Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система страхования вкладов в Российской Федерации и перспективы ее развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. В основу настоящей работы легли труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные отдельным аспектам создания и функционирования систем страхования вкладов. Вместе с тем, теоретические основы механизма страхования вкладов применительно к России оставались недостаточно разработанными. В публикациях нашли отражение лишь отдельные вопросы, касающиеся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы страхования вкладов
    • 1. 1. Экономическая сущность, принципы, цели и задачи страхования вкладов
    • 1. 2. Базовые подходы к созданию систем страхования вкладов
    • 1. 3. Роль государства в системе страхования вкладов
  • Глава II. Анализ зарубежного опыта и действующей в
  • Российской Федерации системы страхования вкладов
    • 2. 1. Опыт зарубежных стран (на примере США и Германии) и его использование в Российской Федерации
    • 2. 2. История создания системы страхования вкладов в Российской Федерации
    • 2. 3. Система страхования вкладов в Российской Федерации: законодательная база и организационная структура
  • Глава III. Перспективы развития системы страхования вкладов в Российской Федерации
    • 3. 1. Управление рисками системы страхования вкладов
    • 3. 2. Повышение эффективности банковского надзора
    • 3. 3. Совершенствование порядка допуска банков в систему страхования вкладов
    • 3. 4. Основные направления развития системы страхования вкладов в Российской Федерации

Система страхования вкладов в Российской Федерации и перспективы ее развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Периодические банковские и финансовые кризисы, имевшие место в России после создания двухуровневой банковской системы, повлекли за собой массовые банкротства кредитных организаций и резкое ухудшение финансового положения банков, устоявших в кризисной ситуации. Одной из главных причин банковских кризисов и финансовой нестабильности банков в пост кризисный период являлся отток денежных средств вкладчиков в результате подрыва доверия к банкам, который, в свою очередь, был обусловлен значительными потерями вкладчиков обанкротившихся банков. В сложившихся условиях восстановление и повышение доверия вкладчиков к функционирующим в России кредитным организациям и, на этой основе, обеспечение устойчивой долгосрочной ресурсной базы банков, превратилось в важнейшее и необходимое условие улучшения их финансового состояния, поддержания стабильности кредитной системы страны, усиления взаимодействия банков с реальным сектором экономики.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что приток средств населения в банки может быть достигнут посредством создания целостной, эффективной и учитывающей национальные особенности системы защиты интересов вкладчиков. Функционирующие более чем в 70 странах мира системы защиты интересов вкладчиков, как показывает практика, представляют собой эффективные инструменты повышения доверия к банковской системе и финансовой стабильности в целом. В конце сентября 2005 года такая система была практически создана и в России. Ее членами стали 927 банков, сосредоточившие около 99% совокупных банковских вкладов физических лиц. Рассмотрение теоретических и практических аспектов механизма страхования вкладов, а также перспектив развития системы страхования вкладов в России представляется актуальным и своевременным.

Степень разработанности проблемы. В основу настоящей работы легли труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные отдельным аспектам создания и функционирования систем страхования вкладов. Вместе с тем, теоретические основы механизма страхования вкладов применительно к России оставались недостаточно разработанными. В публикациях нашли отражение лишь отдельные вопросы, касающиеся законодательной базы системы страхования вкладов в России. До сих пор не был проведен всесторонний анализ процесса создания системы страхования вкладов в нашей стране, различных подходов к оптимизации ее структуры, порядка допуска в нее банков, мониторинга текущего состояния банков-участников на предмет соответствия установленным критериям участия, а также выплат вкладчикам страхового возмещения. В отечественной экономической литературе отсутствуют статьи, посвященные комплексным исследованиям зарубежного опыта функционирования систем страхования вкладов с позиции выявления приемлемых для российских условий важнейших элементов архитектуры этой системы (вкладчиков, банков, органов банковского надзора, органа страхования вкладов), взаимодействующих между собой и с внешней средой. Настоящее исследование восполнило имевший место пробел. В диссертационной работе получили решение задачи, стоявшие при создании в России системы страхования вкладов, а именно: построение ее структуры, приемлемой для российских условий, особенности допуска в нее банков и формирования фонда обязательного страхования вкладов, порядок выплат возмещения вкладчикам при наступлении страховых случаев, пути минимизации морального риска, присущего системе страхования вкладов. Кроме того, проведенный в работе анализ элементов архитектуры системы страхования вкладов был использован при разработке нормативной базы системы страхования вкладов в России.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка теоретических основ функционирования системы страхования вкладов в рыночной экономике и рассмотрение путей развития такой системы в России с учетом сложившихся национальных особенностей.

