Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности развития и формирования здоровья детей, находящихся в условиях материнской депривации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании комплексной оценки получены новые знания о состоянии здоровья детей старшего возраста, воспитывающихся в физиологических интернатных образовательных учреждениях. Оценена динамика показателей здоровья детей-сирот за 5-летний период наблюдения. Дана подробная сравнительная характеристика особенностей анамнеза жизни и раннего онтогенеза детей интернатных учреждений. Проведен подробный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Медико-биологические аспекты социального сиротства детей в России
    • 1. 1. Факторы, формирующие синдром материнской депривации
    • 1. 2. Состояние здоровья детей интернатных учреждений
    • 1. 3. Физическое развитие детей интернатных учреждений
    • 1. 4. Роль щитовидной железы в регуляции физического развития
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Общая характеристика обследованных детей
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. Особенности раннего онтогенеза детей интернатных учреждений
    • 3. 1. Характеристика семей социального неблагополучия
    • 3. 2. Особенности состояние здоровья детей в раннем онтогенезе
    • 3. 3. Особенности физического развития детей в раннем возрасте
  • Глава 4. Сравнительная характеристика показателей физического развития детей, находящихся в различных условиях проживания и воспитания
    • 4. 1. Особенности массо-ростовых показателей детей, проживающих в разных условиях воспитания
    • 4. 2. Особенности тиреоидного профиля у детей интернатных учреждений
  • Глава 5. Состояние здоровья детей в условиях материнской депривации и прогнозирование социального сиротства
    • 5. 1. Уровень заболеваемости детей интернатных учреждений
    • 5. 2. Структура хронической заболеваемости и результаты комплексной оценки здоровья детей интернатных учреждений
    • 5. 3. Медико-биологические факторы прогнозирования социального сиротства

Особенности развития и формирования здоровья детей, находящихся в условиях материнской депривации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложившаяся в последние годы социально-экономическая ситуация обострила и проблему социального сиротства. Появление безработицы, алкоголизация населения, локальные военные конфликты способствовали росту числа детей и подростков, оставшихся сиротами или без попечения родителей (Юрьев В.К., Куценко Г. И., 2008). В России сложилась критическая ситуация с детьми-сиротами, количество которых растет (Северный A.A., 2008; Ахтямова О. В., Брутман В. И., 2009; Альбицкий В. Ю., 2009; Филькина О. М. и соавт., 2010; О. В. Шарапова и соавт., 2010, Плигина Е. В., 2012, Бородулина Т. В., 2012).

Здоровье подрастающего поколения России в современных социально-экономических условиях характеризуется увеличением доли хронической патологии, нарастанием уровня инвалидности, отклонениями в психическом здоровье, снижением показателей физического развития (Баранов A.A., Шеплягина JT.A., 2008, Атрошенко И. Г., 2009, Клещина Ю. В., 2009). У детей школьного возраста в результате роста учебных нагрузок на фоне ухудшающихся показателей здоровья наблюдается состояние школьной дезадаптации (Хамаганова Т.Г. и соавт, 2007, Басманова Е. Д., 2009, Королюк Е. Г. 2012). На здоровье детей, воспитывающихся в детских домах, помимо факторов, определяющих здоровье детской популяции в целом, оказывает влияние фактор социального сиротства (Хамаганова Т.Г. и соавт., 2003; Mocean F, 2007, Сухотина Н. К., 2008, Филькина О. М., 2010, Бородулина Т. В., 2012).

Дети-сироты с раннего детства воспитывающиеся в интернатных учреждениях, имеют задержку физического и нервно-психического развития и более высокий уровень заболеваемости по сравнению со своими сверстниками. Эти дети по состоянию здоровья относятся к контингентам высокого риска (Выхристюк О.Ф., Самсыгина Г. А., 2000; Альбицкий В. Ю., 2004, Кучма В. Р., 2006, Le Маге, L ., & Audet, К ., 2006, Sim§ ek Z., 2008, Зеленская Д. И., 2009, Бородулина Т. В., 2012). Постоянное пребывание в закрытом коллективе определяет низкий уровень их адаптированности к условиям социальной среды. Реабилитация детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, является многоцелевым и многоэтапным процессом. При осуществлении мероприятий по профилактике заболеваний среди воспитанников детских домов необходимо сочетать общие подходы с коррекцией специфических факторов риска данного контингента (Францева В. О., 2011, Пыхтина Л. А., 2011, Свиридов A.C., 2012).

