Мусульманское пpateo оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран В о с: т о к, а «Сфера его действия как юридического и идеологического Фактора в наше время также остается весьма, широкой, что во многой определяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в мусульманских странах» К этому следует добавить тот непреложный факт, что из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом" В этом отношении связующим звеном выступают мусульманское право и исламская правовая идеологи?!" Вместе с тем, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения, и оно воспринималось не только как система норм, но и как универсальная политико-правовая доктрина".
Вышесказанное приобретает более актуальное значение, если примем во внимание общую численность мусульман, которая в настоящее время в 3.20 странах мира насчитывает около 800 млн" человек. Более того, из вышеуказанных 120 стран, в 40 странах последователи ислама с ос тавлнют большинство населения" К этой статистике необходимо добавить то, что приблизительно в 30 странах мира ислам признан государственной религией.
К сожалению в мировой правовой литературе воздействие и с лама трад иционно рассматривается в основном примени те ль, но к внутренним отношениям в рамках той или иной мусульманской страны или группы стран" Вместе с тем, вопрос, о воздействии мусульманской религии на международныеотношения исследован слабо, хотя последние публикации, в основном на арабском языке, отчасти заполняют данный пробел в доктрине международного права. В этой связи необходимо также добавить, что в российской международно-правовой литературе этот пробел в оп-р е д е л е и н о й м е р е в о с п о л н е н м о и о г р, а Ф и е й Н" В. Ж д, а н о в, а 1' И с л, а м с к, а я кои ц е п ц и я м и р о п о р я д к, а «» .1. /.
В годы перестройки на исламский фактор и на его влияние часто о вращала внимание сове тс не ая пресса, однако эти публика. ции не привели к глубокому научному анализу воздействия исламского фактора на политическую жизнь некоторых бывших республик СССР и автономных образований Российской Федерации" Вместе с тем, такой анализ, в том числе прав о в о й, требует действительность данного региона, от стабильного состояния ко-т о р о г о в о м н о г о м з, а в и с: и т 6 у д у ш, а я ста б и л ьно с т ь в м и р о в о й п о л ит и к е".
Разработка концепции российской внешней политики без глубокого уяснения исламских международно-правовых доктрин будет страдать односторонностью" Это тем более необходимо, что экономическая и политическая роль мусульманских стран во взаимо. отношениях с Россией все время возрастает. Проявляется и необходимость всестороннего сотрудничества России не только со странами Запада, но и странами Востока, включая исламские государства.
Вышеизложенные Факторы, безусловно, предопределяют актуальность темы настоящей диссертационной работы.
Вышесказанное также предопределило цель диссертационного.
1/, Жданов Н&bdquo- 13″ Исламская концепция миропорядка. ~М., 1991″ исследования, ко торая заключ аетс я в к о и плекс ном и сс ледовании проблемы воздействия ислама на международно. правовое perулиро. вание отношений между исламскими стратами и возможности и спо льзо в, а н ия е го поз и тиви о г о по те нц и ала в Ф о р м и р о в ан и и м еж ду-н ар одно го п р ав о п о р я дк, а .
Источниковедческую базу диссертации составляют Коран и другие источники мусульманского пр-ава, исламские доктрины, к о и с т и т у ц и о н н ы е з, а к о н о д, а т е л ь с т в, а р, а з л и ч н ы х с трап, меж г о с ударственные двусторонние и многосторонние соглашения, акты м е ж д у н, а р од н ы х п f > а в ительс твениых и н е пр авиталь с тве ниы х ор г, а н и-заций и др.
Eiработе использованы труды авторов из России, мусуль-м, а и с к и х и з, а п, а д и ы х с т р, а н «.
Значительную помощь в работе над диссертацией о к: авали ра— 6 о ты р о с с и й с к и х, а в т о р о в, в к о т о р ы х п р о, а н, а л и з и р о в, а н ы о 6 ш, и е проблемы теории международного права. К ним следует отнести труды И. i’L Блищенко, И. В" Жданова, Г&bdquoП" Жукова, №" М. Колосова, А.П. М о в ч, а н а, Г. И ." Гун к и н, а и др.,.
