Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизм приватизации и его совершенствование в экономике переходного периода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматривая управление приватизацией, необходимо подчеркнуть, что в странах с рыночной экономикой преследуются цели сокращения задолженности госсектора, стимулирования предпринимательства, расширения свободы индивида. В переходной экономике ведущей задачей стало создание среднего класса, слоя частных собственников. Несмотря на то, что поставленные цели и результаты значительно разошлись, однако… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования приватизации
    • 1. 1. Теоретические подходы к исследованию проблем разгосударствления и приватизации
    • 1. 2. Экономическое содержание, цели приватизации и сочетание интересов ее участников
    • 1. 3. Зарубежный опыт приватизации
  • Глава 2. Механизм приватизации и его совершенствование
    • 2. 1. Этапы и механизмы приватизационного процесса в РФ
    • 2. 2. Организация и управление приватизацией
    • 2. 3. Главные итоги и направления совершенствования приватизации

Механизм приватизации и его совершенствование в экономике переходного периода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход к рыночной экономике предполагает глубокие качественные изменения в институциональных основах экономики, отношениях собственности, воспроизводственных процессах, в системе управления экономикой. Новые экономические реалии тесно связаны с процессами приватизации, которая является ключевым направлением преобразований, предопределяющим их основные тенденции, обусловливающие изменение механизмов регулирования экономики.

В российской экономике явно вырисовывается проблема повышения эффективности использования собственности. В этой связи исключительную актуальность приобретает задача обоснования научных принципов и критериев разгосударствления и приватизации предприятий в условиях транзитивной экономики.

С приватизацией как инструментом экономической политики государства связано преодоление монополизма, структурных диспропорций в экономике, повышение эффективности предприятий, оживление инвестиционного климата. В практике приватизации накоплен определенный опыт, однако, в силу недостатков российской модели приватизации крайне необходима разработка методологических основ, позволяющих избежать в дальнейшем повторение допущенных ошибок, совершенствовать механизм приватизации, определить приоритеты и экономическую роль государства в управлении данным процессом с целью более полной реализации потенциала приватизации в повышении эффективности предприятий и экономики в целом, оптимизации структурных сдвигов, оживлении инвестиционного климата, формировании социальной базы реформ.

Весьма важным представляется обобщение уже наработанного опыта проведения приватизации в Российской Федерации и ее субъекте — РСО-Алания, так как анализ его положительных и негативных сторон показывает, что сохраняется еще возможность задействования нереализованного потенциала приватизации.

Несомненный интерес представляет опыт приватизации в зарубежных странах и возможности его применения в условиях переходной экономики России. В странах рыночной экономики приватизация развивается как перманентный процесс и имеет свой отлаженный механизм. Обобщение российского опыта реформирования собственности и зарубежной практики в разработке прикладных аспектов, вносит существенный вклад в обоснование элементов экономического и организационного механизма приватизации.

Степень разработанности проблемы. Актуальность проблемы, роль приватизации как стратегического направления развития постсоветской экономики предопределили большое внимание к ней со стороны экономической науки. Ее методологические основы и значение в условиях перехода к рыночным формам хозяйствования исследованы Л. Абалкиным, А. Радыгиным, П. Буничем, Т.Кузнецовой. Отечественный и зарубежный опыт приватизации представлен в работах В. Рутгайзера, В. Акбашева, Б.Болотина. Острую дискуссию вызвали вопросы о принципах и методах проведения приватизации. Г. Меликьян, А. Ахмедуев обосновывали недопустимость бесплатной передачи имущества тем, что это ведет к неэффективному его использованию, а также неравномерностью и размещения производственных фондов.

Во многих научных публикациях нашли отражение проблемы взаимосвязи приватизации и формирования рыночной инфраструктуры, необходимость приватизации для создания рынка капитала, рынка ценных бумаг. Широкую дискуссию среди отечественных специалистов вызвал вопрос о механизмах осуществления приватизации. Многие отечественные специалисты при исследовании способов приватизации отдают предпочтение акционированию. А. Дерябин, В. Сенчагов, Е. Клишко анализируют процессы акционирования крупных и средних госпредприятий федеральной, республиканской, муниципальной собственности, тенденции движения акций приватизируемых предприятий, устанавливают принципы определения инвестиционной привлекательности объектов. Ряд специалистов обращает внимание на привлекательность акционирования как форму привлечения широких слоев населения и внешних инвесторов к управлению предприятиями.

