Феномен культуры детства в XX веке
Диссертация
В истории культуры выявлены определенные этапы становления и формирования понятия «детство», причем в них ясно прослеживаются многочисленные сословные, классовые, региональные, семейные и прочие вариации. А именно: в архаичном обществе реализовался реликтовый уровень педагогической культурысредневековое сознание не рассматривало детство как особое состояние человекамыслители эпохи Возрождения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Культурно-исторический феномен детства
- 1. Детство как особое явление социального мира
- 2. Эволюция культуры детства в историческом процессе
- Глава II. Природа и многообразие проявлений детской субкультуры
- 1. Картина мира ребенка как построение отношений в детской субкультуре
- 2. Экран и трансформации картины мира современного ребенка
Список литературы
- Абраменкова В.В. Детская святость // Педология. Новый век.- Март 2001. -№ 5. С. 40 — 43.
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2000. № 1. — Январь — февраль. — С.3−16.
- Абраменкова В. Эволюция семьи и духовное благополучие современного ребенка //http:oroik.netda.ru/chten98/abramenko.htm.
- Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. История моих бедствий / П. Абеляр: Пер. с лат.- сост. В. Л. Рабинович. М.: Республика, 1992. — 332с. (Человек в исповедальном жанре).
- Аксенова Ю. Ребенок под деревом, или Корни лисы. Опыт ар-хетииического анализа детского рисунка // Архетип. 1997. — № 2−4.- С. 77 80.
- Антология культурологической мысли / Авт. сост. С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов. — М.: Изд-во РОУ, 1996. — 352 с.
- Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории: Сб. ст.: Пер. с англ., нем., фр. Общ. ред. и вступ. ст. И. С. Кона. -М.: Прогресс, 1977. 332 с. (Логика и методология науки).
- Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке: Пер. с фр. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. — 415 е.: ил. (Другая история).
- Аристотель. О душе / Пер. П.С.Попов- Предисл.
- B.К.Сережников. М.: ОГИЗ. Соцэкгиз, 1937. — 178 с.
- Аргемова О.Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., «Наука», 1992. — С. 17−56.
- Астахова А. Самый гуманный в мире // Сегодня. 17 октября 2000 г. -№ 233.
- Байрамова JI. Обаяние наивного // Смена. 1996. — № 7.1. C. I 18 131.
- Бакшутова Е. Детство это кошмар // Педология. Новый век. — Апрель 2002. — № 2 (1 1). — С.25 — 31.
- Баркан А.И. Его Величество Ребенок, какой он есть: Тайны и загадки / Худож. Н.Федорова. М.: Столетие, 1996. — 363 с.
- Бевор Э. Юные, медиа и медиаобразование // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. / Ред. А. В. Шариков. М.: ЮНПРЕСС, 1 994. — С. 29−35.
- Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 1998. — 238 с. (Программа «Высш. образование»).
- Боннар А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврипида до Александрии / Пер. с фр. О. В. Волкова, Е. Н. Елеонской. М.: Искусство, 1995. — 671 е., ил.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.: «Новая Москва», 1924.
- Бюхнер П., Крюгер Г.-Г., Дюбуа-Реймон М. Современный ребенок в Западной Европе // Социологические исследования, 1996. -№ 4.-С. 128−134.
- Бюхнер П., Крюгер Г.-Г., Дюбуа-Реймон М. Современный ребенок в Западной Европе // Социологические исследования, 1996. -№ 5. -С. 140−147.
- Ванечкина И.Л., Трофимова И. А. Дети рисуют музыку. Казань: «ФЭН» (совместно с журналом «Казань»), 2000. — 120 е., 62 ил.
- Вежбицка А. Язык. Культура. Познание / Пер. с англ., вступ. ст. Е. М. Падучевой. М.: Русские словари, 1996. — 416 с.
- Вундт В. Проблемы психологии народов // Западноевропейская социология XIX XX веков. Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд. Междунар. ун-та Бизнеса и Управления, 1996.-С. 5−33.
- Вундт В. Фантазия как основа искусства / Пер. Л.А.Зандера- под ред. проф. А. П. Нечаева. СПб.: Издание Товарищества М. О. Вольфа, 1914. — 147 с.
- Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вести. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. М., 1986. -№ 1. С. 25 -40.
- Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования / Под ред. и вступ. ст. В.Колбановского. М.- Л.: Соцэкгиз, 1934. — 323с.
- Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1997. — 341 с.
- Выготский JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 е., ил.
- Гидденс Э. Социология / Общ. ред.: Л. С. Гурьевой и Л.Н.Иосилевича- Науч. ред. В. А. Ядов. М.: УРСС, 1999. — 703 е.: рис., табл.
