Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристики кардиоинтервалов у детей 6-8 лет с различной самооценкой при припоминании поощрения и наказания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствие с задачами исследования были разработаны методы изучения взаимосвязи вариаций кардиоритма с самооценкой. Проведенное эмпирическое исследование показало, что методики Дембо-Рубинштейн и «Лесенка» выявляют различное число детей, относящихся к одним и тем же уровням самооценки. В практике психологов их легко заменяют одну другой. Однако они обе попали в один фактор факторного анализа… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ КАРДИОРИТМА У ДЕТЕЙ 6−8 ЛЕТ С РАЗЛИЧНОЙ САМООЦЕНКОЙ ПРИ ПРИПОМИНАНИИ И ВЕРБАЛЬНОМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
    • 1. 1. Проблема изучения и описания самооценки
    • 1. 2. Параметры, влияющие на самооценку
      • 1. 2. 1. Влияние системы поощрения и наказания в семье на самооценку ребенка
      • 1. 2. 2. Эмоциональное развитие ребенка как основа формирования самооценки.33 ¦
    • 1. 3. Вариабельность сердечного ритма как психофизиологический, метод. регистрации эмоционального состояния ребенка
    • 1. 4. Специфические особенности развития детей 6−8 лет
  • Выводы по аналитическому обзору литературы
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика выборки
    • 2. 2. Методика исследования
    • 2. 3. Процедура исследования
    • 2. 4. Методы статистической обработки результатов
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Описание самооценки детей 6−8 лет
    • 3. 2. Влияние системы поощрения и наказания в семье на самооценку ребенка 6−8 лет
    • 3. 3. Полоспецифические параметры взаимосвязи самооценки и эмоционального реагирования при поощрении и наказании младших школьников
    • 3. 4. Характеристики кардиоинтервалов у детей 6−8 лет при припоминании поощрения и наказания
    • 3. 5. Дифференциальный анализ уровней самооценки у детей с различными характеристиками кардиоинтервалов при припоминании наказания и поощрения
  • ВЫВОДЫ

Характеристики кардиоинтервалов у детей 6-8 лет с различной самооценкой при припоминании поощрения и наказания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение самооценки ребенка — одна из наиболее проблемных тем современной психологии, что обнаруживается в разнообразии подходов к ее исследованию и пониманию (Ананьев, 1948; Божович, 1979; Столин, 1983, Джеймс, 1991; Рубинштейн, 1999; Асмолов, 2002; Diggory, 1966; Coopersmith, 1967, Watson е.а., 2002). Общим для всех исследований самооценки является лишь то, что самооценка оказывает существенное влияние на все аспекты человеческой жизнедеятельности, часто разные на разных этапах его развития (Галкина, 1985, 1990; Соколова, 1989; Захарова, 1993; Бороздина, Молчанова, 2001; Rosenberg е.а., 1995; Mruk, 1999; Tafarodi е.а., 2001). Более того, она рассматривается сейчас как один из важнейших ресурсов, обеспечивающих психологическое благополучие человека (Пантилеев, 1991; Ложкин, Рождественский, 2004; Demo, 1992; Beike, Niedenhal, 1998; Crocker, Luhtenan, 2003; Blankstein e.a., 2008).

Основная^ проблема изучения самооценки ребенка связана с методами ее описания'. Самооценка взрослого опирается, прежде всегона достижения, которые может оценить независимый наблюдатель и позднее сделать вывод о ее адекватности. Самооценка детей не может опираться на внешне оцениваемые достижения, которых еще недостаточно, и поэтому она полностью держится на внутренних представлениях значимых для ребенка взрослых. Различные подходы к описанию самооценки порождают и споры, связанные со способами ее описания (Шварцер и др., 1996).

Столь пристальное внимание к этой проблеме обусловлено тем, что самооценка — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста (Выготский, 1991), формирующееся в условиях, в которых ребенок не только-объект, но и субъект оценочной деятельности, поскольку он учится оценивать себя, ориентируясь на оценки наиболее близких людей, прежде всего, родителей (Абульханова-Славская, 1991, 2005).

Оценивать себя человек может, только сопоставляя с чем-то или кем-то на основе выработанной системы ценностей. Ребенок, воспитывающийся в семье, в качестве таких значимых параметров интуитивно выбирает личностные и поведенческие особенности близких ему людей, обычно — родителей. Именно поэтому столь велика роль семьи в формировании самооценки (Соколова, Чеснокова, 1986; Изотова, Никифорова, 2004; Бадмаев, 2000).

Наиболее типичным способом взаимодействия ребенка и родителей, в котором и формируется ценностная шкала ребенка, является поощрение и наказание. Они создают одну из наиболее эмоциональных ситуаций, в которых оценочный опыт ребенка оттачивается (Строганова, 2005; Николаева, 2006). В то же время нет достаточных экспериментальных данных о влиянии как всей системы, так и отдельно поощрения или наказания на формирование самооценки. Подписание Российской федерациейконвенции о правах ребенка предполагает определенные действия по защите прав детей в семье. Между тем имеющиеся данные, свидетельствуют о том, что уже в 5−7 лет у части детей наблюдаются искаженные реакции на эмоциональное воздействие, причиной которых является именно дисгармоничность наказания и поощрения в семье (Николаева, 2006). Но искаженное восприятие может напрямую предопределять изменение и самооценки.

Следовательно, при определенных условиях воспитательные воздействия в семье могут быть не фактором гармоничного развития личности и, соответственно, самооценки, а фактором нарушения такого развития, что может отразиться не только на формировании самооценки, но и на психофизиологическом состоянии, прежде всего на • снижении ресурсов* по преодолению тех или иных проблем (Greenberg, 1992; Emler, 2001; Ashby, Rice, 2002). Непосредственное изучение методов поощрениями наказания в семье невозможно. Однако возрастные особенности младшего школьника таковы, что он весьма живо припоминает эмоциональные события. Если в раннем детстве малыш структурировал свои представления о мире так, как воспринимал его и запоминал, то позднее по мере освоения опыта человечества, зафиксированного в языковых связях и конструкциях, он начинает воспринимать свое окружение и запоминать его так, как он его мыслит (Выготский, 1997; Лурия, 1999). Это предполагает возможность изучения эмоциональных ситуаций, возникающих в процессе поощрения и наказания, через представления детей, через их осмысление этой ситуации. Безусловно, этот процесс осмысления искажает реальность, но в полной мере соответствует внутренней реальности ребенка, частью которой и является самооценка (Peace, Porter, 2004; Bohanek е.а., 2005). Эта внутренняя реальность также обнаруживается в его психофизиологических реакциях.

Одним из наиболее чувствительных инструментов оценки психофизиологических реакций организма, отражающих его адаптационные возможности, являются характеристики кардиоинтервалов, в которых обнаруживается специфика вегетативной регуляции кардиоритма (Баевский и др., 1984, 2000; Василевский и др., 1993; Безруких и др, 2009; Malik, Camm, 1993; Malliani е.а., 1994). Болеетого, прогностические возможности этой оценки возрастают, когда исследуется переходное или эмоциональное состояние. При переживании эмоций у одних людей возможно нарастание вариабельности сердечного ритма, у других, напротив, — ее уменьшение, что отражает субъективную оценку ситуации и ее последствий для них (Myrtek, 2004).

