Субъекты международного права
Согласно ст. 2 Федерального закона от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» «Субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти… Читать ещё >
Субъекты международного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- Понятие субъекта международного права и виды субъектов
- Государство как основной субъект международного права
- Доктринальные и нормативные подходы к решению проблемы признания международной правосубъектности индивида
- Задача
- Заключение
- Список использованной литературы
Субъекты международного права (далее по тексту Субъекты) выступают создателями международно-правовых нор. Само международное право существует для регулирования отношений между Субъектами.
Целью данной работы является изучение субъектов международного права.
Задачи, поставленные для достижения цели работы:
раскрытие понятия субъекта международного права;
описание государства как основного субъекта международного права;
изучение особенностей образования субъектов международного права;
изучение проблемы международной правосубъектности индивида и другие.
Теоретическую основу работы включают труды ученых таких как: Бирюкова П. Н., Броунли Я., Каламкаряна Р. А., Мигачева Ю. И., Бекяшева К. А. и других ученых.
В течение длительного времени статус субъекта признавался только за государствами, а необходимым свойством субъекта считался государственный суверенитет и на статус субъекта, в начале XX в., претендовали так называемые цивилизованные государства или цивилизованные народы. Международное право. Учебник для вузов. Ответственные редакторы — проф. Г. В. Игнатенко и проф.О. И. Тиунов. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА * М, 1999 — С. 47
субъект международное право государство
Понятие субъекта международного права и виды субъектов
Международное право является самостоятельной правовой системой, многие понятия, которые используются в праве национальных государств, различны по пониманию от понятий международного права.
Понятие субъектов международного права в разных трудах ученых международников различается. Хотелось бы привести некоторые определения: Ушаков Н. А. в своем учебнике по международному праву рассматривает субъекты как «стороны международных правоотношений, наделенные нормами международного права, субъективными правами и субъективными обязательствами». Ушаков Н. А Международное право: Учебник. — М: Юрист, 2000 — С. 8
Бекяшев К.А. дает такое понятие — это акторы, которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Таковыми являются государства, международные организации, нации, борющиеся за независимость, государственно-подобные образования и в ограниченном объеме физические лица (индивиды). Международное публичное право: учеб. /отв. ред. К. А. Бекяшев. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 — С. 120
Р.А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев считают, что «субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность». Каламкарян Р. А., Мигачев Ю. И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004 — С. 115
Для международного публичного права в целом характерно общетеоретическое определение субъекта права как носителя прав и обязанностей, участвующего в правоотношениях. На основе данной дефиниции, учитывая специфику международного публичного права, можно определить субъекта международного публичного права следующим образом. Субъект международного публичного права — носитель прав и обязанностей, который участвует или может участвовать в международных отношениях.
Чепурнова Н.М., Сизько И. А. пишут, что «субъект международного права (далее по тексту Субъект) — это носитель международных прав и обязанностей; это лицо (в собирательном смысле), поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления своих претензий в международные органы». Чепурнова Н. М., Сизько И. А. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009 — С. 38
Я. Броунли определяет субъект международного права как — «образование, способное иметь международные права и обязанности, а также могущее защищать свои права путем заявления международных претензий» .
В литературе существует много классификаций видов субъектов. Броунли Я. Международное право (в двух книгах). Кн. 1. М.: Прогресс, 1977 — С. 104
К.А. Бекяшев делит Субъекты на постоянные и временные. Постоянные — государства; временный Субъект — нация. Международное публичное право: учеб. / отв ред. К. А. Бекяшев. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005;С. 120
Ушаков выделяет: государства как реального субъекта международных правоотношений; международные органы — «международные суды и международные арбитражи, следственные, примирительные и иные комиссии, которые создаются по соглашению между государствами и руководствуются в своей деятельности международно-правовыми предписаниями, прежде всего нормами общего международного права»; специальный субъект международного права — народы, так как за ними признается право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Ушаков Н. А Международное право: Учебник. — М: Юрист, 2000 — С. 9
Бирюков П.Н. делит Субъекты на первичные и производные. Первичные: государства (признаки: территория, население, публичные власти); нации, борющиеся за национальное самоопределение. Производные:
1) Международные организации:
международные межправительственные организации — основаны на межправительственных соглашениях. Они существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие Субъектов данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.);
международные неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) — основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.
2) Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией (правовое положение Ватикана определено соглашением между Итальянской республикой и святым престолом от 11 февраля 1929 г. В соответствии с указанным соглашением Ватикан наделен всеми атрибутами государства: территорией, гражданством, законодательством, армией и т. д.).
3) Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их международной правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена. Бирюков П. Н. Учебное пособие по международному праву. М.: Юристъ. 1998 — С. 25
Признаки:
1) Субъект международного права — это носитель суверенных прав и обязанностей.
2) Субъекты международного права являются не только носителями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступают как единственные создатели норм международного права. В ходе правотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного волеизъявления сторон, ибо нет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего над государствами.
3) В международном праве нет не только законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат, способный принуждать к соблюдению норм права. Субъекты международного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прав и обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как сила, обеспечивающая соблюдение норм права. При этом все перечисленные качества проистекают из того, что субъект международного права — это лицо, обладающее суверенной властью со всеми вытекающими из этого последствиями.
4) Понятие субъекта международного права неразрывно связано с народом и территорией. С одной стороны, субъект международного права представляет какой-то народ. Правоспособность и правосубъектность в международном праве проистекают от народа. С другой стороны, субъект имеет определенные территориальные признаки, поскольку речь идет не о народе вообще, а о народе, живущем на определенной территории. Речь идет о народе, организованном в государство или борющемся за свое самостоятельное государственное существование.
5) По общей теории права для субъекта правоотношения характерна не только правоспособность, но и деликтоспособность, то есть способность субъекта нести ответственность за правонарушения. Мы уже говорили, что субъект международного права обладает способностью к принятию мер по обеспечению норм права. К этому следует добавить, что субъект должен обладать также деликтоспособностью, так как без должной ответственности немыслим устойчивый международный правопорядок и стабильные международные правоотношения. Каламкарян Р. А., Мигачев Ю. И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004 — С. 117
6) чтобы реализовывать свои права в полном объеме, субъект международного публичного права должен иметь самостоятельную волю и быть полностью независимым от других субъектов;
7) субъект международного публичного права не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, так как любые основания для такого ограничения явились бы нарушением принципиальных основ современного международного права. Правоспособность и дееспособность субъекта возникают с момента его появления в международных отношениях;
8) так как в международном публичном праве субъектами являются коллективные образования, то субъект должен быть персонифицирован, т. е. необходимы персоны, в лице которых коллективные образования будут представлены в международных отношениях. Это могут быть отдельные лица либо государственные органы, например, глава государства или министерство иностранных дел;
9) субъект международного публичного права имеет внешние признаки, которые служат для его отличия от других субъектов. Например, государственный флаг, государственный герб, эмблема международной организации и т. д.
По мнению Бирюкова субъекты международного права также:
1) являются коллективным образованием. Каждый такой субъект имеет элементы организации: государство — власть и аппарат управления; борющаяся нация — политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация — постоянно действующие органы и т. д. При осуществлении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени;
2) обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм. Договорная право — дееспособность составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права — не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании. Все субъекты международного права — одновременно и субъекты одной из отраслей международного права — права международных договоров.
Международная правосубъектность — юридическая способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.
Международная правосубъектность: фактическая и юридическая. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).
Юридическим источником правосубъектности для несуверенных субъектов международного права служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права. Бирюков П. Н. Учебное пособие по международному праву. М.: Юристъ. 1998 — С. 26
Правоспособность - это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают государства в момент образования; нации, борющиеся за независимость, — с момента признания; межправительственные организации — с момента вступления учредительных документов в силу; физические лица — при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах. Наличие правоспособности означает наличие юридической возможности у лиц своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность означает осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. Например, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996 г. «Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики» заключено в г. Москве 12. 04.1996 // справочно-правовая система «Консультант плюс» стороны будут стремиться к приведению законодательства своих государств в соответствие с нормами международного права (ст.2). Стороны определяют перечень своих уполномоченных ведомств, ответственных за выполнение этого соглашения (ст.3). Каждое государство имеет право направить другой стороне запросы об оказании содействия по сбору сведений и материалов о деяниях, связанных с легализацией средств, полученных в результате преступной деятельности. Запрашивающая сторона обязана предоставить банковские, кредитно-финансовые и другие документы. В целях реализации Соглашения уполномоченные ведомства Сторон могут заключать двусторонние и многосторонние межведомственные соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью в сфере экономики (ст.10). Международное публичное право: учеб. /отв. ред. К. А. Бекяшев. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 — С. 121
Субъекты международного права обладают деликтоспособностью, т. е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Так, согласно ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Текст конвенции взят с сайта http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea. shtml государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенции, или других норм международного права. В ст. 29 вышеупомянутой Конвенции дается определение военного корабля в соответствии с которым в Конвенции ООН понимается под «военным кораблем» — «означает судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине» .
