Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация функций общественных финансов в территориально-локализованных экономических системах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее высокие темпы социального развития наблюдались по Тукаевскому, Елабужскому, Лениногорскому, Азнакаевскому и Альметьевскому муниципальным районам. Однако в сочетании с бюджетными расходами на достижение данных показателей, наиболее продуманная бюджетная политика наблюдалась по городским округам Казань и Набережные Челны и Елабужскому муниципальному району. Именно здесь, согласно нашему… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Общественные финансы в структуре финансовой системы государства
    • 1. 1. Эволюция представлений о содержании общественных финансов
    • 1. 2. Ресурсный потенциал финансов общественного сектора
    • 1. 3. Функции общественных финансов и особенности их реализации в федеративном государстве
  • 2. Бюджетная политика муниципальных образований как форма реализации функций общественных финансов в территориально-локализованных экономических системах
    • 2. 1. Анализ современного состояния бюджетной политики муниципальных образований в РФ
    • 2. 2. Факторы, оказывающие негативное воздействие на реализацию бюджетной политики
    • 2. 3. Концептуальные подходы к содержанию эффективной бюджетной политики муниципалитета 97 3. Оценка эффективности бюджетной политики муниципального образования и направления ее развития
    • 3. 1. Анализ существующих методик оценки эффективности бюджетной политики
    • 3. 2. Методика оценки эффективности бюджетной политики муниципального образования
    • 3. 3. Направления трансформации бюджетной политики муниципального образования с целью повышения ее эффективности
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Реализация функций общественных финансов в территориально-локализованных экономических системах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Начало XXI века ознаменовалось обострением противоречий между центробежными и центростремительными тенденциями развития мировой экономики, которые нашли отражение в процессах интеграции и регионализации экономического пространства Российской Федерации (РФ), в повышении уровня его поляризации. Процессы регионализации в современном российском государстве привели к усилению роли отдельных территориально-локализованных образований в обеспечении поступательной макроэкономической динамики в целом и обусловили необходимость трансформации институциональной среды с целью предупреждения дезинтеграции национальной экономической системы, что нашло отражение в реформе системы местного самоуправления, предусматривающей определенные изменения в содержании выполняемых общественными финансами функций на уровне территориально-локализованных систем. Необходимость повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами обусловлена структурной трансформацией российской экономики, включающей реформирование механизмов функционирования общественного сектора в соответствии с принципами постиндустриального общества, что выступает ключевым условием обеспечения национальной экономической безопасности, устойчивого развития и повышения качества жизни населения. Единая целевая ориентация функционирования государственных и муниципальных финансов, связанная с эффективным воспроизводством общественных благ, а также равнозначностью в контексте взаимосвязи с понятиями суверенитета и власти, обусловливает целесообразность их объединения в рамках категории общественные, или публичные финансы («public finance»).

Отсутствие в российской экономической науке и практике общепринятого определения термина «общественные финансы» и приравнивание их содержания к содержанию бюджета и бюджетной системы Российской Федерации не отрицает существования экономических отношений, которые обеспечивают формирование, распределение и использование государством и муниципальными образованиями централизованных фондов денежных средств, направленных на прирост социальной ценности и удовлетворение потребностей населения в неконкурентных и неисключаемых из потребления благах. При этом последние представлены не только услугами публичного управления, образования, медицины и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), но и системой экономической безопасности, определяющей уровень и качество жизни. В этой связи представляется целесообразным уточнение понятийного аппарата современной экономической науки в части рассмотрения общественных финансов, отражающих отношения по формированию и расходование бюджетов с позиции их влияния на составляющие качества жизни населения. Кроме того, глубокое знание теории общественных финансов и практики финансовой деятельности публично-правовых образований обусловливает трансформацию общественного сознания, что находит отражение в самоопределении граждан в качестве налогоплательщиков и потребителей публичных услуг, что, в свою очередь, является атрибутивным свойством современного гражданского общества.

Государственный сектор и неотделимый от него сектор государственного управления занимают в современных экономических системах значительное место, что находит, в частности, отражение в показателе доли расходов бюджетов в общем объеме ВВП. Согласно официальным данным, доля бюджетных расходов в ВВП РФ (под бюджетными расходами подразумеваются расходы консолидированного бюджета без расходов внебюджетных фондов) в 2012 г. составила 21%1. Это определяет повышенные требования к выполняемым общественными финансами функциям, которые традиционно выступают объектом внимания экономической науки, политических партий и социума в целом.

ЧПо данным Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru/ свободный. Проверено на 18.01.2013.

Реформирование принципов функционирования общественных финансов выступало составной частью структурной трансформации российской экономики. Ее результатами стали четкое разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями, модернизация системы управления бюджетом и бюджетными обязательствами, внедрение современных систем государственного учета и финансовой отчетности, переход на среднесрочное бюджетное планирование, бюджетирование, ориентированное на результат и др. В то же время обострились проблемы функционирования муниципальных финансов, от решения которых во многом зависит динамика показателей качества жизни местного сообщества. В настоящее время рост расходных полномочий на местном уровне не обеспечивается соответствующим увеличением источников финансированияв условиях хронической дефицитности местных бюджетов актуализируется задача повышения эффективности управления их доходами и расходами, мобилизации дополнительных доходных источников. Необходимость решения вышеуказанных проблем определило выбор темы диссертационного исследования, его теоретическую и практическую значимость.

