Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование конкурентных преимуществ компании на российском рынке ИТ-услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование конкурентных стратегии с точки зрения их эффективности в отрасли ИТ-услуг позволяет сделать следующие выводы: а) Стратегия экономии на издержках представляется неэффективной, поскольку сегодня на российском рынке ИТ-услуг цена не является решающим фактором. Определяющую роль здесь играют факторы сложившейся профессиональной репутации, гибкости и опыта реализации успешных проектов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие информационно-коммуникационных технологий как основа формирования национальной инновационной системы
    • 1. 1. Теоретические основы концепции национальной инновационной системы
    • 1. 2. Особенности формирования национальной инновационной системы в России
    • 1. 3. Сущность и структура рынка информационно-коммуникационных технологий
    • 1. 4. Институциональные основы функционирования рынка ИТ — услуг
  • Глава 2. Рынок ИТ-услуг как конкурентная среда развития компании
    • 2. 1. Методологические подходы к исследованию концепции конкурентных преимуществ компаний
    • 2. 2. Экономические предпосылки формирования и особенности развития рынка ИТ — услуг в России
    • 2. 3. Конкуренция на российском рынке ИТ-услуг
  • Глава 3. Механизм формирования конкурентных преимуществ компании на рынке ИТ-услуг
    • 3. 1. Особенности формирования конкурентных стратегий компаний на рынке ИТ — услуг
    • 3. 2. Методические принципы анализа и оценки конкурентных преимуществ ИТ-компании
    • 3. 3. Реорганизация структуры компании в соответствии с изменением ее конкурентной стратегии

Формирование конкурентных преимуществ компании на российском рынке ИТ-услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования и степень разработанности проблемы. Интеграция России в мировое экономическое сообщество, приход на рынки иностранных компаний и усиление конкуренции на внутреннем рынке обусловили необходимость глубокого и разностороннего исследования проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики. Ключевым фактором повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом является создание предпосылок для повышения конкурентоспособности российских компаний.

Отрасль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во многом определяет конкурентоспособность страны, поскольку связана с функционированием и развитием всех отраслей экономики. При этом рынок информационных технологий имеет ряд существенных отличительных характеристик, которые необходимо учитывать каждому предприятию данной отрасли для правильного позиционирования своих конкурентных преимуществ и ориентации своей деятельности на повышение конкурентного потенциала.

Проблема конкурентных отношений и конкурентоспособности их субъектов всегда представляла интерес для исследователей. В научную литературу термин «конкуренция» вошел благодаря работам родоначальника классической политэкономии Адама Смита. Впоследствии над развитием теории конкуренции работали Д. Рикардо, Д. С. Миль, Дж. Робинсон, К. Маркс, А. Маршал, Ф. Эджуорт, А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хейне, Ф. А. Хайек, Ф. Найт и другие авторы.

В области исследования проблематики конкуренции с позиций теории организации (стратегического менеджмента и маркетинга) следует отметить основополагающие работы М. Портера, а также работы И. Ансоффа, П. Друкера, Ф. Котлера, А. А. Томпсона и А.Дж.Стрикленда. В последние годы исследователи уделяют большое внимание вопросам формирования конкурентных преимуществ компании как основы конкурентной стратегии. Эти проблемы рассматриваются в работах П. Дойля, Д. Дэя, Ж.-Ж.Ламбена, М. Мак-Дональда, П. Чевертона и других специалистов.

Среди российских ученых, внесших значительный вклад в развитие теории конкуренции и конкурентоспособности, необходимо отметить Г. Л. Азоева, JI.C. Бляхмана, А. А. Дынкина, Л. Г. Раменского, Д. Ю. Юданова, П. В. Забелина, А. Л. Загорского, Р. А. Фатхутдинова, И. И. Пичурина, А. П. Горева, Н. З. Сафиуллина и др.

В то же время число работ по вопросам формирования конкурентных преимуществ компаний в отрасли информационных технологий невелико. В большинстве из них оценка конкурентного потенциала и конкурентных преимуществ компаний отрасли рассматривается фрагментарно и сводится к исследованию различных технологических аспектов. Между тем проблема формирования и развития конкурентных преимуществ ИТ-компаний является комплексной. Для исследования причин различного поведения и результатов фирмы как субъекта рыночной экономики необходим потенциал общей экономической теории (макрои микроэкономики, институциональной теории, экономики знаний и др.) — разработка механизма формирования конкурентных преимуществ и выработка конкурентных стратегий требуют использования современных теории организации, теорий стратегического управления, теорий стратегического менеджмента и маркетинга.

Настоятельная практическая необходимость повышения конкурентоспособности российских ИТ-компаний в условиях усиливающейся конкуренции и недостаточная теоретическая разработанность проблемы на основе синтеза фундаментальных наук, определяют актуальность темы научного исследования и рассматриваемый в ней круг вопросов.

Предметом настоящего исследования является процесс формирования и развития конкурентных преимуществ компании на рынке ИТ-услуг.

Объектом исследования являются российские компании, работающие на конкурентном рынке ИТ-услуг.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка и обоснование механизма формирования конкурентных преимуществ компаний на рынке ИТ-услуг и практических рекомендаций по его реализации.

