Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Назначение и исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц женского пола

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних обусловливается повышенным вниманием государства и общества к судьбе подрастающего поколения. Принятие Российской Федерацией обязательств по соблюдению ратифицированных бывшим СССР международных соглашений в сфере обращения с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе Конвенции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История возникновения и развития институтов назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц женского пола
    • 1. 1. Назначение и исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных женского пола в дореволюционной России
    • 1. 2. Назначение и исполнение наказания в отношении несовершеннолетних лиц женского пола в советский период
  • Глава 2. Назначение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц женского пола
    • 2. 1. Общие начала назначения наказания несовершеннолетним лицам женского пола
    • 2. 2. Обстоятельства, учитываемые судом при назначении наказания несовершеннолетним лицам женского пола
  • Глава 3. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц женского пола
    • 3. 1. Международные стандарты обращения с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях и проблемы их реализации в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации
    • 3. 2. Правовое регулирование исполнения наказания в отношении несовершеннолетних лиц женского пола в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы России
    • 3. 3. Правовая регламентация применения средств исправления к несовершеннолетним лицам женского пола

Назначение и исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц женского пола (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях жизни и развития общества резко обострились проблемы обеспечения законности и правопорядка. Негативные тенденции также не обошли стороной одну из самых многочисленных и наиболее в социальном плане уязвимых групп населения — молодежь. У несовершеннолетних оказались ослабленными связи с такими социальными институтами общества и государства, как семья, школа, трудовой коллектив. Это в числе других факторов обусловило рост преступной активности несовершеннолетних, что, естественно, вызывает тревогу и озабоченность, так как под угрозой оказывается физическое и нравственное здоровье подрастающего поколения.

Преступность несовершеннолетних лиц женского пола, имея относительно постоянную величину в структуре преступности несовершеннолетних и общей преступности, представляет собой явление, изменяющееся в соответствии с реальными условиями.

Последнее десятилетие явилось периодом кардинальных изменений в российском обществе и государстве. Непредсказуемые и стремительные перемены, характерные для всех сфер жизни общества, несомненно, оказали влияние на качественно — количественные показатели преступности.

Число выявленных несовершеннолетних лиц, совершивших преступления: мужского пола — 162 619 (2000 г.) — 158 701 (2001 г.) — 129 285 (2002 г.) — 134 373 (2003 г.) — 139 909 (2004 г.) — 137 122 (2005 г.) — женского пола -15 232 (2000 г.) — 14 110 (2001 г.) — 11 107 (2002 г.) — 11 226 (2003 г.) — 11 981 (2004 г.) — 12 859 (2005 г.). Удельный вес в общем числе несовершеннолетних, совершивших преступления: мужского пола — 91,4% (2000 г.) — 91,8 (2001 г.) — 92,1 (2002 г.) — 92,3 (2003 г.) — 92,1 (2004 г.) — 91,4% (2005 г.) — женского пола -8,6% (2000 г.) — 8,2 (2001 г.) — 7,9 (2002 г.) — 7,7 (2003 г.) — 7,9 (2004 г.) — 8,6% (2005 г.)1.

1 См.: Преступность и правонарушения (2000;2004 гг.) — (2001;2005 гг.): Стат. сб. / МВД РФСудеб, департамент при Верховном Суде РФМежгос. стат. ком. СНГ. М., 2005. С. 51- 2006. С. 51.

Актуальность исследования проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних обусловливается повышенным вниманием государства и общества к судьбе подрастающего поколения. Принятие Российской Федерацией обязательств по соблюдению ратифицированных бывшим СССР международных соглашений в сфере обращения с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка, — важнейший шаг в данном направлении, требующий переоценки всего механизма исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. Комплексный анализ этой проблемы необходим еще и в свете проходящей в стране правовой реформы. Реализация вступивших в законную силу Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации, разработка законопроектов, касающихся в той или иной степени подрастающего поколения, немыслимы без теоретического и практического исследования этой проблемы, дающей представление об уровне цивилизованности общества, ведущего борьбу с преступностью.

До тех пор пока несовершеннолетние совершают уголовные преступления, сохраняет свое значение привлечение их к уголовной ответственности, применение к ним различных видов уголовного наказания, в том числе таких, как лишение свободы на определенный срок, штраф, обязательные работы. Однако в уголовно-исполнительной практике наиболее заметное место занимает применение уголовного наказания в виде лишения свободы на определенный срок. Исполнение данного наказания связано с существенным изменением образа жизни, правового статуса несовершеннолетних, в отличие от исполнения наказания в виде исправительных работ, штрафа и т. п.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы преступности и уголовного наказания постоянно привлекают внимание ученых-юристов и практических работников. Во многих аспектах они освещены в научной литературе как прошлых, так и последних лет. Среди них следует выделить труды Ю. М. Антоняна, М. М. Бабаева,.

A.В. Бриллиантова, Г. В. Дровосекова, В. Д. Ермакова, А. И. Зубкова, И. И. Карпеца, Н. С. Лейкиной, В. П. Малкова, Г. М. Миньковского и др.

Среди трудов ученых и практиков, внесших значительный вклад в разработку и совершенствование наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних, следует также отметить работы З. А. Астемирова, Л. И. Беляевой, М. Н. Гернета, М. Г. Деткова, Ю. А. Кашубы, Н. И. Крюковой,.

B.В. Невского, В. В. Панкратова, А. Б. Сахарова и др.

Проблемам исследования особенностей назначения наказаний несовершеннолетним в последние годы были посвящены кандидатские диссертации К. А. Бузанова, А. А. Брюхнова, A.M. Ибрагимовой, И. А. Кобзаря, Р. И. Панкратова, К. А. Скрыльникова, Г. З. Цибульской и др.

Однако комплексного исследования проблем назначения и исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц женского пола в последнее время не проводилось.

Все вышеуказанные обстоятельства и послужили основанием выбора автором темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель — исследовать теоретические и практические аспекты назначения и исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним лицам женского пола, разработать на этой основе меры по совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в этой области.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1) провести сравнительный ретроспективный анализ создания и развития системы отечественного законодательства о назначении и исполнении наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним лицам женского пола в различные историко-политические периоды;

2) исследовать нормативные начала назначения наказания несовершеннолетним лицам женского пола и судебной практики по их реализации;

3) проанализировать обстоятельства, учитываемые судом при назначении наказания в виде лишения свободы применительно к несовершеннолетним лицам женского пола;

4) сравнить международное и отечественное уголовно-исполнительное законодательство, регламентирующее исполнение наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними лицами женского пола;

5) проанализировать порядок и условия применения основных средств исправления несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

6) разработать и обосновать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в отношении несовершеннолетних лиц женского пола и практики его применения.

Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц женского пола.

Предметом исследования являются нормы отечественного законодательства, регулирующие назначение и исполнение наказания несовершеннолетних, а также деятельность воспитательных колоний по исполнению наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних лиц женского полапорядок и условия применения средств исправления в отношении несовершеннолетних осужденных.

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержание предмета исследования, процессы развития и качественные изменения соответствующих уголовно-исполнительных правоотношений.

Кроме того, при проведении исследования использовались такие научные методы, как: конкретно-социологическийсоциально-правовойсистемныйсравнительно-правовойформально-логическийстатистического анализа данных и отчетов органов внутренних дел и юстиции по вопросам правонарушений несовершеннолетнихинтервьюирование и анкетирование осужденных, персонала воспитательных колонийтеоретическое обобщение и анализ эмпирических данных, полученных в результате исследования.

Теоретическую основу диссертации составили труды ученых и практиков в области теории права, уголовного и уголовно-исполнительного права, философии, социологии, криминологии, педагогики, психологии, отечественные и зарубежные исследования по проблемам ювенальной юстиции.

Основные положения работы базируются на международно-правовых актах, нормах Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, а также других нормативных правовых актах России по вопросам назначения, исполнения наказания в виде лишения свободы, охраны прав несовершеннолетних правонарушителей и обращения с ними.

Эмпирическую базу исследования составили: опубликованная судебная практика за период 1999;2005 гг.- статистические данные Минюста России (форма 12) за 1999;2005 гг.- данные уголовной статистики Управления судебного департамента при Верховном суде РФрезультаты проведенного в воспитательных колониях анкетирования 266 воспитанниц колоний Рязанской, Белгородской и Томской областейматериалы анкетирования и интервьюирования 134 сотрудников уголовно-исполнительной системы- 40 судей г. Рязани и областисведения из карточек воспитательной работы с воспитанницамирезультаты исследования 287 личных дел воспитанниц, а также материалы обобщения 40 уголовных дел, рассмотренных Дзержинским и Первомайским районным судами г. Москвы и 40 уголовных дел, рассмотренных Автозаводским и Советским районным судами г. Нижнего Новгорода.

Автором использованы ведомственные информационно — нормативные акты органов прокуратуры, ФСИН России. При формировании выводов и предложений диссертант опирался на собственный опыт практической деятельности в правоохранительных органах.

Научная новизна исследования состоит в том, что автор комплексно рассмотрел применение наказания в виде лишения свободы к несовершеннолетним лицам женского полапроблемы реализации международных стандартов обращения с несовершеннолетними при отбывании наказания в виде лишения свободы в современных условиях.

Кроме того, новизна работы обусловлена системным подходом к решению проблемы гуманизации уголовно-исполнительных правоотношений, возникающих в сфере исполнения наказания в воспитательных колониях для несовершеннолетних лиц женского пола. Заключается подобный подход в научном обосновании возможностей и пределов гуманизации данной категории правоотношений в контексте гуманистической парадигмы, нашедшей отражение в международных стандартах обращения с несовершеннолетними правонарушителями.

Диссертантом на основе анализа истории развития и совершенствования институтов назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних лиц женского пола в России сделан вывод об исключительном характере этой мерысформулированы предложения, направленные на совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в области применения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Историко-правовые основы классификации процесса развития российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в части назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц женского пола.

Правовые основы дифференциации процесса исполнения наказания по половому признаку были заложены во второй половине XIX века (1866 г.). Законодательство того периода характеризовалось гуманизацией, эти же черты свойственны законодательству первых лет советской власти (до 30-х годов XX в.). С середины 30-х годов наблюдалось ужесточение государственной политики в отношении несовершеннолетних лиц вплоть до применения смертной казни.

2. Исключительный характер назначения наказания в виде лишения свободы (принцип ultima ratio) в отношении несовершеннолетних лиц женского пола обусловливается международно-правовой практикой и особенностями социально-демографических признаков (пол, возраст, образование, социальное и семейное положение) указанной категории лиц.

3. Обоснование необходимости создания воспитательных центров для несовершеннолетних лиц женского пола, совершивших преступления, как альтернатива отбывания наказания в воспитательных колониях. Разработан проект типового Положения о воспитательном центре.

Данный вид учреждения необходим для улучшения бытовых условий несовершеннолетних, ограждения их от тюремной субкультуры и уголовной романтики. Цель их создания — обеспечение завершенного цикла исправительного воздействия на указанную категорию лиц.

4. Обоснование приоритетности гуманизации пенитенциарного законодательства в отношении несовершеннолетних лиц женского пола.

По результатам исследования приоритетность обусловлена повышенной рецидивной опасностью указанной категории лиц, особенностями их социально-психологических признаков, а также принятием первоочередных государственных мер по охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи.

5. Внесены предложения о дополнении и изменении ряда норм.

Уголовного кодекса РФ (ст. 63, 89, 150, 151 УК РФ), направленных на более четкое урегулирование в законе вопросов, связанных с порядком назначения наказания, определения вида и размера (срока) наказания, а также Уголовно-исполнительного кодекса РФ (ст. 9, 103, 133, 136 УИК РФ), регламентирующих исполнение и отбывание наказания несовершеннолетних лиц в воспитательных колониях. Предложена новая редакция ст. 132.1 и 132.2 УИК РФ. Вносится предложение по изменению формы отчетности по воспитательным колониям путем включения кодификации позициинесовершеннолетние лица женского пола.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней конкретизируются и уточняются положения назначения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц женского пола, а также вопросы исполнения наказания, применительно к рассматриваемой категории лиц. Изложенные положения и выводы могут быть использованы для дальнейших теоретических изысканий.

Практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в законотворческой деятельности по дальнейшему совершенствованию норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательствасудебной практики, а также практики деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц женского пола.

Результаты исследования также могут быть полезны в деятельности правозащитных организацийв ходе подготовки лекций и учебных пособий по уголовному, уголовно-исполнительному правупри преподавании данных курсов в учебных заведениях юридического профиля.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре уголовного права Академии ФСИН России, где проводилось ее обсуждение и рецензирование. Основные выводы и результаты диссертационного исследования получили отражение в научных публикациях.