Целевая направленность работы предопределила необходимость решения следующих задач:

— раскрытие сущности системы страхования вкладов исходя из ее основных принципов;

— определение основных целей и задач страхования вкладов;

— исследование базовых элементов системы страхования вкладов и на этой основе использование наиболее приемлемых из них в российских условияхопределение роли государства в процессе создания и функционирования системы страхования вкладов;

— анализ российского опыта создания системы страхования вкладовподготовка предложений по совершенствованию надзора за деятельностью банков с целью минимизации рисков системы страхования вкладов;

— разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы страхования вкладов в России.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие между вкладчиками (физическими лицами) и банками по поводу размещения средств во вклады. В качестве объекта исследования выступают отечественная и зарубежные системы страхования вкладов.

Методологическая и теоретическая база. В процессе работы применялись общенаучные, экономико-статистические и экономикоматематические методы и приемы: системный и диалектический подходы к рассматриваемым проблемам, принципы исторического и логического анализа и синтеза, методы сравнительного анализа, группировки, сравнения, прогнозирования, наглядного изображения и моделирования, системно-структурный подход, графические инструменты.

В ходе исследования изучены труды отечественных и зарубежных экономистов по рассматриваемой и смежным темам: Аникина A.B., Жукова Е. Ф., Игошина Н. В., Корнеевой Р. В., Ольшаного А. И., Пановой Г. С., Родионовой В. М., Турбанова A.B., Усоскина В. М., Блэкуэлла Д. У., Гарсии Д.Г.Х., Кидуэлла Д. С., Кейнса Дж.М., Maca И., Петерсона P. JL, Синки Д. Ф., Теллея С. Х., Фридмана М., Шварца А. и других. Использованы материалы международных финансовых организаций, в том числе Международной организации страхования депозитов (IADI), законодательные документы Российской Федерации и нормативные акты Банка России, статистические и аналитические издания Банка России, а также информация по исследуемой проблематике, размещенная на интернет-сайтах.

Научная новизна. Научная новизна и теоретическая значимость диссертационной работы заключается в следующем:

— раскрыты объективные предпосылки создания систем страхования вкладов, зависимость форм их организации от экономического положения страны, состояния национального финансового рынкаразработано определение системы страхования вкладов, отражающее причинно-следственную связь входящих в состав этой системы элементовпроведен комплексный анализ организационной структуры системы страхования вкладов, прежде всего, ее институциональной основы, представляющей собой совокупность кредитных организаций, органов государственного регулирования и банковского надзора, их состав, взаимосвязи и иерархию;

— разработана схема денежных потоков в рамках системы страхования вкладов, позволяющая отслеживать движение денежных средств, дать оценку их количественным характеристикам, определить степень достаточности средств фонда страхования вкладов;

— дана качественная оценка роли государства в повышении эффективности функционирования систем страхования вкладов;

— проведено системное исследование зарубежного опыта создания систем страхования вкладов, в том числе их базовых компонентовобоснована необходимость создания в России эффективной системы страхования вкладов физических лиц как одного из важнейших механизмов защиты интересов вкладчиков, пополнения ресурсной базы банков и предотвращения банковских кризисов;

— определены и проанализированы перспективы дальнейшего развития российской системы страхования вкладов;

— подготовлены практические рекомендации по совершенствованию системы страхования вкладов в России, включая предложения по внесению изменений и дополнений в российское банковское законодательство в части, касающейся регламентации порядка осуществления банками взносов в фонд обязательного страхования вкладов, а также размера денежного возмещения вкладчикам обанкротившихся банков.

Практическая значимость. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в содержащихся в нем практических рекомендациях:

— по разработке перспективных направлений развития российской системы страхования вкладовпо совершенствованию законодательных документов и нормативных актов, определяющих порядок доступа банков в российскую систему страхования вкладов.

С точки зрения совершенствования системы страхования вкладов практическую ценность имеют обоснованные в диссертации предложения, касающиеся:

— использования зарубежного опыта организации и управления системами страхования вкладов применительно к российским условиям;

— минимизации рисков системы страхования вкладов;

— повышения эффективности надзора за банками — участниками системы страхования вкладов.

