» от 16 декабря 1917 г. и «О выборном начале в армии» были положены проекты, выработанные Общеармейским комитетом при Ставке. Затем эти проекты были обсуждены и одобрены Общеармейским съездом. Декрет «О национализации торгового флота» согласовывался с ЦК Всероссийского союза речников и моряков торгового флота.
Аналогичная практика привлечения профсоюзов и иных общественных организаций трудящихся к подготовке и обсуждению проектов нормативных актов получила распространение и на уровне местных советов. Насколько велик был размах местного правотворчества свидетельствует тот факт, что даже на уровне отдельных сел и деревень на сельских сходах разрабатывались различные местные законопроекты, а нередко они и рассматривались в качестве источников права на местном уровне.
Однако столь широкий размах местного правотворчества имел и другую сторону. Многие местные органы Советской власти не всегда правильно понимая лозунг полновластия Советов, проявляли элементы местничества и сепаратизма и издавали акты, которые подчас не только далеко выходили за рамки их компетенции, установленной Конституцией РСФСР 1918 г., но и противоречили актам центральной власти. Это объяснялось как отсутствием опыта функционирования Советского государственного аппарата, который создавался впервые в мире, так и сепаратистскими настроениями многих работников на местах.
Правящей партии большевиков и органам центральной Советской власти приходилось вести упорную борьбу против сепаратизма, за внедрение в работу местных органов Советской власти, и соответственно, в процесс законотворчества принципа демократического централизма. Существенную роль в этом сыграло Постановление Чрезвычайного VI Всероссийского съезда Советов «О точном соблюдении Законов», в котором предписывалось всем органам и должностным лицам, а также и гражданам точно и неуклонно соблюдать постановления, положения и распоряжения, издаваемые центральной советской властью. Меры, отступающие от законов центральных органов РСФСР или выходящие за их пределы, допускались лишь в том случае, если они были вызваны экстренными условиями гражданской войны с контрреволюцией. Но в этих случаях требовалось немедленное сообщение о подобных мерах в Совет Народных Комиссаров, с копией для заинтересованных центральных ведомств, с объяснением причин таких действий и лиц, ответственных за принятие подобных мер.
В дальнейшем был упорядочен и процесс нормотворчества в Центральных органах советской власти. Постановлением «О советском строительстве» VIII Всероссийского съезда Советов от 29 декабря 1920 г. устанавливалось, что законодательные акты, имеющие общегосударственное значение, имеют право издавать лишь Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, его Президиум и СНК.
Более точно была разграничена законодательная компетенция ВЦИК и СНК. Декреты, касающиеся установления общих норм политической и экономической жизни, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов, обязательно рассматриваются и утверждаются ВЦИК, причем законопроекты такого рода публикуются и рассылаются местным органам Советской власти для предварительного обсуждения и выявления их мнения не позднее, чем за две недели до обсуждения соответствующего законопроекта и его утверждения ВЦИК. Такой порядок позволял законодателю учитывать мнения и интересы местных органов власти и населения. Совет Народных Комиссаров издавал декреты общегосударственного характера по вопросам не терпящим отлагательства, а также по военным и иностранным делам и делам, влекущим обязательства для РСФСР. Причем Президиуму ВЦИК представлялось право отменять постановления СНК с представлением соответствующего доклада на ближайшей сессии ВЦИК.
Устанавливался более эффективный порядок контроля за законотворческой деятельностью местных органов советской власти. Так, акты местных съездов Советов могли быть отменены лишь вышестоящими съездами, их исполкомами, ВЦИК и его Президиумом, а постановления местных исполкомов, также и СНК.
Таким образом, уточнялось понятие декрета как источника права, а также разграничивались законодательные акты как источники права общегосударственного и местного уровня. Вместе с тем в связи с фрагментарностью советского законодательства и наличием существенных пробелов в праве роль источника права играло революционное правосознание.
Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП (б), и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918 г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в «Известиях. ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.
2 Основные принципы Конституции 1918 г.
Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:
I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
II. Общие положения Конституции РСФСР;
III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);
IV. Активное и пассивное избирательное право;
V. Бюджетное право;
VI. О гербе и флаге РСФСР.
В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму» .
Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.
Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы.
Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.
Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.
Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. В пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма» .
Явно политизированными являлись положения избирательной системы. К выборам допускались только отдельные социальные слои, в отношении которых не допускались ограничения по признакам пола, национальности, образования, вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Конституция допускала лишение «эксплуататоров» любых прав, если эти права используются в ущерб «трудящимся». Прямо предусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось исполнение иных военных обязанностей. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяет рассматривать избирательное право Конституции 1918 года как всеобщее.
Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.
В Конституции обозначались только те права и свободы, которые могли обеспечиваться государством без дополнительного финансирования: свобода совести (ст.13), свобода слова и печати (ст.14), свобода собраний (ст.15), свобода объединения во всякого рода союзы (ст.16). Но конституционно не закреплялось, например, право на образование — не было материальных средств. Однако демократия была только для трудящихся. Конституция не признавала формального равенства прав. Конституция закрепляла всего две обязанности: трудиться и защищать социалистическое государство.
3 Разработка проекта Конституции РСФСР
Каждая власть, ставшая таковой, особенно в результате переворота и тем более социальной революции стремится закрепить свою легитимность конституцией, утвержденной или всенародным референдумом или высшим представительным органом законодательной власти. Это важно также для упорядочения государственного аппарата, создаваемого новой властью, взаимоотношения центра и мест и т. д. И большевики это хорошо понимали. Уже на III Всероссийском съезде Советов приняты были такие важнейшие акты как «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» заложившие основы будущей советской конституции. Тогда же (в январе 1918 г.) III Всероссийский съезд советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции. Однако реально ВЦИК смог заняться вопросом о конституции лишь после ратификации IV Всероссийским съездом советов Брестского мирного договора.
1 апреля 1918 г. ВЦИК принял постановление о создании Конституционной комиссии в составе 15 человек. От фракции большевиков в нее вошли Я. М. Свердлов (председатель), М. Н. Покровский и И. В. Сталин, от левых эсеров — ДА. Магеровский и А. А. Шрейдер и от эсеров-максималистов — А. И. Бердников. В комиссию вошли также представители ряда наркоматов: юстиции (в том числе известные профессора-юристы М. А. Рейснер, А. Г. Гойхбарг, Г. С. Гурвич), по делам национальностей, финансов, внутренних дел, ВСНХ, по военным делам.
С самого начала работы комиссии, в ней развернулась жесткая дискуссия. В центре внимания оказался вопрос о диктатуре пролетариата. Большевики рассматривали диктатуру пролетариата как важнейший конституционный принцип, выражавший в переходный от капитализма к социализму период сущность социалистического государства и требовали формального закрепления этого принципа в Конституции. Левые эсеры против этого категорически возражали. За этим, казалось бы, на первый взгляд абстрактно теоретическим спором, в действительности скрывались вполне конкретные вопросы чрезвычайно важные для спорящих сторон. В действительности речь шла о борьбе за власть. Проиграв на IV Чрезвычайном съезде Советов большевикам по вопросу о ратификации Брестского мира, выйдя из состава СНК и потеряв министерские посты левые эсеры давали бой большевикам в Конституционной комиссии, стремясь подготовить условия для своего возвращения во власть. Тем более, что к концу весны 1918 г. противоречия между большевиками и левыми эсерами существенно усилились. К прежним спорам о внешней политике (Брестский мир) добавились противоречия по продовольственной политике, отношения к зажиточным слоям крестьянства и т. д.
Большевики видели свою задачу в Конституционной комиссии в том, чтобы закрепить в конституционном порядке уже сложившуюся в основном систему органов советской власти, придать ей четкость и стройность и, главное, укрепить властную «вертикаль» с тем, чтобы превратить государственный аппарат в мощный рычаг, при помощи которого можно было бы не только преодолеть сепаратизм, местничество и опасность развала страны, но и преобразовать социально-экономическую и политическую структуру общества.
Левые эсеры в Конституционной комиссии стремились к тому, чтобы не допустить усиления аппарата большевистской власти а, наоборот, сохранить автономность местных властей от большевистского центра, особенно тех местных органов, где было наибольшим их влияние. Чтобы убедиться в этом достаточно проследить ход наиболее жарких дискуссий в Конституционной комиссии.
В представленном левыми эсерами в комиссию конституционном проекте Советам (которые большевики рассматривали как органы пролетарской диктатуры) отводилась роль всего лишь общественных органов, а государственные функции на местах должны были (по мнению авторов проекта) осуществлять «демократические» учреждения местного самоуправления. Таким образом левые эсеры хотели достичь, во-первых, автономии местных властей от большевистского центра, ибо автономия органов самоуправления от государственных органов составляет самую суть идеи самоуправления. И, во-вторых, органы местного самоуправления (городские думы и уездные и волостные земские собрания) избирались на основе всеобщего избирательного права, а не только трудящимися как Советы. Следовательно в местных городских думах и особенно волостных и уездных земских собраниях неизбежно доминировали бы мелкая буржуазия и кулачество, т. е. социальные слои, составлявшие социальную базу эсеров. Следовательно, левые эсеры получили бы на местах готовый аппарат, на который могли опереться в борьбе за власть. Большинством голосов Конституционная комиссия после острых обсуждений отвергла этот проект.