Степень разработанности проблемы. Многогранность проблемы реализации функций общественных финансов, усложненная необходимостью ее интерпретации к условиям федеративного российского государства, предопределила необходимость обращения к работам представителей различных экономических школ и течений.

Общественные блага как результат функционирования общественных финансов исследованы в трудах А. Бергсона, Т. Скитовски, Дж. Хикса, Г. Хотеллинга и др. Дальнейшее развитие теория общественных благ во взаимосвязи с инициируемыми ими положительными внешними эффектами нашла в трудах К. Викселля, П. Диамонда, Н. Калдора, А. Линдаля, Дж. Миррлиса, А. Пигу, П. Самуэльсона, А. Сена, Дж. Хикса, Н. Штерна и др.

Основные положения теории общественных финансов представлены в трудах Э. Аткинсона, Д. Брюммерхоффа, Р. С. Гринберга, Е. Н. Жильцова, Х. Марголиса, Р. Масгрейва, А. Я. Рубинштейна, Дж. Стиглица, Х. Циммерманна,.

К.Эрроу, Л. И. Якобсона, и др. В ходе исследования использованы положения и выводы теории общественного выбора, представленные в рудах Дж. Бьюкенена, М. Кондорсе, Ж.-Д.Лафея, Д. С. Мюллера, М. Олсона, Г. Таллока, Ч. Тибу, К.Дж.Эрроу и др.

Содержание и формы экономической политики государства, характеризуемого федеративным устройством, с учетом разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями проанализированы в трудах Е. Ф. Балацкого, Н. Г. Багаутдиновой, Л. С. Бляхмана, Ю. Б. Винслава, А. Д. Некипелова, Б. Н. Порфирьева, Д. А. Рубвальтера, С. С. Сулакшина и др. Функционирование финансовой системы государства в соответствии с принципом бюджетного федерализма исследовано в работах О. Б. Богачевой, С. Д. Валентея, А. Г. Игудина, В. С. Кокова, А. М. Лаврова, Ю. И. Любимцева, Р. А. Чванова и др.

Анализ состояния межбюджетных отношений в современной российской экономике представлен в работах Р. Р. Гайзатуллина, А. Г. Гранберга, А. М. Емельянова, В. И. Клисторина, И. В. Курцева, В. Н. Лексина, А. С. Маршаловой,.

A.С.Новоселова, А. М. Озиной, С. А. Суспицына, А. М. Швецова и др. Особое значение в формировании позиции автора сыграли системы взглядов.

B.П.Горегляда, Г. И. Данчиковой, Т. В. Дорониной, Ю. А. Крохиной, Л. Р. Потоковой, Д. П. Пупенко, В. В. Сильченко, С. Г. Ходасевича, В. Б. Христенко и др.

Экономическое содержание системы местного самоуправления традиционно находилось в центре внимания российских ученых, среди которых В. П. Безобразов, А. И. Васильчиков, Л. А. Велихов, Б. Б. Веселовский, А. Д. Градовский, И. И. Дитятин, В. Ф. Тотомианц, Г. И. Шрейдер и др. Муниципальное хозяйство было предметом исследования зарубежных авторовР. Гнейста, В. Зомбарта, Э. Маркварта, А. Токвиля, Дж. Форрестера, Л. Штейна и др. Проблемам сбалансированности местных бюджетов, бюджетной политики территориально-локализованных образований с учетом реформы местного самоуправления посвящены труды С. А. Авакъяна, И. В. Данилевича, А. Г. Игудина, Н. М. Сабитовой, М. И. Ходоровича, Д. Г. Черника, В. Е. Чиркина, Н. А. Ширкевича, А. Ю. Юдина и других авторов.

Вместе с тем в современной экономической теории и практике многие вопросы формирования эффективной бюджетной политики на муниципальном уровне остаются нерешенными, что создает препятствия для достижения сбалансированности местных бюджетов. Сохраняется необходимость уточнения и развития методических подходов к оценке эффективности бюджетной политики муниципалитетов в целях ее дальнейшего совершенствования. В этой связи конструктивным представляется применение гносеологического потенциала теории общественных финансов, что определило цели, задачи и структуру диссертационной работы.

Цель диссертационной работы состоит в научном обосновании теоретико-методологического подхода к содержанию функций общественных финансов в территориально-локализованных экономических системах в составе российского федеративного государства и в разработке на основе полученных выводов практических рекомендаций по формированию бюджетной политики в муниципальных образованиях (муниципальных районах и городских округах), направленной на повышение качества жизни местного сообщества. Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:

1. Определить содержание функций общественных финансов и особенности их реализации в дифференцированном национальном экономическом пространстве федеративного государства.

2. Выявить целевой ориентир реализации функций общественных финансов в территориально-локализованных экономических системах.

3. Проанализировать противоречия между интересами агентов муниципального образования как территориально-локализованной экономической системы, разрешаемые с использованием инструментов бюджетной политики.

4. Обосновать, что комбинированным показателем эффективности исполнения общественными финансами вмененных им функций выступает качество жизни населения.

