Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Корпоративное управление на предприятиях с государственным участием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на существенное улучшение законодательной базы, остается ряд проблем, требующих неотложного решения. Назрела необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых законодательных актов, которые должны быть направлены, в первую очередь, на повышение ответственности членов совета директоров за свою деятельность, определение их соответствия занимаемым должностям… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Сущность понятия «корпоративное управление» и его развитие
    • 1. 2. Концептуальные аспекты развития корпоративного управления
  • Глава 2. СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 2. 1. Состояние корпоративного управления на предприятиях с государственным участием в России
    • 2. 2. Проблемы функционирования корпоративного управления иа российских предприятиях с государственным участием
    • 2. 3. Особенности функционирования корпоративного управления на государственных предприятиях зарубежных стран
  • Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
    • 3. 1. Совершенствование корпоративного законодательства
    • 3. 2. Разработка кодексов корпоративного управления — инструмент повышения результативности корпоративного управления
    • 3. 3. Повышение эффективности работы совета директоров предприятия
    • 3. 4. Обеспечение прозрачности и раскрытие информации — важнейшее условие качества корпоративного управления
    • 3. 5. Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности на российских предприятиях, как условие их вхождения в мировую экономику
    • 3. 6. Методические рекомендации оценки эффективности участия государства в корпоративном управлении

Корпоративное управление на предприятиях с государственным участием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях рыночной системы хозяйствования в развитии экономики страны все большую роль приобретают различные корпоративные формы образования предприятий: акционерные общества различных типов, концерны, холдинги и так далее.

Такая организация предприятий, как известно, обуславливается необходимостью привлечения финансовых средств для их развития на фондовом рынке, путем продажи акций предприятия и средств инвесторов. Данная форма организации предполагает и организацию соответствующего управления — корпоративного. Суть его состоит в том, что оно в своем построении должно позволять каждому заинтересованному в функционировании предприятия физическому и юридическому лицу, принимать участие в его управлении на основе коллективно принимаемых решений.

Особым звеном в общей цепи корпоративных образований являются предприятия, полностью принадлежащие государству (федеральные государственные унитарные предприятия) и предприятия с государственным участием. Они необходимы для исполнения закрепленных за государством публичных полномочий (оборона страны, экономическая безопасность, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и прочее).

В первом случае государственное имущество закреплено на правах хозяйственного ведения и оперативного управления им за предприятиями. Управление предприятием осуществляет наемный менеджмент по поручению государства, которое стремится к повышению эффективности использования имущества и обеспечению минимального уровня государственных расходов на управление предприятиями.

Во втором случае государство участвует в управлении акционерной собственностью на принципах партнерства с другими акционерами. Степень его прав и ответственности в хозяйственном ведении и оперативном управлении определяется его долевым участием в образовании имущества предприятия. В данном случае участие государства в управлении подобными предприятиями позволяет ему с одной стороны использовать их как дополнительный ресурс в выполнении государством публичных функций, а с другой стороны, за счет получения дивидендов оно имеет дополнительный источник пополнения государственного бюджета.

Вместе с тем, в функционировании корпоративного управления на предприятиях с государственным участием наблюдается целый ряд проблем, требующих своего решения. Прежде всего, это касается обеспечения интересов государства от его участия в деятельности предприятия и выстраивания контроля с его стороны за эффективностью использования имущества государства, переданного предприятиюотсутствия единой дивидендной политики в отношении предприятий с государственным участием: размер дивидендов по акциям, принадлежащим государству устанавливается произвольнонаблюдается необоснованно низкий уровень дивидендных доходов государства (доля дивидендов в общей сумме не налоговых доходов составляет не более 7%).

Имеет место неэффективное использование акционерного капитала, принадлежащего государству. Оно не обеспечивает государству нормальную доходность. Не всегда четко определены цели государства в хозяйствовании предприятия, не решены вопросы выбора критериев оценки участия государства в управлении предприятиями. Поиску путей решения этих проблем и посвящено данное исследование.