Для достижения цели исследования автор поставил и решил следующие задачи:

1. выявить роль и значение отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в формировании национальной инновационной системы;

2. систематизировать и оценить современные теоретические концепции конкурентных преимуществ;

3. исследовать структуру рынка ИКТ и институциональные основы его функционирования;

4. выявить особенности и основные тенденции развития российского рынка ИТ-услуг и охарактеризовать происходящие на нем процессы конкуренции;

5. разработать методические принципы оценки и механизм формирования конкурентных преимуществ компаний-производителей ИТ-услуг.

Методологической базой исследования являются работы отечественных и зарубежных специалистов в области экономической теории, фундаментальные работы авторов теории конкуренции и стратегического менеджмента, материалы научных конференций, нормативно-правовые акты Российской Федерации. В исследовании использованы методы системного анализа и научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, экономические модели).

Информационную базу исследования составляют данные Федеральной службы государственной статистики, результаты ежегодных исследований российского ИТ-рынка рейтингового агентства «Эксперт РА», информационно-аналитического агентства «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), аналитического центра REAL-IT Лиги независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС), данные отчетов российских и международных аналитических агентств: International Data Corporation (IDC), Gartner, IT-Research, CNews Analytics, Forrester Research, а также информационные ресурсы сети Интернет.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих положениях:

1. На основе обобщения основных теоретических концепций национальных инновационных систем (НИС) уточнено определение этой категории, проанализированы проблемы формирования российской НИС на современном этапе, показана роль сектора ИКТ в формировании российской KMC.

2. Выявлены основные проблемы в развитии российского рынка информационных технологий и сформулированы меры государственного регулирования ИТ-отрасли.

3. Раскрыты экономические предпосылки формирования, характерные особенности и основные тенденции развития российского рынка ИТ-услуг.

4. Проведен анализ отраслевой конкуренции по методу исследования пяти конкурентных сил и дана обобщенная оценка их влияния на рынке ИТ-услуг.

5. Выявлены особенности конкурентных стратегий компаний в сфере информационных технологий и обоснована эффективность использования базовой стратегии дифференциации продукта.

6. Определены стратегически важные конкурентные преимущества компании ЗАО Бизнес Компьютер Центр (ВСС) на рынке ИТ-услуг, дана комплексная оценка факторов их формирования.

7. Выявлены недостатки существующей организационной структуры компании ВСС, обоснована необходимость ее изменения и предложена авторская модель организационной структуры компании. На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Характеристика роли и значения отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в формировании национальной инновационной системы;

2. Систематизация и оценка современных теоретических концепций конкурентных преимуществ.

3. Результаты исследования структуры рынка ИКТ и институциональных основ его функционирования.

4. Характеристика и оценка основных тенденций развития российского рынка ИТ-услуг и происходящих на нем процессов конкуренции.

5. Обоснование и формулировка методических принципов оценки и механизма формирования конкурентных преимуществ компаний-производителей ИТ-услуг.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в углублении методологии исследования на основе современной институциональной теории проблем конкурентоспособности компаний на российском рынке информационных технологий, уточнении понятийного аппарата национальной инновационной системы и теории конкурентных преимуществ.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что основные теоретические выводы, содержащиеся в диссертации и составляющие ее новизну, доведены до конкретных практических рекомендаций по формированию и развитию конкурентных преимуществ компании, действующей на рынке ИТ-услуг.

Апробация работы. Основные теоретические и практические положения диссертации докладывались автором на международной конференции «Теория и практика системной трансформации», состоявшейся 10−13 мая 2006 года в РГПУ имени А. И. Герцена. Предложенная автором модель организационной структуры реализована в компании ЗАО «Бизнес Компьютер Центр», что подтверждается справкой о внедрении.

По теме диссертационного исследования опубликованы работы общим объемом 3,1 п.л.

Рекомендации по использованию результатов диссертации.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе дальнейших исследований проблем конкурентоспособности российских предприятий, при разработке программ повышения конкурентоспособности ИТ-компаний, а также в учебных курсах экономики предприятия, менеджмента и маркетинга организации.

Структура и содержание работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 163 наименования и 32 Интернет-источника, 8 приложений. Диссертация содержит 56 рисунков и 12 таблиц.

Заключение

.

Проблема оценки конкурентного потенциала и формирования конкурентных преимуществ компаний отрасли информационных технологий (ИТ) приобретает особую актуальность в связи с обострением конкуренции на внутреннем рынке информационных технологий и низким уровнем конкурентоспособности российской ИТ — индустрии в мире.

Значительное отставание России от развитых стран в международных рейтингах конкурентоспособности, во многом, обусловлено ее общим технико-технологическим отставанием, макроэкономическими факторами, несовершенством нормативно-правовой базы в области развития ИТ-трасли, большим числом административных барьеров, отсутствием целостной информационной инфраструктуры, проблемами подготовки кадров, а также низким уровнем развития культуры менеджмента российских ИТ-компаний. 1. Для повышения конкурентоспособности национальной экономики необходимы стратегически обоснованные и последовательно проводимые меры, ориентированные на формирование целостной инновационной системы России. Анализ принципов функционирования НИС развитых стран позволил выявить ряд принципиальных общих структурных закономерностей, обеспечивающих высокий вклад ИКТ в экономический рост. Они служат технологическим фундаментом трансформаций, обеспечивающих эффективное функционирование инновационных экономик. Поэтому опережающее развитие отрасли информационных технологий является важнейшим фактором успешного перехода экономики России к инновационной модели развития.