В 70−80-х годах 20 века появился новый способ спектрального анализа ритма сердца, достаточно эффективно описывающий активацию симпатического или парасимпатического звеньев вегетативной нервной системы (Баевский, 1979, 2000; Heart., 1996). Особенность метода заключается в его возможности описания изменений кардиоритма как следствия его центральной регуляции, связанной с когнитивной оценкой человеком происходящих событий (Myrtek, 2004).

Можно предположить, что сопоставление самооценки ребенка с характеристиками его кардиоинтервалов при переживании эмоциональных событий позволит более объективно оценивать представление ребенка о себе, с одной стороны, и понять механизм связи самооценки с адаптационными возможностями организма, — с другой. Показано, что самооценка человека меняется на разных этапах его жизненного пути (Молчанова, 2006; Koivula е.а., 2002) и существенно зависит от пола (Соколова, 1989; Kling, 1999). Именно поэтому изучение связи самооценки с характеристикой кардиоинтервалов мальчиков и девочек в период ее активного становления (6−8 лет) представляется особенно актуальным. В то же время современных практических и теоретических данных не достаточно для однозначного l описания этой проблемы. Именно этим обусловлен выбор цели и задач исследования:

Цель исследования: изучить характеристики кардиоинтервалов у f детей 6−8 лет с различной самооценкой при припоминании поощрения и наказания.

Объект исследования: 119 детей 6−8 лет.

Предмет исследования: характеристики кардиоинтервалов детей 6−8 лет с различной самооценкой при припоминании поощрения и наказания.

Гипотезы исследования:

• представления ребенка о методах наказания и поощрения, примененных к нему, различным образом связаны с его самооценкой;

• припоминание и вербальное воспроизведение ребенком ситуаций поощрения и наказания неодинаковым образом отражается в вариабельности его кардиоритма и опосредуются его самооценкой;

• существуют полоспецифические особенности связи самооценки с переживаниями ребенка при припоминании ситуаций наказания и поощрения.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

1. выполнить теоретический анализ проблемы взаимосвязи вариабельности кардиоритма при эмоциональных состояниях с самооценкой детей младшего школьного возраста;

2. описать самооценку детей 6−8 лет, используя наиболее применяемые методики- •<

3. изучить влияние системы поощрения и наказания на самооценку детей младшего школьного возрастач.

4. исследовать полоспецифические особенности связи характеристик кардиоинтервалов с самооценкой;

5. исследовать характеристики кардиоинтервалов при припоминании ситуаций поощрения и наказания;

6. сравнить характеристики кардиоинтервалов при припоминании поощрения и наказания у детей 6−8 лет с разной самооценкой.

Методологической основой диссертационного исследования являются теория культурно-исторической обусловленности психического развития ребенка JI.G. Выготского (1982;1984), положения субъектного подхода (Абульханова-Славская, 2005), представление о самооценке как о важнейшем ресурсе человека (Рубинштейн, 1999; Diggory, 1966; Coopersmith, 1967; Demo, 1992), концепция иерархической организации субъективной реальности (Небылицин, 1976; Ананьев, 1977; Хомская, 1987, 1996; Александров, 1997), представления о психофизиологических механизмах, лежащих в основе эмоционального реагирования (Бехтерева, 1997; Баевский и др., 2000; Myrtek, 2004). Мы опирались на основные принципы методологии психологической науки — принцип отражения, — принцип детерминации, принцип единства сознания и деятельности, принцип дополнительности.

Для решения поставленных цели и задач в соответствии с гипотезой и объектом исследования, а также с учетом возрастных особенностей детей было проведено диагностическое исследование с использованием следующих методов:

• методика «Лесенка» (Щур, 1982) для описания самооценки;

• методика Дембо-Рубинштейн для описания самооценки (1970)-'.

• анализ вариабельности, сердечного ритма ребенкав трех экспериментальных ситуациях: фоновая запись, запись< кардиоритма отдельно при припоминании ребенком поощрения и наказания в семье с использованием программно-аппартного комплекса «Омега-М» ;

• вопросник осознанности использования системы поощрения и наказания в семье (Николаева, 2002).

Экспериментальная база: в эксперименте, который проводился с 2006 по 2008гг., принимали участие 119 первоклассников в возрасте 6−8 лет из двух гимназий (42 гимназии Приморского и 271 гимназии Красносельского районов) г. Санкт-Петербурга.

Достоверность результатов исследования обеспечена изучением и анализом научных источников по проблеме исследованиярепрезентативностью выборкииспользованием методов диагностики, адекватных возможностям детей 6−8 летиспользованием инструментальных методов диагностикиусловиями процедуры обследования детейприменением необходимых методов статистической обработки данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Представления ребенка о методах наказания, применяемых по отношению к нему, отражаются в его самооценке. В большей мере снижают самооценку ребенка вербальные методы, в которых родители напрямую оценивают ребенка. Представления ребенка о методах поощрения, применяемых по отношению к нему, не влияют на самооценку.

2. Полоспецифичными являются самооценка и чувства ребенка при поощрении. У девочек выше самооценка, и они менее выражено реагируют на поощрение, чем мальчики. Характеристики кардиоинтервалов при припоминании поощрения и наказания не1 зависят от пола.

3. Параметры системы наказания не влияют на характеристики.' кардиоинтервалов ребенка при припоминании и вербальном воспроизведении им как ситуаций поощрения, так и наказания. Параметры системы поощрения в значительной мере влияют на вариабельность кардиоритма: чем чаще родители используют тактильное поощрение, тем выраженнее вариабельность кардиоритма при припоминании поощрения и более ригиден ритм при припоминании наказания. Система поощрения предопределяет адаптационный ресурс, обусловленный самооценкой.

4. Характеристики кардиоинтервалов при припоминании и вербальном воспроизведении ребенком 6−8 лет ситуаций поощрения и наказания связаны с самооценкой ребенка. Средний уровень самооценки отмечается у детей, которые реагируют увеличением вариационного размаха кардиоинтервалов в ситуации поощрения и уменьшением этого показателя в ситуации наказания. Низкий уровень самооценки связан с увеличением вариационного размаха кардиоинтервалов при припоминании ребенком наказания.

Научная новизна исследования. Впервые экспериментально определены характеристики кардиоинтервалов у детей при припоминании ситуаций наказания и поощрения с разным уровнем самооценки. Описаны методы наказания и поощрения, применяемые к детям в настоящее время. Обнаружена связь самооценки ребенка с методами наказания и отсутствие таковой с методами поощрения. Показана связь особенностей эмоционального реагирования ребенка, отраженного в характеристиках кардиоинтервалов, с системой поощрения в семье. Выявлено влияние пола на самооценку и восприятие поощрения в семье. Обнаружено, что характеристики кардиоинтервалов при припоминании поощрения, и наказания! неодинаковым образом связаныс низким, средними.- высоким уровнями самооценки ребенка 6−8 лет. Психофизиологические характеристики позволяют определять адекватность и неадекватность самооценки ребенка.

Теоретическая значимость исследования. Расширено представление о самооценке как об адаптационном ресурсе человека. Показана связь разных уровней самооценки с характеристиками кардиоинтервалов при припоминании поощрения и наказания детьми 6−8 лет. Продемонстрирована роль поощрения в1 семье в формировании особенностей вегетативной1 регуляции в эмоциональных ситуациях. Выявлено влияние наказания в семье на уровень самооценки детей 6−8 лет.