Теоретические положения и результаты исследования докладывались на международных научно — практических конференциях: «Пути повышения эффективности деятельности УИС Минюста России в современный период» (г. Владимир, 20 ноября 2003 г.) — «Актуальные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы России» (г. Рязань, 28−29 октября 2004 г.) — «50 лет Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными: опыт, проблемы и перспективы развития» (г. Рязань, 26−28 октября 2005 г.) — «Проблемы законодательного закрепления, осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина» (г. Тула, 27−28 мая 2006 г.).

Диссертант принимал участие в проведении круглого стола по проблеме домашнего насилия городской общественной организации «Рязанский тендерный центр», а также во Всероссийском конкурсе молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива», приуроченного к 100 — летию учреждения Государственной Думы в России.

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе Самарского юридического института ФСИН России, Академии ФСИН России при проведении учебных занятий по курсам «Уголовное право», «Уголовно-исполнительное право», «Международное право», а также внедрены в деятельность Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области, в практическую деятельность судов г. Рязани.

Структура работы отвечает основной цели, задачам и предмету исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Таким образом, в заключение проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы:

1. К началу XX века были сформированы основные направления организации работы с несовершеннолетними правонарушителями: особые институты уголовной юстиции (прообраз современной модели ювенальной юстиции) — самостоятельный институт социальной помощи (патронат) освобожденным из воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетнихотдельное содержание под стражей несовершеннолетних с использованием средств воспитательной работыорганизацию специальных заведений исправительного воспитания.

Постепенно создавалась правовая основа деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних и в соответствии с ней формировалась и расширялась их сеть. Появившиеся в начале прошлого века институты получили и получают свое продолжение и развитие в современной России.

2. Подзаконные акты 30−40-х годов показали отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних преступников, причем без всяких на то объективных оснований, поскольку преступность не претерпела особых изменений.

— возраст уголовной ответственности по значительной части составов преступлений снижался до 12 лет;

— восстанавливался принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний;

— отменялась ст. 8 Основных начал уголовного законодательства СССР, в которой речь шла об обязательном применении к малолетним правонарушителям мер медико-педагогического характера и о преимущественном применении этих мер к несовершеннолетним;

— из УПК РСФСР была исключена ст. 38 о выделении в отдельные производства дел несовершеннолетних и о направлении их в комиссии для несовершеннолетних.

3. Формирование воспитательных центров (вид исправительного учреждения, обеспечивающий завершенный цикл работы с лицами, совершившими преступление в несовершеннолетнем возрасте).

В структуре таких центров следовало бы предусмотреть:

— участок социальной адаптации для лиц, готовящихся к освобождению;

— временное общежитие для освобожденных, не имеющих постоянного места жительства;

— с учетом места расположения такого центра и других условий в его структуре необходимо и наличие специального помещения, работающего в режиме следственного изолятора для несовершеннолетних лиц женского пола (ПФРСИ).

Целью их создания является улучшение бытовых условий несовершеннолетних подследственных, ограждение их от тюремной субкультуры и уголовной романтики, сокращение срока адаптации к условиям лишения свободы.

Этот центр охватывает направления работы различных видов учреждений уголовно-исполнительной системы (СИЗО — ВК — ИК). Здесь возможно говорить о преемственности и последовательности воспитательного и профилактического воздействия на несовершеннолетних лиц в процессе следствия и дознания, исполнения уголовного наказания, закрепления результатов исправления, контроля за ходом социальной адаптации и реабилитации после освобождения.

4. Необходимо развитие участия общественных объединений в работе воспитательных центров.

Лица, осужденные в несовершеннолетнем возрасте, освобождаются из мест лишения свободы в активном возрасте, позволяющем социально определиться и закрепиться в обществе: продолжить учебу, трудоустроиться и завести семью. Для этого необходимо обеспечить: отбывание наказания несовершеннолетними осужденными в пределах территории субъекта.

Российской Федерации, в котором они проживали до осужденияразвитие института попечительских советов при воспитательных колониях (центрах) — развитие института родительских комитетов воспитательных колоний (центров) — широкий доступ в воспитательные колонии организациям, обеспечивающим подготовку осужденных к освобождению (их трудовую занятость и социально-бытовое устройство).

5. Управление воспитательными центрами осуществляется в соответствии с принципами специализации. Должное внимание уделяется персоналу этих учреждений, его профессионализму и гуманности.

Для реализации данных требований необходимо такое размещение воспитательных центров, которое позволило бы осуществлять отбор сотрудников на конкурсной основе. Преимуществом при отборе должны пользоваться претенденты, имеющие базовое юридическое образование и дополнительно педагогическую и психологическую подготовку.

6. В уголовном законодательстве необходимо закрепить положение о том, что при исчислении срока наказания несовершеннолетнему необходимо брать за основу ст. 88 УК РФ, а потом уже другие нормы, предусматривающие возможность снижения сроков и размеров наказания.

7. Общие начала назначения наказания расширяют возможности при индивидуализации уголовного наказания. Одним из важных новшеств уголовного закона является то, что при назначении наказания несовершеннолетним суды учитывают уровень их психического воздействия. В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ несовершеннолетний, который достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и опасность своих действий, не подлежит уголовной ответственности.

На наш взгляд, в отношении таких лиц неизбежным должно быть применение принудительных мер медицинского характера либо мер воспитательного воздействия, а в определенных ситуациях и уголовного наказания. Все должно зависеть от тяжести совершенного преступления и от точного определения меры способности несовершеннолетнего осознавать значение своих действий и руководить ими.

8. Эффективность предупреждения преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами женского пола, предполагает координацию усилий различных государственных институтов, в том числе правоохранительных органов. Приоритетным направлением их деятельности в области борьбы с преступностью несовершеннолетних должны стать уголовно-правовые средства их предупреждений, которые направлены в первую очередь на криминальное поведение взрослых лиц, способствующих самостоятельным преступлениям несовершеннолетних лиц женского пола, а затем на несовершеннолетних, способных совершить преступления. В связи с этим целесообразно:

— отнести все разновидности вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 1 ст. 150 УК РФ) и вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ч. 1 и 2 ст. 151 УК РФ) к категории тяжких преступлений (ч. 4 ст. 15 УК РФ);

— отразить в нормах Общей части УК РФ различные формы соучастия взрослого с заведомо несовершеннолетним, а именно ст. 63 Обстоятельства, отягчающие наказание дополнить пунктами: а) совместное совершение взрослым лицом преступления с заведомо несовершеннолетнимб) совершение преступления в присутствии заведомо несовершеннолетнего очевидца.

