Великая Отечественная война народов Союза ССР против фашистской Германии — событие эпохального масштаба, вычеркнуть которое из истории невозможно.
Отечественная война принесла и великую Победу, и невосполнимые материальные и людские потери. Однако, среди неисчислимого количества бед, самой тягостной и трагичной оказалась обездоленность подрастающего поколения военных лет. Миллионы детей, начиная с грудных младенцев и заканчивая подростками, так или иначе, пострадали от жестокой войны уходящего века. И если материальные потери можно было восстановить за сравнительно короткий срок, то на восстановление искалеченной психики ребенка, подростка, потребовались и потребуются многие годы.
Несмотря на трудности, сложности военного времени, основную массу детей и подростков удалось спасти в биологическом и духовно-культурном смысле. Это был прямой результат цельной, хорошо продуманной в деталях разработанной государственной политики, реализуемой при опоре на партийные, общественные и юношеские организации бывшего Союза ССР.
В нынешнее время, спустя 55 лет после Победы, не иссякает интерес к тому, каким образом удалось справиться с громадными проблемами по спасению, обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Актуальность исследования.
Нестабильность социально-политической обстановки, углубляющийся экономический кризис, негативные последствия перехода к рыночным отношениям, продолжающийся многоотраслевой спад производства, дороговизна товаров и услуг, галопирующая инфляция, безработица и вынужденная миграция населения привели к повсеместному снижению жизненного уровня семей, увеличению разрыва между среднедушевыми доходами и прожиточным минимумом, разрастанию слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, разрушению инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры, заметно ухудшили положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации.1 Положение детей в России можно охарактеризовать как кризисное.
Еще более усиливается региональная дифференциация уровня благосостояния детей в силу существенного различия природно-климатических условий, неравномерности экономического развития территорий, стремления перенести решение социальных проблем из центра в регионы (притом, что более 60% субъектов Федерации дотируются из государственного бюджета). Обозначенные тенденции и приведенные факты предельно полно характеризуют положение детей в нашей стране, отношение к ним государства и общества.
Принимая во внимание неравномерное развитие новой российской государственности, напряженность социально-политической обстановки в стране, ограниченность возможностей государства в решении социальных проблем, можно прогнозировать, что состояние «детской проблемы» в Российской Федерации, к сожалению, на наш взгляд, будет оставаться сложным.
Ученые, политики и властные структуры отыскивают пути и способы решения проблем защиты детства, так как от их решения зависит, каким будет будущее страны. Разрабатывая концепцию защиты детства в современных условиях необходимо обращаться к.
1 Социализация — приобщение человека к социальной жизни — примечание автора. положительному опыту в решении данной проблемы, накопленному в прошлом, в частности к периоду 1941;1945 гг.
В теоретическом аспекте актуальность исследования состоит, во-первых, в научном и политическом значении темы, необходимости достоверного ее отражения в отечественной истории, извлечении уроков в интересах социального прогресса общества.
Во-вторых, общественные науки призваны постоянно отслеживать, фиксировать и анализировать процессы, происходящие в подростковой среде, выявлять позитивное и негативное в историческом опыте, учитывать его в научной и практической деятельности.
В-третьих, социальная политика государства в отношении подрастающих поколений постоянно развивается и не ограничена определенным периодом.
В-четвертых, обращение к проблемам социальной политики военного времени связано также с проходящим в настоящее время переосмыслением сложившихся оценок событий военных лет, источников победы советского народа в столкновении с фашистской Германией. Исследование проблем социальной политики в этот период может внести существенный вклад в решение ряда принципиальных вопросов истории Великой Отечественной войны, и, кроме того, позволяет на основе опыта прошлого вывести ориентиры настоящего.
Многие проблемы военных лет повторяются в последнее неординарное время. На фоне локальных войн в бывших советских республиках, снижения уровня жизни населения возникают те социальные проблемы, с которыми, казалось, было покончено в прошлом (беспризорность, преступность малолетних детей — сирот, проституция, нехватка школ, учителей, учебников, общее снижение уровня образования). Поэтому как никогда актуальной является необходимость формулирования целостной концепции государственной политики в интересах детей и подростков.
Изучение фонда трудов и публикаций предшественников по проблемам, материалам научных симпозиумов позволяют автору исследуемой проблемы сделать вывод о том, что обобщающей работы пока еще не создано. Более того, в ходе работы над диссертацией автор убедился в том, что в данном аспекте остается много неразрешенных вопросов в плане историзма темы.
Научная разработанность темы.
Проблемы детей и подростков военной поры получили отражение в на>" чных трудах, исследующих социальную политику Российской Федерации в целом. Социальная политика государства 1941;1945 гг. является во многом определяющей в характеристике государственности, жизнедеятельности её общества сегодня. Поэтому в исторической науке ученые исследуют различные аспекты социальной сферы государства, его социальной политики Существенное место в историографии проблемы занимают исследования социальной политики и практики советского этапа отечественной истории. В период Великой Отечественной войны по многим позициям социальная политика была по настоящему сильной, направленной на решение кардинальных вопросов жизнедеятельности граждан всех категорий, в частности детей, которые особенно нуждались в заботе государства.
