Система совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях
Диссертация
Практическая значимость работы состоит в разработке и обосновании комплекса предложений и рекомендаций, использование которых в педагогическом процессе по подготовке персонала к действиям в, экстремальных ситуациях создает необходимые и достаточные условия для повышения уровня профессионализма сотрудников. Сформулированные теоретические положения расширяют объективное и предметное поле обобщающих… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы служебио-боевой деятельности сотрудников правоохранительных органов и зарубежный опыт их подготовки к действиям в экстремальных ситуациях
- 1. 1. Служебно-боевая деятельность сотрудников правоохранительных органов как объект комплексного психолого-педагогического исследования
- 1. 2. Готовность сотрудников правоохранительных органов к действиям в особых условиях и влияние экстремальных факторов на профессиональную деятельность персонала
- 1. 3. Теоретические и методические основы подготовки сотрудников правоохранительных органов зарубежных государств к действиям в экстремальных ситуациях
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Организационно-педагогические условия совершенствования комплексной специальной подготовки сотрудников ФСИН к действиям в экстремальных ситуациях
- 2. 1. Система тактико-специальной подготовки и педагогические пути ее совершенствования при обучении действиям в экстремальных ситуациях
- 2. 2. Педагогические принципы организации подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях и оценочные нормативы
- 2. 3. Методика профессиональной подготовки курсантов вузов ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Методика формирования нрофесспонально-значнмых личностных качеств для действий в экстремальных ситуациях
- 3. 1. Содержание и структура профессионально-значимых качеств персонала (на примере психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях)
- 3. 2. Оптимизация процесса адаптации сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях
- 3. 3. Методика ускоренной адаптации персонала ФСИН к действиям в особых условиях и экстремальных ситуациях
- Выводы по третьей главе
- Глава 4. Обоснование модели поэтапной, многокомпонентной профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях. Критерии подготовленности персонала
- 4. 1. Совершенствование организационных основ педагогического процесса по подготовке сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях и его экспериментальная проверка
- 4. 2. Критерии и показатели уровня профессиональной готовности сотрудников ФСИН к действиям в экстремальных ситуациях
- 4. 3. Теоретические и методические основы организации поэтапной, многокомпонентной профессиональной подготовки сотрудников
- ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях — основного звена системы совершенствования
- Выводы по четвертой главе
Список литературы
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 34/146. 1979 г. // Сб. международных договоров СССР. Вып. XLI1I. — М., 1989. — С. 99−105.
- Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка: Приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана. 1990.
- Конституция Российской Федерации. М., 1993.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. — М., 1997.
- О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон о г 16 апреля 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. — № 23. — Ст. 2277.
- Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473−1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993.-№ 33.- Ст. 1316.
- О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 193-ФЭ // Собрание законодательства РФ. — 1995. № 29. — Ст. 2759.
- Об обороне: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ.
- О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2006. — № 11. -Ст. 1146.
- О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2003.-№ 22.-Ст. 2063.
- О милиции: Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г.
- О чрезвычайном положении: Закон РФ от 17 мая 1991 г.
- О внутренних войсках МВД РФ: Закон РФ от 24 сентября 1992 г.
- О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. — № 35. -Ст. 3648.
- Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел: Приказ МВД РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202−1.
- Об утверждении Положения об отделе специального назначения территориального органа уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 10 сентября 1998 г. № 120.
- Об утверждении Программы, обучения сотрудников отделов специального назначения-уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ ГУИН Минюста России, от 30 мая 2002 г. № 122.
- Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в 2003 году и задачах на 2004 год: Приказ ГУИН Минюст России от 23 января 2004 г. № 25.
- О чрезвычайных происшествиях, связанных с гибелью сотрудников, и мерах по их предупреждению: Указание начальника ГУИН Минюста России от 30 сентября 1998 г. № 18/16−236.
- О совершенствовании системы закрепления на службе выпускников образовательных учреждений Минюста России: Указание ГУИН Минюста России от 27 декабря 2002 г. № 18/14−687.
- О чрезвычайных происшествиях, связанных с гибелью и ранениями сотрудников уголовно-исполнительной системы, ш мерах по их предупреждению: Письмо от 5 марта 2003 г. № 18/8/3−99 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. — № 1. — С. 78−80.
- Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 года). Разд. 3 // Профессионал. 1995. — №" 12.
- Концепция совершенствования работы с кадрами в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Утв. ГУИН Минюста России 22 апреля 2002 г.
- Концепция совершенствования образовательной политики уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2004−2006 годы: Утв. ГУИН Минюста России 31 декабря 2003 г.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 250 с.
- Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 367 с.
- Аксенов А.А. Управление органами, исполняющими наказания: Учеб. пособие. Рязань: Ряз. высш. шк. МВД СССР, 1989. — 107 с.
- Аксенов А.А. Проблемы государственного управления в уголовно-исполнительной системе России. Состояние и перспективы (организационно-правовой аспект): Монография. Рязань: Ряз. ин-т права и экономики МВД РФ, 1996, — 194 с.
- Актуальные вопросы современного российского законодательства и организация деятельности УИС: Сб. науч. тр. / Под ред. Б. Б. Казака. — Рязань. 2004. С. 23−46.