Весьма поле зными оказались труды росс ийск их юр истов-ис ла-м о в е д о в s Л. Р. С ю к: и я й и е н а., А, Г е о р г и е в а, Г". М. К е р и м о в а, И «hl. К. о п ы —• л о в а, Э. С. О н, а н а, М. Б. П и о т р о в с к о г о, !» «» И «М у р о м ц е в, а и д р.
Среди ис ламс к их специалистов особо следует отметить труды.
Ахмад Рама эй, Аль. Муршир ivi" А,, !" «» Мок нудд и на, Абдулла Т’рек: и,.
М.Т.Ибн-Ашура, Абдельк Зейдана.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она представляет собой первое в российской международно-право. вой литературе комплексное исследование исламской концепции международного права, автором которого является человек, чье правосознание сформировалось в исламском прав овом пространстве и лишь потом получил высшее юридическое образование в России.
С помощью данного исследования ряд международно. правовых аистов и литературных источников вводится в научный оборот впервые.
Научная и практическая значимость диссертационого исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы и материалы могут быть использованы, как в общетеоретических исследованиях проблемы прав человека., так и в учебном процессе при преподавании общих курсов и спецкурсов для юристов-международ-ников".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализируя все аспекты диссертационной работы, мы пришли к с л е д у ю ш, и м в ы в о д, а м s.
1/ Исламское международное право представляет собой сово. кунность допустимых исламом' норм и обычаев, регулирующих взаимоотношения мусульманских государств и мусульман с немусульманскими государствами, а также с индивидуумами. представите. лями иных конфессий внутри исламской территории и за ее пределами.
2/ Ис точник ами и с ламс кого междун ар о д ного пр, а в, а яв ля ются К о р, а н, с у н и а, п р е ц е д е н т ы д и п л о м, а т и ч е с к о й п р, а к: т и к: и х, а л и Ф о в, п р е ц е д е н т ы п р, а к т и к: и д р у ги х м у с у л ь м, а и с к и х п р, а в и т е л е й, м н е н и я признанных авторитетов, судебные решения, договоры и другие международные акты, законы отдельных стран, о бы ч ai и (традиции). При этом «о б щ е т е о р е т и ч е с кие» п о л о ж е н и я и с л, а м с к: о г о меж д у н, а р о дног о права выводятся обычно по аналогии с ситуациями из истории общины Мухаммеда. Так, допустимость развития дружественных связей с немусульманскими государствами выводится из факта су. шествования мусульманской и немусульманской общмн в Медине при п р о р оке".
3/ Исламская концепция международного права в качестве конечной цели ставит достижение «исламского единства», моделью которого является халифат, как политическая организация всех мусульман, существовавший в средние века" В ряде работ совре. пенных исламских юристов. международников халифат мыслится как: конфедерация мусульманских государств. Вместе с тем, поскольку создание единого мусульманского государства-, на практике не реалмзуетсянаряду с «исламским единством» выделяется идея '' и с л, а м с к: о й с о л и д, а р н о с т и 1', к: а к н, а и 6 о л е е п р, а к т и u е с к и ц е л е с о о 6 -• разной в современных условиях взаимоотношений между мусуль. м, а и с к и м и с т р, а н, а м и «В э т о И с в я з и н е о 6 х о д и м о под u е р к: н у т ь, и т о в настоят, ее время концепция исламской солидарности стала важней. ш и м п р и н ц и п о м в н е ш н е й п о л и т и к: и м у с у л ь м, а и с к: и х с: т р, а н «.
4/ Признавая сходство ряда принципов исламского междуна. родного права с современным международным правом, вместе с тем необходимо признать наличие случаев явного противоречия между ними и неправильную их трактовку в современных условиях. Так, к о н ц е п ц и я и с л, а м с к: о й р е в о л ю ц и и, с Ф о р м у л и р о в, а н н, а я и с: л, а м с к и м и, а п о л о г erra м и в И р, а н е, п р е д с та в л я е т с о б о й г р убое н, а р у ш е н и е п р и н ¦¦ципа невмешательства. общепризнанного принципа современного м е ж д у н, а р о д н о г о п р, а в а.,.