- Голещихина Т.Л. Русское народное детское музыкальное творчество // Культура как способ бытия человека в мире: Материалы III Всероссийской конференции, Томск 13−15 декабря 2001 г. Томск, 2002.-С.235 239.
- Гришин В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде // Общественные самодеятельные движения. М.: НИИ, 1990. -С.10−110.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. -400 с.
- Демоз Л Психоистория / Пер. с англ. Ростов н / Д: Феникс, 2000. — 510 е.: ил. (Классики психологии XX века).
- Дмитриева А.А. Художественное слово и детский рисунок // Искусство и образование. 1998.- №-5. — С.47 — 54.
- Евсикова Н. Царевна в лягушке // Педология. Новый век. -2002. -№ 4(13). -С. 27 -36.
- Жамкочьян М. Кошмар Демоза // Педология. Новый век. -Апрель, 2002. № 2 (11). — С 30−31.
- Зазнобила Л. Живая жизнь и «виртуальная реальность» (Проблемы содержания медиаобразования в контексте школьного образования) // Народное образование. 1996. № 9. С. 17 — 21.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Academia, 1996. — 342 с.
- Зорина 3. Зачем они играют// Педология. Новый век. 2001. -№ 6.-С.55 — 58.
- Иванов С.П. Ребенок как субъект жизни в пространстве образования современного мира // Мир психологии. 2002. — № 1(29). -С. 46- 55.
- Ильенков Э.В. Философия и культура / Придисл. Новохатько А. Г. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
- Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г. Тез. докл. /. Краснодар, гос. акад. культуры и др.: Ред. кол.:. Михлина И. И. (огв.ред.) и др. — Краснодар, 1996. — 46 с.
- История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах / Сост. Е. М. Михина- Кол. авт. Рос. акад. наук. Ин-т всеобщ, истории и Рос. гос. гуманитарный ун-т. М.: Б.и., 1996. — 254с.
- Каган М.С. И вновь о сущности человека // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б. В., Солонина Ю. Н., Парцвания В. В. СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001. — С.48 — 67.
- Кислов А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. — 150 с.
- Кларин М.В. Философия и ребенок: анализ детского философствования // Вопросы философии. 1986. № 11. — С. 134 -139.
- Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива) / АН СССР, институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1988. — 269 <2>с.
- Кон И. С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 1999. (Психологи Отечества. Избранные психологические труды в 70-ти т.). — 555 с.
- Кои И. С. Этнография детства (проблемы методологии) // Советская этнография. 1981. — № 35. — С. 3 — 14.
- Кон И. С. Этнография детства. Состояние и перспективы // Вести. АН СССР. М., 1985. — № 8. — С.54 — 71.
- Кондратьев Е. Дети как наивные философы // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. — С.81 — 84.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический очерк / Пер. с англ. П. Тульвисте- под ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 262 е.: ил. (Общественные науки за рубежом. Философия и социология).
- Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001. — 496 с.
- Кристева Ю. Ребенок с невысказанным смыслом. // Интен-циональность и текстуальность. Сб.н.тр. Томск: «Водолей», 1998. -С. 187−305.
- Кудревцев В.Т. Дети в перевернутом мире, или Попытка нового прочтения старой темы // Дошкольное воспитание. 1996. — № 11. — С.65 — 75.
- Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. Т. 19. 1998. № 3. -С.21 -35.
- Кудрявцев В., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. — № 3. — С.87−91.
- Кудрявцев В., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. — № 4. — С.64−68.
- Культурология. XX век. Словарь / Гл. ред., сост., авт. проекта Левит С.Я.- Отв. ред. Мильская Л. Т. СПб. — Университетская книга, 1997. — 640 с. — («Культурология.XX век»).
- Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / Гл. ред., сост., авт. проекта Левит С. Я. СПб.: Университетская книга, 1998. -446 с.
- Куруленко Э.А. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект // Социология. 1998. — № 1. — С. 21 -35.
- Курьер ЮНЕСКО. 1983. Апрель. С. 4.
- Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: ЧеРо, 1999. — 227 с.
- Лебон Г. Психология народов и масс // Западно-европейская социология XIX XX веков. Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд. Междунар. ун-та Бизнеса и Управления, 1996. — С. 95 — 146.
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980.-С. 130−140.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и примеч. Островского А. Б. М.: Республика, 1994. — 384 е., ил. (Мыслители XX века).
- Леонтьев К.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Липе Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества / Пер. с нем. В. М. Вахта. Смоленск: Россич, 2001. — 512 е., илл. (Популярная историческая библиотека).
