Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен культуры детства в XX веке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В истории культуры выявлены определенные этапы становления и формирования понятия «детство», причем в них ясно прослеживаются многочисленные сословные, классовые, региональные, семейные и прочие вариации. А именно: в архаичном обществе реализовался реликтовый уровень педагогической культурысредневековое сознание не рассматривало детство как особое состояние человекамыслители эпохи Возрождения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Культурно-исторический феномен детства
    • 1. Детство как особое явление социального мира
    • 2. Эволюция культуры детства в историческом процессе
  • Глава II. Природа и многообразие проявлений детской субкультуры
    • 1. Картина мира ребенка как построение отношений в детской субкультуре
    • 2. Экран и трансформации картины мира современного ребенка

Феномен культуры детства в XX веке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человечество вошло в третье тысячелетие. Современный этап развития характеризует глобальная трансформация общества и человека. В единое общецивилизационное пространство вовлекаются государства и народы, имеющие существенно различающиеся уровни развития. В современном общественном сознании утверждается мысль о том, что человечество находится на переломе, стоит перед необходимостью решать качественно новые задачи экономического, политического, социально-культурного характера. В этих условиях обостряется внимание к антропологической проблеме. Каждое философское или культурологическое течение, доктрина детерминируется определенным представлением о человеке, образом человека. Вышесказанным определяется тот факт, что феномен детства в начале XXI века становится одним из приоритетных объектов общегуманитарных исследований.

Детство как определенный период развития человека, возрастные социально-психологические особенности ребенка и его положение в обществе обусловлены общеисторическими факторами: общественным строем и уровнем развития культуры. Данные проблемы требуют культурологического осмысления. Поэтому диссертационное исследование нацелено на обстоятельный анализ культуры детства: на определение понятийного аппарата, охватывающего данный феномен, на историко-культурное становление детства, статус детства в современном обществе, а также на результаты осмысления обозначенных проблем в философии и культурологии.

Актуальность исследования феномена детства в культуре определяется необходимостью разработки культурологической концепции детства, определения новых подходов к постижению данного феномена.

По мнению многих современных исследователей, на современном этапе развития, вследствие цивилизационного кризиса, включающего в себя: ухудшение физического и психического здоровья людей (наркомания, алкоголизм, СПИД) с одной стороны, и переустройства в областях общественной организации, актуализацию взаимосвязей этносов, слоев и различных групп населения — с другой, происходит поиск нового типа взаимоотношений между людьми, новых социальных конструкций, нового статуса человека в окружающем его мире. Вхождение в цивилизационное пространство, при условии сохранения собственной индивидуальности, возможно лишь через признание значимости других людей. В связи с этим, одной из всеобщих и конкретных тем, выдвигающихся на первый план, является проблема будущего человечества, отчетливо выражающаяся в феномене детства1.

В современном гуманитарном знании детство рассматривается как сложный и многомерный феномен, который опосредован многими социально-культурными факторами. Мнение, согласно которому, детство — этап человеческого формирования, предшествующий взрослости, характеризующийся развитием психических функций, в настоящее время представляется неоднозначным и недостаточным. При разнообразии исследовательских подходов и в наше время детство по-прежнему остается малоизученным, а в определенном смысле, даже загадочным явлением. Дети представляют собой совершенно особую «популяцию». Это очень хорошо представляют себе те взрослые, которые занимаются исследованием социальных проблем детей и непосредственно переживают страхи, тревоги и надежды современного ребенка. Тем не менее, следует отметить, что в основной своей массе.

1 См. об лом: Фельдштейп Д. И. Феномен Детства и сто место в развитии современного общества // Мир психологии. 2002, № 1 (29). С. 9 — 20- Чистяков В. В. Современное детство как антрополого-методоло! ическая проблема // Там же. С. 20 — 25. взрослые не совсем отчетливо осознают всю сложность и противоречивость феномена детства как такового.

В результате многочисленных исследований в области этнологии и антропологии, детство получило статус социально-исторического, культурного явления. Обретая человеческую сущность, приобщаясь к культуре, ребенок поглощает, постигает и присваивает культуру, а впоследствии этого и сам становится субъектом культурного творчества. В процессе социализации происходит приобщение подрастающего человека к системе ценностей: все потребности, установки, проявления ребенка являются даром культуры и даже те из них, которые обусловлены биологической природой, в процессе социализации оказываются «обработанными» культурой1.

Таким образом, очевидно, что культура детства — особый культурный феномен, теоретическое осмысление которого актуально и необходимо в современном мире для современной науки.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является осмысление и анализ содержания понятия «культура детства».