Исследуя данную проблему, автор диссертации считает правильным остановиться на трех ее периодах: 1941;1945гг, 1945;1985гг, 1985 — по настоящее время. Такая периодизация истории Великой Отечественной войны полно учитывает все объективные и субъективные факторы развития исторической науки второй половины XX века.
Основное внимание диссертант сконцентрировал свое внимание на первом этапе, то есть периоде воины. Именно на этом отрезке истории страны наиболее рельефно проявилась жизненная сила государственной политики в деле спасения подрастающего поколения, его обучения, воспитания и вовлечения в созидательную, самостоятельную деятельность.
Анализ исторической науки данной многоплановой проблемы показывает, что научный и практический интерес к ней проявился уже в ходе конкретной работы по спасению детей военного времени.1.
Позже спектр вопросов по интересующей проблеме был расширен. За период с 1945 по 1973 годы в Союзе ССР было защищено множество диссертаций Половина из диссертационных исследований относились к историческому и историко-партийному направлению, остальные к педагогическому" }.
В конце 40-х — 60-е годы были подготовлены и опубликованы многие диссертации, монографии и статьи по различным аспектам данной проблемы.3 Это были исследования, преимущественно посвященные мерам по охране подрастающего поколения в годы войны, предпринимавшимися в области школьного образования.
Авторы существующих исследований собрали и проанализировали огромный фактический материал. На его основе были исследованы основные направления деятельности государственных, партийных и.
Храмцов ФМ Оборонная работа в детдом-: — М Наркомпрос РСФСР 1942 Куфасв В И Забота о детях в дни Великой Отечественной воины // Советская педагогика — 1942 — Ы'1 8−9- Горохов ВМ Трудовое воспитание в Кураловском детском доме в условиях военного времени — Казань, Татгосиздат 1943; Верзилин НМ Воспитание в детских домах во время воины // Советская педагогика -194л -№ 11−12 Груздев ПН Вопросы трудового воспитания в детском доме в интернате // Советская педагогика — 1945 — № 8 Тадевосян В С Правовая охрана детей в условиях Отечественной воины Н Социалистическая законность — 1944 -№ 1 Васютович В М Партийное руководство народным образованием в годы Великой Отечественной воины Обзор по материалам кандидатских диссертации, защищенных в 1947 — 1972 годах / В кн.: Научные труды Московского ордена Красного Знамени института народного хозяйства им Г В Плеханова Выпуск 109 -М.- 1973.-С. 135.
1 Мальцев П. Н. IIIколы Пензенской области в годы Великой Отечественной войны: Днсс. канд. ист. Паук. М., 1953; Храбрнкова общественных организаций по социальной защите, обучению и воспитанию подрастающего поколения военных лет. Среди этих направлений полнее всего исследована деятельность перечисленных выше организаций на школьной ниве, так как именно школа являлась наиболее естественной и организационно подготовленной структурой, используя которую можно было решать многие вопросы, связанные с заботой о подрастающем поколении. Эта же проблематика является приоритетной в историко-педагогических обобщающих работах.1 Однако изложена она в общих чертах.
Большей конкретностью отличаются фундаментальные обобщающие работы, вышедшие в 50−60-х годах.2.
В них детально, на богатом фактическом материале освещены основные процессы, имевшие место в общеобразовательной школе военных лет, картины ее состояния и изменений, диктуемых военным лихолетьем в истории страны. Издания содержат большой справочный материал по вопросам строительства общеобразовательной школы в годы войны и фактический материал по данной проблематике, который изложен автором диссертации в ряде приложений.
В последние 25−30 лет весьма заметной стала тенденция к расширению проблематики по исследуемой теме государственной и всенародной заботы о детях в годы Отечественной войны. Среди работ этого периода можно выделить несколько типов. Эти исследования, в которых материал излагается в плане общей формулировки «Забота о детях"-3 диссертации, монографии и статьи, посвященные устройству,.
1 Калашников А. Г. Взлет советского просвещения. — М., 1957; Медынский Е. Н. народное образование в СССР. — М. 1952. 2.
Народное образование в СССР Под ред. И. А. Каирова. — М&bdquo- 1957; Народное образование в СССР. Под редакцией М. А. Прокофьева. — М. 1967.
3 См.: Заднепровская Л. Д Забота партии и правительства о детях в годы Великой Отечественной войны. / В кн.: Вместе с армией и народом. К 25-й годовщине Великой Отечественной войны. -Волгоград. 1970; Александров-! Г. С Материнской заботой и лаской. Политическая агитация. Калининский обком КПСС. — Калинин. 1975. — № 24: Князева Г. Забота партии о детях в грозные годы войны. — Там же. 1975. — № 6. с обучению и воспитанию сирот, 1 исследования и публикации, освещающие организацию летнего отдыха детейразличным аспектам воспитательной работы среди подрастающего поколения2 и др.
Для данного исследования представляет конкретный интерес и географический охват проблемы. Если говорить о диссертациях, то более половины из упоминавшихся диссертационных исследований написаны на материалах Российской Федерации, из них 13 защищено в вузах Москвы.3.