5. Разработать методику оценки эффективности реализации функций общественных финансов в муниципальных образованиях (муниципальных районах и городских округах) как территориально-локализованных экономических системах.

6. Предложить методический подход к формированию инструментария муниципальной бюджетной политики в соответствии с целевым ориентиром повышения качества жизни местного сообщества.

Объектом исследования выступают общественные финансы во взаимосвязи с параметрами развития территориально-локализованных территориальных экономических систем в составе российского федеративного государства.

Предметом исследования являются социально-экономические и организационно-экономические отношения, возникающие в процессе реализации общественными финансами функций в рамках территориально-локализованных экономических систем в составе федеративного российского государства.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, посвященные теории общественного сектора, теории общественных благ и общественного выбора, теории общественных финансов, асимметричной информации, принципам государственного регулирования экономики, а также исследования, раскрывающие закономерности формирования бюджетной системы, межбюджетных отношений, бюджетной политики.

Необходимость изучения глубинных экономических законов и форм их реализации в финансовой сфере предопределило необходимость использования гносеологического потенциала широкого круга аналитических инструментов. В этой связи в работе использованы общенаучные методы (научное абстрагирование, анализ, синтез, научная гипотеза, индукция, дедукция, единство исторического и логического) и специфические методы (метод корреляционно-регрессионного анализа, графического отображения функциональных зависимостей и схематического представления анализируемых закономерностей и ДР-).

Информационную базу диссертационной работы составляют сведения Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, официальных статистических органов зарубежных государств, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономики Республики Татарстан (РТ), Министерства финансов РТ, специализированных аналитических зарубежных компаний, Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» и др. В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы научно-практических конференций, парламентских слушаний, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и др.

В ходе подготовки диссертационного исследования изучены положения Европейской Хартии местного самоуправления, федеральные и региональные законы и подзаконные акты, акты органов местного самоуправления, в которых закреплены принципы распределения полномочий публично-правовых образований, а также программы и материалы общероссийских, межрегиональных (в частности, Координационного Совета руководителей представительных органов местного самоуправления, и др.), региональных ассоциаций муниципальных образований и др.

Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 1. Общая экономическая теория: 1.1. Политическая экономия: структура и закономерности развития экономических отношенийсобственность в системе экономических отношенийэкономические интересыфазы общественного воспроизводства, взаимосвязь его материально-вещественных и стоимостных фактороввоспроизводство общественного и индивидуального капиталаэффективность общественного производства Паспорта ВАК России специальности 08.00.01 — Экономическая теория, пункту 2. Общегосударственные, территориальные и местные финансы: 2.25. Концепция и системный анализ территориальных и муниципальных финансов, 2.30. Эффективность функционирования муниципальной системы социальных услуг.

Паспорта ВАК России специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке теоретико-методологического подхода к содержанию функций общественных финансов в территориально-локализованных экономических системах в составе российского федеративного государства и в разработке на основе полученных выводов практических рекомендаций по формированию бюджетной политики в муниципальных образованиях (муниципальных районах и городских округах), направленной на повышение качества жизни местного сообщества, что детально выразилось в следующем:

По специальности 08.00.01 — Экономическая теория:

1. Определено, что дифференциация национального экономического пространства, проявляющаяся в поляризованной аллокации факторов производства и в неравномерности распределения характеризуемых различным уровнем интенсивности трансакций, ограничивает реализацию модернизационной модели поступательной макроэкономической динамики, предъявляет качественно новые требования к механизму взаимодействия органов государственной власти (федеральных и региональных) и органов местного самоуправления, которые предусматривают использование общественных финансов в качестве инструмента обеспечения целевой, факторной и оценочной сопряженности развития национальной и территориально-локализованных экономических систем, расширение состава выполняемых ими функций за счет включения в него функции институционального проектирования и функции воспроизводства мериторных благ, а также соотнесения традиционных функций (стабилизационная, дистрибьютивная, аллокационная) общественных финансов с определенным уровнем государственного и (или) муниципального управления.

2. Доказано, что целевым ориентиром реализации функций общественных финансов в территориально-локализованных экономических системах выступает достижение социального оптимума, трактуемого как обеспечение суверенитета интересов экономических агентов (государства, предприятий и домохозяйств) при условии равенства предельной нормы замещения смешанного блага частным предельной норме трансформации смешанного блага в частное в сфере их производства для каждого потребителя, а также равенства предельной норма замещения смешанного блага общественным предельной норме трансформации смешанного блага в общественное в сфере их производства при условии взаимодополняемости социальной и экономической полезностей, допускающей существование общественных интересов, несводимых к арифметической сумме индивидуальных интересов, а также включения в совокупный спрос социальных преференций, отражающихся в интегральном индикаторе качества жизни населения.

3. Выявлены противоречия между интересами агентов территориально-локализованной системы, а именно: противоречие между интересами муниципального образования как территориально-локализованной экономической системы, обеспечивающей производство локальных общественных и мериторных благ, и индивидуальным интересом домохозяйств-потребителей данных благагентское противоречие между интересами местного сообщества (принципала), обладающего правомочиями на доход и на капитальную ценность факторов производства территории размещения, и интересами бюрократического аппарата органов местного самоуправления (агента), обладающего правомочиями на управление, что находит выражение в оппортунистическом поведении последнегопротиворечие между интересами экономических агентов в производстве экономической и социальной полезности, что предусматривает необходимость функционирования общественных финансов в соответствии с принципами территориального соответствия и субсидиарности.

