Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гигиеническая оценка организации обучения врачей-интернов с учетом типов личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Условия обучения в интернатуре определяются условиями внутренней среды в помещениях по месту обучения и прохождения интернами профессиональной подготовки. Анализ данных аттестации рабочих мест специалистов в филиалах ФГУЗ и Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Ростове-на-Дону, а также в учебных кабинетах учебно-лабораторного корпуса РостГМУ на кафедре гигиены ФПК и ППС… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ИНТЕРНОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .,
  • ГЛАВА 3. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ
    • 3. 1. Организация учебного процесса и профессиональной подготовки врачей-интернов учреяадений Госсанэпиднадзора
    • 3. 2. Гигиеническая характеристика образа жизни врачей-интернов учреждений Госсанэпиднадзора
  • ГЛАВА 4. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ
    • 4. 1. Гигиеническая оценка соматического здоровья врачей-интернов
    • 4. 2. Гигиеническая оценка психического здоровья врачей-интернов
    • 4. 3. Гигиеническая оценка влияния типологических свойств личности на показатели самочувствия и умственной работоспособности интернов.87″

Гигиеническая оценка организации обучения врачей-интернов с учетом типов личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Просчеты в развитии здравоохранения в переходный период смены общественных отношений в России привели к серьезному снижению качества оказания медицинской помощи и ее доступности для основных слоев населения (М. Borowitz et al., 2006; A. Dixon et al., 2006; I. Kickbusch, 2006; M. McKee, 2006; M. McKee, A. Fidler, 2006), а также к ухудшению качества подготовки медицинских специалистов разного уровня (Б.А. Войцехович и др., 2006; Е. С. Воробьева и др., 2007; Ф. И. Гильмиярова и др., 2007).

Между тем перспективы развития здравоохранения Российской Федерации в значительной мере зависят от его главного ресурса — профессионального уровня и качества подготовки медицинских кадров: именно они способны многократно повысить эффективность деятельности системы в целом (И.Н. Денисов и др., 2007; М. А. Татарников, 2007; И. М. Шейман. 2007; Дж. Бьеркман, 2007; С. А. Никифоров, 2008). Сегодня во всем мире идет осмысление того, каким должно быть медицинское образование, каковы его роль и место в развитии государства (Н.С. Григорьева, 2007; P. Dangerfield, 2001). ВОЗ, указывая на необходимость изменений в медицинском образовании, особо подчеркивает важность таких аспектов, как понимание функции врача в общественеобходимость непрерывного медицинского образованиясотрудничество между различными категориями медицинских работников (С. De Valek et al., 2001; Отчет ВОЗ, 2004). При этом центр тяжести в мировой и российской медицине все больше перемещается от лечебной деятельности к профилактике, что ставит новые задачи в гигиеническом воспитании и образовании врачей любого профиля (B.C. Нечаева, О. Н. Вишнякова, 2007; А. И. Вялков и др., 2006; H.H. Гурин и др., 2000; T.J. Leibrandt, J.S. Kukora, 2001), и особенно повышает требовательность к качеству подготовки специалистов Роспотребнадзора (O.A. Груздева, 2007; Г. Г. Онищенко, 2009) и подтверждает потребность в их количестве (протокол Решения коллегии Роспотребнадзора от 11.12.2009 г.).

Известно, что качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования (В. Зайцева,-2005; Е. В. Панфилова и др.,.

2006; А. Е. Девяткин и др., 1999; М. М. Кириллов и др., 1999). Повышение эффективности здравоохранения определяется не только использованием современных организационных и экономически обоснованных форм оказания медицинской помощи и внедрением ресурсосберегающих технологий — оно вообще невозможно без совершенствования системы профессиональной подготовки медицинских кадров и без развития новых педагогических технологий (Г.В. Василенко, О. М. Камишний, 2007; В. В. Власов, 2007; М. Agran. 2001). Действительно, принципы преподавания в интернатуре, как в стенах вузов, так и на рабочих местах в клиниках и учреждениях Роспотребнадзора на сегодняшний день требуют коррекции (A.A. Абрамов, 2008; Д. Н. Бубнов и др., 2000).

И главная проблема в том, что практикуемый до сих пор принцип группового обучения совершенно нивелирует психологические особенности обучаемого врача-интерна, как взрослого индивида (С.И. Абакаров, 2003; Т. Д. Джабраилова, Р. Ю. Запилов, 2000), нарушая основы андрогогики. Недоучет психологических особенностей личности врача-интерна, как индивида, уже существенно отличающегося от студента, создает трудности в начале его непосредственной профессиональной деятельности — как в статусе врача-интерна, так и в первые три-четыре года самостоятельной карьеры врача (A.A. Боченков, Д. А. Тимофеев, 2007; O.A. Груздева, 2007; И. В. Духанина, М. В. Духанина, 2006; Г. А. Игнатенко и др., 2006; И. Е. Крамной и др., 2007).

И дело не только в перегрузках учебной деятельности, спровоцированных нарушением принципов андрогогики, ухудшающих психоэмоциональное состояние врача-интерна, влияющих на его самочувствие, умственную работоспособность и другие донозологические признаки здоровья. Гораздо важнее то, что в итоге методологических изъянов уже на ранних этапах профессиональной деятельности может формироваться и синдром хронической усталости, и синдром «эмоционального выгорания» специалиста, и полная потеря мотивации к труду ((Н.И. Глушкова, 2004; Г. Х. Мустафин и др., 2005; E.H. Водопьянова, 2006; Е. Г. Степанов, 2006; П. И. Любченко, 2007).

В итоге все это является предпосылкой к ухудшению адаптации специалиста в коллективе, провоцирует текучесть кадров, необоснованную профессиональную переориентацию и снижение профессионального уровня специалистов и отражается на качестве лечебно-профилактической помощи населению и уровне его санитарно-эпидемиологического благополучия [С.И. Абакаров, 2003; Л. С. Агаларова, 2006; Н. Д. Богомолова, 2005; Т. В. Жукова и др., 2003].

До сих пор пути и идеи решения указанных проблем находятся в стадии экспериментирования и обсуждения, причем исследования касаются в основном обучения студентов и не затрагивают проблемы и возможности изучения влияния нагрузки на врача-интерна — на индивида с присущими для взрослого обучаемого особенностями переработки учебной информации. Личностно-ориентированное обучение, декларируемое в некоторых современных научных работах (Н.Е. Khoo et al., 2001; R.J. Markert, 2001; F.W.Jr. Markham et al., 2001), в масштабах России пока еще не только не внедрено на практическом уровне, но и не прошло стадию исследования и научного обоснования: таких работ, тем более посвященных индивидуализации обучения врачей-интернов, на временном промежутке 2000;08 гг. в доступной литературе не встречалось.

На наш взгляд, если в современных условиях не учитывать при подготовке индивидуальные особенности личности будущего специалиста (А.А. Бочен-ков, Д. А. Тимофеев, 2007), то нельзя рассчитывать на благоприятный эффект обучения и профессиональной подготовки интерна на уровне требований Государственного образовательного стандарта и с условием его быстрой профессиональной адаптации, высокой работоспособности и долговременного сохранения здоровья. Все отмеченное выше указывает на актуальность проблемы и обосновывает научно-практический интерес к ней.