Содержащиеся в работе предложения и рекомендации могут быть использованы в практической деятельности сотрудниками высшего и среднего звена Агентства по страхованию вкладов, аналитических подразделений банков и соответствующих подразделений Банка России. Кроме того, положения работы применимы в рамках учебного процесса преподавателями и аспирантами экономических вузов по финансовым дисциплинам.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Основное содержание изложено на 168 страницах. Структура диссертационной работы позволяет логически раскрыть теоретические и методологические вопросы, практические аспекты создания и функционирования системы страхования вкладов, возможные пути ее совершенствования, а также изложить результаты исследования. Список использованной литературы насчитывает 109 источников.

Заключение

.

Анализ зарубежного опыта функционирования и отечественной практики формирования систем страхования вкладов позволяет сделать ряд выводов и обосновать предложения по дальнейшему совершенствованию системы страхования вкладов в Российской Федерации.

1. Необходимость страхования вкладов обусловлена факторами, связанными с поддержанием стабильности кредитной системы, доверия к ней со стороны вкладчиков, снижением социальной напряженности в обществе. Только эффективная, организационно структурированная система страхования вкладов может обеспечить регулирование потоков денежных средств населения в виде вкладов в банках и в виде выплат при наступлении страхового случая из фонда страхования вкладов, что делает ее действенным инструментом государственной экономической политики.

2. Анализ проведенного в диссертации исследования показал, что с учетом национальных приоритетов и экономического потенциала в Российской Федерации была создана система страхования вкладов, при разработке которой учтен положительный опыт функционирования систем страхования вкладов в США и европейских странах.

3. В целях эффективной защиты интересов вкладчиков, укрепления доверия к кредитной системе страны в целом, минимизации морального риска была разработана законодательная основа механизма страхования вкладов, предусмотренная Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Исследование законодательной базы позволило всесторонне рассмотреть правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы страхования вкладов, полномочия, порядок деятельности органа, выполняющего функции по страхованию вкладов — АСВ, а также порядок выплаты возмещения вкладчикам банков, регламентации отношений между российскими банками, Агентством, Банком России и органами исполнительной власти. Таким образом, были проанализированы законодательно оформленные элементы системы страхования вкладов, на основе которых выявлены факторы повышения доверия к банкам со стороны вкладчиков.

4. Особенности современного периода экономического развития Российской Федерации были приняты во внимание при разработке основных принципов системы страхования вкладов. Так, важнейшими принципами указанной системы являются: обязательное участие в ней банков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации и привлекающих во вклады средства физических лицснижение рисков наступления неблагоприятных для вкладчиков последствий в случае неисполнения банками своих обязательств в результате банкротствпрозрачность деятельности системы страхования вкладовнакопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.

5. Основной целью создания систем страхования вкладов — защита интересов вкладчиков-физических лиц. В этой связи выбор вкладов физических лиц в качестве объекта страхования является закономерным (на 1 октября 2005 года в России под страхование подпадает около трети объема вкладов в банках — 800 млрд. рублей). В дальнейшем система страхования вкладов может быть распространена и на вклады юридических лиц, но, по нашему мнению, данное решение целесообразно отложить на 10−15 лет. К этому времени система страхования вкладов сможет зарекомендовать себя как отлаженный, действенный и эффективный механизм защиты интересов вкладчиков, который может быть распространен также на вклады юридических лиц.

6. Системой страхования вкладов предусмотрено возмещение по застрахованному вкладу в ограниченном размере. Данная мера представляется необходимой с точки зрения соблюдения рыночной дисциплины, предотвращения ситуации, при которой вкладчики руководствовались бы исключительно прибыльностью вложений при выборе банка, не принимая во внимание его финансовое состояние. На наш взгляд, этого правильного решения следует придерживаться и в дальнейшем. Вместе с тем, сохраняя ограничительный характер, в настоящее время предпринимаются конкретные шаги по увеличению размера страхового возмещения по вкладам, которые приблизят его к международным стандартам.

В силу небольшого объема фонда обязательного страхования вкладов решение проблемы выплаты возмещения вкладчикам возможно лишь для ограниченного числа банков при их одновременном банкротстве. Преодоление системного кризиса требует широких, скоординированных государственных мер. В этой связи представляется необходимым создание механизма, позволяющего на ранних этапах выявлять финансовые проблемы банков, не доводя ситуацию до массовых банкротств.

7. Уровень ставки взносов банков в фонд обязательного страхования является единым для всех российских банков, вошедших в систему страхования вкладов, и не взвешивается по уровню риска. Учитывая особенности российской кредитной системы, такое решение нам представляется единственно возможным и правильным. Однако, по нашему мнению, в дальнейшем целесообразно определять размер взносов банков в систему страхования вкладов с учетом их рисковой политики, уровнем собственного капитала и других показателей, характеризующих финансовое положение. В этой связи надзорному органу необходимо совершенствовать систему регулирования и надзора за деятельностью банков, в основу которой положена оценка капитала банков, в частности, вынуждать банки с низким уровнем капитализации предпринимать более энергичные меры для улучшения своего финансового положения.