Практическое значение исследования заключается в описании особенностей определения самооценки с помощью методик «Лесенка» и.

Дембо-Рубинштейн у детей 6−8 лет. Показаны критерии адекватности реагирования ребенка на эмоциональные стимулы с помощью оценки вариабельности сердечного ритма при припоминании ситуаций наказания и поощрения в семье. Данные об условиях формирования адекватной самооценки у детей 6−8 лет можно использовать в практике обучения учителей и воспитателей детских садов, при разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей. Эти данные могут излагаться в лекционных курсах по возрастной психологии и детской психологии.

Рекомендации по применению результатов исследования.

Данные могут быть использованы в рамках чтения лекций по дисциплинам «Психология человека» и «Детская практическая психология». Они могут войти в состав психологических дисциплин, предлагаемых на курсах повышения квалификации воспитателей детских садов и учителей начальных классов., ;

Апробация и внедрение результатов исследования j.

Апробация диссертационных положений/разработок проходила на заседаниях кафедры психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А. И. Герценамеждународных, всероссийских конференциях, семинарах, выставках и форумах: выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ-2005, (Москва, 2005) — научно-практической" конференции «Ананьевские чтения — 2005» (Санкт-Петербург, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции «Природные факторы и социальные условия успешности обучения» (Санкт-Петербург, 2005) — международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психея-форум» (Самара 2005;2007) — международном форуме «Образ Российской психологии в регионах страны и в мире» (г. Сочи, 2006) — межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2006) — одиннадцатой Санкт-Петербургской ассамблее молодых ученых и специалистов (Санкт-Петербург, 2006) — Всероссийской научно-практической конференции «Диагностика и профилактика школьной дезадаптации» (Санкт-Петербург, 2006) — X юбилейной Международной межвузовской научно-практической конференция «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2007) — Третьей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вызовы эпохи в аспекте психологической науки и практике» (Казань, 2007) — XIV международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство» (Санкт-Петербург,.

2007) — 13-ой Европейской конференции психологии развития (Иена, Германия, 2007) — тринадцатой Санкт-Петербургской ассамблее молодых ученых и специалистов (Санкт-Петербург, 2008) — семинаре ассоциации !• культуротворческих школ России «Культуротворческая школа» (Санкт-Петербург, 2008) — научно-практическом семинаре «Диагностика, коррекция и профилактика аддиктивных форм поведения и развития» (Санкт-Петербург,.

2008).

Материалы диссертационного исследования отражены в публикациях:

1. Буркова С. А. Особенности самооценки детей 6−8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций // Известия Российского государственного педагогического университета им-, А. ИГерцена- № 98. — СПб., 2009. С. 252−255. — 4,0 стр./0,25 шл.

2. Буркова С. А. Специфика самооценки первоклассников' с разным уровнем адаптации организма к среде и профилактика-, аддикций в более позднем возрасте / Диагностика, коррекция и профилактика аддиктивных форм поведения и развития: Материалынаучно-практического семинара. — СПб., 2008. — С. 19−24. — 6 стр./0,3 п.л.

3. Буркова С. А., Луняев Е. В. Культуротворческий компонент в начальной школе: поиск оптимальных путей становления личности (опыт исследования самооценки детей 6−8 лет) / Культуротворческие школы: Материалы семинара ассоциации культуротворческих школ России. — СПб., 2008. — С.207−222. — 16 стр./0,9 п.л.

4. Буркова С. А., Николаева Е. И. Связь самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников // Журнал «Ученые записки» СпбГМУ им. академика И. П. Павлова. 2008. Том XV, № 4. С.45−48 — 4 стр./0,25 п.л.

5. Буркова С. А. Самооценка первоклассников и ее психофизиологические корреляты в рамках культуротворческой школы / Психологические исследования: Сборник научных трудов. — Самара, 2008, выпуск 6. — С. 117−127 — 11 стр./ 0−7 п.л.

6. Буркова С. А. Влияние системы поощрения и наказания используемойв семье, на. самооценку ребенка / Вызовы эпохи в аспекте: психологической науки и практике: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Казань: ЗАО «Новое знание», 2007. — С .592−596. — 5 стр./0,25 п.л.

7. Буркова С. А., Николаева Е. И. Самооценка в структуре здоровья старших дошкольников и первоклассников / Здоровье подрастающего поколения мегаполиса: Сборник трудов к 20-летнему юбилею кафедры. — СПб., 2007. — С. 152−158- - 7 стр./0−4 п.л.

8. Буркова С. А. Особенности вариаций сердечного ритма у старших дошкольников и первоклассниковs с различным уровнем, самооценки / Ребенок в современном мире. Образование и детство: Материалы XIV международной5 конференции. — СПб.: Изд-во РГТГУ им. А. И. Герцена, 2007. — С. 374−376. — 3стр./ 0,2 п.л.

9. Буркова С. А. Особенности самооценки детей 5−8 лет с дифференциальными показателями активности сердца в эмоциональной ситуации / Образ российской психологии в регионах страны и в мире: Материалы Международного Форума, г. Сочи. — М.: Институт психологии РАН, 2006. — С. 152−157. — 6 стр./0,3 п.л.

10. Буркова С. А., Николаева Е. И. Специфика вариации сердечного ритма у первоклассников с различным уровнем самооценки / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — СПб., 2006. — С.22−26. — 5 стр./0,25 п.л.

11. Буркова С. А. Особенности самооценки первоклассников в эмоциональной ситуации / Психология XXI века: Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. — СПб., 2006. — С. 104−106. — 3 стр./0,2 п.л.

12.Буркова С. А. Восприятие эмоциональной информации у первоклассников с разной самооценкой / Ананьевские чтения — 2005: Материалы научно-практической конференции. — СПб., 2005. — С.454−455.-2 стр./0,15 п.л.

13. Буркова С. А. Особенности изучения самооценки у детей 6−8 лет / Известия ТРТУ (тематический' выпуск: «Гуманитарные проблемы современной психологии»). — 2005, № 7 — С. 64−65. — 2 стр./ОД 5 п.л.

14. Буркова С. А., Николаева Е. И. Подходы к описанию самооценки: постановка проблемы / Природные факторы и социальные условия успешности обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб., 2005. — С. 265−271. — 7 стр./ 0,4 п.л.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации занимает 131 страниц, общий объем диссертации 151 страниц.

Список литературы

включает 207 наименований, из них 167 работ отечественных авторов и 40 иностранных. Основной текст диссертации содержит 4 таблицы и 21 рисунок, а также 5 приложений.

выводы.

1. Обнаружено, что наиболее распространенные методики определения уровней самооценки детей 6−8 лет (методики Дембо-Рубинштейн и «Лесенка») дают различные результаты, в которых отражаются различные аспекты самооценки. Согласно методике Дембо-Рубинштейн, дети распределяются по трем уровням самооценки, тогда как согласно методике «Лесенка» те же дети распределяются только по 2 уровням. По всем методикам у детей преобладает высокая самооценка.