В соответствии с данной целью в исследовании выделены следующие задачи:

— осмысление понятия «детство» в междисциплинарных гуманитарных исследованиях;

— выявление этапов становления и развития феномена детства в культурно-историческом процессе;

— рассмотрение субкультуры детства как особого пространства самореализации ребенка;

— определение влияния экранной культуры на картину мира ребенка в XX веке;

1 См. об 'лом: Куруленко ЭЛ. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект // Социология. 1998, №!. С. 21 — 35.

— анализ детского рисунка как способа самореализации творческих потенций ребенка.

Объектом исследования является культура XX века, в рамках которой происходит становление феномена культуры детства.

В качестве предмета диссертационного исследования выступает становление и сущность культуры детства.

Гипотеза диссертационного исследования. В современном мире дети взрослеют быстро, феномен детства стремительно приобретает все качества автономности, самостоятельности, независимости, что определено, в основном, высокой динамичностью социального развития, информационными изменениями и достижениями.

Исследование и анализ феномена детства в культурно-историческом контексте позволяет выдвинуть предположение, согласно которому сущность детства заключена в его творческой активности. Изучение достаточного количества источников, посвященных теме детства, их анализ, классификация и систематизация показали, что творческая активность, а особенно художественно-творческая ее сторона, в большей степени реализуется в период детства.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В научной литературе представлены исследования в области истории, педагогике, психологии детства, в которых сосредоточены, главным образом, воспоминания о нем. О семье, воспитании, детстве и проявлениях «детскости», как характеристике духовного мира взрослого человека, писали многие ученые прошлых лет. Зрелое поколение на протяжении долгого времени оценивало детство на основании «взрослых» представлений о нем.

Размышления о смысле детства, его сущности, статусе в обществе содержатся в сочинениях античных авторов — Сократа, Платона и Аристотеля. В Средние века эту тему поднимали Августин Аврелий, Э. Роттердамский, в эпоху Возрождения — Л. Б. Альберти, М. де Моитень и др. Немецкие философы Г. В. Ф. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Л. Фейербах, И.-Г.Фихте, Ф. Шеллинг также размышляли на темы творческой деятельности как источника и основы человеческого созревания, семьи и воспитания. Понятие «детство» как общей фазы разви тия впервые сформулировано в семейной педагогике эпохи Просвещения, а именно в трудах К. А. Гельвеция, Д. Дидро, Я. А. Коменского, Я. Корчака, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, в русской педагогике — К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского и др.

Культурные значения развития человека и детства в целом представлены положениями конкретно-исторического и философского подхода, в частности такими авторами как: Ф. Ариес, П. Бюхнер, В. Вундт, К. Гроос, Л. Демоз, М. Дюбуа-Реймон, М. Кляйн, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс, М. Мид, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Фромм, Й. Хейзинга, В. Штерн, И. Эйбл-Эйбесфельд, Э. Эриксон, К.-Г.Юнг, К. Ясперс и др.

Отечественные специалисты также разрабатывали эту проблему. в области истории, психологии, этнографии детства, обращаясь истокам европейской культуры, историографии и методологии гуманитарного знания. К числу таких исследователей относятся: Р. Г. Апресян, О. Ю. Артемова, В. Г. Бсзрогов, А. А. Белик, Л. С. Выготский, А. Я. Гуревич, С. Н. Иконникова, Г. А. Зверева, В. В. Зеньковский, И. С. Кон, В. Т. Кудрявцев, Э. А. Куруленко, А. Р. Лурия, М. В. Осорина, Д. И. Фельдштейн, Ф. И. Шмит, Г. Г. Шпет и др.

Теоретическая основа диссертационного исследования.

Возрастающий интерес к феномену детства, свидетельствует о том, что данное явление в современном мире приобретает существенный статус, в отличие от продолжительного формирования отношений к подрастающему поколению на протяжении всего исторического развития. Обобщающий материал, раскрывающий в полной мере культуру детства, не имеется пока ни в России, ни за рубежом. Едииого мнения о времени появления специального понятия «культура детства» в социуме не существует. Исследования мира детства в различных областях знания составляют предмет междисциплинарного характера. В числе источников диссертации автором использованы данные и сведения из монографий, журнальных статей, материалов научных конференций. В частности феномен детства и его место в развитии современного общества в своих работах анализирует Фельдштейн Д.И.- современное детство как антрополого-методологическую проблему рассматривает Чистяков В. В., историческую эволюцию детства в социокультурном аспекте подвергает анализу Куруленко Э.А.- культурно-исторический статус детства рассматривает Кудрявцев В. Т. и др.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют:

— аксиологический метод, обосновывающий роль и место культуры детства в современном мире;

— метод реконструкции, прослеживающий развитие истории детства на протяжении различных эпох;

— метод интерпретации, способствующий раскрытию сущности культуры детства;

— метод сравнительного анализа, позволяющий показать многообразие проявлений такого феномена как культура детства.