4. Обосновано, что комбинированным показателем эффективности исполнения общественными финансами вмененных им функций выступает качество жизни населения, отражающее степень удовлетворения потребностей местного сообщества в экономической и социальной полезности, а также соотношение спроса и предложения общественных и мериторных благ.

По специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит:

5. Разработана методика оценки эффективности реализации функции общественных финансов в муниципальных образованиях (муниципальных районах и городских округах) как территориально-локализованных экономических системах, которая основана на сопоставлении расходов муниципального бюджета в соответствии с функциональной классификаций и динамики интегрального индикатора качества жизни населения, отражающего показатели социального развития, приведенные к сопоставимым величинам.

6. Предложен методический подход к разработке инструментария муниципальной бюджетной политики, который основан на учете диспропорций в уровнях бюджетной обеспеченности территорий, ориентирован на межбюджетное выравнивание, предполагающее устранение несоответствия между объемом расходных обязательств органов местного самоуправления и величиной закрепленных за бюджетами данных уровней доходных поступлений, стимулирование территориальных органов власти к мобилизации дополнительных бюджетных доходов на основе более полного использования и развития их собственного доходного потенциалапри этом эффективность бюджетной политики определяется как степень достижения социальных и экономических целей муниципального образования при минимизации объема расходов в рамках реализации стратегии устойчивого и сбалансированного развития территориально-локализованной экономической системы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в уточнении и развитии теории общественных финансов как теоретико-методологической основы формирования эффективной бюджетной политики в территориально-локализованных системах, в качестве которых рассматриваются муниципальные образования. Теоретические выводы диссертации являются основой для дальнейших исследований показателей эффективности муниципальной бюджетной политики в условиях федеративного государственного устройства.

Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы органами местного самоуправления в ходе разработки целевых и комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по вузовским дисциплинам «Экономическая теория», «Государственные и муниципальные финансы», «Макроэкономика», «Экономика общественного сектора» и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных, межвузовских конференциях в 2009;2012 гг., в том числе всероссийской научно-практической конференции «Инновации и высокие технологии XXI века» (Нижнекамск, 2009), российско-канадского семинара «Современные тенденции развития федеративных отношений в Канаде и Российской Федерации» (Казань, 2009), итоговой научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики» (Казань, 2010), республиканской научно-практической конференции, посвященной международному году химии «Высокоэффективные технологии в химии, нефтехимии и нефтепереработке» (Нижнекамск, 2011), международной научной студенческой конференции «Развитие инновационного потенциала молодежи: проблемы, перспективы, решения» (Мытищи, 2011), международной научной конференции «Актуальные проблемы народнохозяйственного комплекса: технологии, инновации и инвестиции» (Москва, 2012) и др.

Автором опубликовано 28 научных работ общим объемом 10,33 п.л. (авт. -10,12 п.л.), в том числе 5 статей в журналах «Экономический вестник РТ», «Региональная экономика: теория и практика», «Вестник Казанского государственного финансово-экономического института», «Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством», «Russian journal of Earth Sciences», входящих в перечень рекомендуемых ВАК России изданий для публикации материалов по докторским и кандидатским диссертациям.

Разработанные практические рекомендации использованы при разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования (МО) «Нижнекамский муниципальный район (МР)» на 2010;2012 гг., при разработке стратегии социально-экономического развития МО городской округ (ГО) Набережные Челны до 2015 г., при разработке стратегии социально-экономического развития МО «Зеленодольский МР» до 2020 г., используются в учебном процессе Ульяновского государственного технического университета по дисциплине «Экономическая теория» и Образовательной автономной некоммерческой организации «Центр реформирования предприятий» по дисциплине «Финансы и кредит», а также внедрены в научную и проектную деятельность Научно-внедренческого центра Международного исследовательского института г. Москвы, что подтверждено справками о внедрении.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило прийти к следующим заключениям:

Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Муниципальные образования после обретения финансовой самостоятельности столкнулись с проблемами формирования собственной эффективной бюджетной политики. Им необходимо помочь оценить механизмы формирования и реализации бюджетной политики, выявить собственные внутренние возможности развития, создать условия роста благосостояния населения.

Анализ таких сложных и многогранных категорий как бюджетная политика и местный бюджет позволил привести наиболее полные и экономически точные, на наш взгляд, подходы к определению сущности данных понятий. В результате чего под местным бюджетом мы предлагаем понимать совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием и использованием фондов денежных средств местных органов власти, в процессе перераспределения национального дохода, в целях обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения наиболее эффективным образом социальных потребностей общества. А под бюджетной политикой муниципального образования — приоритетные направления в области образования и расходования мобилизованных в местном бюджете средств, нацеленные на эффективную реализацию социально-экономических задач и достижение целевых параметров социально-экономического развития муниципального образования.