8. Повышению доверия вкладчиков к банковской системе, на наш взгляд, может способствовать распространение системы страхования вкладов на вклады физических лиц в драгоценных металлах. Данное предложение подтверждается заявлением Президента Российской Федерации В. В. Путина о целесообразности расширения операций с золотом, что в ближайшее время может повлечь за собой расширение перечня счетов (в том числе физических лиц), на которых размещаются драгоценные металлы. Это неизбежно потребует распространения механизма страхования на вклады физических лиц в драгоценных металлах.

9. В результате проведенного Банком России всестороннего анализа финансового состояния банков в систему страхования вкладов были допущены только платежеспособные банки. Вместе с тем, по нашему мнению, не следовало бы ограничиваться проверкой исключительно банков, подавших заявки на включение в систему. В процессе создания системы страхования было бы более правильно подвергнуть проверке все банки одновременно, без прямой связи с этим процессом. Это необходимо, поскольку наличие финансово неустойчивых банков, не являющихся участниками системы страхования вкладов, может обусловить возникновение нового банковского кризиса, который, несомненно, неизбежно распространится на банки, открывшие вклады населению.

10. Одной из основных целей создания системы страхования вкладов явилось выравнивание условий конкуренции между государственным монополистом в области сбережений — Сбербанком России — и другими российскими банками. И эта цель была достигнута.

Решение, принятое в отношении Сбербанка России, являлось наиболее приемлемым в сложившихся условиях: после снижения его доли в совокупных вкладах физических лиц в российских банках до уровня менее 50% он будет входить в систему страхования вкладов на общих условиях.

С формированием системы страхования вкладов на рынке депозитов начали стремительно терять свою долю пять крупнейших банков с участием государства. Одновременно снизилось присутствие наиболее мелких банков, в то время как число средних банков существенно возросло. Таким образом, наметилась и получила развитие тенденция снижения показателей концентрации на рынке розничных банковских услуг.

Несмотря на прогнозы российских экспертов о снижении доходности российских банков, вошедших в систему страхования вкладов, резкого падения ставок по рублевым вкладам физических лиц до настоящего времени не наблюдается: они плавно понижаются с учетом замедления темпов инфляции. При этом данный процесс был обусловлен рыночными факторами и не связан с созданием системы страхования вкладов.

11. В целях повышения роли Агентства по страхованию вкладов его функции и полномочия постепенно расширяются. В частности, в компетенцию этого органа стала входить функция корпоративного ликвидатора, то есть Агентство было подключено к процессу ликвидации несостоятельных банков. На наш взгляд, на нынешнем этапе функционирования системы страхования вкладов это вполне уместно, поскольку при сохранении роли Банка России одновременно повышено значение Агентства как органа, способствующего поддержанию стабильности банковской системы.

Вместе с тем передача Агентству надзорных функций, традиционно закрепленных за Банком России, ведет, на наш взгляд, к размыванию надзорных полномочий Банка России.

12. На начальном этапе создания в России системы страхования вкладов специалисты МВФ высказывали опасения, что работа системы может иметь противоположный эффект в связи с тем, что в России не внедрены МСФО. Между тем большинство российских банков (80%) уже в IV квартале 2004 года перешло к составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Как следствие, причины невысокой эффективности российской системы страхования вкладов, указанные МВФ, в настоящее время устранены.

