Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Регулирование развития личных подсобных хозяйств сельского населения в промышленном регионе: На примере Кемеровской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в системном подходе к решению проблем насыщения региональных рынков продуктами питания за счёт регулирования деятельности личного подсобного хозяйства не изолированно, а, в рамках единого хозяйственного комплекса регионав определении их роли как составного элемента производственной системы субъекта Федерации по производству сельскохозяйственной продукциив… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
    • 1. 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА. И
    • 1. 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГОРЫНКА
    • 1. 3. ЭКОНОМИКО — ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
  • ГЛАВА II. ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ в
  • ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВАХ И МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    • 2. 1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
    • 2. 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ В СИСТ. ЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ
    • 2. 3. ЗАГОТОВКИ ПРОДУКЦИИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
    • 2. 4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК
    • 2. 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ
    • 3. 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ В ПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ
    • 3. 2. КОНЦЕПЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВАХ
    • 3. 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ

Регулирование развития личных подсобных хозяйств сельского населения в промышленном регионе: На примере Кемеровской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Надежное обеспечение населения продовольствием является одним из главных условий стабильного развития экономики страны и её регионов. Реформирование сельского хозяйства без достаточного исследования теоретических и практических аспектов формирования каждого отдельного продуктового подкомплекса ведет, как показывает опыт, к усилению кризисных явлений в экономике. При формировании многоукладных производственных систем возникает и усложняется проблема регулирования деятельности различных сфер продовольственного комплекса. В ходе реформирования идёт сложный процесс перехода от преимущественно государственной к регулируемой рыночной системе производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции и продовольствия, создания новых систем товародвижения от производителей к конечным потребителям.

Распад системы централизованных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия привёл к образованию стихийных продовольственных рынков, возникновению неорганизованного посредничества в сфере сбыта продукции, в результате значительная доля прибыли, созданная в сельской местности, присваивается посредниками и перераспределяется вне села. Таким образом, подрывается и без того слабая материальная и воспроизводственная база продовольственного обеспечения страны и регионов. Значительно ухудшаются условия жизни сельского населения, что ведет к усилению негативных социально-экономических процессов, не только на селе, но и в городах.

В процессе экономической реформы на селе проблема устойчивого обеспечения занятости и доходов населения приобрела особую актуальность. Уровень зарегистрированной безработицы на селе в 1,5 раза выше, чем в городской местности. Численность занятых в общественном производстве в сельской местности среди мужчин сократилась в 2,5, женщин в 3,11 раза. Причем фактическая сельская безработица в несколько раз превосходит зарегистрированную. Удельный вес граждан не занятых трудовой деятельностью на селе возрос с 30 до'50%. В 2002 г. в районные службы занятости Кемеровской области обратилось 82,3 тыс. человек или на 34% больше, чем в предыдущем году.

Около 47% сельского населения имеет среднедушевые располагаемые доходы ниже величины прожиточного минимума. При этом 80% их семейного бюджета формируется за счеу личного подсобного хозяйства, то есть насыщения рациона питания продукцией собственного производства.

Поиск путей выхода из депрессивной ситуации на рынке продовольствия приводит к выводу, что стабилизация и рост производства продовольствия должны быть основаны на системном использовании производственного потенциала села, всех его структурных элементов включая личные подсобные хозяйства. А, это невозможно без участия государства и создания эффективной системы государственного регулирования.

Состояние изученности исследуемой проблемы. В настоящее время этой проблематикой активно занимаются JT.B. Бондаренко, А. В. Петриков, В. А. Лисов. Различным аспектам регулирования, развития и ведения личных подсобных хозяйств населения посвящены работы М. З. Головатюка, И. В. Курцева, А. И. Костяева, К. В. Копача, В. В. Кузнецова, Е. Г. Лысенко, И. В. Макаровой, Б. И. Пошкуса, Р. Э. Праста, П. М. Першукевича, М. Н. Руткевича, В. И. Фролова, Г. И. Шмелева. В них рассматриваются проблемы взаимодействия личных подсобных хозяйств с общественным сектором и определяются пути развития их взаимоотношений.

Социально-экономические проблемы труда в ЛПХ получили широкое освещение в публикациях Т. П. Антоновой, З. И. Калугиной. Содержание и характер труда в ЛПХ раскрыты в работах Г. М. Антонова, В. А. Белянова, Л. В. Бондаренко, В. А. Богдановского, Н. Л. Копача, Л. В. Никифорова, В. Д. Патрушева, Р. В. Рыбкиной, Т. Н. Симуша, И. Ф. Суслова.

Экономические проблемы развития личных подсобных хозяйств рассмотрены в работах В. Р. Башмачникова, В. А. Богдановского, JT.B. Писарева, А. Б. Соскиева, Г. И. Шмелева.

Социальные проблемы и мотивация личности, потребности населения рассмотрены в трудах И.В. Бестужева-Лада, Г. Е. Глезермана, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Лавриненко, А. Г. Москаленко, Г. В. Осипова, Б. Д. Парыгина, Л. Н. Петриковой, В. П. Фофанова, A.M. Югая.

В Сибири социально-экономические исследования, проблемы и перспективы развития и повышения эффективности деятельности личных подсобных хозяйств разрабатываются А. Т. Стадником, Я. И. Черкасским, А. А. Распутиным, Н. Г. Агеевой, В. Ф. Резниковым, Н. Д. Едренкиной.

Практически все авторы считают, что ЛПХ имеют большие неиспользуемые резервы повышения эффективности их ведения. Расчеты показывают, что освоение этих резервов обеспечивает существенный прирост эффективности производства при относительно небольших затратах труда и средств.

Методика исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились положения теории регионального воспроизводственного процесса, теории региональных рынков, теории государственного регулирования экономики, труды экономистов и социологов России по проблематике личных подсобных хозяйств. В исследовании применялись системные абстрактно-логические, экономико-статистические, расчетно-конструктивные, экономико-математические, балансовые методы.