Цель работы — дать гигиеническую оценку условий обучения и состояния здоровья врачей-интернов (на примере врачей-интернов учреждений гос-санэпидслужбы) и разработать гигиенические рекомендации по их оптимизации с учетом типов личности интернов.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) дать гигиеническую характеристику условий и организации обучения врачей-интернов при традиционной форме организации учебного процесса;

2) изучить образ жизни врачей-интернов, выявить факторы риска их здоровью;

3) оценить уровень физического развития, соматического и психического здоровья, самочувствия и работоспособности врачей-интернов;

4) определить типологические характеристики личности врачей-интернов, установить на их основе типы психологических портретов и темпераментов;

5) изучить взаимосвязи показателей здоровья, самочувствия и умственной работоспособности интернов с типологическими особенностями их личности;

6) разработать гигиенические рекомендации по оптимизации обучения врачей-интернов с учетом психологического типа их личности.

Научная новизна исследования.

Впервые дана гигиеническая оценка условий, организации и содержания работы, а также состояния здоровья, самочувствия, умственной работоспособности и типологических особенностей личности врачей-интернов" учреждений госсанэпидслужбы.

Выявлена неблагоприятная тенденция ухудшения показателей физического-здоровья (увеличение индекса массы тела и снижение уровня функционирования органов кровообращения в покое) у врачей-интернов, что объясняется снижением двигательной активности, изменением питания и неактивным образом жизни. Вместе с тем, по сравнению со студентами, результаты анкетирования выявили у врачей-интернов достоверное снижение выраженности жалоб на дисфункцию основных соматических систем, симптомов вегетативной дистонии, уменьшение частоты заболеваний и проявлений психического нездоровья, что может объясняться улучшением их социально-психологического статуса.

Установлено, что врачи-интерны с набором психологических, характеристик экстраверта, логика и тактика (ЕТ1-тип) имеют более благоприятные показатели соматического и психического здоровья, более высокие показатели самочувствия, настроения и умственной работоспособности и реже болеют в году, по сравнению с. остальными коллегами.

Доказано, что в качестве перспективных «партнеров по работе» достоверно чаще выбираются врачи-интерны с темпераментом Б-Г-типа (традиционалиста) и с повышенными показателями умственной работоспособности, что позволяет учитывать эти типологические свойства при профессиональном психологическом отборе врачей-интернов учреждений госсанэпидслужбы.

Практическая значимость работы.

По материалам диссертации разработаны гигиенические рекомендации по охране и укреплению здоровья врачей-интернов* учреждений Госсанэпиднадзора, которые предлагают комплексный подход к решению проблемы оптимизации условий, труда, профессиональной адаптации, улучшения питания, сохранения-здоровья и работоспособности врачей-интернов этого профиля, а также методические рекомендации «Комплексная оценка труда интернов». Показано, что учет типологических свойств личности позволяет прогнозировать степень профессиональной адаптации врачей-интернов учреждений Госсанэпиднадзора, уровень их самочувствия и умственной работоспособности.

Определено, что для интернов МПФ наилучшими партнерами и наставниками по работе могут быть, лица с психологическим портретомЕ8Т1-Администратор и высокими показателями умственной работоспособности, а для интернов ПФ — партнеры и специалисты-наставники с психологическими портретами 18Т7-Опекун, 18Р1-Консерватор и Е8Р1-Торговец.

Внедрение результатов исследования.

Разработаны и утверждены на региональном уровне методические рекомендации «Комплексная оценка труда интернов» (утв. Руководителем Управ- -ления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю 03.09.2008) для оптимизации организации и проведения интернатуры по специальности «Общая гигиена».

Материалы диссертации используются в практической работе при подготовке интернов на базе кафедры гигиены РостГМУ (акт внедрения от 10.09.2010 г.), а также в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (акт внедрения от 25.11.2009 г.).

Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на заседаниях кафедры гигиены, а также на Всероссийских и Международных научных конференциях (Москва, 2006 г.- Черногория, 2008 г.).

127 ВЫВОДЫ.

1. В результате проведенной гигиенической оценки условийорганизации и содержания работы, а также состояния здоровья, самочувствия и умственной работоспособности врачей-интернов учреждений госсанэпидслужбы с учетом-типологических, особенностей, личности определены основные направления оптимизации их профессионального обучения. ,.

21 Условия труда на рабочих местах врачей-интернов учреждений Госсанэпиднадзора в целом отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по показателям! микроклимата^ освещенности и электромагнитных излученийи относятся по степени • вредности и опасности к, допустимым (2 класс). Труд врачей-интернов учреждений госсанэпидслужбы по содержанию отличается, от работы специалистов Роспотребнадзора с высшим медицинским образованием лишь наличием учебного* компонента (26,3%),. а также кратковременностью и случайностью, в выполнении профессиональных видовдеятельности. *.

3. В структуре производственных видов деятельности врачей-интернов, учреждений госсанэпидслужбы ведущие позиции занимает работа с документацией (19,8% рабочего времени), время, посвященное: обследованию объектов надзора (15,0%), и затраты времени: на проведение служебных переговоров и производственных консультаций (14,8%). Ведущими неблагоприятными факторами производственного процесса для врачей-интернов учреждений госсанэпидслужбы является работа с ПЭВМ и ВДТ (62,7%), «однообразная работа с документацией» (569%) — «нервно-эмоциональные перегрузки» (52,9%), «действие электромагнитных излучений» (35,3%), а также «частые сверхурочные работы» (31,4%).

4. Средняя заработная плата врачей-интернов учреждений? Госсанэпиднадзора меньше прожиточного минимума, траты на питание составляют не менее 62% их зарплаты, 38% врачей-интернов проживают в общежитиях или снимают жилье- 61% предпочитали неактивные формы отдыха, что указывает на/ наличие у них неблагоприятных факторов образа жизни.

5. К окончанию интернатуры у врачей-интернов имеет место ухудшение? показателей физического здоровья^ (увеличение индекса массы тела и ухудшение функции кровообращения в покое), что объясняется: изменением? питанияи неактивным образом-жизни. Вместе с тем результаты анкетирования: выявили у врачей-интерновдостоверное снижение частоты заболеванийуменьшение? выраженностисимптомов-дисфункции основных соматических систем-и проявлений-психического нездоровья (по сравнениюсо студентами).

6. В структуре патологической пораженности у интернов лидируют болезни органов пищеварения (22,8%), дыхания (19,3%) и костно-мышечной системы (17,2%)на фоне превышения патологической пораженностиврачей-интернов учреждений госсанэпидслужбы' (на 20%) относительно: врачей-интерновосваивающих специальность «Педиатрия». 7. Поальтернативным типологическим характеристикам среди, врачей-интернов чаще всего встречались экстраверты (65,3%), сенсоры- (70,2%), эмо-циональг (636%) и тактики (79−3%), по типу темперамента — традиционалисты (61,7%), а по типу психологического портрета — торговцы (19−2%), администраторы (17,8%), консерваторы (12,5%) и опекуны (11,4%).