Степень научной разработанности темы исследования. При обосновании своих выводов диссертант использовала труды ученых: Л. И. Абалкина, В. Ф. Гапоненко, С. Б. Гальперина, В. П. Грузинова, А. А. Крылова, Н. Н. Потрубача, Ф. И. Шамхалова, Е. Ф. Яськова и ряда других, в которых рассматриваются вопросы теории управления социально-экономическими системами. Среди работ, посвященных непосредственно корпоративному управлению, можно назвать труды С. П. Кукуры, С. А. Масютина, Д. А. Пумпянского, А. Д. Радыгина. Зарубежный опыт в области корпоративного управления отражен в трудах И. Ансоффа, Ф. Лопез, P. Jla Порта, Т. Питерса, Д. Кея, А. Силберстона, А. Шлейфера и других зарубежных исследователей данной проблемы. Однако все они, как правило, посвящены построению корпоративного управления и его развитию на частных предприятиях и очень мало работ посвящено корпоративному управлению на предприятиях с государственным участием. Все это и определило тему исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка механизма повышения качества корпоративного управления на предприятиях с государственным участием.

Реализация данной цели обусловила постановку и решение следующих задач:

— выявление проблем корпоративного управления на предприятиях с государственным участием с целью определения методических подходов к их решению;

— определение принципов построения эффективной системы корпоративного управления на предприятиях с государственным участием;

— обоснование путей усиления роли государственных органов в повышении эффективности корпоративного управления;

— определение форм и методов организационного построения корпоративного управления;

— правовое обеспечение корпоративного управления и его совершенствование;

— внедрение международных стандартов финансовой отчетности как условие вхождения в мировую экономику.

Объектом исследования являются предприятия с государственным участием.

Предмет исследования — организационно-экономические и правовые аспекты управления государственными пакетами акций как специфическим видом государственной собственности в условиях рыночной системы хозяйствования.

Методика и методология исследования. Общую методологию исследования составляют принципы диалектики, системный подход и сравнительный анализ. В основу конкретного исследования положены специальные методы познания: формально-логический, социологический, экономический и сравнительно-правовой.

Применение сравнительного метода позволило не только сопоставить организационные аспекты корпоративного управления в некоторых зарубежных странах (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Словакия, США, Франция, Чехия, Швеция и др.), но и дало возможность оценить перспективы и целесообразность применения Россией зарубежного опыта.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в систематизации, дополнении и развитии имеющихся научных знаний и методических рекомендаций по их применению в области корпоративного управления на предприятиях с государственным участием.

В частности, к ним можно отнести: авторскую трактовку «корпоративного управления», позволяющую рационально построить систему взаимосвязей между различными органами корпоративного управленияобоснование принципиальных схем функционирования системы корпоративного управленияклассификацию условий и выявление наиболее существенных факторов, влияющих на качество корпоративного управления, позволяющих каждому предприятию проводить соответствующую политику в области корпоративного управленияопределение подходов к обеспечению условий привлекательности инвестиций в предприятияопределение роли государства в качестве совладельца предприятия в развитии корпоративного управленияопределение концептуальных аспектов развития корпоративного управления на предприятиях с государственным участием, состоящих из: принципов управления предприятием с государственным участиемосновных направлений совершенствования корпоративного управления предприятиями и методов их реализации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение понятия «корпоративного управления», которое рассматривается автором как система мер и правил, направленных на соблюдение консенсуса интересов собственников предприятия и акционеров с одной стороны и повышение эффективности функционирования предприятия на основе усиления результативности взаимосвязи между советом директоров и профессиональным менеджментом, обеспечивающим экономической рост предприятия — с другой стороны.

2. Методологические подходы к определению состава предприятий, в которых корпоративное управление осуществляется с помощью государственного участия, что должно обеспечить не только эффективную реализацию публичных функций, возложенных на государство, но и соблюсти сохранение регулирующей роли государства без его вмешательства в экономические методы хозяйствования предприятий.

3. Основные факторы, влияющие на повышение экономической эффективности функционирования предприятий и их систематизация. Ими являются факторы, относящиеся к реализации законов технологии производства продукции, товарного обмена и развития. Их знание позволяет рационально распределить права и обязанности органов корпоративного управления.