Научной основой исследования явилась методология производственных отношений людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ.

Объект исследования — организационно-экономические, правовые и производственные условия и факторы, влияющие на деятельность личных подсобных хозяйств сельского населения в процессе регулирования формирования потенциала продовольственных рынков промышленного региона.

Предмет исследования — механизмы регулирования и их влияние на производственные возможности, и способность к формированию ресурсов продовольственных рынков территории личными подсобными хозяйствами, а также, условия и факторы, влияющие на использование произведенной сельскохозяйственной продукции в целях повышения обеспечения населения основными продуктами питания.

Содержание исследования соответствует области исследования 15.49. Сочетание коллективного, фермерского и личного подсобного производстваорганизация обслуживания хозяйств населения на селеисследование российского феномена личных подворий.

Информационная база для решения поставленных задач сформирована на основе нормативно-правовых документов Российской Федерации, аналитических обзоров и рабочих материалов органов Государственного управления Кемеровской области и других регионов России, данных отчетности Минсельхоза РФ, Федеральных программ.

При исследовании проблемы использовались рекомендации и методические материалы исследований РАН, а также научные разработки ВНИИЭСХ, ВНИЭТУСХ, СибНИИЭСХ, ИЭиОПП СО РАН.

В качестве информационной базы диссертационного исследования использовались материалы общегосударственного и ведомственного статистического наблюдения, данные обследования личных подсобных хозяйств населения.

Целью исследования является разработка методологических положений и методических рекомендаций по регулированию развития и деятельности личных подсобных хозяйств сельского населения в системе продовольственного обеспечения региона, а также, обоснование предложений по повышению их роли в формировании ресурсов продовольствия Кемеровской области.

В процессе достижения поставленной цели решены следующие задачи: обобщены теоретические основы и предложена методология регулирования деятельности личных подсобных хозяйств сельского населенияопределены цели и задачи регулирования в сфере формирования ресурсного потенциала агропродовольственного рынка регионаоценены возможности, необходимость и эффективность регулирования в сфере производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах сельского населения в целях формирования региональных продовольственных рынков и повышения самообеспечения регионов продуктами питания собственного производстваданы предложения по совершенствованию механизма регулирования деятельности личных подсобных хозяйств с целью повышения доли их участия в формировании региональных продовольственных ресурсов и обеспеченности населения региона продуктами питанияоценено современное состояние экономики личных подсобных хозяйств Кемеровской областиопределены эффективные организационно-экономические формы взаимодействия между личными подсобными и коллективными хозяйствами, возможные направления их интеграцииопределена эффективность деятельности ЛПХ Кемеровской области, в том числе: ресурсов используемых ЛПХ для производства продукции сельского хозяйстванаправлений использования этой продукциисистемы организации её заготовок и сбытаинтеграционных связей ЛПХ с другими сельскими товаропроизводителямиопределена роль ЛПХ в стабилизации продовольственного обеспечения населения и развитии местных продовольственных рынков.

Научная новизна исследования состоит в системном подходе к решению проблем насыщения региональных рынков продуктами питания за счёт регулирования деятельности личного подсобного хозяйства не изолированно, а, в рамках единого хозяйственного комплекса регионав определении их роли как составного элемента производственной системы субъекта Федерации по производству сельскохозяйственной продукциив увязке развития и увеличения масштабов деятельности ЛПХ с решением проблем занятости сельского населениякомплексном подходе с целью использования имеющихся ресурсов сельского хозяйства для повышения продовольственной самообеспеченности региона. уточнены цель и задачи регулирования деятельности личных подсобных хозяйств. Обосновано использование в качестве основной регулирующей единицы субъекта Федерации как наиболее приспособленной и имеющей для выполнения этих функций организационно-правовые и экономические возможностиобоснованы пути и организационные формы улучшения реализации продукции личных подсобных хозяйств через многоканальную системуопределены основные направления регулирования, состоящие в том, что воздействие на производство сельскохозяйственной продукции необходимо структурировать по видам: развивать на промышленной основе производство мяса птицы, яиц, мяса свиней, молока, зерна, породных животных, сортовых семян, а в секторе личных подсобных хозяйств — производство мяса всех видов, молока, шерсти, овощей, картофеля, ягод, сбор дикоросовобоснован методологический подход к регулированию деятельности личных подсобных хозяйств, состоящий в превалировании региональных целей и интересов процесса регулирования, что позволяет достичь нескольких социально-экономических целей на уровне регионаакцентированы государственные регулирующие воздействия на точках роста, позволяющих достичь максимального эффекта исходя из объёма воздействия.

Научное значение полученных результатов состоит: в разработке методологии регулирования деятельности личных подсобных хозяйств на уровне субъекта Федерацииметодов и способов формирования региональной политики по основным экономическим процессамрегулировании занятости и доходов сельского населения, позволяющих достичь основные цели социально-экономической политики, за счет ресурсов имеющихся в распоряжении местных органов власти, и, обеспечить потребности в продовольствии регионав росте уровня жизни не только сельского, но и городского населения.

Практическое применение результатов исследования позволяет достичь устойчивого обеспечения населения региона продуктами питания за счёт традиционных видов продуктов производимых на территориивключение личных подсобных хозяйств, в процесс регулирования, как равноправный элемент производственной системыувеличивает занятость сельского населения, позволяет активизировать трансформационные процессы на селе за счёт роста доходов населения. Материалы исследований рассмотрены и приняты к внедрению региональными органами исполнительной и представительной власти Кемеровской области.

