Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль сестринского персонала в организации профилактической помощи детям с нарушением осанки и сколиозом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из приоритетных государственных задач является охрана здоровья детей, так как важнейший показатель качества работы здравоохранения — состояние здоровья детского населения. Основным условием социального и экономического развития общества является здоровье каждого отдельного человека и общества в целом. Реализуемые сегодня Россией Национальные проекты, в экономической и социальной сфере… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные проблемы оказания ортопедической помощи детям «в Российской Федерации (обзор литературы)
    • 1. 1. Медико-социальная характеристика детского населения
  • Российской Федерации
    • 1. 2. Распространенность, методы диагностики сколиоза и нарушений осанки у детей
    • 1. 3. Лечебно-профилактическая помощь детям с нарушением осанки и сколиозом в России
    • 1. 4. Основы лечебно-профилактической помощи в структуре общеобразовательных учреждений
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Организация, объем и базы исследования
    • 2. 2. Методы анализа распространенности, структуры патологии опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиоза) у детей
    • 2. 3. Методика оценки деятельности сестринского персонала в общеобразовательных учреждениях
    • 2. 4. Методика оценки родителями состояния здоровья детей
    • 2. 5. Методика оценки качества жизни детей с нарушением осанки и сколиозом
    • 2. 6. Методика оценки эффективности поведения профилактических мероприятий детям с нарушением осанки и сколиозом
    • 2. 7. Статистическая обработка результатов исследования
  • Глава 3. Распространенность нарушений осанки и сколиоза у детей Тюменской области, г. Тюмени по результатам собственного исследования
    • 3. 1. Анализ распространенности сколиоза и нарушения осанки у детей Тюменской области
    • 3. 2. Анализ распространенности нарушений осанки и сколиоза у детей общеобразовательных учреждений г. Тюмени

    Глава 4. Обоснование создания организационно-функциональной модели деятельности сестринского персонала по профилактической помощи детям с нарушением осанки и сколиозом в общеобразовательных учреждениях.

    4.1. Оценка деятельности сестринского персонала общеобразовательных учреждений.

    4.2. Оценка качества жизни детей с нарушением осанки и сколиозом в разрезе двух общеобразовательных учреждений (гимназия со стандартной системой медицинского обслуживания и школа с постоянным медицинским наблюдением).

    4.3. Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей.

    4.4. Обоснование значения проведения сестринским персоналом профилактических мероприятий детям с нарушениями осанки и сколиозом.

    4.4.1. Значение нарушений осанки и сколиоза у детей для общества.

    4.4.2. Болезни опорно-двигательного аппарата у детей (нарушение осанки, сколиоз) с позиции медико-социального обоснования.

    4.4.3. Роль сестринского персонала в проведении профилактических мероприятий детям с нарушениями осанки и сколиозом в общеобразовательных учреждениях.

    Глава 5. Организационно-функциональная модель деятельности сестринского персонала по оказанию профилактической помощи детям с нарушением осанки и сколиозом в общеобразовательных учреждениях.

    5.1. Модель профилактики нарушений осанки и сколиоза у детей.

    5.2 Организация. работы сестринского персонала общеобразовательных учреждений.".

Роль сестринского персонала в организации профилактической помощи детям с нарушением осанки и сколиозом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Одной из приоритетных государственных задач является охрана здоровья детей, так как важнейший показатель качества работы здравоохранения — состояние здоровья детского населения. Основным условием социального и экономического развития общества является здоровье каждого отдельного человека и общества в целом. Реализуемые сегодня Россией Национальные проекты, в экономической и социальной сфере, направлены на решение конкретных задач в области здравоохранения и образования с акцентом на конкретного человека (Путин В.В., 2006). Это направление государственной политики обусловлено экономическими трудностями последних десятилетий XX века, сниженным вниманием государства к социальным проблемам, резким ограничением финансирования здравоохранения и медицинской науки, что привело к значительному сокращению числа здоровых детей — в разных регионах оно колеблется от 4% до 10%. В период с 1996;2000 гг. заболеваемость детей увеличилась на 24,4% у подростков в возрасте 15−17 лет на 31,4%. (Баранов А.А., 2001, 2003; Усанова Е. П., 2000).

Высокий рост заболеваемости детей наблюдается в возрастном отрезке от 7 до 17 лет, что совпадает с периодом обучения в школе. Поэтому особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников, за период школьного обучения частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза, а число детей имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20% (Усанова Е.П., 2000).

Здоровье детей — это интегральный показатель благополучия детского населения и государственной политики, при которой государство должно гарантировать ребенку предоставление такого объема материальных и иных благ, который необходим ему для выживания и полноценного развития (Баранов А.А., 2001; Антонова Г. А., 2002). Показатели здоровья детей значительно характеризуют проблемы современного общества в различных сферах его деятельности, кроме того, они определяют здоровье взрослого населения.

Проводимые исследования показывают, что 53% учащихся имеют ослабленное здоровье, у 1/3 школьников отмечаются морфофункциональные отклонения, значительную долю которых составляют нарушения осанки, патология органов чувств, нервной системы (Вишневская Е. JL, с соавт. 1999).

По данным О. А. Малахова и соавт. (2002), в Российской Федерации отмечается рост заболеваемости болезнями костно-мышечной системы у детей в возрасте до 14 лет на 53,6%, у подростков в возрасте 15−17 лет — на 80,2%. При скрининговых обследованиях ортопедическая патология выявляется по данным различных исследователей почти у 80% детей. По данным профилактических осмотров нарушения осанки и сколиоз у детей выявляются чаще, чем другая патология во всех возрастных группах.

Сколиоз — это болезнь, возникающая в детском возрасте, последствия которой остаются на всю жизнь (Котышева И.А., 2004). Многие исследователи утверждают, что причиной такого распространенного заболевания, как остеохондроз позвоночника, в 95% случаев является именно сколиотическая болезнь. Различные виды нарушений осанки не являются чисто эстетическим вопросом, так как в дальнейшем это приводит к развитию остеохондрозов, дискогенных радикулитов и других заболеваний позвоночника у взрослых (Альбамасова Е.А., 1982; Калб Т. Л., 2001; Цыкунов М. Б., 2001; Михайловский М. Н., 2003). В этиологии сколиоза, особенно идиопатического, который составляет подавляющее большинство случаев сколиоза, исследователи отдают предпочтение внутриутробным и перинатальным нарушениям нервной системы, что в свою очередь позволяет определить направление первичной профилактики сколиозов (Герман Д.Г. и соавт. 1978; Григорьев М. А. и соавт. 1990; Казьмин А. И. и соавт. 1981; Григорьев М. А., 1992; Ратнер А. Ю., 1985; Чернова Т. Н., 1996).