Субъекты международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.
Общая правосубъектность — это способность акторов ipso facto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами международного права. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость.
Отраслевая правосубъектность — это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Например, Международная морская организация (ИМО) вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающих международное торговое судоходство, и может одобрять международно-правовые нормы относительно безопасности мореплавания, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения с судов и борьбы с ним.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) участвует в международно-правовом регулировании проблем, касающихся образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола или религии.
Специальная правосубъектность — это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица (индивиды). Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст.6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее).
Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами Международное публичное право: учеб. /отв. ред. К. А. Бекяшев. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005;С. 122.
Государство как основной субъект международного права
Австрийский юрист-международник А. Фердросс сформулировал следующие признаки государства:
1) государство есть объединение людей, над которыми оно осуществляет верховенство;
2) непрерывность существования под которой понимается сама субстанция государства, — конкретный, образующий организованный народ;
3) полное самоуправление или самостоятельность;
4) порядок суверенного государства образуется непосредственно на основе международного права;
5) эффективность государства;
6) территориальное верховенство государства;
7) систематическое соблюдение норм международного права. Международное публичное право: учеб. /отв. ред. К. А. Бекяшев. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005;С. 122
Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.
Государство занимает центральное место в системе международного права, а так же обладает всем спектром прав и совершает любые правомерные действия.
Суверенитет — это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.
Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.
Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.
Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права). Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия. Бирюков П. Н. Учебное пособие по международному праву. М.: Юристъ. 1998 — С. 27
Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «Политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже до его признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость для обеспечения его сохранения и процветания, и, следовательно, формировать себя, таким образом, каким оно считает нужным. «Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств 1933 г. Текст документа взят с сайта http: //ru. wikipedia.org/wiki/Конвенция_Монтевидео
Территориальная целостность и нерушимость государственных границ гарантируются международно-правовыми принципами. Государства обязуются их уважать и воздерживаться от любых действий против территориальной целостности, политической независимости или единства государства. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. (ст.1)" в рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они уважают право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом и в духе настоящей Декларации. Они считают, что границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности" Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Текст взят с сайта http: //euro-ombudsman.org/wp-content/uploads/2011/11/ АКТ-ОБСЕ. pdf.
Население является постоянным признаком государства. Оно является одним из элементов государства как субъекта международного публичного права, а также серьезным геополитическим фактором. Население государства — совокупность индивидов, проживающих в данный момент на его территории.
В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение». Декларация о принципах международного права 1970 г. Текст взят с сайта http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles. shtml
Публичная власть позволяет государству реализовать самостоятельную волю и быть полностью независимым от других субъектов. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.
Принципами международного публичного права зафиксированы следующие элементы суверенного равенства государств:
государства юридически равны;
каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политическую, социальную, экономическую и культурную системы;
каждое государство обязано выполнять добросовестно и полностью свои международные обязательства.
Правосубъектность государства в международном публичном праве зависит от формы государственного устройства. Различают простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные) государства.
В унитарных государствах существует единая система высших органов государственной власти, которой полностью подчинены органы на местах. Территория такого государства подразделяется на административно — территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. В этом случае только государство как единое образование выступает в качестве субъекта международного публичного права.
Федеративное государство представляет сложное государственное образование. В отличие от частей унитарного государства, субъекты федерации обладают определенной самостоятельностью.
Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, создающих общие совещательные органы для решения общих задач: экономического сотрудничества, общей обороны и т. д. Как таковая конфедерация не признается субъектом международного публичного права, полноправными субъектами признаются лишь ее члены — суверенные государства.
Доктринальные и нормативные подходы к решению проблемы признания международной правосубъектности индивида
Международные отношения первой половины XX века выдвинули вопрос об охране человеческой личности, о защите прав и основных свобод человека международно-правовыми средствами. Это в немалой степени произошло в связи с такими событиями, как Первая и Вторая мировые войны с их жестокими последствиями и массовыми преступлениями против раненых, пленных, больных и мирного населения; бесчеловечные и варварские колониальные войны, направленные на подавление народов, борющихся за свое освобождение; политика геноцида и грубой расовой дискриминации, которая имманентно присуща колониализму и неоколониализму. Все эти негативные факты нашли свое отражение в международном праве, которое пополнилось многими важными правовыми документами, рассчитанными на то, чтобы в какой-то мере защитить человеческую личность от преступных посягательств и произвола, покарать военных преступников, поставить под международную охрану основные права и свободы человека.