8., Врачи-интерны с набором, психологических характеристик экстраверта, логика и тактика (ЕТТ-тип) имеют более благоприятные показатели соматического и психического здоровьяболее высокие показатели самочувствия, настроения .и умственной работоспособности и: реже болеют в году, по сравнению с, остальными коллегами. Врачи-интерны с темпераментом 81-типа (традиционалиста) чаще, выбираются как перспективные1 «партнеры по работе», что следует учитывать при профессиональном психологическом, отборе врачей-интернов учреждений госсанэпидслужбы и рекомендовать лиц с подобными характеристиками в качестве наставников для подготовки интернов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Повышение эффективности здравоохранения невозможно без совершенствования системы профессиональной подготовки медицинских кадров и без развития новых педагогических технологий (В.В. Власов, 2007; М. Agran. 2001) и потому принципы преподавания в интернатуре, как в стенах вузов, так и на рабочих местах в клиниках и учреждениях Роспотребнадзора на сегодняшний день требуют коррекции (A.A. Абрамов, 2008; Д. Н. Бубнов и др., 2000).

Недоучет психологических особенностей личности врача-интерна создает трудности в начале его профессиональной деятельности (A.A. Боченков, Д. А. Тимофеев, 2007; O.A. Груздева, 2007; И.В. ДуханинаМ.В. Духанина, 2006; Г. А. Игнатенко и др., 2006; И. Е. Крамной и др., 2007) и может стать существенным препятствием для его быстрой профессиональной адаптации, сохранения высокой работоспособности и здоровья. Все отмеченное выше определило актуальность проблемы и направления наших научных исследований.

Основным объектом исследования были выпускники МПФ, интернатура которых по специальности «Общая гигиена» проходила на базе кафедры гигиены ФПК и ППС РостГМУ, а профессиональная подготовка — на базе филиалов Управления Роспотребнадзора по Ростовской области и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в г. Ростове-на-Дону и других городах ЮФО. Группами сравнения в оценке показателей здоровья были интерны ПФ, проходившие интернатуру по специальности «Педиатрия» на базе кафедр детских болезней № 1 и № 2, а также студенты старших курсов МПФ и ПФ РостГМУ.

Было установлено, что в соответствии с требованиями унифицированных учебных профессиональных образовательных программ на обучение в интернатуре по специальностям «Педиатрия» и «Общая гигиена» и с рабочими программами подготовки по соответствующим дисциплинам, на прохождение интернатуры отводится 11 месяцев — 1728 учебных часов, из которых 71,2% должна составлять профессиональная подготовка по специальности (у интернов ПФ — 1472, у интернов МПФ — 1090 часов в год). В структуру объема часов подготовки, помимо элективов, входит время аудиторных (лекционных, семинарских и практических) занятий, которые у интернов МПФ в целом составили 26,3% всего времени подготовки (против 4,4% у интернов ПФ). При этом у интернов МПФ было почти в 10 раз больше часов семинарских занятий, что заставляет учитывать отдельно этот вид деятельности интернов МПФ как достаточно значимый в общей структуре их деятельности в интернатуре.

Условия обучения в интернатуре определяются условиями внутренней среды в помещениях по месту обучения и прохождения интернами профессиональной подготовки. Анализ данных аттестации рабочих мест специалистов в филиалах ФГУЗ и Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Ростове-на-Дону, а также в учебных кабинетах учебно-лабораторного корпуса РостГМУ на кафедре гигиены ФПК и ППС по параметрам микроклимата, освещенности и ЭМИ не выявил каких-либо заметных отклонений от требований действующих нормативных документов. Так, практически все показатели микроклимата (для холодного периода года) в рабочих и учебных помещениях, где проходили профессиональную подготовку и обучение интерны, отвечали Сан-ПиН 2.2.4.548−96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» и не превышали допустимых уровней показателей микроклимата. Даже в случаях нарушения работы отопительных систем в учебных аудиториях РостГМУ семинарские и лекционные занятия с интернами проводились в благоприятных условиях малого и большого конференц-залов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области».

