Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научные основы обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта: На примере городских автобусов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личный вклад автора состоит в постановке задач и их решении, разработке теоретических основ обеспечения экологической безопасности эксплуатации автотранспорта и имитационных моделей формирования выбросов загрязняющих веществ от транспортного потока и>маршрутных автобусов в его составе, в проведении и интерпретации результатов экспериментальных исследований по оценке экологической безопасности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. состояние вопроса. цель ii задачи исследования
    • 1. 1. Источники, виды и объекты экологического воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду
    • 1. 2. Нормативное обеспечение экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта
    • 1. 3. Методы определения количества выбросов автомобилями в эксплуатации
    • 1. 4. Цель и задачи исследования
  • 2. теоретические основы обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта
    • 2. 1. Структура теоретических основ обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта
    • 2. 2. Системный анализ экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта
    • 2. 3. Методологические принципы обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта
    • 2. 4. Критерии оценки уровня экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта
    • 2. 5. Закономерности, теории и методы обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта
    • 2. 6. Выводы
  • 3. теоретические положения ii имитационная модель процессов формирования выбросов загрязняющих веществ от маршрутных автобусов
    • 3. 1. Математическое обоснование имитационной модели движения автомобиля в транспортном потоке
    • 3. 2. Алгоритм построения модели формирования вредных выбросов от автомобиля в транспортном потоке
    • 3. 3. Оценка экологической безопасности маршрутного автобуса в составе транспортного потока методами имитационного 150 моделирования
    • 3. 4. Сравнительные характеристики предлагаемой методики оценки экологической безопасности транспортных потоков на основе имитационного моделирования
    • 3. 5. Выводы
  • 4. методические основы обеспечения экологической безопасности автотранспортной компании
    • 4. 1. Методические основы и концепция обеспечения экологической безопасности автотранспортной компании ГУП «Мосгортранс»
    • 4. 2. Методика оценки влияния подсистем на обеспечение экологической безопасности автотранспортной компании
    • 4. 3. Научная интерпретация результатов оценки влияния подсистем на уровень экологической безопасности автотранспортной компании
    • 4. 4. Выводы
  • 5. научно-техническое прогнозирование экологической безопасности автотранспортной компании
    • 5. 1. Современное состояние экологической безопасности автобусных парков ГУГ1 «Мосгортранс»
    • 5. 2. Прогноз выбросов загрязняющих веществ от производственно-технической базы эксплуатационных предприятий ГУП
  • Мосгортранс"
    • 5. 3. Методика научно-технического прогнозирования выбросов загрязняющих веществ от маршрутных автобусов
    • 5. 4. Прогноз структуры парка и годовых пробегов от маршрутных автобусов ГУП «Мосгортранс»
    • 5. 5. Прогнозирование выбросов загрязняющих веществ от маршрутных автобусов ГУП «Мосгортранс»
    • 5. 6. Предотвращенный эколого-экопомический ущерб от внедрения программных мероприятий
    • 5. 7. Выводы
  • 6. исследование влияния персонала па экологическую безопасность автотранспортной компании
    • 6. 1. Оценка влияния персонала на обеспечение экологической безопасности автотранспортной компании
    • 6. 2. Разработка требований к персоналу экологической службы автотранспортных предприятий
    • 6. 3. Концепция системы дополнительного профессионального образования руководящих работников и специалистов ГУП «Мосгортранс»
    • 6. 4. Проблемно-ситуационный подход в дополнительном профессиональном экологическом образовании специалистов автомобильного транспорта
    • 6. 5. Выводы 266 основные результаты II выводы 269 библиографический
  • список
  • приложения

Научные основы обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта: На примере городских автобусов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Стремительным рост уровня автомобилизации несет человечеству не только блага цивилизации в виде комфорта и быстроты в транспортных перемещениях, но создает и массу проблем, связанных с потреблением ресурсов и загрязнением окружающей среды.

В 2004 году в стране насчитывалось около 30 млн. автотранспортных средств (в том числе более 25 млн. легковых автомобилей). В то же время объемы выбросов загрязняющих веществ автотранспортом достигли более 14млн. т, что составляет около 45% всех выбросов вредных веществ в атмосферу. В крупных городах доля выбросов от автомобильного транспорта достигает 60−80%. Ущерб, наносимый автотранспортом окружающей среде и здоровью населения в Российской Федерации, достигает 10 млрд $ в год, т. е. около 3% ВВП.

При наличии значительного количества выполненных в России и за рубежом в сфере экологии автомобильного транспорта научно-исследовательских и диссертационных работ, научные основы обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта не рассматривались как единое целое. До настоящего времени практически не изучено влияние важнейших факторов и подсистем автомобильного транспорта (например, подсистем «Персонал», «Условия эксплуатации» и др.) на уровень его экологической безопасности, на процессы формирования выбросов загрязняющих веществ от отдельных автомобилей, транспортных потоков, автотранспортных предприятий. В связи с этим, в настоящее время на первый план перед современными экологической п автотранспортной науками и практическими работниками выходят вопросы оценки влияния транспортных потоков и отдельных автомобилей в их составе на окружающую среду, разработки, обоснования и эколого-экономической оценки мероприятий по снижению вредного воздействия автомобильного транспорта па окружающую среду и человека.

Цель исследовании заключается в повышении эколого-экономической эффективности функционирования автотранспортных систем на основе разработанных теоретических и практических положении, методологических принципов, критериев, методик, математических моделей.

Поставленная цель и анализ состояния проблемы предопределили рассмотрение и решение следующих основных взаимосвязанных задач:

— разработка теоретических и практических положений обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта, включающих описание структуры, условий функционирования, источников, видов и объектов экологического воздействия, цели, задачи, систематизацию основных закономерностей, методологические принципы и критерии эффективности обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта;

— разработка методики имитационного моделирования и имитационных моделей формирования выбросов загрязняющих веществ от маршрутных автобусов в составе транспортного потока;

— разработка методик создания целевых комплексных программ и концептуальных направлений обеспечения экологической безопасности функционирования автотранспортной компании;

— разработка методики оценки и исследование влияния подсистем на обеспечение экологической безопасности автотранспортной компании ГУП «Мосгортранс»;

— разработка научно-практических основ и методик научно-технического прогнозирования уровня экологической безопасности маршрутных автобусов автотранспортной компании, а также прогнозов выбросов загрязняющих веществ от маршрутных автобусов ГУП «Мосгортранс»;

— исследование влияния характеристик персонала и разработка научно-практических основ обеспечения экологической безопасности автотранспортной компании за счет повышения эффективности функционирования системы дополнительного профессионального экологического образования сотрудников компании (на примере ГУП «Мосгортранс»).

Объектом исследовании являются процессы формирования уровня экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта.

Теоретической п методологической основой проведения исследований послужили научные труды по проблемам снижения экологической опасности, эксплуатации автомобильного транспорта, повышения социальной и эколого-экономической эффективности, устойчивого развития транспорта, методы системного и программно-целевого подходов, статистического анализа, математического моделирования, экспертных оценок и научно-технического прогнозирования.

В качестве информационной базы при проведении исследований использовались отчетно-статистические данные предприятий ГУП «Мосгортранс», данные аналитических докладов о состоянии окружающей среды и автомобильного транспорта Российской Федерации, результаты собственных натурных наблюдений и исследований, в том числе выполненных по заказам Правительства Москвы (грант 2.1.41. 2000 г.) и ГУП «Мосгортранс», а также опубликованные научные статьи и монографии.

Научная новизна исследования заключается в разработке следующих методологических и теоретических положений, а также методик и моделей обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта, которые ныноситси па защиту:

• совокупность теоретических и практических положений по обеспечению экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта, включающих разработанную структуру, описание систематизированных условии функционирования, источников, видов и объектов экологического воздействия, основных закономерностей, и базирующихся на использовании разработанных принципов, критерия эффективности, дерева целей, методик имитационного моделирования выбросов загрязняющих веществ от отдельных автомобилей и транспортных потоков, методик и методов оценки влияния подсистем и факторов на исходную систему экологической безопасности и окружающую среду, а также соответствующие математические модели;

• методика и результаты исследования влияния подсистем на обеспечение экологической безопасности автобусной автотранспортной компании;

• научные подходы, методика имитационного моделирования и имитационные модели формирования массы выбросов загрязняющих веществ от маршрутных автобусов в составе транспортного потока;

• методика разработки целевых комплексных программ и предложенная на ее основе концепция обеспечения экологической безопасности функционирования автобусной автотранспортной компании;

• методические основы и методики научно-технического прогнозирования выбросов загрязняющих веществ от маршрутных автобусов, структуры и годовых пробегов подвижного состава, базирующиеся на разработанных имитационных моделях, учитывающие динамику изменения нормативной базы, технико-эксплуатационные показатели, возраст и перспективные изменения экологических характеристик подвижного состава;

• научно-практические основы обеспечения экологической безопасности автотранспортной компании за счет повышения и реализации профессиональных качеств персонала, базирующиеся па результатах исследования влияния характеристик персонала па достижение поставленных целей, разработанных концепциях развития системы дополнительного профессионального образования сотрудников автотранспортной компании, квалификационных требованиях к персоналу экологической службы, учебных программах, проблемно-ситуационном подходе при реализации современных образовательных технологий.