Отвергла Конституционная комиссия и представленный эсером-максималистом Бердниковым «Проект Конституции трудовой республики». В нем красной нитью проводилась анархистская, по существу, идея создания «безгосударственного» общества. Тем самым, следовательно, отвергались и Советы как органы диктатуры пролетариата. В планировавшемся максималистами «безвластном» обществе предполагалось полнейшее равенство, достигаемое путем полного обобществления имущества, вплоть до предметов повседневного обихода (одежды, обуви, предметов личной гигиены), обязательного физического труда для всех кроме детей, беременных женщин и стариков и общественного питания по равным нормам. Характерно, что для лиц руководящих общественными работами и идеологов (т. е. для себя) максималисты предусмотрели в своем проекте усиленные нормы питания. Не признавали максималисты и семьи, считая ее буржуазным пережитком, а дети по их проекту должны были передаваться на общественное воспитание. Максималистская «безвластная» «трудовая коммуна» фактически представляла собой даже не военную казарму, а скорее тюремную зону. Не удивительно, что даже союзники эсеров-максималистов — левые эсеры не поддержали этот проект.
Борьба за утверждение в Конституции принципа диктатуры пролетариата и укрепления «вертикали» власти серьезно затруднялась ошибочной позицией «левых коммунистов». Они не видели опасности мелкобуржуазной анархистской стихии, угрожавшей самому существованию советской власти и нередко исходили из абстрактных умозрительных теоретических конструкций подчас не сообразующихся с реальной жизнью.
Такой подход ярко проявился в представленном в Конституционную комиссию профессором М. А. Рейснером проекте «Основных начал Конституции». Рейснер исходил из умозрительного тезиса о том, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся административно-территориальных образованиях «коммунах», и якобы несовместима с крупным государством. Идеалом подлинной демократии в глазах Рейснера являлись древнегреческие города-государства — «полисы». Сыграл свою роль и некритический, апологетический подход к оценке опыта первой в мире пролетарской государственности — Парижской коммуны 1871 г. При этом не учитывалось, что Парижская коммуна просуществовала всего лишь 72 дня и только в пределах города Парижа. Лидеры Парижской коммуны в документах, обращенных к населению Франции, призывали трудящихся остальных городов и сельских регионов восставать, образовывать свои коммуны и объединяться с Парижской коммуной на началах федерации. Но, как известно, провинция Париж не поддержала, никакой «федерации» коммун в реальности не получилось. Но идея «вольной федерации» коммун, существовавшая в призывах и пожеланиях руководителей Парижской коммуны, была воспринята многими марксистами догматически, как якобы реальный исторический опыт. Такое умозрительное, абстрактное, Группа «левых коммунистов» возникла весной 1918 г. внутри большевистской партии (Н.И. Бухарин, Н. Осинский (Оболенский), Е. А. Преображенский, Г. Л. Пятаков, К. Б. Радек и др.). Они выступали против Брестского мира, за революционную войну против мирового империализма и «подталкивание» революции в Европе. Внутри страны «левые» коммунисты были сторонниками децентрализации государственного и хозяйственного аппарата, выступали против централизма и единоначалия, за безбрежную коллегиальность в управлении и против использования старых специалистов оторванное от практики теоретизирование Ф. Энгельс в свое время назвал профессорским «юридическим кретинизмом».
Власть (по мнению Рейснера) должна концентрироваться в низовых административно-территориальных образованиях — «коммунах». В данном случае термин «коммуна», заимствованный из Франции, означает сообщество граждан самоуправляющейся административно-территориальной единицы (села, волости, города), управляемой выборным муниципальным Советом или мэром. Коммуне принадлежит муниципальная или коммунальная собственность, она ведет коммунальное хозяйство. Эти коммуны объединяются в рамках уездов, которым коммуна делегирует часть своих прав. Уезды в свою очередь объединяются в «федерации» губернского масштаба. И, наконец, губернии объединяются в Советскую Федерацию общероссийского масштаба — РСФСР.
