Прекращение действия законов: формы и способы
2.2 Способы прекращения законов ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Актуальность избранной темы: «Прекращение действия законов: формы и способы» не вызывает сомнений, так как прекращение действие законов одно из наиболее широко применяемых действий в общественной жизни государства. Становление новой для нашей страны рыночной экономики и нового конституционного строя вызывает… Читать ещё >
Прекращение действия законов: формы и способы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА
§ 1.1 Понятие, признаки и значение закона
§ 1.2 Классификация законов ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ЗАКОНОВ
§ 2.1 Формы прекращения законов
§ 2.2 Способы прекращения законов ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Актуальность избранной темы: «Прекращение действия законов: формы и способы» не вызывает сомнений, так как прекращение действие законов одно из наиболее широко применяемых действий в общественной жизни государства. Становление новой для нашей страны рыночной экономики и нового конституционного строя вызывает постепенное отмирание прежнего государственного планирования всего народного хозяйства, не сопровождающегося своевременной заменой его новыми, рыночными структурами и соответствующим им новыми законами. Новые законы, в свою очередь, иногда оказываются неадекватными сложившимся отношениям. Отмена прежнего (союзного) законодательства не всегда подготовлена изданием новых российских законов.
Степень разработанности. Понятие прекращения действия закона не рассматривалось на общетеоретическом монографическом уровне. Решение вопроса о месте прекращения действия закона в системе правового регулирования способно существенно повлиять на теоретическое осмысление ряда смежных юридических явлений, например, позволит уточнить или скорректировать взгляды на проблемы совершенствования правотворчества и правоприменения, юридической техники, взаимодействия российского и международного права. Научная новизна заключается в формировании мероприятий направленных на более глубокое изучение.
Объектом исследования являются общественные отношения регулируемые нормами права.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как Пиголкин А. С., Лазарев В. В., Липень С. В., Марченко М. Н., Алексеев С. С., Матузов Н. И., Кулапов В. Л. Малько А.В., Протасов В.Н.
В работе широко использована теоретическая и практическая база.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного теоретического и практического анализа законодательства представить особенности прекращения действий законов.
В связи с данной целью курсовой работы, в ходе освещения темы автором были поставлены следующие задачи:
— изучить теоретические вопросы, связанные с законом и прекращением действий законов;
— рассмотреть вопросы, связанные с особенностью прекращения действий законов;
— исследовать проблемы, связанные с особенностью прекращения действий законов.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и предложения, содержащиеся в ней, могут быть использованы всеми субъектами практики реализации прекращения действия закона.
По структуре работа включает введение, две главы, заключение, а также список использованных нормативных правовых актов, и специальной литературы. Во введении обосновывается актуальность и степень разработанности темы исследования, формулируются цель и задачи работы. Первая глава посвящена теме общей характеристике закона. Во — второй главе раскрываются вопросы, связанные с прекращением действий законов.
Заключение
содержит основные выводы по результатам исследования.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ
§ 1.1 Понятие, признаки и значение закона В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко — как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.
Как считает Алексеев В. В. закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Лазарев В.В. рассматривает, что закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни Лазарев В. В. Теория государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2012. — С.340.
Законы — нормативные акты, принимаемые высшими представительными органами государственной власти страны по строго определенной процедуре, имеющие высшую юридическую силу и содержащие первичные нормы для регулирования различных групп общественных отношений Петров А. В. Теория государства и права: тезисы лекций. — Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет, 2014. — С.134.
Как считает Казьмин И. Ф. юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений Теория государства и права. Учебник. / Отв. Ред. Пиголкин А. С. — М.: Норма-М, 2011. — С.333.
С древнейших времен и на языках других народов сложилось аналогичное смысловое значение соответствующих терминов (lex — лат., gesetz — нем., law — англ.). Общее юридическое правило — это и есть норма права, а закон как акт, принимаемой высшей властью — тот источник, в котором право (нормы права) рождается и содержится, юридический источник, права. Соответственно, законом является нормативный акт, устанавливающий, излагающий отменяющий или изменяющий общие предписания — нормы права Петров А. В. Теория государства и права: тезисы лекций. — Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет, 2014. — С.134.
Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и народным голосованием (референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые считаются подзаконными актами и не могут противоречить закону.