Анализ проведенных исследований по географическому признаку необходим для определения географических рамок данной диссертационной работы. Из нескольких статей историко-географического характера по интересующей проблематике нет ни одной, которая была бы посвящена центральным областям РСФСР, хотя диссертаций и отдельных публикаций по некоторым центральным областям за послевоенные годы было подготовлено немало.4.
Анализ диссертаций и публикаций свидетельствует о том, что подавляющее их большинство посвящено народному образованию, в частности подготовке учителей, осуществлению всеобуча, в том числе укреплению материальной базы школы, воспитанию учащихся, организации внеклассной работы, летнего отдыха учащихся.
В отечественной исторической науке присутствуют также работы и материалы, посвященные проблемам устройства и воспитания детей — сирот в условиях Отечественной войны. Они представляют не только.
1 См Синицын Л. М Забота о безнадзорных и беспризорных детях в СССР в годы Великой Отечественной воины / Вопросы истории — 1969 — .N" 6 Александрова Г И Коммунистическая партия — организатор всенародной заботы о детях, оставшихся без родителей в годы Великой Отечественной воины (На материалах Калининской Костромской и Ярославской областей): Дис Канд. Ист. наукИваново 1977.
2: См Васютович В М Деятельность Коммунистической партии по охране и воспитанию детей в годы Великой Отечественной воины — Автореф. Дис. Канд. Ист. наукМ.- 1985.
3 См Там жеС. 136.
4 Орловский Б И Деятельность Коммунистической партии по руководству народным образованием в центральных районах РСФСР в 1943;1950 годах Дисс. канд. Ист. наукМ 1971 историко-теоретический, но и определенный практический интерес для широкого круга воспитателей и учителей вузов, школ, детских домов, приемников — распределителей, колоний.
В этом плане интересна статья А. М. Синицина: «Забота о безнадзорных и беспризорных детях в СССР в годы Великой Отечественной войны» и другие работы.1.
Однако проведенный исторический анализ показывает, что по существу нет ни одной работы, в которой забота государства и народа о сохранении детей освещалась бы комплексно. Имеется в виду социальная политика и мероприятия по решению проблем дошкольных учреждений, детских домов, сирот, патронажа, обучения и воспитания детей, оставшихся без родителей, организации трудоустройства воспитанников детских домов и др.
Изучение разработанности проблемы позволяет сделать вывод, что в данной постановке тема «Деятельность государственных и общественных организаций по охране детства в годы Великой Отечественной войны. (По материалам центральных областей РСФСР)» представлена впервые.
Объектом исследования является процесс формирования и осуществления государственной политики по охране детства и юности в военные годы.
Предметом: государственная социальная политика и деятельность общественных организаций по отношению к детям в период 1941;1945 гг.
См Синицин A.M. Забота о безнадзорных и беспризорных детях в СССР в годы Великой Отечественной воины. //Вопросы истории -1969 -№ 6 С. 20−29 Тадевосян B.C. Правовая охрана детей в условиях Отечественной воины. // Социалистическая законность -1944 — №. 1. С. 24−30- Панкратов АХ. О задачах органов прокуратуры по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. — М // Юридическая литература. — 1965; Миронов Н. Р. Укрепление законности и правопорядка — программная задача партии. — М // Юридическая литература. — 1964; Агеев Н. Подростки — наша общая забота. // Советы депутатов трудящихся. — 1967. — .№ 9. С. 44−47- Щепакин Д. М. Развитие движения трудящихся масс за упрочнение общественного порядка на современном этапе: Дисс. канд. ист. наук. -М.: МГУ. 1968. О.
Цель научной работы — на основе изучения исторического опыта дать комплексную картину деятельности государственных и общественных организаций по охране детства в годы Великой Отечественной войны. Цель предопределила и разрешение следующих задач.
К ним относятся:
— исследовать формирование и реализацию социальной политики государства в отношении детей и подростков в годы Великой Отечественной войны;
— изучить систему управления разработкой и реализацией политики государства и общества в отношении подрастающих поколений 1941;1945 годов;
— на основе статистических и социологических данных выявить динамику социального положения детей и подростков в период войны, сопоставить их с данными последующего исторического периода;
— изучить деятельность, политику, стратегию государства и общества по воспитанию и формированию подрастающих поколений в условиях военной ситуации, определить ее эффективность, действенность, оптимальность в рамках материальных и социальных возможностей советского государства;
— провести анализ государственных документов по вопросам защиты прав детей и подростков в России военной поры;
— показать работу по осуществлению всеобуча и определить конечные результаты деятельности;
— выявить характер причин и изучить основные направления деятельности государственных органов по предотвращению детской беспризорности и безнадзорности;
— исследовать вопросы продовольственного снабжения и медицинского обслуживания детского населения в условиях войны, I влияние негативных факторов, обусловленных войной, на состояние здоровья и физического развития подрастающего поколения, рождаемость и детскую смертность;
— выявить степень эффективности принимаемых мер по охране детства как на правительственном уровне, так и на уровне местных органов власти;
— проследить, каким образом и в каких формах общественные организации и учреждения культуры участвовали в осуществлении государством социальной политики в отношении подрастающего поколения.
Методологической основой работы явился диалектический метод познания, включающий научные принципы историзма, объективности и системности в исследовании проблем общественного развития.
Источниковая база.
