Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Противодействие распространению наркотических веществ в Московском регионе: социально-управленческий аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана авторская парадигма противодействия распространению наркотических веществ в социальном управлении, состоящая в определении понятия социальное управление в контексте противодействия распространению наркотических веществопределены законодательноправовые и нормативные основы управления противодействием распространению наркотических веществвыявлены особенности наркоситуации и определена… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИС- 15 СЛЕДОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Противодействие распространению наркотических веществ: 16 сущность, содержание и парадигма социального управления
    • 1. 2. Правовые основы противодействия распространению 44 наркотических веществ в системе социального управления
  • ГЛАВА 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 66 В МОСКОВСОКМ РЕГИОНЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
    • 2. 1. Особенности наркоситуации в Московском регионе
    • 2. 2. Распространение наркотических веществ среди учащейся молодежи и социальное управление процессом противодействия
  • ГЛАВА 3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НАР- 123 КОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
    • 3. 1. Приоритетные направления совершенствования противодействия 123 распространению наркотических веществ в системе управления
    • 3. 2. Организация профилактической работы с молодежью и «группами 147 риска» в Московском регионе по предотвращению употребления наркотических веществ

Противодействие распространению наркотических веществ в Московском регионе: социально-управленческий аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Масштабы распространения и употребления наркотических веществ увеличиваются, приобретая с каждым годом все более угрожающий характер для безопасности нашего общества. О серьезности угроз, связанных с этим социальным бедствием, свидетельствуют цифры отчета Управления ФСКН: за последние два года (2007;2009гг.). По оценкам специалистов, количество лиц, потребляющих наркотики в стране, достигает примерно 2,5 млн. человек или почти 2% населения страны. По данным Минздрав-соцразвития России количество наркопотребителей в 2008 году составило около 550 тысяч человек.1 Особую сложность в разрешении этой проблемы имеют крупные мегаполисы.

Так распространение наркотических веществ в Московском регионе стало одним из существенных факторов, угрожающих моральному, физическому, психическому, духовному здоровью нации. По состоянию на 1 января 2007 г. здесь общее количество лиц, состоящих на учёте и профилактическом наблюдении с диагнозом «наркомания» и «токсикомания», составляла 30 343 человека. Однако уровень латентной наркомании гораздо выше. Так, по различным экспертным оценкам, число наркозависимых в столице колеблется от 150 до 200 Л тыс. человек (1,5−2% от численности населения Москвы).

Распространению наркотических веществ, противостоят различные министерства, ведомства, институты гражданского общества: Государственный комитет РФ по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСБ, Министерство образования и науки России, Министерство здравоохранения и социального развития России, Министерство внутренних дел России, коммерческие, общественные и религиозные организации. Но предпринимаемые ими меры оказываются не эффективными, поскольку нет рацио.

1 ФСКН России — заседание Совета Безопасности Российской Федерации (http://www.fsknszfo.nl/new.php7icNl 117) Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве http://www.ugnk.mos.ru/narkosituation.shtml нальной координации действий между различными структурами и системности в их работе.

В профилактике наркотизма доминирует ведомственный подход, в соответствии с которым каждая структура решает специфические задачи, недостаточно координируя при этом свою деятельность с другими субъектами профилактики. В условиях ограниченности профилактических ресурсов и недостаточно ясной определенной стратегии антинаркотической деятельности ведомственная разобщенность препятствует достижению нужного эффекта и получению реально ощутимых результатов.

Существующая ведомственная разобщенность органов, организаций и учреждений, занимающихся этой проблемой, типичное для них эпизодическое взаимодействие обуславливают необходимость объединения усилий всех субъектов профилактики наркотизма, создания комплексной системы профилактической работы и апробирования организационных форм, а также разработки концепции межведомственного взаимодействия в процессе профилактики наркотизма.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется: во-первых, высоким уровнем распространения наркотических веществ среди населения, представляющего собой угрозу для социальной безопасности личности, общества и государстваво-вторых, важностью обобщения и использования позитивного опыта регулирования процесса профилактики распространения наркотических веществв-третьих, исключительной значимостью проблемы совершенствования социального управления противодействием распространению наркотических веществ для обеспечения высокого уровня межведомственного взаимодействия в процессе профилактики наркотизма на современном этапе развития России.

