Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений несовершеннолетних

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования выявлены и предложены общие психологические, тактические и комплексные (тактико-психологические) приемы, наиболее эффективные в процессе разрешения конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), а именно: 1) достижение психологического контакта с конфликтующим несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) возможно путем косвенного убеждения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ИО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
    • 1. Элементы криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних как информационная основа предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций
    • 2. Конфликтные ситуации и противодействие расследованию: общие положения
    • 3. Особенности возникновения конфликтных ситуаций по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних
  • Глава 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
    • 1. Основы предупреждения конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений несовершеннолетних
    • 2. Задачи, принципы и этапы разрешения конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений
    • 3. Разрешение конфликтных ситуаций при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних
    • 4. Разрешение конфликтных ситуаций в процессе расследования многоэпи-зодных уголовных дел
  • Глава 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ЗАЩИТНИКОМ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
    • 1. Проблемы взаимодействия следователей и органов дознания в процессе разрешения конфликтных ситуаций
    • 2. Проблемы разрешения конфликтных ситуаций с участием защитника

Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений несовершеннолетних (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Использование техногенной информации и наличие экономической базы позволили преступной среде совершенствоваться не только в способах преступной деятельности, но и в методах укрытия своих противоправных деяний и в интенсивном привлечении к совершению преступлений несовершеннолетних. В сложившейся обстановке правоохранительные органы все чаще сталкиваются в своей работе с криминальным противодействием, методы и способы которого активно усваиваются и используются несовершеннолетними преступниками. Осознавая необходимость разработки методов его преодоления, ученые-криминалисты активно изучают проблемы возникиовения противодействия и конфликтных ситуаций, разрабатывая методы их преодоления и разрешения.

Минимизации преступности в среде несовершеннолетних всегда уделялось особое внимание со стороны правоохранительных и законодательных органов. При расследовании преступлений несовершеннолетних следователю оказывается противодействие не только виновным лицом, но и со стороны других участников уголовного процесса, заинтересованных в том, чтобы он избежал наказания, в результате чего следователю чаще приходится работать в условиях многосторонних конфликтных ситуаций. Как показало изучение уголовных дел, конфликтные ситуации различной степени остроты и длительности возникают в 72,6% случаев расследования преступлений несовершеннолетних, из них в 73,5% случаев следователям (дознавателям) не удается разрешить эти сложные следственные ситуации. Это в определенной мере объясняется тем, что сотрудники следственных органов и подразделений дознания не обладают достаточными познаниями о сущности конфликтных ситуаций, причинах их возникновения, а также методах их предупреждения и разрешения. В этой связи все большее значение приобретает разработка проблем предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, в том числе возникающих в процессе расследования преступлений несовершеннолетних. Правильное и грамотное применение методов предупреждения конфликтных ситуаций позволит следователям (дознавателям) своевременно выявить конфликтогенные факторы, влияющие на негативное развитие следственной ситуации, и оптимально организовать профилактические мероприятия, а при возникновении конфликтных ситуаций — успешно их разрешить.

Необходимость изучения предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений несовершеннолетних и отсутствие комплексных монографических исследований данной проблемы свидетельствуют о ее актуальности, что и послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности. Исследованием проблем расследования преступлений несовершеннолетних занимались многие ученые криминалисты и криминологи. Основоположниками этого направления в криминалистике являются видный ученый Г. М. Миньковский и его последователи. Плодотворно работают по данному научному направлению О. С. Кайгородова, И. С. Кошелева, О. Н. Терехова, P.C. Хисматуллин и другие ученые. Ими исследованы актуальные проблемы расследования отдельных видов преступлений несовершеннолетних, тактические и психологические основы отдельных следственных действий с их участием и др. Особо следует выделить Уфимскую школу криминалистов, созданную Л. Л. Каневским и его учениками, прежде всего, такими известными учеными, как И. А. Макаренко, О. В. Полстоваловым и др. Учеными этой школы, возглавляемой ныне И. А. Макаренко, проведены многочисленные плодотворные исследования по изучению личности несовершеннолетних преступников в криминалистическом аспекте, а также предложены эффективные тактические и психологические приемы проведения отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), в том числе и в условиях конфликтных ситуаций.

Основополагающие исследования проблем возникновения и разрешения конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений были проведены О .Я. Баевым, Л. Я. Драпкиным, А. Р. Ратиновым и другими учеными. В их работах рассмотрены сложные аспекты теории следственных ситуаций и одной из ее разновидностей — конфликтной ситуации, методы ее разрешения и преодоления противодействия расследованию, а также другие вопросы. Тем не менее, многие теоретические аспекты динамики конфликта, его соотношения с понятиями конфликтной ситуации и противодействия расследованию рассмотрены далеко не полно.

Проведенные указанными выше учеными исследования сыграли значительную роль в изучении проблем расследования преступлений несовершеннолетних, однако они раскрыли лишь его отдельные направления без учета особенностей возникновения и разрешения конфликтных ситуаций. В связи с этим многие аспекты возникновения, динамики и разрешения таких ситуаций по криминальным деяниям несовершеннолетних остались нераскрытыми. Несмотря на особую практическую значимость предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений несовершеннолетних, в теоретических разработках этому вопросу уделялось мало внимания. В связи с отсутствием монографических исследований по комплексной проблеме предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций по преступлениям несовершеннолетних возник значительный пробел в одном из важнейших разделов криминалистики. Стремясь восполнить этот пробел, главное внимание в нашей работе мы уделили вопросам предупреждения, возникновения и разрешения конфликтных ситуаций, а также преодоления противодействия расследованию конфликтующих субъектов. В связи с этим в исследовании большое внимание уделено не только тактическим, но и психологическим и криминологическим аспектам.

Объектом исследования является деятельность следственных органов и органов дознания в условиях конфликтных ситуаций, возникающих в процессе расследования преступлений несовершеннолетних.

Предмет исследования составляют закономерности, проявляющиеся в деятельности конфликтующих субъектов уголовного судопроизводства при расследовании преступлений несовершеннолетних, рассмотренных в криминалистическом и психологическом аспектах.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является развитие и совершенствование имеющихся теоретических положений и выявление новых научно обоснованных и практически значимых рекомендаций, направленных на эффективное предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений несовершеннолетних.

Достижение поставленной цели обеспечивалось путем поэтапного решения следующих задач:

— анализ информационной и тактической значимости некоторых структурных элементов криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних, способствующих предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций;

— определение понятия «криминалистический конфликт» и анализ его соотношения с понятиями «конфликтная ситуация», «противодействие расследованию»;

— исследование динамики и этапов криминалистического конфликта;

— определение специфических черт конфликтных ситуаций, возникающих в процессе расследования преступлений несовершеннолетних;

— анализ методов разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе расследования преступлений несовершеннолетних;

— выявление проблем процесса взаимодействия следователей с органами дознания при предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций в ходе расследования преступлений несовершеннолетних;

— разработка и обоснование основных методов предупреждения конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений несовершеннолетних.

Методологию и методику диссертационного исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, системно-структурный анализ, ситуационный подход в исследовании, методы наблюдения, сравнения, описания, моделирования, а также статистический, юридический и социологический i методы, приемы логического анализа, интервьюирование, анкетирование и опрос.

