ХХУ1 съезд КПСС, намечая планы развития страны, в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 19 811 985 годы и на период до 1990 года» определил основной задачей транспорта «полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы» и в этих целях подчеркнул необходимость «совершенствовать организацию перевозочного процесса и управление им» /I/. Поэтому в такой динамично развивающейся отрасли, как гражданская авиации, наряду с увеличением пассажирои грузооборота, повышением безопасности и регулярности полетов, очень важен вопрос обеспечения быстрого и качественного обслуживания пассажиров.
Последнее десятилетие развития гражданской авиации характеризуется интенсивным ростом материально-технической базы и вводом в эксплуатацию новых типов пассажирских воздушных судов повышенной вместимости. За этот период было построено и реконструировано большое количество аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, огромные изменения претерпели и другие компоненты сложного аэропортового хозяйства. Такие качественные преобразования стали возможны благодаря заботе партии и правительства о развитии гражданской авиации.
Тем не менее современное состояние дел в наземном обслуживании пассажиров в аэропорту, в частности вылетающих, еще не вполне отвечает целям и задачам, стоящим перед гражданской авиацией. Наблюдаются случаи превышения нормативного времени обслуживания пассажиров, несоответствия пропускной способности аэровокзалов и пассажиропотоков, недостаточной надежности систем обработки багажа. Не в полной мере рассмотрены вопросы информационного обслуживания пассажиров.
Вместе с тем возрастает значение эффективного использования капитальных вложений с точки зрения достигнутого технического уровня, технологии, экономики и надежности. Ведь необоснованное техническое решение может обернуться многомиллионными потерями как при строительстве нового сооружения, так и при реконструкции. К тому же устойчивой тенденцией развития технологических процессов обслуживания пассажиров в аэропорту является не только усложнение принципа их организации, увеличение вложений в строительство и оборудование аэровокзалов, но и необходимость всемерного снижения вероятности задержек и сбойных ситуаций. Достаточно сказать, что согласно статистическим данным для аэровокзала с пропускной способностью 400 пасс/ч стоимость строительства и оснащения составляет 1860 тыс. руб., потери от закрытия аэропорта на один час примерно равны 2 тыс .руб., а чистый доход за один час использования самолета типа ТУ-134 равен 0,295 тыс. руб.
Именно эти обстоятельства и определяют необходимость построения математических моделей слэжных технологических процессов, в том числе и обслуживания вылетающих пассажиров, чтобы, варьируя входными параметрами системы, проверять выдвигаемые решения, а значит и получать оптимальные из них на этапах проектирования и эксплуатации. Следует отметить, что .для процесса обслуживания пассажиров надежных детерминированных моделей с аналитическим решением практически быть не может по причине вероятностного характера многих факторов, влияющих на этот процесс. Поэтому рядом исследователей были разработаны упрощенные модели внутривокзаль-ного обслуживания пассажиров, использующие методы теории массового обслуживания (ТМО), например, для определения необходимого количества пунктов регистрации, объема накопителей багажа и т. п. Но аппарат ТМО чаще всего оперирует так называемым простейшим потоком, когда распределение заявок на обслуживание подчиняется закону Пуассона. В реальных же системах это условие часто оказывается неверным. Кроме того, эти модели не отражают всей полноты имеющихся связей в системе обслуживания, не обеспечивают учета влияния на систему большого количества случайных факторов, а также не позволяют рассматривать функционирование всей системы в целом.
Таким образом, возникла необходимость разработки более адекватных моделей процесса обслуживания вылетающих пассажиров, и в первую очередь статистических. Статистическая модель процесса обслуживания вылетающих пассажиров, использующая достаточно достоверные опытные данные и решенная с помощью вычислительных методов, точность. которых возможно оценить, позволяет проводить общирные эксперименты на ЭВМ, оптимизируя параметры работы системы. К достоинствам статистических моделей следует отнести их гибкость и универсальность, что дает возможность осуществить прогнозирование работы системы обслуживания пассажиров с ожидаемыми в будущем параметрами, а также обеспечить системный подход к исследованию и любую, наперед заданную точность всех составляющих статистической модели.