Но также нередки случаи, когда вовлечение в преступление, в том числе, путем принуждения, использования групповой зависимости (п. «д», «е» ст. 61 УК РФ) осуществляют ровесники или даже младшие по возрасту лица, но с более развитой волей. Поэтому, на наш взгляд, целесообразнее изменить формулировку ч. 1 ст. 89 УК РФ, сняв упоминание о «старших по возрасту».

9. Организация воспитательного воздействия в отношении воспитанниц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, требует от администрации сложного, многогранного и последовательного подхода, основанного на тесном взаимодействии всех частей и служб воспитательной колонии. Широкое привлечение врача-психиатра и психолога к участию в воспитательной работе с воспитанницами, имеющими психические аномалии, позволит более действенно и эффективно решать вопросы, связанные с отбыванием наказания.

Кроме того, представляется целесообразным дополнить содержание ч. 2. ст. 9 УИК РФ:

На осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (аномалиями), распространяются требования части второй настоящей статьи, соединенные с применением мер психолого-психиатрического и лечебно-реабилитационного характера".

10. К разряду особенностей назначения наказаний несовершеннолетним необходимо отнести законодательную новеллу УК РФ 1996 г. Это положение ч. 7 ст. 88 УК РФ, где предусмотрено, что суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. На наш взгляд, это положение относится не к характеристике наказаний, определяемых несовершеннолетним, а к их назначению. Поэтому расположение этой нормы в ч. 3 ст. 89 УК РФ было бы более удачным.

11. Стремление привести уголовно-исполнительное законодательство России в более полное соответствие с международными стандартными правилами обращения с несовершеннолетними осужденными к лишению свободы обусловлено взятыми Российской Федерацией обязательствами следовать при формировании национального законодательства общепринятым принципам и нормам международного права, которые, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ, являются составной частью ее правовой системы. В свою очередь, одним из наиболее приоритетных направлений гуманизации пенитенциарного законодательства, регламентирующего исполнение и отбывание наказаний несовершеннолетних в воспитательных колониях, является приведение его в более полное соответствие с международными стандартами обращения с несовершеннолетними осужденными, что вытекает из смысла преамбул большинства международно-правовых актов.

12. Теоретический анализ международного законодательства в области защиты прав несовершеннолетних осужденных позволил прийти к выводу о том, что заложенная в него мировым сообществом гуманистическая идея заключается в стремлении ориентировать национальные правовые системы на постепенный отказ от карательно-возмездного отношения к уголовному наказанию и сохранения за ним только конструктивных целей.

Подобная позиция следует из большинства комментируемых международно-правовых норм, регламентирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, на основании которых можно прийти к выводу, что отбывающий это наказание, и в первую очередь несовершеннолетний, наказан уже тем, что относительно лишен свободы передвижения, выбора места жительства, выбора круга общения ит. д.

13. Дисциплинарный штраф является относительно новой мерой взыскания, так как впервые был включен в УИК РФ от 1 июля 1997 года. На наш взгляд, максимальный размер дисциплинарного штрафа, применяемого к лицам, не достигшим 18-летнего возраста и отбывающим наказание в воспитательной колонии, не должен превышать 100 рублей, что составляет ½ от максимальной штрафной санкции, применяемой к совершеннолетним осужденным.

Мы пришли к выводу о необходимости изменения в нормативном регулировании порядка и условий применения такой меры взыскания, как дисциплинарный штраф:

— необходимо пересмотреть перечень правонарушений, за которые может быть назначен дисциплинарный штраф, в соответствии с ч. З ст. 117 и ч. 1 ст. 116 УИК РФ.

— следует установить нормативный запрет на замену штрафа какойлибо иной мерой взыскания, не соответствующей своими степенью и характером совершенному правонарушению;

— в случае невозможности уплаты штрафа по причине отсутствия у нарушителя финансовых средств предусмотреть процедуру ипотечных вычетов из его доходов либо предоставить возможность заработать необходимую сумму.

14. Ввиду достаточно высокой репрессивности, а также нерешенности многих проблем, связанных с обустройством нормальных бытовых условий в ДИЗО, условия проживания, не наносящие ущерба здоровью заключенного подростка, как этого требуют международные стандарты, нормальное проведение учебных занятий, мы предлагаем:

— запретить применение настоящей меры взыскания в отношении несовершеннолетних осужденных, не достигших 15 — летнего возраста;

— для лиц в возрасте от 15 до 16 лет сократить максимальный срок пребывания в ДИЗО до 5 суток;

— увеличить время прогулки до 3 часов в день;

— устранить запрет на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;

— самообучение, консультации учителей при необходимости.

15. Защита детства и семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, обеспечению семейных прав граждан. На наш взгляд, введение семейного воспитания в колониях для несовершеннолетних должно быть одним из основополагающих направлений.

16. В целях оздоровления производственной сферы воспитательных колоний и решения проблем занятости осужденных как в пенитенциарный, так ив последующий периоды мы предлагаем:

— разработать систему налоговых льгот для предприятий, организаций и частных предпринимателей, участвующих своими капиталами в развитии производства воспитательных колоний, а также обеспечивающих работой несовершеннолетних осужденных как в период отбывания наказания, так и в постпенитенциарный период;

— обеспечить приоритетное право таких предприятий, учреждений и частных предпринимателей на получение государственного заказа при участии в конкурсеустановить специальное, государственное субсидирование развивающейся производственной сферы воспитательных колоний.

17. В целях воспитания добровольного отношения к труду, как к средству развития самоуважения и самоутверждения в обществе, а также устранения противоречий, возникающих в сфере трудовых отношений, имеющих место при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы, мы предлагаем в ч. 1 ст. 103 УИК РФ слово «обязан» заменить словосочетанием «имеет право» трудиться.

18. Мы считаем, что главу 17 УИК РФ следует дополнить нормой, определяющей особенности воспитательной работы с несовершеннолетними лицами, отбывающими наказание в воспитательных колониях.

Статья 132.1. Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы.

1. Целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в воспитательных колониях, является обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе.

2. Применение к несовершеннолетним осужденным воспитательных методов, способных вызвать физические или психические страдания, а также унижение их чести и человеческого достоинства запрещено.