Теоретическая основа диссертации. При разработке теоретических вопросов и практических рекомендаций использовались труды отечественных криминалистов, таких, как О .Я. Баев, P.C. Белкин, В. М. Быков, С. А. Вецкая, И. Ф. Герасимов, Ф. В. Глазырин, И. А. Возгрин, Л. Я. Драпкин, A.A. Закатов, JI.JI. Каневский, В. Н. Карагодин, О. С. Кайгородова, И. С. Кошелева, И. А. Макаренко, Г. М. Миньковский, Д. А. Петров, С. К. Побережный, О. В. Полстовалов, Л. М. Прозументов, А. Р. Ратинов, а также представителей других отраслей наук: Ю. М. Аитоняна, А. Я. Анцупова, И. Н. Башкатова, Н. Ф. Вишняковой, Н. В. Гришиной, A.B. Дмитриева, Е. А. Климовой, В. Н. Кудрявцева, В. А. Лабунской, В. А. Лефевра, А. И. Шипилова и др.

Нормативную основу диссертационного исследования составляет Конституция России, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство РФ, межведомственные и ведомственные нормативно-правовые акты МВД России.

Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения по специально разработанной анкете 400 уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или при их участии. Кроме того, по проблемам возникновения и разрешения конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений несовершеннолетних, проанкетировано 117 следователей органов внутренних дел Свердловской области и Сибирского региона, которые постоянно или эпизодически расследовали уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних. Статистическая обработка полученных результатов позволила выявить устойчивые взаимосвязи и закономерности, которые представлены в приложении к диссертации.

Научная новизна определяется тем, что автором на монографическом уровне впервые предпринята попытка комплексного теоретического исследования и осмысления всей проблемы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений несовершеннолетних. В работе всесторонне и во взаимосвязи рассматриваются тактические, психологические, уголовно-процессуальные проблемы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при расследовании исследуемой категории уголовных дел. Проанализированы криминалистические ситуации, характерные для расследования преступлений несовершеннолетних, и рассмотрена их структура. Впервые научно обоснована динамика развития конфликта в процессе расследования преступлений. Автором предложен новый подход к определению сущности и содержания криминалистического конфликта, проанализировано его соотношение с понятиями «конфликтная ситуация», «противодействие расследованию». На основе теоретического и эмпирического материала установлены и обобщены основные причины (конфликтогенные факторы) конфликтных ситуаций, характерные для процесса расследования преступлений несовершеннолетних. Особое внимание уделено разработке оптимальных тактических и психологических приемов, направленных на предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, в том числе с участием защитника, а также возникающих при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних и многоэпизодных уголовных дел исследуемой категории. Автором внесены научно обоснованные предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и организации взаимодействия следователей с сотрудниками органов дознания, направленные на оптимизацию и повышение эффективности их деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, в том числе несовершеннолетних. Научная новизна состоит в разработке автором основ методики профилактической деятельности следователей (дознавателей), направленной на предупреждение конфликтных ситуаций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение криминалистического конфликта, который можно представить как структурно-комплексное явление, отражающее сложную следственную ситуацию психологического, интеллектуального, информационного, а также реального противодействия субъектам, осуществляющим уголовное преследование, со стороны лиц, препятствующих предварительному расследованию.

2. Понятия «конфликт», «конфликтная ситуация» и «противодействие расследованию» следует дифференцировать, поскольку конфликтная ситуация и противодействие являются структурно-функциональными элементами криминалистического конфликта. При этом конфликтная ситуация отражает состояние динамической системы межличностных отношений, возникающих в рамках уголовного судопроизводства, а противодействие отражает способ создания существенных помех, препятствий и других затруднений процессу предварительного расследования. Следует отметить, что в основе противодействия всегда лежит конфликтная ситуация, а конфликтная ситуация может развиваться и без возникновения противодействия.

3. Динамическая структура криминалистического конфликта состоит из трех последовательных этапов. Первый этап характеризуется тем, что правоохранительным органам еще неизвестно о самом событии преступления и других уголовно-релевантных обстоятельствах. На этом этапе ситуация не является следственной и носит характер уголовно-правового конфликта с государственными органами. На втором этапе, в связи с получением информации о преступлении, криминалистический конфликт приобретает явный характер, а ситуация становится следственной. Субъект преступления еще не установлен, но активно противодействует расследованию. На третьем этапе, в связи с установлением субъекта преступления, конфликтная ситуация и противодействие расследованию носят непосредственный характер. Следует отметить, что на втором, а нередко — и на третьем этапе динамики конфликта возникает комплексная проблемно-конфликтная ситуация.

4. Под криминалистической профилактикой конфликтных ситуаций необходимо понимать специфическую деятельность следователя (дознавателя) по принятию предупредительных мер, осуществляемых на протяжении всего периода расследования, основанную на анализе конкретной следственной ситуации, прогнозировании ее динамики, и направленную на выявление и устранение конфликтогенных факторов.

5. Криминалистическая профилактика конфликтных ситуаций по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних осуществляется в четырех стадиях: 1) анализ и оценка следственной ситуации- 2) прогнозирование возможного возникновения конфликтной ситуации- 3) разработка и осуществление предупредительных мер- 4) анализ результатов профилактической деятельности.

6. Под разрешением конфликтной ситуации необходимо понимать динамический процесс специфической деятельности следователя по анализу существующей конфликтной ситуации, породивших ее конфликтогенных факторов и их устранению для достижения стоящих перед ним процессуальных целей и тактических задач.

7. Авторская система принципов разрешения конфликтных ситуаций состоит из семи положений: 1) разрешение конфликтной ситуации предполагает учет отношений между участниками уголовного судопроизводства. Анализировать необходимо не только отношения между следователем (дознавателем), с одной стороны, и несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым), другими участниками, представляющими его интересы, с другой стороны, но и отношения между этими участниками- 2) разрешение конфликтной ситуации невозможно без понимания сути вызвавших ее конфликтогенных факторов. Анализируя информацию о конфликтной ситуации, необходимо понять истинные цели конфликтующих со следователем субъектов- 3) стратегия воздействия на противодействующих следователю участников конфликтной ситуации должна быть тщательно продумана с учетом возможных тактических вариантов- 4) прогресс в управлении конфликтной ситуацией требует эмоционально уравновешенных взаимоотношений между конфликтующими сторонами- 5) процесс выработки тактических методов и приемов по разрешению конфликтной ситуации должен быть гибким, так как зависит от изменения обстоятельств в отношениях между противоборствующими сторонами, от получаемой следователем информации- 6) на первоначальном этапе разрешения конфликтной ситуации необходимо предусмотреть возможные трудности, которые могут помешать успешной реализации разработанных тактических вариантов деятельности следователя- 7) при отсутствии достаточной уверенности в эффективности избранного тактико-психологического приема или тактической операции не следует их проводить.

Реализация данных принципов с целью разрешения конфликтных ситуаций по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних должна осуществляться с учетом их возрастных особенностей: незавершенность психического развития, повышенная внушаемость, необоснованное упрямство, отсутствие жизненного опыта, пониженная стрессоустойчивость и т. д.

8. Предложена классификация конфликтных ситуаций, возникающих в процессе расследования преступлений несовершеннолетних:

8.1. в отношении групповых преступлений: 1) между следователем и всеми участниками преступной группы (коалиционные конфликтные ситуации) — 2) между следователем и несколькими участниками преступной группы (усеченные коалиционные конфликтные ситуации) — 3) между следователем и одним из участников преступной группы (межличностные конфликтные ситуации) — 4) между следователем и иными участниками уголовного судопроизводства со стороны защиты;

8.2. в отношении многоэпизодных преступлений: 1) конфликтная ситуация, определяемая признанием только некоторых эпизодов- 2) конфликтная ситуация, определяемая признанием только одного эпизода- 3) конфликтная ситуация, определяемая непризнанием всех эпизодов;

8.3. в отношении конфликтных ситуаций, инициатором которых является защитник: 1) между следователем и защитником по поводу доказанности виновности обвиняемого: а) в связи с позицией защитника по событию и другим обстоятельствам предмета доказыванияб) в связи с несогласием защитника с квалификацией преступных действий, инкриминируемых его подзащитномув) когнитивная конфликтная ситуация, заключающаяся в различной интерпретации следователем и защитником законодательных норм- 2) конфликтные ситуации между следователем и защитником, связанные с проведением следственных действий, возникающие: а) в связи с утверждением защитника о нарушении прав его подзащитногоб) в связи с саботажем защитником следственных действий- 3) возникающие в связи с негативным воздействием защитников на субъектов уголовного судопроизводства: а) манипуляпионное воздействие на следователяб) негативное воздействие на свидетелей, потерпевшихв) негативное воздействие на подозреваемого, обвиняемого.

