Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизмы использования государственного заказа для управления инновациями на предприятиях электротранспортного машиностроения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработан финансовый механизм управления инновациями на предприятиях электротранспортного машиностроения с использованием госзаказа, который отличается использованием предложенной базовой модели определения показателя инновационной эффективности исполнения инвестиционного проекта по исполнению госзаказа производителем с укрупненной детализацией его вариативности от этапа к этапу реализации… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ инструментов поддержки инновационной деятельности в 13 промышленности
    • 1. 1. Виды инноваций и их роль в обеспечении конкурентоспособности 13 промышленности
    • 1. 2. Инструменты стимулирования инновационной деятельности в 25 промышленности
    • 1. 3. Госзаказ как инструмент стимулирования инновационной деятельности в 40 промышленности
    • 1. 4. Выводы по разделу
  • 2. Организационно-экономические механизмы управления инновационной 58 деятельностью на предприятиях, производящих электротранспорт, с использованием инструментов госзаказа
    • 2. 1. Анализ основных тенденций инновационного развития экономики РФ
    • 2. 2. Анализ состояния и основных тенденций развития сферы производства 69 городского пассажирского электротранспорта и инфраструктуры его использования
    • 2. 3. Основные направления инновационного развития предприятий, 83 производящих электротранспорт
    • 2. 4. Разработка организационного механизма стимулирования инновационной 97 деятельности предприятий, производящих электротранспорт, с использованием госзаказа
    • 2. 5. Финансовый механизм управления инновациями на предприятиях, 108 производящих электротранспорт, с использованием госзаказа
    • 2. 6. Выводы по разделу
  • 3. Методические основы совершенствования инструментально- 120 организационного аппарата госзаказа на инновационную продукцию предприятий электротранспортного машиностроения
    • 3. 1. Разработка организационной методики стимулирования инновационной 120 деятельности с использованием госзаказа
    • 3. 2. Разработка методики оценки эффективности инновационных проектов, 129 претендующих на подписание государственного (муниципального) контракта

    3.3 Разработка научно-обоснованных рекомендаций по управлению 141 инновационной активностью ОАО «Холдинговая компания Объединенные трамвайно-троллейбусные заводы» как одного из субъектов процесса госзаказа на городской пассажирский электротранспорт

    3.4 Выводы по разделу 151

    Заключение 154

    Список литературы 156

    Приложение, А Данные для расчета показателей эффективности работы ОАО 170 «ХК ОТТЗ»

Механизмы использования государственного заказа для управления инновациями на предприятиях электротранспортного машиностроения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стремительное развитие научно-технического прогресса в последние годы продуцирует новую сферу конкурентных отношений между субъектами экономики и определяет инновационную направленность их развития. Такое изменение проявляется в необходимости инновационных преобразований в каждом звене цепочки создания стоимости, начиная с материально-технической базы производства и заканчивая взаимоотношениями с потребителями продукции. Одним из источников активности данных преобразований являются предприятия отечественного машиностроения, которые с одной стороны являются потребителями инновационных технологий, а с другой стороны сами генерируют инновации и способствуют их воплощению в продукции для других отраслей экономики.

Однако господствующие на сегодняшний день тенденции не позволяют однозначно отметить повышение конкурентоспособности отечественной машиностроительной продукции, вызванное ростом эффективности инновационной деятельности.

Улучшение сложившейся ситуации невозможно без существенного изменения используемой системы стимулировании инновационного развития промышленности. Потенциально наиболее эффективным в этом смысле для развития отечественной промышленности, укрепления национального богатства и улучшения социально-экономического положения регионов является такой инструмент управления и стимулирования инновационной деятельности как государственный заказ.

За период 2004;2009 г. г. общий объем госзаказа (включая муниципальный заказ) в РФ вырос почти в 5 раз и превысил в 2009 году 4 трлн. рублей. В 2007 году объем госзаказа составил около 2 трлн. руб., а в 2001 г — составит более 5 трлн. руб., что соответствует около 15% ВВП РФ. При этом еще более 4 трлн. руб. приходится на заказ субъектов естественных монополий.