В работе также используются методы обобщений, эмпирический описательный анализы, которые, в свою очередь, позволяют выявить характерные особенности исследуемого предмета, а именно, культуры детства в XX в.'.

Научная новизна диссертационного исследования.

В работе впервые обозначены новые исследовательские приоритеты: анализ исторической, социокультурной и психолого-педагогической особенностей современного образа детства, что является, прежде всего, культурологическим анализом, т.к. понятие культуры зависит от совокупности этих определений.

Обращение к проблематике феномена культуры детства обусловливает расширение спектра имеющихся результатов научных исследований, а именно, разработанной методологии полидисциплинарного анализа детства, основываясь на который, в будущем станет возможным проведение конкретных исследований,.

В данном диссертационном исследовании, в отличие от предыдущих работ, основное внимание уделяется тому обстоятельству, что с течением времени сформировался самостоятельный в своем развитии образ детства, заданный в метафизическом аспекте сложившегося отношения мира взрослых к миру детей, к природе, между детьми и т. д.

Малоизученным и чрезвычайно важным остается социокультурный аспект, а именно, отношение мира детства к культуре в целом и к самому себе. В данном аспекте может быть выявлен иной образ детства, прежде всего — дошкольного, обладающий чертами развитой гармоничной целостности.

К числу признаков научной новизны диссертационного исследования следует отнести авторский взгляд на картину мира детства, где центральным является визуальный образ мира, представляющий собой систему графических и цветовых значений, зафиксированных в детских рисунках, семантика которых культурно обусловлена и в определенной степени архетипична.

В рамках информационно-знаковой сущности детской картины мира определено появление раздела — медиаобразования, явив целостные концепции зарубежных и отечественных исследователей, поставивших перед собой следующие цели: обучение визуальным формам коммуникаций и развитие «иммунных» качеств личности против манипулирования ею средствами масс-медиа.

В диссертационном исследовании автор доказывает, что современная цивилизация «вручила» ребенку экран в качестве средства развлечения и обучения. Ребенок оказался более способным, чем учителя, которым приходится ликвидировать «медиабезграмотность». Экран как изобретение цивилизации порождает агрессивную информационную среду, где размываются границы реального и виртуального мира, а также на первый план выдвигается «клиповое сознание», отдаляющее человека от созерцания и размышления, что в особенности пагубно для отечественной культуры, поскольку данные составляющие характерны для русской ментальности.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется стремлением автора представить обобщенный опыт «прошлого и настоящего» как основу для дальнейших исследований феномена культуры детства.

Материалы и выводы работы могут быть использованы при разработке и чтении специальных курсов по теории и истории культуры, психологии, социологии культуры детства, культурной антропологии, этнографии, в подготовке соответствующих учебных программ. Опубликованные статьи и тезисы по теме диссертационного исследования помогут в практической деятельности преподавателей и студентов вузов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Детство представлено как особое явление социального мира, как необходимое состояние динамичной налаженности общества, состояние созревания растущего организма и подготовки к воспроизводству будущего поколения. Социализация по мере взросления ребенка имеет определяющую специфику в его формировании и содержании развития индивидуальности, что подтверждается монодисциплинарными исследованиями в областях философии, психологии, антропологии, социологии.

2. В истории культуры выявлены определенные этапы становления и формирования понятия «детство», причем в них ясно прослеживаются многочисленные сословные, классовые, региональные, семейные и прочие вариации. А именно: в архаичном обществе реализовался реликтовый уровень педагогической культурысредневековое сознание не рассматривало детство как особое состояние человекамыслители эпохи Возрождения подчеркивали всю значимость семейных отношений, размышляя о долге взрослых по отношению к детямпонятие детства как общей фазы развития человека было впервые сформулировано педагогикой эпохи Просвещения. В XIX в. детство стало предметом пристального внимания исследователей, благодаря появлению научной педиатрии. XX в. характеризуется интересом к феномену детства различными науками. В рамках междисциплинарного подхода сформировалось явление «культура детства», которая выступила предметом нашего исследования.

3. Детская субкультура характеризуется особыми представлениями ребенка о мире, ценностях, складывающихся в культуре и создающихся совместными усилиями детей и взрослых. При осмыслении и анализе феномена детства в культурно-историческом контексте выдвинуто предположение, согласно которому особенность детства обусловливается существованием в нем творческой активизации. Визуальная картина мира ребенка выражается, прежде всего, в графических и цветовых изображенияхдетское «философствование» часто обусловлено его сомнениями и тревогами. В рамках общей проблемы культурологического осмысления культуры детства проведен анализ субкультуры детства, значения которой для развития ребенка заключаются в том, что она представляет собой особое психологическое пространство. Благодаря ему ребенок приобретает «социальную компетентность» в кругу своих сверстниковоно охраняет его от неблагоприятных воздействий культуры взрослыхоно же предоставляет ему «экспериментальную площадку» для «апробирования» себя и уточнения границ своих возможностей.

