Актуальность исследования. Переход отечественной системы хозяйствования к социально-ориентированной рыночной экономике потребовал пересмотра всех общественных отношений, в том числе в социально-трудовой сфере.
Для переходной экономики характерна активизация факторов, порождающих социальные риски, связанные с массовой безработицей, изменением структуры занятости, несовершенством трудового законодательства в новых условиях, отсутствием социально-защитных механизмов в социально-трудовой сфере. Одной из наиболее уязвимых категорий населения в области трудовых отношений являются женщины.
Кризис переходного периода, влияние стихийного характера рыночных рычагов на процессы в системе социально-трудовых отношений обостряют проблемы участия трудящихся в общественном производстве, усиливая дискриминационные тенденции.
Показатели социально-экономического положения населения свидетельствуют о проблемах, связанных с существованием тендерной асимметрии в сфере труда.
Достоянием общественности стали такие факты, как занятость миллионов женщин в неблагоприятных условиях трудазаниженная оплата труда женщинскрытая и явная безработицаболее низкий по сравнению с мужчинами уровень квалификациинезначительное представительство в органах законодательной и исполнительной властиснижение показателей здоровья нации и продолжительности жизни, и многие другие. Женская рабочая сила не привлекательна для работодателя и рассматривается как средство, позволяющее сочетать работу с семейными обязанностями.
Все большее число женщин оказываются затронутыми бедностью, связанной с характером труда. Они либо полностью исключаются из рынка труда, либо выполняют низкооплачиваемую и неквалифицированную работу на основе нетипичных договоров, ставящих их в положение, для которого характерно постоянное отсутствие экономической безопасности.
Традиционно вопросы участия женщин в социально-трудовых отношениях рассматривались специалистами в рамках проблем, связанных с охраной труда, профессиональной и отраслевой сегрегацией, низким уровнем заработной платы по сравнению с мужчинами. Эти подходы до сих пор остаются актуальными, но требуют более глубокого причинно-следственного анализа и соответствующих ему подходов к решению.
На первый взгляд, трудовые права женщин защищены многими документами, исключающими дискриминацию. Однако на практике это не подтверждается. Следование ранее проводимой политике специального регулирования использования женской рабочей силы в общественном производстве в современных условиях осложняет реальное положение женщин в сфере труда.
В настоящее время в условиях коренных преобразований решение проблемы улучшения положение женщин в социально-трудовой сфере заключается не столько в улучшении качества рабочих мест, сколько в обеспечении условий для реализации закрепленных прав женщин по поводу участия в общественном производстве.
Разработка направлений регулирования социально-трудовых отношений позволит перенести акцент с «помощи женщине» на создание равных возможностей для мужчин и женщин в системе социально-трудовых отношений.
В экономической литературе вопросам развития социально-трудовых отношений посвящены работы Л .В. Гордона, Э.А. Котля-ра, А. Ф. Зубковой, Р. П. Колосовой, Е. Н. Колесникова, Ю.Г. Одего-ва, Е. Д. Катульского, А. А. Силина, Р. А. Яковлева и др. Весомый вклад в решение проблем женщин в социально-трудовой сфере внесли исследования JI.C. Ржаницыной, Н. М. Римашевской, Л. С. Чижовой, Г. П. Сергеевой, О. А. Хасбулатовой, Л. Т. Шинелевой и др.
Целью данного диссертационного исследования является оценка существующих условий реализации трудового потенциала женщин в системе социально-трудовых отношений, определение причин существующей тендерной асимметрии и разработка рекомендаций по преодолению неравных условий обращения женщин в трудовой сфере — методов регулирования системы социально-трудовых отношений.
Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решение следующих задач:
— раскрыть особенности трудового поведения женщин и специфику женской рабочей силы;
— исследовать тенденции и причины тендерной асимметрии в социально-трудовой сфере;
— проанализировать показатели социально-экономического положения трудоспособных женщин и оценить реально существующие условия для реализации трудового потенциала женщин;
— определить основные направления регулирования системы социально-трудовых отношений с целью выравнивания условий участия мужчин и женщин в социально-трудовой сфере.
