Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система управления огнем в лесах районов применения сил и средств авиалесоохраны и лесопожарного космомониторинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы. Снижение размера ассигнований на авиационную охрану лесов в девяностые годы привело к резкому уменьшению количества арендуемых для авиаохраны лесов самолетов и вертолетов, что закономерно привело к резкому уменьшению кратности авиапатрулирования лесов, увеличению доли крупных лесных пожаров и росту пройденной пожарами площади лесного фонда. Невозможность выделения… Читать ещё >

Содержание

  • Общая характеристика работы
  • Глава 1. Состояние вопроса
  • Глава 2. Программа и методика исследований
    • 2. 1. Программа исследований
    • 2. 2. Методика исследований
  • Глава 3. Горимость лесов Российской Федерации в восьмидеся-тые-девяностые годы XX века и первые годы XXI века
    • 3. 1. Общие тенденции в динамике количества и площади лесных пожаров
    • 3. 2. Сезонная динамика горимости лесов
    • 3. 3. Горимость лесов по лесоэкономическим зонам
      • 3. 3. 1. Общие положения и методическая основа
      • 3. 3. 2. Динамика горимости лесов по лесоэкономическим зонам
      • 3. 3. 3. Динамика распределения пожаров по лесоэкономическим зонам в районах применения авиационных сил и средств
  • Глава 4. Краткая лесопожарная характеристика лесного фонда
    • 4. 1. Пожарная опасность лесного фонда
    • 4. 2. Характеристика природных факторов, влияющих на горимость лесов
    • 4. 3. Концентрация лесных формаций по лесорастительным зонам
    • 4. 4. Лесопожарные особенности отдельных лесных формаций в районах применения авиационных сил и средств в разных лесоэкономических зонах
  • Глава 5. Виды охраны лесов и лесопожарного мониторинга
    • 5. 1. Принципы лесоохранного мониторинга лесного фонда, 1965−2004гг
      • 5. 1. 1. Деление лесного фонда на районы по видам охраны
      • 5. 1. 2. Критерии выделения охраняемых и неохраняемых территорий
    • 5. 2. Развитие средств лесопожарного мониторинга и подходов к лесопожар-ному районированию лесного фонда
      • 5. 2. 1. Мониторинг лесных пожаров, его структура, объекты и средства
      • 5. 2. 2. Районирование лесного фонда по видам охраны и космический лесопожар-ный мониторинг
    • 5. 3. Разработка и эксплуатация информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Рослесхоза в 1995—2005 гг. 5.3. / Общие положения
      • 5. 3. 2. Состав информационной системы дистанционного мониторинга
      • 5. 3. 3. Основные задачи системы
      • 5. 3. 4. Основные пользователи ИСДМ Рослесхоз
      • 5. 3. 5. Основные результаты по развитию ИСДМ Рослесхоз
  • Глава 6. Экологические и экономические аспекты управления огнем в лесах
    • 6. 1. Экологические аспекты управления огнем в лесах
      • 6. 1. 1. Лесные формации, требующие обязательной охраны от пожаров
    • 6. ?.2 Леса и иные растительные формации, где пожары допустимы
      • 6. 1. 3. Объекты и территории повышенного пожарного риска
      • 6. 2. Экономические аспекты управления огнем в лесах
      • 6. 2. 1. Ущерб от пожаров и затраты на охрану лесов
      • 6. 2. 2. Экономическая эффективность противопожарной охраны лесов
      • 6. 2. 3. Уровень охраны лесов от пожаров
  • Глава 7. Совершенствование системы охраны лесов от пожаров в регионах с различными природно-экономическими условиями
    • 7. 1. Система региональных лесопожарных центров
    • 7. 2. Лесопожарный центр Дальневосточного федерального округа
      • 7. 2. 1. Структура системы связи
      • 7. 2. 2. Лесопожарные особенности Дальневосточного федерального округа
    • 7. 3. Лесопожарный центр Центрального федерального округа
    • 7. 4. Лесопожарный центр Сибирского федерального округа
    • 7. 5. Общая модель системы управления огнем в лесах

Система управления огнем в лесах районов применения сил и средств авиалесоохраны и лесопожарного космомониторинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Огонь — разрушитель и созидатель леса. Лесные пожары изменяют окружающую среду. Огонь — величайшее благо, ближайший друг людей, когда он находится в их умелых руках, но он становится страшнейшим врагом, вырвавшись из повиновения. Неуправляемый огонь и есть пожар. Это относится и к неуправляемому огню в лесу (И.С. Мелехов, 1978).

Принципиальные устои существующей до настоящего времени в Российской Федерации системы охраны лесов от пожаров были заложены в 30-х годы XX века. До начала 30-х годов охрана лесов от пожаров в Российской Федерации осуществлялась наземными силами и средствами, что соответствовало технико-экономическому уровню и возможностям народного хозяйства страны. Практическое использование авиации для авиационного патрулирования лесов началось после первых опытов, проведенных в 1931 г. В 1936 г. Наркомлес СССР, а в 1937 г. Главлесоохрана приобрели свои самолеты и стали осуществляться регулярные патрульные полеты (В.Г. Нестеров, 1945).

Длительное время авиация применялась только для обнаружения лесных пожаров и отчасти для их предупреждения. Охрана лесов от пожаров осуществлялась в тех районах, где были дороги или водные пути транспорта, населенные пункты или в лесах находились люди, выполнявшие определенные работы (лесозаготовки, добыча полезных ископаемых, охотничьи промыслы и др.). С развитием авиационной техники стали применять самолеты для доставки к местам пожаров парашютистов-пожарных. После поступления на вооружение авиалесоохраны вертолетов их стали применять как для патрулирования, так и для доставки к местам пожаров десантников-пожарных.

Районы деятельности наземных и авиационных сил до средины 60-х годов не разграничивались. Практически деление территории лесного фонда, находившейся в ведении органов лесного хозяйства, на районы наземной и авиационной охраны стали проводить с 1965 г. Общая охраняемая площадь лесов в 1965 г. составляла 660,3 млн. га.

Прирост активно охраняемых территорий лесного фонда в последней трети XX века происходил за счет увеличения площади районов авиационной охраны лесов. В 1981;1990 гг. среднегодовая площадь лесного фонда, охраняемая с применением авиационных сил и средств, составила 701,1 млн. га, а в 1991;2000 гг. — уменьшилась до 685,9 млн. га. В начале девяностых годов прирост площади активно охраняемых лесов прекратился. В 1997 г. площадь лесов с активной охраной уменьшилась до уровня 1970 года, составив 67,6%. Площадь лесного фонда, охраняемая с применением авиационных сил и средств, в начале XXI составила: 2001 г. — 690,76 млн. га, 2002 г. — 690,57, 2003 г. — 691, 51. Причиной уменьшения площади активно охраняемых территорий лесного фонда явилось уменьшение финансирования авиационной охраны лесов.

Актуальность проблемы. Снижение размера ассигнований на авиационную охрану лесов в девяностые годы привело к резкому уменьшению количества арендуемых для авиаохраны лесов самолетов и вертолетов, что закономерно привело к резкому уменьшению кратности авиапатрулирования лесов, увеличению доли крупных лесных пожаров и росту пройденной пожарами площади лесного фонда. Невозможность выделения из бюджета средств в размерах, требующихся для выполнения авиалесоохранных работ на всей охраняемой территории в соответствии с техническими нормативами, требует пересмотра некоторых положений действовавшей лесопожарной концепции. В последнее десятилетие в практическом плане стал рассматриваться вопрос о переходе от системы тушения всех возникающих на охраняемой территории лесного фонда пожаров к системе управления огнем в лесах. Управление огнем должно предусматривать дифференцированное отношение к огню в лесах, выделение территорий лесного фонда с определенными лесорастительными условиями, где лесные пожары могут быть допустимы.

Всё более широкое применение в лесопожарном мониторинге с середины девяностых годов получает использование информации с космических летательных аппаратов. В космическом мониторинге произошел переход от разовой, нерегулярно поступающей информации к регулярно поступающей информации. Появились реальные возможности использования спутниковой радиосвязи в интересах охраны лесов.