Достоверность результатов, выводов п рекомендаций обеспечивается принятой методологией исследования, включающей в себя апробированные научные методы, использование современного математического аппарата, стандартных методик и программного обеспечения, позволяющего обрабатывать статистическую информацию, значительным объемом экспериментальных исследований, достоверной исходной информацией, подтверждается сопоставимостью теоретических и экспериментальных результатов и практическим внедрением.

Кроме этого, достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами использования научных и прикладных разработок в ГУП «Мосгортранс», ФГУП «Информавтодор» в учебном процессе МГИУ, МЛДИ, ВлГУ, МГОУ, в ряде учебных программ и пособий (в том числе с грифом Министерства образования и Министерства транспорта России).

Личный вклад автора состоит в постановке задач и их решении, разработке теоретических основ обеспечения экологической безопасности эксплуатации автотранспорта и имитационных моделей формирования выбросов загрязняющих веществ от транспортного потока и>маршрутных автобусов в его составе, в проведении и интерпретации результатов экспериментальных исследований по оценке экологической безопасности маршрутных автобусов и транспортных потоков, в оценке вклада подсистем технической эксплуатации в процессы формирования уровня экологической безопасности автотранспортной компании, разработке методик научно-технического прогнозирования и прогнозных моделей выбросов загрязняющих веществ от маршрутных автобусов автотранспортной компании, разработке квалификационных требовании к персоналу экологической службы автотранспортных предприятии, методических принципов и методики реализации проблемно-ситуационного подхода в дополнительном профессиональном экологическом образовании.

Практическая значимость. Разработанные теоретические положения, методологические подходы, методики, выводы и рекомендации позволяют повысить уровень экологической безопасности функционирования автотранспортных систем, а также являются эффективным методологическим инструментарием при подготовке кадров для автотранспортного комплекса. Разработанные методики и алгоритмы могут быть использованы при оценке экологической безопасности автотранспортных потоков, отдельных автомобилей и маршрутных автобусов, разработке целевых программ развития автотранспортных компаний и их эколого-экономической оценке, решении прикладных и практических задач, где требуется эколого-экономическая оценка вариантов транспортных технологий, а также при подготовке кадров для автотранспортного комплекса.

Реализация результатов работы.

Теоретические, методологические и прикладные результаты исследований использовались: ГУГ1 «Мосгоргранс» — при разработке:

Основных концептуальных направлений развития ГУП «Мосгортранс» в современных условиях";

— проекта Программы и схемы развития наземного общественного транспорта и его материально-технической базы до 2015 года (Постановление Правительства Москвы от 07.05.2002 г. Л" «337-ПГ1);

— «Концепции развития системы дополнительного профессионального образования руководящих, инженерно-технических работников и специалистов ГК «Мосгортранс», утвержденной 21 мая 2001 года в качестве руководящего документапланов и программ повышения квалификации руководящих работников, ИТР и специалистов ГУП «Мосгортранс" — обучении и аттестации руководителей и специалистов эксплуатационных предприятий;

— 14 автобусным нарком ГУП «Мосгортранс» — при оценке уровня экологической безопасности автобусных маршрутов;

ФГУП «Информавтодор» — при проведении работ, осуществляемых по Государственному контракту с Росавтодором № ПО-12/432−1 от 05.08.02 (тема — «Разработка совместимой с ЛБДД „Дорога“ компьютерной программы по оценке расходов топлива и выбросов вредных веществ автомобилями транспортного потока с использованием методов математического моделирования транспортных потоков», в том числе: алгоритмов и программ расчетов расхода топлива и выбросов вредных веществ автобусами, движущимися в составе транспортных потоков и транспортными потоками в целом). Учитывались также методические рекомендации по учету влияния процентного состава автобусов в транспортном потоке на выбросы вредных веществ автотранспортными потоками. ГОУ МГНУ, МЛДИ (ГТУ), ВлГУ, МГОУ:

— при разработке комплекса учебных программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов автомобильного транспорта и соответствующих им учебных пособий, в том числе с грифом Минобразования РФ и Министерства транспорта РФ (всего 9 учебных пособий);

— в учебном процессе со слушателями факультетов повышения квалификации и со студентами специальности 1502 «Автомобили и автомобильное хозяйство»;

— при разработке и решении проблем по гранту Правительства Москвы № 2.1.41 2000 г. «Создание и внедрение комплекса научно-обоснованных перспективных технологий, обеспечивающих повышение эффективности и безопасности жизнедеятельности наземного городского транспорта г. Москвы».

Лиробацин работы. Основные результаты исследований доложены, обсуждены и одобрены на международных экологических симпозиумах в рамках научных чтений, проводимых международной академией наук экологии и безопасности жизнедеятельности (Санкт-Петербург, 2000 г., 2001 г., 2004 г.) — международных научных конференциях «Системные проблемы качества, математического моделирования и информационных технологий» (Москва-Сочи, 2000 — 2004 гг.) — международном научном симпозиуме, посвященном 135-летию МГТУ «МАМИ» (Москва 2000 г.) — Всероссийской конференции «Дополнительное образование студентов как механизм реализации принципов непрерывности и преемственности в системе профессионального образования» (Москва, МАДИ-ГТУ, 2000 г.) — 5-й Международной конференции «Новые идеи в науках о Земле» (Москва, 2001 г.) — VII Академических чтениях «Образование и наука: проблемы и перспективы развития» (СПб, 2001 г.) — Всероссийской научно-технической конференции «Материалы и технологии XXI века» (Пенза, 2001 г.) — 4-й международной научно-технической конференции «Математическое моделирование физических, экономических, технических, социальных систем и процессов» (Ульяновск, 2001 г.) — 2-й Всероссийской научно-технической конференции «Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание» (Пенза, 2002 г.) — Всероссийской научно-технической конференции «Качество жизни населения и социальная политика в регионах» (Пенза, 2002 г.) — 5-й Международной научно-практической конференции «Экономика природопользования и природоохраны» (Пенза, 2000 г.) — 5-и Международной научно-технической конференции «Решение экологических проблем в автотранспортном комплексе» (Москва, МАДИ-ГТУ, 2001 г.) — X Международной научно-методической конференции «Наукоемкие технологии образования» (Таганрог, РГТУ, 2001 г.) — IX Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей» (Владимир, ВлГУ, 2003 г.) — 62-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ-ГТУ" (Москва, 2004 г.) — X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления качеством производства и эксплуатации транспортных средств» (Владимир, ВлГУ, 2004 г.) — IV Международной научно-практической конференции «Механизмы внедрения новых направлений науки и технологий в системе образования» (Москва, UNESCO, 2004 г.) — IV Всероссийской научно-практической конференции «Экология и ресурсои энергосберегающие технологии на предприятиях народного хозяйства» (Пенза, 2004 г.) — Международной дистанционной конференции «Горное, нефтяное и геоэкологическое образование в XXI веке» (Москва, РУДМ, 2004 г.).

Публикации. Основные положения диссертационной работы отражены в 105 публикациях, в том числе в 7 статьях в центральных журналах, рекомендованных ВАК РФ, 5 монографиях, 9 учебных пособиях, 84 статьях в сборниках научных трудов, материалах международных и российских конференций и т. п.

Структура п объем работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, основных результатов и выводов, содержит 312 стр., в том числе 61 таблицу, 56 рисунков, приложения и библиографический список из 350 наименований.

6.5. Выводы.

1. Произведена оценка влияния персонала на обеспечение экологической безопасности автотранспортной компании (на примере ГУП «Мосгортранс»). Персонал по своему влиянию па конечный результат является одной из наиболее весомых подсистем. Вклад персонала в обеспечение экологической безопасности ГУП «Мосгортранс» составляет: по степени влияния на достижение поставленных целей — 19%- но экономичности -17%- по времени реализации — 17%- но обобщенному критерию -17,6%.

2. Проведенный структурный анализ и экспертный опрос позволили выявить важнейшие факторы, обеспечивающие повышение уровня экологической безопасности ГУП «Мосгортранс» за счет развития подсистемы «Персонал». При этом количественная оценка их влияния составляет:

— Разработка специальных учебных планов и программ повышения квалификации персонала.

— Обязательное экологическое обучение и аттестация руководителей и ИТР по экологической безопасности.

— Повышение квалификации персонала.

— Совершенствование систем стимулирования и мотивации персонала.

— Обеспеченность предприятий персоналом.

— 28,9%;

— 22,2%;

— 28,9%;

— 13,3%;

— 6,7%.

3. В результате выполненного функционально-структурного анализа выявлены важнейшие цели и задачи, решаемые персоналом экологической службы автотранспортных предприятий, на базе которых разработаны квалификационные требования к персоналу экологической службы автотранспортных предприятий.