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Методика обучения в интернатуре СПбМАПО по специальности «Стоматология общей практики» // Институт стоматологии: научно-практический журнал. 2008. — № 2. — С. 24−26.
  2. С. И. О подготовке врачей-стоматологов в интернатуре и клинической ординатуре на современном этапе // Новое в стоматологии. — 2003. — № 8. -С. 4−6.
  3. С.И. Актуальные вопросы и пути совершенствования последипломного образования специалистов стоматологического профиля в Российской Федерации // Стоматология: двумесячный научно-практический журнал. — 2006. Том 85, № 1. — С. 4−7.
  4. З.Е. Особенности психофизиологических и биохимических показателей в гигиенической оценке процесса обучения студентов: Автореф. дис. .канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, 2005. — 22 с.
  5. JI.C. Организация труда и анализ трудовых затрат врачей общей практики // Здравоохр. Рос. Федерации. 2006. — № 3. — С. 46−48.
  6. JI.C. Технология работы врачей общей практики и участковых терапевтов // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2006. — № 6. — С. 29−32.
  7. JI.C. Объем и характер амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой врачами общей практики и участковыми терапевтами городскому населению // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. — 2007. № 1. — С. 2629.
  8. Т.С., Васильцев Я. С., Инзель Т. Н. и др. О необходимости входного контроля практических навыков в интернатуре терапевтов // Материалы Юбилейной конф., посвящ. 200-летию Российской военно-медицинской академии: Томск.-1999. Вып. 7, Т. 1. С. 185−186.
  9. А.Х. О необходимости системного совершенствования надзорной деятельности Роспотребнадзора // Материалы X съезда гигиенистов и санитарных врачей. Кн. 1. М., 2007. — С. 56−59.
  10. А.П., Михалин М. А., Седая Ю.С, Чучко Д. Ю. Социальный портрет современного студента (по результатам социологического исследования) // Эксперим. и клинич. медицина. 2000. — № 1. — С. 174−176.
  11. Н.Х. Здоровье и труд: поиски и достижения медицины труда на рубеже двух столетий // Казанский медицинский журнал. — 2000. Т. 81, № 5. — С. 351−364.
  12. И. От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. // Медицинская кафедра: научно-практический журнал. — 2003. № 3. — С. 142−147.
  13. Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья // Гигиена и санитария.-2004. № 2.-С. 55т58.
  14. A.M., Аронов Е. А., Белик Д. В. Совершенствование организационно-экономических механизмов комплексного технического оснащения лечебно-профилактических учреждений // Мед. техника. 2007. — № 4. — С. 34.
  15. А. А. Изменения вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам // Гигиена и санитария. -2007. № 1. — С. 62−64.
  16. И.П., Горбач H.A., Лисняк М. А. Человеческий капитал и здоровье: подходы к проблеме // Пробл. управления здравоохранением. 2007. — № 6. -С. 34−39.
  17. А. Соционика: Введение. М.: ACT, СПб: Terra Fantastica, 1998.-445 с.
  18. И.А., Студзинский О. Г., Ушенин С. Г., Гашкова Л. А. Преподавание основ медицинской психологии врачам-курсантам смежных специальностей //
  19. Журн. дерматовен. и косметол. им. H.A. Торсуева. 2007. -№ 1−2. — С. 185.
  20. М.Я., Лусе И. Ю., Спруджа Д. Р., Кузнецов В. М. и др. Факторы риска здоровья медицинских работников // Мед. труда и пром. экология. 2002. — № З.-С. 28−33.
  21. Э.Л., Баринова М. Э., Иванова И. П., Гупало Л. А. Внедрение основ доказательной медицины в курс последипломного образования врачей дерматовенерологов // Журн. дерматовенерол. и косметологии им. Н. А. Торсуева. — 2007. -№ ½. С. 137−139.
  22. В.Я., Корниенко Г. В. Особенности подготовки интернов по детской хирургии // Запорож. мед. журнал. 2007-N 2. — С. 173.
  23. O.A., Буткарева Т. А., Белостоцкая Е. В. О реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в рамках гражданского судопроизводства // Материалы X съезда гигиенистов и санитарных врачей. Кн. 1.-М., 2007.-С. 79−81.
  24. М.В., Шепарев A.A., Ластова Е. В., Потапенко A.A. Причины нарушения здоровья медицинских работников лечебно-профилактических учреждений г. Владивостока // Мед. труда и пром. экология. 2006. — № 12. — С. 1820.
  25. Я.С., Гапонов В. В., Яльченко H.A. Особливост1 викладання xipyprii для штершв зпдно вимог кредитно-модульно!" системи // Актуальш пробл. сучасно!" медицини. 2006. — Т.6, Вып. ½. — С. 292−294.
  26. Н.Д. Состояние здоровья населения и основные направления межведомственного сотрудничества в области профилактики в Кемеровской области // Медицина в Кузбассе. 2005. — Спецвып., № 4. — С. 24−26.
  27. Болонський процесс. Основш шдходи та етапи формування зони Свропейсько1 вищо'1 осв1ти//Главный врач. -2006. -№ 8. -С. 61−66.
  28. В.П., Боровиков И.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М., 1997. — 608 с.
  29. В.А., Благодатин В.М-,. Каляганов П. И. Комплексная оценка условий труда и состояния здоровья-офисных работников //. Материалы X съезда гигиенистов и санитарных врачей. Кн: 2. М., 2007. — С. 1028−1032.
  30. Дж.В. Реформы, системы здравоохранения меры, проблемы и застой // Главный врач. — 2007. — № 2. -С. 77−80: «
  31. В каких-, случаях^ данные обсервационных исследований- столь же достовер-' ны, как и результаты рандомизированных испытаний? // Между нар. журн. мед. практики. 2006. — № 2. — С. 43−47:
  32. Василенко Г. В, Камишний О. М. Модершзащя niдготовки студештв-медиюв в рамках Болонсько"1 угоди// Запорож. мед. журнал. —2007. N 5. — С. 147−148.
  33. А.М. (ред.) Заболевания вегетативной нервной- системы: Руководство для врачей--Mi: Медицина, 1991. 624 с.
  34. .Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье // Бюл. сиб: медицины. 2005.— №: 3. -С. 5−17.
  35. A.B., Головкин A.B. Пути повышения качества обучения врачей-интернов по специальности „Семейная медицина“ на кафедре кожных и венерических болезней // Запорож. мед. журнал. 2007. — №: 6. — С. 176−177.
  36. Владимирова И. М-,. Овчинников Б. В: Состояние здоровья и психофизиологический статус студентов медицинского вуза с различными: типами темперамента // Диагностика и коррекция дизадаптационных состояний- организма. —1. СПб, 1994.-С. 43−46.
  37. И.М. Особенности психологической адаптации лиц с различными свойствами темперамента к процессу обучения в военно-медицинском вузе: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб, Изд-во СПбГУ, 2001. — 23 с.
  38. В.В. Новости Кокрановского сотрудничества / В. В. Власов // Между-нар. журн. мед. практики. -2007. № 3. — С. 8−9.
  39. Н.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие. Глава 14 / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб: Речь, 2006. — С. 323−379.
  40. .А., Слаута Ю. С., Зайцева Т. П. Анализ деятельности участковых врачей и „узких“ специалистов в амбулаторно-поликлинических условиях // Здравоохр. Рос. Федерации. -2006. № 3. — С. 31.
  41. В.Е., Шарапова О. В., Бирг H.A., Борисов В. Г. Суждение интернов о современном состоянии первичной специализации // Мед. журн. Чувашии. — 1995.- № 1−2.-С. 3−4.
  42. В.Е., Волков А. Н., Бирг H.A., Федоров Ф. Н., Борисов В. П. Интернатура по хирургии в Чувашии // Мед. журн. Чувашии. 1995. — № 3−4. — С. 3−4.
