Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научное обоснование внедрения инновационных технологий организации работы среднего медицинского персонала в многопрофильном стационаре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При сравнении условий и образа жизни средних медработников мини-госпиталя и других подразделений КБ-122 выявлены достоверные различия. Так, в первой группе выше доля имеющих квалификационную категорию и сертификат специалиста (100,0%) против 80,1%), а также высшее сестринское образование (33,3% против 8,2%). Удельный вес удовлетворенных заработной платой составляет соответственно 34,7% против… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
  • ПРОБЛЕМА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • ГЛАВА II. БАЗА, ПРОГРАММА, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА III. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СТАЦИОНАРА
    • 3. 1. Квалификационные характеристики, семейное и экономическое положение
    • 3. 2. Мотивация к работе и рабочая нагрузка
    • 3. 3. Межличностные коммуникации
    • 3. 4. Самооценка здоровья
  • ГЛАВА IV. ИННОВАЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ МНОГОПРОФИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА
    • 4. 1. Анализ применения инновационных организационных технологий в деятельности среднего медицинского персонала Клинической больницы № 122 им. Л.Г.Соколова
    • 4. 2. Анализ деятельности экспериментального многопрофильного хирургического отделения — мини-госпиталя
    • 4. 3. Эффективность использования рабочего времени среднего медицинского персонала
    • 4. 4. Сравнительная оценка удовлетворенности пациентов стационарной помощью
  • ГЛАВА V. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА РОССИИ
    • 5. 1. Состояние проблемы
    • 5. 2. Комплексная концепция развития сестринского дела в системе здравоохранения ФМБА России

Научное обоснование внедрения инновационных технологий организации работы среднего медицинского персонала в многопрофильном стационаре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проводимые в стране реформы здравоохранения требуют соответствующего кадрового сопровождения, что ставит перед системой подготовки медработников задачу корректировки образовательных программ с учетом происходящих перемен, а перед системой I здравоохранения в целом — задачу наиболее эффективного использования квалифицированного труда (Денисов И.Н., 2001; Кабачек Н. И., 2006).

В то же время, опыт работы отечественных ЛПУ показывает, что при достаточно высокой клинической эффективности медицинских услуг, оказываемых в этих учреждениях, экономическая эффективность оказывается низкоймедицинский персонал используется не всегда рационально. Врачи стационаров часто занимают должности и выполняют функциональные обязанности, которые с успехом могут выполняться специально подготовленным средним медицинским персоналом. Замена определенного числа высокооплачиваемого врачебного состава на средний медицинский персонал с более низкой заработной платой приведет к снижению стоимости оказываемых услуг и даст больший социальный и экономический эффект от деятельности каждого подразделения и учреждения в целом, при сохранении (или даже улучшении) качества медицинского обслуживания населения. Данный факт побуждает к поиску варианта структурно-функциональной модели организации (реорганизации) клинического отделения крупных стационаров, что позволит оптимально сочетать оба вышеуказанных показателя деятельности ЛПУ (Сквирская Г. П., 2000; Медик В. А., Юрьев В. К., 2003; Вишняков Н. И., 2004).

Сестринская помощь в России имеет давние традиции и всегда была направлена на решение самых тяжелых медицинских и социальных задач. Начало регулярного применения квалифицированного женского труда для ухода за больными и ранеными относится к 1844 г., когда в Санкт.

Петербурге была организована Свято-Троицкая община сестер милосердия (Филимонов С.В., 2004). В настоящее время в отрасли работают 1542 тыс. средних медицинских работников, поэтому реформирование здравоохранения не может быть осуществлено без реформирования сестринского дела.

Проблемам кадрового обеспечения здравоохранения посвящен ряд научных исследований последних лет (Щепин О.П. с соавт., 1998; Филатов В. Н., 1998, 2005; Денисов И. Н., 2001; Гончар Н. Т., 2002; Дедков Е. Д., 2003; Ворза-пова Е.В., 2005; Федорова Н. М., 2005 и др.). Однако до настоящего времени недостает комплексных исследований по изучению инновационных технологий организации работы среднего медперсонала в многопрофильном стационаре.

Цель исследования: на основе комплексного изучения медико-социальных и организационных проблем деятельности медицинских сестер в современных социально-экономических условиях, научно обосновать внедрение инновационных технологий организации работы среднего медицинского персонала в многопрофильном стационаре.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. представить медико-социальную характеристику средних медицинских работников в современном многопрофильном стационаре;

2. провести анализ деятельности среднего медицинского персонала в условиях экспериментальной организационной формы — мини-госпиталя;

3. провести исследование мнений пациентов стационара относительно качества сестринской помощи в зависимости от формы ее организации;

4. провести хронометражное исследование продуктивности работы среднего медицинского персонала;

5. представить научное обоснование внедрения инновационных технологий организации работы среднего медицинского персонала в многопрофильном стационаре.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые представлены результаты анализа деятельности среднего медицинского персонала в условиях мини-госпиталя как отделения сестринского ухода, путем изучения эффективности использования рабочего времени, опроса средних медработников и пациентов доказана эффективность данной инновационной организационной формы. С современных научных позиций осуществлены детальные хронометражные исследования продуктивности работы разных категорий среднего медицинского персонала в условиях многопрофильного стационара. На основании полученных данных предложена комплексная концепция развития сестринского дела в системе здравоохранения ФМБА России.

Научно-практическая значимость работы определяется ее результатами, позволившими разработать и научно обосновать предложения по внедрению инновационных технологий организации работы среднего медицинского персонала в многопрофильном стационаре. Полученные данные могут быть использованы в целях оптимизации труда средних медицинских работников стационарных ЛПУ на уровне учреждений, региональном и федеральном уровнях. Предложенные мероприятия позволят повысить продуктивность работы медицинского персонала, улучшить профессиональные характеристики и условия жизни средних медработников, повысить удовлетворенность выполняемой работой, а следовательно, увеличить качество медицинской помощи, что скажется на удовлетворенности пациентов качеством оказанной им стационарной помощи.