По статистическим данным, в России в 2011 году вновь выявлено 82 177 детей, оставшихся без попечения родителей, что на 11 629 человек меньше, чем в 2010 году. Однако общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2011 года по Российской Федерации остается достаточно высокой — 654 355 детей.

Социальную эксклюзию детей-сирот можно рассматривать как процесс, происходящий на протяжении всей их жизни, причем на каждом этапе этого процесса сироты оказываются лишенными каких-либо ресурсов, необходимых для нормальной социализации. На начальном этапе ребенок испытывает недостаток ресурсов в неблагополучной семье, которая выступает институциональным фактором социального сиротства. На этапе первичной социализации, попадая в интернатное учреждение, дети оказываются в противоречивой ситуации: растет их экономический ресурс, но в то же время уменьшается ресурс социальный, поскольку они исключаются из семьи и привычного сообщества. На этапе вторичной социализации эксклюзия выпускников интернатных учреждений усиливается, поскольку в этот период сказывается недостаток образования, навыков, социального и культурного капитала (Астоянц М.С., 2007, Солодовников В. В., 2007, Присяжная Н. В., 2007, Audet, К ., & Le Маге, L., 2011).

Несмотря на многочисленные публикации, характеризующие состояние здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка (медицинских учреждениях), не имеется достаточного количества работ, посвященных здоровью детей, оставшихся без семьи в более старшем возрасте и проживающих в условиях интернатных учреждений (учреждения образования). Формирование их здоровья приходится на период длительной материнской депривации как в дошкольном, так и школьном возрастах. Это периоды первого и второго ростовых скачков, это периоды высокого риска формирования хронической патологии, это периоды становления личности ребенка, период полового созревания.

Цель работы: Выявить особенности развития и формирования здоровья детей дошкольного и школьного возраста, оставшихся без попечения родителей. Задачи исследования:

1. Определить особенности раннего онтогенеза детей интернатных учреждений.

2. Дать характеристику состояния здоровья детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации.

3. Установить особенности физического развития детей в условиях интернатных учреждений.

4. Выявить особенности тиреоидного профиля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейустановить корреляционные связи его с показателями физического развития.

5. На основании анализа медико-биологических факторов разработать систему оценки риска формирования социально неблагополучной семьи.

Положения, выносимые на защиту:

1. Физическое развитие детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, характеризуется низкими параметрами длины и массы тела, наиболее выраженными в дошкольном и младшем школьном возрастеэта тенденция прослеживается до периода окончания роста и развития индивидаконечные параметры физического развития не достигают уровня показателей детей, воспитывающихся в условиях семьи.

2. Тиреоидный профиль детей дошкольного возраста, воспитывающихся в интернатных учреждениях, характеризуется более высоким уровнем ТТГ, ТЗ по сравнению с детьми более старшего возраста, и наличием тесной положительной корреляционной связи с массо-ростовыми показателями.

3. Дети интернатных учреждений имеют особенности раннего анамнеза и развития, что позволяет прогнозировать риск развития социального сиротства на 1-ом году жизни.

Научная новизна.

Получены новые данные о параметрах физического развития детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации в сравнении с детьми, воспитывающимися в семьепроведен ретроспективный анализ антропометрических показателей, доказано влияние материнской депривации на показатели длины и массы телана основании линейного тренда доказано отставание показателей длины и массы тела детей интернатных учреждений от сверстников, воспитывающихся в семье, на протяжении всего периода их роста и развитии.

Впервые у детей дошкольного и школьного возраста, находящихся в условиях материнской депривации исследован тиреоидный профиль и установлена корреляционная связь с параметрами физического развития. Установлено, что тиреоидный профиль детей дошкольного возраста, воспитывающихся в интернатных учреждениях характеризуется высоким уровнем ТТГ, ТЗ в сравнении с детьми более старшего возраста и наличием тесной положительной корреляционной связи с массо-ростовыми показателями.

На основании комплексной оценки получены новые знания о состоянии здоровья детей старшего возраста, воспитывающихся в физиологических интернатных образовательных учреждениях. Оценена динамика показателей здоровья детей-сирот за 5-летний период наблюдения. Дана подробная сравнительная характеристика особенностей анамнеза жизни и раннего онтогенеза детей интернатных учреждений. Проведен подробный анализ медико-биологических и социальных факторов, способствующих формированию социального сиротствапредложены способы прогнозирования социального сиротства на основании медицинских, биологических и социальных параметров. Показано, что наиболее значимыми факторами в прогнозировании социального сиротства являются образовательный уровень родителей, пол ребенка, срок взятия на учет по беременности, количество детей в семье, возраст матери.

