Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование управления заготовительной деятельностью в организациях потребительской кооперации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совершенствование управления заготовительной деятельностью потребительской кооперации требует постановки проблемы качества продукции как цели управления. Согласованность многих планов хозяйственной деятельности организаций и предприятий, присутствующих на сельскохозяйственном рынке, осуществляется посредством механизма конкуренции и цен. Под влиянием конкуренции предложение и спрос постоянно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
    • 1. 1. Управление заготовительной деятельностью как составная часть системы управления потребительской кооперации
    • 1. 2. Функции управления заготовительной деятельностью потребительской кооперации
    • 1. 3. Качество как объект управления в заготовительных организациях потребительской кооперации
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
    • 2. 1. Тенденции развития заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации
    • 2. 2. Комплексный подход в оценке взаимосвязи объема закупок сельскохозяйственной продукции^ финансовых результатов заготовительных орга^из^ШтЩт^о^тельской кооперации
    • 2. 3. Анализ состояния и р?3ви|ия материально-технической базы заготовительных организаций потребительской кооперации
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
    • 3. 1. Применение программно-целевого подхода в управлении заготовительной деятельностью потребительской кооперации
    • 3. 2. Оценка качества закупаемой сельскохозяйственной продукции
    • 3. 3. Совершенствование экономического стимулирования труда заготовителей

Совершенствование управления заготовительной деятельностью в организациях потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проводимые в России экономические реформы по становлению рыночного механизма хозяйствования направлены на повышение эффективности функционирования всего народного хозяйства и входящих в его состав отраслей.

Годы реформирования показали, что среди нерешенных проблем в потребительской кооперации, наиболее уязвимой остается отсутствие стратегии развития заготовительной деятельности адекватной новым условиям хозяйствования. Условия рыночных отношений обуславливают необходимость разработки современных подходов к теории и практике управления заготовительной деятельностью потребительской кооперации. I.

Специфика функционирования заготовительных организаций потребительской кооперации на современном этапе, характеризующаяся резким усилением конкуренции и нестабильностью развития сельскохозяйственного производства, предопределяет задачи выбора стратегических альтернатив в принятии управленческих решений.

Управляя заготовительной деятельностью необходимо учитывать основное направление развития агропромышленного комплекса, соединяющее в единую систему процессы производства, заготовок, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, для достижения общей конечной цели — надежному и бесперебойному снабжению населения высококачественными сельскохозяйственными продуктами, определяемой требованиями Правительства Российской Федерации. [96].

В связи с этим в современных условиях важное значение приобретает проблема совершенствования управления заготовительной деятельностью потребительской кооперации посредством рациональной организации процесса заготовок высококачественной продукции на основе оценки эффективности использования материально-технической базы и потребных ресурсов.

Особое место при этом занимает процесс исследования развития заготовительной деятельности с учетом возможности тенденции роста объема закупок на финансовые результаты заготовительных организаций потребительской кооперации.

В разработку проблемы повышения эффективности заготовок на базе укрепления хозяйственного расчета, совершенствования организационной структуры управления, планирования и экономического стимулирования большой вклад внесли ведущие ученые-экономисты: Г. И. Баланов, А. Я. Боярский, Е, И. Ноткин, Б. В. Зима, И. М. Кузин, Н. Г. Сычев,.

A.Q. Толкачев, Х. В. Шадиев и др.

В разное время изучение различных аспектов этой проблемы в потребительской кооперации нашли отражение в трудах: В. Ф. Ермакова,.

B.И. Теплова, Н. Ф. Баева, А. Р. Бернвальда, В. И. Горюшкина,, А. Н. Завражных, С. Г. Левенко, А. А. Фирсовой и других.

Несмотря на большую теоретическую и практическую значимость их трудов, в экономической литературе не нашлидостаточно полного отражения вопросы комплексного подхода к управлению заготовительной деятельностью организаций потребительской кооперации в условиях рыночной экономики.

В настоящее время актуальность проблемы развития заготовительной деятельности определяет основные задачи управления потребительской кооперации, реализовать которые, нам представляется, возможным, только путем кординальных преобразований управленческих функций на основе методологических разработок и методических указаний по определению направлений совершенствования системы управления.

Актуальность и недостаточное изучение проблемы управления заготовительной деятельностью организаций потребительской кооперации обусловили выбор темы диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка и обоснование рекомендаций по совершенствованию управления заготовительной деятельностью в организациях потребительской кооперации.

Цель исследования обусловила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

— изучение теоретических основ управления заготовительной деятельностью организаций потребительской кооперации;

— конкретизация функций управления заготовительной деятельностью организаций потребительской кооперации;

— рассмотрение особенностей управления качеством продукции как одного из объектов управления заготовительной деятельности потребительской кооперации;

— исследование тенденций развития заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации Центрально-Черноземного региона России;

— обоснование комплексного подхода к оценке взаимосвязи объема закупок сельскохозяйственной продукции и финансовых результатов заготовительных организаций потребительской кооперации;

— анализ состояния и эффективности использования материально-технической базы заготовительных организаций системы потребительской кооперации Белгородской областиразработка программно-целевого подхода в управлении заготовительной деятельностью потребительской кооперации;

— оценка качества закупаемой сельскохозяйственной продукции;

— определение направлений совершенствования экономического стимулирования труда заготовителей.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Основой исследования явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам повышения роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием и совершенствования управления заготовительной деятельностью. В работе использованы труды и публикации отечественных ученых, материалы научно-практических конференций, а также материалы периодической печати.