Результаты анализа роли государственных структур в инновационном развитии экономики отражены в публикациях таких отечественных исследователей, как А. Абалкин, А. Балацкий, С. Глазьев, А. Добрынин, Г. Журавлева, И. Илларионов, К. Кузнецов, О. Ломакина, М. Ломакин, Н. Нестерович, Б. Порфирьев, М. Сажина, В. Смирнов, О. Сухарев, В. Тамбовцев, Ф. Шамхалов и др., а также в диссертациях Н. Атаманова, В. Беспаликова, Е. Бородина, С. Доронина, Н. Окатьева, А. Соколовой.

Исследования проблематики реализации механизма госзаказа, в том числе для управления инновационной активностью предприятий нашли свое отражение в работах таких отечественных и зарубежных ученых как В. Власов, П. Волков, И. Дмитриева, А. Доронкин, М. Евраев, А. Катамадзе, И. Краснова, В. Кныш, В. Кузнецов, И. Кузнецова, В. Мельников, Л. Некрасова, П. Тихомиров, Ю. Тропин, В. Федорович, А. Храмкин, А. Шкурский, Т. Веблен, Дж. Гобсон, Е. Домар, Дж. Кларк, У. Митчелл, Дж. Робинсон, Р. Тони, О. Уильямсон, а также в диссертациях Д. Гунькина, Л. Давлетшиной, А. Демина, С. Иванова, Д. Серединцева.

Одним из ярких примеров системы госзакупочных отношений на сегодняшний день являются отношения между муниципальными образованиями и предприятиями электротранспортного машиностроения, которая, к сожалению, в настоящее время практически не используется в качестве инструментов стимулирования инновационных процессов. Это в условиях практического отсутствия альтернативных источников финансирования производственной деятельности и НИОКР предприятий электротранспортного машиностроения приводит к низкому уровню их инновационной активности.

В то же время наблюдаются следующие тенденции в сфере потребления продукции электротранспортного машиностроения:

— происходит повышение роли пассажирского электротранспорта в развитии транспортной инфраструктуры города и улучшении экологической обстановки;

— высокий уровень износа подвижного состава трамвайно-троллейбусных парков и пассажирских электродепо;

— преобладание на отечественном рынке продукции отечественных производителей.

Все это создает объективные предпосылки для разработки и широкого внедрения технологических и продуктовых инноваций в электротранспортном машиностроении.

В целом отрасль машиностроения является одной из крупнейших в стране: в ней занято более 4 млн. человек, работающих на 50 тыс. предприятий, а по объему производства это второй сектор российской экономики — после топливно-энергетического комплекса. При этом, несмотря на значительное отставание отрасли по технологическим параметрам от мирового уровня в среднем на 15 лет, наблюдается рост в машиностроении числа инновационно-активных предприятий.

В частности, за последний год доля предприятий, освоивших выпуск принципиально инновационной продукции, возросла в электротранспортном машиностроении до 23,7%. На фоне российской экономики это довольно яркий результат — доля инновационно-активных предприятий по стране, во-первых, снижается, во-вторых, существенно меньше, чем в машиностроении — по последним данным всего 9,3%. В машиностроении же снижение инновационной активности наблюдается только в тяжмаше — наиболее кризисной части отрасли.

Все это обуславливает наличие значительного потенциала к развитию отрасли в связи с:

— высоким уровнем спроса на продукцию электротранспортного машиностроения на российском рынке по причинам высокого уровня износа и пр.;

— возможностью выхода на рынки стран СНГ и государств, которые входили в советскую зону влияния по причине наличия благоприятного опыта работа с отечественной техникой;

— наличием значительных наработок, например, в «Трансмашхолдинге» создано несколько десятков новых образцов железнодорожного подвижного состава, в том числе таких типов, которые никогда прежде в стране не производились.

