Психологическое содержание эмоциональной устойчивости педагога дошкольного образования
![Диссертация: Психологическое содержание эмоциональной устойчивости педагога дошкольного образования](https://westud.ru/work/3322689/cover.png)
Диссертация
Эмоциональная устойчивость является профессионально значимым качеством будущего педагога дошкольного образования, которое обусловлено уровнем развития таких психологических особенностей его личности, как профессиональное самосознание (гуманистические мотивы личности, самоанализ и саморазвитие личности, позитивность самовосприятия, стремление к самосовершенствованию), эмоциональная отзывчивость… Читать ещё >
Содержание
- 19. 00. 07. — «Педагогическая психология»
Список литературы
- Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. — СПб.: Речь, 2004. — 166 с.
- Аболин JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. — 261с.
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии- Редкол.: A.A. Бодалев и др. М.: АПН СССР, 1983. — 98 с.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.
- Алексеев A.B. Психомышечная тренировка метод психической саморегуляции: Учеб. пособие. — М.: ЦОЛИУВ, 1979. — 28 с.
- Аминов H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. — № 5. -С.71−77.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания М.: Наука, 2000. — 351 с.
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избр. тр. М.: Наука, 1979. — 454 с.
- П.Афонин В. В. Аутогенная тренировка как средство профессионального самовоспитания студентов педвуза: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988. -218 с.
- Баранов A.A. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1995. — 217 с.
- И.Башлакова J1.H., Харин С. С. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям: Метод, рекомендации. Минск: ООО «Скарына», 1995.-39 с.
- Беляев Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. Л.: Медицина, 1977. — 160 с.
- Беребин М.А. Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Санкт.- Петербург, гос. ун-т. СПб., 199 625 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М. Б. Гнедовская, М. А. Ковальчук / Под общ. ред. В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1986. 420 с.
- П.Боброва Е. М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педвуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. -М., 1989. 16 с.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 199 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издат. дом «Филинъ», 1996. — 472 с.
- Болтунова Т.М. Подготовка будущих учителей к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1990.- 195 с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. -СПб: Социал.- психол. центр, 1996. 380 с.
- Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении: Пер. с англ. / Под общ. ред. O.K. Тихомирова. М.: Прогресс, 1976. — 144с.
- Буланова Г. В. Эмоциональное состояние студентов как фактор их успешной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. JI., 1983. — 208 с.
- Варес A.B., Талем С. И. Роль эмоциональной напряженности в ухудшении деятельности и вегетативного состояния в ситуации экзамена // Проблемы высшей школы: Сб. ст. / Редкол. X. Калдер и др. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1979.-С. 127−136.
- Вербова К.В., Кондратьева C.B. Психология труда и личности учителя: Учеб. пособие по курсу «Возрастная и педагогическая психология для студентов пед. специальностей». Гродно: Гродн. гос. ун-т, 1991.-81 с.
- Верещагин В.Г. Физическая культура индийских йогов. Минск: Полымя, 1982.-144 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 142 с.
- Власов В.Ф. Психологические условия повышения эффективности процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости у воинов средствами физической подготовки: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Воен.- полит, акад. им. В.И. Ленина-М., 1990.-21 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1979. 188 с.
- Волкинд H .Я. Зависимость эмоционального напряжения от различных факторов экзаменационной обстановки // Журнал высшей нервной деятельности им. Павлова. 1975. — T.XXV. — Вып. 6. — С. 1181 — 1187.
- Вопросы психической подготовки спортсменов высшей квалификации к ответственным соревнованиям / Н. А. Худадов, Ю. Л. Серговская. М.: ЦООНТИ Физкультура и спорт, 1985. — 17 с.
- Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. Из неопублик. трудов. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. — 500 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика Пресс, 1999. — 536 с.
- Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 112 с.
- Габдреева Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием: Учеб. пособие. Казань: Изд-во КГУ, 1981. — 63 с.
- Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 244 с.
- Гаджиева Н.М., Никитина H.H., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.- 144 с.
- Гайнутдинов Р.З. Влияние занятий физической культурой и спортом на формирование профессионально-значимых свойств личности студентовпедагогического вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук / ЛГУ им. А. А. Жданова. Л., 1986. — 16с.
- Гельгорн Э., Луфборроу Д. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиол. иссследование / Под ред. П. К. Анохина. М.: Мир, 1966. -672 с.
- Генковска В.М. Особенности саморегуляции как формы психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях: Дис.. канд. психол. наук.-Киев, 1990.- 149 с.
- Гиппиус С. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники: Учеб.-метод. пособие к урокам актерского мастерства. М. — Л.: Искусство, 1967. т 295 с.
- Гладкова Е.В. Формирование личности воспитателя детского сада в процессе профессиональной подготовки: Дис.. канд. психол. наук. -Ташкент, 1991.- 163 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 100 — 111.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
- Гришин Э.А. Чтобы стать учителем. (Идущему на первые уроки). -Владимир: Владимир, пед. ин-т, 1974. 142 с.
- Гришнева И.В. Формирование коммуникативной культуры у будущего педагога дошкольного образования: Дис.. канд. пед. наук. -Н. Новгород, 2000. 229 с.
- Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980. -182.
- Грымаць А.А. Пахолага-педагапчныя аспекты складання прафес1яграмы педагога // ПЫхалопя. 1996. — Вып. 2. — С. 66 — 69.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.
- Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 67 с.
- Декарт Р. Страсти души: Пер. с франц. А. К. Сынопалов // Сочинения: В 2 т. / Пер. с лат. и франц. С. Ф. Васильев, М. А. Гарнцев и др. М.: Мысль, 1989.- 1994 .-Т.1.- 1989.-С. 481 -572.
- Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М.:Физкультура и спорт, 1987.-61 с.
- Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев: Политиздат Украины, 1987. — 139 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. -Минск: Университетское, 1985. 206 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Минск: Народная асвета, 1996.-399 с.
- Дьяченко М.И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 1990 — № 1. — С. 106 — 112.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 167 с.
- Захаров В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учеб. пособие.-Л.: ЛГУ, 1989.-55 с. 73.3ильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е. А. Милеряна. М.: Наука, 1974. -С. 138- 173.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 288 с.
- Кагальняк А.И., Бендерская О. Н. Опыт изучения профессиональной адаптации молодых учителей // Советская педагогика. 1981. — № 9. -С. 99- 103.
- Казанская В.Г. Психологические механизмы формирования взаимоотношений педагогов с обучаемыми // Адукацыя i выхаванне. -1995.-№ 12.-С. 32−43.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества): Автореф. дис.. д-ра психол. наук / ЛГУ им. A.A. Жданова. Л., 1981. -31 с.
- Каськова Н.В. Психологический анализ эмоционального компонента педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / НИИ психологии УССР. Киев, 1989. — 17 с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Изд-во «Наука», 1983. — 368 с.
- Клейнзорге X., Клюмбиес Т. Техника релаксации: Пер. с нем.: К. И. Мировский, И. М. Кельман. М.: Медицина, 1965. — 73 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969.-227 с.
- Козиев Н.В. Профессионально значимые качества личности учителя и их самооценка // Творческая направленность деятельности педагога: Сб. науч. тр. /НИИ общ. образования взрослых АПН СССР- Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1978. — С.37 — 51.
- Колесников В.Н. Эмоциональный фактор в структуре личности и учебной деятельности студентов: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1997. — 113 с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Введение в возрастную и педагогическую психологию: Учеб. пособие. Минск: Минск, гос. пед. ин-т им. М. Танка, 1985.- 101 с.
- Коломинский Я.Л. Психологическая культура условие и цель деятельности психолога // Пшхалопя. — № 2. — 2000. — С А—19.
