Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формы управления у народов Северо-Восточного Кавказа в первой половине XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

История Северного Кавказа является неотъемлемой частью отечественной истории. Наиболее значимым периодом представляется первая половина XIX века, когда на всей территории данного региона происходило формирование и развитие государственных институтов, а также институтов самоуправления. В процессе исследования особое внимание уделялось именно национальным формам управления, которые существовали… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формы управления у народов Севере — Восточного Кавказа до возникновения имамата Шамиля
    • 1. 1. Форма управления у чеченского общества в первой четверти XIX века
    • 1. 2. Формы управления в Дагестане в первой четверти XIX века
      • 1. 2. 1. Форма управления в вольных обществах
      • 1. 2. 2. Форма управления в обществах феодального типа
    • 1. 3. Обычное право (адат) у горских народов
  • Глава II. Система управления в имамате
    • 2. 1. Становление имамата (деятельность первого и второго имамов)
    • 2. 2. Имамат Шамиля
    • 2. 3. Шариат как система правовых норм имамата и «Низамы» Шамиля
    • 2. 4. Налоговая и финансовая политика в имамате
    • 2. 5. Формирование и развитие организационной структуры вооруженных сил имамата
    • 2. 6. Внешнеполитическая деятельность имамата

Формы управления у народов Северо-Восточного Кавказа в первой половине XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История Северного Кавказа является неотъемлемой частью отечественной истории. Наиболее значимым периодом представляется первая половина XIX века, когда на всей территории данного региона происходило формирование и развитие государственных институтов, а также институтов самоуправления. В процессе исследования особое внимание уделялось именно национальным формам управления, которые существовали у различных кавказских народов, поэтому при рассмотрении периода первой половины XIX века не уделяется специального внимания системе управления Российской империи этим регионом. Так как Северный Кавказ представляет собой достаточно большой регион, целесообразнее ограничиться исследованием восточной части этой территории (современные Чечня и Дагестан), где возник имамат — первое крупное политическое образование.

Актуальность темы

исследования. Вооруженные конфликты на территории Северо-Восточного Кавказа в последнее десятилетие показали недостаточную эффективность предпринимаемых мер федеральными государственными органами по урегулированию конфликта в этом регионе и установлению дееспособной системы управления. В связи с этим небезынтересным является исторический аспект данного вопроса. Между событиями, происходившими на Северо-Восточном Кавказе в первой половине XIX века и последним десятилетием XX — начала XXI вв., можно провести определенную параллель. Исследование позволяет получить комплексную и детальную информацию об исторически сложившихся формах управления, имевшихся у местных народов, которые осуществляли управление, исходя из национальных традиций и религиозного фактора, а также опыта построения системы управления в созданном государственном образовании имамате Шамиля, и по возможности определить те меры, введение которых способствовало бы грамотному построению реально функционирующей системы управления. На данный момент времени ситуация в этом регионе вызывает определенную озабоченность с точки зрения затягивания конфликта и, ^ как следствие, отсутствие возможности у жителей районов, находящихся в эпицентре конфронтации, иметь достойный образ жизни. Органы управления несут на себе основную тяжесть обеспечения жителей необходимыми средствами существования. Исходя из этого, грамотный подход в сфере управления с учетом его исторического аспекта может способствовать нормализации обстановки на Северо-Восточном Кавказе.

Историография. Хотя имеется множество работ, посвященных истории ^ Северного Кавказа, большинство из них показывают систему управления.

Российской империи или некоторые формы управления на Северо-Восточном Кавказе. Каждое исследование дореволюционного периода посвящалось в основном одной из форм управления, существовавших в первой половине XIX века в данном регионе. Так А. П. Берже, 1 У. Лаудаев, 2 Е. Максимов3 уделяют внимание чеченскому обществу, но большей частью ограничиваются описанием построения самого общества и существующих у него уклада и традиций. А. П. Берже писал: «.чеченцы не имели князей, ханов и были равны между собой, а если случалось, что инородцы высших сословий селились между ними, то и они утрачивали свой высокий род». 4 В таком же контексте описываются феодальные типы обществ существовавшие в Дагестане Н. Неверовским, 5 П. ф Пржецлавским.6.

М.М. Ковалевский, рассматривая форму управления у союзов вольных обществ Дагестана, характеризует процесс избрания главы тукхума (рода), входящего в вольное обществомеханизм взаимодействия между тукхумамиэлементы управления, существовавшие в селениях, с описанием процедуры их.

1 Берже А. П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.

2 Лаудаев Умалат. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. 1872.

И 3 Максимов Е. Чеченцы. Историко — географический и статистико-экономический очерк //.

Терский календарь на 1894 г. Вып. 3. Кн. 2. 1893.

4 Берже А. П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859. С. 90.

5 Неверовский Н. Краткий взгляд на северный и средний Дагестан // Военный журнал. Кн. 6. СПб., 1847.

6 Пржецлавский П. Дагестан, его нравы и обычаи. // Вестник Европы. Т. III. 1867 т избрания и возложенными на них функциональными обязанностями. Н. Неверовский также освещает данный вопрос.

Адаты (обычное право) горцев исследовали М. М. Ковалевский, A.B. Комаров, 8 Р. И. Леонтович, 9 H.H. Харузин.10 Р. И. Леонтович указывает на существование двух видов права в данном регионе: шариат и адат, которые до конца тридцатых годов XIX века считались господствующими видами права местных горцев.11 A.B. Комаров описывает способы формирования адатов и передачи их из поколения в поколение, механизм судебного процесса и меры.

1 л ответственности, полагающиеся за нарушения. М. М. Ковалевский обрисовывает сами адаты, существующие в разных обществахдолжностных лиц, которые разрешают трения на их основании и необходимые при этом судебные процедуры. H.H. Харузин описывает адаты, существовавшие в чеченском обществе.14 Данный вопрос рассматривается также в работе У. Лаудаева.15.

Система управления, которая была создана во второй четверти XIX века на Северо-Восточном Кавказе, — имамат Шамиля, получила освещение в работе Т. Макарова, который описывает процедуру избрания Шамиля имамом в Чечне в 1840 году, функциональные обязанности некоторых должностных лиц, комплектование и деление военных сил имамата и меры наказаний за различные правонарушения.16 В работе М. Н. Чичаговаой указывается территориальное.

7 Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. Т. II. М., 1890. С. 162.

8 Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним. Материалы для статистики Дагестанской области // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. 1868.

9 Леонтович Р. И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. I. Одесса, 1882.

10 Харузин H.H. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском Этнографическом музее. Вып. 3. 1888.

11 Леонтович Р. И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. I. Одесса, 1882. С.29−30.

12 Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним. Материалы для статистики Дагестанской области // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. 1868. С.7−10.

13 Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. Т. II. М., 1890.

14 Харузин H.H. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском Этнографическом музее. Вып. 3. 1888. С. 116.

15 Лаудаев Умалат. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып. 6.1872. С. 30.

16 Макаров Т. Шамиль: гражданский и военный правитель. // Газета Кавказ. № 94 от 29.11.1859. С.325−326. деление имамата и построение вооруженных сил.17 Д. И. Романовский, 18 В. А. Потто, 19 P.A. Фадеев, 20 И. Дроздов21 описывают составляющие элементы системы управления в имамате.