9. Наиболее эффективными в процессе расследования групповых преступлений несовершеннолетних являются следующие специфические приемы разрешения конфликтных ситуаций: 1) реализация следователем тактической инициативы по использованию имеющихся объективных внутригрупповых и межгрупповых конфликтов- 2) систематическое участие специалиста-психолога не только в ходе отдельных следственных действий, но и в процессе расследования в целом- 3) снижение (минимизация) криминальной конформности внутри группы путем разобщения ее участников- 4) использование эффекта психологического ожидания для разрешения конфликтной ситуации, возникшей только с одним из участников преступной группы.

10. Наиболее эффективными в процессе расследования многоэпизодных преступлений несовершеннолетних являются следующие специфические приемы разрешения конфликтных ситуаций: 1) чередование допроса несовершеннолетнего преступника по хорошо доказанным эпизодам с последующим допросом по эпизодам менее доказанным или же установленным лишь оперативным путем- 2) проведение очной ставки между участником преступной группы, который признает полностью хотя бы один установленный эпизод и конфликтующим субъектом, при этом ее предмет должен быть строго ограничен только этим эпизодом- 3) при наличии большого объема доказательств избирается хронологический порядок допроса, позволяющий выявить и неизвестные следователю эпизоды преступной деятельности несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию методов и приемов предупреждения и разрешения конфликтных следст.

I венных ситуаций, возникающих в процессе расследования преступлений несовершеннолетних.

Материалы диссертации могут быть использованы в работе по совершенстI вованию уголовно-процессуального законодательства, а также в учебном про-!111' цессе в целях углубленного изучения соответствующих разделов криминалистической тактики студентами вузов и в системе повышения квалификации практических работников правоохранительных органов с целью повышения эффективности их деятельности, особенно тех, кто занимается расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены автором в 10 научных публикациях, а также обсуждались на на-(' учно-практических межвузовских и международных конференциях в Екатеринбурге (2006 г.) — в Омске (2006 г.) — в Красноярске (2007, 2007, 2008 г. г.) — в Челябинске (2008 г.) — в Уфе (2009 г.).

Содержащиеся в работе выводы и предложения используются в учебном процессе Уральского юридического института МВД России в рамках дисциплины «Криминалистика» и практической деятельности следственных подразде-| лений Сибирского региона и ГУВД Свердловской области. I.

I 1.

I' ' ', 1'.

I I I.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Представляется возможным, на основе исследования особенностей преступлений несовершеннолетних прогнозирование потенциальных конфликтных ситуаций, путем использования содержания взаимосвязанных элементов криминалистической характеристики: 1) о специфических чертах способа совершения преступления и механизма совершения преступления- 2) об особенностях предмета преступления- 3) о личности преступника и жертвы.

2. Краеугольным камнем в изучении проблемы возникновения и разрешения конфликтных ситуаций в ходе расследования преступлений несовершеннолетних, а также их предупреждения является такой структурный элемент криминалистической характеристики преступлений как личность преступника, который включает в себя изучение и обобщение его психологических, интеллектуальных, волевых и других качеств, свойств и состояний. Структура личности несовершеннолетнего преступника состоит из следующих элементов: социально-демографических признаковнравственно-психологических и биологических свойствего психического состояния до момента совершения преступления, а также во время и после его совершения.

3. Полностью подтвердилось положение, .выносимое на защиту о том, что криминалистический конфликт — это структурно-комплексное явление, отражающее сложную следственную ситуацию психологического, интеллектуального, информационного, а также реального противодействия, оказываемого субъектам уголовного преследования, со стороны лиц препятствующих доказыванию. Конфликт, конфликтная ситуация и противодействие — это различные по своему содержанию понятия, которые не могут применяться как равнозначные или взаимозаменяющие друг друга. Конфликтная ситуация и противодействие являются структурно-функциональными составляющими конфликта. Таким образом, конфликт — это более широкое понятие, которое охватывает своими объемными рамками, как конфликтную ситуацию, так и противодействие расследованию. Конфликтная ситуация может существовать без противодействия, а противодействие без конфликтной ситуации нет.

4. Также было подтверждено положение, вынесенное на защиту о том, что динамическая структура криминалистического конфликта состоит из трех последовательных этапов.

5. Специфическими чертами конфликтных ситуаций, возникающих в процессе расследования преступлений несовершеннолетних являются:

— особенности, обусловленные возрастным периодом (психологическая незрелость, более низкий, чем у взрослых интеллектуальный уровень, отсутствие жизненного опыта и т. д.);

— более низкий уровень конфликтности, чем у подследственных старшего возраста;

— наличие общей негативной тенденции возникновения или обострения конфликтных ситуаций с момента дачи объяснения несовершеннолетним преступником (до возбуждения уголовного дела) до момента его допроса в качестве подозреваемого (на первоначальном этапе расследования);

— сложность причин возникновения конфликтных ситуаций, которые не всегда поддаются строгому логическому анализу и часто нагружены трудно устранимой иррациональной составляющей, отличающейся индивидуальностью, препятствующей своевременному прогнозированию и разрешению острой конфликтной ситуации традиционными средствами;

— наличие расширенного круга участников уголовного судопроизводства, которые могут быть как инициаторами конфликтных ситуаций, так и их активными участниками.

6. Конфликтогенными факторами конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений несовершеннолетних являются: 1) причины социально-психологического характера (возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации: 2) временной фактор (тактически неверное планирование временных промежутков между процессуальными действиями приводит к увеличению числа конфликтных ситуаций) 3) следственные упущения и просчеты (неполнота расследования, несвоевременное проведение следственных действийнеправильное применение тактических приемов) — 4) доминанта конфликтности, под воздействием которой следователь может воспринять простую бесконфликтную ситуацию как конфликтую- 5) неправомерные действия защитников.

7. Совокупное применение методов профилактики в различном их сочетании увеличивает эффективность предупредительной деятельности следователя. Однако создать ее универсальный алгоритм невозможно, поскольку применение любого метода профилактики зависит от особенностей конкретной следственной ситуации, личности несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и иных участников потенциального конфликтного взаимодействия. К основным положениям предупреждения конфликтных ситуаций в процессе расследования преступлений несовершеннолетних, можно отнести следующие четыре стадии профилактической деятельности следователя: 1) анализ и оценка следственной ситуации- 2) прогнозирование возможного возникновения конфликтной ситуации- 3) разработка и осуществление предупредительных мер- 4) анализ результатов профилактической деятельности.

8. Полностью подтверждена вынесенная на защиту система принципов разрешения конфликтных ситуаций: 1) разрешение конфликтной ситуации предполагает учет отношений между участниками уголовного судопроизводства- 2) разрешение конфликтной ситуации невозможно без понимания сути вызвавших ее конфликтогенных факторов- 3) стратегия воздействия на противодействующих следователю участников конфликтной ситуации должна быть тщательно продумана с учетом возможных тактических вариантов- 4) прогресс в управлении конфликтной ситуацией требует эмоционально уравновешенных взаимоотношений между конфликтующими сторонами- 5) процесс выработки тактических методов и приемов по разрешению конфликтных ситуаций должен быть гибким- 6) необходимость предусмотреть возможные трудности, на первоначальном этапе разрешения конфликтной ситуации- 7) при отсутствии достаточной уверенности в эффективности избранного тактико-психологического приема или тактической операции не следует их проводить. Представляется, что эти принципы имеют как общее значение для разрешения конфликтных ситуаций по уголовным делам любой категории, так и по преступлениям несовершеннолетних. Однако реализация данных принципов с целью разрешения конфликтных ситуаций по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних должна осуществляться с учетом их возрастных особенностей.

9. Процесс разрешения конфликтных ситуаций состоит из следующих этапов: 1) детальный анализ и оценка конфликтной ситуации- 2) тактическое планирование- 3) реализация тактического плана- 4) анализ и оценка результатов.

10. В ходе исследования выявлены и предложены общие психологические, тактические и комплексные (тактико-психологические) приемы, наиболее эффективные в процессе разрешения конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), а именно: 1) достижение психологического контакта с конфликтующим несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) возможно путем косвенного убеждения (через его родителей или иное лицо, являющееся для подростка авторитетом) — 2) для эффективного психологического воздействия направленного на достижение психологического контакта с подростком, занимающим конфликтную позицию общение должно проходить на понятном для него языке- 3) предъявление доказательств несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) в нарастающем порядке или начиная с решающего максимально сильного доказательства. Иной порядок предъявления доказательств из-за возрастных особенностей подростка может привести к нарушению психологического контакта- 4) применение тактических комбинаций, заключающихся в сочетании серии очных ставок и допросов- 5) проведение допроса конфликтующего несовершеннолетнего субъекта с сильным психотипом с демонстрацией аудио-видео записи допроса изобличающего подростка со слабым психотипом- 6) проведение очной ставки с конфликтующим несовершеннолетним на месте происшествия- 7) разъяснение научных возможностей криминалистики- 8) создание у конфликтующего несовершеннолетнего субъекта предполагаемой и высоковероятной модели реального поведения его сообщников, с тем, чтобы с учетом личностных качеств и степени содеянного убедить его первым занять позитивную позицию по делу, с тем, чтобы использовать всю систему смягчающих обстоятельств, предусмотренных законом. В процессе применения этого приема, следует использовать широкий спектр эмоциональных приемов воздействия на подростка, которые состоят в разъяснении возможности: а) смягчения наказания и освобождения от уголовной ответственности в случае активного способствования расследованию и деятельном раскаянииб) назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, при активном содействии участника группового преступления раскрытиюв) освобождения о г наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

11. Подтверждена эффективность положений, вынесенных на защиту о классификации конфликтных ситуаций, возникающих в процессе расследования групповых преступлений несовершеннолетних: 1) между следователем и всеми участниками преступной группы (коалиционные конфликтные ситуации) — 2) между следователем и несколькими участниками преступной группы (усеченные коалиционные ситуации) — 3) между следователем и одним из участников преступной группы (межличностные ситуации) — 4) между следователем и иными участниками уголовного судопроизводства со стороны защиты.

12. Для разрешения конфликтных ситуаций в процессе расследования групповых преступлений несовершеннолетних, помимо общих методов предлагается применять и специфические: 1) следователь, проявляя тактическую инициативу, может использовать уже имеющиеся объективные внутригрупповые и межгрупповые конфликты в качестве своеобразного психологического трамплина для успешного преодоления сложной следственной ситуации- 2) предлагается обеспечить систематическое участие специалиста психолога- 3) снижение (минимизация) криминальной конформности внутри преступной группы в целях разобщения ее участников- 4) использование эффекта психологического ожидания для разрешения конфликтной ситуации, возникшей только с одним из участников преступной группы.

13. Расследование многоэпизодных уголовных дел несовершеннолетних характеризуется возможной эскалацией конфликта, которая может возникать в двух случаях: а) при уже существующем конфликтном взаимодействииб) после полного или частичного разрешения конфликта, на так называемой постконфликтной стадии.

14. Подтверждена эффективность положений, вынесенных на защиту о классификации конфликтных ситуаций, возникающих в процессе расследования многоэпизодных уголовных дел, которые характеризуются следующим отношением несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) к инкриминируемым ему эпизодам преступной деятельности: 1) признание некоторых эпизодов- 2) признание только одного эпизода- 3) непризнание всех эпизодов. При этом конфликтные ситуации по многоэпизодным уголовным делам несовершеннолетних могут усугубляться такими общими негативными факторами, как, отсутствие достаточного объема доказательств, отрицательное воздействие со стороны друзей или соучастников, отрицательное воздействие со стороны защитников и законных представителей и т. д.

15. Нашли полное подтверждение вынесенные на защиту положения о специфических приемах разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе расследования многоэпизодных преступлений несовершеннолетних, внедрение которых зависит от объема собранных доказательств: 1) чередование допроса несовершеннолетнего преступника по хорошо доказанным эпизодам с последующим допросом по эпизодам менее доказанным или же установленным лишь оперативным путем- 2) проведение очной ставки между участником преступной группы, который признает полностью хотя бы один установленный эпизод, и конфликтующим субъектом, при этом ее предмет должен быть строго ограничен только этим эпизодом- 3) при наличии большого объема доказательств избирается хронологический порядок допроса, позволяющий выявить и неизвестные следователю эпизоды преступной деятельности несовершеннолетнего обвиняемого.

16. Профессиональная организация взаимодействия следователя и органов дознания является одним из наиболее эффективных тактико-организационных методов, направленных на разрешение конфликтных ситуаций и преодоление противодействия со стороны несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), а также иных участников судопроизводства со стороны защиты.

17. В процессе исследования различных аспектов взаимодействия следователя с органами дознания автором выделены три основные проблемы этого процесса: 1) управленческого характера- 2) проверки первичных материалов- 3) отсутствия законодательной основы для включения в состав следственно-оперативной группы сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних.

18. Подтверждена полноправность положений, вынесенных на защиту о трех основных группах конфликтных ситуаций, возникающих в процессе расследования преступлений несовершеннолетних, инициатором которых является защитник: 1. Конфликтные ситуации между следователем и защитником по поводу доказанности виновности обвиняемого: а) в связи с позицией защитника по событию и другим обстоятельствам предмета доказыванияб) в связи с несогласием защитника с квалификацией преступных действий инкриминируемых его подзащитномув) когнитивные конфликтные ситуации, заключающиеся в различной интерпретации следователем и защитником законодательных норм. 2. Конфликтные ситуации между следователем и защитником, связанные с проведением следственных действий, возникающие: а) в связи с утверждением защитника о нарушении прав его подзащитногоб) в связи с саботажем защитником следственных действий. 3. Конфликтные ситуации, возникающие в связи с негативным воздействием защитников на субъектов уголовного судопроизводства: а) манипуляционное воздействие на следователяб) негативное воздействие на свидетелей, потерпевшихв) негативное воздействие па подозреваемого, обвиняемого.

19. Успешному предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе расследования преступлений несовершеннолетних, инициатором которых является защитник способствует применение, следующих тактико-психологических приемов: 1) исключительное знание и соблюдение следователем и взаимодействующими с ним сотрудниками органов дознания законодательных норм- 2) разъяснение несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) и его законному представителю недопустимости (ошибочности) действий защитника, в случаях необоснованной неявки последнего на следственные действия- 3) удержание психологического лидерства следователем на протяжении всего следственного действия с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) — 4) разработка наиболее оптимального и эффективного тактического плана на основе рефлексивного анализа деятельности защитника, его профессионального опыта и некоторых его личностных качеств (психологических и нравственных), а также прогноза возможной контртактики защиты путем использования следователем своего профессионального опыта, версионного мышления и даже интуиции.

20. Недопустимо расширение предмета криминалистики, путем включения в пего тактики защиты по уголовным делам, поскольку ученые, предлагающие в криминалистическом аспекте разрабатывать тактику действий адвоката-защитника по уголовным делам, в определенной мере разрабатывают тактику противодействия предварительному расследованию, тем самым они искажают сущность и содержание науки криминалистики.

21.

Заключение

сделки несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) со следователем и судом способствует снижению конфликтогенных факторов.

22. С целью оптимизации деятельности сотрудников правоохранительных органов, повышения ее эффективности, а также снижения конфликтогенных факторов внесены предложения по дополнению и изменению некоторых законодательных положений: 1) дополнения в гл. б1 УПК РФ с соответствующими исключениями из гл. 6 УПК РФ- 2) дополнения в п. 4 ч. 1 ст. 38 УПК РФ и в п. 2 ст. 14 закона «Об оперативно-розыскной деятельности" — 3) внесены изменения в ч. 2 ст. 163 УПК РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Из-дат.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 40 с.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. на 20 апреля 2007 г.). М.: Эксмо, 2007. — 256 с.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2007.-277 с.
  4. Преступность и правонарушения (2002−2006): статист, сб. — М., 2007.
  5. Преступность и правонарушения (2003−2007): статист, сб. М., 2008.
  6. Монографии, учебники, учебные пособия
  7. P.M. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних преступников/ P.M. Абызов. Ижевск: Ин-т права, социального управления и безопасности УдГУ, 1998. — 236 е.: ил.
  8. P.M. Насильственные преступления несовершеннолетних: характеристика, типология личности, предупреждение/ P.M. Абызов, Г. А. Юрков. Ижевск: Удмурт, гос. ун-т, 1999. — 127 с.
  9. Ю.М. Жестокость в нашей жизни/ Ю. М. Антонян. — М.: ИНФРА-М, 1995.-318 с.
  10. Ю.М. Преступное поведение и психические аномалии/ Ю. М. Антонян, C.B. Бородин- под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Ин-т государства и права Рос. акад. наук, 1998. — 214 с.
  11. Ю.М. Криминальная патопсихология/ Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан. М.: Наука, 1991. — 248 с.
  12. Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений/ Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. М.: Юристь, 1996 — 335 с.
  13. А.Я. Конфликтология/ А .Я. Анцупов, А. И. Шипилов. 2-е изд. -М.: ЮНИТИ, 2004. — 551 с.
  14. МА. Русская защита: Нашумевшие уголовные процессы. Сенсационные аферы/ М. А. Анашкевич. М.: ACT: Астрель, 2003. — 445 с. -(Судебные очерки: Антологии).
  15. Баев О. Я Конфликтные ситуации на предварительном следствии/ О .Я. Баев. Воронеж: Воронеж, ун-т, 1984. — 132 с.
  16. О.Я. Расследование отдельных видов преступлений: учеб. пособие/ О.Я. Баев- науч. ред. О. Я. Баев. Воронеж: Воронеж, ун-т, 1986. — 193 с.
  17. И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп/ И. П. Башкатов. М.: Информ печать, 2000. — 335 с.
  18. P.C. Курс советской криминалистики: в 3 т. Т. 3: Криминалистические средства, приемы, рекомендации/ P.C. Белкин. М.: Юристъ, 1997. -480 с.
  19. P.C. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики/ P.C. Белкин. М.: НОРМА (Из-дат. группа НОРМА-ИНФРА*М), 2001. — 240 с.
  20. P.C. Криминалистика, общетеоретические проблемы/ P.C. Белкин, А. И. Винберг. М.: Юрид. лит., 1973. — 264 с.
  21. Бестужев-Лада И. В Рабочая книга по прогнозированию/ И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982. — 430 с.
  22. E.H. Психология личности в конфликте: учеб. пособие/ E.H. Богданов, В. Зазыкин. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 221 с.
  23. О.В. Юридический конфликт: процедура разрешения/ О. В. Бойков, A.M. Ларин, A.B. Дмитриев и др.// Юридическая конфликтология. М., 1995.-Ч. 3.-315 с.
  24. А.Д. Адвокатура и адвокаты/ А. Д. Бойков. М.: Юрлитин-форм, 2006. — 287 с.
  25. P.M. Криминологическая характеристика и профилактика групповой преступности/ P.M. Булатов, A.B. Шеслер. Казань: КЮИ МВД РФ, 1999.-49 с.
  26. В.М. Психологические аспекты взаимодействия следователя и органа дознания: лекция/ В. М. Быков. Омск: Омская высш. шк. милиции, 1976.-42 с.
  27. В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп: учеб. пособие/ В. М. Быков. — Ташкент: Узбекистон, 1986. — 70 с.
  28. В.М. Преступная группа: криминалистические проблемы/ В. М. Быков. — Ташкент: Узбекистон, 1991. 145 с.
  29. H.H. Развитие теории игр (добавление к книге)/ H.H. Воробьев// Нейман Д. Ж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970. — 707 с.
  30. Н.Ф. Конфликтология/ Н. Ф. Вишнякова. Изд. 3-е, доп. и перераб. — Минск: Университетское, 2002. — 317 с.
  31. М.М. Профилактика юридического конфликта теория и практика: моногр./ М. М. Васягина, Т. В. Худойкина. Саранск, 2007. — 196 с.
  32. И.А. Введение в криминалистику/ И. А. Возгрин. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. — 473 с.
  33. Ю.И. Некоторые вопросы участия защитника на предварительном следствии: метод, рекомендации/ Ю. И. Волченко. Кемерово, 1983. -37 с.
  34. Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения/ Д. А. Волкогонов. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  35. H.H. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений/ H.H. Гапанович, И. И. Мартинович. -Минск: БГУ, 1983.- 104 с.
  36. Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий/ Ф. В. Глазырин. Свердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1973. -156 с.
  37. Ф.В. Психология следственных действий/ Ф. В. Глазырин. -Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1983.- 136 с.
  38. Н.В. Психология конфликта/ Н. В. Гришина. СПб.: Питер, 2000.-464 с.
  39. P.M. Элементы практической психологии/ P.M. Грановская. 2-е изд., исправл. и доп. — JL: ЛГУ, 1988. — 565 с.
  40. С.Л. Криминалистические проблемы организационных функций в расследовании: моногр./ С. Л. Грицаев. — Краснодар: КубГАУ, 2006. 137 с.
  41. М.С. Организованная преступность (законодательные, уголовно-процессуальные, криминалистические аспекты): курс лекций/ М. С. Гурев. -СПб.: Питер, 2002. 367 с.
  42. В.Ii. Криминологическое прогнозирование и его значение для профилактики преступлений, осуществляемой органами внутренних дел: учеб. пособие/ В. Н. Демидов, Н. Х. Сафиуллин. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Казань: КЮИ МВД России, 2002. — 88 с.
  43. A.B. Конфликтология: учеб. пособие для вузов/ A.B. Дмитриев. М.: Гардарики, 2003 — 318 с.
  44. Л.Я. Основы криминалистической теории следственных ситуаций/ Л. Я. Драпкин. Свердловск: УрГУ, 1987. — 164 с.