Внедрение результатов исследования в практику. Результаты исследования были представлены на коллегии Федерального медико-биологического агентства. По материалам диссертации подготовлен Приказ ФМБА России № 186 от 14.07.2006 г. «О проведении клинической апробации технологий простых медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях ФМБА России», а также «Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования — Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0406 „Сестринское дело“ (повышенный уровень среднего профессионального образования): Квалификация: организатор и преподаватель сестринского дела» (акт от 23.07.08). Разработанная на основе настоящего исследования инновационная модель организации деятельности сестринской службы в многопрофильном стационаре была использована в ходе совершенствования деятельности ФГУЗ «Клиническая больница № 122 им. Л. Г. Соколова ФМБА» (акт от 27.03.09). Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова» (акт от 30.04.09), а также в ГОУДПО «Санкт-Петербургский центр последипломного образования работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (акт от 06.05.09).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Средние медицинские работники в современных российских ЛПУ находятся в нелегком материальном положении, и основным мотиватором к работе служит для них моральное удовлетворение. Медицинская деятельность требует от большинства значительного напряжениябольшая часть медицинских работников имеют факторы риска для здоровья, однако не принимают мер к их устранению.

2. Отделение сестринского ухода — мини-госпиталь является эффективной формой организации стационарной помощи с опорой на средний медицинский персонал. Организация мини-госпиталя позволяет повысить продуктивность работы медицинского персонала, улучшить профессиональные характеристики и условия жизни средних медработников, повысить удовлетворенность выполняемой работой, а следовательно увеличить качество медицинской помощи, что сказывается на удовлетворенности пациентов качеством оказанной им стационарной помощи.

3. Необходима широкомасштабная реализация разработанного в данном исследовании комплекса мероприятий медико-социального и организационного характера, направленных на оптимизацию работы среднего медицинского персонала в многопрофильном стационаре.

Личный вклад автора в проведенное исследование. Автором самостоятельно проведен аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме, составлена программа исследования, разработаны анкеты. Анкетирование, выкопировка данных из первичной медицинской документации выполнены автором лично (личное участие — 95%). Программа математико-статистической обработки полученного материала и сама обработка проводилась с участием автора (доля личного участия -90%). Промежуточные результаты исследования систематически проверялись научным руководителем. Анализ, интерпретация, изложение полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций в основном выполнены автором лично (доля личного участия — 95%).

Апробация работы: основные положения диссертации заслушаны, обсуждены и одобрены на заседаниях: Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы преподавания сестринского процесса в основах сестринского дела и в сестринском деле в терапии» (СПб., 1999) — II международной конференции «Women's and children’s health issues: a global perspective» (Гавайи, США, 1999) — Международной научно-практической конференции «Настоящее и будущее сестринского дела» (Минск, 2001) — Всероссийской конференции руководителей образовательных учреждений РФ (М., 2005) — Научно-практической конференции руководителей кадровых служб и председателей профкомов ФМБА России (Саров, 2005) — Конференции Всероссийской ассоциации медицинских сестер (СПб., 2005) — II научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти Э. С. Пушковой (СПб, 2006) — Научно-практической конференции ФМБА России «Высокие медицинские технологии: использование мирового опыта в практике Российского здравоохранения» (СПб., 2007) — IV конференции.

Всемирного консорциума здоровья «Pursuing Excellence in Public Health» (Савонлинна, Финляндия, 2007) — Научно-практической конференции «Сестринский процесс — 10 лет в России» (СПб., 2008) и др.

Основные положения и выводы исследования опубликованы в 22 научных работах, в числе которых 5 монографий и учебных пособий, а также 2 статьи в ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК.

ВЫВОДЫ.

1. Материальное положение современных средних медицинских работников находится на недостаточно высоком уровне: даже в стационаре с многоканальным финансированием большинство из них оценивают материальное положение своей семьи как ниже среднего — 50,4% или бедное — 12,0%- 54,5% считают, что размер их заработной платы ниже затрачиваемого труда. Из-за низкого размера оплаты труда многие медицинские работники вынуждены совмещать основную работу с дополнительной, в том числе и вне медицины, что негативно сказывается на основной работе. Основным мотиватором к работе для 49,8% средних медицинских работников является моральное удовлетворение, однако удовлетворены выполняемой работой только 30,1%. Более половины опрошенных (56,1%>) испытывают чувство перенапряжения в работе. В то же время, лишь 14,6% считают свой выбор профессии ошибкой.

2. При сравнении условий и образа жизни средних медработников мини-госпиталя и других подразделений КБ-122 выявлены достоверные различия. Так, в первой группе выше доля имеющих квалификационную категорию и сертификат специалиста (100,0%) против 80,1%), а также высшее сестринское образование (33,3% против 8,2%). Удельный вес удовлетворенных заработной платой составляет соответственно 34,7% против 19,8% респондентов, а оценивающих материальное положение своей семьи как ниже среднего или бедное — 52,4% против 69,0%. В мини-госпитале выше доля средних медработников, которых полностью удовлетворяет выполняемая работа, — 39,5% против 26,1%, а также идущих на работу с желанием — 62,4% против 52,2% в других отделениях. Ниже доля респондентов, имеющих конфликты с пациентами и коллегами, выше оценка психологического климата в коллективе (4,21 против 4,02 балла).

3. В КБ-122 разработан и внедрен ряд эффективных инновационных организационных технологий в деятельности среднего медицинского персонала: поставлена задача полной занятости всех имеющихся ставок медсестер, подготовлены и внедрены технологии и стандарты всех видов деятельности средних медицинских работниковразработана система регулярного контроля качества работы средних медработниковразработана и проводится специальная психологическая программа, направленная на обучение персонала общению с пациентами.

4. Проведенный анализ деятельности за 1994;2007 гг. доказал эффективность работы мини-госпиталя, где соотношение врач: медицинская сестра составляет 1: 3,9, что близко к международным стандартам, а нагрузка на 1 медсестру составляет 3−4 пациента. Внедрение инновационных организационных технологий работы с опорой на средний медицинский персонал позволяет мини-госпиталю успешно решать такие задачи, как: оказание высококвалифицированной медицинской помощи различного профиляпредоставление сервисных услуг пациентусоздание для пациента обстановки психологического комфортавыполнение диагностических исследований в максимально короткие срокивыполнение манипуляций и процедур с использованием изделий одноразового пользованиямедикаментозное обеспечение пациентов в соответствии с назначением врача, без ограничения перечняобеспечение диетического питания в соответствии с назначением врача и с учетом пожеланий пациента.