Наличие значительного количества норм в международном праве, направленных на защиту чести и достоинства личности и на охрану основных прав и свобод человека, привело к тому, что в международном праве наряду с традиционным взглядом, отвергающим за индивидом качество субъекта международного права, появились теории, доказывающие, что индивид выступает в международных отношениях в качестве самостоятельного, а по мнению некоторых авторов, даже главного субъекта международного права. Каламкарян Р. А., Мигачев Ю. И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004 — С. 117
Так, А. Фердросс (Австрия) полагает, что «отдельные лица в принципе не являются субъектами международного права, так как международное право защищает интересы индивидов, однако наделяет правами и обязанностями не непосредственно отдельных лиц, а лишь государства, гражданами которых они являются». Другие специалисты считают, что индивид может быть лишь субъектом международных правоотношений: «Индивиды, находясь под властью государства, не выступают на международной арене от своего имени как субъекты международного права, — пишет В. М. Шуршалов. — Все международные договоры и соглашения о защите личности, основных прав и свобод человека заключены государствами, а потому конкретные права и обязанности из этих соглашений вытекают для государств, а не для отдельных индивидов. Индивиды находятся под защитой своего государства, и те нормы международного права, которые направлены на охрану основных прав и свобод человека, главным образом реализуются через посредство государств.
Еще в начале XX в. примерно такую же позицию занимал Ф. Ф. Мартене. Отдельные частные лица, писал он, не суть субъекты международного права, но имеют в области международных отношений определенные права, которые вытекают из:
1) человеческой личности, взятой самой по себе;
2) положения лих лиц как подданных государства.
Я. Броунли пишет, что «не существует общей нормы, согласно которой физическое лицо не может быть субъектом международного права, и в определенных контекстах индивид выступает как субъект права в международном плане. В то же время было бы бесполезно относить индивида к субъектам международного права, поскольку это предполагало бы наличие у него прав, которых в действительности не существует, и не избавляло бы от необходимости проводить различие между физическим лицом и иными видами субъектов международного права». Броунли Я. Международное право (в двух книгах). Кн. 1. М.: Прогресс, 1977 — С. 107
Л. Оппенгейм еще в 1947 г. отмечал, что «хотя нормальными субъектами международного права являются государства, они могут рассматривать физических и иных лиц как непосредственно наделенных международными правами и обязанностями и в этих пределах делать их субъектами международного права». Далее он уточняет свое мнение следующим образом: «Лица, занимавшиеся пиратством, подлежали действию норм, установленных в первую очередь не внутригосударственным правом различных государств, а международным правом» .
Японский профессор Ш. Ода считает, что «после первой мировой войны была сформулирована новая концепция, согласно которой индивиды могут быть субъектами ответственности за нарушения против международного мира и правопорядка и они могут быть преследуемы и наказываемы по международной процедуре» .
Профессор Оксфордского университета Антонио Кассис полагает, что в соответствии с современным международным правом индивидам присущ международно-правовой статус. Индивиды обладают ограниченной правосубъектностью (в этом смысле они могут быть поставлены в один ряд с другими, помимо государств, субъектами международного права: повстанцами, международными организациями и национально-освободительными движениями). Международное публичное право: учеб. /отв. ред. К. А. Бекяшев. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 — С. 124
В российской международно-правовой литературе отмечается, что индивид, отдельная личность, не является субъектом международного права. Индивиды, находясь под властью государства, не выступают на международной арене от своего имени как субъекты международного права. Все международные договоры и соглашения о защите личности, основных прав и свобод человека заключены государствами, а потому конкретные права и обязанности этих соглашений вытекают для государств, а не для отдельных индивидов. Индивиды находятся под защитой своего государства, и те нормы международного права, которые направлены на охрану основных прав и свобод человека, главным образом реализуются через посредство государств. Однако можно ли из этого, безусловно правильного, вывода сделать заключение о том, что индивид ни при каких условиях не может быть также и субъектом (стороной) конкретных международных правоотношений, не может выступать носителем некоторых прав и обязанностей. Представляется, что такого заключения сделать нельзя. Дело в том, что в ряде документов прямо указывается на права и обязанности индивида, а не государства, в силу чего носителем их является индивид, а не государство. Например, в ст. 27 Женевской конвенции о защите мирного населения Текст Конвенции взят с сайта http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_civilian1. shtml во время войны, определяющей статус покровительствуемых лиц, говорится, что эти лица «имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, семейным правилам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними будут всегда обращаться гуманно, и, в частности, они будут охраняться от любых актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы.» .