В качестве информационной базы использованы данные Российского статистического агентства (Госкомстата РФ), Центросоюза, статистической бухгалтерской отчетности областных потребительских союзов ЦентральноЧерноземного региона России.

В процессе обобщения и анализа информации использовались различные статистические и экономико-математические методы: сравнение, статистических и аналитических группировок, индексный, графических оценок, корреляционно-регрессионный анализ и другие.

Предмет и объект исследования. В качестве предмета исследования выступает заготовительная деятельность организаций потребительской кооперации. Объектом исследования являются заготовительные организации системы потребительской кооперации ЦентральноЧернозёмного региона.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

— уточнено понятие «качество продукции» ;

— разработаны основные функциональные подсистемы системы управления заготовительной деятельностью организаций потребительской кооперации;

— обоснована необходимость комплексной оценки взаимосвязи закупок сельскохозяйственной продукции и финансовых результатов заготовительных организаций потребительской кооперациипредложен программно-целевой подход в управлении заготовительной деятельностью организаций потребительской кооперации;

— разработан методический подход к оценке качества закупаемой сельскохозяйственной продукции;

— предложены рекомендации по совершенствованию экономического стимулирования труда заготовителей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные теоретические выводы и методологические положения доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы как дальнейших научно-теоретических исследований, так и в практической деятельности организаций потребительской кооперации.

Результаты исследования могут использованы в качестве информационной основы для аналитической и прогнозной работы на разных уровнях управления заготовительной деятельностью потребительской кооперации.

Применение на практике предлагаемых рекомендаций, выработанных в процессе диссертационного исследования организациями потребительской кооперации, позволит:

— увеличить объемы закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья;

— улучшить качественные показатели закупаемой сельскохозяйственной продукции и снизить потери в процессе ее хранения;

— обеспечить необходимую потребность объектов материально-технической базы для прогнозируемого объема закупок сельскохозяйственной продукции;

— определить направления совершенствования экономического стимулирования оплаты труда заготовителей;

— выбирать альтернативные варианты в стратегии управления заготовительной деятельностью потребительской кооперации.

Апробация работы и публикации.

Основные положения диссертационной работы излагались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Белгородского университета потребительской кооперации по итогам работы за 1996;2000 г. г. По теме диссертационного исследования опубликовано 11 работ общим объемом 20,93 п.л. в сборниках научных трудов (авторских 7,15 п.л.).

Содержащиеся в диссертационной работе выводы и предложения приняты к внедрению в практическую деятельность Воронежского областного союза потребительских обществ (акт внедрения от 11.11.1999 г.), Липецкого областного союза потребительских обществ (акт внедрения от 25.01.2001 г.), Белгородского областного союза потребительских обществ (акт внедрения от 05.12.2000 г.), Красногвардейского районного потребительского общества (акт внедрения от 10.11.2000 г.), Чернянского районного потребительского общества (акт внедрения от 03.10.2000 г.), Ракитянского районного потребительского общества (акт внедрения от 04.12.2000 г.),.

Структура и состав диссертационной работы обусловлены целью и задачами, поставленными и решенными в ходе исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Результаты исследования показывают, что действующая материально-техническая база заготовительных организаций системы Белгородского облпотребсоюза не соответствует задачам сохранения закупаемой сельскохозяйственной продукции и сокращению её потерь.

Основным типом материально-технической базы по закупкам плодоовощной продукции является приёмо-заготовительные пункты. Их доля в общем количестве объектов составляет 60%, а доля механизированных -22%. Это свидетельствует о весьма низком уровне механизации приёмо-заготовительных пунктов. Низкая техническая оснащенность приёмо-заготовительных пунктов не позволяет обеспечить рост производительности труда, снижения расходов по закупкам одной тонны продукции и в конечном итоге — повышения эффективности закупок.

С целью увеличения объёма закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья и сохранения их качества необходимо рассчитывать обеспеченность объёма закупок материально-технической базой, что в деятельности потребительской кооперации Белгородской области не практикуется.

В процессе исследования была проанализирована обеспеченность прогнозируемого объёма закупок картофеля и овощей материально-технической базой на 1999;2002 г. г. Расчёты показали недостаточность в необходимых ёмкостях приёмо-заготовительных пунктов на 234,9 тонн, овощекартофелехранилищ на 338,2 тонны, квасильно-закусочных пунктов на 182,4 тонны.

Значительный разрыв между наличием и потребностью в ёмкостях различных объектов объясняется их сокращением с одновременным прогнозированием достаточно большого объёма закупок плодоовощной продукции.

По нашему мнению, в этой связи необходимо обеспечить обновление материально-технической базы, развитие сети объектов комплексного характера, в частности, приёмо-заготовительных пунктов с цехами по быстрой заморозке плодов и ягод, переработке мяса. Такая интеграция функций закупок и переработки способствует сокращению потерь сельскохозяйственных продуктов и сырья, эффективному использованию имеющихсяхолодильных ёмкостей и средств механизации. Потери продукции при быстрой заморозке сокращаются на 10% по сравнению с обычным хранением, что повышает рентабельность на 18,4%.

Одним из эффективных способов хранения плодоовощной продукции является обеспеченность хранилищ с активной вентиляцией. Применение в хранилищах активной вентиляции значительно снижает стоимость хранения продукции. Экономия потерь плодоовощной продукции при использовании активной вентиляции составляет в среднем около 5 тыс. руб. на тонну. На имеющихся в системе Белгородского облпотребсоюза средних хранилищ емкостью до 700 тон целесообразно устанавливать линии по фасовке продукции, что определяет потребностью реализации для удовлетворения спроса и соотношения его с предложением. От технической оснащенности объектов зависит качество закупаемой и отгружаемой продукции.