4. Существует множество специфических способов обобщения и систематизации представлений ребенка об окружающем мире. Творчество ребенка, в частности, художественно-изобразительное — одна из форм воспроизведения того, что представляет собой его мировоззрение, осуществляющееся в фантазиях, играх, танцах, песнях, лепке и других видах индивидуальной творческой деятельности.

5. В современном обществе существенное влияние на субкультуру детства оказывает аудиои видео-средства массовой информации. Неограниченное господство экрана (как телевизионного, гак и компьютерного) вторглось в сферу человеческого существования. Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором. Экранная культура посредством оптических эффектов, «клиповости» и др. трансформирует традиционную детскую картину мира в иную (визуальную) реальность, погружая ребенка в особые, измененные состояния сознания.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Отдельные положения обсуждались на семинарах кафедры культурологии Института переподготовки и повышения квалификации МГУ им. М. В. Ломоносова, на методологических семинарах кафедры теории и истории культуры Нижневартовского государственного педагогического института. С докладами по теме исследования автор выступал на конференциях различного уровня: на Втором Российском философском конгрессе: Екатеринбург, 1999; на окружной научно-практической конференции «Гуманизация культуры и образования в ХМАО на пороге третьего тысячелетия»: Нижневартовск, 2000; на Всероссийской научной конференции «Культура. Социум. Творчестно»: Омск, 2002; в региональной научно-практической конференции «Художественная культура как феномен»: Тюмень, 2002.

Структура диссертационной работы определена логикой исследования темы и последовательностью разрешения поставленных задач. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертационного исследования 154 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что главная цель диссертационной работы — осмысление и анализ современного содержания понятия «культура детства» достигнута.

В диссертации подтверждено положение о возрастании актуальности феномена культуры детства по мере накопления стремительно обретенных качеств автономии, самостоятельности, независимости, что определено, в основном, последними информационными достижениями.

В ходе анализа проблемы в феноменологическом аспекте были использованы эмпирический подход и источники, в которых нашли свое отражение идентификационные методы, фиксирующие индивидуальные и социализированные векторы культуры детства, особенности коммуникации и конструирования моделей поведения и самоопределения феномена культуры детства в XX веке.

Универсальное определение детства — это этап формирования человека, на котором реализуется первичная социализация. Осмысление понятия «детство» в гуманитарных исследованиях представляет собой предмет междисциплинарной области знания. Стержневые факторы изучения феномена детства заключены в таких областях знания как: этнография (И.С.Кон), антропология (Р.Бенедикт, М. Мид, И. Эйбл-Эйбесфельд и др.), история (Ф.Ариес, Л. Демоз, И.С.Кон), психология (Л.С.Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б.Эльконин), психологическая антропология (Р.Бенедикт, М. Мид и др.).

Детство является физиологическим, психологическим, педагогическим, социокультурным феноменом, имеющим историческое происхождение и природу, где ребенок «одушевляет» захватывающий его мир и реорганизует его в своем воображении (В.Вундт, Л. С. Выготский, Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзиига). Художественноигровая самодеятельность детей осуществляется под влиянием плодов художественного творчества взрослых, создаваемых специально для детей или унаследованных от детства человечества сказок, песен, танцев. Таким образом, у ребенка складываются и развиваются одновременно и во взаимодействии две главные необходимые человеку способности усвоения и созидания.

В современном мире детство оценивается в различных степенях, культурах, формах, типах, видах его постижения.

Детство — это историческое завоевание человечества, имеющее собственную структуру развития. В культурно-историческом процессе исследователи выделяют определенные этапы становления детства как феномена, с характерными для каждого из них уровнями становления личности и определяющие его своеобразие. Определение хроники развития детства в культурно-историческом контексте подтверждает гипотезу, согласно которой особенность детства обусловливается существованием в нем творческой активизации.

Обращение к проблеме формирования субкультуры детства в современном мире обусловлено поиском ресурсов оптимального взаимодействия ребенка и социума. При рассмотрении и анализе субкультуры детства выявлено существование особой системы знаков, значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе. Таким образом, это целостная картина мира, складывающаяся благодаря механизму интериоризации в процессе взаимодействия ребенка с предметами и совместной деятельности его с взрослыми и сверстниками.

Содержанием детской субкультуры являются актуальные особенности поведения, сознания, деятельности, а также социогенетиче-ские инварианты — устойчивые во времени и пространстве образы, модели, жанры, тексты, представляющие собой «осколки» различных эпох, следы памяти прошлого опыта человечества, передаваемые из поколения в поколение детей.

Визуальная картина мира зафиксирована в детском рисунке, представляющем «перцептивное высказывание» ребенка о мире и отражает в значительной степени сам образ мира (В.Вундт).