4. Концептуальные аспекты развития корпоративного управления на предприятиях с государственным участием, включающие в себя: методологические подходы к совершенствованию корпоративного управленияосновные направления совершенствования корпоративного управленияметоды реализации основных направлений совершенствования корпоративного управления.

5. Принципы формирования эффективной системы корпоративного управления, позволяющие каждому предприятию с учетом его специфики создавать свою эффективную систему корпоративного управления.

6. Формы и методы совершенствования финансовой системы, изменения бухгалтерской отчетности на российских предприятиях в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), что создает благоприятные условия для деятельности отечественных предприятий за рубежом и позволяет привлечь дополнительные инвестиции в российскую экономику.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в научном обосновании выбора механизма совершенствования корпоративного управления на предприятиях с государственным участием. Основные теоретические положения, касающиеся сущности корпоративного управления, факторов, влияющих на качество корпоративного управления и его организационное построение, могут быть реализованы на предприятиях с государственным участием исходя из специфики каждого предприятия.

Материалы работы, ее теоретические и практические положения, содержательная часть могут быть использованы в учебном процессе по курсам менеджмент и корпоративное управление.

Обоснованность и достоверность выводов достигнута путем применения современных методов анализа и сравнения, а также обобщения большого фактологического материала, собранного автором на основе изучения научной отечественной и зарубежной литературы и практики ведения корпоративного управления на предприятиях с государственным участием.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и выводы диссертации докладывались на научной конференции «Научно-исследовательская работа студентов и ее роль в повышении качества учебно-воспитательного процесса» (г. Москва, 2005 г.).

Подготовленное диссертантом учебное пособие «Состояние корпоративного управления на государственных предприятиях зарубежных стран», издано Московским институтом права (2005 г.) и используется в учебном процессе. Аналитический обзор «Состояние, проблемы и тенденции развития бухгалтерского учета и отчетности на российских предприятиях», изданный Международным институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов (2005 г.) используется в учебном процессе по курсу «Международные стандарты финансовой отчетности». Основные положения диссертации изложены в научных публикациях.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и семи приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Разработаны теоретические положения, которые в совокупности дают возможность повысить качество применения механизмов корпоративного управления на предприятиях с государственным участием с целью повышения инвестиционной привлекательности этих предприятий, формирования стабильной конкурентной среды, что имеет весьма важное значение для экономического развития страны.

2. В работе предлагается авторская трактовка сущности корпоративного управления. «Корпоративное управление — это система мер и правил, направленных на соблюдение консенсуса интересов собственников предприятия и акционеров с одной стороны и повышение эффективности функционирования предприятия на основе усиления результативности взаимосвязи между советом директоров и профессиональным менеджментом, обеспечивающим экономический рост предприятия — с другой стороны». Система корпоративного управления представляет собой организационную модель, с помощью которой предприятие представляет и защищает интересы своих акционеров и инвесторов. Тип приемлемой модели зависит от структуры предприятия, существующей в рамках рыночной экономики.

3. Среди факторов, оказывающих определяющее влияние на деятельность предприятия, ее эффективность и конкурентоспособность, является наличие концептуальных аспектов развития корпоративного управления предприятиями. Под концептуальными аспектами понимается системный подход, включающий в себя методологию понимания сущности корпоративного управления на государственных предприятиях, пути его развития, а также формы и методы реализации.

4. Проведенный анализ позволил выделить целый ряд проблем корпоративного управления на предприятиях с государственным участием. К ним можно отнести: отсутствие ясной информационной политикинедостаточное раскрытие информации о кандидатах в состав совета директоров при их выдвижении, а также членах совета директоров и высших менеджерахслабое обеспечение контрольных функций совета директоровотсутствие критериев, процедур оценки работы совета директоров, его членов и менеджеров, а также определения вознаграждения и раскрытия информации о вознаграждении этих лицнеразвитость процедур выявления и разрешения конфликта интересовотсутствие методических документов, которые позволили бы внедрить общегосударственную программу реализации принципов корпоративного управления на российских предприятиях.