Особое место среди всех исследований того периода времени занимает работа Н. И. Дубровина «История войны и владычества русских на Кавказе», вышедшая в 1871 году. В этой работе затронуты некоторые элементы форм управления у чеченского общества, вольных обществ, ханств. Также рассматриваются адаты, как составная часть жизнедеятельности обществ. Пристальное внимание уделяется имамату Шамиля. Описываются основные должностные лица имамата с их функциональными обязанностяминизамы, созданные на основании шариатасоставляющие части военных учреждений и способы их комплектованиядоходная и расходная части общественной казны.

В советской историографии выделяются работы Н. И. Покровского. Он уделяет внимание в своих исследованиях имамату Шамиля. В одном из них он пишет: «Благодаря религиозной оболочке движения центральная власть оказывается теократической. Так же построена и вся система управления: как правило, представители „власти на местах“ оказываются муллами. Более крупные должности заняты „учеными“, но и это опять таки те же муллы, только имеющие большее духовное образование. Одним словом, руководство имамата сверху донизу — духовное руководство». 23 Не вызывает сомнений факт сосредоточения в лице имама и светской, и духовной власти, что позволяет говорить о теократической форме правления, но что касается элементов системы управления, то они не носят столь ярко выраженной религиозный характер.

17 Чичагова М. Н. Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк. СПб., 1889. С. 72.

18 Романовский Д. И. Кавказ и Кавказская война. СПб., 1860.

19 Потто В. А. Хаджи-Мурад. // Военный сборник. № 11. 1870.

20 Фадеев P.A. Шестьдесят лет Кавказской войны. Тифлис, 1860.

21 Дроздов И. Начало деятельности Шамиля. (1834 — 1836) // Кавказский сборник. Т. 20. 1899.

22 Дубровин Н. И. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. Кн.1. СПб., 1871.

23 Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. Под. ред. Гаджиева В. Г. Покровского H.H. М., 2000. С. 253. Н. И. Покровский работал над своей книгой в 50-е гг. XX века, однако ее издание было подготовлено его сыном Покровским H.H. и Гаджиевым В. Г. в 2000 году.

Другой исследователь советского периода С. К. Бушуев говорит о том, что Шамиль пытался создать новую государственную систему среди ц «многоплеменного» населения Дагестана и Чечни. Он осуществил целый ряд военно-административных и социально-экономических реформ.24 С. К. Бушуев также освещает форму управления в феодальном типе общества. P.M. Магомедов указывает на то, что государственная система имамата постоянно совершенствовалась. Так, должность мудиров была сокращена, как.

•JfT только стало очевидным их жесткое противостояние с наибами. Система управления в имамате рассматривалась также Х. О. Хашаевым.27.

Форма управления у вольных обществ Дагестана достаточно подробно рассмотрена И. П. Петрушевским, который уделяет внимание способам формирования исполнительных органов власти и их функциональным обязанностям. Рассматривается структура построения самих вольных обществ, которая представляет собой многоступенчатый механизм.

П.А. Брюханов, характеризуя вольные общества, говорит о том, что они Щ отличаются от ханств государственным устройством. Вольные общества Дагестана в первой четверти XIX века были демократическими республиками, а некоторые из них федерациями. Народ вольных обществ принимал участие в управлении прежде всего посредством своих выбранных представителей и непосредственным участием в решении дел на общих собраниях граждан.29 IОбщественный уклад жизни и некоторые элементы управления в вольных обществах и ханствах, а также адаты рассмотрены в работах Х. О. Хашаева, 30.

B.Г. Гаджиева, 31 P.M. Магомедова.32.

24 Бушуев С. К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. M.-JL, 1939.

C.83.

25 Там же. С. 50.

26 Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1939. С. 17.

27 Хашаев Х. О. Движущие силы мюридизма в Дагестане. Махачкала, 1956.

28 Петрушевский И. П. Джаро — Белаканские вольные общества в первой трети XIX столетия. Тифлис, 1934. С.32−37.

Брюханов П. А. Государственное устройство и административное управление вольных обществ Дагестана в первой четверти XIX века // «Сборник трудов» Пятигорского государственного педагогического института. Ставрополь, 1947. С. 158.

30 Хашаев Х. О. Общественно — экономический строй Дагестана в XIX веке. Махачкала, 1954.

В последнее время «кавказская» тема достаточно актуальна, но большинство работ носит конъюнктурный характер и большей частью посвящены военным действиям. Одни из немногочисленных исследований системы управления в имамате — работы М. Гаммера, 33 Ш. Казиева.34 В данных работах описаны все основные элементы системы управления и низамы Шамиля, а также военная промышленность, при этом М. Гаммер уделяет дополнительное внимание внешнеполитической деятельности имамата, а Ш. Казиев экономике и переселенцам.

Таким образом, историографический обзор показывает, что дальнейшего изучения требует более детальное исследование формы управления у чеченского общества, проведение сравнительного анализа соответствия традиционных форм управления и имамата Шамиля.

Характеристика источниковой базы. Источниковую базу диссертации составили архивные документы (опубликованные и неопубликованные), письма должностных лиц имамата, мемуары современников Шамиля, дневники А. И. Руновского и других, записки участников военных действий, материалы периодической печати.

Первую группу источников составляют неопубликованные архивные документы Российского государственного исторического архива (РГИА). В фонде 1268 хранятся документы Кавказского комитета, который был создан в 1833 году. В делах фонда собраны сведения о местных обычаях, заменяющих у мусульман письменное праводанные о движении мюридизмастатистические данные о перешедших на сторону Российской империи непокорных горцахо вторжении Шамиля в Кахетию и др. Также использовались личные фонды Дондуковых-Корсаковых (Ф. 932), Кочубеев (Ф. 971), Мордвиновых (Ф. 994) и фонд канцелярии Синода (Ф. 796).

31 Гаджиев В. Г. Союзы сельских общин Дагестана // Гаджиев В. Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII — начале XIX вв. Махачкала, 1981.

32 Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII-начале XIX вв. Махачкала, 1957.

Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998. Его же. Гаммер М. Государство Шамиля // Восток. № 2. 1993.

34 Казиев Шапи. Имам Шамиль. М., 2001.

Опубликованные документы, извлеченные из Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Центрального государственного исторического архива Республики Грузия (отношения, рапорты, донесения руководящего состава военного командования) собраны в ряде сборников документов.35.

В Рукописном отделе Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской академии наук и рукописном фонде Института истории, языка и литературы в Дагестане собрана переписка Шамиля и других должностных лиц имамата в переводе с арабского языка И. Ю. Крачковского, Г. В. Церетели, Р. Ш. Шарафутдиновой.

