Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль иностранного капитала в стратегическом соперничестве ведущих держав за энергосырьевые ресурсы стран Северной Африки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Межстрановое соперничество за доступ к энергоресурсам Северной Африки осуществляется на уровне компаний, для которых добыча сырья в субрегионе предоставляет возможность упрочить позиции в глобальной энергетике. В этих целях государственные и частные энергетические компании разрабатывают собственные стратегии в отношении североафриканских государств. Инвестиции в Северную Африку позволяют развить… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономика Северной Африки в полицентричном мире
    • 1. 1. Влияние глобализации на развитие стран Северной Африки
    • 1. 2. Привлекательность минерально-сырьевой базы Северной Африки для иностранных инвесторов
    • 1. 3. Значение ПИИ для экономик североафриканских государств
  • Глава 2. Сырьевые стратегии ведущих держав в Северной Африке
    • 2. 1. Страны субрегиона в контексте ресурсных приоритетов мировой экономики
    • 2. 2. Энергетические потребности стран развитого мира и их интересы в Северной Африке (на примере США и стран ЕС)
    • 2. 3. Сырьевые стратегии «крупных восходящих экономик» в Северной Африке (на примере Китая и России)
    • 2. 4. Страновые особенности соперничества ведущих держав в североафриканском субрегионе
  • Глава 3. Условия ведения сырьевого бизнеса в Северной Африке в контексте арабской весны"
    • 3. 1. Некоторые особенности функционирования иностранного бизнеса в сырьевом секторе стран Северной Африки
    • 3. 2. Инвестиционная деятельность как направление соперничества ведущих держав в Северной Африке
    • 3. 3. Влияние «арабской весны» на изменение соотношения экономических позиций ведущих держав в Северной Африке

Роль иностранного капитала в стратегическом соперничестве ведущих держав за энергосырьевые ресурсы стран Северной Африки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном полицентричном мире возрастает геополитическая и геоэкономическая значимость стран и территорий, богатых природно-сырьевыми ресурсами. В их числе особое место занимает Северная Африка1. Этот субрегион богат запасами углеводородов и другого сырья. Низкий уровень геологической изученности территории и акватории Северной Африки позволяет предположить высокую перспективность открытия новых месторождений. Наибольшие перспективы обнаружения нефти и природного газа связаны с Ливией, чья территория исследована только на 25%, и Алжиром, где средний показатель количества пробуренных скважин на 10 тыс. км2 равен 132, в то время как в развитых нефтедобывающих странах он составляет 100, в развивающихся — 50. Возможно увеличение доказанных запасов углеводородов в Египте и Тунисе, а также обнаружение нефти в Марокко.

Северная Африка располагает уникальными возможностями для освоения и развития генерации и экспорта электроэнергии, произведенной на основе нетрадиционных и возобновляемых источников (солнечной энергии, ветра, приливов). Природно-сырьевая база Северной Африки не ограничивается только энергоресурсами. Так, Марокко — один из мировых лидеров по добыче фосфатов. На севере Африки открыты месторождения руд цветных и редких металлов и неметаллических полезных ископаемых. В результате, богатая ресурсная база только подчеркивает привлекательность Северной Африки для ведущих мировых экономических сил.

Важно и то, что субрегион чрезвычайно выгодно расположен относительно важнейших потребителей энергоресурсов — стран Европейского Союза. Являясь поставщиками газа и в меньшей степени нефти, страны субрегиона выступают в качестве важнейшего (наряду с Норвегией) конкурента России на западноевропейском рынке. Все это делает исследование проблем экономического соперничества за энергосырьевые богатства субрегиона весьма актуальным.

1 В работе рассматриваются Египет, Ливия, Тунис, Алжир и Марокко.

2 Нефть, газ, модернизация общества / под общ.ред. Н. А. Добронравина, ОЛ.Маргалия. — СПб.: «Экономическая школа» ГУ-ВШЭ, 2010. — С. 366.

События «арабской весны» и активное вмешательство внешних сил во внутренние процессы в странах Северной Африки лишь подтвержают этот тезис.

Северная Африка — традиционно устоявшееся направление европейской экономической, политической и военной экспансии, принимавшей на протяжении веков разные формы проявления. В последние десятилетия страны субрегиона интенсивно сотрудничают не только с ЕС, но и с США, Китаем, арабскими государствами Персидского залива и другими развивающимися странами.

Межстрановое соперничество за доступ к энергоресурсам Северной Африки осуществляется на уровне компаний, для которых добыча сырья в субрегионе предоставляет возможность упрочить позиции в глобальной энергетике. В этих целях государственные и частные энергетические компании разрабатывают собственные стратегии в отношении североафриканских государств. Инвестиции в Северную Африку позволяют развить в субрегионе как новое, так и существующее производство, открыть новые месторождения, а также повысить извлекаемость эксплуатируемых, в то время как ведущие экономические силы, выступающие в качестве инвесторов, имеют возможность получения контроля как миноритарный акционер, извлекая при этом дополнительный доход.

Россия также имеет свои геополитические и коммерческие интересы в Северной Африке, в первую очередь, в Алжире и Ливии, т. е. в странах, чьи компании являются важными производителями энергетического сырья, а значит, конкурентами российских государственных и частных поставщиков углеводородов на внешнем рынке.

Российские компании уступают в конкурентной борьбе представителям западных и азиатских деловых кругов. В этой связи актуальность диссертации заключается в осмыслении опыта ведущих иностранных энергетических компаний в налаживании взаимодействия с правительствами государств Северной Африки, на территории которых предполагается добыча сырья, и где существуют возможности для осуществления деятельности российских компаний.