5. Проведенное исследование показало наличие серьезных противоречий в формирующейся системе корпоративного управления в России: высокий уровень концентрации собственностифактическая закрытость основной массы предприятийслияние функций менеджмента и собственникаотсутствие или неэффективность внешних механизмовбольшая доля государственного сектора, которая не обеспечивает должного выполнения функций государствавысокая степень вмешательства государства в функционирование рыночной экономики и ряд других.

6. Несмотря на существенное улучшение законодательной базы, остается ряд проблем, требующих неотложного решения. Назрела необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых законодательных актов, которые должны быть направлены, в первую очередь, на повышение ответственности членов совета директоров за свою деятельность, определение их соответствия занимаемым должностям. Необходимо предусмотреть меры воздействия на менеджеров предприятий за нарушение прав акционеров. Необходимость совершенствования гражданско-правовых норм вызвана необходимостью обеспечить ответственность директоров и менеджеров за убытки, причиненные ими предприятию. Вместе с тем, сегодня весьма важно обеспечить исполнение уже имеющихся правовых механизмов защиты прав в сфере корпоративного управления.

7. Одним из направлений корпоративного управления является разработка свода рекомендаций передовой практики, каким является Кодекс корпоративного управления. Несколько крупных российских компаний уже приняли собственные кодексы. В основном, это компании, которые хотят создать свой позитивный имидж для зарубежного инвестиционного сообщества. Для формирования эффективно действующего кодекса необходимо, чтобы он отвечал интересам всех сторон (собственники, менеджеры, работники, государство) и был результатом их общего согласия. Необходимо четкое разграничение функций собственника и управляющего, определение круга задач управляющей системы в рамках делегированных полномочий, создание условий и стимулов для консолидации интересов и взаимного контроля деятельности всех сторон.

Кодекс является документом, который содержит рекомендации морально-этического характера, стандарт для оценки поведения компании с точки зрения добросовестности, разумности и справедливости. Поэтому мы не видим необходимости в закреплении некоторых рекомендаций Кодекса в законодательстве.

8. Своевременное и надлежащее раскрытие информации является одной из важных задач корпоративного управления. Оно очень важно для акционеров, инвесторов, органов регулирования и других заинтересованных лиц. Располагая такой информацией, акционеры имеют возможность защищать свои права, а другие участники рынка — принимать разумные экономические решения.

9. Существующие правила бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивают должной финансовой прозрачности. А ведь именно своевременное и полное раскрытие достоверной финансовой информации непосредственно влияет на оценку реального финансово-хозяйственного состояния предприятия акционерами и другими инвесторами. В большинстве зарубежных стран для целей подготовки высококачественной финансовой информации (отчетности) используются Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Актуальность и значимость перехода российских предприятий на МСФО диктуется следующими соображениями:

— международные стандарты позволяют получить более полную информацию об управлении предприятиями, они дают возможность проводить сопоставление с аналогичными иностранными предприятиями;

— все европейские компании, акции которых котируются на биржах, с 2005 г. должны были перейти на составление отчетности на основе МСФО. В этой связи переход российских предприятий к применению МСФО будет способствовать не только общему повышению качества раскрываемой информации и информационной прозрачности, но и встраиванию России в единый международный рынок капитала;

— переход на МСФО способствует повышению привлекательности предприятий со стороны инвесторов и сокращению затрат на привлечение инвестиций.