Практическая значимость. Знания об уровне здоровья и структуре хронической патологии у детей интернатных учреждений позволяют определить индивидуальный подход к проведению медико-профилактических мероприятий.

Разработанный метод прогнозирования социального сиротства позволяет врачу-педиатру первичного сектора здравоохранения оценить риск формирования социально неблагополучной семьи на первом году жизни ребенка, своевременно информировать социальную службу для организации адресной помощи с целью профилактики изъятия ребенка из семьи.

Массо-ростовые параметры детей интернатных учреждений имеют более низкие показатели, что следует учитывать при проведении массовых осмотров. У детей дошкольного возраста интернатных учреждений выявляются изменения ти-реоидного профиля, что требует его обязательного определения у детей с низкими показателями роста. Косвенно низкие показатели длины и массы тела ребенка могут свидетельствовать о наличии в семье феномена материнской депривации. Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации доложены и обсуждены на научных конференциях: «Актуальные вопросы педиатрии» (Калиниград, 2009;2012 гг.), «Вопросы профилактики на педиатрическом участке в системе «врач-медицинская сестра-семья» (Пермь, 2009), «Системный мониторинг инновационного развития высшей школы России» (Архангельск, 2009), Х1У-ХУ1 конгрессы педиатров России с международным участием (Москва, 2010;2012 гг.), «Ворон-цовские чтения» (СПб, 2011), «Апрельские чтения памяти проф. М.В.Пиккель» (Архангельск, 2011;2012 гг.), XIV Всероссийская медико-биологическая конференция молодых исследователей с международным участием (СПб., 2011), XVIII Российский национальный конгресс «Человек и лекарство» (Москва, 2011), «Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия» (Москва, 2011), «VI Российский форум «Здоровье детей: профилактика и терапия социально-значимых заболеваний» (СПб, 2012), «Здоровье семьи — здоровье нации» (Пермь, 2012), Международная конференция «Современная социология и образование» (Лондон, 2012).

По материалам диссертации опубликовано 22 печатные работы, из них 5 в рецензируемых изданиях, рекомендуемых ВАК для кандидатских диссертаций.

Материалы исследования используются в работе факультета клинической психологии и социальной работы Северного государственного медицинского университета (акт внедрения от 10 сентября 2012 года) и Архангельского детского дома № 2 (акт внедрения от 12 сентября 2012 года), в том числе в работе «Школы приемных родителей».

Работа выполнена по плану НИР Северного государственного медицинского университета «Здоровье населения Европейского Севера» (номер государственной регистрации 1 200 853 093).

Объем и структура диссертации.

Диссертация изложена на 122 страницах машинописного текста, иллюстрирована 23 таблицами, 21 рисунком, двумя клиническими примерами.

Работа включает введение, обзор литературы, описание материалов и методов исследования, 3 главы результатов собственных исследований с обсуждением, заключение, выводы, практические рекомендации. Библиографический указатель содержит 112 источников, в том числе 100 отечественных и 12 зарубежных.

105 ВЫВОДЫ.

1. К особенностям анамнеза и раннего онтогенеза детей интернатных учреждений относятся: низкий образовательный уровень матери, возраст матери 18 лет и менее, отсутствие работы у матери, отсутствие регистрации брака, проживание в плохих материально-бытовых условиях, большое количество беременностей (3,2) и родов (2,3), поздняя постановка на учет по беременности или полное отсутствие наблюдения в женской консультации, низкий массо-ростовой индекс (Кетле), осложненные респираторные инфекции на первом году жизни ребенка.

2. Среди детей-воспитанников закрытых учреждений здоровые дети составляют 0,8%, дети группы риска — 56,8%, дети с хронической патологией -39%. В структуре патологии лидирующее место занимают болезни костно-мышечной системы, болезни органов пищеварения, преимущественно за счет стоматологической патологии, болезни глаза и придаточного аппарата, психические расстройства, врожденные аномалии.

3. Физическое развитие детей в условиях материнской депривации характеризуется низкими показателями длины и массы тела, которые сохраняются на протяжении всего периода роста и развития ребенка. Линейный тренд свидетельствует, что низкие массо-ростовые параметры сохраняются до периода окончания роста и развития индивида и не достигают уровня показателей детей, воспитывающихся в условиях семьи. Более выраженные отличия в показателях физического развития отмечаются в раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах, причем, чем меньше возраст ребенка, тем значимее различия.