4. Разработана концепция формирования и развития системы дополнительного профессионального образования ГУП «Мосгортранс», объединяющая совокупность целей и задач, научных принципов, учебно-методической, нормативно-правовой, организационно-технической, кадровой подсистем, методов и методик образовательного процесса, обеспечивающих эффективное функционирование процессов дополнительного профессионального образования инженерно-технических работников и специалистов ГУП «Мосгортранс», включающая десять важнейших направлений, в том числе: управление развитием и функционированием СДПО на основе централизации функций аналитического, кадрового, технического, учебно-методического обеспеченияфинансирование СДПО на основе сочетания использования единого централизованного фонда и инициативного инвестирования из фондов отдельных предприятийвыделение дополнительного образования ИТР в качестве одной из подсистем общей системы кадрового обеспечения предприятий компании. Выделение в научно-технических программах подсистем кадрового обеспечепия, предусматривающих профессиональное обучение кадров для достижения поставленных целей и задачпереход па экономические критерии оценки эффективности СДПОстимулирование заинтересованности в получении дополнительного ' профессионального образованиясочетание права субъекта в выборе профессии и сферы деятельности с правом работодателя по требованиям к уровню квалификацииприменение в системе ДПО активных и других современных форм и методов обучения (ситуационный анализ, организационно-деятельностные, ролевые и деловые игры, дистанционное обучение и др.) — создание современной учебно-лабораторной технической базы СДПО ГУП «Мосгортранс», включающей центральный (головной) учебный комплекс п учебные классы предприятий, оборудованные в соответствии с современными требованиями;

разделение СДПО на две функциональные сферы: регламентированное периодическое ДПО и адаптация персонала к решению нестандартных проблем в ненормированных условияхвнедрение проблемно-ситуациоипого подхода в дополнительное профессиональное образование работников ГУП «Мосгортранс»;

6. Разработаны методические принципы и методика реализации проблемно-ситуационного подхода в дополнительном профессиональном экологическом образовании, предусматривающего выявление проблем в деятельности предприятий и специалистов, требующих обучения, разработку специальных учебных программ, применение современных методов обучения, включая деловые и организационно-деятельностные игры. Применение проблемно-ситуационного подхода в ДПО позволяет значительно повысить эффективность образовательных процессов.

ОСПОИНЫП НЫ1ЮДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

1. Па основании разработанных теоретических и практических положений решена крупная научная проблема, имеющая важное народнохозяйственное значение, — впервые на базе комплексного подхода созданы основы научно-инженерного обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта, что позволяет повысить уровень защищенности жизненно важных интересов человека, общества и окружающей среды.

2. Разработаны теоретические положения, включающие теоретические основы, методологические принципы, критерий эффективности обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта, а также научно обоснованные организационные и экономические решения, в том числе методики создания целевых комплексных программ по обеспечению экологической безопасности автотранспортной компании, научно-технического прогнозирования выбросов загрязняющих веществ от маршрутных городских автобусов, структуры парка с учетом экологических характеристик, расчета массы выбросов загрязняющих веществ от маршрутного городского автобуса, внедрение которых вносит значительный вклад в повышение эколого-экономпческой эффективности эксплуатации автомобильного транспорта.

3. Определены основные системообразующие модули теоретических основ обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта и предложена структура системы «Экологическая безопасность эксплуатации автомобильного транспорта», а также проанализированы ее основные составные элементы, организационное взаимодействие между различными элементами, цели, целевые функции и целевые показатели системы. Разработаны методологические принципы и теоретические положения для решения научных и практических задач по обеспечению экологической безопасности предприятий автомобильного транспорта и обоснованы критерии оценки уровня экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта.

4. Разработаны научные подходы, методика имитационного моделирования и имитационные модели процессов формирования выбросов загрязняющих веществ от маршрутного автобуса в составе транспортного потока с учетом условий движения (геометрические характеристики дороги, схемы организации движения и др.), характера взаимодействия автомобилей в составе транспортного потока между собой, эпергоэкологических характеристик отдельных автомобилей-участников транспортного потока. На основании предложенных методик и моделей определены выбросы загрязняющих веществ от транспортного потока и маршрутного автобуса на линии автобусного маршрута № 810 г. Москвы для реальных и прогнозируемых условий движения.

5. На основании разработанной методики проведена оценка влияния подсистем технической эксплуатации на обеспечение экологической безопасности автотранспортной компании ГУП «Мосгортранс». По обобщенному критерию оценки влияния подсистемы распределились следующим образом: подвижной состав — 16,7%- призводственно-технпческая база — 8,8%- персонал — 17,6%- организация и технология ТО и ремонта — 7,4%- топливо и эксплуатационные материалы — 13,9%- материально-техническое обеспечение — 8,4- условия эксплуатации и природно-климатические условия — 9,7%- организация и структура работ по обеспечению экологической безопасности — 17,6.

6. На основе принципов програмно-целевого и системного подходов разработаны методика создания целевых комплексных программ, но обеспечению экологической безопасности автотранспортной компании, а также структура важнейших концептуальных направлений обеспечения экологической безопасности автобусных парков ГУП «Мосгортранс», которые проранжированны по степени их влияния на конечный результат.

7. Разработаны методики научно-технического прогнозирования выбросов загрязняющих веществ от маршрутных автобусов, структуры парка и годовых пробегов подвижного состава, базирующиеся на использовании результатов имитационного моделирования, учитывающие действующие факторы и тенденции изменения экологических нормативов и технико-эксплуатационных показателей. На их основе разработаны научно-технические прогнозы структуры парка, общих годовых пробегов и выбросов загрязняющих веществ от маршрутных автобусов ГУП «Мосгортранс» по 4 сценариям, предусматривающим различную динамику изменения структуры парка.

8. Разработаны научно-практические основы обеспечения экологической безопасности автотранспортной компании за счет повышения и реализации профессиональных качеств персонала, базирующиеся на результатах исследования влияния характеристик персонала на достижение поставленных целей, предложенных концепциях развития системы дополнительного профессионального образования персонала автотранспортной компании, квалификационных требованиях к персоналу экологической службы, учебных программах, проблемно-ситуационном подходе прн реализации современных образовательных технологий.

9. Обоснованность теоретических и практических положений диссертации и их эколого-экоиомическая значимость подтверждается использованием основных результатов на предприятиях ГУП «Мосгортранс», ФГУП «Росавтодор», в учебном процессе ГОУ МГИУ, МАДИ (ГТУ), ВлГУ, МГОУ, (что отражено в основном в первой части автореферата, имеются справки о внедрении). Использование научных результатов и практических рекомендаций в ГУП «Мосгортранс» позволяет уменьшить приведенную массу вредных выбросов за период 2005;2015 г. г. на 361 998 усл. т, получить эколого-экономический эффект в размере 61,07 млн руб., а удельный предотвращенный ущерб составляет 1290 руб. на один автобус в год.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авраамо в Ю.С., Грачев H.H., Сарбаев В. И. Инженер XXI века // Сборник научных трудов. Том III. Перспектива и проблемы интеграции образования и производства. -М.: МГИУ, 2000. С. 8−11.
  2. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды // Малов Р. В., Ерохов В. И., Щетина В. А., Беляев В. Б. -М.: Транспорт, 1982.-200 с.
  3. Автомобильный транспорт Казахстана: 2003−2004 // Ежегодный доклад («Синяя книга» IRU). М., 2004. 147 с.
  4. Автомобильный транспорт России: 2003−2004 // Ежегодный доклад («Синяя книга» IRU). М., 2004. 130 с.
  5. И.Я. Транспорт и охрана окружающей среды. М.: Машиностроение, 1986.
  6. И.Д. Технология управления экологической безопасностью окружающей природной среды на горных предприятиях Северного Кавказа. Владикавказ: Терек, 1999.
  7. И.Д., Мирзаева А. К., Гуриева Л. М., Сарбаев В. И. Научно-методические основы оценки загрязнения окружающей среды объектами техносферы //Труды СКГТУ. Вып. 8, 2001.
  8. И.Д., Мирзаева Л. К., Сарбаев В. И. Эколого-экономические аспекты основных загрязнителей окружающей среды. РСО-Алания // Вестник Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Владикавказ: Рухс, 2000. № 5(29). С. 28−30.
  9. И.Д., Сарбаев В. И., Тедеева Ф. Г. Методы определения показателя степени в законе сопротивления при просачивании воздуха через обрушения // В кн.: Стратегия выхода из глобального экологического кризиса. СПб.: МАНЭБ, 2001. С. 170−171.
  10. И.Д., Сарбаев В. И., Тедеева Ф. Г. Экология и здоровье населения // В кн.: Стратегия выхода из глобального экологического кризиса. СПб.: MAI1ЭБ, 2001. С. 35−36.
  11. И.Д., Фидарова П. Г., Сарбаев В. И. Горные дороги и автомобили. Владикавказ: Терек, СКГТУ, 2001.
  12. И.Д., Фидарова I I.Г., Сарбаев В. И. Экономическая оценка загрязнений природной среды автотранспортом. Владикавказ: Терек, СКГТУ, 2001.
  13. Александров В.10., Кузубова Л. И., Яблокова Е. П. Экологические проблемы автомобильного транспорта. Вып. 34. Новосибирск: ПНТБ СО РАН, 1995.32 с.
  14. В.А. Геохимия ландшафта и окружающая среда. М.: Недра, 1990.
  15. В.А. Классификация геохимических ландшафтов населенных пунктов // В сб.: Экология: Опыт. Проблемы. Поиск. — Новороссийск, 1991. С. 5−19.
  16. В.В., Носов В.Б, Тагасов В. И., Сарбаев В. И. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. М.: Научтехлитиздат, 1999. -208 с.
  17. В.В., Шкрабак B.C., Сарбаев В. И., Шкрабак В. В., Смирнов И. В. Системный анализ проблем обеспечения безопасности дорожного движения. СПб.: СПГАУ, 1999. -352 с.
  18. A.M. Оценка уровня безопасности движения па двухполосных автомобильных дорогах методом имитационного моделирования конфликтных ситуаций: Диссертация на соискание уч. степени к.т.п. -М., 2002.
  19. A.M., Брунп И. Е., Воробьев А.10., Еремпп В. М. и др. Моделирование энергоэкологических характеристик транспортных потоков в городах по материалам дистанционного мониторинга // Изв. РАН. Теория и системы управления. 2002. Ki 4. С. 160−176.
  20. A.M., Еремин 13.М., Сарбаев В. И. Оценка энергоэкологических показателей городских автобусных маршрутов. М., Транспорт: Паука, технология, управление, Л" 9, 2004,
  21. A.JI. и др. Вредные химические вещества. — JI.: Химия, 1989.
  22. Ю.И. и др. Роль частных экспертных организаций в улучшении защиты окружающей среды и повышении безопасности // Автомобильный транспорт. 1994. № 7.
  23. С.П., Троицкий А. И. Сарбаев В.И. Экспертный метод оценки режимов технического обслуживания автомобилей // Труды Инженерно-экопомического института. Вып. 2. М.: Изд-во Россельхозакадемии, 2002.-С. 523−528.
  24. А.П., Максимов В. А. Основы Научных исследований и УНИРС. -М., 2002.-276 с.
  25. ., Десса Б. Р. и др. Парниковый эффект, изменение климата и экосистем. М.: Гидрометеоиздат, 1989.
  26. М.М. Применение зеленых насаждений для уменьшения шума в городах. Вып. 17. — М.: ГосИНТИ, 1979. — 27 с.
  27. Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб.: Питер, 2002. — 256 с.
  28. И.О., Грановский Б. И. Моделирование транспортных систем. М.: Транспорт, 1978. — 120 с.
  29. П.О., Грановский Б. И. Управление движением транспортных средств. М.: Транспорт, 1975. — 112 с.
  30. Н.О., Ризаев Ш. Ш. Исследование закономерностей движения транспорта по магистрали методом статистических испытаний // В кн.: Некоторые вопросы исследования транспортных потоков. М.: ЦЭМИ, 1973. Вып. 4. С. 38−48.
  31. В.П., Бусленко H.H. и др. Имитационная модель агрегативной системы // Программирование. 1975. jYu 1. С. 7−10.
  32. Бусленко Н. Г1. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. — 339 с.
  33. И.П., Калашников В. В., Коваленко И. И. Лекции, но теории сложных систем. М.: Советское радио, 1973. — 440 с.
  34. H.A. Ядерный мир. Л.: 1997.
  35. МЛ., Малов Р. В. Как обезвредить отходящие газы автомобилей. — М.: Транспорт, 1988. — 127 с.
  36. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Паука, 1989.
  37. Воздействие на организм человека опасных и вредных экологических факторов. / Под ред. Л. К. Исаева. Т. 1, 2. М.: ПАИМС, 1997.'
  38. Воздействие транспортного комплекса Российской Федерации на состояние окружающей среды и здоровье населения (аналитический доклад). М.: ИИИАТ, 2002. — 58 с.
  39. В.Т. Токсичность отработавших газов силовых установок карьерных автосамосвалов и проблемы ее снижения // Горный журнал. 1999. № 7. С. 82−85
  40. А.Е., Балашова С. П. Прогноз регионального загрязнения -возможности и перспективы // Информационное Экологическое агентство (ИнЭкА). Новокузнецк: ЭКО, 1996. № 3. — С. 7−8.
  41. А.Е., Сарбаев В. И. Опыт ландшафтно-геохимической оценки территорий в обеспечении экологической безопасности транспортных магистралей // В кн.: Решение экологических проблем в автотранспортном комплексе. М.: МАДИ (ГТУ), 2001. С. 35−36.
  42. А.Е., Сарбаев В. И. Оценка экологической безопасности автомобильных дорог методом лапдшафтно-геохимического картирования территорий / Под ред. В. И. Сарбаева. М.: МГИУ, 2000. 51 с.
  43. А.Е., Сарбаев В. И., Дьяченко В. В., Шилкова О. С. Транспортные магистрали как источник загрязнения окружающей среды / Под ред. В. И. Сарбаева. М.: МГИУ, 2000. 52 с.
  44. А.Е., Сарбаев В. И., Зеркаль О. В., Балашова С. П., Шилкова О. С., Тушев О. В. Прогнозная эколого-геохимическая карта Калужской области // Горный информационно-аналитический бюллетень. М., 2000. № 10. С. 50−53.
  45. А.Е., Сарбаев В. И., Шилкова О. С. Автомобиль дорога -окружающая среда / Под ред. В. И. Сарбаева. М.: МГИУ, 2001. — 180 с.
  46. А.Е., Шилкова О. С., Сарбаев В. И. Загрязнение окружающей среды горно-промышленными дорогами // В кн.: Новые идеи в пауках о Земле. М., 2001. С. 14−15.
  47. И.В. Методические основы экологической оценки автобусного маршрута в городах: Диссертация к.т.н. М., 1996. — 194 с.
  48. В.Г. Теория оценки параметров токсичности транспортных газотурбинных двигателей // Двигателестроение. М., 1998. — С. 55−58
  49. М.С., Гришкевич А. И. Автомобили // Специализированный подвижной состав. М.: Высшая школа, 1989. — 240 с.
  50. Г. В., Лиханов В. Л. Социально-экологические проблемы автомобильного транспорта: справочное пособие. М., АСПОЛ, 1993. -330 с.
  51. Гигиенические критерии состояния окружающей среды. Доклад ЛЬ 13 ВОЗ. Окись углерода. ВОЗ-Женева, 1983.
  52. М.А. Геохимия природных и техногенных ландшафтов СССР. М.: Высшая школа, 1988.
  53. М.А., Касимов Н. С. и др. Ландшафтно-геохимические основы фонового мониторинга природной среды. М.: Наука, 1989.
  54. И.Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и ее охрана. — М.: Просвещение, 1985.
  55. И.Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и транспорт. М.: Транспорт, 1987.-207 с.
  56. Е.П. Использование системного анализа в отраслевом планировании. М.: Экономика, 1977. 135 с.
  57. В.В. Токсичность // Двигатель внутреннего сгорания. Перу-Вима, 1993.
  58. ГОСТ 17.2.2.02−98. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин.
  59. ГОСТ 17.2.2.03−87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности (Изм. Л" 1, 2000 г.).
  60. ГОСТ 17.2.2.05−97. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.
  61. ГОСТ 17.2.2.06−99. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобалопных автомобилей.
  62. ГОСТ 17.2.3.02−78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.
  63. ГОСТ 2084–77. Бензины автомобильные. Технические условия.
  64. ГОСТ 21 393–75. Автомобили с дизелями. Дымпость отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности. (Изм. ЛЬ 1, 1986 г.- Изм. ЛЬ 2, 2000 г.).
  65. ГОСТ 305–85. Топливо дизельное. Технические условия.
  66. ГОСТ Р17.0.0.06−2000. Охрана природы. Экологический паспорт ириродопользователя. Основные положения. Типовые формы.
  67. ГОСТ Р51 709−2001. Автотранспортные средства. Госстандарт России. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.
  68. Л.С., Арсенов В. В. Экономика природопользования. Саратов: Ареал, 1995.
  69. H.H., Сарбаев В. И. Концептуальные направления развития системы дополнительного профессионального образования крупной компании // В кн.: Инновации в российском образовании. М.: МГУП, 2001. С. 43−46.
  70. В.М., Эксперты в системе управления общественным производством. М., «Мысль», 1976.- 156с.
  71. Н.М. Химмотологические аспекты загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом: Диссертация на соиск. уч. ст. к.т.н. — Уфа, 1999.
  72. E.H. Теория вероятностей с элементами математической статистики. М.: Высшая школа. 197. -328 с.
  73. В.Н., Рогалев В. А. Проблемы экологизации автомобильного транспорта.-СПб.: МАНЭБ, 2003.-213 с.
  74. A.B., Сарбаев В. И. Ландшафтная эколого-геохнмпческая карта Щелковского района Московской области (масштаб 1:100 000). Деп. рук. №. 418//Горный информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 1. 15 с.
  75. A.B., Сарбаев В. И., Шилкова О. С. Опыт составления прогнозных эколого-геохимичеекпх карт регионов (на примере Калужской области). Деп. рук. j’u 411 // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2001. j’u 1. М., 2000. 24 с.
  76. A.B., Сарбаев В. И. Шилкова О.С. Методические основы ландшафтно-геохимических исследований автомобильных дорог. Деп. рук. ЛЬ 405 // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2000. К" 12. М., 17 с.
  77. В.В. География микроэлементов // Глобальное рассеяние. М.: Мысль, 1983.
  78. В.В. и др. Борьба с загрязнением окружающей среды на автомобильном транспорте. Киев: Техника, 1979.
  79. А.Б., Вздыхалкин В. П., Рузский A.B. Экологическая безопасностьавтомобиля. M.: МАДИ, 1984.
  80. А.Б., Игнатьев 10.В., Конилин Е. П. Экологическая безопасность транспортных потоков / Под ред. Дьякова А. Б. — М.: Транспорт, 1989. 128 с.
  81. В.В., Карпов А. Лапдшафтно-геохимическое картирование селитебных ландшафтов г. Таганрога // Сборник материалов совещания. Пермь, 1995.
  82. Ежегодник состояния загрязнения воздуха и выбросов вредных веществ в атмосферу городов и промышленных центров Российской Федерации. Выбросы вредных веществ в 1993 г. / Под ред. д.ф.-м.н., проф. М. Е. Берменда. СПб., 1994.
  83. В.И., Забелин В. В. и др. Скорость движения автосамосвалов по карьерным дорогам // Горный журнал. 1995. № 4. С. 51−52.
  84. В.М. Имитационное моделирование движения транспортного потока по дороге с двумя полосами движения // Труды МАДИ. 1976. Вып. 128. С. 114−122.
  85. В.М. Имитационное моделирование сложных систем // НТИ. Сер. 2. 1999. № 6. С. 13−17.
  86. В.М. Принципы построения имитационных моделей движения транспортных потоков // В сб.: Применение ЭВМ в проектировании автомобильных дорог. М.: СоюздорНИИ, 1987. С. 30−36.
  87. В.М. Системы виртуальной реальности и проблемыидентификации систем // Труды международной конференции «Идентификация систем и задачи управления». М.: ИПУ РАИ, 2000. — С. 7.
  88. В.М. Теория имитационного моделирования транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения // В кн.: Повышение транспортных качеств автомобильных дорог и безопасности движения. М.: МАДИ, 1986. С. 3−13.
  89. В.М., Артемов С. И. Имитационная модель потоков на магистралях // Системный анализ дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий. М.: МАДИ, 1989. С. 17−22.
  90. В.М., Тонконоженков О. И. Алгоритм имитационной модели движения одиночных автомобилей в различных дорожных условиях // Проектирование автомобильных дорог в сложных условиях. М.: МАДИ, 1988. С. 63−76.
  91. Методика расчета выбросов загрязняющих веществ транспортными потоками в крупных городах // Тезисы докладов международной научнотехнической конференции «Экология автотранспортного комплекса».- М.: МЛДИ (ГТУ), 1996. С. 89−91.
  92. A.M., Квашнин И. М., Юнкеров Ю. И. Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. М.: АСВ, 2000 — 176 с.
  93. О.И., Луначев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. — М.: Транспорт, 1985. 76 с.
  94. Г. И. Нейтрализация отработавших газов на подземном самоходном оборудовании и карьерном транспорте // Горный журнал. 1996. № 7−8. С. 86−88.
  95. Завадский 10.В. Решение задач автомобильного транспорта методом имитационного моделирования. М.: Транспорт, 1977. — 47 с.
  96. В. А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1973.
  97. Зеленый мир. -2000. К" 15−16 (335−336).
  98. В.Б., Кузнецов Е. С., Максимов В. А. Методические основы оценки воздействия автомобильного транспорта на загрязнение окружающей среды региона большого города (на примере IOBAO г. Москвы).-М., 1996.-36 с.
  99. И.В. и др. Нормирование скоростей движения карьерных автосамосвалов в зависимости от ровности дорожного полотна // Горный журнал. 1995. № 4. С. 53−54
  100. .С., Резчиков Е. А., Сарбаев В. И. Экология в подготовке руководителей и специалистов промышленных предприятий // Инженерная экология. 1996. jYy 6, С. 31−38.
  101. В.II., Ерохов В. И. Экономия топлива на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1984.
  102. В.И., Сторчевус В. К. Экология и автомобилизация. Киев: Будивелышк, 1990. 128 с.
  103. Р.Х. Учет степени загрязнения придорожной полосы соединениями свинца при проектировании автомобильных дорог: Диссертация на соискание уч. ст. к.т.н. — М., 1984. — 187 с.
  104. Н.Ф., Саноцкий И. В. и др. Методологические принципы гигиенического нормирования химических и физических факторов производственной среды.// Вестник АМН СССР, 1984, jYu 6, С. 32−40.
  105. Д.Н., Николаева Л. Ф., Иоршиева Е. Б., Фролова II.Б. Автомобильные дороги в экологических системах (проблемы взаимодействия). М.: ЧеРо, 1999. 240 с.
  106. Калан гаров O.K. Опыт проектирования и реализации природоохранных мероприятий при строительстве транспортных магистралей // Экологически устойчивое строительство дорог в России. 1999. С. 10−11.
  107. И.И. Экономия автомобильного топлива // Опыт и проблемы. — М.: Транспорт, 1992. 145 с.
  108. U.K., Еремин В. М. Имитационное моделирование движения потоков автомобилей на кольцевых пересечениях // Труды МАДИ. 1980. С. 54−62.
  109. А.П., Моисеева Н. К., Сысун В. В. и др. Справочник по функционально-стоимостному анализу // Под ред. М. Г. Карпунина, и.И. Майдапчика. М.: Финансы и статистика, 1988.-431 е.: ил.
  110. В.Г., Зоря В. И., Прохоров А. Д. Техническая эксплуатация автозаправочных комплексов / Учебное пособие для ВУЗов.-М: ООО «Паритей Граф», 2001. — 492 с.
  111. В.Г., Зоря Е. И., Фролов Ю. Н. Экологическая безопасность в системах нефтепродуктообеспечения и автомобильного транспорта. М.: ООО «Центр ЛптНефтеГаз», 2004. 176 с.
  112. Козлов 10.С., Святкин И. А. Словарь-справочник по экологической безопасности автомобильного транспорта. — М.: Агар, 1998.
  113. В.В. и др. Закономерности длительного загрязнения окрестностей автотрасс // Оптика атмосферы и океана. Т. 13. 2000. Л" 8. С. 788−792.
  114. М.В., Сарбаев В. И. Результаты испытаний антидымных присадок к дизельному топливу // Сборник научных трудов МГИУ / Под ред. М. Г. Хохлова. М.: МГИУ, 1997. С. 164−167.
  115. О.С. Методические указания // Расчет экетерпальных издержек от загрязнения окружающей среды. М.: РУДМ, 1998.
  116. Т.В. Изучение движения автомобильного транспорта как сложной системы с помощью кусочно-линейных агрегатов // В кн.: Некоторые вопросы исследования транспортных потоков. М.: ЦЭМИ, 1969. Вып. 1. С. 47−76.
  117. Кочарян 'Г.В. Исследование дорожного траффика методом математического моделирования: Диссертация па соиск. уч. ст. к.т.п. М.: ЦЭМИ, 1971.-144 с.
  118. М. Г. Двигатель Стирлинга. М.: Машиностроение, 1977.
  119. А.О., Крузе О. О. Статистическая оценка шума автомобиля // Автомобильные перевозки, организация и безопасность дорожного движения. М.: МАДИ, 1981.
  120. О.В. Исследование движения автомобильного транспорта как сложной системы методом статистического моделирования. Автореферат кандидатской диссертации. М.: ЦЭМИ, 1972. — 28 с.
  121. Ю.Н., Сарбаев В. И. Проблемы метрологического обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта в дополнительном образовании // В кн.: Образование, наука и производство. Т. 3. / Под ред. Н. Г. Хохлова. -М.: МГИУ, 2001. С. 98−102.
  122. Е.С. Пути и методы обеспечения экологической безопасности автотранспортного комплекса региона // Автомоб. трапе. Экологическоеобозрение. Сер. «Охрана окружающей среды». Вып. 2. М.:
  123. Информавтотранс, 1998. -46 с.
  124. Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей в США. М.: Транспорт, 1992.-352 с.
  125. Е.С. Управление техническими системами. М.: МАДИ-ГТУ, 2003.-247с.
  126. Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей. -М.: Транспорт, 1990. 272 с.
  127. Е.С., Семенов И. В., Сарбаев В. И., Матвеева Л. В. Оценка работы технической службы // Автомобильный транспорт, 1982 Л" 12. С. 29−31.