Вместе с тем следует отметить, что приватизационный процесс как в Российской Федерации, так и ее субъектах проходил с нарушениями законодательных и иных государственных актов, не выработаны методы эффективного управления приватизацией на основе анализа преимуществ и недостатков ее способов, недостаточно исследованными остаются принципы и методы ее проведения, адекватные новой системе управления.

Противоречивый и дискуссионный характер оценки практики приватизации обусловил выбор темы диссертационного исследования, постановку цели и реализацию ее задач.

Цель и задачи исследования

Основной целью работы является исследование и научное обоснование путей развития приватизационного процесса, определение возможных направлений его совершенствования. В соответствии с этой целью в диссертации решаются следующие задачи:

— исследование особенностей приватизационного процесса и разработка рекомендаций по повышению его эффективности на новом этапе в РФ РСО-Алания;

— изучение опыта приватизации и разгосударствления в зарубежных странах и оценка возможностей его применения в России;

— рассмотрение преимуществ и недостатков различных способов приватизации, определение критериев выбора конкретного способа;

— исследование содержания экономического и организационного механизма приватизации;

— выявление опыта научно-методического обеспечения приватизации*.

— определение приоритетных направлений совершенствования приватизации;

Предмет и объект исследования. Объектом исследования является действующая в России модель приватизации предприятий, зарубежный опыт проведения приватизации предприятий. Предмет исследования — факторы, условия и механизмы совершенствования приватизации на современном этапе.

Теоретической и методической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых. При этом использовались методы нормативного и сравнительного анализа, единства анализа и синтеза, статистических группировок. Информационную базу составили нормативная и законодательная документация органов государственной власти Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, статистические и аналитические материалы Госкомстата РФ, Госкомимущества и Фонда Имущества РФ и PCO-Алания, материалы конференций и семинаров.

Научная новизна исследования и личный вклад автора в разработку проблем, выносимых на защиту, заключаются в следующем:

— проведены анализ и выявление основных недостатков организационно-экономического механизма осуществления программ приватизации, разработаны предложения по повышению эффективности приватизации в регионе, связанные с усилением роли местных органов власти в этом процессе, в частности, при определении способов приватизации, определении ее условий и распределении доходов;

— обобщение научных знаний, выявление закономерностей, тенденций и особенностей широкомасштабного приватизационного процесса позволили с достаточной степенью доказательности выявить ряд существенных его недостатков, причин их возникновения и обосновать необходимость изменения приоритетов приватизационной политики, самого механизма ее осуществления с целью приведения их в более полное соответствие всему спектру основных задач приватизации предприятий;

— на основе изучения разработок отечественных и зарубежных авторов в части определения категорий «разгосударствление», «приватизация предприятия», «коммерциализация», а также целей приватизации, диссертантом проведено уточнение рассматриваемых понятий, позволяющее наиболее полно отразить сущность и роль разгосударствления, приватизации предприятий в реформировании российской экономики;

— на основе выявления особенностей и обобщения опыта приватизации в РСО-Алания разработаны конкретные предложения и инициативы на последующий период, направленные на преодоление ряда негативных результатов приватизации, учет региональной специфики и отказ от директивности;

— разработаны рекомендации по организации управления приватизацией, учитывающие взаимоувязку интересов государства, субъекта Федерации и предприятий органам, ее осуществляющим;

— разработаны приоритетные подходы, направления и процедуры государственного регулирования приватизации.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования использованы в практической работе местных органов управления, в частности Фонда имущества города, связанной с новым этапом приватизации. Обобщена практика приватизации в целях выработки рациональных управленческих мер воздействия на ее эффективную организацию. Материалы диссертации могут быть использованы законодательными и исполнительными органами Северо-Кавказских республик РФ для учета и практического использования при разработке законодательных и иных нормативных актов, формирующих определенные направления развития экономической реформы. Ряд положений диссертации может быть использован в вузах в процессе преподавания управленческих дисциплин.

