Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пластичность как форма реализации культуры личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельную группу составляют исследования, рассматривающие различные приемы воспитания пластической культуры в молодом поколении актеров. Это оказывается особенно значимым для данной профессии, т.к. пластичность, в основе которой заложена естественность, гармония, становится ключом для «открытия роли» и для донесения ее глубокого смысла до зрителя. Данный вопрос анализируется А. Арто, П. Валери… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Гносеология и онтология пластического
    • 1. 1. Пластическое в отношениях с природным миром
    • 1. 2. Пластичность как природа человеческого
    • 1. 3. Человек в современной дилемме телесное — пластическое"
    • 1. 4. Социокультурные функции пластичности
  • Выводы
  • Глава вторая. Историческая эволюция содержания пластического
    • 2. 1. «Человек телесный» в пространстве древних культур
    • 2. 2. Пластика как условие духовной жизни в послеантичное время (до Гегеля)
    • 2. 3. Историческая обусловленность связи между рациональными и иррациональными аспектами пластического: от романтизма к постмодернизму
  • Выводы
  • Глава третья. Культурно-морфологические свойства пластического
    • 3. 1. Эквивокальность пластического бытия
    • 3. 2. Семиология пластичности
    • 3. 3. Красота, мера и гармония в пластическом взаимодействии
  • Выводы
  • Глава. четвертая. Пластическая культура личности
    • 4. 1. Проблема пластической идентичности
    • 4. 2. Пластичность как свойство динамической личности
    • 4. 3. Пластический язык в его эстетической функции
    • 4. 4. Эвристическая природа пластической дидактики
  • Выводы

Пластичность как форма реализации культуры личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной социокультурной ситуации проблема взаимодействия человека с окружающим миром является наиболее актуальной.

Минувший век, отмеченный многочисленными конфликтами, расколами, разъединениями, породил особую фрактальную культуру, включающую эпатаж, шок, провокацию, грубость, резкость и другие явления.

При этом в общественном сознании не получил распространение тот факт, что пластичность, имманентно свойственная человеку, является сегодня категорией, отражающей устранимость природного и культурного противоречия, вбирающей в себя многообразие форм адаптации, гибкости, терпимости, изящества, гармонии.

Как мировоззренческая категория высокого уровня обобщения, пластичность требует для своего понимания культурологического подхода, вбирающего в себя множество научно-гуманитарных методик.

При этом пластичность как культурно-стилевая категория обладает выраженной тенденцией к исторической эволюции своих форм, определяя эстетические доминанты различных эпох и периодов человеческого развития.

Отмеченные обстоятельства дают основание считать, что постижение пластичности способствует формированию в человеке интеллектуальных и эстетических качеств, а также укреплению гармонического начала его личности. Гармония — понятие широкое (мировая гармония, космическая), и человек выступает одной из ее составных частей.

Для человека пластичность — это особая гармония, проявленная внутренне (гармония с самим собой) и внешне — гармоничные отношения с окружающей действительностью. В ответ на нарушение гармонии возникает дисгармония, исчезает соразмерность, появляется дискомфорт.

На это человек болезненно, остро реагирует, т.к. он изначально является существом гармоничным.

На современном этапе развития культуры мы сталкиваемся с тем, что гармония уходит, ее утрата означает для человека кризис пластичности. Это выражается в отсутствии взаимопонимания между людьми, разладе человека с самим собой, что, соответственно, находит внешнее выражение в характере его движений. Данный факт культурология не может оставить без внимания, и его видение и анализ дается в ходе нашего исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Понятие «пластичность», анализируемое в нашей работе, -традиционно рассматривается в двух аспектах: теоретическом и практическом. Внутри первого существует также несколько различных оттенков. Один из них возникает, исходя из анализа античности. Это отчетливо прослеживается в трудах И. Канта, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. Шиллера, А. В. Шлегеля, Ф. Шлегеля, считавших, что пластичность стала культурной доминантой для Древней Греции.

Это чувство завершенной пластики в божественном и человеческом свойственно преимущественно Греции. Понимая Грецию как страну поэтов и ораторов, историков и философов, мы еще не постигнем ее в ее средоточии, если не обратимся к идеалам скульптуры как к ключу для понимания и рассмотрим образы как эпических и драматических героев, так и действительно существовавших государственных деятелей и философов, исходя из этой пластики. Ибо как люди практически действующие, так и поэты, и мыслители в счастливые дни Греции имеют этот пластический, всеобщий и все же индивидуальный, одинаковый во внутреннем и внешнем характер"1.

1 Гегель, Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 3. — М.: Искусство, 1971. — С. ИЗ.

А. В. Шлегель также отмечал, что «внутренний характер всего античного искусства и поэзии пластичен. Греческая культура была воспитана самой природой. Их искусство, их поэзия полностью выражают это сознание гармонии всех сил. Они создали поэтику радости"1.

Ф. В. Шеллинг трактует пластичность как особый стиль мышления, присущий античности. Он считает, что «в древности мышление было пластичным, наше же время и душу превращает в страдающий орган высших откровений, но свидетельствует также и о том, что стремление к пластичности в форме и изображении недостаточно, что прежде всего необходимо мыслить и чувствовать пластично, т. е. так, как мыслили и чувствовали в древности"2.

Иное понимание пластичности представлено Г. Вельфлином. Анализируя различные периоды эпохи Возрождения, он делает вывод о том, что пластичность и живописность — это два ведущих основания художественного творчества.

С середины века [15 в.] в искусстве замечается пробуждение вкуса ко всему тонкому, хрупкому, элегантному. Фигуры теряют грубоватость форм, делаются стройнее, тоньше в суставах. Широкий размах движений сменяется чем-то более мелким и изысканным, моделировка приобретает чрезвычайную отчетливость, резец выделяет теперь малейшие повышения и понижения. На сцену выступает утонченное существо, рядом с которым прежняя естественность не всегда сохраняет свое значение"3.

Мироощущение художников XVI века рождает другой стиль, который отличается монументальностью, величием, особым пафосом. «16-му столетию было суждено если и не открыть, то художественно использовать мир аффектов, величественных движений человеческого.

1 Шлегель, А. В. Чтения о драматической литературе и искусстве // Литературная теория немецкого романтизма. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. — С. 214−215.

Шеллинг, Ф. В. Об отношении изобразительных искусств к природе. — М.: изд-во «Мысль», 1998. — С. 923.

3 Вельфлин, Г. Классическое искусство.

Введение

в изучение итальянского Возрождения. — СПб.: Алетейя, 1999.-С. 15. духа. Сильный интерес к психическим событиям является отличительным признаком его искусства"1.

В дальнейшем эти подходы получают свое развитие. В частности,.

A.Ф. Лосев в ряде своих работ говорит о том, что особенностью культуры Древней Греции становится ее пластический характер (Лосев А. Ф. «Очерки античного символизма и мифологии" — Лосев А. Ф., Шестаков.

B.П. «История эстетических категорий»).

Во второй половине XX века актуализируется проблема соотношения пластичности и живописности. Ее анализируют О. В. Беспалов («Пластичность и живописность как универсалии художественного сознания»), Т. В. Дадианова («Пластичность и выразительность как категории эстетики»). Они придают пластичности, как и живописности, категориальный статус. «Пластичность и живописность — эстетические категории, подчиненные общему понятию выразительности, ее материальные носители: невербальные знаковые системы, физиогномические характеристики искусства, универсальные свойства художественного творчества, ибо нет ни одного вида искусства, где бы они не наличествовали. Есть виды искусства, где один из этих элементов доминирует, выходит на первый план в зависимости от времени, в котором живет художник"2.

В. А. Фортунатова рассматривает пластичность как культурную единицу и дает ей культурологическую оценку. «По движениям может быть составлена история «человека общественного», человека в его взаимоотношениях с внешним миром и в конечном счете — с самим собой. Ведь пластика — это не только существование тела в пространстве, но также и бытие души, рисунок движения и узор слова одновременно.

1 Вельфлин, Г. Классическое искусство.

Введение

в изучение итальянского Возрождения. — СПб.: Алетейя, 1999. — С. 217.

2 Дадианова, Т. В. Пластичность и выразительность как категории эстетики: Дис. д. филос. наук. — М., 1997. — С. 64.

Пластическая мысль, пластическое выражение звука, краски или слова точно так же изобразительны и противостоят хаосу, как и человеческая поступь, жестикуляция, телодвижения"1.

Иная ветвь рассмотрения пластичности — практическая. В ней особое внимание уделяется символической, знаковой природе данного явления. К. Леви-Строс, анализируя культуры разных племен, их обряды, традиции, приходит к выводу, что существует прямая зависимость между пластикой человека и характером его мышления. Представители племен, надевая какую-либо маску или раскрашивая себя определенным образом, начинают вести себя так, как диктует образ, в который они перевоплощаются, т. е. происходит слияние актера со своей ролью. «Это слияние настолько неукоснительно, что для разъединения индивида и его персонажа нужно попросту уничтожить индивида"2.