- Анапич С.А., Бузник П. К. Сухарев А.И. Фортификация. — М.: Воен-издат, 1964.
- Ананьев В.Г. Избранные психологические труды. -М., 1980.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем: Принципы методической организации функций. М.: Наука, 1973.
- Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. — № 1. — 350 с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1975.- 160 с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высш. шк., 1975.
- Архангельский С.И. Некоторые пути развития систем обучения. -М.: Знание, 1967.- 155 с.
- Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1979. — 86 с.
- Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1973. — 170 с.
- Аишарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. — М.: Просвещение, 1990. 120 с.
- Бабансшй Ю. К Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 180 с.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1987.-С. 3−14.
- Багров И.А. Предсказание и отбор предсказателей в корреляционном анализе. М.: Гидрометеоиздат, 1970. — С. 32.
- Барабанов Н.П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях: Монография. Рязань: Ряз. ин-т права и экономики МВД РФ, 1999. — Ч. 1.2.
- Барабанов Н.П. Теоретические, правовые и организационные основы взаимодействия структурных подразделений исправительного учреждения по обеспечению правопорядка: Монография. — Рязань, 2004.
- Барабанщиков А.В. Военная педагогика и психология. М.: Воен-издат, 1986.
- Барабатцнков А.В., Глоточкин Н. Д., Феденко Н. Ф., Шеляг В. В. Проблемы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат, 1973. — 301 с.
- Барановский Н.Н., Бовин Б. Г., Волина Л. Н., Демин В. М. Мотивация профессионального выбора в уголовно-исполнительной системе. — М., 2004.
- Басин Ф., Рожнов В., Рожнова М. Некоторые вопросы эмоциональной напряженности. — М., 1999.
- Белик Я.Я. Психологическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности. М., 1989. — С. 64.
- Белоконь А. Н. Корнейчук В. Т. Инженерное обеспечение наступления мотострелкового (танкового) батальона (роты). — М.: Воениздат, 1991.
- Белорусова В. В. Спорт как средство нравственного воспитания молодежи. М.: Знание, 1972. — 150 с.
- Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 250 с.
- Беспалъко В.П. Основы теории педагогических систем: Принципы и методы психологического обеспечения обучающих систем. — Воронеж, 1977.
- Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 180 с.
- Бирюков П.PL. Инженерные войска. М.: Воениздат. 1982.
- Блажко Ю PI., Кудряшов В. В. Рекомендации по психологической подготовке военнослужащих на занятиях по преодолению препятствий. — Рига, 1975.
- Блауберг IL.B., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука. 1973. — 155 с.
- Бодалев, А 4. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983.
- Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М., 1969. — Т. 24.
- Большой энциклопедический словарь. — М., 1982. — 1600 с.
- Бондаревский Е.Я. Методология построения должных норм физической подготовленности. М.: ВНИИФК, 1983.
- Брагина Г. В. Мастерство учителя на уроке. Методические рекомендации для учителей средних школ. М., 1992. — 40с.
- Брайент Дэю. Психология в современном спорте. — М., 1978. 160 с.
- Будур В.А. Тактика действия войсковых сил органов внутренних дел в специальных операциях. — М., 1985.
- Венда В. Ф. Системы гибридного интеллекта. Эволюция, психология, информатика. — М.: Машиностроение, 1990. —220 с.
- Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: ФиС, 1985. — 90 с.
- Вилангос М.С. Военная история: Учебник / Под ред. П. И. Бирюкова. -М.: Воениздат, 1982. 320 с.
- Воловин В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. -М.: Мысль, 1983.
- Волховский H.JT. Силы специальных операций. СПб.: Полигон-Аст, 1996.
- Воробьев С.Н., Уткин В. Б., Балдин КВ. Управленческие решения: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 317 с.
- Глврилюк В. К. Психологические основы обучения и воспитания воинов,-Л.: ВДКИФК, 1976.
- Гальперин П.Я. К теории программированного обучения. — М.: Знание, 1967. 160 с.
- Гальперин П.Я. Психологические проблемы программированного обучения. М.: Знание, 1967. — 120 с.
- Гамбург И.М. Поэтапное построение физической подготовки курсантов авиационного инженерного училища ВВС. Воронеж: Л., 1987. — 150 с.
- I. Гапончук Г. И. Формирование военно-педагогической направленности курсантов. М.: ВПА, 1990. — 76 с.
- Гейжан Н.Ф. Общая и военная педагогика: Учеб. пособие. — СПб.: Ун-т МВД России, 1999.
- Голубев В.И., Косенков И. П. Военно-профессиональная адаптация. — Л.: ВИФК, 1991.
- Гонюхов С. О. Азбука милиционера. Красноярск: Горница, 1995.
- Городов П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990. — 67 с.
- Горожанин В.В. Исследование физической подготовленности и ее связей с учебной успеваемостью офицеров-слушателей военно-учебных заведений (на примере командной академии ПВО). Калинин, 1975. — 120 с.
- Давиденко Д.Н., Мозэюухин А. С., Телегин В. В. Система физиологических резервов спортсмена: характеристика функциональных резервов спортсмена. — Л., 1982.