19. На наш взгляд, необходимость в ограничении права на свободный выбор рода деятельности и профессии осужденными к лишению свободы отсутствует. Мы предлагаем следующие меры как правового, так и организационного характера для решения указанной проблемы:

Статья 132.2. Особенности труда, профессионального образования и профессиональной подготовки несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

1. Несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы имеют право выбирать вид трудовой деятельности и профессии в пределах, позволяющих сделать соответствующий выбор.

2. Администрация воспитательной колонии должна прилагать усилия к обеспечению реализации указанного права и воздерживаться от какого-либо принуждения при осуществлении осужденными подобного выбора.

20. Следуя предписаниям правила 60 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы внедрение которого в отечественное уголовно-исполнительное законодательство и последующая реализация которого, по нашему мнению, не нуждаются в наличии особых социально-экономических условий, как этого требует положение ч. 4 ст. 3 УЖ РФ, и с учетом принципа дифференциации исполнения наказания, мы предлагаем увеличить максимально допустимое количество свиданий:

— п. «б» ч. 1 ст. 133 УИК РФ — в обычных условиях отбывания наказания -12 краткосрочных и 8 длительных в течение года;

— п. «б» ч. 2 ст. 133 УИК РФ — в облегченных условиях — краткосрочных свиданий без ограничений и 8 длительных в течение года;

— п. «б» ч. 3 ст. 133 УИК РФ — в льготных условиях — краткосрочных без ограничений и 12 длительных в течение года;

— п. «б» ч. 5 ст. 133 УИК РФ — в строгих условиях — до 8 краткосрочных и 4 длительных в течение года.

21. Предоставление свидания со значимыми для осужденного подростка людьми может быть использовано как важное воспитательное средство. Поэтому мы предлагаем предусмотреть в качестве одной из мер взыскания: лишение права осужденного на очередное свидание, причем количество раз применения указанной меры в течение года должно быть строго регламентировано (например, не более трех раз в течение года).

Лишение права на очередное свидание включить как одну из мер взысканий в ст. 136 УИК РФ, нормы которой носят специальный характер и распространяются на несовершеннолетних осужденных. Право на ее применение не должно распространяться на иные должностные лица, кроме как начальника учреждения.

22. Анализ работы самодеятельных организаций в воспитательных колониях позволил выявить ряд негативных моментов, которые должны быть устранены на организационно-правовом уровне:

— компетенция самодеятельных организаций осужденных, во всяком случае, в воспитательных колониях, не должна распространяться на сферу обеспечения режима, а также поддержания дисциплины и порядка — это следует из правила 71 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, в котором записано, что «ни один несовершеннолетний не должен выполнять функции, связанные с поддержанием дисциплины» ;

— из перечня самодеятельных секций осужденных, который определен ведомственными подзаконными актами, и в частности приказом Минюста России от 8 июня 2005 г. № 79, следует исключить, секции дисциплины и порядка;

— исключить право участия членов самодеятельных организаций в осуществлении различных акций (рейдов, проверок и т. д.), даже совместно с администрацией учреждения, направленных на обеспечение дисциплинарного режима.