Степень научной разработанности темы исследования. Содержательный анализ научной литературы, освещающий проблему наркотизации населения, показал, что имеются многочисленные исследования, где основное внимание уделяется раскрытию психологических, морально-этических, юридических, медицинских и общественно-политических аспектов этой крупномасштабной проблемы.

Так, отдельные аспекты анализа концепций социального управления противодействием распространению наркотических веществ и анализа результатов исследования среди молодежи (возрастная группа 14−30 лет) Московского региона нашли отражение в работах С. И. Билкея, О. А. Голоснова, J1.B. Готчиной, В. М. Данилова, Карима Мд. Резаула, Э. А. Колесниковой, В. Т. Лисовского, В. И. Омигова, Е. Е. Тонкова, А. И. Стребкова, М. М. Русаковой, А. Н. Маюрова и др3.

Сущность социального управления противодействием распространению наркотических веществ и проблемного поля распространения наркотических веществ, которое имеет многогранный, многоаспектный характер, рассматривается в работах М. Я. Айнбиндера, JI.B. Готчиной, Д. В. Колесова, О. А. Голоснова, В. М. Данилова, В. Н. Иванова, С. С. Фролова, В. И. Франчука, Т. Парсонса, В. Т. Лисовского, М. М. Русаковой, Я. И. Гилинского, А. Г. Гладышева и др4.

Освещению юридических аспектов противодействия наркотизму в Российской Федерации посвятили свои диссертационные исследования Б.Ф. Кала-чев, Е. Демидова, И. Муравьева, О. В. Матыцин, А. В. Смоленский, А. Л. Александрии, Н. Н. Чесноков, В.И. Омигов5.

3 Л. В. Гатчина Организация межведомственного взаимодействия по профилактике молодежного наркопезма в условиях региона: Днеканд. социах на>к: 22.00.08 ,-М.: РГБ, 2003, О. А. Голоснов Молодежная наркомания в трансформированном российском обществе: состояние проблемы и пут ее решения: Дис. канд. социах наук: 22.00.04 ,-М.: РГБ, 2005, В. М. Данилов Криминальная 1иркошния женщин, аналш и предупреждение: Дна. гсвд. криц, наук: 1200.08 .-М.:РГБ, 2003, АЛ. Стребков «Антинаркотичсская политика в современной России. Образовательный аспект» 15 мая 2005. littp://gramota.ni/mng nib l) tml?id=412. 10-я конференция городов-членов ECAD, г. Стокгольм, Мертон. Р. Социальная струюура и аномия// Социологические исследования. 1992. Ке2., ВН Иванов Основы социального управления М.РГГИУ. 2001 г., З. Т. Голенкова Социальное расслоение и социальная мобильность. — М. 1999., В. Т. Лисовский Наркотизм как социальная проблема. СПб. 2001.

4 См. Билксй Наркомания как социокультурный феномен: особенности проявления в России. На примере Тюменской области: Дисканд. социол. наук: 22.00.06 .-М: РГБ, 2003, О. А. Голоснов Молодежная наркомания в трансформированном российском обществе: состояние проблемы и пути ее решения. Дис. канд. социал. наук: 22.00.04 ,-М.: РГБ, 2005, Л. В. Готчина Организация межведомственного взаимодействия по профилактике молодежного наркапома в условиян региона Дис. кацд. com tax на>к: 22.00.08 .-М.: РГБ, 2003, В. М. Дшилов Криминальная наркомания женщин, шшш и ггрсоттрсгсювй. Дне. канд. юрт: 1100.08 ,-М.: РГБ, 2003, Карим Мд. Резаул Наркомания как социальная проблема. Дис. канд. филос наук: 09.00.11 .-М.: РГБ, 2005, Э. А. Колесникова Наркотики н наркомания / Э. А. Колесникова // Профилактика девиантного поведения молодежи. — М., 1998. — С. 98−127.