Публикации и апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях в СевероКавказском государственном технологическом университете и на республиканской научно-практической конференции по проблемам и перспективам становления реальной экономики, а PCO-Алания в 1998;2001гг. По итогам проведенного исследования опубликовано 6 работ общим объемом 1,6 п.л.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Концепция приватизации в своем современном виде является множественной и имеет достаточно длительную предысторию. Во многих странах Западной Европы еще в 50 — 60-е гг. был осуществлен серьезный пересмотр методов регулирования и управления экономикой. Изменение представлений о функциях, значении государственного регулирования экономикой, а также переоценка роли государственного предпринимательства привели к разработке различных концепций разгосударствления, нашедших свое практическое воплощение в многочисленных методах приватизации.

В 1980;90-е годы многие методы приватизации и управления, давшие положительный результат в экономически развитых странах, были восприняты при проведении экономических реформ в странах Восточной Европы. Управление приватизационными процессами направлено на оздоровление государственных финансов, оживление конкуренции среди предприятий. Кроме того, подчеркнем, что проведение приватизационной политики преследовало цель качественного реформирования системы управления экономикой, направленной на борьбу с монополизмом в производстве.

На уровне практически реализуемой экономической стратегии приватизация обусловливает системное, многоаспектное изменение управления на многих уровнях, не только государственного регулирования экономики, но и на уровне методов управления отраслью, фирмой, предприятием, отдельным работником.

Рассматривая управление приватизацией, необходимо подчеркнуть, что в странах с рыночной экономикой преследуются цели сокращения задолженности госсектора, стимулирования предпринимательства, расширения свободы индивида. В переходной экономике ведущей задачей стало создание среднего класса, слоя частных собственников. Несмотря на то, что поставленные цели и результаты значительно разошлись, однако ряд задач первых этапов удалось решить — это устранение монополии госсобственности в целях создания основ рыночной экономики. Приватизация содействовала развитию рыночной инфраструктуры, созданы основы для развития фондового рынка. Достигнуто решение ряда политических задач, дерегулирование экономической жизни. Однако и государство продолжает оставаться собственником и выступает как субъект рыночной экономики. Не достигнуты цели формирования эффективного собственника, не обеспечен процесс инвестирования, без которого невозможно осуществить реорганизацию предприятия. Без инвестиций никакие формы разгосударствления и приватизации не оздоровят экономику.

Реализация приватизационных программ имела ряд известных издержек: в большинстве случаев отсутствовало реальное реструктурирование предприятий до завершения формального процесса приватизации, «распыление» акций среди мелких инвесторов, слабо защищены права акционеров. Тем не менее, сформированы механизмы преодоления проблем. Это, прежде всего, свободная купля-продажа акций и развитие рынка ценных бумаг.

Процесс осложняется рядом факторов, в частности, в особенности в регионах — отсутствием квалифицированных специалистов и необходимых денежных средств. К недостаткам и просчетам на наш взгляд, следует отнести:

— отсутствие мониторинга и анализа постприватизационных процессов;

— недостаточный учет региональных особенностей и интересов;

— отсутствие гласности.

Основополагающим принципом должен стать индивидуальный подход к приватизации, инвестирование части средств от приватизации в техническую реконструкцию и модернизацию предприятий. Фонду имущества необходимо повысить эффективность управления госимуществом. Деятельность Госкомимущества можно охарактеризовать как более или менее эффективное управление процессами приватизации.

Опыт рыночной экономики показывает, что развитие частной собственности может и должно регулироваться и контролироваться государством путем правового и финансово-экономического воздействия.

Безусловно, процессы разгосударствления сформировали модель рыночного поведения предприятий и адекватные ей системы управления. Однако реальный, эффективный собственник, т. е. обеспечивающий функции эффективного управления и, главное, устойчивого расширенного воспроизводства за счет адекватного финансирования (инвестирования), пока не создан.

