Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование системы показателей функциональной стратегии в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформирована система факторов стратегического развития региона, представляющая собой новое сочетание таких известных компонентов философии развития как видение, миссия и цели с содержанием ключевых компетенций и построением стратегических сценариев. В стандартных стратегических решениях сделан акцент на комбинированное использование как стратегий лидерства и роста, так и применение стратегических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
    • 1. 1. Место молодежной политики в структуре стратегии региона
    • 1. 2. Стратегическое развитие региона на основе человеческого капитала
    • 1. 3. Сбалансированная система показателей как инструмент управления стратегическим развитием региона
  • ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
    • 2. 1. Анализ факторов стратегического развития региона
    • 2. 2. Определение процедур перехода от стратегии к показателям развития молодежи в регионе
    • 2. 3. Построение алгоритма формирования системы показателей молодежной политики региона
  • ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
    • 3. 1. Система показателей молодежной политики в Российской Федерации
    • 3. 2. Адаптация методов построения сбалансированной системы показателей молодежной политики
    • 3. 3. Разработка рекомендаций по применению методики формирования сбалансированной системы показателей молодежной политики

Формирование системы показателей функциональной стратегии в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Ориентация на стратегическое развитие побуждает не только формулировать стратегии, но и определять их содержание на уровне проектов, программ и функциональных стратегий (политик). Среди основных политик значимое место занимает молодежная политика, поскольку человеческий капитал во все времена был основой потенциала развития общества в целом. Особое значение в структуре человеческого капитала отводится молодым людям — мобильным носителям инновационных решений и перемен.

Поэтому молодежная политика государства или отдельных его субъектов должна быть направлена на приращение человеческого капитала, закладывающего основу будущего развития. В условиях модернизации российского общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны.

Особое значение для молодежной политики страны имеет региональная молодежная политика, как системообразующий элемент в федеративном устройстве страны, и ее продолжение в программах развития молодежи в муниципальных образованиях. ,.

Но результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. Обостряются проблемы толерантности: так по результатам социологических исследований, 35 процентов молодых людей в возрасте 18−35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп. Высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15−24 лет. Остаются актуальными вопросы семьи, жилищного обеспечения и многие другие проблемы.

Это требует от всех субъектов процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.

Контуры молодежной политики обозначены и в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации (2006 г.), и в Концепция долгосрочного социально — экономического развития Российской федерации (2008г.), однако система показателей, позволяющих оценивать степень успешности реализации намеченных программ, проектов и отдельных мероприятий не разработана, а модели перехода от стратегических целей к показателям молодежной политики не определены. Показатели нужны не только для планирования, но и для оценки отклонений от заданной траектории развития.

Отмеченные обстоятельства объясняют актуальность и своевременность решения поднятых вопросов в рамках выбранной темы диссертации.

Степень разработанности проблемы. В работах целого ряда видных ученых России предприняты попытки глубокого переосмысления проблем регионального планирования в современных условиях. Среди них следует назвать работы: В. Видяпина, А. Гранберга, Г. Гутмана, Ю. Дмитриева, В. Кретинин, Т. Морозовой, В. Старовойтова, К. Хартановича, и др.

Что же касается стратегических аспектов управления социально-экономическими системами, то из отечественной литературы необходимо отметить работы О. Виханского, А. Гапоненко, А. Зуба, В. Мащенко, Ю. Лапыгина, В. Парахиной, Н. Тренева и др.

Среди зарубежных ученых следует выделить работы Д. Аакера, И. Ансоффа, К. Боумена, Э. Кемпбэла, М. Ковени, М. Коленсо, Р. Коха, Г. Минцберга, К. Омае, М. Портер, Г. Хамела, К. Рамперсад и др.

Концептуальными работами, связанными с проблемами реализации разработанных стратегий на основе систем показателей, остаются исследования Нортона Д. и Каплана Р., а также зарубежных практиков.

Адаме К., Брауна М., Мейер М., Нивена П., Нили Э., рамперсад К., Роя Ж., Фридаг X. и др.

С одной стороны необходимость адаптации методов стратегического планирования к проблемам и специфике формирования молодежной политики а, с другой стороны, необходимость обобщения подходов к процедурам перехода от стратегических целей к показателям их реализации предопределила направленность выбора темы диссертационного исследования.

Целью исследования является формирование совокупности методов построения системы показателей молодежной политики в регионе на примере Владимирской области и города Владимира.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

• Проанализировать подходы к построению системы показателей функциональных стратегий в регионе.

• Определить факторы формирования сбалансированной системы показателей молодежной политики в регионе.

• Установить процедуры перехода от стратегии к показателям развития молодежи в регионе, в частности, разработать алгоритм перехода от стратегических целей к системе показателей молодежной политики в регионе.

• Разработать рекомендации по применению методов построения системы показателей молодежной политики в регионе на примере Владимирской области и города Владимира.

Объектом исследования являются функциональные стратегии социально-экономического развития в регионе, а предметом исследования — сущность, процесс и методы формирования системы показателей функциональных стратегий.