В результате искривления позвоночника при сколиозе не только страдает внешний вид, но и ухудшаются функции многих внутренних органов, появляются боли, а главное — изменяется психика больного человека, который стесняется окружающих и стыдится себя, в итоге — неудачная карьера, несложившаяся личная жизнь (Котешева И.А., 2004; Шомемр Н., 1998).

В своих работах Н. Б. Шабалина, С. Н. Пузин и соавт. (2000) отмечают, что переживание внешнего дефекта детьми не подразумевает осознание его в полной мере. Это выражается в не соответствие между профессиональными интересами больных подростков и их физическими возможностями. Ориентация на недоступные профессии связана с повышенной психологической напряженностью и неудовлетворенностью собой.

Установлено, что среди факторов, воздействующих на здоровье, 20% составляет влияние внутришкольной среды, а большую часть (около 70% дневного времени) учащиеся проводят в стенах школы (Баранов А.А., 1997; Касаткин В. М., 2000).

Организацию комплексного лечения детей с нарушением осанки и начальными формами сколиоза, в виде систематического и динамического наблюдения за детьми, необходимо реализовать в общеобразовательных школах на уроках физической культуры или в специальных коррекционных группах, а воспитание и выработка навыков здорового образа жизни в школьных коллективах должны носить интерактивный характер. Поэтому целесообразно разрабатывать соответствующие интегрированные профилактические программы, включающие мероприятия в школах, как в коллективе с наиболее организованным процессом формирования здоровья. В пользу такого подхода также свидетельствует недостаточное количество времени у родителей на оздоровительную работу во многих семьях и пассивность педагогов в этих вопросах. Необходимо обучать врачей смежных специальностей, средний медицинский персонал приемам профилактики и оказания первой доврачебной помощи при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Для детей с функциональными отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата необходимо определить критерии физических нагрузок и подбора элементов лечебной физкультуры для разработки программы уроков физической культуры в образовательных учреждениях (Поздникин Ю.И., и соавт. 1999; Демина И. А., и соавт. 2000; Кучма В.Р.и соавт. 2003; Малахов О. А., и соавт. 2004).

Известно, что большую часть времени люди проводят на рабочем или учебном месте. Это обстоятельство должно побуждать любое учреждение использовать свою организационную структуру для реализации задач по охране здоровья и профилактике заболеваемости. Таким образом, школа, как одна из организационных форм деятельности, кроме решения традиционных задач обучения и воспитания, также может быть структурой, где участники образовательного процесса получают возможность приобретать знания, умения и навыки по формированию здоровья и по защите от влияния негативных факторов окружающей среды. Медицинское обслуживание детей непосредственно в самих общеобразовательных учреждениях осуществляется средним медицинским персоналом — школьным фельдшером, школьной медицинской сестрой, медицинской сестрой детских дошкольных учреждений (Герасименко Н.Ф., 1999; Агрызин А. Н., 2000).

В условиях экономических преобразований и структурной перестройки отрасли здравоохранения особую значимость приобретают специалисты, имеющие среднее специальное медицинское образование, как наиболее многочисленная «армия» работников здравоохранения. Поэтому в период реформирования сестринского дела необходимо расширять функции и организационные формы деятельности сестринского персонала в различных профессиональных сферах его деятельности.

В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретают научные исследования в области организации медико-профилактической деятельности сестринского персонала в общеобразовательных учреждениях с целью профилактики нарушений осанки и сколиоза среди детей.

Анализируя все выше перечисленное, мы определили цель исследования — научно обосновать, разработать и внедрить организационно-функциональную модель деятельности сестринского персонала по профилактической помощи детям с нарушением осанки и сколиозом в общеобразовательных учреждениях.

Задачи:

1. Проанализировать современное состояние здоровья и оказание медицинской помощи детям с патологией опорно-двигательного аппарата в Российской Федерации и за рубежом.

2. Провести анализ распространенности нарушений осанки и сколиоза среди детей г. Тюмени и Тюменской области за период 2000 — 2005 гг.

3. Изучить медико-социальную характеристику сестринского персонала общеобразовательных учреждений.

Проанализировать деятельность сестринского персонала в общеобразовательных учреждениях по профилактике нарушений осанки и сколиозов у детей.

4. Обосновать медико-социальное значение патологии опорно-двигательного аппарата у детей для общества.

5. Разработать «Организационно-функциональную модель деятельности сестринского персонала по профилактической помощи детям с нарушением осанки и сколиозом в общеобразовательных учреждениях».

6. Разработать программу тематического усовершенствования для сестринского персонала общеобразовательных учреждений по профилактике нарушений осанки и сколиоза у детей.

7. Разработать региональную целевую программу профилактики нарушений осанки и сколиоза у детей общеобразовательных учреждений.

Научная новизна исследования.

В проведенном комплексном социально-гигиеническом исследовании впервые:

— доказано, что распространенность и формирование нарушений осанки и сколиоза у детей общеобразовательных учреждений зависит от пола, возраста, среды обучения и уровня медицинского обслуживания детейпроведен анализ деятельности сестринского персонала в общеобразовательных учреждениях по профилактике нарушений осанки и сколиоза у детей, определены приоритеты для улучшения деятельности сестринского персонала в общеобразовательных учреждениях;

— доказана роль сестринского персонала в улучшении качества жизни детей с нарушением осанки и сколиозом в различных возрастных группахобосновано медико-социальное значение патологии опорно-двигательного аппарата (нарушений осанки, сколиоза) у детей для здоровья взрослого населения и общества;

— разработана «Организационно-функциональная модель деятельности сестринского персонала по профилактической помощи детям с нарушением осанки и сколиозом в общеобразовательных учреждениях».

Научно-практическая значимость.

Доказана эффективность работы сестринского персонала общеобразовательных учреждений по профилактике нарушений осанки и сколиоза у детей.

Разработана и внедрена программа тематического усовершенствования для сестринского персонала общеобразовательных учреждений по профилактике нарушений осанки и сколиоза.

Разработана и представлена для внедрения в управление по здравоохранению Администрации г. Тюмени целевая программа по профилактике нарушений осанки и сколиоза у детей в общеобразовательных учреждениях.

Апробация работы.

Материалы диссертации докладывались и обсуждались на:

— секционных заседаниях Международного симпозиума «Медицина и охрана здоровья» 2001, 2002, 2003, 2004 гг. (г.Тюмени) — конференции Уральского федерального округа «Инновации в сестринском деле» — Тюмень, 2002 г.;

— цикле усовершенствования врачей травматологов-ортопедов, Тюмень, 2004 г.;

— Первом Западно-сибирском симпозиуме, посвященном 60-летию Тюменской области «Актуальные проблемы травматологии и ортопедии», Тюмень, 2004 г.