  128. Л.А., Серебряников О. Д., Новиков А. А. Расчет объемов вредных выбросов при работе дизельной техники на карьерах // Горный вестник. 1998. № 5.
  129. И.П., Шабалкин А. В. Фильтрационный бассейн новый способ защиты окружающей среды от ливневых вод с автодорог // Экологически устойчивое строительство дорог России. 1999. 45 с.
  130. М.Н., Сарбаев В. П., Родионов В. Г. Дополнительное профобразование как фактор повышения безопасности движения //
  131. Автотранспортное предприятие. 2004. Лу 8, С. 40−43.
  132. А. С. Автомобиль // Теория эксплуатационных свойств. М.: Машиностроение, 1989. — 240 с.
  133. Э.Л. Геоморфология городских территорий // Теоретические основы, принципы и методы исследования: Диссертация д. геогр. п., — М&bdquo- 1994. — 194 с.
  134. В. И., Гудцов В. Н., Богаров. Снижение шума автомобиля. М.: Машиностроение, 1981.
  135. В.II. Оценка выбросов вредных веществ автомобильным парком. М.: МАДИ, 1995.
  136. В.И., Буслаев А. П., Трофименко Ю. В., Яшина М. В. Автотранспортные потоки и окружающая среда / Под ред. В. Н. Луканина — М.: ИНФА-М, 1998.—408 с.
  137. В.Н., Корчагин В. А., Горшков Ю. В. Эффективность мероприятий по уменьшению вредного воздействия автомобиля на окружающую среду. М.: МАДИ, 1985.
  138. В.Н., Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология / Под. ред. В Н. Луканина. М.: Высшая школа, 2001. — 273 с.
  139. В.П., Трофименко Ю. В. Снижение экологических нагрузок на окружающую среду при работе автомобильного транспорта // Итоги науки и техники. Автомобильный и городской транспорт. Т. 19 М.: ВИНИТИ, 1996.-340 с.
  140. В.П., Трофименко Ю. В. Экологические воздействия автомобильных двигателей на окружающую среду. // ВИНИТИ. Итоги науки и техники. Сер. Автомобильный и городской транспорт. Москва, 1993, том 17. С 1−136
  141. В.П., Трофименко Ю. В. Экологически чистая автомобильная энергоустановка: понятие и количественная оценка // ВИНИТИ. Итоги пауки и техники. Сер. Автомобильный и городской транспорт. (Москва).1994. т. 18. С. 1−140
  142. К.Б., Ронкин Г. С. Окружающая среда, рынок и регион. М.: Наука, 1993.
  143. Е.Р. Улучшение приспособленности автомобилей к окружающей среде по выбросам токсичных веществ с отходящими газами: Диссертация на соиск. уч. ст. к.т.н. Тюмень, 1997. 125 с.
  144. И.П., Молдованов О. И., Шишов В. Н. Инженерная экология. Общий курс. В 2-х т. / Под ред. Мазура И. И. — М., Высшая школа, 1996.
  145. О.В., Сарбаев В. И. Определение показателей безопасности дорожного движения с учетом уровня автомобилизации в регионе // Сборник научных трудов МГИУ / Под ред. Н. Г. Хохлова, М.: МГИУ, 1997. С. 164−167.
  146. Л.И., Полунин С. Ф., Ильин II.П., Славин Ф. И. Ореолы рассеяния тяжелых металлов па территории, прилегающей к автомагистрали // Гигиена и санитария. 1983. № 7.
  147. В.Л., Воробьев И. В., Коновалов И. Д., Хазиев Л. Д., Сарбаев В. И. Нормативное обеспечение экологической безопасности автомобилей в эксплуатации. М.: МАДИ (ТУ), 2001. 121 с.
  148. В.А., Сарбаев В. И., Исмаилов А. И., Воробьев И. В. Нормативное обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта в эксплуатации. М., МАДИ — ГТУ, 2004. — 235 с.
  149. В.А., Сарбаев В. И., Хазиев А. А. Техническая эксплуатация городских автобусов (особенности организации и управления) / Под ред. д.т.н. В. А. Максимова. М.: МГИУ, 2002. 112 с.
  150. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. -М., Госкомэкология, 1999.-71 с.
  151. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом)./ Министерство транспорта РФ.: М., НИИАТ, 1998. 86 с.
  152. Методика расчетов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом па городских магистралях. / Министерство транспорта РФ.: М., НИИАТ, 1997.-54 с.
  153. Методические указания по расчету выбросов вредных веществ автомобильным транспортом. ИКТП/ М., Гидрометеопздат, 1985, — 22с.
  154. Методы определения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. М.: МЗ СССР, 1985. 118 с.
  155. А.М. Охрана окружающей среды при разработке месторождений открытым способом. М.: Недра, 1981.
  156. Мониторинг фонового загрязнения природной среды. Л.: 1982.
  157. Дж. Целевое управление организацией/ Под ред. И. М. Верещагина. М.: Сов. радио, 1979. — 144 е.
  158. Л.А., Гольдии А. Я., Молодой П. В. Водопотребление и водоогведение автотранспортных и авторемонтных предприятий. М.: Транспорт, 1988.-207 с.
  159. ЮЛ. Безаварийность и диагностика нарушений в химических производствах. М.: Химия, 1990.- 144 с.
  160. Научные труды НИИ экологических проблем автотранспортного комплекса. Вып. 1. Ч. 1, 2. М.: МАДИ, 1997.
  161. Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. М.: Мир, 1975.- 500 с.
  162. А.Ф. Расчет режимов движения автомобилей на вычислительных машинах. Киев: Техника, 1970. — 172 с.
  163. Е.М. Загрязнение природной среды свинцом от выхлопных газов автотранспорта // Вестник Московского Университета. География. 1975. № 3. С. 28 -36.
  164. Нормативно-правовые основы обеспечения экологической безопасности на железнодорожном транспорте. Васин В. К., Купаев В. И., Тушонков В. Н., Узиков Н.И.// Под. ред. академика МПА Н. И. Узикова. -М.: Изд-во «Желдориздат», 2001. 180 с.
  165. Об окружающей природной среде г. Москвы в 1996 г. // Государственный доклад. М.: Прима-Пресс, 1997.
  166. Обзор загрязнения окружающей природной среды РФ за 1998 г. // Зеленый мир. 1998. № 20.
  167. Окружающая среда // Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Прогресс, 1993. 630 с.
  168. Д.С. и др. Химическое загрязнение почв и их охрана. — М.: Агропромиздат, 1991.
  169. И.П. Ремонт и содержание дорог// Справочник дорожника. — М.- Транспорт, 1989. — 287 с.
  170. Охрана окружающей среды / Под ред. C.B. Белова. М.: Высшая школа, 1991.
  171. Е.И. Экология транспорта. // М.: Транспорт, 2000. — 248 с.
  172. С.М. Миграция солей в микропорах почвы: Автореферат диссертации па соис. уч. ст. д. биол. п. Новосибирск, 1990.
  173. А.И. Геохимия элементов в зоне гипергенеза. М: Недра, 1972.
  174. А.И. Геохпмпя ландшафта. М.: Высшая школа, 1975.
  175. А.И. Геохимия природных вод. М.: Наука, 1982.
  176. А.И. Геохимия эпигенетических процессов (зона гипергеиеза). М.: Недра, 1965.
  177. А.И. Изучая геохимию . (о методологии науки). М.: Наука, 1987.
  178. A.M., Борисенко E.H., Воробьев А. Е. и др. Геохимия ландшафтов России и радиогеоэкология // Инженерная геология и экология. 1995.
  179. А.И., Борисенко E.H., Воробьев А. Е. и др. Систематика и картографирование геохимических ландшафтов при решении геоэкологических задач // Разведка и охрана недр. 1998. jYu 3. С. 27−28.
  180. А.И., Воробьев А. Е. Геохимическая систематика горнопромышленных ландшафтов // Вестник МГУ. География. 1995. № 3.
  181. A.M., Воробьев А. Е. Ландшафтно-геохимические условия размещения предприятий горной промышленности. Изв. РАИ. География. 1994. ЛЬ 2.
  182. А.И., Воробьев А. Г., Борисенко E.H., Самонов А. Е. и др. ¿-Методология составления ландшафтно-геохимических карт территорий загрязненных радионуклидами масштаба 1:1 000 000. Геохимия. 1993. № 7.
  183. В.А., Доичепко В. В., Плечов АЛ. Экологические проблемы в транспортно-дорожном комплексе России // Автомобильный транспорт. — М.: Информавтотранс, 1996.
  184. В.А., Донченко В. В., Виженский В. А. Воздействие автотранспорта на состояние окружающей среды. — М.: Минтранс РФ, 1996.
  185. В.И. Теория организации. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003. — 336 с.
  186. В.П. Научно-практические основы комплексной оценки и прогнозирования состояния окружающей среды в процессе эксплуатации автомобильных дорог: Диссертация д.т.н. — Воронеж, 1997.
  187. Ю.Н. Аттестация работников: Правовое регулирование, организационные вопросы. М.: Проспект, 2000. — 112 с.
  188. .Б. Избранные труды. М: Наука, 1956.
  189. Ю.Г. Вероятностное моделирование на электронных вычислительных машинах. М.: Советское радио, 1971. — 320 с.
  190. П.И. Борьба с шумом на автомобильных дорогах. — М.: Транспорт, 1982.— 176 с.
  191. П.И., Пуркпп В. И. Защита от шума при проектировании автомобильных дорог. — М.: МАДИ, 1985.— 119 с.
  192. A.B., Максимов В. А., Сарбаев В. И. Перспективы развития региональных информационных систем на автомобильном транспорте // В кн.: Образование, наука и производство. Т. 2. / Под ред. C.B. Смирнова. -М.: МГИУ, 2001. С. 132−134.
  193. В.В. и др. Эколого-геохимические исследования городов Нижнего Дона — Ростов-на-Дону. Ростов н/Д., 1993.
  194. Принципы и методы ландшафтно-геохимических исследований миграции радионуклидов. М., 1989.
  195. Проблемы и методы обеспечения экологической безопасности автотранспортного комплекса Московского региона / Под. ред. Е. С. Кузнецова и Г. И. Маршалкина. М.: МАДИ (ТУ), 1998.
  196. Программа развития наземного общественного транспорта Москвы и его материально-технической базы до 2015 год. Отчет о ПИР. М., Моегортраппиипроект, 2002 г.
  197. Протасов В. О)., Молчанов A.B. Экология, здоровье и природопользование в России. М.: Финансы и статистика, 1995.
  198. И. Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990.
