Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности формирования и многофакторная проспективная оценка соматического здоровья детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прогностические таблицы вероятности развития «школьных» заболеваний целесообразно использовать в организованных детских коллективах для своевременного выделения групп риска формирования патологии кост-но-мышечной системы, органов дыхания, пищеварения, эндокринной системы, глаз и качественного проведения превентивных мероприятий в критические возрастные периоды максимальной частоты выявляемой… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮ- 12 ЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (обзор литературы)
    • 1. 1. Общая характеристика соматического здоровья современных школьников
    • 1. 2. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей школьного воз- 19 раста и значение отдельных факторов, формирующих «школьные болезни»
    • 1. 3. Возможности прогнозирования соматического здоровья в педиат- 33 рии
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Материал исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. СТРУКТУРА СОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ 46 МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 3. 1. Общий уровень заболеваемости у детей младшего школьного воз- 46 раста по данным эпидемиологического обследования
    • 3. 2. Поло- возрастная и нозологическая структура значимой соматиче- 50 ской патологии у школьников младших классов
    • 3. 3. Комплексная оценка соматического здоровья младших школьни- 64 ков
    • 3. 4. Оценка адаптационных возможностей школьников 68 младших классов
  • ГЛАВА 4. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ СОМАТИЧЕ- 77 СКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • ГЛАВА 5. ПРОСПЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СОМАТИЧЕСКОГО ЗДО- 86 РОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности формирования и многофакторная проспективная оценка соматического здоровья детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

Охрана и укрепление здоровья детей — важнейшая медико-социальная проблема. Оценка состояния здоровья и прогнозирование его показателей находятся в прямой зависимости от социальных, биологических, медицинских и других факторов. Разработка прогностических алгоритмов, знание как позитивных, так и негативных факторов, влияющих на здоровье ребенка, способствуют снижению показателей детской заболеваемости, что делает изучение этой проблемы перспективным и актуальным [3, 114].

Несмотря на проводимую профилактику, современная медицина лучше лечит уже манифестные патологические состояния, чем обеспечивает формирование здоровья ребенка и дальнейшее его поддержание на оптимальном уровне. Это возможно только при принципиальном изменении подхода к здоровью человека. В педиатрии такой подход возможен при динамическом наблюдении за состоянием ребёнка и его развитием. На первый план выходит ранняя диагностика первых отклонений от физиологических возрастных показателей и целенаправленная реабилитация с целью предотвращения возможной их манифестации и обеспечения в дальнейшем возрастных норм развития [9, 59, 79].

Отклонения в состоянии здоровья детей становятся более распространенными и ярко выраженными. Среди них особо выделяется группа так называемых «школьных болезней», в формировании которых определяющая роль принадлежит влиянию школьных факторов риска [81].

В настоящее время разрабатываются инновационные проекты по обоснованию организационных и технологических моделей школьной системы охраны здоровья учащихся на федеральном уровне. Но они не учитывают множество конкретных региональных факторов, формирующих здоровье. Это ставит определенные задачи перед муниципальными органами здравоохранения и образования [92].

Многолетние комплексные исследования физиологических механизмов адаптации показали, что быстро изменяющиеся природно-климатические, социальные, экологические условия проживания, вирусно-бактериальное окружение, характер и режим питания вызывают существенную перестройку жизнедеятельности всех систем организма, а при неблагоприятных условиях создают предпосылки для развития патологии. Наиболее наглядно это проявляется в изменении морфофункциональных характеристик антропологических показателей, таких как масса тела, площадь поверхности тела, строение грудной клетки, изменение пропорций тела, а также наиболее рискующих функциональных систем [7, 60].

Вот почему первостепенную важность приобретает поиск информативных критериев, позволяющих оценивать качество и «количество» здоровья, вероятность возникновения заболеваний на различных этапах и способствующих формированию нового подхода к разработке профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей. Одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей [2, 106, 155].

Общепринятые методы диспансерного наблюдения в амбулаторно-поликлинических учреждениях, «схематичность» и стандартный подход в ведении детей разных групп риска, отсутствие среди участковых педиатров опыта наблюдения за данным контингентом, недостаточное оснащение современным медицинским оборудованием не позволяют осуществлять в полном объеме медико-социальную реабилитацию детей, перенесших различную патологию [36, 163, 164].

Негативно отражаются на состоянии здоровья детей недостаточные знания участковых педиатров по профилактике. По данным экспертных оценок, более 30% врачей не готовы к оказанию медико-социальной помощи семье, 40% педиатров, даже со стажем работы более 10 лет, испытывают затруднения при проведении диспансеризации детей, а 30% - и при организации работы на участке [1, 35, 102, 138, 155].

Улучшение состояния здоровья детского населения, приведение оказания медицинских профилактических услуг в управляемое состояние наряду с рациональным использованием имеющихся ресурсов в настоящее время является крайне актуальной задачей для всего практического здравоохранения, в том числе в рамках реализации профилактического направления приоритетного Национального проекта «Здоровье».

В Ставропольском крае и г. Ставрополе проводились исследования, посвященные оценке физического развития, комплексной оценке и мониторингу состояния здоровья городских и сельских школьников. Основными особенностями физического развития детей г. Ставрополя и Ставропольского края, в сравнении с общероссийскими данными, являлись ретардация роста, грациализация и лептосомизация детей 8−9 летболее высокие показатели роста у подростков 10−15 лет при развитии у них низкой массы тела и узкой грудной клетки, что обусловило дисгармоничное развитие у 30,3% мальчиков и 37,3% девочек [48].

Вместе с тем остаются неизученными вопросы посвященные формированию и проспективной оценке факторов влияющих на соматическое здоровье детей младшего школьного возраста. Все изложенное определяет актуальность поиска новых подходов в совершенствовании профилактической работы с детьми, которые позволят повысить ее эффективность и результативность.

Цель исследования:

На основе эпидемиологических исследований и с помощью многофакторного анализа изучить информативность и прогностическую значимость факторов, влияющих на формирование и модифицирующих показатели соматического здоровья младших школьников.

Задачи исследования:

1. С помощью эпидемиологического обследования изучить структуру наиболее часто встречающейся патологии у младших школьников.

2. Провести комплексную оценку соматического здоровья у детей младшего школьного возраста.

3. Установить частоту и возрастные сроки формирования значимой соматической патологии у детей младшего школьного возраста.

4. Выявить наиболее информативные факторы способствующие формированию часто встречающейся патологии у детей младшего школьного возраста и определить их прогностическую значимость.

Научная новизна.

Впервые с помощью эпидемиологических методов изучена распространенность и структура наиболее часто встречающейся соматической патологии у младших школьников г. Ставрополя.

Впервые проведена комплексная оценка состояния здоровья детей 1−4 классов муниципальных образовательных учреждений г. Ставрополя, которая позволила выявить возрастные сроки формирования наиболее значимой соматической патологии у детей младшего школьного возраста. Установлено, что к концу учебного года у большинства детей младшего школьного возраста происходит значительное снижение резервных возможностей, что проявляется в уменьшении функционального потенциала кардиореспира-торной системы в сравнении с должными величинами.

Впервые выявлены наиболее информативные факторы, способствующие формированию часто встречающейся соматической патологии у детей младшего школьного возраста и определена их прогностическая значимость. Доказано, что критическим возрастным периодом максимальной частоты патологии дыхательной системы является возраст 7 лет, костно-мышечной — 10 лет, пищеварительной, глаза и его придаточного аппарата, эндокринной -12 лет.

Практическая ценность работы.

Разработанный опросник, может быть использован для скрининговой оценки состояния соматического здоровья детей в образовательных учреждениях.

Представленные сведения о возрастной структуре хронической патологии детей младшего школьного возраста создают клиническую и методологическую базу для разработки новых направлений для дифференцированной профилактики нарушения здоровья.

Выявленные на основе многофакторного анализа наиболее информативные для детей 7−12 лет факторы риска формирования хронической патологии имеют прогностическую направленность и могут быть использованы в практике работы педиатров амбулаторно-поликлинического звена с целью оптимизации профилактических и оздоровительных программ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Результаты комплексного медицинского обследования младших школьников свидетельствуют о непрерывном ухудшении состояния здоровья 58,7% учащихся в процессе обучения, а также высоком риске развития хронических неинфекционных заболеваний. К завершению младшего школьного возраста каждый пятый школьник имеет не менее двух нозологических форм хронической патологии.