- Давыдов В.П. Основные методы изучения, обобщения и внедренияв практику передового опыта воспитания. Педагогические проблемы воспитания советских воинов. — М., 1974.
- Демьяненко Ю.К. Физическая подготовка и боеготовность военнослужащих. М.: Воениздат, 198 к — 80 с.
- Деятельность органов внутренних дел и внутренних войск МВД при ликвидации последствий аварии на атомных электростанциях (из опыта Чернобыльской АЭС). М., 1988. — 50 с.
- Дэюамгаров Т Т. Психологическая закалка военнослужащих средствами физической подготовки. JL, 1972.
- Джамгаров Т.Т., Сысоев Н. В. Рекомендации по применению методов научного исследования физического состояния, психических качеств и профессиональной подготовки военнослужащих. — JL: ВДКФФКиС, 1971.
- Диверсионно-разведывательные формирования вероятного противника и борьба с ними / Под ред. О. А. Калашникова. М.: МВШМ, 1988.
- Дорофеев В. А. Нестеров А.А. Система проверки и оценки физической подготовки Вооруженных Сил НАТО. — Л.: ВДКИФК, 1990.
- Дорофеев В. А, Рябчук В В., Пупков П. В., Наумова И. Б. Физическаяподготовка в военно-учебных заведения США. СПб.: ВИФК, 1995. —215 с. t
- Дьяченко М.И., Кандыбовнч Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. — Минск: Университетское, 1985.
- Евсин Н, Блахнн Н. Классификация задач физической подготовки. -СПб., 1994.
- Елманова В.К. О формировании педагогических умений у студентов университета. Л.: ЛГУ, 1963. — С.163−165.
- Ендальцев Б.В., Нестеров А. А. Работоспособность военнослужащих и пути ее повышения средствами физической подготовки. Л.: ВМОЛА, 1986.- 115 с.
- Еремкин М.П. Криминологическая характеристика насильственных преступлений в отношении персонала исправительных учреждений: Учеб. пособие. Рязань, 2004.
- Жаворонков Ю. С. Военная история: Учеб. пособие. -JI.: ВИФК, 1985.
- Жижко А. А. Управление органами внутренних дел при освобождении заложников. М., 1989.
- Завадский В.Ф. Основы боевых действий соединений, частей и подразделений Сухопутных войск армий США и ФРГ в наступлении, обороне: Материалы к лекциям. — JL: ВИФК, 1983.
- Зимкин Н.В., Коробков А. В. Физиологические основы физической подготовки и спорта. Д.: КВИФК, 1951. — 295 с.
- Иванов Д.А., Савельев В. П., Шемаиский П. В. Основы управления войсками в бою. М., 1986. — 150 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход и организация обучения. -М.: Знание. 1°72. Вып. I.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974.
- Казак Б.Б. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Минюста России на период 2004—2008 гг.. Рязань, 2004.
- Казак Б.Б., Тропин С. А. Государственное управление в правоохранительной сфере как фактор укрепления экономической безопасности России: Монография. Рязань, 2004.
- Кассирский И.А., Плотников Н. Н. Болезни жарких стран. М.: Медгиз, 1964. — 150 с.
- Кассирский НА. Очерки гигиены жаркого климата в условиях Средней Азии. Ташкент, 1935.- 135 с.
- Кикоть В.Я. Профессиональная ориентация и профессиональный психологический отбор кандидатов в вуз МВД России: Учеб. пособие. — СПб.: С.-Петерб. акад. МВД России, 1996.
- Киреев М.П. Управление кризисными ситуациями (понятия и определения) // Экстремальные ситуации, конфликты, согласие. — М., 1998.
- Кислый А.Н. Управленческая деятельность командира взвода на занятиях по физической подготовке и способы ее оптимизации. — Д.: ВИФК,
- Князев B.B., Стефанишин С. С. Борьба с массовыми беспорядками за рубежом: Анализ зарубежного опыта. М: НИИ МВД РФ, 1992. — Ч. 1,2.
- Ковалев О.Г., Емельянов С. Н. Профессиональная культура сотрудника УИС. Психолого-педагогические вопросы и проблемы формирования: Учеб.-метод, пособие. М.: Права человека, 2003.
- Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. Общая часть: Учеб. и науч.-практ. пособие. М.: ЭКМОС, 2003. — 320 с.
- Ковалев О. Г. Курс лекции для проведения занятий с личным составом уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004.
- Коледа C.LL. Выживание. Минск: Лазурак. 1996.
- Короткое Э.Н. Современные концепции обучения и их применение в подготовке военных кадров. М.: ВПА. 1976. — 110 с.
- Котик ALA. Саморегуляция и надежность человека-оператора. -Таллин: Валгус, 1974. 168 с.
- Крупченко И.Е. Военная история: Учебник. — М.: Воениздат, 1984.
- Liydpnuioe Б.Г. Энциклопедия выживания. — Краснодар: Советская Кубань, 1996.
- Кузьмин LL.B. Методы системно-педагогического исследования. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. 160 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. 120 с.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки: Методы систем педагогического исследования. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.
- Кулешов В. AL, Сайкин А. В., Тулыго В. Л. Преодоление препятствий: Метод, пособие. М.: Воениздат, 1968.
- Куписевич Н. Основы общей дидактики. — М., 1986. — 86 с.