В. И. Омигов «Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и роль ОВД в ее осуществлении». Диссертация доктора юридических наук. — М., -1994., Поветкин, И. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств / И. Поветкнн // Законность. -1999. — № 1. — С. 34−36., В. А. Зелик Уголовно-правовые и криминологические аспекты противостояния наркотизму в России: Автореф.дис.. канд.юрнд.наук: 12.00.08 /Краснод.юрнд.ин-т МВД РФ. — Краснодар, 2001; Г. М. Меретуков Правовые и криминалистические проблемы борьбы с наркобизнесом, совершаемым организованными преступными группами: Автореф.дис. .д-ра юриднаук: 12.00.09 /Академия МВД РФ. — М., 1995; В. И. Омигов Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и роль органов внутренних дел в ее осуществлении: Автореф.дис. .д-ра юрнд. Наук: 12.0009 / Акад. МВД РФ, — М., 1994.

Различные аспекты профилактики и организации борьбы против наркомании среди молодежи рассматриваются в диссертационных исследованиях О. А. Гол основа, М. М. Русакова, Э. А. Колесниковой, JI.B. Готчи-ной и др.

Проблема профилактики наркотизма в различных регионах России отражены в работах Э. А Колесниковой, А. Н. Маюрова, В. М. Данилова и др.

Большую теоретическую и методологическую ценность представляют выводы, содержащиеся в работах Г. Г. Татаровой, Е. П. Тавокина, В. Н. Спижова, А. Е. Королькова А.Е., Е. И. Черновой, В. В. Шабалиной, В. Хворостяна, П. И Третьякова, А. И. Стребкова, А. Н. Сергеева, Б. Ф. Калачева и др.

В научных трудах российских авторов широко освещены проблемы наркотизма и его профилактики. Вместе с тем, проблемы социального управления противодействием распространению наркотических веществ, а также изучения деятельности субъектов профилактики наркотизма, организации межведомственного взаимодействия представлены крайне недостаточно. До настоящего времени не исследованными остаются также проблемы социального управления противодействием распространению наркотических веществ в Московском регионе, что и определило выбор автором проблемы настоящего исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию противодействия распространению наркотических веществ в процессе управления в Московском регионе.

Научная задача состоит в выработке теоретических основ социального управления противодействием распространению наркотических веществ.

Объект исследования — противодействие распространению наркотических веществ.

Предмет исследования — противодействие распространению наркотических веществ в процессе социального управления в Московском регионе.

Рабочей гипотезой исследования является предположение о том, что позитивным изменениям наркоситуации в Московском регионе будет способствовать ужесточение законодательно-правовой основы, улучшение организационной структуры, способов управления, профилактическая работа с молодежью и «группами риска».

Для проверки рабочей гипотезы выдвигаются следующие задачи исследования:

1. Определить понятие социальное управление в контексте противодействия распространению наркотических веществ.

2. Выделить нормативно-правовые основы, определяющие противодействие распространению наркотических веществ в социальном управлении в Московском регионе.

3. Выявить особенности наркоситуации в Московским регионеопределить степень информированности населения о наркоситуации в Московским регионевыявить степень распространения наркотических веществ среди учащейся молодежи.

4. Определить приоритетные направления совершенствования противодействия распространению наркотических веществ на Федеральном и региональном уровнях, а также целесообразность и результативность применения целевых программ с точки зрения их реализации в социальном управлении Московского региона.

5. Разработать предложения по организации профилактической работы с молодежью и «группами риска» для реализации в социальном управлении противодействием распространению наркотических веществ в Московском регионе.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют: модели организационно-управленческих процессов, разработанные в рамках структурно-функционального подхода Р. Мертоном и Т. Парсонсом;

— различные теории и концепции борьбы с распространением наркотических веществ: правоохранительные, социальные, досуговые, культурологические, семейно-педагогические и другие, раскрывающие многообразие аспектов исследуемой проблемыотечественные и зарубежные теории и концепции социального управления противодействием распространению наркотических веществ.