- Локк Дж. Сочинения: В 3 т.: Пер. с англ. / Ред.: Нарский И.С.- Ред.: Субботин А. Л., Кол.авт. АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1988. — 668 с. (Философское наследие).
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-416 с.
- Маргинальное искусство / Сост. и предисл. А. С. Мигунова. -М.: Изд-во МГУ, 1999. 159 с.
- Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения: Пер. с англ. Ю. А. Асеева / Сост. В.И.Беликов- ред. И. С. Кон. М.: Наука. Гл.ред.вост.лит., 1988. — 430 с. (Этнографическая б-ка).
- Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Культурологические тексты: http://uchcorn.botik.ru/educ/PUSTYN/lib/rnid.ru.html.
- Моляко В.А. Формирование образа экологической катастрофы на примере Чернобыльской атомной аварии // Вопросы психологии. 1992.-№ 5−6.-С. 11 -15.
- Монтень М. Избранное / Сост., вступ. ст., коммент. С. Д. Артамонова. М.: Россия, 1998. — 416 с.
- Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во Фолио, 1999. — 832 с. (Серия «Антология мысли»).
- Новиков А. Чешуя дракона. Заметки о метафизике телевидения //Москва. 1997.-№ 4.-С. 125 — 127.
- Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. М.: Магистр, 1997. — 192 с.
- Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. -1999. -№ 10. С. 152—164.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство. 1996. — 374 с.
- Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М.: Юристъ, 1996. — 575 с. (Лики культуры).
- Орлов A.M. Апиматограф и его Анима. Психогенные аспекты экранных технологий. М.: ИМПЭТО, 1995. — 384 с.
- Орлов A.M. Духи компьютерной анимации: (Мир электронных образов и уровни сознания). М.: МИРТ, 1993. — 105 с.
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Фридлендера Г. М.- Сост. Багно В. Е. М.: Искусство, 1991. — 588 с.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб: Питер, 2000. — 288 с.
- Панов В.И. Экопсихология: сознание, развитие, детство // Российский государственный научный фонд. 1997. — № 3. — С. 227 -234.
- Пегов В.А. Душевное здоровье детей современной цивилизации (исторический аспект) // Труды Смоленского государственного института физической культуры. Смоленск, 1995. — С. 55−58.
- Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1991. — 328 с. библиогр.
- Петрова Е.Ю. Детская субкультура с точки зрения гешгальт-подхода // Гештальт 96: Сб.матер.Моск.Гештальт института за 1996 г.-М., 1996.-С. 77−85.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. / Вступ. статья В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина и др. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
- Пиаже Ж. Суждения и рассуждения ребенка. СПб.: Союз, 1997.-283 с.
- Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: ИПП «Приз», 1994. — 120 с.
- Платон. Государство- Законы- Политика / предисл. Е. И. Темнов. М.: Мысль, 1998. — 798 е.: фронт. (Из классического наследия).
- Полуянов Ю.А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей) М.: Педагогика, 1988. — 176с. (Педагогика — родителям).
- Репринцева Е.А. «Человек играющий» как субъект освоения ценностей культуры // Культура как способ бытия человека в мире: Материалы III Всероссийской конференции, Томск 13−15 декабря 2001 г. / Под ред. Ю. В. Петрова. Томск: Изд-во НТЛ, 2002. — 376 с.
- Ю8.Розин В. М. Что такое воображение // Мир психологии. 2002.- № 1(29).-С. 238 -247.
- Ю9.Рондели Л. Д. «Киноменю» школьников // Социологические исследования. 1995. — № 3. — С. 35 — 48.
- Современный философский словарь / Под общ.ред. д.ф.н., профессора В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франк-фурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «ПАНПРИНТ», 1998. — 1064 с.
- Н.Соловьева Ю. В., Талызина Н. Ф. Особенности интеллекта детей, живущих в разных социокультурных условиях // Мир психологии. 2002. — № 1 (29). — С. 73−83.
- Степанов С. Телевизор: Наставник и зеркало. // Педология. Новый век. 2001. — № 9. — С.57 — 60.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с. 121 .Тагильцева Н. Искусство в развитии самосознания детей // Искусство и образование. 2002. -№ 1(19). — С. 26−33.
- Тард Г. Социальная логика // Западно-европейская социология XIX XX веков. Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд. Междунар. ун-та Бизнеса и Управления, 1996. С. 146 — 155.
- Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология. Новый век. Май, 2001. — № 6. — С. 49 — 50.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.-420 с.
- Традиционная культура и мир детства: Материалы междунар. науч. конф. «XI Виноградовские чтения» Коллект. автор., ред-кол. М. П. Чередникова (гл.ред.) и др. Ульяновск: Лаб. культурологии, 1998. — 99 с.