2. Показано, что методы наказания, о которых говорят дети, можно сгруппировать следующим образом: вербальное (79%), лишение удовольствия (12%), физическое наказание (9%). Наши данные показывают, что практически* 40% детей испытывают чувства, свидетельствующие о неэффективности применяемого к ним метода-наказания. Методы поощрения, которые упоминают дети, включают вербальное поощрение (60%), разрешение что-либо делать (18%), тактильное (13%), материальное (7%), 2% детей утверждают, что их не поощряют. 24% детей испытывают чувства, свидетельствующие о нарушении всей системы наказания и поощрения в семье.

3. Выявлено, что самооценка, выявленная с помощью методики Дембо-Рубинштейнзависит от методов наказания в семье, о которых сообщают дети: детикоторых наказывают, используя крик, имеют, самую низкую самооценку. Дети, сообщающие о физическом наказании или о том, что-их изолируют, или? о том, что на них обижаются родители, чаще имеют высокую самооценку. Ни один из параметров поощрения не оказал влияния на самооценку.

4. Определено, что самооценка у девочек 6−8 лет выше, чем самооценка мальчиков того же возраста. В большей мере это касается самооценки по шкале «Ум» методики Дембо-Рубинштейн, по которой девочки получают больший балл, чем мальчики. Мальчики более эмоционально реагируют на поощрение, чем девочки.

5. Доказано, что только система поощрения влияет на характеристики кардиоинтервалов. Если при припоминании и вербальном воспроизведении ситуации поощрения в семье ребенок говорит о тактильном контакте, у него более вероятны снижение вариабельности кардиоинтервалов при припоминании наказания и повышение вариабельности при припоминании поощрения. Если ребенок утверждает, что его не хвалят, отмечается обратная направленность изменений вариабельности кардиоинтервалов при поощрении и наказании.

6. Показано, что высокий и низкий уровни самооценки (определенной с помощью методики «Лесенка») встречаются у детей, у которых выражены парасимпатические реакции при припоминании наказания (реакция страха). Уровни самооценки, определенные с помощью методики Дембо-Рубинштейн не связаны с характеристиками кардиоинтервалов ни при наказании, ни при поощрении.

7. Средний уровень самооценки (оцененный с помощью методики «Лесенка») чаще встречается у детей, у которых увеличивается вариационный размах кардиоинтервалов относительно фона при припоминании и вербальном воспроизведении ситуаций поощрения и уменьшается вариационный размах при припоминаниии вербальном воспроизведении ситуаций наказания.

8. Самооценка, выявленная с помощью методики «Лесенка», в большей мере связана с эмоциональностью, зафиксированной в характеристиках кардиоинтервалов при припоминании ситуаций поощрения и наказания, тогда как самооценка, определенная с помощью методики Дембо-Рубинштейн, в большей мере связана с вербальными методами наказания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ в нашем исследовании показал различную зависимость самооценки от множества факторов. Среди них наиболее значимыми были факторы, связанные с особенностями воспитания ребенка и эмоциональной атмосферой в семье. Поскольку самооценка является основным новообразованием данного возраста (6−8 лет), важно ее адекватное формирование. Все это свидетельствовало о крайней актуальности изучения взаимосвязи самооценки с системой поощрения и наказания. Более того, и система наказания, и самооценка влияют на психосоматическое здоровье ребенка, которое можно оценить с помощью регистрации вариабельности кардиоинтервалов.

Теоретическое исследование позволило обосновать нашу точку зрения о том, что поощрение и наказание различным образом отражаются в самооценке и что различные уровни самооценки, связаны с различными характеристиками кардиоинтервалов.

В соответствие с задачами исследования были разработаны методы изучения взаимосвязи вариаций кардиоритма с самооценкой. Проведенное эмпирическое исследование показало, что методики Дембо-Рубинштейн и «Лесенка» выявляют различное число детей, относящихся к одним и тем же уровням самооценки. В практике психологов их легко заменяют одну другой. Однако они обе попали в один фактор факторного анализа, следовательно, они отражают различные аспекты самооценки. Наши данные свидетельствуют о том, что результаты методики Дембо-Рубинштейн, при выполнении которой ребенок отвечает на вопросы, в значительной мере зависят от вербальных методов наказания в семье. Уровни самооценки согласно методике «Лесенка», при проведении которой ребенок выполняет действия, не ориентируясь на внешнюю вербальную систему, в большей мере связаны с характеристиками кардиоинтервалов.

В раннем детстве и родители, и ребенок предожидают понимание при общении, поэтому оно приносит взаимную радость (Ушакова, 2002; Николаева, 2003). Мать чувствует, что ребенок готов следовать ее желаниям, а ребенок ожидает, что она разрешит все его проблемы. Однако процесс формирования личности предполагает конфронтацию со средой и, прежде всего, с ближайшим окружением, то есть семьей. Это влечет за собой изменение эмоциональных отношений с родителями, которые определяются эмоциональными особенностями той микросреды, в которой ребенок растет, а также тем, как общество, в которое погружена эта микросреда, определяет личную свободу, позволяет ее или ограничивает, какие методы оно предлагает для формирования соответствия личности общественным требованиям (Коул, 1997).

Если малыш структурировал свои представления о мире так, как воспринимал его и запоминал, то позднее, по мере освоения опыта человечества, зафиксированного в языковых связяхи конструкциях, он начинает воспринимать свое окружение и запоминать его так, как, он его мыслит (Выготский, 1982;1984; Лурия-1999). Это предполагает возможность изучения эмоциональных ситуаций, возникающих в процессе поощрения и наказания, через представления детей и родителей, через их осмысление этой ситуации, хотя, безусловно, этот процесс осмысления искажает реальность (Peace, Porter, 2004; Bohanek е.а., 2005).

Именно поэтому мы полагали, что работаем не с реальными особенностями поведения родителей в момент ситуации наказания1 и поощрения, а с тем, как эти ситуации запечатлевались в головах детей. Более того, многочисленные свидетельства говорят о том, что именно представления ребенка, а не фактические события оказывают влияние на его формирование. •.

В литературном обзоре мы говорили, что в настоящее время многие исследователи рассматривают самооценку как адаптационный, ресурс, позволяющий преодолевать трудности (Mruk, 1999). Наши данные подтверждают эту точку зрения. Более того, они показывают, что на величину самооценки в большей мере влияет система наказания. И ситуация наказания, связанная с криком на ребенка снижает самооценку.

Ресурсные возможности самооценки опосредуются системой поощрения, которая предопределяет характеристику кардиоинтервалов ребенка и в ситуации поощрения и наказания. Оказалось, что симпатическая активация при припоминании наказания чаще ведет к высокой оценке у ребенка. Согласно нашим данным, девочки чаще сообщают о том, что их наказывают физически. Реальная статистика свидетельствует об обратном (Николаева, 2006). Однако мы знаем, что девочки развиваются быстрее мальчиков, а потому более чувствительны к наказанию.

Мы показали, что девочки с большей вероятностью завышают самооценку по сравнению с мальчиками*. Можно предположить, что это реакция, на их отношение к наказанию.

Важно отметить, что примерно равное количество детей обоих полов отказалось давать ответ на предложенный вопрос о методах наказания (23% мальчиков и 26% девочек). Это позволяет сделать вывод о том, дети этого возраста (6−8 лет) предпочитают вытеснять методы воздействия, применяемые по отношению к ним взрослыми, если они препятствуют формированию адекватной самооценки.