7. Качество управления заготовительной деятельностью организаций потребительской кооперации зависит от выбора альтернативы в принятии решения. Процедура выбора может определяться тремя основными ситуациями, включающими исследовательскую функцию руководителя, аналитическую функцию и осознание предпочтения конкретной альтернативе. Если выбор альтернативы разумный, то импульс принятия решения всегда имеет созидательный характер. При выборе альтернативных решений в управлении деятельностью руководителям заготовительных организаций потребительской кооперации целесообразно использовать научный метод по предлагаемым в исследовании технологии.

Одной из основных причин сложившейся ситуации в заготовительной деятельности потребительской кооперации как Белгородской области, так и всего Центрально-Чернозёмного региона России, является неумение многих руководителей в поиске новых подходов хозяйствования в рыночной экономике.

В этой связи, на наш взгляд, весьма важным моментом в совершенствовании организации заготовительной деятельности является разработка планов-прогнозов на несколько лет вперёд. Использование плана прогноза позволяет заготовительным организациям заранее определить объём закупок по отдельным видам сельскохозяйственных продуктов и сырья, что даёт возможность заключать досрочные договоры с сельхозпроизводителями. Досрочные договоры имеют важное значение в планировании специализации хозяйств. В этом случае заготовительные организации могут заранее и лучше готовиться к закупкам сельскохозяйственной продукции, а её производители — получать гарантию для сбыта своей продукции. Вместе с тем, умело используя такой эффективный инструмент, каким является договор, работники заготовительных организаций потребительской кооперации могут установить более тесный контакт с сельхозпроизводителями, активнее воздействовать на производство необходимой для потребителей продукции, обеспечивать улучшения её качества.

В изменившихся экономических условиях совершенствование организации заготовительной деятельности заключается в поиске новых нетрадиционных методов работы, при этом отвергая жизнью проверенные:

— плотный контакт с сельхозпроизводителями и традиционными покупателями продукции- - доведение планов по объёму закупок до каждой заготовительной организации и заготовителя в отдельности;

— контроль за ходом выполнения плана закупок.

8. Важным фактором роста эффективности заготовительной деятельности становится повышение качества закупаемых сельскохозяйственных продуктов и сырья.

Проведенный анализ влияния изменения качества кожевенного сырья на заготовительный оборот позволил установить, что заготовительный оборот в 1999 году по сравнению с 1998 годом снизился на 16,0% или на 80,0 тыс. руб. за счет изменения сортности сырья, а снижение выхода чистого волокна шерсти за этот период привело к уменьшению заготовительного оборота на 2,43 тыс. руб.

Если бы все заготовительные организации довели качество кожевенного сырья до уровня передовых организаций, то заготовительный оборот Белгородского облпотребсоюза возрос бы на 19 тыс. руб., а дополнительный доход увеличился бы на 2,9 тыс. руб.

В этой связи, по нашему мнению, для повышения качества кожевенного сырья необходимо использовать имеющиеся скотоубойные пункты в полной мощности и разработать мероприятия по повышению качества шерсти на сельскохозяйственных предприятиях.

Качество плодоовощной продукции зависит прежде всего от природных, агротехнических, организационных и экономических факторов. Часть этих факторов действует в сфере производства, а часть — в сфере обращения. В этой связи качество сельскохозяйственной продукции не в полной степени зависит только от сельхозпроизводителей, но и от работников заготовительных организаций, которые призваны осуществлять закупку, обеспечить сохранность и довести ее до потребителя без потерь первоначальных питательных свойств.

Исследования показали, что в значительной степени качество плодоовощной продукции зависит от ботанического сорта. Стимулирующее влияние на производство высокосортной продукции оказывает цена. В практике заготовительной деятельности потребительской кооперации закупочные цены недостаточно дифференцированы в зависимости от качества закупаемой продукции, что не позволяет заинтересовывать производителей в производстве лучших сортов.

Так, при реализации высокоценного столового сорта картофеля частным заготовителям хозяйства области получают за тонну продукции 6500 руб., а при реализации заготовительным организациям потребительской кооперации — 4750 руб.

С целью стимулирования производства и обеспечения закупок продукции повышенного качества представляется необходимым применять надбавки к закупочным ценам на особо ценные сорта.

На качество продукции растениеводства, как показали результаты исследования, решающее влияние оказывают организационно-технические факторы: условия уборки, сортировки, транспортировки и хранения.

Потери от снижения качества продукции в сфере обращения являются одной из основных причин низкой рентабельности или убыточности заготовительных организаций.

Существующая взаимосвязь между качеством плодоовощной продукции и уровнем рентабельности заготовительных организаций определена в процессе исследования с использованием корреляционно — регрессионного метода. В основу расчёта положен группировочный признак заготовительных организаций по уровню качества отгружаемого картофеля в общем объёме отгрузки.

Исчисленные для отдельных групп заготовительных организаций уравнения линейной регрессии позволили увидеть, что при прочих равных условиях с увеличением доли стандартного картофеля в общем объёме отгрузки на 1% уровень рентабельности возрастает.

Так, в заготовительных организациях, обеспечивающих сохранность продукции с удельным весом стандартного картофеля до 80% уровень рентабельности составляет 0,0284%, тогда, как в организациях, обеспечивающих сохранность продукции с удельным весом стандартного картофеля 95% и выше рост уровня рентабельности достигает 0,0428%.