Целью данной работы является исследование и выбор оптимальных параметров систем обслуживания вылетающих пассажиров в аэровокзалах при различных вариантах построения как существующих, так и вновь проектируемых систем в условиях вероятностного характера многих факторов.
Результаты этих исследований внедрены в практику анализа, разработки и проектирования систем обслуживания вылетающих пассажиров в виде Методик и Рекомендаций, утвержденных Министерством гражданской авиации.
Работа выполнена в отделе «Исследований и разработки технологии и средств механизации процессов обслуживания пассажиров» Государственного проектно-изыскательского и научно-исследова-телбского института гражданской авиации Аэропроект.
1. Материаж ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1982, — 223 с.
2. Акоф Р. , Сасиени М. Основы исследований операций. — М.: Мир, I97I. — 534 с.
3. Анализ видов оперативной визуальной информации пассажиров и разработка рекомендаций по применению систем и средств информации для аэропортов и агентств ГА — М.: ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, № гос. регистрации 0182.8 040 580, 1983. — 52 с.
4. Анализ эффективности применения и предложения по дальнейшему улучшению использования средств механизации производственных процессов в аэропортах. — М.: ГПИ и НИИ ГА Аэрощ) оект, ^ гос. регистрации 78 023 952, 1979. — 127 с.
5. Андронов A.M. Статистические методы в проектировании и планировании работы аэропортов. — Диссертация… докт.техн.наук.- Рига, 1973.
6. Андронов A.M., Пин Е. Л., Розенблит П. Я. Статистическая модель свободной системы регистрации билетов и оформления багажа в аэропортах. — Труды ЦНИИ АСУ ГА. — Рига, 1970, вып. 2 — C. I72-I9I.
7. Андронов A.M., Хижняк А. Н. Математические методы планирования и управления производственно-хозяйственной деятельностью предариятий гражданской авиации. — М.: Транспорт, 1977. — 215 с .
8. Болотова Н. Ф. Моделирование и расчет системы наземного обслуживания прилетевших пассажиров. — Л.: Вопросы коммерческой работы и организации перевозок в гражданской авиации, I98I. — с.17−22.
9. Блохин В. И., Белинский И. А., Циприанович И. В., Гелетуха Г. Н. Аэропорты и воздушные трассы. — М.: Транспорт, 1970 — 144 с.
10. Бородач А. И., Мельников Б. Н., Черников В. И., Бердник Б. И. Город и авиация. — М.: Стройиздат, 1980. — 183 с.
11. Блох Л. С. Практическая номография. — М.: Высшая школа, I97I. — 328 с.
12. Бусленко Н. П. Метод статистического моделирования. — М.: Статистика, 1970. — 112 с.
13. Бусленко Н. П. Моделирование сложных систем. — М.: Наука, 1968. — 399 с.
14. Ведомственные нормы технологического проектирования аэровокзалов аэропортов (ВНШ 3−81/МГА). — М.: — ГНИ и НИИ ГА Аэропроект, 1982. — 212 с.
15. Вентцель E.G. Теория вероятностей. — М.: Наука, 1969. — 576 с.
16. Вентцель E.G. Исследование операций: задачи, принципы, методология. — М.- Наука, 1980. — 208 с.
17. Вильсон А.Дж. Энтропийные методы моделирования сложных систем. — М.: Наука, 1978. — 246 с.
18. Гнеденко Б. В., Беляев Ю. К., Соловьев А. Д. Математические методы в теории надежности. — М.: Наука, 1965. — 524 с.
19. ГОСТ 27.002−83. Надежность в технике. Термины и определения. — М.: Издательство стандартов, 1983. — 30 с.