Кроме того, рассматриваемые в исследовании перспективы развития альтернативной энергетики в Северной Африке могут представлять интерес для отечественных компаний.

Целью диссертационного исследования является комплексный анализ роли иностранного капитала в стратегическом соперничестве ведущих держав за энергосырьевые ресурсы стран Северной Африки.

Цель работы, в свою очередь, предопределила постановку следующих задач:

• определить роль, экономическое значение Северной Африки в новой формирующейся экономической модели полицентричного мира;

• переосмыслить привлекательность энергосырьевых ресурсов стран Северной Африки для иностранных инвесторов в условиях возрастания глобального спроса на сырье с учетом меняющегося баланса сил в мировой экономике;

• исследовать комплекс макроэкономических условий, политические риски и значение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) для экономик североафриканских государств;

• исследовать интересы США, КНР, стран-членов ЕС и РФ в Северной Африке, исходя из их потребностей в традиционных и возобновляемых видах энергетического сырья;

• проанализировать и показать различия во внешнеэкономических стратегиях и бизнес-практиках корпораций США, ЕС, России и Китая, работающих в энергосырьевом секторе и в обслуживающих его отраслях экономики стран Северной Африки;

• рассмотреть особенности функционирования иностранного бизнеса в сырьевом секторе и выявить факторы, сдерживающие приток ПИИ в топливно-энергетический комплекс стран Северной Африки;

• оценить трудности и выявить перспективные направления энергетического сотрудничества между РФ и странами Северной Африки;

• изучить влияние «арабской весны» на изменение соотношения экономических позиций ведущих держав в Северной Африке.

Объектом исследования избраны экономические отношения между иностранными и национальными инвесторами, занятыми освоением, разработкой и эксплуатацией энергосырьевых ресурсов стран Северной Африки, и экономические последствия конкурентной борьбы между ними для стран субрегиона.

Предметом исследования выступает деятельность иностранного капитала на североафриканском энергосырьевом рынке. Основное внимание уделено инвестиционной активности энергосырьевых компаний, связанной с реализацией проектов в производственной сфере, а именно: с геологоразведкой, добычей и переработкой сырья. Этим, в частности, диссертация отличается от трудов многих западных авторов, концентрирующих внимание на рассмотрении вопросов слияния и поглощения, а также на приобретении нематериальных и непрофильных активов иностранными и местными нефтегазовыми корпорациями.

Теоретическую и методологическую базу исследования сформировали общетеоретические работы в области международных экономических отношений ведущих российских и иностранных ученых, исследующих экономические аспекты деятельности арабских стран Северной Африки и ведущих мировых энергетических компаний, а также монографии отечественных и зарубежных ученых, аналитические материалы, программные и прогнозные разработки международных организаций, консалтинговых компаний и зарубежных научных центров, ведущие отечественные и зарубежные отраслевые журналы, а также отдельные публикации в СМИ.

В основе исследования лежит системный подход к изучаемому явлению. В ходе работы использовался метод сравнительного анализа данных статистики и экспертных оценок специалистов в области сырьевого бизнеса.

Источниками статистического материала для подготовки диссертации послужили: публикации государственных органов и отраслевых ведомств стран Северной Африки, США, КНР, ЕСдоклады международных организаций, таких как Международное энергетическое агентство (IEA), Европейская комиссия (ЕС), Всемирный банк (ВБ), Лига арабских государств (ЛАГ), ОПЕК и др.- работы крупных мировых исследовательских центровспециальные исследования нефтегазовых компаний (ExxonMobil, British Petroleum, Shell, Eni и др.) — материалы конференций и семинаров, результаты консультаций с профильными специалистами.

Информация о практическом ведении природно-сырьевого бизнеса в Северной Африке, прежде всего, об условиях получения доступа к месторождениям является по большей части закрытой. Оценить соперничество ведущих экономических держав и их энергетических компаний за энергосырьевые ресурсы Северной Африки можно только путем сбора по крупицам отдельных фактов, появляющихся в СМИ, их сопоставления, кросс-проверки, оценки значимости и формирования из них общей картины, что составило значительную по времени часть работы над диссертацией.

При написании данной диссертации были использованы труды научных коллективов Института Африки РАН, Российского университета дружбы народов, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), Института востоковедения РАН, Института стран Азии и Африки МГУ, Института экономики РАН, других российских научных учреждений.

При подготовке данного исследования автор опирался на труды российских ученых — Л. И. Абалкина, И. О. Абрамовой, А. С. Булатова, А. М. Васильева, Н. П. Гусакова, В. И. Гусарова, Т. Л. Дейч, А. А. Дынкина, В. А. Исаева, А. А. Конопляника, А. Э. Конторовича, Е. Н. Корендясова, А. Г. Коржубаева, О. С. Кульковой, В. В. Лопатова, К. Н. Миловидова, В. В. Наумкина, Е. М. Примакова, А. А. Ткаченко, В. А. Усова, Л. Н. Федякиной, А. О. Филоника, Л. Л. Фитуни, Ю. К. Шафраника, Л. В. Шкваря и др.

Соискатель использовал работы зарубежных специалистов — Д. Эргина, Дж. Стиглера, В. Смита, С. Спенсера, Ф. фон Хайека, К. Хабберта, Ж.-П. Годме, П. Эрлиха, Р. Азерки, А. Шараки, Б. Фаттуха и др.

Хронологические рамки исследования охватывают преимущественно период с начала 2000;х годов по середину 2012 г. Этот этап представляет интерес проводимой частичной либерализацией энергетических секторов стран Северной Африки, а также охватывает мировой экономический кризис, массовые волнения социально-экономического характера в Тунисе и Египте, вооруженный конфликт в Ливии.