В ходе проведенных исследований получены и выносятся на защиту следующие результаты: методологические положения обоснования приоритетов регулирования в процессе формирования регионального рынка продовольствияорганизационно-экономические основы регулирования участия личных подсобных хозяйств в формировании продовольственных ресурсов субъекта Федерациитехнология регулирования взаимодействия внешних и внутренних факторов, их влияние на развитие производства в личном подсобном хозяйствемеханизм регулирования участия личных подсобных хозяйств сельского населения в формировании продовольственных ресурсовперспективы изменения объемов производства в результате оказания регулирующих воздействий на личное подсобное хозяйство и сельский социум.

Практическая значимость научных исследований состоит: в комплексном решении проблемы обеспечения региона основными продуктами питания на основе их производства и эффективного использования ресурсов личных подсобных хозяйств сельского населения в регулировании потребительского рынка Кемеровской областив разработке методических основ и механизма регулирования доходов и занятости сельского населенияв обосновании системы организационных мер и методов функционирования и взаимодействия областных и муниципальных структур по поддержке развития личных подсобных хозяйств сельского населения.

Использование предлагаемых автором организационно-управленческих систем позволит ускорить преодоление кризисных явлений в формировании продовольственного рынка субъекта Федерации, создать условия для стабилизации и последующего развития занятости и доходов сельского населения.

Сформулированные научные положения, позволяют на более высоком методическом уровне решать проблемы повышения эффективности деятельности личных подсобных хозяйств сельского населения в регулировании потребительского рынка Кемеровской области.

Апробация результатов исследования. Материалы исследований рассмотрены и приняты к внедрению департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации Кемеровской области, использованы при разработке областной программы «Государственная поддержка личных подсобных хозяйств в Кемеровской области на 2002;2005 годы», а также областным советом депутатов при разработке Закона области «О государственной поддержке личных подсобных хозяйств в Кемеровской области» .

Объем и структура диссертации. Содержание диссертации изложено на 156 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 140 литературных источников и 12 приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Предлагаемый механизм государственного регулирования производства продукции в личных подсобных хозяйствах на уровне субъекта федерации и использования произведенной ими продукции в целях формирования, пополнения оптимизации и развития регионального продовольственного рынка предусматривает ориентацию его на максимальное использование возможностей имеющихся государственных и коммерческих структур и некоммерческих организаций для достижения поставленной цели. При этом, основным приоритетом предполагается превалирование региональных интересов. Основным здесь является максимальное обеспечение потребностей населения в продуктах питания местного производства.

2. Сам механизм будет состоять в том, что его основу составит экономическое воздействие в виде ежегодно выделяемых ассигнований из бюджета области на цели осуществления программы развития личных подсобных хозяйств. При этом, поддержку в плане формирования рынка продовольствия должны получать все сельхозтоваропроизводители: крупные негосударственные сельскохозяйственные предприятиягосударственные предприятиякрестьянские (фермерские) хозяйстваиндивидуальные предпринимателивладельцы личных подсобных хозяйствсадоводы и огородники. Уровни поддержки будут различными, но весь механизм должен работать на достижение исходной цели.

3. Особенностью системы государственного регулирования в Кемеровской области является то, что в качестве основного элемента в ней, сегодня, задействованы предприятия потребительской кооперации и областной потребительский союз. Важнейшее преимущество системы потребкооперации заключается в кооперации и интеграции предприятий всех отраслей деятельности.

4. Необходим системный подход к решению проблем обеспечения региональных рынков и населения продуктами питания за счёт государственного регулирования деятельности личного подсобного хозяйства не изолированно, а, в рамках единого хозяйственного комплекса региона. При этом, ЛПХ должно рассматриваться как составной элемент системы по производству сельскохозяйственной продукции.

5. Развитие и увеличение масштабов деятельности ЛПХ связано с решением проблем занятости сельского населения и борьбы с безработицей, комплексным подходом с целью использования всех имеющихся ресурсов сельского хозяйства для повышения обеспеченности региона продуктами питания и обеспечения продовольственной безопасности.

6. Анализ тенденций развития ЛПХ показал, что в периоды возникновения продовольственной проблемы государство принимало меры по их поддержке, при подъеме крупного сельскохозяйственного производства личные подсобные хозяйства сокращали объемы производства. В настоящее время, когда крупное производство находится в кризисном состоянии, резко понизились реальные доходы и жизненный уровень населения, объективно сложились условия для развития ЛПХ, которые в силу своей специфики меньше зависят от общего состояния экономики страны.

7. Формы взаимодействия с предприятиями, меры содействия и государственной поддержки ЛПХ должны быть дифференцированными в зависимости от наличия в них трудовых ресурсов. ЛПХ, не имеющие лиц трудоспособного возраста, обладают незначительным трудовым потенциалом и нуждаются в постоянном содействии со стороны селообразующих предприятий и организаций, в которых работали члены их семей, в поддержке органов местного самоуправления и социальной защиты. Целью поддержки является создание условий для их самообеспечения основными продуктами питания.

8. Для трансформации ЛПХ в высокотоварные хозяйства необходимы кредиты, льготы на развитие материальной базы, земельные наделы из фондов перераспределения. В объединенных личных подсобных хозяйствах нескольких семей с успехом может использоваться высокопроизводительная техника, и они способны при специализации стать высокотоварными.

9. Основная часть ЛПХ обладает ограниченными возможностями автономного развития и может наращивать объемы производства сельскохозяйственной продукции преимущественно за счет интеграции с крупным производством, при содействии со стороны государственных и местных органов управления и, частично, путем механизации производственных процессов.

