Конституционное право в дореволюционной России
Для того чтобы избирать членов Государственной Думы было введено избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. В выборах теперь помимо крестьян, горожан и высших сословий могли участвовать рабочие. Государственной Думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые… Читать ещё >
Конституционное право в дореволюционной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Развитие конституционного права в дореволюционной России
2. Обзор дореволюционных российских законодательных актов конституционного характера Заключение Список литературы
Введение
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. В ней устанавливаются основополагающие принципы устройства общества и государства, определяются основы управления всеми общественными процессами. Во всех отраслях российского права получают воплощение закрепленные в нормах конституционного права и свободы человека и гражданина.
Конституционное право как отдельная отрасль юридической науки представляет собой систему научных знаний о конституционно-правовой действительности и закономерностях ее развития.
Вопрос о конституционном праве в дореволюционной России все еще остается дискуссионным. Не все исследователи признают факт существования конституционного государства в России до революции 1917 года.
Многие дореволюционные правоведы полагали, что Россия после издания Манифеста 17 октября 1905 года, учреждения и начала работы в 1906 году Государственной Думы (с законодательными полномочиями) вступила на путь конституционного развития, став конституционным государством. Существование этих законодательных проектов, в основе своей несущих принципы конституционного права, — это исторический факт, не подлежащий сомнению. Но другие исследовали, напротив, считали, что Россия оставалась вплоть до революции 1917 года страной самодержавной.
Как считают некоторые исследователи, «наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития конституционного права дооктябрьской России».
Актуальность исследования конституционного права дореволюционной России несомненна, так как и в современной правовой практике важно учитывать уже наработанный, как положительный, так и отрицательный опыт становления и развития конституционности в России.
В настоящее время в нашей стране происходит развитие правовых норм государства, немалую роль в этом играет процесс совершенствования Конституции Российской Федерации.
Изучение истории конституционного права в нашей стране позволяет не только узнать историческую сущность этого вопроса, но и познакомиться с важными идеями правового характера, выяснить различные мнения ученых о становлении и развитии конституционного права в нашей стране.
Основные задачи данной работы — проследить развитие конституционного права в дореволюционной России и установить источники конституционного права того времени.
1. Развитие конституционного права в дореволюционной России Конституционное право в России образовалось не на пустом месте, конституционные идеи еще с 18 века витали в разговорах прогрессивных граждан и высказывались в научных и художественных произведениях. Первая волна конституционных идей и проектов возникла еще у декабристов и либеральных конституционалистов конца XIX — начала XX веков. Именно их можно считать политико-правовыми истоками конституционного права в России, предысторией последующего конституционного развития нашей страны.
Одним из первых наиболее чётко сформулировал свои представления о конституционном пути России известный государственный деятель М. М. Сперанский, в представлении которого страна должна была бы управляться «доброй монархической конституцией». В записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России (1803 г.) он различал законы (акты законодательной власти) и учреждения (акты исполнительной власти), и среди актов законодательной власти — «три рода законов»:
— закон государственный (то есть, конституционный);
— закон гражданский;
— закон уголовный.
«Главными правилами» Сперанский считал те, которые относятся к государственному закону и определяются им. При этом учреждение, по мнению великого реформатора, должно «по необходимости быть сообразно государственному закону, а, следовательно, и способы, коими оно приводится в исполнение, должны быть на нем же основаны».
То есть, основной мыслью, проходящей через весь труд Сперанского, была идея о том, что все законы, в первую очередь, подчиняются закону государственному (конституционному). Изначально государственный закон должен обеспечивать положительное начало, быть основной и постоянством при формулировании других законов — гражданских и уголовных. Именно конституционный закон должен был стать гарантом справедливости государства по отношению к своим гражданам. Конституция должна была своими положениями соединять гражданское и уголовное законодательство, быть их непреложной основой.
В разных кругах российского общества в конце XIX — начале XX веков разрабатывались проекты Конституции России.
Среди них можно отметить «проект Русской Конституции» (Основной Государственный Устав Российской Империи), изданный в 1894 году в Лондоне Комитетом Фонда вольной русской прессы; проект движения Освобождения, так называемый «проект Геллерта (1904 года)» и др.
Однако в конечном итоге, в силу различных причин, ни один из проектов не был реализован. Но отдельные идеи и некоторые части этих документов все же были применены на практике.
Уже «со второй половины XIX в. (с начала царствования Александра II) начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями».
17 октября 1905 года Николай II подписал Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Император России тем самым как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные им принципы свободы. Конечно, это был довольно ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских свободах. Во всем мире приветственно восприняли эту новость. В России же некоторые политические силы, например, большевики не посчитали Манифест, заслуживающим доверия, так как считали его пустой формальностью, и со стороны монарха — способом усмирения народных масс иллюзиями демократии. До сегодняшнего дня нет однозначного мнения в вопросе правовой природы Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» и конституционных актов, последовавших за ним.