  45. Л.Я. Тактика отдельных следственных действий. Следователь: теория и практика деятельности/ Л. Я. Драпкин, В. Н. Долинин. — Екатеринбург: Екатеринбург, высш. шк. МВД России, 1994. 32 с.
  46. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. -М.: Юрид. лит., 1981. 160 с.
  47. У. С. Соучастие в преступлении/ У. С. Джекебаев, И. Ш. Вайсберг, Р. Н. Судакова. Алма-Ата: Наука, Казахская ССР, 1981. — 147 с.
  48. A.B. Криминалистика: учеб. пособие для вузов/ A.B. Дулов. — Минск: Экоперспектива, 1996. 415 с.
  49. В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями/ В.П. Емельянов- под ред. проф. И. С. Ноя. Саратов: Саратов, ун-т, 1980.-230 с.
  50. С.М. Практикум по конфликтологии/ С. М. Емельянов. -СПб.: Питер, 2001.-339 с.
  51. М.И. Общая, социальная и юридическая психология: учеб. для вузов/ М. И. Еникеев. СПб.: Питер, 2003. — 748 с.
  52. A.A. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних: учеб. пособие/ A.A. Закатов. Волгоград: Науч.-исслед. и РИО ВСШ МВД СССР, 1979. — 96 с.
  53. Л.А. Основные компоненты теории адвокатского мастерства в уголовном судопроизводстве/ JI.A. Зашляпин. Екатеринбург: Урал, унт, 2007.-575 с.
  54. Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 287 с.
  55. Г. А. Криминалистическая методология/ Г. А. Зорин. — Минск: Амалбея, 2000. 607 с.х. 1
  56. Г. А. Руководство по тактике допроса: учеб.-практ. пособие/ Г. А. Зорин. М.: Юрлитинформ, 2001. — 317 с.
  57. Изучение следователем психологии обвиняемого: метод, пособие/ М. М. Коченов, H.JI. Ефимова, A.C. Кровошеев, О.Д. Ситковская- отв. ред. проф. А. Р. Ратинов. — М.: Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1987. 52 с.
  58. Л. С. Взаимодействие следователя органом дознания: учеб. пособие/ J1.C. Каплан- под ред. проф. В. Е. Севрюгина. Тюмень.: Тюмен. гос. ун-т, 1999.-88 с.
  59. Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних/ Л. Л. Каневский." Красноярск: Красноярск, ун-т, 1991. -288 с.
  60. Л. Л. Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних: учеб. пособие/ JI.JI. Каневский. Уфа: БашГУ, 1978.-88 с.
  61. В.Н. Преодоление противодействия предварительному следствию/ В. Н. Карагодин. Свердловск: Урал, ун-т, 1992. — 176 с.
  62. Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учеб. пособие/ Т. Н. Кильмашкина. М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 286 с.
  63. Киселев, А П. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»: постатейн./ А. П. Киселев. М.: Ось-89, 2007. — 224 с.
  64. Кокурин Г. А Организационные основы деятельности следственно-оперативных групп: учеб. пособие/ Г. А. Кокурин. Екатеринбург: ЕВШ МВД России, 1996. — 103 с.
  65. А.Н. Научные и правовые основы расследования отдельных видов преступлений/ А. Н. Колесниченко. Харьков: Выща школа: Харьков, гос. ун-т, 1967. — 183 с.
  66. А.И. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность/ А. И. Кривенко. М.: Юрлитин-форм, 2006. — 191 е.: схемы.
  67. Криминалистика: учеб. для вузов/ Т. В. Аверьянова, P.C. Белкин, Ю. Г. Корухов, Е.Р. Российская- под ред. P.C. Белкина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2004. — 92 с.
  68. Криминалистика: учеб. для вузов/ под ред. И. Ф. Герасимова, Л. Я. Драпкина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2000. — 670 с.
  69. Криминалистика: учебник/ Л. Я. Драпкин, В. Н. Карагодин. М.: ТК Велби: Проспект, 2007. — 672 с.
  70. Криминалистика. Расследование преступлений в сфере экономики: учеб. для вузов по спец. «Правоведение"/ под ред. В. Д. Грабовского, А.Ф. Лу-бина. Н. Новгород: НВШ МВД РФ, 1995. — 400 с.
  71. Криминалистика: учебник/ Е. П. Ищенко, A.A. Топорков- под ред. Е. П. Ищенко. — М.: Юрид. фирма «Контракт»: Инфра-М, 2005. 748 с.
  72. Криминалистика: учебник/ под ред. А. П. Резвана, М. В. Субботина, Н. Ф. Колосова, Р. И. Могутина. М.: ЦОКР МВД России, 2006. — 328 с.
  73. Криминалистика: учебник/ отв. ред. Н. П. Яблоков. 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. — 781 с.
  74. Криминология: учебник/ под ред. Б. В. Коробсйиикова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.: Юрид. лит., 1988. — 353 с.
  75. H.H. Мораль в действии/ H.H. Крутов. М.: Политиздат, 1970.-255 с.
  76. И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для высш. спец. учеб. заведений. М.: Сфера: Юрайт, 2001, — 464 с.
  77. H.H. Организация и тактика допроса в условиях конфликтной ситуации/ Н. И. Кулагин, Н. И. Порубов. Минск, 1977. — 64 с.
  78. Н.И. Расследование сложных многоэпизодпых дел: учеб. пособие/ Н. И. Кулагин, А. К. Савельев. Волгоград: ВА МВД России, 2005. -104 с.
  79. A.M. Криминалистика и механизм преступления: цикл лекций/ A.M. Кустов. М.- Воронеж: МОДЭК, 2002. — 301 с.
  80. Е.М. Тактика следственных действий/ Е. М. Лившиц, P.C. Белкин. М.: Новый юрист, 1997. — 176 с.
  81. Л.В. Проблемы преодоления противодействия расследованию преступлений несовершеннолетних/ Л. В. Лившиц. Уфа: РИО БашГУ, 2001.-350 с.
  82. А.И. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977.-255 с.
  83. В.А. Алгебра конфликта/ В. А. Лефевр, Г. Л. Смолян. Изд. 2-е, стер. — М.: Комкнига, 2007. — 72 с.
  84. И.А. Личность несовершеннолетнего обвиняемого как объект криминалистического исследования/ И. А. Макаренко. М.: Юрлитин-форм, 2006.-352 с.
  85. Я. M. Тактика выявления и доказывания вины участников преступных групп/ Я. М. Мазунин. Омск: Юрид. ин-т МВД России, 1998.106 с.
  86. В.П. Множественность преступлений и ее формы по советскому уголовному праву/ В. П. Малков. — Казань: Казан, ун-т, 1982. 174 с.
  87. Д. Социальная психология/ Д. Майерс- пер. с англ. В. Гаври-лов, С. Шпак, С. Меленевская, Д. Викторова. СПб.: Питер, 1997. — 688 с.
  88. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, отрочество: учеб. для студентов вузов/ B.C. Мухина. — 7-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 456 с.
  89. A.B. Российское уголовное право. Общая часть: курс лекций/ A.B. Наумов. -М.: БЕК, 1996. 560 с.
  90. В.А. Выявление и изобличение преступника/ В. А. Образцов. М.: Юристъ, 1997. — 334 с.
  91. Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов/ Л. Ф. Обухова. М.: Высш. образование: МГПГУ, 2007. — 460 с.
  92. Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних/ Ю.Р. Орлова- под ред. A.M. Кустова. М.: Моск. ун-т МВД России: ЩИТ-М, 2006. — 180 с.
  93. Г. Теория игр/ Г. Оуен. М.: МИР, 1971. — 219 с.
  94. A.B. Социальная психология коллектива/ A.B. Петровский, В. В. Шпалинский. Каунас: Швиеса, 1983. — 184 с.
  95. П.Г. Психологическая характеристика преступлений несовершеннолетних, их профилактика: учеб. пособие/ П. Г. Пивоваров, В. Н. Соловьев. Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. — 59 с.
  96. C.B. Законотворчество в Российской Федерации/ C.B. По-ленина. М.: ИГПАН, 1996. — 145 с.
  97. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие/ под. ред. М. Н. Марченко. М.: Юристъ, 2001. — 655 с.
  98. O.B. Криминалистическая конфликтология: современные нравственные и психологические проблемы: моногр./ О. В. Полстовалов. -Уфа: РИО БашГУ, 2002. 152 с.
  99. М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности/ М. П. Поляков. Н. Новгород: Нижего-род. правовая акад., 2001. — 260 с.
  100. Н.И. Тактика допроса на прёдварительном следствии/ Н. И. Порубов. М.: БЕК, 1998. — 196 с.
  101. Л.М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение/Л.М. Прозументов. Томск: Томский ун-т, 1993. — 141 с.
  102. Л.М. Групповая преступность несовершеннолетних и основные направления ее предупреждения/ Л. М. Прозументов. Томск: Томский гос. пед. ун-т, 2001. — 280 с.
  103. Психология подростка: учебник/ под ред. A.A. Реана. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. — 480 с.
  104. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. пособие/ Ф. Райе- пер. с англ. Н. Мальгиной и др. 8-е изд. — СПб.: Питер, 2000.-616 с.
  105. Расследование отдельных видов преступлений: учеб. пособие/ науч. ред. О. Я. Баев. Воронеж, 1986. — 193 с.
  106. Д.В. Преступная группа. Вопросы уголовно-правовой интерпретации и ответственности: моногр./ Д. В. Савельев. — Екатеринбург: Ур-ГЮА: ОАО Полиграфист, 2002. 90 с.
  107. А.П. Психология преступных групп/ А. П. Самонов. -Пермь: Перм. книж. изд-во, 1991. 228 с.
  108. В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика/ В. Е. Сидоров. — М.: Рос. право, 1992. — 175 с.
  109. Социальная конфликтология: учеб. пособие/ под ред. A.B. Дедова, Т. Ф. Суслова, Е. Г. Сорокотягина, A.M. Морозова. М.: Academia, 2002. — 331 с.
  110. М.И. Психология общения: курс лекций/ М. И. Станкин. -М.- Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2000. 302 с.
  111. Справочник следователя. Выпуск второй: Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений. М.: Юрид. лит., 1990. -592 с.
  112. Судебная психиатрия: учеб. для вузов/ под общ. ред. акад. РАМН Г. В. Морозова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2004. — 528 с.
  113. Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов/ Т. С. Сулимова. -М.: Ин-т практ. психологии, 1996. 171 с.
  114. Следственные действия: Процессуальная характеристика, тактические и психологические особенрюсти: учеб. пособие/ под общ. ред. В.П. Смаго-ринского. М.: УМЦ: ГУК МВД РФ, 1994. — 240 с.
  115. В.М. Юридическое прогнозирование/ В.М. Сырых// Социология права: учеб. пособие/ под ред. В. М. Сырых. М.: Юрид. дом «Юрисин-форм», 2001. -416 с.
  116. Теория государства и права: учебник/ под ред. В. К. Бабаева. — М.: Юристъ, 1999.-592 с.
  117. Уголовное право. Общая и Особенная части: учеб. для вузов/ под ред. Н. Г. Кадникова. М.: ОАО «Изд. дом «Городец»», 2006. — 720 с.
  118. H.H. О категориях «цель», «средство», «результат»/ H.H. Трубников. М.: Высш. шк., 1968. — 148 с.
  119. Уголовный процесс: учебник/ В. Н. Григорьев, A.B. Победкин, В. Н. Яшин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2008. — 816 с.
  120. В.Л. Конфликтология: учеб. пособие с альбомами схем/ В. Л. Цветков. М.: ЩИТ и М, 2004. — 176 с.
  121. Т.В. Профилактика юридического конфликта. Теория и практика: моногр./Т.В. Худойкина, М. Ш. Васягина. Саранск, 2007. — 196 с.
  122. A.C. Социально-психологические основы организованности коллектива/ A.C. Чернышов, A.C. Крикунов. Воронеж: ВГУ, 1991. — 164 с.
  123. В.И. Введение в криминалистику/ В. И. Шиканов. СПб.: Питер, 2003.-С. 308.
  124. Юридический конфликт: процедуры разрешения: коллектив, мо-ногр./ О. В. Бойков, A.M. Ларин, A.B. Дмитриев, B.C. Нерсесянц и др. М., 1995.- 159 с.
  125. Юридическая конфликтология/ О. В. Бойков. Н. Н. Варламова,
  126. A.В.Дмитриев и др./ отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М: Ин-т государства и права. 1995.-316 с. 3. Энциклопедии, словари
  127. Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. — М., 1955. — Т. 22.
  128. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3: М-П/
  129. B. Даль. М.: Рус. яз., 1998. — 555 с.
  130. С.И. Словарь русского языка: ок. 57 ООО слов/ С. И. Ожегов. Екатеринбург: Урал-Совет (Весть), 1994. — 800 с.
  131. Толковый словарь русского языка: в 4 т./ сост. В. В. Виноградов, Т. О. Винокур, Б. А. Ларин и др.- под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1994. — Т. 4. — 754 с.
  132. Философский энциклопедический словарь/ гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. -840 с.
  133. Диссертации и авторефераты
  134. H.A. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в раскрытии и расследовании преступлений (в ОВД): дис.. канд. юрид. наук/ H.A. Аменицкая. М., 2006. -201 с.
  135. И. А. Криминологическое изучение неформальных групп несовершеннолетних и предупреждение органами внутренних дел совершенных ими преступлений: дис.. канд. юрид. наук/ И. А. Бурмистров. М., 1997.-200с.
  136. В.М. Проблемы расследования групповых преступлений: дис.. д-ра юрид. наук/ В. М. Быков. М., 1992. — 354 с.
  137. С. А Первоначальный этап расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних: автореф. дис.. канд. юрид. наук/ С. А. Вецкая. Краснодар, 2006. — 29 с.
  138. Л.Я. Основы криминалистической теории следственных ситуаций: дис.. д-ра юрид. наук/ Л. Я. Драпкин. Свердловск, 1987. — 238 с.
  139. В.Г. Проблемы расследования многоэпизодных уголовных дел групповым методом: Процессуальные и тактические аспекты: автореф. дис. канд.. юрид. наук/ В. Г. Зафесов. Краснодар, 2004. — 27 с.
  140. М.А. Расследование многоэпизодных групповых преступлений: дис.. канд. юрид. наук/ М. А. Зеленский. М., 2003. — 199 с.
  141. О.С. Расследование грабежей и разбоев, совершенных несовершеннолетними (по материалам Уральского и Сибирского регионов): автореф. дис.. канд. юрид. наук. Тюмень, 2006. — 23с.
  142. Н.Б. Влияние психологической дистанции на конфликтные ситуации в студенческой среде: дис.. канд. психол. наук/ Н. Б. Карабущенко. Ставрополь, 2002. — 220 с.
  143. В.Н. Основы криминалистического учения о преодолении противодействия расследованию: автореф. дис.. д-ра юрид. наук/ В. Н. Карагодин. Екатеринбург, 1992. — 37 с.
  144. И.С. Организация первоначального этапа расследования убийств, совершенных несовершеннолетними: автореф. дис.. канд. юрид. наук/ И. С. Кошелева. Саратов, 2006. — 27 с.
  145. М.А. Криминалистическое изучение личности в тактике расследования: автореф.. канд. юрид. наук/ М. А. Лушечкина. М., 2002. -24 с.
  146. И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: дис.. д-ра юрид. наук/ H.A. Макаренко. — Саратов, 2006 404 с.
  147. Р.Г. Коммуникативное противодействие расследованию: способы, выявление, преодоление: автореф. дис.. канд. юрид. наук/ Р. Г. Мартыненко. Краснодар, 2004. — 24 с.
  148. С.К. Криминалистические средства разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций на предварительном следствии: дис.. канд. юрид. наук/ С. К. Побережный. Калининград, 2000. — 225 с.
  149. Л.М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: дис.. д-ра юрид. наук/ Л. М. Прозументов. Томск, 2001. -318 с.
  150. Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: автореф. дис.. канд. юрид. наук/ Е. В. Стрельцова. Саратов, 2007. — 27 с.
  151. C.B. Технология предупреждения юридических конфликтов: дис.. канд. юрид. наук/ C.B. Судакова. Ярославль, 2004. — 173 с.
  152. О.Н. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: дис.. канд. юрид. наук/ О. Н. Терехова. Красноярск, 2005. -249 с.
  153. C.B. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования: Процессуальный аспект: дис.. канд. юрид наук/ C.B. Тетюев. Челябинск, 2006. — 299 с. 5. Научные статьи
  154. В.А. Влияние мнения неорганизованной группы и сложившегося коллектива на проявление внушаемости личности/ В.А. Бакеев// Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 89−99.
  155. P.C. Понятие, ставшее «криминалистическим пережитком»/ P.C. Белкин// Российское законодательство и юридические науки в современных условиях: состояние, проблемы, перспективы: сб. ст. Тула, 2000. — С. 610 с.
  156. A.C. К вопросу профилактики преступности несовершеннолетних органами внутренних дел в современных условиях/ A.C. Бланков// Вопросы совершенствования работы подразделений милиции общественной безопасности: сб. МВД РФ.-М., 1995.-№ 2.-С. 26−29.
  157. В.М. Что же такое организованная группа?/ В.М. Быков// Российская юстиция. 1995. — № 10. — С. 41−42.
  158. В.М. Новые подходы к трактовке конфликта в преступной группе/ В. М. Быков, JI.H. Иванов// Конфликты и конфликтные ситуации на предварительном следствии: сб. науч. тр. Волгоград: В, А МВД России, 2003. -С. 100−104.
  159. A.B. Некоторые аспекты проблемы раскрытия тяжких преступлений против личности, совершаемых по сексуальным мотивам/ A.B. Варданян// Российский следователь. 2003. — № 11. — С. 33−35.
  160. PP. Нетрадиционные аспекты множественности в уголовном праве/ P.P. Галиакбаров// Уголовно-правовые средства борьбы с преступностью: межвуз. науч. сб. Омск, 1983. — С. 19−25.
  161. И.Ф. Криминалистическая тактика и следственные ситуации/ И.Ф. Герасимов// Теоретические проблемы криминалистической тактики: межвуз. сб. науч. тр. Свердловск: УрГУ, 1981.-С. 151−157.
  162. Ф.В. Использование в тактике допроса данных о личности обвиняемого/ Ф.В. Глазырин// Вопросы криминалистики: сб. уч. тр. — Свердловск: Свердл. юр. ин-т, 1972. Вып. 19. — С. 25−27.
  163. Дармаева В Д. Разрешение конфликтной ситуации на предварительном следствии/ В.Д. Дармаева/ Конфликты и конфликтные ситуации на предварительном следствии: сб. науч. тр. Волгоград: В, А МВД России, 2003. — С. 4951.
  164. Л.Я. Конфликтные ситуации и конфликтное взаимодействие/ Л.Я.ДрапкинП Вопросы правовой психологии и судебной экспертизы: межвуз. сб.науч. тр. Свердловск: СЮИ, 1979. — С. 15−22.
  165. Ермаков В Д. Противоправное поведение подростков это чаще всего групповое поведение/ В.Д. Ермаков// Криминологи о неформальных молодежных объединениях: сб. науч. тр. -М.: Юрид. лит., 1990. — С. 77−79.
  166. А.И. Исследование ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей/ А.И. Донцов// Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977. — С. 3235.
  167. С.А. Конфликтные ситуации на допросах и пути их преодоления в целях осуществления розыска/ С.А. Закатов// Конфликты и конфликтные ситуации на предварительном следствии: сб. науч. тр. Волгоград: ВА МВД России, 2003. — С. 29−31.
  168. К.Е. Особенности мотивации преступлений, совершенных группами/ К.Е. Игошев// Проблемы советского уголовного права и криминологии: сб. учен. тр. Свердловск, 1971.-Вып. 14.-С. 164−173.
  169. Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах/ Я.Л. Коломинский// Вопросы психологии. 1971.-№ 6. — С. 101−111.
  170. В.В. Участие защитника в допросе при осуществлении предварительного следствия/ В.В. Конин// Тактика, методика и стратегия профессиональной защиты: сб. ст. — Екатеринбург, 2002. С. 75−77.
  171. И.Т. Типы самозащиты обвиняемых при допросе/ И.Т. Кривошенин// Актуальные вопросы борьбы с преступностью: сб. ст. Томск: Томск, ун-т, 1990. — С. 110−111.
  172. С.Я. Традиционное и нетрадиционное в преступности несовершеннолетних: новая идеология предупреждения/ С.Я. Лебедев// Российский следователь. 2004. — № 2. — С. 33−35.
  173. С. А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений/ С. А. Невский, Е.А. Сычев// Российский следователь. 2003. — № 9. — С. 7−9.
  174. Д.А. О некоторых конфликтных ситуациях, возникающих внезапно для лица, производящего расследование/ Д.А. Петров// Конфликты и конфликтные ситуации на предварительном следствии: сб. науч. тр. — Волгоград: В, А МВД России, 2003. С. 51−52.
  175. О.В. Подготовка к преодолению конфликтов, возникающих при производстве следственных действий/ О.В. Полстовалов// Вестник криминалистики. М., 2003. — Вып. 2 (6). — С. 40−45.
  176. Л.И. Психологические стратегии преодоления конфликтной ситуации/ Л.И. Полтавцева// Конфликты и конфликтные ситуации на предварительном следствии: сб. науч. тр. Волгоград: В, А МВД России, 2003. -С. 27−29.
  177. Л.М. Типология преступных групп несовершеннолетних/ Л. М. Прозументов, A.B. Шеслер// Криминологи о неформальных молодежных объединениях: сб. науч. тр. -М.: Юрид. лит., 1990. С. 196−203.
  178. Н.В. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого по делам о групповых преступлениях несовершеннолетних/ Н.В. Рачева// Правоохранительные органы: теория и практика. 2006. — № 3−4. — С. 18−20.
  179. В.Ю. Общие вопросы тактики защиты на предварительном следствии/ В.Ю. Резник// Криминалистические аспекты профессиональной защиты по уголовным делам: сб. ст. — Екатеринбург, 2001. С. 113−127.
  180. C.JI. Уличные группировки молодежи в Волгограде/ C. J1. Сибиряков// Криминологи о неформальных молодежных объединениях: сб. учен. тр. -М.:Юрид. лит., 1990. С. 171−176.
  181. О.В. Пути преодоления конфликтных ситуаций на первоначальном этапе предварительного расследования/ О.В. Терпелец// Конфликты и конфликтные ситуации на предварительном следствии: сб. науч. тр. — Волгоград: В, А МВД России, 2003. С. 161−164.
  182. М.Д. Прогноз и правовая практика/ М.Д. Шаргород-ский// Правоведение. 1971. — № 1. — С. 40−50.
Заполнить форму текущей работой