  43. Е.С., Мартыненко A.B., Дворянцева М. Ю. О подготовке специалистов, участвующих в оказании медико-социальной помощи населению // Пробл. соц. гигиены, здравоохран. и истор. медицины. 2007. — № 2. — С. 45−48.
  44. А.И., Гундаров И. А., Полесский В. А. Методология оценки общественного здоровья: определение, показатели, индикаторы, мониторинг // Пробл. управления здравоохранением. 2006. — № 1. — С. 5−9.
  45. А.И., Гройсман В. А., Разливинских Л. П., Мартыненко В. Ф. Формирование и реализация инновационной модели развития медицинской организации // Пробл. упр. здравоохранением. 2007. — № 2. — С. 5−8.
  46. Е. В. Возможности последипломной подготовки врачей хирургического профиля в интернатуре // Материалы Юбилейной конференции, посвященной 200-летию Российской военно-медицинской академии: Томск. — 1999. Вып. 7, т. 1.-С. 193−196.
  47. Ф.Н., Радомская В. М., Измалков С. Н., Измалков Н. С. Модернизация здравоохранения: вклад кафедры клинической лабораторной диагностики в подготовку врача общей практики // Клинич. лаб. диагностика — 2007. — № 2. -С. 5−6.
  48. Глобальный план действий ВОЗ по здоровью работающих // Бюл. Науч. Совета „Медико-экологические проблемы работающих — 2007. N 2. — С. 3−9.
  49. Н.И. Деструктивное воздействие стресса на психическое здоровье преподавателей // Российский психиатр, журнал. 2004. — № 1. — С. 8−13.
  50. Э. Преодоление стресса за 60 секунд. Кратчайший путь к расслаблению и покою: Пер. с англ. М., 1995. — 127 с.
  51. Л.А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.З. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. — С. 76−83.
  52. А.Г., Крылов Д. Н., Бережков Л. Ф. Методические рекомендации по количественной оценке уровня здоровья школьников (экспресс-диагностика). М., 1997. — 21 с.
  53. H.A., Горст В. Р., Руденко И. О. Индивидуальный уровень стрессиро-ванности и кардиотипы человека // Вестник новых медицинских технологий. -2004. T. XI, № 1−2. — С. 9−10.
  54. Государственный доклад „О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2006 году“ // Справочник зав. КДЛ. 2007. — № 10. -С. 10−18- № 11.-С. 5−14- № 12.-С. 7−16.
  55. Н.С. Организация и управление системой здравоохранения в Японии / Н. С. Григорьева // Главный врач. 2007. — № 3. — С. 79−83.
  56. O.A. Проблемы организационно-методического и кадрового обеспечения Федерального государственного учреждения здравоохранения „Центр гигиены и эпидемиологии“ // Пробл. упр. здравоохранением. 2007. — № 2. — С. 18.
  57. Ю.В., Ахмина Н. И., Игнатко И. В. Влияние табакокурения на потомство родителей // Вопр. гинекологии, акушерства и перинатологии. 2007. — № 4.-С. 84−90.
  58. В.Б., Плотко Э. Г., Ярушин C.B. Управление риском для здоровья населения при технологическом и санитарно-техническом перевооружении промышленных предприятий // Гигиена и санитария. —2007. — № 3. С. 18−21.
  59. А.Е., Татарин С. Н., Чуйко В. И., Фокин Ю. Н. Опыт подготовки хирургов в интернатуре медицинского состава СКВО // Воен.-мед. журн. 1999. -Т. 320, № 2.- С. 12−14.
  60. И.Н., Ларионов Ю. К., Резников Г. Я. Проблема построения рациональной инфраструктуры системы здравоохранения в регионе // Казан, мед. журнал. 2007. — Т. 88, № 5. — С. 509−511.
  61. , Г. В., Василишин В. Й. Стандарта якосп медичноТ допомоги актуальна проблема реформування охорони здоров’я// Главный врач. -2006. — № 11. -С. 85−87.
  62. Т.Б., Игонин A.JI. О наркологической ситуации в России к началу XXI века и возможностях медицинских служб по ее улучшению // Рос. мед. журн. 2007. — № 6. — С. 3−6.
  63. В.И., Сосновская С. В. Роль и место организации медико-санитарного обслуживания работников интеллектуального труда в снижении заболеваемости с временной утратой трудоспособности // Пробл. упр. здравоохранением. 2007. — № 3. — С. 47.
  64. JI.B., Линчевский Э. Э. Психофизиологические аспекты труда работников сферы обслуживания. JL: Медицина, 1979. — 168 с.
  65. И.С., Занина М. Я. Гигиеническое значение психологических характеристик личности специалистов Роспотребнадзора // Вестник Российского университета дружбы народов, серия Медицина —М., 2008. № 6. — С. 157−160.
  66. В.А., Фигурнов В. А. Реформы здравоохранения: проблемы периферии // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2006. № 3. — С. 55−56.
  67. И.В., Духанина М. В. Персонализированная оценка труда медицинского персонала как метод повышения результативности медицинской помощи // Здравоохр. Рос. Федерации. 2006. — № 3. — С. 35−39.
  68. Европейская конференция ВОЗ на уровне министров по охране психического здоровья. Проблемы и пути их решения // Рос. психиатр, журн. 2005. — № - 4.-С. 58−70.
  69. Европейский план действий по охране психического здоровья. Проблемы и пути решения // Журн. неврологии, и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2005. — № 10.-С. 75−81.
  70. H.A. Гигиеническая оценка умственной работоспособности студентов медицинского вуза (на основе психологических типов личности): Автореф. дис.канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, 2005. — 21 с.
  71. С.А. Социальный портрет медицинских работников участковой медицинской службы // Социология медицины. — 2004. № 1. — С. 15−19.
  72. Н.В., Рукавишников B.C., Зароднюк Т. С., Никифорова В. А. Разработка мер по сохранению здоровья в программах социально-экономического развития территорий РФ // Гигиена и санитария. 2007.- № 5. -С. 72−73.
  73. Т.В., Айдинов Г. Т., Соловьев М. Ю. и др. Оптимизация индивидуального здоровья и первичная профилактика заболеваний в системе общественного здравоохранения // Гигиена и санитария. — 2003. № 6. — С. 69−71.
  74. H.A. Гормональный статус при профессиональном стрессе. // Мед. труда и пром. экология. 2006. — № 1. — С. 20−22.
  75. Г. А., Мухин И. В., Такташов Г. С. та ш. Значение исторических этапов развития клинического мышления в обучении врачей-интернистов и врачей-профпатологов // Вестн. гигиены и эпидемиологии. — 2006. — Т. 10, № 1. -С. 86−88.
  76. Н.Ф. Труд и здоровье медиков. Актовая эрисмановская лекция. — М.: Изд-во „Реальное время“, 2005. 40 с.
  77. Н.Ф. Профессиональный отбор в медицине труда // Мед. труда и пром. экология. 2006. — № 3. — С. 1−11.
  78. ЮР. Гигиеническая оценка состояния здоровья учителей средних общеобразовательных учреждений: Дисс. канд. мед. наук Ростов/Дон, 2006.-198 с.
  79. Интерн-терапевт: инструктивно-методические документы / Казанский медицинский институт им. С. В. Курашова. Казань, б. и., 1984. — 122 с.
  80. Интерны и санитарное просвещение // Всемир. форум здравоохранения. — 1995.- № 2. -С. 50−52.
  81. В.Т. Стратегия и принципы управления психогенными факторами профессионального риска врачей: Дис докт. мед. наук М., 2007.- 285 с. 97.
  82. В.Н., Синяченко О. В. Университетская клиника в структуре высшего медицинского образования: опыт, проблемы, перспективы // Арх. клинич. и эксперим. медицины. 2006. — Т. 15, № 1. — С. 3−7.
  83. П. К., Пережогин А. Н., Тюткина Г. А., Смирнова О. В. Особенности формирования профессиональной патологии среди медицинских работников //
  84. Материалы X съезда гигиенистов и санитарных врачей. Кн. 2. М., 2007. — С. 1031−1035.