Именно в «коммунах» должны проводиться преобразования общественных отношений, формироваться законодательство (земельное, гражданское, уголовное, трудовое). А вышестоящие федеративные объединения будут лишь координировать деятельность коммун и направлять ее. Да и в самих коммунах — низших звеньях всей этой системы, полноправные граждане (т. е. трудящиеся, не лишенные избирательных прав) должны объединяться в коллективы трудящихся — «производителей». Предполагалось, что именно в этих коллективах «производителей» и будут вырабатываться основные нормы жизни, а Советам коммун отводилась роль представительства интересов коллективов «производителей» и их согласование. Роль Советов в этом проекте была не ясна, но, во всяком случае, они явно не выступают в роли полновластных органов пролетарской диктатуры.
Анализ этого проекта показывает, что он полностью игнорирует многонациональный состав населения страны, национальный вопрос. Федерация, которую предлагал Рейснер, являлась не свободным союзом советских республик народов России, не способом собирания распадавшегося Российского многонационального государства, что было уже юридически закреплено постановлением III Всероссийского съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики», а явилась бы федерацией административной. Причем, поскольку делегирование полномочий шло снизу вверх (от коммун к уездам и далее вплоть до РСФСР) и в каждом вышестоящем звене объем этих полномочий уменьшался, то и предлагавшаяся Рейснером федерация закрепила бы сепаратизм и фактический распад государства. Иными словами проект Рейснера был направлен против демократического централизма как конституционного принципа построения Советского государства.
19 апреля Конституционная комиссия приняла большевистский проект «Общих положений Конституции РСФСР», в котором были четко сформулированы идеи диктатуры пролетариата, демократического централизма и пролетарского интернационализма. Однако идейная борьба в Конституционной комиссии отнюдь не закончилась. В течение мая-июня 1918 г. шли дискуссии по каждой статье проекта будущей Конституции. Особенно острая дискуссия разразилась 26 июня при обсуждении проекта «Положения об отделах ВЦИК», подготовленного подкомиссией в составе эсера-максималиста А. Г. Бердникова, представителя НКЮ проф. Г. С. Гурвича и представителя НКВД М. Я. Лациса, разделявшего в то время взгляды «левых коммунистов». В проекте предлагалось, под предлогом ликвидации дублирования и параллелизма и сокращения аппарата, ликвидация СНК и народных комиссариатов и создание вместо них Совета ВЦИК и особых коллегий отделов ВЦИК. Эти коллегии должны были делегировать на заседания Совета ВЦИК «непостоянных лиц». В результате, как заявил один из защитников проекта «теперешние министры упраздняются, а у нас остаются коллегии». Проект, таким образом, был направлен на фактическую ликвидацию правительства как единого оперативного органа, осуществлявшего повседневное руководство страной и внедрение беспредельной коллегиальности, безответственности и неразберихи. Это прямо противоречило политике, которую проводил лидер большевистской партии и глава Советского правительства Ленин, который в своей статье «Очередные задачи Советской власти», носившей программный характер, подчеркивал, что в условиях разгула мелкобуржуазной стихии жизненно необходимо сочетание демократизма с единоличной диктаторской властью. Указанный выше проект был отвергнут.
На заседании ЦК правящей партии большевиков 26 и 28 июня 1918 г. выяснилось, что проект Конституции не готов, ряд его разделов (об избирательном праве, о компетенции местных советов и их взаимоотношениях с центром, о правах и обязанностях граждан) не проработаны. Нет и декларативной части Конституции. Создалась угроза срыва представления Конституции на утверждение V Всероссийского съезда Советов, намеченного на начало июля 1918 г. Тогда ЦК РКП (б) 28 июня создал специальную комиссию по доработке проекта Конституции под непосредственным руководством Ленина. В ее работе приняли участие практически все члены ЦК. Эта комиссия рассмотрела два проекта: проект Конституционной комиссии ВЦИК и проект наркомата юстиции (редакторы М. А. Рейснер и А.Г. Гойхбарг). За основу был взят проект Конституционной комиссии ВЦИК. Хотя проект Наркомюста и был отвергнут, как неудовлетворительный, но ряд его наработок был использован при окончательном редактировании проекта Конституции. Некоторые разделы (о правах и обязанностях граждан, о компетенции местных и центральных органов Советской власти, о выборах) были переработаны заново. В качестве первого раздела включена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Таким образом, проект Конституции был подготовлен в срок и представлен на утверждение V Всероссийскому съезду Советов.
