Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностические возможности психофизиологических характеристик человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другим важным затруднением на пути психодиагностики по физиологическим параметрам является то, что основные психофизиологические теории разрабатывались выдающимися физиологами, которые пытались построить их на основе своих исследований и мало использовали при этом существующие психологические теории. Такие исследования часто проводились на выборках животных, психические явления которых все же… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психодиагностика и психофизиология
    • 1. 1. Современные достижения и возможности психодиагностики. (Анализ литературы)
      • 1. 1. 1. Психические явления как объекты измерения
      • 1. 1. 2. Основные диагностические модели
      • 1. 1. 3. Математические модели нейронных сетей как диагностическая модель
      • 1. 1. 4. Обучение нейронных сетей для целей диагностики
    • 1. 2. Проблема психогенеза в современной психологии
      • 1. 2. 1. Психогенез как проблема психодиагностики
      • 1. 2. 2. Психические явления и психофизиология (исторический экскурс)
      • 1. 2. 3. Синергетика как инструмент описания функционирования сложных объектов
      • 1. 2. 4. Психогенез и синергетика
    • 1. 3. Физиологические механизмы психических явлений как элементы психогенеза
      • 1. 3. 1. Проблемы психофизиологии в описании модели психогенеза
      • 1. 3. 2. Основные теоретические описания психогенеза
  • Глава 2. Использование модели психогенеза в психодиагностике
    • 2. 1. Построение модели психогенеза
      • 2. 1. 1. Физиологические системы как составляющие психогенеза
      • 2. 1. 2. Неравновесность между физиологическими системами как принцип психогенеза
      • 2. 1. 3. Модель психических явлений как неравновесное взаимодействие физиологических систем
    • 2. 2. Использование математических моделей нейронных сетей для моделирования психогенеза
      • 2. 2. 1. Преимущества данных моделей для анализа неравновесных систем
      • 2. 2. 2. Анализ взаимосвязей в нейронной сети для интерпретации полученной модели психогенеза
    • 2. 3. Уточненная гипотеза исследования
  • Глава 3. Организация и методы исследования
    • 3. 1. Выбор и описание использованных физиологических методик
      • 3. 1. 1. Методы исследования вегетативной нервной системы
      • 3. 1. 2. Методы исследования корковых отделов центральной нервной системы (психический мозг)
      • 3. 1. 3. Методы исследования соматической нервной системы
    • 3. 2. Описание психологических методов исследования
      • 3. 2. 1. Методы исследования интеллектуального развития
      • 3. 2. 2. Методы исследования личности
      • 3. 2. 3. Методы исследования психологической защиты как индикаторы адаптационных приемов личности
    • 3. 3. Методы статистического анализа данных
    • 3. 4. Описание выборки испытуемых
  • Глава 4. Результаты экспериментального исследования
    • 4. 1. Проверка диагностических возможностей физиологических методик для целей психодиагностики
    • 4. 2. Изучение соотношения между физиологическими параметрами и психологическими явлениями
      • 4. 2. 1. Результаты обучения нейронной сети для диагностики личностных черт
      • 4. 2. 2. Результаты обучения нейронной сети для диагностики интеллекта
      • 4. 2. 3. Результаты обучения нейронной сети для диагностики выраженности механизмов психологических защит
  • Обсуждение результатов исследования

Диагностические возможности психофизиологических характеристик человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Научная психология молодая научная дисциплина, которая с момента своего формирования задавалась вопросом о физиологических механизмах психических явлений. В разное время данную проблему затрагивали В. Вундт, И. М. Сеченов, И. П. Павлов П. К. Анохин Д Хебб, и другие выдающиеся психологи и физиологи. В процессе развития научного знания формировались различные психофизиологические теории, описывающие такие механизмы. Параллельно с этим процессом, большое количество чисто психологических теорий, подчас оторванных от физиологического фундамента, описывало все большее количество психических явлений. В результате этого образовалось множество психологических понятий и методов, существование которых с точки зрения современной психофизиологии требует проверки. Однако, если у каждого психологического явления существует физиологический механизм, то следует признать возможность диагностирования этого явления у каждого конкретного человека по его физиологическим характеристикам.

Современные психологи в своих практических приемах пользуются многочисленными методами, теоретические основания которых никак не связаны с психофизиологическими знаниями. Отчасти поэтому методы диагностики психических явлений по физиологическим параметрам применяются крайне редко.