При этом анализ существующих подходов к формированию системы государственного заказа, а также практического опыта ее применения в электротранспортном машиностроении показывает, что существующие механизмы практически не ориентированы на стимулирование производства инновационной продукции. В этой связи возникает актуальная научная задача совершенствования методического инструментария госзаказа с целью получения реальной возможности его использования в рамках управления инновационной деятельностью и формирования инновационно-стимулирующей функции госзаказа в отрасли электротранспортного машиностроения, что в итоге повысит не только инновационную активность предприятий данного типа, но и обусловит взаимосвязь данной инновационной активности с объективно-существующими потребностями рынка.

Цель исследования. Разработка организационного и финансового механизмов, а также методики стимулирования и управления инновационной деятельностью предприятий электротранспортного машиностроения на основе совершенствования системы государственного заказа на инновационную продукцию, предполагающих применение иерархической системы показателей оценки инновационного потенциала поставщика.

Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач.

1. Изучение существующих научно-методологических подходов к идентификации инноваций, а также применяемых в РФ инструментов стимулирования инновационной деятельности. Анализ сущности и эффективности инновационно-стимулирующей функции госзаказа.

2. Исследование особенностей инновационного развития промышленности РФ и определение влияния превалирующего в тенденциях развития повышения уровня инновационной активности промышленных предприятий на их конкурентоспособность.

3. Выявление основных тенденций развития отрасли электротранспортного машиностроения.

4. Разработка организационного механизма стимулирования инновационной деятельности предприятий электротранспортного машиностроения с использованием инструментов размещения госзаказа.

5. Разработка финансового механизма управления инновациями на предприятиях электротранспортного машиностроения с использованием модели определения показателя инновационной эффективности исполнения инвестиционного проекта по исполнению госзаказа.

6. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы госзаказа как инструмента стимулирования инновационной деятельности предприятий электротранспортного машиностроения.

7. Разработка методики оценки эффективности инновационных проектов предприятий электротранспортного машиностроения, претендующих на подписание государственного (муниципального) контракта.

8. Выработка практических рекомендаций по применению разработанных механизмов и методик для управления инновационной активностью ОАО «Холдинговая компания Объединенные трамвайно-троллейбусные заводы» (ОАО ХК ОТТЗ".

Теоретической и методологической базой исследования являются методы управления инновационной и инвестиционной деятельностью, а также управления государственным заказом, представленные в научных трудах зарубежных и отечественных ученых,.

Исследования проводились с использованием системного анализа, функционального и процессного подходов к управлению инновациями.

Информационную базу исследования составили материалы федеральных и региональных органов государственной статистики, законодательные и нормативные акты органов государственной власти, связанные с тематикой диссертации, материалы в периодических изданиях, а также данные внутренней отчетности отдельных субъектов процесса госзаказа.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором.

1. Разработан организационный механизм стимулирования инновационной деятельности предприятий электротранспортного машиностроения посредством инструментов размещения госзаказа, отличающийся от известных использованием процедуры согласования целей основных участников процесса государственного заказа с учетом необходимости инновационного развития предприятий-производителей, а также комплексным учетом эффектов активизации инновационно-стимулирующей функции госзаказа.

2. Разработан финансовый механизм управления инновациями на предприятиях электротранспортного машиностроения с использованием госзаказа, который отличается использованием предложенной базовой модели определения показателя инновационной эффективности исполнения инвестиционного проекта по исполнению госзаказа производителем с укрупненной детализацией его вариативности от этапа к этапу реализации проекта и источников его финансирования, который позволяет повысить оперативность и точность предварительного анализа инновационных проектов по производству и эксплуатации пассажирского электротранспорта.