Большая часть статистических данных в силу технологических особенностей сбора и обработки статистики национальными и международными учреждениями и организациями относится к 2000 — 2010 гг., однако, там, где это было возможным, диссертант пытался довести количественные характеристики, касающиеся объекта исследования до 2012 г.

В ряде мест диссертации автор счел необходимым обстоятельно рассмотреть прогнозные оценки до 2025, 2030 и 2050 гг. по потреблению отдельных видов энергоресурсов для подтверждения значения Северной Африки для мировой экономики.

Соискатель изучил аналитические материалы по теме диссертации других стран, не относящихся к североафриканскому субрегиону. В процессе подготовки диссертации использовались библиотечные фонды Института Африки РАН, Института востоковедения РАН, Российской государственной библиотеки, Торгово-промышленной палаты РФ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, а также Интернет-ресурсы.

Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей инвестиционных стратегий государственных и частных энергетических компаний из США, стран-членов ЕС, Китая и России, осуществляемых в сырьевом секторе стран Северной Африки, и определении перспектив зарубежных инвесторов в субрегионе в контексте событий «арабской весны».

Конкретно научная новизна данной диссертации представлена следующими положениями и выводами:

1. Доказано, что в настоящее время основными иностранными инвесторами, соперничающими за доступ к энергосырьевым ресурсам Северной Африки, являются государственные и частные транснациональные и национальные энергетические компании США, стран-членов ЕС, а также Китая. Установлено, что особенность китайской стратегии получения доступа к энергосырьевым ресурсам в североафриканских странах заключается в комплексном подходе: китайские инвесторы одновременно предлагают североафриканской стороне решение их проблем в различных секторах экономики и оказывают содействие принимающей стороне на выгодных для нее условиях, например, в развитии инфраструктуры.

2. Определены существенные различия в стратегиях иностранных инвесторов, а именно: в стремлении транснациональных компаний диверсифицировать бизнес, развивать вертикально-интегрированный холдинг, который включает перерабатывающие мощности, передовые технологии, позволяющие повышать извлекаемость сырья. Одновременно госкомпании из «крупных восходящих экономик» стремятся к быстрому наращиванию объемов добычи сырья при минимальном инвестировании.

3. Доказано, что жесткие налоговые условия не ослабили соперничества ведущих энергетических компаний за получение доступа к энергосырьевым ресурсам Ливии и Алжирапри этом власти Марокко, Туниса и Египта, улучшая условия ведения бизнеса частным инвесторам, конкурируют между собой в попытке привлечь ПИИ в национальные сырьевые сектора. Подтверждено, что наибольший интерес для иностранных инвесторов в Северной Африке представляют соглашения о разделе продукции (СРП).

4. Доказано, что наиболее применяемой формой сотрудничества является партнерство нескольких энергосырьевых компаний в субрегионе. Например, британская корпорация BP и норвежская Statoil в консорциуме с национальной компанией Алжира Sonatrach осуществляют добычу углеводородов на месторождении In Ain Amenas.

5. Выявлены и объяснены причины несистемного участия российских компаний в тендерах в странах Северной Африки, а именно: слабая инновационная активность энергетических компаний, большие потери энергоносителей и энергии при добыче, подготовке, транспорте и переработке сырья, нехватка высокопрофессиональных кадров и др. В целях развития российско-североафриканского энергетического сотрудничества подготовлены рекомендации по повышению эффективности отечественных компаний, чему способствует тесная координация отечественной науки, образования и бизнеса, ослабление зависимости российских нефтегазовых компаний от иностранного сервиса, а также использование в Северной Африке технологического и финансового потенциала Национального нефтяного консорциума, успешно работающего в Венесуэле.

6. Обосновано положение о том, что в Северной Африке после «арабской весны» упрочат свои позиции компании из арабских стран Персидского залива, и исламские финансовые продукты будут шире распространены в субрегионе.

Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в содержащихся в нем выводах, отдельных положениях и рекомендациях прикладного характера, которые могут быть использованы госведомствами и отечественными компаниями, заинтересованными в распространении своего влияния в мировой энергетике.

Кроме того, проведенное исследование способствует расширению теоретического обоснования роли и механизмов инвестирования в обеспечении национальных интересов России за рубежом. Материалы и положения диссертации могут найти применение при подготовке лекций и семинарских занятий по дисциплинам «Мировая экономика» и «Международные экономические отношения».

Апробация работы. Основные положения и выводы настоящей диссертации были изложены её автором в 10 публикациях по теме диссертации общим объемом 4,9 п.л. (включая 4 статьи в изданиях, входящих в перечень рецензируемых ведущих научных журналов, определенный ВАК, объемом 2,2 п.л.).

Соискатель принимал участие и выступал с докладами в ряде научных мероприятий, среди которых необходимо отметить конференцию «Динамика африканских обществ: закономерности, тенденции, перспективы» IX Школы молодых африканистов России (Москва, 23−24 ноября 2010 г.), XII конференцию африканистов «Африка в условиях смены парадигмы мирового развития» (Москва, 24−26 мая 2011 г.), международную конференцию «Будущее Африки: борьба новых и старых акторов» (Москва, 13−14 марта 2012 г.).

Структура работы обусловлена методологическими принципами и логикой решения главных задач диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

В современном полицентричном мире возрастает геополитическая и геоэкономическая значимость Северной Африки. В свете растущих потребностей человечества в природно-сырьевых ресурсах североафриканский субрегион привлекателен для иностранных инвесторов наличием многочисленных запасов высококачественных углеводородов. По подсчетам специалистов ОПЕК, доказанные запасы нефти в субрегионе составляют 63,7 млрд. барр, а природного газа — 8,2 трлн. кубометров.