Кроме того, исчисленный коэффициент детерминации показывает, что одним из основных факторов, влияющим на уровень рентабельности заготовительных организаций является качество продукции. Установленная связь свидетельствует о высокой степени влияния качества продукции приеё отгрузке на уровень рентабельности заготовительных организаций. Результаты расчётов является подтверждением целесообразности анализа качества закупаемой и отгружаемой продукции. В этой связи, данный фактор можно использовать в оценке эффективности заготовительной деятельности потребительской кооперации.

9. В заготовительных организациях ещё не создан достаточно эффективный хозяйственный механизм, позволяющий увязать в целом интересы организации и отдельных работников в сохранении качества закупаемой сельскохозяйственной продукции.

Установленные размеры тарифной ставки заготовителя недостаточно стимулируют закупку высококачественной сельскохозяйственной продукции.

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить существенную связь между размером среднегодовой оплаты труда заготовителей и производительностью труда. Коэффициент корреляции составил 0,877, что указывает на тесную связь. Однако, проведенные исследования оплаты труда заготовителей показали, что их оплата труда осуществляется без учета объема закупок и качества закупаемой сельскохозяйственной продукции. Разработанная нами модель стимулирования оплаты труда заготовителей позволяет определить зависимость оплаты труда не только от объема, но и от ассортимента и качества закупаемой сельскохозяйственной продукции.

На основании проведенных исследований сформулированы методические рекомендации по оценке управления заготовительной деятельностью организаций потребительской кооперации:

— определение направлений развития заготовительной организации возможно лишь через комплексную оценку показателей экономической, социальной и организационно-управленческой эффективности;

— показатели функционирования заготовительной организации должны наиболее точно отражать ее цели и задачи;

— необходимо обеспечить сводимость всех показателей любого уровня управления заготовительной деятельностью в показатель высшего уровня управления потребительской кооперации, поскольку показатели текущего управления заготовительной организации в конечном счете определяют и характеризуют стратегические позиции развития заготовительной деятельности потребительской кооперации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование сельскохозяйственного рынка ставит перед заготовительными организациями потребительской кооперации новые требования, выражающиеся в обеспечении качества управления заготовительной деятельностью в целом и отдельных ее процессах.

1. Цель деятельности заготовительных организаций определяет систему управления потребительской кооперации. Система управления потребительской кооперации представляет собой состав и комбинацию различ-t ных звеньев, связанных между собой по функциям и полномочиям. Учитывая, что связи звеньев разнообразны, возможно построение определенной типологии систем управления в определенной комбинации распределения звеньев. Это позволяет определить, что управление заготовительной деятельностью организаций потребительской кооперации можно рассматривать как составную часть управления потребительской кооперации. Цель потребительской кооперации, как многоотраслевой системы, выражается в результатах деятельности каждой отрасли, что определяет необходимость их функционирования на основе единых принципов. Управление заготовительной деятельностью базируется на взаимосвязи методологии и организации, поскольку только построенная на определенной методологии деятельности организация может быть эффективной.

2. Объективно необходимой областью процесса управления рассматриваются функции, предполагающие осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий руководителя по выработке определенных способов и методов в решении конкретных проблем. Группа основных функций, наиболее полно отражающих содержание процесса управления заготовительной деятельностью организаций потребительской кооперации, реализуется в определенной последовательности принятия управленческих решений. Определенная взаимосвязь между основными функциями позволяет формировать процесс управления заготовительной деятельностью потребительской кооперации. Содержание функций управления в этой связи рассматривается через базовые средства воздействия, выбор которых основан на их значимости, комплексности и системности применения в процессе формирования функциональных моделей управления. В диагностике, анализе и проектировании систем управления важное место занимает проблема комбинации функций, требующая научно обоснованной их классификации. Спроектировать более рациональную систему управления заготовительной деятельностью потребительской кооперации возможно только на основе четкого определения обязанностей и прав управленческого персонала, посредством анализа эффективности реализации функций. Важнейшая особенность функций управления заготовительной деятельности потребительской кооперации заключается в потребности высокой степени адаптации заготовительных организаций к условиям рыночной экономики, вызывающим изменения как внешней так и внутренней среды. I.

3. Совершенствование управления заготовительной деятельностью потребительской кооперации требует постановки проблемы качества продукции как цели управления. Согласованность многих планов хозяйственной деятельности организаций и предприятий, присутствующих на сельскохозяйственном рынке, осуществляется посредством механизма конкуренции и цен. Под влиянием конкуренции предложение и спрос постоянно движутся в направлении равновесной цены, что определяет механизм ценообразования. Рыночное равновесие достигается на непродолжительное время из-за постоянно изменяющихся экономических факторов, что требует постоянной адаптации участников рынка к происходящим изменениям спроса и предложения. Возможности удовлетворения потребностей удовлетворяются лишь в совокупности количества и качества продукции. Исходным пунктом в исследовании проблемы повышения качества продукции является вопрос о сущности категории качества. Определение категории качества имеет значение для оценки полезности продукции. В этой связи управление качеством продукции должно основываться на комплексном исследовании потребностей, технических и экономических возможностей и практической целесообразности использования продукции. Управление качеством, следует рассматривать как самостоятельную функцию процесса управления заготовительной деятельности потребительской кооперации для обеспечения эффективности принимаемых решений.

4. Закупки продукции сельскохозяйственного производства являются важным звеном в системе агропромышленного комплекса. Отношение заготовительных организаций потребительской кооперации с сельским хозяйст-" вом в системе межхозяйственных связей агропромышленного комплекса занимают одно из основных мест.

Однако, с переходом в рыночную экономику роль заготовительных организаций потребительской кооперации в обеспечении продовольственного рынка высококачественной сельскохозяйственной продукцией заметно снижается.