Ю. М. Лотман видит в пластике человека определенный текст, с помощью которого осуществляется процесс коммуникации. «Важной особенностью пространственных моделей, создаваемых культурой, является то, что, в отличии от других основных форм семиотического моделирования, они строятся не на словесно-дискретной, а на иконически-континуальной основе. Фундамент их составляют зрительно предсгавимые иконические тексты, вербализация же имеет вторичный характер. Такой образ вселенной легче протанцевать, чем рассказать, нарисовать, слепить или построить, чем логически эксплицировать"3.

Особое значение имеют работы, освещающие различные аспекты невербальной семиотики. К ним можно отнести труды Р. Бирдвистела, Г. Б. Крейдлина, А. Пиза и др. «Невербальное поведение человека, который представляет интерес для лингвистики и семиотики, в своей основе.

1 Фортунатова, В. А. Человек в мире культуры. Учебное пособие. — Н. Новгород: НГПУ, 1998. — С.29.

2 Леви-Строс, К. Структурная антропология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 238.

3 Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 296. является, как и вербальное, осмысленным, интерактивным, социальным и культурным"1.

Отдельную группу составляют исследования, рассматривающие различные приемы воспитания пластической культуры в молодом поколении актеров. Это оказывается особенно значимым для данной профессии, т.к. пластичность, в основе которой заложена естественность, гармония, становится ключом для «открытия роли» и для донесения ее глубокого смысла до зрителя. Данный вопрос анализируется А. Арто, П. Валери, И. А. Богдановым, Е. Б. Вахтанговым, С. М. Волконским, А. Б. Немеровским, М. М. Фокиным и др. Я Ф. Макарьев говорил, что «пластичность завещана человеку самой природой, и мы должны этому подчиниться разумно и продуктивно. Вникая в глубь поставленной проблемы, мы должны в «пластическом воспитании актера» прежде всего увидеть его практическую цель. Она заключается в воспитании сценического человека"2.

А. Б. Немеровский считает, что «пластически выразительным актером мы назовем лишь такого, который умеет использовать природные данные и усвоенную технику в раскрытии существа роли"3.

А. Арто отмечает, что «слово бледнеет перед жестом и пластическая и эстетическая сторона театра, утратив качество декоративного посредника, становится в прямом смысле слова языком непосредственного общения"4.

Таким образом, подчеркивается особое значение пластики в определенной профессиональной сфере. Это актуально не только для актеров, но и для спортсменов, учителей и т. д. Данный вопрос освещался в работах по биомеханике С. В. Дмитриевым, Д. В. Донским, Л. Н. Слядневой. Они считают, что «модель понимания «живых движений», в.

1 Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — С. 69.

2 Макарьев, Л. Ф. О пластическом потенциале актера // Пластическое воспитание актера в театральном вузе: Сборник научных трудов. — Л.: ЛГИТМнК, 1987. — С. 17.

3 Немеровский, А. Б. Пластическая выразительность актера. — М.: Искусство, 1988. — С. 8.

А Арто, А. Театр и его Двойник. — СПб.: Симпозиум, 2000. — С. 198. которых учитывалась бы такая сложная иерархия качественно различных видов понимания, как бы наслаивающихся и взаимно обуславливающих друг друга, можно назвать «антропной» («человеческой»), поскольку понимание в таком случае во многом зависит от человеческих способностей (как духовных, так и телесно-двигательных, авербальных способов коммуникации). Понимание двигательных действий достигается благодаря синтезированию пластически моторной, образной и речевой репрезентации «живых текстов"1.

Нельзя не отметить тот факт, что в XX веке появляется целый ряд работ, посвященный анализу понятий «телесность», «телесная культура». Среди них работы М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, Б. Тернера, М. Фитерстоуна, С. Фишера, М. Фуко и множество других, в отечественной науке труды Е. Н. Анисимовой, JI. Н. Бабич, И. М. Быховской, В. П. Иванченко, В. Н. Никитина, О. С. Суворовой, С. В. Фроловой и т. д. Их исследования представляют различные аспекты философского осмысления телесности. М. Мерло-Понти отмечал, что «поскольку мое тело видимо и находится в движении, оно принадлежит к числу вещей, оказывается одной из них, обладает такой же внутренней связностью и, как и другие вещи, вплетено в мировую ткань. Оно образует из других вещей сферу вокруг себя, так что они становятся его дополнением или продолжением"2.

Ж.-Я Нанси видит в теле «пластичность расширения, растяжения, сообразно которому имеют место отдельные существования"3.

Среди отечественных исследователей особый интерес представляют работы И. М. Быховской, т.к. она предлагает культурологический анализ этого явления. Под телесностью она понимает «не естество человека само по себе, а его преобразованное, «благоприобретенное» состояние. Понятием «телесность» мы обозначаем тело с присущей ему двигательной активностью, экспрессивными формами проявления, находящиеся в.

1 Дмитриев, С. В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия. — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2003. -С. 119.

2 Мерло-Понта, М. Око и дух. — М.: Искусство, 1992. — С. 15.

3 Нанси, Ж.-Л. Corpus. — М.: Ad Marginem, 1999. — С. 93. социокультурном пространстве и взаимодействующее с ним, детерминированное в своих соматических и двигательных характеристиках как природными закономерностями, так и особенностями этого пространства"1.

Для нашего исследования важной становится идея Б. В. Асафьева о том, что музыка, следуя своим внутренним законам, находится под непосредственным влиянием других форм культуры, в частности, пластичности. Б. В. Асафьев считает, что «музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) тепа человеческого, но „переосмысливает“ закономерности их форм и л составляющих форм элементов в свои музыкальные средства выражения». Таким образом, он указывает на связь пластичности человека с музыкой. В ходе исследования мы рассматриваем соотношение пластичности и гармонии как ведущего средства музыкальной выразительности. Опыт подобного сопоставления в науке нам неизвестен, однако каждое из рассматриваемых явлений было достаточно подробно изучено в научной литературе.

Особое значение для нашего исследования имеют работы музыковедов, исследующих гармонию как один из важнейших элементов музыкальной выразительности. Среди них труды Б. В. Асафьева, Т. С. Бершадской, С. С. Григорьева, Н. С. Гуляницкой, И. В. Способина, Ю. Н. Тюлина, Ю. Н. Холопова. Под гармонией понимается «звуковысотная система, реализующаяся в музыкальной ткани произведенияединораздельная целостность, предполагающая связь качественно различных противоположных элементов. В более специальном аспекте: гармония — это структура звуковысотной системы, определяемая составом гармонических «единиц» (тонов, интервалов, аккордов) и их.

1 Александрова, Е. Я., Быховская, И. М. Культурологические опыты. — М.: Редакционно-издательский отдел НТУ «Консерватория», 1996. — С. 90.

2 Асафьев, Б. В. Избранные труды. Т.5. — М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1957. — С. 163. функциональными отношениями. Кроме того. это компонент стилевой системы, глубоко связанный с воплощением художественного замысла"1.

Предмет исследования — креативный потенциал пластичности в структуре личностной культуры.

Объект исследования — понятие «пластичность» на разных онтологических уровнях: природном, антропологическом, культурологическом.

Цели и задачи работы определяются исследованием категории «пластичность» с разных сторон, выявлением ее специфических свойств. В свете поставленной цели предполагается решить ряд конкретных задач:

— выявить онтологические характеристики пластичности;

— проследить изменение трактовки понятия «пластичность» в зависимости от типа культурной эпохи;

— отразить роль пластичности в эпохи социального культурного кризиса;

— обозначить основные функции пластичности;

— показать многоуровневосгь понятия «пластичность» и различные подходы к его анализу;

— проанализировать основные структурные составляющие пластичности;

— рассмотреть воспитательное значение пластической культуры.

Научная новизна определяется спецификой культурологического метода, что отразилось в интегрированности подходов из различных областей гуманитарного знания:

— выявлена сущность пластичности как культуроформирующей категории.

1 Гуляницкая, Н. С.

Введение

в современную гармонию. — М.: Музыка, 1984. — С. 18.

— на материале современной культуры пластичность рассмотрена как важная гуманитарная проблема, связанная с коммуникацией, общением людей в современном обществе.

— показаны интегративные свойства феномена пластичности, вбирающего в себя понятия красоты, меры, гармонии.

— отражены обстоятельства, ставшие причиной разрушения пластичности в современном обществе.

— намечены пути воспитания индивидуальной пластической культуры человека.

Положения, выносимые на защиту:

1. Пластичность относится к числу феноменальных и универсальных явлений, пронизывающих человеческое бытие и гармонизирующих его. Онтологическая природа пластичности определяет многогранность ее проявлений, отражающих богатство человеческого мира.

2. Пластичность — это сложное явление, имеющее культурно-историческую основу своего развития. Этот факт обоснован дуалистической природой пластичности: выйдя из природы, она становится продуктом искусственной среды, что особенно заметно в современной культуре.

3. Человеческая пластика выражается в определенное время в определенном месте. В связи с этим можно выделить три основных типа культурно-пластических ситуаций: античную, послеантичную и современную, т. е. естественную, историческую и свободную фазы развития пластики. Это разграничение, хотя и является условным, поскольку в основе пластичности лежит извечно стабильное начало, тем не менее отражает пластические коды переломных моментов человеческого общества.