10. С учетом специфики закупок продукции ЛПХ наиболее предпочтительной представляется многоканальная система, включающая реализацию продукции через: а) сельскохозяйственное предприятие, при наличии в ЛПХ производства аналогичной продукциипредоставлении им краткосрочных и долгосрочных кредитовдотаций и надбавок к ценам на продукцию личных подсобных хозяйствб) перерабатывающие предприятия в селах, где закупки сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах сельскохозяйственными предприятиями не ведутсяв) потребительскую кооперацию с одновременной организацией для сельских жителей встречной торговли средствами малой механизации, инвентарем, комбикормами, шорными изделиямис осуществлением финансовой поддержки кооперативных объединений ЛПХ через местные кредитные кооперативыг) сельские администрации путем создания заготконтор при администрации или закупочных кооперативах.

11. В качестве первоочередных мер содействия развитию ЛПХ и росту товарной части производимой ими продукции можно рекомендовать на уровне области и районов: создать бюджетные фонды поддержки личных подсобных хозяйств, источником которых может стать часть дополнительных поступлений доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в региональный фонд;

В рамках координации работ по областной программе развития ЛПХ предприятия облпотребсоюза должны участвовать в формировании бюджетных и внебюджетных фондов поддержки программ развития сельских подворий. Источником средств может быть часть дополнительной выручки от реализации продукции ЛПХ и дополнительный оборот торговых предприятий.

Участие предприятий потребкооперации позволяет вовлечь в оборот ресурсы неиспользуемые сегодня, что повысит занятость сельского населения на 28 — 31%, увеличит совокупный доход сельской семьи на 2,8 — 2,9 тыс. руб.

12. По данным выборочного опроса, в среднем одной семьей продается только 1% овощей, 9 — мяса, 6 — яиц и 1% картофеля. По результатам расчета баланса ресурсов сельхозпродукции, стоимость излишков продукции произведенной в ЛПХ оценивается в Кемеровской области от 1,5 до 3,0 млрд руб. Задействовав этот гигантский резерв, можно наладить плановое, стабильное продовольственное снабжение и даже разработать и реализовать региональную схему продовольственного обеспечения каждой административной территории в области.

Эффект от внедрения предложенных мероприятий полностью проявит себя потому, что предприятия потребкооперации работают в рамках правового поля. На основе официально заключаемых трехсторонних договоров будет трудоустроено в потребкооперацию не менее 8200 человек, возрастут налоговые поступления от предприятий потребсоюза на 47,5 млн руб., дополнительно будет привлечено к производственной и предпринимательской деятельности 10,8 тыс. чел.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Существует несколько классических определений рынка: рынок — это обмен, организованный по законам товарного обращения, совокупность отношений товарного обменарынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложениярынок — это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Продовольственный рынок следует понимать и как объект и как процесс развития системы отношений и форм продуктообмена. Это сложная система экономических отношений и форм обмена в аграрной сфере, находящихся в динамическом развитии вследствие производства, обмена и потребления конечных продовольственных продуктов, в интересах удовлетворения в них потребностей общества, обусловленных развитием общественного разделения труда.

Наиболее характерными признаками развитого продовольственного рынка являются: удовлетворенный спрос и его активизация у потребителейгибкость системы экономических отношений в цепочке «производствопотребление» продовольствия и сырья для производствасочетание невмешательства государства в хозяйственную деятельность субъекта продовольственного рынка с его регулированием на региональном, межрегиональном и национальном уровняхналичие адекватной условиям рыночных отношений нормативно-правовой базы, опирающейсяна комплексную взаимоувязанную систему правовых, экономических, организационных и административных мер.

Государственное регулирование это экономическое воздействие государства на производство, переработку, хранение и реализацию сельскохозяйственной продукции и сырья. Регулирование формирования продовольственных рынков необходимо строить на сочетании экономических интересов государства, товаропроизводителей и потребителей. В современной ситуации представляется целесообразным уклон в пользу интересов государства в связи с необходимостью перераспределения части доходов формируемых в экономике на цели инвестирования роста объёмов выпуска продукции и на этой основе роста доходов населения. Общепринято мнение о том, что имеется два вида ограничителей свободы хозяйствования — рыночные регуляторы и государственные регуляторы. Они осуществляют корректировку рыночного механизма в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Регулирование рыночных отношений представляет собой сложную систему экономических, правовых, организационно-административных и социальных мероприятий. Важнейшими инструментами такого регулирования являются закупочная, налоговая, ценовая, кредитная, страховая политика, то есть используются преимущественно экономические методы.

Предметом государственного регулирования являются рыночные отношения в производственно-хозяйственной, социальной и иных сферах деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций.

Специфику регулирования рыночных отношений определяют:

• во-первых, разнообразие природно-климатических факторов, которые требуют формирования системы правовых мер, направленных на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого стихийными обстоятельствами, — страхование сельскохозяйственного производства;

•во-вторых, нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию, и как следствие этого — на землю, во многом зависящих от природных факторов, экономических условий сельскохозяйственного рынка, его конъюнктуры;

• в-третьих, относительно слабая привлекательность инвестиций в землю в силу продолжительности цикла сельскохозяйственного производства.

Личное подсобное хозяйство представляет собой часть общественного сельскохозяйственного производства, основанного на частной и арендной форме собственности на землю, основные средства производства, включая скот, личном труде членов сельской семьи. ЛПХ сегодня является основной составной частью АПК, ведется жителями села и выполняет две основные функции — экономическую и социальную. Экономическая функция состоит в производстве продуктов питания для самообеспечения ими потребностей сельской семьи и получении дополнительного, а иногда и основного, дохода. Социальная функция состоит в том, что подворье является одной из сфер занятости сельского населения, приобщает молодежь к сельскому труду и образу жизни.

В сельскохозяйственном производстве значение ЛПХ, в последнее десятилетие, значительно изменилось. Это относится и к Кемеровской области, где в личных подсобных хозяйствах производится 59,7% мяса, 59,2 — молока, 17,2% яиц, 90,5%) картофеля, 74,5% овощей и их доля постоянно растет. На 1 января 2003 г. в них содержалось 42% птицы, 40 — свиней, 46 — КРС, 98% — овец. Численность трудоспособного населения, занятого в ЛПХ (около 92 тыс. чел.) превышает количество работников сельскохозяйственных предприятий (50 тыс. чел.).