Результаты проведенного исследования оценки динамики закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья заготовительными организациями потребительской кооперации показывают, что удельный вес потребительской кооперации в общем объёме закупок России снизился по мясу до 4%, картофелю до 29%, овощам до 6%.

При этом объёмы закупок снизились в 1999 году по сравнению с 1990 годом: по мясу — в 10 раз, молоку — в 3 раза, картофелю — в 16 раз, овощамв 18 раз. Сокращаются закупки и по другим видам сельскохозяйственных продуктов и сырья. Резко падают закупки шерсти — в 25 раз и кожевенного сырья — в 35 раз.

Весьма низкие места в объёме закупок потребительской кооперации Российской Федерации занимают Белгородский, Курский, Воронежский, Липецкий потребсоюзы.

Анализ динамики развития закупок основных видов сельскохозяйственных продуктов и сырья по четырём областям Центрально-Чернозёмного региона страны за период с 1993 г. по 1999 г. свидетельствует о снижении объёма закупок во всех потребсоюзах.

Значительное снижение роли потребительской кооперации в закупках сельскохозяйственных продуктов и сырья наблюдается в Белгородской области. Удельный вес в общероссийских закупках в 1999 году составил по картофелю — 0,2%, овощам — 2,7%, мясу — 1,3%, яйцу — 0,2%, молоку -0,05%.

Оценка объема закупок по различным видам сельскохозяйственных продуктов и сырья в натуральном выражении свидетельствует о том, что заготовительные организации потребительской кооперации Белгородской области за 1999 год не выполнили планы закупок по большинству видов основной продукции. Более того, по таким видам продуктов, как мясо, овощи и кожевенное сырье невыполнение плана достигает значительных размеров от 35,1% до 83,3%.

Снижению объёмов закупок сопутствовали ряд объективных причин: нехватка денежных ресурсов, взаимные неплатежи, отсутствие льготных кредитов и дотаций для заготовительной отрасли потребительской кооперации. Все это не позволяет увеличить объёмы закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья. В этой связи потребительская кооперация не в полной мере реализует функцию контроля, и рычаг его воздействия на сельскохозяйственное производство малоэффективен. Это приводит к тому, что между потребностью, производством и заготовками существуют определённые несоответствия:

— ярко выражена сезонность производства и закупок при непрерывном потреблении;

— мал удельный вес ранних сортов в общем объеме закупаемой плодоовощной продукции;

— потребности в высококачественной продукции удовлетворяются не полностью, так как оценка качества производимой и закупаемой продукции происходит в основном при помощи физических показателей без учёта их питательной ценности.