10. Мы полагаем, что совершенствование управления на предприятиях с государственным участием откроет возможности для повышения эффективности, улучшения экономических показателей, позволит предприятиям лучше конкурировать с аналогичными предприятиями в частном секторе, а также будет способствовать облегчению доступа к капиталу, как заемному, так и акционерному. По нашему мнению, совершенствование корпоративного управления на предприятиях с участием государства должно стать приоритетом в России на ближайшую перспективу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты Российской Федерации
  2. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. Федеральных конституционных законов от 14.10.2005) // Российская газета № 37 от 25.12.1993-
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 138-Ф3 от 14 ноября 2002 года (в ред. от 27.12.2005 № 197-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, № 46, ст. 4532-
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 63-Ф3 от 13 июня 1996 года (в ред. от 05.01.2006 № 11-АР) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954-
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года (в ред. от 09.05.2005 № 45-ФЗ) // «Российская газета», № 256,31.12.2001-
  6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 95-ФЗ от 24 июля 2002 года (в ред. от 27.12.2005 № 197-ФЗ) // «Российская газета», № 137, 27.07.2002-
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (в ред. от 16.03.2006 № 41-ФЗ) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001-
  8. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 31.12.2005 № 208-ФЗ) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001-
  9. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в ред. от 05.01.2006 № 7-ФЗ)// «Российская газета», № 151−152, 09.08.2001-
  10. Федеральный закон от 26 февраля 2004 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» // «Собрание законодательства РФ», № 11, 15.03.2004, ст. 913-
  11. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 27.12.2005 № 194-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1918-
  12. Федеральный закон от 05 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (в ред. от 23.12.2004 № 173-Ф3) // «Собрание законодательства РФ», 08.03.1999, № 10, ст. 1163-
  13. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 02.02.2006 № 19-ФЗ) // «Парламентская газета», N 140−141, 31.07.2004-
  14. Федеральный закон от 24 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 02.02.2006 № 19-ФЗ) // «Парламентская газета», № 144, 05.08.2004-
  15. Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 05.01.2006 № 7-ФЗ) // «Парламентская газета», № 19, 26.01.2002-
  16. Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 02.02.2006 № 19-ФЗ) // «Российская газета», № 151−152, 09.08.2001-
  17. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1998 года № 785 «О государственной программе защиты прав инвесторов» // «Собрание законодательства РФ», 10.08.1998, № 32, ст. 3870-
  18. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 1991 года № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (в ред. от 03.10.2002 № 731)// «СП РФ», 1992, № 1−2, ст. 7-
  19. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 года № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29.11.2000 № 903) // «Собрание законодательства РФ», 27.09.1999, № 39, ст. 4626-
  20. Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2004 года № 454-р «О прекращении государственного участия в уставных капиталах кредитных организаций» // «Собрание законодательства РФ», 15.04.2002, № 15, ст. 1446-
  21. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04 января 2002 года № 1/пс «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг» (с изменениями от 07.06.2002 г.) —
  22. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 14 мая 1996 года № 1/пс «О порядке опубликования сведений о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества" —
  23. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» // «Вестник ФКЦБ России», № 4, 30.04.2002-
  24. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утверждена приказом Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 года № 180- «Российская Бизнес-газета», № 27, 20.07.2004-
  25. И.К. Адаптивный механизм как основополагающий элемент концепции управления экономико-социальными системами // Проблемы теории и практики управления//., 2002 г., № 5.