4. Являясь даром природы и продуктом культуры, современная пластичность поддается двойной интерпретации, выявляющей существование двух типов пластичности: знаково-символическую модель и природно-чувственную. Это свидетельствует о том, что внутри современной пластичности имеется противоречие, устранение которого возможно с помощью средств гармонизации.

5. Существуя в культуре, пластичность обретает ее функции, в частности, адаптивную, гармонизирующую, познавательную, коммуникативную, символически-знаковую, эстетическую, воспитательную.

6. Способность легко преодолевать дистанцию между различными идеями, образами, формами, интегрировать их в некую творческую систему, сохраняя при этом выразительность и метаэстетическую направленность, относится к важнейшим особенностям личности, обладающей пластической культурой.

Методологической основой исследования стала совокупность ряда аналитических приемов, операций и подходов:

— историко-культурный, эволюционный подход, рассматривающий явление пластичности на разных этапах развития культуры;

— функциональный анализ, выявляющий основные функции пластической культуры;

— структурно-семантический анализ, рассматривающий знаковую природу пластичности;

— типологический подход, дающий возможность выделить разные уровни онтологии и пластичности, рассмотреть их характерные черты;

— методы эмпирического уровня: анализ и обобщение педагогического опыта, наблюдения, анкетирование, обучающие эксперименты.

Практическая значимость работы.

Культурно-семантическое понимание пластичности как природного, так и сформированного человеком явления позволяет предложить конкретные методы и приемы реализации культуры личности, которые могут быть использованы в практике занятий с учащимися и студентами.

Осознание роли пластической культуры в обществе поможет снять ряд напряженных моментов в процессе коммуникации, в устранении конфликтов, при активном культурном обмене.

Проблемы, поднятые в исследовании, могут быть включены в программу общей подготовки учителей, и, тем самым, окажут влияние на формирование их педагогической культуры.

Апробация работы.

Различные аспекты проблематики диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на следующих научных конференциях:

— «Диалектика внутренней формы в скульптурах С. Д. Эрьзи» (II Международные Эрьзинские чтения, Саранск, октябрь 2001 года);

— «Холизм и проблемы человеческой пластики» (Седьмая нижегородская сессия молодых ученых, Нижний Новгород, октябрь 2002 года);

— «Пластическая культура в современных условиях» (IX Межвузовская конференция по культурологии «Культура и антикультура», Нижний Новгород, ноябрь 2002 года);

— «Роль пластической культуры в процессе профессиональной подготовки педагога» (Региональная научно-практическая конференция «Подготовка педагога в условиях модернизации образования», Нижний Новгород, март 2003 года);

— «Пластика кризисных эпох в аспекте сочетания несочетаемого» (Межрегиональный научно-теоретический семинар «Культурологические штудии», Киров, апрель 2003 года);

— «Сценический танец и проблемы пластического воспитания школьников» (Всероссийская научно-практическая конференция «Дети. Молодежь. Театр. Образование», Нижний Новгород, май 2003 года);

— «Роль пластической культуры при работе со студентами-иностранцами» (Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и дисциплинам специализации», Нижний Новгород, май 2003 года);

— «Отражение социальных проблем в пластической культуре этносов» (X Межвузовская конференция по культурологии «Этнические культуры в условиях глобализации», Нижний Новгород, ноябрь 2003 года);

— «Звукопластика в системе подготовки специалиста негуманитарного профиля» (V Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе», Нижний Новгород, март 2004 года).

Апробация работы также осуществлялась при чтении спецкурса «Пластическая культура личности», на лекционных и практических занятиях по курсу «Культурология» в. Hi НУ.

Различные аспекты проблематики диссертации отражены в девяти публикациях.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка, включающего 339 наименований на русском и иностранном языках.

Выводы.

Способность легко преодолевать дистанцию между различными идеями, образами, формами, интегрировать их в некую творческую систему, сохраняя при этом выразительность и метаэстетическую направленность относится к важнейшим особенностям личности, обладающей пластической культурой.

Помимо живой пластики собственной фигуры, человек должен обладать «памятью формы», осознавать невидимые границы своего тела.

1 Фортунатова, В. А. Взаимодействие этики и культуры в педагогическом процессе вуза // Культура и формирование личности учащейся молодежи. Материалы всесоюзной межвузовской научно-практической конференции. — H. Новгород: НООПО РСФСР, 1991. — С. 155−156 изнутри, т. е. обрести пластическую идентичность, сохраняющую человеческую индивидуальность. Это осуществляется за счет рефлексии, интуиции, фоновых факторов, а воплощается в фоно-, визо-, слухо-, жестопластике.

Пластическая динамичность относится к двигательной культуре личности, отражающей профессиональное положение, социальный статус, психологическое состояние, физиологический тонус и другие обстоятельства Сближение спорта с искусством, следование по пути гармонизации физического и духовного в человеке соответствует задачам современной динамичной эпохи.

Артпластика обладает огромным потенциалом воздействия на личность. Она же предлагает технологии сближения человека с классическим искусством, устраняет разрывы и диссонансы, возникшие между миром бытия современника и миром вечности, запечатленном в мировой классике. Развитие воображения, эмоциональности, адаптивности с помощью искусства возвращает человеку необходимые антропогенные свойства, выделяющие его из остального живого мира.

Таким образом, являясь продуктом культурного развития человечества, пластика сегодня наследуется, усваивается, воспитывается. Современная дидактика призвана воспитывать гармоническую личность, но не только на рационально-интеллектуальном основании. В арсенале педагогических средств достойное место призвана занять и пластодидактика.

Заключение

.

Пластичность является важнейшим универсальным свойством культуры, означающим ее органическую связь с природой.

Разрушение пластического сопровождается нарушением гармонии между человеком и природой, пагубно сказывается на состоянии всей культуры.

Пластичность тесно связана с целым спектром доминант, характерных для культурной антропологии, таких как осязаемость, эстетичность, одухотворенность, изобразительность и др.

Вместе с тем пластичность выступает как своего рода технология, заключающаяся в преодолении сопротивляющегося начала, что способствует уменьшению агрессии и восстановлению утраченной гармонии с миром.

Пластичность необходимо рассматривать в контексте общеевропейской (и мировой) культурной традиции, которая проходит различные стадии своего развития и обогащения.

Можно выделить ряд «пластических» эпох, где именно пластика становится особой мировоззренческой и эстетической категорией. По аналогии с этим утверждением можно говорить о существовании «непластических» эпох, к которым относится и современность.

Пластичность присутствует и в самом человеке на уровне его физического и внутреннего (мысленно-эмоционального) бытия. В связи с феноменальной природой человеческой пластичности очевидно, что она не поддается привычной четкости классификации и носит эквивокальный, целостно-направленный, ускользающий от определения смысл.

Пластичность — это широкий культурологический феномен, основанный на способе видения и воспроизведения мира Вот почему пластичность столь же многофункциональна, как сама природа.

Она выполняет все основные ее функции: познавательную, коммуникативную, сигнификативную, социальную, эстетическую, но ведущими, на наш взгляд, становятся адаптивная (социально-интегративная), гармонизирующая и воспитательная. Именно они ярче всего отражают суть явления пластического.

Изучение пластичности в культуре предполагает интердисциплинарные подходы, в которых учитывались бы различные стороны рассмотрения: психологический, биологический, антропный, художественный и т. д. При ее анализе ведущим становится принцип целостности, который дает возможность осмыслить пластичность как культурологическую категорию.

Однако, самым существенным, на наш взгляд, является общегуманитарный, личностно-формирующий взгляд на пластичность, которая прежде всего противостоит хрупкости материальной цивилизации за счет вовлечения в человеческую действительность усиливающих ее тенденций, за счет гибкости и постоянства своей системы.

Вот почему воспитание пластической культуры личности является столь актуальной задачей современности. Одновременно с этим пластическое означает противостояние искусственному, механическому, неживому.

Пластодидактика включает в себя разнообразный спектр задач и приемов воздействия на формирующегося человека — спорт, искусство, тренинги, общение и др., поэтому данные проблемы следует учитывать при профессиональной подготовке учителей и специалистов педагогического профиля.