Методологическая и теоретическая основа исследования базируется на материалистической позиции и положениях диалектики. В работе нашли применение общенаучные и специальные методы теоретического и эмпирического исследования: дедукция и индукцияанализ и синтезграфическое и вербальное моделированиеметод экспертных оценокметод социологических исследований (анкетирование, интервью, анализ документов) — методы активизации творческого мышления (аналогий, трамплинов, ментальных карт, фокальных объектов, гирлянд ассоциаций, морфологических матриц, сценариев, номинальных групп, бенчмаркинга и т. д.).

Информационной основой послужили действующие законодательные и нормативные акты, работы отечественных и зарубежных авторов по исследуемой тематике, материалы специализированных журналов и статистических сборников, а также данные результаты опросов руководителей, главных специалистов подразделений региональных и муниципальных органов управления, молодежи, проживающей на территории региона.

Логика исследования отражена последовательностью перечисленных ниже этапов. На начальных этапах исследования выясняется, место молодежной политики в структуре стратегии развития региона и сущность сбалансированной системы показателей как инструмента, обеспечивающего реализацию молодежной политики. Далее определяются основные факторы стратегического развития региона и процедуры перехода от стратегии к показателям развития молодежи в регионе, что позволяет выстроить алгоритм формирования системы показателей. Всё это, в конечном итоге, апробировано на материалах молодежной политики страны, Владимирской области и города Владимира.

Диссертационное исследование выполнено в рамках п. 5.17 Паспорта специальностей ВАК Российской Федерации (экономические науки).

Научная новизна работы заключается в том, что разработана совокупность методов, сочетание которых позволяет реализовать процедуры перехода от исходного состояния социально-экономических подсистем региона к сбалансированной системе показателей их стратегического развития.

Отдельные элементы новизны состоят в следующем:

1. Сформирована система факторов стратегического развития региона, представляющая собой новое сочетание таких известных компонентов философии развития как видение, миссия и цели с содержанием ключевых компетенций и построением стратегических сценариев. В стандартных стратегических решениях сделан акцент на комбинированное использование как стратегий лидерства и роста, так и применение стратегических моделей и стратегических матриц. Инструментарий анализа внешней и внутренней среды дополнен методами сбора информации и ранжирования полученных результатов анализа. В сочетании с существующими процедурами анализа действующей стратегии указанные выше инструменты создают новое качество в методике формирования стратегии социально-экономических систем и молодежной политики региона в частности.

2. Разработаны процедуры перехода от стратегии развития региона к стратегическим показателям молодежной политики, отличающиеся тем, что с целью системного представления молодежной политики в показателях ее реализации осуществляется последовательность процедур декомпозиции стратегии развития региона и построения «дерева» целей и «дерева» показателей в трех номинациях: по субъектам целеполагания, по функциям, по времени, что завершается определением интервальных, точечных и граничных критериев.

3. Разработана матрица сочетания целей, в которой парные связи между целями могут быть как прямыми, так и обратными, сочетание рассмотренных целей позволяет выстроить формулирование комплексных показателей, учитывающих ориентацию на совокупность пар целей, с одной стороны, а с другой стороны, создает основу для ассоциативного мышления и более точного формулирования показателей адекватных рассмотренному «дереву» целей.

4. Определены методы реализации процедур перехода от стратегии развития региона к показателям его молодежной политики в рамках разработанного алгоритма. Так, построение функциональной стратегии осуществляется методом декомпозиции стратегии более высокого уровняпостроение «дерева» целей производится методами анализа документов, опросов экспертов, декомпозиции целей и методами формирования пирамиды целевой абстракции (видения, миссии, целей). Определение совокупности показателей выполняется с использованием методов активизации индивидуального и группового мышления (аналогии, трамплинов, ментальных карт, мозгового штурма, Дельфи, карточек, фокальных объектов, гирлянд ассоциаций, морфологических матриц, экскурсий, вопросов, сценариев, номинальных групп). Выработка критериев производится с помощью таких инструментов как бенчмаркинг, так и методов активизации творческого мышления, ориентирующих на формирование интервальных, точечных и граничных критериев.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в определении системы факторов, формирующих как стратегию, так и ее функциональные подсистемы, а так же в определении совокупности методов для построения алгоритма перехода от стратегии к сбалансированной системе показателей реализации функциональных стратегий.

Новое сочетание методов реализации разработанных процедур позволяет получить системный результат при меньших затратах времени на разработку показателей реализации функциональных стратегий развития региона.

Практическая значимость работы состоит в разработанных рекомендациях по применению системы показателей функциональных стратегий в части молодежной политики в регионе. Разработанные процедуры перехода от стратегии к показателям реализации ее функциональных стратегий позволяют не только корректировать существующие показатели, но и рекомендовать органам государственной статистики вести мониторинг в отношении экономики и управления в регионе по обоснованным показателям.

Основные выводы и положения, полученные в ходе исследования, могут быть включены в содержание таких учебных дисциплин по повышению квалификации и переквалификации региональных и муниципальных служащих как «Стратегический менеджмент» и «Региональная экономика».