Основные положения диссертационной работы апробированы на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ГОУ ВПО ММА им. И. М. Сеченова Росздрава.

Внедрение результатов исследования в практику.

Материалы исследований и элементы «Организационно-функциональной модели деятельности сестринского персонала по профилактической помощи детям с нарушением осанки и сколиозом в общеобразовательных учреждениях» используются в муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 90 (г.Тюмень).

Разработанная программа тематического усовершенствования для сестринского персонала, предоставляющего медицинскую помощь в общеобразовательных учреждениях, используется в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования (Тюменский базовый медицинский колледж).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и сколиоз) значительно распространена у детей общеобразовательных учреждений. Формирование, динамика и распространенность нарушений осанки и сколиоза у детей зависят от возраста, пола, среды обучения и медицинского наблюдения.

2. Анализ профессиональной деятельности сестринского персонала по профилактике нарушений осанки и сколиозов у детей выявил: низкий уровень знаний о патологии опорно-двигательного аппарата (нарушениях осанки, сколиозе) — низкий уровень участия сестринского персонала в профилактической работе с детьми общеобразовательных учреждений.

3. Нарушения осанки и сколиоз у детей в долгосрочном прогнозе имеют существенное медико-социальное значение для общества.

4. Для улучшения качества медицинского обслуживания детей и проведения профилактических мероприятий разработана и предложена «Организационно-функциональная модель деятельности сестринского персонала по профилактической помощи детям с нарушением осанки и сколиозом в общеобразовательных учреждениях».

5. Для расширения профессиональных функций сестринского персонала общеобразовательных учреждений по профилактике нарушений осанки и сколиоза у детей необходим комплексный подход, включающий: специальную подготовку сестринского персонала, ресурсное обеспечение, взаимодействие структур управления (здравоохранения и социального обеспечения, образования).

Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов и практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 173 страницах, содержит 24 таблицы, 31 рисунок, 6 приложений.

149 Выводы.

1. Патология опорно-двигательного аппарата среди детей г. Тюмени и Тюменской области за период 2000;2005 гг. составила: нарушений осанки 131,8±4, на 1 000 детейсо сколиозом 17,6±1,0 на 1 000 детей. Изучаемая патология значительной динамики к снижению не имеет.

2. Патология опорно-двигательного аппарата среди детей в исследуемых общеобразовательных учреждениях по данным профилактических осмотров составила: нарушения осанки — 41,6%- сколиоз — 7,6%. Формирование изучаемой патологии зависит: от возраста детей: нарушения осанки в 5−7 лет — 59%, в 13−17 лет — 48,5%- сколиоз в 5−7 лет — 3,9%, в 13−17 лет — 13,0%- от пола детей: в возрасте 13−17 лет сколиоз у девочек 51,7%, у мальчиков — 17,2%.

3. Анализ медико-социальной характеристики сестринского персонала выявил: средний возраст — 41 ±8,5 лет. Доля молодых в возрасте до 25 лет-5,5%, доля пенсионного возраста — 8,5%. 28,5% сестринского персонала имеют стаж работы до 5 лет, что указывает на текучесть кадров, особенно школьной медицине.

4. Сестринский персонал школ на 22% больше испытывает трудности в работе, чем медицинские сестры детских дошкольных учреждений. Профилактические мероприятия для детей с патологией опорно-двигательного аппарата проводят лишь 47% сестринского персонала. 73% сестринского персонала не занимаются выявлением нарушений осанки и сколиоза у детей. Только 50% сестринского персонала проводят профилактические доврачебные медицинские осмотры.

5. Анализ медико-социального значения патологии опорнодвигательного аппарата у детей в различных возрастных категориях явился 1 основой для проведения активных профилактических мероприятий детям в общеобразовательных учреждениях.

6. По данным проведенного исследования разработана и внедрена «Организационно-функциональная модель деятельности сестринского персонала по профилактической помощи детям с нарушением осанки и сколиозом в общеобразовательных учреждениях», которая направлена на улучшение качества медицинского обслуживания детей и проведение профилактических мероприятий.

7. 83% среднего медицинского персонала отмечают недостаточный объем знаний в области патологии опорно-двигательного аппарата, что явилось основанием для разработки и внедрения программы усовершенствования по профилактике нарушений осанки и сколиозов у детей.

8. Для обеспечения детей с патологией опорно-двигательного аппарата квалифицированной медицинской помощью разработана и внедрена целевая программа профилактики нарушений осанки и сколиоза у детей общеобразовательных учреждений.

Практические рекомендации.

1. Разработанная в процессе исследования «Организационно-функциональная модель деятельности сестринского персонала по профилактической помощи детям с нарушением осанки и сколиозом в общеобразовательных учреждениях» рекомендована для внедрения в сферу здравоохранения и образования как один из элементов оказания качественной медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях.

2. Для повышения профессиональной компетентности сестринского персонала в области профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушений осанки, сколиоза) у детей, необходимо рекомендовать сестринскому персоналу общеобразовательных учреждений прохождение обучения на цикле тематического усовершенствования.

3. Для повышения качества жизни детей с нарушением осанки и сколиозом целесообразно рекомендовать сестринскому персоналу всех общеобразовательных учреждений проводить комплексное, динамическое медицинское наблюдение за детьми на протяжении всего периода роста.

4. Для повышения профессиональной значимости сестринского персонала общеобразовательных учреждений в укреплении здоровья детей и проведении профилактических мероприятий необходимо взаимодействие структур управления здравоохранением, социальным развитием и образованием.