- Улыбина Е.В. Инцестуозная реальность детства в современной культуре // Мир психологии. 2002. — № 1(29). — С. 30 — 45.
- Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990. С. 60 — 67.
- Фабри К.Э. Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты) // Вопросы психологии. 1982. — № 3. -С.26−34.
- Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного Общества // Мир психологии. 2002. — № 1 (29). — С. 9 -20.
- Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001.- 384 с.
- Фомина Н. Детский рисунок как феномен художественной культуры // Искусство в школе. 1997. — № 4. — С. З — 7.
- Фомина И. Изучение творчества детей в ГАХН // Искусствознание. 1998. -№ 1. — С.303 — 309.
- Фомина И. Каким быть выставкам детского рисунка в следующем тысячелетии? // Искусство в школе. 1997. -№ 1. — С.55 — 59.
- Фрейд 3. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии СПб.: Алетейя, 1997 — 222 с.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование / Общ. ред., сост., вступ. ст.: Додельцева Р. Ф., Долгова К.М.- Пер. с нем. Додельцева Р. Ф. и др. М.: Республика, 1995. — 398 с.
- Фромм Э. Иметь или быть / Пер. с англ. Отв. ред., составитель, автор предисл. П. С. Гуревич. М.: ООО «Фирма „Издательство ACT“, 2000. — 448 с. — (Классики зарубежной психологии).
- Хсйзинга И. Homo Ludens- Статьи по истории культуры / Сост. пер. и авт. вступ. ст. Сильвестров Д.В.- Науч. коммеит. Харито-новича Д.Э. М.: Прогресс — Традиция, 1997. — 413 с.
- Хейзинга И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М: Наука, 1988. — 540 с.
- Чаликова В. Дети, „примитивы“ и культура участия. Утопические проекты антрополога // Знание сила. — Июнь, 1993. — С. 84−94.
- Чанышев А.Н. Аристотель. М.: Мысль, 1981. — 200 с. (Мыслители прошлого).
- Чаша Гермеса- Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М.: Юристъ, 1996. — 336 с.
- Чередникова М.П. „Голос детства“ из дельней дали.» (Игра, магия, миф в детской культуре) / Сост. науч. ред., примеч., библи-огр. указ. В. Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2002. — 224 с.
- Чистяков В.В. Современное Детство как антрополого-методологичсская проблема // Мир психологии 2002. № 1(29). — С. 20 -30.
- Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. М.: Гос-е изд-во, 1914.-315 с.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб, Издательский дом «П.Э.Т.», при участии издательства «Алетейя», 1996. -155 с.
- Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования / Пер. с нем., под ред. всеукр. ин-та тр. Киев: Книгоспил-ка, 1925.-405 с.
- Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этногр. исследования системы. СПб: Наука, 1993. — 340 с.
- Эйбл-Эйбесфельд И. Поведение детей: культуры народов ко-сан, яномами, химба и эйпо // Культуры. 1982. — № 4. — С. 5 — 29.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.304 с.
- Эмоциональное здоровье вашего ребенка. М.: ЮНИТИ, 1995 -400 с. 151 .Энциклопедический словарь по культурологии / Под общ. ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997. — All с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний Сад, 2 000 415 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
- Этика. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. — 671 с.
- Этнография детства: Сб. фольклор, и этногр. материалов / Рос. фонд культуры, Рос. союз любительских фольклор, ансамблей, Запись и нотации и фот. Г. М. Наумснко. М.: Беловодье, 1998. — 388 е.: ил.
- Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. / Ред. И. С. Кон.- М.: Наука. Гл.ред.вост.лит., 1988. 190 с.
- Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования / Под ред. B.C. Собкина. М.: Наука, 1998. — 270 с
- Юнг К.-Г. Архетип и символ / Сост. и вст. ст. Руткевича A.M. М.: Renaissance, 1991.-299 с.
- Юнг К.-Г. Конфликты детской души. М.: Канон. Реабилитация, 1994. -253 с. (История психологии в памятниках).
- Юнг К.-Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. — 302 с.
- Юнг К.-Г. Божественный ребенок. М.: Олимп- Акт, 1997.400 с.
- Юнг К.-Г. К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сост. Гальцева Р. А. -М.: Политиздат, 1991.-С. 119−129.
- Юнг К.-Г. Психология бессознательного / Пер. с нем. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», «Канон +», 1998. — 400 с. (Классики зарубежной психологии).
- Ясперс К. Введение в философию / Пер. с. нем. Под ред. А. А. Михайлова. Ми.: Пропилеи, 2000 (Схолия) — 192 с.
- Fromm Е. The Sane Society. New York: Rinehart, 1955. — 3621. P
- Television and American Family. N. Y., 1990.