Апробация результатов исследования осуществлена в 11 публикациях общим объемом, принадлежащим автору, 2,15 печатных листов. Отдельные теоретические и методические положения диссертационного исследования использованы в процессе разработки целевой программы муниципального образования г. Владимира «Молодежь и город». Отдельные направления диссертационной работы внедрены и используются Владимирским государственным университетом в курсах повышения квалификации и переквалификации в рамках дисциплины «Стратегический менеджмент». Основные положения диссертационного исследования были доложены автором и обсуждены на всероссийской научной конференции (Молодежная политика в регионе: теория и практика) и 8 международных научных конференциях.

Структура диссертации сформирована с учётом круга поставленных задач и отражает логику исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 151 наименования. Она изложена на 152 страницах машинописного текста, включает 23 рисунка и 17 таблиц. Иллюстративный и фактический материал приведен в 9 приложениях.

Заключение

.

Подводя итоги в рамках диссертационного исследования, необходимо выделить следующие наиболее значимые результаты и рекомендации.

Классифицированы подходы к стратегическому управлению социально-экономическими процессами в регионе и к разработке стратегий развития региональных систем: построение стратегии по результатам анализа внешней и внутренней среды региона (Кеннет Эндрюс) — выбор стратегии из числа стандартных или типовых (Майкл Портер), которые позволили существующим лидерам стать лидерамиопределение ключевых компетенций, которые составляют стержень стратегии развития (Гарри Хамел) и определяют ее уникальностьучет многих факторов и подходов (Генри Минцберг).

Принята общая схема разработки стратегии, в основе которой лежат факторы внешней и внутренней среды, группа факторов, обусловленных достижениями предшественников в виде эталонных стратегий поведения организаций, факторы действующей стратегии, а также факторы целевого блока, представляющие собой сочетание видения, миссии и стратегических целей.

Установлена иерархия компонентов стратегии, к которым отнесены функциональные стратегии (иное название — политики), стратегические программы и стратегические проекты. Совокупность перечисленных элементов составляет первый уровень декомпозиции. На втором уровне — функциональные стратегические проекты и программ, а также программные проекты. На третьем уровне декомпозиции находятся проекты функциональных стратегических программ, а на нижнем уровнемероприятия, как элементы названных подсистем.

При этом показано, что молодежная политика региона является подсистемой стратегии социально-экономической системы (молодежной стратегией) и состоит, исходя из принятой иерархии, из проектов, программ и мероприятий.

Определено, что развитие региона не происходит линейно, а наряду с эволюционными процессами развития региона происходят революционные изменения, вызываемые стратегических управлением как на уровне государства в целом, так и на уровне субъекта Федерации и на уровне входящих в него муниципальных образований.

Выявлены факторы развития региона, среди которых следует отметить потенциал человеческого капитала, который формируется на этапе становления профессиональных знаний и опыта и социального поведения молодежи. Поэтому государственная политика развития регионов в поле своего внимания держит ориентацию и основное содержание молодежной политики, что транслируется на уровень Субъекта Федерации и далее — на уровень муниципальных образований региона.

Установлено, что региональная политика развития, основные направления которой ориентированны на развитие человека на всех этапов его жизненного цикла, не в должной мере обеспечивает развитие молодежи, что проявляется и в отставании в физическом развитие, и в уровне образования, и в социальной мобильности. Показано, что уровень развития человеческого потенциала в различных регионах неодинаков. Так, этот показатель во Владимирской области отстает от большинства соседних областей, за исключением Брянской и Ивановской.

Обзор результатов научных исследований в области инструментов реализации функциональных стратегий показал, что с помощью сбалансированной системы показателей, введенной в научный оборот Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном, открывается возможность управлять реализацией стратегии не только на уровне высшего руководства и менеджеров среднего звена, но и на уровне исполнителей, что позволяет осуществить самоуправление социально-экономическими системами и тем самым повысить эффективность управления. Показатели сбалансированы не только в части их количественного и качественного представления, но и по временным критериям (как сочетание стратегических и тактических показателей), и по направленности (внутренние и внешние), что позволяет системно и комплексно оценивать изменения внешней и внутренней среды и корректировать ход реализации стратегии.

Показано, что отмеченные обстоятельства позволяют измерять текущее состояние и оценивать степень успешности приближения к стратегическим целям развития региона на уровне Субъекта Федерации, муниципального образования, а также их структурных единиц и отдельных работников.

Анализ устоявшихся процедур формирования сбалансированных систем показателей свидетельствует о том, что, как правило, после разработки стратегии производится операция построения стратегических карт, количество которых и содержание отражает специфику самой социально-экономической системы и стратегии ее развития. В рамках каждой стратегической карты определяются адекватные им цели, для каждой из которых ставится в соответствие показатели в том числе и функциональных стратегий региона.