5. Рекомендовать к широкому использованию «Программу профилактики патологии опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях» с целью улучшения качества жизни детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А. / Е.А. Абальмасова // Ортопедия, травматология. 1982. — № 12.— С. 25−31.
  2. Е.А., Сколиоз / Е. А. Абальмасова, P.P. Ходжаев. Ташкент, Абу Али ибн Сино, 1995. — 360 с.
  3. Н. Цивилизация и здоровье / Н. Агаджанян, В. Ружников, И. Ружникова. Ставропольское кн. изд-во, 1990. — 167 с.
  4. А.Н. Дети и социально-экономические условия их жизни / А. Н. Агрызин Статистическая панорама. Госкомстат России: — Тюмень, 2000. 15 с.
  5. В.Ю. Правовое обеспечение охраны здоровья детей / В. Ю. Альбицкий // Материалы девятого съезда педиатров Российской Федерации. М., 2000. — 606 с.
  6. Г. А. Медико-социальные аспекты организации комплексной реабилитации детей и подростков с ослабленным здоровьем: автореф.дисс. канд. мед. наук. / Г. А. Антонова — Тюмень, 2002. — 34 с.
  7. Г. А. Медико-социальные аспекты организации комплексной реабилитации детей и подростков с ослабленным здоровьем: дис. канд. мед. наук. / Г. А. Антовова. Тюмень, 2002. — 173 с.
  8. М.В., Здоровье школьников результаты лонгитюдного исследования./ Г. Г. Манке, JI.M. Кузнецова, Г. В. Бородкина, // Педагогика. — 1995. — № 2. — С. 26−30.
  9. Ю.Антропова М. В., Нормализация учебной нагрузки школьников. Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование. /Под ред. М. В. Антроповой, В. И. Козлова. М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  10. В.В. Новое в лечение сколиоза у детей / В. В. Аршин, Н. В. Сушина, Г. А. Бауманова, С. В. Краснова // Анналы травматологии и ортопедии. 2001. — № 1. — С.34.
  11. А.А. Законодательное обеспечение охраны здоровья детей / А. А. Баранов, Е. Е. Лапин // Материалы IX съезда педиатров России. Детское здравоохранение России: стратегия развития. 2001. — С.66.
  12. А. А., Подпрограмма «Здоровый ребенок» Федеральной программы «Дети России»./ А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина, А. Г. Ильин // Права ребенка. 2003. — № 1 — С 5−15.
  13. О.М. Гигиеническая оценка условий обучения в образовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : дис. канн. мед. наук / О. М. Барладян. — Ростов-на-Дону, 2003. 190 с.
  14. И.В., Проблемы нарушения осанки у детей / И. В. Башкировская, Г. П. Туровская // «Педиатрия на рубеже веков. Проблемы, пути развития» сб. мат. конф. Ч. И. СПб. 2000. — С. — 21−23.
  15. Н.А. Лечебная физкультура и массаж/ Н. А. Белая. М.: Советский спорт, 2001. — 272с.
  16. М.М., Об организации в школе службы здоровья /М.М. Белоусова, Н. В. Третьякова // Седьмой Российский национальный конгресс «Человек и его здоровье». 2002. — С.243.
  17. Берк, Кеннет, Кэйри, Патрик Анализ данных с помощью Microsoft Excel.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. 560с.
  18. Р. Диспансерное обследование аппарата движения у детей (диагностика ортопедических заболеваний и поражений нервно-двигательного аппарата) / Р. Бернбек, А. Синиос. М.: «Медицина», 1980.- 136 с.
  19. В.П. Научное обоснование системы здоровьесберегающих технологий у детей в учреждениях образования: автореф. дис. док. мед. наук Екатеринбург., 2003. — 46 с.
  20. Н.Н. Стратегия охраны здоровья матерей и детей в условиях социально-экономического реформирования Российской Федерации: автореф. дис. док. мед. наук Москва., 1996. 48 с.
  21. Н.Н., Педиатрическая служба в условиях реформирования здравоохранения / Н. Н. Ваганов, В. М. Шипова, С. М. Степанова и др. — Москва: Гранд, 1999. 231 с.
  22. А.Р. Пути реализации целевой программы «Здоровьесберегающие основы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе» /А.Р. Вайгант //Проблемы управления здравоохранением. 2003. — № 219. — С.86−87.
  23. В.П. О первой Всероссийской конференции «Организация педиатрической службы в современных условиях» / В. П. Ветров // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 1999. № 5. — С.30−32.
  24. В.В. Рецензия на монографию Г.З. Демченковой и M.JT. Полонского «Теоретические и организационные основы диспансеризации населения» / В. В. Власов. М.: Медицина, 1987. — 287 с.
  25. В.К. Дошкольно школьное учреждение для детей с особыми нуждами / В. К. Волкова //Гармония и здоровье. — 1997. — С. 54−55.
  26. В.Е., Самсонов И. И. Диспансеризация детей со сколиотической болезнью / В. Е. Воловик, И. И. Самсонова // материалы Всерос. науч.-практ. конф. детских ортопедов-травматологов: 1996. Ч. II. — С. 149.
  27. Р.Л., Спайт Д. У., Симон P.P. Неотложная ортопедия. Позвоночник / P.JI. Гейли, Д. У. Спайт, P.P. Симон.: пер. с англ. М.: Медицина, -2003.-430 с.
  28. Н.Ф. Полное собрание федеральных законов об охранен здоровья граждан комментарии, основные понятия, подзаконные акты 2-еиздание переработанное и дополненное / Н. С. Герасименко. Москва: ГОЭТАР — «Медиа», 2005. 528 с.
  29. Д.Г. Роль родовой травмы спинного мозга в патогенезе сколиоза и детей / Д. Г. Герман, И. Т. Ильчук // Здравоохранение Молдавской ССР. 1978.-№ 6.-С.19−21.
  30. Г. И. Реабилитация детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях / Г. И. Герцен, А. А. Лобенко. -М.: Медицина, 1989. 272 с.
  31. М.С. Профилактика прогрессирования дегенеративно-дистрофических процессов костно-мышечной системы детей и подростков / М. С. Голинская, Н. Г. Носова, А. Е. Конторович и др. // Медицинская помощь. 2000. — № 5. — С.36−39.
  32. В.И., Александрович Ю. С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) новый инструмент оценки развития детей / В. И. Гордеев, Ю. С. Александрович. — СПб.: Речь, 2001. — 200с.
  33. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской федерации в 2000 году» Москва, 2000.
  34. М.А., О роли биомеханизма родов, анте- и перинатальных факторов в формировании право- и левосторонних сколиозов / М. А. Григорьев А. ХЛруллин, А. И Андрюков и др. // Казанский медицинский журнал. 1990. — Т-71. — № 2. — С. 125−127.
