Актуальность настоящей курсовой работы. В условиях глобализации особенно актуален спор о том, возможно ли распространение моделей конституционного и политического устройства одних государств на другие страны, имеющие иные культурные и исторические традиции? Каков при этом масштаб выбора, от чего зависит селекция тех или иных параметров? Почему одни из них становятся органической частью национальных систем, в то время как другие отбрасываются или меняют свое содержание? Наконец, что происходит с оригинальными моделями?
Одним из способов реализации англосаксонской модели конституционализма является ее встраивание в культурные и национальные системы других государств в процессе их завоевания. Типологически эта стратегия, безусловно, представляет собой разрыв правовой преемственности, поскольку победители стремятся всеми способами не допустить или коренным образом изменить прежние, существовавшие до оккупации институты, правовые принципы и ценности. В этом смысле данная конструкция имеет много общего с радикальными конституционными революциями разрывами правовой преемственности. Принципиальное же отличие от них заключается в том, что под вопрос ставится сам принцип национального суверенитета, являющийся основополагающим при разработке всех современных конституций. В мировой истории можно найти достаточно примеров имплантации правовых институтов насильственным путем.
Япония с определенной точки зрения может быть названа реликтовой цивилизацией. Её история насчитывает множество веков. Наиболее ранние реальные исторические сведения, которыми мы располагаем, относятся к VIII веку н. э. Именно в это время появилась первая столица Японии — город Нара, развивались раннефеодальные отношения, а также началась борьба за привилегии у власти. Начало периода ознаменовалось событием, сыгравшим важнейшую роль во всей дальнейшей истории Японии: с приходом к власти императора Котоку начинается летосчисление знаменитого класса профессиональных японских воинов — самураев. В VIII в. столица из города Нара переводится в город Хейан (ныне Киото) и реальная власть сосредотачивается в руках клана Фудзивара, породнившегося с императорской семьей. Вслед за периодом правления сёгуната Минамото наступило время властвования Асикага, которое именуется сёгунатом Муромати по названию района в Киото. В XVI в. на Кюсю появились первые португальские купцы и миссионеры-иезуиты, которые принесли в Японию христианство. Многие японцы приняли новую веру, т. к. были заинтересованы в развитии торговых отношений с заокеанскими странами, в основном по военным причинам. В это же время к власти пришёл Ода Нобунага, зарекомендовавший себя как жестокий и вероломный правитель, безжалостно подавлявший крестьянские восстания, не щадивший ни соседей, ни ближайших родственников. После его смерти в 1590 г. при императоре Хидэёси произошло окончательное объединение Японии. После смерти Хидэёси в 1598 г. самым влиятельным человеком в Японии стал Токугава Иэясу. В 1603 г. волей императора он был провозглашён сёгуном и основал своё правительство в Эдо (ныне — Токио), куда была перенесена столица. Сёгунат Токугава правил Японией 250 лет, на протяжении которых Япония была почти полностью изолирована от остального мира. Иэясу добился запрещения христианства, всех иностранных книг, а контакт с внешним миром ограничил лишь торговлей с Китаем и Голландией. Но благодаря изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, рос местный рынок. «Закрытие» Японии также предотвратило колонизацию страны.
В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира, когда Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с Японией. За Россией в XIX в. последовали европейские государства и американцы. Эпоха Токугава была эпохой внутреннего мира. Такого длительного периода без войн, который воцарился в Японии с приходом к власти дома Токугава, не знала ни одна другая страна. Но в 1868 г. в стране совершилась революция, которая открыла дорогу буржуазному развитию и положила конец правлению клана Токугава. В истории это событие известно под названием «реставрации Мейдзи» или «Мэйдзи-исин», что переводится как «просвещенное правление». В 1889 г. была введена конституция, по которой Страна восходящего Солнца стала конституционной монархией.
В политическом плане они привели к свержению феодальной надстройки власти сёгуната Токугава, а также связанной с ней административно-политической системы «бакухан» или «бакуфу» («военно-полевая ставка») и установлению новой системы политической власти централизованного государства абсолютистского типа во главе с императором.