4. У детей интернатных учреждений в дошкольном возрасте отмечен более высокий уровень ТТГ, стремящийся к верхней границе нормы (5,4±1,0 мЕд/л). В этой же группе детей отмечен достоверно более высокий уровень ТЗ (5,71 ±0,24 пмоль/л) в сравнении с детьми более старшего возраста. Имеется тесная корреляционная связь между показателями ТТГ, ТЗ и показателями центильного интервала длины тела (0,7−0,8) и показателями дентального интервала массы тела (0,5−0,6) у детей в дошкольном возрасте. 5. Для прогноза риска формирования социально неблагополучной семьи наиболее значимыми факторами анамнеза и раннего онтогенеза являются пол ребенка, возраст матери и ее образование, количество уже имеющихся детей, срок взятия на учет по беременности, заболевания на первом году жизни.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Участковым педиатрам при работе с семьями социального риска рекомендуется применять методику расчета риска формирования неблагополучной семьи для своевременного информирования служб социальной поддержки для организации адресной помощи этим семьям с целью предотвращения изъятия ребенка из семьи.

2. С целью раннего выявления латентного гипотиреоза у детей интернатных учреждений необходимо исследование уровня ТТГ у всех детей, рост которых находится ниже 10 перцентиля региональных нормативов физического развития.

3. Высокий уровень патологии со стороны костно-мышечной системы и стоматологической заболеваемости диктует необходимость изменения штатного расписания с введением должностей медсестры-инструктора по лечебной физкультуре и гигиениста стоматологического.

4. Снижение темпов физического развития, дебютирующее в возрасте 2−3 года при удовлетворительном состоянии здоровья ребенка, может косвенно свидетельствовать о наличии материнской депривации в семье даже при номинальном присутствии родителей.

Список использованных сокращений и обозначений.

95%ДИ — 95% доверительный интервал.

ВПС — Врожденные пороки сердца.

ВУИ — Внутриутробная инфекция.

ЖКТ — Желудочно-кишечный тракт.

ЗВУР — Задержка внутриутробного развития.

ЗПР — Задержка психического развития.

ИМВП — Инфекция мочевыводящих путей.

ИФР-1 — Инсулиноподобный фактор роста 1.

ОРВИ — Острые респираторные вирусные инфекции.

ППЦНС — Перинатальная патология ЦНС.

СТГ — Соматотропный гормон.

ТЗ — Трийодтиронин.

Т4 — Тироксин.

ТТГ — Тиреотропный гормон.

ФСШ — Функциональный систолический шум.

ЦНС — Центральная нервная система.