Другим важным затруднением на пути психодиагностики по физиологическим параметрам является то, что основные психофизиологические теории разрабатывались выдающимися физиологами, которые пытались построить их на основе своих исследований и мало использовали при этом существующие психологические теории. Такие исследования часто проводились на выборках животных, психические явления которых все же сильно отличаются от человеческих. В результате этого чисто психологические методы применяются психологами отдельно и независимо от психофизиологических знаний. До сих пор существуют большие разногласия и споры относительно мнения о зависимости и независимости психических явлений от явлений физиологических и наоборот [Александров 1997, Купер 2000, Швырков 1995, Лебедев 2004].

Нет сомнения в том, что человеческая психика представляет собой более высокий уровень физиологической организации, чем у других животных. Этот уровень организации представляет собой гораздо более глубокий синтез информации о внутренней и внешней (в том числе социальной) среде организма, который происходит в нервной системе человека. Поэтому для диагностики психических явлений по физиологическим параметрам необходимо применять методы, позволяющие учесть всю сложность физиологической организации человека.

Гипотеза исследования. Выраженность психических свойств человека, зависит от множества факторов (темперамента, социальных ролей, когнитивных установок и пр.).

Они должны отражаться в организации физиологических систем индивида, хотя характер этого отражения крайне сложен. Использование современных теоретических построений, описывающих процессы самоорганизации, позволит более качественно описать механизм психогенеза личностных свойств, который обоснует применение диагностической модели. Этот механизм должен быть зависим от неравновесного взаимодействия различных функциональных блоков нервной системы.

Сама диагностическая модель должна позволить учесть взаимозависимости и инвариантные сочетания физиологических параметров, нелинейность и опосредованность взаимосвязей между психологическими и физиологическими переменными. Ее использование позволит уточнить наше понимание некоторых психофизиологических закономерностей.

Объект исследования. Так как в данном исследовании рассматривается процесс психодиагностики по физиологическим параметрам, то объектом исследования можно назвать физиологические механизмы реализации психологических свойств студентов, позволяющие построить диагностические правила.

Предмет исследования. Диагностические модели, позволяющие диагностировать психологические явления по физиологическим параметрам.

Цель. Исследование психодиагностических возможностей физиологических параметров человека с применением теоретических моделей процессов самоорганизации, и современных математических методов диагностики.

Данная цель может быть достигнута при последовательном выполнении следующих задач:

1. Теоретический анализ существующих диагностических моделей, разработка перспективных направлений для выбора более совершенных моделей.

2. Изучение преимуществ и недостатков математических моделей нейронных сетей для использования в диагностике психологических*качеств по физиологическим параметрам.

3. Применение современных теорий самоорганизации для систематизации и уточнения некоторых существующих моделей генеза психических явлений, в це^ях дальнейшего использования в психологической диагностике.

4. Практическое применение моделей нейронных сетей для построения диагностики личностных, интеллектуальных и поведенческих характеристик человека.

5. Анализ и уточнение физиологически^ механизмов реализации базовых личностных свойств и механизмов психической адаптации, измеряемых применяемыми в практике психологов диагностическими методами. Научная новизна исследования. Построена система диагностики личностных, интеллектуальных и адаптационных характеристик по физиологическим параметрам. Для осуществления алгоритма диагностики применялись математические модели нейронных сетей. Для интерпретации психофизиологических соотношений использовался анализ матрицы связей нейронной сети, обученной распознавать психологические профили по физиологическим параметрам.

Практическая значимость исследования. Построенные диагностические правила и предложенные принципы диагностики позволяют разработать системы психодиагностики по физиологическим параметрам, что может оптимизировать и улучшить качество психодиагностики личности. Рассмотрение полученных моделей позволяет уточнить валидность некоторых диагностических методов, и уточнить физиологическую составляющую некоторых психологических свойств. Предложенные физиологические механизмы личностных свойств позволяют более глубоко и эффективно проводить психокоррекционные мероприятия на основе сопоставления данных обычной психодиагностики и результатов диагностики по физиологическим параметрам.

Основные положения, выносимые на защиту. 1. Исходя из результатов анализа теоретических моделей психодиагностики, можно предположить, что большие перспективы для распознавания психологических свойств человека по физиологическим параметрам имеет математическое моделирование нейронных сетей. Данный метод позволяет достаточно эффективно диагностировать некоторые психологические свойства индивида по его физиологическим параметрам.

2. Существует общий механизм психогенеза, имеющий в своей основе процессы системообразования, происходящие при взаимодействии трех функциональных блоков нервной системы (вегетативный, соматический и «психический»), формирующиеся в процессе онтогенеза.

3. Интерпретируя матрицы связей нейронных сетей, обученных распознавать психологические свойства индивида, учитывая при этом общие механизмы психогенеза, можно выявлять физиологические механизмы психических свойств человека.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования представлены на 4 научных конференциях «Ананьевские чтения», а также отражены в 10 публикациях автора. Данные результаты включены в состав учебных курсов: «Психофизиология», «Практикум по психофизиологии», «Дифференциальная психофизиология», «Практикум по психологическим состояниям», которые читаются на факультетах психологии в СПбГУ, «Институте Внешне-Экономических связей Экономики и Права», «Институте Биологии и Психологии».

