Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общеметодологический подход к проведению маркетинговых исследований на рынках товаров и услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уточнена и дополнена методика организации и проведения исследований на рынках товаров и услуг на основе проработки всех компонентов научного исследования (объект исследования, предмет анализа, задачи исследования, совокупность методов и инструментов, необходимых для проведения исследований на рынках товаров и услуг). Предложенная методика проведения исследований условно названа «цель — затраты… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Формирование и функционирование локальных рынков товаров и услуг
    • 1. 1. Эволюция экономических отношений на потребительском рынке товаров и услуг
    • 1. 2. Потребительский рынок товаров и услуг как отражение процессов реформирования отечественной экономики
    • 1. 3. Специфика экономических процессов и явлений в условиях трансформации потребительского рынка товаров и услуг
  • ГЛАВА II. Методология проведения исследований на локальных рынках товаров и услуг
    • 2. 1. Методология и методы проведения маркетинговых исследований на потребительском рынке
    • 2. 2. Классификация маркетинговых исследований потребительского рынка товаров и услуг как разновидности прикладных научно-исследовательских работ
    • 2. 3. Информационная база маркетинговых исследований на локальных рынках товаров и услуг
  • ГЛАВА III. Методические рекомендации по проведению исследований локальных рынков товаров и услуг
    • 3. 1. Анализ и корректировка традиционных методик проведения маркетинговых исследований
    • 3. 2. Использование методических рекомендаций для проведения исследований рынка образовательных услуг РТ
    • 3. 3. Использование методических рекомендаций по проведению исследований на рынке снэковой продукции
  • ГЛАВА IV. Методика проведения маркетинговых исследований на базе экспертных оценок
    • 4. 1. Основные положения методики получения и оценки маркетинговой информации методом попарного сравнения (расстановки приоритета)
    • 4. 2. Результаты апробации авторской методики проведения исследований на различных товарных рынках
    • 4. 3. Прогнозирование спроса на потребительские товары на базе информации полученной по авторской методике

Общеметодологический подход к проведению маркетинговых исследований на рынках товаров и услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях не только Россия, вступившая на путь экономических реформ, но и другие страны с особой остротой ощущают необходимость в развитии теории рынка, обеспечивающей научное обоснование эффективной рыночной экономики. Требуется принципиально новое знание о рынке как особой самоорганизующейся системе. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек считает: «Если нам предстоит строить новый мир, мы должны найти в себе смелость начать все сначала"1. Это не призыв к перечеркиванию всего прежнего, а осознанная обществом потребность в изменении традиционного отношения к фундаментальным категориям и методологическому подходу к теории рыночного хозяйства.

Независимо от политического устройства государства, рынок существует в любой экономической системе, основанной на общественном разделении труда, товарном характере общественного производства и товарно-денежных отношениях. В настоящее время в России происходит процесс расширения рыночных отношений. Формируются рынки ценных бумаг, валют, капиталов, рабочей силы, создаются условия для возникновения рынка средств производства. Долгое время в нашей стране рыночные отношения не носили всеобъемлющего характера, и в полной мере функционировал только рынок потребительских товаров в форме оптовой и розничной торговли.

Специфика рыночных отношений такова, что они рассчитаны на удовлетворение не всех человеческих потребностей, а лишь тех, которые подтверждены платежеспособным спросом. Но одно дело признавать законы рынка, а другое — использовать их в повседневной жизни. Для того, чтобы экономическая теория была полезна для эффективного решения практических проблем, должны быть разработаны рациональные научные.

1 Хайек Ф. А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. — С. 176. рецепты и новые методологические инструменты, которые будут адекватны рынку потребительских товаров и услуг.

Маркетинг, возникший в начале XX века, как раз и предполагает производство товаров и услуг под платежеспособные потребности общества. Он возник как объективная необходимость и общественная потребность в познании и соблюдении законов рынка и быстро завоевал признание во всех странах мира, экономика которых базируется на рыночных отношениях. С началом экономических реформ в России значительно возрос интерес предпринимателей к маркетинговым исследованиям. Первыми такие исследования в России начали проводить социологи. Бывшие специалисты Института социологии РАН, ВЦИОМ стали основным ядром крупных маркетинговых центров РОМИР, КОМКОН и КОМКОН — 2. Уже в 1997 году исследование проблем малого и среднего бизнеса показало, что почти 29% опрошенных предпринимателей регулярно проводили маркетинговые исследования, а 15% проводили их эпизодически2.

Значение маркетинговых исследований на потребительском рынке России быстро возрастает, завершается процесс их институционализации. Подтверждением этого являются следующие доказательства:

• сформировались потребности в проведении маркетинговых исследований. В условиях быстро растущей конкуренции исследовательская и аналитическая деятельность на потребительском рынке приобрела массовый характер;

• разрабатываются организационные формы проведения этой деятельности (методы, методики). В настоящее время насчитывается огромное количество различных методов, которые применяются в маркетинговых исследованиях;

2 Анурин В, Муромкина Н., Евтушенко Е., Маркетинговые исследования потребительского рынка (Серия, Учебное пособие). СПБ: Питер, 2004. С. 12.

• идет процесс освоения методов и методик проведения маркетинговых исследований.

В настоящее время существует острая необходимость в завершении процессов институционализации маркетинговых исследований, в превращении экономической теории из модного довеска к практике в эффективный инструмент исследования локальных рынков товаров и услуг. Этому будет способствовать, прежде всего, разработка методик, моделей и алгоритмов, позволяющих обосновывать и оперативно принимать управленческие решения в сфере деятельности на рынках товаров и услуг в сложившихся реальных условиях.

Степень разработанности темы. В экономической теории феномен рынка рассматривается, прежде всего, в рамках проблемы взаимодействия спроса и предложения и формирования единой равновесной цены под влиянием сил конкуренции.

Осмысленный подход к исследованию рынка, по сути, предлагает американский профессор Курт Флекснер: «Если бы кому-либо было поручено выбрать три книги в области политической экономии, которые оказали наиболее глубокое влияние на экономическую политику в различных регионах мира, то этот список был бы следующим: „Исследование о природе и причинах богатства народов“ Адама Смита, „Капитал“ Маркса и „Общая теория занятости, процента и денег“ Джона Мейнарда Кейнса». Значительный вклад в разработку теории рынка внесли также: С. Брю, Л. Вальрас, К. Макконнелл, Д. Рабинсон, Д. Риккардо, П. Самуэльсон, Д. Хайман, И. Шумпентер. Дальнейшее развитие теория рынка получила в трудах Л. И. Абалкина, Т. А. Агаповой, Г. А. Арбатова, С. А. Батчикова, О. Т. Богомолова, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, В. Я. Иохина, Д. С. Львова, С. Ф. Серегиной, Ф. Ф. Стерликова, В. М. Юрьева и др.

Несмотря на интенсивное развитие рынка и теории его организации, в научной литературе до сих пор ведутся оживленные дискуссии относительно эквивалентности понятий «исследование рынка» и «маркетинговое исследование». Хотя рынок появился раньше, чем маркетинг, и в дословном переводе последний означает деятельность в сфере рынка, характер объектов исследования и последовательность их проведения в обоих случаях идентичны.

В последние годы по проблемам маркетинга опубликовано большое количество монографий, учебников, учебных пособий и научных статей. Проблема классификации маркетинговых исследований изложена в работах Б. Бермана, И. Герчиковой, Е. Голубкова, П. Завьялова, С. Злобина, Ф. Котлера, С. Лавровой, Н. К. Малхотра, Г. Морозовой, Б. Соловьева, Дж. Эванса и многих других. Развитию методологии маркетинговых исследований посвятили свои работы крупнейшие специалисты в области маркетинга — Е. Голубков, Е. Дихтиль, Ф. Котлер, Н. К. Малхотра, А. Попов, X. Хершеген, Г. Черчилль и другие. Проблемы информатизации и алгоритмизации маркетинговых исследований изучены в трудах В. Анурина, И. Белявского, Н. Бендиной, Е. Голубкова, Е. Евтушенко, Р. Мачадо, И. Муромкиной, Е. Попова, Р. Фатхутдинова, А. Хайема. Однако современная маркетинговая теория, как и теория рынка в целом, нуждается в более деятельном научном подходе, в обеспечении эффективного внедрения теоретических разработок в практическую деятельность.

Недостаточная проработанность методологической базы исследований рынка, а, следовательно, и маркетинговых исследований привела к тому, что в настоящее время традиционный маркетинг переживает кризис. Как это ни печально, но приходится констатировать, что в реальной жизни маркетинг представляет собой одну из самых неэффективных и непроизводительных сфер бизнеса.