- Ладенко И.С. Имитационные системы (методология исследованийи проектирования). Новосибирск: Наука, 1981. — 96 с.
- Лампусов Б.А. Построение полосы препятствий для ВМФ. Л.: ВДКФФИК, 1961.-75 с.
- Латфулин Г. Р., Райчеико А. В. Теория организации: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
- Лебедев В.PI. Личность в экстремальных ситуациях. М., 1989. — 120 с. ХЪЪ. Левыкии В. И. Фортификация: прошлое и современность. — М.:1. Воениздат, 1987.
- Леонтьев A.LP. Потребности, мотивы и сознание. М.: Наука, 1966.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
- Леонтьев A.LP. Деятельность. Сознание. Личность. — М&bdquo- 1977. 116 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1984.- 180 с.
- ЪЪ.Лионов Л. В., Крнвоносов A.M. Возможности кибернетического метода распознавания образов для оценки мобилизации физиологических резервов спортсмена: Пути мобилизации функциональных резервов спортсмена. Л., 1984.
- Лисицкий В.Н. Совершенствование преподавания гимнастики в академиях на основе принципов программированного обучения. М., 1981. — 68 с.
- Лобжа М.Р. Формирование эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих. СПб.: ВИФК, 1996. — 68 с.
- Логвинов И.PL. Имитационное моделирование учебных программ. -М., 1980.- 120 с.
- Лутченко Н.Г., Миронов В. В. О применении системного подхода в исследовании методической подготовки военнослужащих // Тез. докл. итоговой науч. конф. Л., 1980.
- Луцков В.Н. Методы обучения советских воинов. — М.: Воениздат,
- Майдыков А.Ф., Ложкин И. Е., Громов М. А. О развитии системы управления ОВД и ВВ МВД России при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера // Сб. науч. ст. М.: Академия управления МВД России, 2000.
- Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. Вводный курс. М.: Аспект Пресс, 1995.
- Макаров Р.И. Научно-теоретические основы организации психофизиологической подготовки летного состава. — Монино: ВВА, 1980. 86 с.
- Маланичев В.И. Физическая подготовка. Методика программированного обучения при формировашш педагогических навыков у курсантов: Учеб. пособие. Казань: КВВКИУРВ. 1986.
- Марищук В.Л. О значимости мотивации к познавательной деятельности в изучении иностранного языка // Тез. докл. науч. конф. — СПб., 1992.
- Мартынов С.А. Формирование основ методического мастерства курсантов учебных подразделений на занятиях по физической подготовке. -Л., 1986.-82 с.
- Матвеев /7.77. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для пн-тов ФК. М.: ФиС, 1991.
- Меерсон A.M. Применение-факторного анализа для исследования связи между физической подготовленностью и профессиональными навыками: Применение электронно-вычислительной техники в науке о спорте. М., 1968.
- Миллер Д. Выживание по методам САС. Минск: Харвест, 1999.
- Миронов В. В. Система формирования методических навыков на занятиях по физической подготовке. Л.: ВИФК, 1987.
- Михеев В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике. -М., 1987.-96 с.
- Моргунов И.Б., Нестеров Т. В. Методика научно обоснованного определения содержания обучения по специальности. М., 1992. — Ч. 2. — 110 с.
- Морозов В.М. Социальные проблемы подготовки кадров правоохранительных органов: Монография. Владимир, 1999.
- Наставление по физической подготовке в СА и ВМФ (НФП-87). -М.: Воениздат, 1987.
- Нестеров А.А. Интенсификация учебного процесса в военно-физкультурном вузе. Л.: ВИФК, 1989. — 100 с.
- Нестеров А.А. К вопросу о повышении эффективности занятий по физической подготовке личного состава учебных подразделений. — Л., 1971.
- Нестеров А.А., Щеголев В. А. Физическая подготовка и спорт как средство сплочения воинских коллективов: Учеб. пособие. Л.: ВИФК, 1985.
- Никитин Н.С. Подразделение в бою. — М.: Воениздат, 1985.
- Обозов Н.Н. Мелсличностные отношения. Л., 1977.
- Огородников В. И. Летунов В.Н., Брыков Д. А. Основы управления персоналом уголовно-исполнительной системы: Учеб. пособие. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004.
- Опейников B.C. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. — Л.: ВПУ МВД, 1986.
- Организация управления в УИС: Учебник. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002.
- Организация и тактика задержания вооруженных преступников. — Рига, 1976.
- Основы теории управления войсками: Учеб. пособие / Под ред. П. К. Алтухова. -М.: Воениздат, 1984. 160 с.
- Основы теории управления: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Парахи-ной, Л. И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2004. — 560 с.
- Павлинов А.В. Борьба с незаконными вооруженными формированиями: уголовно-правовые и социальные аспекты: Учеб. пособие. — Владимир, 2000.
- Пападимитриу X., Стайглиц К. Комбинаторная оптимизация. -М.: Мир, 1985. 155 с.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. Л., 1981.
- Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.
- Петров П.К. Основы программированного обучения в физическом воспитании. Устинов, 1987. — 120 с.
- Пылоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: ФпС, 1985.- 146 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.