Выводы.

1) Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что математическое моделирование нейронных сетей является перспективным направлением в развитии психодиагностики. Оно позволяет достаточно валидно и надежно оценивать некоторые психологические свойства индивида:

1. личностные черты, определяемые в нашем случае с помощью теста 16PF Кеттела.

2. уровень интеллектуального развития, измеряемый с помощью шкал теста Амтхауэра.

3. степень выраженности психологических защит, с некоторым ограничением (на больших выборках возможно построение валидных диагностических правил), выявляемая с помощью методики ИЖС Келлермана-Плутчика.

2) Предложенные модели имеют значительные преимущества в диагностике, поскольку обладают следующими свойствами: а) самообучение, б) распознавание сложных психических свойств, имеющих нелинейные и опосредованные взаимосвязи с физиологическими характеристиками, в) автоматическое отсеивание диагностически незначимых параметров путем снижения весовых коэффициентов сети, г) устойчивость к незначительным ошибкам измерения.

3) Интерпретация матриц весовых коэффициентов, объединяющих нейроны в моделях, диагностирующих различные психологические свойства, позволяет:

1. Выявлять физиологические механизмы реализации базовых личностных (темпераментных) свойств человека (экстраверсию, интроверсию, нейротизм, стабильность, эгоцентризм), в основе которых лежат фронтально-окципитальные, билатеральные и межуровневые отношениях в нервной системе;

2. выявлять отношение этих свойств к «большой пятерке» личностных факторов, что позволяет найти единые основания для двух разных психодиагностических моделей (Кеттела и Голдберга);

3. описать основные оси психологических защит (по эмоциональному реагированию, по направленности осознания проблем, по уровню потребностей, по временным параметрам), что может служить основанием для дополнительной классификации типов психологических защит;

4. выявлять физиологические механизмы реализации психологических защит (проецируемых на данные оси), имеющих в основе компенсаторные изменения в функциональном состоянии различных блоков центральной и периферической нервной системы;

5. выделять и описывать основные комплексы интеллектуальных способностей человека (математические и вербальные, арифметические и пространственные, «чувство языка» и абстрагирование, индуктивное и дедуктивное мышление);

6. выявлять физиологические механизмы реализации данных способностей, основанные на параллельной обработке информации в двух полушариях с последующей ее интеграцией в лобных отделах мозга;

7. выявить реципрокные взаимосвязи интеллектуальных способностей, основывающихся на противопоставлении их физиологических механизмов;

4) Анализ структур нейронных сетей в целях диагностики психологических свойств позволил предположить наличие некоторых обобщенных механизмов реализации психических явлений путем рекомбинации различных познавательных, поведенческих и социальных, вегетативных функций (например, экстраполяционный рефлекс, социальное доминирование и субдоминирование, функции роста и размножения и т. п.);

5) Построение и проверка предложенных диагностических моделей может служить отдельным методом валидизации психологических тестов, состоящим в выявлении физиологических механизмов, лежащих в основе измеряемых явлений.

Заключение

.

В заключении следует сказать, что данная работа открывает большие возможности для дальнейших исследований. В первую очередь необходимо дальнейшее усовершенствование алгоритмов обучения и распознавания образов. Направления для данной работы можно наметить уже сейчас.

Отрасль математики, занимающаяся математическими моделями нейронных сетей, непрерывно развивается и на данный момент существует большое количество методов, позволяющих более эффективно обучать нейронные сети (методы обучения с рандомизацией, генетические алгоритмы и т. п.) [Hecht-Nielsen R. 1989, Rumelhart D.E., Hinton G.E. 1986, Stornetta W.S., Huberman B.A. 1987, Widrow В., Lehr M.A.I990, Осовский С. 2002,].

Кроме математических усовершенствований необходимо улучшать процедуры измерения физиологических параметров. В первую очередь это касается контроля состояния человека в процессе диагностики. Включение новых физиологических параметров позволит более точно оценить физиологические механизмы рассматриваемых явлений. Повышение надежности и валидности диагностических процедур зависит от величины и репрезентативности выборки испытуемых. Увеличение выборки представляет возможности оценки частных механизмов компенсации психологических функций человека. Возможно, их имеется достаточно большое количество. Увеличение репрезентативности выборки (большего соответствия ее параметрам генеральной совокупности) даст возможность оценить различные физиологические механизмы, которые используются при пограничных состояниях психики. Увеличение выборки значительно повысит валидность диагностики. Это было проверено в ряде студенческих дипломных работ, которые были проведены под руководством автора.