До сих пор остаются нерешенными следующие проблемы, возникающие при проведении исследований на рынках товаров и услуг:

• отсутствует методика оценки влияния результатов исследований на экономические показатели деятельности предприятия в целом, обоснования целесообразности затрат на их проведение;

• слабо развит аналитический аспект исследовательской деятельности на рынках товаров и услуг, что затрудняет разработку надежных стратегий адаптации предприятий к рыночным условиям и прогнозирование результатов их деятельности;

• не разработан алгоритм выбора целевого рынка для любого предприятия с учетом возможных альтернатив;

• отсутствует механизм обоснования целесообразности разработки новых товаров, новых товарных рынков и оценки эффективности их создания;

• не используется механизм обоснования и установления рыночной цены на потребительские товары, т. е. такой цены, которая обеспечивала бы сбалансированность спроса и предложения этих товаров, а также увеличение объема продаж;

• отсутствует универсальная методология сбора и создания информационной базы для проведения исследований на рынках товаров и услуг, в то время как от количества и от качества исходной информации зависит ценность и достоверность результатов этих исследований.

Практика проведения маркетинговых исследований показывает, что занятие маркетинговыми исследованиями, несмотря на сложность для освоения этого вида деятельности в настоящее время приобрело массовый характер. Следовательно, назрела острая необходимость в моделировании и алгоритмизации их проведения, а также в детальной регламентации действий исследователя. Для достижения этой цели необходимо решить ряд методологических проблем, остающихся до сих пор нерешенными как в теории, так и на практике.

Академик Е. П. Голубков справедливо считает, что создание теории и методологии маркетинга в основном завершено, главные направления его развития в ближайшие годы будут находиться в практической плоскости3.

В качестве научной гипотезы выдвинуто предположение о том, что возникшее в последнее десятилетие технологическое мироощущение, ведет к усилению проектно-конструкторской ориентации методологии, развитию профессиональной методологии, цель которой создание условий для совершенствования любой деятельности — научной, инженерной, маркетинговой и дает возможность рассматривать маркетинговые исследования на локальных рынках как технологию. Опираясь на такой подход, представляется возможным решить ряд назревших проблем институционализации маркетинговых исследований на рынке товаров и услуг.

Целью исследования является развитие теоретических, методологических и методических аспектов экономической теории и практического маркетинга, а также конкретизация методов и методик исследования, доведение их до алгоритмов и инструкций, ориентированных на оперативное решение широкого круга задач по исследованию рынка товаров и услуг.

Достижение цели поставленной в диссертации предполагало постановку и решение следующих задач:

— проанализировать и уточнить основные понятия и категории потребительского рынка, его классификации и определить характеристики — объекты исследования локальных рынков товаров и услуг;

— предложить модели и довести их до алгоритмов, позволяющих исследовать важнейшие объекты потребительского рынка на микроуровне;

— разработать классификацию маркетинговых исследований как разновидности прикладных научно-исследовательских работ (НИР) — Голубков Е. П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. -№ 4, 2000.-С.З.

— уточнить и дополнить методику проведения маркетинговых исследований, основанную на использовании традиционных методов;

— аргументировать процедуру выбора метода проведения исследований на потребительском рынке;

— рекомендовать систему не только сбора, хранения и обработки информации, но и ее создания самими исследователями в условиях неполноты и неопределенности информации об объекте исследования;

— разработать методические рекомендации, позволяющие связать воедино усилия специалистов различного профиля в процессе проведения исследований на рынке товаров и услуг с помощью единой методики, основанной на использовании методов экспертных оценок;

— сделать прогноз потребительского спроса на базе информации, полученной по предложенной методике.

Предметом исследования являются экономические отношения в процессе формирования и функционирования локальных рынков товаров и услуг.

В качестве объекта исследования выступает потребительский рынок товаров и услуг, экономические связи и процессы, происходящие в его сфере.

Теоретической и методологической основами исследования послужили фундаментальные концепции и гипотезы, представленные в трудах отечественных и зарубежных классиков и современников. При разработке теоретических положений диссертации в рамках системного подхода применялись различные методы познания экономических явлений. Среди них позитивный и нормативный методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному, методы оптимизации, научной абстракции и анализа экономических явлений, а также основные положения теории классификации, теории экономической кибернетики, теории систем, теории оптимального управления, теории прогностики. Методологическим стержнем диссертационной работы является проектноконструкторская ориентация методик, моделей и алгоритмов исследования объектов микроэкономики, позволяющая ускорить процесс институционализации маркетинговых исследований на рынках товаров и услуг.

Содержание диссертационной работы соответствует пункту 1. Общеэкономическая теория — 1.2. Микроэкономическая теория, специальности 08.00.01 — Экономическая теория и специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг), специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством.

Информационно-эмпирической базой анализа исследуемых в диссертации задач послужили труды классиков экономической науки, фундаментальные и прикладные исследования зарубежных авторов по проблемам проведения исследований рынков товаров и услуг. Источником информации стали статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и РТ, периодической печати и текущих обследований, законодательные и нормативные акты, а также информация, полученная автором в ходе проведения исследований на локальных рынках товаров и услуг методом опроса объектов исследования и экспертным методом.

Научная новизна исследования заключается в следующем: По специальности 08.00.01 — Экономическая теория (микроэкономическая теория):

— установлено, что понятия «исследование рынка» и «маркетинговое исследование» в сфере потребительского рынка эквивалентны. Это доказывается идентичностью объектов исследования, а также методологических и методических приемов и методов проведения исследований. В связи с этим автором дано общее определение этим понятиям. «Исследование рынка» или «маркетинговое исследование» -это систематический сбор, обработка, хранение и анализ количественной и качественной информации об объектах (продовольственные и непродовольственные товары, услуги, экономические субъекты товарных рынков, потребители и т. д.) и категориях рынка товаров и услуг (спрос, предложение, конъюнктура рынка, емкость рынка, цена, конкурентоспособность товара или услуги и т. д.) с целью принятия оптимальных решений тактического или стратегического характера;

— рекомендована система экономических показателей, через соотношения между которыми проявляется действие важнейших экономических законов (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона возвышения потребностей) и отражается сбалансированность потребительского рынка. Сбалансированность рынка потребительских товаров можно оценить через соотношения между тремя важнейшими экономическими показателями: объемом потребительских товаров, доставленных на рынок (Ут) — объемом продаж (Уп) и размером фонда оплаты труда (Фот) — Сбалансированный рынок характеризуется следующими соотношениями между этими показателями: Ут^/п^Фот-Нарушение этих соотношений приводит к дисбалансу, то есть к превышению спроса над предложением или наоборот;

— предложен алгоритм, который можно применить для определения равновесной цены и объема продаж путем исследования кривых спроса и предложения. Решение задачи производится выравниванием исходных данных по одной из известных простейших функций, рассчитываются коэффициенты полученных уравнений и параметры точки их пересечения, т. е. искомые равновесная цена и равновесный объем продаж, при которых достигается максимальная выручка;

— рекомендована математическая модель и алгоритм формирования оптимального плана продаж для экономических субъектов малого и среднего бизнеса. В условиях усиливающейся конкуренции и интенсивного расширения товарного ассортимента на локальных рынках нельзя ограничиваться решением этой задачи только с целью максимизации прибыли. Использование теорем двойственности позволило рекомендовать алгоритм решения двойственной задачи с целью минимизации издержек обращения при формировании ассортиментного плана продаж;

— сформулированы математические модели различных видов жизненных циклов товаров (ЖЦТ) и предложен алгоритм, позволяющий в практической деятельности решать две проблемы: определять период времени с момента внедрения товара на рынок до момента наступления его зрелости и продолжительность этапа зрелости товара. В условиях усиливающейся конкурентной борьбы на отечественном потребительском рынке происходит сокращение продолжительности ЖЦТ, а также удорожание разработки новых товаров, в связи с чем применение предложенных моделей и алгоритмов является необходимым;

— применен проектно-конструкторский подход к развитию методологии проведения исследований на потребительском рынке, что позволило перейти от теоретических проблем исследования рынка к их практической реализации, вооружив руководителей малого и среднего бизнеса набором экономико-математических моделей, методов, инструментов и алгоритмов, упрощающих проведение исследований на локальных рынках;

— предложен вариант построения классификатора маркетинговых исследований, базирующийся на научных принципах теории классификации и наиболее полно отражающий цели и особенности исследований рынков товаров и услуг. В классификаторе выделено четыре основания деления, взаимно исключающих друг друга и являющихся ближайшими видами такого деления: «направление исследования», «объект исследования», «цель исследования» и «степень проработки проблемы»;

— уточнена и дополнена методика организации и проведения исследований на рынках товаров и услуг на основе проработки всех компонентов научного исследования (объект исследования, предмет анализа, задачи исследования, совокупность методов и инструментов, необходимых для проведения исследований на рынках товаров и услуг). Предложенная методика проведения исследований условно названа «цель — затраты — результат» (Ц-З-Р). Основной отличительной особенностью этой методики является обязательное наличие этапов, на которых определяются требования к квалификации группы исследователей, ее численности, проводятся предварительные расчеты затрат и экономических результатов от проведения исследования. Наличие этих этапов позволяет экономическим субъектам уже на ранних стадиях определять целесообразность проведения исследования и своевременно отказаться от затратных и мало результативных работ. Предложенная методика апробирована на конкретных рынках товаров и услуг.