3. Разработаны рекомендации по совершенствованию системы госзаказа как инструмента стимулирования инновационной деятельности предприятий электротранспортного машиностроения, которая, в отличие от используемой в настоящее время, предполагает формирование нового элемента инфраструктуры организационно-экономической поддержки системы госзакупочных отношений с предприятиями электротранспортного машиностроения — центра целевой поддержки инноваций с перераспределением функций между субъектами данной системы, что позволяет идентифицировать источники возникновения инновационно-стимулирующего эффекта госзаказа и в целом оптимизировать организационную инфраструктуру поддержки инноваций в системе регионального и муниципального управления.

4. Разработана методика оценки эффективности инновационных проектов предприятий электротранспортного машиностроения, претендующих на подписание государственного (муниципального) контракта, которая отличается использованием предложенной иерархической системы показателей, значительно упрощающей процесс оценки инновационного потенциала поставщика и учитывающей новые актуальные единичные показатели (прогрессивность ОКР, степень новизны заказа, эмпирическое качество участника, средний уровень потребительской ценности), а также процедуры их свертки с целью определении интегрального показателя.

Объектом исследования является экономический процесс формирования и организации эффективного функционирования инновационной сфер предприятий пассажирского электротранспортного машиностроения.

Предметом настоящего исследования является подходы и способы к усовершенствованию процесса размещения и реализации госзаказа на инновационную продукцию электротранспортного машиностроения.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов, выводов и рекомендаций диссертации обусловлена корректным применением теории управления инновациями, теории системного анализа, методов экономико-математического моделирования. Выводы и предложения диссертационного исследования не противоречат известным теоретическим и практическим результатам, представленным в трудах известных ученых по вопросам государственного управления инновационным развитием отраслей отечественной промышленности.

Научная новизна работы состоит в разработке организационного механизма стимулирования инновационной деятельности предприятий электротранспортного машиностроения посредством инструментов размещения госзаказафинансового механизма управления инновациями на предприятиях, производящих городской пассажирский электротранспорт, а также методики оценки эффективности инновационных проектов, претендующих на подписание государственного (муниципального) контракта.

Значение полученных результатов для теории и практики.

Предложенные механизмы и методики управления инновационным развитием предприятий электротранспортного машиностроения вносят вклад в развитие теории и практики государственного регулирования инновационной сферы, в части развития методов исследования форм и способов организации и стимулирования инновационной деятельности и оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов и программ.

Сведения о реализации и целесообразности практического использования результатов.

Разработаны рекомендации по совершенствованию системы госзаказа как инструмента стимулирования инновационной деятельности использована при разработке рекомендаций по управлению инновационной деятельностью в ОАО «ХК ОТТЗ», что позволило определить направления изменения систему госзакупочных отношений, повысив эффективность участия в ней всех субъектов процесса госзаказа.

Разработанная в диссертации методика оценки эффективности инновационных проектов предприятий электротранспортного машиностроения, претендующих на подписание государственного (муниципального) контракта может применяться заказчиком на этапе отбора поставщика даже при сохранении традиционной системы госзакупочных отношений.

Предложенный подход к классификации инноваций используется в учебном процессе филиала МЭИ в г. Смоленске при изучении дисциплины «Инновационный менеджмент».

Апробация работы Основные положения диссертационной работы изложены в докладах и выступлениях на следующих конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Современное российское общество: проблемы позиционирования и развития» (2010 г. Волгоград), Международная научно-практическая конференция «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2010» (2010 г. Одесса), II Международная научно-практическая конференция «Проблемы современной экономики» (2010 г. Новосибирск), Международноая научно-практическая конференция «Модернизация экономики России в условиях глобального кризиса» (2010 г. Пенза), Международная заочная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (2011 г. Новосибирск), VIII Международная научно-практическая конференция «Наука и современность — 2011», (2011 г. Новосибирск), XVIII Международная научно-практическая конференция — «Актуальные вопросы экономических наук» (2011 г. Новосибирск), II Международная научно-практическая конференция «Экономическое развитие страны: различные аспекты вопроса» (2011 г. Таганрог), а также были обсуждены на научных семинарах филиала РУК и МЭИ в г. Смоленске.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой