Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономика СССР в условиях оккупации части территории. 
Эвакуация промышленных объектов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения международного права военная оккупация определяется как временное занятие территории государства вооруженными силами противника. Причем сам факт оккупации не решает судьбы занятой территории — она определяется, как правило, по окончании войны мирным договором. Исходя из этого положения, в международном праве даны толкования основных принципов режима оккупации. Прежде всего они… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Особенности оккупации в СССР
  • 2. Жизнь на оккупированной территории
  • 3. Экономика и промышленность СССР в годы оккупации
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Экономика СССР в условиях оккупации части территории. Эвакуация промышленных объектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Великая Отечественная война принесла народам СССР не только ог-ромные жертвы на фронте. Миллионы мирных жителей унесла развязанная фашистами бойня: преступные цели гитлеризма обернулись преступными средствами их достижения.

Не считаясь ни с какими нормами международного права и цивилизованных отношений, фашистская армия, объявив тотальное истребление «недочеловеков» /так, в частности, гитлеровцы называли славянские народы/, методично организовывала бесчеловечный террор на занятых ею территориях.

Лишь по происшествии многих лет мы можем называть вещи своими именами. Оккупация Советского Союза была отнюдь не оккупация в обще-признанном значении этого понятия. Ведь режим, установленный на территории СССР, которая была временно занята войсками фашистской Германии и ее сателлитов в ходе Великой Отечественной войны, отличался исключительной жестокостью и зверствами по отношению к населению — массовыми репрессиями и уничтожением граждан, разрушением и разграблением народного хозяйства, культурных ценно-стей.

1. Особенности оккупации в СССР

С точки зрения международного права военная оккупация определяется как временное занятие территории государства вооруженными силами противника. Причем сам факт оккупации не решает судьбы занятой территории — она определяется, как правило, по окончании войны мирным договором. Исходя из этого положения, в международном праве даны толкования основных принципов режима оккупации. Прежде всего они содержатся в приложении к 4-й Гаагской конвенции 1907 о законах и обычаях сухопутной войны. В этом акте устанавливалось, что оккупированная территория остается территорией того государства, которому она принадлежала до оккупации, поэтому оккупационные власти обязаны уважать законы, обычаи и традиции, существующие на занятой территории. Мирное население вправе сохранять верность своему государству; запрещаются коллективные наказания; взятие заложников, угон населения с места жительства. Согласно конвенции не допускается привлечение населения к военным операциям и оборонительным работам.

Особо рассматривались в Гаагской конвенции вопросы собственности при оккупации. Предусматривалось, что оккупационные власти могут производить реквизиции только для нужд, связанных с содержанием оккупационных войск (с учетом ресурсов занятой территории). На те же цели могут устанавливаться налоги. Личная собственность мирного населения должна уважаться. Собственность органов самоуправления, учебных заведений, религиозных и благотворительных учреждений должна рассмтриваться как частная собственность, даже если она принадлежит государству, с тем, чтобы избежать ее разорения. Конвенция указывала, что особо преследуется преднамеренное разрушение исторических памятников, произведений нау-ки и искусства. Конвенция также обязывает правительство, оккупировавшее территорию неприятельского государства, принимать все зависящие от него меры, чтобы по возможности восстановить и обеспечить общественный порядок. Предписывалось не упразднять местных законов, а лишь в определенных случаях приостанавливать их действие; должны были сохраняться и функционировать прежние суды (оккупанту разрешалось организовать свои военные суды исключительно для поддержания порядка в своей армии и охраны ее безопасности).

Но в данном случае основополагающие принципы были цинично от-вергнуты фашистами, поскольку, сущность немецко-фашистского оккупационного режима вытекала из целей германского фашизма в войне против СССР: политической — уничтожить коммунистическую идеологию и Советское государство; экономической — превратить Советскую страну в аграрно-сырьевой придаток, источник дешевой рабочей силы, во внутреннюю колонию фашистской Германии.

Начиная с первых дней вступления на советскую территорию войск фашистской Германии и ее сателлитов стал устанавливаться жестокий режим, создавались различные фашистские лагеря смерти и гетто, повсеместно проводились аресты и расстрелы граждан. При этом гитлеровское командование заранее позаботилось о том, чтобы придать своим изуверским действиям видимость законности. 13 мая 1941 года было издано «распоряжение начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии о военной подсудности в районе „Барбаросса“ и об особых полномочиях войск». Согласно этому распоряжению войскам даны указания не очень-то церемониться с населением на захваченной территории.