В результате длительных дискуссий, обсуждения множества законопроектов в России осенью 2005 года завершено формирование адекватной сложившимся условиям системы страхования вкладов физических лиц, которая призвана стать действенным инструментом поддержания стабильности кредитной системы страны, а также определенным стимулом для населения к размещению временно свободных денежных средств в российских банках, что позволит использовать их на цели развития национальной экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 20.08.2004 № 106-ФЗ, от 29.12.2004 № 197-ФЗ, от 20.10.2005 № 132-Ф3).
  2. Федеральный закон от 23.12.2003 № 178-ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 291 Налогового кодекса Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 23.12.2003 № 179-ФЗ «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона „О некоммерческих организациях“.
  4. Федеральный закон от 29.07.2004 № 96-ФЗ „О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации“.
  5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20.07.1995. № 1059−1 ГД „О проекте Федерального закона „Об обязательном страховании банковских вкладов граждан“.
  6. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 09.12.1995 № 740−1 СФ „О Федеральном законе „Об обязательном страховании банковских вкладов граждан““.
  7. Заявление Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации от 30 декабря 2001 года „О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации“.
  8. Нормативные акты Банка России.
  9. Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И „Об обязательных нормативах банков“.
  10. Положение Банка России от 16.01.2004 № 247-П „О порядке рассмотрения Банком России заявления об обжаловании отрицательногозаключения Банка России на повторное ходатайство о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов“.
  11. Положение Банка России от 16.01.2004 № 248-П „О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов“.
  12. Указание Банка России от 16.01.2004 № 1376-У „О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации“.
  13. Указание Банка России от 16.01.2004 № 1379-У „Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов“.
  14. Указание Банка России от 13.01.2005 № 1542-У „Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих Государственной Корпорации „Агентство по страхованию вкладов“.
  15. Официальные документы международных организаций.
  16. Вопросы реформы банковского сектора/Юбзор ОЭСР экономики Российской Федерации. № 5. Июль. 2004. — 306 с.
  17. Директива Европейского парламента и совета 94/19/ЕС „О системах гарантирования вкладов“ (Deposit Guarantee Schemes). 42 с.
  18. Международное руководство по страхованию вкладов//Форум финансовой стабильности. Рабочая группа по страхованию вкладов.2000. 64 с.
  19. Рекомендации по созданию эффективных систем страхования депозитов. Доклад Форума за финансовую стабильность//Форум финансовой стабильности. Рабочая группа по страхованию вкладов.2001.- 102 с.
  20. Страхование депозитов//Справочник Банка Англии. Серия
  21. Справочники о деятельности центральных банков“. Прайс JL, Лэттер Т. -№ 9. 1999.-40 с.
  22. Страхование вкладов: теория и практика. М.: ЦБ РФ. — 2001. — 120 с. Перевод с английского: Gillian G.H. Garcia Deposit Insurance: Actual and Good Practices//IMF Occasional Paper. — Washington. — 2000. — № 197.
  23. Схемы защиты депозитов. Обзор//(МВФ). M.: ЦБ РФ. — 1996.- 130 с. Перевод с английского: Kyei A. Deposit Protection Arrangements/IMF.
  24. Устав Фонда страхования вкладов Федерального союза германских банков. М.: ЦБ РФ. — 1998. Пер. с нем.: Statut des Einlagensicherungsfonds. -43 с. 1. Монографии, книги двух, трех и более авторов. Отечественные издания.
  25. A.B. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. М.: Дело, 1997.- 144 с.
  26. Деньги, кредит, банки.: Под редакцией Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ, 2003. — 600 с.
  27. Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАТА. 2001, — 542 с.
  28. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999.-343 с.
  29. Д.С., Петерсон PJL, Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. СПб: „Питер“, 2000. — 752 с.
  30. В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. М.: Политиздат. Полное собрание сочинений, т. 27. — с. 326.