Классификация типовых стратегий развития социально-экономических систем выявила класс стратегий по Майклу Портеру, по Филиппу Котлеру, так же класс стратегических матриц и стратегических моделей. Такое сочетание стандартных стратегических решений свидетельствует о том, что в реальной ситуации необходимо использовать весь инструментарий типовых решений в зависимости от конкретной ситуации с молодежью в конкретном регионе.

Выявлено два направления оценки эффективности реализации действующей молодежной политики региона состоящих из показателей внешней и внутренней среды. Среди системных факторов молодежной политики выявлены также блоки, содержащие результаты SWOT-анализа и философии развития молодежи в регионе.

Построена система факторов стратегического развития региона, представляющая собой новое сочетание таких известных компонентов философии развития как видение, миссия и цели с содержанием ключевых компетенций и построением стратегических сценариев. В стандартных стратегических решениях сделан акцент на комбинированное использование как стратегий лидерства и роста, так и применение стратегических моделей и стратегических матриц. Инструментарий анализа внешней и внутренней среды дополнен методами сбора информации и ранжирования полученных результатов анализа. В сочетании с существующими процедурами анализа действующей стратегии указанные все указанные выше инструменты создают новое качество в методике формирования стратегии социально-экономических систем и молодежной политики региона в частности.

Сформулировано положение о том, что ядром стратегии развития Владимирской области становится развитие человеческого капитала, а варианты стратегии развития области определяются не только программой стратегического развития России до 2020 года (подготовленной Министерством регионального развития и торговли страны), но и стратегией, разработанной консультантами для администрации области, а также стратегией подготовленной региональным отделением партии «Единая Россия». Такое положение позволяет сделать вывод о том, что при разработке молодежной политики региона, с одной стороны, необходимо учитывать основные положения все указанных документов, а с другой, необходимо согласовывать отдельные расхождения этих документов.

Разработаны процедуры перехода от стратегии развития региона к стратегическим показателям молодежной политике в регионе, отличающиеся тем, что с целью системного представления молодежной политики в показателях ее реализации осуществляется последовательность процедур декомпозиции стратегии развития региона и построения дерева целей и дерева показателей в трех номинациях: по субъектам целеполагания, по функциям, по времени, что завершается определением интервальных, точечных и граничных критериев.

По субъектам целеполагания состав целей определяется как сочетание целей молодежи, целей органов власти и местного общества. По функциям следует выделить социальные, экономические и организационные цели. А модели, в основе которых лежат параметры времени, можно классифицировать на стратегические, тактические и оперативные.

Разработана матрица сочетания целей, в которой парные связи между целями могут быть как прямыми, так и обратными, сочетание рассмотренных целей позволяет выстроить формулирование комплексных показателей, учитывающих ориентацию на совокупность пар целей, с одной стороны, а с другой стороны, создает основу для ассоциативного мышления и более точного формулирования показателей адекватных рассмотренному дереву целей.

Определены методы реализации процедур перехода от стратегии развития региона к показателям его молодежной политики в рамках разработанного алгоритма.

Так, построение функциональной стратегии осуществляется методом декомпозиции стратегии более высокого уровняпостроение дерева целей производится методами анализа документов, опросов экспертов, декомпозиции целей и методами формирования пирамиды целевой абстракции (видения, миссии, целей).

Определение совокупности показателей выполняется с использованием методов активизации индивидуального и группового мышления (аналогии, трамплинов, ментальных карт, мозгового штурма, Дельфи, карточек, фокальных объектов, гирлянд ассоциаций, морфологических матриц, экскурсий, вопросов, сценариев, номинальных групп, Диснея).

Выработка критериев производится с помощью таких инструментов как бенчмаркинг, так и методов активизации творческого мышления, ориентирующих на формирование интервальны, точечных и граничных критериев.

Таким образом, построен алгоритм перехода к сбалансированной системе показателей, содержащий батарею методов, сочетание которых позволяет обеспечить сбалансированность целей функциональных стратегий и показателей оценки степени успешности их достижения. Разработана общая схема формирования сбалансированной системы показателей.

Установлены принципы государственной молодежной политики, которые отчасти сформулированы в программе стратегического развития страны до 2020 года, а отчасти в принятом двумя годами ранее Распоряжении Правительства Российской Федерации. К таким принципам отнесены: выделение приоритетных направленийучет интересов и потребностей различных групп молодеживзаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнесаинформационная открытостьнезависимость оценки результатов Стратегии государственной молодежной политики России, участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политикисистемного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны.

Последний тезис прозвучал в программе стратегического развития страны до 2020, что свидетельствует о переносе центра внимания с реактивного отслеживания интересов молодежи и выстраивания адекватной молодежной политики к проактивному (стратегически значимому) показателю — системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития у нее навыков самостоятельной жизнедеятельности.

Показано, что сложившаяся молодежная политика в городе Владимире укладывается в 7 основных направлений:

• Формирование условий для гражданского становления, военнопатриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества.

• Формирование и развитие системы социальной адаптации молодого человека.

• Правовое просвещение и защита молодежи. Профилактика правонарушений, асоциальных явлений в молодежной среде, зависимости от психоактивных веществ.

• Развитие молодежного, детского и семейного отдыха и массового молодежного спорта. Создание системы здорового, содержательного и развивающего досуга подростков и молодежи.

• Создание условий для эффективной реализации потенциала студенческой молодежи.

• Развитие и поддержка детских, молодежных общественных организаций и других некоммерческих объединений, ведущих работу с молодежью.

• Создание системы информационного обеспечения молодежной политики. Развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью.

В работе адаптированы методы построения сбалансированной системы показателей молодежной политики в регионе, что проявилось в формировании городской целевой программе «Молодежь и город».

Так, анализ документов, к которым следует отнести стратегию развития Г. Владимира (2005 г.), стратегию развития Владимирской области (2008 г.) и стратегия развития России (2008 г.), а также результаты анкетного опроса (500 анкет) позволили определить систему целей молодежной политики г. Владимир, а методы морфологических матриц и активизации творческого мышления (как индивидуальные так и групповые) обеспечили формирование сбалансированной системы показателей, позволяющей отслеживать степень успешности реализации разработанных при этом проектов и отдельных мероприятий.

Разработаны рекомендации, суть которых сводится к тому, что практику формирования молодежной политики необходимо дополнить разработкой: таких стратегических карт как «Молодежь в трудных жизненных ситуациях» и «Молодежь на рынке труда», что позволит обеспечить эффективную реализацию молодежной политики Г. Владимирапроектов, укрепляющих связь с теми молодыми людьми, которым нужна помощь со стороны общества (молодые люди с ограниченными возможностями, совершившие правонарушение, нетрудоустроенные и т. д.) — проектов мониторинга по показателям, отражающим значимые проблемы развития ситуации в регионе с молодежной политикой.