Размер ЛПХ характеризуют следующие данные: площадь приусадебного участка — 18 соток, из них 6 соток не засеваетсясодержится 0,9 голов КРС, из них — 0,5 — коров, 0,9 — свиней, 0,3 — овец.

На душу населения области ЛПХ произвели 19,8 кг мяса, 91,9 кг молока, 38 шт., яиц. Удой на одну корову составляет 3820 кг (в сельхозпредприятиях — 2775), яйценоскость кур — 80 яиц (277 — на птицефабриках), суточные привесы молодняка КРС — 450 г, свиней — 600 г. Урожайность картофеля составила 119 ц/га, овощей — 171. Общий размер земли в частном пользовании составляет 87,5 тыс. га, из них около 60 тыс. га занято картофелем, 7,3 тыс. га — овощами.

В ЛПХ происходит снижение производственного потенциала. В сравнении с 1995 г. поголовье скота уменьшилось: КРС на 8,4%, коров — 3,4, свиней на 19, овец и коз на 44%. Но на фоне ещё большего снижения поголовья скота в крупных сельскохозяйственных предприятиях (более 2 раз) удельный вес скота содержащегося в личных подсобных хозяйствах возрос.

Масштаб деятельности подворий области в значительной степени зависит от их интеграционных связей с крупными сельскохозяйственными предприятиями. Прежде всего, в обеспечении техникой и кормами. За счет крупных сельских товаропроизводителей ЛПХ обеспечивают до 70% потребности во всех видах кормов. Ситуация с обеспеченностью кормами в области благоприятна. Заготовляется на голову скота по 15 и более ц корм, ед., в год, при потребности 10,5−12,5.

Рыночные факторы и, прежде всего, спрос на продукцию производимую подворьями, благоприятствуют росту объемов производства. Нехватка продукции на рынке области составляет около 60 тыс. т мяса, 215 тыс. т молока, 170 млн. штук яиц.

Для расширения объемов производства продукции в ЛПХ необходимо улучшить породный состав скота и увеличить поголовье, с тем, чтобы задействовать незанятую рабочую силу, численность которой на селе оценивается в 92 тыс. человек. Для этого ежегодно необходимо поставлять подворьям области не менее 50 тыс. голов молодняка КРС, 100 тыс. гол. поросят, до 2 млн. гол. кур, около 1 млн. гол. другой птицы. Поголовье КРС должно возрасти на 30 тыс. гол., в том числе коров — на 18, свиней — на 30, овец — на 11−12 тыс., птицы — на 480 тыс. голов.

Перспективы производства продукции в ЛПХ зависят от того, как будет использован ресурсный потенциал. С ростом производства необходимо расширить площадь используемых подворьями земель и, прежде всего, для производства продукции животноводства. Площади пастбищ должны быть увеличены на 650 тыс. га, сенокосов на 410 тыс. га. Альтернативой этому может быть производство кормов на пашне, в крупных сельхозпредприятиях.

На расширение производства потребуются материально-технические ресурсы из расчета 70 тыс. руб. на 1 т дополнительного производства молока, 30 тыс. руб. на 1 т мяса свиней, 40 тыс. руб. на 1 т мяса овец, 400 руб. на 1 курицу-несушку (по укрупнённым нормативным расчетам).

Использование этого огромного потенциала возможно только при рациональной системе организации работ по всему комплексу мероприятий связанных с деятельностью ЛПХ по производству, заготовке, переработке и сбыту произведенной ими продукции.

Проведенное исследование показало, что для развития личных подсобных хозяйств необходимо: создание нормативно-правовой базы, повышение социального статуса ЛПХ, как формы частного предпринимательства в сельском хозяйствераспространение мер государственной поддержкирасширение и совершенствование интеграционных связей общественного и личного подсобного хозяйства, развитие форм их взаимодействиявовлечение личного подсобного хозяйства населения в кооперационные хозяйственные связи в агропромышленном комплексесовершенствование системы сбыта продукцииформирование на базе ЛПХ высокотоварных хозяйстввведение закупок продукции ЛПХ в государственные фонды по гарантированным закупочным ценам, обеспечивающим окупаемость затратиспользование товарного кредита для налаживания кормопроизводства, расширения сферы производства и совершенствования технологииусиление роли местных органов самоуправления в регулировании индивидуальной сельскохозяйственной деятельностииспользование прямых целевых субсидий и кредитов государства сельским семьямукрепление прав земельной собственности сельского населения, освоение системы экономического регулирования земельных отношений, создание экологически безопасного земледелия;