Большой интерес представляет увеличение количества слоев диагностической нейронной сети. Возможно, интерпретация этих слоев позволит проанализировать новые уровни регуляции психических и физиологических функций.

На наш взгляд большие перспективы имеет рассмотрение психических функций человека с точки зрения механизма психогенеза, предложенного в данной работе.

При описании механизмов психогенеза необходимо использование психологических характеристик, позволяющих оценить картину мира испытуемого. Для этих целей можно использовать различные психологические методики, описывающие структуру психосемантики человека.

Отдельным результатом данного исследования можно назвать обнаруженную возможность проверки валидности методов психологической диагностики, состоящей в выявлении физиологических механизмов измеряемых психических явлений и соответствующих им рекомбинаций биологических функций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Структура личности. СПб: «Ювента», 1999.
  2. М.К. Из истории психологической диагностики// Психологическая диагностика детей и подростков под. ред. Гуревича К. М. М.: Международная педагогическая академия, 1995 с. 10 — 32.
  3. Г. И. Соматическая и психофизиологическаяорганизация человека. С-Пб, 1977.
  4. Ю.И. Основы психофизиологии. М,. 1997.
  5. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика//Вопр. психол., № 6, 1968, с.21−33.
  6. .Г. О методах современной психологии/ЛПсиходиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов JT: изд. ЛГУ, 1976, с. 13 35
  7. А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  8. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975
  9. П.К. Проблемы компенсации нарушенных функций и ее значение для клинической медицины М., Хирургия N:10,1954.
  10. П.К. Теория функциональной системы как основа для понимания компенсаторных процессов организма М., Ученые зап. МГУ. Психология Т.2,1947.
  11. П.К. Функциональная система Ежегодник БМЭ, М., 1968.
  12. П.К. Функциональная система и ее роль в формировании поведения нейрона в кн. Вопросы кибернетики. От нейрофизиологии к нейрокибернетике, М., 1976.
  13. Аристотель (6 в. до н.э.) О душе. Собрание сочинений в 4 томах т.1. М. 1976
  14. С.В. Психофизиологические основания интеллектуального потенциала. Вестник ЛГУ. № 4,1990.
  15. М.Н. Электроэнцефалографические особенности у детей раннего возраста. Ташкент: «Медицина», 1977.
  16. В. Д. Ганзен В.А. Применение системного подхода кэкспериментальной психологии//Вестник ЛГУ, № 5, 1983 стр 59−64
  17. В. Д. Горбунов И.А. Реверсивные психодиагностические шкалы. СПб, 1998.
  18. В.Д. Лабораторные и практические занятия по курсу психофизиологии. Методические указания для студентов вечернего и заочного отделений. СПбГУ, 1996.
  19. В.Д. Методы исследования праксических состояний человекав сб. Эргономика под ред. А. А. Крылова и Г. В. Суходольского. Л-д., 1988.
  20. В.Д. Психическое отражение. СПб., 2001.
  21. В.Д. Психофизиология, методические указания для студентов вечернего и заочных отделений. СПбГУ, 1996.
  22. JI.А. Дворяшина М. Д. Интеллект и его измерение//Психодиагностические методы в комплексном лонгнтюдном исследовании студентов JI: изд. ЛГУ, 1976, с. 165 — 176.
  23. М.А., Рудкевич Л. А. Синергетический подход к обоснованию связей между физическими и психическими свойствами человека //в сб. Синергетика и Психология под ред. Басина М. А., Харитонова С. В. С-Пб, 1997.
  24. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. Т.9, № 3. С. 21−30.
  25. А.С. Обратная связь в системе управления движением //Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М. Наука 1978 С. 195.
  26. А. Опыт о непосредственных данных сознания, М., 1992.
  27. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптациячеловека. Л-д: «Наука», 1988.
  28. Н.А. Физиология движений и активность. М.: «Наука», 1990.
  29. В.Л., Филиппова Е. Б. Асимметрия мозга и пол. С-Пб., 1997.
  30. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. С-Пб.: «Речь», 2000.
  31. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
