Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы формирования и оперирования базой знаний геоэкологического образования в информационно-коммуникационном пространстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанный программно-технический комплекс для организации и проведения видеоконференций «Корсика», виртуальный геологический музей УГГУ востребованы в научнообразовательном процессе Уральского государственного горного университета. Разработанные учебно-методические рекомендации по созданию и применению электронных ресурсов, электронные ресурсы геоэкологического направления используются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
    • 1. 1. Состояние экологического образования в России
    • 1. 2. Геоэкологическое образование при подготовке специалистов горного профиля
    • 1. 3. Информационные технологии в системе недропользования
    • 1. 4. Анализ фактического материла экологических исследований 42 геологической среды
  • ГЛАВА. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 2. 1. Основные элементы информационно-коммуникационных 68 технологий (ИКТ)
    • 2. 2. Электронное обучение в высшем профессиональном образовании 70 — инновационная форма геоэкологического образования
    • 2. 3. Использование ИКТ в геоэкологическом картировании
    • 2. 4. Формирование «Открытой экологической среды»
  • ГЛАВА. МОДЕЛЬ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ И МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 3. 1. Концептуальная модель информационно-коммуникационной 96 экологической среды
    • 3. 2. Информационная модель реализации процесса обучения
  • ГЛАВА. ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ БАЗЫ ЗНАНИЙ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
    • 4. 1. Геоэкологическая база знаний 111 4.1.1. Электронные информационные фонды 111 4.1.2 Репозитарий электронных геоэкологических учебно- 115 методических ресурсов (ЭУР)
    • 4. 13. Открытое геоэкологическое пространство — как аспект экологизации широких слоев населения
      • 4. 1. 4. Виртуальный геологический музей Уральского государственного 123 горного университета (УГГУ)
    • 4. 2. Экспериментальная отработка модели на примере УГГУ

Методы формирования и оперирования базой знаний геоэкологического образования в информационно-коммуникационном пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность Развитие постиндустриального общества начала третьего тысячелетия характеризуется глобальным развитием информатизации и вхождением в активную фазу мирового финансово-экономического кризиса, обострившим комплекс глобальных проблем, свидетельствующем о мировом кризисе цивилизации во всех направленияхэкономическом, демографическом, социальном, и особенно экологическом [34]. Хаотичная эксплуатация природных ресурсов, масштабы техногенного прессинга на окружающую среду достигли таких размеров, что опасность необратимых негативных последствий и глобального экологического кризиса стала реальностью [19]. Техногенная нагрузка значительно влияет на геоэкологическое состояние геологической среды территорий, связанных с разработкой минерально-сырьевых ресурсов и развитием сопутствующей инфраструктуры.

Успешная деятельность добывающих и сервисных компаний в ресурсных областях, направленная на обеспечение снижения пагубного воздействия на окружающую среду, во многом зависит от образовательного уровня, профессиональной информационной и геоэкологической компетентности и экологической культуры специалистов, обеспечивающих процессы разведки, разработки недр и принимающих управленческие решения.

Объективная оценка современного экологического состояния геологической среды (ГС), базирующаяся на выявлении основных природных и техногенных факторов, требует создания электронных информационных фондов, баз данных, содержащих информацию, характеризующую эти факторы, применение цифрового картографирования, использования геоэкологических данных, размещенных на удаленном сервере и удобной пользовательской среды, что невозможно без концептуального взаимодействия геоэкологического, геологического и информационного знания [112].

Образование, подготовка кадров и информирование населения об экологических и геоэкологических проблемах, возникающих при взаимодействии человека с окружающей средой, стали считаться одним из главных условий перехода стран к устойчивому развитию и решения проблем будущего выживания человечества [103]. В этой ситуации важно сформировать модель образования XXI в., нацеливая обучение не просто на передачу зачастую устаревших знаний, а на восприятие такой информации, которая может наиболее эффективно способствовать выходу из кризиса, выживанию и дальнейшему созидательному развитию цивилизации [34]. Новая модель, направленная на формирование самостоятельной деятельности, проявление творчества, развитие культуры, особенно экологической, требует переориентации всей системы образования и предполагает приоритетность экологического и геоэкологического знания.

Несмотря на кажущуюся разработанность проблематики, многие вопросы геоэкологического обучения пока не решены как в теоретическом, так и в практическом плане. Существуют противоречия между традиционными формами учебно-методического обеспечения и возникающей потребностью в инновационных технологиях обучения.