Законы принимаются в особом порядке высшими органами власти (федерации или ее членов) или непосредственно народом в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т. п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс.
Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что:
1) все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний;
2) законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа;
3) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.
Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия — вот особенности разновидности нормативных актов. Требования к ним: законы должны регулировать действительно коренные вопросы; они должны быть совершенными по содержанию и по форме; их соблюдение должно быть непререкаемым Лазарев В. В. Теория государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2012. — 780 с.
Закон представляет собой особый элемент в системе нормативных актов, высшую форму выражения содержания права. Законы составляют основу правовой нормативной системы, на которой базируются все ее другие элементы. По совокупности законов, состоянию их реализации обычно судят о правовой системе страны.
В наши дни первостепенный, единственный источник права в странах романо-германской правовой семьи, к которой исторически относится Россия. Все эти страны — страны «писанного права». Юристы обращаются к законодательным и регламентирующим актам, принятым парламентом или правительственными и административными органами. Задача юристов состоит в том, чтобы при помощи различных способов толкования найти правильное решение, которое в каждом конкретном случае способствует воле законодателя. Юридическое заключение, не имеющее основы в законе, несостоятельно (sine lege loquens erubescit). Другие источники права в свете этого анализа занимают подчиненное и малозначимое место по сравнению с предпочитаемым классическим источником права — законом.
Такая точка зрения восторжествовала в XIX в., когда почти во всех государствах континентального права были приняты кодексы и конституции. Работать во имя процесса и установления господства права — это дело всех юристов, но в этой общей деятельности в современную эпоху ведущая роль принадлежит законодателю. Такой подход соответствует принципам демократии. Подход обоснован с другой стороны тем, что государственные и административные органы имеют большие, чем кто-либо иной возможности для координации деятельности различных секторов общественной жизни и для определения общего интереса. Закон в силу строгости его изложения представляется лучшим техническим способом установления четких норм в эпоху, когда сложность общественных отношений выдвигает на первый план.
Законы:
а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;
б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;
в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник. М.: Омега — Л, 2014. — С.430.
Автор пришел к выводу, что в теории права определение закона формулируется что, это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
§ 1.2 Классификация законов закон прекращение нормативный акт Примером первого рода классификации может служить классификация, данная Г. Ф. Шершеневичем в его работе «Общая теория права». По ней все законы делятся на запретительные и повелительные, которые в свою очередь подразделяются на принудительные и восполнительные. По мнению Шершеневича: «Все законы составляют по существу повеления, но по форме выраженного в них повеления они различаются на повеление в узком смысле и непосредственно запрещение. Объединяясь в стремлении возбудить в гражданах наклонность согласовать свое поведение с требованиями правового порядка, повелительные законы в том отношении расходятся с запретительными, что они побуждают к совершению определенных действии, тогда как вторые останавливают намерение совершить определенные действия». Повелительные законы делятся на принудительные и восполнительные. Отличаются они тем, что принудительные законы определяют сами содержание юридического отношения, тогда как восполнительные определяют содержание правоотношения лишь настолько, насколько субъекты не определили его по своему усмотрению. Классификация законов, предложенная Шершеневичем выбрана нами не случайно. Она достаточно типична и представляет весьма распространенные позиции, давно сложившиеся в мировой юридической мысли Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве — 1-е изд. — М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1908. — 156 с. .
Законы подразделяют на обыкновенные и конституционные. К последним относятся конституции и примыкающие к ним основополагающие законы, регулирующие вопросы общественного и государственного устройства Лазарев В. В. Теория государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2012. — 780 с.
К числу конституционных законов относятся законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128 Конституции РФ), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании Теория государства и права. Учебник. / Отв. Ред. Пиголкин А. С. — М.: Норма-М, 2011. — 780 с. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.
Обыкновенные законы делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни.
Федеральные законы делятся на кодификационные законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы.
Кодекс — это закон интегративного характера, который содержит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общественной жизни. Как правило, кодексы носят отраслевой характер и включают в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права Нерсенсянц В. С. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). — М.: Проспект, 2013. — С.350.
Кодекс — это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).
Основную массу федеральных законов составляют обычные (некодификационные) законы, регулирующие отдельные, наиболее важные общественные отношения (или определенную взаимосвязанную совокупность таких отношений).
Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем федеральные законы: федеральные законы, согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 76), не могут противоречить федеральным конституционным законам. Конституция РФ (ч. 2 ст. 108) устанавливает и более сложный (чем это предусмотрено для федеральных законов) порядок принятия федеральных конституционных законов Нерсенсянц В. С. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). — М.: Проспект, 2013. — С.350.
В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.
Издание законов — не единственная форма правотворчества высших представительных органов. Так, палаты Федерального собрания — Государственная Дума и Совет Федерации — полномочны принимать постановления, которые тоже могут содержать нормы права и потому быть источниками права Теория государства и права. Учебник. / Отв. Ред. Пиголкин А. С. — М.: Норма-М, 2011. — С.156.
В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
1) Конституция (Основной закон);
2) федеральные законы;
3) указы Президента;
4) постановления Правительства;
5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют:
а) международные договоры России;
б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим: Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основного закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104−108), и некоторые другие.
Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.
Особая группа федеральных законов — конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия — требуется ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.
Закон от 14 июня 2014 г. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.
Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.
В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.
Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т. е. подзаконными актами.
Существуют также классификации законов: по субъектам правотворчества (деление на принятые в результате референдума и на принятые органами власти), по отраслевой принадлежности, а также по сроку действия (деление на постоянные и временные).
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОВ
§ 2.1 Формы прекращения действия законов Прекращение действия закона — волеизъявление уполномоченного субъекта, легализованное в установленной законом правотворческой либо иной форме, о признании завершенности регулятивной функциональности акта и исключении его дальнейшей реализации либо отмене результатов предшествующей.
Прекращение действия закона является результатом познания и последующего признания того, что цель правового регулирования полностью достигнута, либо в ходе действия данного акта происходит «неисправимое» (неизбежное) отклонение (позитивное либо негативное) направленности развития правоотношений от изначально поставленной цели. В связи с этим требуется завершить действие такого закона, чтобы предотвратить неоправданную конкуренцию источников права, исключить неопределенность выбора адресатами необходимого юридического регулятора, рационально и точно использовать ресурсы обеспечения.
Основания прекращения действия закона — совокупность фактических и (или) сугубо юридических факторов, параметров и свойств, наличие которых объективно детерминирует данный процесс. В наиболее общем виде главным основанием прекращения действия закона является такое снижение его регулятивного качества, которое не позволяет либо препятствует его реализации.
Формально-юридическое прекращение действия закона означает издание соответствующего нового закона, которым признается утрата юридической силы конкретным либо таковой объявляется недействующим.
Утрата юридической силы означает, что закон более не является обязательным ввиду исчерпанности его мер принуждения (ответственность) и (или) стимулирования (поощрение).
Классификация форм прекращения действия закона осуществляется в зависимости: от вида закона, прекращающего действие; от процедурной этапности и наличия компетенционной согласованности органов власти; от количества закона, одновременно прекращающих свое действие; от последствий для механизма правового регулирования; от оценки реализуемости целей закона; от наличия компетенции; от юридической силы закона, которым производится прекращение действия; от отраслевой принадлежности; от характера основания прекращения действия; от содержания волевого импульса.
В зависимости от вида закона различается прекращение действия: Конституции России, конституций и уставов субъектов России; федеральных законов; законы законотворческих органов; указов и распоряжений Президента РФ, нормативно-правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ; нормативно-правовые акты Правительства России; законы субъектов Федерации; законы местного самоуправления; локальных (корпоративных) законов; международных законов, законы органов судебной системы.
Новая конституция обычно принимается при возникновении нового государства, смене политических режимов (особенно в результате революционных событий), при существенных изменениях в общественном строе, если текст старой конституции нельзя привести в соответствие с ними путем принятия поправок. Значит, старая конституция прекращает свое действие.
По процедурной этапности и наличию компетенционной согласованности органов власти прекращение действия законы классифицируется следующим образом.
Одноэтапная независимая процедура — метод прекращения действия закона посредством признания утраты данным актом юридической силы. Подобным полномочием наделена инстанция, правомочная принимать нормативные правовые акты соответствующего вида и уровня юридической силы. Иными словами, прекращение действия производится одним органом государственной власти без «подключений» других.