Данная работа является частью исследований, выполненных в инициативном порядке в рамках научно-исследовательской тематики МПР России и Рослесхоза по разработке методик лесопожарного космомониторинга, деления территории лесного фонда РФ на зоны с разными видами лесопожарного мониторинга.

Цель и задачи работы. Цель работы — снизить горимость наиболее ценных лесов Российской Федерации, имеющих высокую экономическую оценку и практически доступных для эксплуатации, достичь более эффективного распределения и использования средств, выделяемых на авиационную охрану лесов от пожаров.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1. Исследовать распределения лесных пожаров в разрезе регионов и ле-соэкономических зон и динамику результатов работы Авиалесоохраны в связи с резкими изменениями в социально-экономической жизни страны, происходящими в течение последнего десятилетия XX века и в первые годы XXI века.

2. Выявить районы и лесные формации, где влияние огня лесных пожаров на состояние биогеоценозов минимальное и лесные пожары могут быть допустимы.

3. Выявить районы и лесные формации, а также иные категории лесного фонда, где огонь пожаров наносит катастрофические разрушения и свободное распространение лесных пожаров недопустимо.

4. Обосновать систему охраны лесов в районах применения сил и средств авиалесоохраны и авиакосмического лесопожарного мониторинга на принципах управления огнем в лесу, допустимого уровня горимости лесов в различных природно-экономических условиях.

Объект и предмет исследований. Лесные пожары в лесном фонде Российской Федерациипространственно-временное распределение лесных пожаров. Динамика эффективности работы лесопожарных служб в районах применения авиалесоохраны. Предпосылки для модернизации системы управления.

У • огнем в лесу.

Результаты исследований. Установлены тенденции в распределении лесных пожаров по лесоэкономическим зонам и регионам. Определены обширные районы концентрации групп типов леса, в которых допустимо бесконтрольное распространение лесных пожаров без ущерба для сохранения коренных типов леса и в которых достаточно проведение только лесопожарного мониторинга с космических летательных аппаратов. Выделены районы концентрации особо пожароопасных групп типов леса, которые практически полностью уничтожаются лесными пожарами и восстановление которых может произойти только через десятки лет или не произойти вообще. Обосновано создание сети региональных лесопожарных центров по федеральным округам. Разработана структура информационного взаимодействия регионального лесопожарного центра и структура системы связи при тушении крупных лесных пожаров.

Научная новизна. Впервые выполнено комплексное исследование в масштабе Российской Федерации степени пожарной опасности лесного фонда с точки зрения управления огнем в лесу, определены районы концентрации наиболее пожароопасных лесных формаций и лесных формаций, устойчивых к воздействию огня лесных пожаров.

Впервые исследована динамика распределения лесных пожаров по лесоэкономическим зонам Российской Федерации в шестидесятые-семидесятые и девяностые годы XX века и в первое пятилетие XXI века, установлены тенденции, существенно влияющие на горимость лесов целых регионов и состояние их охраны.

Обоснованы в экономическом и социальном аспектах вопросы замены авиапатрулирования лесов космическим лесопожарным мониторингом и введения активной охраны лесов от пожаров в отдельных районах зон космомони-торинга.

Впервые обоснована необходимость и целесообразность создания лесо пожарных региональных центров по федеральным округам, исходя из присущих тем или иным регионам специфических опасных факторов лесных пожаров, наличия объектов и территорий повышенного пожарного риска различных категорий и исходя из разницы и/или совпадении времени периодов лесопо-жарных пиков по регионам.