- Плахтыенко В.А. Физическая подготовка — важное средство формирования и совершенствования двигательных навыков и физических качеств военнослужащих. Л.: ВДКИФК, 1979. — 120 с.
- Пляскин В. Я. Лысухин П.Ф., Рувинский В. А. Инженерное обеспечение общевойскового боя. М., 1972.
- Подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям при проведении специальных операций: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. У. Ялунина. Владимир, 2001. — 112 с.
- Попов В.П., Киселев В. Н., Картавцев П. И. и др. История военного искусства: Учебник. М.: Воениздат, 1984.
- Представление и использование знаний. — М.: Мир, 1984. 210 с.
- Преодоление препятствий: Учебник / Под ред. В. В. Вышкольского, К. П. Туманова, И. М. Тарасова, Ю. Т. Чихачева. Л.: ВДКИФК, 1961. — 220 с.
- Психология спорта высших достижений: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. В. Родионова. М.: ФиС, 1979.
- Психология спортивной деятельности. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1985.
- Психология: Учебник / Под общ. ред. В. М. Мельникова. М.: ФиС, 1987.
- Пушкин В.П., Нерсесян Л. С. Железнодорожная психология. М., 1972. — 239 с.
- Рабочая учебная программа по тактико-специальной подготовке. —
- СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД РФ, 1998. 36 с.
- Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. -М.: Высш. шк., 1990. 80 с.
- Резников Б.А. Системный подход и актуальные проблемы образования. М.: Наука, 1978. — 108 с.
- Рекомендации по психологической подготовке личного состава Сухопутных войск. М.: Воениздат, 1972.
- Решетова З.А., Шамсутдинова И. Г. Значение метода системного анализа для эвристического решения задач студентами. М.: Знание, 1984. -116 с.
- Рогозина М. Справочник по военно-инженерному делу армии США. М.: Воениздат, 1967. — 146 с.
- Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М., 1960. — 280 с.
- Савичев В.Н. Деятельность органов внутренних дел в условиях радиационной опасности. М., 1990. — 60 с.
- Садовский В.И. Основание общей теории систем: логико-мегодический анализ. М., 1974. — 190 с.
- Сапов И.А., Солодков А. С. Состояние функций организма и работоспособность моряков. JL: Медицина, 1980.
- Слепое В.Я. Морально-психологическое воспитание будущих офицеров-подводников. JL: ВМУ, 1968.
- Смирное В.И., Блахин Н. Преодоление препятствий: Учеб.-метод. пособие. Киев: КВТИУ, 1989. — 126 с.
- Смирное И.Б. Специальные комплексные упражнения в системе физической подготовки мотострелков на различных этапах боевого обучения. СПб.: ВИФК, 1992. — 138 с.
- Соков Ф.Н. Физическая подготовка и спорт как средство формирования коллективного профессионального взаимодействия военнослужащих. -Л.: ВИФК, 1990.- 116 с.
- Соловьев О.М., Лабуш КС. Государство: суверенность, безопасность, обороноспособность. СПб., 1998.
- Сохор А.Н. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 160 с.
- Специальная тактика: Учебник. М.: Академия МВД СССР, 1982.
- Старков В.И., Горшков Н. К. Захват заложников и их освобождение. VI., 1987.
- Степашин С.В. Безопасность человека и общества. — СПб., 1994.
- Суходольский Б. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л. 1976. — 96 с.
- Сухотский В.И. Физическая подготовка армии США. — Л.: ВИКА имени Можайского, 1970.
- Тактика: Учебник / Под ред. В. Г. Резниченко, И. И. Воробьева, Н. Ф. Мирошниченко. М.: Воениздат, 1987. — 216 с.
- Тактика дейсгвий внутренних войск в борьбе с диверсантами и диверсионно-разведывательными группами противника: Учеб. пособие. М., 1981.
- Тактико-специальная подготовка: Учебник. — М.: Моск. высш. шк. милиции, 1989.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 116 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения. М.: Знание, 1968. — 216 с.
- Талызина Н.Ф. Теория программированного обучения. — М.: Знание, 1975.- 118 с.
- Теория и практика спорта в СА и ВМФ: Учебник / Под ред. Л.А. Вейднер-Дубровина, В. И. Силина. Л.: ВИФК, 1984.
- Трапицын С.Ю., Тарасов М. М., Узун JT.C. Научные основы совершенствования процесса обучения тактике в вузах МВД России: Монография. -СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 1999. 222 с.
- Ъ.Тропин С. А. Обеспечение экономической безопасности России средствами государственного управления в правоохранительной сфере: Монография. Рязань, 2004.
- Тютиков С.Р. Предложения по совершенствованию деятельности управлений УИС в федеральных округах. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004.
- Узун Л. С. Адаптация военнослужащих и сотрудников МВД к экстремальным условиям средствами физической подготовки: Учеб. пособие. -СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД РФ, 1999. 48 с.
- Узун Л.С. Индивидуальные и коллективные средства защиты и инженерно-технические средства, используемые в специальных операциях: Учеб.-метод, пособие. СПб.: С.-Петерб. высш. шк. МВД РФ, 1996. — 38 с.
- Узун Л.С. Тактика выживания военнослужащих и сотрудников МВД в экстремальных ситуациях: Монография. — СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 1998.-232 с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. — 120 с.