ЭКД — Экссудативно-катаральный диатез.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Ю. Результаты комплексной клинико-социальной характеристики детей-сирот, оформляющихся в интернатные учреждения /
  2. B.Ю.Альбицкий, Т. А. Гасиловская, А. И. Ибрагимов // Российский педиатрический журнал.- 2004. № 5. — С. 44−46.
  3. , Е. Р. Некоторые закономерности метаболизма у детей на Крайнем Севере / Е. Р. Андреев, И. М. Михайлов // Физиология человека. -2008. № 5.-С. 12−19.
  4. М.С. Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии (социокультурная интерпретация): автореф. дисс.. докт. соц. наук: 22.00.06 / Астоянц Маргарита Сергеевна. Ростов-на-Дону, 2007. — 44 с.
  5. , A.A. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий М.: Издательский Дом «Династия», — 2003. — С.272−320.
  6. , A.A. Концепция сокращения предотвратимых потерь здоровья детского населения / A.A. Баранов, В. Ю. Альбицкий, Р. Н. Терлецкая, Д. И. Зелинская // Вопросы современной педиатрии. 2010. — Т.9. — № 5.1. C.5−9.
  7. , A.A. Здоровье детей России. / А. А. Баранов, И. С. Цыбульская, В. Ю. Альбицкий, И. М. Волков, Е. И. Шарапова. М.: Информатик. -1999. — 273 с.
  8. , A.A. Физиология роста и развития детей и подростков / А. А. Баранов, JI.A. Щеплягина. М.: ГЭОТАР — Медиа. — 2006. 432 с.
  9. , А.Б. Состояние здоровья подростков, воспитывающихся в стационарных учреждениях: сборник материалов XVI съезда педиатров России / А. Б. Барашкова, Э. С. Акопов, Ю. А. Алексеева. 2009. — С. 27.
  10. , Е.Д. Система комплексной медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации воспитанников учреждений интернатного типа // Автореф. дисс.. докт.мед.наук: 14.00.09 / Басманова Елена Дмитриевна. Екатеринбург, 2009.- 40 с.
  11. , Е.Д. Особенности физического развития детей в школах разного типа / Е. Д. Басманова, Н. К. Перевощикова // Российский педиатрический журнал.- 2009.- № 1. С. 53−56.
  12. , Е.Д. Состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. Д. Басманова, Н. К. Перевощикова // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 4. — С. 51−55.
  13. , И.Ю. Медико-социальная характеристика состояния здоровья воспитанников интернатных учреждений, оставшихся без попечения родителей / И.Ю. Болотников// Здравоохранение Российской Федерации. 2008. — № 6. — С.40−43.
  14. , Т.В. Здоровье и развитие воспитанников закрытых учреждений / Т. В. Бородулина // Медработник дошкольного образовательного учреждения, 2011. № 3. — С. 21 -26.
  15. , T.B. Особенности физического и нервно-психического развития детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка / Т. В. Бородулина // Вопросы современной педиатрии, 2009. № 4. — С. 121−124.
  16. , И.П. Психосоматическая функциональная патология детского возраста: что сделано и что надо сделать? / И. П. Брязгунов // Педиатрия. 2006. — № 4. С. 115−117.
  17. , Т.А. Врожденный гипотиреоз: эпидемиология, структура и социальная адаптация / Т. А. Вадина // Международный эндокринологический журнал. 2012. — № 2 (42). — С. 35−38.
  18. , М.Е. Эволюция в педиатрии / М. Е. Валукин. М.: ГЭОТАР, 2008.-251 с.
  19. , Е.Л. Особенности интеллектуального развития дошкольников, воспитывающихся в детских домах: сборник материалов XVI съезда педиатров России / Е. Л. Витрук., О. М. Филькина, Е. А. Воробьева, O.A. Ко-черова О.Ю. 2009. — С.72−73
  20. , В.Л. Современные тенденции роста, развития и здоровья детей и подростков Республики Тыва / В. Л. Грицинская, Н. О. Санчат, О. С. Омзар. Красноярск: ООО «Версо». — 2009. — 101 с.
  21. , И.С. Психофизиологический анализ структуры интеллекта детей младшего школьного возраста при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью / И. С. Депутат, A.B. Канжин., А. В. Грибанов // Экология человека. 2006.-.№ 12. — С. 38−41.
  22. Диагностика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков. Справочник под ред. проф. Н. П. Шабалова. М.: «МЕДпресс-информ». 2003. 544 стр.
  23. Доказательная эндокринология / Перевод с англ. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа. — 2008. — 640 с.
  24. , В. В. Гигиенические и медико-социальные аспекты формирования здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот // Авто-реф. дисс.. канд. мед. наук: 14.00.33, 14.00.07 / Долгушин Виктор Викторович. Омск, 2008. 18 с.
  25. , М.Г. Этнопопуляционные и социальные аспекты здоровья детей Ненецкого автономного округа / М. Г. Дьячкова, Н. Г. Беляков. Архангельск: Издательский центр СГМУ. — 2005. — 254 стр.