  35. М.А., Перинатальный (Идиопатический) сколиоз / М. А. Григорьев, А. Х. Яруллин, Г. И. Исмагилова // Казанский медицинский журнал. 1990. — Т-71 (LXXI) — № 6. — С. 412−415.
  36. Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушенными функциями опорно-двигательного аппарата / Н. А. Горсс //Советский спорт. — 2000.
  37. B.C., Коц Я.М. Регуляция позы человека / B.C. Грунфинкель, Я. М. Коц. М.: Москва, 1985. — 68 с.
  38. О.А. Медико-социальная характеристика инвалидности вследствие сколиотической болезни / О. А. Дадаева // Седьмой Российский национальный конгресс «Человек и его здоровье»: 2002. -С.330.
  39. О.А. Показатели инвалидности у больных сколиозом в зависимости от вида проведенного лечения / О. А. Дадаева // Седьмой Российский национальный конгресс «Человек и его здоровье»: 2002. -С.329.
  40. Н.В. Реализация проблемы «Здоровый ребенок» в условиях детского дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Дмитриева, Н. А. Бурсикова, В. Н. Лавреньева // Российский педиатрический журнал. -2001. № 3. — С.50.
  41. Доклад «О состоянии здоровья населения Тюменской области в 2001 году» Тюмень 2002. — С. 20−39.
  42. Доклад «О состоянии здоровья населения Тюменской области в 2002 году» Тюмень 2003. — С. 46−48.
  43. Доклад «О состоянии здоровья населения Тюменской области в 2003 году» Тюмень 2004. — 163 с.
  44. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.). М., Минздрав России, — 2003. -С. 8−65.
  45. Доклад о состоянии здравоохранения в мире 2003 г. Всемирная организация здравоохранения. Женева. — 2003. — 16 с.
  46. В.Г. Реформа здравоохранения на региональном уровне. Стратегия развития регионального здравоохранения / В. Г. Дьяченко, В. М. Соколов // Материалы' ежегодной научно-практической конференции. -М., 2000. С. 278−291.
  47. М.Г., Концептуальные подходы к организации медико-социальной помощи детям / М. Г. Дьячкова, A.M. Вязин, В. И. Макарова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2001.-№ 3.-С. 35−38.
  48. JI.A., Русова Т. В. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников / JI.A. Жданова, Т. В. Русова // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. — С. 52−55.
  49. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В. И. Зверева II — М.: Новая школа, 1997. 319 с.
  50. Здоровье населения сельских районов юга Тюменской области и деятельность учреждений здравоохранения в 2001—2003 годах (статистические материалы), Тюмень. 2004. 140 с.
  51. Здравоохранение. 2002 г. — № 5. — С. 124.
  52. Здравоохранение. 2003 г — № 1. — С. 80−81.
  53. Здравоохранение. — 2003 г. № 7. — С. 84−123.
  54. Д.И. О состоянии детской инвалидности и реализации федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» / Д. И. Зелинская // Российский педиатрический журнал. 2001. — № 2. — С. 4−7.
  55. Н.Н., Мнацаканян Е. Г., Юрьва Р. Г. Качество жизни семей, имеющих ребенка-инвалида (по оценкам матерей) / Н. Н. Иванова, Е. Г. Мнацаканян, Р. Г. Юрьева // Седьмой Российский национальный конгресс «Человек и его здоровье», 2002. С. 359.
  56. А.Г., Здоровье школьников и реформирование школьного образования / А. Г. Ильин, М. И. Степанова, И. К. Раппопорт и др. // Российский педиатрический журнал. 1999. -№ 5.-С. 14−16.
  57. Инструкция по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-биологических нормативов // Качество медицинской помощи. 2002. — № 1. — С. 78.
  58. В.А. К вопросу о возможности консервативного лечения сколиоза/
  59. B.А. Ишал // Ортопедия, травматология и протезирование. 1990. — № 3.1. C. 74−77.
  60. М.В. Травматология, ортопедия и восстановительная хирургия / М. В. Казарезов, И. В. Бауэр, A.M. Королева. Новосибирск НГМА, -2001.-635 с.
  61. О.С. Особенности диагностики и лечения сколиоза. / О. С. Казарин, Д. К. Тесаков // Здравоохранение. 1999. — № 4. — С.36−38.
  62. А.И. Сколиоз / А. И. Казьмин, И. И. Кон, В. Е Беленький. -Москва.: Медицина, 1981.-272 с.
  63. T.JI. Изменения осанки детей по результатам скринингового обследования школьников г.Тулы на компьютерном, оптическом топографе /Т.Л. Калб // Вестник новых медицинских технологий. 2002 -T.IX № 1.-С. 63−64.
  64. Т.Л. Проблемы нарушения осанки и’сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции / Т.Л., Калб // Вестник новых медицинских технологий. 2001 Т.VIII. — № 4. — С. 62−64.
  65. Л.Г. Участие семьи в восстановительном лечении ребенка / Л. Г. Камсюк С.Г. Алатырцева, В. Л. Мартынов // Советское здравоохранение. 1986.-№ 1.-С. 18−23.
  66. С.С. Состояние здоровья и перспективы реабилитации детей ранней возрастной группы / С. С. Карпова, А. И. Волков, Ю. П. Ипатов и др. // Здравоохранение Российской Федерации. 1999. — № 4. — С. 23−25.
  67. В.Н. Медицинские аспекты комплексной программы здоровья в школе / В. Н. Касаткин, С. М. Чечермицкая, О. В. Ваулина и др. // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 5. — С. 107.
  68. В.Н. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации / В. Н. Касаткин М.: Подкова, 2000. -57 с.
  69. В.Г. Респираторные, гемодинамические и биохимические изменения при сколиозе / В. Г. Климовицкий, И. Г. Герасимов, J1. J1. Стороженко // Ортопедия, травматология и протезирование. 2003, — № 1.-С. 179.
  70. Кондакова-Варламова Л. П. Правильная осанка / Кондакова-Варламова Л.П., Е. П. Стомская. М.: изд-во «Медицина», 1967. 28 с.
  71. Г. И. Тактика лечения сколиоза позвоночника у взрослых в условиях дневного стационара / Г. И. Корнилова, Н. В. Мельничук, С. Н. Иванов // Седьмой Российский национальный конгресс «Человек и его здоровье», 2002. С. 193.
  72. И.А. Сколиоз позвоночника. Лечение и профилактика / И. А. Котешева. — М.: изд-во Эксмо, 2004. 272 с.
  73. А.Я. Сколиоз и его лечение у студентов / А. Я. Крюкова, A.M. Комарова, Р. С. Низамутдинова // науч. конф. Вертебрология: проблемы, поиски, решения 27−29 мая 1998. Москва. С. 28−30.
  74. М.Н. Организация оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях / М. Н. Кузнецова, Т. К. Марченко, В. Г. Пинелис // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. — № 2. — С. 21−23.
  75. В.В. Травматологическая и ортопедическая помощь / В. В. Кузьменко С.М. Журавлев. М.: Медицина, 1992. — 176 с.