В экспертных кругах считают, что с дальнейшим проведением геологоразведочных работ данные о природно-сырьевой базе Северной Африки будут пересмотрены в сторону увеличения. В частности, перспективы поисков нефти и природного газа связываются с Ливией, чья территория исследована только на 25% причине действовавших ранее санкций, ограничивших разведку.

Согласно оценкам специалистов МЭА, Северная Африка является по своему потенциалу одним из важных субрегионов для инвестирования: если в период с 2011 по 2015 гг. инвестиции в регионе БВСА будут на треть ниже, чем $ 100 млрд., предполагаемых в Сценарии новых стратегий, то в ближайшем будущем потребители могут столкнуться с существенным ростом цен на нефть до $ 150 за баррель (по курсу доллара США 2010 г.).

Несмотря на потенциальную важность субрегиона, в настоящее время страны Северной Африки не относятся к числу крупнейших производителей нефти. До 2011 г., т. е. до событий «арабской весны», в субрегионе добывалось 5% нефти от общемирового уровня. Одновременно доля стран Северной Африки в объеме добытой на всем африканском континенте нефти в 2010 г. составила 38,3%.

Несмотря на относительно скромные показатели добычи нефти в субрегионе, североафриканское углеводородное сырье высоко ценится на мировом рынке, ввиду того что большинство нефтяных месторождений Северной Африки характеризуется высоким качеством и низким содержанием серы в добываемой нефти. Среди сортов североафриканской нефти пользуются наибольшим спросом алжирская Saharan Blend и ливийская Ess Sider, которые используются для производства высших марок бензина, топлива для реактивных самолетов и т. д.

Другим преимуществом североафриканского сырья являются низкие издержки его добычи и транспортировки. По данным американской компании ErnstcfeYoung, наименьшие затраты на добычу углеводородов — на Ближнем Востоке и в Африке, включая северную часть континента.

Вместе с тем, климатические и рельефные особенности стран Северной Африки позволяют развивать в субрегионе альтернативную энергетику, что привлекает дополнительное внимание иностранных инвесторов.

В североафриканском субрегионе имеют свои экономические и геополитические интересы США, страны-члены ЕС, КНР, Россия, арабские монархии Персидского залива и другие менее влиятельные акторы. При этом в стратегическом плане север Африки важен для трех крупных экономических силСША, ЕС и КНР.

Несмотря на то, что зависимость США от углеводородов из Северной Африки незначительна, по некоторым позициям неэнергетического сырья субрегион исключительно ценен для США. В частности, Марокко является ведущим поставщиком мышьяка (трехокись) и важным источником фосфоритов на американском рынке.

С одной стороны США и страны ЕС выступают союзниками, стремящимися сохранить субрегион от экономической экспансии «крупных восходящих экономик», таких как КНР и Россия, и развивающихся стран, но с другой — между США и их европейскими союзниками имеются серьезные разногласия.

США, являясь крупным покупателем энергоресурсов и другого сырья, заинтересованы в установлении своего контроля над североафрикапским субрегионом с целыо оказания влияния на распределение углеводородов и минерального сырья среди потребителей на мировом природно-сырьевом рынке. Американская сырьевая стратегия преследует как экономические, так и геополитические цели ради сохранения своего влияние США в мире.

Прочные позиции США в североафриканском субрегионе могут конвертироваться в случае необходимости в дополнительный инструмент давления на ЕС, для которого страны Северной Африки являются влиятельными поставщиками углеводородов, а также фосфоритов и другого сырья. Например, Алжир рассматривается европейскими потребителями углеводородов в качестве альтернативного России поставщика, в первую очередь природного газа. Подтверждением тому служит заключение стратегического энергетического партнерства между Алжиром и ЕС. Особое внимание европейские инвесторы уделяют проекту по строительству Транссахарского трубопровода, который будет доставлять нигерийский газ по территории Алжира.

Активная поддержка ряда государств ЕС будет способствовать сохранению позиций европейских энергетических компаний в североафриканском субрегионе. При этом следует учитывать, что страны-члены ЕС преследуют преимущественно национальные, а не общеевропейские интересы, что приводит к конкуренции между европейскими компаниями на североафриканском рынке. По мнению автора, существующие в Еврозоне противоречия не позволят странам ЕС доминировать в регионах, богатых природными ресурсами, включая страны Северной Африки.

В современных условиях автору представляется, США и ЕС предпринимают совместные попытки ограничивать доступ китайским компаниям к природно-сырьевым богатствам стран Северной Африки, к которым за последние десять лет Китай проявляет все более серьезный интерес.

Одновременно автор не склонен преувеличивать способность США определять развитие событий в Северной Африке, прежде всего в Тунисе и Египте. Вместе с тем, автор согласен с теми, кто считает, что США способствовали распространению революционных настроений в Египте, Тунисе и Ливии с целыо свержения действовавших в этих государствах режимов. Вероятно, не обошлись без внешнего влияния волнения в Алжире и Марокко.

При этом следует учитывать, что Китай, хоть и стремится диверсифицировать источники энергоресурсов и минерального сырья за рубежом, не приобретает активы по любой цене: его в первую очередь интересуют недооцененные активы. В настоящее время Северная Африка привлекает внимание китайских инвесторов, однако этот субрегион все еще не является зоной его жизненных интересов.

Вместе с тем, автор не исключает, что уже в обозримом будущем компании из КНР будут еще шире представлены в субрегионе. Предположение основывается на комплексном подходе китайской инвестиционной стратегии, которая существенно отличается от западной: ради получения доступа к ценному активу китайские инвесторы, поддерживаемые национальным правительством, имеют возможность предложить принимающей стороне решение ряда проблем по другим проектам, в т. ч. в других секторах экономики. В этом, по мнению автора, заключается преимущество Китая в борьбе с другими ведущими экономическими силами за доступ к энергосырьевым запасам Северной Африки.