Цель работы исследовать реформы Мейдзи в Японии.
Задачи настоящей курсовой работы:
— определить, кому из западных стран была нужна революция Мейдзи,
— исследовать, готова ли была Япония к революции;
— решить, была ли это революция «снизу» или «сверху»;
— отследить и проанализировать трансформацию государственного строя Японии в период Мейдзи.
— изучить роль императора в революции.
Глава 1. Предпосылки и ход революции
Принятая дата начала революции Мэйдзи, 1868 год, является весьма условной. Этим годом можно ограничиваться только в том случае, если принять версию официальной японской историографии о событиях Мэйдзи исин, сущность которых якобы сводится к реставрации власти императора. Истинное содержание этих событий можно оценить, только учтя весь комплекс основных мероприятий, проведение которых заняло несколько лет и которые входят составной частью в понятие революции 1868 г.
Государственный переворот 3 января 1868 г., в результате которого был ликвидирован сёгунат, привел к власти выходцев из низкорангового самурайства, выражавших интересы нового класса землевладельцев и торгово-промышленной буржуазии.
В 1853 г. у берегов Японии появилась американская эскадра. Ее командующий адмирал Перри ультимативно потребовал заключения торгового договора на американских условиях, фактически лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой применения силы японское правительство вынуждено было подчиниться. В 1858 году был подписан неравноправный договор, по которому Япония не могла устанавливать пошлины на ввозимые из США товары выше определенного процента (от 5 до 35), должна была признать экстерриториальность американцев в Японии (то есть их неподсудность японским судам) и т. д. Вскоре почти аналогичные договоры были подписаны и с европейскими державами (Англией, Голландией, Францией и др.). Не довольствуясь возможностями открытого грабежа Японии, иностранные державы стремились к превращению ее в колонию. В 1862 году английский флот подверг разрушительной бомбардировке город Кагосима, чтобы вынудить японские власти уплатить огромную контрибуцию за убийство английского гражданина. В 1864 году соединенный флот США, Англии, Франции и Голландии главных колониальных держав того времени обстрелял город-крепость Симоносеки, вынудив японские власти к удовлетворению требований о еспрепятственном прохождении судов через Симоносекский пролив. Опасность колониального порабощения Японии была очевидной. Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения.
В этот период главой государства номинально считался император, но реальная власть находилась в руках сёгуна (полководца) высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлявшего исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции. Начиная с XVII в. пост сёгуна занимали представители дома Токугава самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам. В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы. В японской официальной историографии этот период обычно называют «реставрация Мэйдзи» (Мэйдзи название времени правления императора Муцухито; «Мэйдзи» «просвещенное правительство»).
«Сёгун имел вместе со своими прямыми вассалами в собственном владении около ¼ земельных угодий страны. Остальная земля находилась в ленном пользовании князей (даймё) (примерно 260 княжеств в 18−19 вв.). Даймё имели своих вассалов из низшего дворянства — самураев, которые получали обычно жалованье в виде рисовых пайков. С упадком княжеств многие самураи уходили в города и превращались в мелких торговцев и служащих, учителей и т. д.»
«Революция Мэйдзи не была результатом победоносного восстания городских санкюлотов и безземельных крестьян, как это было во Франции, а представляла собой соглашение, достигнутое между одним крылом феодального класса крупнейшими тодзама, в качестве представителей которых выступали самураи и гоёнин, и богатейшим городским купечеством». Установление абсолютной монархии как формы государственной власти (при формальном конституционном правлении, введенном позже), компромиссные меры в отношении верхушки бывшего класса феодалов, создание нового класса помещиков, использующих в значительной мере докапиталистические формы эксплуатации, — все это говорит о половинчатом, незавершенном характее революции.
События Мэйдзи исин одновременно с проблемами социальными решали и задачу национально-освободительной борьбы, что также свидетельствует в пользу оценки этих событий как буржуазной революции. Давая оценку революции 1868 г., мы понимаем, что она все еще ждет своего более точного типологического определения.