  85. Ким И.Н., Мегеда Е. В. О негативном влиянии видеотерминалов на органы зрения // Гигиена и санитария. 2007. — № 2. — С. 30−32.
  86. М.М., Шапкин Ю. Г., Моррисон В. В., Краснова JI.B. Проблемы клинической интернатуры по терапии / // Медицина, Редкол. журн. „Терапевт, арх“. — М. 1999. — С. 6−8.
  87. Н.Г. Гигиеническая оценка состояния здоровья населения и среды обитания в Ставропольском крае: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -Ростов-на-Дону, 2000. 20 с.
  88. ЮЗ.Ковальчук B.C., Балацкий Е. Р. Самостоятельная подготовка студентов на цикле общей хирургии в изменяющихся условиях обучения в вузе // BicH. Вшниц. держ. мед. ун-ту. 2006. — Т.10, № 2. — С. 344−345.
  89. С.И. Опыт проведения интернатуры // Екатеринбург, 1997. — 100с.
  90. О.В. Возрастные особенности феномена „профессионального выгорания“ // Психология зрелости и старения. 2003. — № 1. — С. 99−117.
  91. Концепция демографической политики Российской федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента России от 09.10.2007 № 1351 // Вопр. экон. и управл. руководителей здравоохранения. 2008. — № 1. — С. 69.
  92. И. Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы //Врач. 2007. — № 4. -С. 73−75.
  93. В., Васюкова Г., Бабанов С. Медицинская профессия и здоровье // Врач.-2008.-№ 3,-С. 75−78.
  94. O.K. Задачи и возможности оптимизации условий труда медицинских работников, обслуживающих современное высокотехнологичное медицинское оборудование // Медицина труда и пром. экология. — 2007. № 4. — С. 5−7.
  95. ПО.Крамной И. Е., Спузяк М. И., Киношенко Ю. Т., Киндюшенко Ю. Ю. Опыт ипроблемы последипломной подготовки врачей-рентгенологов // Пробл. мед. науки та освгги. 2007: — № 2. — С. 8−10.
  96. Ш. Кузнецов О. повышение квалификации или переподготовка // Государственная служба. 2009. — № 1 (57). — С. 20−23.
  97. О.Ю., Фролова Е. В. Нужна ли аккредитация непрерывного последипломного образования семейных врачей в Европе? Я Рос. семейный врач. -2007.-Т. 11.-№ 2.-С. 4−7.
  98. ПЗ.Куркчиян М. Неуправляемая трансформация системы здравоохранения в постсоветских странах и ее последствия: пример Армении // Главный врач. -2007.-№ З.-С. 70−71.
  99. В.З., Татарников М. А., Шевырев B.C., Манерова О. А. Методологические основы-изучения социально-психологического состояния работников здравоохранения//Пробл. упр. здравоохр. — 2007.-№ 2.-С. 22−25.
  100. Т.К., Галимов А. Р., Масягутова Л. М., Нафиков Р. Г. Особенности гомеостаза организма хирургов // Мед. труда и пром. экология. — 2005. № 7. — С. 25−25.
  101. А.И. Функции и роли врача и управленца // Главный врач. — 2006. -№ 6.-С. 33−39.
  102. Е.И., Оранский И. Е., Федоров A.A., Федоров И. А. Медицинские технологии профилактики и охраны здоровья работающего населения в рамках реализации национальных проектов // Медицина труда и пром. экология. -2007. -№-3. -С. 8−10.
  103. П.Н. Профилактика и купирование профессионального стресса // Клиническая медицина. 2007. — № 9. — С. 22−27.
  104. Т.М., Белов В. Б. Связь здоровья населения с характером употребления алкоголя. // Проблемы соц.гиг., здравоохр. и истории мед. 2004. -№ 2.-С. 8−12.
  105. .И. Здоровье на популяционном уровне: статистические методы исследования (руководство для врачей). Таганрог: Изд-во „Сфинкс“, 1997.-432 с.
  106. В.А., Осипов A.M. Анализ медико-социальной ситуации в регионе (по материалам социологического исследования) // Проблемы соц.гиг., здравоохр. и истории мед. 2004. — № 4. — С. 14−18.
  107. М., Подчерняева Н., Шубина Л. Обучение профессиональным мануальным умениям и оценка уровня их сформированности у студентов медицинских вузов // Врач. 2007. — № 7. — С. 81−83.
  108. М.М. Значения учбово-методичних пос1бниюв для оптитзащТ занять в шслядипломнш шдготовщ юншчних ординатор1 В i xipypri? / М. М. Милиця, Ю. Д. Торопов, В. Б. Козлов // BicH. Вшниц. держ. мед. ун-ту. -2006.-Т. 10, № 2.-С. 352−353.
  109. В.Ф., Сошников Е. И., Сидамон-Эристави В.Г. Некоторые особенности труда врачей // Труд и здоровье медицинских работников. Под ред. BJC Овчарова. М.: Медицина, 1985а. — С. 7−17.
  110. Ю.В., Сон И.М., Сохов С. Т. и др. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала системы здравоохранения // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. — № 1. — С. 52−54.
  111. Л.Ф., Кудрина Е. Л., Злобина Г. М. Новые подходы к послевузовскому образованию специалистов с высшим сестринским образованием И Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала ЛПУ. 2008. -№ 5. — С. 67−95.
  112. П.Н. Актуальные направления современных медико-социологических исследований деятельности больничных лечебно-профилактических учреждений. // Социология медицины. 2004. -№ 2. — С.31−35.
  113. A.B. Гигиеническая оценка условий труда работающих на современных предприятиях продовольственной торговли: Автореф. дис.канд. мед. наук. Ростов/Дон, 2005. — 23 с.
  114. Г. Х., Симонова Н. И., Галимов А. Р., Кайбышев В. Т. Интенсивность производственной нагрузки и напряженность труда хирургов // Мед. труда и пром. экология. — 2005. — № 7. — С. 7−14.
  115. Немец JO: Использование базовых рыночных механизмов в реформе здравоохранения в странах центральной и восточной Европы: уроки более чем десятилетних изменений // Главный врач. — 2007. № 3. — С. 72−76.
  116. Нефедовская JI. B: Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи/ ред. В: Ю. Альбицкий// М.: Литтерра. -2007.-192 с.
  117. A.C., Котова Г. Н., Федорова Т. Г. Изучение структуры видов трудовой деятельности терапевтов многопрофильных стационаров // Мед. труда и пром. экология. 2004. — № 7. — С. 32−35.
  118. B.C., Вишнякова О. Н. Заболеваемость населения и проблемы медицинской’профилактики муниципального уровня // Пробл. соц: гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. — № 6. — С. 12.
  119. С. А. Оценка современного состояния здоровья населения и ресурсов здравоохранения’в, Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. 2008.-№ 1.-С. 20−26.
  120. .В., Владимирова И. М., Павлов К. В. Типы темперамента в практической психологии. СПб: Речь, 2003. — 288 с.
  121. Г. Г. Итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации // Материалы X съезда гигиенистов и санитарных врачей. Кн. 1. -М., 2007. С. 32−45.
  122. Г. Г. Актуальные проблемы • обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия Российской Федерации // Здравоохр. Рос. Федерации. 2009: — № 2. — С. 66−71.
  123. Отчет Всемирной организации здравоохранения о здоровье человечества за 2003 год // Мед. практика. 2004.- № V. — С. 58−61.
  124. К.В. Индивидуально-типологический подход в оценке клинической-картины .больных с пограничными психическими расстройствами // Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения. — СПб: ВМедА, 1997−6. С. 234, 571.
  125. К.В., Овчинников Б. В. Темперамент и типологические особенности обработки информации в сенсорных системах // Вестник Балтийской академии. 1995. -Вып. 2.-С. 81−82.
  126. Панфилова Е. В, Каракулова Е. В., Ленская Л. Г., Малаховская М. В. О*проблемах здравоохранения и потребности общества-в здоровье // Здравоохр. Рос. Федерации.-2006.-№ 3.-С. 42−45.
  127. Г., Леонидов А. Нельзя забывать о правах медиков. Профсоюз высказал свою позицию по Национальному проекту в сфере здравоохранения // Мед. газ. 2005. — № 95. — С. 4−5.