5. Проведенный хронометраж показал, что эффективность использования рабочего времени (продуктивность работы) среднего медперсонала мини-госпиталя составляет: директор — 97,0%, перевязочная медсестра — 98,0%, палатная медсестра — 99,0%. Это значительно выше, чем в других отделениях КБ-122. В структуре рабочего времени палатной медсестры мини-госпиталя непосредственный уход за пациентом занимал 58,2%, опосредованная помощь — 28,1%, вспомогательная деятельность — 9,6%, а простой — 4,1%, тогда как в хирургических отделениях КБ-122 указанные параметры составляли 50,1%, 16,9%), 19,2% и 13,8%о, а в терапевтических отделениях — соответственно 35,2%, 15,8%о 9,0% и 40,0%).

6. Проведенный социологический опрос пациентов, проходивших лечение в КБ-122, показал, что качеством оказанной им стационарной помощи в данной больнице полностью удовлетворены две трети (67,2%) опрошенных. Доля полностью удовлетворенных качеством медицинского обслуживания достоверно выше среди пациентов мини-госпиталя — 79,1%). Комфортностью пребывания в стационаре полностью удовлетворены 82,1% пациентов мини-госпиталя и 62,5% - больницы в целом, качеством и разнообразием питания — 85,7%о и 64,1%о, отношением к ним медицинского персонала — 90,1%о и 70,4%о соответственно.

7. На базе полученных в настоящем исследовании данных была разработана концепция развития сестринского дела в системе здравоохранения ФМБА, целью которой является улучшение качества медицинской помощи за счет расширения возможностей и полномочий сестринского персонала. Реализация предусмотренных концепцией мероприятий позволит: улучшить качество медицинской помощи в системе здравоохраненияснизить заболеваемость за счет активной профилактики и раннего выявления заболеванийулучшить качество жизни пациентов за счет комплексной медико-социальной адаптацииснизить затраты на оказание медицинской помощи за счет широкого привлечения к ее оказанию сестринского персонала, внедрения ресурсосберегающих методов оказания медицинской помощиусовершенствовать систему подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского делаудовлетворять спрос населения на доступную и эффективную медицинскую и медико-социальную помощь, оказываемую специалистами сестринского делаусилить профилактическую направленность медицинской помощи.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

С целью оптимизации работы медицинских сестер в многопрофильном стационаре представляется целесообразным:

1. Пересмотр штатного расписания, предусматривающий изменение соотношения количества врачей к количеству медсестер от 1: 2,2 до 1: 4−6 в зависимости от профиля отделения.

2. Пересмотр должностных инструкций с учетом перераспределения обязанностей участников лечебного процесса и передачи части функций врачей специально обученным медицинским сестрам.

3. Изменение трудовой нагрузки медсестер (4−6 пациентов на одну медсестру).

4. Изменение продолжительности рабочей смены медицинских сестер (не более 12 часов).

5. Разработка и внедрение детализированных форм сестринской документации, элементов сестринского процесса.

6. Внедрение стандартов сестринского ухода.

7. Укрепление корпуса младших медсестер по уходу с расширением их функций на полный спектр гигиенических процедур, участие в раннем расширении двигательной активности пациентов.

8. Продолжение работы по повышению заработной платы медицинским работникам в зависимости от количества и качества труда.

9. Внедрение в практику ухода за пациентом системы мультидисциплинар-ной бригады, включающих в себя помимо сестер отделения, специалистов по диетпитанию, лечебной физкультуре, массажу и физиотерапии.

Ю.Внедрение программ развития персонала в лечебных учрежденияхвведение в штатное расписание должности многопрофильных ЛПУ должность специалиста по развитию персонала, в задачи которого должны входить планирование и координация всех вопросов, связанных с гуманитарным, профессиональным, личностным, санологическим развитием персонала, улучшением качественных характеристик кадрового ресурсарегулярное обучение персонала по специально разработанным программам.

11.Ежегодное проведение комплексных профилактических осмотров медработников с выделением медико-производственных факторов, способствующих возникновению и прогрессированию данных заболеваний.