Апробация работы. Результаты исследований докладывались на международных, всероссийских, региональных, конференциях, семинарах, совещаниях: международном семинаре по проблеме «Леса, пожары и глобальные изменения», Красноярский край, пос. Шушенское, 4−10.08.96 г. Организаторы: Рос-лесхоз, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Европейская экономическая комиссия, Комитет по лесоматериалам и Европейская лесная комиссия- 2-й Международной конференции по лесным пожарам, прошедшей в г. Ванкувере, Канада, 25−30 мая 1997 г.- Всероссийской научно-практической конференции о мерах по совершенствованию борьбы с лесными и торфяными пожарами, г. Вологда, 28 ноября 2002 г. Организаторы: МЧС, Государственная лесная служба МПР РФмеждународном научно-практическом семинаре «Управление лесными пожарами на экорегиональном уровне», г. Хабаровск, 9−12 сентября 2003 г.- 3-й Международной конференции по лесным пожарам, прошедшей в г. Сидней, Австралия, 3−6 октября 2003 г.- 5-й Международной конференции «Природные пожары: возникновение, распространение, тушение и экологические последствия», г. Томск, 2004 г.- международной научно-технической конференции «Информационные технологии в науке, образовании и промышленности», секция «Применение аэрокосмических и информационных технологий в лесном комплексе», г. Архангельск, 12−14 мая 2005 г. Организаторы: Рособразование, Федеральное космическое агентство, Администрация Архангельской обл., Архангельский государственный технический университет.

Личный вклад автора. Выбор направления исследований, постановка задач, сбор и анализ данных по горимости лесов Российской Федерации, обобщение результатов исследования, разработка предложений по созданию региональных лесопожарных центров и модернизации системы лесопожарного мониторинга и их внедрение.

Публикации и внедрение. По теме диссертации автором опубликовано 8 научных работ. В 2005 г. на основании проведенных исследований в Российской Федерации введено приказом Рослесхоза от 25.05.2005 новое разделение лесного фонда на зоны наземной охраны, авиационной охраны и космического мониторинга. Внедряется разработанная на базе современных информационных технологий иерархическая структура мониторинга и управления силами и средствами предупреждения и ликвидации лесных пожаров. Обосновано создание сети региональных лесопожарных центров по федеральным округам. Разработаны и внедряются структура информационного взаимодействия регионального лесопожарного центра и структура системы связи при тушении крупных лесных пожаров.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из общей характеристики работы, 7 глав, заключения, списка литературы. Объем рукописи составляет 144 страницы, включая 21 таблицу и 49 рисунков.

Список литературы

включает 198 наименований, в том числе 2 сборника работ на иностранных языках.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Обоснование перевода в зону космического мониторинга лесов лесо-экономических зон лесов промышленного значения, резервных и защитных лесов. Эпизодические патрульные полеты над значительной частью территории этих зон приводят к неэффективному расходованию выделяемых ассигнований. Экономически оправдан перевод таких территорий в зону космического мониторинга 2-го уровня.

2. В зонах космического мониторинга необходимо выделить районы концентрации наиболее пожароопасных и ценных лесных формаций, а также объекты и территории высокого пожарного риска и осуществлять их активную охрану от пожаров.

3. Уровень охраны, лесов от пожаров должен определяться с обязатель / ным учетом лесопожарной и экономической составляющих. Затраты на охрану 4 лесов от пожаров необходимо сопоставлять с размером фактического и пре-I дотвращаемого ущерба, определяемых исходя из экономической оценки площадей лесного фонда. Допустимые площади лесных пожаров должны быть меньше в районах с более ценным лесным фондом и меньшими скоростями распространения пожаров.

4. Разработанная система региональных лесопожарных центров — главная составляющая системы управления огнем в лесах в районах применения сил и средств авиалесоохраны. Специализация лесопожарных центров — это путь к созданию профессиональных лесопожарных служб нового поколения.

5. Структура информационного взаимодействия регионального центра по к предупреждению и ликвидации лесных пожаров в федеральном округе. Структура системы связи при тушении крупного лесного пожара. г.

Заключение

.

1. Прирост активно охраняемых территорий лесного фонда в последней трети XX века происходил за счет увеличения площади районов авиационной охраны лесов. В 1981;1990 гг. среднегодовая площадь лесного фонда, охраняемая с применением авиационных сил и средств, составила 701,1 млн. га, а в 1991;2000 гг. — уменьшилась до 685,9 млн. га. В начале девяностых годов прирост площади активно охраняемых лесов прекратился.