Проведенный анализ функционирующего механизма приватизации позволяет сделать вывод об определенных негативных тенденциях в государственной политике, связанных с бюрократическим характером реализации политики приватизации. Вне переориентации усилий со сферы обращения в сферу производства экономическая ситуация будет ухудшаться. Приватизация должна рассматриваться не как инструмент бюджетной политики, а через нее финансовой политики, а как фактор демонополизации производства и достижения структурных сдвигов в нем. Средства, полученные от нее, необходимо увязывать с инвестиционной и структурной политикой.

Финансовые ресурсы предпочтительно не отвлекать на перераспределение госимущества, а вовлекать в инвестиционный процесс. Особого внимания заслуживают конкурсы с инвестиционными и социальными условиями, позволяющими увязывать приватизацию не просто с распродажей госимущества, а с конкретной программой оздоровления предприятий на основе инвестиций, направленных на реструктуризацию и рационализацию производства.

Для совершенствования механизма регулирования приватизацией нами предлагается необходимый ряд мер:

— дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности.

Высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятия, и размером средств, поступающих в государственный бюджет от продажи предприятий, с учетом их реальной ценовой оценки, максимально приближенной к мировому уровню.

Приватизация низколиквидных предприятий осуществляется в основном путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач). Продажа низколиквидных предприятий таким собственникам может осуществляться по минимальной цене при условии тщательного анализа представленного бизнес-плана и реализации мер контроля за системой показателей деятельности приватизированного предприятия;

— расширение инструментария приватизации: а) выпуск производных ценных бумаг, обеспеченных государственным имуществом, позволяющих размещать их на зарубежных рынках ценных бумагб) купля-продажа акций на биржевом и внебиржевом рынках в целях оптимизации участия государства в хозяйственных товариществах и обществахв) продажа государственного имущества по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся. Цена этого имущества при проведении прямой продажи должна быть определена исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщикомг) продажа государственного имущества с рассрочкой оплаты под гарантии банков;

— принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства;

— ориентация на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии этих интересов интересам государства;

— обязательный учет опыта приватизации, в том числе по предпродажной подготовке предприятий с привлечением финансового консультанта, аудитора, оценщика, юридического консультанта, консультанта по менеджменту;

— сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства при приватизации.

— усиление социальной направленности приватизации: способы, методы и инструментарий приватизации должны обеспечить равные права и возможности для всех слоев российского общества, включая социально незащищенные слои населения. При принятии решений о приватизации государственного имущества необходимо учитывать социальные последствия, включая вопросы социального развития приватизируемых предприятий и территорий, охраны окружающей среды и здоровья граждан. Необходимо шире практиковать приватизацию государственного имущества путем проведения коммерческих конкурсов с социальными условиями.

Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создание дополнительных рабочих мест, наполнение отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей, повышение эффективности функционирования всего народнохозяйственного комплекса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. -М., 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: В 2 ч.-М., 1998. Ч. 1,2.
  3. Федеральный закон РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». Собрание законодательства РФ. 1997. — № 30.
  4. Закон РСФСР от 3 июля 1991 года№ 1531 1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». ВСНД и ВС РСФСР.- 1991.-№ 27.-Ст. 927.
  5. Федеральный закон РФ от 29 июля 1998 года № 135 — ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ.- 1998.-№ 31.-Ст. 3813.
  6. Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996 № 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1918.
  7. Федеральный закон РФ от 23 июня 1999 № 117 ФЗ «О защите конкуренции на рынке ценных бумаг». Собрание законодательства РФ. — 1999. -№ 26.-Ст. 3174.
  8. Указ Президента РФ от 29 января 1992 года № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. — № 7. — Ст. 312.
  9. Указ Президента РФ от 8 мая 1993 года № 640 «О государственных гарантиях права граждан России на участие в приватизации». Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. — № 20. — Ст. 1755.
  10. Указ Президента РФ от 26 июля 19 993 года № 1108 «О дополнительных мерах по защите права граждан на участие в приватизации». Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. -№ 31.- Ст. 2839.
  11. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой». Российская газета. 1994. — № 112.
  12. B.C. Предпринимательские функции в экономической системе. М., 1990.
  13. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 1991.
  14. . Теоретические подходы и практические требования к приватизационному процессу. Российский экономический журнал. 1993. — № 7.
  15. Д. Управление региональными научно техническими программами. М., 1991.
  16. Акционерное общество и товарищество с ограниченной ответственностью: Сб. зарубежного законодательства. М.: Изд-во БЕК, 1995.
  17. Акционерное общество: Сб. типовых орг распорядительных документов. — М.: Рос. юрид. изд. дом, 1994.
  18. Акционеры и управление фирмой. Вопросы экономики. 1997. — № 9.
  19. С.С. Собственность. Проблемы приватизации в посткоммунистической России. М., 1993.
  20. Т. Диверсификация деятельности малых предприятий. Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С.130 — 137.
  21. М. Экономика как наука: Пер. с франц. И. А. Егорова. М.: Наука для общества, РГГУ, 1995.
  22. Альтернатива: выбор пути: Перестройка управления и горизонты рынка. Руководители авторского коллектива В. Н. Бобков, A.A. Сергеев. Гл. Собственность основа экономики, всего общественного строя. А. М. Еремин. -М.: Мысль, 1990, — с. 146 — 185.
  23. А.И. Приватизация и управление. Изд-во Даггосуниверситета, 1994.
  24. А.И. и др. Маркетинг на страже интересов потребителей. Изд во МРИП «Юпитер», 1994.
  25. Р.Х. Переход к новому типу территориального хозяйствования: содержание и проблемы. М., 1990.
  26. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике. Вопросы экономики. 1996. — № 9. — с. 28- 38.
  27. Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. Предисловие, составление И. А. Столярова. М.: МП «ЭКОНОВ», 1993.
  28. Антология экономической классики. В 2-х томах. Т.2. Предисловие, составление И. А. Столярова. М.: МП «ЭКОНОВ», 1993.
  29. Афанасьев Мст., Кузнецов П., Фоминых А. Корпоративное управление глазами директората. Вопросы экономики. 1997. — № 5.
  30. Бабаева J1.B., Чирикова А. Е. Бизнес элита России: образ мышления и типы поведения. ЭКО. — 1995. — № 1. С. 117 — 145.
  31. Д.И. Маркетинг для всех. JL, 1991.
  32. А.И. Проблемы реализации государственности в условиях регионального хозяйствования. Иваново, 1990.
  33. С. Двадцать один способ честно заработать деньги. Новая время.-1990.-№ 51.
  34. С., Петров Ю. Приватизируемую экономику спасут банки и финансово — промышленные группы. Российский экономический журнал. 1995. — № 7.
  35. Е. Маржинальные свойства экономических систем. Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 7. — С. 123 — 137.