В качестве источниковой базы исследования используются: федеральные нормативные акты, регламентирующие профилактику наркомании и организацию ее работы;

— статистические данные о молодежи России и Московского региона, связанные с распространением наркомании, в том числе результаты общемосковского репрезентативного социологического исследования, проведенного институтом социальных технологий в 2002 году «Москвичи о наркомании и СПИДе, формах и методах борьбы с ними»:

— материалы государственной и отраслевой статистики, сведения из Internet, опубликованные материалы социологических исследований.

Эмпирической базой исследования являются данные, полученные в результате социологических исследований, проведенных под руководством и при участии автора:

Объектом эмпирического исследования является молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, которая вызывает наибольшую озабоченность в связи с употреблением психоактивных веществ. Представители этой возрастной группы большей частью являются учащимися школ и студентами, в связи с этим базами исследования стали образовательные учреждения.

Для отбора респондентов использовалась многоступенчатая выборка: отбор баз происходил стихийный по принципу территориальной доступности и типу учебного заведения, затем использовалась гнездовая выборка (классов и групп), в которых осуществлялась сплошная выборка. В выборку вошло 238 учебных заведений всех типов Московского региона (130 школ, 40 колледжей, 3 медучилища (Люберецкое, № 8, № 14), 4 вуза (СГА, РГГУ, МПГУ, РосНОУ), 16 филиалов вузов (из них — 6 филиалов СГА: Железнодорожный, Ногинск, Воскресенск, Черноголовка, Жуковский, Фрязино), из всех отбирались по одному классу или академической группе для проведения сплошного опроса учащихся и студентов, присутствующих в день проведения исследования.

Для проведения опроса использовались разработанные автором формализованное интервью для опроса молодежи на дискотеках и в ночных клубах городов и анкета, которая включала в себя вопросы, позволяющие получить данные о курении сигаретоб употреблении алкогольных напитковинформированность о существовании наркотиков и употреблении их сверстникамио пробах и употреблении наркотиков, а также социально-демографические данные.

Из всего массива опрошенных молодых людей (мужчин) составляют -49,1%- девушек (женщин) — 50,9% Возраст: 14−15 лет — 42,4%, 16−17 лет -38,7%, 18−20 лет — 17,5%, 21−23 года т 7,8%, 24−26 лет — 2,9%, 27 лет и старше -1,9%. Возраст основной массы опрошенных (96,7%) не превышает 20 лет. Средний возраст опрошенных: Х=17,1.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечена:

— апробированной уточненной методикой социологического исследования всего комплекса социальных факторов с применением алгоритмического метода и метода математической статистики;

— сопоставимостью использованной методики с методикой, разработанной В. А. Дцовым;

— обширной базой научно-теорётических источников, статистических и эмпирических данных, многоступенчатой выборкой исследования, сопоставимостью результатов авторского исследования с данными, полученными социологическими исследованиями, проведенными различными исследовательскими центрами.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана авторская парадигма противодействия распространению наркотических веществ в социальном управлении, состоящая в определении понятия социальное управление в контексте противодействия распространению наркотических веществопределены законодательноправовые и нормативные основы управления противодействием распространению наркотических веществвыявлены особенности наркоситуации и определена степень информированности населения в Московском регионе, что является основой профилактики и совершенствования противодействия распространению наркотических веществ в социальном управлении в Московском регионевыявлена степень распространения наркотических веществ среди учащейся молодежи в Московском регионе, что позволяет разработать меры воздействия в социальном управленииопределены приоритетные направления совершенствования противодействия распространению наркотических веществ, выявлена эффективность антинаркотических программ и предложены меры по их совершенствованию и применению в социальном управлении на региональном уровнеразработаны пути совершенствования социального управления профилактической работой с молодежью и «группами риска» для улучшения наркоситуации в регионах России.