  26. Актуальные проблемы корпоративного управления. Сборник статей под редакцией Захарова А. В. Юридический дом. М., 2003 г.
  27. В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента //Проблемы теории и практики управления//, 1999 г., № 3.
  28. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999 г.
  29. Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования //Проблемы теории и практики управления. 2001 г. № 1
  30. Д. Американская модель: с будущим в конфликте. М., 1984 г.
  31. Белая книга по вопросам корпоративного управления в России», ОЭСР, 2002 г.
  32. И.В. Программа улучшения корпоративного управления в России. Четвертое заседание Круглого стола по вопросам корпоративного управления в России., Москва, 20−21 июня 2001 г.
  33. Р.А. Основные этапы развития и практика управления. М., 1997 г.
  34. Е., Особенности российской модели управления государственным сектором // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 2.
  35. Большой толковый словарь бизнеса. М., 1998 г.
  36. А.А. Володин, В. И. Шеин, А. В. Жуплев, «Корпоративный менеджмент: опыт России и США. ОАО «Типография «Новости». М., 2000 г.
  37. О. А., Цветков В. А. Организационно-структурные формы корпоративных объединений в современной рыночной экономике. — М., 1999 г.
  38. A.M. Управленческие проблемы внешнеэкономической деятельности малых предприятий. Автореферат диссертации кандидата экономических наук 08.00.05/Академия управления МВД России, Москва, 2002 г., 28с.
  39. Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в России. 25 рекомендаций по обеспечению перехода к МСФО. ОЭСР, 2004 г.
  40. В.Г., Сапожникова Н. Г. Учет ценных бумаг: Учебное пособие. -М., 2005 г.
  41. В., Попов С. К сравнению эффективности функционирования государственных и частных предприятий // Российский экономический журнал. 2001 г. № 3.
  42. С.Б. Управление: опыт и проблемы: Сборник научных трудов под редакцией Гальперина С. Б., М., НИИПИН, 1991 г.
  43. И.Н. Управление дочерними организациями в корпоративных структурах (на примере системы ОАО «Газпром») Автореферат диссертации кандидата экономических наук 08.00.05/ Академия управления МВД России, Москва, 2005 г., 22с.
  44. В., Бурмистрова М. «Обзор тенденций в области корпоративного управления в России, настоящие приоритеты и планы на будущее». Круглый стол по корпоративному управлению в России, Москва, 2−3 октября 2003 г.
  45. Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России: инвестиционный кризис и практика оффшорных операций. -М., 1999 г.
  46. В.А. О передачи власти наемному менеджеру // http://consult.webzone.ru
  47. С. Трудности уголовно-правовой борьбы с корпоративным шантажом, Законность, 2006 г., № 3, с.23
  48. В.П. Экономика предприятия (предпринимательская), М., ЮНИТИ, 2003 г.
  49. Г. С., Рохмистров С. Н. Корпоративное управление: истокистановления в России. — М., 2004 г.
  50. С., Лазарева О., Рачинский А., Цухло С. Корпоративное управление в российской промышленности № 2, 2003 г.
  51. Т.Г. Модели и механизмы корпоративного контроля в Российской промышленности. //Институциональные проблемы российской экономики//. Выпуск 1, 2002 г.
  52. Э., Линдсей Д. Рынок: макроэкономическая модель. СПб.: Питер, 1992 г.
  53. П. Корпоративизм, рыночная активность и культура управления // Проблемы теории и практики управления//, 2001 г., № 4.
  54. П. Задачи менеджмента в XXI веке. СПб., 2000 г.
  55. П. Управление сетью как ключевая компетенция предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2000 г. № 3.
  56. Исследование готовности российских предприятий к внедрению Кодекса корпоративного поведения (аналитический отчет). / Ассоциация менеджеров России, Российский институт директоров. М., 2001 г.
  57. Д. Обзор корпоративного управления. Сервер Consulting.ru (www.consulting.ru)
  58. Кац И. Система внутрифирменного планирования // Проблемы теории и практики управления. 1999 г. № 4.
  59. Кей Д., Силберстон А. Корпоративное управление, 1995 г. (Kay J, Silberston A., «Corporate Governance», National Institute Economic Review, Vol. 84, 1995).
  60. E.C. Организация управления инновационным развитием в корпоративных структурах. Автореферат диссертации кандидата экономических наук 08.00.05/Академия управления МВД России, Москва, 2004 г., 24с.
  61. Г. Кто и как управляет российскими предприятиями // Независимая газета. 8 мая 2001 г.
  62. Кодекс корпоративного поведения, утвержден Распоряжением ФКЦБ РФ от 04 апреля 2002 года № 421-р.