Ко второй группе источников относятся дневники, мемуары, записки, письма. Ценнейшим источником является дневник полковника А. И. Руновского, который был приставом Шамиля в Калуге и которому было поручено «стараться из разговора с Шамилем и его рассказов знакомиться со всеми сообщениями войны на Кавказе, с племенами, которыми руководил Шамиль, и со средствами, к которым он прибегал для упрочнения и поддержания своей власти. О нравах, обычаях, торговле и образе правления племен, бывших ему подвластных». 36 Не менее ценным источником являются показания Хаджи-Мурата, составленные Ротмистром Лорис-Меликовым. Два данных источника находятся в Актах, собранных Кавказской Археографической Комиссией, архива главного управления Кавказского наместника. В этом ряду стоят мемуары Абдурахмана, сына Джемалэдцина «О пребывании Шамиля в Ведено и о прочем», Гаджи-Али в его «Сказании очевидца о Шамиле», Хронике Мухаммеда Тахира ал-Карахи «О дагестанских войнах в период Шамиля», Сеида Абдуррахима Джемалэдцина Хусейна в «Рассказе очевидца о Шамиле и его современниках». Все перечисленные люди являлись ближайшими сторонниками Шамиля. Определенный интерес вызывают работы видного ученого XIX века М.А. Казем-бека в связи с его личным общением с Шамилем в.

1С.

Гаджиев В. Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20−50 гг. XIX в. Сборник документов. Махачкала, 1959. Шамиль — ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Под ред. Цагарайшвили Ш. В. Тбилиси, 1953.

36 О назначении взятому в плен Шамилю пенсии на 10 тысяч рублей серебром в год. 19 сентября 1859 г. — 13 ноября 1861 г. РГИА. Ф.1268. Оп.Ю. Д. 197. Л.9.

Санкт-Петербурге и Калуге. Сведения о дополнительных элементах управления были выявлены из статьи бывшего командира первой легкой батареи Кавказской Гренадерской Артиллерийской бригады полковника Де-Саже, который в свою очередь их почерпнул из словесных показаний одного из приближенных Шамиля. Определенный интерес вызывают сведения, полученные от военнослужащих И. Загорского, И. Н. Румянцева, бывших в плену в имамате, показания прапорщика Орбелиани, находившегося в 1842 году в плену у Шамиля, а также воспоминания участников военных действий H.A. Волконского, А. Аноева, А. Ржевуского, А. Юрова о системе управления в имамате.

В качестве источника использовался документ, найденный Р. Ш. Шарафутиновой и получивший название: «Еще один „Низам“ Шамиля», а также письмо к Гизо Виконта Г. Кастильона, который путешествовал по данному региону и описал территориальное разделение имамата.

Третью группу источников составили периодические печатные издания: «Вестник Европы», «Письменные памятники Востока», «Русский Вестник», «Русское слово», «Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском Этнографическом музее», «Современник». Профильные сборники: «Военный сборник», «Кавказский сборник», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Сборник сведений о кавказских горцах». Газета «Кавказ». В этих изданиях автор извлек сведения об элементах управления в имамате с их функциональными обязанностями, постановления Шамиля, регулирующие хозяйственные взаимоотношения между жителями имамата, статистические данные о финансовых поступлениях имамата.

Автор впервые ввел в научный оборот архивные данные, касающиеся переселения жителей имамата в пределы Российской империи, и сведения о результатах вторжения Шамиля в Грузию в 1854 году.

Объектом исследования выступает регион Северо — Восточного Кавказа.

Предметом исследования являются формы управления, существовавшие у народов данного региона на протяжении первой половины XIX века.

Цель исследования заключается в определении соответствия исторически сложившихся форм управления у народов Северо-Восточного Кавказа и созданной системы управления в образованном государстве на данной территории — имамате Шамиля во второй четверти XIX века.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: исследование и анализ формы управления в чеченском обществеисследование и анализ формы управления в вольных обществах Дагестанаисследование и анализ формы управления в обществах феодального типа Дагестанаисследование и анализ системы управления в имамате Шамиля.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1813 года, момента присоединения Дагестана к Российской империи, по 1859 годликвидации имамата Шамиля.

Методология диссертации. В основу диссертации положен метод сравнительного анализа, с помощью которого предпринята попытка выявить схожие черты между традиционными формами управления в Дагестане и Чечне и имаматом Шамиля. Теоретико-методологическую базу составили системный и диалектический подходы, принципы историзма и объективности.

Научная новизна работы заключается в определении соответствия традиционных форм управления у народов Северо-Восточного Кавказа (Дагестан и Чечня) и системы управления в созданном государстве с теократической формой правления — имамате Шамиля.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в преподавании курса Отечественная история, спецкурсов «История Кавказа», «Система управления на Северном Кавказе». Кроме того, проведенное исследование позволяет применить сделанные в нем рекомендации для совершенствования системы управления в Чеченской республике.

Апробация исследования состоялась на шести научных конференциях:

1. Социально — экономические приоритеты регионального развития: Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. 13−14 декабря 2001 года. Самарская государственная экономическая академия.

2. Совершенствование системы государственного и муниципального управления в РФ и ее регионах. Итоговая научно-методическая конференция СЗАГС-2001.

3. Государственное и муниципальное управление в России: история и современность. Итоговая научно-практическая конференция СЗАГС. 27 февраля 2002.

4. Государственность и государственная служба России: пути развития. Междисциплинарная аспирантская конференция РАГС-СЗАГС. 14−16 июня 2002.

5. Вестник молодых ученых. 2002. Самарская государственная экономическая академия.

6. Государственность и государственная служба России: пути развития. Междисциплинарная аспирантская конференция РАГС-СЗАГС. 15−16 мая 2003.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, девяти параграфов, промежуточных выводов, заключения, списка источников и литературы, списка терминов, списка сокращений, приложений.

Заключение

.

В результате проведенного исследования, формы управления, существовавшие на территории Северо-Восточного Кавказа в первой половине XIX века, можно охарактеризовать следующим образом.

Как такового государственного образования у чеченского общества не было. Управление было сосредоточено в рамках селений. Законодательным органом власти являлось собрание всех жителей аула мужского пола, достигших совершеннолетия на форуме (терхи). Исполнительный орган власти в виде должностного лица избирался также на форуме, с согласия которого мог быть сформирован дополнительный штат. Отчет о проделанной работе исполнительный орган представлял на собрании жителей аула. Судебная власть находилась в руках старейшин, которые разрешали вопросы по адату и кадий (мулл), в ведении которых находилось судопроизводство по шариату.

Управление в союзах вольных обществ Дагестана представляет собой многоуровневую структуру. Все ветви власти самого союза вольных обществ были сконцентрированы в главном селении союза. Высшим органом власти являлось собрание представителей всех тукхумов (родов), на котором избирались все представители исполнительной власти, в том числе кевха (старшина), возглавлявший вертикаль исполнительной власти и разрешавший споры по адату. Судопроизводство по шариату находилось в ведении кадиев (мулл). Управление во всех остальных селениях союза вольных обществ осуществлялось идентичным образом.

Необходимо отметить схожие признаки в формах управления у чеченского общества и союза вольных обществ в Дагестане в рамках селений.