Научно-теоретическая значимость исследования.

Полученные автором результаты, обобщения и выводы существенно дополняют область социологических знаний по социальному управлению, обогащают теорию управления противодействием распространению наркотических веществ, дополняют региональные научные подходы к решению проблемы распространения наркотических веществ в молодежной среде и могут быть использованы в дальнейших социологических исследованиях.

Практическая значимость исследования.

Положения диссертационной работы могут быть использованы в законотворческом процессе, а также в практической организации социального управления противодействием распространению наркотических веществ.

Обобщения, выводы и практические рекомендации, изложенные в диссертации, позволят усовершенствовать руководство федеральных, региональных и местных органов власти, могут быть использованы в диагностике уровня наркотизации молодежи, повышения эффективности социального управления противодействием распространению наркотических веществ в регионах России.

Материалы настоящего исследования могут быть использованы в учебном процессе в вузах Российской Федерации на различных этапах подготовки и переподготовки социальных работников, педагогов, работников правоохранительных органов при чтении общих и специальных курсов по социологии, социальному управлению, уголовному праву, криминологии, организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, менеджменту и др.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Противодействие распространению наркотических веществ в социальном управлении представляет собой особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к борьбе против распространения и потребления наркотиков, но и является средством профилактики наркотизма, лечения и социальной реабилитации наркоманов. Противодействие распространению наркотических веществ через социальное управление заключается в определении задач, форм, методов, процедур и организации социального воздействия органов государственной власти и структур гражданского общества на население с целью формирования у него устойчивого отрицательного отношения к распространению и употреблению наркотиков.

2. Законодательные и нормативно-правовые документы, составляющие основу противодействия распространению наркотических веществ в социальном управлении содержат множество противоречий, затрудняющих профилактическую работу и борьбу с преступностью. Отсутствует эффективный механизм предъявления претензий к тем региональным представителям власти, которые из года в год игнорируют реальную антинаркотическую работу, подменяя ее формальной деятельностью межведомственных антинаркотических комиссий.

3. Распространению наркотических веществ в Московском регионе способствует развитая транспортная коммуникация, выгодное геополитическое положение, что позволяет проникать наркотикам из бывших союзных республик и из-за рубежа, а также миграционные потоки и высокая плотность населения. Московский регион стал плацдармом для дальнейшего распространения наркотиков и их незаконного оборота по всей России и за рубеж, что усиливает значимость проблемы противодействия распространению наркотических веществ в этом регионе.

4. Важным условием профилактики наркоситуации на региональном уровне является информированность населения. Результаты массового опроса, проведенного автором в Московском регионе, а также результаты других социологических исследований, их сопоставление и сравнение свидетельствуют о снижении уровня информированности граждан в период с 2004 г. по 2006 г.

Наиболее эффективной профилактике способствует комплексное воздействие: 1) на человека с учетом его внутренних побуждений к потреблению и распространению наркотиков- 2) окружающую социальную среду, стимулирующую пристрастие человека к наркотикам или, наоборот, отвращающую его от их потребления- 3) систему мероприятий по профилактике употребления наркотиков и их распространения.

5. Распространение наркотических веществ среди учащейся молодежи основано на возрастных психологических особенностях, которые определяют подверженность феномену злоупотребления психоактивными веществами. В результате авторского исследования выявлено: среди учащейся молодежи Московского региона почти в 50% случаев имеет место потребление наркотических и токсических веществ, происходит снижение возраста случая первого потребления, распространено потребление спиртных напитков и курение в раннем возрасте. Из наркотических веществ наиболее доступными являются препараты конопли, приобщение к которым происходит в основном в компании друзей. Злоупотребление наркотическими веществами, спиртными напитками и курением все больше становится частью молодежной субкультуры.

6. Приоритетные направления противодействия распространению наркотических веществ в социальном управлении в Московском регионе определяются федеральными и региональными документами, на основе которых разрабатываются и реализуются целевые программы. Недостаточная их эффективность во многом обусловлена низкой антинаркотической ориентацией населения и представителей различных структур управления, неполным соответствием нормативных функций организаций, занимающихся противодействием распространению наркотических веществ, целевым установкам и задачам, выдвинутым в программах.