  31. Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков./Перевод с английского Д. В. Виноградова. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 405.
  32. Организация сберегательного дела.: Под ред. Корнеевой Р. В. М.: Финансы и статистика, 1992. — 204 с.
  33. Г. С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. -М.: Финансы и статистика, 1996. 272 с.
  34. В.П., Московкина JI.A. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М.: ИНФРА — М, 1996. — 190 с.
  35. П. Банковский менеджмент. Представление финансовых услуг. -М.: Дело ЛТД, 1995. 744 с.
  36. Д.Ф. Управление финансами в коммерческих банках./Перевод с английского. 4-е издание — М.: Catallaxy, 1994. — 960 с.
  37. Финансы: Учебник.: Под редакцией Родионовой В. М. М.: Финансы и статистика, 1993. — 400 с.
  38. С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. (Есопогшс8)/Перевод с английского Г. Г. Сапова. М.: Дело, 1999. — 670 с.
  39. Дж. Вульфер. Энциклопедия банковского дела и финансов. Издание на русском языке. М.: Корпорация „Федоров“, 2000. — 1370 с.
  40. В.М. Современный коммерческий банк: Управление и операции. М.: Антидор, 1998. — 320 с. 1. Иностранные издания.
  41. Flannery M.J. Deposit Insurance//New Palgrave Dictionary of Money and Finance, Vol, 1. 1994.-280 p.
  42. Friedman M., Schwartz A.J. A Monetary History of the United States 18 671 960. Princeton: Princeton University Press. — 1963. — 437 p.
  43. Galbraith J.K. Money. Whence It Came, Where It Went. Harmondsworth: Penguin Books, 1975. — 260 p.
  44. Deposit Insurance Reform: Hearing before the Comm. on Banking, Finance and Urban Affairs House of Representatives: 101 Congr. 62 Sess.
  45. Washington: Government Printing Office, 1991. 86 p. — (Seriai- No.102−10).
  46. Litan R.E. Savings and Loan Crisis.- New Palgrave Dictionaiy of Money and Finance. Vol. 3. 510 p.
  47. Protecting Bank Deposits/ G.G. Garcia. Washington: IMF, 1997. — 17 p.-(Economic Issues- 9).
  48. I. Статьи из газет и журналов Отечественные издания
  49. Ю. Операция „Нерезидент“ 3//"Ведомости“. — 22.10.2004. -с. 5.
  50. Е.А., Котина О. В. Сберегательная система: подход к определению состава и содержания основных системообразующих элементов//"Деньги и кредит». 2003. — № 4. — с. 32−40.
  51. А.Г. Три нюанса в законе о страховании вкладов//"Бизнес и банки". 30.01.2004. — с. 12−19.
  52. А.В., Позднякова Е. В. Эхо кризиса-2004//"Бизнес и банки". -19.11.2004, — с. 3.
  53. Вестник Банка России. М.: ЦБ РФ, 2005. — 1−12.
  54. С.А. Зарубежный опыт аккумулирования и инвестирования финансовых накоплений населения//"Финансы и кредит". 2002. — № 22. -с. 104−109.
  55. К. Системный страх перед банками//"Финанс". 12.12.2005. — с. 24.
  56. Гусева J1.H. Правовое регулирование страхования депозитов: международный опыт. Сравнительный анализ российского законодательства и правовых норм различных стран//"Юридическая работа в кредитной организации". 2005. — № 1. с. 17−20.
  57. А. Система управления ресурсами банка//"Банковские технологии". 1998. — № 9. — с. 60 — 73.
  58. А. Вкладчики ставят на доходность//"Известия". 06.04.2005. — с. 3.69х Канаматов КхМх Страхование банковских депозитов и АРКОьькДеньги и кредит". 30.04.1999. — с. 36- 45.
  59. Ю.И. Сберегательный процесс и Сберегательный банк// «Вопросы экономики». 2000. — № 5. — с. 126−136 .
  60. Ю.И. Развитие сберегательной системы в дореволюционной России//"Банковские услуги". 2001. — № 2. — с. 17−23.
  61. Л.Н. Некоторые новые явления в банковской системе Германии//"Банковское дело". 2004. — № 12. — с. 26−31.
  62. Н.А. Добровольное страхование банковских вкладов (депозитов) граждан и юридических лиц//"Финансы". 2005 — № 2. — с. 4751.
  63. Е., Гришин А. Страховка от кризиса//"Московский комсомолец". 28.03.2005. — с. 5.
  64. А., Лепетиков Д., Акиндинова Н., Красков В. Страхование вкладов населения стимул привлечь новые ресурсы в банки//"Аналитический банковский журнал". — 2003. — № 1. — с. 56−61.
  65. И. Роль системы гарантирования банковских вкладов в обеспечении экономической и социальной стабильности//"Бухгалтерия и банки". 2002. — № 10. — с. 35−40.
  66. И.В. Гарантирование (страхование) вкладов граждан//"Бизнес и банки". 05.11.2004. — с. 2.