  63. Комитет по корпоративному управлению РСПП. Состояние корпоративного управления в России: оценка компаний, Москва, 2003 г.
  64. В., Куренков Ю. Корпоративное управление инвестиционным процессом // Проблемы теории и практики управления, 2000. № 2.
  65. Корпоративное управление в переходных экономиках. Под ред. М. Аоки, Х.-К.Кима. С.-Пб. Лениздат, 1999.
  66. Корпоративное управление. История и практика. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг., М. 2003 г.
  67. Г. Б., Супян С. Н. Корпорация американская модель. СПб., 2005 г.
  68. Л.И., Хачатуров А. Е., Булатов И. С. Менеджмент на промышленном предприятии. М.: Экономика, 2000 г.
  69. Н.Ю. Хозяйственное право. М., 1999 г.
  70. М. Дезорганизация и организация как свойства социальных систем // Проблемы теории и практики управления. 1994 г. № 6
  71. С.П. Теория корпоративного управления., М., Экономика, 2004 г.
  72. В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе // Российский экономический журнал. 1998 г. № 1
  73. А. Принципы организационного проектирования предприятий // Проблемы теории и практики управления. 1998 г. № 1.
  74. Кодекс корпоративного управления ОАО «Газпром».
  75. Кодекс корпоративного управления РАО «ЕЭС России», 2005 г.
  76. С. О некоторых вопросах корпоративного управления // Проблемы теории и практики управления. 2001 г. № 6.
  77. А.А. Ответственность руководителей акционерных обществ. Круглый стол по корпоративному управлению в России, М., 2−3 июня 2005 г.
  78. С.А. Корпоративное управление: опыт и проблемы. Финстатинформ. М., 2003 г.
  79. Материалы международной конференции «Корпоративное управление и экономический рост в России», М., 2004 г.
  80. Международные стандарты финансовой отчетности: Учеб. пособие / под ред. Смирновой И. А. М., 2005 г.
  81. Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.: Прогресс, 1991 г.
  82. Е.В., Рябова Т. Ф., Филатов O.K. Экономика предприятий (организаций). Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005 г.
  83. Т. Японские организационные формы в западной экономике // Проблемы теории и практики управления. 1997 г. № 2.
  84. С.Д. Органы управления хозяйственными обществами, М., «Дело»., 2001 г.
  85. С.Д. Особенности формирования органов управления в обществе одного лица (корпоративное право)// Хозяйство и право, 2006 г., № 2.
  86. Материалы к заседанию Правительства РФ по вопросу «О мерах по повышению эффективности управления федеральной собственностью». Март 2005 г.
  87. Материалы заседания Круглого стола по корпоративному управлению в России. Москва, 3−4 июня 2005 г.
  88. Н. Проблемы корпоративного управления в России // Международная жизнь, М., 2005 г., № 2.
  89. Об итогах приватизации в РФ и основных направлениях ее дальнейшего проведения (материал Мингосимущества РФ) // Российский экономический журнал. 1999 г. № 2
  90. В. Международные стандарты отчетности условие прозрачного управления предприятием. // Проблемы теории и практики управления. 2000 г.
  91. Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. 1997 г. № 3.
  92. Повышение прозрачности сделок с заинтересованностью в России. Документ по вариантам политики. ОЭСР, 2005 г.
  93. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний). М.: Проспект, 1999 г.
  94. Понятие и международные стандарты корпоративного управления в России, IFC, Russia Corporate Governance Project, 2001 г.
  95. Понятие и международные стандарты корпоративного управления. IFC, Russian Corporate Governance Project, 2000 г.
  96. Пособие по корпоративному управлению. М., Альпина Бизнес Букс, 2004.
  97. Пресс-релизы Института корпоративного управления и права (http://www.iclg.ru)
  98. Принципы корпоративного управления ОЭСР., ОЭСР, 2004 г.
  99. Д.А. Корпоративное управление в России, М., Издательство «Academia», 2002 г.
  100. А., Сидоров И. Российская корпоративная экономика: сто лет одиночества? // Вопросы экономики. 2000 г. № 5
  101. А.Д. О некоторых проблемах корпоративного управления в России. Сайт Института экономики переходного периода, www.iet.ru
  102. А.Д. Регулирование норм корпоративного управления в России и ЕС: ограничения, возможности и перспективы унификации. Экономика переходного периода, М., 2003 г.
  103. Э., Букреев В. Что делать с приватизационным курсом? // Российский экономический журнал. 2000 г. № 4
  104. Э., Савченко А. Национализация: цели, основания, технология // Российский экономический журнал 1998 г. № 9−10