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг):

— предложена авторская методика получения и количественной оценки маркетинговой информации на базе экспертного метода расстановки приоритета (попарного сравнения). Проблемы выбора метода сбора (получения) маркетинговой информации, ее измерения и шкалирования являются наиболее сложными. Анализ известных методов измерения и количественной оценки информации показал, что они трудоемки и требуют сложных процедур обработки. Разработанная методика проста, оперативна и универсальна;

— преложен алгоритм (последовательность и методика расчетов) реализации авторской методики. Он апробирован при проведении маркетинговых исследований на различных рынках товаров и услуг;

— сделаны рекомендации по определению численности и компетентности группы экспертов для получения количественной оценки исходной информации о характеристиках исследуемых объектов;

— сделан прогноз потребительского спроса на базе информации, полученной по авторской методике в условиях локального рынка потребительских товаров с помощью одно факторного и многофакторного корреляционно-регрессионного анализа. Информационной базой для построения моделей послужили данные, полученные по разработанной в диссертации методике получения и оценки маркетинговой информации с помощью метода попарного сравнения (расстановки приоритета).

Теоретическая и практическая значимость работы. Применимость и значимость полученных результатов обусловлена экономическим и социальным эффектом от использования разработанных методик и алгоритмов.

Теоретические обобщения и результаты проведенных исследований используются в учебном процессе в рамках преподавания таких дисциплин, как «Общая экономическая теория», «Микроэкономика», «Маркетинг», «Маркетинговые исследования».

Предложенные в работе методики, модели и алгоритмы позволят ускорить процесс институционализации маркетинговых исследований, то есть сделают их доступными для освоения и практического применения широким кругом исследователей. Ряд предложенных экономико-математических моделей и алгоритмов могут стать типовыми, и для их реализации необходима лишь достоверная исходная информация. Методические рекомендации по получению и количественной оценки информации, основанные на использовании экспертного метода попарного сравнения (расстановки приоритета) являются универсальными и легко реализуются с помощью группы экспертов, имеющих опыт работы в исследуемой области. Кроме того, предложенный и доведенный до алгоритма и инструкции по применению метод легко интегрируется с другими экономико-математическими методами. Информация, полученная по разработанной методике, стала базой для построения однои многофакторной моделей прогнозирования потребительского спроса.

Основные положения и результаты исследования обсуждены и одобрены на восьми межвузовских научно-практических конференциях и на Всероссийской конференции «Проблемы развития маркетинга в современных условиях» (г. Казань, КГФЭИ, 2003;2004гг.).

Апробация результатов исследования осуществлялась на потребительском рынке товаров и услуг Республики Татарстан. Методические положения, разработанные в диссертации, рекомендованы к дальнейшему использованию Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ, Министерством экономики и промышленности РТ, а также используются в разработках проводимых Институтом стратегических исследований рынка (г. Казань) и Департамента маркетинга ОАО «Торогово-финансовой компании „КАМАЗ“».

На базе уточненной в диссертации методики организации маркетинговых исследований проведено исследование локального рынка образовательных услуг Республики Татарстан и регионального рынка снэковой (закусочной) продукции.

Самостоятельное значение имеют разработанные в диссертации методические рекомендации по проведению маркетинговых исследований с использованием экспертных оценок. Эти рекомендации апробированы на различных локальных товарных рынках: телевизоров, кондиционеров, музыкальных центров, диктофонов, мультимедиа мониторов, электроутюгов, женских колготок, зубных паст и др. Информационная база, созданная по разработанной методике, позволила сделать краткосрочный прогноз потребительского спроса на телевизоры с помощью однои многофакторной моделей корреляционно-регрессионного анализа.

Диссертация является законченной исследовательской работой, содержащей:

• алгоритмы, позволяющие исследовать экономические процессы и явления в реальных рыночных условиях;

• компьютерную реализацию этих алгоритмов;

• методические рекомендации по проведению исследований на рынках товаров и услуг;

• универсальную методику получения и оценки исходной информации для проведения исследований на локальных рынках товаров и услуг, основанную на использовании экономико-математического метода расстановки приоритета;

• рекомендации по прогнозированию потребительского спроса на товары на базе информации полученной по предложенной автором методике.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 22 работы, в том числе три монографии, и научные статьи в научных изданиях-публикаторах ВАК. Общий объем публикаций по теме исследования составляет 44,65 п. л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического спискасодержит 103 таблиц, 38 рисунков и 17 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для продвижения экономических реформ в России и интеграции её экономики в мировое хозяйство необходимы глубокие знания теории рынка и маркетинга, его инструментов и методов, обеспечивающих эффективное воздействие на конкурентные позиции предприятий в рыночных условиях.

Умение оценивать шансы конкретного предприятия, вести конкурентную маркетинговую деятельность, опираясь на современную теорию и прогрессивный математический аппарат — обязательное условие экономической безопасности каждого предприятия и страны в целом.

Значение маркетинговых исследований на потребительском рынке России возрастает. Быстрыми темпами идет процесс их институционализации. Исследовательская и аналитическая деятельность на потребительском рынке приобретает массовый характер и воплощается в конкретные организационные формы. Дальнейшее развитие и завершение процесса институционализации маркетинговых исследований зависит от решения проблем связанных с унификацией и стандартизацией методики их проведения.

В диссертации решены следующие задачи:

— проанализированы основные понятия и категории потребительского рынка, его классификации и определены характеристики — объекты исследования локальных рынков товаров и услуг;

— построены модели и алгоритмы, позволяющие исследовать и моделировать важнейшие объекты потребительского рынка на микроуровне: о моделирование рыночной равновесной ценыо формирование оптимального ассортиментного плана продаж товаров и услуго прогнозирование жизненного цикла товара;

— разработана классификация маркетинговых исследований, как разновидности прикладных научно-исследовательских работ (НИР);

— уточнена и дополнена методика проведения маркетинговых исследований, основанная на использовании социологических методов. В экономической литературе до сих пор не дана полная схема проведения маркетинговых исследований, учитывающая передовой маркетинговый инструментарий. Это объясняется постоянным пополнением приемов и методов проведения маркетинговых исследований принципиально новыми разработками, существенной зависимостью алгоритма их проведения от целей и задач, а также сознательным упрощением схемы проведения маркетинговых исследований;

— упрощена процедура выбора наиболее эффективного метода проведения исследований на потребительском рынке. Современная наука, вооружив исследователей мощным арсеналом различных методов и инструментов, поставила ученых и практиков перед необходимостью сложного выбора наиболее оптимального метода исследования;

— рекомендована не только система сбора, хранения и обработки информации, но и ее создания самими исследователями в условиях неполноты и неопределенности информации об объекте исследования. Универсальность рекомендованной методики подтверждена апробацией ее на различных объектах исследования;

— разработаны методические рекомендации, позволяющие связать воедино усилия специалистов различного профиля в процессе проведения исследований на рынке товаров и услуг с помощью единой методики, основанной на использование методов экспертных оценок;

— осуществлен прогноз потребительского спроса на базе информации, полученной по предложенной методике.

В зарубежной и отечественной литературе описано немало моделей, позволяющих найти оптимальное решение актуальных маркетинговых задач. Однако большинство из предложенных моделей носит характер рабочих, недостаточно проверенных на эмпирическом материале, гипотез, так как по ряду факторов невозможно получить полную и достоверную информацию, а некоторые из них и вовсе не имеют количественной оценки. Например, как количественно измерить изменение потребительских вкусов и привычек людей под влиянием научно-технического прогресса.