Мы показали, что переживания, связанные с системой наказания, используемой в семье, практически не находят выражения в особенностях вариаций сердечного ритма. Напротив, вид поощрения" выявил значимую связь, с параметрами вариации сердечного ритма. Это крайне важный вывод, свидетельствующий о томчто психосоматические заболевания могут развиваться у ребенка при недостаточном, ощущении им поощрения: Точно также чувства ребенка при поощрении предопределяют особенности парасимпатического реагирования.

С нашей точки зрения, эта тема должна иметь продолжение, поскольку требуется более четкий ответ относительно влияния физического наказания на особенности психофизиологического реагирования ребенка и его самооценку. К сожалению, отсутствие ответов детей о том, что родители в момент наказания обсуждают с ними возникшие проблемы, не позволило определить влияние этого вида наказания на самооценку ребенка и характеристику его кардиоинтервалов в эмоциональной ситуации. Все это крайне актуально для описания эффективного взаимодействия ребенка и его родителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. 229с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии Текст. /. К.А. Абульханова-Славская // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2005. Т.2, № 4. С.3−21.
  3. Н.А. Экологические проблемы эпидемиологии Текст. / Н. А. Агаджанян, М. Ю, Бяхов, Л. М. Клячкин и др.- М.: Просветитель, 2001. 128с.
  4. Ю.И. Введение в системную психофизиологию Текст. / Ю. И. Александров // Психология XXI века. М.: Пер Се, 2003. С.39−85.
  5. Ш. А. В школу с 6-и лет Текст. /Ш.А. Амонашвили М.: Педагогика, 1986. 176с.
  6. .Г. К постановке проблем детского самосознания Текст. / Ананьев Б. Г // Известия АПН РСФСР// Вып. 18, 1948. С.232−244.
  7. П.К. Теория функциональной системы и ее место в построении теоретической биологии Текст. / Анохин П. К. // В кн.: Эволюция темпов индивидуального развития животных. М., 1977. 430с.
  8. А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. -416с.
  9. Р.Р. Физиология детей и подростков Текст. / P.P. Ахмадеев.- Уфа: Вост. Ун-т, 1999. 78с.
  10. Ю.Бадмаев Б. Ц. Психологическое пособие учителя Текст. / Б. ЦЖадмаев.- Mi, 2000. 340с.
  11. И.А. Психология безопасности: теория и практика Текст. / И. А. Баева // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сб. науч. ст. по материалам Первого международного форума (Санкт
  12. Петербург, 5−7 июня 2006 г.) / Под общ. ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Регуш. С-Пб., 2006. С. 11−12.
  13. P.M. Математический анализ изменения сердечного ритма при стрессе Текст. / P.M. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин М.- Наука, 1984. 222с.
  14. P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний Текст. / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997. 265с.
  15. Г. «Я хочу!» психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей Текст. / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. С-Пб.: Дорваль, 1993. 96с.
  16. Безруких М. М: Регуляция хронотопной функции у школьников 1−4 классов в процессе учебных занятий Текст. / М. М. Безруких // Возрастные особенности физиологических систем у детей и подростков. М., 1981. С.249−254.
  17. М.М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка Текст. / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2009. 416с.
  18. О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников Текст. / О. А Белобрыкина // Вопросы психологии. 2001. № 4. С.34−38.
  19. В.И., Меркулова Н. А. Электрофизиологический анализ особенностей функционального объединения сенсомоторной коры мозга и коры мозжечка с дыхательным центром Текст. / В. И. Беляков,
  20. Н.А. Меркулова // Современные проблемы физиологии вегетативных функций. Сб. научных статей, поев. 75-летию со дня рождения Н. А. Меркуловой. Самара, 2001
  21. В.И. Респираторные влияния сенсомоторной коры мозга и мозжечка и механизмы их реализации Текст. / В. И. Беляков // Автореф. канд. диссерт. Самара, 2002.
  22. Р. Я-концепция и Я-образы. Самосознание и защитные механизмы личности Текст. / Р. Берне.- Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2003. 656с.
  23. Н.П. О мозге человека: XX век и его последняя декада в науке о мозге человека Текст. / Н. П. Бехтерева. С-Пб.: Нота Бене, 1997. 70с.
  24. В.А. Структурная модель личности и психическая деятельность Текст. / В: А. Богданов // В кн.: Экспериментальная прикладная психология. Л., 1982. В. 11. С.26−32.
  25. В.А. Информационный стресс Текст. / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском-возрасте Текст.
  27. Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. 204с.
  28. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии, 1979 г., № 4. С. 22−23.с
  29. Л.В. Исследование уровня притязаний. Учебное пособие Текст. / Л. В. Бороздина. М.: Инс-т Психологии РАН РФ, 1993: 141с.
  30. Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых Текст. / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова. М.: ООО «Проект Ф», 2001. 204с.
  31. В.Р. Иерархия систем управления сердечным ритмом Текст. / В. Р. Вебер, М. П. Рубанова, С. В. Жмайлова, Е. А. Лютина // Тез. докладов. Междисциплинарные проблемы систематологии. Великий Новгород, 2004.
  32. О.А. Участие норадренцептивных структур передней лимбической коры в формировании ее респираторных эффектов Текст. / О. А. Ведясова, О. В. Ляпун // Регуляция автономных функций. Самара, 2000. 78с.
  33. A.M. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика Текст. / A.M. Вейн. М., Мед. информ. агенство, 2000. 752с.
  34. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: кн. для учителя. 3-е изд Текст. / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. 93с.
  35. Л. С. Вопросы детской психологии Текст. / Л. С. Выготский. С-Пб., 1997. 220с.
  36. Л.С. Собрание сочинений: В 6. Т. Текст. / Л. С. Выготский. М.:Педагогика, 1982−1984.
  37. А.Р. Вариабельность ритмов сердца у здоровых детей в возрасте 6−16 лет Текст. / А. Р. Галлеев, Л. Н. Игишева, Э. М. Казин // Физиология человека. 2002 № 4. С. 54.
  38. И.А. Взаимосвязь особенностей самооценки личности и исполнительской деятельности Текст. / И. А. Галкина // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 134−13 8.
  39. Т.В. Особенности оценки и самооценки в ситуациях прогнозирования достигаемых результатов Текст. / Т. В. Галкина //Вопросы психологии, 1985-N6-C.14−18.
  40. Т.В. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности Текст. / Т. В. Галкина, Л. Г. Алексеев // Методы психологической диагностики. Вып. 2. М.: ИП РАН, 1995.
  41. Т. В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку Текст. / Т. В. Галкина // Психология творчества. М., 1990. С. 149−158.
  42. Э.С. Особенности регуляции ритмов сердца абитуриентов при вступительных экзаменах Текст. / Э. С. Геворкян, С. М. Минасящ Ц.И. Адамян, А. В. Даян, Н. Н. Ксаджикян // Физиология человека. 2004 № 3. С. 54.