Для эффективной реализации программ целесообразно предусмотреть определение масштабов распространения наркотических веществсовершенствование системы лечения, реабилитации и ресоциализации лиц, больных наркоманиейформировать специалистов и увеличить штат и принять ряд др. мер.

Целесообразно принятие дополнительных мер социальной направленности для обеспечения скоординированности действий структур государственной власти и гражданского общества по преодолению наркомании. Необходимо повышение роли структур гражданского общества в деле создания надежных барьеров на пути поступления наркотиков в Московский регион.

7. Основным требованием противодействия распространению наркотических веществ в социальном управлении на региональном уровне должно стать усиление действенности профилактической работы с молодежью и «группами риска». Среди множества важнейших мер — обеспечение социальных гарантий занятости молодежи, доступности спортивных сооружений, наглядности показа примеров губительного употребления наркотиков, создание среды социального осуждения фактов употребления наркотиков. Необходима активизация информационно-пропагандистской деятельности СМИ, особенно через создание на Центральном телевидении специальных программ антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизнииздание специальных бюллетенейвключение в учебные курсы тем, раскрывающих характер воздействия наркотических и других психоактивных средств на человека, его физическое и психическое здоровьевведение в образовательной системе всех ступеней дисциплины, связанной с противодействием распространению наркотических веществ, и др.

Апробация работы.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретической межвузовской конференции в Московском Областном Институте Управления (г. Балашиха, МОИУ, июнь 2007 г.), на XII международной экологической конференции студентов и молодых ученых (г. Москва МГТУ, 2008 г.). Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры социологии СГА. Основные теоретические и практические результаты исследования отражены в 6 печатных работах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и 2 приложений. Общий объем — 215 страницы машинописного текста.

Выводы:

Организационная структура механизма социального управления противодействием распространению наркотических веществ весьма сложна. Это порождает определенные трудности в осуществлении социального контроля над деятельностью административных органов власти по противодействию распространению наркотических веществ.

Нормативно-правовая база социального контроля над наркотизацией населения в стране несовершенна. Она имеет противоречия. Необходимо совершенствовать ключевые нормативно-правовые акты.

Представляется необходимым сохранить программно-целевой подход к реализации антинаркотической политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с обеспечением адекватного финансирования принимаемых мер.

Ставя задачи по повышению эффективности социального управления противодействием распространению наркотических веществ, необходимо помнить о том, что важно обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами, в том числе по следующим направлениям:

• разработка и реализация комплекса мер по улучшению охраны здоровья несовершеннолетних и молодежи, включая регулярные медицинские профилактические осмотры обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, в том числе с целью выявления лиц (с согласия обследуемых либо с согласия родителей, законных представителей) потребляющих наркотики, последующего оказания им необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

• обеспечение контроля над реализацией законодательства в части ограничения и (или) запрещения оборота, пропаганды и рекламы наркотических средств, психотропных препаратов и их прекурсоров, алкогольных напитков и табачных изделийразработка реально действующего порядка применения мер ответственности к юридическим лицам за нарушение законодательства в данной области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Распространение наркотических веществ в Российской Федерации в целом и в Московском регионе в частности приобрело угрожающий характер для национальной безопасности страны. Обострение данной проблемы свидетельствует о недостаточности и малоэффективности существующих методов борьбы с этим злом, о необходимости формирования новых стратегий противодействия наркозависимости, создания системы социального управления противодействием распространению наркотических веществ, совершенствования механизмов социального контроля над деятельностью административных органов власти по противодействию распространению наркотических веществ, а также нормативно-правовой базы по противодействию распространению наркотических веществ.

Условием эффективности социального управления противодействием распространению наркотических веществ является совершенствование методики социального управления противодействием распространению наркотических веществ, всесторонний анализ причин и факторов, способствующих наркотиз-му.