12.Руководству образовательных учреждений, занимающихся постдипломной подготовкой среднего медицинского персонала, необходимо в программах повышения квалификации шире рассматривать вопросы организации здравоохраненияпри формировании и разработке программ профессиональной переподготовки и усовершенствования медицинских работников создавать консолидированные образовательные программы, комплексированные по элементам профессионального, личностного, медико-социального и развивающего порядка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГА., Полесский В. А. Задачи и перспективы развития службы медицинской профилактики и укрепления здоровья //Здравоохранение Рос. Федерации. -1994. -№ 6. -С. 10−12.
  2. А.С., Рево В. В., Шиленко Ю. В. Социально-экономическое содержание медицинской доктрины XXI века (экстенсивные и интенсивные медико-производственные технологии) //Проблемы управления здраво-охранением.-2001. № 1. — С. 48−53.
  3. Американская Коллегия Акушеров и Гинекологов (АКАГ), (1984), Выбор пациента: Конфликт матери и плода (No.55) Мнение Комитета по Этике АКАГ.
  4. Американская Медсестёрская Ассоциация (АмсА). (1988). Этика в мед-сестёрстве: Основные позиции и руководства. Канзас-сити, Миссури- Комитет по Этике АмсА.
  5. И.М. Система управления кадрами в здравоохранении, -М., 1994.-234 с.
  6. И.М. Мы не должны совершать ошибок //Сестринское дело. -1999. № 6. — С.34−35.
  7. Н.Н., Введенский МЛ, Субботин А.В., Развозжаева Е. Ю. Роль средних медицинских работников Угличской ЦРБ в развитии информатизации ЛПУ //Сестринское дело. № 5. — 1999. — С. 18.
  8. В.Д. Кабинет профилактических осмотров в поликлинике //Сов. Здравоохранение. -1972. -№ 4. -С. 16−20.
  9. П.Богачев Р. Значение совершенствования подготовки медицинских сестер для современной клиники //Сестринское дело. -2000. -№ 4. -С. 12.
  10. И.В. Совершенствование профессионального общения как осознанная потребность государственных служащих // Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственных служащих. -М., 2001.-177 с.
  11. Ю.П. Профилактика психосоматических расстройств и ятрогений //Медицинская сестра. 2001.- № 2. — С.19−20.
  12. Н.Бойко В. В., Мчедлидзе Т. Ш. Социально-психологический климат как объект управления в частной стоматологической фирме //Проблемы городского здравоохранения.-Выпуск 3.-СП6.Д998. -С. 279−285.
  13. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность //Сестринское дело. № 3.- 1999. — С. 6.
  14. А.В. О правовых гарантиях качества медицинской помощи // Проблемы оценки качества медицинской помощи: Сб. науч. трудов. Под ред. Вишнякова Н. И., Куликовой Н. П. -СПб, 1996. -С. 19−21.
  15. Д.В. Научное обоснование оптимизации управления доврачебной помощью сельскому населению: Дисс. .канд. мед. наук. -Иваново, 2002. -181с.
  16. Н.Н. Проблемы медицинских кадров в системе охраны материнства и детства // Медицинская сестра. -1992. -№ 3. -С.5−8.
  17. , ЭЛ. Сестринское дело в Республике Беларусь: Состояние и перспективы //Медицинская сестра на рубеже XXI века: Сб. науч. работ.-Гродно, 2002.-С.137−139.
  18. В ар до сани дзе С. Л. Комаревцева Н.Б., Лихота А. И. Опыт по развитию сестринского дела в Ставропольской краевой клинической больнице //Сестринское дело. 1999. — № 5. — С.14−15.
  19. .Т. Реформы и здоровье населения //Экономика здравоохранения. 2001. — № 6. — С. 22−27.
  20. Н.А. Принципы работы с медицинскими кадрами.-М., 1955. -96 с.
  21. Н.И. Здоровье населения и здравоохранение Санкт-Петербурга в зеркале статистики в 1990-е годы (некоторые размышления по поводу основных медико-статистических показателей) // Проблемы городского здравоохранения.- СПб., 2000. Вып. 5.-С. 4−12.
  22. А. Время работает на реформы //Сестринское дело.-1999.-№ 4. С.3−4.
  23. Н.Н. Пути совершенствования сестринского образования //Медицинская помощь. -1996. -№ 9. -С. 4−7.
  24. Н.Н. Сверим часы //Сестринское дело. 1999. — № 3. — С.7.
  25. Н.Н., Дружинина А. Развитие медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации //Сестринское дело. —1998. -№ 4. -С. 5−6- № 5−6. С.6−7.
  26. П.А., Аксюк З. Н. Стандартизация и оценка качества медицинской помощи //Проблемы стандартизации в здравоохранении.-1999.-№ 1.-С.8−15.
  27. Вуори Хану В. Обеспечение качества медицинского обслуживания: концепция и методология. -Копенгаген, 1985. -179 с.
  28. Р.С. Об оценке деятельности медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов // Фельдшер и акушерка. -1986. -№ 2. -С.27.
  29. Г. М., Смирнов С. Н., Кицул И. С., Абашиния. и соавт. Дифференцированная система оплаты труда медицинских работников стационаров в зависимости от объема и качества труда. -М.: Международный центр Финансово экономического развития, 2000. -78с.
  30. П.К. Информационные системы и технологии в здравоохранении: Тр. Рос. науч.-практ. конф. -М.: РИО ЦНИИОИЗ. -2003. -С.12−17.
  31. Н.Ф., Александрова О. Ю., Григорьев И. Ю. Охрана здоровья населения в правовой системе Российской Федерации. //Здравоохр. Рос. Федерации. 1997.- № 2. — С. 23−27.
  32. Глобальная стратегия достижения здоровья для всех к 2000 г.-Женева, 1981.
  33. Г. И., Агапитов А. Е. Современные аспекты организации медицинской профилактики в сфере практического здравоохранения //Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. 2003. — Выпуск 4. — С. 81 -83.
  34. Гураек-Юзьвик И. Значение сестринского диагноза в теории и практике сестринского дела //Медицинская сестра на рубеже XXI века: Сб. науч. работ.-Гродно, 2002.-С. 156−157.
  35. Н.М., Карабак Т. И. Служба медицинской профилактики: достижения и проблемы //Профилактика заболеваний и укрепление здоровья — 1998. № 5.-С. 10−13.
  36. А.Н. Социально-гигиеническая характеристика здоровья и условий жизни средних медицинских работников и членов их семей: Автореф. дис.. канд. мед. наук.-Томск, 1987.- 19 с.