23. Вносится предложение по изменению формы отчетности по воспитательным колониям путем включения кодификации позициинесовершеннолетние лица женского пола.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты и официальные документы
  2. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. 60 с.
  3. Всеобщая декларация прав человека, Права человека // Основные международные документы: Сб. документов. М.: Международные отношения, 1989. С. 134 142.
  4. Декларация прав ребенка. Права человека // Основные международные документы: Сб. документов. М.: Международные отношения, 1989. С. 155 158.
  5. Конвенция о правах ребенка // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
  6. Минимальные стандартные правила ООН касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) // Советская юстиция. 1991. № № 12 14.
  7. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы // ООН. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. 45 сессия. Дополнение № 49 (А / 45 / 49). С. 275 283.
  8. Приказ Минюста России от 3.11.2005 г. № 205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Консультант Плюс: Высшая школа.
  9. Приказ Минюста России от 8.06.2005 г. № 79 «Об утверждении Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительных учреждениях Федеральной Службы исполнения наказаний» // Консультант Плюс: Высшая школа.
  10. Уголовный кодекс РСФСР (в ред. 1926 г.). М., 1950. -256 с.
  11. Уголовный кодекс РСФСР М.: Юрид. лит., 1994. 224 с.
  12. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА М, 2004. — 188 с.
  13. Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2002.- 108с.
  14. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1978. № 3.
  15. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. № 4.
  16. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 8.
  17. Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 29.
  18. Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках». СПб., 1899.
  19. Инструкция об организации деятельности общеобразовательной школы в воспитательно-трудовой колонии Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 8 февраля 1996 г. № 57.
  20. Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД Российской Федерации (на период до 2005 года). М.: ГУИН МВД РФ, 1996. 19 с.
  21. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Минюста России на 2004 2008 годы (проект). Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. — 27с.
  22. Концепция функционирования воспитательно-трудовой колонии. М.: НИИ МВД РФ, 1992. 19 с.
  23. Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних // Свод законов. СПб., 1913. Т. 5.
  24. Положение о приютах для несовершеннолетних // Свод законов Российской Империи, 1890. Т. 14.
  25. Постановление НКЮ «Об изменении п. 13 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР» от 19.03.1920 г.
  26. Постановление НКЮ и НКВД от 12.10.1922 г. // Еженедельник советской юстиции. 1922.
  27. Постановление IV сессии ВЦИК IX созыва от 11.11.1922 г. «Об изменениях и дополнениях Уголовного кодекса РСФСР» // СУ РСФСР. 1922. № 72, № 73.
  28. Постановление ВЦИК от 10.07.1923 г. «Об изменениях и дополнениях Уголовного кодекса РСФСР».
  29. Постановление ВЦИК и СНК от 30.11.1929 г. «Об изменении ст. ст. 12 и 50 УК РСФСР и ст. ст. 47 и 174 ИТК РСФСР»
  30. Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.04.1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних».
  31. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 03.07.1963 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».
  32. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 г. № 4 «О судебном приговоре».
  33. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 14.04.1998 г.
  34. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» .
  35. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».
  36. Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1295 // Российская газета. 1997. 29 октября. С. 6.
  37. Приказ ГУИН Минюста РФ от 28 апреля 2000 г. № 68 «О реализации положений Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы».
  38. Указ Сената от 23 августа 1742 г. // ПСЗ. СПб., 1857. Т. 11.
  39. Указ Синода 1744 г. // ПСЗ. СПб., 1857. Т. 12. № 8996.
  40. Указ Сената от26 июня 1765 г.//ПСЗ. СПб., 1857. Т. 12. № 12 424.
  41. Указ Сената 1818 г. //ПСЗ. СПб., 1867. Т.35. № 27 583.
  42. Указ Пленума Верховного Суда СССР от 03.06.1968 г.
  43. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90 е годы».
  44. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст. 3449.
  45. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст. 562.
  46. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных // Свод законов. СПб., 1857. Т. 15.
  47. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями // Судебные уставы. 20 ноября 1864 г. СПб., 1866.
  48. Устав уголовного судопроизводства (свод законов 16, ч. 1. изд-во 1892 г. и по прод. 1906 г.) // Под ред. М. П. Шрамченко, В. П. Ширковым. СПб, 1909.1. Книги, монографии, учебные пособия
  49. Ю.М. Вопросы ресоциализации осужденных. Исправительно-трудовые учреждения. Бюллетень ВНИИ МВД СССР. 1982. Вып. 21.
  50. X. Д. Преступность и компромисс. Баку, 1992. — 196 с.
  51. В.Н. Теория и практика назначение наказания. Учеб. пособие. Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств, 2003. — 95 с.
  52. З.А. Трудовая колония для несовершеннолетних. М.: Юрид. лит, 1969.-117 с.
  53. З.А. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних и проблемы применения к ним лишения свободы М, 1971.-225 с.
  54. З.А. О понятии и сущности исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы: Тр. РВШ МВД СССР. Рязань, 1973. -97 с.
  55. М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. М, Юрид. лит ра, 1968. — 120 с.
  56. М.И. Назначение наказания по советскому уголовному праву. Киев: Вища шк. Головное изд — во, 1980. — 216 с.
  57. Н.А. Назначение наказания // В кн. Курс советского уголовного права. / Под ред. Н. А. Беляева, М. Д. Шаргородского. Л.: Изд во ЛГУ. 1970. Т. 2. С. 361.
  58. Беляева JJ. K Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина XIX XX вв.). М., Академия МВД России. 1995. — 100 с.
  59. Е.В. Назначение наказания (теория и практика) -Ярославль: Яросл. госуд. ун т, 2002. — 176 с.
  60. Е. В. Общая теория применения уголовного права: Монография Ярославль: Яросл. госуд. ун — т, 2003. — 260 с.
  61. A.M. Молодые преступники вопрос права и уголовной политики. СПб., 1871. — 113 с.
  62. В.Б. Некоторые вопросы совершенствования института уголовной ответственности несовершеннолетних // Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации органами внутренних дел. М., 1995. 132 с.
  63. Я.М. Уголовный закон и его применение. М.: Юрид. лит-ра., 1967.-240 с.
  64. О.О. Исправительно воспитательные приюты. СПб., 1903. IX.
  65. Ю.В., Марцев А. И. Наказание и его назначение: Учеб. пособие. Омск: Омская высш. шк. Милиции МВД СССР. 1975. — 82 с.
  66. И.М. Наказание по советскому уголовному праву: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Владимирова. М.: МВД СССР (Упр. учеб. заведениями), 1970. — 86 с.
  67. JI.A. Педагогические основы исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. М., 1977. 145 с.
  68. Г. С. Проблемы наказания несовершеннолетних преступников. Иркутск, 1986. 167 с.
  69. И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. М.: Юрид. лит., 1983. — 208 с.
  70. М.Н., Явчуновская Т. М., Голицина М., Пименова Е. Проблемы преступности несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в ВК // Вестник Моск. ун та. Серия 11. Право. 1991. № 3. С. 22−30.