Рассмотрение мнений разных авторов по проблемам, вызывающим дисбаланс бюджетной системы, позволило прийти к выводу, что традиционно усилия большинства муниципальных образований и научных исследований в области бюджетной политики направлены на оптимизацию проблемных мест доходной части бюджета. Однако, на наш взгляд, необходимо переориентировать направленность бюджетной политики муниципальных образований с вышеприведенного затратного подхода на привлечение доходов. Для этого необходимо определить возможности увеличения доходной базы. На основании анализа существующих точек зрения по поводу механизмов формирования доходной части местного бюджета автором приводятся собственные рекомендации по выделению приоритетных направлений в части пополнения бюджета.

Обобщение зарубежного опыта формирования бюджетной политики территорий, позволило прийти к выводу о возможности его использования в российских социально-экономических условиях по ряду направлений. Кроме того, на взгляд авторов, его можно и усовершенствовать, увязав используемую за рубежом систему бюджетирования, ориентированного на результат, со стратегическим планированием территорий. Успех бюджетной политики муниципалитета складывается не только благодаря росту доходной части бюджета, но и грамотного расходования средств, эффективности отдачи от их использования на социальные нужды. Расходы должны быть ориентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом.

Анализ наиболее известных методик оценки эффективности бюджетной политики позволил прийти к выводу, что каждая из них обладает своими существенными достоинствами, вытекающими из четкого и логического обоснования выбранного критерия эффективности, и недостатками, возникающими в связи с невозможностью охватить всю группу факторов, влияющих на эффективность бюджетной политики муниципального образования. Кроме того, из приведенного анализа видно, что главным недостатком большинства методик является их относительная отстраненность от качества жизни населения. На наш взгляд, учитывая положения главы 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3, смысл существования муниципалитетов заключается, в том числе, и в обеспечении достойного уровня жизни своему населению. Исходя из этого, мы предлагаем новую методику оценки эффективности бюджетной политики муниципальных образований, где в качестве критерия эффективности выделяется баланс социального развития местного самоуправления относительно затрат на его осуществление. На наш взгляд, данный критерий эффективности вытекает из статьи 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, где содержится определение «принципа эффективности и экономности бюджетных средств», заключающееся в необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижении наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Естественно, что «объем средств» муниципалитета — это расходы местного бюджета, а вот что же принять за «заданные результаты». На наш взгляд, это и есть смысл деятельности муниципального образования — повышение качества жизни населения. Поэтому в основе предлагаемой нами методики лежит использование матричного подхода для отображения позиций территории среди регионов конкурентов и определения направления приоритетных сдвигов при разработке бюджетов территорий.

Данная методика применена авторами данной работы для оценки эффективности бюджетной политики 24 муниципальных образований Республики Татарстан. Совокупность полученных результатов отображена в виде матриц «Качество жизни / Расходы бюджета»:

— в целом по качеству жизни и расходам бюджета;

— по здравоохранению;

— по физкультуре и спорту;

— по образованию;

— по культурной сфере;

— по жилищно-коммунальному хозяйству.

Наиболее высокие темпы социального развития наблюдались по Тукаевскому, Елабужскому, Лениногорскому, Азнакаевскому и Альметьевскому муниципальным районам. Однако в сочетании с бюджетными расходами на достижение данных показателей, наиболее продуманная бюджетная политика наблюдалась по городским округам Казань и Набережные Челны и Елабужскому муниципальному району. Именно здесь, согласно нашему анализу, бюджетная политика муниципалитета привела к увеличению качества жизни населения, а значит, явилась наилучшей среди рассматриваемых муниципальных образований. Это крупные муниципальные образования со сравнительно большой численностью населения, они имеют важное стратегическое значение для развития Республики в целом, поэтому развитие и совершенствование их бюджетной политики должно стать примером для остальных. И наоборот, наименьшая эффективность социального развития и бюджетной политики в целом наблюдалась по Бавлинскому, Тюлячинскому, Камско-Устьинскому, Лаишевскому, Менделеевскому, Апастовскому, Атнинскому, Агрызскому, Балтасинскому, Актанышскому муниципальным районам. Главной проблемой этих муниципальных образований, по-прежнему, остается высокая дотационная зависимость от других бюджетов, что, согласно проведенному анализу, ограничивает данные муниципалитеты на пути повышения эффективности их бюджетной политики.