- Кондратьева C.B. Педагогическая и возрастная психология: Тексты лекций по одноим. курсу для студентов пед. спец.: В 2 ч. Гродно: Гроднен. гос. ун-т, 1996.-4.1.-90 с.
- Кондратьева C.B. Проблемы психической регуляции педагогической деятельности и общения // Психология. Вып. 4. — С. 35 — 43.
- Концепция дошкольного воспитания РБ // Зборшк нарматыуных дакументау Мшютэрства адукацьи РБ. 2000. — № 10. — С. З — 21.
- Корнеева J1.H. Психогигиена профессиональной деятельности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под. ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1991. -С.103- 112.
- Крутецкий В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1991. — 111 с.
- Кузнецова A.C. Методы психологической саморегуляции и психопрофилактики неблагоприятных функциональных состояний человека в связи с особенностями профессиональной деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук /Моск. гос. ун-т. М., 1993.-25 с.
- Кузнецова Е.В. Компетентность педагога как субъекта невербальных коммуникаций и методы ее развития // Психология учителя: Тез. докл. к VII съезду Общ-ва психологов СССР / АН СССР. Общ-во психологов СССР.-М., 1989.-С. 64.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя и формирование его личности. JL: Изд-во ЛГУ, 1967. — 183 с.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. (Тексты лекций). Гомель: Гомельск. гос. ун-т, 1976. — 57 с.
- Кулеба О.М. Эмоциональная культура учителя в теории и практике отечественного высшего педагогического образования (60-е 90-е годы XX века): Дис. канд. пед. наук. -М., 2000.-221 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологические знания и учитель // Вопросы психологии. -1983. -№ 3. С.54−61.
- Леви В.Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. М.: Знание, 1991.-253 с.
- Леви Л. Психосоматические заболевания как следствие профессионального стресса // Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья: Пер. с англ. / Под ред. Р. Калимо, Л. Леви, М.А.Эль-Батави и др. М.: Медицина, 1989. — С.78 — 89.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.-344 с.
- Левкович В.П. Моральные нормы регуляторы поведения личности // Советская педагогика. — 1976. — № 3. — С. 96 — 106.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
- Леонова А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 123 с.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 47 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
- Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. -С.4−7.
- Лихачева Н.Л. Способность воспитателя формировать социально-психологический климат детской группы как показатель профпригодности: Дис.. канд. психол. наук. Казань, 2000. — 185 с.
- Лобзин B.C., Полякова Л. А. Возможности физиологической саморегуляции эмоций. Л.: ЛДНТП, 1984. — 20 с.
- Лоуэн А. Биоэнергетика (Революционная терапия, которая использует язык тела для лечения проблем разума). СПб.: Ювента, 1998. — 382 с.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 176 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970.-495 с.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1992. — 220 с.
- Макарэвич P.A. Аб стане и некаторых шляхах фарм1равання пшхалапчнай гатоунасщ педагапчнай ВНУ да прафесшнай дзейнасщ // Развщце нацыянальнай Ыстэмы падрыхтоую педагапчных кадрау: Зборнж артыкулау. Мшск, 1994. — С.273 — 275.
- Макаревич P.A. Экспериментальная психология: теоретические основы, лабораторный практикум: Учеб. пособие. Минск: Респ. ин-т высш. шк. при Бел. гос. ун-те, 1997. — 171 с.
- Макаренко A.C. Сочинения: В 7 т. 2-е изд. — М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1958. — Т. 5: Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе. — 558 с.
- Макаревич P.A., Шабеко Е. М. Эмоциональная устойчивость педагога // Народная асвета. 1998. — № 7. — С. 10−15.
- Малкин В.Р. Средства психической саморегуляции как фактор стабилизации деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис.. канд. психол. наук / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М., 1985. -21 с.
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 208 с.