Двухэтапная совместная процедура — прекращение действия закона путем согласованных либо последовательных действий различных ветвей государственной власти. Весьма распространенный механизм прекращения, реализуемый в два этапа, связан с выявлением и устранением нарушения порядка введения в действие закона. Содержательная конструкция механизма проста: «до прекращения нарушения в порядке введения в действие нормативный правовой акт прекращает свое действие». На первой стадии фиксируется само нарушение, а на второй — принимается решение о прекращении действия закона. И первая и вторая стадии могут производиться как одним, так и несколькими государственными или общественными структурами.
Слoжноэтапнaя, комплексная процедура — применяется в ситуациях, которые возникают в связи с принятием закона, вступающих в действие не в полном объеме, а потому неoдномoментно замещают действующие законы (частичное введение в действие). Происходит подобное по разным причинам: отсутствие подзаконной базы, финансирования и морально-психологическая неготовность адресатов. Разновидностью комплексного прекращения действия закона выступает бессрочное либо многократно повторяемое приостановление его действия.
Классификация второго рода основывается на делении законов, используемом в практической жизни. Классификация имеет больше применение, поэтому на нее, как правило, ссылаются непосредственно в правовых актах. Основы такой классификации содержатся в основных законах государств — Конституциях.
В зависимости от количества законов, одновременно прекращающих свое действие, различаются:
— единичное прекращение, когда останавливается действие одного нормативного правового акта;
— пакетное прекращение, когда одним законом прекращается действие нескольких законов.
В зависимости от последствий для механизма правового регулирования выделяются альтернативное и безальтернативное прекращение действия нормативного правового акта. Различие данных видов состоит в том, что в первом случае вместо прекратившего действие нормативного правового акта в механизм правового регулирования вводится новый закон; во втором случае такая замена не производится.
В зависимости от оценки реализуемости целей закона прекращение его действия происходит по достижении намеченных целей либо при очевидной (признанной) невозможности достижения целей.
Достижение целей закона означает, что достигнуты цели и теми актами, которые были приняты для его обеспечения. В этом случае прекращение действия обеспечительных закона происходит автоматически, если прекращает действие закона, для реализации которого они приняты.
В зависимости от наличия компетенции выделяются:
— аутентичное прекращение действия закона — реализуется субъектом, принявшим данный закон;
— делегированное прекращение действия закона — реализуется уполномоченными субъектами за исключением принявших данный закон.
В зависимости от юридической силы закон, которым производится прекращение действия, различаются:
— прекращение действия закона законом, равным ему по юридической силе;
— прекращение действия закона законом большей юридической силы;
— прекращение действия закона законом меньшей юридической силы.
По отраслевой принадлежности выделяются прекращение действия закона конституционного, уголовного, административного, гражданского, трудового, семейного и других отраслей права.
Способом прекращения действия международных законов служит ратификация заменяющих их международных законов. Практически во всех отраслях законодательства в качестве механизма прекращения действия закона используется непродление его действия.
В зависимости от характера основания выделяются:
— формально-юридическое — прекращение действия нормативного правового акта на основе обеспечения непротиворечивости механизма правового регулирования либо под условием, указанным непосредственно в самом законе (период действия);
— фактическое — прекращение действия закона, основанное на выявленных недостатках его реализации, несоответствии содержания изменившимся реалиям.
В отношении бессрочных законов, наряду с закреплением полного и безусловного прекращения действия, используется формула допуска действия тех актов, которые не противоречат вновь принятым. Временные законы прекращают свое действие автоматически по истечении установленного срока. Управомоченный орган может продлить действие нормативного правового акта.
В зависимости от содержания волевого импульса различаются:
— принудительное прекращение — возложение обязанности по прекращению действия закона подкрепляемое мерами ответственности за ее неисполнение;
— добровольное прекращение — реализация самостоятельного волевого прекращения действия закона.
Автор пришел к выводу, что классификация форм прекращения действия закона осуществляется в зависимости: от вида закона, прекращающего действие; от процедурной этапности и наличия компетенционной согласованности органов власти; от количества закона, одновременно прекращающих свое действие; от последствий для механизма правового регулирования; от оценки реализуемости целей закона; от наличия компетенции; от юридической силы закона, которым производится прекращение действия; от отраслевой принадлежности; от характера основания прекращения действия; от содержания волевого импульса.
