Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гигиеническое обоснование совершенствования нормативной базы государственного санитарно-эпидемиологического надзора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью настоящего исследования явилась гигиеническая оценка действующего санитарного законодательства и административно-правовых механизмов взаимодействия специалистов и должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы с объектами Госсанэпиднадзора по обеспечению устойчивого санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Несмотря на это, комплексная оценка действующего законодательства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ ИМЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ОСНОВА НОРМИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
    • 3. 1. Экономико-географическая характеристика Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
    • 3. 2. Эколого-гигиеническая характеристика техногенно обусловленного загрязнения среды обитания населения Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
    • 3. 3. Гигиенические проблемы охраны водных объектов, водоснабжения
    • 3. 4. Социально-гигиеническая характеристика здоровья населения Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
  • ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМПИРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  • ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    • 5. 1. Классификация правовых актов как основа систематизации санитарного законодательства

Гигиеническое обоснование совершенствования нормативной базы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реорганизация системы Госсанэпиднадзора, учитывающая меняющиеся приоритеты деятельности госсанэпидслужбы, является важной государственной задачей (Г.Г.Онищенко, 2001,2003,2004, Е. Н. Беляев, 2002, 2003).

Необходимость «уточнить и упорядочить полномочия надзорных органов» подчеркнута в ежегодном Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию 19 апреля 2002 г.

В соответствии с новыми задачами, стоящими перед госсанэпидслужбой, в качестве приоритетных выдвигаются необходимость совершенствования правовых основ ее деятельности, внедрение современных форм и методов Госсанэпиднадзора (Онищенко>. Г. Г., 2003 г.).

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,' Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) существенно укрепили правовые позиции госсанэпидслужбы, конкретизировали виды иперечень субъектов ответственности за санитарные правонарушения, расширили гарантии государства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, ввели новые правовые механизмы обеспечения этих гарантий.

Принятие нормативных актов высшей юридической силы в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения требует последовательных гигиенически, организационно и юридически обоснованных действий по выстраиванию вертикали нормативно-правовых документов в данной сфере общественных отношений, прежде всего ревизии действующего нормативного аппарата.

Несмотря на это, комплексная оценка действующего законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия с привлечением специалистов органов и учреждений госсанэпидслужбы не проводилась, диссертационные исследования социально-гигиенической природы правовых механизмов Госсанэпиднадзора немногочисленны.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью настоящего исследования явилась гигиеническая оценка действующего санитарного законодательства и административно-правовых механизмов взаимодействия специалистов и должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы с объектами Госсанэпиднадзора по обеспечению устойчивого санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи: на региональном и местном уровне исследовать ведущие гигиенические проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населенияопределить гигиеническую адекватность действующего санитарного законодательства целям и задачам Госсанэпиднадзорана уровне объектов надзора исследовать существующую систему нормативно-правового регулирования санитарно-эпидемиологического благополучия и определить пробелы в санитарном законодательствевыявить степень востребованности нормативных актов различной правовой природы в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населенияобосновать алгоритмы деятельности органов госсанэпидслужбы по созданию гигиенически адекватной нормативной базы Госсанэпиднадзора.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ Разработан ряд положений гигиенической оценки нормативно-правовой базы санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Создана методология определения адекватности действующего нормативно-правового аппарата осуществления Госсанэпиднадзора.

Научно обоснованы технологии создания адекватной административно-правовой базы решения гигиенических проблем на местном и региональном уровне.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ На основании полученных результатов разработан прагматический универсальный алгоритм постановки и оценки приоритетности гигиенических проблем и их нормативно-правового решения.

Предложена система отношений органов законодательной и исполнительной власти в сфере административно-правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ОСЭБН).

Выделена ведущая роль госсанэпидслужбы как органа правового воздействия в системе ОСЭБН на региональном и местном уровнях.

Проведенные в рамках социально-гигиенического мониторинга исследования гигиенических проблем ОСЭБН послужили основой для разработки прагматической модели оптимизации нормативно-правовой базы Госсанэпиднадзора.

Материалы диссертации включены в руководство для врачей: «Научные основы разработки региональных и территориальных целевых программ обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения» (2000 г.), утверждены «Советом главных государственных санитарных врачей Санкт-Петербурга», протокол № 4 от 17.03.99 г., в «Программы по специальной подготовке врачей на факультете общественного здравоохранения СПб МАПО», утвержденные методическим советом СПб МАЛО.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения является основой формирования и корректировки нормативно-правовой базы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на региональном и местном уровне.

2. Законодательство в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должно быть адекватно гигиеническим проблемам территории (региона).

3. Формы и методы нормативно-правового аппарата осуществления Госсанэпиднадзора требует корректировки.

4. В целях устранения пробелов в праве санитарно-эпидемиологического благополучия необходима разработка и принятие кодифицированного законодательного акта — кодекса (свода) санитарного законодательства.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования доложены на Всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях и совещаниях руководителей и специалистов центров Госсанэпиднадзора России.

Основные положения исследования доложены и обсуждены: на VI11 Всероссийском съезде гигиенистов и санитарных врачей (Московская область, 1996 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Санкт-Петербург, 1998 г.- на XXI1 научной конференции «Хлопинские чтения», Санкт-Петербург, 1999 г.- на научно-практической конференции «Актуальные проблемы санитарно-эпидемиологического благополучия населения Северо-Западного региона», Санкт-Петербург, 2002 г.- на международном экологическом форуме «Окружающая среда и здоровье населения», Санкт-Петербург, 2003 г.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, обзора литературы, главы, посвященной материалам и методам исследования, 3 глав собственных исследований, обсуждения результатов исследования, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

1. Социально-гигиенический мониторинг позволяет детерминировать гигиенические проблемы и оценивать их приоритетность.

2. Развитое, адекватно дифференцированное санитарное законодательство определяет эффективность Госсанэпиднадзора и создает правовой режим обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Действующее санитарное законодательство развивается без з^ета приоритетности гигиенических проблем.

3. 76,8% специалистов и должностных лиц центров Госсанэпиднадзора в различных субъектах Российской Федерации не удовлетворены действующими нормативными актами в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

4. Оценка действующего санитарного законодательства специалистами и должностными лицами центров Госсанэпиднадзора неоднозначна и зависит от специальности, должности и стажа работы.

5. Первоочередными, по мнению специалистов центров Госсанэпиднадзора, являются корректировка действующих и разработка новых актов санитарного законодательства в сфере охраны почвы, атмосферного воздуха, водоемов и радиационной безопасности.

6. Важным механизмом устранения дублирования и пробелов в нормативных актах, регулирующих общественные отношения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является подготовка и издание собрания санитарного законодательства, которое должно строиться с учетом требований Федерального закона «О техническом регулировании».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой