Методологические подходы к оптимизации деятельности учреждений здравоохранения по обеспечению прав граждан при оказании медицинской помощи (на примере учреждений здравоохранения МПС России)
Диссертация
В современных условиях нормативно-правовая база, регулирующая вопросы обеспечения прав граждан при оказании медицинской помощи, расширяется за счет усиления норм правовой защищенности, совершенствования механизма реализации законодательно закрепленных прав. Однако используемая ЛПУ правоприменительная и организационная практика не обобщена, не отработана единая методика организации защиты прав… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Правовые основы обеспечения и защиты прав граждан при оказании медицинской помощи
- 1. 1. Предпосылки развития системы обеспечения и защиты прав граждан
- 1. 2. Международный опыт обеспечения и защиты прав граждан
- 1. 3. Российское законодательство по вопросам обеспечения и защиты прав граждан застрахованных
- Глава 2. Методика исследования
- Глава 3. Анализ деятельности учреждений здравоохранения по соблюдению прав граждан при оказании медицинской помощи
- 3. 1. Динамика и структура обращений граждан при нарушении их прав при оказании медицинской помощи в учреждениях здравоохранения МПС России
- 3. 2. Анализ мнения граждан по соблюдению их прав при нарушении их прав при оказании медицинской помощи
- 3. 3. Анализ мнения медицинских работников о состоянии обеспечения и защиты прав граждан при оказании медицинской помощи
- 3. 4. Анализ мнения руководителей учреждений здравоохранения МПС России по организации внутриведомственного контроля качества
- Глава 4. Реализация способов защиты прав граждан при оказании медицинской помощи в учреждениях здравоохранения МПС России
- Глава 5. Обоснование методологических подходов к оптимизации деятельности учреждений здравоохранения по защите прав граждан при оказании медицинской помощи
- 5. 1. Комплекс организационных мероприятий по оптимизаг^ии деятельности учреждений здравоохранения по защите прав граждан при оказании медицинской помощи
- 5. 1. 1. Организация внутриведомственного контроля и проведение анализа причин ненадлежащего качества медицинской помощи
- 5. 1. 2. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников, как один из механизмов защиты прав граждан при оказании медицинской помощи
- 5. 3. Информационное обеспечение пациентов в лечебно-профилактических учреждениях МПС России
- 5. 4. Организационные мероприятия по обеспечению конфиденциальности информации, составляющей врачебную тайну
- 5. 5. Соблюдение прав пациента на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства
- 5. 6. Подготовка персонала медицинских учреждений по вопросам медицинского права
- 5. 7. Оценка эффективности организационных мероприятий по обеспечению прав граждан при оказании медицинской помощи
- 5. 1. Комплекс организационных мероприятий по оптимизаг^ии деятельности учреждений здравоохранения по защите прав граждан при оказании медицинской помощи
Список литературы
- Административное право Российской Федерации. М.: Теис, 1995.-280 с.
- Азаров А. В, Тэгай Н. Д. Обязательное медицинское страхование. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997. -208с.
- Азаров A.B. Защита прав застрахованных. // Медицинский вестник, 1−15 октября 1997. № 19, С. 9 -10.
- Азаров A.B. Защита прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. В сб.: Материалы Всероссийского совещания исполнительных директоров фондов обязательного медицинского страхования. Москва, 1997. — С. 11−15.
- Азаров A.B., Кудрин К. А., Юмашева И. Е. Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования. Методические рекомендации. -М.: ФФОМС 1998. С. 25−36.
- Азаров A.B., Чащин В. П. Оценка и возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате противоправных действий юридических и физических лиц. Методические рекомендации.-М.: ФФОМС, 1998. С. 12−17
- Азаров A.B., Захаров И. А. и др. Права застрахованных и юридические основы их обеспечения. Учебно-методические рекомендации. Саратов, — 1998.- 116с.
- Азаров A.B., Захаров И. А. и др. Территориальная модель защиты прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. Учебно-методические рекомендации. Саратов, 1998. 100 с.
- Азаров A.B., Новикова Р. И., Юмашева И.Е. Состояние защиты прав граждан при оказании медицинской помощи в системе ОМС
- Поволжского региона России. // В сб. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития здравоохранения в регионах России». Самара, 1998.- С. 26−35.
- Азаров A.B. Некоторые аспекты организации защиты прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. // Экономика здравоохранения. 1998. № 8/9. — С. 28−32.
- Азаров A.B., Тэгай Н. Д., Кудрин К. А. Защита прав застрахованных. // «Страховое ревю». 1998. № 7. — С. 19−23.
- Азаров A.B., Косолапова Н. В., Никульникова О. В. Процессуальные средства защиты прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. // Бюллетень НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 1998. Вып. 4. — С. 23−27.
- Азаров A.B., Новикова Р. И., Юмашева И. Е. Защита прав граждан при оказании медицинской помощи в системе ОМС Центрального региона России. // Бюллетень НИИ им. Н. А. Семашко РАМН. 1999. — Вып.1. — С.70−75.
- Азаров A.B., Тэгай Н. Д., Турицын В. И. О состоянии защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. // «Вестник обязательного медицинского страхования». 1999. -№ 2.-С. 23−25.
- Азаров A.B., Таранов A.M. Современное состояние обеспечения и защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования. // Вестник обязательного медицинского страхования. М., 1999. № 5. — С. 11 -14.
- Азаров A.B., Медицинская сестра и пациент: правовые аспекты. // Главная медицинская сестра. М., 2000. № 1. — С. 5−7.
- Азаров A.B. Некоторые аспекты страхования профессиональной ответственности медицинского работника. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. М., 2000. — № 3. — С. 32−33.
- Азаров A.B. Обеспечение и защита прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования: современное состояние и проблемы.// В сб.: «Правовые вопросы охраны здоровья». Под ред. В. И. Шамшурина. М., 2000. — С. 57−76.
- Азаров A.B., Капитоненко H.A., Свистунов В. А. и др. Оценка деятельности лечебного учреждения. // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2000. — № 3. — С.6−12.
- Азаров A.B., Абоймов В. В., Тэгай Н. Д. и др. Обеспечение и защита прав граждан в системе обязательного медицинского страхования. Под ред. Таранова A.M. М.: ФФОМС, — 2000. — 71 с.
- Алексеев О.В. Опыт финансирования здравоохранения Англии. // Экономика здравоохранения (материалы расширенного Пленума Научного Совета).-Ижевск, 1990.- С. 57−59.
- Алдаров А.Т., Поляков И. В., Черкесов Г. Н. Проблема защиты прав пациентов в условиях реформирования здравоохранения. // Бюллетень СПИМС. 1996 год. — Выпуск 2.- С.108−126.
- Андреева E.H., Петухова В. В. Обеспечение прав граждан в системе ОМС. // Бюллетень СПИМС. 1997. — Выпуск 3. — С.5−36.
- Аскалонов A.A. Управление качеством медицинской помощи. // Советская медицина.- 1988.- № 10.- С. 73−75.
- Афанасьева Е.Г. Права пациента и некоторые проблемы медицинской этики в США.- М.: РАН, ИНИОН, 1993.- 19 с.
- Березнев В .Я. Здравоохранение и медицинское страхование в ФРГ//Здравоохранение Российской Федерации.- 1992.- № 5.- С. 20−25.
- Бобров Б.Э., Краснова М. Н., Коротких Р. В. Жилинская Е.В. Концептуальные и правовые основы страхования профессиональной ответственности медицинских работников // под редакцией О. П. Щепина.-М.: НИИ им. H.A. Семашко, 1998.- 52 с.
- Бойко А.Г. Статистические методы обработки материалов медицинских исследований / Под ред. JI.E. Полякова.- Д., 1990.- 41 с.
- Боярский С.Г. Управление качеством медицинской помощи и проблема оценки удовлетворенности пациентов // Сборник Проблемы городского здравоохранения.- Выпуск 1.- СПб, 1995.- С. 57−59.
- Боярский А.П., Чернова Т. В. Общественное мнение о состоянии индивидуального здоровья и качестве медицинской помощи // Здравоохранение Российской Федерации.- 1993.- № 7.- С. 5−7.
- Боярский А.П., Чернова Т. В., Яхимович Н. П. Современное состояние здравоохранения по оценкам медицинских работников. // Здравоохранение Российской Федерации.- 1994.- № 2, — С. 13−14.
- Быкова Ж.Е. Становление института обеспечения и защиты прав пациентов в системе ОМС // Экономика здравоохранения. 1996.- № 10−11.-С.60−65.
- Вартанян Ф.Е., Гейвандова И. И. Новые подходы в развитии здравоохранения Великобритании // Здравоохранение Российской Федерации.- 1991.- № 5.- С. 23−26.
- Вишняков H.H., Стожаров В. В., Муратова Е. Ю. Три звена системы контроля качества медицинской помощи // Экономика здравоохранения.- 1997.- № 2.- С. 26−28.
- Власов В.В., Зайцева И. А., Захаров И. А. и др. Ваши права при получении медицинской помощи. Агатон, 1997.- 120 с.
- Вялков А.И., Щепин В. О., Тишук Е. А., Проклова Т. Н. Лечебно-профилактические учреждения федерального подчинения: анализ и оценка деятельности. М.: Гэотар, 2000. — 340 с.
- Вялков А.И., Щепин В. О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения. М.: Гэотар, 2001. — 224с.
- Вялков А.И. Управление здравоохранением на уровне региона в условиях рыночных отношений // Здравоохранение Российской Федерации.-1993.- № 5.- С. 3−4.
- Гагаринов A.B., Поляков И. В., Васильев Д. И. Некоторые вопросы правового регулирования прав пациентов // Бюллетень СПИМС. -1995.- Выпуск 1.- С.65−68.
- Гарантии качества медицинской помощи в системе ОМС. Методическое пособие / под общей редакцией Н. Б. Перепеча, P.A. Галкина и В. Ф. Чавпецова.- Тольятти: Вега, 1996.- 88 с.
- Герасименко Н.Ф. Реформа здравоохранения: некоторые итоги и перспективы // Экономика здравоохранения.- 1997.- № 1.- С. 5−7.
- Гойман В.И. Действие права. Методологический анализ. М.: Юристъ, 1992.-120 с.
- Головтеев В.В. Прогнозирование в здравоохранении. Научный обзор.- М, 1983.- 64 с.
- Голухов Г. Н., Шиленко Ю. В., Леонтьев В. К. Система гарантий качества в здравоохранении // Экономика здравоохранения. 1998, № 2, с.35−42.
- Горобчук В.Г. Социологические исследования качества медицинского обслуживания // Советское здравоохранение.- 1990.- № 8.- С. 19−22.
- Грачев И.С., Жуков А. Е., Андреев С. А. Результаты социологического опроса населения о состоянии амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи. Советское здравоохранение. -1991.-№ 3.- С. 16−19.
- Григорьев И.Ю.// Медицинское право. 2003. -№ 2. — С.10−14.
- Гришин В.В., Семенов В.Ю-, Бродская Ю. Б. Медицинское страхование в Японии // Экономика здравоохранения.- 1997.- № 1.- С. 14−22.
- Гришин В.В., Семенов В. Ю. Опыт реформирования здравоохранения в зарубежных странах. М.: ФФОМС, 1997. — 47 с.
- Грищенко Р.В., Драбкина М. В. Совершенствование технологий лечебно-диагностического процесса, как способ повышения качества медицинской помощи // Бюллетень НИИ им. Н. А. Семашко РАМН.- 1996. С. 100−103.
- Громыко Г. Л. Статистика.- М.: Издательство Московского университета, 1976, — 334 с.
- Декларация Европейского консультативного совещания ВОЗ по правам пациента «Основы концепции прав пациента в Европе: общие положения (Principles of the Rights of Patients in Europe: A Common Framework)" — 1994.
- Демин А.К., Демина И. В. Рекомендации для граждан и некомерческих организаций по защите прав и интересов населения в области здоровья. М.: Изд. Российской Ассоциации общественного здоровья, 1997. -55с.
- Дмитриева Т.Б. О неотложных мерах по реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998.- № 1.- С. 3−7.
- Дргонец Я., Холлендер П. Современная медицина и право (перевод со словацкого).- М., 1991.-332 с.
- Евдокимов Д. В Алгоритм оценки качества медицинской помощи // Здравоохранение Российской Федерации.- 1993.- № 8.- С. 12−16.
- Емешин К.Н., Буянов E.H. Опыт судебной защиты прав пациентов в Алтайском крае. // Бюллетень СПИМС. Выпуск 4. — 1998 год. -С.103−126.
- Жилинская Е.В., Жиляева Е. П. Проблемы страхования ответственности в здравоохранении зарубежных стран // Проблемы социальной гигиены и история медицины.- М.: Медицина, 1997.- № 3. С.23−34.
- Жиляева Е.П. Процесс реформирования здравоохранения в Швеции // Проблема социальной гигиены и история медицины.- М.: Медицина, 1994.- С. 41−45.
- Жиляева Е.П., Жилинская Е. В., Семенов В. Ю., Петухова В. В., Андреева E.H. Аналитический обзор по защите прав пациентов в промышленно развитых странах. М.: ФФОМС, 1997.- 112 с.
- Задачи по достижению здоровья для всех. Европейская политика здравоохранения. Пересмотренное издание.- ВОЗ, Копенгаген.- 1991.- С. 203−214.
- Законодательство РФ в сфере охраны здоровья граждан, 19 901 998 годы. Составители: Герасименко Н. Ф., Ворогушин В. А., Максимов Б. П. Комитет по охране здоровья населения Государственной Думы РФ. М.: ГД, 1998.
- Защита прав граждан в системе обязательного медицинского страхования. Материалы международной научно- практической конференции. Под редакцией A.M. Таранова, И. М. Шеймана. М.: ИКАР, 1999.- 136с.
- Здоровье для всех в XXI веке. ВОЗ: Копенгаген, 2000.- 59 с.
- Захаров И.А., Зайцева И. А., Новокрещенов И. В. Подготовка экспертов качества медицинской помощи. // В сб.: Материалы научно-практической конференции «Реформы здравоохранения в России и США» -Саратов.- 1996.-е. 135−137.
- Захаров И.А., Захарова Е. А., Никульникова О. В. Актуальные вопросы защиты прав застрахованных в системе ОМС // Здравоохранение.-1997.-№ 2.- с. 27−33.
- Здравоохранение зарубежных стран / Под ред. О. П. Щепина.- М.: Медицина, 1981.- 180 с.
- Исланова H.H. Проблемы реализации биоэтических принципов в области защиты прав пациентов в системе ОМС // Сборник материалов первой международной конференции «Общество Медицина — Закон»,-Кисловодск, 1999.- С.37−39.
- Кант В.И., Пустовой И. В. Основы планирования и экономики здравоохранения на современном этапе.- М., 1975.- 98 с.
- Кант В.И. Методология системного подхода и ее применение в практике здравоохранения.- М.: Медицина, 1978.- 136 с.
- Ковалевская Н.С. Правовое регулирование ОМС // Закон.- 1995.-№ 7.- С.27−37.
- Калунникова JI.B. //Медицинское право.-2003.-№ 2.-С.45−48.
- Козлов A.B., Нестеренко Е. И., Полунина Н. В., Ранковский В. М. Ведущие социально-психологические факторы, определяющие КМП // Бюллетень СПИМС. Выпуск 4. — 1998 год. — с.77−83.
- Комаров Ю.М. Концептуальные основы оценки качества и эффективности в здравоохранении // Казанский медицинский журнал.- 1988.-№ 6.- С. 3−8.
- Комаров Ю.М. К вопросу о стратегии и тактике развития здравоохранения в России // Здравоохранение Российской Федерации.-1991 .-№ 9.- С. 3−7.
- Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / под ред. Садикова О.Н.-М.: Право, 1997.-С. 157.
- Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. Топорнина Б. Н. М.: Юристъ, 1997. — С. 85.
- Корецкий В.П. Территориальные службы здравоохранения и управление ими в новых экономических условиях // Проблемы социальной гигиены и история медицины., 1994.- № 5.- С. 25−27.
- Коротких Р.В., Дмитриева H.B. Правовые и организационные основы работы экспертов страховых медицинских организаций. Методическое пособие.- М.: НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 1993.- 46 с.
- Коротких Р. В, Рытвинский С. С. Медицина и права пациентов // Бюллетень НИИ им. Н. А. Семашко РАМН. Выпуск 4.-М., 1994.- С. 30−36.
- Корчагин В.П. Финансовое обеспечение здравоохранения.- М.: Эпидавр, 1997.- 268 с.
- Кравченко H.A., Поляков И. В. Научное обоснование методологии прогнозирования ресурсного обеспечения здравоохранения России (история и современность). М.: Федеральный фонд ОМС, 1998. -392 с.
- Куликова М.А., Кулешова Э. В., Перепеч Н. Б. Структура и негативные следствия врачебных ошибок при оказании медицинской помощи больным стенокардией // Клиническая медицина, — 1997.- № 10.- С. 59−63.
- Кучеренко В.З., Мыльникова И. С. К оценке качества медицинской помощи в новых условиях хозяйствования // Здравоохранение Российской Федерации.-1991.- № 3.- С. 5−8.
- Кучеренко В.З., Корюкин В. Г., Морозов В. П. Организационно-правовые формы экономической деятельности учреждений здравоохранения. -Санкт Петербург: Дельфа, 1994. — 256 с.
- Ластовецкий А.Г. Механизм реализации контроля за качеством // Экономика здравоохранения. 1998.-№ 3, — С.31−33.
- Линденбратен А.Л. Об оценке качества и эффективности медицинской помощи // Советское здравоохранение.- 1990. № 5.- С. 20−22.
- Линденбратен А.Л., Шаровар Т. М., Васюкова B.C. Оценка качества и эффективности медицинской помощи (Методические материалы) М.: НИИ им. H.A. Семашко РАМН, 1995.- 79 с.
- Линденбратен А.Л., Зволинская P.M., Голодненко В. Н. Оценка качества и эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений (Методические материалы).- М.: НИИ СГ, Э и УЗ им. H.A. Семашко, 1996.- 69 с.
- Лисицин Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции: Учебно-методическое пособие.- М.: Медицина, 1992.- 512 с.
- Лисицин Ю.П. Управление охраны здоровья: Конспекты лекций (Менеджмент, стратегия, тактика здравоохранения, маркетинг. Разгосударствление. Приватизация. Акционерные общества. Медицинское страхование).- М., 1992.- 107 с.
- Лисицын Ю.П., Стародубов В. И., Гришин В. В., Семенов В. Ю., Савельева E.H. Медицинское страхование.- М., 1994.- 96 с.
- Лисицын Ю.П., Стародубов В. И. Медицинское страхование в России // Российский медицинский журнал.-1995.-№ 1.- С.9−10.
- Макарова Т.Н. Об особенностях тарифов на медицинские услуги ОМС // Главный врач.- 1994.- № 1.- С. 59−63.
- Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. Учебное и практическое пособие.- М.: БЕК, 1995.- 272 с.
- Материалы по обобщению арбитражной практики по делам с участием ТФ ОМС на 31.06.96 г. / под ред. Гришина В. В., Ковалевского Н. С. и др. М.: ФФОМС, 1997.- 120 с.
- Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Перевод с французского. М.: Прогресс Интерн, 1992. — 214 с.
- Медицинское страхование. Сборник нормативно-методических материалов в 14 томах // Под общей ред. И. Н. Денисова.- М., 1991.- Т.З. -320с.
- Миронов A.A., Таранов A.M., Чейда A.A. Медицинское страхование. М.: Наука, 1994. — 130 с.
- Молчанова Л.Ф., Муравьева М. М., Гаврилов В. А. и др. Психологические аспекты взаимоотношений «врач-пациент» как фактор КМП в условиях ОМС // Бюллетень СПИМС. Выпуск 4. — 1998. — С. 142−144.
- Мохов A.A. Становление и развитие института медицинской тайны в России //Медицинское право. 2003.- № 2.-С.6−9.
- Найговзина Н.Б., Ластовецкий А. Г. Качество медицинской помощи и его экспертиза // Экономика здравоохранения. 1998.- № 1.- С.7−14.
- Найговзина Н.Б., Ковалевский М. А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М.: «Прессцентр». 1999. — 188 с.
- Нелепина Н.В., Шипачев К. В. Внесудебная защита прав пациентов в Кемеровской области // Бюллетень СПИМС. Выпуск 4. — 1998.-С. 126−131.
- Обеспечение и защита прав пациентов в Российской Федерации (обзор теории и практики). Под редакцией О. П. Щепина. М.: НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 1999. — 51 с.
- Овчаров В.К. Региональные особенности развития и структурных перемен в здравоохранении // Проблемы социальной гигиены и история медицины.- 1996.- № 4.- С. 39−41.
- Овчаров В.К., Марченко А. Г., Тишук Е. А., Бобыркина Т. И. Степень удовлетворенности населения деятельностью участкового врача // Советское здравоохранение.- 1990.- № 9.- С. 18−20.
- Пенжоян Г. А., Чернобой В. В., Чернобой Е. Г. Работу лечебного учреждения в правовой режим: первые шаги.//Медицинское право -2003.-№ 2. -С.48−49.
- Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие. М.: ИК «Логос», 1998.- 280 с.
- Пол К. Халверсон. Организационные аспекты системы здравоохранения в США // Материалы Российско-Американской конференции.- Саратов, 1996, — С. 7−10.
- Правовые основы здравоохранения в России. Под редакцией Ю. Л. Шевченко. М.: Гэотар Медицина, 2000. — 210 с.
- Права застрахованных и юридические основы их обеспечения. -Саратов: Изд-во Саратовского гос. Мед. Ун-та, 1998. 116 с.
- Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-методическое пособие. М.:Норма, 1998. 263 с.
- Преображенская B.C., Токарева Л. П., Ермилова Н. Е. Информационное обеспечение планирования медицинской помощи населению в современных условиях // Бюллетень НИИ им. H.A. Семашко РАМН.- Выпуск 1, 1996.- С. 146−151.
- Рабец A.M. Обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. М.: Наука, 1998 .- 105 с.
- Решетников A.B. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М.: Финансы и статистика, 1998.- 336 с.
- Ригельман Р. Как избежать врачебных ошибок. М.: Медицина, 1994.- 98 с.
- Свистунов В.А., Соколова Т. А., Капитоненко H.A. Об обеспечении в информационных системах прав пациента // Бюллетень СПИМС. -1996,-Выпуск 2.- С.126−132.
- Семенов В.Ю., Куртюкова М. И., Дмитриева Н. В. Реформа здравоохранения Великобритании // Здравоохранение Российской Федерации.- 1991.-№ 12.-С. 19−23.
- Семенов В.Ю., Щепин В. О. Социальное страхование и управление здравоохранением в Австрии. // Проблемы социальной гигиены и история медицины.- 1996.- № 1.- С. 50−54.
- Семенов В.Ю. Обязательное медицинское страхование и реформирование здравоохранения в России и за рубежом // Экономика здравоохранения. 1996.- № 4.- С. 8.
- Сергеев.Ю. С. Профессия врача. Юридические основы.-Киев: Вища школа, 1988.- 205 с.
- Таранов A.M., Семенов В. Ю., Лакунин К. Ю. Развитие системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации // Здравоохранение.- 1999.- № 3.- С. 7−13.
- Филатов В.Б., Решетников A.B., Погорелов Я. Д., Жилинская Е. В., Маргулис А. Л. Ответственность медицинских работников, связанная с их профессиональной деятельностью в контексте нового уголовного законодательства.- // Здравоохранение, 1999, № 1. С. 7−15.
- Фундаментальные основы политики здравоохранения. Под ред. академика РАМН О. П. Щепина. М.: НПЦ «Экиз», 1999. — 350 с.
- Шевченко Ю.Л. Об итогах хода реформ и задачах по развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на 20 002 004 годы и на период до 2010 года.- М.:МЗ РФ, 2000. 82 с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия.-1983.- С. 252.
- Хорсткотте X. Система страхования в Германии // Проблемы теории и практики управления.- 1996.- № 5.- С. 82−86.
- Цыбульский В.Б. Права пациентов в Европе и Российской Федерации // Сборник материалов первой международной конференции «Общество Медицина — Закон».- Кисловодск, 1999.- С.73−75.
- Черкесов Г. Н. О досудебном разрешении споров и конфликтов в связи с ненадлежащим КМП // Бюллетень СПИМС. Выпуск 4. — 1998. -С.83−103.
- Шестакова Е.Е. Реформирование системы социальной защиты населения в странах Восточной Европы // Мировая экономика и международные отношения. 1997.- № 1.- С. 45−53.
- Щепин О.П., Коротких Р. В., Рытвинский С. С. Правовые основы регулирования медицинской деятельности. Методическое пособие.- М.: НИИ им. Н. А. Семашко, 1995.- 174 с.
- Щепин О.П., Линденбратен А. Л., Голодненко В.Н и др. Актуальные проблемы оценки качества медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены и история медицины.- 1996. № 3.- С. 24−29.
- Щепин О.П., Овчаров В. К., Филатов В. Б., Нечаев B.C., А.Л.Линденбратен и др. Основные направления государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации. // Бюллетень НИИ им. Н.А.Семашко РАМН, 2000, выпуск 1. С.9−40.
- Эрделевский A.M. Компенсация морального вреда в России и за рубежом,— М.: Издательский дом «Форум», 1997.- 239 с.
- Юридическая энциклопедия. Под редакцией Тихомирова М. Ю. -М: Юридинформ, 1999. 685 с.
- Ackoff R.L. The Democratic Corporation. N.Y.: Oxford Univ. Press., 1994, pp. 29−45.
- Altman S.H. Dead ahead will challenge financial viability of hospitals //Hospitals.- 1986.- Vol.78, N.5.-P. 829−836.
- Anderson O.W. Health Care: Can there be equity? The United States, Sweden and England. N. Y. London — Sydney — Toronto, 1972.- 273 p.
- Annas G.J. The Rights of Patients: The Basic ACLU Guide to Patients Rights. 2nd Ed. Humana Press, Totowa, New Jersy, 1992.- xvi, 314 p.
- Brazier, Margaret. Medicine, Patients and Law. Harmondsworth, Penguine 1987, XXIII.- 375 p.
- Bruster S. et al. Survey of hospital patients // Br. Med. J.- 1994.-Vol. 309.-P. 1542−1546.
- Buchanan A. Health care in United States // Health care systems.-Kliwer: Dordrecht etc., 1988.- P.48−61.
- Burns L.R., and D.P. Thore. 1993. Threads and Models in Physician -Hospital Organization. Health Care Management Review 18 (4)., pp. 7 20.
- Burris S., Dalton H.L., Miller J.L. AIDS law Today: New Guide for the public. Yale University Press, New Haven, CT, 1993.- 443 pp.
- The Canadian Patients Book of Rights: A Consumers Guide to Canadian Health Law. 2nd Ed. Doubleday Canada Limited Toronto, 1994- 242 p.
- Cave, D.G. Vertical Integration Models to Prepare Health Systems for Captivation. Health Care Management Review. 1995, pp. 26 39.
- Centers for Disease Control and Prevention. Essential Components of a Tuberculosis Prevention and Control Program. Morbidity and Mortality Weekly Review. 1995, pp. 1−16.
- Chassin M. Standards of care in medicine // Injury.- 1998.- Vol.25.-P.437−453.
- Checland P.B. Models Validation in Soft System Practice // Systems Research.-1995.-Vol. 12, № l.-P. 47−54.
- Checland P.B., Scholes I. Soft Systems Methodology in Action. Chichester: Wiley, 1990.
- Collier J. The patients right to know // World Health.- 1994.- № 5.- pp.18.19.
- Comer J. Health care costs out of control: The experience of Switzerland //World Hlth. Forum.- 1985.-Vol.6, N. 1.-P.3−18.
- Culyer A. Cost containment in Europe // Hearth Care Financing Rev.-1989.- Arm. Suppl. P. 21−32.
- Donabedian A. The seven pillars of quality. Archives of Pathology and Laboratory Medicine.- 1990, — P. l 14: 1115−1118.
- Donabedian A. Models of quality assurance. Leonard S. osenfeld Memorial Lecture, School of Public Health, University of North Carolina at Chapel Hill, February 26.- 1993.
- Enthoven A. What can Europeans learn from Americans // HLth. Care Financing Rev.- 1989.- Ann. Suppl.- P.49−63.
- Errow K.I. Uncertainly and the welfare economics of teolicol // Amer. Economics Rewiew, 1963.- Vol.53.- P. 941−973.
- Fluss S.J. Patients Rights, Informed Consent, Access and Equality.-Nerenias and Santeris Publishers, 1994.
- Gay E., Kronenfeld J. Reputation retrenchment the DRG experience: problems from changing reimbursement practice // Soc.Soi.Med. 1990. — Vol.31, N.10.-P. 1103−1118.
- Gerzoff, R.B., R.L. Gordon, and T.B. Richards. Recent Changes in Local Health Department Spending. Journal of Public Health Policy 17 (2): 170 -80. -1996.
- Halverson, P.K., A. D: Kaluzny, and G. J. Young. Strategic Alliances in Health Care: Opportunities for the Veterans Affairs Health Care System. Hospital and Health Services Administration 42 (2).- 1997.
- Halverson, P.K., G.P. Nays, C.A. Miller, A.D. Kaluzny, and T.B. Richards. Managed Care and the Public Health Challenge of TB. Public Health Reports 112(1): 19−25.-1997.
- Halverson, P.K., G.p. Mays, C.A. Miller, and T.B. Richards. Organizational Linkages in Public Health: Interactions between Local Health Departments and Other Health Care Providers. (Under review).- 1996.
- Hurley, R.E. Approaching The Slippery Slope: Managed Care as Industrial Rationalization of Medical Practice. In Rationing Sanity: The Ethics of Mental Health, ed. P. Boyle. Washington, D.C.: Georgetown University Press (in press). -1997.
- Koeze, J.S. 1994. Paying for Public Health Services in North Carolina. Popular Government 60 (2): 11 20.
- Lee M.L. A conspicuous production theory of hospital behaviors // Southern Economic Journal, 1970.- Vol.38.- P. 48−58.
- Leenen H., Gevers S., Pinet G. The Rights of Patients in Europe. Deventer: WHO, EURO, 1993.- 189 p.
- Lister J. Reform of British National Health Service // New Engl. J.Med.- 1990.-N6.-P. 410−412.
- Martenstein L.F. The codification in the Netherlands of the principal rights of patients: a critical review // Eur. J. Health Law.- 1995.- Vol. 2.- P. 33−44.
- McGill J., Brand Ch. An eye on the progress of Joint consultation. -Soc. Serv. J, 1979, 89, 4624, 97−98.
- McLaughlin, Curtis P., Kaluzny Arnold D. Continuous Quality Improvement in Health Care. Theory, Implementation, and Applications. //Aspen Publishers, Inc. Gaithrsburg, Maryland.- 1994.- 467 p.
- National Health Cities Networks. W WHO Publ., Copenhagen, 1997.- 88pp.
- Pozgar G. D. Legal Aspects of Health Care Administration. Aspen Publishers, Gaithersburg, MD, USA, 1996.- 168 pp.
- Premature death in the New indenpendent states, Wachington, D.C., 1997. -404 pp.
- The Right to Health Care in Several European Countries. Expert Meeting, the Netherlands, April 27−28, 1998. Ed. by A. den Exter, H. Hermans. -The Hague London Boston- Kluwer Law International. 1999. — 187 pp.
- The Rights of Patients. Copenhagen: WHO, EURO, 1994.- 17 p.
- Saltman R.B. Patient choice and patient empowerment in northern European health systems: a conceptual framework // Int. J. Health Serv.- 1994.-Vol.24, No. 2.- P. 201−229.
- Shenkin H.A. Medical ethics: evolution, rights and the physician. Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers, 1991.-491 p.1. Анкета для пациента.
- При работе с анкетой обведите номер выбранного Вами варианта в КАЖДОМ вопросе (возможно несколько вариантов ответа).
- Г. Знаете ли Вы, какими правами обладают пациенты при оказании, медицинской помощи:11. ДА. 1.2. НЕТ
- Способны ли пациенты самостоятельно защитить свои (права) интересы:21. ДА 2.2. НЕТ
- Приходилось ли Вам сталкиваться с нарушением прав пациентов:31. ДА 3.2. НЕТ
- С какими формами нарушений Вам приходилось сталкиваться (отметьте одну или несколько форм):
- Необоснованный отказ от оказания медицинской помощи.
- Необоснованное взимание или требование платы за лечение.
- Нарушение условий и режима лечения.
- Предоставление недостаточной информации о Вашем заболевании.
- Оказание медицинской помощи низкого качества.
- Причинение вреда жизни и здоровью пациента при оказании медицинской помощи.
- Разглашение врачебной тайны.48. Иные (впишите)
- Куда, по Вашему мнению, следует обратиться в случае нарушения прав пациента:51. В администрацию ЛПУ.
- В страховую медицинскую организацию.
- В территориальный фонд ОМС.
- В Комитет по защите прав потребителей.
- В территориальный орган управления здравоохранения.
- В юридическую консультацию.
- В Министерство здравоохранения Российской Федерации.
- Считаете ли Вы необходимым создание центра (отдела, подразделения) по защите прав пациентов:61. ДА 6.2. НЕТ
- Какие из прав пациентов, гарантированные Основами законодательства Российской Федерации реализуются в Вашем медицинском учреждении:
- Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
- Отказ от медицинского вмешательства.
- Получение квалифицированной медицинской помощи в рамках программ по ОМС и ДМС.
- Выбор врача и лечебного учреждения.
- Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала.
- Получение информации о своих правах и состоянии своего здоровья.
- Сохранение врачебной тайны.
- Возмещение вреда, причиненного неоказанием или ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
- Проведение по его просьбе консилиума и консультаций специалистов
- Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством доступными средствами.
- Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
- Допуск к нему священнослужителя.
- Допуск к нему адвоката или иного законного представителя.
- Обращение, в случае нарушения прав пациента, к должностному лицу ЛПУ, в другие организации, либо в суд.
- Анкета для медработника по защите прав пациентов.
- При работе с анкетой обведите номер выбранного Вами варианта в. КАЖДОМ вопросе (возможно несколько вариантов ответа).
- Знаете ли- Вы, какими правами обладают- пациенты при оказании медицинской помощи:11. ДА 1.2. НЕТ
- Какие из прав- пациентов, гарантированные Основами законодательства. Российской Федерации реализуются в Вашем медицинском учреждении:
- Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
- Отказ от медицинского вмешательства.
- Получение квалифицированной медицинской помощи в рамках программ по ОМС и ДМС.
- Выбор врача и лечебного учреждения.
- Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала.
- Получение информации о своих правах и состоянии своего здоровья.
- Сохранение врачебной тайны.
- Возмещение вреда, причиненного неоказанием или ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
- Проведение по его просьбе консилиума и консультаций специалистов
- Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством доступными средствами.
- Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
- Допуск к нему священнослужителя.
- Допуск к нему адвоката или иного законного представителя.
- Обращение, в случае нарушения прав пациента, к должностному лицу ЛПУ, в другие организации, либо в суд.
- Известен ли Вам механизм урегулирования вопросов, споров, возникающих в связи с обеспечением защиты прав пациентов, в досудебном порядке:31. ДА 3.2. НЕТ
- Считаете ли Вы, что в рамках существующей судебно-правовой системы возможно в достаточной мере обеспечить и защитить: а) права пациентаб) права медицинского работника41.а. ДА 4.2.а. НЕТ42.6. ДА 4.2.6. НЕТ
- Считаете ли Вы необходимым создание центра (отдела, подразделения) по защите прав пациентов:51. ДА 5.2. НЕТ
- Где, по Вашему мнению, необходимо создать центр (отдел, подразделение) по защите прав пациентов:61. ТФОМС, СМО.
- Органы управления здравоохранения.
- Общество защиты прав потребителей.64. Иное (впишите)
- Какие службы, по Вашему мнению, должны быть в структуре центра (отдела, подразделения) по защите прав пациентов:
- Информационно-аналитическая служба.72. Юридическая служба.
- Претензионно-экспертная служба74. Иные (впишите)
- Какие показатели, по Вашему мнению, можно использовать для оценки эффективности деятельности учреждений здравоохранения по обеспечению защиты прав пациентов:
- Количество обоснованных жалоб на 1000 прикрепленного или пролеченного населения.
- Количество обоснованных жалоб в вышестоящие организации на 1000 прикрепленного или пролеченного населения.