Верховная власть в обществах феодального типа принадлежала владетелю (хану). В его непосредственном подчинении находились исполнительные органы власти, напоминающие правительство в современных государствах, которые располагались в резиденции хана. Следующим руководящим звеном после хана являлись беки, правившие от его имени на местах, в отдельных вольных обществах и уделах, опираясь на своих вооруженных нукеров, которые выполняли и полицейские функции. В своих уделах беки пользовались всей полнотой власти, и им подчинялись местные органы исполнительной власти, с четко очерченными функциональными обязанностями. Судебная власть находилась в руках ханов, беков, которые могли разрешать спорные вопросы по адату, и кадиев (мулл), в ведении которых находилось судопроизводство по шариату.

Имамат являлся государством с теократической формой правления. Имам Шамиль построил иерархическую систему управления, которая постепенно усложнялась и совершенствовалась. Законодательная ветвь власти была сосредоточена непосредственно в руках имама. Право законодательной инициативы имели члены Диван-ханэ. Исполнительная власть, как и судебная власть, имела вполне очерченную структуру, с элементами, которые были наделены определенными функциональными обязанностями. Между элементами каждой из ветвей власти, кроме законодательной, существовала определенная взаимосвязь. Шамиль четко разграничил сферы ведения исполнительной и судебной властей в соответствии с принципом разграничения властей. Законодательная власть в данном случае стоит особняком. Данный факт вызван в определенной степени менталитетом данного региона и особой ситуацией, вызванной непрекращающейся войной на протяжении всего периода времени существования имамата. Особенностью указанных выше причин является и тот факт, что высшая инстанция судебной власти была сосредоточена в лице имама.

Имам Шамиль создал систему контроля, которая позволяла ему знать о реальном положение дел в имамате и в соответствии с этим принимать адекватные решения, которые в кратчайшее время доводились до сведения необходимых должностных лиц посредством созданной скоростной почтовой службой.

В имамате было создано единое правовое пространство, нормативной базой которого являлись шариат и низамы, изданные на его основе с учетом особенностей функционирования имамата.

Имам Шамиль сумел систематизировать налоговые поступления и организовать их сбор, а также распределение расходов в рамках налоговой политики. Несмотря на отсутствие исполнения некоторых регулятивных функций в финансовой сфере, Шамиль упорядочил обращение денежных средств и всячески стремился поддерживать и по возможности развивать торговые отношения.

Имаму Шамилю удалось организовать вооруженные силы имамата: разделить на рода войск, ввести структуру с необходимыми атрибутами, по возможности создать регулярные части, определить четкие критерии отбора среди жителей имамата для участия в военных кампаниях и способы их оперативного формирования в боевые части. С целью стимулирования самоотверженности в боевых действиях были введены награды. Имам стал использовать такой новый вид оружия для горцев, как артиллерия, применяя при этом внутренние ресурсы имамата с использованием созданных местных заводов.

Элементы, которые были наделены конкретными функциями, обеспечивали поддержание режима деятельности имамата и его целостность. Гибкость и живучесть системе управления придавали связи между ее элементами, в которых весомую роль играло личное участие имама Шамиля.

Таким образом, можно констатировать, что Имам Шамиль построил достаточно эффективную систему управления, которая позволила ему управлять имаматом продолжительный период времени.

Система управления в имамате имеет схожие черты с формой управления, существовавшей в обществах феодального типа, в основании которой также лежал территориальный принцип управления. Однако имам Шамиль дополнил систему управления в имамате элементами, в том числе заимствованными у Османской империи, четко разграничил исполнительную и судебную ветви власти, предоставив последней независимость в принятии решений, создал эффективную систему контроля и доставления информации. Необходимость создания более совершенной конструкции в системе управления в имамате, возможно, была продиктована большим количеством населения, многонациональностью и общей площадью территории, которая во много раз превышала отдельно взятые ханства.

Говоря о настоящем периоде времени и тех сложностях, которые возникают у федеральных органов власти при построении дееспособной системы управления в Чеченской республике, автор считает необходимым обратить внимание на учитывание адатов (обычного права) среди норм местного законодательствасоздания совещательных органов при главах администраций территориальных районов Чечни, в которые должны входить старейшины местных тейпов (родов), так как исторически институт старейшин у чеченского народа играл ключевую роль в управлении самого обществапо возможности сменить принцип назначения глав администраций из республиканского центра на демократическую процедуру их избрания местными жителями как глав местного самоуправления. Таким образом, удастся преодолеть перманентный конфликт, существующий между республиканским центром и местным населением, так как не всегда кандидатуры, назначенные сверху, устраивают представителей всех местных тейпов, потому что в первую очередь критериями, которые должны быть определяющими при назначении, — управленческие навыки и профессионализм, а не факт личной преданности.