Однако рамки диссертационного исследования не позволили провести исследование вопросов корректировки самих выработанных показателей в процессе реализации функциональной стратегии. Такой интерес возник в силу понимания неизбежных корректировок стратегических целей как по причине изменений параметров внутренней и внешней среды региона, так и по причине изменения сознания субъектов целеполагания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А. Бизнес-стратегия: от измерения рыночной среды довыработки беспроигрышных решений. М.: Эксмо, 2007. — 464 с. — ISBN 978−5-699−22 614−6.
  2. Д.А. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  3. Дж. Роу. Креативное мышление / пер. с англ. Островский В. А. М.: НТ Пресс, 2007. — 176 с. ISBN 5−477−257−3
  4. М. Б., Балан С. Н. Основы теории систем и системного анализа: Учеб. Пособие. -СПб.: СПбГИЭУ, 2002. 88 с.
  5. Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 400с. ISBN 9785−9614−0534−7.
  6. Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 272 с. 594 938−027−4
  7. Дж. Парадигмы мышления: Как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире / Джоэл Баркер- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Брукс, 2007. — 187 с. — ISBN 978−5-9614−0475−3.
  8. А.А., Короткое Э. М. Системология организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000 — 182 С.
  9. Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента: Учебное пособие. -Мн.: Новое знание, 2001. 321 с.
  10. П. Безупречный консалтинг. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. — 304 с. ISBN 5−469−297−7.
  11. Браун Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / Марк Грэм Браун- Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 226 с.
  12. Ватанабе, Ичеген. Современные концепции управления: испытанные временем методы достижения успеха в конкурентной борьбе. -М.: ГроссМедиа, 2005. 112 с. 5−476−151−4
  13. Вебер, Манфред. Бизнес-вычисления: практика расчета основных показателей / Манфред Вебер. М.: Издательство «Омега-Л», 2007. — 143 с. -ISBN 5−370−29−8.
  14. О.С. Стратегический менеджмент. — М.: Экономистъ, 2008. 296 с. — ISBN 978−5-98 118−055−2.
  15. Внедрение сбалансированной системы показателей / Пер. с нем. -3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 478 с. — ISBN 9787−5-9614−0655−9.
  16. К.Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационной системы России. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 144 с.
  17. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 224 с.
  18. П. С. Завьялова О.В. Управление проектами. Мн.: Книжный Дом- Мисанта, 2005. — 288 с.
  19. Гершун Андрей, Горский Микаэл Технологии сбалансированного управления. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 416 с.
  20. Гите Гертер, Кристина ОТТл. Работа в команде. Практические рекомендации для успеха вгруппе / Пер с нем. — X.: Издательство Гуманитарный Центр, 2006. 192 с.
  21. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2006.- 496 с. ISBN 5−7598−0378−6.
  22. М., Дункан В. Основы управления проектами. СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
  23. И.Ф. Методы социологического исследованиям.: КДУ, 2003.-296 с.
  24. Дженстер Пер, Хасси Дэвид. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей.: Пер с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. 368 с.
  25. Джини Даниель ДАК. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. — М.: Альпина Паблишер, 2003. -320 с.
  26. Джон Маурик. Эффективный стратег: Пер с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 208 с.
  27. Джон Мидлтон Библиотека избранных трудов о стратегии бизнеса. Пятьдесят наиболее влиятельных идей всех времен / Пер с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. 272 с. ISBN 5−9693−0017−9
  28. П. Бизнес-тренды: Стратегическое моделирование будущего. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 480 с. ISBN 5−699−10 151−9
  29. Ю.А., Хартанович К. В., Павлов В. В. Управление региональной социально-экономической системой. — Владимир, Собор, 2005.-370 с.
  30. Ю.А., Хартанович К. В., Максимов С. А. Новая региональная экономика: организация и принципы управления. Владимир, Собор, 2006.-350 с.
  31. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-288 с.
  32. М. Консалтинг: методы и технологии / Пер с англ. -СПб.: Питер, 2006. 432 с.
  33. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д. Ф. Команда на рынке: стратегия и методы (руководство для эффективных команд). СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
  34. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004. — 304 с.
  35. Зуб А.Т., Панина Е. М. Антикризисное управление организацией: учебное пособие. М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2007. — 256 с. — ISBN 978−58 199−0327−8.
  36. Инвестиционная политика / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. М: КНОРУС, 2005. — 320 с.
  37. Инструменты реализации стратегии / Под ред. Проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: ВГПУ, ВлГУ, 2005. — 281 с.
  38. В. В., Немчин А. М. Общая теория социально-экономических систем: Учеб. Пособие. — СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2002. — 176 с.
  39. В.Г. Сбалансированное управление предприятием: учебное пособие / В. Г. Кандалинцев. М.: КНОРУС, 2005. — 224 с.
  40. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер с англ. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2004. — 416 с.
  41. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 2-е изд., испр. И доп. / Пер. с англ.
  42. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003 320с.
  43. Э., Саммерс Лаче К. Стратегический синергизм, 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004. 416 с.
  44. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. — М.: ТЕИС, 2000.
  45. . Интенсивный курс по развитию творческого мышления: Пер с англ. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. — 392 с. ISBN 5−17−23 283−7
  46. М. Стратегический разрыв: Технология воплощения корпоративной стратегии в жизнь / Макл Новени, Денис Гэнстер, Брайан Хартлен, Дейв Кинг- Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 232 с.
  47. М. Стратегия кайзеи для успешных организационных перемен: Пер с англ. -М.: ИНФРА-М, 2002. 175 с.
  48. Контроллинг функциональных стратегий / Под ред. Проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: Владимирская книжная типография, 2004. — 263 с.