Более того, Китай, как и другие ведущие акторы, активно привязывает своих североафриканских партнеров кредитными ресурсами. Зачастую подписанные соглашения о сотрудничестве в сфере энергетики предполагают выделение китайской стороной займа, предназначенного на закупку в КНР оборудования.

Другим достаточно влиятельным игроком в североафриканском субрегионе является Россия. В США и ЕС осознают, что для сохранения ведущих позиций на мировом энергетическом рынке России, выступающей в качестве надежного поставщика углеводородов и другого сырья, необходимо приращивать подконтрольные ей запасы. В условиях, когда легкая нефть в России заканчивается, у российских компаний остается два варианта выхода из этой ситуации: перебираться в непростые для добычи российские регионы, например, на север РФ или Восточную Сибирь, где издержки значительно превысят нынешние, либо бороться за доступ к месторождениям за границей, например, в Северной Африке, где добыча относительно дешевая и простая.

Основными направлениями российско-североафриканского энергетического сотрудничества являются: обмен технологиями, совместная реализация проектов в третьих странах, участие в программах приватизации энергетических госпредприятий.

В нынешних условиях отечественным сырьевым компаниям, поддерживаемым руководством РФ, следует активнее отстаивать свои внешнеэкономические интересы. Даже в поствоенной Ливии не наблюдается откровенно антироссийский настрой, что стало возможным благодаря усилиям МИД России.

В ряде случаев отечественным госкомпаниям, если они заинтересованы диверсифицировать источники прибыли, следует пересмотреть свои внешнеэкономические стратегии в отношении потенциальных североафриканских партнеров. Если компании из США и ЕС в большинстве случаев самостоятельно находят проекты в Северной Африке, а потом ищут политическую поддержку, то российские госкомпании преимущественно обращают внимание сначала на наличие господдержки, а затем на имеющиеся проекты.

Вместе с тем, для защиты экономических интересов России в Северной Африке необходимо принять ряд мер как на государственном, так и на коммерческом уровне. В частности, сокращению технологического отставания российских компаний от своих иностранным конкурентов способствовало бы устранение разобщенности отечественной науки, образования и бизнеса, ослабление зависимости российских нефтегазовых компаний от иностранных сервисных компаний.

Есть основания полагать, что использование в Северной Африке технологического и финансового потенциала Национального нефтяного консорциума, успешно работающего в Венесуэле, позволит отечественным энергетическим компаниям закрепить свои позиции в сырьевых секторах стран субрегиона.

Только активно отстаивая свои интересы, российский бизнес может рассчитывать на работу на североафриканских месторождениях, за доступ к которым, по мнению автора, борьба будет только усиливаться.

Для иностранных инвесторов в Северной Африке созданы довольно привлекательные условия ведения деятельности, несмотря на то что природно-сырьевые ресурсы североафриканского субрегиона остаются в собственности государства. Во всех государствах Северной Африки доминирующее положение в национальных энергетических секторах занимают государственные компании: Зопа^асИ в Алжире, Ж) С в Ливии, ЕвРС в Египте, ОСР в Марокко и ЕТАР в Тунисе.

Наиболее распространенными схемами вхождения иностранных компаний в сырьевые сектора североафриканских стран являются подписание соглашение о разделе продукции (СРП), концессионного (лицензионного) и/или сервисного соглашения, а также создание совместного предприятия (СП), которое является юридическим лицом принимающей стороны.

В государствах субрегиона различается ставка налогообложения для иностранных инвесторов на добытое сырье: от 50% в Тунисе до 65% в Ливии. Что касается госучастия в СП, то наиболее благоприятные условия созданы в Марокко — 25%, в то время как в Алжире и Ливии доля государства не может быть меньше 51%.

Для участия в сырьевых проектах в Северной Африке компании применяют три способа нахождения необходимых финансовых средств: самофинансирование, заимствование и партнерство.

Не исключено, что в Северной Африке, в условиях острых социально-экономических проблем этого субрегиона, заметная роль будет отведена социальным инвестициям, осуществление которых иностранными компаниями позволят им закрепиться в энергетических секторах североафриканских государств.

Анализ событий «арабской весны» и их последствий в странах субрегиона позволяет выявить основные тенденции изменения в экономической политике североафриканских стран. Во-первых, в случае сохранения светской ориентации развития страны возможно более широкое использование смешанных форм предпринимательства за счет сокращения госсектора, что, в свою очередь, развивает рыночные механизмы, а также позволяет окрепнуть местным бизнесменам. Благодаря дальнейшему формированию привычных для зарубежных партнеров условий страны североафриканского субрегиона будут иметь основания рассчитывать на привлечение дополнительных средств в национальную экономику, которые можно использовать как для ее модернизации и диверсификации, так и для погашения дефицита госбюджета, а также выплаты внутреннего государственного долга. Такой вариант наиболее реалистичен, прежде всего, для Алжира и в меньшей степени для Марокко.

Во-вторых, в условиях усиления положения исламистов во властных структурах Ливии, Туниса и Египта автор полагает, что в субрегионе будут шире применяться исламские финансовые продукты, а требования к иностранным инвесторам могут быть ужесточены. В этой связи может показаться, что в складывающихся условиях инвесторы предпочтут не вкладываться в государства Северной Африки, по крайней мере до полной нормализации обстановки. К тому же не исключено, что к традиционным игрокам в сырьевом секторе этой страны добавятся компании из стран Аравийского полуострова, в первую очередь, Катара и Саудовской Аравии.