Проведенные исследования позволили уточнить определение категории НИС, выявить проблемы формирования российской НИС на современном этапе, определить роль и значение отрасли информационно-коммуникационных технологий в развитии национальной инновационной системы в России.

2. Исследование сущности и структуры мирового и российского рынков ИКТ показало, что рынок ИТ-услуг является основным стимулирующим фактором их развития на современном этапе. Системообразующая роль рынка ИТ-услуг определяется высокой динамикой развития этого сегмента, а также тем, что продажи определенных типов ИТ-услуг стимулируют продажи оборудования и программного обеспечения. Современная структура российского рынка информационных технологий (соотношение сегментов: оборудование — ПО — услуги) существенно отличается от развитых странах. В России продажи оборудования по-прежнему формируют почти 2/3 рынка, а доля услуг составляет порядка 21−25%, в то время как в среднем по миру его доля составляет около 60%. Однако в последние годы в России прослеживается изменение покупательских предпочтений в сторону приобретения ИТ-услуг, что является важным шагом к цивилизованности рынка. В пользу ускоренного развития рынка ИТ-услуг говорят как общемировые тенденции, так и логика развития самого рынка.

3. К основным проблемам развития рынка российского ИТ-услуг можно отнести: а) отсутствие достоверной информации об объемах продаж российских компаний обусловленное устаревшей, несоответствующей современной структуре рынка системой показателей государственной статистикиб) несовершенство нормативно-правовой базы и большое число административных барьеровв) отсутствие целостной информационной инфраструктуры развития ИТг) недостаточную прозрачность рынка и сильное влияние нерыночных факторов на развитие отраслид) нарастающий дефицит ИТ-кадров и проблемы их подготовки современной системой образованияе) низкий уровень инвестиций, препятствующий потенциально возможному росту рынкаж) недостаточный уровень ИТ-культуры у потребителей услугз) низкий уровень развития культуры менеджмента российских ИТкомпаний.

Необходимы совместные целенаправленные действия государства и бизнеса по стимулированию роста прозрачности, аудируемости и управляемости ИТ-бизнеса.

4. Анализ институциональных основ функционирования рынка ИТуслуг в России и обобщение мирового опыта приводят к заключению, что первостепенными задачами в области государственного регулирования ИТ-отрасли должны стать: стимулирование внутреннего спроса со стороны государства, населения и предприятий всех отраслей экономики для обеспечения масштабного внедрения и использования информационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлениистимулирование развития экспортно-ориентированного производства в сфере ИТразвитие венчурного финансирования как важного механизма коммерциализации новых разработок в промышленное производство и эксплуатациюсовершенствование системы профессиональной подготовки кадров для отрасли информационно-коммуникационных технологий и приведение ее в соответствие с основными международными стандартамисоздание системы государственного статистического наблюдения за развитием рынка ИКТ для получения адекватной оценки динамики его развитияпринятие программы действий по защите интеллектуальной собственности и борьбе с нелегальным использованием ИТ-продуктов.

Особенно важным является институциональное оформление политики государства в области информационных технологий через разработку специальных федеральных программ, формирование и развитие профильных структур в органах государственного управления, активизацию деятельности бизнес-ассоциаций. При этом все проводимые мероприятия по поддержке ИТотрасли должны сопровождаться системой оценок их эффективности и анализом полученных результатов. Без мониторинга промежуточных и конечных результатов государственные программы и решения не принесут ощутимых изменений.

5. Исследование структуры спроса на рынке ИТ-услуг показало: доля потребления ИТ-услуг домашними хозяйствами чрезвычайно мала по сравнению с корпоративным сектором, что объясняется низкой покупательной способностью населенияв последние 2−3 года произошло значительное увеличение спроса со стороны государственных органовсложившаяся отраслевая структура потребления свидетельствует о приоритете крупных заказчиков ИТ-услуг в следующих отраслях: транспорт и связь (главным образом, телекоммуникационный сектор в рамках этой отрасли), добывающая промышленность, государственное управление, торговля, металлургия и пищевая промышленностьспрос на ИТ-услуги в региональном разрезе имеет тенденцию к расширению количества заказчиков в регионах при относительном сокращении доли Москвы и Санкт-Петербургаспрос со стороны предприятий среднего и малого бизнеса (СМБ) находится сегодня в стадии формирования.

К негативным явлениям следует отнести наблюдающийся в настоящее время перекос структуры спроса в сторону крупных компаний и крупных проектов. Это означает, что положительная динамика спроса на российском рынке ИТ-услуг объясняется не расширением числа потребителей, а исключительно повышением стоимости услуг, оказываемых крупным корпорациям. Главной тенденцией развтия рынка ИТ-услуг в ближайшие годы должно стать освоение ниши средних и мелких частных компаний. Они сумели наработать значительный капитал за время удачной рыночной конъюнктуры последних 3-х лет, но только сейчас начинают осознавать преимущества корпоративных ИТ-технологий в конкуренции.