Определяющее значение для диссертации имеют архивные источники. В исследовании представлены материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ)1 и Российского Государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), в которых внимание автора привлекли постановления и распоряжения высших органов власти, наркоматов и управлений о положении дел на местах.
Большую научную ценность представляют опубликованные документы руководящих органов Советского государства и КПСС, относящиеся к изучаемому периоду и отражающие оси, направления социальной политики. (Имеются в виду Директивы). В их числе следует отметить Собрания постановлений и распоряжений правительства СССР и Собрания постановлений и распоряжений.
1 ГАРФ ф. Г 462 (ВЦСПС) — ЦК проф. работников дошкольных учреждений н детскил ломов (1938;1948).оп. 20. Д. 30. 35. 78. 80. 81. 84. 125 127. 128,130,. Ф. 8009, оп. 21, д. 66,71,90.98, 112,125,152, 159, ф. 5451. оп. 28, д. 31,7.112. 2.
РГАСПИф Г. оп. 125, д. 135- оп 126, д. 19, 12, оп. 1, д. 1891. правительства РСФСР, изданные еще в годы войны. Важным источником являются сборники документов, конкретизирующие и раскрывающие организаторскую деятельность отдельных наркоматов и ведомств, имеющих отношение к изучаемой проблеме.1 В работе использовались также материалы периодической печати военных летцентральных и местных газет и журналов. В целом используемые источники дают возможность раскрыть состояние охраны детства в годы войны и реализовать цели диссертационного исследования.
Широко использованы материалы местных архивов — Московского, Истринского, Красногорского областного архива за 1940;1945 гг.2 Диссертантом использованы материалы о деятельности областных, городских, районных и сельских Советов и их исполкомов (стенограммы сессий, протоколы заседаний исполкомов и их структурных подразделений, отчеты, справки, информации), обкомов и райкомов партии, профсоюзных и комсомольских организаций, материалы о работе органов и учреждений социального обеспечения. Подавляющее большинство приведенных в диссертации архивных источников впервые введено в научный оборот.
Среди опубликованных источников значительную научную.
1 См.: Сборник важнейших приказов и инструкций по введению карточной системе и нормированию снабжения. -М., 1994; Сборник руководящих инструктивных материалов по всеобщему обучению. -М., 1944. Орловский Б. И. Опыт воспитания детей в период Великой Отечественной воины. (По материалам Горьковской области): Дисс. канд. ист. наук — Голожий, 1953; Храбрикова Т. В. Школы Кировской области в годы Великой Отечественной воины: Дисс. канд. ист. наук. -М. — 1953; Мальцев П Н шкоты Пензенской об части в годы Великой Отечественной воины Дисс. канд. М. 1953; Яркина ТФ Шкоты РСФСР в период Великой Отечественной воины (1941;1945гг): Дисс. канд. ист. наук — М., 1954; Макаров В И Деятельность коммунистической партии по руководству народным образованием в центральных районах РСФСР в 1943;1950 годах. Дис. Канд. ист. наукМ., 1971. Его же Деятельность Коммунистической партии по руководству народным образованием в центральных', районах РСФСР в 1943;1950 годах (на материалах Брянской Курской и Орловской областей). — М., 1975 Князев, а Г. Заботы партии о детях в грозные годы воины. II Политическая агитация Калининский обком КПСС 1975. .№ 6- Александрова Г С Материнской заботой и лаской II Политическая агитация. Калининский обком КПСС — 197-) № 24.
2 МОА, ф. 4341 оп 6. 11 Данные исторического государственного архива за 1941;1945гг ценность представляют документы центральных органов власти, 1 материалы о деятельности местных государственных органов и статистические сборники, позволяющие проследить основные направления и этапы деятельности органов власти всех уровней по охране детства. Автором использованы также материалы центральной и местной периодической печати.
Особый пласт научных публикаций составляют труды ученых, исследующих теоретические и методологические аспекты социальной политики. Их использование позволяет проведению сравнительного анализа сущности социальной политики, её идеологии и принципов на переломных исторических этапах и извлечению исторических уроков.
В монографии «Социальная политика в России на современном этапе» даётся, например, такое определение: «Социальная политикаэто своего рода философия, идеология, программа воздействия на демографическую ситуацию, занятость населения, уровень образования, качество жизни населения, его доходы, уровень и структуры потребления социального обеспечения, социальное обслуживание населения, на деятельность отраслей сферы, а также оказания целевой государственной и благотворительной помощи наиболее незащищенным, социально уязвимым и малоимущим слоям населения. В эту систему входят и меры, направленные на создание условий для самозащиты граждан с целью поддержания и повышения уровня благосостояния их семей» .
Профессор В. И. Жуков рассматривает социальную политику как составную часть внутренней политики государства, воплощающую в его социальных программах и практике, регулирующую отношения в.
1 Важнейшие законы и постановления Советского государства за время Великой Отечественной войны. — М. 1970; Коммунистическая партия в Великой Отечественной войне (июнь 1941 — 1945). Документы и материалы. — М. 1970: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: Сб. доку ментов за 50 лет. Т.З. — М. 1968 и др. Социальная политика России на современном этапе. М., 1997. С. 19. обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.1.