  37. И.Н., Григорьева Т. Н. Экономические особенности переходного периода к бюджетной страховой модели оказания медицинской помощи // Экономика здравоохранения (спец.выпуск). -1999. -С.45−46.
  38. И.Н., Мелешко В. П. Медицинские кадры России //Проблемысоц. гиг. и история мед. -1996. -№ 2. -С. 30−33.
  39. А. Должно ли обязательство питания продолжаться до смерти? Исследование проблемы с юридической точки зрения //Швейцарский Журнал Медицинской Практики.-1993.-82 (38).-1047−1053.
  40. Д.В. Алгоритм оценки качества медицинской помощи // Здравоохр. Рос. Федерации. -1993. -№ 8. -С. 6−8.
  41. Е.В. Личность современного менеджера — руководителя сестринского дела //Медицинская помощь.- 1996. -№ 4.- С. 9−12.
  42. Е.С., Алексеева Л. А., Пенюгина Е. Н., Петрова Н. Г. Современные оценки качества стационарной медицинской помощи по результатам социологического опроса // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. -№ 3. С. 20−22.
  43. Ю.И., Михневич Н. Н. Разработка системы сертификации стационарных лечебно-профилактических учреждений РФ // Бюллетень НИИ соц. гигиены, эконом, и упр. здрав, им. Н. А. Семашко. -1998. -С. 18−29.
  44. Л.Е., Зенина Л. П. Организация доврачебной медицинской помощи на селе. -Самара, 1997. -237с.
  45. Л.М. Стандарт профессиональной деятельности палатной медицинской сестры детского отделения. -М.:Анми, 1998.
  46. Э.О., Зелинская Д. И. Перспективы развития сестринскогодела в педиатрии //Медицинская помощь.-1999.-№ 2. С.12−13.
  47. Н.И. Состояние и пути оптимизации кадрового обеспечения сельского здравоохранения Юга России: Автореф. дисс.. канд. мед. наук.-СПб., 2006.-18 с.
  48. Я.С., Могучая О. В., Поляков И. В., Лапотников В. А. Роль сестринского персонала в обеспеченности качества медицинской помощи // Бюллетень НИИ соц. гигиены, эконом, и упр. здрав, им. Н. А. Семашко.-1997. -Вып.4. -С.166−173.
  49. Каждому профессионалу рабочее место, а каждому ЛПУ — достойного специалиста (по результатам коллегии Минздрава РФ) // Сестринское дело. — 2000. — № 4. — С. 4.
  50. И.А., Поздеева Т. В., Позднякова М. А. Приволжский федеральный округ: актуальные вопросы кадрового обеспечения здравоохранения // Бюллетень НИИ соц. гигиены, эконом, и упр. здрав, им. Н. А. Семашко.-1997. -Вып.4. -С.94−99.
  51. В.В., Липовецкая Л. Л. Организация труда в учреждениях здравоохранения. -М.: Медицина, 1977. -192с.
  52. Т.В., Руженская Е. В. и др. Акмеологическое сопровождение диагностики личностно-профессионального развития организаторов здравоохранения // Учебно-методическое пособие под общей редакцией С. Н. Толстова. -Иваново, 2003. -72с.
  53. .А. Состояние и основные тенденции здоровья населения регионов России в начале XXI века: Сб. тр. IV межрегион, электрон, на-уч.-практ. конф. с междунар. участием. -Барнаул, 2002. -С. 19−23.
  54. Кожурина М. Итоги съезда российских медсестер обсуждают в Брянске
  55. Сестринское дело. 1999. — № 2. — С. 17.
  56. Н.Н. Какой должна быть медсестра? //Медицинская помощь.1999.-№ 6.- С.36−37.
  57. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Мед.газета. -1997. -№ 39.
  58. Дж. Сестринский уход в онкологии как часть терапии //Сестринское дело. -1999. -№ 3. -С. 32−33.
  59. Н. Моя профессия медицинская сестра //Сестринское дело.2000. № 3. — С.ЗЗ.
  60. Н.И. Управление качеством медицинской помощи // Материалы IV науч.-практ. конференции НПО «МедСоцЭкономИнформ», 29−30 мая 2004 г. -М., 2004. -С.73−80.
  61. Кричевский P. J1. Если Вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. -3-е изд., доп. и перераб. -М., 2004. -400с.
  62. Р.С. Микросреда муниципального амбулаторно-поликлиниче-ского учреждения, оказывающего платные медицинские услуги населению // Экономика здравоохранения 2003. — № 1. — С. 15−18.
  63. Кравченко J1.B. Медсестра. Новый взгляд на профессию.//Медицинская помощь.- 1998.- № 5.- С. 17−18.
  64. Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе.-М., 1996
  65. .П., Андреева И. М. Менеджеры в здравоохранении.-Киев, 1995.
  66. Д. Без этих качеств медсестра не может быть медсестрой // Сестринское дело. 1999. — № 1. — С.8−9.
  67. B.C. Оценка свойств личности врачей экспертов. -М., 2000.-107 с.
  68. М.М. Медицинские кадры: научно-практические аспекты (современное состояние проблемы) //Проблемы соц. гиг. и история мед. 1996. -№ 4. -С. 42−45.
  69. Г. И., Агарков Н. М., Селиванов Н. С. Реформирование среднегомедицинского образования.-Ст. Оскол, 1999.- 165 с.
  70. Г. И. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда // Труд и здоровье медицинских работников.-М., 1985. -С. 18−38.
  71. Г. И., Минаков В. Ф., Минчин. Б. Н. Оздоровление условий и характера труда медицинских работников и повышение его эффективности // Труд и здоровье медицинских работников.-М., 1985. -С. 104−162.
  72. Г. И., Минчин Б. Н., Сошников Е. И. Психофизиологические аспекты трудовой деятельности // Труд и здоровье медицинских работни-ков.-М., 1985. -С. 55−68.
  73. Г. И., Сошников Е. И., Минчин Б. Н. Оптимизация труда медицинских работников // Гигиена и санитария. -1983. -№ 9. -С. 27−29.
  74. Г. И., Сошников Е. И., Эристави В. Г. Вопросы гигиены труда медицинских работников // Гигиена и санитария. -1983.-№ 2 -С. 47−50.
  75. Г. И., Сошников Е. И., Эристави В. Г. Социально-психологические аспекты труда медицинских работников // Гигиена и санитария. -1983. -№ 6. -С. 63−66.
  76. В.З., Яковлев Е. П. Стратегия клинического менеджмента как основа повышения качества медицинской помощи // Проблемы управления здравоохранением. -2002. -№ 2(3). -С.24−28.
  77. A.JI. Некоторые организационно-методические аспекты оценки качества медицинской помощи // Управление качеством медицинской помощи в РФ: Материалы IV науч.- практ. конференции НПО «МедСоцЭкономИнформ», 29−30 мая 1997. -М., 1997. -С.63−66.
  78. А.Л. Оценка качества и эффективности работы среднего медицинского персонала // Медицинская помощь. -1995. -№ 5. -С.6−8.