Целесообразно выделить два стратегических направления организации социального управления противодействием распространению наркотических веществ. Первое направление включает в себя тесное сотрудничество субъектов антинаркотической деятельности в ходе минимизации влияния обуславливающих наркотизм причин. Второе — активное участие в изменении факторов воздействия, определяющих приобщение граждан к наркотикам.

Организации социального управления противодействием распространению наркотических веществ при соблюдение следующие правил:

1) формы и методы социального управления противодействием распространению наркотических веществ должны быть адекватны причинам наркотизма;

2) модификация всего процесса социального управления противодействием распространению наркотических веществ при минимуме усилий.

Основными направлениями организации социального управления противодействием распространению наркотических веществ являются: привлечение внимания общественности к проблемам наркоманииформирование негативного отношения к злоупотреблению наркотикамисоздание привлекательных альтернатив наркотизму для молодежи и условий, обеспечивающих занятость и стимулирующих творческую и деловую активность населенияпривлечение общественности к профилактической деятельностисокращение спроса на наркотические средства и психотропные вещества путем изоляции лиц, допускающих незаконное употребление психоактивных препаратов, от здорового населения с последующим их выздоровлением от наркомании.

Для создания единой системы социального управления противодействием распространению наркотических веществ необходимо добиться ценностно-смыслового единства в отношении содержания антинаркотической деятельности, а на этой основе разработать идеологию социального управления противодействием распространению наркотических веществ, выражающуюся в региональных концепциях и программах профилактики. Система социального управления противодействием распространению наркотических веществ разрабатывается для обеспечения практического осуществления государственной политики в сфере контроля за наркотиками на основе результатов фундаментальных научных исследований и опыта межведомственного сотрудничества.

В Московском регионе накоплен значительный опыт сотрудничества факторов социального управления противодействием распространению наркотических веществ, и предпринимаются усилия по разработке концепции межведомственного взаимодействия в организации социального управления противодействием распространению наркотических веществ среди населения. Технология ее принятия может послужить алгоритмом разработки концепций в других регионах с учетом корректировки, уточнений основных ее положений.

Результаты проведенных исследований позволяют сформулировать следующие выводы и рекомендации.

Нормативно-правовая база социального контроля над наркотизацией населения в стране несовершенна. Она содержит в себе ряд противоречий. Необходимо пересмотреть ст. 228−1 и 229 УК РФ (изменения были внесены от 5 января 2006 года № 11-фЗ РФ).

Представляется необходимым сохранить программно-целевой подход к реализации антинаркотической политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с обеспечением адекватного финансирования принимаемых мер.

Ставя задачи по повышению эффективности социального управления противодействием распространению наркотических веществ необходимо помнить о том, что важно обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами, в том числе по следующим направлениям:

• разработка и реализация комплекса мер по улучшению охраны здоровья несовершеннолетних и молодежи, включая регулярные медицинские профилактические осмотры обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, в том числе с целью выявления лиц (с согласия обследуемых либо с согласия родителей, законных представителей) потребляющих наркотики, последующего оказания им необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