По сей день актуальными остаются слова академика СТ. Струмилина, сказанные им почти восемьдесят лет тому назад: «наука, начинающаяся там, где мы имеем дело с мерой, весом и счетом не удосужилась еще разрешить задачу измерения объективной ценности даже своих собственных достижений"91. Следовательно, создание маркетинговых моделей высокой прогностической ценности требует поиска метода получения и количественной оценки разнообразной маркетинговой информации. В диссертации в качестве такого метода предложен экспертный метод расстановки приоритетов, основанный на попарном сравнении всех параметров, выбранных для включения в модель и присвоения им количественной оценки по разработанной в диссертации методике. Предложенная методика апробирована на различных рынках товаров и услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты.
  2. О защите конкуренции: федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 // Собр. зак-ва Рос. Федерации. 2006. — № 31 (ч. 1). — ст. 3434.
  3. О защите прав потребителей: федер. закон от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 (в ред. от 21.12.2004 г.) // Собр. зак-ва Рос. Федерации. 2004.- № 52 (ч. 1). — ст. 5275.
  4. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: федер. закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ // Собр. зак-ва Рос. Федерации. 1995. — № 30.-ст. 2871.
  5. О федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Татарстан до 2006 года: постановление Правительства Р. Ф. от 24.08.2001 г. № 625 (в ред. от 15.05.2006 г.) // Собр. зак-ва Рос. Федерации. 2001. — № 38. — ст. 3742.
  6. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006−2008 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р // Собр. зак-ва Рос. Федерации.- 2006. № 24. — ст. 2620.
  7. В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации / В. В. Путин // Рос. газ. 2006. — 11 мая.
  8. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005−2010 годы: закон от 21 декабря 2005 г. № 133-РТ // Ведомости Гос. Совета Татарстана. 2005. — № 12 (ч. III). — с.4−259.
  9. М.Ш. Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан / М. Ш. Шаймиев // Время и Деньги. 2006. — 7 марта.2712. Монографии.
  10. .Н. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва: монография / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. М.: Экономика, 2004. -632с.
  11. Л.И. Формирование модели информационного обеспечения управленческой деятельности: монография / Л. И. Родина. СПб.: Инфро-до, 2004. — 234с.
  12. Е.С. Маркетинговые исследования: методика и практика: монография / Е. С. Рольбина. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2005. -112с.
  13. Л.Б. Маркетинг на потребительском рынке России: монография / Л. Б. Шабанова. Казань: Тан-Заря, 2000. — 135с.
  14. Л.Б. Методология и методика проведения маркетинговых исследований: монография / Л. Б. Шабанова. — Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2005. 172с.
  15. В.А. Азбука маркетинга / В. А. Абчук. СПб.: Союз, 1998.272с.
  16. Т.Д. Учет расходов на маркетинговые услуги / Т.Д. Аверина
  17. Бухгалтер Татарстана. 2004. — № 16. — с.27−30.
  18. В. А. «Рыночное поведение»: рациональный и этический аспекты.// Вопросы экономики. 1997.№ 2.
  19. Адаменко М. А. Маркетинговое исследование конкурентоспособности
  20. ВУЗа / М. А. Адаменко // Практический маркетинг. 2006. — № 9. -с.26−29.
  21. С.Ю. Ценовые исследования / С. Ю. Адамов // Маркетинг имаркетинговые исследования. 2002. — № 4. — с.4−9.
  22. Актуальные проблемы менеджмента, маркетинга и информационныхтехнологий: сб. науч. пер. Вып. 5 / Ин-т менеджмента, маркетинга и финансов. Воронеж: АИНО «Ин-т менеджмента, маркетинга и финансов», 2004. — 187с.
  23. A.A. Маркетинговый аудит / A.A. Алексеев // Маркетинг имаркетинговые исследования. 2002. — № 5. — с.26−33.
  24. C.B. Правовое регулирование маркетинговой деятельности:учеб. пособие для вузов / C.B. Алексеев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. — 463с. — (Гриф УМЦ «Проф. учебник» для студ. вузов) (в т. ч. для асп.).
  25. Т. Практический маркетинг: пер. с англ. / Т. Амблер. СПб.:1. Питер, 2000. 400с.
  26. Т. Что такое успешный маркетинг? / Т. Амблер // Маркетинг имаркетинговые исследования. 2002. № 2. — с.42−49.
  27. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг: учеб. пособие / О.Д.
  28. Андреева. М.: Дело, 2001. — 224с.
  29. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг: учеб. пособие / О.Д.
  30. Андреева. М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1997. — 224с.
  31. В. Маркетинговые исследования потребительского рынка:уникальный отечественный опыт: учеб. пособие для студ. вузов / В. Ф. Анурин, И. И. Муромкина, Е. В. Евтушенко. СПб.: Питер, 2004. — 269с.
  32. М. Маркетинговое исследование поведенияпотребителей / М. Аристархова, А. Крахмалева // Маркетинг. 2001. -№ 6. — с.20−25.
  33. М. Маркетинговые исследования рекламнойдеятельности / М. Аристархова, Т. Матягина // Маркетинг. 2002. -№ 1. — с.52−57.
  34. АРМ маркетинг-директора / М. Г. Долинская, Е. А. Друянова, А.И.
  35. Кадушин и др. // Мир ПК. 1991. — № 4.
  36. Арутюнян J1. Маркетинговые исследования: социологическоеизмерение / JI. Арутюнян // Консультант директора. 2002. — № 4. -с. 17−20.
  37. A.A. Маркетинговые исследования на рынке кадровогоконсалтинга / A.A. Архипова // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2004. — № 3. — с. 17−23.
  38. Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов: пер. сангл./Г. Ассэль. М.: ИНФРА-М, 2001. — 803с.
  39. Г. Особенности становления регионального рынкамаркетинговых исследований / Г. Астратова // Практический маркетинг. 2004. — № 4. — с.2−7.
  40. Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн. М., 2001.
  41. М.И. Теория экономического анализа: учебник/ М. И. Баканови др.- 5-е изд. М.: Финансы и статистика, 2004. — 536с.
  42. С.Б. Методология экономического анализа хозяйствующегосубъекта: учеб. пособие / С. Б. Барнгольц, М. В. Мельник. М.: Финансы и статистика, 2003. — 240с.
  43. Д. Эффективная сегментация / Д. Барон, Д. Холлингшед //
  44. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. — № 4. — с.56−61.
  45. JT.E. Маркетинг: учеб. пособие / J1.E. Басовский. М.:1. ИНФРА-М, 2003. 134с.
  46. А. Обзор отечественного рынка услуг в областимаркетинговых исследований / А. Баутов // Управление компанией. -2002. № 7. — с.24−28.
  47. Н.С. Численные методы / Н. С. Бахвалов, Н. П. Жидков, Г. М.
  48. Кобельков. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. — 636с. — с.45.
  49. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие / И. К. Белявский. М.: Финансы и статистика, 2004. — 320с.
  50. Н.В. Маркетинг: конспект лекций: учеб. пособие для вузов /
  51. Н.В. Бендина. М.: Приор-издат, 2006. — 171с.
  52. Н.В. Маркетинг / Н. В. Бендина // Маркетинг. М., 2000.с.51.
  53. ., Эванс Дж. Маркетинг. М.: Экономика, 1993. — с.69.
  54. И. О сходстве и различиях между маркетинговыми исоциологическими опросами / И. Березин // Практический маркетинг. 2003. — № 11. — с.2−4.
  55. И.С. Маркетинг и исследования рынков / И. С. Березин. М.:
  56. Берне Э. С. Основы маркетинговых исследований с использованием
  57. Microsoft® Excel: учеб. для вузов. / Э. С. Берне, Р.Ф. Буш- пер. с англ. и ред. Д. А. Клюшина. — М.- СПб.- Киев: Вильяме, 2006. 694с.
  58. Бертош М. В. Анализ аудитории и перспективы развития российского
  59. Интернета / М. В. Бертош И Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. -№ 2. — с.63−73.
  60. О.И. Особенности маркетинга на рынке b-2-b / О.И.
  61. , В.А. Пантюхин // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2006. — № 1. — с.52−60.
  62. В.И. Маркетинговые исследования и их компьютеризация /
  63. В.И. Большаков, A.A. Черный, Е. В. Самохвалов // Маркетинг: теория, методология, практика. Вып. 18. Рыночные исследования: опыт и перспективы. М.: Торгово-промышленная палата СССР, 1990. — с.55−64.
  64. Большой экономический энциклопедический словарь / авт.-сост.
  65. Л.П. Кураков, В. Л. Кураков. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2006. — 1090с. — (Серия «Президентская программа подготовки управленческих кадров»).
  66. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. Н. Азришена. 5-еизд., перераб. и доп. М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280с.