  76. Н.Н. Гигиеническая характеристика современных форм и методов обучения / Н. Н. Куинжи, М. И. Степанова // Российский педиатрический журнал. 2004. — № 2. — С. 58−61.
  77. И.А. Формирование территориальной программы профилактики детской инвалидности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. — № 5. — С. 10−13.
  78. В.Р. Гигиена детей и подростков / В. Р. Кучма. М.: Медицина, 2003.-689 с.
  79. В.Р. Декларация или алгоритм новой школы / В. Р. Кучма // Экология и жизнь. М., 2000. — № 3. — С.5−9.
  80. В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / В. Р. Кучма // Журнал Гигиена и санитария. М., 2000. — № 1. — С.36−40.
  81. В.Р. Проблемы формирования здорового образа жизни у учащихся в образовательных учреждениях. / В. Р. Кучма, И. А. Демина, А. К. Демин и др. // Гигиена и санитария, 2000. № 2. — С. 52−56.
  82. В.Р. Состояние здоровья и медицинское обеспечение подростков Российской Федерации / В. Р. Кучма, J1.M. Сухарева // РАМН Вестник Российской академии медицинских наук 2003. — № 8. — С. 6−10.
  83. И. Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника / И. Д. Ловейко, М. И. Фонарев. Ленинград «Медицина» 1988.- 138 с.
  84. Е.Ф. Особенности- организации общеобразовательного процесса в учреждении «детский сад — школа» с валеологической. направленностью: автореф: дис. канд. пед. наук. Тюмень, 1997. — 27 с.
  85. В.И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса / В-И. Макарова, F. H: Деггева, Н. В. Афанасенкова и др. // Российский педиатрический журнал. М., 2000. — № 3. — С. 60−62.
  86. Ю.Н. Проблема выявляемости вертеброгенной патологии? в" детском и подростковом возрасте / Ю. Н. Максимов, Д. Х. Хайбуллина // Вертеброневрология. 1998. — № 1. — G. 42−44. • *
  87. О.А. Организация травматолого-ортопедической помощи детям в г. Москве / О. А. Малахов, В. Г. Стружина, И. В. Леванова, А. Г. Куцевол // Сб. тез. «Актуальные вопросы детской травматологии и ортопедии. -2001.-G. 11.
  88. О.А. Пути развития и совершенствования детской травматолого-ортопедической помощи в России / О. А. Малахов, Ю. И. Позникин, К. С. Соловьева // Вестник травматологии и ортопедии им. Приорова. 2004 — № 4. -С. 3−10.
  89. Материалы Бюро Отделения, профилактической медицины РАМН от 16.01.2001−03−21. М., 2001.
  90. Материалы официальной- статистики научного организационно-методического отдела ФГУ ЦИТО им. Приорова Росздрава, // Первыйсъезд травматологов-ортопедов Уральского Федерального округа. 2005. -С. 371−376.
  91. Место корсетотерапии в консервативном лечении сколиотической болезни / А. А. Корж, С. Д. Шевченко, Т. В. Спилиотина, Т. А. Ермак // Ортопедия, травматология и протезирование. — 2003. №т1. — С. 162.
  92. К.П. Руководство по ортопедии. / К. П. Минаев Ульяновск: Симбирская книга, 1998. — 528 с.
  93. М.В., Хирургия деформаций позвоночника / М. В. Михайловский, Н. Г. Фомичев. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство. — 2002. — 346 с.
  94. М.Н. Современная концепция раннего выявления и лечения идиопатического сколиоза / М. Н. Михайловский, В. В. Новиков, А. С. Васюра и др. // Вестник травматологии и ортопедии им. Приорова. 2003. -№ 1.-С.3−10.
  95. Мониторинг деформации позвоночника методом компьютерной оптической топографии. Пособие для врачей. Новосибирск. 2001. 43 с.
  96. С.С. Медицинская и социальная реабилитация больных с прогрессирующим сколиозом. / С. С. Наумович, О. С. Казарин, С. Н. Чигирь // Здравоохранение Белоруссии. 1989. — № 5 — С. 33−35.
  97. Г. И., Качество медицинской помощи / Г. И. Назаренко, Е. И. Полубенцева. М.: медицина XXI, 2004. — 432 с.
  98. Е.И. Применение стационарозамещающих технологий в детских поликлиниках / Е. И. Нечаева // Материалы девятого съезда педиатров Российской Федерации. — М., 2001. — 415 с.
  99. Организация ортопедической помощи детям / Т. А. Ревенко, Т. Я. Усикова, М. Г. Гарина, Л. Г. Лымарь. — Киев: Здоров’я, 1983. 40 с.
  100. Организация травматолого-ортопедической помощи детям в г. Москве / О. А. Малахов, В. Т. Стужина, И. В. Леванова, А. Г. Куцевол // сб. тез. «Актуальные вопросы детской травматологии и ортопедии. -Москва, 2001. С. 11.
  101. Об утверждении программы «О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2004−2010 г. г.» (по итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 г.): приказ Минздрава РФ и Российской академии медицинских наук от 24.10.03 N 506/92.
  102. В.П. Настольная книга школьной медицинской сестры / В. П. Обижевский, В. Н. Касаткин, С. М. Чечельницкая. Москва «Народное образование», 1998. —243 с.
  103. Г. Г. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации в переходный период реформирования экономики и социальной сферы / Г. Г. Онищенко, В. М. Черепов // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1999. — № 6. С. 4−8.
  104. Организация медико-психологической помощи детям и подросткам в амбулаторно-поликлинических условиях. Методическое пособие. — М.: НИИ соц. гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко, 1998. 94 с.
  105. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг тестов и их оздоровления в условиях детского — сада, школы. Методическое пособие. /Под ред. Г. Н. Сердюковской. — М., 1993. — 93 с.
  106. Ортопедия: Краткое руководство для практических врачей / Н. В. Корнилов, Э. Г. Грязнухин, В. И. Осташко, К. Г. Редько. — СПб.: Гиппократ, 2001. 368 с.
  107. Охрана здоровья детей и подростков (лекции медицинских работников и педагогов). РАОЗ, 2000. — 168 с.
  108. Н.К. Реабилитация учащихся в условиях общеобразовательной школы / Н. К. Перевощикова // Материалы девятого съезда педиатров Российской Федерации. 2000. — 447 с.
  109. И.И. Сколиоз / И. И. Плотникова // Фельдшер и акушерка. 1983. — № 4. — С. 27−30.
  110. Н.В. Влияние новых образовательных форм обучения на состояние здоровья школьников начальных классов / Н. В. Пляскина // Школа здоровья. 1996. — Т. 3−4. — С. 36−37.