2. В последние 15 лет XX века в Российской Федерации четко прослеживалась тенденция роста числа и площади лесных пожаров. В 1990;1994 гг. несколько снизилась площадь пожаров, но в следующем пятилетии (1995;1999) она увеличилась почти в 2 раза. В первом году XXI века количество лесных пожаров снизилось как по сравнению со средним за предшествующее пятилетие, так и по сравнению с каждым годом прошедшего пятилетия, но в 2002 г. увеличилось до 35 тыс. случаев, пройденная огнем площадь лесов также не уменьшилась.

3. Снижение размера ассигнований на авиационную охрану лесов в девяностые годы привело к резкому уменьшению количества арендуемых для авиаохраны лесов самолетов и вертолетов, что закономерно привело к резкому уменьшению кратности авиапатрулирования лесов, увеличению доли крупных лесных пожаров и росту пройденной пожарами площади лесного фонда.

4. Невозможность выделения из бюджета средств в размерах, требующихся для выполнения авиалесоохранных работ на всей охраняемой территории в соответствии с техническими нормативами, требует пересмотра некоторых положений действовавшей лесопожарной концепции. Вместе с тем, даже при увеличении финансовых возможностей, необходимо в большей степени учитывать экономическую составляющую в системе охраны лесов от пожаров и характер воздействия огня на различные типы леса и на практике перейти от системы тушения всех лесных пожаров к системе управления огнем в лесу.

5. Существенное влияние на уровень и организацию охраны лесов от пожаров стал оказывать лесопожарный мониторинг, точнее, существенное изменение качества и количества средств, используемых для проведения лесопо-жарного мониторинга. Кардинальные изменения относятся к космическому мониторингу. Если в семидесятые-восьмидесятые годы речь шла главным образом о потенциальных возможностях космомониторинга в интересах охраны лесов от пожаров, то в начале нового века речь идет о практическом использовании г информации с космических летательных аппаратов в интересах охраны лесов, совершенствовании имеющихся и создании новых программ.

6. Ответственность за тушение лесных пожаров отнесена на региональный уровень, возникают проблемы с размерами и сроками поступления субвенций. Уменьшены ассигнования на авиационную охрану лесов, поэтому снижена кратность авиапатрулирования и падает общий уровень охраны лесов.

Требуется экономически и экологически обоснованное сокращение активно ох" раняемой площади земель лесного фонда. Поэтому крайне актуальной является оценка вероятности возникновения пожаров в том или ином районе, определение характера и размеров возможного ущерба от вероятных лесных пожаров для решения вопроса о целесообразности прекращения активной охраны лесного фонда или изменения уровня охраны в том или ином районе.

7. В результате исследований установлены тенденции в распределении пожаров по лесоэкономическим зонам и регионам. За три десятилетия доля и частота пожаров по отдельным зонам и регионам существенно изменились. Требуется корректировка количества и размещения сил и средства авиационной охраны лесов для обеспечения охраны лесного фонда регионов, где сосредоточена основная часть лесосырьевых ресурсов страны.

8. Определены обширные районы концентрации групп типов леса, в которых допустимо бесконтрольное распространение пожаров. Выделены районы распространения групп типов леса, где бесконтрольное распространение огня недопустимовыделяются также объекты и территории повышенного пожарного риска.

9. В последние 15 лет результаты работы авиалесоохраны резко ухудшились. Увеличились число лесных пожаров, пройденная огнем площадь лесов, количество и площадь крупных лесных пожаров. Основные причины и предпосылки такого состояния: резкое снижение размера ассигнований на авиационную охрану лесов в девяностые годы, соответствующее уменьшение количества арендуемых для авиаохраны лесов самолетов и вертолетов, закономерное адекватное уменьшение кратности авиапатрулирования лесов, обнаружение г пожаров на больших площадях, значительное сокращение численности десантников и парашютистов-пожарных.

10. Целесообразно определять и задавать уровень охраны лесов по допустимой площади лесного пожара. Площадь лесного пожара допускается большей на территории лесного фонда с меньшей экономической оценкой и высокой скоростью распространения огня.