  67. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.:
  68. Институт новой экономики, 2002. С. 907.
  69. Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2004, с. 519.
  70. В.В. Маркетинг: путь к успеху на рынке / В. В. Брылева.
  71. Ставрополь: Развитие, 1994.
  72. Т.А. Оценка эффективности информационного обеспечениямаркетинговых решений / Т. А. Бурцева, Н. В. Никонова, H.A. Миронова // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 1. — с.54−67.
  73. Л.И. Применение методов анализа взаимосвязей междупризнаками в маркетинговых исследованиях / Л. И. Бушуева // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 3. — с.3−19.
  74. Л.И. Статистическая проверка значимости результатовмаркетинговых исследований / Л. И. Бушуева // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 1. — с.59−76.
  75. Большая Российская Энциклопедия- СПб.: «Норинт», 2000. 1456с.
  76. Д.А. Выбор целевого рынка в условиях неполной информациина основе нечеткого анализа альтернатив / Д. А. Валиев // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. — № 1. — с.23−33.
  77. Н. Г. Маркетинговые исследования рынкаобразовательных услуг в регионе / Н. Г. Васильченко // Маркетинг. -2002. № 6.-с.12−21.
  78. A.M. Расходы на маркетинговые исследования / A.M.
  79. Волошина// Российский налоговый курьер. 2004. -№ 10. — с.39−43.
  80. Гаврилов А. Маркетинговые исследования в условиях малого бюджета
  81. А. Гаврилов // Управление компанией. 2002. — № 8. — с.28−30.
  82. Р.Б. Маркетинговые исследования: (программа дисциплины икурс лекций) для студентов специальности 61 500 «Маркетинг» (ГОС II поколения). / Р. Б. Галеева. Казань: Центр инновац. технологий, 2005. — 130с.
  83. Е.Б. Методы маркетинговых исследований / Е. Б. Галицкий.- М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2006. 396с.: ил. -Библиогр.: с. 395−396.
  84. Е. Процедуры маркетингового исследования в образовании /
  85. Е. Ганаева//Практический маркетинг. 2005. — № 9. — с.11−17.
  86. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело:учебник / И. Н. Герчикова. М.: Внешторгиздат, 1995. — 264с.
  87. Е. Маркетинговые исследования: основные понятия и опытпроведения / Е. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. -1997. Сентябрь — октябрь. — с.25.
  88. Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология ипрактика: учебник / Е. П. Голубков. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финпресс, 2003. — 493с.
  89. Е.П. Маркетинг: словарь / Е. П. Голубков. М.: Экономика, 1994. 160с.
  90. Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структура / Е.П.
  91. Голубков.- М.: Дело, 1995. 192с.
  92. Е.П. Маркетинговые исследования / Е. П. Голубков. М.:1. Финпресс, 1998. 416с.
  93. Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финпресс, 2003. — 688с. — (Гриф МО РФ для студ. вузов, обуч. по экон. спец.).
  94. Е.П. Маркетинг. Выбор лучшего решения / Е. П. Голубков,
  95. E.H. Голубкова, В. Д. Секерин. М.: 1993. — 222с.
  96. E.H. Современные тенденции развития маркетинга / E.H.
  97. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4. — с.З.
  98. В.В. Современные методы анализа и прогнозирования взадачах обоснования маркетинговых решений / В. В. Давние, В. И. Тинякова // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 2. — с. 1626.
  99. JI.A. Методологические вопросы статистическогоисследования эластичности потребительских цен / JI.A. Данченок // Вопросы статистики. 2002. — № 2. — с.22−27.
  100. Т.П. Управление маркетингом: учебник для студ. экон. спец. вузов / Т. П. Данько. 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2001. — 334с.
  101. А. Изучение рынка: пер. с фр. / А. Дейан. СПб.: Изд. Дом1. Нева", 2003. 128с.
  102. А. Маркетинг / А. Дейан и др. М.: Экономика, 1993.
  103. Е. В. Маркетинг услуг: учеб пособие / Е. В. Демченко. Мн.:1. БГЭУ, 2002.- 161с.
  104. П.Р. Управление маркетингом: учеб. пособие для студ. / П.Р.
  105. Диксон- пер. с англ., общ. ред. Ю. В. Шленова. М.: БИНОМ, 1998. -560с.
  106. А. Закон стоимости: его модификации и ограничители. // Экономист. 2000. № 12. с. 60.
  107. Е., Хершген X. Практический маркетинг / Е. Дихтль, X.
  108. Хершген- пер. с нем. A.M. Макарова- под ред. A.M. Минько- М.: Высшая школа, 1995.- 255с.
  109. П. Практика менеджмента / П. Друкер. М.: Издат. дом1. Вильяме", 2000. 398с.
  110. А. Маркетинговое исследование в туризме: учеб.-практ.пособие / А. Дурович, Л.Анастасова. М.: Новое знание, 2002. -348с.
  111. Дэй Дж. Стратегический маркетинг / Дж. Дэй. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 640с.
  112. .Ж. Стратегический маркетинг / Ж. Ж. Жамбен. СПб, 1996.
  113. С.З. Азбука маркетинга / С. З. Жизнин. М., 1990.
  114. Жих Е. М. Маркетинг: как завоевать рынок / Е. М. Жих, А.П.
  115. , В.А. Соловьев. — Л.: Лениздат, 1991. 139с.
  116. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие
  117. П.С. Завьлов. М.: ИНФРА-М, 2005. -496с.
  118. П.С. Формула успеха: маркетинг. Сто вопросов сто ответово том, как эффективно действовать на внешнем рынке / П. С. Завьялов, В. В. Демидов. М.: Международные отношения, 1991. -304с.
  119. О. О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике. Учебник. М. «Дело и сервис». 2001. стр. 15.
  120. Е.В. Правовое регулирование маркетинга: учеб. пособие /
  121. Е.В. Измайлова. М.: Зерцало-М, 2002. — 160с.
  122. История и методология предмета экономической науки. Учебное пособие./ Под ред. И. А. Кузнецова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. с. 19.
  123. М.Х. К вопросу о сути маркетинговых исследованийприменительно к развитию рыночных отношений в Туркменистане / М. Х. Караджаев // Экономический вестник РТ. 2001. -№ 4. — с.62−66.
  124. С. Повышения качества маркетинговых исследований натоварных рынках / С. Карнаухов, О. Милютина // Маркетинг. 2003. — № 2. — с.27−34.
  125. С. В. Международный маркетинг: учеб. пособие для вузов / С.
  126. В. Карпова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2005. — 288с.
  127. С.В. Автоматизация процесса исследования рынка вотделах маркетинга предприятий / С. В. Картышев // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. — № 3. — с.59−66.
  128. . Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. В 2 томах. Т.2 М.: Эконов. 1993. С. 430.
  129. А.И. Маркетинговый анализ / А. И. Ковалев, В. В. Войленко.
  130. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 176с.
  131. A.B. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для студ. вузов / A.B. Короткое. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 303с.
  132. A.B. Некоторые аспекты методологии маркетинговыхисследований / A.B. Короткое // Маркетинг. 2003. — № 4. — с.39−48.
  133. Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник для вузов /
  134. Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 163 с.
  135. Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль У Ф. Котлер. СПб.: Питер, 1999. — 896с.
  136. Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер- пер. с англ. Б.Б. Боброва-под ред. Е. М. Пеньковой. СПб.: АО «Корунд», АОЗТ «Литера плюс», 1994. — 698с.
  137. Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг. М.: Издат. дом «Вильяме», 2003. 1200с.
  138. И.И. Маркетинг на предприятии: практ. пособие / И. И. Кретов.- М.: АО «Финстатинформ», 1994. 181с.
  139. Р. 1001 способ успешного маркетинга, даже если выненавидите продавать / Р. Крэнделл- пер. с англ. К. Ткаченко. М.: Фаир-Пресс, 1999. — 496с.
  140. И.В. Маркетинг: учеб. пособие / И. В. Крылов М.: Центр, 1998, — 192с.
  141. А.Х. Региональные различия и перспективы региональных рынков / А. Х. Кутлалиев // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. — № 5. — с. 13−18.
  142. JI.A. Исследование востребованности маркетинговых услуг со стороны среднего бизнеса / JI.A. Куярова, И. П. Пономарев // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 1. — с.42−57.
  143. Ламбен Жан Жак. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива: пер. с фр. / Жан Жак Ламбен. СПб.: Наука, 1996. -589с.
  144. В. Экономические эссе: Теории, исследования, факты и политика. -М.: Политиздат. 1990. С.37−38.
  145. Р. Об опыте сбалансирования потребительского рынка / Р. Локшин // Экономист. 1994. — № 1. — с.27−39.
  146. Л.И. Экономико-математический словарь / Л. И. Лопатников. -М.: «Наука», 1996. 701с.