Концепция металластического мира в виде определенной идеологии находится еще в стадии разработки. Для конкретизации представлений о таком мире настоящее исследование вносит посильный вклад.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. Т. Являются ли несловесные акты мышлением Текст. / Н. Т. Абрамова // Вопросы философии. — 2001. — № 6. — С. 68−82.
  2. , С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики Текст. / С. С. Аверинцев // Древнерусское искусство. М.: Наука, 1975.-С. 14−27.
  3. Авто-био-графия, К вопросу о методе Текст.: Тетради по аналитической антропологии. № 1 / Под ред. В. А. По дороги. М.: Логос, 2001.-438с.
  4. , В. Т. Эстетическая теория Текст. / В. Т. Адорно- пер. с нем. А. В. Дранова. М: Республика, 2001. — 527 с.
  5. , Е. Я. Культурологические опыты Текст. / Е. Я Александрова, И. М. Быховская. М.: Редакционно-издательский отдел НТУ «Консерватория», 1996. — 115 с.
  6. , Р. И. С. Д. Эрьзя и онтологический вопрос в России Текст. / Р. И. Александрова, Е. В. Мочалов // Уникальность и универсализм творчества С. Д. Эрьзи в контексте современной культуры. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2001. — С. 49.
  7. , Л. О вежливости, о такте, о деликатности Текст. / Л. Алешина. Л, 4-е изд-е, 1990. — 187 с.
  8. , Ю. Б. Пение на уроках музыки Текст. / Ю. Б. Алиев. М.: Просвещение, 1978. — 175с.
  9. , Н. Прошедшее предстоящее Текст. / Н. Аловерт // Культура -2001. -№ 28.-С.11.
  10. , Е. Н. Человеческое тело в художественной культуре XX века Текст. / Е. Н. Анисимова: Дис. канд. культурол. наук. СПб., 2001.-245 с.
  11. Антология российского видеоарта Текст. М.: Информационно-исследовательский центр «МедиаАртЛаб», серия «История медиаискусства в России», 2002. — 208 с.
  12. , Л. И. Общественно-историческая характеристика телесного бытия человека Текст. / ЛИ. Анциферова // Биология человека и социальный прогресс. Пермь: Пермский университет, 1982.-С. 21−33.
  13. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство Текст. Архитектура: Терминологический словарь / Под ред. А М. Кантора. -М.: Эллис Лак, 1997. 736 с.
  14. , М. К К интонационной теории мотива Текст. / М. К. Арановский // Советская музыка. 1988. — № 8. — С. 101−106.
  15. , Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры Текст. / Д. Е. Аркин. М.: Искусство, 1990. — 399 с.
  16. , Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  17. , А. Театр и его Двойник Текст. / А Арго. СПб.: Симпозиум, 2000. — 442 с.
  18. , Б. В. Избранные труды Текст. В 5 т. Т. 5 / Б. В. Асафьев. -М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 387 с.
  19. , Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1971. — 376 с.
  20. , Б. В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания Текст. / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1974. — 296 с.
  21. , Л. Н. Социально-пространственные модели телесности Текст. / Л. Н. Бабич: Дис. канд.соцнаук. Саратов, 1999. — 146 с.
  22. Балет. Энциклопедия Текст. М.: Советская энциклопедия, 1981. -623 с.
  23. , А. Философия искусства Текст. / А. Банфи. М.: Искусство, 1989. — 384 с.
  24. , М. Мастер певучей пластики. К 100-летию со дня рождения скульптора С. Д. Эрьзи Текст. / М. Баранова // Искусство. 1976. — № 10.-С. 30−37.
  25. , Р. Избранные работы: Семиотика Поэтика Текст. / Р. Барт. -М.: Прогресс, 1989. 615 с.
  26. , Р. Мифологии Текст. / Р. Барт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. — 314 с.
  27. , Ж. Внутренний опыт Текст. / Ж. Батай- пер. с фр. С. Л. Фокина СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997. — 336 с.
  28. , М. М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин. М.: Советская Россия, 1979. — 320 с.
  29. , А. А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии Текст. / А. А. Белик. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. — 377 с.
  30. , А. А. Культурология. Антропологические теории культур Текст. / А. А. Белик. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. — 238с.
  31. , А. Глоссалогия. Поэма о звуке Текст. / А. Белый. М.: Evidentis, 2002. — 142 с.
  32. , А. Философия культуры Текст. / А. Белый // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1987. — С. 226−248.
  33. , А. Смех Текст. / А. Бергсон. М.: Искусство, 1992. — 127 с.
  34. , А. Творческая эволюция Текст. / А. Бергсон. М.: Канон-пресс: Кучково поле, 1998. — 383 с.
  35. , Н. А. Философия творчества, культуры и искусства Текст. / Н. А. Бердяев. М: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. — Т. 2. — 508 с.
  36. , Н. А. Физиология движений и активность Текст. / Н. А. Бернштейн. М.: Наука, 1990. — 494 с.
  37. , Т. С. Лекции по гармонии Текст. / Т. С. Бершадская. -Л.: Музыка, 1985. 238 с.
  38. , О. В. Пластичность и живописность как универсалии художественного сознания Текст. / О. В. Беспалов: Дис. канд. фил ос. наук. М., 1999. — 148с.
  39. , Э. Тюбингенское введение в философию Текст. / Э. Блох. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1997. 394 с.
  40. , И. А. Пластичность актера эстрады и основные способы ее формирования в высшей школе Текст. / И. А. Богданов: Дис. канд. искусствовед., Л.: ЛГИТМиК, 1986. 173 с.
  41. , Ж. Система вещей Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 1999.-218 с.
  42. , А. О. Древнеегипетская скульптура и «хорово имя» Текст. / А. О. Большаков // Вестник древней истории. М.: Наука, 2000,№ 2.-С. 73−88.
  43. Большой толковый психологический словарь Текст. / Ребер Артур. В 2-т. Т. 1. (А-О) М.: Вече ACT, 2000. — 592 с.
  44. Большой толковый психологический словарь Текст. / Ребер Артур. В 2-т. Т. 2. (П-Я) М.: Вече ACT, 2000. — 560 с.
  45. , Р. С. Гармонизация и гармоны: серия материалов по курсу «Акмеолог в системе образования» Текст. / Р. С. Бондаревская,
  46. Ю. А. Гагин- СПб.: ГУПМ, Балтийская педагогическая академия, 1999. 4.4 20 с.
  47. , Ю. Б. Эстетика Текст. / Ю. Б. Борев. М.: Политиздат, 1981. -399 с.
  48. , В. П Искусство и философия Текст. / В. П. Бранский. -Калининград: Янтарный сказ, 2000. 704 с.
  49. , А. Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения Текст. / А Э. Бринкман. М.: Изд-во Всес. Акад. архитектуры, 1935. — 79 с.
  50. Быховская, И М. Телесность человека в зеркале социокультурной антропологии Текст. / И. М. Быховская // Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информационный сборник, — М.: Изд-во РГБ, 1997. — Вып.6. — С. 2−41.
  51. Быховская, И М. Телесность человека как объект социокультурного анализа Текст. / И. М. Быховская: Дис. д. филос. наук. М., 1992. -295 с.
  52. Ваганова, А Я. Основы классического танца Текст. / А. Я. Ваганова- Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1980. 190 с.
  53. , Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих Текст. / Дж. Вазари. М.: Изобразительное искусство, 1995. — 448 с.
  54. , С. Гармонии таинственная власть Текст. / С. Вайман. М.: Советский писатель, 1989. — 365 с.
  55. , П. Душа и танец Текст. // Об искусстве / П. Валери. 2-е изд.- М.: Искусство, 1993. С. 183−204.
  56. , Е. Б. Материалы и статьи Текст. / Е. Б. Вахтангов. М.: Всероссийское театральное общество, 1959. — 468 с.
  57. , В. И. Размышления натуралиста Текст. В 2-х кн. Кн.2 Пространство и время в неживой и живой природе / В. И. Вернадский. -М.: Наука, 1975.-176 с.
  58. , Г. Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения Текст. / Г. Вельфлин. СПб.: Алетейя, 1999.-318 с.
  59. , Г. Основные понятия истории искусств Текст. / Г. Вельфлин. СПб.: Мифрил, 1994. — 426 с.
  60. , В. Г. Стили в искусстве Текст.: Словарь. В 3-х т. Т. 1 / В. Г. Власов. СПб.: Лига, 1998. — 672 с.
  61. , И. П. Телопсихика человека: синтез научных, философских и религиозных знаний Текст. / И. П. Волков. СПб.: Изд-во «Вестник БПА», 1999. — 144 с.
  62. , С. М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста по Дельсарту Текст. / С. М. Волконский. СПб.: Издание «Аполлон», 1912. — 210 с.
  63. , С. М. Мои воспоминания Текст. В 2-х т. Т. 1. Лавры. Странствия / С. М. Волконский. М.: Искусство, 1992. — 399 с.
  64. , С. М. Мои воспоминания Текст. В 2-х т. Т. 2. Родина/ С. М. Волконский. М.: Искусство, 1992. — 383 с.