В понятие «социальная политика» И. З. Гедейко, И. П. Труфанов, М. Ю. Шмелева включают практически все сферы общественной жизни.2.
Видное место в историографии по проблемам социальной политики занимают труды ученых Московского государственного университета.3 В них рассматривается совокупность социальной политики и ее результатов, дается детальная характеристика кризисного состояния общества, положения детей, социального самочувствия населения4.
Представляют теоретический и практический интерес в историографии современного периода работы научно-исследовательских коллективов, специализирующихся в сфере социальных проблем.3 Современная социальная политика рассматривается в общей концепции реформирования государства, социально-экономического положения страны. Выявляются причины резкого снижения жизненного уровня большинства граждан России.
1 Жуков В. И. Реформы в России. 1985;1995г.г. М., 1997. С. 238−239.
2 Труфанов Н. П., Гедейко И. З., Шмелева М. Ю. О социальной политике КПСС на современном этапе // Партия и рабочий класс в социалистическом обществе. М., 1989.
3 Подробно см.: МГСУ — первый вуз социального профиля в России / Сост.-ред. Г. С. Еськов // Правительство — город — люди. 1999. № 10.
4 См.: Жуков В. И.: Социально-экономическая ситуация социальная политика // Защитить человека. М. 1994; Российские реформы: социальные итоги и потенциал развития // Социальная работа: теория, технология, образование. 1996. № 1- Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. М., 1995; Реформы в России. 1985;1995 годы. М., 1997 и др.
3 См.: Аверин А. Н. Социальная политика государства и социальная структура общества. М. 1995: Жуков В. И. Реформы в России. 1985;1995 годы. М., 1997; Его же. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. М., 1995 Его же. Россия на пороге третьего тысячелетия: состояние и перспективы. М. 1994: Наумов С. Ю. Социальная политика в условиях модернизации политической и экономической системы России (80−90-е годы ХХстолетия): Дис.. Док. Ист. Н. Саратов. 1998: Сафронова В. М. Методология прогнозирования социальной политики. М., 1997: Соловьев А. К. Социальная политика переходного периода: от государственных гарантий к адресной поддержке. М., 1995; Социальная политика на современном этапе. М., 1997; Олейникова Е. Г. Опыт решения социальных проблем и социальные ориентиры российского общества на пути к рыночной экономике (1980;996гг.): Дисс. док. ист. н. Саратов. 1998; Социальное развитие. М. 1996: Павлов В С. Социальное страхование и социальное обеспечение в России. — М. 1994 и др.
Утверждается новый подход к исследованию состояния современного российского общества через категорию «индекс социального развития» .
При рассмотрении деятельности государственных органов по охране детства в годы войны привлекались материалы и справки наркоматов просвещения, здравоохранения, торговли СССР, главного переселенческого управления при Совете Министров РСФСР, созданном при Наркомате просвещения РСФСР, Прокуратуры СССР.
Отмечая уникальность названных источников, автор диссертации постарался дать собственный критический подход, с учетом государственных, партийных, идеологических и иных особенностей, свойственных истории страны в этот период, и основным критерием, избранным в настоящем исследовании в отношении его источниковой базы, является достоверность источников, возможность сравнивать их с другими для воссоздания исторически точной и полной панорамы исторических явлений.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой первый опыт комплексного исследования проблем деятельности центральных и местных органов власти, общественных организаций в социальной сфере в годы Великой Отечественной войны в рамках нескольких областей СССР по сохранению и защите подрастающего поколения.
В диссертации впервые проведен анализ основных направлений, форм и методов деятельности центральных и местных органов власти в сфере социальной защиты детства, раскрыты практические результаты выполнения принятых в те годы решений.
Впервые на данном историческом отрезке времени прослежено становление и развитие отечественной социальной политики как организованной деятельности правительства, партии и органов социальной сферы по защите детства.
Изучаемая проблема рассматривается в общем контексте развития социальной политики государства военной поры в качестве его неотъемлемой составной части. В предлагаемой постановке вопроса в работе впервые анализируются основные направления деятельности государственных органов, органов социального обеспечения в области охраны детства, показано практическое воплощение принятых правительством мер.
В диссертации существенно расширена источниковая база за счет введения в научный оборот неиспользованных ранее документов и материалов, расширяющих и ¦ уточняющих представление исследователей по проблемам эффективности мероприятий в области охраны детства, о масштабах детской беспризорности и безнадзорности, условиях жизни и быта детей.
Новизну диссертации определяет также стремление к критическому анализу отдельных аспектов проблемы, преодолению односторонности и заданности в оценках исследуемых исторических событий.
Практическая значимость диссертации. Материал диссертации может быть использован при дальнейшей разработке отечественной истории, ее отрасли — социальной истории России. Большой фактический материал, положенный в основу исследования, может представить интерес для органов исполнительной власти, социальных работников, педагогов, Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, для политических партий и общественных движений.
Материал диссертации может быть использован в учебном курсе по отечественной истории и социальной истории России в высших учебных заведениях, а также специальных курсов по социальной политике, по проблемам подрастающего поколения, при разработке специальных программ по сохранению, спасению, обучению и воспитанию детей в современный период.
Апробация результатов исследования. Теоретико-методологические положения, фактический материал позволил диссертанту сформулировать практические рекомендации и предложения, полученные в результате научного исследования, часть из которых, отражена в научных публикациях.