  36. С. Малый и средний бизнес надежные союзники государства. Бизнес и политика. — 1995. — № 4. — С. 18 — 22.
  37. В.Г. История экономики (факты, даты, цифры, реформы). М., 1998.
  38. Н.И., Ковалев А. П. Акционерное общество: капитал, правовая база, управление: Практическое пособие для экономистов и менеджеров. -М.: «Финстатинформ», 1995.
  39. Дж.Р., Круз Д. Л. Новые собственники: наемные работники массовые собственники акционерных компаний: Пер. с анг. — М.: Дело ЛТД, 1995.
  40. А. Государственная политика малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Маркетинг. 1995. — № 2.
  41. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: «Ось — 89», 1998.
  42. А. Условие регулирования малого бизнеса. Экономист. 1999. — № 2.
  43. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., Экономика, 1989.
  44. С.А. Новая Россия: реалии социально — экономического развития. -М.: «Экспедитор», 1998.
  45. А.Ф. Личность работника и его собственность. СПб.: СПб. юрид. Лит. 1995.
  46. Д.Д. Теория собственности. Новосибирск: Изд. Фирма «ЭКОР», 1994.
  47. Е. Малый бизнес: Состояние и проблемы. Свобод, мысль. -1995. -№ 11.
  48. А., Люкманов В., Иванов Д. Корпоративный капитал: структура и динамика. Рынок ценных бумаг. 1995. — № 12.
  49. Е. Регулирование отношений собственности между Российской Федерацией и ее субъектами. Вопросы экономики. 1997. — № 3.
  50. С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. М., Экон., 1990.
  51. Х.Ю. Частная собственность и управление в переходных экономиках. Политэконом. 1996. — № 3.
  52. А. Снова к сюжету «Российская реформа под диктовку МВФ». Российский экономический журнал. 1998. — № 4.
  53. А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса. Вопросы экономики. 1997. — № 6.
  54. А. Этапы развития малого предпринимательства в России. Вопросы экономики. 1996. — № 7.
  55. Ю. Об основных тенденциях организационного развития приватизированных предприятий. Российский экономический журнал, 1996. № 10.
  56. JI. Финансово кредитные механизмы регулирования малого бизнеса. Вопросы экономики. — 1996. — № 7.
  57. Г. Американское подспорье российскому малому бизнесу. Инвестиции в России. 1997. — № 9 — 10.
  58. М. Номенклатура: господствующий класс Советского Союза. London: Interchange Ltd, 1985.
  59. Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства: Постановление Правительства.
  60. В.А., Пирогов Г. Г. Российские реформы глазами американского профессора. Экономика и математические методы, 1997. № 3.
  61. Ю., Гимади И. Влияет ли приватизация на деятельность предприятий? Вопросы экономики. 1999. — № 6.
  62. Bizagbet A. Le grand marche europeende. 1993. — Paris, 1990.
  63. E.T. Государство и эволюция. M.: Евразия. 1995.
  64. M. Приватизация через ваучеризацию: обещание и реаль ность. Вопросы экономики, 1993. № 10.
  65. И.Н. Маркетинг. М., Изд. МГИМО, 1990.
  66. М.А., Мешков A.B. Реформа отношений собственности и новые формы хозяйствования. Л.: Ленингр. Орг. О-ва «Знание» РСФСР, 1991.
  67. С. Эволюция и перспективы развития ассоциативных форм собственности. М., Луч, 1993.
  68. Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. М., Экон., 1993.
  69. О.В. Отношения собственности: Экономика и политика. Владивосток: ДВОРАН, 1992.
  70. Н. Особенности психологического склада жителей России. Вопросы экономики. 1996. — № 9.
  71. Л. К вопросу о целостности национального хозяйства (постановка проблемы). Вопросы экономики. 1996. — № 9.
  72. Государственная собственность в развитых капиталистических странах в 80-е годы: курс на приватизацию и создание смешанных предприятий: Сб. обзоров. / Отв. Ред. В. А. Виноградов. М.: ИНИОН, 1989.
  73. Е.И. Региональный маркетинг. М., 1993.
  74. В.В. Правовые основы и перспективы существования частной собственности в России. / Под. ред. Дмитриева Ю. А. М.: Тейс, 1995.
  75. С. Перспектива государственно — корпоративная экономика. Экономист. — 1998. — № 6.
  76. В. Рыночные институты и трансформация российской экономики. Мировая экономика и междунар. отношения. 1995. — № 7.
  77. М. Реформа отношений собственности в России. Политэконом. 1996.-№ 3.
  78. М. Приватизация в постсоциалистическую эру. МЭМО, 1992, № 8.