  128. Подготовка врача анестезиолога-реаниматолога в клинической интернатуре Учеб.-метод. пособие / Амур. гос. мед. акад.- Сост.: В. А. Доровских и др. // Благовещенск. Полисфера. -1998. -С. 283.
  129. . А.Н., Кляцкий Ю. П., Пелещук И. Л., Смонюк К. К. Подготовка врачей-интернов по специальности „ортопедия-травматология“ на кафедре травматологии и ортопедии ЗМАПО // Запорож. мед. журнал. — 2007. — № 2. — С. 171 172.
  130. И.П. Поведение в отношении здоровья и материальное положение: тендерные аспекты (на данных лонгитюдного опроса) // Здравоохр. Рос. Федерации. 2007. — № 1. — С. 47−50.144 '. ¦ '
  131. Пронина-Н-Н. Гигиеническая оценка состояния-здоровья врачей терапевтического профиля: Дис.канд. мед. наук.-Ростов-на-Дону, 2008. — 193 с:
  132. Д.В. Системный подход и проблематика общественного здоровья // Пробл. управления здравоохранением. — 2005. № 6. — С. 35−40.
  133. A.B. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. М.: Медицина, 2002. — 976 с.
  134. Решетников А. В: Медико-социологический) мониторинг: Руководство: -М.: Медицина, 2003. 1048 с: :
  135. В.А., Лавриненко^О.В., Коршевер Н-Г, Лобачев И. В- Исследование и оптимизация подготовки будущих военных врачей по вопросам организации медицинского * обеспечения войск // Воен.-мед. журнал. 2007.— Т. 328, № 8.-С. 72−73.. ' -, '
  136. Н.И., Крисанова Н. В., Каппох Р.Ф,.Каптюх И. Ф. К вопросу о совершенствовании методов контроля знаний студентов медицинского факультета в условиях кредитно-модульной системы обучения // Запорож. мед. жур-нал.-2007. -'№'• 3. -С. 158−160.
  137. Н.М., Архипова C.B. Организационные аспекты структуры, управления и кадрового обеспечения территориальных органов и организаций // Материалы X съезда гигиенистов и санитарных врачей. Кн. 1. М., 2007-а. — С. 349−352.
  138. Н.М., Архипова C.B. Системный подход к организации информирования населения // Материалы X съезда гигиенистов и санитарных врачей. Кн. 1. М&bdquo- 2007−6. — С. 352.- 355.
  139. П.И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов мед. вузов. М., 2000. — Т. Г, 416с- - Т.2., 381с.
  140. П.И., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Синдром „эмоционального выгорания“ у лиц коммуникативных профессий // Гигиена и санитария. 2008. — № 3. — С. 29−33.
  141. Е.Р. Развитие ребенка: индивидуальность и приспособление. — Новосибирск, 2004. — 251 с.
  142. О.Г., Савченков Ю. И., Шилов С. Н. Темперамент человека как фактор, влияющий на уровень здоровья // Физиология человека. — 2007. — Т. 33, № 2. С. 76−80.
  143. Г. А. Состояние усталости показатель для оценки профессиональных рисков // Материалы X съезда гигиенистов и санитарных врачей. Кн. 2. — М., 2007.-С. 1271−1273.
  144. М.Г. Научное обоснование мероприятий по сохранению здоровья медицинских работников агропромышленного района: Автореф. дис.канд. мед. наук. — Рязань, 2006. — 25 с.
  145. Е.Г. Роль психосоциальных факторов в формировании здоровья работников производственной и непроизводственной сферы: Автореф. дис.канд. мед. наук. -М., 2006.-24 с.
  146. М. Французская система здравоохранения: история создания нетипичной институциональной организации // Главный врач. -2007. — № 3. —1. G. 76−79.
  147. Стол яренко ЛЩ. Основы- психологии. Практикум. Ростов-на-Дону:' „Феникс“, 1999. — 576 с.
  148. Н.Б. К вопросу, о влиянии ультразвука на организм врачей ультразвуковой диагностики // Мед. труда и пром: — экология: — 2006, № 1: С* 26−29.
  149. М.А. Основные подходы к реформированию здравоохранения //Главнышврач.- 2007.- № 2.,—С. 73−74. '
  150. A.B. Отправные начала идеологии реформирования здравоохранения //Здравоохр. Рос: Федерации. — 2006.-N 4:-С., 37−42.
  151. П.Г., Максимов Е. А., Сафонкин C.B. Из опыта использования базовых центров Госсанэпиднадзора в г. Рязани для проведения интернатуры- по специальности гигиена // Сб. материалов межрегион- науч.-практ. конф. Рязань. -2000.-С. 224−226.
  152. П.Г., Кирюшин В. А., Бубнов Д. Н. и др. Методические рекомендации- к организации > и проведения интернатуры по специальности ¦ гигиена в Рязанской области // Сб. материалов межрегион, науч.-практ. конф.: Рязань. — 2000:-С. 228−250.
  153. Е.С., Петрова H.A., Нехорошев A.C. Охрана труда: и обеспече ние здоровья работников. лечебно-профилактических учреждений: Учебное по собие. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. — 144 с.
  154. А. Д. Здоровый образ жизни: медицинские и социальные аспекты / А. Д: Трубецков // Гигиена и санитария. 2007. — № 5. — С. 75−76.
  155. Г. Л. Гигиенические основы охраны здоровья детей и подростков в деятельности санитарно-эпидемиологических станций: Автореф. дисс.докт. мед. наук. М., 1988. — 41 С.
  156. Л.М., Амиров Н:Х. Влияние работы с видеодисплейными терминалами на1 состояние нервной системы // Мед. труда и пром. экология. — 2003.- № 12.-С. 16−20.
  157. Н.В. Проблема профессионального риска и качества жизни врачей // Здравоохранение Российской Федерации. 2008, № 6. — С. 27−29.
  158. Т. К. К вопросу о формировании профессионального самоопределения личности студента медицинского вуза. Вестник Волгоградской медицинской академии Волгоград //- 2000. № 6. — С. 243−244.
  159. М.Д., Моргачева В. И., Кондакова Л. Г., Шевцова В. М. Пути совершенствования работы отделения гигиены труда санэпидстанций (из опыта работы) // Гигиена труда и профессиональных заболеваний. 1990. — № 3. — С. 2730.
  160. П.Б. Профессиональный риск и некоторые этические вопросы медицины труда / Профессиональный риск для здоровья работников (Руководство) / Под ред. Н. Ф. Измерова, Э. И. Денисова. М.: Тровант, 2003. — С.363−374.
  161. И.М. Возможные стратегии реформирования системы государственных обязательств в здравоохранении // Главный врач. 2007. — № 2. — С. 8085.
  162. И.М. Преодолеем ли структурную неэффективность отрасли? // Главный врач. 2007. — № 2. — С. 76−77.
  163. В.Р. Успехи и провалы либерализации здравоохранения: на примере Великобритании // Главный врач. 2007. — № 3. — С. 71.
  164. В.О., Тишук Е. А. Аналитический обзор региональных особенностей здоровья населения России. Часть II // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. — № 2. — С. 3−11.
  165. О.П. Основные направления деятельности общества организаторов здравоохранения по укреплению здоровья населения и развитию здравоохранения России // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2007.-№ 2.-С. 5−10.
  166. О.П., Купеева И. А., Щепин В. О., Какорина Е. П. Современные региональные особенности здоровья населения и здравоохранения России. — М.: Медицина, 2007.-360 с.
  167. Ю. В. Влияние личностных особенностей на величину артериального давления у студентов в норме и в условиях эмоционального стресса // Артер. гипертензия. 2000. — № 2. — С. 74−76.
  168. Ю. В., Есауленко И. Э. Прогнозирование и коррекция уровня эмоционального стресса у студентов высшей школы // Систем, анализ и упр. в биомед. системах. 2002. — № 3. — С. 319−322.
  169. Ю. В.Психосоматическое здоровье студентов как валеологическая проблема. /Актуальные вопросы валеологии. Материалы науч.-практ. конф., 2223 мая 2000 г. Воронеж, 2000. — С. 167−169.