Однако, автор полагает, что не все будут действовать подобным образом. Крупные инвесторы, поддерживаемые национальными правительствами, давно присматривались к ресурсным активам этого субрегиона и нынешние изменившиеся условия могут быть использованы для перераспределения контроля над месторождениями. С учетом высоких политических и экономических рисков в североафриканском субрегионе, иностранные инвесторы, скорее всего, будут активнее использовать консорциальные формы организации проектных компаний.

Автор считает, что наиболее успешными в Северной Африке будут те компании, которые смогут постоянно совершенствовать свою сырьевую стратегию, будут следить за состоянием активов, анализировать поведение конкурентов, поддерживать технические и технологические преимущества. Помимо этого, особое внимание должно уделяться сохранению тесных связей с национальными правительствами, которые, в свою очередь, могут оказать содействие при защите интересов энергетических компаний на внешних рынках. Таким образом, значение капитала как инструмента защиты национальных интересов за рубежом будет возрастать.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Россия в полицентричном мире/ Под ред. А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой М.: Весь мир, 2011 -580 с.
  2. Дипломатия ресурсов: сырьевые ресурсы и система международных отношений XX в. Сб/Пер с итал. отв.ред. Торкунов А.В./МГИМО -М:Навона, 2008 445 с.
  3. Перспективы энергетического сотрудничества Россия АТР (в экспертных оценках). — М., 2010. — 340 е., илл.
  4. Мирохозяйственные связи Африки в контексте внешнеэкономических интересов России. М., 2007 298 с.
  5. Россия в конкурентной борьбе за африканские минерально-сырьевые ресурсы. М.: Ин-т Африки РАН, 2011. — 188 с.
  6. Национальная экономика: учебник / под ред. П. В. Савченко. М.: Экономист, 2005.-813 с.
  7. Нефть, газ, модернизация общества / под общ.ред. Н. А. Добронравина, О. Л. Маргалия. СПб.: «Экономическая школа» ГУ-ВШЭ, 2010, 522 с.
  8. Р.Г., Соловьев С.А «Очерки практической арабистики», М., 2006.- 328с.
  9. И.О., Фитуни Л. Л., Сапунцов А. Л. «Возникающие» и «несостоявшиеся» государства в мировой экономике и политике. М., 2007. -198 с.
  10. Ю.Бобылев Ю. Н., Турунцева М. Ю. Налогообложение минерально-сырьевого сектора экономики. М.: Ин-т Гайдара, 2010. 200 с.
  11. С.В., Ткаченко A.A. Ближний, Средний Восток и Северная Африка в мировом нефтегазовом хозяйстве. М., 2008. 100 с.
  12. И. Миросистемный анализ: Введение / пер. II. Тюкиной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. — 248 с.
  13. М.Л. Американская империя в Африке: миф или реальность. М.: Институт Африки РАН, 2007. 174 с.
  14. A.C. Регулирование инвестиционной деятельности на национальном уровне и в рамках двусторонних договоров / Под ред. д.э.н. проф. В. Б. Буглая / М: «Анкил», 2001, 61 с.
  15. С. Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики/ С. Гуриев 3-е изд., перераб. М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010. — 295 с.
  16. В.И. Северная Африка: полвека независимого развития (социально-экономические аспекты). М.: Институт Африки РАН, 2008. 152 с.
  17. И.В., КеслерЯ.А. Ресурсы цивилизации. -М.: Эксмо, 2005, 544 с.
  18. В.В. Холдинги в нефтегазовом бизнесе: стратегия и управление. -М.: ЭЛВОЙС-М, 2004. 464 с.
  19. Т.Л. Африка в стратегии Китая. М.: Институт Африки РАН. 2008. 326 с.
  20. Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / Пер. с англ. М.:ДеНово, 1999, 968 с.
  21. A.A. Основные виды и условия финансирования инвестиционных проектов в нефтегазодобывающей промышленности. Учебное пособие. М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2009. — 62 с.
  22. .Н., Титаренко M.J1. Китай-Россия-2050: стратегия соразвития. М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 656 с.
  23. Р.Г. История арабских стран. М.: Восточный университет, 2005. -320 с.
  24. З.И. Восток: идентичность и глобализация. М.: Институт Востоковедения РАМ, 2007. — 166 с.
  25. В.В. Торгово-экономические отношения России с Африкой в конце XX начале ХХ1в. М., 2007,
  26. В.В. Экспортно-импортный потенциал стран Африки. М., 2004. -219 с
  27. В.В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент. Серия: «Формы правления». М.: «Европа», 2007. 304 с.
  28. К.Н., Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Нефтегазообеспечение глобальной экономики: Учебное пособие. М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2006. -400 с.
  29. К.Н. Тенденции развития мирового нефтегазового бизнеса, М. -2006.-90 с.
  30. Н.В. Международная энергетическая безопасность. М.: МИТЭК МГИМО (У) МИД России, 2003. 171 с.
  31. Поль Мари Годме. Финансовое право / Пер. д.ю.н. Халфиной P.O.- М.: Прогресс, 1978.-429 с.
  32. Л.Л. Трансформация мирового рынка нефти в условиях финансовой глобализации. Автореферат на соискание ученой степени доктора эк.наук., М., 2010, 48 с.
  33. В.Я. Прыжок дракона. Как вести бизнес с китайцами. М.: «Известия», 2005, 672 с.