Многие видели в манифесте «правовой акт, устанавливающий конституцию». Но идея конституции в России была реально воплощена в образе Основных государственных законов. Не именуясь конституцией, они фактически таковыми являлись: они закрепляли государственное устройство Российской Империи, ее государственный язык, существо верховной власти, права и обязанности российских подданных, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных органов.
Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственная Дума), ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 года, и рядом последующих правовых актов, этот акт положил начало конституционному развитию страны.
Основными законами была учреждена двухпалатная парламентская система (Государственная Дума и Государственный Совет) при сохранении сильной власти царя, так как без его утверждения закон не мог войти в силу, последнее решающее слово принадлежало монарху.
«Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответственный только перед ним. Монарх сохранил полный контроль за формированием политики правительства, и особенно в области внешней политики и военных дел».
Для того чтобы избирать членов Государственной Думы было введено избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. В выборах теперь помимо крестьян, горожан и высших сословий могли участвовать рабочие. Государственной Думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые, однако, могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента. Депутаты в то время не несли ответственности перед избирателями. Государственный Совет имел те же права, что и Дума. Он рассматривал все законопроекты, принятые первой палатой, и только в случае ее одобрения законопроект передавался на утверждение царя. Состав Государственного Совета наполовину назначался царем, а другая его половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли и промышленности.
Следует заметить, что подобные конституционные акты привели к легализации политических партий и обострению борьбы между партиями.
Первая Государственная Дума оказалась несостоятельной и просуществовала семьдесят два дня, после чего была избрана Вторая Дума, срок действия которой составил сто два дня.
Николай II активно пользовался своим правом издания указов законодательного характера во время прекращения занятий Государственной Думы, а также правом роспуска Думы. Между Думой и Советом постоянно возникали разногласия, Государственным Советом был отклонен ряд важных законопроектов, принятых Думой. Происходили частые смены главы и состава правительства, акты исполнительной власти стали занимать все большее место среди источников конституционного права.
Развитие нового конституционного права происходило под влиянием ведущих политических партий, и особенно партий конституционных демократов (кадетов). В программе этой партии, утвержденной на учредительном съезде в октябре 1905 года, выдвигалось предложение создать двухпалатный парламент, в котором вторая палата формировалась бы из представителей органов местного самоуправления. Парламенту предоставлялось право утверждать любой закон и принимать бюджет.
Влиятельная партия центра «Союз 17 октября» также требовала принятия конституции, представительной системы, основанной на всеобщем избирательном праве, хотя она не отвергала самодержавия, сильной власти. Ни в одной программе не было идеи федерализма; многими отвергалась даже автономия территорий. Правые же партии, черносотенцы («Союз русского народа») продолжали настаивать на незыблемости самодержавия и монархии.
Левые партии (социал-демократы и эсеры) объявляли самодержавие пережитком и главным препятствием демократизации системы власти. Социал-демократы выдвигали идеи однопалатного законодательного собрания на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, выборности судов, замены армии вооружением народа, отделения церкви от государства. Они поддерживали передачу власти Учредительному собранию.
Таким образом, Россия медленно, но определенно эволюционировала в сторону конституционной монархии западного типа. Императору принадлежала верховная самодержавная власть, но она уже не закреплялась как неограниченная. Постепенно в практику и правосознание внедрялись идеи парламентаризма и независимого правосудия, что подводило к восприятию теории правового государства и народного суверенитета. Но обстановка множества политических сил и брожения в обществе приводила к репрессиям против революционеров, использованию военно-полевых судов, других чрезвычайных мер поддержания общественного порядка. Демократизация конституционного права сознательно срывалась усилиями большевиков и эсеров, понимавших враждебность любых реформ своим революционным устремлениям.
В дальнейшем, в ходе февральской революции 1917 года конституционная монархия была свергнута и император Николай II специальным актом передал власть брату Михаилу, который, в свою очередь, отрекшись от престола, предоставил решение вопроса о форме правления будущему Учредительному собранию.
1 сентября 1917 года Россия была провозглашена республикой, и вскоре прекратила свою работу Государственная Дума. Правительство того времени носило коалиционный характер, что было связано со стремлением объединить демократические силы страны. Был принят ряд демократических законов — о печати, о рабочих комитетах и т. д. Временное правительство при содействии общественности и созываемых им Совещаний готовило конституционную реформу, которую было призвано осуществить Учредительное собрание. Главой государства и правительства должен был стать временный президент республики с сильными полномочиями. Учредительное собрание тем самым превращалось в законодательный орган.
Это были только наметки, и трудно сказать, какая форма правления, в конечном счете, была бы избрана Учредительным собранием. Можно лишь добавить, что в начале XX века во многих европейских странах существовал конституционный строй с похожими принципами, и Россия вполне могла бы встать на путь конституционно-правового развития.
Но в результате дальнейшей революции (Октябрьского переворота) Россия обрела конституцию с социалистическими идеями и принципами.