- Марищук B.JI. Эмоции в спортивном стрессе. СПб.: КВИФК, 1995. -124 с.
- Марищук B. J1., Платонов К. К., Плетницкий Е. А. Напряженность в полете. М.: Воениздат, 1969. — 120 с.
- Марищук В.Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издат. дом «Сентябрь», 2001. — 260 с.
- Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 108 — 117.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 176 с.
- Мерлин B.C. Очерки теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. -304 с.
- Мерлин B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т психологии- Редкол.: Л. И. Анцыферова (отв. ред.) и др.-М.: Наука, 1981. С. 87 — 106.
- Мескон Т., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Общ. ред. Л. И. Евенко. М.: Дело, 1999. — 799 с.
- Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1984. -191 с.
- Милерян Е.А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е. А. Милеряна. М.: Наука, 1974. — С. 83 — 119.
- Милерян Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е. А. Милеряна. М.: Наука, 1974. — С. 5 — 82.
- Мильман В.Э. ' О некоторых методах изучения индивидуально-психологических различий, влияющих на поведение в стрессовых ситуациях // Вопросы психологии. 1968. — № 2. — С. 160 — 167.
- Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 47 — 55.
- Мирошин B. J1. Эмоционально-волевая устойчивость и ее формирование у студентов: Дис. канд. психол. наук. М., 1988. — 170 с.
- Митина JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 58 — 64.
- Митина JL М. Значение самооценки учителя // Советская педагогика.1991. -№ 1.- С. 90−93.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 1998. — 200 с.
- Митина JI.M. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: «Сентябрь», 1999. -192 с.
- Михальченко Г. Ф. Диагностика и развитие эмпатии // Практическая психология: Метод, рекомендации школьн. психологам и студентам / Гродн. гос. ун-т им. Я. Купалы- Под ред. C.B. Кондратьевой. Гродно.1992.- С. 54−69.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120 с.
- Нагорная Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Киев. гос. пед. ин-т им. A.M. Горького. Киев, 1983. -24 с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 112 с.
- Натаров В.И., Немчин Т. А. Нервно-психическое напряжение и психопрофилактика состояний здоровья студентов // Психологический журнал. 1988. — № 3. — С. 87 — 93.
- Небылицин В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Д.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 166 с.
- Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетеа, 1998. -488 с.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -191 с.
- Николаева А.Б. Использование приема персонификации для определения влияния воспитателя на дошкольников // Новые исследования в психологии. 1985. — № 2 (33). — С. 60 — 63.
- Николаева А.Б. Личность воспитателя как фактор становления личности дошкольника // Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. -М., 1987.-С. 157- 167.
- Николаенко С.А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1985. — 24 с.
- Носенко Э.Л. Специфика проявления в речи состояния эмоциональной напряженности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1979. — 36 с.
- Ноцаренус H.H. Формирование профессионально-педагогической компетентности у студентов факультета дошкольного воспитания педвузов. Дис. канд. пед. наук. -М., 1998.- 148 с.
- Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика. 1993. -№ 4.-С. 21−26.
- Оя С. М. Психологические вопросы предстартовых состояний // Психология и современный спорт. М., 1973. — С. 206−207.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. -М.: НИИ дошк. вос-ния АПН СССР, 1978.-200 с.
- Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. 10-е изд. — М.: Наука, 1973.-659 с.
- Панько Е.А. Воспитатель детского сада: Психология: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск: Народная асвета, 1998. -176 с.
- Панько Е., Панько П. Болеет тело. А душа? // Пралеска. № 9. — 2001. -С.43 — 48.
- Пергаменщик JI.A. Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический практикум. Минск: Нар. асвета, 1995. — 64 с.
- Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учеб. пособие по курсу: «Основы пед. мастерства». М.: Московск. городское пед. о-во, 1998.-222 с.
- Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя: Учеб. пособие к спецкурсу. Казань: КГПИ, 1982. — 76 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.
- Пилиповский В .Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 97 -103.