Факт построения имамом Шамилем системы управления, отличающейся от традиционных форм управления в данном регионе, говорит о возможности создания дееспособной системы управления Российской Федерацией при учитывании некоторых специфических особенностей, основанных на традициях и обычаях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники11.1. Архивные документы (неопубликованные)
  2. Российский государственный исторический архив.
  3. Ф. 1268 Кавказский комитет. On. 1. Д. 74, 130, 149,437, 782, 822.
  4. Оп. 2. 583, 612, 641,682, 722. Оп. 3. Д. 208. Д. 4. Оп. 176. Оп. 5. Д. 279.
  5. Оп. 6. 224,403. Оп. 7. Д. 183, 208. Оп. 8. Д. 23, 192,278. Оп. 10. Д. 188, 197
  6. Ф. 796 канцелярия Синода. Оп.135. Д. 1506
  7. Ф. 932 личный фонд Дондуковых-Корсаковых. Оп.1. Д.32
  8. Ф. 971 личный фонд Кочубеев. On. 1. Д. 124
  9. Ф.994 личный фонд Мордвиновых. Оп. 2. Д. 106 011.2. Архивные документы (опубликованные)
  10. Российский государственный военно-исторический архив.
  11. Ф. ВУА (военно-ученый архив). Д. 301, 1293, 6430, 6468, 6478, 6482, 6528. Ф.482. Д. 9.
  12. Центральный государственный исторический архив Республики Грузия. Ф.16. Д. 7958. Ф.548. Оп.З. Д. 284. Ф. 1083. Оп. 2. Д. 359.
  13. Государственный архив Республики Дагестан. Ф. 90. On. 1. Ед. хр. 7.
  14. Рукописный отдел Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской академии наук. Документальный фонд. А 67. Док. 78. А 272. Инв. № 1680.
  15. Сборник материалов и документов
  16. Акты собранные Кавказской Археографической Комиссией. Архив главного управления Кавказского наместника.
  17. Арабоязычные документы эпохи Шамиля. Сост., пер. с араб. Р. Ш. Шарафутдиновой. М., 20 013. Военный сборник
  18. В. Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20−50 гг. XIX в. Сборник документов. Махачкала, 1959
  19. Г. Е. Бушуев С.К. Материалы по истории Дагестана и Чечни (первая половина XIX века). Махачкала, 1940.6. Кавказский Сборник.
  20. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.
  21. Сборник сведений о кавказских горцах.
  22. Феодальные отношения в Дагестане в XIX нач. XX вв. Архивные материалы. Сост., предисл., прим. Х. О. Хашаев. М., 1969
  23. Шамиль ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Под ред. Цагарайшвили Ш. В. Тбилиси, 1953
  24. Опубликованные источники, мемуары, дневники, письма
  25. А. Воспоминания о боевой службе на Кавказе // Военный сборник. № 6. 1877
  26. И. Путешествие по Дагестану и Закавказью с картами, планами и видами замечательных мест. Казань, 1850
  27. Е.А. Плен у Шамиля. СПб., 1856
  28. H.A. Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 гг. в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Т. 11. 1887
  29. H.A. Трехлетие в Дагестане. 1847 год. Осада Гергебиля и взятие Салты // Кавказский Сборник. Т. 6. 1882
  30. Н.А. Трехлетие в Дагестане. 1849 год. Осада укрепления Чох //Кавказский Сборник. Т. 8. 1884
  31. Выдержки из записок Абдурахмана сына Джемалэддинова о пребывании Шамиля в Ведено и о прочем // Газета Кавказ. № 73 от 16.09.1862- № 74 от 20.09.1862.
  32. Выдержки из записок Абдурахмана сына Джемалэддинова о пребывании Шамиля в Ведено и о прочем. Тифлис, 1862
  33. Гаджи — Али. Сказание очевидца о Шамиле. Пер. с араб. // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 7. 1873
  34. Ю.Гасан ал-Кадари. Асари Дагестан (Исторические сведения о Дагестане) // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 46. 1929
  35. Де-Саже. О гражданских, военных и духовных наставлениях Шамиля // Военный сборник. № 3. 1900
  36. Дневник полковника Руновского А. И. // Акты собранные Кавказскою Археографическою Комиссией. Т.ХН. Тифлис, 1904
  37. И. Восемь месяцев в плену горцев // Кавказский сборник. Т. 19. 1898
  38. Записка, составленная из рассказов и показаний Хаджи-Мурада гв. Ротмистром Лорис-Меликовым, конец 1851 года или начало 1852 года // Акты собранные Кавказской Археографической Комиссией. Т. X. Тифлис, 1885
  39. Из показаний прапорщика Орбелиани, находившегося в 1842 году в плену у Шамиля, о системе управления в имамате. 1843 г. // Гаджиев В. Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20−50 гг. Х1Х века. Сборник документов. Махачкала, 1959
  40. Казем-бек М. А. Избранные произведения. Баку, 1985
  41. Казем-бек М. А. Мюридизм и Шамиль // Русское слово. № 12. 1859
  42. Казем-бек М.А. О значении имама, его власть и достоинство // Русское слово. № 3. 1860
  43. Я.И. Записки об аварской экспедиции на Кавказе в 1837 году// Современник№ 10. 1850
  44. И.Ю. Арабская рукопись воспоминаний о Шамиле. Jl., 1934
  45. И.Ю. Неизданное письмо Шамиля. Л., 1934
  46. И.Ю. Новые арабские материалы по истории Шамиля в Институте востоковедения Академии наук СССР. М.Л., 1936
  47. И.Ю. Новые материалы о Шамиле. Л., 1935
  48. И.Ю. Новые рукописи истории Шамиля Мухаммеда Тахира альКарахи. М.Л., 1939
  49. И.П. Карта горских народов, подвластных Шамилю // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. 1872
  50. Мухаммед-Тахир ал Карахи. Три имама. Пер. с араб. Махачкала, 1927
  51. Низам Шамиля // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3. 1992
  52. Отношение барона Розена к графу Чернышеву" от 05 октября 1836 года // Акты собранные Кавказской Археографической Комиссией. Т. VIII. Тифлис, 1881
  53. Отчет по Департаменту общих дел Главного управления Наместника кавказского за 1860 год // Акты собранные Кавказскою Археографическою Комиссией. Том XII. Тифлис, 1904.
  54. Письмо турецкого султана. Шамилю (не ранее октября 1853 г.) // Арабоязычные документы эпохи Шамиля. Сост., пер. с араб. Р. Ш. Шарафутдиновой. М., 2001
  55. Письмо Абакара Мухаммадмирзе (не ранее марта 1849 г. и не позднее июня 1851 г.) // Арабоязычные документы эпохи Шамиля. Сост., пер. с араб. Р. Ш. Шарафутдиновой. М., 2001
  56. Письмо Виконта Г. Кастильона к Гизо (24.04.1844 04.03.1846) // Историк-Марксист. Кн. 5. 1936
  57. Письмо Шамиля Дубе. (2-я половина 1845 г.-2-я половина 1850 г.) // Арабоязычные документы эпохи Шамиля. Сост., пер. с араб. Р. Ш. Шарафутдиновой. М., 2001
  58. Письмо Шамиля к наибу Омару с требованием наказать фальшивомонетчиков от 27 марта 1857 г. // Гаджиев В. Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20−50 гг. XIX века. Сборник документов. Махачкала, 1959
  59. Письмо Шамиля к французскому послу в Константинополе с просьбой о помощи. Февраль 1857 года. // Гаджиев В. Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20−50 гг. XIX века. Сборник документов. Махачкала, 1959
  60. Письмо Шамиля ко всем алимам и кадиям имамата. 1845 год // Гаджиев В. Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20−50 гг. ХГХ века. Сборник документов. Махачкала, 1959
  61. Письмо Шамиля ко всем наибам, кадиям, мюридам и прочим мусульманам (в период с 06 ноября 1850 года по 26 сентября 1851 года) // Арабоязычные документы эпохи Шамиля. Сост., пер. с араб. Р. Ш. Шарафутдиновой. М., 2001
  62. Письмо Шамиля наибам Рамазану, Магомед-Али, Исмаилу, Магомед-Амину, Албури,. Абакар-Гаджи и Ибрагиму, (ноябрь 1853 г.) // Гаджиев
  63. В.Г. Рамазанов Х. Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20−50 гг. XIX в. Сборник документов. Махачкала, 1959
  64. Письмо Шамиля наибу Гази-Мухаммеду ат-Талки (октябрь 1853 года) // Халилов A.M. Идрисов М. М. Шамиль в истории Северного Кавказа и народной памяти. Махачкала, 1998.