Объектом исследования является женский сегмент в системе социально-трудовых отношений.
Предмет исследования представляют особенности трудового поведения женщин в социально-трудовых отношениях и реальные возможности реализации их трудового и профессионального потенциала в условиях экономики переходного типа.
Методологической основой исследования являются общие положения современной теории экономики труда, основополагающие принципы теории человеческих отношений, определяющих трактовку и анализ социально-экономических процессов, происходящих в настоящее время, труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные акты и нормативные документы.
В работе использовался системный подход к решению поставленных задач, методы сравнительного и логического анализа, обобщения, метод систематизации, приемы статистики и экономического анализа.
Информационной базой исследования послужили статистические показатели, публикуемые ООН, МОТ, Госкомстатом России, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, региональными органами по труду и статистики, а также документы законодательных и исполнительных органов Российской Федерации.
Научная новизна диссертации заключается в комплексном причинно-следственном анализе участия женщин в системе социально-трудовых отношений, позволившем оценить влияние культурно-исторических, политических, экономических факторов, которые «определяют участие женщин в общественном производстве.
В качестве основных, полученных в ходе исследования результатов, содержащих новизну, могут быть названы следующие:
— исследовано с системных позиций влияние особенностей трудового поведения женщин на формирование их общественнотрудовой активности;
— исследованы тенденции проявления тендерной асимметрии в сфере труда в зависимости от культурных, экономических, политических условий развития общества;
— проанализированы показатели социально-экономического положения женщин, определяющие реальные возможности для самореализации в системе социально-трудовых отношений;
— разработаны основные направления регулирования системы социально-трудовых отношений с позиции преодоления тендерной асимметрии в сфере труда, в рамках которых обоснован оптимальный подход к оценке влияния законодательно закрепленных норм для женщин на их конкурентоспособность;
— исследована и определена роль новых субъектов социального партнерства — некоммерческих общественных организаций — в д решении современных проблем участия женщин в социальнотрудовых отношений;
— предложены новые формы активной социальной поддержки женщин, способствующие повышению их конкурентоспособности и адекватные современным условиям развития социально-трудовой сферы переходного периода.
Практическая значимость. Материалы диссертации использовались при подготовке информационного сборника Департамента по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Ф Изложенные в работе выводы и предложения могут применяться в практической работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке законодательных и нормативных актов, регулирующих социально-трудовые отношения и процессы адаптации женщин, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
Выводы и отдельные положения исследования могут быть использованы при чтении курса лекций по дисциплине «Занятость населения и рынок труда» для студентов по специальности «Экономика и социология труда» .
Публикации. Основные результаты работы нашли отражение в трех печатных работах общим объемом 1.6 п.л., а также докладывались на научно-практической конференции «Экономические реформы: проблемы и решения» (1998 год, Курский филиал ВЗФЭИ).
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, содержит приложения и библиографию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Социально-трудовые отношения являются приоритетными отношениями, определяющими роль человека в обществе. Равноправное участие женщин в трудовой сфере является ключевым фактором экономического и социального развития.
В работе представлена концепция регулирования системы социально-трудовых отношений, предусматривающая координацию и активизацию функций социальных институтов, обеспечивающая оптимальный уровень социальной защищенности участников социально-трудовой сферы.
Социально-трудовые отношения представлены в работе как многоаспектная система формирования условий для всех категорий участников социально-трудовой сферы и решения проблем, связанных с различиями их интересов и потребностей и особенностями трудового поведения.
Нам представляется, система социально-трудовых отношений включает трудовые, материально-производственные и социальные аспекты трудовой деятельности и определяет собой реализацию как экономических, так и духовных интересов индивидов, социальных групп и общества в целом.
На современном уровне общественного развития понятие социальной защищенности должно быть связано не только с традиционной защитой от социальных рисков. В защите нуждаются возможности гражданина в реализации прав, свобод, гарантий на удовлетворение базовых потребностей. Таким образом, социальная защищенность определяется как состояние жизнедеятельности человека, которое характеризуется наличием реальной возможности удовлетворения базовых потребностей, причем не только физиологических, но и потребности в безопасности, социальных коммуникациях, признании и оценке, самореализации.
