Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Народовластие в РФ

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Демократия (греч. demokratia власть народа) — форма политического строя, основанного на принципах народовластия, свободы и равенства. Демократия предполагает признание принципа подчинения меньшинства большинству, выборность основных органов государственной власти, ведущую роль представительных выборных органов власти в системе государственных учреждений, равноправие граждан, наличие широких… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Формы народовластия
  • 2. Структура политической системы
  • 3. Основы правового статуса общественных объединений
  • Заключение
  • Список литературы

Народовластие в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Демократия (греч. demokratia власть народа) — форма политического строя, основанного на принципах народовластия, свободы и равенства. Демократия предполагает признание принципа подчинения меньшинства большинству, выборность основных органов государственной власти, ведущую роль представительных выборных органов власти в системе государственных учреждений, равноправие граждан, наличие широких политических и социальных прав и свобод и т. д.

Различаются институты представительной демократии (выборные учреждения парламенты и др.) и непосредственной демократии (референдумы и т. д.)

1. Формы народовластия

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства традиционно считается основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан. Объем правового регулирования нормы, закрепляющей права граждан на участие в управлении делами государства, выходит далеко за рамки обычного субъективного права, вторгаясь в пределы действия других политических прав и свобод граждан: избирательного права, права на участие в референдуме и многих других. Возможно, право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами является не столько субъективным правом, входящим в систему политических прав и свобод, сколько основополагающим принципом взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами. Данный принцип реализуется в первую очередь посредством осуществления политических прав и свобод граждан.

Основополагающие нормы федеральной Конституции и нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации, устанавливающие основы народовластия, можно назвать конституционными основами народовластия. Они представляют собой совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти народом как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

К конституционным основам народовластия в РФ можно отнести следующие положения:

1) Россия — правовое, демократическое государство с республиканской формой правления (ст. 1);

2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Данный фундаментальный принцип предполагает, что все действия субъектов права (в том числе коллективных) должны соизмеряться с приоритетным положением человека в государстве и обществе;

3) верховенство закона (ст. 15). Соблюдение законов является всеобщей обязанностью, которая распространяется и на государство (в виде его органов и должностных лиц), и на гражданское общество (в виде граждан и их объединений);

4) идеологическое многообразие, политическое многообразие, многопартийность (ст. 13);

5) равенство субъектов права перед законом и судом (ст. 13, 19).

Право граждан на управление делами государства есть реализация принципа народовластия. Это право раскрывается в целом ряде конкретных форм его осуществления:

— местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ);

— местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130);

— структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131);

— граждане Российской Федерации имеют право на объединения (ст. 30);

— граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);

— граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

В большинстве уставов и конституций субъектов Российской Федерации можно найти перечень форм осуществления народовластия, которые могут быть использованы при реализации народом государственной власти и населением — муниципальной. Это нормы, устанавливающие субъективное право на участие в выборах и референдуме, иных формах народовластия; принципы избирательного права и проведения референдума, вопросы референдума, его виды; нормы, закрепляющие понятие референдума, выборов и отзыва, основы территориального общественного самоуправления, народную правотворческую инициативу и иные.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. Официальный текст. М., 1994.
  2. Федеральный закон РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 02.02.2007) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
  3. А.Я. Права человека М.: Новое знание, 1995.
  4. Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. — М.: Манускрипт, 1992.
  5. Ю.П. Предмет российского конституционного права. Ростов-на-Дону, 1996.
  6. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. (3-е изд.). М.: Юристъ, 2004.
  7. Комментарий к Конституции РФ (постатейный) / Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Издательство БЕК, 1996.
  8. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / Под. ред. В. В. Лазарева. М.: Издательство «Спарк», 1997.
  9. .А. К вопросу о понятии конституционного права // Журнал российского права. 2006. № 10.
Заполнить форму текущей работой