  26. , М.Г. Особенности здоровья и развития детей, воспитывающихся в домах ребенка / М. Г. Дьячкова, В. И. Макарова, Л. И. Меньшикова // Российский педиатрический журнал. 2004. — № 3. — С. 57−58.
  27. , И.В. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения / И. В. Звездина, Л. М. Сухарева, Н.С. Жига-рева // Российский педиатрический журнал 2009. — № 2. — С. 8−11.
  28. , Д.И. Медицинские проблемы социального сиротства / Д. И. Зеленская // Социальная педиатрия и организация здравоохранения. -2009.-Том 8. № 1. — С.5 -9.
  29. , Д.И. Социальное сиротство как одна из проблем здравоохранения Российской Федерации / Д. И. Зеленская // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2008. — № 1. — С. 83−89.
  30. , Е.В. Гигиеническая характеристика организации питания детей интернатных учреждений / Е. В. Ивженко, Н. П. Сетко // Здравоохранение Российской федерации. 2010. — № 4. — С.54.
  31. , Н.Л. Особенности физического развития у детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка // Н. Л. Избенко, Е.В. Демя-ницкая / III Апрельские чтения: сборник научных трудов научно-практической конференции. Архангельск, 2012. — С. 105−108.
  32. Инвитро диагностика. Лабораторная диагностика / Под. ред. Е. А. Кондрашевой, А. Ю. Островского. 3-е изд., перераб. и доп. -М.:Медиздат, 2012. — С. 281−287.
  33. , С.И. К вопросу о факторах, влияющих на нормальный рост и развитие детей в постнатальном периоде / С. И. Исмаилов, Ю.М. Урма-нова, У. Х. Мавлонов, Ф. С. Ходжаева // Международный эндокринологический журнал. 2011. — № 6 (38). — С.64−66.
  34. Каганова, Т. И. Факторы риска задержки физического развития у детей / Т. И. Каганова, О. В. Кучумова // Социальная педиатрия и организация здравоохранения. 2008. — № 2. — С. 128−130.
  35. , Ю.В. Состояние здоровья современных школьников и перспективы его укрепления / Ю. В. Клещина // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 3. С. 48−51.
  36. , Е.Г. Медико-социальные и патофизиологические аспекты формирования здоровья и адаптации детей в условиях хронического социального стресса // Автореф. дисс.. докт. мед. наук: 14.02.03/ Королюк Елена Геннадьевна. Санкт-Петербург, 2012. 34 с.
  37. , В.Р. Гигиенические аспекты социального сиротства / В. Р. Кучма. М.: ГУНИЗД. 2006. — 228с.
  38. , В.Р. Медико-социальные ¦ аспекты формирования здоровья младших школьников / В. Р. Кучма, И. В. Звездина, Н. С. Жигарева // Вопросы современной педиатрии. 2008. — Т.7. — № 4. — С. 9−12.
  39. , В.Р. Международный опыт профилактики болезней и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях / В. Р. Кучма, И. К. Рапопорт // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С.44−48.
  40. , В.Р. Информативность оценки физического развития детей и подростков при популяционных исследованиях / В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина // Вопросы современной педиатрии. 2008. — Т.7. — № 1. -С.26−28.
  41. , В.Р. Физическое развитие младших школьников и факторы, его определяющие / В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина // Российский педиатрический журнал. 2009.-№ 2. — С.14−19.
  42. , А.И. Состояние иммунной системы у воспитанников детских домов // Автореф. дисс.. к.б.н.: 03.00.13 / Леванюк Анна Игоревна -Архангельск. 2006. — 17стр.
  43. , В.И. Нормативы физического развития детей и подростков Архангельской области. Методические рекомендации для медицинских работников / В. И. Макарова, Д. М. Федотов, Е. З. Година, Л. А. Зубов Л.А. Архангельск. -2012.-52 с.
  44. , Е.В. Особенности физического развития школьников в зависимости от материальной обеспеченности их семей / Е. В. Максимова, С. А. Максимов, М. С. Куракин // Российский педиатрический журнал. -2009. № 6.-С. 38−41.
  45. , М.С. Роль семьи в формировании поведенческих факторов1риска среди подростков / М. С. Миронова, П. С. Сетко // Здравоохранение Российской федерации. 2011. — № 1. — С.56−57.
  46. , М.В. Социальная характеристика семей в современной России и здоровье детей / М. В. Монахов, Т. А. Соколовская // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2008. — № 1. — С.77−82.
  47. , C.B. Тиреоидный статус у лиц с ожирением / C.B. Муста-фина, О. Д. Рымар, Г. И. Симонова, Л. В. Щербакова // Клиническая и экспериментальная тиреоидология. 2012. — № 2. — С.57−59.