- Утенко В.И. Физическая подготовка вооруженных сил стран НАТО.-Л.: ВИФК, 1986.
- Ухтомский А.А. Физиологический покой и лабильность как биологический фактор // Собр. соч. Л., 1951. — Т. 2. — 289 с.
- Ушатиков А.И., Ковалев О. Г., Семенов В. А. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях: Учеб.-метод, пособие. Рязань, 1997.
- Феденко Н. Ф. Актуальные проблемы военной специальной психологии (прикладные проблемы социальной психологии). М.: Наука, 1983.
- Физическая подготовка военнослужащих к действиям в особых условиях: Монография. СПб.: ВИФК, 1996. — 150 с.
- Фокин Ю.Г., Дударев В. Т., Захарова И. Н. Основы педагогики, психологии и организации учебного процесса в вузе. М.: Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского, 1985. — 160 с.
- Халъзов В.И. Педагогические основы обучения военнослужащихвнутренних войск. JL: ВПУ МВД, 1987.
- Цвиркун А.Д. Основы синтеза структуры сложных систем. — М.: Наука, 1982.- 151 с.
- Черников Н.Г. Формирование командно-методических знаний, навыков и умений курсантов военных училищ ПВО в процессе ФГГУ: Метод, пособие. Л.: ЛВЗРКУ, 1986.-45 с.
- Чистяков А.А., ГТавлухин А.Н. и др. Комментарий к Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 8 декабря 2003 г. Рязань, 2004.
- Човдырова С. Некоторые критерии психологической готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях: Сб. науч. тр. — М.: ВНИИ МВД РФ. 1995.
- Шамшуров В.К. Инженерное обеспечение боя в особых условиях: Учеб. пособие. М.: Воениздат, 1985.
- Шаисков А .А., Портных ЮЛ. Блахин Г. Н. Некоторые аспекты исследований сенсомоторных реакций у спортсменов // Физиология спорта: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. М., 1986. — 120 с.
- Шапошников И.И., Блахин Г. Н. О степени зависимости результатов преодоления полосы препятствий в темноте от уровня развития двигательных навыков // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка: Сб. науч. ст. Л.: ВИФК, 1986. — Вып. 5.
- Шашкин А. Военно-прикладная направленность системы спортивной подготовки курсантов и слушателей института физической культуры. — Л, 1985.- 112 с.
- Щедрин Ю.Н. Условия и последовательность использования средств физической подготовки и спорта для укрепления войскового товарищества. Л.: ВИФК, 1989. — 96 с.
- Экстремальные ситуации, конфликты, согласие: Материалы науч.-практ. конф. М.: Академия управления МВД России, 2003. — 190 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Hayка, 1978.- 180 с.
- Яковлев Н.М., Новиков B.C., Хавинсон В. Х. Резистентность, стресс, регуляция. JL, 1990. — 116 с.
- Якунин В.Л. Обучение как процесс управления. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 180 с.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системах высшего образования. М., 1986.- 160 с.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопр. психологии. 1968. — № 6. — С. 11−35.
- Анисимов В. Г. Анисимов Е.Г. О некоторых проблемах управления ракетными войсками при огневом поражении противника в операциях // Военная мысль. 1996. -№ 1. — С. 41−47.
- Барановский Н.Н., Бухарин А. В. Учиться, чтобы потом работать // Преступление и наказание. — 2004. — № 8. С. 8.
- Бяахин Г. Н. Оценка тренированности военнослужащих // Тез. докл. науч. конф. адъюнктов и соискателей. — Л.: ВДКИФК. 1986. С. 7.
- Блахин ГН. Оценка функциональной готовности военнослужащих // Тез. докл. науч. конф. Л.: ВДКИФК, 1982. — С. 147−148.
- Блахин Г. Н., Репников С. М. Исследование особенностей двигательной деятельности военнослужащих мотострелковых подразделений на полковых учениях в условиях Крайнего Севера // Отчет об учениях «Север-84». Л.: ВДКИФК, 1984. — С. 30−68.
- Блахин Г. Н., Варжеленко И. И., Федоров В. Г. О направленности физической подготовки в начальный период обучения курсантов в вузе // Тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. Пушкин, 1996. — С. 226.
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 28.
- Богоявленский Л.Н. Приёмы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 25−39.
- Воробьев И.Н. Тактика дальнего боя // Военная мысль. 1992. -№ 11.-С. 39−45.
- Выдран В., Решетнева А. Системный подход в исследовании физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1978. — № 4. — С. 63−64.
- Джамгаров Т.Т., Вейднер-Дубровнн Л.А. Некоторые вопросы совершенствования системы проверки и индивидуальной оценки физической подготовленности личного состава Сухопутных войск // ВДКИФКиС / Тр. ин-та.- I960.-Вып. 24.-С. 132−144.
- Довмат Б. В. Готовить достойную смену // Преступление и наказание. 2004. — № 8. — С. 12.
- Дробот В.А., Якушкин В. М. Пути совершенствования физической подготовки курсантов на начальном этапе военно-профессионального обучения // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка. — JL: ВИФК, 1982. Вып. 2. — С. 70−76.