  65. Письмо Шамиля правителю Хиджаза (не ранее 1853 года) // Арабоязычные документы эпохи Шамиля. Сост., пер. с араб. Р. Ш. Шарафутдиновой. М., 2001
  66. Рапорт Ген.-адьют. Нейдгардта Ген.-адьют. Чернышеву об управлении, введенном Шамилем в Чечне. 20 ноября 1843 г. // Гаджиев В. Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20−50 rr. XIX века. Сборник документов. Махачкала, 1959
  67. Рапорт Ген.-лейт. Вельяминова от 05 ноября 1831 года за № 1041.// Грюмберг Г. Е. Бушуев С.К. Материалы по истории Дагестана и Чечни (первая половина XIX века). Махачкала, 1940
  68. А. 1845 год на Кавказ //Кавказский Сборник. Т. 6. 1882
  69. И.Н. В плену у Шамиля. Записки русского. Т. 1. СПб., 1877
  70. А.И. Записки о Шамиле. Махачкала, 1989
  71. А.И. Канлы в немирном крае // Военный сборник. № 7. 1860
  72. А.И. Кодекс Шамиля. Махачкала, 1992
  73. А.И. Мюридизм и газават. // Русский Вестник. № 12. 1862
  74. А.И. Мюридизм и газават. Махачкала, 1996
  75. А.И. Шамиль // Военный сборник. № 2. 1860
  76. Сеид Абдуррахим Джемалэддин Хусейн. Рассказ очевидца о Шамиле и его современниках // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 32. 1903
  77. Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля. Перевод с арабского А. М. Барабанова. Предисловие И. Ю. Крачковского. М.:Л., 1941
  78. Г. В. Вновь найденные письма Шамиля. Труды первой сессии арабистов. М.Л., 1937
  79. Р.Ш. Арабоязычные документы из архива академика Б.А.Дорна в ЛО ИВ АН СССР // Гаджиев В. Г. Народно освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20 — 50 х. гг. XIX века. Махачкала, 1994
  80. Р.Ш. Еще один «Низам» Шамиля // Письменные памятники Востока. Историко филологические исследования. Ежегодник за 1975 г. 1982
  81. А. 1843 год на Кавказе // Кавказский Сборник. Т. 6.1882
  82. А. 1844 год на Кавказе // Кавказский Сборник. Т. 7. 188 314. Периодическая печать14.1. Журналы
  83. Вестник Европы. Второй год. Т. III. 1867.
  84. Военный журнал. Кн. 6. 1847.
  85. Военный сборник. № 2. 1860- № 3. 1900- № 6. 1877- № 9. 1859- № 11. 1870.
  86. Вопросы истории. № 5,6. 1996.
  87. Восток. № 2. 1993- № 5. 1995.
  88. Историк Марксист. Кн. 2. 1934- Кн. 5. 1936- Кн. 5−6. 1937.
  89. Кавказский сборник. Т.6. 1882- Т.7. 1883- Т.8. 1884- Т.П. 1887- Т.19. 1898- Т.20. 1899.
  90. Кавказский этнографический сборник. № 2. 1968- № 6. 1986.
  91. Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник за 1975 г. 1982
  92. Русский Вестник. № 12. 1862
  93. Русское слово. № 3. 1860- № 12. 185
  94. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып.32. 1903- Вып .46. 1929.• 13. Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском
  95. Этнографическом музее. Вып. 3. 1888.
  96. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.1. 1868- Вып. 3. 1992- Вып. 4. 1870- Вып. 6. 1872- Вып. 7. 1873.15. Современник. № 10. 1850.
  97. Терский календарь на 1894 г. Вып. 3. Кн. 2. 189 314.2. Газеты
  98. А. Х.-М. Махоммед Ярагский: мусульманский философ, поборник веры, свободы, нравственности. Махачкала, 1996
  99. М.А. Территории сельских обществ и их союзов горного Дагестана // Гаджиев В. Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII начале XIX вв. Махачкала, 1981
  100. Ю.А. Чеченцы: история и современность. М., 1996
  101. .Г. Общественный строй сюргинского союза сельских общин в XVIII—XIX вв.. // Гаджиев В. Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII начале XIX вв. Махачкала, 1981
  102. .Г. Особенности управления даргинских союзов сельских общин (XVIII-первая половина XIX вв.) // Гаджиев В. Г. Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989
  103. И. Путешествие по Дагестану и Закавказью с картами, планами и видами замечательных мест. Казань, 1850
  104. Н.И. Кавказ (природа и люди). СПб., 1912
  105. А.П. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Тифлис, 1858
  106. А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859
  107. М.М. Кавказская война (1817−1864 гг.). М., 1994
  108. З.М. Некоторые черты административного развития Северного Кавказа в 20-х. гг. XIX в. // Россия и Северный Кавказ (проблемы историко-культурного единства). Грозный, 1990
  109. П.А. Государственное устройство и административное управление вольных обществ Дагестана в первой четверти XIX века // «Сборник трудов» Пятигорского государственного педагогического института. Ставрополь, 1947
  110. С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М.-Л., 1939
  111. С.К. Государственная система имамата Шамиля // Историк -Марксист. Кн. 5−6 (63−64). 1937
  112. С.К. Дагестан и Чечня в период завоевания их царизмом. Материалы по истории Дагестана и Чечни (первая половина XIX века). Махачкала, 1940
  113. С.К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России. М., 1955
  114. Вопросы историко культурных связей на Северном Кавказе. Ред. колл. Блиев М. М. Орджоникидзе, 1985
  115. Воронов. Гуниб и его окрестности // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3. М, 1992
  116. .И. Шамиль. От Гимр до Медины. Махачкала, 1992
  117. В.Г. Военная организация и воинские знаки отличия в государстве Шамиля // Государство и государственные учреждения дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1989
  118. В.Г. Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989
  119. В.Г. Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и с народами Кавказа. Махачкала, 1982
  120. В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965
  121. В.Г. Союзы сельских общин Дагестана // Гаджиев В. Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII — начале XIX вв. Махачкала, 1981
  122. К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001
  123. Т.В. Джаро-белоканский союз сельских общин в освещении французского консула Гамбы. // Гаджиев В. Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII начале XIX вв. Махачкала, 1981
  124. M. Государство Шамиля // Восток. № 2. 1993
  125. М. Шамиль правитель Чечни и Дагестана // Восток. № 5. 1995
  126. М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. M., 1998
  127. А.Н. Арабский язык и кавказоведение. Труды второй сессии ассоциации арабистов. Под редакцией Крачковского И. Ю. M. JL, 1941
  128. А.Н. Задача этнографического изучения Кавказа. M. JL, 1936
  129. А.Н. Из культурного прошлого ингушей. JL, 1934
  130. . А.Н. Арабская карта Чечни эпохи Шамиля. JI., 1933
  131. П. Сословно-поземельный вопрос и раятская зависимость в Дагестане //Этнографическое обозрение. № 2. 1901
  132. Н.Ф. Очерк суда и уголовных преступлений // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 4. 1870
  133. Э.М. Историография истории Дагестана досоветского периода. Махачкала, 1986
  134. В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. М., 2001
  135. В.В. Большая игра на Кавказе. История и современность. М., 2001
  136. В.В. Обзор источников по проблеме «Кавказ в системе международных отношений 30−60-х гг. XIX века». Владикавказ, 1992
  137. В. И. Дементьев В.В. Кавказ в сердце России. М., 2000.
  138. В.П. Еще раз о союзах сельских обществ // Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Махачкала, 1974
  139. И. Начало деятельности Шамиля. (1834 1836) // Кавказский сборник. Т. 20.1899
  140. Н.И. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. Кн.1. СПб., 1871