В развитии детского рисунка всякий рисунок рассматривается как знак, построенный и сопоставляемый с реальностью по правилам, сложившимся в ходе развития человеческой культуры. Анализ детского рисунка как способа самореализации творческой потенции ребенка показал, что семантика образов несет в себе общечеловеческие, национальные и региональные особенности картины мира.

Влияние экрана на трансформацию детской картины мира особенно рельефно проявляется в детских рисунках, в которых часто независимо от заданной темы выступают запечатленные в сознании ребенка телеэкранные образы. Экран активно осуществляет «телеэкранную социализацию», видоизменяет детскую картину мира, постепенно вытесняя традиционные формы и институты социализации современного ребенка, пробуждая квазиотношения вместо гуманных отношений к миру.

Данное диссертационное исследование и заявленные в нем проблемы не претендуют на полное и исчерпывающее раскрытие темы, и требуют, разумеется, по мнению автора, дальнейшей разработки в русле культурологического анализа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Детская святость // Педология. Новый век.- Март 2001. -№ 5. С. 40 — 43.
  2. В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2000. № 1. — Январь — февраль. — С.3−16.
  3. В. Эволюция семьи и духовное благополучие современного ребенка //http:oroik.netda.ru/chten98/abramenko.htm.
  4. Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. История моих бедствий / П. Абеляр: Пер. с лат.- сост. В. Л. Рабинович. М.: Республика, 1992. — 332с. (Человек в исповедальном жанре).
  5. Ю. Ребенок под деревом, или Корни лисы. Опыт ар-хетииического анализа детского рисунка // Архетип. 1997. — № 2−4.- С. 77 80.
  6. Антология культурологической мысли / Авт. сост. С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов. — М.: Изд-во РОУ, 1996. — 352 с.
  7. Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории: Сб. ст.: Пер. с англ., нем., фр. Общ. ред. и вступ. ст. И. С. Кона. -М.: Прогресс, 1977. 332 с. (Логика и методология науки).
  8. Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке: Пер. с фр. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. — 415 е.: ил. (Другая история).
  9. Аристотель. О душе / Пер. П.С.Попов- Предисл.
  10. B.К.Сережников. М.: ОГИЗ. Соцэкгиз, 1937. — 178 с.
  11. О.Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., «Наука», 1992. — С. 17−56.
  12. Астахова А. Самый гуманный в мире // Сегодня. 17 октября 2000 г. -№ 233.
  13. JI. Обаяние наивного // Смена. 1996. — № 7.1. C. I 18 131.
  14. Е. Детство это кошмар // Педология. Новый век. — Апрель 2002. — № 2 (1 1). — С.25 — 31.
  15. А.И. Его Величество Ребенок, какой он есть: Тайны и загадки / Худож. Н.Федорова. М.: Столетие, 1996. — 363 с.
  16. Э. Юные, медиа и медиаобразование // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. / Ред. А. В. Шариков. М.: ЮНПРЕСС, 1 994. — С. 29−35.
  17. А.А. Культурология: Антропологические теории культур: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 1998. — 238 с. (Программа «Высш. образование»).
  18. А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврипида до Александрии / Пер. с фр. О. В. Волкова, Е. Н. Елеонской. М.: Искусство, 1995. — 671 е., ил.
  19. К. Духовное развитие ребенка. М.: «Новая Москва», 1924.
  20. П., Крюгер Г.-Г., Дюбуа-Реймон М. Современный ребенок в Западной Европе // Социологические исследования, 1996. -№ 4.-С. 128−134.
  21. П., Крюгер Г.-Г., Дюбуа-Реймон М. Современный ребенок в Западной Европе // Социологические исследования, 1996. -№ 5. -С. 140−147.
  22. И.Л., Трофимова И. А. Дети рисуют музыку. Казань: «ФЭН» (совместно с журналом «Казань»), 2000. — 120 е., 62 ил.
  23. А. Язык. Культура. Познание / Пер. с англ., вступ. ст. Е. М. Падучевой. М.: Русские словари, 1996. — 416 с.
  24. В. Проблемы психологии народов // Западноевропейская социология XIX XX веков. Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд. Междунар. ун-та Бизнеса и Управления, 1996.-С. 5−33.
  25. В. Фантазия как основа искусства / Пер. Л.А.Зандера- под ред. проф. А. П. Нечаева. СПб.: Издание Товарищества М. О. Вольфа, 1914. — 147 с.
  26. Л.С. Конкретная психология человека // Вести. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. М., 1986. -№ 1. С. 25 -40.
  27. Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования / Под ред. и вступ. ст. В.Колбановского. М.- Л.: Соцэкгиз, 1934. — 323с.
  28. Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1997. — 341 с.
  29. JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 е., ил.
  30. Э. Социология / Общ. ред.: Л. С. Гурьевой и Л.Н.Иосилевича- Науч. ред. В. А. Ядов. М.: УРСС, 1999. — 703 е.: рис., табл.