- Евстафьев Б.В. О сущности и соотношении понятий «система и подсистема», «целое и часть», «род и вид», «компонент и элемент» в физической культуре // Тез. докл. науч. конф. Л., 1986. — С. 15.
- Евстафьев Б.В. Система физической подготовки войск и ее компоненты // Социальные функции физической культуры: Тез. докл. науч. конф.-Л., 1984.-215 с.
- Ендалъцев Б.В. Современные требования к физической подготовленности военнослужащих // Тез. докл. науч. конф. Л.: ВДКИФК, 1986. — С. 34—36.
- Захаров Б. Психологическая подготовка личного состава к бою // Информ. метод, сб. 1993. -№ 3(6). -С. 15−16.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена // Физкультура и спорт. 1966. — С. 64.
- Исмагилов Р.Ф. К вопросу о систематизации и системности научных знаний по проблемам безопасности // Жизнь и безопасность. 1998. -№ 3. — С. 79−81.
- Кабачков В.А., Бондаревскгш Е.Я., Cmapody6ijee М.В. Волчан-ская ВВ., Куренцов В А. К разработке должных норм физической подготовленности молодежи // Теория и практика физической культуры. — 1986. -№ 7. С. 30−32.
- Калинин Ю. И Важно сделать правильные выводы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. — № 2. — С. 3.
- Калинин Ю.И. Эффективно решать поставленные задачи // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2002. — № 2. — С. 3.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможность его применения в педагогическом исследовании // Сов. педагогика. — 1970. — № 9. — С. 103−115.
- Краев В. Совершенствовать управленческую деятельность // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. — № 4. — С. 16.
- Крипский A.M. Информационный подход к определению объемов знаний, подаваемых студентам в вузе // Материалы науч. конф. — Минск: БГИНХ, 1973.-С. 20−21.
- Лебедев А.В. Некоторые вопросы психологической подготовки в парусном спорте // Тез. науч. конф. Л.: ВДКИФК, 1981. — С. 34−54.
- Левитина Д.И., Котовникова М. А., Галушин А. И. Математические методы диагностики состояния гипер- и гипокоагуляции // Новости медицинской техники. М., 1979. — Вып. 2. — С. 15−18.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. жури.-1981.-№ 5.-С. 23−24.
- Ломов Б.Ф. Общение и объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — 156 с.
- Меерсон A.M. Опыт применения ЭВМ для обработки данных проверки физической подготовки // Тез. докл. науч. конф. Л.: ВДКИФК, 1975. — С. 51−53.
- Мавитович А.Д., Голомазов С. В., Поляков A.M. Информативность тестов по отношению к показателям применения боевых действий юных фехтовальщиц // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 8. — С. 28−30.
- Морозов В. Первоначальная подготовка кадров для ИТУ// Преступление и наказание. 1997. — N 4. — С. 54.
- Нестеров А.А. Щеголев В А., Гшев В. П. О научно-исследовательской работе по разработке и войсковой проверке проекта НФП СА и ВМФ // Итоговый отчет по НИР. Л.: ВИФК, 1988. — С. 456.
- Никитин A.M. Готовить профессионалов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2003. № 5. — С. 18.
- Петрушевский И.И., Попов Л. П. О некоторых факторах, обусловливающих надежность деятельности военнослужащих в условиях физического напряжения // Материалы науч. конф. — Л., 1971. — С. 21.
- Пономарев Н.А. Физическая культура как вид деятельности // Тез. науч. конф. Л., 1979. — С. 129.
- Пупков П.В. Подготовка’офицерских кадров для ВВС США // Тез. докл. науч. конф. СПб.: ВИФК, 1992. — С. 3911.
- Пупков П.В. Проблемы спорта в армии Швейцарии // Тез. докл. науч. конф. СПб.: ВИФК, 1992. — С. 112−114.
- Рябчук В.В., Косорукое А. Н. Физическая подготовка ВМС США // Тез. докл. науч. конф. Л.: ВИФК, 1992. — С. 49.
- Семенов В.М. Сухопутные войска: задачи и проблемы развития // Военная мысль. 1993. — № 6. — С. 19−25.
- Силин В.И. Изучение результатов соревнований основа прогнозирования достижений армейских гимнастов // Тез. докл. науч. конф. — JL, 1980.-С. 193−194.
- Сопоцъко А.А., Белоусов А. И. Ускоренная подготовка военнослужащих к действиям в условиях высокогорья // Тез. докл. науч. конф. — JL, 1987.-С. 126.
- Спирин Л.Ф., Фрумкин М. Л. Обучение студентов решению педагогических задач // Советская педагогика. — 1984. — № 7. — С.74−78.
- Стрелец В.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Методика и средства // Вестн. высш. шк. 1981. — № 2. — С. 91—93.
- Сухорученко B.C. Взаимодействие сил и средств в локальных боевых операциях // Защита и безопасность. 1999. — № 3. — С. 12−14.
- Сысоев Н.В. О некоторых принципах подбора упражнений для проверки физической подготовленности // Тез. докл. науч. конф. — Л.: ВДКИФК. 1975. С. 44−46.
- Терещенко С.Г. Зависимость формирования социометрического статуса от уровня физической подготовленности // Тез. науч. конф. Л.: ВИФК. 1979.-С. 109.