- Обеспечение информацией граждан о правах пациента.
- Проведение мероприятий по сохранению врачебной тайны.
- Проведение мероприятий по соблюдению права на информированное добровольное согласие и отказ от него.
- Размер возмещенного пациенту ущерба на 1000 прикрепленного или пролеченного населения.
- Количество удовлетворенных судебных исков на 1000 прикрепленного или пролеченного населения.
- Количество проведенных экспертиз качества медицинской помощи на 1−3 ЭКМП на 1000 прикрепленного или пролеченного населения.
- Размер невыплат в системе обязательного медицинского страхования за ненадлежащее качество медицинской помощи на 1000 прикрепленного или пролеченного населения.810. Иные (впишите)
- Какая, по Вашему мнению, инстанция может разрешить вопрос нарушения прав пациента:91. Администрация ЛПУ.
- Страховая медицинская организация.93. Территориальный фонд ОМС.
- Комитет по защите прав потребителей.
- Территориальный орган управления здравоохранения.96. Юридическая консультация.
- Министерство здравоохранения Российской Федерации.
- Каким образом Вы изучаете удовлетворенность пациентов КМП:
- На основе полученных жалоб.102. Методом анкетирования.103. В личных беседах.104. Иным способом (впишите)
- Какая форма подготовки специалиста по защите прав пациентов, с Вашей точки зрения, наиболее приемлема:111. Информационные семинары.
- Тематическое усовершенствование (72 часа).
- Общее усовершенствование (свыше 100 часов).
- Дополнительное профессиональное образование (свыше 500 часов).
- Какова, с Вашей точки зрения, необходима периодичность обучения:121. Раз в год.122. Раз в пять лет.123. Ваш вариант (впишите)
- Укажите наиболее важные элементы программы подготовки специалистов по защите прав пациентов, необходимые для Вашей деятельности:
- Теоретические основы организации здравоохранения и медицинского страхования в современных условиях. 13.2 Опыт организации и функционирования систем контроля КМП и защиты прав пациентов в отечественном и зарубежном здравоохранении.
- Организационно-методические и правовые основы обеспечения КМП.
- Правовые основы обеспечения и защиты прав пациентов.
- Социально-психологические проблемы обеспечения КМП и защиты прав пациентов.
- Экономические основы обеспечения КМП и защиты прав пациентов.
- Взаимодействие систем ведомственного и вневедомственного контроля КМП по защите прав пациентов.138. Иные (впишите)1. ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ14. Ваше место работы:15. Занимаемая должность:
- Руководитель учреждения- 15.3. Руководитель подразделения-152. заместитель руководителя учреждения- 15.5. иное (впишите)
- Стаж работы (общий, впишите):
- Стаж работы на занимаемой должности (впишите):
- Какие сертификаты Вы имеете (впишите):
- Наименование отчитывающейся организации1. Почтовый адресгодовая
- Представляют Сроки представления
- Лечебно-профилактические • учреждения железных дорогах в службы медицинского обеспечения на железных дорогах. До 15 февраля следующего за отчетным года
- Службы медицинского обеспечения на железных дорогах, ЛПУ центрального подчинения До 25 февраля следующего за отчетным года в отдел проектов и развития Департамента здравоохранения МПС России
- Организация защиты прав граждан при оказании медицинской помощи вназвание медицинского учреждения или службы медицинского обеспечения на железной дорогезагодаотчетный период
- Структура обращений граждан по поводу оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях МПС России
- Структура обращений № строки Количество обращений за отчетный период
- Всего в том числе обоснованных1 2 3 4
- Поступило обращений всего, в том числе на 11. Выбор ЛПУ 2 1. Выбор врача 3 1. Организация работы ЛПУ 4
- Санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ 5
- Этика и деонтология медицинских работников 6
- Качество медицинской помощи 7
- Лекарственное обеспечение 8
- Отказ в оказании медицинской помощи 91. Консультации, справки 10
- Досудебная и судебная защита прав граждан 2.1 Досудебная защита прав граждан
- Спорные случаи, разрешенные в досудебном порядке
- Количество случаев всего в том числеколичество случаев, разрешенных с материальным возмещением сумма возмещения (руб.)1 2 3
- Спорные случаи, рассматриваемые в судебном порядке Сумма возмещения по удовлетворен ным искам (руб.)
- Количество дел в производстве на начало отчетного периода Подано судебных исков за отчетный период Количество рассмотренных за отчетный период судебных дел1. Всего в том числе отказано удовлетворено1 2 3 4 5 6
- Э. Проведение контроля качества медицинской помощи.
- Организация контроля качества медицинской помощи.
- Организация экспертизы качества медицинской помощи 1 № строки 2 Количество экспертиз качества медицинской помощивсего 3 в том числе по уровням проведения 4 5 6 7 8
- Проведено выборочных экспертиз всего, в том числе 10- в стационарах 11 — в амбулаторно-поликлинических учреждениях 12
- Результаты проведения обязательного контроля качества медицинскои помощи
- Вывод эксперта проводившего оценку обращения (подчеркнуть) — обоснованное, — необоснованное.
- Основные причины, приведшие к возникновению обоснованной жалобы: — организационные- технологические- кадровые- этические
- Основные предложения по устранению недостатков приведших к возникновению обоснованной жалобы.
- Структура причин обращения граждан в учреждния здравоохранения отрасли.