20. Громов Н. Н., Чирков В. К., Ловский Ю. В. Автоматизированная система управления продажей билетов на воздушном транспорте. — М.: Транспорт, 1978. — 112 с.
21. Грунд Ф. Программирование на языкеRTRAN Л, — М.: Мир, 1976. — 183 с.
22. Единая методика оценки экономической эффективности АСУ в ГА. Рига: ЦНИИ АСУ ГА, Ротапринт, I98I. — 103 с.
23. Ермаков СМ. Метод Монте-Карло и смежные вопросы. — М.: Наука, 1975. — 472 с.
24. Ермаков СМ., Михайлов Г. А. Курс статистического моделирования. — М.: Наука, 1976. — 320 с.
25. Ингошин В. П. Исследование технологических параметров систем обслуживания пассажиров и обработки багажа в аэровокзалах аэропортов гражданской авиации. — Диссертация. .. канд. техн. наук. — Л., 1968.
26. Клейнен Дж. Статистические методы в имитационном моделировании. — М.: Статистика, 1978, вып.1. — 221 с, вып.2. 335 с.
27. Клейнрок Л. Вычислительные системы с очередями. — М.- Мир, 1979. — 598 с.
28. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Получнсленные алгоритмы. — М.: Мир, т.1, 1976. — 736 с, т.2, 1977. — 724с.
29. Коваленко Н. Н. Об условии независимости вероятностей состояния системы обслуживания от вида распределения времени обслуживания. — Проблемы передачи информации, 1962, вып. II. — о. I47-I5I.
30. Кораблин М. А. О достоверности статистического моделирования, Рига: Автоматика и вычислительная техника, 1980, вып.1. — с. 42−46.
31. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике. — М.: Наука, 1968. — 720 с.
32. Косов А. И. Влияние точности моделирования и надежности на исследование процессов обслуживания вылетающих пассажиров. — Наука и техника гражданской авиации. — М., I98I, вып. 2. — с. 15−22.
33. Косов А. И. К вопросу исследования процесса обслуживания вылетающих пассажиров. — Наука и техника гражданской авиации, — М., I98I, вып.1. — с. 15−19.
34. Косов А. И. Определение оптимального количества строк информационных табло. — Труды Гос. НИИ ГА. — М., 1982, вып. 218, — о. 99−103.
35. Кочанов Н. С. Компактные шестизначные математические таблицы. — Л.: Машиностроение, 1973. — 263 с.
36. Локшин В. Г., Согомонян Н. М, Берлин Ю. Я. Аэровокзалы аэропортов. — М.: Транспорт, 1966. — I I I с .
37. Математическое обеспечение ЕС ЭВМ. — Минск: Институт матемагтики АН СССР, 1976, вып. 10. — с. 89−93.
38. Методика определения потребного количества средств механизации и автоматизации основных технологических процессов в аэропортах гражданской авиации. — М.: ПЕИ и ВИИ ГА Аэропроект, 1983. — 56 с.
39. Михалкин Ю. А., Косов А. И. Оценка уровня оснащенности аэропортов средствагли механизации производственных процессов. — Труда Гос. НИИ ГА. — М. — I98I, вып, 210. — с. 60−68.
40. Наставление по организации перевозок на внутрисоюзных линиях гражданской авиации. — М.: ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, № гос. регистрации 1 829 040 579, 1982. — 144 с.
41. Отчет с предложениями по направлениям оптимизации систем обслуживания вылетающих пассажиров. — М.: Ш И и НИИ ГА Аэропроект, J§ гос.регистрации 1 823 033 403, I98I. — 40 с.
42. Персианов В. А., Скалов К. Ю., Усков Н. С. Моделирование транспортных систем. — М.: Транспорт, 1972. — 208 с.
43. Пиявский А., Брусов B.C., Хвилон Е. А. Оптимизация параметров многоцелевых летательных аппаратов. — М.: Машиностроение, 1974. — 168 с.