Предложенные мероприятия позволят изменить ситуацию с обеспечением населения области продуктами питания и значительно повысить доходность деятельности не только личных подсобных хозяйств, но и предприятий работающих в этой сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агропромышленный комплекс России в 2000 г. М.: Минсельхозпрод РФ, 2002.-375 с.
  2. В.Ф. Крестьянские (фермерские) кооперативы России // Вестн. с.-х. науки, 1991. -№ 9. С. 101−109.
  3. О.С. Теория переходной экономики. Ростов-н-Д.: Феникс, 2002. — 364 с.
  4. И.П. Земельные отношения в России: коллизии и парадоксы/ Земельная реформа. М., 2003. — 11 с.
  5. А.В. О необходимости кооперирования личных хозяйств населения // Проблемы развития кооперации в АПК региона: Мат, межрег. на-учн.- практич. конф. Тюмень, 2000. — С/7.56−158.
  6. А.В. Кооперация как естественный процесс развития сельскохозяйственного производства // Сборник научных трудов Кем СХИ. Выпуск 7. Кемерово, 2000. — С. 138−140.
  7. М.З. Научные основы формирования регионального продовольственного рынка / РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. Новосибирск, 1999.- 187 с.
  8. В.А. Усиление ЛПХ и хозяйствования на селе // Экономика с.-х. и перераб. предприятий, 1996. № 6. — С. 16−19.
  9. В.И. ЛПХ: Занятость, доходы, перспективы развития // Личное и коллективное в современной деревне. М.: ВНИИЭСХ., 1997. — 105с.
  10. В.П., Шурыгин А. Г. Кредитные взаимоотношения коллективных сельхозпредприятий и ЛПХ // Экономика с.-х. и перераб. предприятий, 2000. -№ 1.- С. 69−70.
  11. О.В. Потребительский рынок, его регулирования в условиях социально-экономических преобразований: Автореф. дис. канд. экон. наук. — М., 1999.-24 с.
  12. JI.B. Экономика семейного хозяйства в аграрном секторе: Дис. канд. экон. наук. Новосибирск, 1998. — 133 с.
  13. Гражданский Кодекс РФ. Часть 1 и 2. М., 2003.
  14. П., Сысоева М., Дугина Т. Личные подсобные хозяйства граждан, и состояние и эффективность // Экономика с.-х. и перераб. предприятий, 1999.-№ 6.-С. 26.
  15. Н.М. Изменение места и роли ЛПХ в агропромышленном комплексе России // Организационно-экономический механизм функционирования АПК Сибири. Новосибирск: СибНИИЭСХ, 1999. — С. 35−40.
  16. Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Сов. Сибирь. — 2003.- 16июн.
  17. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Сов. Сибирь. 1991. — 15 янв.
  18. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» // Сов. Россия. -1991.-10янв.
  19. Закон РСФСР «О социальном развитии села» // Сов. Россия. 1991. -11 янв.
  20. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Москва. 19 июня 1992 года. № 3085−1.
  21. Закон РФ «О праве граждан на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» // Российская Газета. 1993. — 6 янв.
  22. Закон Алтайского Края «О государственной поддержке личных подсобных хозяйствах занятых производством и поставкой сельскохозяйственной продукции в региональный продовольственный фонд» от 26 августа 1999 г. -Барнаул. 9 с.
  23. Закон РСФСР «О земельной реформе». Агропромышленный комплекс России Сборник нормативных актов и документов. Новосибирск: ЮКЭА, 1998.-824 с.
  24. Закон Томской области «О личном хозяйстве в Томской области» от 18 сент. 1998 г. Томск, 1998. — 7 с.
  25. Закон Федеральный «О личном подсобном хозяйстве» от 8 апр. 1998 г. -М, 1998.-9 с.
  26. Закон Кемеровской области от 07.02.2000 N 11−03 «Об областном бюджете на 2000 год»
  27. Закон Кемеровской области от 17.01.2001 N Ю-ОЗ «Об областном бюджете на 2001 год»
  28. Закон Кемеровской области от 18.12.2003 г. № 65−03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области»
  29. Закон Кемеровской области от 19.12.2001 N 128−03 «Об областном бюджете на 2002 год»
  30. Закон Кемеровской области от 23.12.2002 N 109−03 «Об областном бюджете на 2003 год»
  31. И.Е. Аграрная политика и сельское хозяйство в СССР после «революции сверху» (1930-е годы)/ История аграрных отношений. М., 200 314 335. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-Ф3
  32. В.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий. Кемерово, 1998, 187 с.
  33. Земельный кодекс РФ // Российская Газета. — 2001. 24 ноября.
  34. Как стать фермером: Энциклопедия приусадебного хозяйства. — М.: Имидж, 1992. 846 с.
  35. З.И. Коллективное и индивидуальное в сознании сельского населения как фактор развития экономических реформ // Человек в российском экономическом пространстве. Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.-С. 15−18.
  36. З.И. Парадоксы аграрной реформы в России: Социологический анализ трансформационных процессов. Новосибирск: ИЭиОПП, 2000. -135 с.
  37. З.И. ЛПХ в СССР: социальные регуляторы и результаты развития. Новосибирск: Наука, 1991. — 98 с.
  38. З.И., Антонова Т. П. ЛПХ сельского населения: проблемы и перспективы. Новосибирск: ИЭиОПП, 1984. — С. 11−187.
  39. . З.И. Личное подсобное хозяйство в СССР. — Новосибирск: ИЭиОПП, 1991.-238 с.
  40. Д.Н. Личное и коллективное в современной российской деревне // Личное и коллективное в современной деревне. М., 1997. — 81 с. Кис-люк М. Б. Структурная перестройка экономики региона. Кемерово, 1995. С.340
  41. М.Б., Сурнин B.C., Морозенко А. Д. Финансовая стабилизация экономики региона. Кемерово, 1996. С.424
  42. Э.Н. К вопросу о земельном обороте / Аграрная реформа в России, М. 2003,30 с.
  43. Кузбасс 1998. Статистический ежегодник.-Кемерово, 1999, С.305