- Писаренко В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика: Кн. для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: Нар. асвета, 1986. — 240 с.
- Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. 1986. — Т. 7. -№ 1. — С. 6272.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. / Общ. ред. Л. И. Евенко. М.: Прогресс, 1986. — 418 с.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1970. — 264 с.
- Платонов К.К., Шварц Л. М. Очерки психологии для летчиков. -М.:Воениздат, 1948. 160 с.
- Плахтиенко В.А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
- Поваренков Ю.П., Шадриков В. Д. Формирование информационной основы деятельности в процессе профессионального обучения // Психологический журнал. 1990. — Т.2. — № 2. — С.21−28.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО. — 2002. — 160 с.
- Пралеска. Выхаванне i навучанне дзяцей у дашкольнай установе: Базюная праграма i метадычныя рэкамендацьп. 2-е выд., перапрац. i дап. — Мшск: НМЦэнтр. — 2000. — 447 с.
- Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности (на уроке) // Вопросы психологии. 1991. -№ 5.-С. 156−161.
- Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. — 165 с.
- Прутченков A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Об-во «Знание» РСФСР, 1991. — 45 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 440 с.
- Психология конфликта и пути его разрешения: Учеб.-метод. пособие / Сост. Е. Ю. Казанович. Минск: Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка, 1997. -45 с.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л.И.Анцы-ферова. М.: Наука, 1981. — 364 с.
- Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 287 с.
- Психолого-педагогические проблемы подготовки будущего учителя к воспитательной работе средствами физической культуры: Материалы конф. / Пед. о-во РСФСР. Центр. Совет. М.: Прометей, 1987. — 152 с.
- Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов / С. М. Косенок, В. М. Карлышев, А. П. Исаев, С. А. Кабанов // Педагогика. -1998.-№ 4.-С. 118−119.
- Пунг Э.Ю. Опыт экспериментального исследования эмоциональной напряженности в ситуации экзамена: Дис.. канд. психол. наук. Тарту, 1969.-266 с.
- Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 88 с.
- Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя: Межвуз. сб. науч. тр. / Тул. гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого- Редкол.: A.A. Орлов (отв. ред.) и др. Тула, 1989. -163 с.
- Разумов С.А. Эмоциональный стресс, работоспособность и здоровье. -Д.: Знание, 1975.-39 с.
- Райх В. Анализ личности. М.: «КСП +" — СПб.:Ювента, 1999. — 333 с.
- Реан A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 83 — 88.
- Реан A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 45 — 54.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999. — 416 с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. и вступ. статья В. К. Вилюнаса. М.: Прогресс, 1979. — 392 с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для шк. психологов по работе с учителем и пед. коллективом. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-496 с.
- Роговин М.С. Психическая напряженность и ее изучение // Военно-мед. журнал. 1962. — № 8. — С. 88 — 91.
- Родионов A.B. Психофизическая тренировка. М.: ТОО «Дар», 1995. -64 с.
- Рождественская В.И. К вопросу о проявлении силы нервной системы при различных видах монотонной работы // Проблемы дифференциальной психофизиологии: Сб. ст. / Редкол.: М. Н. Борисова (гл. ред.) и др. М.: Педагогика, 1977. — Т. 9. — С. 51 — 59.
- Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Учеб.-метод. пособие. Минск: Ушверсггэцкае, 1999. — 257 с.
- Ромен A.C. Самовнушение и его влияние на организм человека. (Эксперим.-теорет. и клинико-практ. исследование). Алма-ата: Изд-во «Казахстан», 1970. — 200 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / Отв. ред. Е.В.Шорохова- Сост. К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Рудик П.А. Психология: Учебник. М.: ФиС, 1976.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
- Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления: Учеб. пособие для студ. пед. спец-тей вузов. Минск: Дизайн ПРО, 1998. — 80 с.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларуская навука, 1998.-319 с.