  43. А.А., Медведев В. И. Прогнозирование психофизиологических состояний Текст. / А. А. Генкин, В. И. Медведев. — Л., 1973. 144с.
  44. . Что такое психология: В 2-х т.Т.1. Пер. с франц Текст. / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1992. 496с.
  45. А.П. Состояние регуляции системы кровообращения при гипертонических кризах по данным математического анализа сердечного ритма Текст. / А. П. Голиков, В. А. Рябинин // Физиология человека, 2000. Т.26. № 4. С. 43.
  46. Л.А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии Текст. / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. С-Пб.: Речь, 2001'. 688с.
  47. М.И. Науч. конф. по вопросам экспер. патол. и терап. ВНД Текст. / М. И. Гуревич // Тез., М., 1957.
  48. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний Текст. / Н. Н. Данилова. М.: Наука, 1992. 192с.
  49. У. Психология Текст. / У. Джемс. М.: Педагогика, 1991. 368с.
  50. Н.В. Электрофизиологические механизмы развития адаптационных процессов Текст. / Н. В. Дмитриева // Физиология человека, 2004. С.96−102.52.3ахаров А. И. Неврозы у детей Текст. / А. И. Захаров. СПб, 1996. 480с.
  51. А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков Текст. / А. И. Захаров. Л., 1982. 214с.54.3ахарова А. В. Психология формирования самооценки Текст. / А. В. Захарова. Минск, 1993. 98с.
  52. С.В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте тендерных различий Текст. / С. В. Зверева. СПб.: САГА, 2005. 243с.
  53. К.Э. Психология эмоций Текст. / К. Э. Изард. СПб.: Питер, 1999. 464с.
  54. Е.И. Эмоциональная сфера ребенка Текст. / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. М.: Академия, 2004. 288с.
  55. Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей Текст. / Д. Н: Исаев, В. Е. Каган. Ленинград, 1979. 21с.
  56. В. Е. Воспитателю о сексологии Текст. / В. Е. Каган. М.: Педагогика, 199 Г. 256с.
  57. В. Е. Половые аспекты индивидуальности Текст. / В. Е. Каган // Психологические аспекты индивидуальности. М., 1984. СЛ 09−112.
  58. В. Е. Стереотипы мужественности и женственности и образ «Я» Текст. / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 1989 № 3,С53−62.
  59. И.Г. Зависимость вариабельности сердечного ритма от сезона года у 11 -13-детних девочек Текст. / И. Г. Кайсина, Е. Н. Сизова, В.И.
  60. , С.И. Тружина// Физиология человека. 2005. Т.31. № 4. С.43−49.
  61. В.А. Анализ словаря эмоций в связи с задачами психотерапии Текст. / В. А. Калягин // Тез. докладов XXX всероссийского совещания по проблемам высшей нервной деятельности. — Санкт-Петербург, 2000.
  62. В.Г. Детская психология Текст. / В. Г. Каменская. М.: Форум Инфа-М., 2005. 288с.
  63. В.Г. Психофизиология развития интеллекта. Теоретические и экспериментальные исследования Текст. / В. Г. Каменская, JI.B. Томанов. Елец: Изд-во ЕГУ, 2008. 256с.
  64. Е.В., Карнаухов А. В. Определение биологического возраста человека на основе параметрической активности сердца Текст. / Е. В. Карнаухова, А. В. Карнаухов // Физиология человека. 2004 № 5. С.48−54.
  65. К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказанияг
  66. Текст. / К. Кволс. СПб: ИД «Весь», 2004. 288с.
  67. ЯЛ., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста Текст. / ЯЛ. Коломинский, Е. А. Панько. Мн.: Университетское, 1999. 316с.
  68. Кон И. С. Ребенок и общество Текст. / И. С. Кон. М.: Педагогика, 1988. 264с.
  69. О.В. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма у школьников Текст. / О. В. Коркушко, В. Б. Шатило, Т. В. Шатило, Е. В. Короткая // Физиология человека. 1991. Т. 17. № 2. С.31−39.
  70. Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции-профессиональной деятельности Текст. / Л. Н. Корнеева // Вестник ЛГУ. 1989 г., Вып. 4. С.45−49.
  71. С.А. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах Текст. / С. А. Котельников, А. Д. Ноздрачев, Е. Б. Шустов // Физиология человека. 2002 № 1. С. 13 0−143.
  72. М. Культурно-историческая психология: наука будущего Текст. / М. Коул. М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. 432с.
  73. А. Д. Еще раз о родительской любви Текст. / А. Д. Кошелева //Дошкольное воспитание. 1995 № 9. С. 18−23.
  74. Г. Личность формируется в семье Текст. / Г. Кравцов // Дошкольное воспитание. 1991. № 2. С.18−25.
  75. Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: «Питер», 2000. 992с.
  76. С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь Текст. / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. М.: Генезис, 1999. 198с.
  77. В.А. Консультирование в работе детского практического психолога Текст. / В. А. Кулганов, Н. В. Верещагина. СПб: Детство-Пресс, 2008. 128с.
  78. X. Психофизиологические реакции в период эмоционального стресса. Медицинские последствия этих реакций Текст. / X. Легерлеф // Эмоциональный стресс, Л., Медицина. 1970. 283с.
  79. А.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности Текст. / А. Б. Леонова, С. Б. Величковская // Психология психических состояний /Под ред. А. О. Прохорова. Казань, 2002. Вып.1 С.326−343.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М: Мир, 1975. 304с.
  81. М.И. Общение, личность и психика ребенка Текст. / М. И. Лисина. М.: Воронеж, 1997. — 384 с.
  82. Г. В. Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов Текст. / Г. В. Ложкин, А. Ю. Рождественский // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 2. С. 27−33.
  83. А.Р. Высшие психические функции человека и проблема локализации Текст. / А. Р. Лурия // Хрестоматия по нейропсихологии. М.:Рос. Психол. о-во, 1999. С.63−68.
  84. А. С. О воспитании в семье Текст. / А. С. Макаренко. М., 1955.319с.
  85. Л.В. Особенности вариабельности циркадного ритма сердца в условиях свободной активности Текст. / Л. В. Макарова // Физиология человека. 1998. Т.24. № 2 С. 56−62.
  86. А.Г. Общая психология Текст. / А. Г. Маклаков. С-Пб.: Питер, 2005. 582с.
  87. И.Г. Перспективы психосоматики сегодня Текст. / И. Г. Малкина // Тезисы III Международного конгресса. Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине. С-Пб., 2003.
  88. Ю. С. Средовой подход в воспитании Текст. / Ю. С. Мануйлов. М.: Перемена, 1997. 156с.
  89. Ю. С. Средовой подход в моделировании Текст. / Ю. С. Мануйлов // Моделирование воспитательных систем: теория — практике. / Под. ред. JI. И. Новиковой, Н. JI. Селивановой. М.: Изд. РОУ, 1995. 68с.
  90. В.И. Физиологические механизмы оптимизации деятельности Текст. / В. И. Медведев. Л., Наука, 1985. 135с.
  91. Ф.З. Концепция долговременной адаптации Текст. / Ф. З. Меерсон. -М.: Дело, 1993. 138с.
  92. И.Е. Особенности адаптации детей и подростков к различным видам деятельности Текст. / И. Е. Мельникова. СПб, 2005. — 230с.
  93. Н.А. История развития учения о регуляции деятельности дыхательного центра супрабульбарными структурами Текст. / Н. А. Меркулова // Вестник Самарского университета, 2002. № 2(20). С.67−75.