5. Оценка динамики закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья и анализ факторов, оказывающих влияние на развитие закупок, показывает, что в настоящее время в системе Белгородского облпотребсоюза существует немало резервов для повышения эффективности заготовительной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.-199 с.
  2. М.В., Зима Б. В. Заготовки сельскохозяйственной продукции у населения. М.: Экономика, 1986. — 286 с.
  3. М.В., Смирнов В. П. Справочник заготовителя потребительской кооперации. М.: Экономика, 1986. — 314 с.
  4. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
  5. В.Ф., Данюк В. М. Экономическое стимулирование трудовой активности. Киев: Наукова думка, 1991. -194 с.
  6. Н.Ф., Чернов С. В. Потребительская кооперация и личные подсобные хозяйства. М.: Экономика. 1986. 96 с.
  7. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Пер. с англ. Под ред. д.ф.н. М. С. Мацковского. Санкт-Петербург М.: Университетская книга ACT, 1996. — 398 с.
  8. А.Р., Циховский А. В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике. Новосибирск: Наука, 1993. -168 с.
  9. П., Доксам К. Математическая статистика. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика. 1983. — 252 с.
  10. Большая советская инцеклопедия. 3-е изд., т. 2. М.: Советская инцеклопедия, 1977.
  11. В.Ф. Сохранение качества продукции животноводства при заготовках. М.: Колос. 1982. 62 с.
  12. В.Н., Романов А. Е., Серков А. Ф., Ушачев И. Г., Шутьков А. А. Формирование рынка, сельскохозяйственного продовольствия и материально-технических ресурсов. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1997. № 2. — С.7−15.
  13. И.Н. Возрождение кооперации. М.: Экономика, 1990.175 с.
  14. Н.П. Главное заинтересовать! М.: Экономика. 1986. — 248 с.
  15. А.В. Эффективный менеджмент. М.: «Финпресс», 2000 -1048 с.
  16. М.И. Внутрифирменное планирование. М.: «ИНФРА-М» 2000. — 392 с.
  17. О.С. Стратегическое управление. Учебник. 2-е изд. пе рераб. и доп. — М.: «Гардарика», 1999. — 226 с.
  18. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М. «Гардарика», 1999. — 528 с.
  19. В.Н. и др. Управление перевозками и заготовками продук тов растениеводства. М.: Колос. 1982. — 223 с.
  20. И.Н. Менеджмент. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  21. В.В. В поисках совершенствования управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: Изд-во «Сувенир», 1993.-601 с.
  22. В.И. Потребительская кооперация России на переходном этапе: Обзорная информация // В помощь экономическому образованию, 1990. № 4 — С. 36.
  23. В.И. Рыночный механизм потребительской кооперации: проблемы и условия перехода. М.: Экономика, 1990. — 254 с.
  24. А.Д. Экономическая стратегия фирмы. М.: 1996. — 106 с.
  25. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1. М.: Менеджер, 1995.
  26. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. М.: Инфра-М, 1996.
  27. Дж. младший, Карла О., Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.
  28. Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. 497 с.
  29. .Л. Ключевая роль статистиков в преобразовании севе-ро-американской промышленности II Курс на качество, 1992, № 3−4.
  30. Дифференциация трудового вознаграждения в условиях перехода к рыночной экономике. Ярославль, 1991. — 132 с.
  31. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. -М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. 192 с.
  32. В.Ф. Проблемы потребительской кооперации. II Экономист. -1995 № 6.
  33. Е. Кооперативная самобытность в новом тысячелетии. II Деловой вестник «Российской кооперации», 2001, № 1. С. 3−18
  34. Г. М. Потребительская кооперация XXI века. Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 1999. — 240 с.
  35. С.Н. и др. Заготовка и хранение плодов. Л.: Лениздат. 1987.- 157 с.
  36. В.Т. Исследование систем управления. Белгород. БУПК, 2000.- 187 с.
  37. В.Т., Роздольская И. В. и др. Менеджмент. Учебное пособие. 4.2. Белгород, БАПК, 1995. 175 с.
  38. В.Т. Основы менеджмента и управленческой деятельности. Учебное пособие. Ч. 1−2. М.: 1992, 140 с.
  39. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. I Пер. с нем. М.: Экономика, 1990. — 335 с.
  40. .В., Шадиев Х. А. Заготовки сельскохозяйственной продукции потребкооперации. М.: Экономика. 1989 — 302 с.
  41. .В., Заец А. В. Эффективность использования материально-технической базы заготовительных организаций. Киев.: Урожай. 1989. -143 с.
  42. Изменения в приложения к Программе стабилизации и развития потребительской кооперации в «Российской Федерации на 1998−2002 годы» № 67-с от 25.09.98 г.
  43. К. Японские методы управления качеством: сокр.перев. с англ. / Науч.ред. и авт.предисл. А.В. Гличев/.- М.: Экономика. 1988. 215 с.
  44. Как добиться успеха: практические советы деловым людям /Под общ. ред. В. Е. Хруцкого. М.: Республика, 1992. 510 с.
  45. З.А. Рыночные реформы хозяйствования в потребительской кооперации. М.: 1995.
  46. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Перев. с англ. (Науч. редакция Зинченко В. П., Жукова Ю.М.). М.: Прогресс, 1989.-288 с.
  47. .И., Житенко П. В. Производство и оценка качества животноводческого сырья. М.: Росагропромиздат. 1990 — 203 с.
  48. О.И. Организация и технология закупок сельскохозяйственной продукции в условиях рынка. Учебное пособие. Белгород, 1994 -130 с.
  49. М. Формирование рыночной системы реализации сельскохозяйственных продуктов // АПК: Экономика и управление. 1997. — № 7. -С.42−49.
  50. Н.Н. Механизация работ в хранилищах картофеля и овощей. М.: Агропромиздат. 1985. -191 с.
  51. Э.М. Концепции менеджмента. М.: Инжиниринга Консалтинговая Компания «ДеКА». 1996 — 304 с.
  52. П.А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.
  53. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело. 1996.
  54. Г. В. Заготовки, хранение и переработка дикорастущих грибов и ягод. 2-е изд., перераб. М.: Экономика. 1990. — 159 с.
  55. Е.И. Статистическая оценка факторов хозяйственной деятельности заготовительных организаций. М.: Финансы и статистика. 1983. -192 с.
  56. И.М. Заготовки вторичного сырья в потребительской кооперации М.: Экономика. 1983 — 79 с.