Основные положения диссертации изложены в выступлениях на международных и российских научно-практических конференциях, на совещаниях и семинарах практических социальных работников. Содержание диссертации обсуждалось на кафедре социальной истории России Московского государственного социального университета. о.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализируя особенности современного драматичного периода в жизни российского общества, в социальном положении детей и подростков, ученые все больше обращаются к историческому опыту социалистической системы, к тем периодам отечественной истории, когда сложность внутриэкономической и политической ситуации рождала схожие проблемы. Таким периодом в частности является период 1941;1945 гг., когда страна подверглась нападению фашистской Германии и, оказавшись в тяжелейших экономических условиях, смогла сохранить и защитить самое ценное, что у нее было — детей.
Исторический опыт решения проблемы охраны детства в годы Великой Отечественной войны имеет важное научное и практическое значение.
Избранные в качестве методологической основы исследовании научные принципы дали возможность проанализировать основные направления деятельности государства по охране детства в условиях войны, выявить эффективность принятых мер, показать многогранную деятельность общественных организаций и движений. В работе рассмотрены не только отдельные стороны политики государства по охране подрастающего поколения, их взаимовлияние, но и целостное функционирование всей системы, включающей правовую защиту детей, комплекс мер по сохранению детских жизней, обеспечению условий для их обучения и воспитания. В исследовании раскрыта эволюция социальной политики государства в этом вопросе под влиянием общего хода военных событий и других факторов.
В формировании государственной политики по охране детства и юношества в 1941;1945 гг. можно выделить следующие направления: политика партии и правительства по охране жизни и здоровья детей и подростков, в области школьного сельского строительства (всеобуч, создание школ рабочей молодежи), меры по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, разработка законодательства в отношении детей и подростков.
Исследование проблем охраны детства в годы Великой Отечественной войны, проведенное на материалах центральных и местных архивов Московской, Орловской, Курской, Брянской, Пермской областей, монографий, журнальных и газетных статей позволяет обобщить опыт деятельности государственных органов в области социальных отношений в экстремальных условиях и сделать ряд теоретических обобщений, выводов и практических рекомендаций.
Меры по охране детства являлись составной частью общей социальной политики государства в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что социальная политика, как и в довоенный период, базировалась на принципах остаточного подхода к проблемам социальной сферы и уровня жизни населения, а в впервые годы войны в силу известных обстоятельств данные принципы еще более обозначились, сократилось финансирование всех отраслей социальной сферы, в том числе в области охраны детства, правительство изыскало ^ возможности для перелома ситуации. В последующие военные годы в результате роста бюджетных вложений со стороны государства началось восстановление социальной инфраструктуры на освобожденной от оккупации территории страны. Увеличилось количество детских домов, домов ребенка. Для детей, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, открывались специальные детские дома, суворовские училища, ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО.
Одновременно с этим поощрялось создание инициативных детских домов, которые полностью содержались за счет колхозов, совхозов, предприятий и организаций. Принимались меры по поддержке всех форм воспитания осиротевших детей в семьях «трудящихся — патроната, опеки, усыновления. Значительную помощь детям — сиротам, детским учреждениям оказывали общественные организации, население в целом.
Важной составной частью социальной политики был рост сети детских дошкольных учреждений, который решал проблему сохранения детей и их воспитания, а также был вызван необходимостью для государства привлечения в условиях войны на производство женщин — матерей. Этой же цели служили изменение режима работы детских дошкольных учреждений, организация для детей групп круглосуточного пребывания в яслях и садах, развитие системы дифференцированного обслуживания, открытие сезонных яслей в сельской местности. При некоторых оборонных предприятиях • непосредственно создавались ясли для обслуживания детей грудного возраста. Нашла дальнейшее развитие организация детских дошкольных учреждений хозяйственными ведомствами и наркоматами.
Исследование позволило проанализировать механизм реализации принимаемых решений в области охраны детства как на правительственном уровне, так и на уровне местных Советов депутатов трудящихся. Это подтверждает целый пакет постановлений, принятых в период войны центральными и местными органами власти по контролю за выполнением принятых решений, когда некоторые положения с целью полного их выполнения подвергались повторному рассмотрению, даже если данные проблемы не относились к числу основных. Сложность состояла в том, что в большинстве случаев принимаемые решения не подкреплялись необходимыми материальными и финансовыми ресурсами.
Серьезной проблемой было ослабление санитарного контроля и медицинского обслуживания в первый период войны, острый дефицит кадров, приведший к резкому увеличению детской заболеваемости и смертности, пик которой пришелся на лето 1942 г. Проведенная перестройка системы детского здравоохранения с целью приближения его к детям, применение, новых методов лечения и новых, более эффективных медицинских препаратов, восстановление сети оздоровительных учреждений позволили в дальнейшем предотвратить распространение основных детских инфекционных заболеваний и сократить в целом детскую заболеваемость и смертность.
Одним из направлений государственной политики было смягчение неблагоприятных факторов, негативно влиявших на уровень рождаемости. Падение рождаемости более чем в 2 раза по сравнению с довоенным периодом потребовало принятия специальных мер. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. предоставлялся ряд льгот многодетным семьям и одиноким матерям, выплат пособий, начиная с рождения третьего ребенка, увеличивался отпуск по беременности и родам.