  147. Д., О стратегии развития России // журнал «Экономист». М.: № 2, 2007. — С.3.
  148. С.Ю. Исследование неопределенности при формировании маркетинговых стратегий / С. Ю. Ляпина // Маркетинг. 2003. — № 3. -с.38−43.
  149. В. Основные модели оценки вклада Public Relations в маркетинговую стратегию / В. Майклсон, П. Б. Салин // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. — № 3. — с.43−47.
  150. Мак-Дональд М. Планы маркетинга. Как их составлять и использовать / М. Мак-Дональд.- М.: Издат. Дом «Технологии», 2004. 656с.
  151. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга / М. Мак-Дональд. СПб: Питер, 2000. — 320с.
  152. И.В. Маркетинг: учеб. пособие / И. В. Максимова. -Волгоград: Изд-во В АТС, 2004. 160с.
  153. К., Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1991. С. 61.
  154. К., Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1992. Т. 1. С. 198
  155. Н. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных: пер. с англ. / Н. Малхотра. Киев ООО «ТИД» «ДС», 2002. — 768с.
  156. Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство: пер с англ. / Нэреш К. Малхотра. 3-е изд. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2003. — 960с.
  157. В.И. Стратегическое планирование деятельности компании и роль маркетинговых исследований / В. И. Мамонов, Е. В. Мамонова // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 2. — с. 13−20.
  158. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / под ред. В. А. Алексунина. 3-е изд., перераб. и допол. — М.: ИТК «Дашков и К», 2005.-716с.
  159. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: учебник / под ред. JI.А. Данченок. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004.
  160. Маркетинг: учебник / под ред. Н. П. Ващекина. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. — 312с.
  161. Маркетинг: учебник для вузов / под ред. Г. А. Васильева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 208с.
  162. Маркетинг: учебник для вузов / под ред. Н. Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 631с.
  163. Маркетинг: учеб. пособие / под ред. Г. П. Абрамовой. М.: ИНФРА-М, 2003. -173с.
  164. Маркетинг: учебник-практикум / под ред. проф. Н. П. Ващекина. -М.: Московский государственный университет коммерции, 1999. -570с.
  165. Маркетинг: учебник/под ред. Э. А. Уткина. Тандем: ЭКМОС, 2001. -320 с.
  166. Маркетинг: учебник, практикум и учебно-методический комплекс / Р. Б. Ноздрева, В. Ю. Гречков, Г. Д. Крылова и др. М.: Юристъ, 2002. -564с
  167. Маркетинговые исследования. 16 практических комбинаций // Маркетолог. -2003. № 2. — с. 14−30.
  168. А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1984, Т. 2.С.6
  169. Т.Д. Маркетинг / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, JI.H. Ковалик. -СПб.: Питер, 2006. 400 с.
  170. В.А. Макроэкономическая среда проведения маркетинговых исследований / В. А. Масюков // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2006. — № 2.-е. 120−124.
  171. С.Ю. Учет расходов на проведение маркетинговых исследований / С. Ю. Матвеев // Бухгалтерский учет. 2003. — № 10. -с.16−17.
  172. А. 6 проблем российского маркетинга / А. Мельников // Маркетолог. -2004. -№ 1. -с.59−63.
  173. О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология и техники качественных исследований в социальной психологии: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов / О. Т. Мельникова. М.: Академия, 2003. — 272с.
  174. X. Будущее в области исследований маркетинга услуг / X. Мефферт // Проблемы теории и практики управления. -2002. -№ 4. -с.107−112.
  175. JI.E. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг провинциальных городов / J1.E. Миляева // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 5. — с.48−58.
  176. Н.В. Дифференцированный подход к маркетингу услуг / Н. В. Миронова // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. -№ 3. -с.10−18.
  177. H.A. Разработка типовых сервисных комплексов ВУЗов на основе маркетинговых исследований / H.A. Платонов Н Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 23. — с.36−40.
  178. Г. Управление регионом: маркетинговый подход. -Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1999. — с.92.
  179. М.Е. Методика прогноза изменения емкости рынков потребительских товаров / М. Е. Мурадьян, П. С. Роганин // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. -№ 3. -с.38−42.
  180. Национальные счета России: Стат. сб. Росстат. 2006.
  181. A.B. Выявление скрытых взаимосвязей в маркетинговых исследованиях / A.B. Никитченко, B.C. Тимофеев, A.B. Фадеенкова // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 4. — с.26−30.
  182. С. Маркетинговые исследования ! С. Нищев // Маркетолог. -2003. -№ 9. -с.55−64.
  183. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия РИПОЛ КЛАССИК, 2004. — 1456с.
  184. Р.Б. Маркетинг: учебник- Практикум по маркетингу: учеб. пособие / Р. Б. Ноздрева, Т. Д. Крылова, М. И. Соколова. М.: Экономистъ, 2004. — 568 с.
  185. Р.Б. Современные аспекты международного маркетинга: учеб. пособие / Р.Б. Ноздрева- Моск. Гос. Ин-т междунар. отношений (Ун-т). М.: РОССПЭН, 2004. — 280с.
  186. Основы маркетинга: учеб. пособие для вузов / Г. А. Васильев, Н. Д. Эриашвили, H.A. Нагапетьянц и др.- под ред. ГА. Васильева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 543 с.
  187. Е. Процедуры маркетингового исследования в образовании /
  188. Практический маркетинг. 2005. — № 90. — с. 11−17.
  189. Т.Н. Стратегия целевого маркетинга / Т. Н. Парамонова, Т. Н. Калугина // Маркетинг. № 4. — 1998. — с. 60−73.
  190. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е. П. Пешкова. M.: ОСР-89, 1977.
  191. С. Аудит достоверности маркетинговых исследований / С. Пономарева // Маркетинг. 2004. -№ 4. — с.59−68.
  192. A.B. Онлайновые игры как инструмент управления брендом / A.B. Попов // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. -№ 2.-с.21−25.
  193. Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии / Е. В. Попов // Маркетинг. 1999. — № 1. — с.103.
  194. Т.И. Маркетинг / Т. И. Попова. Саратов, 1998.
  195. Популярная экономическая энциклопедия / гл. ред. А.Д. Некипелов- редкол.: B.C. Автонамов, О. Т. Бокомолов, С. П. Глинкина и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 367с.
  196. К.Ф. Совершенствование планирования в НИИ и КБ машиностроения. Д.: Машиностроение, 1974. — с. 15.
  197. Э. Маркетинговые войны / Э. Райе, Дж. Траут. СПб: Питер, 2006. — 256 с.
  198. Роджерс Лен. Маркетинг в малом бизнесе: пер. с англ. / Лен. Роджерс. М.: «Аудит», ЮНИТИ, 1996. — 256с.
  199. А. Директ-маркетинговый аудит / А. Розенспен //
  200. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2004. — № 1.- с.71−74.
  201. Е.С. Маркетинговые исследования: методика и практика. -Казань: Издательство Казанского университета, 2005 г., с. 36.
  202. А.А. Как провести совместный анализ / А. А. Роменский // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2002. -№ 6. -с.19−30.
  203. Российский маркетинг на пороге третьего тысячелетия: практика крупнейших компаний / под ред. А. А. Бравермана. М: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2001. — 422с.
  204. Российская экономика в 2004 году: Тенденции и перспективы. Вып. 26. М.: ИЭПП, 2005. С. 14−16.
  205. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Г. В. Савицкая. 7-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2002.-335с.
  206. М.И. Маркетинговая технология Friendly Advertising / М. И. Свердлов // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2002. -№ 3. -с.31−37.
  207. П. Как сэкономить на маркетинговых исследованиях / П. Светлов II Маркетолог. -2001. -№ 9. -с.49−51.
  208. К. С. Маркетинг и информационные технологии, информационные продукты и услуги / К. С. Сейтимбетов, А.ТТТ. Худайбергенов, Б. С. Калмуратов, Э. Маденова // Актуальные проблемы современной науки. 2004. — № 3. — с. 15.
  209. В.Д. Маркетинг: учеб.-практ. пособие / В. Д. Секерин. 2-е изд. -М.: 1999.- 160с.
  210. В. Готовность компаний к проведению маркетинговых исследований / В. Скоренко // Практический маркетинг. -2003. -№ 6. -с.14−16.
  211. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Наука. 1993. С. 222.
  212. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий и др. М.: Финансы и статистика, 1991. — 256с.