6. Для анализа экономической структуры отрасли в диссертации разработана модель Qc (BSI), определяющая зависимость между количеством компаний, действующих на рынке ИТ-услуг и индексом масштаба их деятельности. Анализ данных компаний-производителей ИТ-услуг, показал, что совокупная выручка 20% крупнейших ИТ-компаний России на рынке ИТ-услуг по итогам 2006 года составила примерно 78,6%, при этом выручка первых 10 компаний составила 60%. Таким образом, описанная выше зависимость соответствует известному принципу Вильфредо Парето. Проведенные на основе этой модели исследования позволяют сделать вывод о том, что на рынке ИТ-услуг наблюдается смешанная модель рыночной структуры, представляющая собой синтез двух моделей: монополистической конкуренции и олигополии. Соответственно должны различаться стратегии формирования конкурентных преимуществ ИТкомпаний, находящихся в разных сегментах рынка.

7. Для анализа отраслевой конкуренции на рынке ИТ-услуг в работе используется разработанная М. Портером модель пяти сил конкуренции. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ. Обобщенная оценка влияния пяти сил конкуренции на рынке ИТ-услуг показала:

• угроза вхождения новых конкурентов в отрасль как первой из пяти конкурентной сил в настоящее время является незначительной в силу наличия достаточно высоких входных барьеровпри этом влияние этой силы может возрасти в связи со вступлением России в ВТО, снижением пошлин и упрощением таможенных процедур, что будет способствовать усилению позиций западных компаний на российском рынке;

• давление со стороны продуктов-заменителей оценивается как слабое на данном этапе развития рынка, и в перспективе будет снижаться в связи с развитием информационной культуры потенциальных потребителей и необходимостью информатизации сложных бизнес-процессов;

• в настоящее время власть покупателей на рынке ИТ-услуг значительна, так как основными потребителями продукта являются крупные компании, а средние и малые предприятия пока не обладают достаточными финансовыми средствами. С развитием потенциального спроса со стороны среднего и малого бизнеса (СМБ) рыночная власть покупателей будет снижаться;

• Исследование рыночной власти поставщиков выявило два основных типа поставщиков в отрасли ИТ-услуг: 1) компании-производители ПО и оборудования, 2) квалифицированные ИТ-специалисты. Конкурентная сила поставщиков достаточно велика. И если конкурентную силу поставщиков оборудования и программного обеспечения можно снизить путем диверсификации каналов поставки, то силы конкуренции специалистов в краткосрочном периоде, с высокой долей вероятности, будут расти, в силу значительного отставания темпов роста их предложения от темпов роста спроса на них.

• Интенсивность соперничества усиливается в результате вхождения рынка ИТ-услуг в стадию зрелости в нише крупных заказчиков и низком уровне спроса в нише малого и среднего бизнеса. Важной тенденцией современного этапа развития является стремление компаний к укрупнению, слияниям и поглощениям для увеличения масштаба бизнеса и повышения своей конкурентоспособности.

Таким образом, при разработке своих конкурентных стратегий ИТ-компании должны учитывать, главным образом, возрастающее влияние двух рыночных сил: усиление отраслевой конкуренции и рыночную власть поставщиков. В отрасли ИТ-услуг именно ресурсы основных поставщиков определяют эффективность производственного процесса и качество продукции.

8. Исследование конкурентных стратегии с точки зрения их эффективности в отрасли ИТ-услуг позволяет сделать следующие выводы: а) Стратегия экономии на издержках представляется неэффективной, поскольку сегодня на российском рынке ИТ-услуг цена не является решающим фактором. Определяющую роль здесь играют факторы сложившейся профессиональной репутации, гибкости и опыта реализации успешных проектов. К тому же основная доля в структуре затрат на производство чистых ИТ-услуг (без учета стоимости ПО и оборудования) приходится на заработную плату ИТ-специалистов. В условиях сложившегося сегодня на ИТ-рынке кадрового дефицита качественных специалистов, их рыночная стоимость достаточно высока. б) Стратегия фокусирования на географическом рынке или продукте для ИТ-компаний может быть эффективной в краткосрочном или среднесрочном периоде, однако в долгосрочном периоде может привести к стагнации компании и риску быть поглощенной более крупной и диверсифицированной корпорацией. в) Наиболее эффективной является стратегия дифференциации продукта. Это определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, спецификой самого продукта (ИТ-услуги), а во-вторых, особенностями рыночной конкуренции, сочетании двух типов рыночных структур в рамках одного рынка. Число компаний, способных предоставить ИТ-услуги высокого уровня невелико, в силу наличия описанных выше высоких входных барьеров. Общим для рынка ИТ-услуг в целом является дифференциация продукта по следующим признакам: а) качество и количество необходимых специалистовб) уровень поставщиков программно-аппаратного обеспеченияв) партнерский статус г) комплексность услуги.