§ 2.2 Способы прекращения действия законов Существует три способа прекращения действия нормативных актов во времени:
а) указать срок, в течение которого акт будет действовать, и не продлевать его;
б) отменить данный акт;
в) заменить данный акт другим, регулирующим фактически те же вопросы.
Последний способ получил значительное распространение. Поскольку при этом перечни актов, утративших силу, не составляются или составляются с опозданием, практика поставлена в затруднительное положение. Из общих правил действия нормативных актов во времени есть два исключения. Иногда (в сфере гражданского права) отмененные акты продолжают, как бы регулировать существующие отношения, так как необходим определенный срок для их приведения в соответствие с новым законодательством. Это так называемое переживание нормативного акта. И, наоборот, иногда вновь принятый нормативный акт (в виде исключения) распространяет свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Это обратная сторона закона. Обратная сила закона придается только законодателем. Произвол в этом деле недопустим. По общему правилу обратную силу приобретает закон, устраняющий наказуемость деяния или смягчающий наказание Лазарев В. В. Теория государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2012. — 780 с.
Принципиально важен, особенно для практики, вопрос об обратной силе закона. По общему правилу «закон обратной силы не имеет». Исключение составляют уголовный закон и закон об административной ответственности, которые имеют обратную силу в следующих случаях: если закон распространяет действие на факты, возникающие до его вступления в законную силу; если это устанавливается самим законом; если закон смягчает или устраняет ответственность Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник. — М.: Маркет ДС корпорейшн, 2012. — С.450.
В отличие от них законы, устанавливающие наказуемость или усиливающие наказание, обратной силы не имеют (ст. 6 УК РФ). Аналогичное правило установлено относительно обратной силы законов об ответственности за административные правонарушения (ст. 9 КоАП).
Уголовный закон может иметь обратную силу — распространяться на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Обратную силу имеет уголовный закон, который:
1) устраняет преступность деяния;
2) смягчает наказание — уголовный закон, где максимальный и минимальный пределы основного наказания снижены, или предусмотрен более мягкий вид наказания, или исключен какой-либо вид наказания из системы наказания и т. д.;
3) иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление, — закон, который, в частности: смягчает вид основного или дополнительного наказания либо устраняет какое-нибудь основное или дополнительное наказание при наличии равных остальных основных и дополнительных наказаний;
— при квалификации по соответствующей статье УК РФ создает возможность скорейшего по сравнению с ранее действующим условно-досрочного освобождения либо снижает сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности и погашения судимости, если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения;
— предусматривает специальные виды освобождения от уголовной ответственности, содержащиеся в примечании к статьям Особенной части Уголовного кодекса РФ, если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения;
— устраняет квалифицирующие признаки конкретных составов преступлений, если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения;
— относит преступление к иной категории, снижающей степень его общественной опасности, если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения. Уголовный закон, смягчающий наказание, распространяется и на лиц, отбывающих наказание. Им наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом Рождествина А. А. Уголовное право. Учебник. М.: Новый Юрист, 2012. — С.324.
Принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, означает, что закон не распространяется на факты, существовавшие до момента вступления его в юридическую силу. Обратная сила закона — признак несовершенства действий государственной власти, ибо принятие законов является прерогативой государственных органов. Следовательно, «несвоевременное» принятие закона является упущением органов, на то уполномоченных, а не несовершенством права, как считает ряд авторов. Принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, означает, что закон не распространяется на факты, существовавшие до момента вступления его в юридическую силу Власенко Н. А. Теория государства и права: учебное пособие (3-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). — М.: Проспект, 2014. 416 с.
Юридические основания прекращения действия нормативных правовых актов зафиксированы на законодательном уровне и включают обстоятельства, исключающие продолжение его действия. Среди таковых выделяются: отмена правового акта либо правового предписания или нормы, на основании которых издан акт; несоответствие вышестоящему по юридической силе акту; изменение состава адресатов правового акта, ликвидация либо реорганизация государственных органов, общественных институтов; бессрочное приостановление акта; нарушение процедуры принятия акта; злоупотребление должностной компетенцией при принятии акта; истечение сроков действия акта.
Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Закон может быть отменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла. Закон, принятый на референдуме, обладает высшей юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждается.
Установление точного срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Новый закон распространяет свое действие только на те, отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Это значит, что обратной силы закон не имеет. Соответственно, предписания закона не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка.