  79. Д.Л., Голодненко В. Н., Роговина А. Г., Третьяков А. Е. Экономическое стимулирование медицинского персонала амбулаторно -поликлинического учреждения // Методическое пособие. -М.: НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 1998. -44 с.
  80. Н.С. Внедрение образовательных стандартов: успехи и сложности //Сестринское дело. 1999. — № 4. — С.6.
  81. Л.С., Кижваткина Г. Н. О работе медсестры неврологического отделения //Медицинская помощь.-2000.- № 3.- С.40−41.
  82. Т.В., Иванова В. И. Организация сестринского дела.-Минск, 2006.-306 с.
  83. В.А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению.-Ч.1−3.-М., 2003.
  84. Медсестринский персонал в зеркале статистики //Сестринское дело. -1998. -№ 5−6 -С.5.
  85. Г. Л., Суворова Р. В., Шепилов В. В. Проблемы ятрогенных заболеваний в системе оценки качества медицинской помощи //Проблемы городского здравоохранения.-Выпуск 3.-СПб., 1998. -С. 279−285.
  86. В.А., Вишняков Н. И. О системе подготовки будущих руководителей в здравоохранении // Проблемы социальной гигиены и история медицины. -М., 1996. -№ 2. -С.43−46.
  87. В.Ю., Белозерцев В. М., Бужневич Н. А. Опыт работы по внедрению в практику комплексной системы управления качеством труда медицинских работников //Здравоохр. Белоруссии. -1983. -№ 4. -С. 59−63.
  88. Михайлов Л. А, Михайлов А. Л., Соломин В. И, Психология общения.-СПб., 1994.
  89. Ю.В., Щербаков Г. А., Вялкова Г. М., Шибков Н. А., Новикова И. А. Условия труда и быта средних медицинских работников (по материалам социально-гигиенического исследования) //Медицинская сестра. -2001.-№ 2.- С.21−22.
  90. С.В., Резниченко М. И., Балыгин М. М. Изучение общественного мнения о качестве медицинского обслуживания // Здравоохранение РФ. -1985. -№ 12.-С.15−18.
  91. ЮО.Муратова М. В., Микиртичан Г. Л., Эрман Л. В. Этические проблемы в практике медсестры отделения новорожденных и пути их решения // Медицинская помощь.-2000, — № 6, — С.43−45.
  92. В.Х., Чопоров О. Н. Социально-гигиеническая характеристика врачебных кадров, занятых в сельском здравоохранении 7/ Рабочий класс. газета ВСР № 23 (270) июнь, 2005 г.
  93. И.Т., Яруллин М. А. Удовлетворенность сельского населения качеством оказания доврачебной медицинской помощи // Здравоохранение РФ. -2004. -N 4. С.22−24.103 .Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского де-ла.-М, 1996.
  94. Н.Б., Астовецкий А. Г. Качество медицинской помощи и его экспертиза// Экономика здравоохранения. -1998. № 1. — С. 7−14.
  95. Юб.Негру В. Семь шагов к решению проблемы. Медсестры-лидеры во главе перемен //American International Health Alliance, 1997
  96. И.Г. Размышления о низкой результативности управления здравоохранением //Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. -№ 2. -С.30−33.
  97. Ю8.0буховец Т.П., Склярова Т. А., Чернова О. В. Основы сестринского дела.- Ростов н/Д., 2002.
  98. И.В. Какой должна быть профессиональная медсестра //Me-дицинская помощь.-2000.- № 5, — С.32−33.
  99. Ю.Островская И. В. Медсестра и пациент: общение для обмена полезной информацией //Медицинская сестра. -2000. -№ 6.- С.31−33.
  100. Ш. Павленко Т. Н., Алешин И. А. К проблеме подготовки преподавателей сестринского дела //Медицинская помощь.-1998.- № 5.- С.19−21.
  101. С.Н. Научно-методические подходы к организации материального стимулирования медицинских работников стационарных учреждений:
  102. Автореф. дисс.канд. мед. наук. -М.6 НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 2000. -24с.
  103. ПЗ.Первый Всероссийский съезд средних медицинских работников. 3−5 ноября 1998 года: Материалы съезда. СПб., 1998. 116 с.
  104. И.Перфильева Г. М. Деловое общение в работе медсестер-руководителей // медицинская помощь.-1998.-№ 6. С.23−26.
  105. Г. Менеджмент в сестринском деле //Сестринское дело.-1996.-№ 2.
  106. Г. М. Проблема кадрового дисбаланса в здравоохранении и ее последствия //Проблемы социальной гигиены и история медицины. -1996. № 2. -С. 46−48.
  107. С.А. Настольная книга главной (старшей) медицинской се-стры.-М., 2006.-736 с.
  108. Н.П. Работа старшей медсестры с кадрами //Медицинская помощь.-2000.-№ 4.- С.39−41.
  109. А. Модель организации современной медсестринской службы //Сестринское дело. 1999. -№ 1. — С.17−18.
  110. Приказ Минздрава РФ от 9 января 2001 г. № 4 «Об отраслевой ПроАграмме развития сестринского дела в Российской Федерации».
  111. Программа подготовки медицинского персонала (ПГТМП). I этап. Здоровье и люди, им занимающиеся. Физикальный осмотр здорового взрослого. Разработано и пересмотрено Беверли Бишоп, R№, RS№.-1995г.
  112. С.В., Поляков И. В., Бычков А. А. Оценка факторов, влияющих на формирование личных качеств медицинских сестер //Советское здравоохранение. -1990. -№ Ю. -С. 45−46.
  113. А.В. Социология медицины. -М., 2002.— 975с.
  114. Д., Залевская Т. Профессия — медсестра //Сестринское дело. -1997. -№ 4. -С. 18−19-№ 5. С16.
  115. М.Л. Социальный статус медицинской сестры //Врач. -1993. -№ 5.-С. 50−52.
  116. Рогова JT. C Инновационные процессы в системе дополнительного последипломного профессионального образования медицинских сестер //Сестринское дело. 1999. — № 2. — С. 10−11.
  117. В.Т. Современные технологии сестринского процесса //Медицинская сестра. 2002.-№ 2. -С. 36−39.
  118. А.И. Научное обоснование путей оптимизации межличностного взаимодействия медицинского персонала как свойства качества медицинской помощи//Автореф.дисс.. канд.мед.наук.-СПб., 2004.-21 с.
  119. А.И. О подходах к оптимизации взаимодействия сестринского и врачебного персонала по вопросам вторичной профилактики важнейших неинфекционных заболеваний: Информационное письмо для организаторов здравоохранения.-Великий Новгород, 2004.-8 с.
  120. Е.В., Толстов С. Н. Учет профессиональных характеристик как элемент оптимизации управления кадровым потенциалом организаторов здравоохранения // Под ред. Т. В. Карасевой. -Иваново: Иван.гос. ун-т, 2004. -158с.