Анализ структуры доходной и расходной части бюджетов этих муниципальных образований позволил сформулировать рекомендации по улучшению финансовой самостоятельности бюджетов муниципальных образований. При этом собственную финансовую базу муниципальных образований составляют: налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход и налоги на имущество. Для увеличения собираемости этих налогов мы предлагаем: вести деятельность по выводу заработной платы из теневого сектора экономики через пропаганду, льготы и прочие механизмыразвивать производство, промышленность, сектор услуг, создавая рабочие места, повышая занятость трудоспособного населенияповышать мотивацию населения трудоспособного возраста к предпринимательству и трудуразвивать и поддерживать на территориях малое предпринимательство, субъекты которого являются плательщиками УСН, ЕСХН и ЕНВДразвивать сельское хозяйство, аграрный комплексразвивать брендирование и маркетинизацию территорийсоздавать благоприятную инвестиционную средупровести инвентаризацию земель и имуществаразвивать кадастровый учетпереоценить землювести эффективную муниципальную риэлторскую деятельность. Анализ неналоговых доходов в бюджете муниципальных образований Республики Татарстан, позволил определить основные направления их формирования. При этом основная часть приходится на доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества АУ, а также имущества ГУП и МУП). Использование данных видов деятельности муниципальными образованиями очень редко, единично, однако их осуществление позволит увеличить неналоговые поступления в бюджет. У многих муниципальных образований практически не ведется деятельность по получению доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, доходов от оказания платных услуг и прочих неналоговых доходов. Для увеличения собираемости этих статей бюджета мы предлагаем: расширить перечень юридически значимых действий. расширить перечень разовых платежей граждан, осуществляемых для решения конкретных вопросов местного значения сдавать имущество, находящееся в муниципальной собственности, в аренду, использовать имущество, находящееся в муниципальной собственности, для совместной деятельности с коммерческими предприятиями разработка недр, добыча полезных ископаемых. организация добывающих производств, в том числе совместных с коммерческими предприятиями привлечение для работ специалистов различных профилей по разведке месторождений. развивать деятельность муниципальных образований в рамках оказания ими услуг населению. развивать совместную деятельность муниципальных образований с коммерческими предприятиями. инвентаризация материальных и нематериальных активов, их переоценка, развивать совместную деятельность муниципальных образований с коммерческими предприятиями по использованию муниципальных материальных и нематериальных активов четкий учет и контроль за соблюдением законодательства российской Федерации. использовать возможность приращения финансовых ресурсов через деятельность на финансовом рынке. использовать право муниципального заимствования. разрабатывать и предлагать проекты, которыми заинтересуется бюджет на федеральном уровне. реализовывать идеи по увеличению инвестиционной привлекательности муниципалитета через анализ своих экономических, социальных, географических и прочих возможных преимуществ.

Таким образом, проведенный в диссертационном исследовании анализ позволил выявить факторы, оказывающие существенное влияние на бюджетную политику муниципального образования: механизм бюджетного выравнивания, система местных налогов, собираемость неналоговых доходов, межбюджетные отношения, собираемость нетрадиционных доходных источников местных бюджетов. В работе предложены пути сокращения негативного влияния этих факторов, определены возможности использования международного опыта в этих же целях. По результатам анализа преимуществ и недостатков существующих методик оценки бюджетной политики в работе сформулирован критерий эффективности как соотношение формирования и использования бюджетных средств и социально-экономического развития, на основе которого разработана методика оценки эффективности бюджетной политики муниципальных образований. Данная методика использована для оценки эффективности бюджетной политики ряда муниципальных образований Республики Татарстан за 2008 — 2011 годы, по результатам чего даны рекомендации муниципалитетам Республики в области оптимизации (совершенствования) бюджетной политики.