Поэтому разработка научно-методических основ использования инновационных технологий в геоэкологическом образовании является актуальной проблемой методологии высшего профессионального образования. В частности, для геолого-геофизического направления существует необходимость разработки комплексной информационной базы геоэкологических знаний, интегрированной в коммуникационное пространство, и сочетающей возможность дистанционного решения прикладных задач недропользования с возможностью использования в образовательном и научно-исследовательском процессе.

Идея работы заключалась в разработке методов формирования и оперирования базой геоэкологических знаний в информационно-коммуникационной среде горного вуза, обеспечивающей динамичность, гибкость и качество образования в области подготовки специалистов геолого-геофизического и геоэкологического направления.

Цель исследования.

Оптимизация процесса геоэкологического обучения на основе использования инновационных технологий на примере Уральского государственного горного университета.

Основные задачи исследования: анализ и систематизация фактического материала по геоэкологическим исследованиям с целью выявления природных и техногенных факторов формирования экологических условий геологической среды (ГС);

— анализ существующих методик оценки экологического состояния ГС, обобщение и анализ современных разработок коммуникационных информационных технологий, используемых при решении прикладных задач недропользования в геолого-геофизическом и экологическом образовании;

— разработка концептуальной модели коммуникационной системы геоэкологического образования и методики организации процесса электронного обучения в информационной среде;

— разработка геоэкологической базы знаний, содержащей фонды геолого-геофизических данных, репозитарий электронных учебных ресурсов, виртуальный геологический музей, открытое экологическое пространство;

— апробация разработанной модели, методик и технологий в горнопрофильном вузе.

Объект исследования.

— учебный процесс геоэкологического образования в полнопрофильном горном вузе с применением инновационных технологий.

Предмет исследования — расширение возможностей традиционных форм геоэкологического образования в системе профессионального обучения на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Фактический материал.

В качестве исходных данных для базы знаний использовались результаты геоэкологических исследований, проведенные кафедрой геоинформатики УГГУ по Западно-Тугровскому участку ХМАО, Курмановскому месторождению хромитов Свердловской области, архивные материалы по Сахаревскому силикатно-никелевому месторождению. Материалы комплексных геоэкологических исследований масштаб 1:50 000, выполненных Ямальской научно-исследовательской геологической экспедицией (ЯНИГЭ) УГГУ в 2000;2004 гг., материалы по Собско-Райизской площади Полярного Урала, масштаб 1:200 000, и Северному Приобью. В базе используются также геоинформационные пакеты, разработанные на кафедре геоинформатики: «Технополис Заречный», «Техногенные месторождения Свердловской области», информационная база данных «Месторождения строительных материалов», электронный атлас «Месторождения подземных вод Свердловской области», а также опубликованные и фондовые материалы.

Методы исследований.

В работе использованы теоретические методы: анализ и систематизация результатов геолого-геофизических, экологических, геоэкологических исследований, научно-методических и технических материалов в опубликованной и фондовой литературе по изучаемой тематике.

Математические методы обработки результатов с использованием информационно-коммуникационных технологийгеоинформационные методы создания картографических моделей и баз информации.

Программно-техническая разработка базы знаний и информационно-коммуникационной среды, а также учебно-методических комплексов геоэкологического направления (электронных учебных пособий, методических пособий, требований, картографической базы).

Защищаемые положения.

Интеграция традиционного и инновационного способов получения знаний формирует новую модель в системе геоэкологического образования, соответствующую динамическому уровню образовательного стандарта на основе совершенствования индивидуальной культуры мышления и развития самостоятельной деятельности.

2. Модель и методика оперирования базой знаний с применением дистанционных образовательных технологий и использованием интернет-ресурсов обеспечивают необходимое качество и оптимизацию процесса геоэкологического обучения.

3. Реализация системы геоэкологических знаний и методики их использования в информационно-коммуникационном пространстве Уральского государственного горного университета позволили успешно развивать образовательный процесс в открытой отраслевой среде.

Научная новизна: разработана концептуальная модель информационного образовательного геоэкологического пространства с использованием системы дистанционного обучения (ДО), учитывающая специфику горной отраслипредложена модель организации геоэкологического обучения в информационной среде для профессионального образования, обеспечивающая динамический уровень образовательного стандартареализована в виртуальном пространстве система геоэкологических знаний, соединившая в. себе два образовательных компонента: предметный (научный и нормативный) — электронные информационные фонды, поисково-аналитические системы, репозитарий геолого-геофизических и геоэкологических знаний и ценностный — виртуальный геологический музей, интернет-проекты «Геологическое наследие Урала», «Истоки Исети». [35,36,37,124,125,138,143].