  44. Кузбасс 1999. Статистический ежегодник.- Кемерово, 2000, С.310
  45. Кузбасс 2000. Статистический ежегодник, — Кемерово, 2001, С.309
  46. Кузбасс 2001. Статистический ежегодник.- Кемерово, 2002, С.315
  47. Кузбасс в 2002 году // Кузбасс, 2003, 5 февраля,№ 21, 3 с.
  48. Кузбасс. Начало XXI века. Томск, 2002. 180 с.
  49. Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров, 1994.-233 с.
  50. Кооперативы в России: их роль в рыночной экономике. Оксфорд: Планкет Фаундейшн, 1996. — 32 с.
  51. Н.Я. Экономика сельского хозяйства. М.: Тандем, 1998. -320 с.
  52. Н.Я., Сорокин B.C. Сельскохозяйственные рынки. М.: МСХА, 1998.-180 с.
  53. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года / Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации. Москва, 2001. — 110 с.
  54. К.В. Личное подсобное хозяйство сельского населения и его интеграция с общественным производством. — М.: ВНИЭТУСХ, 2000. 280 с.
  55. К.В. Об экономической эффективности ЛПХ и его реформировании // Экономика с.-х. и перераб. предприятий, 1998. № 3. — С. 44−46.
  56. И.А. Принципы кооперативного движения. — Чита: ЗИП Си-6УПК, 1996.-285 с.
  57. А.И. Социально-экономическая ситуация на селе: тенденции и оценка их последствий // АПК: Экономика, управление, 1997. № 8. — С. 7−9.
  58. А.И., Дибиров А. А. Развитие личных подсобных хозяйств в условиях перехода к рыночным отношениям. Екатеринбург: Урал. Гос. ун-т, 1994. -147 с.
  59. М.В. ЛПХ и крестьянские хозяйства как им развиваться? // Сел. хоз-во Белоруссии, 1990. № 1. — С. 4−15.
  60. Ю.Б., Коротнев В. Д., Кочетова Г. Н., Никифорова Е. Н. Менеджмент в АПК / Под ред., Ю. Б. Королева. М.: Колос, 2000. — 145 с.
  61. В.В. Научно-методические основы формирования и развития потребительского комплекса в условиях создания рыночной экономики (на примере Красноярского края): Автореф. дис.. канд. экон. наук. Новосибирск: СибУПК, 2001. — 22 с.
  62. Крестьянство и сельское хозяйство Сибири 1960−1980-е гг. Новосибирск: СО РАСХН, 1991. — 488 с.
  63. И.Т. Вопросы организации крестьянских хозяйств // Экономика сельского хозяйства, 1991. -№ 5. С. 12−16.
  64. И.Т., Щукина З. Н. Интеграционные связи ЛПХ с общественным производством // Зоотехния, 1992. № 11−12. — С. 35−40.
  65. В.В., Тарасов А. Н., Дунаев В. Л. Лысенко Е.Г. Личные подсобные хозяйства сельского населения: факторы развития и экономическое поведение в переходной экономике. Ростов н/Д., 1998. — 60 с.
  66. И.В. Личное и коллективное в сельском хозяйстве Сибири // Личное и коллективное в современной деревне: Николаевские чтения. — М., 1997.-84 с.
  67. В.Ш. Организационные основы создания системы продовольственных рынков в Кемеровской области. Новосибирск: ИЭиОПП, 1997. -228 с.
  68. P.M. Кооперация и рынок. Черкесск: Пул, 1997. — 56 с.
  69. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 272 с.
  70. A.A., Бондаренко В. И., Шепотыло А. А. Кооперирование личных хозяйств населения с общественным производством. — Киев: Урожай, 1988 -75 с.
  71. О., Серова Е. Оценка уровня государственной поддержки сельского хозяйства// Вопросы экономики. 1996. № 7.
  72. Я. Принципы кооперации для XXI века / Пер. с англ. Л. В. Тихонович. Белгород: БУПК, 1998. — 204 с.
  73. В. П. Кооперация аграрной сферы: Опыт, проблемы, перспективы. М.: Росс, университет дружбы народов, 1996. — 303 с.
  74. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги / Под ред. проф., В. Я. Горфинкеля, проф., В. А. Швандара: Учебное пособие. М.: ЮНИ-ТИ — ДАНА, 2001.-357 с.
  75. К., Энгельс Ф. Капитал. Соч. 2-е изд. Т. 26 ч. 1. С. 417−418.
  76. X. Проблемы крестьянского хозяйства и реформа в Польше // АПК: Экономика, управление, 1988. -№ 3. С. 99−101.
  77. И.В. Общественное и личное в сельскохозяйственном производстве. М.: Россельхозиздат, 1982. — 96 с.
  78. Материалы международного кооперативного форума // Совершенствование кооперативного управления. Повышение эффективности деятельности и увеличение объема услуг, оказываемых членам кооперативов. Белгород, 1999.-230 с.
  79. А.С. Рыночная инфраструктура региона. Новосибирск: ЭКОР, 1996.-288 с.
  80. А.С. Теория региональных рынков: Учебник. — Ростов-н-Д.: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 448 с.
  81. Ю.А. Проблемы и перспективы интеграции предприятий АПК и потребительской кооперации. Новосибирск: СибУПК, 2000. — 17 с.
  82. Организация сельскохозяйственного производства / Под ред. Ф.К. Ша-кирова. М.: Колос, 2001. — 504 с.
  83. Э.И. Роль обслуживающих кооперативов в предпринимательской деятельности крестьян // Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы. М.: Институт государства и права РАН, 1998.-49 с.
  84. В.Н., Радчиков А. Н., Скурихин П. В. Продовольственная безопасность России: современное состояние и механизмы обеспечения. Учебное пособие. Новосибирск: СибАГС, 2000. — 232 с.
  85. А.В. Земельная реформа в России: итоги и перспективы/ Аграрная реформа в России, М.: 2003, с.7
  86. П.М. АПК Сибири: тактика и стратегия экономических реформ. Новосибирск: СибНИИЭСХ, 2001. — 420 с.
  87. Показатели экономического и социального развития Кемеровской области // Кемерово, № 48, 2003
  88. Н.А. Экономика сельского хозяйства. С основами сельского предпринимательства: Учебник. М., ЭКМОС, 1999. — 352 с.
  89. Н.А., Захарьин В. Р., Карпусь Н. П., Федоренко В. Ф. Предпринимательство в АПК: Учебник. М.: ЭКМОС, 2001. — 352 с.
  90. Постановление Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» // Земля и люди, 1992. 10 янв.