44. Пугачев B.C. Теория вероятностей и математическая статистика. — М.: Наука, 1979. 496 с.
45. Пугачев B.C. Стохастические системы. — М.: Наука, 1973, вып. 9. — 64 с.
46. Рекомендации по определению основных технологических характеристик сооружений пассажирского комплекса аэропорта. — М.: ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, 1977. — 75 с.
47. Рекомендации по размещению средств информации в аэровокзалах. — М.: ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, 1974. — 17 с.
48. Рекомендации по расчету необходимого количества пунктов регистрации, накопителей багажа и пунктов досмотра при проектировании и оснащении аэровокзалов. — М.: ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, № гос. регистрации 80 009 223, 1983. — 68 с.
49. Руководство по выбору, расчету и проектированию систем регистрации билетов, оформления и обработки багажа вылетающих пассажиров в аэропортах граж^данской авиации. — М.: ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, I97I. — 40 с.
50. Руководство по обслуживанию пассажиров на воздушных линиях Союза ССР. Часть I. Обслуживание пассажиров в аэропорту и городском аэровокзале. — М.: Воз, душный транспорт, 1980. — 115 с.
51. Руководство по определению капитальных вложений и оценки их эффективности при проектировании аэропортов. — М.: ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, 1978. — 64 с.
52. Руководство по проектированию аэровокзалов аэропортов. — М.: ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, 1982. — 86 с.
53. Русинов И. Я., Цеханович Л. А., Подшипков В. А., Инюшин В. П., Букин Г. А., Башкирова А. В. Организация воздушных перевозок. М.: Транспорт, 1976. — 184 с.
54. Саати Т. Л. Элементы теории массового обслуживания и ее приложения. — М.: Советское радио. I97I. — 520 с.
55. Саульев В. К. Математические модели теории массового обслуживания. — М.: Статистика, 1979. — 96 с.
56. Соболь И. М. Метод Монте-Карло. — М.: Наука, 1978. — 64 с .
57. Соколов А. А. Исследование пассажирских потоков и технологических процессов в аэропортах гражданской авиации методами математической статистики и теории массового обслуживания. — Диссертация. .. канд.экон.наук. — М., 1969.
58. Ушаков И. А. Оптимальные задачи надежности. — М.: Знание, I97I. — 47 с.
59. Ушаков И. А. Инженерные методы расчета надежности. — М.: Знание, 1970, вып.З. — 100 с.
60. Фелициус Г. Г., Ребане И. В. Имитационное моделирование процессов формирования производственных запасов. — Труды ЦЭМИ АН СССР. Имитационное моделирование. — М.: 1977. — с.55−63.
61. Форсайт Д., Малькольм М., Моулер К. Машинные методы математических вычислений. — М.: Мир, 1980. — 279 с.
62. Хастингс Н., Пикок Д. Справочник по статистическим распределениям. — М.: Статистика, 1980. — 95 с.
63. Хемминг Р. В. Численные методы. — М.: Наука, 1972. — 400 с.
64. Цвиркун А. Д. Основы синтеза структуры сложных систем. — М.: Наука, 1982. — 200 с.
65. Черников В. И. Исследование технологических процессов и эффективных планировочных решений перронов и MG самолетов в современных аэропортах. — Автореферат дисс… канд. техн. наук. — Л., 1970. — 33 с.
66. Черников В. И., Чернышева И. А. Определение оптимального количества элементов аэро.дрома. — Труды Г Ш и НИИ ГА Аэропроект. М., 1970, вып.6. — с. 3−15.
70. E<^ 9^ A. G". ^ Собемал Э. йXvwpr-oved passevvq?.r |Cou/ 4Af4jujU simue^-tioA.- Alrpor-t PoramA98, B, W-V-p.92)-98.
73. KervcLa? D. fr. -?icJtRadtc Processes Occurl^^ Irv ilU lUor^.