11. Экономическую эффективность системы противопожарной охраны лесов следует определять сопоставлением предотвращаемого ущерба, определяемого по экономической оценке единицы площади лесного фонда и размера затрат на обнаружение и тушение пожаров. Вместе с тем, даже при увеличении финансовых возможностей, необходимо в большей степени учитывать экономическую составляющую в системе охраны лесов от пожаров и характер воздействия огня на различные типы леса и на практике перейти от системы тушения всех лесных пожаров к системе управления огнем в лесу.

12. В обширных районах северной тайги и предтундровых редколесий, где сконцентрированы группы типов леса с преобладанием лиственницы Гме-лина (даурской) на общей площади порядка 100 млн. га, в которых допустимо бесконтрольное распространение лесных пожаров без ущерба для сохранения коренных типов леса, достаточно проведение только лесопожарного мониторинга с космических летательных аппаратов.

13. Необходимо в полном объеме внедрить разработанную систему региональных лесопожарных центров — главную составляющую системы управления огнем в лесах районов применения сил и средств авиалесоохраны. Специализация лесопожарных центров — это путь к созданию профессиональных лесопожарных служб нового поколения.

14. Внедряемая структура информационного взаимодействия регионального центра по предупреждению и ликвидации лесных пожаров в федеральном округе и структура системы связи при тушении крупного лесного пожара создадут качественно новый уровень управления в противопожарной службе лесного хозяйства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Авиационная охрана лесов. М., ЦБНТИлесхоз, Экспресс информация, 1980, выпуск I, с. 1−11.
  2. Н.П. Лесное хозяйство и охрана природы. М.- Лесная промышленность, 1979. — 272 с.
  3. С.П. Противопожарная охрана леса. M — Л.: Гослесбумиздат, 1952. -190 с.
  4. С.П. Противопожарная охрана леса. М.-Л.: Гослесбумиздат, 1957. -186 с.
  5. Е.С. Обнаружение лесных пожаров с помощью телевидения. Лесное хозяйство, 1964, № 5, с.41−42.
  6. Е.С. Тушение лесных пожаров искусственно вызываемыми осадками из облаков. М.: Лесная промышленность, 1973. — 87с.
  7. Е.С. Лесныее пожары и борьба с ними. М.: Лесная промышленность, 1974. — 152 с.
  8. Е.С. Тушение лесных пожаров с воздуха в Канаде и США. М.: ЦБНТИлесхоз, 1977. — 28 с.
  9. Е.С., Столярчук Л. В. Районирование зоны тайги по ресурсной облачности. Л.: ЛенНИИЛХ, 1977. — 36 с.
  10. Атлас Иркутской области. Москва — Иркутск: ГУГК, 1962, 182 с.
  11. Атлас Забайкалья.- Москва Иркутск: ГУГК, 1967.
  12. Атлас: Российская Федерация. Федеративное устройство, 2002, 124 с.
  13. A.A. и др. Лесоустройство. Изд.3-е, испр. и доп. -М.: Лесная промышленность, 1974. — 352 с.
  14. И.Н. Анализ возникновения лесных пожаров в условиях Сибири. -Лесное хозяйство, 1956,№ 5, с. 49.
  15. И.Н. Характер пожаров на Севере. Лесное хозяйство, 1964, № 11, с.48−50.
  16. C.B. Некоторые актуальные вопросы борьбы с пожарами в зоне авиационной охраны лесов. В кн.: Современные вопросы охраны лесов от пожаров и борьбы с ними. — M., Лесная промышленность, 1965, с. 208−225.
  17. C.B. Управляемый огонь в лесу средство восстановления сосняков и лиственничников таежной зоны. — В сб.: Горение и пожары в лесу. Красноярск, 1973, с. 213−222.
  18. А.П. Профилактика лесных пожаров залог успеха. Лесное хозяйство, 1974, № 3, с.72−74.
  19. Р.В. Своевременно ликвидировать последствия лесных пожаров. Лесное хозяйство, 1973, № 5, с.86−89.20.
Заполнить форму текущей работой