  57. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления- Нац. Фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография „Новости“», 2000. — 432 с.
  58. .Г. Управленческие решения. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во ЭКМОС, 1998.
  59. А.А. Мотивационные комплексы трудовой деятельности в системе менеджмента. М.: 1997. — 312 с.
  60. И.А. О перестройке деятельности потребительской кооперации в условиях рыночной экономики. Лекция. М.: МКИ, 1990. — 30 с.
  61. Н.Г. Менеджмент путь к успеху. — М.: Агропромиздат, 1992.-62 с.
  62. Майкл Трейел. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику. СПб.: Экономическая школа. 1995. 431 с.
  63. С.М., Лысенко Н. В. и др. Сохранение качества плодов и овощей. М.: Колос. 1984. — 157 с.
  64. А.П. Теория и история кооперативного движения. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. — 328 с.
  65. Н.П. Заготовка и хранение семян масличных культур. -Киев.: Урожай. 1990. 197 с.
  66. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996. — 256 с.
  67. Р., Анитонова Н. Планирование сельскохозяйственного производства в условиях рынка. // АПК: Экономика и управление. 1995. -№ 8. — 58−61 с.
  68. А.Л. Путь к качеству //Стандарты и качество, 1998, № 3.
  69. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 702 с.
  70. Мир управления проектами / Под ред. Х. Решне, Х.Шелле. Пер. с англ.- М.: «Алане», 1993. 304 с.
  71. Д.Я., Орлов И. М. Сохранение качества шерсти. М.: Агропромиздат. 1987. — с.206
  72. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З. П., Со-ломатин Н.А., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1995. — 432 с.
  73. .З. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.
  74. В.М., Лисицына З. И. Бухгалтерский учет как фактор эффективных управленческих решений II. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 9.-. 36 с.
  75. Н.К., Анискин Ю. П. Современные предприятия: -Конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Том I, II. М.: Внешторгиздат, 1993.-522 с.
  76. О.А., Разу М. Л. Решение хозяйственной ситуации. М.: Экономика, 1990.
  77. В.В. Управление качеством. М. Экономика, 1998.- 639 с.
  78. М., Романченко Т. Совершенствование планирования закупок сельскохозяйственных продуктов в условиях перехода к рынку. // АПК: Экономика и управление. -1991. № 8. — С.113−115.
  79. A.M. Руководитель: Размышления о стиле управления. -М.: Политиздат, 1984. 255 с.
  80. И.М., Эткин Я. С. и др. Заготовки, первичная обработка и хранение животного сырья. М.: Колос. 1982. — 208 с.
  81. И.М. Оценка шерсти при заготовках. Колос. 1980. — 208 с.
  82. Основы управления персоналом / Под ред. проф. Б. М. Генкина. -М.: Высшая школа, 1996. 383 с.
  83. М.С. Закупки овощей и фруктов в хозяйствах. М.: Рос-сельхозиздат. 1983. — 128 с.
  84. А.Н., Фомин В. Н. О критериях конкурентоспособности продукции и подходах к ее оценке II Надежность и контроль качества (сер. «Статистические методы»), 1995, № 2.
  85. И.Б. Материальное денежное стимулирование труда. -Кемерево, 1990.-79 с.
  86. В.И. Хранение плодов и овощей. М.: Россельхозиздат. 1982. -253 с.
  87. Л.Я. Анализ и моделирование трудовых показателей. М.: Фийансы и статистика, 1999. — 208 с.
  88. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.91 г. № 81 «О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом».
  89. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 12.04.93 г. № 303 «О дополнительных мерах по стабилизации АПК в 1993 г.»
  90. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.94 г. № 24 «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации».
  91. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.04.94 г. № 111 1 СФ «О проведении аграрной реформы в Российской Федерации, восстановления и развития агропромышленного производства до 2000 года.
  92. Постановление Правительства Российской Федерации от 7.01.99 г. № 24 О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием.
  93. Постановление Правления Центросоюза от 14.08.86 г. О совершенствовании структуры управления заготовительно-перерабатывающим комплексом потребительской кооперации.
  94. Постановление Совета Центросоюза Российской Федерации от 12.01.99 г. № 2-е. О постановлении Правительства Российской Федерации от 7 января 1999 г. № 24 «О повышении роли потребительской коопераций в обеспечении населения продовольствием».
  95. В.П., Гиркин В. А. Кооперация в переходной экономике. Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во АО «Пресса», 2000. — 248 с.
  96. Программа развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998−2002 годы. М.: Центросоюз, 1998.
  97. И.И. Управление производительностью. Киев: Техника, 1990. 319 с.
  98. Е.Ф. Менеджмент первого уровня. М.: Издательский Дом «Дашков и К.», 1999. — 320 с.
  99. В.Д. и др. Совершенствование заготовок картофеля, плодов и овощей. М.: Колос. 1984. -127 с.
  100. А.П. и др. Заготовка и переработка крупяных культур. М.: Агропромиздат. 1985. — 47 с.
  101. И.В. Основы инновационного менеджмента. Ч. 1. Учебное пособие. Белгород, БУПК, 1998. — 129 с.
  102. Раицкий К А. Совершенствование механизма различных форм хозяйствования потребительской кооперации при переходе к рынку. М.: МКИ, 1992
  103. Г. А. Организация заготовок скота, птицы и кроликов. -М.: Колос. 1983 -144 с.
  104. Г. А., Сметбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. / Пер. с англ. М.: Экономика, 1995.
  105. М.З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Менеджмент качества. Обеспечение качества продукции на основе семейства международных стандартов ИСО 9000. СПб.: Изд.-во С.-Петербургского ун-та, 1977. 380 с.
  106. Ю.В., Тооминг Х. Г. Ресурсы продуктивности картофеля. Л.: Гидрометеоиздат. 1991.-261 с.
  107. И.В. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. — 304 с.
  108. В.А., Машков Б. М., Батурин В. М. Справочник по заготовкам и качеству зерна. М.: Агропромиздат. — 1985. — 336 с.
  109. И.Б. Руководитель в системе управления. 2-е изд. перераб. и доп. — М: АНХ, 1989. -150 с.
  110. Д.Г. Конфликты, пути и преодоления. Киев.: Внешторгиздат, 1991.