  31. Т.Л. Русское народное детское музыкальное творчество // Культура как способ бытия человека в мире: Материалы III Всероссийской конференции, Томск 13−15 декабря 2001 г. Томск, 2002.-С.235 239.
  32. В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде // Общественные самодеятельные движения. М.: НИИ, 1990. -С.10−110.
  33. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. -400 с.
  34. Демоз Л Психоистория / Пер. с англ. Ростов н / Д: Феникс, 2000. — 510 е.: ил. (Классики психологии XX века).
  35. А.А. Художественное слово и детский рисунок // Искусство и образование. 1998.- №-5. — С.47 — 54.
  36. Н. Царевна в лягушке // Педология. Новый век. -2002. -№ 4(13). -С. 27 -36.
  37. М. Кошмар Демоза // Педология. Новый век. -Апрель, 2002. № 2 (11). — С 30−31.
  38. Л. Живая жизнь и «виртуальная реальность» (Проблемы содержания медиаобразования в контексте школьного образования) // Народное образование. 1996. № 9. С. 17 — 21.
  39. В.В. Психология детства. М.: Academia, 1996. — 342 с.
  40. Зорина 3. Зачем они играют// Педология. Новый век. 2001. -№ 6.-С.55 — 58.
  41. С.П. Ребенок как субъект жизни в пространстве образования современного мира // Мир психологии. 2002. — № 1(29). -С. 46- 55.
  42. Э.В. Философия и культура / Придисл. Новохатько А. Г. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  43. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г. Тез. докл. /. Краснодар, гос. акад. культуры и др.: Ред. кол.:. Михлина И. И. (огв.ред.) и др. — Краснодар, 1996. — 46 с.
  44. История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах / Сост. Е. М. Михина- Кол. авт. Рос. акад. наук. Ин-т всеобщ, истории и Рос. гос. гуманитарный ун-т. М.: Б.и., 1996. — 254с.
  45. М.С. И вновь о сущности человека // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б. В., Солонина Ю. Н., Парцвания В. В. СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001. — С.48 — 67.
  46. А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. — 150 с.
  47. М.В. Философия и ребенок: анализ детского философствования // Вопросы философии. 1986. № 11. — С. 134 -139.
  48. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива) / АН СССР, институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1988. — 269 <2>с.
  49. Кон И. С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 1999. (Психологи Отечества. Избранные психологические труды в 70-ти т.). — 555 с.
  50. Кои И. С. Этнография детства (проблемы методологии) // Советская этнография. 1981. — № 35. — С. 3 — 14.
  51. Кон И. С. Этнография детства. Состояние и перспективы // Вести. АН СССР. М., 1985. — № 8. — С.54 — 71.
  52. Е. Дети как наивные философы // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. — С.81 — 84.
  53. М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический очерк / Пер. с англ. П. Тульвисте- под ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 262 е.: ил. (Общественные науки за рубежом. Философия и социология).
  54. А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001. — 496 с.
  55. Ю. Ребенок с невысказанным смыслом. // Интен-циональность и текстуальность. Сб.н.тр. Томск: «Водолей», 1998. -С. 187−305.
  56. В.Т. Дети в перевернутом мире, или Попытка нового прочтения старой темы // Дошкольное воспитание. 1996. — № 11. — С.65 — 75.
  57. В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. Т. 19. 1998. № 3. -С.21 -35.
  58. В., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. — № 3. — С.87−91.
  59. В., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. — № 4. — С.64−68.
  60. Культурология. XX век. Словарь / Гл. ред., сост., авт. проекта Левит С.Я.- Отв. ред. Мильская Л. Т. СПб. — Университетская книга, 1997. — 640 с. — («Культурология.XX век»).
  61. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / Гл. ред., сост., авт. проекта Левит С. Я. СПб.: Университетская книга, 1998. -446 с.
  62. Э.А. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект // Социология. 1998. — № 1. — С. 21 -35.
  63. Курьер ЮНЕСКО. 1983. Апрель. С. 4.
  64. В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: ЧеРо, 1999. — 227 с.
  65. Г. Психология народов и масс // Западно-европейская социология XIX XX веков. Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд. Междунар. ун-та Бизнеса и Управления, 1996. — С. 95 — 146.
  66. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980.-С. 130−140.
  67. Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и примеч. Островского А. Б. М.: Республика, 1994. — 384 е., ил. (Мыслители XX века).
  68. К.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  69. Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества / Пер. с нем. В. М. Вахта. Смоленск: Россич, 2001. — 512 е., илл. (Популярная историческая библиотека).