Важнейшей методологической основой социальной политики государства было сохранение школы, образование и воспитание подростков. В 1941;42 гг. осуществлен ряд важных мероприятий организационного характера, имевших своей целью предупреждение и устранение различного рода трудностей и недостатков, а в конечном счете — сохранение существующей школы и перестройку ее работы в соответствии с условиями и требованиями военного времени. В последующие 1943 — 1945 гг. основное внимание партии и правительства было сосредоточено не только на организационнопедагогическом укреплении школы, но и на повышении качества всей учебно-воспитательной работы. Комплекс организационно практических мероприятий по укреплению школы подготовил повышение уровня обучения и воспитания детей и подростков, хотя это и не исключало противоречий и трудностей в системе образования.
Важный исторический урок состоит в том, что в период войны советская школа сумела сохранить основной контингент учащихся. Хотя ухудшение материального положения семей, отсутствие одежды и обуви заставляло многих детей, особенно из 5−7 классов идти работать на производство, устраиваться на учебу в открывшиеся с этой целью школы ФЗО и ремесленные училища. Безусловно, что военные годы сказались на общеобразовательном уровне подрастающего поколения, задержали в определенной степени дальнейшее развитие всеобщего обучения. Но проведенные структурные изменения в управлении процессом образования скорректировали негативные явления. В составе Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) был создан Отдел школ. Такие же отделы были образованы и в ЦК компартий союзных республик, в обкомах, горкомах и райкомах партии. Опираясь на документы, статистические данные, на факты, можно констатировать, что ни одна из сторон жизни школы военного времени не исключались из поля зрения партийных и советских органов как в центре, так и на местах вопросы всеобуча, охраны жизни и здоровья детей, создание школ для работающей молодежи, заботы о формировании общественно-политической и трудовой активности детей, подростков и молодежи.
Осуществление государственной политики по охране детей и подростков, напряженная и многогранная деятельность Советского правительства по руководству народным образованием в годы войны составляют славную и важную страницу отечественной истории. Одной из главных отличительных черт этой деятельности было то, что, несмотря на беспощадно суровые условия военного времени, она была пронизана глубоко гуманной и всесторонней заботой о подрастающем поколении, всей своей сущностью была обращена в будущее.
Государство решало не только сиюминутные неотложные задачи, но и заботилось о создании необходимых предпосылок для нового подъема народного образования в послевоенные годы, подкрепляя стратегические устремления системой практических мер.
На протяжении всех лет войны финансирование нужд просвещения неизменно стояло на первом месте в распределении средств, выделявшихся на социально-культурные мероприятия. Так, в 1944 г., в период наивысшего напряжения сил страны в борьбе против фашизма, ассигнования на просвещение по РСФСР возросли до 7,844 млрд. рублей. Постоянно высокой была доля ассигнований на просвещение и в бюджетах других республик.
Поражает размах школьного строительства в годы войны. За этот период СССР было введено в действие (включая и восстановление) 8 412 школ на 1 176 тыс. учащихся.
В комплексе государственных мер важнейшее место занимала проблема детской беспризорности и безнадзорности. В 1943 г. государство в целях предотвращения массовой детской беспризорности приняло ряд мер, в том числе были созданы в системе органов НКВД отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.
В решении проблемы охраны детей и подростков большую роль сыграли комсомольская, пионерская и профсоюзная организации. Были введены в практику такие направления общественной деятельности как наставничество, безвозмездный труд по восстановлению школ, детских садов, детдомов, усыновление детей — сирот, организация различных фондов по сбору денег для фронта, для, детей — фронтовиков. Социальная политика государства была поддержана всем обществом, советский народ объединился в период тяжелых испытаний, чтобы решать все те труднейшие задачи, которые ставила перед ним война.
То есть, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в период войны были заложены весьма серьезные основы социальной политики в отношении детей и подростков. Созданная система защиты весьма эффективно осуществлялась на местах, хотя в ее работе имелись и недостатки. Деятельность на местах широко поддерживалась общественностью, что позволяло повысить ее эффективность.
В период войны 1941;1945 гг. была создана система правовой охраны детей. Во всех наркоматах и учреждениях, ведущих борьбу с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью, эта работа была выделена в специальные отделы, а в крупных городах были образованы специальные участки народного суда по делам о несовершеннолетних, специальных групп прокуроров по делам о несовершеннолетних в Прокуратуре Союза ССР и в прокуратурах союзных республик, крупных промышленных областей и городов, — это позволило усилить борьбу с тяжелыми последствиями войны, добиться скорейшей ликвидации детской беспризорности и преступности.
Не менее важным направлением государственной политики в 1941;1945 гг. была охрана здоровья детей и подростков во время Великой Отечественной войны.
В нынешнее время, спустя 55 лет после Победы, не иссякает интерес к тому, каким образом удалось справиться с громадными проблемами по спасению, обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Социальная политика в отношении детей и подростков представляет собой важную часть внутренней политики государства. Формирование, воспитание подрастающего поколения рассматривались как высокая ответственность и обязанность государства и общества. 1 I.