  32. И.А., Вассерман Л. И., Клубова Е. Б., Петрова Н. Н. Механизмы психологической защиты у больных, получающих лечение гемодиализом // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993, № 2. С. 13−21.
  33. Л.И. Дюк В.А. Иовлев Б. В. Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. С-Пб., 1997.
  34. Л.И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Отношение к болезни, алкогольная анозогнозия и механизмы психологической защиты у больных алкоголизмом // Обозрение психиатрии и медицинской• психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. № 2. С. 13−21.
  35. Веккер Л. М. Психические процессы. Т 2, Л-д, 1974.
  36. А.Ф. К вопросу о принципах автоматизированной базы экспериментальных психологических исследований. //Психологический журнал. 1987, Т.8. № 3, с.130−136.
  37. А.Е., Гурьева Л. П. Применение ЭВМ в психодиагностике. /Вопросы психологии, 1983, № 3, С. 169−170.
  38. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование, Л.: изд. ЛГУ, 1982.- 101 с.
  39. Ганенко Факторный анализ. Центроидный метод. Метод главных осей// Проблемы дифференциальной психофизиологии т.6 под.ред. Небылицина В. Н. М.: «Просвещение», 1969.
  40. В.А. Системные описания в психологии. С-Пб, 1984.
  41. Л. А. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб, Речь, 2001
  42. Т.А., Ямпольский Л. Т. Применение алгоритмов распознавания образов в психодиагностике//Вопр.психологии, 1983, № 5.-с. 118−125.
  43. К.М. О надежности психофизиологических показателей//Проблемы дифференциальной психофизиологии т.6 под.ред. Небылицина В. Н. М.: «Просвещение», 1969.
  44. К.М. Психодиагностика. 2000
  45. К.М. Психологическая диагностика детей и подростков. М., 1995.
  46. К.М. Психологическая диагностика и законы психологической науки. //Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 2. С.84−93.
  47. К.М. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. М: «Педагогика». 1981.
  48. В. И. Супин А.Я. Ритмическая активность головного мозга. М., 1968.
  49. В.И. Электрофизиология головного мозга. М., 1976.
  50. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функционального состояния. М., 1992.
  51. Н.Н. Психофизиология М.: «Аспект пресс», 1998
  52. В.П. Справочник по алгоритмам и программам на языке бейсик для персональных ЭВМ. М.: «Наука», 1987.
  53. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика С-Пб, «Братство», 1994, 354 с.
  54. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.
  55. Ю. М. Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика М.: «Наука», 1977.
  56. В.П., Сулимо-Самуйло З.К. Методы исследований в физиологии труда. Л., 1976.
  57. A.M. Нейрофизиологический анализ врожденных поражений мозга. М., 1966.
  58. A.M. Стрелец В. В. Соотношение между физиологическими и психологическими показателями восприятия в норме и при психической патологии // 7 Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. Т. III. М., 1981.
  59. К. Эмоции человека. М., 1980.
  60. Е.П. Дифференциальная психофизиология, С-Пб, 2001.
  61. Индивидуальный мозг. Структурные основы индивидуальных особенностей поведения, //под ред. Симонова П. В. М.: «Наука», 1993.
  62. В.Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребенка.// в сб. Нервная система «Мозг, Психика, Поведение» под ред. Батуева А. С. С-Пб.: Изд. СПбГУ, 2001.
  63. И. 1790 Критика способности суждения, М., 1994
  64. В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. Д., 1984
  65. Климонтович Н. Ю. Без формул о синергетике, Минск, 1986
  66. В.А., Мещерский P.M. Современные методы анализаэлектроэнцефалограммы . М., 1963.
  67. Э. Медицинская психология М., 1998. 464 с.
  68. Н. Сушков Ю. Концепция состояния в моделировании систем, (в сб. Математические методы в социально-экономических исследованиях. Под ред. Ермакова С. М. Меласса В.Б.). С-Пб., 1996.
  69. А.Р., Эпштейн B.JL, Ямпольский J1.T. Компьютерная психодиагностическая система.// Вопросы психологии. 1987, № 6, С.132−139.
  70. К. Индивидуальные различия М.: «Аспект пресс», 2000.
  71. С.П. Законы эволюции и самоорганизации в сложных системах, М., 1990