  199. О.В. Оценка воздействия автотранспорта на окружающую среду урбанизированных территорий (на примере г. Иваново): Диссертация на соиск. уч. степ, к.т.н. — Иваново, 1999.
  200. Российская автотранспортная энциклопедия. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспортных средств. — Т. 3. — М.: РБООИП «Просвещение». -456 с.
  201. Рост автомобильного парка города, ожидаемые последствия // Оценка, проблемы и пути решения. М.: Российское экологическое федеральное информационное агентство, 1995.
  202. A.B., Фаробин Н. Я. Методические указания к дипломному проектированию по разделу «Охрана труда и окружающей среды». М.: МАДИ, 1987.
  203. А.И. Международная регламентация безопасности конструкций автотранспортных средств. М.: МАДИ, 1989.
  204. Ю.Е. Антропогенные геохимические аномалии: Диссертация на соиск. уч. ст. д.г.м.н. М.: ИМГРЭ, 1982.
  205. Ю.Е. и др. Геохимия окружающей среды. — М.: Недра, 1990.
  206. Е.П., Денисенко В. И., Пилипенко А. П. Борьба с шумом в населенных пунктах. — Киев: Будивельник, 1981. 143 с.
  207. В.И. Административные методы государственного регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта // Вестник машиностроения. 2004. № 5. С.71−77.
  208. В.И. Влияние управления уличным движением на экологическую безопасность транспортных потоков. // Системные проблемы надежности качества, информационных и электронных технологий. М., МИЭМ, 2004.
  209. В.И. Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду и человека // Автомоб. трансп.: Экологическое обозрение. Сер. «Охрана окружающей среды». Вып. 2. М.: Информавтотрапс, 2001. -44 с.
  210. В.И. Выбор вида моделей показателей технической эксплуатации автомобилей. Деп. рук. jl> 509 от 06.10.87. ЦБНТИ Мпнавтотранса РСФСР. 30 с.
  211. В.И. Использование принципов программно-целевого подхода при планировании коэффициента технической готовности автомобильного парка // Сб.: Повышение эффективности использования автомобильного транспорта. Вып. 4. Саратов: СПИ, 1979. 5 с.
  212. Сарбаев 13.И. Квалификационные требования к персоналу экологической службы автотранспортных предприятий // Автотранспортное предприятие. 2003. ЛЬ 1. С. 29−31.
  213. В.И. Методика анализа влияния технико-экономических факторов на техническую готовность автомобильного парка // Сб.: Вопросы повышения эффективности и качества работы автомобильного транспорта. Вып. 2. М.: НИИЛТ, 1981. 10 с.
  214. В.И. Методология имитационного моделирования выбросов загрязняющих веществ от транспортных потоков. // Системные проблемы надежности качества, информационных и электронных технологий. М., МИЭМ. с.
  215. В.И. Научно-методические основы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта // Материалы 62-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ (ГТУ). М.: МАДИ (ГТУ), 2004. С. 80−85.
  216. В.И. Научно-методические основы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта: Цели, закономерности, теории и методы. // Вестник машиностроения. 2004. ЛЬ 7. С. 75−77.
  217. В.И. Научно-методические основы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта: методологические принципы. // Вестник машиностроения. 2004. ЛЬ 8. С. 80−83.
  218. В.И. О влиянии техногенных факторов на выбросы вредных веществ от транспортных магистралей // Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание. Пенза, 2002. С. 59−61.
  219. В.И. О загрязнении окружающей среды предприятиями автотранспортного комплекса // Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных, электронных и лазерных технологий. Часть 3. М.: МГИЭМ, 2001. С. 70−72.
  220. В.И. О загрязнении природной среды транспортными потоками // Материалы и технологии XXI века. Ч. 111. — Пенза, 2001. С. 88−90.
  221. В.И. О системе экологического мониторинга предприятий автосервиса г. Москвы // Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных, электронных и лазерных технологий. Часть 3. М.: МГИЭМ, 2001. С. 59−60.
  222. В.И. О содержании учебных программ дополнительного экологического образования специалистов автотранспортного комплекса г. Москвы // Решение экологических проблем в автотранспортном комплексе. М.: МАДИ (ГТУ), 2001. С. 35−36.
  223. Сарбаев 13.II. Об условиях формирования выбросов вредных веществот транспортных потоков // Состояние и перспективы дорожного комплекса: Вып. 2. Брянск: БГИТЛ, 2001. — С. 42−43.
  224. В.И. Организационно-техническое обеспечение системы дополнительного профессионального образования ГК «Мосгортранс» // Наукоемкие технологии образования / Под общей ред. М. М. Благовещенской. Таганрог: ТРТУ, 2001. 265 с.
  225. В.И. Основные методологические принципы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта // Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей. Владимир: Посад, 2003. С. 502−505.
  226. В.И. Оценка влияния подсистем технической эксплуатации на экологическую безопасность транспортной компании // Системные проблемы надежности, качества, информационных и электронных технологий. М.: МГИЭМ, 2004.
  227. В.И. Проблемно-ситуационный подход в экологическом дополнительном профессиональном образовании. // Горное, нефтяное и геоэкологическое образование в XXI веке. М., РУДН, — 2004.
  228. В.И. Программно-целевой подход в управлении экологической безопасностью автотранспортного комплекса // Экономика природопользования и природоохраны. Пенза, 2002. С. 124−128.
  229. В.И. Системный анализ экологической безопасности транспортных потоков // Состояние и перспективы развития дорожного комплекса. Выи. 3. Брянск: БГИТЛ, 2001. — 82 с.
  230. В.И. Системный подход при решении задач по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта // Техника, технология и перспективные материалы / Под ред. Л. Д. Шляпина. М.: МГИУ, 2003. С. 429−433.
  231. В.И. Совершенствование методов анализа и планирования показателей эффективности технической эксплуатации автомобилей. М.: ЦБНТИ Минавтотранс РСФСР, 1981. -47 с.
  232. В.И. Структура затрат па обеспечение экологической безопасности автотранспортных предприятий // Экономика природопользования и природоохраны. Пенза, 2002. С. 143−145.
  233. В.II. Структура и условия функционирования системы ф «Экологическая безопасность автомобильного транспорта» // Техника, технология и перспективные материалы / Под ред. А. Д. Шляпина. М.: МГИУ, 2003. С. 426−429.
  234. В.И. Теоретические основы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта. М.: МГИУ, 2003. 144 с.
  235. В.И. Требования к учебным программам экологического дополнительного профессионального образования // Горное, нефтяное и геоэкологическое образование в XXI веке. М., РУДИ, 2004.
  236. В.И. Учебно-методическое обеспечение системы дополнительного профессионального образования специалистов транспортной компании // Наукоемкие технологии образования / Под общей ред. М. М. Благовещенской. Таганрог: ТРТУ, 2001. С. 234−236.
  237. В.И. Экологические требования к автотранспортным предприятиям // Автомоб. трансп.: Экологическое обозрение. Сер. «Охрана окружающей среды». Вып. 1. М.: Информавтотранс, 2002. 53 с.
  238. В.И. Экологические требования к предприятиям автосервиса и автомобильного транспорта. М.: МГИУ, 2003. 55 с.
  239. В.И. Экономические и идеологические методы регулирования в области обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта // Вестник машиностроения. 2004. JV" 4. С.69−75
  240. В.И., Воробьев А. Е. Факторы экологического риска на транспорте // Риски в современном мире: идентификация и защита / материалы V 111 Международных научных чтений Белые ночп-2004. С-II, Изд. МАНЭБ, 2004. — 405с., С. 180−182.
  241. В.И., Воробьев А. Е. К вопросу об оценке экологической опасности транспортных систем // Риски в современном мире: идентификация и защита / материалы V 111 Международных научных чтений Белые ночи-2004. С-П., Изд. МАНЭБ, 2004. С. 306−308.
  242. В.И., Грачев U.M. Среда дистанционного обучения для системы дополнительного образования // Материалы 1Международной конференции и Российской научной школы. Часть 1. М.: НИИ «Автоэлектроника», 2000. С. 46−49.
  243. В.И., Грачев H.H., Тарасов В. В. Проблемы повышения квалификации специалистов автотранспортного комплекса // Сборник научных трудов. Том III. Перспектива и проблемы интеграции образования и производства. М.: МГИУ, 2000. С. 150−154.
  244. В.И., Джанянц A.B. Выработка рекомендаций по рациональному размещению постов мониторинга в Щелковском районе. Деп. рук. Л" 417. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2001. jV" 1. M., 2000. 10 с.
  245. В.И., Джанянц A.B., Шилкова О. С. Составление эколого-геохимической карты Калужской области. Деп. рук. ЛЬ 412. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2001. ЛЬ 1. М., 2000. 12 с.
  246. В.И., Лещенко М. И. Квалификационные требования к персоналу экологической службы автотранспортных предприятий // Вестник машиностроения. 2004. ЛЬ 3. С. 74−76.
  247. В.И., Орлов В. П. Дифференцированно определять уровень технической готовности парка // Автомобильный транспорт, 1986, ЛЬ 1. С. 50−51.
  248. В.П., Роганова Н. С. Автомобильные эксплуатационные материалы / Под ред. В. И. Сарбаева. М.: МГИУ, 2002. 84 с.
  249. В.И., Селиванов С. С., Коноплев В. Н. Демин Ю.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей / Механизация и экологическая безопасность производственных процессов. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. -448 с.