  213. Т. Анализ мирового рынка маркетинговых исследований Т. Соколова // Эксклюзивный маркетинг. 2004. — № 3. — с.3−30.
  214. О. Исследование удовлетворенности как часть маркетинговых исследований на предприятии / О. Солодянкина // Практический маркетинг. 2006. — № 6. — с. 15−31.
  215. Социально-экономическое положение Республики Татарстан / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Казань: № 11−2006 (январь-февраль).
  216. СССР в цифрах в 1990 году. Краткий статистический сборник. / Госкомстат СССР. -М.: Финансы и статистика, 1991. С. 38, 39, 123.
  217. Статистический ежегодник. Республика Татарстан 2005. // Территориальный орган ФСГС по Республике Татарстан. Казань: 2006. С. 174.
  218. Статистический словарь / гл. ред. М. А. Королева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика. — 1989. — 623с.
  219. Статистический сборник. Республика Татарстан 2005. Казань: 2006. С. 176.
  220. Статистический справочник «Татарстан 2005». Казань: 2006. С. 38.
  221. С.Г. К методологии учета научного труда / С. Г. Струмилин. Л.: Издательство академии наук СССР, 1932. — с.30.
  222. С.А. Социально психологические аспекты маркетинговых исследований / С. А. Сурков // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2002. — № 6. — с. 11−18.
  223. Т.В. «Три кита» японского маркетинга / Т. В. Тарасова // Маркетинг в России и за рубежом. -2003. -№ 6. с. 119−135.
  224. Теория потребительского поведения и спроса / Вехи экономической мысли. Вып.1. / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическаяшкола. 1993. С. 251.
  225. .Е. Маркетинговые исследования: учебник / Б. Е. Токарев. -М.: Изд-во «Экономиста», 2005. 624с.
  226. .Е. Методы сбора и обработки маркетинговой информации: практ. пособие / Б. Е. Токарев. М.: Изд-во «Экономисте.», 2005.
  227. Д. Маркетинговые исследования собственными силами: миф или реальность / Д. Тюрин // Маркетинговые коммуникации. 2004. -№ 6. — с. 19−22.
  228. Р. Завоевание доверия к малоизвестному интернет-бизнесу / Р. Уилсон // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. -№ 3. -с.54−58.
  229. Э.А. Маркетинг / Э. А. Уткин. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во ЭКМОС, 1998. — 320с.
  230. Учебник по основам экономической теории. М.: Владос, 1995.
  231. Г. В. Система потребностей и экономическая роль индивида в современной российской экономике. // www. vsevolodovna. narod. ru
  232. P. A. Стратегический маркетинг / P.A. Фаткудинов. 4e изд. — СПб.: Питер, 2006. — 352 е.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  233. Р. А. Стратегический маркетинг: учебник / P.A. Фаткудинов. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 640с.
  234. M. Н. Маркетинговые исследования и анализ потребителя рынка услуг / М. Н. Федорец И Маркетинг в России и за рубежом. -2002. -№ 6. -с. 16−22.
  235. А. Новый стандарт для маркетинговых исследований / А. Филипс // ИСО 9000+ ИСО 14 000. 2006. — № 1. — с.5−7.
  236. Г. П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2005. -616с.
  237. А. Маркетинг для «чайников»: пер. с англ. / А. Хайем. К.: Диалектика, 1998. —336с.
  238. О. Маркетинговые исследования: место в системе управления рыночными позициями / О. Халина, Т. Яговкина // Управление компанией. -2001. -№ 3. с.49−52.
  239. В.П. Информационные системы маркетинга: учеб. пособие / В. П. Харьков. М.: Нац. ин-т бизнеса, 2004. — 128с.
  240. А. Н. Маркетинговые исследования рынка профессиональных знаний и навыков: карьерное планирование / А. Н. Хатунцев // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 1. — с.42−59.
  241. X. Маркетинг: основы профессионального успеха: учебник для вузов / X. Хершген. М.: ИНФРА-М, 2000. — 334с.
  242. Хисрик Роберт Д. Маркетинг: пер. с англ. / Роберт Д. Хисрик- под ред. Л. П. Куракова. М., 1997. — 400с.
  243. В.Б. Практические аспекты проведения маркетинговых исследований / В. Б. Ходяченко // Справочник экономиста. 2005. -№ 2. — с.75−81.
  244. А.И. Модели поведения потребителя / А. И. Хорев, Т. И. Овчинникова, С. М. Гоз // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. — № 6. — с.43−47.
  245. В.Е. Бюджет коммерческих расходов / В. Е. Хруцкий // Справочник экономиста. 2004. — № 7. — с.32−35.
  246. В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева.2.е изд., пер. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2002. 528с.
  247. A.B. Лояльность покупателей: основные определения, методы измерения, способы управления / A.B. Цысарь // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. — № 5. — с.55−61.
  248. А.Н. Зуд прогресса: потребительский рынок городов как объект экономических исследований и управления / А. Н. Чаплина // Российское предпринимательство. 2003. — № 7. — с.61−66.
  249. А.Н. Зуд прогресса: потребительский рынок городов как объект экономических исследований и управления / А. Н. Чаплина // Российское предпринимательство. 2003. — № 8. — с.49−52.
  250. А.Н. Зуд прогресса: потребительский рынок городов как объект экономических исследований и управления / А. Н. Чаплина // Российское предпринимательство. 2003. — № 9. — с.78−82.
  251. A.A. Логистическая регрессия один из инструментов директ-маркетинга / A.A. Черенков II Маркетинг и маркетинговые исследования. -2003. — № 1. — с. 5 5−60.
  252. Т. А. Приоритеты развития регионального потребительского рынка / Т. А. Черниченко // Маркетинг. 2003. -№ 2. — с.35−45.
  253. Г. А. Маркетинговые исследования / Г. А. Черчилль. -СПб.: Питер, 2002. 752с.
  254. А.Н. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции / А. Н. Чубинский, О. С. Ракитова // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. — № 4. — с. 19−27.
  255. Л.Б. Исследование положения сухариков на рынкеснэковой продукции / Л. Б. Шабанова // Практический маркетинг. -№ 111 (5.2006). -с.24−28.
  256. Л.Б. К вопросу статистического моделирования рыночных цен / Л. Б. Шабанова, Я. П. Демидов // Современная торговля: теория и практика: сб. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Казань: КИ РГТЭУ, 2004.
  257. Л.Б. Маркетинг: теория и практическое применение: учебник / Л. Б. Шабанова, С. Р. Хисамутдинов. М.: Вуз и школа, 2001.-324с.
  258. Л.Б. Маркетинг: электронный учебник / Л. Б. Шабанова. -Казань: ИЭУП, 2004.
  259. Л.Б. Маркетинговое исследование на базе теории игр / Л. Б. Шабанова // Концептуальные основы региональной стратегии научных исследований и образования в торгово-экономической сфере: сб. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Казань: КИ МГУК, 2002.
  260. Л.Б. Маркетинговые исследования как разновидность прикладных НИР / Л. Б. Шабанова // Маркетинг. 2006. — № (89). -с.117−124.
  261. Л.Б. Методика выбора наиболее оптимальной маркетинговой стратегии / Л. Б. Шабанова // Современная торговля: теория и практика: сб. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Казань, 2004.
  262. Л.Б. Методика получения, оценки первичной информации и решения маркетинговых задач / Л. Б. Шабанова // Практический маркетинг. 2002. — № 65(7). — с.9−18.
  263. Л.Б. Методика проведения маркетингового анализа / Л. Б. Шабанова // Современная торговля: теория и практика: сб. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Казань, 2004.
  264. Л.Б. Методика проведения маркетинговых исследований /
  265. Л.Б. Шабанова // Проблемы развития маркетинга в современных условиях: сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. Казань: КГФЭИ, 2003.
  266. Л.Б. Методика решения аналитических задач / Л. Б. Шабанова // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2002. — Спец. выпуск.
  267. Л.Б. Механизм регулирования потребительского рынка методом исследования кривых спроса и предложения товара: учеб. пособие / Л. Б. Шабанова, А. Г. Андреев, В. Н. Кушниренко. Казань: «Форт Диалог», 1997.
  268. Л.Б. Определение экономической эффективности маркетинговой деятельности: метод, пособие / Л. Б. Шабанова, А. Г. Андреев. Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний им. Дж. Сороса, 1996.
  269. Л.Б. Постулаты целевой разработки рынка: учеб.-метод. пособие / Л. Б. Шабанова, С. Р. Хисамутдинов. Казань: ИЭУП, 2005. -32с.
  270. Л.Б. Потребительский рынок товаров и услуг и закономерности его развития / Л. Б. Шабанова // Социально-экономические явления и процессы. 2006. — № 3−4. — 1 п.л.
  271. Л.Б. Применение функционально-стоимостного анализа в маркетинговой деятельности / Л. Б. Шабанова // Современная торговля: теория и практика: сб. докл. межвуз. науч.-практ. конф. -Казань: КИ РГТЭУ, 2004.