  34. С. Сравнительная экономика стран мира: Культура, богатство и власть в XXI веке / Пер. с англ. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) — «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 432 с.
  35. Л.Н. Международные финансы. СПб.: Питер, 2005. 560 с.
  36. Л.Л. Теневой оборот и «бегство капитала». М.: Вост.лит., 2003. 264 с.
  37. A.A. Экономика истощаемых природных ресурсов. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. 399 с.
  38. Л.В. Проблемы субрегионаотной межарабской экономической интеграции в условиях глобализации. М.: ЗАО «Гриф и К», 2008. 385 с.
  39. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. -М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“, 2003.-441 с.
  40. Raymond J.Learsy. Over a Barrel: breaking the Middle East oil cartel. Nashville, 2005, 274 p.
  41. Knorr K. The Power of Nation. The Political Economy of International Relations. N.Y., 1975, 353 p.
  42. Boulton A. Memories of the Blair Administration. Tony’s Ten Years. 336 p.
  43. Hubbert, M. King. Nuclear Energy and the Fossil Fuels pp. 22−27. URL: http://www.hubbertpeak.eom/hubbert/l 956Z1956. pdf1. Статьи:
  44. Д., Готтих Р., Писоцкий Б. Кто тормозит инновации? Нефть России № 6, 2011 сс.72−75
  45. А. „Алжир-страна перспектив“, Вандербильд № 9, сентябрь 2010 г, с.46−53
  46. К. Нефти и газу дадут платформу. Нефть России № 6, 2011, С. 78−81
  47. М. Энергия без опасности. Нефть России, № 5/2012, с.28−33
  48. М., Протасов В. „Ход газом“. Нефть России № 1. 2012 г. сс. 104−107
  49. И.С. Арабский мир на фоне глобализации взгляд из Западной Европы URL: http:/Avvw.iimes.ru/rus/search.html
  50. И.С. Перспективы демократии в Алжире: оценки западных и арабских экспертов
  51. А. Африканский союз и ливийский кризис: кто услышал голос Африки? „Международная жизнь“. 2011. № 11. С.44−52
  52. А. Энергетические услуги для целей развития // Азия и Африка сегодня, № 5/2007, с.21−24
  53. Ю.Валентинов А. Трудный путь первопроходца. Нефть России № 1.2012, с.14−18
  54. П.Васильев A.M., Фитуни Л. Л., Абрамова И. О., Дейч Т. Л., Корендясов E.H., Лопатов В. В. „Стратегическое соперничество ведущих экономик мира за африканские ресурсы“. URL: http://www.inafran.ru/node/48
  55. П.Виноградова О. Китаизация мировых ресурсов. „Нефтегазовая вертикаль“, № 01/2012, с.62−67
  56. О. Мировые итоги: газ 2011 г. „Нефтегазовая вертикаль“, № 3/2012, с.34−38
  57. О. Мировые итоги: нефть 2011. „Нефтегазовая вертикаль“, № 3/2012, с.26−32
  58. A.C. „Китайская головоломка“ администрации Б. Обамы // Азия и Африка сегодня, № 4 (633) 2010, С.2−8
  59. Т., Лопатов В. Китай и Индия в Африке: азиатская альтернатива западному влиянию? // Азия и Африка сегодня, № 9 (602) 2007, сс. 20−27
  60. Т.Л. „Большая игра“: Китай и США на африканских сырьевых рынках // Азия и Африка сегодня, № 8 (637) 2010, С.15−20.
  61. С. Планирование на десятилетия. // ВВП № 10 (60) 2010, сс.38−39
  62. Ким С. Мировой рынок фосфорной кислоты. The Chemical Journal. Декабрь 2011, с.20−24
  63. С. А. Добытые полезные ископаемые: государственная собственность! // Нефтегазовая вертикаль № 18/2010, с.8−14
  64. В.Б. Минерально-сырьевые ресурсы как фактор глобальной конкурентоспособности // Минерально-сырьевые ресурсы и экономическое развитие, сборник научных трудов, 2010, № 6, с. 10−30
  65. А. В поисках „справедливости“. Нефть России, № 11, 2011 сс.13−18
  66. А. „Европа-больше, чем Европа“. Третий энергетический пакет ЕС будет иметь последствия для поставщиков энергоресурсов и за пределами Евросоюза», Нефть России, № 4/2011 с.56−61
  67. А. Шестой инновационный кластер. Нефть России, № 4/2012, с.6−11
  68. А. Шестой инновационный кластер. Нефть России № 5/2012, с.11−17
  69. М. Ливия без Каддафи: перелом на газовом рынке. ТПП-Информ: путеводитель российского бизнеса. № 1 (9), 2012. с. 16−17
  70. В., Федорова Е. Оптимизм закончился. Нефть России, № 1, 2012 г. (сс.72−77)
  71. Д.С., Моисеев H.H. Россия в поисках третьего пути. Вехи 2001 года, в собрнике «Россия в окружающем мире», 1999, изд-во МНЭПУ, М., 1999, с.15−19
  72. Н. На дальних рубежах. Нефть России № 5/2012, с.46−51
  73. А. Потемкинская деревня энергетической сверхдержавы. // Нефтегазовая вертикаль, № 13−14 (242), июль 2010 г., с. 32−36
  74. В. На переломе. Нефть России № 1. 2012 год. С. 92−95
  75. В. Добыча нефти в Африке растет, а конкурентная борьба за обладание этими ресурсами обостряется. Азия и Африка сегодня, № 8/2008, с.54−55
  76. Н. Огосударствление в законе? Нефтегазовая вертикаль № 8 (261), май 2011, ее. 4−12
  77. А. Делойт: отраслевые проблемы 2012. «Нефтегазовая вертикаль», № 04/2012, с.4−8
  78. А.Г. Что мог рассказать Каддафи Международному суду? «Международная жизнь». 2011. № 11. с.56−58
  79. О. В яранге горит огонь . Нефть России, № 1. 2012, с. З
  80. Л. Возобновляемая энергия становится глобальной. Нефть России, № 5/2012 г, с.80−84
  81. К. «Чужой» газ. Нефть России, № 6, 2011, с.46−49