- Терещенко С.Г. Способы оптимизации учебного процесса по ФП в вузе // Межвуз. сб. Л.: ВДКИФК, 1982. — С. 88−91.
- Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности // Психол. журн.- 1989.-№ 3.-С. 23−31.
- Ялунин В.У. Соблюдение прав человека — приоритетная задача уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. — № 5. — С. 6.
- Ялунин В. У. Обеспечить безусловное выполнение поставленных задач // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. — № 3. — С. 7.
- Барабанов Н.П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях: Дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия управления МВД РФ, 2001.
- Белорусова В.В. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания спортсмена: Авгореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1969.
- Блахин Г. Н. Подготовка военнослужащих к ведению боевых действий средствами военного троеборья: Дис.. канд. пед. наук. — JT., 1987.
- Бондаревский Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1983.
- Евсеева Л.Ф. Оценка физической подготовленности кандидатов в курсанты военно-учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук. JL: ВИФК, 1987.
- Казак Б.Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества (теоретические и организационно-правовые аспекты): Дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия управления МВД РФ, 2000.
- Карпов В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Дис.. д-ра пед. наук. — СПб., 1992.
- Кряж В.Н. Исследование динамики переноса тренированности в процессе тренировки: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1969.
- Любарский Л.В. Исследование динамики всесторонней физической подго говлепности слушателей высшего военного учебного заведения и пути ее улучшения: Дис.. канд. пёд. наук. — JI., 1962.
- Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1982.
- Пилоян Р.А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1985.
- Соколова С.Н. Государственное регулирование безопасности российского общества: Дис.. д-ра филос. наук. -М., 2007.
- Федоров В.В. Взаимодействие исправительных учреждений с органами внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах в местах лишения свободы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М.: Академия управления МВД РФ, 2003.
- Яблонко В. Я: Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высших военно-учебных заведений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М.: ВПА, 1982.-24 с.
- ТСП: Сборник информационно-методических материалов. М., 1998.
- Anderson Y.L. Women’s sports and fitness programs of the US Military Academy // Phys. Sportsmed. 1979. — № 7. — p. 72−82.
- AR 350−15. The Army Physical Fitness Program. Dec., 1985.
- AR 600−8-2. Suspension of Favounrable Personnel Actions (Flags). Oct., 1987.
- AR 600−9. The Army Weight Control-Program.
- Baldi K.A. An overview of Physical Fitness of Female Cadets at the Military Academies 11 Milit. med. 1991. — № 10. — P. 537−539.
- Banfo G.D. Cold weather survival // Approach. 1971. — № 2, 32.
- Collins J. The Soviet Military Experience in Afghanistan // Military Review.- 1985,-№ 5.
- Davies D.H. Shark attack its relationship to temperature, heach, patronage and the seasonal abundance о Г dangerous chark // Rept. Oceanogr. Inst. Durban. 1963,-№ 6.-P. 1−43.
- Dyer F. Fitness and Aii borne Training // Infantry. 1981. — № 5.
- Fit around the fleet // All Hands. 1989. — Vol. 67. — № 868.
- Fit to be navy // All Hands. 1989. — Vol. 67. — № 868.
- FM 100−5. Basic service regulation. Operations. Washington, 1982.
- FM 21−20. Physical Readiness Training. Washington, 1980.
- FM 21−20. Physical Readiness Training. Washington, 1973.
- FM 19−15.-Washington, 1985.
- FM 21−20. Physical Readiness Training.-Washington, 1973, 1980, 1985.
- FM 21−75. Combat skills of the soldier. Washington, 1983.
- FM 90−5. Jungle operations. 90−11−1 (Microforma). Washington, 1982.
- FM 7−98. Washington, 1992.
- Graevenitz G.G.-W. Ausbildung des americanischen Offizers. Beispiel: US Air Force Academy 11 Tmppenpraxis. 1988. — № 1. — P. 72−75.
- Hall I.F., Poller L.W. Physiological index of strain and body heat storage inhypertermia. J.Appl. Physiol, 1960.
- Lillywhite S. Courses for the courageous // Soldier. 1983. — № 17.
- McCarthy, Ronald M. Reducing the Risk in High-Risk Warrant. Services. Police Chief. P. 41−42.
- Master Fitness Arraigning Examp. 1992.
- Preciado, Albert R. High-Risk Warrants. Traning Key # 402. International Association of Chiefs of Police. P. 1−5- 348-Spaulding, David J. Crisis Entry. SWAT.345. R 11 950 Z.-Nov., 1989.
- Ridg^vay M. Man: the vital weapon // Army combat forces journal.1956.
- Rigg K. Realistic combat training and how to conduct it. Harrisburg, 1955.
- Thomas Y. Woman’s Sports and fitness programs of the US Air Force Academy // Phys. Sportsmed. 1979. — № 7(4). — P. 59−68.
- USMA form 2−417. July, 1989.
- Zatham W. Old basics new weapons make up a potent of the modern battlefield 11 Army. 1977. — № 5.
- Beaves H. Harry’s boys // Soldier. 1986. — № 5.
- Catalog Navy Academy. 1991. -№ 6.