5 / И д е я и с л, а м с к: о й с о л и д, а р н о с т и м у с у л ь м, а н с к: и х г о с: у д, а р с т в послужила стимулом создания целого ряда международных организаций различного уровня, Среди нихм е ж д у н, а р о д н ы е о р г, а и и з, а ц и и н, а п р, а в и т е л ь с т в е н н о м у р о в н е ,.
•! а п р и м е р, О р г, а н и з, а ц и я и с л, а м с к о й к о н Ф е р е н ц и и, С т р, а н ы п р е д с т, а в лены в них главами государств, решения принимаются и pea л и: з у. юте я на государственном уровне и являются обязательными для всех членов;
— международные организации на неправительственном уровне (например,. Всемирный исламский конгресс) представлены руне о в о д и т е л я м и р е л и г и о з н ы х о б ъ е д и н е н и й, к р у п и ы м и о б щ е с т в е н н ы ми и п о л и т и ч е с к и м и д е я т е л я м и;
— м е ж д у нар о д н ы е о р г, а н и з, а ц и и н, а н е п р, а в и те л ь с: т в е н н о м у р о в и е с ограниченной областью принятия и реализации решений (Между-н, а р о д н, а я о р г, а н и з, а ц и я и с л, а м с к и х ба н к о в) — международные религиозно. общинные организации (напри. мер, «Лига исламского призыва») представлены отдельными рели. г и о з н ы м и об щ и н, а м и и л и о р г, а и и з, а ц и я м и, р е ш е н и я к: о т о р ы х н о с я т р ек: о м е н д, а т е л ь н ы й х, а р, а к т е р, о б л, а с т ь р е, а л и з, а ц и и решен и й з н, а ч ите л ьн о о г р, а н и ч е н ам е ж д у н, а р о д н ы е с: е к т, а н т с к и е о б ъ е д и н е н и я (н, а п р и м е р, п р, а в и. тельственная богословская организация «Лига исламского „мира“, '' И с м, а и л и» !" ы ") об ъ е д и н я ю т п р е д с т, а в и т е л ей с е к т и о р д е н о в, решения носят расплывчатый характер, область их применения и реализации преимущественно ограничена вопросами культуры и религии— о д н о г и п i-i ы е н, а ц и о н, а л ь н ы е р е л и г и о з и о ¦¦•- о б щ и н н ы е о р г, а н и з а. ции, имеющие международный координирующий центр (например, «Братья мусульмане»), решения принимаются и реализуются в религиозной, культурной и политической областяхм е с т н ы е с е к т, а н т с к: и е о б ъ е д и н е н и я и о р д е н, а (н, а п р и м е р .,.
Партия Аллаха"), Они принимают весьма расплывчатые решения, в о з м о ж н о с т и р е, а л и з, а ц и и к о т о р ы х, а г р, а н и ч е н ы ,.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что наиболее значительный в к: л, а д в р е, а л и з, а ц и ю и д е й и с л, а м с к о й с о л и д, а р н о с т и в н оси т О р г, а н и з, а ц и я и с л, а м с к о й к о н ф е р е н ц и и".
6 / М е ж д у н, а р о д н о. п р, а в о в ы е и н с т и т у т ы и п о н я т и я т р, а д и ц и о н н о го ислама в целом незначительно воздействуют на регулирование конкретных отношений как между мусульманскими государствами, так и между последними и третьими государствами, Между тем в отдельных случаях, связанных с острыми проблемами, которые могут вызвать противоречия в мусульманском обществе, официальные и д е о л о г и д л я о п р, а в д, а н и я с о о твет с т в у ю щ и х в н е ш н е п о л и т и ч е с к: и х ш а. гов прибегают к толкованию соответствующих норм ислама, Ярким примером в этом отношении является соответствующая ссылка для обоснования законности Kenn. дэвидс к: ого договора 1978 года.,.