  48. , А.Г. Состояние здоровья и образ жизни юношей допризывного возраста / А. Г. Муталов, С. Г. Ахмерова, С. Г. Абдуллина, Р. Я. Нагаев // Российский педиатрический журнал. 2010 — № 1. — С.47−49.
  49. Наглядная эндокринология / Перевод с анг. Под ред. чл.-корр. РАМН Г. А. Мельниченко. 2-е изд. — М.: ГЕОТАР — МЕДИА, 2008. — 120 с.
  50. , Е.В. Анализ динамики движения контингента детей, воспитывающихся в домах ребенка Российской Федерации / Е. В. Огрызко // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. — № 5. — С. 27−30.
  51. , В.Н. Новый взгляд на психологическую службу / В. Н. Ослон // Детский дом. 2008. — № 2 (27). — С. 2−7.
  52. Основные показатели здоровья матери и ребёнка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Архангельской области за 2010 год. Архангельск.: МИАЦ. 2011. — 56 с.
  53. , Т.Н. Состояние здоровья и качество жизни детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения / Т. Н. Павленко, И. В. Винярская, Ю. М. Мурзина, Г. Б. Кацова // Российский педиатрический журнал. 2008. — № 4. — С. 47−50.
  54. , A.B. Нервно-психический профиль воспитанников Дома ребёнка / A.B. Павликов, Т. А. Кузнецова, Т. А. Нечаева // Вопросы современной педиатрии. -2010. -Том 9. № 3. — С. 26−28.
  55. Педиатрия. Руководство. Инфекционные заболевания. Пер. с анг. / Под ред. Р. Е. Бермана, В. К. Вогана. М.: Медицина. — 1992. — 640 с.
  56. , Н.К. Состояние здоровья детей-сирот и возможности их реабилитации в учреждениях интернатного типа / Н. К. Перевозчикова, Е. Д. Басманова, А. Л. Айнетдинова // Российский педиатрический журнал.- 2007. № 3. — С. 10−13.
  57. , Т.В. Роль социально-экономического статуса семьи в формировании физического здоровья школьников / Т. В. Поливанова, В. Т. Манчук, B.JI. Грицинская, С. Г. Кадричева // Здравоохранение Российской Федерации. 2010. — № 3. — С. 51−53.
  58. , Н.В. Роль семьи в сохранении здоровья детей / Н. В. Полунина, Е. И. Нестеренко, В. В. Полунина, В. В. Борисенко // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2004. — № 4. — С. 61−65.
  59. , Н.В. Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство / Н. В. Присяжная // Социологические исследования. 2007. — № 11 (283). -С.54−63.
  60. , A.M. Психология сиротства / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. 2-е изд. — СПб.: — Питер, 2005. — 400 с.
  61. , И.К. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы / И. К. Рапопорт, П. И. Храмцов, И. В. Звездина, Е. Н. Сотникова // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 4952.
  62. , В.Н. Особенности физического развития младенцев, оставшихся без попечения родителей / В. Н. Рассказова, В. Н. Лучанинова // Российский педиатрический журнал. 2008. — № 6. — С. 43−46.
  63. , А. В. Стадии и этапы формирования щитовидной железы человека / А. В. Савищев // Фундаментальные исследования. 2012. -№ 1. -С. 97−104
  64. Г. В. Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации и замещающей семьи / Г. В. Семья // Психологическая наука и образование. 2009. № 3. -С.24 32
  65. , Т.Г. Факторы риска, обусловливающие состояние здоровья детского населения Архангельской области / Т. Г. Светличная, И. В. Нестерова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011. — № 1. С.11−16
  66. , A.C. Физическое развитие воспитанников детского дома. Материалы VI Российского форума «Здоровье детей: профилактика и терапия социально-значимых заболеваний» / А. С. Свиридов, Т. А. Кузнецова.- Санкт-Петербург. 2012. — С. 149−150.
  67. , E.H. Медико-экологические особенности зобной эндемии у детей и подростков Архангельской области // Автореф. дисс.. докт. мед. наук: 14.00.09, 03.00.16 / Сибилева Елена Николаевна. Архангельск — 2006. — 35 с.
  68. , H.A. Физическое развитие детей, находящихся в различных социальных условиях / H.A. Скоблина // Российский педиатрический журнал. 2008. № 3. С.29−31.
  69. , В.П. Нормальная физиология / В. П. Смирнов, Н.В. Агаджанян- М.: Медицинское информационное агентство, 2009. 520 с.
  70. , В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В. В. Солодовников. СПб.: Директ. — 2007. — 384с.
  71. , Г. Н. Психологические барьеры, возникающие в патронат-ной семье в период адаптации / Г. Н. Соломатина // Вопросы психологии. 2008. — № 3. — С. 155−160.
  72. , А.З. Опыт медико-социальной помощи женщинам, намеревающимся отказаться от своего ребенка / А. З. Фаррахов, Т. Б. Мороз, P.C. Бакиров // Вопросы современной педиатрии. 2012. — № 3. — С. 10−12.