- Саврасов В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Лен. гос. ун-т им. A.A. Жданова. Л., 1986. — 16 с.
- Самоукина Н.В. Психотехнические упражнения для укрепления психического здоровья педагога // Воспитание школьников. 1995. — № 1. -С. 60−64.
- Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. / Под общ. ред. Е. М. Крепса. М.: Прогресс, 1982. — 124 с.
- Семенова Е.М. Анализ подходов к изучению проблемы эмоциональной устойчивости человека // Гуманитарно-экономический вестник. 2000. -№ 1(14).-С. 51−55.
- Семенова Е.М. Развитие эмоциональной устойчивости будущего педагога // Гуманитарно-экономический вестник. 2000. — № 2(15). — С. 43 -50.
- Семенова Е.М. Диагностика эмоциональной устойчивости будущего педагога // Гуманитарно-экономический вестник. 2000. — № 3(16). — С. 90 -97.
- Семенова Е.М. Эмоциональная устойчивость личности педагога: Метод, пособие. Минск: «Веды», 2001. — 23 с.
- Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979.- 16 с.
- Сидоренко Б.А., Ревенко В. Н. Психоэмоциональное напряжение и ишемическая болезнь сердца. Кишинев: Штиинца, 1988. — 149 с.
- Сидоренко B.C. Развитие позитивной Я-концепции будущего учителя в процессе педагогической подготовки в высшей школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000.- 195 с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 215 с.
- Сиротин O.A. К вопросу о психофизиологической природе эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. -1973.-№ 1.-С. 129- 133.
- Ситникова C.B. Самооценка как фактор совершенствования профессионализма педагога. Минск: Минск. Облает, ин-т усовершенств. учителей, 1996. — 18 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение. 1976. 160 с.
- Соболева Е.А. Формирование у будущих учителей способности к нравственно-волевой саморегуляции поведения в воспитательной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ростов.-на-Дону гос. пед. ин-т. Ростов н/Д., 1993. — 17 с.
- Соколов Е.И. Эмоциональное напряжение и реакции сердечнососудистой системы. М.: Наука, 1980. — 240 с.
- Сосновикова Ю.И. Психические состояния у студентов на экзамене // Подготовка студентов к воспитательной работе в школе: Сб. науч. тр. / Горьк. пед. ин-т им. A.M. Горького- Редкол.: И. И. Сакович (отв. ред.) и др. -Горький, 1973.-С. 116.
- Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов // Этика / Пер. с лат. Н. И. Иванцов. СПб.: Аста-пресс ltd, 1993. — С. 86 — 140.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1985. -478 с.
- Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. 1996. — № 6. — С.2 -14.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.-736 с.
- Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. (Пособие для студентов пед. ин-тов). Саратов: Сарат. гос. пед. ин-т, 1972. -72с.
- Стресс жизни: Сборник. СПб.: ТОО «Лейла», 1994. — 384 с.
- Субботин C.B. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: Дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1992. — 152 с.
- Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. -208 с.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев: Радянська школа, 1984.-254 с.
- Сырицо Т.Г. Эмоциональность как профессионально важное качество учителя: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1997. — 160 с.
- Талайко C.B. Причины психологической дезадаптации личности учителя // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. / Мин-во образования Респ. Беларусь. Нац. ин-т образования- Отв. ред. Л. А. Пергаменщик. Минск, 1999. — С. 96 — 100.
- Тартанг Тулку. Основы релаксации: Руководство по тибет. оздоров. системе Кум-Ньяй. Киев: Изд. центр «Гарт»: Лотана, 1994. — 256 с.
- Творогова Е.П. Формирование положительного самовосприятия будущего педагога в процессе тренинга педагогического общения: Дис. .канд. психол. наук. -Ниж. Новгород, 2000. 148 с.
- Темина С.Ю. Формирование у студентов педагогических вузов готовности к разрешению различных педагогических ситуаций: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М., 1995. -17 с.
- Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции: Тез. докл. науч. конф., Казань, 28−29 ноября 1974 г. / Казан, гос. ун-т. Казань, 1976. — 128 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. (Избр. раб.). М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 536 с.
- Тигранян P.A. Стресс и его значение для организма. М.: Наука, 1988. -172 с.
- Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие / Семенова Е. М. Москва: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 256с.
- Тренинг эффективности педагогического взаимодействия: Учебно-метод. комплекс / Сост. Е. Ю. Казанович, Е. М. Семенова. Минск: БГПУ им. М. Танка, 2001. — 24 с.
- Турчанинова Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. -М., 1989.- 18 с.
- Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / Под ред. В. А. Петровского. М.: Просвещение, 1993. — 191 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 436 — 460.
- Филатов А.Т. Аутогенная тренировка. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Здоров’я, 1987.-126 с.
- Филатова Г. Е. Социально-психологический тренинг как средство повышения эффективности психологической подготовки студентов педагогического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ростов.-на-Дону гос. пед. ин-т. Ростов н/Д., 1987. — 18 с.
- Филимоненко Ю.И., Никифоров Г. С. Психологические аспекты саморегуляции состояния: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1986. — 43 с.
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. -№ 6. -С. 51- 64.
- Формирование профессионально-педагогических качеств у студентов пединститута: Межвуз. сб. науч. тр. / Сарат. гос. пед. ин-т им. К.А. Федина- Редкол.: М. С. Кобзев (гл. ред.) и др. Саратов, 1985. — 132 с.
- Фридман И.К. Невербальное взаимодействие учителя со школьниками // Биология в школе. 1991. — № 6. — С. 19−25.
- Ханин Ю.Л., Буланова Г. В. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания // Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. науч. ст. / Сост. Ю. Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1983.-С. 261 -267.
- Харин С.С., Башлакова Л. Н., Клышевич Н. Ю. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов. Минск: НИО, 1996. — 170 с.
- Хижуховская М. Ф. Психическое состояние учителя в конфликтных ситуациях // психология учителя: Тез. докл. к VII съезду Общества психологов СССР / АН СССР. Общество психологов СССР. М., 1989. -С. 87.
- Хилова Г. Н. Устойчивость кратковременной и оперативной памяти в некоторых экстремальных условиях // Вопросы психологии. 1970. — № 6. -С. 152- 154.
- Хмелюк Р.И. Эмоциональная регуляция деятельности учителя // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности: / Тез. докл. всесоюз. конф., Москва Одесса, 1986 г. / Одесск. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского. — М. — Одесса, 1986.- С. 171.
- Худадов Н.А. Психологические факторы надежности деятельности спортсменов. М.: ВНИИФК, 1997. — Вып. 1. — 79 с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 268 с.
- Чебыкин А.Я., Аболин Л. М. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психологический журнал. 1984. — Т.5. — № 4. — С. 83 — 89.
- Черепанова В.Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Тоб. гос. пед. ин-т им. Д. И. Менделеева. -Тюмень, 1998.- 18 с.
- Чернеева О.В. Становление профессионального самосознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях педагогического вуза: Дис.. канд. пед. наук. Саранск, 2000. — 183 с.
- Черникова O.A., Дашкевич О. В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1971. -47 с.
- Чернобровкин В.Н. Основные стратегии и тактики деятельности учителя в напряженных ситуациях: Автореф. дис.. канд. психол. наук / НИИ психологии MHO Украины. Киев, 1992. — 17 с.
- Чиркова Т.И. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие к спецкурсу для педагогов -психологов. Н. Новгород: Нижегородский гуманист, центр, 1995. — 107 с.
- Чистякова Т.А. Социально-педагогические условия подготовки молодого учителя к поведению в сложной воспитательной ситуации: Автореф. дис.. канд. пед. наук / АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых. JL, 1988.- 18 с.