Политическое оправдание всему этому было искусно состряпано всего за день до начала войны с СССР 20 июня 1941 года в речи назначенного затем рейхминистром по делам оккупированных восточных областей рейсхлейтера Розенберга «О политических целях Германии в предстоящей войне против Советского Союза и планах его расчленения» .

Захватив значительную часть советских территорий, оккупанты стали действовать на ней в строгом соответствии с разработанными ранее планами. Важное место занимала организация управления или так называемый «новый порядок». Если в районах боевых действий вся власть была сосредоточена в руках главнокомандующего немецко-фашистскими сухопутными войсками, командующих группами войск и армий, то на остальной оккупированной советской территории политическое управление и вся полнота власти передавалась немецко-фашистской оккупационной администрации, входившей в состав Восточного министерства.

Эта территория была разделена на рейхскомиссариаты, состоявшие из генеральных округов, областей (гебитов), округов, районов, уездов, волостей. Во главе этих немецко-фашистских административно-территориальных образований были поставлены рейхс-, генеральные, гебити районные комиссары. Оккупированные области РСФСР не имели единой гражданской администрации и унифицированного управления во всех городах и районах. В городах создавались управы, во главе которых был городской глава. В каждом районе, а иногда и в волости создавались комендатуры, при которых имелись военная охрана и полицейское управление.

Военный комендант был неограниченным диктатором в районе (во-лости). В волостях назначались старшины (бургомистры), в деревнях и селах — старосты. Это местное самоуправление никакой самостоятельности не имело и было послушным орудием оккупантов. На занятой ими советской территории они запретили все советские государственные органы и общественные организации.

Устанавливая оккупационный режим, гитлеровцы сразу же стали насаждать такой «новый порядок», при котором террор, грабеж, произвол были возведены в ранг государственной политики. Оккупационный режим осуществляли наряду с оккупационными органами охранные дивизии, гестапо, контрразведка, полевая жандармерия, специальные отряды и команды для борьбы с партизанами и грабежа населения, полицейские и антисоветские националистические формирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. С. История России, 1938−2002: Учеб. пособие для вузов / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. — М.: Аспект Пресс, 2003. 539 с.
  2. А. В. Отечественная история: с 1917 года до наших дней: Учеб. для вузов. / А. В. Венков, Н. В. Киселева, В. П. Трут. — М.: Гардарики, 2004. — 367 с.
  3. Ш. М. История Советского государства: Учеб. для вузов/ Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов.- М.: НОРМА — ИНФРА, 2002. — 689 с.
  4. Отечественная история, 20 век: Учеб. пособие для вузов / А. В. Ушаков, И. С. Розенталь Г. В. Клокова и др. — М.: Агар: Рандеву-АМ, 1999. — 494 с.
  5. И. С. История Советской России: Учеб. пособие для вузов. / И. С. Ратьковский, М. В. Ходяков. — СПб.: Лань, 2001. 414 с.
  6. Советская экономика в годы Великой Отечественной Войны: Рабочая тетрадь. / Автор-сост. В. Е. Бредихин. Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. Техн. Ун-та, 2005. 24 с.
  7. Ю. Я. История России 20 — начала 21 вв./ Ю. Я. Терещенко.-М.; Ростов н/Д: Филологическое общество «Слово»: Феникс, 2004. — 447 с.
  8. Хрестоматия по отечественной истории: 1914−1945 гг. / Моск. пед. гос. ун-т; Сост.: Э. М. Щагин, А. В. Лубков, Д. О. Чураков и др. / Под ред.: А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 894 с.
  9. Ю. А. История России. 20 век: Учеб. пособие для вузов / Предисл. А. И. Уткина. — М.: Изд.-торговый дом «Гранд»: Агентство «Фаир», 1998. — 350с.
  10. Л. В., Семенченко, И. В. Новая экономическая политика: Причины введения, сущность, результаты: Учеб. Пособие. — Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1996. — 12 с.
Заполнить форму текущей работой