  73. , О.М. Социальный портрет матерей, отказавшихся от воспитания ребенка в родильном доме / О. М. Филькина, Е. А. Воробьева, Л. А. Пыхтина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. — № 1. — С. 19−20.
  74. , О.М. К вопросу о профилактике социального сиротства / О. М. Филькина О. М, Л. А. Пыхтина, Е. А. Воробьева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. — № 2. -С. 13−14.
  75. , Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Пер. с англ. М.: Медиа Сфера / Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер. 1998. — 352 стр.
  76. , Н.В. Сравнительная характеристика физического развития детей школьного возраста / Н. В. Чагаева, И. В. Попова, А. Н. Токарев, A.B. Кашин, Б. А. Петров // Здравоохранение Российской Федерации. 2010. -№ 6. — С. 45−47.
  77. , В.И. Мониторинг диспансеризации детского населения: состояние и задачи по повышению его эффективности / В. И. Широкова, А. Д. Царегородцев, Б. А. Кобринский, A.B. Воропаева // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2009. — № 4. — С. 4−10.
  78. , JI.A. Закономерности формирования роста и развития здорового ребёнка / J1.A. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 6. — С.4−9.
  79. , Ю.Г. Профилактика «социального сиротства» в современных условиях / Ю. Г. Элланский, А. Я. Маар // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. — № 5. — С. 25−27.
  80. Эндокринология. Под ред. И. И. Дедова, Г. А. Мельниченко. М.: ГЭОТАР — Медиа. — 2009. — 307 стр.
  81. , Т.В. Состояние здоровья детей дошкольного возраста из бедных семей / Т. В. Яковлева, Е. А. Курмаева, С. Я. Волгина // Вопросы современной педиатрии. 2008. — Т.7. — № 4. — С. 14−18.
  82. , Ю.А. Состояние. Тенденции и прогноз физического развития детей и подростков России / Ю. А. Ямпольская, Е. З. Година // Российский педиатрический журнал. 2005. № 2. С. 30−38
  83. , Ю.А. Физическое развитие учащихся начальной школы в тендерном аспекте /Ю.А. Ямпольская, И. З. Мустафина, Н. С. Жигарева // Педиатрия. 2009. — Т. 88. — № 6. — С. 61−64.
  84. Al-Adili N., Bergstrom S., Johansson A. Survival, family conditions and nutritional status of motherless orphans in the West Bank, Palestine / N. Al-Adili Shaheen, // Scand J Public Health. 2008. — № 36 (3). — P. 292−297
  85. , К ., & Le Mare, L. Mitigating effects of the adoptive caregiving environment on inattention/overactivity in children adopted from Romanian orphanages // International Journal of Behavioral Development. № 35. — 2011. -P. 107−115.
  86. Behen ME, Helder E., Rothermel R., Solomon K., Chugani HT. // Incidence of specific absolute neurocognitive impairment in globally intact children with histories of early severe deprivation // Child Neuropsychol. 2008. -№ 14(5).-P. 453−469.
  87. Foster care statistics // Child Welfare Information Gateway. DC: U.S. Department of Health and Human Services, Children’s Bureau. Washington. -№ 5. — 2012. — C. 1−12.
  88. Le Mare, L ., & Audet, K. A longitudinal study of the physical growth and health of post-institutionalized Romanian adoptees // Paediatrics and Child Health. -№ 11.- 2006. P. 85−91.
  89. Mangoma J Chimbari M, Dhlomo E. An enumeration of orphans and analysis of the problems and wishes of orphans: the case of Kariba, Zimbabwe // SAHARA J. 2008. — Sep-5(3).-P. 120−128.
  90. Mocean F, Miere D, Filip L, Indrei LL. Maternal death and orphans in Cluj County // Rev Med Chir Soc Med Nat Iasi. Oct-Dec. — № 111 (4). — 2007. -P. 1022−1027.
  91. Perry JC. Seven institutionalized children and their adaptation in late adulthood: the children of Duplessis / JC. Perry, JJ. Sigal, S. Boucher, N. Pare // Psychiatry. 2006. — № 69(4). — P. 283−301.
  92. Persons seeking to adopt // Child Welfare Information Gateway. DC: U.S. Department of Health and Human Services, Children’s Bureau. Washington. — № 2.-2011. — C. 1−6
  93. Ruiz-Casares M The association of single and double orphanhood with symptoms of depression among children and adolescents in Namibia / M. Ruiz-Casares, BD. Thombs, C. Rousseau // Eur Child Adolesc Psychiatry. 2009. — № 6.
  94. Sim§ ek Z., Erol N., Oztop D., Ozer O. Epidemiology of emotional and behavioral problems in children and adolescents reared in orphanages: a national comparative study // Turk Psikiyatri Derg. 2008. — № 19(3). — P. 235−246
Заполнить форму текущей работой