  72. А.Н., Луцкий В. А. Расчет закономерностей зрительного восприятия по частотным характеристикам электроэнцефалограммы.- В кн. Эргономика. М., 1972.
  73. А.Р. Мозг человека и психические процессы М., АПН, 1963.
  74. А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  75. В. М. Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
  76. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  77. B.C., Пехлецкий И. Р., Белоус В. В. О некоторых относительно постоянных характеристиках темперамента // Типологические исследования по психологии личности. Вып. 4. Пермь, 1967.
  78. Методическое и техническое обеспечение психофизиологических исследований, //под ред. Волкова В. Г. М.: «Наука», 1986.
  79. Методы исследований в психофизиологии /под. ред. А. С. Батуева. СПб., 1994.
  80. П. Физиологическая психология. М., 1973.
  81. В. И, Слезин В. Б, Рыбина И. Я., Табулина Л. Д. Электроэнцефалографическое исследование больных с бессудорожной формой и начальными проявлениями эпилепсии, Л-д, 1988.
  82. В.В. Спонтанность сознания, М., 1989.
  83. А.Д. Методы обработки многомерных данных в психологии, СПб, 1999.
  84. В.Д. Избранные психологические труды/под ред.
  85. .Ф. М: «Педагогика», 1990, 395 с.
  86. P.C. Психология (психодиагностика) Т. З, М., 2001.
  87. В.В. Классические методы психофизики. СПб., 1991.
  88. Г. Пригожин И. Познание сложного, М., 1990
  89. С. Нейронные сети для обработки информации. М., 2002.
  90. А. В. Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: «Инфра-М», 1998.
  91. Г. Д. Классификация методов в психологии. Братислава: Психодиагностика в социалистических странах, 1985. — с. 19−25.
  92. А.Г., Заболотных В. А. Пособие по клинической электроэнцефалографии. Л., 1987.
  93. А.В. Метод оптимизации построения шкал личностных опросников.//Психологический журнал № 2. М., 1997 с. 114−123.
  94. Практикум по общей и экспериментальной психологии /под ред. Крылова А. А. Маничева С.А. С-Пб: «Питер», 2000.
  95. Прибрам Карл Языки мозга: экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии, М.: «Прогресс», 1975.
  96. Проблемы психофизики //под ред. Ломова Б. Ф. М.: «Наука», 1974.
  97. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) /Под. ред. Бодалева А. А., Дворяшиной М. Д., Палея И. М. Л., 1976.
  98. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (Пособие для врачей и психологов) // под ред. Л. И. Вассермана. Из. Инст. Бехтерева. 1998.
  99. Психологические и психофизиологические особенности студентов, //под ред. Пейсахова Н. М. Казань, 1977.
  100. Психология //под ред. Крылова А. А., С-Пб, 2004
  101. Психология индивидуальных различий //хрестоматия под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М., 2000.
  102. Психология. Словарь /сост. Карпенко JI.A. под общ. Ред. А. В. Петровского М.Г. Ярошевского. М. 1990.
  103. Психофизика дискретных и непрерывных задач //под ред. Забродина Ю. М., Пахомова А. П. М.: «Наука», 1985.
  104. Психофизические исследования //под ред. Ломова Б. Ф., Забродина Ю. М. М.: «Наука», 1977.
  105. Г. И. Психологические профили. С-Пб., 1910.
  106. С.Л. Основы общей психологии. М.:Педагогика, 1973.
  107. Руководство по физиологии труда /под ред. З. М. Золиной, Н. Ф. Измерова. М., 1983.
  108. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М. 1979 г.
  109. B.C. Биопотенциалы мозга человека. Математический анализ. М., 1987.
  110. Э.М. Вызванные потенциалы в психологии и психофизиологии. М., 1975.
  111. Самоорганизация психо- и социогенез/ Сб. под ред. Келасьева В. Н., СпбГУ, 1996
  112. Г. А. Павлова Л.П. Романенко А. Ф. Статистические методы исследования электроэнцефалограммы человека. Л., 1968.
  113. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1999.
  114. П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.
  115. П.В. Созидающий мозг. М, 1987.
  116. П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
  117. В. Б., Милейковский Б. Ю., Веревкина С. В. исследование нейрональных механизмов формирования пароксизмальнои активности методом высокочастотной записи ЭЭГ.
  118. В. Б. Рыбина И .Я. Практическое руководство для врачей по электроэнцефалографической диагностике и подходу к выбору марки прибора согласно клиническим требованиям. С-Пб., 1994.