  65. , Н. И. Презумпции современной культуры Текст. / Н. И. Воронина // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2003. — С. 12.
  66. Выготский, Л С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Искусство, 1968. 576с.
  67. Выготский, Л С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок Текст. / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. М: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
  68. , Ю. А. Духовный акмеизм биомеханики Текст. / Ю. А Гагин, С. В. Дмитриев. СПб.: изд-во Балт. пед. академии, 2000. — 308 с.
  69. , Г. В. Ф. Феноменология духа Текст. / Г. В. Ф. Гегель. М: Наука, 2000.-495 с.
  70. , Г. В. Ф. Эстетика Текст. В 4-х т. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. М.: Искусство, 1968. — 312 с.
  71. , Г. В. Ф. Эстетика Текст. В 4-х т. Т. 2 / Г. В. Ф. Гегель. М. Искусство, 1969. — 326 с.
  72. , Г. В. Ф. Эстетика Текст. В 4-х т. Т. 3 / Г. В. Ф. Гегель. М.: Искусство, 1971. — 621 с.
  73. , Г. В. Ф. Эстетика Текст. В 4-х т. Т. 4 / Г. В. Ф. Гегель. М.: Искусство, 1973. — 676 с.
  74. , И. А. Философское понимание танца Текст. / И. А. Герасимова // Вопросы философии. 1998. — № 4. — С. 50−63.
  75. , Г. Игра в бисер Текст. / Г. Гессе. М.: Правда, 1992. — 496 с.
  76. , П. П. Всемирная история искусств Текст. / П. П. Гнедич. -М.: Современник, 1996. 494 с.
  77. , Э. История искусства Текст. / Э. Гомбрих, М.: Изд-во ACT, 1998. — 688 с.
  78. , С. С. Теоретический курс гармонии Текст. / С. С. Григорьев. М: Музыка, 1981. — 478 с.
  79. , В. Д. Онтология: Проблемы бытия в современной европейской философии Текст. / В. Д. Губин. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998. — 191 с.
  80. , В. Д. Философская антропология Текст. / В. Д. Губин, Е. Н. Некрасова. М.: Университетская книга: Per Se, 2000. — 236 с.
  81. , Н. С. Введение в современную гармонию Текст. / Н. С. Гуляницкая. М.: Музыка, 1984. — 256 с.
  82. , Н. С. Гармония и методы рационализации в музыке 50-х годов (Интерпретация и критика) Текст. / Н. С. Гуляницкая. М.: Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, 1982.-55 с.
  83. , Л. Н. Этногенез и биосфера Земли Текст. / Л. Н. Гумилев. -М.: ACT, 2002.-556 с.
  84. , А. Я. Категории средневековой культуры Текст. / А Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984. — 350 с.
  85. , П. С. Культурология Текст. / П. С. Гуревич. М.: Проект, 2003.-336 с.
  86. , В. Собор Парижской Богоматери Текст. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1 / В. Гюго. М.: Правда, 1988. — 656 с.
  87. , Т. В. Пластичность и выразительность как категории эстетики Текст. / Т. В. Дадианова: Дис. д. филос. наук. М., 1997. -266 с.
  88. , Т. В. Пластичность как физиогномическая характеристика искусства и категория художественного творчества Текст. / Т. В. Дадианова // Овладевая театральной профессией: Сборник статей / Под ред. Т. В. Дадиановой М.: Прометей, 1990. — С. 59−81.
  89. , М. Очерки по искусству средневековья Текст. / М. Дворжак. M.-JI.: Изогиз, 1934. — 270 с.
  90. , Ж. Марсель Пруст и знаки Текст. / Ж. Делез. СПб.: Алетейя, 1999.-186 с.
  91. , Ж. Что такое философия? Текст. / Ж. Делез, Ф. Гватари. М.: Ин-т экспериментальной социологии. — 1998. — 288 с.
  92. , Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля Текст. / Ж. Деррида. СПб.: Алетейя, 1999. — 208 с.
  93. , С. В. Биомеханика: в поисках новой парадигмы Текст.: монография / С. В. Дмитриев. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1999. -179 с.
  94. , С. В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия Текст. / С. В. Дмитриев. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2003. — 178 с.
  95. Дмитриева, Л И. Словарь языка жестов Текст. / Л. И. Дмитриева, Л. Н. Клокова, В. В. Павлова М. ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство „Русские словари“: ЗАО НПП „Ермак“, 2003. — 320 с.
  96. , Н. А Краткая история искусств Текст.: В 2-х кн. Кн. 1 / Н. А. Дмитриева М.: Искусство, 1996. — 534 с.
  97. , Н. А. Краткая история искусств Текст.: В 2-х кн. Кн. 2 / Н. А. Дмитриева М.: Искусство, 1996. — 446 с
  98. , Я. В. Древняя художественная бронза Кавказа в собрании Государственного Эрмитажа Текст. / Я. В. Доманский. М.: Искусство, 1984. — 238 с.
  99. , Я. В. Кобанская культура Кавказа Текст. По материалам выставки „Первобытная культура“ / Я. В. Доманский. Д.: Аврора, 1975.-27 с.
  100. Д' Удин, Ж. (Козанэ Альбер) Искусство и жест Текст. / Ж. Д' Удин. -СПб.: Аполлон, 1911.-248 с.
  101. , В. Д. Белые одежды Текст. / В. Д Дудинцев. М.: Современник, 1989. — 606 с.
  102. , Г. Физиогномика Текст. / Г. Дюрвилль, А. Дюрвилль // Чтение по лицу характера, темперамента и болезненных предрасположенностей. М.: Исслед. центр астропсихологии, 1997. -С. 111−220.
  103. , Г. Призрак живых: Анатомия и физиология души: Опыт исследования о раздвоении тел человека Текст. / Г. Дюрвилль. М.: НИЦ „Ладомир“, 1994. — 192 с.
  104. , Л. Г. Мировая художественная культура Текст. / Л. Г. Емохонова. М.: Издательский центр „Академия“, 1999. — 448 с.
  105. , Н. Нетрадиционные жанры традиционной скульптуры Текст. / Н. Ермолаев // Русская галерея. 2000. — № 1−2. — С. 152−153.
  106. , Л. В. О специфике телесной культуры человека Текст. / Л. В. Жаров // Вопросы философии. 1987. — № 6. — С. 145−148.
  107. , Л. В. Проблема человеческой телесности в философском знании Текст. / Л. В. Жаров // Философские науки. 1985. — № 1. — С. 67−72.
  108. , Л. В. Человеческая телесность: философский анализ Текст. / Л. В. Жаров. Росгов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1988. — 126 с.
  109. Женщина и визуальные знаки Текст.: [Сборник] / Под общ. ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс, 2000. — 280 с.
  110. Живопись и скульптура Текст. / Е. М. Аллеиова. Живопись- Е. Н. Евстратова. Скульптура М.: СЛОВО/SLOVO, 2002. — 96 с.
  111. , М. А. Науке нужен доктор Текст. / М. А. Жутиков // Человек и природа 2000. — № 8. — С. 4−5.
  112. , Л. Музыка в контексте духовной культуры Текст. / Л. Закс // Критика и музыкознание: Сб. статей Л.: Музыка, 1987. — Вып. 3. — С. 46−68.
  113. , Р. В. Сочинение танца Текст. / Р. В. Захаров. М.: Искусство, 1983. — 224 с.
  114. , Л. А Введение в общую методологию Текст. / Л. А. Зеленов. КНовгород: Изд-во Гладкова О. В., 2002. — 155 с.
  115. , Л. А. Становление личности Текст./ Л. А. Зеленов. -Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1989. 168 с.
  116. , Л. А Титы мироосвоения Текст. / Л. А. Зеленов // Мир человека. КНовгород: Изд-во ННГУ, 1997. — С. 46−53.
  117. , Г. Искусство и истина Теория и метод истории искусства Текст. / Г. Зельдмайр. СПБ.: Алетейя, 2000. — 382 с.
  118. Иванов, Вяч. Вс. От жеста к слову Текст. // Избранные труды по семиотике и истории культуры / Вяч. Вс. Иванов. М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 487−496.
  119. , В. П. Телесная культура как социально-философская проблема Текст. / В. П Иванченко: Дис. канд. филос. наук. Пермь, 1997. -137 с.
  120. , Т. В. История искусств. Отечественное искусство Текст. / Т. В. Ильина М.: Высшая школа, 1994. — 461 с.
  121. , К. Е. Эмоции человека Текст. / К. Е. Изард. М.: Изд-во МГУ, 1980.-439 с.
  122. , С. История японской культуры Текст. / С. Иэнага М.: Прогресс, 1972. — 230 с.
  123. , М. С. Морфология искусства Текст. / М. С. Каган. JL: Искусство, 1972. — 440 с.
  124. , М. С. Музыка в мире искусств Текст. / М. С. Каган. СПб.: „Ut“, 1996.-232 с.
  125. , С. В. Анализ пластичности как черты темперамента Текст. /С. В. Калашников: Дис. канд. псих. наук. М., 1979. — 195 с.
  126. , В. В. Каталог выставки. Живопись. Графика Прикладное искусство Текст. / В. В. Кандинский. Л.: Аврора, 1989. — 52 с.
  127. , И. Антропология с прагматической точки зрения Текст. / И. Кант. СПб.: Наука, 1999. — 472 с.
  128. , И. Трактаты и письма Текст. / И. Кант. М.: Наука, 1980. — 709 с.
  129. , Е. В. Словесная пластика и архитектоника (от Батюшкова и Баратынского к Мандельштаму) Текст. / Е. В. Капинос: Дис. канд. фил. наук. Новосибирск, 2000. — 155 с.