  67. В.М. Контрактно-сберегательная система и ипотечное кредитование//"Бизнес и банки". 2002. — № 7. — с. 8−12.
  68. С.Р. Финансовая нестабильность: уроки лета 2004 г.//"Банковское дело". 2004. — № 8. — с. 13−17.
  69. А.И. Какой должна быть система страхования банковских вкладов в России//"Банковское дело". 2003. — № 4. — с. 9−14.
  70. Э., Фриз С., Эггенбергер К., Малютина М. Гарантирование банковских депозитов: мировая практика и российские проблемы//"Деньги и кредит". 30.06.2000. — с. 44−50.
  71. С., Рожков А. Вклады застрахованы на четверть//"Ведомости". — 13.07.2005.- с. 4.
  72. А. На наш страх и риск//"Новые известия". 08.02.2005.- с. 3.
  73. . 10 лет спустя// «Ведомости». 30.03.2005. — с. 4.
  74. Э.М. Слияния и поглощения в банковской индустрии США//"Вестник АРБ". 2004. — № 21. — с. 39−53.
  75. Д. Системный подход к гарантированию вкладов//"Вестник НАУФОР". 2002. — № 9. — с. 11−17.
  76. А. Страхование депозитов: мировой опыт и российская специфика//"Банковское дело в Москве". 2004. — № 11. -с. 30−35.
  77. Страхование (гарантирование) вкладов и особенности надзора за деятельностью банков, являющихся участниками системы страхования//НИИ ЦБ РФ. М., 2003. — 110с.
  78. Е. Наша задача ащитить банковского вкладчика//"Независимая газета". — 14.02.2005. — с. 4.
  79. Треть банков вызвана на повторный прием//"Коммерсант". -24.03.2005. с. 8.
  80. A.B. Цели и ближайшие задачи формирования системы страхования банковских вкладов//"Деньги и кредит". 2004. — № 2. -с. 41−48.
  81. A.B. Система страхования вкладов необходимый элемент поддержания стабильности банковской системы//"Деньги и кредит". — 2004.- № 9. с. 35−40.
  82. A.B. Формирование целостной системы защиты интересов кредиторов банков//"Деньги и кредит". 2005. — № 1. — с. 17−21.
  83. Ю. Вклады больше не сгорят//"Комсомольская правда". -13.07.2004.-с. 6.
  84. Р.Г., Ахмедов С. К. Понятие «банковская система»: современные подходы к определению и системный анализ//"Финансы и кредит". ноябрь 2004. -№ 26.- с. 40−45.1. Иностранные издания96."Federal Reserve Bulletin". January, 1996. — 25 p.
  85. Gillian G.H.Garcia. Deposit Insurance: A Survey of Actual and Best Practices//IMF Working Paper, WP/1999/54. 98 p.
  86. Gillian G.H.Garcia. Deposit Insurance and Crisis Management//IMF Working Paper/WP/2000/57. 110 p.
  87. How to improve banking regulation// «The Economist». 2003. — № 8322. -49 p.
  88. Kareken, John H. «Deposit Insurance Reform: Or Deregulation In the Cart. Not the Horse». Quarterly Review. Federal Reserve Bank of Minneapolis. -Winter 1990.- 143 p.
  89. A Report to Congress on Federal Deposit Insurance, prepared by the Federal Deposit Insurance Corporation, Federal Home Loan Board and National Credit Union Administration Board. Washington DC. GPO. — June 1983. — 230 p.
  90. Ronald MacDonald. Deposit Insurance. Handbooks in Central Banking. -1998.-№ 9.-57p.
  91. Talley S.H., Mas I. Deposit Insurance in Developing Countries//The World Bank. Working Paper. Washington DC. 1990. — 320 p.1. Статистические сборники.
  92. Бюллетень банковской статистики. М.: ЦБ РФ.- 04.11.2005. — 80 с.
  93. Квартальный обзор инфляции (III квартал 2005). М.: ЦБ РФ.- 44 с.
  94. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2004 году. М.: ЦБ РФ. — 101 с. 1. V. Электронные материалы.
  95. Информационные материалы, размещенные на интернет-сайте Банка России http://www.cbr.ru/.
  96. Информационные материалы, размещенные на интернет-сайте Агентства по страхованию вкладов http://www.asv.org.ru/.
  97. Информационные материалы, размещенные на интернет-сайте Сбербанка России http://www.sbrf.ru/.
  98. Системы страхования банковских вкладов:82охват рисков
  99. Страна, период Институциональный аспект Покрытые финансовые инструменты Максимальное покрытие на одного вкладчика Дополнительные сведения
  100. Институты-участники системы страхования вкладов Виды собственности Иностранные банки Участие в системе Виды счетов Счета в иностранной валюте Межбанковские депозиты Счета нерезидентов1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
  101. Аргентина с 1979 г. Все кредитные институты Все Доброво льное Текущие сберегат ельные, срочные, сертифи каты Нет Нет Да В 1988 г. 81 тыс. аустралей