  170. .А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. 2004. — Т. 25, № 3. — С.71−81.
  171. Abrass С.К., Ballweg R., Gilshannon M. A process for reducing workload and enhancing residents' education at an academic medical center // Acad. Med. — 2001. Aug. — Vol. 76 (8). — P. 798−805.
  172. Agran M. Teaching students to self-regulate their behavior: the differential effects of student-vs. teacher-delivered reinforcement // Res Dev. Disabil. — 2001 — Vol. 22, N4.-P. 319−332.
  173. Alexander C., Fraser J. The promotion, of health careers to high school students in the new england health area: the views of high school careers advisers // Aust. J. Rural. Health. 2001. — Vol. 9.-N4.-P 145−149.
  174. Baska Т., Straka S., Madar R. Smoking and some life-style changes in medical students Slovakia, 1995−1999 // Cent. Eur. J. Public. Health. 2001. -Vol. 9, N 3. -P. 147−149.
  175. Belaski A. College and university students present a challenge for nutritionists // J. Am. Diet. Assoc. 2001. — Vol. 101, N 8. — P. 913.
  176. Berger S.M. What you doctor didn’t learn in medical school and what you can do about it. New York, 1988.- 188 p.
  177. Bligh J. More medical students for England // Med. Educ. 2001. — Vol. 35, N 8.-P. 712−713.
  178. Bodak M., McCarthy M., Perlman F., Marmot M. Системы здравоохраненияпереходного периода: извлечение уроков из: опыта. Глава 7. Модернизация- здравоохранения // Главный врач. — 2006. — № 10. С. 42−50.
  179. Boninger M.L. Levy Resident research education-in physical medicine and rehabilitation, a practical approach //Am. J. Phys., Med/Rehabil. 2001. — Sep, Vol. 80, N9. — P.706−712.
  180. Buie E. A. Psychological type and job- satisfaction in scientific computer professionals//Journ.of Psychol- Type, 1988l-Vol: 18:-P: 50−53:
  181. Carskadon T. Clinical and counseling aspects of the Myers-Briggs Type indicator: A research review // Research in Psychol. Type. 1979: -№ 2. — P.2−31.
  182. Dangerfield:P. Medical student debt in the United Kingdom. // Med: Educ.,-2001. Vol. 35, N 7. -P. 619−621.
  183. De Valck C“., Bensing J., Bruynooghe R. Medical students' attitudes towards, breaking bad news: an empirical test of the World Health Organization model // Psychooncology.-2001.-Vol. 10, N5.-P. 398−409.
  184. Dixon A., Langenbrunner J.,' Mossialos E. Системы здравоохранения переходного периода: извлечение уроков из опыта. Глава 3. Сложности финансирования здравоохранения / A Dixon // Главный врач. 2006. — № 6. — С. 73−91.
  185. D. Е. Call a spade a spade AJR // Am J Roentgenol. 2001, Sep., -Vol. 177, N3.-P. 717−8.
  186. Gaufberg E.H., Joseph R.C., Pels R.J. Psychosocial training in U.S. internal medicine and family practice residency programs //Acad. Med 2001, Jul, Vol. 76* N 7. -P. 738−42.
  187. A., Fagin L. Отношения „Врач менеджер“ // Обзор совр. психиатрии.-2006. -Вып. 4. -С. 5−14.
  188. Clever К.A., Edwards S.L., Feudtner С., Braddock С. H. Ethics and communication: does students' comfor addressing: ethical issues vary by specialty team // J. Gen. Intern. Med. 2001″. — Vol. 16, N 8. — P. 559−563.
  189. Fielding R. Life in the fast lane: student life in the University of Hong Kong’s new medical curriculum // Med. Educ. 2001. — Vol. 35, N 7. — P. 702.
  190. Haig A.J., Rasmussen L., Barroso С. Increasing resident physician initiation of •vocational rehabilitation services //Am J Phys Med Rehabil- 2001, Aug. Vol. 80, N8.-P. 624−5.
  191. Henker F.O. Psychosomatic illness // Psychosomatic. 1984. Vol. 25, № 1. -P. 19−24.
  192. Herrera C.R., Frankos A.D., martin J.J. et al. The burnout in workers of a general hospital // X World Congress of Psychiatry. Madrid, 1996. — V. 2. — P. 356.
  193. Horsburgh M., Lamdin R»., Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning // Med. Educ. —2001.- Vol. 35, N 9. P. 876−883.
  194. Gorin S. St Predictors of tobacco control among nursing students // Patient. Educ. Couns. 2001. — Vol. 44, N 3. — P. 251 -262.
  195. Gottieb E. S., Berenson M-, Aries N. Optimal internship (residensy-intervien assignments for health care administration student placement // J. health. Adm. Educ. -1998.-Vol. 16, N 1. P. 13−32.
  196. D. . Кейрси) Portrats of temperament. Del Mar, CA: Prometheus Nemesis Book Co, 1989. — 243p.
  197. I. Системы здравоохранения переходного периода: извлечение уроков из опыта. Глава 6. Права граждан и мобилизация общины // Главный врач. 2006. — № 9. — С. 69−74.
  198. Leibrandt Т.J., Kukora J.S. Dent TL Integrating educational objectives and the evaluation process in a general surgery residency program // Acad. Med. — 2001, Jul, Vol. 76, N7.-P. 748−52.
  199. M. Победители и проигравшие: последствия переходного периода здравоохранения / M. Mckee // Главный врач. 2006. — № 5. — С. 57−65.
  200. МсКее M., Fidler А. Системы здравоохранения переходного периода: извлечение уроков из опыта // Главный врач. 2006. — № 7. — С. 67.
  201. Markert R.J. What makes a good teacher? Lessons from teaching medical students // Acad. Med. 2001. — Vol. 76, N 8. — P. 809−810.
  202. Markham F.W.Jr., Sawhney H.K., Butler J. A. The changing perceptions of junior medical students about the current U.S. health care system after a seminar series // J. Community. Health. 2001. — Vol. 26, N 5. — P. 345−356.
  203. Myers I.B., McCaulley M.H. Manual: A guide to the development and use of the Myers-Briggs Type-indicator. Palo Alto, CA: Consulting Psychologist Press, 1985. -253 p.
  204. Ozuah P.O., Curtis J. Resident autonomy in an era of managed care //Arch: Pe-diatr. Adolesc. Med. 2001, Aug, Vol. 155, N8. — P. 974.
  205. Phillips P. S., Nolan J.P. Training in basic and advanced life support in UK medical schools: questionnaire survey IMS. 2001. — Vol. 323, N 7303. — P. 22−23.
  206. Reisdorff E.J., Hayes O.W., Carlson D.J. Assessing the new general competencies for resident education: a model from an emergency medicine program // J’Am Acad Dermatol. -2001, Jul, Vol. 45, N 1. P. 118−119.
  207. Boninger M.L., Chan L., Harvey R. et al. Levy Resident research education in physical medicine and rehabilitation: a practical approach // Am. J. Phys. Med. Re-habil. -2001, Sep. Vol. 80, N 9. — P. 706−712.
  208. Sandila M.P., Ahad A., Khani Z.K. An objective structured practical examination to test students in experimental physiology // J. Рак. Med. Assoc. 2001. — Vol. 51, N6.-P. 207−210.
  209. Schwartz R. A. Computerised application process for medical postgraduate study//Lancet.-2001.-Aug.-Vol. 358, N9281.- P. 589.
  210. Strelau J. Temperament: A psychological perspective. N. Y.: Plenum, 1999. -253 p.252. (Tiger P., Barron-Tiger E.) Тайгер П., Бэррон-Тайгер E. Читать человека как книгу. Минск: Изд-во «Современный литератор», 2004. — 96с.
  211. Treadwell Т., Saxton М. Mulholland S. Effects of Social support 'Networks on Burnout // Computerized Sociometric Research. Pennsylvania: West Chester University, 1995.-54 p.
  212. Williams B. Tennessee medical schools: are we educating today’s medical students for tomorrow’s practices // Т. M. 2001. — Vol. 94, N 8. — P. 28.
Заполнить форму текущей работой