2. Обзор дореволюционных российских законодательных актов конституционного характера Несмотря на то, что в имперской России не было Конституции, как таковой, действовал целый комплекс актов, которые можно охарактеризовать как конституционные. Конституция — это основной закон государства, который отражает форму правления, форму государственного устройства, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, правовое положение личности, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы. И в начале XX века в России были приняты законы, которые можно с уверенностью назвать прототипом первой конституцией России.
К таким документам конструкционного характера относятся следующие.
1. Высочайший манифест Николая II от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», разработанный С. Ю. Витте, членом Государственного Совета, влиятельным государственным деятелем. Манифест провозглашал «незыблемые основы гражданской на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Также этот документ устанавливал порядок, в соответствии с которым «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».
Таким образом, монархическая власть подвергалась ограничению в пользу власти Государственной Думы, которая наделялась законодательными функциями и становилась высшим законодательным органом государства.
2. Указ «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу» (11 декабря 1905 г.), который увеличил число курий с трех (землевладельческая, городская и крестьянская) до четырех. Появилась еще рабочая курия. Кроме того, этот Указ расширял количество избирателей городской курии.
В то же время выборы в Государственную Думу не стали всеобщими. Какие же категории граждан не имели права участвовать в выборах? Это были женщины, военнослужащие действительной службы, некоторые национальные меньшинства и лица до двадцати пяти лет, кочевые народы (бродячие инородцы).
Система выборов была двуступенчатой для всех, кроме рабочих и крестьян, где существовали трехи четырёхступенчатая системы.
Всего же по новой системе должно было избираться 524 депутата, от 53 губерний европейской части России — 488 депутатов и от национальных окраин — 36 человек (в соответствии с местными условиями, традициями и т. д).
3. Манифест «Об изменении учреждении Государственного Совета и пересмотре учреждения Государственной Думы»;
Указы от 20 февраля 1906 года «О переустройстве учреждения Государственного Совета и Государственной Думы».
В этих документах был прописан законодательно порядок учреждения и выборов членов Государственного Совета, рассматривалось внутреннее устройство и полномочия Государственной Думы. В итоге был создан российский парламент, состоящий из двух равноправных палат: Государственной Думы и Государственного Совета, преобразованного из законосовещательного органа при царе в верхнюю законодательную палату с правом вето на решения нижней палаты — Государственной Думы.
В Государственный Совет входило 98 человек, из них пятьдесят членов избирались от губернских земств, по шесть — от православной церкви и от Академии наук и университетов, двенадцать человек — от биржевых комитетов и комитетов торговли и мануфактур.
4. Указ «О временных правилах об обществах и союзах» от 4 марта 1906 года. Этим указом продолжилось развитие положений Манифеста 17 октября 1905 года. Указ стал первым в истории Российской империи законодательным актом, допускавшим деятельность различных, в том числе и оппозиционных, политических образований.
В 1906 году в России принимаются Основные законы Российской империи, которые уже в научной среде воспринимались и воспринимаются если не как конституция, то, во всяком случае, актами, отличающимися по юридической силе от обыкновенных законов.
Основные законы целым рядом известных государствоведов рассматривались в русской доктрине государственного права как конституция в целом либо в определенной части.
конституционный право дореволюционный государственный
Заключение
Развитие и становление современной Конституции неразрывно связано с историческими предпосылками, существовавшими задолго до её принятия, причем не столько с законодательной практикой, сколько с развитием идей и представлений о системе государственной власти, механизмах ее функционирования и взаимодействия с обществом, т. е. теорий конституционализма, которые зарождались еще в дореволюционной России.
Развитие конституционного права в России до революции 1917 года складывалось из идей, публикуемых в различных научных трудах, из проектов государственных и политических деятелей. Первые конституционные акты были приняты в 1905 году, и хотя Конституции, как таковой, в России тогда не было, однако, в стране наметились четкие тенденции конституционного развития, пусть и с известными ограничениями.
В дореволюционной России был принят ряд документов, имеющих в своей основе принципы конституционного государственного управления. Это Манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», Указ 11 декабря 1905 года «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу», Указ «О временных правилах об обществах и союзах» от 4 марта 1906 года и другие.
В целом дореволюционное конституционное право предстает в виде многомерного явления государственной и общественно-политической жизни, принимавшего различные формы и содержание в зависимости от конкретно-исторических условий.
1. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: ИНФРА-М — КОДЕКС, 1996
2. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: Юристъ, 2001
3. Котляревский С. А. Юридические предпосылки русских Основных законов. — М., 1912.
4. Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. — М., 2001
5. Лебедев А. О. В поисках начала российской науки конституционного права
6. Смыкалин А. С. Этапы конституционного строительства в дореволюционной России /А. С. Смыкалин // Государство и право. — 2004. — № 3. — С. 79 — 84
7. Соколов А. И. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2010
8. http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=300