• обеспечение контроля над реализацией законодательства в части ограничения и (или) запрещения оборота, пропаганды и рекламы наркотических средств, психотропных препаратов и их прекурсоров, алкогольных напитков и табачных изделийразработка реально действующего порядка применения мер ответственности к юридическим лицам за нарушение законодательства в данной области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Goldstein A. Addiction. From Biology to Drug Policy. — New York: M.D.W.H. Freeman and Company, 199Ф. P.53.
  2. Hibell В., Andersson В., Bjarnson Т., Kokkevi A., Morgan M., Narusk A. The 1995 ESPAD report. The European School Survey on Alcohol and Drugs. Alcohol and Other Drug Use Among Students in 26 European Countries. Stockholm, 1997.-294 p.
  3. Merton R.K. On Theoretical Sociology. N.Y., 1967- Parsons T. The Social Systems. — Glencoe, 1951
  4. Parsons T. The social system. L. 1958. P. 125// В кн. Социология / Под ред. Фролова С. С. М. 1997
  5. Payne М. Modern Social Work Theory. Macmillan. 1990.р.129/Цит. по Лисовский В. Т. Наркотизм как социальная проблема. СПб. 2001
  6. Сердюк: Weber G., Schneider W. Herauswachsen aus der Sucht il-legaler Drogen. Selbstausstieg, kontrollierter Gebrauch und therapiegestiitzter Auss-tieg. — Berlin: Weber: Schneider, 1997. —280 s.
  7. Franzkowiak P. Risikokompetenz. Eine neue Leitorientierung fur die primare Suchtpravention? // Neue Praxis. — 1996. — H. 5. — S. 409—425.
  8. Goldstein A. Addiction. From Biology to Drug Policy. — New York: M.D.W.H. Freeman and Company, 1994. — 321 p.
  9. Hallmann H.-J. Konzepte und Erfahrungen aus der Jugendarbeit // R. Knapp (Hrsg.). Vorbeugung gegenliber Suchtgefahren. — Neuwied- Kriftel- Berlin, 1996. — S. 201−225.
  10. Kastner P., Silbereisen R. K. Die Funktion von Drogen in der Entwicklung Jugendlicher // Sucht und Erziehung / Hrsg. N. Bartsch, H. Knigge-Illner. — Weinheim-Basel, 1988. — Band 2: Sucht und Jugendarbeit. — S. 23−32.
  11. Lersch A. Suchtpravention in Jugenfreizeitheimen // Sucht und Erziehung / Hrsg. N. Bartsch, H. Knigge-Illner. — Weinheim-Basel, 1988. — Band 2: Sucht und Jugendarbeit. — S. 47−59.
  12. Электронный почта доверия наркоконтроля по Московской области: [email protected]. http://www.mos.rU/wps/portal/lut/p/cl/04 SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz 9CP0os hASxdTEzN QwQDYH9XAvNDY0vzQMdAAwMLI6B8pFm8n79RqJuJp 6GhhZmroYGRmYeJkO
  13. Студенческие группировки распространяли синтетические наркотики Шр^щ.щзЫШ^О1. Доклады:
  14. Доклад д.п.н., руководителя магистерской программы по направлению «Наркоконфликтология», проф. С-ПбГУ А. И. Стребкова, 10-я конференция городов-членов ECAD, г. Стокгольм, 2003 г.
  15. Александр Михайлов. По материалам пресс-службы Управления ФСКН РФ по ПФО. 5 декабря 2006 История борьбы с наркотиками в России насчитывает целые века.
  16. Автор придерживается в поднятом вопросе более жесткого правового подхода к немедицинскому приему наркотических средств. Однако закон есть закон и его интерпретация или нарушение на местах конституционно недопустимы.
  17. Журнал «Нарконет», 2001, № 2−3
  18. Журнал «Нарконет». Подводя итоги, 2006, № 5, с.78
  19. Телефон доверия Управления ФСКН России по Московской области: 152−53−52
  20. Выступление Директора ФСКН России Черкесова В. В. на церковно-общественном форуме //"Национальная сфера ответственности: власть, церковь, бизнес, общество — против наркомании в России". 25.11.2005.
  21. Материалы Всероссийской научно-практической конференция «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью». 22−24 октября 2003 год. Москва.
  22. Российская газета. 1993. — 13 августа. http//www.narkotiki.ru/ jrussia1313
  23. Статья Калачева Б. Ф. Наркотики на Руси. Исследование. «Этап пятый Постсоветсткое время». 12 ноября 2002 год
  24. Наркоситуация в России: проблемы, пути их решения // Журнал российского права. 2002. -№ 1. — С. 168−170.
  25. Доклад о международной стратегии борьбы с наркотиками 2005 года. Опубликовано Бюро информационных программ Государственного департамента США 22 марта 2005 10:16 http ://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=20 856
Заполнить форму текущей работой