  119. В.Б., Щукина Н. В. Новые электрофизиологические методы диагностики в психоневрологии. С-Пб, 1997.
  120. JI.H. Введение в психологию индивидуальности М. «ИПП», 2001.
  121. Современная западная философия/ словарь ред. В. А. Лекторский, М., 1991.
  122. Е.Н., Измайлов И. А., Шмелев А. Г., Лившиц Г.Я, Третьяков Н. Н. Компьютеризированная система для проведения научных исследований, психодиагностики и обучения//Психол. журн., т.6, № 6, 1985.-с. 142−147.
  123. Л.В. Развитие учения о мозге и поведении. СПб., 1995.
  124. Р., Джонсон X., Бил К. Экспериментальная психология. М., 2001.
  125. С. Экспериментальная психология. М., 1964.
  126. К.В. Биологические мотивации. М., 1971.
  127. К.В. Общая теория функциональных систем М: «Медицина, 1984.
  128. К.В. Системные механизмы мотивации. М., 1979.
  129. .М. Об объективном методе в психологии. М., 52.
  130. Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. С-Пб 2000.
  131. А.А. Доминанта СПб., Питер, 2002
  132. Философский энциклопедический словарь/ сост. Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А., М., 1997.
  133. П., Пиаже Ж., Экспериментальная психология T.l. М., 1975
  134. Г. Информация и самоорганизация (макроскопический подход к сложным системам) М: „Мир“, 1991, 237 с.
  135. Е.Д. Нейропсихология, М., 2002.
  136. Л. Зиглер Д. Теории личности.С-Пб.:"Питер», 1997,606 с.
  137. Д. Глаз, мозг, зрение. М., 1990.
  138. Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир. 1981. .
  139. Ч. Вызванные потенциалы в норме и патологии. М., 1958.
  140. Шафранская К. Д Эмоциональные характеристики и их структура//Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов Л: изд. ЛГУ, 1976, с. 176 — 188
  141. В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М., 1995.
  142. Г. Нейробиология. М., 1987. Т. 1,2.
  143. А.Н., Александров В. В. Машинная графика физиологических данных. Л-д.: «Наука», 1981.
  144. А.Н., Цицерошин М. Н., Апанасионок B.C. Формирование биопотенциального поля мозга человека. JI-д.: «Наука», 1979.
  145. А.Г. Психодиагностика личностных черт. С-Пб.: «Речь», 2002.
  146. А.Г., Похилько В. И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников: ручные и компьютерные алгоритмы//Вопр.психол., № 4, 1985. с. 126−134.
  147. Л.Б. Опыт прогнозирования в медицине с помощью.ЭВМ Л-д, изд. ЛГУ, 1987, 146 стр.
  148. Л.Т. Типологический подход к прогнозу клинических особенностей хронического алкоголизма// Вопр.психол., № 2, 1986. -с. 91−99.
  149. М. // in Studies of Brain Function. (Springer—Verlag, New York, 1982).
  150. D. J., Gutfreund H., Sompolinsky H. // Phys. Rev. Lett — 1985.— 55—P. 1530
  151. D., Gutfreund H., Sompolinsky H. // Phys. Rev. Lett., 1985.— 55.— P. 1530 // Ann. Phys. (N. Y:) — 1987.— 173— P. 30
  152. A. 0., Gardner E., Wallace D. J. // J. Phys.— 1987.— A20.— P. 2909
  153. Cattell R.B. The Scientific Analysis of Personality. Chicago. 1966.
  154. Comprendre l’homme, construire des modeles / Sous la dir de Rodolphe Ghiglione/ Paris: Ed. du Centre nat. de la rech sci/ 1985 N4.
  155. Conrad J.B. Der Konstitutions-typus als genetisches Problem. Berlin, 1941.
  156. С., Krogh A., Hertz J. A. // J. Phys.— 1987.— A20— P. 4449
  157. F.C., Mitchison G. // Nature— 1983.— 304— P. Ill
  158. A., Amit D. J., Gutfreund H. // Europhys. Lett.— 1986.— 2.— P. 337
  159. A., Sompolinsky H. // Phys. Rev.— 1987.— A35.— P. 4922
  160. R., Gardner E., Zippelius A. // Europhys. Lett.— 1987.— 4—P. 167
  161. S., Opper M. // Phys. Rev. Lett.— 1987.— 58.— P. 949
  162. Dotsenko Vik. S. II J. Phys— 1985.— C18— P. L1017 29. Dotsenko Vik. S. II Physika— 1986.— 140A— P. 410
  163. Dupernuis C.W. Antropometry of extreme somatotypes Amer.J.Phys.
  164. Antropol. 1950, vol.3,№ 3, p.67−85.
  165. Edwards R. Approximation of Neural Network Dynamics by Reaction-Diffusion Equations // Mathematical Methods in the Applied Sciences, Vol. 19,651 677 1996
  166. EysenkH.J. Biological aspects of Personality. L. 1965.
  167. Feigelman M. V., loffe L. В. II Int. J. Mod. Phys— 1987.— Bl— P. 51