В процессе взаимодействия между собой, субъекты социально-трудовых отношений формируют среду и условия реализации своих целей в соответствии с интересами и потребностями.
Следовательно, на основе анализа сложившихся производственных, экономических и социальных условий развития общества возможно выявление асимметрий в функционировании системы социально-трудовых отношений, определение направлений ее дальнейшего совершенствования и основные подходы.
Нам представляется, что регулирование социально-трудовых отношений должно осуществляться с учетом тендерного подхода, предполагающего оценку характеристик трудового поведения и особенностей рабочей силы участников социально-трудовых отношений в зависимости от пола.
В работе исследованы культурно-исторические, политические и экономические условия развития общества, влияющие на формирование общественно-трудовой активности женщин. В ходе исследования определены факторы, влияющие на трудовое поведение, степень и качество участия женщин в социально-трудовых отношениях.
К объективным факторам, оказывающим внешнее влияние относятся: условия труда, уровень прожиточного минимума, структура занятости, уровень заработной платы, законодательное обеспечение гарантий и норм участия в трудовой деятельности, режимы труда и отдыха, степень развития производства.
Субъективные факторы, а именно здоровье и семейное положение, уровень образования, профессиональная подготовка, квалификация, материальные и духовные потребности зависят от самой женщины.
Показателями трудового поведения женщин являются параметры их общественно-трудовой активности. Они в свою очередь зависят от возраста, профессиональной подготовки, ориентации на карьеру, демографических событий, от объема семейно-бытовой нагрузки и многих других факторов, влияющих на экономическую роль женщины, на ее конкурентоспособность на рынке труда.
Нам представляется, что важное значение для эффективной адаптации женщин в системе социально-трудовых отношений имеют показатели конкурентоспособности и социокультурной мобильности.
Конкурентоспособность женской рабочей силы — это обобщенный показатель заинтересованности для работодателей в наемном труде женщин. Социальная мобильность предполагает изменение социального статуса индивида в критических условиях развития общества и выступает как составляющая модели его трудового поведения.
Системный анализ данных теорий, а также факторов, определяющих уровень общественно-трудовой активности женщин позволили сделать ряд выводов: женская рабочая сила имеет свою специфику в силу необходимости совмещения семейных и профессиональных обязанностейосновные составляющие общественно-трудовой активности женщин определяют уровень конкурентоспособности на рынке трудана каждом этапе общественного развития государственное регулирование участия женщин в социально-трудовых отношениях должно применять новые подходы в соответствии с современными тенденциями экономического, политического, социального характера.
В этой связи, по нашему мнению, основные направления регулирования участия женщин в социально-трудовых отношениях в условиях переходной экономики должны обеспечиваться: на государственном уровне — посредством пересмотра действующей системы трудового правообеспеченияна коллективном уровне — через оказание активной социальной поддержки трудоспособным женщинам.
Учитывая, что женское население неоднородно по качественным трудовым характеристикам, по материальному и семейному положению, по параметрам общественно-трудовой активности, социальная поддержка необходима в двух формах, как в пассивной, так и активной.
Пассивные формы необходимы для поддержания экономического статуса определенных категорий женщин, которые, в силу различных обстоятельств не могут участвовать в реализации активных форм социальной поддержки (женщины-инвалиды, с детьми-инвалидами, беременные и кормящие женщины).
Активные формы социальной защиты направлены на формирование адаптационных установок, предполагающих возможность повышения социального статуса и плавного вхождения в новую экономическую среду.
На основе анализа статистических показателей социально-экономического положения женщин, а также действующей законодательной базы, регламентирующей трудовые отношения, нами определены следующие современные тенденции, характеризующие участие женщин в социально-трудовых отношениях.
Женщины имеют более высокий, по сравнению с мужчинами, образовательный уровень, что не обеспечивает им стабильное положение на рынке труда.