  82. В., Игнатов А., Тихомиров Д. Лови момент. Экспорт газа из России и стран СНГ в Китай имеет хорошие перспективы. Нефть России, № 4, 2011, С. 62−65
  83. В.В. Китай скупает ресурсы. // Азия и Африка сегодня, № 10 (639), 2010
  84. Л. Геополитика: Китай страшнее России, «Нефтегазовая вертикаль», № 7/2012, с.56−59
  85. А. Большой скачок. Нефть России № 5/2012, с.85−89
  86. Л.В., Айдрус И. А. Инвестиционный потенциал арабских стран Персидского залива. // «Азия и Африка сегодня», № 7 (636), 2010. С.41−47
  87. Л.В. Иностранный капитал в странах Персидского залива в 2000-е гг. «Азия и Африка сегодня», № 2 (643), 2011. С.39−46
  88. По наезженной колее. Нефтегазовая вертикаль № 08 (261), май 2011, С. 20−24
  89. Добыча за рубежом. «Газпром», № 11, ноябрь 2010, с.23−26
  90. Быть рационалистом в иррациональное время. Интервью с депутатом Европейского парламента Мирославом Рансдордом (Чешская Республика). Нефть России № 1. 2012 г., с.24−26
  91. В Ливии. Дискуссия. «Международная жизнь», 2011. № 11, с. 18−31
  92. Роджер Кангае. «С энергетическим мечом в руках. ЕС холодно относится к российской энергетической политике. Per Concordiam. т.1., № 1, март 2010, с.11−1750. «Главный фактор нестабильность», Интервью с Х. Монтепеке, Нефть России, № 6/2012, с. 10−12
  93. К.Рюль. Три тенденции мировой энергетики. Нефть России, № 6/2012, с.6−9
  94. Morgenthau H.J. Politics Among Nations. N.Y., 1967. P. 106−144.
  95. Vincent Castel, Paula Ximera Mejia, Jacob Kolster. The BRICs in North Africa: Changing the Name of the Game? AfDB, North Africa Quaterly Analytical, First Annual Quarter 2011
  96. Geoff D. Porter. AQIM and the Growth of International Investment in North Africa. CTC Sentinel, November 2009
  97. Stigler R., Kindahl J. The Behavior of Industrial Prices. L.: National Bureau of Economic Research, 1978.p.40−48
  98. Chatzimouratidis A., Pilavachi P. Technological, economic and sustainability evaluation of power using the analytic Hierarchy process // Energy policy, 2009. Vol. 37. P.782
  99. Robert Tashima. North Africa Offers Alternatives, Business Today Egypt, April 2012, p.36−37
  100. SoIovieva D. Islamic Finance Poised for a Comeback. Business Today Egypt, April 2012, p.38−411. Отчеты:
  101. Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы, выпуск № 1 итоги 2010 года, «РИА-Аналитика» Центр экономических исследований, Москва, 2011, 78 с.
  102. Международное сравнительное исследование: сектор разведки и добычи углеводородов. Ernst&Young. Ноябрь 2011 г. 112 с.
  103. Doing Business 2012: Doing Business in a More Transparent World. The World Bank and the International Finance Corporation, 212 p.
  104. Pogosyan Т., Hesse II. Oil prices and bank profitability: evidence from major oil-exporting countries in the Middle East and North Africa Wash.: IMF, 2009. — 22 P
  105. Julie Jiang, Jonathan Sinton. Overseas Investments by China’s National Oil Companies, IEA, February 2011, 52 p.
  106. Ratner M. Implications of Egypt’s Turmoil on Global Oil and Natural Gas Supply, Congressional Research Service, May 4,2011, 5 p.
  107. Ratner M., Nerurkar N. Middle East and North Africa Unrest: Implications for Oil and Natural Gas Markets, Congressional Research Service, March 10, 2011
  108. Jeremy M.Sharp. Egypt in Transition, Congressional Research Service, February 8, 2012 www.crs.gov
  109. Abbas M.Sharaky. Mineral Resources and Exploration in Africa. Institute of African Research and Studies, Cairo University, Egypt, May 2011, 20 p.
  110. Amy Myers Jaffe, Ronald Soligo. The International Oil Companies/ Rice University, The James A. Baker III Institute for Public Policy, April 2007, 20 p.
  111. The Changing Role of National Oil Companies in International Energy Markets, Policy Report 35, The James A. Baker III Institute for Public Policy, April 2007, 20 p.
  112. Renald, Mary-Francoise, China’s Trade and FDI in Africa, Series #126, AffiB, Tunisia, 2011,38р.
  113. UK Trade & Investment Sector Briefing: Oil & Gas opportunities in Egypt, 5 p.
  114. The Energy Sector in Tunisia. The Environment, Protagonists and Opportunity (part Oil&Gas), June 2010, 16 p.
  115. World Energy Outlook, 2001
  116. North American Energy Inventory, December 2011, Institute for Energy Research, 49 p.
  117. The World Energy Outlook (WEO), 2005
  118. The World Energy Outlook 2008
  119. Key World Energy Statistics 2009. 82 p.
  120. The Global Corruption Report 2009
  121. BP Statistical Review of World Energy, June 2011, p.
  122. U.S. Energy Information Administration, Annual Energy Review 2009
  123. Arab World Competitiveness Report 2011−2012
  124. Doing Business 2011 Middle East & North Africa (MENA): Making a Difference for Entrepreneurs
  125. OPEC Annual Statistical Bulletin 2010−2011
  126. OPEC Annual Statistical Bulletin 2012
  127. Vision 2050. The New agenda for business. WBCSD, 20 091. СМИ:
Заполнить форму текущей работой