Практическая значимость.

Разработанный программно-технический комплекс для организации и проведения видеоконференций «Корсика», виртуальный геологический музей УГГУ востребованы в научнообразовательном процессе Уральского государственного горного университета. Разработанные учебно-методические рекомендации по созданию и применению электронных ресурсов, электронные ресурсы геоэкологического направления используются преподавателями УГГУ при проведении лекций, практических занятий и тестировании. Выполненные исследования составили основу результатов по Федеральной целевой научно-технической программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (государственный регистрационный № 0120.0 5 075 451) Госкомвуза РФ, 2005 г.

Личный вклад Результаты исследования, составляющие научную новизну и практическую значимость, получены лично автором. Создана концептуальная модель, методика использования инновационных технологий в образовательном процессе. Для создания базы геоэкологических знаний автором осуществлялся сбор, изучение, анализ, систематизация материалов экологических исследований ГС по Уральскому региону, каталогизация фактического материала с оценкой степени формализации, последующая унификация и конвертация в виртуальную среду. Автор принимал участие в разработке основ методики и технологии использования информационно-коммуникационных систем для научно-образовательного процесса.

Созданы информационные геоэкологические ресурсы (учебно-методические комплексы) для курсов «Геоэкология», «Экология», «Экологическая геофизика». Работа базируется на теоретических, полевых и лабораторно-измерительных исследованиях, выполненных на кафедре геоинформатики Уральского государственного горного университета, составляющей ядро отдела дистанционного образования УГГУ, где автор работает с 2003 года по настоящее время.

Апробация результатов работы.

Отдельные части, положения и результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на научных и научно-практических конференциях различного уровня. Неоднократно докладывались и обсуждались на Горно-промышленной декаде в Уральском государственном горном университете (УГГУ, г. Екатеринбург, 2004, 2005, 2007), III Всероссийской научно-практической конференции-выставке «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» (г. Омск, 2004) — на II Всероссийской научно-методической конференции (г. Оренбург, 2004) — на Всероссийской научно-методической конференции «Телематика» (г. С.-Петербург, 2005, 2007, 2009), на Международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе» (УГТУ — УПИ, г. Екатеринбург, 2008, 2009).

Публикации.

По результатам выполненных исследований опубликованы 15 работ, в том числе 5 статей в журналах, рекомендованных ВАК.

Благодарности.

Автор выражает искреннюю благодарность научному руководителю д.г.-м.н., зав. кафедрой геоинформатики В. Б. Писецкому, оказывавшему неизменную поддержку и содействие в ходе исследований-.

Особую благодарность автор выражает коллегам по работе к.г.-м.н. Ю. В. Каплану и к.г.-м.н. Г. В. Шилиной, а также всем сотрудникам кафедры геоинформатики УГГУ, которые принимали активное участие в обсуждении результатов исследований и высказали много ценных замечаний.

Автор выражает глубокую признательность и благодарность за предоставленные материалы специалистам организаций и сотрудникам кафедр УГГУ для создания системы геоэкологических знаний, контента и помощь в апробации работы: д.г.-м.н., проф. Э. Ф. Емлину, д.г.-м.н., проф. О. Н. Грязнову, д.г.-м.н., проф. А. Г. Талалаю, д.г.-м.н., проф. В. В. Филатову, д.г.-м.н., проф. А. Б. Макарову, к.г.-м.н., доценту И. В. Абатуровой, к.г.-м.н., доценту И. Г. Петровой, к.г.-м.н., доценту JI.A. Стороженко.

Выводы: На основе предложенных моделей в сети Интернет создано и развивается новое информационно-коммуникационное пространство и информационное поле профессионального педагогического Уральского горного сообщества (www.distcom.ru). Эта среда подходит для геоэкологического образовательного процесса в области изучения недр ЗЕМЛИ независимо от форм обучения (очная, заочная, дистанционное), для курсов повышения и переподготовки специалистов горного профиля экологического направления, предоставляет обучающимся методологические, теоретические и практические материалы, средства самооценки и контроля знаний в цифровом виде.

Предоставление участникам образовательного процесса возможностей дистанционных технологий на базе использования системы геоэкологических знаний в коммуникационном виртуальном пространстве привело к использованию инновационных технологий в образовательном процессе, способствуя экологизации широких слоев населения и увеличению абонентов портала. Кропотливая работа многих горных специалистов по сохранению первопричинных источников знаний в цифровом виде, в свою очередь, служит ' предпосылкой для консолидации научного горного сообщества Урала, что очень важно для решения проблем экологического кризиса.