Покровительственные лица имеют право обращаться за помощью (а соответствующее государство обязано создать возможность для реализации этого права) к Державам-Покровительницам к Международному комитету Красного Креста, к национальному обществу Красного Креста страны, в которой они находятся, а также к любой организации, которая может оказать им помощь в охране их прав и интересов (ст.30). В Женевской конвенции об обращении с военнопленными устанавливается право пленных на жалобы. В ст. 78 говорится, что пленные «имеют право обращаться без всяких ограничений через доверенное лицо или непосредственно, если они найдут это нужным, к представителям Держав-Покровительниц, чтобы обратить их внимание на те моменты режима плена, в отношении которых у них имеются жалобы». Государство, у которого содержатся пленные, обязано не препятствовать осуществлению упомянутого права пленных. Каламкарян Р. А., Мигачев Ю. И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004 — С. 118
Подведем итоги: субъекты международного права должны: во-первых, быть реальными (активными, действующими) участниками международных отношений; во-вторых, обладать международными правами и обязанностями; в-третьих, участвовать в создании норм международного права; в-четвертых, иметь полномочия по обеспечению выполнения норм международного права.
В настоящее время права и обязанности индивидов или государств по отношению к индивидам закреплены во многих международных договорах. Важнейшими из них являются:
Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.;
Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.;
Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;
Устав Международного военного трибунала 1945 г.;
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;
Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.;
Конвенция о политических правах женщин 1953 г.;
Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; многочисленные конвенции, одобренные МОТ.
Из региональных договоров отметим Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и 11 протоколов к ней; Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Аналогичные конвенции имеются и в других регионах мира. Международное публичное право: учеб. /отв. ред. К. А. Бекяшев. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 — С. 125
Задача
Российская Федерация является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. Республика в составе Российской Федерации имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Согласно п. «к» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся «внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира». В ст. 72 п. «о» Конституции РФ говорится, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся «координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации». Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12.2008 № 6-ФКЗ, от 30. 12.2008 № 7-ФКЗ) // «Российская газета» № 7 — 21. 01.2009
Согласно ст. 2 Федерального закона от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» «Субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств». Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 января 1999 г. № 2 ст. 231 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств» «Решение Правительства Российской Федерации о его согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств принимается на основании обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержащего обоснование необходимости осуществления таких связей, при наличии положительного заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией». Постановление Правительства РФ от 01. 02.2000 № 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств» // «Российская газета», № 29, 10. 02.2000
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Подробнее о заключении органами государственной власти субъекта Российской Федерации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей содержится в ст. 2 ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» .
В Указе Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» говорится, что целями региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации являются:
использование региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации для обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации на международной арене;
реализация внешнеполитической линии Российской Федерации и ее международных обязательств, согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в выполнении международных договоров и соглашений;
учет интересов субъектов Российской Федерации при разработке концепции внешней политики Российской Федерации, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации;
содействие субъектам Российской Федерации в освоении опыта деятельности в области внешних связей, их активному вхождению в международное сотрудничество и участию в проектах и программах международных организаций, связанных с региональным развитием;
поддержка внешнеэкономической деятельности российских регионов, способствующей их экономическому развитию и улучшению условий жизни населения;
развитие культурного сотрудничества и гуманитарных связей на региональном уровне, расширение контактов и поддержка соотечественников за рубежом;
содействие установлению тесных связей между регионами России и государствами — участниками Содружества Независимых Государств;
широкое участие представителей субъектов Российской Федерации в общеевропейском сотрудничестве региональных и местных властей.