9. Для анализа источников конкурентных преимуществ компании на рынке автором разработана модель информационной структуры современного предприятия, описывающая все уровни управления в применительно к ИТ-сфере: а) персоналб) бизнес-процессыв) ИТ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  2. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография „НОВОСТИ“, 2000. 256 с.
  3. Ю.Ю. Современное содержание механизма конкуренции. // Проблемы современной экономики, № 1(21), 2007.
  4. Анализ тенденций развития ИКТ и их применение в социально-экономической сфере. Аналитический отчет ИД „Компьютерра“, 2003.
  5. И. Новая корпоративная стратегия. / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
  6. И. Стратегическое управление. Москва: Экономика, 1989.-519 с.
  7. О. Госдума обсуждает проблемы защиты ИС //Интеллектуальная собственность. 2000, № 7, с. 5−10.
  8. Н., Перспективы развития национальной инновационной системы России. // Вопросы экономики. 2004, № 7, с. 96−103.
  9. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999 — 782 с.
  10. М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий//Менеджмент в России и за рубежом. 2000, № 5. Ж
  11. П.Бляхман J1.C. Инновационная система как социальный институт постиндустриальной экономики //Проблемы современной экономики. 2005, № ¾.
  12. JI.C. Конкурентоспособность фирмы в глобальной контрактной экономике. //Проблемы современной экономики. 2006. № ¾
  13. Т. Инвестиции или пустые хлопоты?»// PC Week/RE. 2001, № 32.
  14. Т. Две беды ИТ: образование и кадры. //PCWeek/Re, 2007, № 20
  15. И.П., Хохлов Е. В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов //Маркетинг в России и за рубежом.2005, № 1.
  16. В.А., Синельников А. В. Развитие организации в конкурентной среде// Менеджмент в России и за рубежом. 2000, № 6.
  17. П.Бочаров А. В., Шмелев Ю. М. Государственная инновационная политика -формирование национальной инновационной системы.// Инновации, 2003, № 2.
  18. А.В., Катькало B.C. Эволюция теории фирмы и ее значение для исследований менеджмента //Российский журнал менеджмента. 2005, № 1.
  19. С. Контринновационная среда российской экономики. // Вопросы экономики. 2005, № 10
  20. Д.В. Стандарты в области ИКТ и международная конкурентоспособность. //Проблемы современной экономики. 2005, № 3.
  21. В. А., Миндели JI. Э. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмы функционирования. М.: ЦИСН, 2002.
  22. Н. В. Фирма в глобальной экономике: эволюция и конкурентоспособность.// Проблемы современной экономики. 2007, № 1.
  23. Е.П. Наша ниша ПО-продукт высокого уровня // Информ Курьер Связь. 2005, № 3.
  24. Взгляды и иллюстрации. Пер. с англ./Под ред. Дж. Биллсберри. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. 368 с.
  25. И.А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности.//Проблемы современной экономики, 2005, № 1.
  26. А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. 2001, № 5.
  27. М. Нас посчитают. //Ж.: Рынок. 2003, № 2(175)
  28. К.Л. Механизм обновления (концепция развития национальной инновационной системы России). //М.: Дашков и К. 2003. 144 с.
  29. С.Ю. О стратегии развития российской экономики ./Научный доклад. М.:ЦЭМИ РАН, 2001.
  30. Д., Глэдстоун JI. Инвестирование венчурного капитала. Пер. с английского. ООО «Баланс Бизнес Букс», 2006. — 409 с.
  31. И.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. Серия: Экономическая наука современной России. М., Наука, 2006 г. 396 с.
  32. О.Г. Проблемы и факторы развития науки и инноваций в России//Информационное общество, 2005, № 5, с. 8−16.
  33. Е. ИТ-рынок достойная инвестиционная альтернатива телекоммуникациям. // IKS-online.2006.№ 12
  34. Готовность России к информационному обществу. Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития. //Под ред.С. Шапошника. М.: Институт развития информационного общества, 2004. — 252 с.
  35. Гохберг J1.M., Национальная инновационная система России в условиях новой экономики//Вопросы экономики. 2003. № 3 — с. 26−44.
  36. М.Я., Миндели Л. Э. Северо-Западный федеральный округ: экономика, инновационная деятельность, научный потенциал, высшая школа: Научно-практическое издание. М.: ЦИСН.2003.
  37. М. В. Бизнес-планирование в инновационном предпринимательстве. Практика и особенности разработки бизнес-плана при венчурном финансировании//Инновации.- 2004. № 9 (76), с. 72−82.
  38. Григорьев J1. Информационные технологии: проблемы развития отрасли в России. Парк-медиа. 2001.
  39. П. Венчурное финансирование в России. /Под ред. Н. М. Фонштейн и A.M. Балабана. «Венчурное финансирование: теория и практика», Москва: Центр коммерциализации технологий, 1998.
  40. И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий. //Вопросы экономики. 2001. № 7, с.67−80.
  41. И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М.: ТЕИС, 2003.
  42. А.А. Экономика знаний и/или информационное общество? // IKS-online. 2005, № 12.
  43. А., Мясникова Л., Электронный рынок и «новая экономика».// Вопросы экономики. 2004, № 2.
  44. В.В., Колдаева Н. Т. Российская инновационная система: территориальный подход. /Инновации. 2000, № 9−10.
  45. Н. Национальные инновационные системы. //Вопросы экономики. 2004. № 7, с.59−70.