Доля женщин в общем числе занятых за этот период сократилась с 50 до 47 процентов. Произошло снижение удельного веса занятых женщин в таких отраслях, как торговля, общественное питание, кредитование, финансы, страхование. Преимущественное вовлечение мужчин в данные сферы деятельности объясняется тем, что в этих отраслях происходит наибольший рост заработной платы работников и, соответственно, вытеснение женщин.
Женщины преобладают среди безработных. Период безработицы женщин длительнее, чем мужчин. Положения женщин в социально-трудовой сфере определяется не столько высоким уровнем безработицы и наличием сегрегации, сколько низкой их конкурентоспособностью по сравнению с мужчинами и нерегулируемыми, стихийно складывающимися условиями труда в альтернативных секторах экономики. В неформальном секторе экономики женщины составляют около 40 процентов занятых. Неформальные отношения для женщин в социально-трудовой сфере являются зоной нарушения трудовых прав, произвола частных нанимателей и областью не всегда оцениваемый статистикой. Отраслевая сегрегация, а также низкий должностной и социальный статус, уровень квалификации, тесно связаны с проблемой различия в оплате труда мужчин и женщин.
В работе анализируется действующая в Российской Федерации законодательная база, регулирующая обеспечение прав женщин на рынке труда. При этом нами подчеркивается, что данное законодательство не учитывает специфику показателей женской трудовой активности.
Законодательные акты содержат правовой регламент в отношении отдельных категорий женщин, нуждающихся в особом режиме социальной защиты, в частности: это одинокие, многодетные матери, женщины, имеющие детей-инвалидов. При этом не учитывается, что работающие женщины также должны быть социально защищены.
Результаты полученные в ходе исследования определили выбор направлений регулирования процесса участия женщин в трудовой сфере в соответствии с современным уровнем развития социально-трудовых отношений.
На уровне государства регулирование социально-трудовых отношений определяется комплексном определенных норм, гарантирующих равные для мужчин и женщин возможности для участия в трудовой деятельности и обеспечивающих их социальную защищенность.
Необходимость создания равных возможностей, с учетом того, что мужчины и женщины по объективным, физиологическим причинам имеют существенные различия, требует законодательного закрепления таких трудовых гарантий, которые могли бы нивелировать данные различия, создавая тем самым объективные условия равенства.
Инструментом реализации данного механизма может стать регулирование социально-трудовых процессов, с учетом новых подходов к проблеме сохранения в законодательстве так называемых «женских льгот» .
По нашему мнению, оптимальным будет являться оптимальный подход, который учитывал бы сегодняшние условия социального и экономического развития и позволил решить проблему в комплексе.
Необходимо предоставить женщине возможность выбора, который в свою очередь при определенных законом или трудовым договором обстоятельствах является обязательным для работодателя. Следует отменить действующие нормы, устанавливающие ограничение труда женщин в ночное время, запрещение ночных, сверхурочных работ и направление в командировки женщин-матерей.
В то же время целесообразно сохранение ограничений по применению труда женщин только в ситуациях, связанных с деторождением, кормлением грудных детей или наличием в семье детей-инвалидов.
Мы предлагаем рассматривать ограничения не как льготы, предоставляемые женщинам, а как гарантии, которые государство устанавливает для реализации прав на здоровье, выполнение репродуктивной функции, семейных обязанностей, то есть всего того, что выходит за рамки интересов работника и работодателя, является основой национальной безопасности и входит в компетенцию государственных интересов.
Нам представляется, что государственное регулирование процесса участия женщин в системе социально-трудовых отношений должно быть направлено на постепенное нивелирование непривлекательных с точки зрения работодателей особенностей рабочей силы.