Механизмы реализации целей региональной политики в области внешних связей включают:
государственную поддержку программ регионального развития субъектов Российской Федерации, предусматривающих укрепление экспортного потенциала и становление импортозамещающих производств;
совместную координацию Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
обеспечение государственной поддержки деятельности субъектов Российской Федерации по развитию внешних связей;
создание условий для улучшения инвестиционного климата и эффективного привлечения иностранных капиталовложений в экономику Российской Федерации;
оказание содействия в подготовке для регионов квалифицированных кадров в различных областях международных и внешнеэкономических связей. Указ Президента РФ от 03. 06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // «Российская газета», № 109, 11. 06.1996
В Российской Федерации созданы ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ (далее по тексту ассоциации). Ассоциация — некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
В ст. 4 Федерального закона от 17.12.1999 № 211-ФЗ (ред. от 08.12.2003)" Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" содержатся цели ассоциаций и одной из целей является «подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Федеральный закон от 17. 12.1999 № 211-ФЗ (ред. от 08. 12.2003) «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20. 12.1999, № 51, ст. 6286
В главе V " Концепции внешней политики Российской Федерации" (утв.12.07.2008 № Пр-1440) говорится, что «субъекты Российской Федерации развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ „О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации“ и другими законодательными актами. Министерство иностранных дел Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного и внешнеэкономического сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности России, используя в этих целях возможности действующих при Министерстве иностранных дел Российской Федерации Совета глав субъектов Российской Федерации и Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям. Развитие регионального и приграничного сотрудничества является важным резервом двусторонних связей с соответствующими странами и регионами в торгово-экономической, гуманитарной и иных областях». «Концепция внешней политики Российской Федерации» // «Российская газета», № 133, 11. 07.2000
Заключение
Субъекты международного права это основные носители субъективных юридических прав и обязанностей, одна из основных составляющих международного публичного права. Исторически выделяют основной субъект международного права — государство. В процессе развития международных отношений появляются государствоподобные образования и международные организации. Несколько позже возникают нации и народы, борющиеся за свою независимость. В настоящее время появился вопрос о правосубъектности человека в международном публичном праве.
Среди классических субъектов международного права, выделяются: государства, нации и народности, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования, причем первые два из указанных являются субъектами с первичной правосубъектностью, два других — с производной. В настоящее время весьма активно на арену субъектов международного права выходят субъекты федеративного государства, которые в полной мере отвечают признакам субъекта международного права. Указанные субъекты международного права являются субъектами с производной международной правосубъектностью.
Среди неклассических субъектов международного права, обладающих ограниченной международной правосубъектностью, выделяются: физические и юридические лица, международные неправительственные организации. Они хотя и не отвечают всем признакам классического субъекта международного права, однако обладают важнейшим свойством субъекта права — являются участником международных отношений. Батычко В. Т. Международное право. Конспект лекций. 2011 — С. 44
Действующие международное законодательство создается на основе согласованных воль государств, а суверенные государства продолжают оставаться ведущими субъектами международного права, их деятельность имеет основополагающее значение для дальнейшего прогрессивного развития мирового сообщества. Современная деятельность государств является важным фактором развития всего международного сообщества, гарантом его стабильности и правопорядка.
Международно-правовые акты
1) Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Текст взят с сайта http://euro-ombudsman.org/wp-content/uploads/2011/11/ АКТ-ОБСЕ. pdf
2) Декларация о принципах международного права 1970 г. Текст взят с сайта http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles. shtml
3) Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств 1933 г. Текст взят с сайта http://ru. wikipedia.org/wiki/Конвенция_Монтевидео
4) Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г. Текст конвенции взят с сайта http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea. shtml
5) Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны. Текст Конвенции взят с сайта http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_civilian1. shtml
6)" Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики" заключено в г. Москве 12.04.1996 // справочно-правовая система «Консультант плюс»
Нормативно-правовые акты
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Российская газета» № 7 — 21.01.2009
2)" Концепция внешней политики Российской Федерации" // «Российская газета», № 133, 11.07.2000
3) Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 января 1999 г. № 2 ст.231
4) Федеральный закон от 17.12.1999 № 211-ФЗ (ред. от 08.12.2003)" Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" // «Собрание законодательства РФ», 20.12.1999, № 51, ст.6286
5) Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // «Российская газета», № 109, 11.06.1996
6) Постановление Правительства РФ от 01.02.2000 № 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств» // «Российская газета», № 29, 10.02.2000
Научная литература
1) Бирюков П. Н. Учебное пособие по международному праву. М.: Юристъ. 1998
2) Батычко В. Т. Международное право. Конспект лекций. 2011
3) Броунли Я. Международное право (в двух книгах). Кн.1. М.: Прогресс, 1977
4) Каламкарян Р. А., Мигачев Ю. И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004
5) Международное право. Учебник для вузов. Ответственные редакторы — проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999
6) Международное публичное право: учеб. /отв. ред. К. А. Бекяшев. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005
7) Ушаков Н. А Международное право: Учебник. — М: Юрист, 2000
8) Чепурнова Н. М., Сизько И. А. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009