Будучи составной частью общей социальной политики государства, политика в отношении подрастающих поколений имеет свои особенности, специфику, структуру. Все социальные институты общества обязаны участвовать в ее реализации, а именно, воспитании детей и подростков, их обучении, подготовке к самостоятельной трудовой жизни во имя будущего своего Отечества.
Однако, нестабильность социально-политической обстановки в России, углубляющийся экономический кризис, негативные последствия перехода к рыночным отношениям, продолжающийся многоотраслевой спад производства, дороговизна товаров и услуг, галопирующая инфляция, безработица и вынужденная миграция населения привели к повсеместному снижению жизненного уровня — семей. Положение детей в России можно охарактеризовать как кризисное. Неблагополучие детей в нашем обществе характеризуется и подтверждается следующими обстоятельствами:
— около половины. семей, имеющих детей, в настоящее время оказались у черты бедности или за ней: средний размер пособий на них относительно затрат на содержание сокращается, а, например, цены на детское питание, одежду и обувь, игрушки и книги постоянно растут (при одновременном значительном сокращении их производства в стране);
— заметно ухудшилась за последние годы демографическая ситуация (рождаемость ниже уровня простого воспроизводства, депопуляция охватывает все большее число территорий России);
— усиливается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей как в последующих когортах новорожденных по сравнению с предыдущими, так и в течение периода взросления ребенка от дошкольного возраста к юношескому. Не снижается и детская смертность, показатели которой являются мерилом благосостояния детей и социального здоровья нации (в Российской Федерации они в 23 раза выше, чем в развитых странах). Увеличивается число детей-инвалидов, детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии;
— растет количество детей, подверженных наркомании и алкоголизму. На этом фоне не улучшается профилактика заболеваний, продолжает разрушаться (прежде всего вследствие материальных и финансовых трудностей) система оздоровительного отдыха детей и детского спорта (только за три последних года на 40% уменьшилось число загородных лагерей);
— усугубляются проблемы организации дошкольного воспитания, многие ведомственные дошкольные учреждения продаются, приватизируются и перепрофилируются, ликвидируются из-за отсутствия необходимого финансирования, по существу прекращено с строительство новых детских садов и яслей. Несмотря на это, впервые за много лет из-за существенного увеличения платы за услуги дошкольных учреждений в них образовался избыток мест, хотя охват ими детей соответствующего возраста снизился до 56%- наряду с положительными тенденциями в развитии современной образовательной системы, предусмотренными законом Российской Федерации «Об образовании», наблюдаются и негативные процессы, а именно, снижается качество образования, падает его престижутрачивается влияние школы на развитие и воспитание детейувеличивается отсев учащихся из школ, в том числе и тех кто не проходит по конкурсу после IX класса (за 1993 г. — 370 тыс.) — профессиональная ориентация подростков не соответствует запросу рыночной экономики. Кроме того, во многих регионах прекратились строительство и капитальный ремонт школьных зданий, не I 1.
I 151 V о обновляются технические средства обучения (каждая третья школа работает в 2−3 смены и требует капитального ремонта). В целом, ассигнования из государственного бюджета на нужды образования сокращаются (по закону «Об образовании» должно выделяться 10% от национального дохода, фактически предусмотрено лишь 4,3%);
— наметились негативные тенденции по отношению к детям в социокультурной сфере. В воспитании подрастающего поколения размыты нравственные ценности.
Проблема охраны и защиты детства является весьма актуальной для всего мирового сообщества. На исходе XX столетия человечество вновь и вновь приходит к мысли, что на свете нет ничего более ценного и более хрупкого, чем человеческая жизнь.
20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала, за принятие «великой хартии вольностей для детей, мировой конституции прав ребенка» — так сразу стали именовать публицисты Конвенцию о правах ребенка. В настоящее время Конвенцию ратифицировали 167 стран — беспрецедентное для документов ООН количество государств.
Главная ее цель — максимально защитить интересы ребенка. Положения, изложенные в ней, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества.
Конвенция — это документ высокого социально-нравственного звучания, который основан на признании ребенка частью человечества, примате общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, не дискриминации детей по каким бы то ни было мотивам и признакам. Данный документ не только подчеркивает приоритет интересов детей над интересами общества, но специально выделяет из них наиболее неблагополучные группы сирот, инвалидов, беженцев, правонарушителей.
После ратификации Конвенции ООН о правах ребенка, в Российской Федерации были предприняты определенные меры, способствующие претворению в жизнь требований и принципов, заложенных в международных актах, посвященных защите детей, обеспечению их интересов и прав в приоритетном порядке. В результате этих действий, повысилась информированность общественности о реальном положении детей в стране. Разносторонние меры по реализации международных документов осуществляются на политическом, социальном, экономическом, законодательном и организационно-управленческом уровнях. Сделана попытка сформулировать концепцию государственной социальной политики в интересах детей.
Исторический опыт реализации социальной политики государства в годы Великой Отечественной войны по охране детей и юношества может стать при разработке концепции, с учетом современных условий и обстоятельств, духовно-нравственной платформой, которая предопределяет результативность организационно-управленческих технологий при решении столь важной общенародной задачи как сохранение молодого поколения страны.