- Шабеко Е.М. Учитесь властвовать собой // Пралеска. 2000. — № 1. -С. 402.
- Шерьязданова Х.Т. Психологические основы профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1999. — 322 с.
- Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971. — 223 с.
- Шульц И.Г. Аутогенная тренировка: Пер. с нем. СЛ. Дземешкевич / Под ред. В. Е. Рожнова. М.: Медицина, 1985. — 32 с.
- Шурова Н.В. Профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада: Дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 151 с.
- Щедров В.И. Формирование индивидуального стиля саморегуляции состояния в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Рос. АН, Ин-т психологии. М., 1994. — 25 с.
- Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. -1981.-№ 5.- С. 13−21.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 с.
- Эмоции // Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — С. 795 — 796.
- Эмоциональная устойчивость личности педагога: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Е. М. Семенова. Минск: «Веды», 2001.-214 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-216с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб.: Михайлов Полиус, 1998. — 638 с.
- Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев: Вища школа, 1987. — 109 с.
- Adams S.H., Воусе W.T. Stress, personality and infectious illness: an integrative approach. Cambridge, 1995.- P. 146- 156.
- Brook N. How to prepare athletes to maintain control in high level competition // Athletics Coach. 1996. — Vol. 30. — № 3. — P. 10−19.
- Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the sixteen personality faktor Questionnaire / (16 PF). Champaign, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 1970. — 78 p.
- Eysenck H.I. A genetic model of anxiety // Stress and anxiety. N.Y.: Whiley a. Sons, 1975. — P. 81−116.
- Guilford I.P. Personality. New York, 1959. — ch. 16. — 165 p.
- Hardy Ch., Grace K. Dealing with Precompetitive Anxiety // Track Technique. 1990.-N 110.-P. 3513−3518.
- Hensehen K.P. Post-competition tension. how are you handling it? // Scholastic Coach Notes. 1982. — P.45−46.1. ДОРОГОЙДРУП
- Выберите тот вариант ответа, который отражает Ваше мнение и обведите кружком соответствующий ему номер.
- В процессе работы просим Вас быть предельно объективными, стараясь не завышать и не занижать оценок. Анкета анонимная, поэтому фамилию указывать не надо.
- СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! АНКЕТА
- В какой степени Вы занимаетесь изучением себя как личности?
- Какое место в Вашей жизни занимает самосовершенствование?
- Как настойчиво Вы занимаетесь исправлением своих негативных черт характера, мешающих Вам в жизни, учебе, работе, общении?
- Часто ли Вам удается в сложных, экстремальных ситуациях владеть собой, проявлять выдержку и самообладание?
- В какой степени Вы можете сознательно воздействовать на свое состояние, контролировать его?1 2345 1 23 451 23 451 23 451 2345б.Что Вы применяете для того, чтобы быстро и эффективно выйтииз негативного состояния, настроиться на работу?
- Какова степень эффективности используемых Вами способов? 1 2 3 4 5
- В какой степени Вы умеете распознавать у себя состояниенервно-психической напряженности? 1 2 3 4 5
- В какой мере Вы способны оценить степень развития у себянервно-психической напряженности? 1 2 3 4 5
- В какой степени Вы считаете эффективными ваши способыснятия длительной напряженности? 1 2 3 4 5
- Какой прием, используемый Вами, является наиболее действенным?.
- Знакомы ли Вы с приемами классического аутотренинга и его модификациями: — теоретически 1 2 3 4 5- применяете на практике 1 2 3 4 5
- Считаете ли Вы эмоциональную устойчивость профессионально важным качеством педагога? 1 2 3 4 5
- В какой степени, по Вашему мнению, у Вас сформированоэто качество личности? 1 2 3 4 5
- Что Вы делаете для развития, совершенствования данногокачества личности у себя?.
- Что бы Вы хотели применить для развития эмоциональной устойчивости в процессе обучения в вузе?.