  111. Ю.И. Ортопедическая заболеваемость детей России, организация специализированной помощи и перспективы ее совершенствования / Ю. И. Поздникин, К. С. Соловьева // Вестник травматологии и ортопедии им. Приорова. 1999. — № 4. — С. 61−64.
  112. Н.В. Состояние здоровья детей и факторы, его определяющие на современном этапе. /Лекции по актуальным вопросам в педиатрии под ред. В. Ф. Демина, С. О. Ключникова / Н. В. Плотникова. -М.: РГМУ, 2000. С. 7.
  113. Пособие для врачей. Скрининг деформации позвоночника методом компьютерной оптической топографии. Новосибирск, 2000. 36 с.
  114. Постановление II съезда средних медицинских работников. Москва 20−21 октября 2004 г. С 5.
  115. Программы укрепления здоровья: учеб. пособие: Пер. с англ./Под общ. ред. к.м.н. С. В. Матвеевой М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. — 480 с.
  116. В.В. Пресс-конференция «От шести соток до большой восьмерки» / В. В. Путин // Российская газета 2006. — 1 фев. — С. 1−3.
  117. И.Ю. Заболевания позвоночника. Современный взгляд на лечение и профилактику /И.Ю. Префильева. Санкт-Петербург: СПб.: ИГ «Весь», 2005.- 128 с.
  118. Прогнозирование динамики диспластического (идиопатического) сколиоза / Н. Н. Вовк, В. А. Улещенко, А. В. Шевчук, Д. В. Улещенко // Паллиативная медицина и реабилитация. 2003. — № 2 — С. 116.
  119. Развитие сестринского дела в Российской Федерации // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2001. — № 4(22) — С. 87−89.
  120. Р.Э. Некоторые вопросы трудоустройства больных сколиозом / Р. Э. Райе, О. В. Овечкина // Здравоохранение Российской Федерации. -1986.-№ 8.-С. 19−21.
  121. Раннее прогнозирование риска перинатального сколиоза и нарушения осанки / М. А. Григорьев, А. Х. Яруллин, Г. И. Исмагилова, А. И. Анрюков // Казанский медицинский журнал. 1992. — Том LXXIII, -№ 2. — С.96−98.
  122. А.Ю. Родовые повреждения нервной системы / А. Ю Ратнер изд-во, Казанского Университета, 1985. 332 с.
  123. A.M. Деторсионные упражнения в комплексной лечебной гимнастике при сколиозах / A.M. Рейзман, Ф. И. Багров. М.: Медицина, -1960.- 135 с.
  124. А.М. Лечебная гимнастика при сколиозах / А. М Рейзман, Ф. И. Багров. М.: Москва, 1963. — 103 с.
  125. Решение коллегии управления по образованию администрации г. Тюмени. 12.04.02. -№ 603/01−13
  126. Решение коллегии управления по образованию администрации г. Тюмени от 08.04.04 протокол № 2 г. Тюмень.
  127. А.Г. Новые подходы к мониторингу здоровья школьников / А. Г. Румянцев, Д. Д. Панков, С. М. Чечельницкая и др. // Российский педиатрический журнал. 2004. — № 3. — С. 4−7.
  128. Н.Б. О реализации концепции здоровьесбережения учащихся в школе / Н. Б. Серова, JT.А. Семенов // Седьмой: Российский национальный конгресс «Человек и- его здоровье», 2002. С. 241.
  129. Д.В. Диагностика состояния позвоночника и его функции. посредством трехмерного сканирования // Седьмой Российский национальный конгресс «Человек и его здоровье», 2002. С. 205.
  130. Скрининг деформации, позвоночника методом компьютерной оптической топографии /Пособие'для врачей. Новосибирск 2000. с. 35.
  131. М.И. Гигиенические аспекты реформирования школьного образования-/ М. И. Степанова, Н.Н. Куинжи// тез докл. науч.-практ. конф. «Укрепление здоровья^в школе». -Казань, 2000. С. 483.
  132. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: / А. Г. Сухарев // Школа здоровья. 1997. — Т. 4. — № 1. С. 16.
  133. Р.В. Возрастные и конституциональные особенности формирования осанки у детей от 7до 14 лет / Р. В. Тамбовцева, Т.В.
  134. Панасюк // Морфология научно-медицинский журнал. — 2000. № 4 — С. 87−90.
  135. М.А. Основные направления реформирования здравоохранения / М. А. Татарников // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2001. — № 3. — С. 5−7.
  136. М.А. Реформа здравоохранения в России: проблемы и перспективы их решения / М. А. Татарников — М.: Издательский дом «Русский врач», 2003. 172 с.
  137. Д.К. Стандартизация методов лечения детей и подростков с дисплатическим (идиопатическим) сколиозом / Д. К. Тесаков, И. Р. Воронович // Вестник травматологии и ортопедии им. Приорова. — 2001. -№ 4.-С. 21.
  138. Н.Н. Опыт работы общеобразовательных школ в проекте «школа, содействующая здоровью» / Н. Н. Успенская // тез. докл. Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2000. — С. 47.
  139. Физиология роста и развития детей и подростков /под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М., 2000. — 687 с.
  140. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Н. А. Гросс. -М.: Советский спорт, 2000.-С. 322.
  141. В.Я. Сколиоз (сообщение 1) / В. Я Фищенко //Фельдшер и акушерка. 1991. — № 8. — С.35−37.
  142. Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки / Г. А. Халемский — М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2001.-72 с.
  143. Ф.Ф. Здоровье — чрез образование и движение /Ф.Ф. Харисов // тез. докл. Всероссийской научно-практической конференции «Укрепление здоровья в школе». Казань, 2000. С 15.
  144. П.И. Методология коррекции осанки у детей и подростков / П. И. Храмцов, Сухарев А. Г. // Вестник РАМН. 2003. — № 8. С. 14−19.
  145. П.И. Новый метод оценки состояния осанки у детей и подростков/ П. И Храмцов, В. А. Федотов // Гигиена и санитария. 1998 -№ 2 — С. 26.
  146. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фабер. М.: Медицина 1990. — 158 с.
  147. Я. Л. Сколиотическая болезнь и ее лечение / Я. Л. Цивьян. -Ташкент: изд-во, «Медицина», 1972.-221 с.
  148. М.Б. Прогнозирование течения сколиотической деформации позвоночника / М. Б. Цыркунов, М. А. Еремушкин // Медицинская помощь. 2001. — № 1. — С. 21−24.
  149. В.Д., Абальмасова Е. А. Сколиоз и кифоз / В. Д. Чаклин, Е. А. Абальмасова. Москва: изд-во, «Медицина», 1973.
  150. A.M. Диагностика и тактика лечения сколиоза у детей и подростков / A.M. Черкашов // Медицинская помощь. 1994. — № 4. — С. 33−35.
  151. Т.Н. Родовая травма и нарушение осанки у детей /Т.Н. Чернова, Н. М. Мусатова, В. В. Савченко // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. детских ортопедов-травматологов, 1996. Ч. II. — С. 148.