  49. Э.М. Исследование систем управления. М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. — 336 с.
  50. Кох Р. Стратегия / Ричард Кох- пер с англ. М.: Эксмо, 2007. -224 с. ISBN 5−699−19 800−8.
  51. В.А. Региональная экономика и управление: переход к устойчивому развитию. Владимир: Владимирское книжное издательство «Собор», 2007. — 332 с. — ISBN 5−94−002−580−7.
  52. М.Л. Интеллектуальные методы в менеджменте. — СПб.: Питер, 2005. 304 с.
  53. , А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учебное пособие для вузов. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. — 281 с. ISBN 5−7598−0373−5.
  54. И.Н. Технологии социологического исследования. М.: ИКЦМарТ, 2005.- 144 с.
  55. Кук П. Креатив приносит деньги / Питер Кук- пер. с англ. — Минск: Гревцов Паблишер, 2007. 384 с. — ISBN 978−985−6569−17−6.
  56. О.А. Принятие решений в организациях: Учебное пособие. СПб.: Изд-во дом «Сентябрь», 2001. — 148 с.
  57. Курс МВА по стратегическому менеджменту. — М.: Альпина Паблишер, 2003. 596 с.
  58. Курс МВА по стратегическому менеджменту. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 596 с.
  59. .А. Оптимальное управление в экономике. — М.: Финансы и статистика, 2003. 192 с.
  60. Ю.Н. Методы стратегического менеджмента. — М.: МЭСИ, 2006. 142 с.
  61. Ю.Н. Основы управленческого консультирования. М.: Академический проект, 2006. — 350 с.
  62. Ю.Н. Построение управленческой команды. -Владимир: ВлГУ, 2006. 300 с.
  63. Ю.Н. Системное решение проблем. М.: Эксмо, 2007.336 с.
  64. Ю.Н. Стратегический менеджмент. — М.: Инфра-М, 2006. 245 с.
  65. Ю.Н. Теория организаций. — М.: Инфра-М, 2006. 324с.
  66. Ю.Н., Илларионов А. Е., Лачинина Т. А. Разработка и реализация стратегии муниципалитета. Владимир: ВГПУ, ВлГУ, 2005. -336 с.
  67. Ю.Н., Колесников А. В., Кузнецов С. А. Инвестирование инноваций. ВлГУ, ВГПУ, 2005. — 224 с.
  68. Ю.Н., Крылов В. Е., Чернявский А. П. Экономическое прогнозирование. -М.: Эксмо, 2009.-256 с. ISBN 978−5-699−27 087−3
  69. Ю.Н., Лапыгин Д. Ю. Управленческие решения. М.: Эксмо, 2009. — 448 с. ISBN 975−5-699−29 521−0
  70. Ю.Н., Лапыгин Д. Ю., Лачинина Т. А. Стратегическое развитие организации. -М.: КНОРУС, 2005. 288 с.
  71. Ю.Н., Лешин А. Е. Сбалансированная система показателей муниципалитета. Владимир: ВГПУ, ВлГУ, 2005. — 123 с.
  72. О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: Учебник. Изд. Второе, перераб. И доп. М.: Логос, 2002. — 392 с.
  73. Дж.К. Теория организаций: Учебное пособие. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003. — 416 с.
  74. Лемберг, Пол. Мысли нестандартно! Нетрадиционные подходы к решению бизнес-задач / Пол Лемберг- пер. с англ. Егорова В. Н. М.: Вершина, 2008. — 256 с. — ISBN 978−5-9626−0405−3.
  75. Литке, Ханс-Д. Управление проектами. М.: ОМЕГ А-Л, 2006.144 с.
  76. Дж. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. СПб.: Питер, 2004. — 160 с.
  77. И.И. Управление проектами: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге- под общ. Ред. И. И. Мазура. 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. — 664 с.
  78. А.С., Мухин В. И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. — 2-е изд. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. — 400 с.
  79. Ч.Дж. Колесо командного управления: Путь к успеху через систему управления командой / Пер с англ. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004. — 208 с.
  80. Маркуардт, Майкл. Правильные вопросы эффективный метод управления: как лидеры находят оптимальные решения, задавая вопросы / Майкл Маркуардт. — М.: Издательство «Омега-Л»: Смартбук, 2008. — 240 с. -ISBN 978−5-370−232−8.
  81. В.Е. Системное корпоративное управление. — М.: Сирин, 2003 г., 251с.
  82. М.И., Шпагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. 432 с.
  83. Межсекторное стратегическое партнерство / Под ред. Проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: ВГПУ, ВлГУ, 2005. — 202 с.
  84. Мейер, Маршал В. Оценка эффективности бизнеса/Маршал В. Мейер- Пер. с англ. А. О. Корсунский. -М.: ООО «Вершина», 2004.-272 с.
  85. Мередит Белбин Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Пер с англ. М.: ШРРО, 2003 — 315 с.
  86. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
  87. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер с англ под ред Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 336 с.
  88. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер с англ под ред Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
  89. Т.Г. Региональная экономика. М.: Юнити-Дана, 2006. -528 с.-ISBN 5−238−1 093−1.
  90. Муниципальное и государственное управление: разработка и реализация стратегии / под ред. Ю. Н. Лапыгина. — ВлГУ, ВГПУ, 2005. — 466 с.
  91. А.И. Реструктуризация российской экономики и ее региональные аспекты. Владимир: ВГПУ, ООО «Издательство «Пасад», 2001.-274 с.
  92. Р. Успешная команда: Как ее создать, мотивировать и развивать / Роберт Мэддакс- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. -104 с.-ISBN 978−5-9614−0675−7.
  93. Мюллер, Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и конструирования идей. М.: Омега-Л, 2007. — 126 с. ISBN 5- 370−22−0.
  94. Нёлке Матиас. Техники креативности. — М.: ОМЕГ А-Л, 2006. —144 с.
  95. Нивен Пол Р. Сбалансированная Система Показателей шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов:/ Пер. с англ. — Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. — 328с.
  96. Нили Энди, Адаме Крис, Кеннерли Майк Призма эффективности: Карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управлении им / Пер с англ. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. — 400 с.
  97. Нильс-Горан Олве, Карл-Иохан Петри, Жан Рой, офии Рой Баланс между стратегией и контролем / Пер. с англ. Е. Колотвиной под ред. Е. Добровольского. — СПб.: Питер, 2005. — 320 с.
  98. Нильс-Горан Ольве, Рой Жан, Ветер Магнус Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пре с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 304 с.
  99. О Кифф Дж. Бизнес-прорыв. Восемь стратегий достижения выдающихся практических результатов / Пер. с англ. Парал Тит англ. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. 256 с. ISBN 5−699−12 319−9.
  100. О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О’Коннор и Иан Макдемотт- Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 256 с.-ISBN 5−9614−0335−1.