  141. Х.М. Некоторые вопросы истории народно-освободительной борьбы горцев Северо-Восточного Кавказа против царизма (20−50-х годов XIX века) // Дагестан в составе России: Исторические корни дружбы народов России и Дагестана. Махачкала, 1990
  142. Ислам. Краткий справочник. М., 1983
  143. А.П. Этнографические очерки Аргунского округа. // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.1. 1868
  144. М.С. Движение горцев под руководством Шамиля и польская эмиграция // Гаджиев В. Г. Народно освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20−50-х. гг. XIX века. Махачкала, 1994
  145. История горских и кочевых народов Северного Кавказа в XVIII нач. XIX вв. Ред. колл. Невская В. П. Ставрополь, 1980
  146. История Дагестана в четырех томах. Даниялов Г. Д. (главный редактор) М., 1967
  147. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в.- 1917г). М., 1988
  148. История народов Северного Кавказа (с древнейших времен до нашеговремени). М., 1975
  149. Ш. Имам Шамиль. М., 2001
  150. .А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979
  151. Н.С. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России вторая половина XVIII начало XIX вв. М., 1978
  152. Ю.М. Полюдье в истории Дагестана // Гаджиев В. Г. Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989
  153. М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. II. М., 1890
  154. Е.И. Памятная книжка Дагестана. Темир-Хан-Шура, 1895
  155. A.B. Адаты даргинских обществ // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 7.1873
  156. A.B. Адаты и судопроизводство по ним. Материалы для статистики Дагестанской области // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1.1868
  157. И.Ю. Дагестан и Йемен. M.JI., 1939
  158. У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. 1872
  159. А.Ю. О связях горских народов Кавказа с Россией в конце 40-х начале 50-х годов XIX века. Ставрополь, 1980
  160. Р.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. I. Одесса, 1882
  161. Р.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. II. Одесса, 1883
  162. Д.М. Некоторые особенности социального развития союзов сельских общин западного Дагестана в XV—XVIII вв.. // Гаджиев В. Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII начале XIX вв. Махачкала, 1981
  163. Д.М. Социально экономическое развитие союзов сельских общин Западного Дагестана в XVIII — начале XIX вв. // Гаджиев В. Г. Развитие феодальных отношений в Дагестане (тематический сборник). Махачкала, 1980
  164. P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. Москва, 1960
  165. P.M. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1939
  166. P.M. Два столетия с Шамилем. Махачкала, 1997
  167. Р. М. Новое время и старые обычаи. Махачкала, 1966
  168. P.M. О движении Шамиля. Махачкала, 1949
  169. Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII начале XIX вв. Махачкала, 1957
  170. P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992
  171. P.M. По аулам Дагестана. Махачкала, 1977
  172. P.M. Шамиль в отечественной истории. Махачкала, 1990
  173. P.M. Шамиль. Махачкала, 1940
  174. P.M. Юность Шамиля. Махачкала, 1941
  175. Т. Шамиль: гражданский и военный правитель. // Газета Кавказ. № 94 от 29.11.1859.
  176. Е. Чеченцы. Историко — географический и статистико-экономический очерк // Терский календарь на 1894 г. Вып. 3. Кн. 2. 1893
  177. Г. Н. Становление и развитие российского государственного управления на Северном Кавказе в конце XVIII—XIX вв.. Ростов-на-Дону, 2001
  178. М.С. Новые явления в социально-политической жизни Османской империи во второй половине XVII — XVIII вв. // Османская империя. Система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. М., 1986
  179. Народы Кавказа. T.I. Под редакцией М. О. Косвена, Л. И. Лаврова, Г. А. Нерсесова, Х. О. Хашаева. М., 1960
  180. Н. Краткий взгляд на северный и средний Дагестан // Военный журнал. Кн. 6. СПб., 1847
  181. Д.И. Шамиль // Вопросы истории. № 5,6. 1996
  182. Очерки этнографии горной Ингушетии. // Кавказский этнографический сборник. № 2. Тбилиси., 1968
  183. Очерки этнографии горной Чечни. // Кавказский этнографический сборник. № 6. Тбилиси., 1986
  184. Л. Быт и игры кавказских народов. Ростов-на-Дону, 1925
  185. И.П. Джаро Белаканские вольные общества в первой трети XIX столетия. Тифлис, 1934
  186. М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. М., 1923
  187. Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля. Под. ред. Гаджиева В. Г. Н. Н. Покровского. М., 2000
  188. Н.И. Мюридизм у власти. («Теократическая держава» Шамиля) // Историк-марксист. Т. 2. 1934
  189. В.А. Хаджи-Мурад. // Военный сборник. № 11. 1870
  190. В.А. Кавказская война. Том 2,5. Ставрополь, 1994
  191. П. Дагестан, его нравы и обычаи. // Вестник Европы. T. III. 1867
  192. Проблемы истории и культуры народов Северного Кавказа. Отв. ред. Ортабаев Б. Х. Орджоникидзе, 1985
  193. Районы Северного Кавказа. Краткий статистический справочник. Пятигорск, 1935
  194. Х. Х. Рамазанов А.Х. Шамиль. Исторический портрет. Махачкала, 1990
  195. Д.И. Кавказ и Кавказская война. СПб., 1860
  196. .И. Штурм будет стоить дорого. М.: Виноградова, 2001
  197. И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917г. СПб., 1993
  198. Ю. Царапины на осколках. Хроника-эссе. М., 2002
  199. Умаханов М.-С. К. Система управления ханств Дагестана в XVI—XVII вв. // Гаджиев В. Г. Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989
  200. A.B. Очерки экономического развития степного Предкавказья в дореформенный период. М., 1957
  201. P.A. Шестьдесят лет Кавказской войны. Тифлис, 1860
  202. A.M. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа под руководством Шамиля. Махачкала, 1991
  203. A.M. Идрисов М. М. Шамиль в истории Северного Кавказа и народной памяти. Махачкала, 1998
  204. H.H. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском Этнографическом музее. Вып. 3.1888
  205. Х.О. Движущие силы мюридизма в Дагестане. Махачкала, 1956
  206. Х.О. Занятия населения Дагестана в XIX веке. Махачкала, 1959
  207. Х.О. Кодекс законов Умму-хана Аварского (справедливого). М., 1948
  208. Х.О. Общественно экономический строй Дагестана в XIX веке. Махачкала, 1954
  209. Х.О. Социальная база движения горцев Восточного Кавказа в 1-й половине XIX века. М., 1956
  210. Х.О. Феодальные отношения в Дагестане XIX начало XX века. Архивные материалы. М., 1969
  211. М.Н. Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк. СПб., 1889
  212. Шамиль и Чечня // Военный сборник. № 9. 1859
  213. A.M. Проблема становления Османского государства по турецким источникам XIV—XV вв.. // Османская империя. Система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. М., 1986
  214. С. Исторические записки об управлении Кавказом. Т. 1. Тифлис, 1907
  215. Материалы сессий и конференций
  216. Г. Д. К вопросу о социальной базе и характере движения горцев под руководством Шамиля // О движении горцев под руководством Шамиля. Материалы сессии. Махачкала, 1957
  217. Магомедов Дибир. Уроки истории и современность // Гази-Мухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни. Материалы международной научной конференции 1314 октября 1993 г. Махачкала, 1997 1
  218. Диссертации и авторефераты