  71. С. Ответственность юных преступников по русскому законодательству // Дети преступники / Под ред. М. Н. Гернета. М., 1912.
  72. Е.М., Наумов С. А., Поздняков В. И. Совершенствование воспитательной работы с осужденными в ВТК. Учеб. пособие. М., 1995. -89 с.
  73. Ю.А. Социальные ценности и оценка в уголовном праве. М.: Юрид. лит ра, 1975. — 173 с.
  74. В., Крюкова И. Несовершеннолетние преступники в России. М., 1999.-208 с.
  75. Г. И. Юстиция карательная и восстановительная. Человек и тюрьма. М., 1999. 152 с.
  76. Н.И. Советское уголовное право. Общая и Особенная части. М.: Юрид. лит., 1975. — 568 с.
  77. К.Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений (проблемы социального контроля). М. 1980. 119 с.
  78. А.В. Назначение наказания по Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно практическое пособие. — М.: Юрлитинформ, 2002. — 160 с.
  79. Ю.А., Пономарев С. Н. Основы современной уголовно -исполнительной политики России в отношении несовершеннолетних: Монография. Рязань. Академия права и управления Минюста России, 2002. -180 с.
  80. Ю.А., Фильченко А.И, Ревякина JI.A. Система индивидуального предупреждения преступного поведения несовершеннолетних в России: Моногр. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. — 168 с.
  81. Ю.А., Хижняк В. И. Реализация международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной политике: Моногр. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005. — 198 с.
  82. В.А. Предупредительное значение уголовного закона в борьбе с преступностью несовершеннолетних // Ученые записки. Латвийский ун-т. 1971. С. 21.
  83. АД. Малолетние и несовершеннолетние преступники. СПб., 1903. 114 с.
  84. Криминология / Под ред. А. И. Долговой. М., 1997. 285 с.
  85. Г. А. Наказание и его применение. Гоюриздат. 1962. -137 с.
  86. В.Н. Профессиональное образование осужденных к лишению свободы. Лекция. М., 1991−31 с.
  87. Личность преступника и применение наказания. Казань, 1980. 226 с.
  88. А.А. Справедливость назначения наказания. СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2003. — 119 с.
  89. П.С. Ответственность за преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. М., 1964. -59 с.
  90. И. Лекции по истории русского права. М., 1887. -486 с.
  91. Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М.: Наука, 1990. 120 с.
  92. Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000. 272 с.
  93. Ю.Б. Дифференциация ответственности и индивидуализация наказания. Красноярск: Изд — во Краснояр. ун — та, 1989. -120 с.
  94. B.C. Вопросы назначения наказаний по проекту Уголовного кодекса Российской Федерации // Проблемы ответственности и наказания в свете реформ уголовного законодательства. М., 1995. С. 49.
  95. Г. М. Некоторые вопросы изучения преступности несовершеннолетних // Предупреждение преступности несовершеннолетних. М., 1965. С. 29.
  96. О.А. Смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства в теории, законодательстве и судебной практике. М.: Юрлитинформ, 2002. — 240 с.
  97. В.В. Теория и практика исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних: Монография. Домодедово: РИПК МВД РФ, 1998.- 188 с.
  98. Л.П., Попова Г. М. Групповая преступность несовершеннолетних и меры ее предупреждения. М., 1973. 169 с.
  99. П.А. О задачах органов прокуратуры по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. М., 1965. С. 17−20.
  100. Поздняков В И. Воспитательно трудовые колонии: возможности радикальных преобразований // Совершенствование деятельности воспитательно — трудовых колоний и профилактика молодежной преступности: Сб. науч. трудов. М.: НИИ МВД РФ, 1992. С. 3 — 12.
  101. Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России / Под ред. М. Г. Флямера. М., 2000.
  102. Л.А. Общие начала назначения наказания и предупреждение рецидивной преступности: Учеб. пособие. Омск: Изд — во Омской высш. шк. Милиции, 1980. — 77 с.
  103. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1979. 192 с.
  104. С.Я. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. 203 с.
  105. М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним. Казань: Изд во Казан, ун — та, 1988. -125 с.
  106. М.Н. Назначение наказания. СПб.: Юрид. центр «Пресс», 1999.-480 с.
  107. Сыч К. А. Уголовное наказание и его классификация: опыт теоретического моделирования: Монография. СПб.: С. Петерб. ун -т МВД России, 2002.-238 с.
  108. А., Менъшагин В., Вышинская 3. Уголовный кодекс РСФСР: Комментарии / Под ред. и с предисл. И. Т. Голякова. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1941. -280 с.
  109. В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков: Основа, 1990. 172 с.
  110. А.П. Назначение наказания: Учеб. пособие. Краснодар: Кубан. гос. ун т, 2003. — 346 с.
  111. I Статьи, периодические издания
  112. X. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних//Законность. 1999.№ 9. -С. 11.
  113. Г. Назначение наказания // Человек и закон. 1998. № 2.
  114. А. Нужны ли России суды для несовершеннолетних? //Человек: преступление и наказание. Рязань, 1996. № 1.-С. 10−13.
  115. М.Г. Особенности исполнения уголовного наказания в России: исторический опыт и современность // Преступление и наказание. 1995. № 2.-С. 24−27.
  116. В. Юстиция должна защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Рос. юстиция. 2000. № 10. С. 22−23.
  117. Иванов Я, Брыка И. Ограниченная вменяемость // Рос. юстиция.1998. № 10. С. 9- 10.
  118. И., Колесников А. Особенности назначения наказания за неоконченные преступления, составляющие множественность // Законность.1999.№ 4.-С. 32−35.
  119. ., Орлов М. Ответственность за взяточничество // Сов. юстиция. 1970. № 20. С. 19 — 20.
  120. И., Морозова М. Ответственность несовершеннолетних: некоторые пародоксы нового УК // Рос. юстиция. 1997. № 8. С. 29.
  121. Г. А. К вопросу о принципах применения наказания по советскому уголовному праву // Сов. г- во и право. М., 1958. № 5. С. 105 -123.
  122. Э. Из истории Российской ювенальной юстиции // Правозащитник. 1998. № 3. С. 17 — 23.
  123. О. Путь демократии, законности, уважения и защиты человека правильный путь. Материалы V Всероссийского съезда судей // Рос. юстиция. 2001. № 3. — С. 2 — 3.
  124. Т.В. Проблема судейского усмотрения при назначении наказания // Науч. тр. Вып. 3: В 3 т. Т 2. М.: Издат. группа «Юрист», 2003. — С. 557 — 563.
  125. Т.В. Общие начала, принципы и критерии назначения наказания // Журн. рос. права. 1999. № 12. — С. 75 — 85.
  126. Т.В. К вопросу об учете судами общих начал назначения наказания // Правовые проблемы укрепления российской государственности / Под ред. С. А. Елисеева: Сб. ст. Ч. 9 Томск: Изд — во Том. ун — та, 2002. — С. 35 — 38.
  127. Л., Тащилин М. Назначение наказания и российская криминальная ситуация // Рос. юстиция. 1999. № 8. С. 37 — 38.
  128. В.Я. Вопросы применения статьи 43 УК РСФСР // Правоведение. 1976. № 6. С. 106 — 110.
  129. В.И. Общие начала назначения наказания // Рос. юстиция. 1997. № 1.-С. 10−11.
  130. В. Восстановительное правосудие и ювенальное уголовное право // Рос. юстиция. 2002. № 5. С. 13 — 14.
  131. Усс А. В. Примирение вместо наказания (как течение в правоприменительной практике) // Правоведение. 1990. № 6. С.
  132. Р. Семейные суды по делам несовершеннолетних // Рос. юстиция. 2000. № 3. С. 37.1. Диссертации, авторефераты диссертаций
  133. Т.Ж. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности (по законодательству республики Казахстан и Российской Федерации). Дис. канд. юрид. наук. Челябинск, 1998. 165 с.