  91. Постановление правительства РФ «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств». Агропромышленный комплекс России // Сборник нормативных актов и документов. -Новосибирск: ЮКЭА, 1998.-779 с.
  92. В.П. Рынок: Проблема предпринимательства и кооперации. Ставрополь: Пресса, 1996. — 328 с.
  93. С.Г., Евсеев М. Д. Возможности кооперации личных подсобных хозяйств // Экономика с.-х. и перераб. предприятий, 2000. — № 3−4. -С. 52−54. С. 40−42.
  94. Проектно-технологические решения семейных ферм, крестьянских хозяйств по производству молока и свинины. Краснообск: СО РАСХН, 1992. -131 с.
  95. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2000, 2001.
  96. . И.В. К вопросу о нормировании земли и землеобеспечении в России // Личное и коллективное в современной деревне. М., 1997. — 24 с.
  97. Л.А. Научно-организационные основы совершенствования экономических отношений потребительской кооперации в условиях формирования рыночной экономики на селе. — Новосибирск: ИЭиОПП, 1999. 248 с.
  98. В.Д., Касьянова А. А. Прогнозирование экономического и социального развития аграрного сектора и АПК. Новосибирск: ИЭиОПП, 1981.-С. 5−31.
  99. Социальная траектория реформируемой России. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. — Новосибирск: Наука, 1999.
  100. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. — М.: Госкомстат России, 1999. С. 351.
  101. Социально-экономическое положение Кемеровской области, 2000 год. Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 2001.
  102. А.Х., Кетова Н. П., Мамбетов М. А. Региональный потребительский рынок: механизмы становления и развития. Ростов н / Д, 1999. — 270
  103. Техника для малых ферм и семейного подряда. Каталог / Госагропром СССР. -М.: АгроНИИТЭИИТО, 1989. 96 с.
  104. А.Н. Трудовое поведение работников // АПК, экономика, управление, 1993. № 3. — С. 60.
  105. К.И. Воспроизводство в колхозах, совхозах и личном подсобном хозяйстве. Ижевск, 1981.-31 с.
  106. Е.В. Формирование оптового продовольственного рынка Новосибирской области: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Новосибирск: СибУПК, 2001.-21 с.
  107. В.Я. Семейное трудовое крестьянское хозяйство: прошлое, настоящее, будущее //Вестн. с.-х. науки, 1998. — № 9. С. 28−29.
  108. В.Я., Сарайкин В. А. Роль семейных ферм и сельскохозяйственных корпораций в России и США // Экономика с.-х. и перераб. предприятий, 1999.-№ 5.-С. 45−48.
  109. Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. № 337. Агропромышленный комплекс России // Сборник нормативных актов и документов. — Новосибирск: ЮКЭА, 1998. 640 с.
  110. JI.B. Виды кооперативов в современном мире и их особенности: Учебное пособие. Белгород: БУПК, 1998. — 41 с.
  111. УстюговаВ.В. Личное подсобное хозяйство: правовой режим имущества. -М.: Наука, 1990. -128 с.
  112. Указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» // Сов. Сибирь. 1993. — 2 нояб.
  113. О.П. Сибирское село: альтернативные модели адаптации // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. -М., 1999.
  114. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села на период до 2010 года». -М.: Минсельхозпрод, ВНИЭСХ, 2001. 36 с.
  115. Г. А. Организация прибыльного крестьянского хозяйства. М.: АККОРинформиздат, 1993. — 57 с. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» (14.07.1997) // Российская газ. 1997.23 июля
  116. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» //Экономика сельского хозяйства России. 1997. № 4.
  117. Р. Корпоративное руководство и система контроля управления в европейских кооперативах. Женева: МКА, 1995. — 8 с.
  118. В.П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. Ростов н/Д: Феникс, 2000.-512 с.
  119. В.И. Развитие форм хозяйствования в условиях многоукладной экономики АПК // Экономика с.-х. и перераб. предприятий, 1995. № 2. — С. 11−12.
  120. Е.В., Арлюкова И. О. Риски в экономической деятельности: Учебное пособие.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002.- 64 с.
  121. А.В. Краткий курс кооперации. М., 1918. — 36 с.
  122. А.В. Крестьянское хозяйство. М.: Агропромиздат, 1989. -490 с.
  123. А.Н. Теоретические основания организации крестьянского хозяйства. Харьков, 1919. — С. 33−39.
  124. Я.И., Распутин А. А. Развитие сельского подворья в Сибири: Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК, 2004. — 68 с.
  125. М. Организация крестьянского хозяйства на базе личного подсобного хозяйства // АПК: Экономика, управление, 1992. № 4. — С. 85−87.
  126. Н.В. Исследование развития региональной системы торговли. Новосибирск: НГУ, 1995. — 83 с.
  127. В.Ф., Распутин А. А., Мельникова О. Д., Калимуллин М. И. Развитие экономических отношений потребительской кооперации и личных подсобных хозяйств сельского населения / Под ред. В. Н. Папело. — Новосибирск: СибУПК, 2003. 96 с.
  128. . Г. И. Личное подсобное хозяйство в системе социалистического сельского хозяйства. М.: ИЭМСС, 1982. — 22 с.
  129. Г. И. Личное подсобное хозяйство в странах СЭВ. М.: Мысль, 1982.-С. 117−127.
  130. Г. И. Личное подсобное хозяйство: возможности и перспективы. М.: Мысль, 1983. — 93 с.
  131. Р.И., Новоселов А.С, Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. — Новосибирск: Наука, 1993. 443 с.
  132. З.Н. Занятость и доходность в ЛПХ населения // Экономика с.-х. и перераб. предприятий, 1999. — № 6. С. 54.
Заполнить форму текущей работой