7 / М, а ибо л ее з, а и е т н ы м в о з д е й с т в и е м т р, а д и ц и о н н о г о м у с у л ь. м, а и с к о г о п р, а в ai н, а м е ж д у и, а р о д н о — п р, а в о в о е р е г у л и р о в, а н и е п р о с л е -•¦¦ ж и в, а ет с я в д е я т е л ь нос т и и с л ai м с к и х между н, а р о д н ы х э кон о ми ч е с к: и х и Ф и н, а н с о в ы х о р г ai н и з ai ц и й, п р и з в, а н н ы х у с т, а н о es и т ь и с л, а м с к и й м е ж ~ дународный экономический порядок— ярким примером в этом отно. и е н и ki я в л я е т с я за п р е т и с л, а м с к и м м е ж дун, а р о д н ей м и h ai ц и о н, а л ь и ы м банкам взимать процент за предоставление кредита,.
8/ С достижением независимости развитие правового статуса личности в арабских странах, как: и в целом в странах мусуль-м, а н с кого В о с т о к: а, отражает общие законо м е р н о с т и es раз в и т и и правовых систем, Здесь имеют место три различные тенденции:
1) полное вытеснение мусульманского права правом евро пейско — г о т и п а, к: а к э т о и м е л о м е с т о в Т у р ц и и—.
2) исламское истолкование правовой системы, в том числе статуса личности—.
3) р е г у лир о ва ии е стат у с, а ли чио ст и н о р м ам и м усу ль ман ск о г о права и права европейского типа, На данном этапе развития на и. б о л ее р ai с п р ос т р, а не н н о й я в л я е т с я т р е т ь я т е н д е н ц и я ,.
9/ На статус личности в арабских странах оказывают влия. ние и международные пан—:ты о правах человека 1966 г. Это проявляется в стремлении арабских: стран осуществить на их основе у н и ф и к: а ц и ю и с б л и ж е н и е з, а к о н о д, а т е л ь с т в а, о п р е д е л я ю щ е г о с т, а т у с личности" В этом отношении достаточно привести следующие при-м е р ы s Араб с к, а я д е к л, а р, а ц и я п р, а в ч е л о в е к: а 1978 года, и м е ю щ, а я. светский характер, Хотя Всеобщая исламская декларация прав че. л о в е к ai 19 81 г о д, а и П рое к т и с л ai м с к: о й ко и с т и т у ц и и 1983 г о д ai п о Форме — исламские, однако, они, по сути — светские.'Таким образом, воз д е й с т в ие м ус ульм ан с к ого п рав, а н, а ак ты по д об н ог о р ода весьма незначительно, более того, в них прослеживается стремление избавиться от консервативных положений мусульманского права.
Рассматривая исламскую концепцию прав человека, мы пришли к следующему заключению, что господствующий подход в ней заключается в том, что исламские источники права полностью о 6 е с п е ч и в, а га т успешную з, а щ и т у п р, а в чел о в е к: а и, с л е д о в, а т е л ь н о, нет необходимости опираться на международные стандарты в этой области" В результате такого подхода, например, ни одна страна Совета Содружества арабских государств Персидского Залива не г" ратифицировала ни одного международного документа в области прав человека, разработанного в рамках или под эгидой ООН.
Е5 этой связи резонно отметить, что если исламские истом. пики права содержат больше прав и гарантий их осуществления, тем самым они не могут противоречить международным стандартам, и те м б о лее не в о з ни к н е т п е f з е д м ус уль м анс к и ми с тра н ам и п р о б ле-ма приведения их законодательства в соответствие с нормами международных отношений в случае их ратификации,.
Хотя и исламская концепция прав человека и международные стандарты в области прав человека! были разработаны с учетом опыта истории мировой цивилизации, на наш взгляд, трудно согласиться с теми учеными, которые утверждают, что «исламский ф, а к т о р !' о к: а з ы в, а е т в л и я н и е и н, а р, а з р, а б о т к у м е ж р., у и, а р о д н ы х с т, а н. дартов в области прав человека».
Что же касается исламской концепции о мировом порядке, то ее, а н али з дае т на м о с, но в, а н ие го в о ри ть о т о м, чт о де й ств ите ль-ноб существует исламская концепция о МГП, которая по смыслу и назначению никак не отличается от общей концепции МГП" Это возможно потому, что исламские источники праваг Коран, сунна и и ж тих ад позволяют это. Как в М Г11 «оговорка Марте не а» служит заполнению про бе л они в правовых нормах о защите мирного нас еле. ни я, так и постулаты источников исламского права служат такими к р и т е р и я м и и о р и е и т и р ам и = т.