Открытая информационная образовательная геоэкологическая среда, использующая поглощение Интернет ресурсов, занимает важное место в информационно-образовательной среде университета в развитии открытого профессионального образования, и явилась первым шагом к реализации новой модели образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование базы геоэкологических знаний и оптимизация информации, интегрированной в коммуникационное виртуальное пространство, позволили создать инструмент совершенствования и развития технологического уровня для системы геолого-геофизического, геоэкологического научно-образовательного процесса. Разработаны методологические подходы по внедрению ИКТ в геоэкологическое образование с целью повышения эффективности и интенсификации обучения.

В ходе исследования выполнено:

Изучение, анализ и систематизация фактического материала по экологическим исследованиям геологической средыанализ современных разработок коммуникационных информационных технологий, используемых в геоэкологическом образовании.

Разработана комплексная модель коммуникационной образовательной среды на основе системы дистанционного обучения, модель организации процесса электронного геоэкологического обучения в информационной среде, предложена методика применения инновационных технологий в образовании.

Разработана база геоэкологических знаний, включающая электронные информационные фонды, репозитарий электронных учебно-методических ресурсов (ЭУР), экологическое открытое пространство, виртуальный геологический музей Уральского государственного горного университета.

Проведена апробация разработанных методик и технологий в полнопрофильном горном вузе (на примере УГГУ).

Направления развития геоэкологического образования.

В нынешнем периоде глобальной информатизации целесообразным является интеграция экологических образовательных систем вузов и создание единого совместного пространства стратегических образовательных альянсов.

Среда как пространство действий субъектов проявляется на разном уровне, в разных формах и обеспечивает основание для поиска, отбора различных составляющих, элементов учебных курсов, средств и технологий, необходимых для организации геоэкологического образования. Как показало исследование, формирование совместного образовательного геоэкологического пространства стимулируется насущной потребностью. Развитие профессиональных компетенций возможно регулировать российскими образовательными стандартами и требованиями международных образовательных стандартов, разработанными и рекомендованными признанными международными организациями.

Выступая основой активного взаимодействия, среда обеспечивает возможность действия не только государственных, но и общественных структур, т. е. обеспечивает открытую систему отношений для практической выработки единых образовательных стандартов, геоинформационных ресурсов, систем, проектов. Такая информационная геоэкологическая среда может обеспечивать интеграцию электронных учебно-методических ресурсов (ЭУР), разработанных в разных системах дистанционного обучения, разными авторами и по различным технологиям за счет использования единых стандартов разработки (IMS, SCORM, AICC).

Показать весь текст

Список литературы

  1. СВ. Экология: наука и область образования. Методические рекомендации. СПб., 1994.
  2. А. А. Каплан С.Л. Кинелев В. Г. Преподавание в сети Интернет: Учебное пособие для вузов (под ред. Солдаткина В.И.) -М.:Высшая школа, 2003, — 792с.
  3. Андреев А. А, Рубин Ю. Б, Леднев В. А. К вопросу о подготовке преподавателей в современной высшей школе. Материалы Международной научно-методической конференции «Информатизация образования 2006». г. Тула, 16−18 января 2006 г.
  4. А.Н., Кочурова В. В., Курчатова А. Н., Бойцов А. А. Многоуровневая система экологической подготовки студентов нефтегазового профиля. Омский научный вестник.-2007.-№ 1 (52).- С. 122−127.
  5. О.С., Глазачев С. Н. Основания ноосферного образования: Фундаментальный вклад В. И. Вернадского, 2007. 180 с.
  6. Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса. -М., Просвещение, 1982. — 192 с.
  7. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. «Свет»:СПб, 1997.-249с.
  8. С.В. Человеческий фактор в дистанционном процессе обучения и повышения квалификации специалиста. Электронный ресурс.: URL: http://tm.ifmo.ru/tm2005/db/doc/getthes.php?id=l59.
  9. ГА. Актуальные направления реализации концепции непрерывного педагогического образования. // Непрерывное педагогическое образование: СПб: Образование, 1993, -№ 1, с. 3−6.
  10. Бордовский Г. А, Извозчиков В. А, Исаев Ю. В и др. Информатика в понятиях и терминах. М., Просвещение. 1991 г. -206с.
  11. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. с. 330−342.
  12. С.А., Кузнецов А.А, Ракитина Е. А., Захарова Т. Б. Большая15
Заполнить форму текущей работой