  105. Руководство ОЭСР по корпоративному управлению на государственных предприятиях, ОЭСР, 2005 г.
  106. З.П. Общее управление организацией. М.: ИНРФА-М, 1999 г.
  107. Рюэгг-Штрюм И., Ахтенхаген J1. Сетевые организационно-управленческие формы мода или необходимость? // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.
  108. Е. Идеология компании и изменения в организации // Проблемы теории и практики управления. 1998 г. № 6.
  109. С. Нуждается ли самоорганизация в управленческом обеспечении? (Анализ актуальных направлений развития организационных структур) // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3.
  110. В., Бурков С. Госсобственность: вопросы усиления контроля за использованием и распоряжением // Российский экономический журнал. 1999. № 4
  111. Сравнительный доклад по корпоративному управлению на государственных предприятиях., ОЭСР, 2005 г.
  112. П. Принципы регулирования корпоративных отношений // Хозяйство и право. 2002. № 4
  113. Л.П., Бартенев А. Е. Корпоративные образования в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6.
  114. Сходства и различия. Сравнение Международных стандартов финансовой отчетности с Общепринятыми правилами бухгалтерского учета США и Российскими правилами бухгалтерского учета, «ПрайсвотерхаусКуперс», 2005.
  115. Т. Принцип социальной и этической полезности в управлении предприятием // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3.
  116. Р., Уотсон М. «Курс на реформы», The McKinsey Quarterly, № 4, 2002.
  117. Дж. Управление качеством в американских корпорациях. М., 1. Экономика, 1990 г.
  118. В. Акционерный капитал и группы, заинтересованные в успехе предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1997 г. № 5.
  119. В. Самоорганизация и менеджмент // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 30.
  120. И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. М., 2000.
  121. Дж. Перестройка управления. М.: Экономика, 1995 г.
  122. О.С., Черемных С. В. Стратегический корпоративный реинжиниринг: процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом: Учеб. пособие. М., 2005 г.
  123. С. Герман Греф второй день работает с Президентом, «Известия», № 39, 11 марта 2005 г., с. 1.
  124. П. Методологические проблемы стратегического планирования интегрированных корпоративных структур // Российский экономический журнал. 2000. № 9.
  125. Ф. Основы теории государственного управления. М.: Экономика, 2003 г.
  126. Ф.И. Государство и экономика, М.: Проспект, 1999.
  127. Ф.И. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2002 г.
  128. А.Е. Корпоративное управление и перераспределение прав контроля в России. // Вестник Московского университета, серия № 6. Экономика, 2005 г., № 4.
  129. . Корпоративное управление в XX веке: история и перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1.
  130. М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. -М., 1999 г.
  131. В. О национальной управленческой концепции, качестве персонала и модели управления в начале XXI в. // Проблемы теории и практикиуправления. 2000 г. № 2.
  132. Е.Ф. Проблемы управления обществом и государством в современных условиях как предмет исследования теории социального управления: Лекция / Академия управления МВД России. Кафедра теории управления, М., 1992 г.
  133. Е., Е. von Thadden. The changing corporate governance paradigm: Implication for transition and developing countries, ABCDE Conference, World Bank Washington, D.C. 1999.
  134. Hapden-Turher Ch. Trompenaars A. «The Seven Cultures of Capitalism» -N.Y., 1993.
  135. Ideology and National Competitiveness and Analysis of Nine Countries / 2d. by G. Lodge, E. Vogel Boston (Mass.), 1987.
  136. Johnson S., La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer, A., 2000, Tunneling, American Economic Review Papers and Proceedings S.I. 2000.
  137. L. Lingales/ Corporate Governance (for the New Dalyrave Dictionary of Economics and the Law) S.I., 1997.
  138. La Porta, Rafael- Lopez-De-Silanes, Florencio- Shleifer, Andrei (1999), Corporate Ownership Around the World, Journal of Finance, Volume 54, No. 2.
  139. Rachinsky A. Corporate Governance and Valuation of Russian Firms / CEFIR -S.I. 2003.
  140. Roswell P. The FCSM Corporate Governance Code for Russian Companies. May 2002.
  141. Рисунок: Схема взаимодействия предприятий с внешней средой1. Нормативно-правовая база§-
Заполнить форму текущей работой