  46. Н.И. Национальные инновационные системы. М.:"Наука", 2002, 244 с.
  47. Н.И., Кириченко И. К., Онищенко И. С. и др.- Инновационные приоритеты государства. /Под ред. А. А. Дынкина. Институт мировой экономики и международных отношений. М.: Наука, 2005.
  48. Индекс готовности регионов России к информационному обществу. 20 042 005 /Под ред. Т. В. Ершовой, Ю. Е. Хохлова и С. Б. Шапошника. М.: Институт развития информационного общества, 2005. 224 с.
  49. Инновации в России. Аналит.-стат. сб./ Центр исследований проблем развития науки РАН. М.: Наука, 2006. — 254 с.
  50. Инновации в цифрах: 2004. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2005.
  51. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. /Под ред. Голиченко О. Г. Выпуск 2. М.:Издательство Российского университета дружбы народов, 2003.
  52. Инновационная экономика. 2-е издание, исправленное и дополненное./Под ред. А. А. Дынкина. М., «Наука», 2004. 352с.
  53. Инновационные перспективы США, ЕС, Японии (технологические приоритеты и методология их формирования) /Отв. ред. чл.-корр. РАН А. А. Дынкин М., ИМЭМО РАН, 2004. 108 с.
  54. Институциональные основы экономического роста. Под ред. Дынкина А. А., Миловидова В. Д. М., «Инфра-М», 2002. 95 с.
  55. Информационные технологии в России. М.: ЦИСН, 2001
  56. Исследователи об организациях. Пер. с англ./ Под ред. Д. С. Пью и Д.Дж. Хиксона. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. 240 с.
  57. В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях. // Вопросы экономики. 2004. № 7. С. 18- 25.
  58. С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. М.: Изд-во «Дело», 2003.
  59. В.В. и др. ИТ-услуги: аутсорсинг, консалтинг, интеграция // C-NEWS. 2006, № 1(10).
  60. В.В. и др. Рынок информационных технологий. Итоги года // C-NEWS. 2006, № 4 (13).
  61. B.C. Организационные факторы конкурентных преимуществ фирм // Персонал-Микс. 2003. № 5.
  62. B.C. Эволюция теории стратегического управления. СПб: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006.
  63. B.C., Лукашевич В. В. Теория стратегического управления и неоклассика: неопределенность «путь к порядку»? // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент. 2006. Вып. 1.
  64. Г. Системная парадигма и теория предприятия //Вопросы экономики. 2002. № 10.
  65. Г. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004. 240с.
  66. А. Академическая подготовка ИТ-специалистов. Есть проблемы? PC Week/RE //PC Week/RE N 32/2004, с. 41
  67. Колесов A. Siemens Business Services: коррекция стратегии в период кризиса. // PC Week. 2000, № 33.
  68. Л. Программы вместо нефти. //Стандарт. 2007, № 3 (50).
  69. Е.В. Анализ и оценка экономической устойчивости в структурах предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 145 с.
  70. Е.В. Социально-экономическая устойчивость и конкурентоспособность организаций. //Проблемы современной экономики. 2005, № 1(17).
  71. С.В. Подготовка и переподготовка ИТ-кадров. Проблемы и перспективы. Горячая линия-Телеком. 2005. 262с.
  72. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. СПб: Питер, 1999. 496с.
  73. М. Пора вмешаться. //Эксперт, 2003, № 20.
  74. JI. Грозовой фронт. //Эксперт, 2005, № 19.
  75. JI. Информационные технологии // Эксперт. 2004. № 37.
  76. В.В. Принципы и факторы построения системы показателей конкурентоспособности предприятия. //Проблемы современной экономики. 2004. № 4.
  77. А. Электронные рынки и конкуренция. // Вопросы экономики. 2004. № 2.
  78. Я., Радаев В., Яковлев А., Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ и возможность культивирования институциональных изменений). // Вопросы экономики, 2005, № 5.
  79. Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. М: ООО «Изд-во Проспект», 2003 336 с.
  80. Д. Просвещенный ИТ-директор: Лучшие примеры из практики Кремниевой долины. Альпина Бизнес Букс, 2005. 500 с.
  81. Л.И., О формах и методах стимулирования инновационной деятельности. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001.
  82. К. Россия на пути к информационному обществу? // Вопросы экономики. 2005. — № 4
  83. Е.А. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в России. // Проблемы современной экономики, 2006, № 5.
  84. Л. Менеджмент и организационное поведение. / Пер. с англ. Минск: Новое знание, 2003 1039 с.
  85. Материалы конференции «Инновационный бизнес в России» // Проект журнала «Эксперт» и Корпорации ЗМ (май 2002 г.) — Верхи не могут, низы не хотят // Эксперт. 2002. № 21. С.73−74.
  86. Т. Методологии оценки ИТ // Директор ИС. 2002. № 9.
  87. Дж., Вулдридж А. Магия менеджмента./Пер.с англ. М: Издательство ACT, 2004. 414 с.
  88. Л.Э., Гудкова А. А. Структура сети научных организаций: пути трансформации. М.: ЦИСН, 2004
  89. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 336 с.
  90. На пороге экономики знаний (мировая практика научно-инновационного развития) /Отв. ред. А А. Дынкин, А. А. Дагаев. М.: ИМЭМО РАН, 2004
  91. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития). /Рук. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М.: Наука, 2001.
  92. Наука и технологии в России: прогноз до 2010 года. М.: Центр исследований и статистики науки, 2000. 119 е.
  93. Наука России в цифрах 2005.Стат.сб. М.-.ЦИСН. 2006.