  101. К. Мышление стратега: Искусство бизнеса по-японски / Кеничи Омае- Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 215 с. — ISBN 9787−5-9614−0565−1.
  102. Отар Хеллевик Социологический метод. М.: Издательство «Весь мир», 2002. — 192 с.
  103. Откуда берутся идеи? Креативные решения бизнес-проблем. — М.: Вершина, 2006. 160 с.
  104. А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: Учебное пособие. — СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2005. 317 с.
  105. В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. М.: КНОРУС, 2005. — 496 с.
  106. Дж. К. Управление проектами / пер с англ под ред. В. Н. Фунтова. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  107. Портер, Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч. Пос. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 495 с.
  108. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.-864 с.
  109. Проблемы социально-экономического развития Владимирской области на современном этапе. Программа действий Администрации области на 2001 год. Владимир, 2001. — 249 с.
  110. К. Ф., Цветков А. Н. Технология научных исследований: Учеб. Пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. — 54 с.
  111. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство / Под ред. A.M. Гершуна, Ю. С. Нефедьевой. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — 88 с.
  112. К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К. Рамперсад- Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 352 с.
  113. С. Менеджмент: Уроки Тома Питерса и других гуру бизнеса. -М.: Эксмо, 2007. 160 с. — ISBN5−699−19 208−5.
  114. Регион: к новому качеству управления / под ред. Алексеева Ю. П. и Падучина А. Н. М.: Изд-во «Луч», 2000.114. ISBN 978−5-16−3 459−1.
  115. Н.В. Взаимосвязи экономических и социальных показателей в системах управления предприятиями. — СПб.: СПбГИЭУ, 2004. 247 с. ISBN 5−88 996−449−6.
  116. А.Б. Искусство управления ситуацией: опыт Востока и Запада. Учебно-практическое пособие. -М.: Маркет ДС, 2006. 270 с. ISBN 5−7958−0113−5.
  117. Семь нот менеджмента. Настольная книга руководителя. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. 832 с. ISBN 5−699−19 773−7.
  118. П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 408 с.
  119. М. Эпоха системных инноваций / Мицуаки Симагути-пер. с яп. М. Б. Черная. М.: Миракл, 2006. — 248 с. — ISBN 59 900 194−2-4.
  120. Дж.К. Как решать проблемы / Пер с англ., под ред. И. А. Чеховских. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. 160 с.
  121. Социальное партнерство / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: Владимирская книжная типография, 2006. — 374 с.
  122. В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений. Учебное пособие. — СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002. 394 с.
  123. В.Г. Совершенствование управления развитием малого города. М.: ОАО «Издательство «Экономика». — 2005, 296 с.
  124. Стратегические системы в управлении / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. Муром: Изд-во МИ ВлГУ, 2007. — 431 с.
  125. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. — 336 с.
  126. Стратегическое сотрудничество: Креативный бизнес-курс / Стивен Кардел. Пер с англ. Т. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 256 с.
  127. Стратегия развития муниципалитета / Под ред. Г. В. Гутмана. -М.: ЮРКНИГА, 2003. 256 с.
  128. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. 2-е изд./ Р. Кох. — СПб.: Питер, 2003. — 320 с.
  129. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. Пособие / Под ред. В. Н. Волковой и А. А. Емельянова. -М.: Финансы и статистика, 2006. 848 с. — ISBN5−279−2 933−5.3
  130. А.С., Ципенс Г. Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. — 2-е изд., стер. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 240 с.
  131. Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. М.: Издательство ПРИОР, 2003 — 288 с.
  132. К. Ключевые показатели менеджмента: Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Дело, 2001. — 360 с.
  133. Управление организационными системами. — М: СИНТЕГ, 2001. -112с.
  134. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. М.: Издательство «Омега-Л», 2007. — 250 с.
  135. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С.В. Федин- под ред Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001.- 176 с.
  136. Факторы стратегического развития / Под ред. Проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: ВГПУ, ВлГУ, 2005. — 165 с.
  137. Финкельштейн Сидни. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций: анализ и практические выводы / Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 394.
  138. Фридаг, Хервиг Р. Сбалансированная система показателей. М.: Издательство «Омега-Л», 2006. — 144 с. 5−370−10−7
  139. М., Трегоу Б. Искусство и наука стратегии лидерства: Новый подход к корпоративному управлению / Майк Фридман, Бенджамин Трегоу. Пер с англ. Е. Богдановой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 272 с.
  140. Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня/ Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2002. — 288 с.
  141. Г., Прахалад К., Томас Г., О’Нил Д. Стратегическая гибкость. СПб.: «Питер», 2004. — 382 с.
  142. А.Н. Стратегический анализ: учебное пособие / А. Н. Хорин, В. Э. Керимов. М.: Эксмо, 2006. — 288 с. — ISBN 5−699−15 042−0.
  143. Д. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 224 с.
  144. Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер с англ. Под ред. В. А. Спивака СПб.: Питер, 2002. — 336 с.
  145. Ю.И. Семантика самоорганизующихся систем. М.: Академический Проект, 2003. — 176 с.
  146. П.Д. Оптимальное управление экономическими системами. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. — 240 с.
  147. Эдмюллер, Андреас. Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров / Андреас Эдмюллер, Томас Вильгельм. М.: Издательство «Омега-Л», 2007. — 119 с. — ISBN 5−370−23−9.
  148. Эффективность стратегического управления / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: ВГПУ, ВлГУ, ВИБ, 2004. — 220 с.
  149. С.А. Сценарный подход к моделированию поведения бизнес-систем. Серия «Управление организационными системами». М.: СИНТЕГ, 2001.-112 с.
  150. , В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Омега-Л, 2007. 567 с. ISBN 5−365−446−9.
  151. Е.С. Эффективность управленческого лидерства. М.: ТЕИС, 2002.-501 с.
Заполнить форму текущей работой