  94. Н.А. Особенности и механизмы реализации функционального объединения сенсомоторной коры и коры мозжечка с дыхательным центром Текст. / Н. А. Меркулова // Успехи физиологических наук. Т.35. — № 2. — 2004. С.25−34.
  95. В.М. Развитие эмоций дошкольников Текст. / В. М. Минаева. -М.: 2000. 18с.
  96. О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость. Текст. / Молчанова О. Н. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2006.Т.З, № 2. С. 23−51.
  97. В. С. Возрастная психология Текст. / B.C. Мухина. М.: ACADEMA, 2003. 607с.
  98. В. С. Детская психология Текст. / B.C. Мухина. М., 1985. 388с.
  99. Н.И. Психическая напряженность Текст. / Н. И. Наенко. -М., 1976. 112с.
  100. А.И. Психологические особенности личности и эмоциональный стресс: влияние на целенаправленную деятельность Текст. / А. И. Надеждина // Тез. докладов XXX всероссийского совещания по проблемам высшей нервной деятельности. С-Пб., 2000.
  101. А.Д. Применение математических методов в психологии. Учебное пособие Текст. / А. Д. Наследов, С. Г. Тарасов. -С-Пб, 2001. 208с.
  102. Ю.В. Архитектура физиологических функций: тот же фундамент, новые грани Текст. / Ю. В. Наточкин // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова, 2002. Т.88 — № 2.
  103. Р. С. Психология Текст. / Р. С. Немов. М.: Владос, 1995. 688с.
  104. Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе Текст. / Н.В. Нижегородцева- В. Д. Шадриков. М: Владос, 2001″. 256с.
  105. Е.И. Один из возможных путей формирования^ алекситимии в детстве (на примере специфики воспитательных воздействий в современной семье) Текст. / Е. И. Николаева // Журнал экспериментальной и клинической медицины. 2006. № 12. С.156−167.
  106. Е.И. Психофизиология. Уч. для вузов. 2-е изд Текст. / Е. И. Николаева. М.: Пер СЕ, 2003. 544с.
  107. Е.И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье Текст. / Е. И. Николаева // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2006. Т3.№ 2. С. 118−125.
  108. JI. Ф. Если ребенок капризничает Текст. / Л. Ф. Островская. М.: Просвещение, 1965. 104с.
  109. Л. Ф. Почему ребенок не слушается Текст. / Л. Ф. Островская. -М., 1982. 112с.
  110. С.Р. Самоотношение как эмоционально-ценностная система (спецкурс) Текст. / С. Р. Пантилеев. М.: Изд-во МГУ, 1991. 112с.
  111. С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика Текст. / С. А. Парцерняк. С-Пб.:"А.В.К.", 2002. 384с.
  112. А.В. Введение в психологию Текст. / А. В. Петровский. М: Просвещение, 1995. 578с.
  113. А. В. Дети и тактика семейного воспитания Текст. / А. В. Петровский. М.: Знание, 1981. 187с.
  114. К. Не рычите на собаку Текст. / К. Прайор. М.: Селена, 1995. 187с.
  115. Психологические тесты Текст. / под ред. А. А. Карелина. М.: Владос ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. 312с.
  116. Психологический словарь Текст. / под ред. В .П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика Пресс, 2001. 440с.
  117. Психология детства Текст. / под ред. Реана А. А. М.: Олма-пресс, 2003. 384с.
  118. Л. А. Наблюдение в практической психологии Текст. / Л. А. Регуш. С-Пб., 1996. 147с.
  119. Настольная книга практического психолога в образовании Текст. / Е. И. Рогов. М., 1995. 384с.
  120. М.П. К вопросу о саморегуляции систем в кардиологии Текст. / М. П. Рубанова, В. Р. Вебер, С. В. Жмайлова, П. М. Губская // Тез. докладов. Междисциплинарные проблемы систематологии. — Великий Новгород, 2004.
  121. С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999. 596с.
  122. С.Л. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Медицина, 1970. 214с.
  123. Г. В. Анализ вариабельности ритма сердца Текст. / Г. В. Рябыкина, А. В. Соболев // Кардиология. 1996. № 10. С. 87 97.
  124. М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков Текст. / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина.- М.: Академия, 2005. 430с.
  125. В. Как строить себя и свою семью Текст. / В. Сатир. М: Педагогика, 1992. 192с.
  126. Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений Текст. / Н. Ю. Синягина. М.: «Владос», 2001.95с.
  127. Ситников В. Л'. Образ ребенка в сознании детей и взрослых Текст. / В. Л. Ситников. СПб.: Химиздат, 2001. 249с.
  128. Е.Н. Спектр сердечного ритма в диагностике функциональных состояний Текст. / Е. Н. Соколов, Д. И. Жемайтите, Г. А. Варонецкас // Оценка и прогнозирование функциональных состояний в прикладной физиологии. Фрунзе. 1984. Т. 1. С.34−39.
  129. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности Текст. / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216с.
  130. Е.Т., Чеснова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителейТекст. / Е. Т. Соколова, И: Г. Чеснова // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 110−117.
  131. Э.М. Компьютерный анализ показателей деятельности сердечно-сосудистой системы человека в режиме биологическойобратной связи Текст. / Э. М. Сохадзе // Автореф. канд. диссерт. Новосибирск. 1988.
  132. А.В. Возрастная анатомия и физиология человека Текст. / А. В. Степанов. Смоленск, 2002. 328с.
  133. С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста Текст. / С. С. Степанов. М.: «Памятник исторической мысли», 1995. 98с.
  134. В.В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М: Педагогика, 1983. 284с.
  135. Сысоев В. Н- Общая психофизиология, BTVIA Текст. / В. Н. Сысоев. С-Пб., 2003. 654с. :
  136. И. В человеке все должно быть прекрасно Текст. / И. Токманова, В. Токманов // Дошкольное воспитание. 1998. № 3. С. 64−72.
  137. И. В человеке все должно быть прекрасно Текст. / И. Токманова, В. Токманов // Дошкольное воспитание. 1998. № 6. С. 69−73.
  138. Психология — это просто Текст. / Ч. Т. Фолкэн. М.: Гранд, 2002. 640с.
  139. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя Текст. / JI.M. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Совершенство, 1998. 432с.
  140. . Когда дети управляют нами Текст. / Б. Харрис.- М.: ACT: ACT МОСКВА: Транзит книга, 2006. 283с.
  141. X. Мотивация и деятельность в 2 т./ пер. с немец, под ред. Величковского Б. М. Текст. / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, т.1, 1986. 408с.
  142. В.А. Диагностика детского развития: методы исследования Текст. / В. А. Худик. Киев: Освита, 1992. 220с.
  143. И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности Текст. / И. И. Чеснокова. М., 1974. С.132−144.
  144. М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова Текст. /М.И. Чистякова. М.: Просвещение, 1990. 128с.
  145. В. Словарь практического психолога Текст. / В. Шапарь. М.: Издательство ACT, 2004. 734с.
  146. Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза Текст. / Н. Е. Шафажинская. М.: Педагогика, 1986. С. 22.