  94. Научный потенциал и технический уровень производства (Выпуск 3): /Под ред. Т. Е. Кузнецовой. М: Изд-во РУДН, 2005.-144 с.
  95. Национальный доклад «Инновационное развитие основа ускоренного роста экономики Российской Федерации» //М.: Ассоциация Менеджеров, 2006 г. — 84 с.
  96. P.P., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. / Пер. с англ. М.: Дело, 2002. — 536 с.
  97. Д. Институциональные изменения: рамки анализа.//Вопросы экономики. 1997. № 3.
  98. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. — М.: Фонд «Начала», 1997
  99. Обзор государственной политики развития ИКТ. Финальный отчет. Фонд экономических исследований «Новая экономика», 2002
  100. Организация: структура и сети связей. Пер. с англ./ Под ред. Джон Биллсберри. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. 83 с.
  101. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. // Поиск. 2002, № 16.
  102. А.Ю. Риски в бизнесе ИТ-услуг. // Управление современными социально-экономическими процессами: динамика, проблемы, перспективы. Сборник научных статей. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  103. С. Ставка на надежность. // Профиль, 30.05.2005, с. 58−67
  104. Я.В. Модель инновационной трансформации экономики: повышение эффективности российской инновационной системы. 2006. -64 с.
  105. Р. Корпоративное айкидо ./Пер. с англ. СПб.: Питер. — 2001.
  106. Т. Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2005. 352с.
  107. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 453 с.
  108. М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 715 с.
  109. А.Н. Конкурентоспособность и внутрифирменное стратегическое планирование. // Проблемы современной экономики, 2006, № 3(19).
  110. А. Перспективы ИТ-бизнеса в России // Компьютер пресс. 2005, № 3.
  111. А. Рынок информационных технологий в 2004—2005т годах: цифры, тенденции, прогнозы // Компьютер пресс. 2005, № 1.
  112. В. В. Российский бизнес: на пути к легализации? // Вопросы экономики. 2002, № 1
  113. В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических исследований, 1998.
  114. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Росстат. М., 2004. — 555 с.
  115. Россия в цифрах 2005.Стат.сб. М.:ЦИСН. 2006.
  116. А.Х. О проблеме формирования и развития научно-технопарковых структур // Экономика и финансы. 2004. — № 19.
  117. Т., Баранов С., К вопросу о высоких технологиях, издержках легализации и путях их снижения. // Вопросы экономики. 2004. — № 2.
  118. А.А. Механизмы инновационного развития экономики и коммерциализации технологий//Инновационные процессы и социально-экономическое развитие. М., 2004. — Вып. 2. — С. 281 — 291.
  119. Становление информационной экономики: теория и практика. Сб. научн. трудов / Под ред. Б. В. Корнейчука. СПб.: НЕСТОР, 2006
  120. .И. Концепции реинжиниринга и управление бизнес-процессами. //Проблемы современной экономики, 2007, № 1(21).
  121. И. О «технократизме» и «экономическом рационализме» в инновационном процессе. // Вопросы экономики. 2004. № 7. С.38−52.
  122. Тис Д.Дж. Получение экономической выгоды от знаний как активов // Российский журнал менеджмента. 2004. Т.2, № 1
  123. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент/ Пер. с англ. М.: Вильяме. 2007. 928 с.
  124. О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. /Пер. с англ. СПб.: Лениздат- CEV Press, 1996, 702 с.
  125. Управление изменением. Пер. с англ./ Под ред. Р. Томсон. Жуковский: МИМЛИНК, 2001.-91 с.
  126. Управление ИТ: опыт компаний-лидеров. Как информационные технологии помогают достигать превосходных результатов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  127. Ф. Конкуренция как процедура открытия //Мировая экономика и международные отношения. 1989, № 12.
  128. Дж. Брайан. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.
  129. Дж. Привычки, правила и экономическое поведение. //Вопросы экономики. 2000. № 1.
  130. П. Дж. Промышленная реструктуризация как средство усиления национальной конкурентоспособности. //Проблемы теории и практики управления. 2002, № 4.
  131. Хэмил Гэри. Дух Кремниевой Долины.//Искусство управления.2000,№ 1.
  132. Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество. Пер. с англ. Альпина Бизнес Букс, 2006. 338 с.
  133. С. Рынок информационных технологий в 2005—2007 годах: цифры, тенденции, прогнозы. // КомпьютерПресс. 2007, № 1
  134. А.А. Состояние и перспективы информационно-коммуникационных технологий в развитых странах и в России. Приложение к журналу «Информационные технологии». 2004, № 6.
  135. Ф., Вустер Т. С. Вдребезги. Новая информационная экономика и трансформация бизнес-стратегий. М.: Секрет фирмы, 2005.
  136. Т. Экономическое поведение и институты. Пер. с англ. Каждана М. Я. под науч.ред. Нестеренко А. Н. М: Дело, 2001 408 с.
  137. А.А. Корпоративное управление и реструктуризация предприятий в России: формальные институты и неформальные интересы собственников. // Экономический журнал ВШЭ, 2003. № 2,
  138. А.А. Почему в России возможен безрисковый уход от налогов? //Вопросы экономики. 2000, № 11.
  139. A New Economy? The Changing Role of Innovation and Information Technology in Growth. Paris, OECD, 2000, p. 7−8.