  272. Л.Б. Проблемы институционализации маркетинговых исследований / Л. Б. Шабанова // Современная торговля: теория практика: сб. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во «Отечество», 2006. — с.73−75.
  273. Л.Б. Проблемы совершенствования методики проведения маркетинговых исследований / Л. Б. Шабанова // Проблемы теории ипрактика управления. 2006. — № 10. — с.119−126.
  274. Л.Б. Прогнозирование жизненных циклов товаров / Л. Б. Шабанова // Практический маркетинг. 2006. — № 7(113).
  275. Л.Б. Результаты апробации методики определения конкурентоспособности товара / Л. Б. Шабанова, А. Г. Андреев // Проблемы экономической безопасности России в условиях рыночной экономики: тезисы докл. науч.-метод, конф. Казань: КИ
  276. Л.Б. Что такое маркетинг? / Л. Б. Шабанова // Экономика: учебник для учащихся профил. классов общеобразоват. шк. Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2006. — с. 141−153.
  277. Л.Б. Эффективность маркетинга / Л. Б. Шабанова, Л. П. Гайфуллина // Совершенствование экономических отношений в АПК при переходе к рынку: сб. материалов конф. Казань, 1996.
  278. В.Д. Исполнители маркетингового аудита / В. Д. Шкардун И Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. — № 2. — с.50−59.
  279. В.Д. Маркетинговый аудит как составная часть маркетинговой деятельности фирмы /В.Д. Шкардун // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. — № 4. — с.39−47.
  280. В.Д. Объекты маркетингового аудита / В. Д. Шкардун // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. — № 1. — с.13−22.
  281. Р. И. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект / Р. И. Шнипер. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. -442с.
  282. Дж. Р. Маркетинг: пер. с англ. / Дж. Р. Эванс, Б. Берман. -М.: Экономика, 1990. -350с.
  283. Дж. Р. Маркетинг: пер. с англ. / Дж. Р. Эванс, Б. Б. Берман. -М.: Сирин, 1999.-308с.
  284. Дж. Р. Маркетинг: сокр. пер. с англ. / Дж. Р. Эванс, Б. Берман- авт. предисл. и науч. ред. A.A. Горячев. М.: Экономика, 1993. -335с.
  285. Экономико-математическое моделирование: учебник / под ред. И.Н. Дрогобыцкого- Фин. Академия при Правительстве РФ. М.: Экзамен, 2004.
  286. Экономика. Учебник / под ред. А. И. Архипова и др. М.: Проспект, 1999.
  287. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина и др. СПб: Питер, 2000.
  288. Экономическая энциклопедия /Науч.-ред.совет изд-ва «Экономика» Институт экономика РАН- гл.ред. Л. И. Абалкин. И.: ОАО «изд-во Экономика», 1999. — с.699.
  289. Энциклопедия маркетинговых исследований // Маркетолог. 2002. -№ 7. -с.45−48.
  290. О.У. Организация маркетинга и глобализация экономики: данные опроса руководителей предприятий Санкт-Петербурга / О. У. Юлдашева, И. А. Аренков, А. Н. Мамров // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. -№ 3. — с.4−19.
  291. В.В. Об интегрировании в современный маркетинг компьютерных технологий, основанных на математических моделях /В.В. Юрашев // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. -№ 2. — с.58−62.
  292. Издания на иностранном языке.1. «Back on track», Marketing Technique Supplement, September 25, 1997, p.8.2. «Creative Marketing Puts Sandwich On a Roll'1, Franchising World,
  293. September October 1997, p. 14−15.
  294. Anthony R.N. Planning and Control Systems. Boston: Graduate School of
  295. Business Administration, Harvard University, 1965.
  296. Baker M.G. Marketing Strategy and Management. McMillan Press Ltd, 1992.
  297. Bearden W.O., Ingram T.N., LaForge W. Marketing. Princiles &
  298. Perspectives. R.D. Irwin, Inc., 1995.
  299. Bennett P.D., ed. Dictionary of Marketing Terms. Chicago: American
  300. Marketing Association, 1988.
  301. Berkowitz E.N., Kerin R.A., Rudelius W. Marketing. 2nd Ed. Irwin,
  302. , II. 60 430, Boston, Ma 2 116, USA.
  303. Chapman, Randall G. (1995), BRANDS The Competitive Marketing
  304. Strategy Game, 2nd ed., New Jersey: Prentice Hall.
  305. Courtis J. Marketing Services. A Practical Guide. Biddies Ltd., Gr.1. Britain, 1988.
  306. Cravens D.W. Strategic Marketing, 3d Ed. Rachard D. Irwin, Inc.,
  307. Homewood, II., Boston, Ma., USA, 1991.
  308. Cristian Genest, Shuang-Shuang Zhang, «A Graphical Analysis of Ratio
  309. Scaled Paired Comparison Data», Management Science, March 1996, p. 335−339.
  310. David A. Harrison, Mary E. McLaughlin, Terry M. Coalter, «Context,
  311. David Glen Mick, «Levels of Subjective Comprehension in Advertising
  312. Processing and Their Relations to Ad Perceptions, Attitudes, and
  313. Davis H.W. Physical Distribution Costs: Performance in Selected1. dustries, 1987. Proceedings of the Council of Logistics Management, 1987, pp. 371−379.
  314. Dayan A., Bon J., Cadix A., de Maricourt R., Michon C., Olivier A.
  315. Marketing. Coll. Fondamental, PUF, 3-me ed., 1990.
  316. Deborah L. Kellogg, Richard B. Chase, «Constructing an Empirically
  317. Derived Measure for Customer Contact», Management Science, November 1995, p. 1734−1749- Kirn P. Corfman, «Comparability and Comparison Levels Used in Choices among Consumer Products», Journal of Marketing Research, August 1991, p. 368−374.
  318. Derbaix C. Les reactions des consommateurs a la communicationpublicitaire et a la hierarchie des effets. Revue francaise de marketing, # 58, sept.-oct. 1975.
  319. Dictionary of Marketing Research St. James Press, 1987 (Ref HF5415.21. M48).th
  320. Dictionary of Marketing Terms 4 ed. Rowman and Littlefield, 1981 (Ref1. HF5412 S52 1981b).
  321. Dictionary of Marketing Terms. American Marketing Association, 19 881. Ref HF5415 D4873 1988).
  322. Gil Churchill and J. Paul Peter. Marketing: Creating Value for Customers1998 The McGraw-Hill Companies.
  323. Gorry A.G., Morton M.S. A Framework for Management Information
  324. Systems. Sloan Management Review, v. 13 (Fall 1971), p. 57.
  325. Handbook of Modern Marketing 2nd ed. McGraw-Hill, 1986. (RefHF54151. HI 867 1986).
  326. Jack Honomichi, «Honomichi 50 1998 Business Report on the Marketing
  327. Research Industry», Marketing News, June 8, 1998, p. H1-H21.
  328. Joseph Marinelli, Anastasia Schleck, «Collecting, Processing Data for
  329. Marketing Research Worldwide», Marketing News, August 18, 1997, p. 12, 14- Naresh K. Malhotra, «A Methodology for Measuring Consumer Preferences in Developing Countries», International Marketing Review, Autumn 1988, p. 52−66.
  330. Marketing and Sales Management: An Information Sourcebook Oryx Press, 1988. (Ref. HF5415.13 H38 1988).
  331. Marketing Information: A Professional Reference Guide 3d ed. Georgia
  332. State University, 1995. (Ref. HF5415.124 M37 1995).
  333. Messinger, Paul R. (1995), The Marketing Paradigm: a guide for generalmanagers, Cincinnati, Ohio: South-Western College Publishing.
  334. Michael Lynn, Judy Harris, «The Desire for Unique Consumer Products: A
  335. New Individual Difference Scale», Psychology & Marketing, September 1997, p. 601−616.
  336. Michaels E.S. Study Guide to Accompany Marketing. Richard D. Irwin, 1.c., USA.
  337. Moonsig Kang, Antonie Stam, «PAHAP: A Pairwise Aggregated Hierarchical Analysis of Ratio-Scale Preferences», Decision Sciences, July-August 1994, p. 607−624.
  338. Noel M. Noel, Nessim Hanna, «Benchmarking Consumer Perceptions of
  339. NTC’s Dictionary of Advertising 2d ed. National Textbook Company, 19 931. RefHF5803 T37 1993).
  340. Petit Larousse, 31-e triage, 1967. Librairie Larousse, Paris. Lamb, Hair,
  341. McDaniel, Marketing, 4th ed, 1997.
  342. Pride & Ferrell (1997), Marketing: Concepts and Strategies, tenth ed.,
  343. Boston: Houghton Mifflin Company.
  344. Principles of Marketing, 6 Edition, by Kotier and Armstrong, Prentice1. Hall, 1994.
  345. Shaw R., Stone M. Database marketing. Gower Publishing Group,
  346. Wildwood House Ltd., England, 1989.
  347. The Marketing Game, Second Edition, by Mason and Perreault, Irwin, 1994.
  348. The Marketing Glossary AMACOM, 1992. (Ref. HF5415 C5414 1992).
  349. Wade D. Cook, Moshe Kress, Lawrence M. Seiford, «On the Use of
  350. Wendy Marx, «More Companies Look to Redesigns to Drive Net Leads»,
  351. Business Marketing, June 1997, p. 27, 38- Lotus Web-сайт, www.lotus.com.
Заполнить форму текущей работой