  147. Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Текст. / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Г. Ромек // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71−76.
  148. Г. А. Справочник дошкольного психолога Текст. / Г. А. Широкова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. 144с.
  149. Э. Г. Психология и психотерапия семьи Текст. / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. С-Пб.: Питер, 1999. 656с.
  150. Д. Б. Детская психология // Развитие ребенка от рождения до семи лет Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1960. 348с.
  151. Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. С-Пб: Питер, 1999. 320с.
  152. И.С. Вариабельность ритма сердца при острых коронарных синдромах: значение для оценки прогноза заболеваний (часть 1) Текст. / И. С. Явелов, Н. А. Грацианский, Ю. А. Зуйков // Кардиология. 1997/ -№ 2. — С.61−69.
  153. Allport F.H. The Measurement of Personality Text. / F.H. Allport Chapter 6 // Social Psychology —Boston: Houghton Mifflin Company, 1924. P.123−147.
  154. Angyan Z. Differential blood pressure and heart rate responses to supramedullary brain stimulation in cat Text. / Z. Angyan, L. Anguan // Acta Physiol. Hung. 2003 V.90. № 1. P.341−349.
  155. Ashby J. S. Perfectionism, dysfunctional attitudes, and self-esteem: A structural equations analysis Text. / J. S. Ashby, K. G. Rice Journal of Counseling and Development. 2002. V.80. P. 197−203.
  156. Bennett M. Other’s actions can reflect on the self: A developmental study of extended identity Text. / M. Bennett, C. Cormack // Journal of Genetic Psychology. — 1996.
  157. Biddulph S. The Secret of Happy Parents Text. / S. Biddulph, Sh. Biddulph. UK: Thorsons, 2004. -32lp.
  158. Bohanek J.G. Memories of positive and negative emotional events Text. / J.G. Bohanek, R. Fivush, E. Walker // Appl. Cognit. Psychol. 2005 .V.19.P.51−66.
  159. Brenner I.K. Autonomic regulation of the circulation. during exersise and heat exposure. Inferences from heart rate variability Text.7 I.K. Brenner, S. Thomas, R.J. Shephard // Spot. Med., 1998 V.21. — № 2. P. 231−256.
  160. Brown III R.M. The development of family violence as a field of study and contributors to family and community violence among low-income fathers Text. / R.M. Brown III // Aggres. and Viol. Behav. 2002.V.7.P.499−511.
  161. Coopersmith S. The antecedents of self-esteem Text. / S. Coopersmith. San Francisco, 1967.441р.
  162. Crocker J. Level of self-esteem and contingencies of self-worth: Unique effects on academic, social, and financial problems in college freshmen Text. / J. Crocker, R.K. Luhtenan // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. V. 29. P. 701−712.
  163. Demo D. H. The self-concept over time: Research issues and directions Text. / D.H. Demo // Annual-Review of Sociology. 1992. Vol. 18. P. 303−326-
  164. Diggory J. C. Self-Evaluation: Concepts and Studies Text. / J.C. Diggory. N. Y., 1966.- 52lp.
  165. Douglas K.S. Assessing the link between stalking and domestic violence Text. / K.S. Douglas, D.G. Dutton // Aggres. and Viol. Behav. 2001.V.6.P.519−546.
  166. Dunkiey D. M., Grilo, С. M. Self-criticism, low self-esteem, depressive symptoms, and overevaluation of shape and weight in binge eating disorder patients Text. / D.M. Dunkiey, C.M. Grilo // Behaviour Research and Therapy. 2007. V. 45. P. 139−149.
  167. Emler N. Self-esteem: The costs and consequences of low self-worth Text. /N. Emler. York, England: York Publishing Services, 2001.321р.
  168. Funder D.C. Personality Text. / D.C. Funder // Annu.Rev.Psychol. 200.V. 52.P. 197−221.
  169. Gerrard M. Self-esteem, self-serving cognitions and health risk behaviour Text. / M. Gerrard, F.X. Gibbons, M. Reis-Bergan, D.W. Russel // Journal of Personality. 2000. -V.68. -N6. — P. 1184−1192.
  170. Heart rate variability. Standatds of Measurement, Physiological interpretation and clinical use Text. // Circulation. 1996. V. 93, P. 10 431 065.
  171. Kling K.C. Gender differences in self-esteem: A meta analysis Text. / K.C. Kling, J.S. Hyde, C.J. Showeres, B.N. Buswell // Psychological Bulletin. 1999. V. 125. P. 470−500.
  172. Koivula N. Self-esteem and perfectionism in elite athletes: Effects on competitive anxiety and self-confidence Text. / N. Koivula, P. Hassmen, J. Fallby // Personality and Individual Differences. 2002 V. 32. P. 865−875.
  173. Malik M. Components of heart rate variability. What they really mean and what we really measure Text. / M. Malik, A.J. Camm //Am. J. Cardiol. 1993. V. 72. P.821−822.
  174. Malliani A. Power spectral analysis of heart rate variability: a tool to explore neural regulatory mechanisms Text. / A. Malliani, F. Lombardi, M. Pagani //Br. heart J. 1994. V.71. P. 1−2.
  175. Margolin G. The effects of family and community violence on children Text. / G. Margolin, E.B. Gordis // Annu. Rev. Psychol. 2000. V. 51. P.445−479.
  176. Marsh H. W. Application of confirmatory factor analysis to the study of self-concept: First- and higher order factor models and their invariance across groups Text. / H.W. Marsh, D. Hocevar // Psychological Bulletin. 1985. V.97. P. 562−582.
  177. Mruk C. Self-esteem: Research, theory, and practice Text. / C. Mruk. -N.Y.: Springer, 1999.453р.
  178. Mytek M. Heart and emotion: ambulatory monitoring Text. / M. Mytek. Cambridge: Hogrefe & Huber, 2004. 20lp.
  179. O’Brien J.E. Violence in divorce prone families Text. / J.E. O’Brien // J Marriage & the Family. 1971. N11. P.692−698.
  180. Parke R.D. Development in the family Text. / R: D. Parke // Annu. Rev. Psychol. 2004: V.55. P.365−369.
  181. Peace K.A. longitudinal: investigation of the reliability of memories for trauma and other emotional experiences Text. / K.A. Peace, S.A. Porter // Appl. Cognit. Psychol. 2004.V.18:P.1143−1159.
  182. Rice K.G. Self-esteem as a mediator between perfectionism and depression: A structural equations analysis Text. / K.G. Rice, J.S. Ashby, R.B. Slaney // Journal of Counseling Psychology. 1998. V. 45. P. 304−314.
  183. Rosenberg M. Global self-esteem and specific self-esteem: Different concepts, different outcomes Text. / M. Rosenberg, C. Schooler, C. Schoenberg, F. Rosenberg // American Sociological Review. 1995. V.60P. 141−156.
  184. Tafarodi R. W. Two-dimensional self-esteem: Theory and measurement Text., / R.W. Tafarodi, W.B. Swann Jr. Personality and Individual Differences. 2001. V.31. P. 653−673.
  185. Triandis H.C. Cultural influence on personality Text. / H.C. Triandis, E.M. Suh // Annu.Rev.Psychol. 2002. V. 53. P. 133−160.
  186. Walter M. Toward an integrative science of the person Text. / M. Walter // Annu. Rev. Psychol. 2004.V.55.P.1−22.
  187. Watson D. Global self-esteem in relation to structural models of personality and affectivity Text. / D. Watson, J. Suls, J. Haig // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. V. 83. P. 185−197.
Заполнить форму текущей работой