  152. В.Г. Организация лечения школьников со сколиозом. / В. Г. Черноземов, Р. А. Клепикова // тез. докл. VII съезд травматологов-ортопедов России. Новосибирск. 2002. — С. 175.
  153. Чичерин- Л.П., Концептуальное положение дальнейшего развития системы i охраны материнства и, детства / Л. П. Чичерин, А. Л. Линденбратен, И: А. Лешкевич // Проблемы, социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2001. № 5. — С. 46−50.
  154. М.И., Фуфанова О. А. Об интеллектуальной нагрузке учащихся- общеобразовательных учреждений инновационного типа / М. И. Чубирко, О. А. Фуфанова // Здравоохранение Российской Федерации. 1999. — № 6. — G. 6−8.
  155. Н.Б. Использование компьютерных психологических методик в целях профориентации,.подростков, больных сколиозом / Н: Б. Шабалина, С. Н. Пузин, Н. Ю. Сысоева и др. // Медицинская, техника. -2000:-№ 6.-С. 16.
  156. О .В. Итоги и перспективы деятельности службы охраны материнства, и детства / О.В. Шарапова- // Материалы девятого^ съезда педиатров Российской Федерации. М., 20 001— С. 628 — 643:
  157. ШатохинВ:Д. Большие проблемы (Маленьких детей (советы врача-ортопеда)-/В: Д. Шатохин, В. И. Зинькович, В. В: Колесов. — Тольятти. -2002. 54 с.
  158. Шарухо A. Hi Роль гигиенического' воспитания1 в укреплении здоровья’детей и подростков в-общеобразовательных учреждениях / А. Н- Шарухо. Тюмень. 2003. — 21 с.
  159. Г. Н. Медико-социальное значение болезней- костно-мышечной системы и соединительной ткани в здоровье населения' и организационная- модель профилактической артрологии : автореф.док.мед.наук / Г. Н® Шеметова: Москва, 2004. — 50 с.
  160. Ст. Воздействие факторов учебной среды и обучения на состояние здоровья учеников / Ст. Шпангенберг, Б. Боева //Гигиена и санитария. 2003. — № 5 — С. 50−53.
  161. Шубкин В. Н-. Реабилитация- больных сколиозом в условиях непрерывного* образования, / В. Н. Шубкин, Р1Р. Гатиатуллин, Л.М.
  162. Кротова и др. // Материалы международного симпозиума «Адаптация различных систем организма при сколиотической деформации позвоночника. -2003. С. 211−212.
  163. Н. Как остановить сколиоз / Н. Шомер. Москва «Крон-пресс» 1998.-176 с.
  164. О.П. Здоровье и физическое развитие детей в России в 1985—2000 гг.. / О. П. Щепелин, Е. А. Тищук. Российский педиатрический журнал. 2004. — № 1 — С. 47−49.
  165. О.П. Проблемы здоровья населения Российской Федерации и его прогноз на период до 2005 г. / О. П. Щепин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2001. № 3. — С.3−10.
  166. Г. С. Травматология и ортопедия / Г. С. Юмашев. Москва.: «Медицина» — 1990. — С. 643.
  167. Tragakes Е. and Lessof, S. In: Tragakes, E., ed. Health care systems in transition: Russian Federation. Copenhagen, European Observatory on Health Care Systems, 2003 -5(x). C. 129
  168. Bunnell W.P. The Natural History of Idiopathic Scoliosis // Clin. Orthop. Relat. Res. 1988. — № 229. — P. 20−25.
  169. Duhaime M., School screening for scoliosis / M. Duhaime, J. Archambault, B. Poitras // Presented to the Quebec scoliosis Society, Montreal, June, 1976.
  170. Cobb J.R. Outline for the study of scoliosis. Instructional Course Lectures. V5. Edited by J.W. Edwards, Ann Arbor, Amer. Acad, of Orthopedic Surg., 1948,-P.261−275
  171. Nach C.L., Gregg E.C., Brown R.H. Pillac K., Rick of exposure to X rays in patients undergoing long term treatment for Scoliosis, J. Bone Joint Surg., 1979,-V. 61A, — P. 371−375
  172. Lohstein J.E. Patient evolution, Moe’s textbook of scoliosis and other spinal deformities (Ed. Bradford et al.), Saunders, Philadelphia, 1987, — P.46−87
  173. Sridhar P., Gregg е., A revised estimate of risk of carcinogenesis from X ray to scoliosis patient, Investigative Radiology, 1983, -P. 58−60.
  174. Hensinger, R. N., Orthopaedic screening of scjjl-age children: revieew of a 10 year experience / R. N. Hensinger, H.R. Cowell, J.D. MacEwen et al. // Orthop. Rev. — 1975. — V. 4. — P. 23−28.
  175. Hoffmann D.F., Lohstein J.E., Morin M.M., Visscher W., Harris B.S., Boice J.D., Breast cancer in women with scoliosis exposed to multiple diagnostic X rays, J.Nat.Can.Inst. 1989, 81, — P. 1370−1371
  176. Takasaki H. Moire Topography, Appl. Opt., 1970, 9 , — P. 1467−755.
  177. Winter R.B., Lonstein J.E. Brace or not brace the true value of school screening // Spine. 1997/ - Vol. 22.2 — P. 1283−1284.
  178. Jahnig M und Roder H. Psychosoziale Aspekte bei Erkrankungen des Bewegungssystems // Beitr. Orthop. Traumatol., 1990, — 37, — H. 3. — P. 160 164 (психологические аспекты при заболеваниях двигательной системы)
  179. Isakova N.V., Miteleva Z.V., Carpinsky M.Y., Organov V.V. The objectification method of a painful syndrome in patients with the lokomotoru apparatus disease // School of Fundamental Medicine, Journal 1997, 3- № 2- -P. 67−83.
  180. Maiocco В., Deeney, V.F., Coulon, R., Parks, P.F., Anomalies medullaiesr reconnues par FIRM dans la scoliose idiopathigue // Revue de Chirurgie Orthopedigue et reparatrice de L’appareil moteur 1999, 7, P. 760.
  181. Cottalorda J., Bourelle, S., Gautheron, V., Kohler, R., Cartable et patholodie rachidienne // Revue de Chirurgie Orthopedigue et reparatrice de L’appareil moteur 2004, 3, P. 207−214.
  182. Silferi V., Rougier, P., Labelle, H., Allard, P., Controle postural dans la scoliose idiopathigue // Revue de Chirurgie Orthopedigue et reparatrice de L’appareil moteur 2004, 3, P. 215−225.
  183. Schipper H., Clinch J., Powell V. Definitions and conceptual issues. In B. Spilker (Ed) // Quality of Life Assessments in Clinical Trials 1990., New York: Raven Press.
  184. Shumaker S.A., Anderson R.T., Czajkowski S.M. Psychological tests and scales. In B. Spilker (Ed) // Quality of Life Assessments in Clinical Trials. 1990. New York: Raven Press.
  185. Haher T. R., Group, J. M., Shin, Т. M., Un guestionnaire pour evaluer le benefice post-operatoire dans la scoliose idiopathiue // Revue de Chirurgie Orthopedigue et reparatrice de L’appareil moteur 2001, 2, P. 198.
  186. Cotrel, Dubusset J. // Rev. chir. Orthop. 1984. — T. 70. — P. 489−494.
Заполнить форму текущей работой