  79. А.Х. Оценка итогов приватизации и основные направления развития и совершенствования управления государственной собственностью в КБР. Нальчик, 1997.
  80. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Перевод Горбашко Е. А., Салихов С. М., Шевченко С. Ю. Механизм приватизации в условиях формирования конкурентной среды. Спб., 1993.
  81. Доклад специальной рабочей группы по сравнительному анализу опыта в области приватизации в работе ее третьей сессии, проходившей во Дворце Наций в Женеве 29 ноября 3 декабря 1993.1. Нью Йорк: ООН, 1993.
  82. И.А. Приватизация промышленного предприятия. М., Экон., 1993.
  83. А. Собственность и экономические цели. Новосибирск.: Наука, Сиб. Отд-е, 1990.
  84. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд — во СПбУЭФ, 1994.
  85. Т.В. Приватизация и развитие российского предпринимательства. Ростов. 1995.
  86. Г. Макроэкономические аспекты приватизации в России и Восточной Европе. Экономика и математические методы, 1994. № 3.
  87. К научному обоснованию экономических реформ в России. Доклад Независимого экономического сообщества НЭС ЦЭМИ РАН, 1995.
  88. Р. Фирма, рынок, право. Пер. с англ. М. 1993.
  89. Криминализация экономики как фактор угрозы национальной безопасности. Доклад МВД РФ «О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в РФ. «Экономическая газета». 1997. № 4.
  90. Т. Негосударственный сектор в советской экономической системе. Вопросы экономики. — 1992. № 2.
  91. Ламперт Хайнц. Социальная рыночная экономика. Германский путь. -М.: «Дело ЛТД», 1994. С. 150.
  92. О. Государственная собственность в странах развитой рыночной экономики (анализ опыта управления). Вопросы экономики, 1993. -№ 10.
  93. Д.С. К научному обоснованию экономических реформ в России. Экономика и математические методы, 1995. № 3.
  94. Д.С. Реальный курс экономических преобразований. Экономика и математические методы, 1994. № 1.
  95. Д., Гребенников В., Зотов В., Пресняков В. Как лучше распорядиться собственностью? Вопросы экономики, 1995. № 9.
  96. Д., Круглова Н. Послечековая приватизация и перспективы акционерного хозяйствования. Российский экономический журнал, 1994. № 12.
  97. Д.С., Моисеев H.H., Гребенников В. Г. О концепции социально — экономического развития России. Экономика и математические методы, 1996. № 3.
  98. С. Приватизация в России: особенности, цели, действующие лица. Вопросы экономики, 1994. № 3.
  99. О.В. Приватизация не соответствует Конституции. Экономическая газета, 1997, № 50.
  100. О.В. Отношение к трудящимся. Экономическая газета, 1998, № 6.
  101. Л. Москва: сложный характер или здравый смысл. Экономика и жизнь. — 1997. -№ 51.
  102. Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. М., 1994.-С. 29.
  103. Юб.Мовсесян А. Г. Инерционность хозяйственных систем. Независимая газета, 1998, 19 февраля.
  104. Под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. Управление государственной собственностью. М.: Инфра- м, 1997.
  105. Приватизация и антимонопольное регулирование. Зарубежный опыт. -М., 1992.
  106. Прогнозы социально экономического развития РФ на 1995 — 97 гг.
  107. Privatization and Development. Edited by S. H. Hanke. The International Center for Economic Jrouth, Jan Francisco, 1988.
  108. Pestieau P. Privatization et performance. Des enterprises publigues Liege, 1989.
  109. А. Перераспределение прав собственности в постприватизационной России. Вопросы экономики. 1999. — № 6. С.54- 75.
  110. В. Приватизация: от аренды к собственности работников. М.: 1995.
  111. Садовски 3. Политика по отношению к государственным предприятиям в процессе системных преобразований. Вопросы экономики. 1994. — № 8.
  112. . Э.С. Приватизация: ключ к рынку. М.: Дело, 1992.
  113. Совершенствование государственного управления собственностью. Экономист. 1999. № 3.
  114. Сэппингтон Д, Стиглиц Дж. Приватизация. Журнал политического анализа и менеджмента. — 1987.
  115. В.М., Исалова М. Н. Макроэкономическая политика в переходный период. М.: Зенит, 1994.
  116. В.А. Экономическое и правовое содержание приватизации. М.: 1994.
  117. Экономика и жизнь. 1991. — № 12.
  118. Приватизация предприятий РСО-Алания
Заполнить форму текущей работой