  102. Бразилия с 1989 г. Универсальные банки, прочие кредитные институты Частная Обязате льное Текущие срочные, сертифи каты, векселя За исключе нием сберегат ельных вкладов
  103. Канада с 1967 г. Банки, трастовые, ипотечные компании Обязате льное Нет Да Да «60 тыс. кан. долл.
  104. Германия с 1976 г. Коммерческие, сберегательные, кооперативные банки Да Добро вольное Да Нет Да Выплат ы в предела х 30% собствен ного капитала банка
  105. Индия с 1962 г. Коммерческие банки, с 1970 г.-кооперативные и сельские банки Все Обязате льное Все вклады Нет Да С 1980 г. 30 тыс. рупий
  106. Япония с 1971 г. Банки, кредитные кооперативы Нет Обязате льное Все вклады, кроме сертифи катов Нет Нет Да 10 млн. иен
  107. Источник: Talley S.H., Mas I. Deposit Insurance in Developing Countries//The World Bank. Working Paper. Washington DC. 1990. — P. 270.
  108. Нигерия Коммерческие, торговые банки Все Да Обязате льное Вклады, кроме сертифи катов Да Да Да 50 тыс. иайр
  109. Швейцария с 1984 г. Члены банковских союзов Да Добро вольное Сберегат ельные вклады, счета ДЛЯ зарплат ы Да Нет Да 30 тыс. швейц. франков
  110. Турция с 1983 г. Все банки Все Да Обязате льное Некомме рческие вклады и сертифи каты Да Нет Да 3 млн. тур. лир
  111. Великобрит ания с 1982 г. Банки и лицензирова нные депозитные учреждения Да Обязате льное Нет Нет Да 10 тыс. ф. ст., 75% вклада
  112. США с 1933 г. Коммерческие, сберегательные, промышленные банки Да (с 1978 г.) Обязате льное ДЛЯ членов ФРС Чековые срочные сберегат ельные Да Да Да 100 тыс. долл. До 1980 г. -40 тыс. долл.1. Примечания:
  113. Незаполненная ячейка означает отсутствие данной функции или информации.
  114. Страны расположены в порядке английского алфавита.
  115. Системы страхования банковских вкладов: порядок финансирования83
  116. Страна, период Взносы банков Взносы государства Страховой фонд Крсдитовани е Дополнительные сведения
  117. Ставка База 11ачальный Регулярный1 2 3 4 5 6 7 8
  118. Аргентина с 1979 г. 0,03% в месяц Среднемеся чные вклады Нет Дискреци онные Да Не предусмотрено Скидка 10% для банков, соблюдающих правила
  119. Австрия с 1979 г. Взносы в зависимости от фактических страховых выплат Нет Нет Нет Нет С 1986 г. пределы для взносов банков
  120. Бельгия с 1985 г. 0,2% в год Застрахован ные пассивы Нет Нет Да Нет Возврат неиспользованных взносов- отдельные фонды для коммерческих банков и сберегательных учреждений
  121. Бразилия с 1989 г. Еще не установлена Застрахован ные пассивы Нет Нет Да Нет
  122. Канада с 1967 г. 0,1% в год Застрахован ные пассивы Нет Нет Да Возможно
  123. Франция с 1980 г. Особая шкала в зависимости от фактических страховых выплат Нет Нет Нет Нет
  124. Германия с 1976 г. 0,03% в год- возможен дополнитель ный взнос 0,03% в год Все вклады Нет Нет Да Нет Эти условия только для коммерческих банков
  125. Индия с 1962 г. 0,05% в год до 1971 г.- 0,04% в год Облагаемые вклады Весь оплачен ный капитал 10 млн. До 50 млн. рупий оплачепн ого Да До 50 млн. рупий Фонд объединен с Корпорацией гарантирован ия кредитов
  126. Источник: Talley S.H., Mas I. Deposit Insurance in Developing Countries/ЛЪе World Bank. Working Paper. Washington DC. 1990. — P. 272. рупий капитала
  127. Япония с 1971 г. Треть оплаченного капитала- 0,008% в год Застрахован ные вклады на конец года Две трети оплачен ного капитала Нет Да Возможно
  128. Нигерия 0,94% в год Вклады на конец года Весь оплачен ный капитал Нет Да Не ограниченн о
  129. Испания с 1980 г. 0,1% в год до 1982 г.- 0,12% в год Застрахован ные вклады на конец года В равной сумме с банками Да С 1981 г. неограниче НПО
  130. Швейцария с 1984 г. Нет Нет Нет Нет Нет Нет Соглашение банков о взаимном страховании
  131. Турция с 1983 г. 0,3% в год Застрахован ные вклады на конец года Нет Нет Да Неограниче нно
  132. Великобритан ия с 1982 г. Взносы пропорциональны вкладам, но не более 0,3% их суммы Нет Нет Да
  133. США с 1933 г. 0,08% в год Все вклады в среднем за год Нет Нет Да До 3 млрд долл. Ставки менялись с целью поддержания фонда на уровне 1,11,4% суммы всех застрахованных вкладов1. Примечания:
  134. Незаполненная ячейка означает отсутствие данной функции или информации.
  135. Страны расположены в порядке английского алфавита.
Заполнить форму текущей работой