  111. Л.Т. Методические рекомендации по повышению материальной заинтересованности работников потребительской кооперации в конечных результатах деятельности. Белгород, БУПК, 1998. — 23 с.
  112. В.П. Заготовки, хранение и реализация картофеля, плодов и овощей. Справочник. М.: Агропромиздат. 1990. — 222 с.
  113. В.П. Справочник по заготовкам и переработке картофеля, плодов и овощей. М.: Колос. 1983. — 223 с.
  114. Современный менеджмент: Принципы и правила. М.: Нижний Новгород, 1992.
  115. Статистический справочник социально-экономического положения потребительской кооперации Российской Федерации за 1998−2000 г. г.
  116. Статистический контроль качества продукции на основе принципа распределения приоритетов. II В. А. Лапидус, М. И. Розно, А. В. Глазунов, А. Б. Максаков и др. М.: Финансы и статистика, 1991. 168 с.
  117. Статистические методы в исследовании труда, доходов и потребления. I Ред. Т. В. Рябушкин. М.: Наука. 1981. — 382 с.
  118. Т.Ф., Фироова А. А. Экономическое обоснование договорных отношений по закупкам сельскохозяйственной продукции в ЛПХ: Деловая игра. Белгород. БАПК, 1994. — 18 с.
  119. В.И. Развитие человеческого фактора в кооперативах. -Белгород. БУПК, 1997. 341 с.
  120. В.И. Совершенствование организационных структур управления в системе потребительской кооперации. Белгород. БУПК, 1998. -108 с.
  121. В.И. Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации. Белгород. БУПК, 1999. — 295 с.
  122. В.И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации. Белгород. «Кооперативное образование», 1999. -205 с.
  123. А.В. Повышение уровня организации труда и эффективности управления на предприятиях. М.: МИУ, 1989.
  124. Ю.В. Теория управления. Учебный курс. М.: Вестник, 1997.
  125. А.А., Стрикпенд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Учебник для вузов. /Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  126. Указ Президента России от 27.07.93 г. № 1139 «О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйством и сельскохозяйственных кооперативов.
  127. Указ Президента России от 31.05.96 г. № 795 «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами».
  128. Управление кооперативных хозяйством. Учебник для высш.кооп.учеб.заведения / А. К. Семенов, В. И. Блистер, В. Т. Жигалов и др.- Рук. авт. коллектива А. К. Семенов, В. И. Блистер. М.: Экономика, 1990. -319 с.
  129. Управление по результатам / Пер. с финск. Под общ.ред. Я. А. Леймана. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 320 с.
  130. Управление качеством / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.: Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998.-199 с.
  131. Управление организацией / Под ред А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатиной. М.: ИНФРА М., 1998. — 669 с.
  132. Э.А. Мотивационный менеджмент. М.: ТАНДЕМ, 1990.256 с.
  133. А. Общее и промышленное управление: Пер. с франц. // Контроллинг, 1992. с. 151.
  134. Р.А. Разработка управленческого решения. Учебное пособие. М.: ЗАО Бизнес-школа, 1997.
  135. Федеральный Закон Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». М.: Государственная Дума, март 2000 г.
  136. А.А. Экономика заготовительного предприятия. Учебное пособие. Белгород «Кооперативное образование», 2000 г. — 93 с.
  137. К., Короткое Э. Принципы менеджмента, управление в системе цивилизованного предпринимательства. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.-224 с.
  138. П.П. Повышение качества продукции птицеводства: пищевые и инкубационные яйца. Л.: Агропромиздат, 1988. — 240 с.
  139. А.Н. Новый механизм формирования эффективности. -М.: Экономика. 1990. -192 с.
  140. Н.Д. Основы овцеводства. М.: Росагропромиз-дат. 1989. -176 с.
  141. А.В. Краткий курс кооперации. М.: Московский рабочий, 1990.-80 с.
  142. И.А. и др. Совершенствование закупок и перевозок скота и молока. АПК: Справочник. Киев: Урожай. 1990. — 85 с.
  143. A.M. и др. Цены и качество сельскохозяйственной продукции. Справочная книга. М.: Колос. 1984. — 208 с.
  144. П.К., Кононова А. А. Борьба с потерями картофеля, плодов и овощей при заготовках. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Колос. 1980. -144 с.
  145. А.А. АПК России: Новый хозйственный механизм. М.: Росагропромиздат. 1990. — 494 с.
  146. Экономика потребительской кооперации: Резервы и пути развития / Под ред. А. И. Евдокимова. М.: Экономика, 1990. — 343 с
  147. А.Ю. Конкуренция: Теория и практика. М.: ГНОМ -ПРЕСС, 1998. 384 с.
  148. Яан Макферсон. Принципы кооперации XXI века I Пер. с англ. Тихоновича Н. В. и др. Белгород. БУПК, 1997. — 27 с.
  149. В.Б., Корнев Г. Н. Анализ эффективности сельскохозяйственного производства. М.: Росагропромиздат. 1990. — 270 с.
  150. Японский парадокс: (Реальности и противоречия капиталистического управления) Б. З. Мильнер, И. С. Олейник, С. А. Рогинко. М.: Мысль, 1985,-264 с.
  151. Vroom V.H., Laqo A.D. The Leadership: Manaqinq participation in or-qanisations. Enqlewood Cliffs N.Y. Prentice hall, 1988.
  152. Drucker P. Manaqement and the World' S Work II Harward Business Reviw, 1988. № 5. p. 75.
  153. Robbins S.P. Organization Theory / 3rd ed. Enqlewood Cliffs (N. J.): Prentice Hall, 1990. i 158. Manaqement. Principles and Practices, David H. Holt. 2nd ed. Prentice Hall, Enqlewood Cliffs. New jersey, 1990 708 p.
  154. Занимаемые места потребсоюзами в объеме закупок потребительской кооперации РФ.
  155. Наименование потребсоюзов Мясопродукты Картофель Овощи1997 год 1999 год 1997 год 1999 год 1997 год 1999 год
  156. Новгородский 23 13 27 13 23 16
  157. Псковский 33 19 39 21 31 221. Брянский 25 25 37 36 11 4
  158. Владимирский г 47 17 41 32 14 7
  159. Ивановский 69 40 69 54 68 45
  160. Тверской 27 15 19 18 20 151. Калужский 31 24 8 7 39 32
  161. Костромской 54 33 66 58 67 481. Орловский 4 7 4 14 19 19
  162. Рязанский 43 26 61 51 45 35
  163. Смоленский 40 32 ' 48 28 30 21
  164. Тульский 37 29 34 39 28 29
  165. Белгородский 19 22 11 44 3 10
  166. Воронежский 6 10 21 40 10 151. Курский 14 14 18 29 25 281. Липецкий 8 5 13 30 7 12
  167. Тамбовский 32 35 31 50 38 33и т.д. 1.0
Заполнить форму текущей работой