  121. В. Съезд завершен, работа продолжается //Сестринское дело. 1999.-№ 1.-С.13.
  122. Т.Г., Сидоров П. И., Ковалев О. В., Зенишина В. Е., Котов Д. И. К проблеме оценки качества медицинской помощи //Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. № 3. -С. 29−31.
  123. Г. П. Управление качеством медицинской помощи // Здравоохранение. -1998. -№ 12. -С.7−12.
  124. Н.С., Сухотерин В. Г., Гончарова В. П. Реформирование среднего профессионального образования как основа улучшения подготовки специалистов // Медицинская помощь.-1998.- № 6, — С.39−40.
  125. Н.Н. Пути совершенствования практической подготовки медсестер в училищах: Автореф. дис. канд. мед. наук.-М., 1982.-20 с.
  126. Сестринский процесс и документация //Медицинская помощь.-1997.-№ 3.
  127. Сестринское дело: Сборник Всероссийского учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому образованию.-М., 1994.
  128. JI.C., Бондарева И. М. Обучение современным сестринским технологиям на занятиях основ сестринского дела //Медицинская помощь.- 2000.-№ 1.- С.29−31.
  129. НО.Силкина Л. Ф. Врач без медсестры «и ни туды и ни сюды» //Сестринское дело.-1997. -№ 6. С. 20−21.
  130. Справочник главной (старшей) медицинской сестры: изд. 3, дополнен-ное.-М., 2001.-880 с.
  131. Справочник для медицинской сестры процедурного кабинета /Метод. рекомендации.-СПб., 2007.-350 с.
  132. МЗ.Старцева И. Д., Фетищева И. Р. Милосердным нужно родиться //Сестринское дело. 1999. — № 6. — С.39.
  133. Стандарты практической деятельности медицинской сестры: Приняты Ассоциацией медицинских сестер России 10 июня 1998 года: в 2-х т. Т. 1,2.-СПб., 1998.-348 с.
  134. Старо дубов В.И. О состоянии и мерах по развитию сестринского дела в Российской Федерации //Сестринское дело. 1999. — № 1. — С.5−7- С. 5−7.
  135. И.И. Работа медсестры с пациентом //Сестринское дело. -1999. -№ 6.-С.32−33.
  136. В.А., Афанаскина М. С. Сегодня нам нужен такой специалист //Медицинская помощь.-1999.- № 4.- С.41−43.
  137. Т. И. Духовные основы медицинского образования в Сибири // Среднее профессиональное образование. 2003. — № 10. — С. 25 — 27.
  138. Т.И., Дюкарева A.M. Влияние православного христианства на формирование личности медсестры // Проблемы городского здравоохранения. СПб, 2001. — № 6. — С. 365 — 367.
  139. О.В. Методологические, методические и медико-организационные подходы к оптимизации территориальной системы управления факторами, определяющими качество медицинской помощи: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук. М., 2001.
  140. Удовлетворенность медсестер работой и факторы, влияющие на их отношение к профессии /Ф.Стрелка, Л. Губачова, И. Борски, Я. Райскуп // Труд и здоровье медицинских работников /Под ред. В. А. Капцова.-М., 1989.-С.191−194.
  141. Н.Э. Роль мотивации в управлении сестринским персоналом //Медицинская помощь. -1996. -№ 4. -С. 6−9.
  142. Н.А. Медико-социальная и профессионально-квалификационная характеристика медицинских кадров сельских районов типичной области юга России: Автореф. дисс.. канд. мед. наук.-СПб., 2007. -27 с.
  143. С.А. Бюджетные концепции для медсестер-руководителей,-Нью-Йорк, 1984.
  144. З.А. Стратегия управления кадрами медицинского училища и сестринской службой здравоохранения.-Казань, 1996. -140 с.
  145. Н.П. Все решают кадры, которых нет // Медицинское страхование. -1992. -№ 2. -С. 43−46.
  146. Ю.И. Отношение к труду врачей лечебно-профилактических учреждений // Сов. здравоохранение. -1989. -№ 8. -С. 35−40.
  147. И.С. Организация кадровой службы и управление ею в здравоохранении: последипломная подготовка // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1995. -№ 6. -С. 20−24.
  148. И.С. Совершенствование управления здравоохранением в Российской Федерации на основе анализа кадровой службы // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1995. -№ 5. -С. 29−32.
  149. В.Е. Медсестринский персонал: современные проблемы //Медицинская сестра.-М., 1989.-№ 5.
  150. В.Е. Международная хроника //Медицинская сестра.1. М., 1989.-№ 5.
  151. И.А. Об эффективности и качестве медицинского обеспечения //Здравоохр. Рос. Федерации. -1994. -№ 6. -С. 15−17.
  152. С.П., Мусаслян A.M. Подходы к совершенствованию системы оплаты труда медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины // Здравоохр. Рос. Федерации. 1997. — № 3. -С. 16−17.
  153. П.А., Авчухова JI.B, Назаренко Т. В. Из опыта реализации государственного образовательного стандарта по специальности «сестринское дело"// Медицинская помощь.- 2000.-№ 4.- С.37−39.
  154. О.П., Дмитриева Н. В., Коротких Р. В. Теоретические и организационные аспекты первичной медико-санитарной помощи в России // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. № 2. — С. 3−8.
  155. A.JI., Овчаров В. К., Нечаев B.C. К концепции развития здравоохранения РФ // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. -1995.-№ 1.-С.З-11.
  156. Этический кодекс медицинской сестры России // Медицинская помощь. 1997. -№ 5 — С. 52−55.
  157. В.К., Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение.-СПб., 2000.-914 с.
  158. М.Я. Размышления о морали, этике, биоэтике // Медицинская помощь.- 1999.-№ 4.- С.43−47.
  159. М.Я. К проблеме ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников //Медицинская помощь.-1999. № 4.- С.47−51.
  160. Akre V., Falkun Е., Hoftvedt В.О., Aosland O.G. The communication atmosphere between physician colleagues: competitive perfectionism or supportive dialogue? A Norwegian study //Soc.Sci.Med.-1997.-Vol.44.-№ 4 -P. 519−526.
  161. Anderson A. Nurse physician interaction and job satisfaction //Nurs Manage. -1960. -Vol. 27. -№ 6. -P. 33−34.
  162. Babitz ME. Service-education linkages for community-based training offamily physicians. Fam Med 1996- 28: 616−7
  163. Barker W. H, Zimmer J.G., Hall W.J. et al. Rates, patterns, causes and costs of hospitalization nursing home residents: A population-based study // Am.J. Publ. Hlth.-1994.-V.84.-N 10.-P. 1615−1620.