Основными приоритетными направлениями развития муниципального управления в области бюджетной политики являются: ориентация на активное формирование доходной части бюджета через ряд инструменты, приведенные в диссертации, принятие Стратегии развития муниципального образования и оформление в ней целевых параметров социально-экономического развития муниципалитета, использование системы бюджетирования, ориентированного на результат, в рамках Стратегии развития муниципального образования, выражение эффективности бюджетной политики как соотношения достижения социально-экономических (стратегических) целей муниципалитета и минимизации объема средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  2. Бюджетный кодекс РФ. Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  3. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ (постатейный). Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  4. Налоговый кодекс РФ. Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис». 5. «Бюджетный кодекс Республики Татарстан» от 29.05.2004 N 35−3PT (принят ГС РТ 28.04.2004) (ред. от 02.11.2012). Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЭ (ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003). Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  6. Федеральный закон от 29.12.1998 N 192-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики». Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  7. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013 2015 годах». Электронный ресурс. // http://news.kremlin.ru по состоянию на 28.06.2012.
  8. И. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 2014 годах». Электронный ресурс. // http://news.kremlin.ru по состоянию на 29.06.2011.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Электронный ресурс. // http. V/www.minfin.ru по состоянию на 30.07.2012.
  10. Решение Совета Агрызского муниципального района «О бюджете Агрызского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / Hi 111 «Гарант-Сервис».
  11. Решение Совета Азнакаевского муниципального района «О бюджете Азнакаевского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / HI 111 «Гарант-Сервис».
  12. Решение Совета Актанышского муниципального района «О бюджете Актанышского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  13. Решение Совета Альметьевского муниципального района «О бюджете Альметьевского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  14. Решение Совета Апастовского муниципального района «О бюджете Апастовского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / НПП «Гарант1. Сервис».
  15. Решение Совета Арского муниципального района «О бюджете Арского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  16. Решение Совета Атнинского муниципального района «О бюджете Атнинского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  17. Решение Совета Бавлинского муниципального района «О бюджете Бавлинского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  18. Решение Совета Балтасинского муниципального района «О бюджете Балтасинского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  19. Решение Совета Верхнеуслонского муниципального района «О бюджете Верхнеуслонского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / Hi ill «Гарант-Сервис».
  20. Решение Совета Елабужского муниципального района «О бюджете Елабужского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  21. Решение Совета Зеленодольского муниципального района «О бюджете Зеленодольского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  22. Решение Совета Камско-Устьинского муниципального района «О бюджете Камско-Устьинского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» /
  23. Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / Hi 111 «Гарант-Сервис».
  24. Решение Совета Лаишевского муниципального района «О бюджете Лаишевского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / HI III «Гарант-Сервис».
  25. Решение Совета Лениногорского муниципального района «О бюджете Ланиногорского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / HI 111 «Гарант-Сервис».
  26. Решение Совета Менделеевского муниципального района «О бюджете Менделеевского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / Hi 111 «Гарант-Сервис».
  27. Решение Совета Нижнекамского муниципального района «О бюджете Нижнекамского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / HI 111 «Гарант-Сервис».
  28. Решение Совета Новошешминского муниципального района «О бюджете Новошешминского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / HI 111 «Гарант-Сервис».
  29. Решение Совета Рыбно-Слободского муниципального района «О бюджете Рыбно-Слободского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / HI ill «Гарант-Сервис».
  30. Решение Совета Тукаевского муниципального района «О бюджете Тукаевского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / HI 111 «Гарант-Сервис».
  31. Решение Совета Тюляинского муниципального района «О бюджете Тюлячинского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  32. Решение Совета Чистопольского муниципального района «О бюджете Чистопольского муниципального района на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  33. Решение Совета МО «ГО Казань» «О бюджете МО „ГО Казань“ на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  34. Решение Совета МО «ГО Набережные Челны» «О бюджете МО „ГО Набережные Челны“ на 2008, 2009, 2010 и 2011 годы» / Справочно-правовая система «Гарант». Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  35. Национальные счета России в 2003—2010 годах. Стат. сборник/Росстат. -М., 2011.-333 с.
  36. Г. Г., Султанова Д. Ш. Стратегическое управление территориальными экономическими системами / Казань: Центр инновационных технологий, 2011. 252 с.
  37. Ю.В. Муниципальная экономика: тенденции и перспективы развития. Науч. изд. Екатеринбург.: 2006. -108 с.
  38. К. К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. М.: Дело и Сервис, 2005 — 240 с.
  39. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации. Национальный фонд подготовки кадров. М., 2009.
  40. Бюджетная система Российской Федерации /М.В. Романовский и др.- М.: Юрайт, 2005.-236 с.
  41. Бюджетный процесс в зарубежных странах / Коллектив авторов: Касеткина Н. М., Ковачева Д. А. и др. М.: ИНКООН, 2009. — 298 с.
  42. A.A. Муниципальное управление / ИП Гладкова О. В., 2004. 454 с.
  43. М.А. Вопросы реализации актов местного самоуправления-Обнинск: Институт муниципального управления, 2008. 94 с.
  44. М.А. Оценка эффективности проектов местного самоуправления: Методы экспертной оценки.- Обнинск: Институт муниципального управления, 2008.- 124 с.
  45. М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: Основные этапы внедрения на местном уровне. М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. — 548 с.
  46. Ефимова J1. А., Макарова С. Д., Мамкина М. Ю. Теоретические, методологические и практические аспекты бюджетного федерализма. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2004. 377 с.
  47. А. М. Бюджетная реформа 2001−2007 годов: от управления затратами к управлению результатами. М.: ИРОФ, 2006. 230 с.
  48. P.A., Пегги Б. Масгрейв П. Б. Государственные финансы: теория и практика. М.: Издательский дом «Бюджет», 2010. — 725 с.
  49. Организация административного мониторинга социальных программ на региональном и местном уровнях / Под ред. А. Л. Александровой М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. — 52 с.