  219. А.Г. Антропология малых популяций Дагестана. Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1967
  220. P.M. Общественно экономический и политический строй Дагестана в XVIII начале XIX веков. Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. Махачкала, 1956
  221. Н.И. Мюридизм и таррикат. Статья представляет собой главу из докторской диссертации автора «Завоевание Северо Восточного Кавказа и борьба горцев за независимость». 1939
  222. Н.И. Северо Восточный Кавказ в первой половине XIX века. Тезисы к диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л., 193 8
  223. Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. Махачкала, 195 724. Карты
  224. Административные границы до селений и станиц, включая населенныепункты. Б.м. 1843
  225. Генеральная карта деления между Черным и Каспийским морями. СПб., 1819
  226. Карта Имамата Шамиля в период расцвета (40-е гг. XIX в.) // Соболев Б. И. Штурм будет стоить дорого. Кавказская война XIX века в лицах. М., 2001
  227. Карта меновых дворов на Кавказских линиях (первая половина Х1Хв.) //
  228. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в.- 1917г). М., 1988
  229. Карта наибств, входящих в состав имамата // Казиев Ш. Имам Шамиль. М., 2001
  230. Ага старший, господин, начальник, иногда звание, равнозначное званию бека.
  231. Адат (от арабского обычай) — традиционное правосудие и правосознание кавказских народов, основанное на местных обычаях и традициях. Азат — освобожденный раб.
  232. Аксакал (от тюркского букв, белобородый) — старейшина, входивший в состав сельского аула у лезгин и кумыков Ал им (от арабского) — ученый
  233. Арба (от тюркского) четырехколесная длинная повозка. Аул — горное селение.
  234. Ахунд духовное звание, даваемое некоторым муллам. Бей-туль мал (от арабского) — казна, казначейство- в тексте казна имамата. Бек, бей (от турецкого — господин, повелитель) — в Дагестане титул человека % благородного происхождения, феодальный владетель.
  235. Бий феодал у засулакских кумыков. Бике — женский род от слова бек.
  236. Будун помощник муллы, призывавший правоверных к молитве. Вакфу (от арабского) — форма собственности мечети. Вилайат (от арабского) — провинция, область.
  237. Гяур (от арабского) кяфир неверующий, не исповедующий ислам.
  238. Джамаат (от арабского) народное собрание, общество, община.
  239. Джихад (от арабского натиск) — священная война на своей территории, вкоторой обязан участвовать каждый боеспособный мусульманин.
  240. Диван-ханэ (от персидского суд, канцелярия, совет) — Тайный совет при1. Шамиле.
  241. Закят (от арабского благотворительность) — налог в пользу нуждающихся мусульман. Раз в год мусульманин выплачивает 2,5% своего капитала в качестве милостыни нуждающимся.
  242. Имам (от арабского передний, ведущий) — 1. Политический и религиозный руководитель, какими были Гази — Магомед, Гамзат — бек, Шамиль. 2. Руководитель общественной молитвой в мечети.
  243. Имамат Институт верховного руководства мусульманской религиозной общины, в которой сливается светская и духовная власть.
  244. Кадий (от арабского судья) — судья по Шариату. В Дагестане глава горского общества. При Шамиле духовное лицо, заведующее одной мечетью и ее прихожанами.
  245. Канлы (от тюркского кровавый) — обычай кровной мести.
  246. Капан мера объема, используемая для определения количества сыпучих тел.
  247. Капан приблизительно равен трем пудам.
  248. Карт (от кумыкского) — старик, почтенный. Звание во многих селениях наследственное.
  249. Кевха (от персидского) сборщик бекских повинностй, сельский старшина. Кешкель — участок. Кешкельники — крестьяне. Кул — раб.
  250. Кунак друг, приятель, лицо, связанное с кем-нибудь обязательством взаимного гостеприимства. Лаг — раб. Лай — холоп.
  251. Мааф (от арабского — освобожденный) — освобожденный от налогов. Изъятый из окладных (податных) списков.
  252. Мехкеме (от арабского) суд, трибунал.
  253. Мудир (от арабского) управляющий, глава над рядом наибств.
  254. Мулла (от арабского маула — владыка), служитель религиозного культа умусульман.
  255. Муртазек (от арабского) наемный воин.
  256. Мусташир (от арабского) советник, консультант по финансовым июридическим вопросам.
  257. Муталим учащийся, ученик при мечети.
  258. Муфтий (от арабского толкователь) — официальный толкователь шариата- в годы правления Шамиля религиозный руководитель в районе ответственности одного наиба.
  259. Мухаджир (от арабского) перебежчик, примкнувший к движению Шамиля. Мухтасиб (от арабского) — контролер, инспектор. Муэдзин (от арабского) — призывающий на молитву.
  260. Мюльк (от арабского) безусловная собственность и объект этой собственности.
  261. Мюрид (от арабского желающий, страждущий) — Русские источники использовали этот термин для обозначения всех горцев, боровшихся под знаменами имамов, а все движение называли «мюридизм». Назир — казначей в ханствах. Чиновник в имамате.
  262. Наиб (от арабского заместитель) — костяк при военно-административной системы при Шамиле, правитель и командующий отдельного горского общества.
  263. Низам (от арабского порядок, система, закон) — 1. Введенные Шамилем правила, инструкции, постановления. 2. Части регулярной пехоты Шамиля, созданной по образцу турецкой и египетской армий.
  264. Нукер телохранитель. До ликвидации ханства и бекского управления в Дагестане нукеры были дружинниками, телохранителями и военной силой ханов. После присоединения Дагестана к России нукеры несли полицейскую службу у начальников округов.
  265. Раят- зависимый крестьянин, платящий подать или отбывающий какие-либоповинности.1. Речбар батрак.
  266. Садака (от арабского) добровольная милостыня, предписанная исламомкаждому имущему мусульманину.
  267. Сура (от арабского) — глава Корана.
  268. Тавлинцы дагестанцы (так называли русские).
  269. Тарикат (от арабского) — путь.
  270. Татель (аварский язык) должность в имамате, наблюдавшая за исполнениемрелигиозных обязательств.
  271. Тейп (от чеченского) отдельное общество
  272. Тукхум (от персидского) род.
  273. Тургак должность в имамате старшины в ауле. Одна из функций Сбор налогов.
  274. Уздень (от тюркского) свободный крестьянин-общинник на Сев. Кавказе, с XVI в. также представитель служилого сословия.
  275. Умма (от арабского) мусульманская община.
  276. Уцмий (из дагест яз.) титул владетеля Кайтага.
  277. Учар место общественных сборов, чаще всего это площадь перед мечетью. Хадж (от арабского) — паломничество в Мекку.
  278. Хаджи (от арабского) почетное звание мусульманина, совершившего паломничество в Мекку.
  279. Хиджра (от арабского переселение) — переселение пророка Мухаммеда (а.с.с.) и его последователей из Мекки в Медину в 622 г. Н.Э., с которого ведется мусульманское летоисчесление.
  280. Хумс (от арабского) 1/5 часть военной добычи. Чагар — крепостной крестьянин. Чалма — головной убор.
  281. Чанка сын хана или бека от неравного брака. Он не имел права получать наследство, пользовался только дарами родителя. Чапар — всадник, гонец, почтарь. Чауш (от тюркского) — глашатай.
  282. Чиир (от чеченского) название обычая кровной мести в Чечне. Чухбы (от аварского) — почетные люди, судьи.
  283. Шамхал (от дагест. яз) — титул правителей Казикумухского ханства и Тарковского шамхальства.
Заполнить форму текущей работой