Законы действуют вплоть до их официальной отмены или частичного изменения отдельных предусмотренных ими предписаний. Вторым основанием прекращения действия закона во времени является истечение срока, на который издан данный акт или его отдельные предписания.
Многообразие общественных отношений, регулируемых правом, порождает множество законов. Они схожи по основным признакам, но и различаются между собой. Специфику законов нужно отчетливо представлять себе и в полной мере учитывать в процессе их подготовки, принятия и реализации. Иначе затрудняется решение задач, стоящих перед тем или иным лицом. Возникает путаница с наименованиями, содержанием и юридической силой различных актов. Допускаются многочисленные нарушения законности.
Избежать указанных трудностей можно с помощью правильно построенных классификаций, которые позволяют определить юридическую силу законов. Понятие «юридическая сила» в самом концентрированном виде содержит характеристику видов законов и каждого из них в отдельности, а также их места в правовой системе и соотношения между собой. Законы имеют верховенство на всей территории страны и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, помимо этого юридическая сила законов различается в зависимости от их местонахождения в классификации. С помощью деления на виды устанавливается иерархическая соподчинённость актов, занимающих более высокое место и более низкое место в государственной системе. В результате определяются основания и рамки принятия того или иного акта, его основного содержания. Формула «на основе и во исполнение закона» выражает именно эту правовую связь. Также юридическая сила, установленная в результате принятой классификации, позволяет признать правовой акт, нарушивший установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу. Для этого существует набор специальных средств: приостановление акта, отмена, признание акта недействительным, признание утратившим юридическую силу самого акта и связанных с ним других актов, и порожденных ими юридических последствий. Иными словами с помощью правильно составленной классификации можно установить определенную соотносимость и соподчиненность правовых актов, выразить те системные связи и зависимости, которые присущи законодательству в целом и его отраслям, а также всей правовой системе.
В теории права предпринимались неоднократные попытки создания надлежащей классификации законов. Причем критерием при делении законов на виды выступали как общие теоретические предпосылки, так и особенности законов, выделяющиеся при практическом их использовании.
Согласно Конституции (ч. 6 ст. 125), правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применениюНерсенсянц В. С. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). — М.: Проспект, 2013. — С.350.
Автор придерживается позиции профессора Алексеева С. С., что прекращение действия закона происходит в результате:
* истечения срока, на который был принят юридический документ;
* объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);
* принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
* устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Автор приходит к выводу:
1.Закон — это юридический документ, содержащий нормы права.
Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.
Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.
Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.
2.Прекращение действия закона — утрата нормативным актом юридического значения (юридической силы) в случаях, предусмотренных законодательством. Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в самом акте не оговорено иное.
Прекращение действия законов:
1.Закон не имеет обратной силы. Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Это правило — необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.
2.Закон может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.
Прекращение действия законов осуществляется следующими способами:
* истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;
* в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;
* в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.
Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия закона во времени — «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.
Прекращение действия закона выполняет значимую роль в процессах систематизации права и приведения механизма правового регулирования в соответствии с нормами, и исключения из правового пространства устаревших законов, корректировки взаимоотношений органов власти, модернизации межгосударственного взаимодействия.
1. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция России. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. ФЗ от 21.07. 2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. — 25 декабря. № 237; Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. ФЗ от 03.02.2015 N 7-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 04.02.2015).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. ФЗ от 12 февраля 2015 г. N 17-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1. Ст. 1; 2015. N 7. Ст. 1023.
2. Специальная литература:
1. Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник. М.: Омега — Л, 2014. — 780 с.
2. Власенко Н. А. Теория государства и права: учебное пособие (3-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). — М.: Проспект, 2014. 760 с.
3. Лазарев В. В. Теория государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2012. — 780 с.
4. Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник. — М.: Маркет ДС корпорейшн, 2012. — С.450. Нерсенсянц В. С. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). — М.: Проспект, 2013. — С.350
5. Рождествина А. А. Уголовное право. Учебник. М.: Новый Юрист, 2012. — 670 с.
6. Петров А. В. Теория государства и права: тезисы лекций. — Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет, 2014. — 380 с.
7. Теория государства и права. Учебник. / Отв. Ред. Пиголкин А. С. — М.: Норма-М, 2011. — 780 с.
8. Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве — 1-е изд. — М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1908. — 34 с.