Потерпев неудачу в попытках навязать Конституционной комиссии выгодный для себя проект Конституции, который закрепил бы ослабление власти находившихся под контролем большевиков центральных органов Советского государства, руководство партии левых эсеров решилось на авантюристическую попытку вооруженного захвата власти. Решение о подготовке вооруженного мятежа было принято на заседании ЦК партии левых эсеров 24 июня 1918 г., то есть еще во время работы Конституционной комиссии. Сразу же началась военно-техническая подготовка восстания: боевые дружины левых эсеров из разных городов (Петрограда, Витебска и др.) были вызваны в Москву. От имени крестьянской секции ВЦИК (руководителем этой секции и зам. председателя ВЦИК была Мария Спиридонова — лидер партии левых эсеров) были затребованы с военных складов винтовки, пулеметы, даже артиллерийские орудия, боеприпасы, санитарное имущество. Провал последней попытки добиться упразднения большевистского правительства (СНК) конституционным путем (отклонение Конституционной комиссией проекта «Положения об отделах ВЦИК» 26 июня 1918 г.), о чем говорилось выше, окончательно утвердил левых эсеров в их решении совершить вооруженный путч. III съезд партии левых эсеров, состоявшийся 1 — 3 июля 1918 г., одобрил решение ЦК от 24 июня. Начало вооруженного выступления приурочивалось к открытию V Всероссийского съезда Советов. При этом подчеркивалось, что ни в коем случае нельзя допустить принятия съездом Конституции РСФСР, т. к. эта конституция явится мощным орудием подавления сепаратизма и разгула мелкобуржуазной стихии и укрепления власти большевиков, и придаст большевистскому режиму конституционную легитимность.
На второй день работы съезда 5 июля 1918 г. лево-эсерская фракция выступила с требованием признать работу советского правительства неудовлетворительной и разорвать Брестский мирный договор с Германией. Левые эсеры, конечно, понимали, что они не найдут поддержки на съезде. И, действительно, съезд одобрил деятельность советского правительства.
6 июля левоэсеровскими боевиками (кстати, делегированными от имени этой партии в ВЧК и проникшими в посольство по документу, подписанному зам. председателя ВЧК левым эсером В. Александровичем) был убит германский посол граф Мирбах. Для страны создалась чрезвычайно опасная ситуация. Страна оказалась на волосок от войны. Германское правительство потребовало ввода в Москву усиленного батальона германских войск для охраны посольства. И только твердая позиция Советского правительства категорически отвергшего германские требования предотвратила появление немецких войск в Москве. В тот же день (6 июля) боевые дружины левых эсеров начали вооруженное восстание и стали захватывать стратегические пункты в столице и арестовывать советских работников — большевиков. Захватив телеграф, левые эсеры передали сообщение о свержении якобы Советского правительства, захвате ими власти и начале войны с Германией. Однако отрядами вооруженных рабочих и войсками московского гарнизона левоэсеровский мятеж был быстро подавлен. Не удалась и попытка командующего Восточным фронтом левого эсера Муравьева повернуть войска фронта на Москву. Армия не поддержала мятеж. Сам Муравьев при аресте оказал вооруженное сопротивление и был убит. Подавлены были и скоординированные с левыми эсерами мятежи правых эсеров в Ярославле, Муроме и некоторых других городах. Работа V Всероссийского съезда советов, прерванная из-за мятежа на один день, возобновилась и 10 июля 1918 г. съезд принял первую советскую конституцию — Конституцию РСФСР 1918 года.
Органы государственной власти. Высшим органом государственной власти по Конституции являлся Всероссийский съезд Советов, который должен был созываться не реже 2-х раз в год. В промежутках между съездами высшая власть принадлежала ВЦИК — обладавшему законодательными, распорядительными и контролирующими функциями. ВЦИК образует правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК) для общего управления делами страны и руководства отдельными отраслями государственной жизни. СНК подконтролен Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. СНК имеет право издавать самостоятельно декреты, имеющие силу закона, а также распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения на всей территории страны, отменить которые вправе только ВЦИК. Наиболее важные декреты, имеющие крупное общеполитическое значение СНК представлял на рассмотрение и утверждение ВЦИК. Такие декреты публиковались от имени ВЦИК и СНК. Члены СНК — народные комиссары возглавляли народные комиссариаты — центральные органы отраслевого управления.
Конституция четко определяла предметы ведения Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК, а также структуру и предметы ведения местных органов Советской власти. При этом подчеркивалось, что обязанностью местных органов является проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти; разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение и объединение всей советской деятельности в пределах данной территории (ст. 61 Конституции). Такое распределение компетенций между центральной и местной властью было нацелено на утверждение в государственном управлении принципа демократического централизма и преодоление проявлений местничества и сепаратизма, утверждение «вертикали власти». Демократический централизм выражался и в двойном подчинении отделов отраслевого управления местных исполкомов, которые по горизонтали подчинялись своим исполкомам, а по вертикали одноименным отделам вышестоящих исполкомов, а в губернских исполкомах по вертикали соответствующим народным комиссариатам.
Эта линия была последовательно проведена и в главе о бюджетном праве, где говорилось, что все государственные доходы и расходы РСФСР объединяются в общегосударственном бюджете, который утверждается ВЦИК. Причем ВЦИК определяет также, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет, а какие поступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливает пределы обложения. На удовлетворение потребностей, имеющих общегосударственное значение, средства должны предоставляться местным властям из государственного бюджета по сметам соответствующих наркоматов, но эти средства расходуются местными властями только по прямому назначению и не могут быть истрачены на другие нужды. Конституция предусматривала (ст. 86) даже утверждение ВЦИКом и СНК местных бюджетов губерний и областей. Последний шестой раздел Конституции был посвящен государственной символике; утверждал государственный герб и флаг РСФСР. Характерно, что в первоначальном рисунке герба РСФСР помимо скрещенных серпа и молота как символов мирного созидательного труда рабочих и крестьян был изображен меч. Когда этот рисунок был показан Ленину, он заявил: «…зачем же меч? — Завоевания нам не нужны. Завоевательная политика нам совершенно чужда; мы не нападаем, а отбиваемся от внутренних и внешних врагов; война наша оборонительная, и меч — не наша эмблема». Меч был исключен из рисунка государственного герба.
Принятие Советской Конституции 1918 г. имело колоссальное значение — это была первая в мире Конституция, закрепившая завоевания социалистической революции. Она явилась юридической базой становления советской правовой системы. Характерной ее чертой явилось то, что ее содержание полностью соответствовало реальной действительности. Но вместе с тем в ней четко была сформулирована программа дальнейшего построения социалистического общества и государства.
4 Проблема равноправия граждан
Одной из важнейших своих задач Советская власть считала ликвидацию таких пережитков феодально-крепостнических порядков, как сословные и религиозные привилегии и ограничения прав, национальное угнетение и бесправие женщин.
В России вплоть до Октябрьской революции 1917 г. все подданные империи делились на четыре сословия: дворянство, духовенство, городское сословие (мещане) и крестьянство. Дворянство, духовенство и верхний слой городского населения (купечество и так называемые «почетный граждане» — буржуазия и буржуазная интеллигенция) имели ряд сословных привилегий, в частности право свободного передвижения по стране и выбора места жительства, свободного выезда за границу и возвращения обратно, а дворянство — также получения высших орденов империи. Они имели также свои сословные учреждения — дворянские собрания, игравшие существенную роль в местном управлении, дворянские и купеческие клубы, банки, учреждения опеки и т. д. Крестьянство и низшие слои мещанства были ограничены в ряде своих прав (права передвижения и выбора места жительства, выезда за границу и т. д.). Для царской бюрократии были введены военные и гражданские чины, разделенные на 14 классов, дававшие их обладателям немалые привилегии. Верхушка бюрократии, армейский генералитет сплошь состояли из дворянства. Тем более, что получение чина полковника в армии, капитана 1-го ранга на флоте и действительного статского советника в гражданской службе давало право для недворян на вступление в дворянское сословие. Сословный характер государственного аппарата и офицерского корпуса подчеркивался и сугубо сословной наградной системой и обращением солдат к офицерам и людей из низших сословий к чиновникам: «ваше благородие» к младшим офицерам и чиновникам до VII класса, «ваше высокоблагородие» к старшим офицерам и чиновникам VI класса и «ваше превосходительство» к генералам и чиновникам от IV класса и выше.
К привилегиям и ограничениям прав по сословному признаку добавлялись привилегии по национальному и религиозному признакам. Россия — государство многонациональное. В нем проживало более ста наций, народностей и этнических групп. Причем русские составляли лишь 43,3% всего населения. Большинство народов, входивших в Российскую Империю, были в той или иной мере ограничены в политических и гражданских правах. Государственным языком признавался только русский язык. Родными языками было запрещено пользоваться в государственных учреждениях, суде, учебных заведениях. Привилегии и ограничения прав по национальному признаку тесно переплетались с ограничениями прав по религиозному признаку.