  134. Бузанов К А. Особенности назначения наказания несовершеннолетним: Дис. канд. юрид. наук. М., 2000. 196 с.
  135. А.А. Права несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, и их реализация. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов на -Дону. 2005.-23 с.
  136. В.Д. Научные основы комплексного решения проблем борьбы с преступностью несовершеннолетних: Дис. д-ра юрид. наук. М. 1988. -412 с.
  137. Ю.В. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях (правовые и криминологические аспекты): Дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2000. 223 с.
  138. A.M. Проблемы назначения наказания несовершеннолетним (по материалам Республики Дагестан): Дис. канд. юрид. наук. Махачкала, 2000. 204 с.
  139. Ю.А. Уголовно исполнительная политика в отношении несовершеннолетних: Дис. д-ра юрид наук. Рязань: Академия права и управления МЮ РФ. 2002. — 429 с.
  140. И.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних по новому уголовному законодательству: Дис. канд. юрид. наук. М., 1998. 169 с.
  141. Н.И. Преступность несовершеннолетних в России, ее причины и пути преодоления. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1997. 405 с.
  142. А.А. Уголовная ответственность и освобождение от нее: эволюция правовых воззрений и современность. Дис. д-ра юрид. наук. М., 1998.-425 с.
  143. Р.И. Проблемы лишения свободы как меры наказания несовершеннолетних в России: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001. 199 с.
  144. JI.A. Общие начала назначения наказания по советскому уголовному праву: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1972. 24 с.
  145. К.А. Назначение и исполнение уголовных наказаний, соединенных с изоляцией, в отношении несовершеннолетних: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ростов на — Дону, 2004. — 29 с.
  146. Ю.Ф. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в дореволюционной России: Дис. канд. юрид. наук. Рязань: Ин т права и экономики МВД РФ. 1998. — 176 с.
  147. Г. З. Правовое регулирование воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. Дис. канд. юрид. наук. Академия права и управления МЮ РФ. Рязань, 2003. 247с.
  148. СВ. Освобождение несовершеннолетних из воспитательной колонии и их социальная адаптация: Дис. канд. юрид. наук. М., 1997. 167 с.
  149. Раздел I. Сведения о численности, движении и составе осужденных
  150. Код стр отчетный год год, предыдущий отчетному1. А Б 1 2
  151. Количество колоний на конец отчетного периода 1 62 62
  152. Лимит (количество мест) на конец отчетного периода 2 27 017 26 987
  153. Списочная численность осужденных на начало отчетного периода 3 13 407 16 491
  154. Среднесписочная численность осужденных за год 4 14 721 14 963
  155. Количество осужденных, прошедших через ВК за год 5 30 362 31 931
  156. Поступило осужденных за отчетный период всего, 6 16 955 15 440 В том числе старше 18 лет 7 1572 1286
  157. Раздел 1. Сведения о численности, движении и составе осужденных
  158. Код стр отчетный год год, предыдущий отчетному1. А Б 1 2
  159. Количество колоний на конец отчетного периода 1 62 62
  160. Лимит (количество мест) на конец отчетного периода 2 26 987 26 548
  161. Списочная численность осужденных на начало отчетного периода 3 16 491 10 950
  162. Среднесписочная численность осужденных за год 4 14 963 13 871
  163. Количество осужденных, прошедших через ВК за год 5 31 931 29 728
  164. Поступило осужденных за отчетный период всего, 6 15 440 18 778 В том числе старше 18 лет 7 1286 1262
  165. Код стр отчетный год год, предыдущи й отчетному1. А Б 1 2
  166. Раздел 1. Сведения о численности, движении и составе осужденных
  167. Код стр отчетный год год, предыдущий отчетному1. А Б 1 2
  168. Количество колоний на конец отчетного периода I 62 64
  169. Лимит (количество мест) на конец отчетного периода 2 26 548 27 520
  170. Списочная численность осужденных на начало отчетного периода 3 10 950 18 677
  171. Среднесписочная численность осужденных за год 4 13 871 10 844
  172. Количество осужденных, прошедших через ВК за год 5 29 728 32 080
  173. Поступило осужденных за отчетный период всего, 6 18 778 13 403 В том числе старше 18 лет 7 1262 886
  174. Раздел 1. Сведения о численности, движении и составе осужденных
  175. Код стр отчетный год год, предыдущий отчетному1. А Б 1 2
  176. Количество колоний на конец отчетного периода 1 64 64
  177. Лимит (количество мест) на конец отчетного периода 2 27 520 26 944
  178. Списочная численность осужденных на начало отчетного периода 3 18 677 17 190
  179. Среднесписочная численность осужденных за год 4 10 844 17 931
  180. Количество осужденных, прошедших через ВК за год 5 32 080 37 586
  181. Поступило осужденных за отчетный период всего, 6 13 403 20 396 В том числе старше 18 лет 7 886 1169
  182. Назначение наказаний несовершеннолетним лицам (2000 год) в1. Российской Федерации.
  183. Виды преступлений Всего осуждено Всего к лишению свободы Исправительные работы Штраф Условное осуждение к лишению свободы1 Убийство 1185 1137 0 0 26
  184. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 2428 1521 2 0 766
  185. Кража 99 617 14 786 130 518 55 828
  186. Грабеж 14 959 3960 21 8 100 155 Разбой 4385 2966 3 0 1273
  187. Хулиганство 6808 843 82 31 4445
  188. Прес-я, связ с наркот и психотропными средствами 5650 1006 10 29 4152
  189. Всего за все виды прес-й 148 560 29 407 398 800 84 133
  190. Осужденные женского пола 10 844 1511 31 58 6895
  191. Назначение наказаний несовершеннолетним лицам (2001 год) в1. Российской Федерации.
  192. Виды преступлений Всего осуждено Всего к лишению свободы Исправительные работы Штраф Условное осуждение к лишению свободы1. Убийство 1673 1641 0 0 27
  193. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 3064 1987 0 0 1002
  194. Кража 88 074 13 610 158 450 65 263
  195. Грабеж 14 850 3752 31 8 99 355 Разбой 5013 3428 1 0 1490
  196. Хулиганство 9624 893 117 34 7762
  197. Прес-я, связ с наркот и психотропными средствами 5325 908 12 29 4163
  198. Всего за все виды прес-й 142 829 29 624 510 794 99 076
  199. Осужденные женского пола 10 381 1501 41 75 7665
  200. Назначение наказаний несовершеннолетним лицам (2002 год)) в1. Российской Федерации.
  201. Виды преступлений Всего осуждено Всего к лишению свободы Исправительные работы Штраф Условное осуждение к лишению свободы1 Убийство 1690 1654 0 0 35
  202. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 3582 2369 1 0 1194
  203. Кража 39 424 5509 89 115 30 363
  204. Грабеж 14 454 2461 20 3 81 385 Разбой 4617 3096 1 0 1475
  205. Хулиганство 1749 651 62 9 5182
  206. Прес-я, связ с нар кот. и психотропными средствами 3510 417 11 10 2876
  207. Всего за все виды прес-й 88 335 18 931 381 346 57 063
  208. Осужденные женского пола 5978 855 30 42 4091
  209. Назначение наказаний несовершеннолетним лицам (2003 год) в1. Российской Федерации.
  210. Виды преступлений Всего осуждено Всего к лишению свободы Исправительные работы Штраф Условное осуждение к лишению свободы1 Убийство 1823 1793 0 0 29
  211. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 3925 2643 2 0 1272
  212. Кража 47 243 9107 241 327 36 996
  213. Грабеж 14 333 3631 40 6 103 855 Разбой 4526 3022 4 0 1489
  214. Хулиганство 6032 852 77 17 4902
  215. Прес-я, связ с наркот и психотропными средствами 3595 495 7 16 3036
  216. Всего за все виды прес-й 96 809 25 236 599 708 68 307
  217. Осузвденные женского пола 6379 1038 56 107 4931
Заполнить форму текущей работой