В целом механизм обеспечения равных возможностей мужчин и женщин при найме на работу должен включать: практику письменных отказов в приеме на работу для всех категорий населения, в целях создания возможности доказательства факта дискриминации в судезапрет на объявление вакансий при найме с указанием поластимулирование работодателя к уменьшению числа работ с профессиональным риском для здоровья работника за счет дифференциации страховых тарифов и налогов, процентов по кредитам и другие методыпересмотр действующей методики оценки сложности труда работников различных отраслей народного хозяйства, в которой традиционно занижена оценка трудасоздание процессуального механизма контроля за исполнением юридических норм, запрещающих дискриминациюсовершенствование регулирования оплаты труда через тарифные соглашения и коллективные договоры, опирающиеся на обоснованную оценку сложности трудасоздание специализированных судов, занимающихся рассмотрением дел, связанных с наличием дискриминационных тенденций в обществе, в том числе и в сфере реализации социально-трудовых отношений.
По нашему мнению, законодательное закрепление антидискриминационных принципов относительно участия мужчин и женщин в социально-трудовых отношениях будет в дальнейшем способствовать фактическому равенству участников социально-трудовых отношений. Однако в целях преодоления кризисной ситуации в сфере труда в настоящее время необходимы совместные действия участников социально-трудовых отношений по осуществлению конкретных действий, повышающих конкурентоспособность и социальную мобильность женской рабочей силы.
Действия субъектов социального партнерства в кризисных условиях экономики переходного типа на коллективном уровне позволит достичь конкретных результатов, учитывая отсутствие возможностей государственного финансирования данных мероприятий.
На уровне коллективном регулирование социально-трудовых отношений предполагает использование механизма социального партнерства путем использования системы коллективных договоров и соглашений, разработки программ, направленных на адаптацию граждан к новым условиям.
Современная форма социального партнерства рассматривается только как взаимодействие государства, работодателя и профсоюзов (трипартизм), а вопросы улучшения положения женщин в сфере труда решаются путем использования системы коллективных договоров и соглашений.
Результаты анализа выявили недостатки в функционировании современной системы коллективных договоров на предприятиях различных форм собственности, в частности, отсутствие практики решения женских проблем через профсоюз.
По нашему мнению, улучшение положения женщин — задача, которая в настоящее время может быть решена только при объединении усилий всех секторов экономики — государственного, частного и некоммерческого. В данном направлении автор предлагает использовать опыт женских общественных организаций, апробированный в различных регионах России.
Активные формы социальной поддержки женщин, адекватные степени развития современных социально-трудовых отношений, по мнению автора, должны включать:
— разработку новой политики образования и подготовки кадров и повышения квалификации, в рамках которой целесообразно осуществить включение социально-половых факторов во все компоненты системы образования и подготовки кадров, в том числе в учебные программы, методы обучения, систему подготовки кадров и учебных материалов с тем, чтобы поощрять и поддерживать осознанный выбор женщинами и мужчинами, юношами и девушками сферы образования и профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей интересов, но не традиций, сложившихся под влиянием предубежденного отношения к половым ролям;
— поддержку женских предпринимательских инициатив, ориентирующих женщин на самостоятельное решение собственных проблем, самозанятость, активные действия на рынке труда;
— развитие социальной инфраструктуры;
— поддержку программ психологической адаптации женщин, расширение сети различного рода курсов женского бизнеса и передовых социальных технологий поддержки экономически активных женщин. Причем, финансовое обеспечение проектов и осуществления социальных технологий могли бы осуществить общественные организации (такой опыт уже существует).
— использование кредитной, инвестиционной политики для развития частных и коллективных учреждений социальной сферы. В условиях реформирования образования научно-педагогические работники, учителя становятся безработными (а это в основном женщины). В связи с этим участникам социально-трудовых отношений целесообразно разработать законодательную и методическую базу, способствующую развитию новых негосударственных форм подготовки учащихся в целях перераспределения их из сферы государственного образования в сферу частного образования.
Анализ социальных тенденций и проблем положения женщин в стране и мире, показывает, что их решение заключается в выработке целостной общенациональной политики государства, основанной на идее создания общества равных возможностей, то есть в достижении женщинами юридического, экономического, социального и политического равенства. Уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей.
Регулирование социально-трудовых отношений означает решительные действия по преодолению правовых, традиционных культурно-исторических и экономических барьеров на пути к гармонизации общественных отношений демографического и экономического воспроизводства, к личностной взаимодополняемости полов на основе равных возможностей.