  50. А.Г. Процессуальные нормы бюджетного права/Спб.: Питер, 2006. -197 с.
  51. М.И. Бюджетная политика в системе управления социальной сферой (на примере образования): Монография. СПб.: Спец-Лит., 2009. — 271 с.
  52. Правовое обеспечение экономических реформ. Бюджет и межбюджетные отношения. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007. 378 с.
  53. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма. /Под общ. ред. Кристин Валлих. М.: Известия, 2008. — 207 с.
  54. A.B. Проблемы государственной бюджетной политики/М.: Дело, 2004.-227 с.
  55. Н.И. Финансовое право/М: «Юристъ», 2004.-256 с.
  56. В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы/М.: Дело, 2005. -288 с.
  57. С. А. Бюджетная политика унитарного государства (На примере Республики Казахстан): Дис.. канд. экон. наук: 08.00.1 О/Новосибирск, 2004. -234 с.
  58. А. В. Социальные обязательства государства и механизм их ресурсного обеспечения налоговой системой: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10/ Москва, 2002. 164 с.
  59. А. А. Бюджетная политика в сфере расходных полномочий субъекта Российской Федерации и муниципального образования: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10/Волгоград, 2004. 191 с.
  60. И. Б. Региональная бюджетная политика в условиях развития бюджетного федерализма: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10/ Волгоград, 2006. -182 с.
  61. В. П. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации в условиях трансформации экономики (Вопросы теории и практики): Дис.. д-ра экон. наук: 08.00.10/Москва, 2005. 352 с.
  62. А. А. Бюджетная политика обеспечения финансовой безопасности субъектов Российской Федерации: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10/ Волгоград, 2002. 203 с.
  63. Т. М. Бюджетная политика современной России и ее реализация на субфедеральном уровне: Дис.. д-ра экон. наук: 08.00.10/ Саратов, 2003. 418 с.
  64. В. Н. Координация бюджетной политики стран-членов Европейского союза: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10/ Москва, 2006 161 с.
  65. Н. П. Формирование эффективной бюджетной политики Краснодарского края в условиях бюджетной реформы дис.. канд. экон. наук: 08.00.10/ Краснодар, 2006. 225 с.
  66. Т. Г. Концепция эффективной бюджетной политики: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01, 08.00.10 Москва, 2006. 231 с.
  67. Д. М. Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10/ Москва, 2003, — 158 с.
  68. Е. В. Влияние бюджетной политики на социально-экономическое положение региона на примере Республики Дагестан: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10
  69. С. Н. Эффективность сглаживания пространственной поляризации социально-экономического развития региона бюджетными методами управления (На материалах Кабардино-Балкарской Республики): Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Нальчик, 2005. 158 с.
  70. Бюджетное право: вопросы теории и практики. Сборник статей/Спб.: Питер, 2002.-319 с.
  71. O.E. Бюджетная политика как фактор формирования эффективной государственной инвестиционной политики в России / Предпринимательство.2008. № 4. С. 98−101.
  72. Т.Н. К вопросу о необходимости реформирования задач системы управления долгом в бюджетной политике субъекта РФ // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2012. № 4. С. 052−054.
  73. A.A. Бюджетная политика России в условиях финансового кризиса // Право и управление. XXI век. 2012. № 3. с. 73−79.
  74. A.A. Совершенствование правовых основ финансового (бюджетного) контроля в Российской Федерации/ Законодательство и экономика, 2009. № 1.-С. 25−31.
  75. Ю.Ф. Бюджетная политика: проблемы государственного долга западных стран и мировой финансово-долговой кризис // Финансовый бизнес. 2012. № 5. С. 12−18.
  76. P.P. Реформирование бюджетной сферы в Республике Татарстан // Финансы. 2011. № 9. С. 45−61.
  77. P.P. О совершенствовании мобилизации земельных платежей // Финансы. 2011. № 10. С. 33−40.
  78. H.H. Генезис методологии распределительных отношений в механизме формирования региональных финансов. Журнал «Предпринимательство», № 4, 2006.-С. 17−24.
  79. H.H. К вопросу о финансово-экономических рычагах регулирования межбюджетных отношений. Аспирантский сборник, № 4, 2006. -С. 19−28.
  80. H.H. Налоговый федерализм в системе межбюджетных отношений. Сборник научных трудов (выпуск 6). Под общей редакцией проф. Пилипенко H.H. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.- С. 22−30.
  81. JI.A. Налогово-бюджетная политика в структуре императивов стратегического развития экономики России: концептуальный аспект // Научный потенциал. 2012. № 4. С. 18−22.
  82. В.А. Бюджетная политика Российской Федерации: проблемы, задачи и цели на современном этапе // Вопросы экономических наук. 2012. № 4. С. 18−20.
  83. Е.Б., Беликова O.A. Региональная бюджетная политика как инструмент развития региональной социально-экономической системы // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. Т. 37. № 5. С. 70−75.
  84. В.В., Чимитдоржиева Е. Ц. Влияние мирового кризиса на бюджетную политику субъектов Российской Федерации / Экономический журнал. 2009. Т. 16. № 2. С. 18−32.
  85. И.Е. Эффективная бюджетная политика на уровне муниципального образования // Муниципальная академия. 2012. № 2. С. 21−26.
  86. E.K. Совершенствование экономической политики в условиях формирования инновационной экономики // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 1−2. С. И -21.
  87. Е.К. Модернизация государственной экономической политики: антикризисный формат // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2011. № 4 (18). С. 12−33.
  88. B.C. Социальная политика: контроль за расходованием бюджетных средств // Вестник АКСОР. 2012. № 4. С. 72−74.
  89. Д.Л. Проблемы определения бюджетных средств / Налоговый вестник, 2009, № 10. С. 29−41.
  90. П.В. Бюджетная политика властей в условиях мирового экономического кризиса: государственные долги // Проблемы прогнозирования. 2012. № 1. С. 117 129.
  91. Н.М. Государственная финансовая политика: проблема целей // Финансы и кредит, 2010. № 27. С. 5 19.
  92. Н.М. О сущности финансов: в продолжение дискуссии // Финансы.2012.№ 6. С 21 32.
  93. Н.М. Организационные принципы бюджетной системы Российской Федерации // Финансы и кредит.2013. № 2. С. 8 22.
  94. Н.М. Развитие бюджетного устройства Российской Федерации // Финансы. 2013.№ 2. С. 25 34.
  95. A.A. Государственная политика в сфере повышения эффективности бюджетных расходов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2012. № 1. С. 32−39.
  96. М.У. Бюджетные риски, обусловленные финансово-бюджетной политикой субъекта Российской Федерации (муниципального образования) // Финансы и кредит. 2010. № 43. С. 63−67.
  97. Г. Н. Налоговая политика увеличения бюджетных доходов и создания стимулов инновационной активности // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2012. № 11. С. 18−21.
  98. B.C. Бюджетная политика как фактор обеспечения устойчивого развития России // Финансовые исследования. 2012. № 4. С. 22−30.
  99. O.A. Сравнительный анализ Российской и Германской бюджетных политик как основы формирования модели оптимальной структуры доходов Федерального бюджета // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2012. № 32. С. 109−122.
Заполнить форму текущей работой