  164. Bayo M.V., Garcia A.M., Garcia A. Noise levels in an urban hospital and workers' subjective responses //Arch.Environ. Hlth.-1995.-V.50.-№ 3.-P.247−251.
  165. F. Реформа здравоохранения в новых землях Германии // Проблемы социальной гигиены и история медицины.-1994.-N 2.-С.44−46.
  166. Caiman K. The profession of medicine //Brit.Med.J.-1994.-V.309.-N 6962.-P.l 140−1143.
  167. Charney E. Medical education in the community: the primary care setting as laboratory and training site. Pediatr Ann 1994- 23: 665−8.
  168. Connor E., Mullan F., eds. Community oriented primary care: new directions for health services delivery. Washington, 1993.
  169. Deasy E. When is a hospital like a hotel? //Hlth Soc.Serv.J.-1988.-V.98.-N 5105.-P.647−675.
  170. Deary I.J., Blenkin H., Agius R.M. et al. Models of job-related stress and personal achievement among consultant doctors // Br. J. Psychol. -1996.-Vol. 87. -№ 1. -P. 3−29.
  171. Deckard G., Meterko M., Field D. Physician burnout: an examination of personal, professional, and organizational relationships // Med Care. -1994. -Vol.32. -№ 7. -P. 745−754.
  172. Diagnosis Related Groups in Europe: Uses and Perspectives.-1993.
  173. Donabedian A. The quality of care: How can it be assessed? //JAMA.-1988.-V.260.-N 12.-P. 1743−1748.
  174. Favrat В., Francillon C., Burman В., Pecond A., Dectey H. Does physician’s satisfaction with an initial consultations differ according to the patient’s origin? A prospective study // Schweiz med. Wochenschr. -1994. -Vol. 124. -№ 44. -P. 1955−1958.
  175. Griffith D.N.W. Hospital visiting hours: Time to improvement // Brit. Med.J.-1988.-V.296.-N 6632.-P. 1303−1304.
  176. Harrison M.L., Graff L.A., Roos N.P., Brownell M.D. Discharging patients earlier from Winnipeg hospitals: Does it adversally affect quality of care? //Can.Med. Assoc .J.-1995 .-V. 153.-N 6.-P.745−751.
  177. Hobs F.D. General practitioners' changes to practice due to aggression at work//FamPract. -1994. -Vol. 11. -№ 1. -P. 75−79.
  178. Hoffman F. Nursing productivity assessment and costing out nursing ser-vices.-Iowa City, 1988.
  179. D., Falkum E., Aasland O.G., Акте V. Physicians and the mass media. Opinion of physicians on the coverage of medicine, health policy and the medical profession by the mass media // Tidsskr Nor Laegeforen. -1996. -Vol. 116. -N° 2. -P. 270−274.
  180. Lingenfelser Th., Kascel R., Weber A. et al. Young hospital doctors after night duty: Their task-specific cognitive status and emotional conditions //Med. Educ.-1994.-V.28.-N 6.-P. 566−572.
  181. Luverne W., Lewis B.K. Timby Fundamental skills & concepts in patientcare- 4th ed.- Philadelphia, London, Mexico City, New York.
  182. А. Куда идет Национальная система здравоохранения? Есть ли у нее будущее? //Реформы здравоохранения.-М., 1993.-С.91−104.
  183. Robinson M.B. Evaluation of medical audit //J. Epidemiol. Commun. Hlth.-1994.-V.48.-N5.-P.435−440.
  184. Rofle I.E., Pearson S.-A. Communication skills of interns in New South Wales //Med.J.Aust.-1994.-V. 161 .-N 11−12.P.667−670.
  185. R.B. Экономические проблемы в национальной системе здравоохранения Соединенных штатов Америки //Проблемы социальной гигиены и история медицины.-1994.-N 2.-С.39−44.
  186. Scheckler W.E., Gaynes R., Gross P. et al. An approach to the evaluation of quality indicators of the outcome of care in hospitalized patients with a focus on nosocomial infection indicators //Am.J.Infect.Control.-1995.-V.23.-N 3.-P.215−222.
  187. Simo J. Work efficiency of the health center physician // Gac Sanit. -1997. -Vol. 11. -№ 2. -P. 95−102.
  188. O.Smith C.H. Проведение реформ в системе здравоохранения Великобритании: результаты и уроки //Проблемы социальной гигиены и история медицины.-1994.-N 3.-С.37−45.
  189. Sociology of hospitals and of patient-physician interactions in West Germany //Soc.Sci.Med.-1989.-V.29.-Nl.-P.107−108.
  190. Stamps P.L. Physicians and organizations: an uneasy alliance or a welcome relief? // J Fam Pract. -1995. -Vol. 41. -№ 1. -P. 27−32.
  191. G. Влияние стимулирования на качество и стоимость медицинской помощи //Советское здравоохранение.-1989.-N 4.-С.60−61.
  192. Suchman A.L., Roter D., Green M., Lipkin M. Jr. Physician satisfaction with primary care office visits. Collaborative Study Group of the American Academy on Physician and Patient //Med Care.-1993.-Vol.31.-№ 12.-P.1083−1092.
  193. Sutherland V.J., Cooper C.L. Identifying distress among general practitioners: predictors of psychological ill-health and job dissatisfaction //Soc Sci Med. -1993. -Vol. 37. -№ 5. -P. 575−581.
  194. Tengstam A. Patterns of health care and education in Sweden.-Paris, 1975.231 P.
  195. Tems M. Determinants of health: A progressive political platform //J. Publ. Hlth Policy.-1994.-V.15.-N 1.-P.5−17.
  196. Tomlinson J., Raymond N.T., Field D., Botha J.L. Use of general practicion-ers* beds in Leicestershire community hospital //Br.J.Gen.Pract.-1995.-V.45.-N 397.-P.399−403.
  197. P., Beghin D., Wollast E. Как самим оценить свою работу? //Всемирный форум здравоохранения.-1991.-Т. 12. N 3.-С.88−90.
  198. Van Herck G., Coucke К. Beheersstructurn in Vlaamse ziekenhuizen: Resultaten van een enquete.-Acta Hosp.-1995.-V.35. -N 2.-P.33−39+90.
  199. Verschuren P.J., Masselink H. Role concepts and expectations of physician and nurses in hospitals // Soc Sci Med. -1997. -Vol. 54. -№ 7. -P. 1135−1138.
  200. Vladek B.C. Long-term care for the elderly: The future of nursing home //West.J.Med.-1989.-V.150.-N 2.-P.215−220.
  201. Watkins S J. Public health 2020 //Brit.Med.J.-1994.-V.-N 6962.-P.1147−1149.
  202. Wilson C.N. Hospital pharmacy services turnover is among highest of all health professions //Hosp.Pharm.-1995.-V.30 .-N 7.-P.632−634.
Заполнить форму текущей работой