  168. E. // Europhys. Lett.— 1987.— 4— P. 481
  169. E., Derrida B. // J. Phys— 1988— A21— P. 271
  170. Gardner E., Stroud N., Wallace D. J. Edinburg Preprints 87/394 (1987) 87/140 (1987).
  171. Gorman R.P., Sejnowski T.J. Analysis of Hidden Units in a Layered Network Trained to Classify Sonar Targets. Neural Networks, 1, pp.7589.
  172. H. // Phys. Rev.— 1988— A37— P. 570
  173. H. Sompolinsky H., Amit D. J. // Phys. Rev.— 1985.— A32.— P. 1007
  174. Gutjahr W. Die Messing psychischer Eigenschaften, VEB Deutscher verlag der Wissenschaften. Berlin, 1971
  175. D. O. // The organization of behaviour, Wiley, N. Y. (1949)
  176. Hecht-Nielsen R. Theory of the backpropagation neural network // International joint conference on neural networks, Sheraton Washington Hotel, Washington D.C., June 18−22, vol. 1, 1989, p. 593−606.
  177. Heisenberg M. Voluntariness (Wilikurfahigkeit) and the generalorganization of behavior //Flexibility and constraint in behavioral systems. England.' John Wiley & Sons Ltd. 1994, P. 147.
  178. J. A., Grinstein G., Solla S. A. // In. Heidelberg Collq. on Glassy Dynamics. Lect. Nouts. in physics. Vol. 275, Springer—Verlag, 1987
  179. J. J. // Proc. Nat. Acad. Sci. USA.— 1982.— 79.— P. 2554
  180. J. J., Feinstein D. 1., Palmer R. B. // Nature, 304.— 1983— 304—P. 158
  181. Howells W.W. A faktorial study of constitutinal type, Amer.J. Phys.Antropol., 1952, vol.10, № 1, p.91−118.
  182. D. H. Wiesel T. N. // Proc. Roy. Soc. London Ser— 1977— В198—P. 1
  183. I., Sompolinsky H. // Phys. Rev, — 1987— A35— P. 380
  184. I. // Phys. Rev. Lett.— 1988.— 60— P. 1991
  185. I., Sompolinsky H. // Phys. Rev. Lett.— 1987.— 58.— P. 164
  186. S., Gellatt C. D., Vecchi M. F. // Science.— 1983^— 220.— P. 671
  187. Kree R., Zippelius A. II Phys. Rev— 1987— A36— P. 4421
  188. Kretschmer E. Korperbau und Charakter. Ausg. Berlin: Springer, 1955.
  189. Lasker G.W. The effects of partial starvation on somatotypse,-Amer, J, Phys.Anthropol., 1947, vol. 5, № 2, p. 323−342.
  190. W. A. // Math. Biosci.— 1974— 19— P. 101
  191. McCulloch W. A- Pitts W. // Bull. Math. Biophys— 1943— 5— P. 115
  192. Mezard M- Parisi G., Sourlas N., Toulouse G. and Virasoro M. // Phys. Rev. Lett— 1984— 52— P. 1156
  193. N., Virasoro M. A. // J. Physique.— 1986.— 47— P. 1857
  194. G. //J. Phys.— 1986.— A 19—P. L675
  195. G., Mezard M. // Europhys. Lett— 1987— 3— P. 1067
  196. P. // Biol. Cybern— 1984— 50— P. 51
  197. Perreto P., Niez 1.1. II Biol. Cybern.— 1986.— 54.— P. 53
  198. Personaz L., Gyuon I- Dreyfus G. // J. Phys. (Paris) Lett.— 1985.— 46.— P. L359
  199. L., Guyon I., Dreufus G. // J. Physique Lett. — 1985.— 46— P. L359- Phys. Rev.— 1986.— A34— P. 4217
  200. Rees L., Eysenk H.J. A faktorial study of some morphological andpsychologikal aspects of human constitution. J.Mental. Sci., 1945, vol.91, № 382, p.8−12
  201. Riedel U., Kuhn R., van Hemmen J. L. Heidelberg 437 (1987).
  202. Rumelhart D.E., Hinton G.E., Williams R.J. Learning Representations by Back-propagating Errors, Nature vol. 323, p. 533. 1986.
  203. Sheldon W.H., Stevens S., Tucker W.B. Varieties of Human Psysique, 1. New York, 1940.
  204. H. // in Heidelberg Colloquim on Glassy Dynamics, ref. 1— 4, p. 485.
  205. H. // Phys. Rev.— 1986— A34— P. 2571
  206. H., Kanter I. // Phys. Rev. Lett.— 1986.— 57— P. 2861
  207. Stornetta W.S., Huberman B.A. An improved three-layer, backpropagation algorithm. In Proceedings of the IEEE First Conferenceon Neural Networks, eds. M. Caudill and C. Butler. San Diego, CA: SOS Printing. 1987.
  208. Tsodyks M. V. H Modern Phys. Lett. B— 1989.— 3— P. 555
  209. Tsodyks M. V. II Europhys. Lett— 1988— 7.— P. 203
  210. M. V., Feigelman M. V. // Europhys. Lett.— 1988.— 6.— P. 101
  211. D. J. // in «Lattice Gauge Theory — a Challange in Large Scale Computing» / eds. B. Bunk, К. H Mutter and K. Schilling Plenum, N. Y., 313 (1986).
  212. В., Lehr M.A. 30 years of adaptive neural networks: perceptron, madaline, and backpropagation // Proceedings of the IEEE, vol. 78, No. 9, September, 1990, p. 1415−1442.
Заполнить форму текущей работой