  130. , Ф. Искусство и человек Текст. / Ф. Комар. М.: ООО „Издательство Астрель“, ООО „Издательство ACT“, 2002. — 160 с.
  131. Кон, И. С. Мужское тело как эротический объект Текст. / И. С. Кон // Человек. 2000. — № 6. — С. 26.
  132. , И. В. Субъект культуры Текст. / И. В. Кондаков // Субъект действия, взаимодействия, познания (психологические, философские, социокультурные аспекты). М., Воронеж: Б.и., 2001. — С. 23−46.
  133. , Ю. Пространство и поверхности: пластическая выразительность тела в архаическом искусстве Текст. / Ю. Кондратенко // Феникс. Ежегодник кафедры культурологи. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2003. — С. 22−28.
  134. , Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования Текст. / Э. А. Королева// Советская этнография. 1975. — № 55. — С. 147−155.
  135. , Б.И. Пластичность нервной системы Текст. / Б. И. Котляр. -М.: Изд-во МГУ, 1986. 240 с.
  136. Кох, И. Э. Основы сценического движения Текст. / И. Э. Кох. Д.: Искусство, Ленинградское отделение, 1970. — 566 с.
  137. С. Е. Единство природного и социального бытия человека Текст. / С. Е. Крапивенский, Н. А. Тельнова // Философия и общество, 2001, № 4. С.61−77.
  138. Краткий словарь по эстетике Текст. / Под ред. М. Ф. Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983. 223 с.
  139. , Э. Строение тела и характер Текст. / Э. Кречмер. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 330 с.
  140. , О. А. Эстетика Текст. / О. А. Кривцун. М.: Аспект-Пресс, 2001.-447 с.
  141. , В. JI. Онтология человеческой телесности (философские очерки) Текст.: монография / В. Л. Круткин. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1993. — 172 с.
  142. , В. Л. Человеческая телесность как мировоззренческая проблема Текст. / В. Л Круткин. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. — 140 с.
  143. Культурология Текст.: учебное пособие / В. А. Глуздов, И. И. Лукичева, А. А. Касьян и др.- Под ред. В. А Фортунатовой и Л. Е. Шапошникова М.: Высшая школа, 2003. — 303 с.
  144. Культурология Текст.: учебное пособие / Под ред. А. А. Радугина -М.: Центр, 2001. 304 с.
  145. Культурология. XX век Текст.: Антология. М: ИНИОН, 1995. — 144 с.
  146. , Т. А. Театральность и музыка Текст. / Т. А. Курышева. -М.: Советский композитор, 1984. 201 с.
  147. , М. Ф. Воспоминания Текст. / М. Ф. Кшесинская. М.: Олимп: Изд-во ACT, 2002. — 409 с.
  148. , В. Н. О методологии современного искусствознания Текст. / В. Н. Лазарев // Советское искусствознание, 1977. Второй выпуск. -М.: Советский художник, 1978. С. 311−316.
  149. , Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда Текст. / Ж. Лакан. Kl: Гнозис, 1997. — 230 с.
  150. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении Текст. / Л. Леви-Брюль. М: Педагогика-Пресс, 1999. — 603 с.
  151. Леви-Строс, К. Первобытное мышление Текст. / К. Леви-Строс. М.: Республика, 1994. — 382с.
  152. Леви-Строс, К. Печальные тропики Текст. / К. Леви-Строс. М.: Культура, 1994. — 319 с.
  153. Леви-Строс, К. Путь масок Текст. / К. Леви-Строс. М.: Республика, 2000.-399 с.
  154. Леви-Строс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Строс. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 510 с.
  155. , Л. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда Текст. / Л. Левонтин. М.: Изд. группа „Прогресс-Универс“, 1993.-206 с.
  156. , Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии Текст. / Г. Э. Лессинг. М.: Гослитиздат, 1957. — 519 с.
  157. Лосев, А Ф. Античность как тип культуры Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Наука, 1988. — 333 с.
  158. , А. Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1979. — 815 с.
  159. Лосев, А Ф. История эстетических категорий Текст. / А Ф. Лосев, В. П. Шесгаков. М: Искусство, 1965. — 374 с.
  160. Лосев, А Ф. Очерки античного символизма и мифологии Текст. / А. Ф. Лосев. М: Мысль, 1993. — 959 с.
  161. , Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст -семиосфера — история Текст. / Ю. М. Лотман. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 417 с.
  162. , Ю. М. Лекции по структуральной поэтике Текст. / Ю. М. Лотман. М.: Гнозис, 1994. — 547 с.
  163. , Ю. М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970. — 384 с.
  164. Лоу, Б. Красота спорта Текст. / Б. Лоу. М.: Радуга, 1984. — 256 с.
  165. , А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика) Текст. / А. Лоуэн. СПб.: Речь, 2000. — 271 с.
  166. , А. Язык тела Текст. / А. Лоуэн. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-382 с.
  167. , Л. А. Вопросы анализа музыки Текст. / Л А. Мазель. М.: Советский композитор, 1978. — 352 с.
  168. , Л. А. О природе и средствах музыки Текст. / Л. А. Мазель. -М.: Музыка, 1983. 72с.
  169. , Л. Ф. О пластическом потенциале актера Текст. / Л. Ф. Макарьев // Пластическое воспитание актера в театральном вузе: Сборник научных трудов. Л.: ЛГИТМИК, 1987. — С. 10−22.
  170. , М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов
  171. Текст. / М. М. Маковский. М.: Гуманитарный издательский центр „Владос“, 1996. — 415 с.
  172. , Н. Живопись как тотальный пласгицизм Текст. Н. Махов // Декоративное искусство. 2001. — № 2. — С. 56−57.
  173. , В. М. Индекс человеческого развития Текст. / В. М. Медков // Человек и современный мир. М.: Инфра-М, 2002. — 460 с.
  174. , Б. М. Гены и мемы „субъекты эволюции“ Текст. / Б. М. Медников // Человек. -1990. — № 4. — С. 24−38.
  175. , В. Человек в зеркале интонационной формы Текст. / В. Медушевский // Советская музыка, 1982. № 9. — С. 14−19.
  176. , М. Преодолев затверженность природы Текст. / М. Меженинов // Академические тетради. Независимая академия эстетики и свободных искусств. Под ред. Ю. Борева и др. М.: Искусство, 1998. — С. 37−43.
  177. Мерло-Понти, М. Знаки Текст. / М. Мерло-Понти. М.: Искусство, 2001.-428 с.
  178. Мерло-Понти, М. Око и дух Текст. / М. Мерло-Понти. М.: Искусство, 1992. — 63 с.
  179. Мерло-Понти, М. Тело как выражение и речь Текст. / М. Мерло-Понти // Онтология. Эстетика Религиозная философия. Труды высшей религиозно-философской школы. СПб.: Ювента: Наука, 1993. — Вып. 2. — С. 35−87.
  180. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия Текст. / М. Мерло-Понти. СПб.: Ювента: Наука, 1999. — 606 с.
  181. , А. М. Танец. Мысль. Время Текст. / А М. Мессерер. М.: Искусство, 1990. — 265 с.
  182. , К. Экологизм: антропология, культура и окружающая среда Текст. / К. Милтон // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып. 6. — 1999. — С. 2−34.
  183. , А. А. Художественный образ как динамическая целостность Текст. / А. А. Михайлова // Критерии и суждения в искусствознании. М.: Советский художник, 1986. — С. 59−90.
  184. , А. Социодинамика культуры Текст. / А. Моль. М.: Прогресс, 1973.-406с.
  185. , Я. Структуральая поэтика Текст. / Я. Мукаржовский. М.: Школа „Языки русской культуры“, 1996. — 480 с.
  186. , Э. Персонализм Текст. / Э. Мунье // Французская философия и эстетика XX века. Вып. 1. М.: Искусство, 1995. — С. 105−214.
  187. , Е. В. Логика музыкальной композиции Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1982. — 319 с.
  188. , Е. В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  189. , В. М. Концепции современного естествознания Текст. / В. М. Найдыш. М.: Гардарика, 1999. — 475 с.
  190. , В. В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье Текст. / В. В. Налимов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 344 с.
  191. , В. В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности Текст. / В. В. Налимов. М.: Прометей, 1989. — 287 с.
  192. Нанси, Ж.-Л. Corpus Текст. / Ж.-Л. Нанси. М.: Ad Marginem, 1999. -255 с.
  193. , Г. Д. Движения великий смысл Текст. / Г. Д Недвецкая. -Минск: Полымя, 1987. 63 с.
  194. Немеровский, А Б. Пластическая выразительность актера Текст. / А. Б. Немеровский. М.: Искусство, 1988. — 191 с.
  195. Немое кино 1911−1933: Из истории французской киномысли Текст. -М.: Искусство, 1988. 314 с.
  196. , В. Н. Энциклопедия тела. Психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент Текст. / В. Н. Никитин. -М.: Алетейя, 2000. 622 с.