  70. Дж. Сочинения: В 3 т.: Пер. с англ. / Ред.: Нарский И.С.- Ред.: Субботин А. Л., Кол.авт. АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1988. — 668 с. (Философское наследие).
  71. А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-416 с.
  72. Маргинальное искусство / Сост. и предисл. А. С. Мигунова. -М.: Изд-во МГУ, 1999. 159 с.
  73. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения: Пер. с англ. Ю. А. Асеева / Сост. В.И.Беликов- ред. И. С. Кон. М.: Наука. Гл.ред.вост.лит., 1988. — 430 с. (Этнографическая б-ка).
  74. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Культурологические тексты: http://uchcorn.botik.ru/educ/PUSTYN/lib/rnid.ru.html.
  75. В.А. Формирование образа экологической катастрофы на примере Чернобыльской атомной аварии // Вопросы психологии. 1992.-№ 5−6.-С. 11 -15.
  76. М. Избранное / Сост., вступ. ст., коммент. С. Д. Артамонова. М.: Россия, 1998. — 416 с.
  77. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во Фолио, 1999. — 832 с. (Серия «Антология мысли»).
  78. А. Чешуя дракона. Заметки о метафизике телевидения //Москва. 1997.-№ 4.-С. 125 — 127.
  79. Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. М.: Магистр, 1997. — 192 с.
  80. Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. -1999. -№ 10. С. 152—164.
  81. Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство. 1996. — 374 с.
  82. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М.: Юристъ, 1996. — 575 с. (Лики культуры).
  83. A.M. Апиматограф и его Анима. Психогенные аспекты экранных технологий. М.: ИМПЭТО, 1995. — 384 с.
  84. A.M. Духи компьютерной анимации: (Мир электронных образов и уровни сознания). М.: МИРТ, 1993. — 105 с.
  85. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Фридлендера Г. М.- Сост. Багно В. Е. М.: Искусство, 1991. — 588 с.
  86. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб: Питер, 2000. — 288 с.
  87. В.И. Экопсихология: сознание, развитие, детство // Российский государственный научный фонд. 1997. — № 3. — С. 227 -234.
  88. В.А. Душевное здоровье детей современной цивилизации (исторический аспект) // Труды Смоленского государственного института физической культуры. Смоленск, 1995. — С. 55−58.
  89. М.К. Язык. Знак. Культура. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1991. — 328 с. библиогр.
  90. Е.Ю. Детская субкультура с точки зрения гешгальт-подхода // Гештальт 96: Сб.матер.Моск.Гештальт института за 1996 г.-М., 1996.-С. 77−85.
  91. . Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. / Вступ. статья В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина и др. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  92. . Суждения и рассуждения ребенка. СПб.: Союз, 1997.-283 с.
  93. В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: ИПП «Приз», 1994. — 120 с.
  94. Платон. Государство- Законы- Политика / предисл. Е. И. Темнов. М.: Мысль, 1998. — 798 е.: фронт. (Из классического наследия).
  95. Ю.А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей) М.: Педагогика, 1988. — 176с. (Педагогика — родителям).
  96. Е.А. «Человек играющий» как субъект освоения ценностей культуры // Культура как способ бытия человека в мире: Материалы III Всероссийской конференции, Томск 13−15 декабря 2001 г. / Под ред. Ю. В. Петрова. Томск: Изд-во НТЛ, 2002. — 376 с.
  97. Ю8.Розин В. М. Что такое воображение // Мир психологии. 2002.- № 1(29).-С. 238 -247.
  98. Ю9.Рондели Л. Д. «Киноменю» школьников // Социологические исследования. 1995. — № 3. — С. 35 — 48.
  99. Современный философский словарь / Под общ.ред. д.ф.н., профессора В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франк-фурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «ПАНПРИНТ», 1998. — 1064 с.
  100. Н.Соловьева Ю. В., Талызина Н. Ф. Особенности интеллекта детей, живущих в разных социокультурных условиях // Мир психологии. 2002. — № 1 (29). — С. 73−83.
  101. С. Телевизор: Наставник и зеркало. // Педология. Новый век. 2001. — № 9. — С.57 — 60.
  102. Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с. 121 .Тагильцева Н. Искусство в развитии самосознания детей // Искусство и образование. 2002. -№ 1(19). — С. 26−33.
  103. Г. Социальная логика // Западно-европейская социология XIX XX веков. Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд. Междунар. ун-та Бизнеса и Управления, 1996. С. 146 — 155.
  104. М. Время в зеркале детской игры // Педология. Новый век. Май, 2001. — № 6. — С. 49 — 50.
  105. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.-420 с.
  106. Традиционная культура и мир детства: Материалы междунар. науч. конф. «XI Виноградовские чтения» Коллект. автор., ред-кол. М. П. Чередникова (гл.ред.) и др. Ульяновск: Лаб. культурологии, 1998. — 99 с.