  250. В.И., Селиванов С. С., Коноплев В. Н. Механизация производственных процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей. М.: МГИУ, 2003.-284 с.
  251. В.И., Тарасов В. В. Проблема выбора стратегии технической эксплуатации автомобилей малыми предприятиями // Труды Инженерно-экономического института. Вып. 2. М.: Изд-во Россельхозакадемпп, 2002. С. 528−521.
  252. В.И., Тарасов В. В. Проблемно-ситуационный подход в дополнительном профессиональном образовании // Образование, наука и производство. Т. 3 / Под ред. Н. Г. Хохлова. М.: МГИУ, 2001. С. 143−146.
  253. В.И., Тарасов В. В. Проблемы совершенствования системы повышения квалификации инженерно-технических работников предприятий // Сборник научных трудов МГИУ / Под ред. Н. Г. Хохлова. -М.: МГИУ, 1997. С. 187−190.
  254. В.И., Тарасов В. В. Техническая эксплуатация автотранспортных средств // Выбор стратегии в организации и управлении / Под общ. ред. В. В. Тарасова. М.: МГИУ, 2004. 192 с.
  255. В.И., Тарасов В. В. Условия функционирования и выбор стратегии развития предприятий автосервиса / Под ред. В. И. Сарбаева. М.: МГИУ, 2001.- 89 с.
  256. В.И., Тарасов В. В. Условия функционирования и выбор стратегии развития предприятий автосервиса / Под ред. В. И. Сарбаева. М.: МГИУ, 2002, — 116 с.
  257. В.И., Тарасов В. В. Условия функционирования и выбор стратегии развития предприятий автосервиса / Под ред. В. И. Сарбаева. М.: МГИУ, 2001. —88 с.
  258. В.И., Троицкий Л. И., Зотов В. Б. Насколько нужен пассажирский автопоезд// Городское хозяйство ¿-Москвы. 1988. Л1> 9. С. 2930.
  259. A.C. Архитектура автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1993.-272 с.
  260. С.А., Голованов Л. В. Прогнозирование развития больших систем. М.: Статистика, 1975. 192 с.
  261. В.М. и др. Краткая характеристика геохимических ландшафтов г. Новороссийска // Экология: Опыт. Проблемы. Поиск. — Новороссийск, 1991. С. 114−122.
  262. Г. П. Экологический аудит. М.: «Экзамен», 1999.-448 с.
  263. И.Я. Защита воздушного бассейна при сжигании топлива. Л.: Недра, 1988.
  264. В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. М.- Транспорт, 1977. — 303 с.
  265. В.В., Варна Я. Э., Еремин В. М. Имитационное моделирование транспортных потоков на автомобильных магистралях // Организация и безопасность дорожного движения. Вып. 3. Тбилиси: Сабчота Саакртвело, 1983. С. 93−102.
  266. В.В., Еремин В. М., Муравьева Л. И. Имитационное моделирование транспортных потоков в проектировании дорог. М.: МЛ ДМ, 1981.- 119 с.
  267. В.В., Кочарян Т. В. Оценка вариантов автомобильных дорог с учетом движения потоков автомобилей методами математического моделирования на ЭЦВМ // В кн.: Проектирование и строительство автомобильных дорог. Вып. 37. М.: МАДИ, 1972. С. 4−10.
  268. В. Арсенов Е. Е. Перспективные топлива для автомобилей. М.: Транспорт, 1979.
  269. А.Г. Пути преодоления негативных последствий дорожного строительства на ландшафты Оренбургской области. — Оренбург, 1999.
  270. Современные методы эксплуатации дизельных автомобилей в подземных условиях и па глубоких карьерах, снижающие вредное воздействие на окружающую среду. / Штурман Д., Шрайбер X., Рихтер Ф., Комащенко В. И., Курбатов С. М., М.: МГИУ, 1999.- 128 с.
  271. Г. В., Третьяков Л. М. Практикум по диагностированию автомобилей. М.: Высшая школа, 1986. — 439 с.
  272. Стратегия выхода из глобального экологического кризиса: Материалы научных чтений. Спб.: Издательство МАНЭБ, 2001.- 320 с.
  273. Л.П., Химушкип Л. С. Дороги тоже дорожают // Экономика и жизнь. 1994. Кч 10.
  274. М.Г. Предложения по снижению стоимости очистки поверхностного стока с полотна мостовых переходов на стационарных установках // Экологически устойчивое строительство дорог России. 1999. С. 42−44.
  275. Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Е. С. Кузнецова. -М.: Наука, 2001.-535 с.
  276. Технический отчёт о проведении пуско-наладочиых работ на очистных сооружениях ливневой канализации. — М.: ООО «Росэкострой», 1999.
  277. Ю.В. Промышленно-транспортная экология. Ч. 1. М.: МАДИ, 1998.
  278. Ю.В. Теория экологических характеристик автомобильных энергоустановок: Диссертация д.т.н. М., 1996. 355 с.
  279. Ю.В., Медовщиков Ю. В. Методика нормирования вредных выбросов перспективных АТС // Улучшение экологических характеристик автомобилей и тракторов. Проблемы снижения шума, вибрации и токсичных автомобилей. М.: НАМИ, 1989. 105 с.
  280. Ю.В., Шелмаков C.B. Оценка токсичности и топливной экономичности автотранспортных средств в ездовых циклах // Транспорт: наука, техника, управление. М.: ВИНИТИ, 1994. JST" 3. — С. 56−63.
  281. Указания по нормированию и борьбе с загрязнениями окружающей атмосферы на предприятиях Министерства автомобильного транспорта. РСФСР // МУ0200-РСФСР-13−0095−79. -М., 1979. 120 с.
  282. Управление персоналом организации // Практикум. Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2000. — 296 с.
  283. Т.Р., Кратко А. П., Мазинг М. В. Методы снижения вредных выбросов с отработавшими газами автомобильных двигателей. -M., 1 ШИНавтонром., 1979. 65 е.
  284. Ю.Н. Техническая эксплуатация и экологическая безопасность автомобильного транспорта. Учебное пособие / МАДИ ГТУ. М., 2001. -135 с.
  285. Экология и природоохранная деятельность на транспорте. М., НИИАТ, 1994.-201 с.
  286. Е.Д., Кумемото X. Надежность технических систем и оценка риска // Под ред. B.C. Сыромятникова. М.: Машиностроение, 1984. 528 с.
  287. Химическое загрязнение почв и их охрана, /Д.С. Орлов и др. М.: Агропромиздат, 1991.
  288. Е.В., Сарбаев В. И. Типизация автодорожных геохимических ландшафтов. Деп. рук. №. 403 от 25.10 // Горный информационно-аналитический бюллетень. М., 2000. № 10. 21 с.
  289. Н.Г., Сарбаев В. И. О концепции развития системы дополнительного профессионального образования крупной транспортной компании // Образование и наука: Проблемы и перспективы развития. СПб.: СПбГТУ, 2001. С. 107−108.
  290. В.К. Снижение вредных выбросов при эксплуатации ДВС на рудниках // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 4. С. 80−85.
  291. A.B., Погодин М. Л., Никифоров А. Л., Шилкова О. С., Сарбаев В. И. Геоэкологические проблемы в горнопромышленном комплексе Кыргызстана. МГГУ. Деп. рук. от 09.10.2000. № 400. 42 с.
  292. С.С. Методы повышения экологической безопасности автодорог общественного пользования (на примере снижения выбросов вредных веществ с отработавшими газами автомобилей): Диссертация на сонск. стен, к.т.н. Иркутск, 1999.
  293. О.С., Джанянц A.B., Сарбаев В. И. Загрязнение придорожной полосы тяжелыми металлами // Горный информационно-аналитический бюллетень. М.: МГГУ, 2000. № 2. С. 126−129.
  294. О.С., Сарбаев В. И., Джанянц A.B. Очистка поверхностных стоков в местах пересечения МКАД с водными объектами // Горный информационно-аналитический бюллетень. М., 2000. № 10. С. 144−147.
  295. В.В., Михайлов A.M. Зависимость количества выбросов вредных веществ от состояния технологического транспорта карьеров Кривбасса // Горный журнал. 1997. № 3.
  296. В.Д., Мочешков Н. А., Парфенов Е. В., Дымность отработавших газов карьерных автомобилей и методы ее снижения. М., ЦНИИ Экономики и цветной металлургии, 1988.-36 с.
  297. Экологический энциклопедический словарь.- М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.- 930 с.
  298. Экологическое право России /Под ред. д. юр. н., проф. В. Д. Ермакова, д.юр.п., проф. А. Я. Сухарева. Институт международного права и экономики. М.: Триада, Лтд, 1997. -480 с.
  299. Экология городского автотранспорта Москвы. Основные проблемы и пути их решения. М., 1996.- 89 с.
  300. Экология и природоохранная деятельность на транспорте // Тематический сборник нормативно-справочных материалов. М.: Трансконсалтинг, 1994. 201 с.
  301. Экология Москвы: Решения, проблемы, перспективы / Под ред. Г. Н. Львова. М., 1997.
  302. Экономические механизмы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта. М.: НИИАТ, 2002. — 52 с.
  303. Якубовский 10. А. Автомобильный транспорт и зашита окружающей среды. М.: Транспорт, 1993.
  304. A. Guide to Practical Technologial Forecasting. Preutice-hall inc., Englewood cliffs, New Yersey, 1973.
  305. Applied General systems theory second edition. John P. Van Gigeh. California State University Saramento.
  306. Berge T. Vehicle noise emission limits Influence on traffic noise levels past and future. Noise Control Engineering J., 42 (2), 1994.
  307. Kragh J., Sandberg U. Noise emission from road vehicles 1990−2010. Proc. Of Inter Noise 94, Aug. 1994, Jokohama, Japan.
  308. Sandberg U. Vehicle noise emission changes during the period 1974−1988. Prok. Of Inner Noise 89, Dec. 1989, Newport Beach, С A, USA.
  309. Sargent J.W., Fortergill L.C. A survey of environmental noise levels in the UK. Proc. Of Noise 93, May-Jun. 1993, St.-Petersburg, Russia.
  310. SYSTEMS SIMULATION. The art and science. Robert E. Shannon. University of Alabama in Huntsville. Huntsville, Alabama. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1975.
Заполнить форму текущей работой