  197. , Ж. Ж Письма о танце и балетах Текст. / Ж. Ж. Новерр. Л,-М.: Искусство, 1965. — 375 с.
  198. , P. X. Автобиография Текст. / P. X. Нуреев. М.: Аграф, 1998. — 240 с.
  199. , Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию Текст. / Э. А. Орлова. М.: Изд-во МГИК, 1994. — 214 с.
  200. Основы изучения человеческого развития Текст. / Под ред. Н. Б. Баркалова и С. Ф. Иванова. М.: Алетейя, 1998. — 350 с.
  201. , Ю. В. Современная культурология: Концепция курса Текст. / Ю. В. Осокин // Личность. Культура. Общество. 2001. — Т. 3., вып. 1. -С. 196−201.
  202. Память тела. Нижнее белье советской эпохи Текст. Каталог выставки. Кураторы Екатерина Деготь, Юлия Демиденко. М.: Изд-во „Эпифания“, 2000. — 162 с.
  203. , Я. Поэтика пластического изображения: гармония, контраст, ритм, пластика Текст. / Я. Пастернак. СПб.: Академический проект, 1991. — 315с.
  204. , В. Проблемы жанров в станковой скульптуре Текст. / В. Перфильев // Искусство. 1986. — № 10. — С. 3−10.
  205. , В. Размышления о скульптуре России Текст. / В. Перфильев // Искусство. 1990. — № 2. — С. 17−21.
  206. Пиз, А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам Текст. / А. Пиз. СПб.: „Издательский дом Гутенберг“, 2000. — 186 с.
  207. Пластические искусства Текст. Краткий терминологический словарь.- М.: Пассим, 1994. 160 с.
  208. Пластическое воспитание актера в театральном вузе Текст.: Сборник научных трудов. Л.: ЛГИТМИК, 1987. — 117 с.
  209. Платон. Диалоги Текст. / Платон. М.: Мысль, 2000. — 607 с.
  210. , Г. С. Первобытное искусство в собрании Эрмитажа Текст. / Г. С. Плетнева. Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1963.- 67 с.
  211. По дорога, В. А. Феноменология тела Введение в философскую антропологиюТекст.: материалы лекционных курсов 1992—1994 годов / В. А. Подорога М.: Ad Marginem, 1995. — 344 с.
  212. , Т. Балет в скульптуре Текст. / Т. Портнова // Художник. -1991.-№ 9. -С. 57−62.
  213. , А. Собрание трудов: Мысль и язык Текст. / А. Потебня. -М.: Лабиринт, 1999. 300 с.
  214. Проблемы культурологии: Обсуждение в ИНИОН РАН Текст. // Новая и новейшая история. 2000. — № 4. — С. 58−85.
  215. Проблемы музыкального мышления Текст. М.: Музыка, 1974. -336с.
  216. , В. А. Язык мимики и жестов Текст. / В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. М.: Сполохи, 1998. — 216 с.
  217. , М. М. Мировоззренческая идентификация человека Текст. / М. М. Прохоров. Н. Новгород: ВГИПИ, 1998. — 283 с.
  218. Психология цвета Текст. М.: Рефл-бук, 1996. — 352 с.
  219. , С. X. Искусство и эмоции Текст. / С. X. Раппопорт. М.: Музыка, 1972. — 168 с.
  220. , С. X. Неизобразительные формы в декоративном искусстве Текст. / С. X, Раппопорт. М.: Советский художник, 1968. — 272 с.
  221. , Р. Прагматика извинения. Сравнительные исследования на материале русского языка и русской культуры Текст. / Р. Райтмар. -М.: Языки славянской культуры, 2003. 272 с.
  222. , К. Творчество как усиление себя Текст. / К. Роджерс // Вопросы психологии. 1991, № 1. С. 26−34.
  223. , Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов Текст. / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М.: Просвещение, 1976. -543 с.
  224. , А. М. Социокультурный потенциал спонтанного танца Текст. / А. М. Рубаненко: Дис. канд. филос. наук. Н. Новгород, 2000. -173 с.
  225. , М. Пластическая культура красоты: Экфразис в творчестве акмеистов и европейская традиция Текст. / М. Рубине. СПб.: Академический проект, 2003. — 354 с.
  226. , В. П. Словарь культуры XX в Текст. / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1997.-381 с.
  227. Русский балет Текст.: Энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия: Согласие, 1997. — 631 с.
  228. , И. Язык жеста. О некоторых выразительных средствах искусства пантомимы Текст. / И. Рутберг // Театр. 1975. — № 2. — С. 129−137.
  229. , М. Философия биологии Текст. / М. Рьюз. М.: Прогресс, 1977. -319с.
  230. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе Текст. М.: Политиздат, 1991. — 365 с.
  231. Самосознание культуры и искусства XX века: Западная Европа и США Текст. М.: Университетская книга- СПб.: Культурная инициатива, 2000. — 637 с.
  232. , И. Г. Предмет и форма Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы Текст. / И. Г. Сапего // Советское искусствознание, 1986. Вып. 20. С. 43−48.
  233. , Д. В. История русского искусства конца XIX начала XX века Текст. / Д. В. Сарабьянов. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 320 с.
  234. , М. Я. Эстетические принципы пластического формообразования. Опыт анализа эстетических концепций Текст. / М. Я. Сараф: Дис. канд.филос.наук. М., 1968. — 169 с.
  235. Семиотика Текст.: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. Изд. 2-е. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 702 с.
  236. Силичев, Д А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций Текст. / Д. А. Силичев. М.: Знание, 1991. — 62 с.
  237. , Е. В. Природа невыразимого в искусстве и культуре: к проблеме жеста пластических оснований художественного мышления в визуальной орнаментике и музыке Текст. / Е. В. Синцов. Казань: Фэн, 2003. — 304 с.
  238. , Е. В. Рождение художественной целостности Текст. / Е. В. Синцов. Казань, Фэн, 1995. — 284 с.
  239. , Л. И. Двигательно-пластическая подготовка педагога-воспитателя на основе осознанной интериоризации биомеханики тела Текст. Л. И. Сляднева: Автореф. дис. канд. пед. наук. Майкоп, 2001.-26 с.
  240. , И. А. Кинетическая речь на производстве Текст. / И. А. Соболевский // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. Вып. 19. Тарту, 1986. — С. 101−157.
  241. Современный словарь-справочник по искусству Текст. / Научный руководитель и составитель А. А. Мелик-Пашаев. М.: ACT: Олимп, 2000.-813 с.
  242. , Е. Т. Исследования „образа тела“ в зарубежной психологии Текст. / Е. Т. Соколова, А. Н. Дорожевец // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1985. — № 4. — С. 39−50.
  243. Сокуров Текст.: сборник. СПб.: СЕАНС-Пресс, 1994. — 391 с.
  244. , Вл. С. Красота в природе Текст. // Соловьев Вл. С. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Вл. С. Соловьев. М.: Мысль, 1988. — С. 351 389.
  245. , И. В. Лекции по курсу гармонии Текст. / И. В. Способин. -М.: Музыка, 1969. 242с.
  246. Станиславский, К С. Собрание сочинений Текст.: В 8 т. Т. 6. М.: Искусство, 1959 — 466 с.
  247. , В. С. Философия и универсалии культуры Текст. / В. С. Степин // Преподавание истории в школе. 2000. — № 7. — С. 19−24.
  248. , О. С. Телесность и смертность человека. Философские мировоззрения и методологические проблемы Текст. / О. С. Суворова: Дис. д. фил ос. наук. М., 1995. — 377 с.
  249. , Э. Б. Первобытная культура Текст. / Э. Б. Тайлор. М.: Политиздат, 1989. -572 с.
  250. , В. И. Хаос и порядок: Социльно-художесгвенная диалектика Текст. В. И. Тасалов. М.: Знание, 1990. — 63 с.
  251. , В. История шести понятий Текст. / В. Татаркевич- пер. с польского Б. Домбровского. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. -304 с.
  252. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека Текст. / П Тейяр де Шарден. М.: Наука, 1987. — 240 с.
  253. Телесность человека Текст.: междисциплинарное исследование. М.: Б.и., 1993. — 166 с.
  254. Тиц, А. А. Пластический язык архитектуры Текст. / А. А. Тиц, Е. В. Воробьева М.: Стройиздат, 1986. — 310 с.
  255. , М. Музыка тела Текст. / М. Туманов // Театральная жизнь.1996,-№ 5.-С. 34−36.
  256. , Ю. Н. Учение о гармонии Текст. / Ю. Н. Тюлин. М.: Музыка, 1966. — 223 с.
  257. , Э. А. Конфликтология. Теория и практика Текст. / Э. А. Уткин. М.: ТАНДЕМ, 1998. — 264 с.
  258. , М. Искусство ваяния: традиции и эксперимент Текст. / М. Федорова // Полярная звезда 1994. — № 2. — С. 155−157.
  259. , М. Осознание через движение Текст.: 12 практических уроков / М. Фельденкрайз. М.-СП6.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. — 151 с.
  260. , Л. В. Педагогическая валеология: опыт и перспективы развития Текст. / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев, Ю. В. Филиппов -Н. Новгород: Нижегород. гос. архитект.-строит, акад., 1997. 101 с.