  107. Е.В. Инцестуозная реальность детства в современной культуре // Мир психологии. 2002. — № 1(29). — С. 30 — 45.
  108. К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990. С. 60 — 67.
  109. К.Э. Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты) // Вопросы психологии. 1982. — № 3. -С.26−34.
  110. Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного Общества // Мир психологии. 2002. — № 1 (29). — С. 9 -20.
  111. Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001.- 384 с.
  112. Н. Детский рисунок как феномен художественной культуры // Искусство в школе. 1997. — № 4. — С. З — 7.
  113. И. Изучение творчества детей в ГАХН // Искусствознание. 1998. -№ 1. — С.303 — 309.
  114. И. Каким быть выставкам детского рисунка в следующем тысячелетии? // Искусство в школе. 1997. -№ 1. — С.55 — 59.
  115. Фрейд 3. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии СПб.: Алетейя, 1997 — 222 с.
  116. Фрейд 3. Художник и фантазирование / Общ. ред., сост., вступ. ст.: Додельцева Р. Ф., Долгова К.М.- Пер. с нем. Додельцева Р. Ф. и др. М.: Республика, 1995. — 398 с.
  117. Э. Иметь или быть / Пер. с англ. Отв. ред., составитель, автор предисл. П. С. Гуревич. М.: ООО «Фирма „Издательство ACT“, 2000. — 448 с. — (Классики зарубежной психологии).
  118. Хсйзинга И. Homo Ludens- Статьи по истории культуры / Сост. пер. и авт. вступ. ст. Сильвестров Д.В.- Науч. коммеит. Харито-новича Д.Э. М.: Прогресс — Традиция, 1997. — 413 с.
  119. И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М: Наука, 1988. — 540 с.
  120. В. Дети, „примитивы“ и культура участия. Утопические проекты антрополога // Знание сила. — Июнь, 1993. — С. 84−94.
  121. А.Н. Аристотель. М.: Мысль, 1981. — 200 с. (Мыслители прошлого).
  122. Чаша Гермеса- Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М.: Юристъ, 1996. — 336 с.
  123. М.П. „Голос детства“ из дельней дали.» (Игра, магия, миф в детской культуре) / Сост. науч. ред., примеч., библи-огр. указ. В. Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2002. — 224 с.
  124. В.В. Современное Детство как антрополого-методологичсская проблема // Мир психологии 2002. № 1(29). — С. 20 -30.
  125. Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. М.: Гос-е изд-во, 1914.-315 с.
  126. Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб, Издательский дом «П.Э.Т.», при участии издательства «Алетейя», 1996. -155 с.
  127. В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования / Пер. с нем., под ред. всеукр. ин-та тр. Киев: Книгоспил-ка, 1925.-405 с.
  128. Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этногр. исследования системы. СПб: Наука, 1993. — 340 с.
  129. Эйбл-Эйбесфельд И. Поведение детей: культуры народов ко-сан, яномами, химба и эйпо // Культуры. 1982. — № 4. — С. 5 — 29.
  130. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.304 с.
  131. Эмоциональное здоровье вашего ребенка. М.: ЮНИТИ, 1995 -400 с. 151 .Энциклопедический словарь по культурологии / Под общ. ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997. — All с.
  132. Э. Детство и общество. СПб.: Летний Сад, 2 000 415 с.
  133. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
  134. Этика. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. — 671 с.
  135. Этнография детства: Сб. фольклор, и этногр. материалов / Рос. фонд культуры, Рос. союз любительских фольклор, ансамблей, Запись и нотации и фот. Г. М. Наумснко. М.: Беловодье, 1998. — 388 е.: ил.
  136. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. / Ред. И. С. Кон.- М.: Наука. Гл.ред.вост.лит., 1988. 190 с.
  137. Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования / Под ред. B.C. Собкина. М.: Наука, 1998. — 270 с
  138. Юнг К.-Г. Архетип и символ / Сост. и вст. ст. Руткевича A.M. М.: Renaissance, 1991.-299 с.
  139. Юнг К.-Г. Конфликты детской души. М.: Канон. Реабилитация, 1994. -253 с. (История психологии в памятниках).
  140. Юнг К.-Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. — 302 с.
  141. Юнг К.-Г. Божественный ребенок. М.: Олимп- Акт, 1997.400 с.
  142. Юнг К.-Г. К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сост. Гальцева Р. А. -М.: Политиздат, 1991.-С. 119−129.
  143. Юнг К.-Г. Психология бессознательного / Пер. с нем. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», «Канон +», 1998. — 400 с. (Классики зарубежной психологии).
  144. К. Введение в философию / Пер. с. нем. Под ред. А. А. Михайлова. Ми.: Пропилеи, 2000 (Схолия) — 192 с.
  145. Fromm Е. The Sane Society. New York: Rinehart, 1955. — 3621. P
  146. Television and American Family. N. Y., 1990.
Заполнить форму текущей работой