  140. Chamberlin E. The Theory of Monopolistic Competition. Cambridge, Mass.: Harvard University Press., 1933
  141. Dosi G., Freeman C, Nelson R. (eds). Technical change and economic theory / London, Pinter Publishers, 1988
  142. Drucker P. Managing in turbulent times. N.Y., 1980.
  143. Foyn F. Community Innovation Survey 1997/1998. Eurostat, Research and Development, Theme 9- 2.1999.
  144. Freeman C. The National System of Innovation in Historical Perspective // Cambridge Journal of Economics. 1995. Vol. 19, № 1.
  145. Iaffe A, Lerner I. Innovation and its discontents: how our broken patent system is endangering innovation and progress and what to do about it. Princeton, NJ, 2004 236.
  146. Innovation @ Technology Transfer. Special Edition. Published by the EC. Nov. 2000.
  147. Innovation policies in Europe and the US: the new agenda. B. Biegelbauer, S. Borras (eds). Aldershot, UK, 2003 325 p.
  148. Innovation, competence building and social cohesion in Europe: towards a learning society. P. Concencao, M. Heitor, B.Lundwall. Cheltenham, UK, 2003 335 p.
  149. Katz M., Shapiro C. Network externalities, competition, and compatibility // American Economic Review. 1985. N75(3).
  150. Kotler P. Marketing Management. Analysis. Planning. Implementation and Control. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, Co., 1988. — 777p.
  151. Kotter J. P., Schlesinger C. A. Choosing Strategies for Change. // Harvard Business Review, 1979, 57, N 2
  152. Lewin K., Lippit R., White R. Patterns of aggressive behaviour in experimentally created // Journal of Social Psychology. Vol. 10. Reprinted in: Pugh D. (ed) Organisational Theory. New York: Penguin Books, 1971.
  153. Lundvall B.-A. (ed). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. — L.: Pinter Publishers, 1992.
  154. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning: reconceiving roles for planning, plans, planners. New York: Free Press, 1994 — 458p.
  155. R. (ed). National Innovation Systems. A Comparative Analysis.— Oxford: Oxford University Press, 1993.
  156. North D.C. What do we mean by rationality // Public Choice. 1993.
  157. Pearce J. A., Robinson R. B. Formulation, Implementation and Control of Competitive Strategy. -: McGraw-Hill Higher Education, 1999 512 p.
  158. A., Thomas H., Whittington R. (eds.) Handbook of strategy and management. London: 2002
  159. Redwood S., Goldwasser C., Street S. Action Management: Practical Strategies for Making Your Corporate Transformation a Success. John Wiley & Sons, 1999 — 247 p.
  160. Rohlfs J. A Theory of Interdependent Demand for a Communications Service // Bell Journal of Economics and Management Science. 1974. Vol. 5. N1. P. 16−37.
  161. Smith K. The Systems Challenge to Innovation Policy. In: Polt W., Weber B. (eds.). Industrie und Glueck. Paradigmenwechsci in der Industrie und Technologiepolitik. Vienna, 1996.
  162. Vundvall B.-A. (cd.). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, Pinter Publishers, 1992
  163. Wilson R. M. Management controls and marketing planning. New York: Wiley, 1979. — 224.1. ИНТЕРНЕТ ресурсы
  164. М. «Национальные инновационные системы: основные понятия и приложения». Аналитический центр по научной и промышленной политике, Москва, 1999. http://www.shkr.ru/analitics/5.rtf
  165. В. «Актуальные проблемы формирования Российской инновационной системы».- Москва, 2002. URL: http://www.opec.ru/
  166. Информационный бюллетень Microsoft. Роль современных информационных технологий в социально-экономическом развитии. 2005, Вып. 29. http://www.microsoft.com/Rus/Government/Newsletters/
  167. В. Конкурентоспособность и ИТ: изменения в отраслевой структуре рынка ИТ-услуг. http://www.cnews.ru/reviews/free/itservice2006/
  168. В. Уральский регион ИТ-клондайк России? URL: http://www.cnews.ru
  169. Концепция развития рынка информационных технологий в РФ до 2010 года, http://www.law.politnet.ru/it.html
  170. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года. http://www.minsvvaz.ru/ministry/documents/816/823.shtml
  171. Кох Р. Закон Парето или принцип 80−20. URL: http://www.elitarium.ru/
  172. М. Емкость ИПрынка в России: варианты сценариев. 2003. CNews.ru (10 июня), http://www.cnews.ru
  173. КРОК и HP: от конкуренции — к партнерству. 2003. CNews.ru (31 марта), http://www.cnews.ru
  174. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. http://www.mon.gov.ru/
  175. Реальный ИТ-рынок. ЛИНЭКС совместно с исследовательским центром ComputerWire агентства премиум-информации по ИТ Datamonitor (Великобритания) URL: http://real-it.ru/research/RITM-2005
  176. М. Как измерить эффективность? http://www.ibusiness.ru/
  177. Системная интеграция. Есть ли место новым игрокам? 2003. (28 февраля), http://b2b.ibs.ru
  178. Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия (2002−2010 гг.)» 28 января 2002 г. URL: http://www.e-rus.ru/
  179. JI. Борьба на равных условиях.// Computerworld. 2007, № 02 URL: http://www.osp.ru/cw/2007/02/3 903 428/ p2.html.
  180. Oracle: российский рынок становится наиболее приоритетным. 2003. CNews.ru (19 марта), http://www.cnews.ru
  181. The Russian IT Market: Analysis and Review, http://www.silicontaiga.ru/
Заполнить форму текущей работой