  261. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  262. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 1997. 576 с.
  263. , А. Я. Культура как смысл истории или обоснование исторической культурологи Текст. / А. Я. Флиер // Философские науки. 2000. — № 1. — С.62−73.
  264. , А. Я. Культурогенез в истории культуры Текст. / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. -1995. -№ 3. С. 137−148.
  265. , М. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера Статьи, письма Текст. / М. М. Фокин. JI.-M.: Искусство, 1962. — 639 с.
  266. , В. А. Пластическая особенность пушкинской мыслеформы Текст. / В. А Фортунатова // Болдинские чтения / Под ред. Н. М. Фортунатова. Н. Новгород: Изд-во „Вектор-ТиС“, 2003. -280 с.
  267. , В. А. Человек в мире культуры Текст.: учебное пособие / В. А Фортунатова. Н. Новгород: НГПУ, 1998. — 98 с.
  268. , А. Жизнь форм. Похвальное слово руке Текст. / А. Фосийон. М.: Московская коллекция, 1995. — 132 с.
  269. , С. В. Человеческая телесность: онтологические начала и методологические обоснования Текст. / С. В. Фролова: Дис. канд. филос. наук. Саратов: 2000. — 160 с.
  270. , К. Г. Концепты волшебства и техники в фантастике Текст. / К. Г. Фрумкин // Философские науки. 2004. — № 7. — С. 71.
  271. , Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии Текст. / Дж. Дж. Фрэзер. М.: Политиздат, 1980. — 831 с.
  272. , М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности Текст. / М. Фуко. М.: Магистериум: Касталь, 1996. — 447 с.
  273. , М. Это не трубка Текст. / М. Фуко. М.: Художественный журнал, 1999. — 150 с.
  274. , М. Искусство и пространство Текст. / М. Хайдеггер // Самосознание культуры и искусства XX века: Западная Европа и
  275. США. М.: Университетская книга- СПб.: Культурная инициатива, 2000. — С. 105−109.
  276. , В. Е. О пластичности словесных образов Текст. / В. Е. Хализев // Вестник МГУ. Серия Филология. М., 1980, № 2. — С. 3246.
  277. , У. Анализ красоты Текст. / У. Хогарт. Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1987. — 252 с.
  278. , Е. Н. О двух терракотовых статуэтках из собрания Государственного Эрмитажа Текст. / Е. Н. Ходза // Вестник древней истории. 2000. — № 2. — С. 282−283.
  279. , Ю. Н. Очерки современной гармонии Текст. / Ю. Н. Холопов. М.: Музыка, 1974. — 287 с.
  280. , А. В. О культуре физической и духовной Текст. / А. В. Царик. М.: Знание, 1989. -189 с.
  281. , И. В. Театральная герменевтика и анализ театрального текста Текст. / И. В, Цунский // Общественные науки и современность. 2000. — № 3. — С. 162−172.
  282. Человек и его язык: антропологический аспект исследований: Межвузовский сборник научных трудов Текст. / Нижегородский государственный педагогический университет. Н. Новгород: НГПУ, 1996.-117 с.
  283. , Ю. Ю. Эстетическая функция жеста в культуре Текст. / Ю. Ю. Чернявичюте: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л: ЛГУ, 1988. -16 с.
  284. , В. Троянский конь Текст. / В. Чистяков, И. Саначев // Музыка созидающая и разрушающая. М.: Сов. Россия, 1989. — С. 337.
  285. Чучин-Русов, А. Е. Прошлое обречено стать будущим Текст. / А. Е. Чучин-Русов // Звезда. 2000. — № 11. — С. 210−219.
  286. , Ф. В. Сочинения Текст. / Ф. В. Шеллинг. М.: Мысль, 1998. -1661 с.
  287. , Ф. В. Философия искусства Текст. / Ф. В. Шеллинг. М.: Мысль, 1966. — 496 с.
  288. , Л. А. Программа эстетического развития детей Текст.: приложение к учебно-методическому комплексу „Эстетика для детей“ 1−10 классы / Л. А. Шестакова. Н. Новгород: изд-во ННГУ, 1995. — 74 с.
  289. , Ф. Послесловие к „Лаокоону“. Описание картин из Парижа и Нидерландов в 1802—1804 годах Текст. / Ф. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 2 / Ф. Шлегель. М.: Искусство, 1983. — С. 227−258.
  290. Шмидт-Шкловская, А. А. О воспитании пианистических навыков Текст. / А. А. Шмидт-Шкловская. Л: Музыка, Ленинградское отделение, 1971.-71 с.
  291. , О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер. Новосибирск: ВО Наука, 1993.-584с.
  292. , Л. В. Человек в сфере физической культуры (философско-культурологический и сравнительно-исторический аспекты) Текст. / Л. В. Щелкина: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1988. — 21 с.
  293. , В. О пластическом театре Текст. / В. О. Щербаков // Театр. -1985.-№ 7.-С. 28−36.
  294. Энциклопедический словарь по культурологии Текст. / Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997. — 478 с.
  295. Эстетика Текст.: словарь / Под общ. ред. А. А Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  296. Юнг, К. Г. Психология бессознательного Текст. / К. Г. Юнг. М.: Прогресс, 1994. — 327с.
  297. , М. Б. Жест палача, оратора, актера Текст. / М. Б. Ямпольский // Ad Marginem, 93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. М: Ad Marginem, 1994. — С. 21−70.
  298. , М. Б. Наблюдатель. Очерки истории видения Текст. / М. Б. Ямпольский. М.: Ad Marginem, 2000. — 287 с.
  299. Bern, М.-А. Die Sprache des Korpers Text. / M.-A. Bern. Frankfurta / M» 1984. — 175 s.
  300. Bittner, R. Ein Versuch zur Sprachartigkeit der Musik Text. / R. Bittner // Beitrage zur musikalischen Hermeneutik. Regensburg, 1975. 160 s.
  301. Breuer, R. Literatur: Entwurf einer Kommunikationsorientierten Theorie des Sprachlichen Kunstwerks Text. / R. Breuer. Heidelberg: Winter, 1984,-214 s.
  302. Cardinal, R Figures of reality: A perspective on the poetic imagination Text. / R Cardinal. London: Groom Holm: Barness a. Noble, 1981. -245 p.
  303. Cassirer, Ernst. En Essay on Man Text. / Ernst Cassirer. New Haven, 1944, P. 143.
  304. Dadelsen, G. Verzierungen. In: Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd.13 Text. / G. Dadelsen. Kassel-Basel, 1966. S. 1526−1527.
  305. Dance magazine Text. 1971, v.45, № 8.
  306. Danckert, W. Musik und Weltbild. Morphologie der abendlandischen Musik Text. / W. Danckert. Bonn, 1979. — 230 s.
  307. Fiedler, C. Schriften uber kunst Text. / C. Fiedler. Koln, 1977. — 324 s.
  308. Friyda, Nico H. Mimik und Pantomimik- Ausdruckspsychologie. Handbuch der Psychologie Text. / Nico H. Friyda. Band 5.1965, — S. 351−352.
  309. Hehel, Asthetik Text. Berlin, Aufbau-Verlag, 1955. 240 s.
  310. Holland, N.N. The J Text. / N.N. Holland. New Haven- - 1985. — 390 p.
  311. Hollander, H. Die Musik in Kulturgeschichte des XIX und XX Jahrhundert Text. /Н. Hollander. Koln, 1967. S. 119−120.
  312. Hollington, M. Dickens and the Grotesque Text. / M. Hollington. -London- Sydney: Groom Helm, 1984. 261 p.
  313. Jiranek, J. Zu Grundfragen der musikalischen Semiotik Text. / J. Jiranek. -В., 1985.-304 s.
  314. Kroeber, A. Culture Text.: a Critical Review of Concepts and Definitions / A. Kroeber, C. Kluckhohn. New York, 1952. — 390 p.
  315. Lander, S.K. Problems of Art Text. / S.K. Lander. New-York, 1957. -358 p.
  316. , А. Въображеиие и творчество Текст. / А. Лилов. София: Наука и изкуство, 1986. — 293 с.
  317. Martin, D. Kunst in der BRD 1945−1990 rowohlts enzyklopaclie Text. / D. Martin. GmbH, 1985. — 485 s.
  318. Idea Text. / E. Panofsky // Ein Beitrag zur Berdriffgeschichte der alteren Kunsttheorie (Studuen der Bibliotek Warburg), № 5, 1960. 80 s.
  319. Piderit, Theodor. Mimik und Physiognomik von Dr, T. Piderit Text. / T. Piderit // 3 nevbecubeitete Anflage. Mit 96 photolitografhischen Abbuldungen, Detmold, 1919. 140 s.
  320. Schmitt, I-C. Die Logik der Gesten im europaischen Mittelalter Text. / I-C. Schmitt. Stuttgart Germany: Klett-Cotta, 1992. — 250 s.
  321. Stockhausen, K. Texte zur elektronischen und instrumentallen Musik Text. / K. Stockhausen. Koln, 1963. — Bd.I. — 148 s.
  322. Stroker, E. Das Problem der Epoche in der Philosophie E. Husserls Text. / E. Stroker. Dortecht, 1971.-450 s.
  323. Vajda, G.M. Phenomenology and literary criticism Text. / G.M. Vajda // Literature and its interpretation. Budapest, 1979, — P. 165−230.
  324. Williams, G. Technique and ideas in the «Aeneid» Text. / G. Williams. -New Haven- London: Yale unir press, 1983. X, — 301 p.
  325. Wolfflin, H. Gedanken zur Kunstgeschichte Text. / H. Wolfflin. Basel, 1946.-320 s.
Заполнить форму текущей работой