2. Комплексная оценка состояния здоровья младших школьников позволила выделить 7 медико-биологических, 5 социальных и 4 гигиенических наиболее информативных факторов, способствующих раннему формированию и реализации «школьных болезней».

Личный вклад автора заключается в анализе литературы по теме исследования, определения адекватных методов исследования. Автор самостоятельно разработала анкеты-опросники, формировала компьютерную ба9 зу данных, анализировала медицинскую документацию и проводила статистическую обработку полученного материала. Лично автором проведен анализ сведений, позволяющих определить структуру заболеваемости, данные клинических и инструментальных исследований, оценку физического развития, функционального состояния отдельных систем. Автором лично проведено научное обобщение полученных результатов, сформулированы выводы и практические рекомендации.

Практическое использование полученных результатов.

Итоговые материалы диссертационного исследования внедрены в практику работы участковых педиатров и врачей отделения оказания медицинской помощи детям и подросткам МУЗ «Детская поликлиника» № 1, № 2, № 3, врачей Детской городской клинической больницы им. Г. К. Филипп-ского г. Ставрополя при проведении комплексных и текущих осмотров детей школьного возраста.

Теоретические положения и практические рекомендации используются в программе обучения студентов 4,5,6 курсов, клинических ординаторов, аспирантов на кафедрах детских болезней лечебного и стоматологического факультетов, пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии, детских болезней № 1 Ставропольской государственной медицинской академии.

Публикации и апробация работы.

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, из них 1 в журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ. Основные положения работы нашли отражение в опубликованных материалах на XVI съезде педиатров России (Москва, 2009), XV, XVI, XVII, XVIII итоговых научных конференциях студентов и молодых ученых с международным участием (Ставрополь, 2007, 2008, 2009, 2010), XII, XIV Конгрессах педиатров России (Москва,.

2008,2009, 2010). Апробация работы состоялась на межкафедральной коню ференции кафедр детских болезней лечебного и стоматологического факультетов, пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии, детских инфекционных болезней Ставропольской государственной медицинской академии (Ставрополь, 2010).

выводы.

1. Период обучения в младших классах общеобразовательных школ сопровождается существенным уменьшением количества детей с I группой здоровья (с 50,8% в начале обучения до 24,2% к окончанию). К пятому классу 20,9% учащихся имеют не менее 2 заболеваний.

2. Современная структура наиболее часто встречающейся патологии у детей младшего школьного возраста, по данным эпидемиологического обследования, представлена болезнями костно-мышечной системы (28,9%), органов дыхания (27,8%), пищеварения (27,5%), глаза и придаточного аппарата (15,4%), эндокринной системы (12,1%).

3. Критическими периодами, максимальной частоты патологии дыхательной системы является 7 летний возраст, костно-мышечной системывозраст 10 лет, болезней пищеварительной системы, заболеваний глаза и его придаточного аппарата, эндокринной системы -12 лет.

4. Более чем у 40% учащихся младших классов выявлен комплекс преимущественно социально направленных факторов, влияющих на формирование и, в сочетании с генетической предрасположенностью и патологией перинатального периода, существенно повышающих риск реализации «школьных болезней».

5.К прогностически значимым немодифицируемым факторам риска «школьных болезней» следует отнести семейную «органотопическую» предрасположенность, а также высокий (более 6 стигм) порог стигматизации.

6. Существенный вклад в реализацию относительного риска «школьных болезней» наряду с медико-биологическими (патология беременности и родов, хронические экстрагенитальные заболевания у матери), вносят потенциально модифицируемые социально-направленные и поведенческие факторы (низкий образовательный ценз родителей, отсутствие ежедневной двигательной активности, нарушения распорядка дня и режима питания, активное и пассивное курение).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Прогностические таблицы вероятности развития «школьных» заболеваний целесообразно использовать в организованных детских коллективах для своевременного выделения групп риска формирования патологии кост-но-мышечной системы, органов дыхания, пищеварения, эндокринной системы, глаз и качественного проведения превентивных мероприятий в критические возрастные периоды максимальной частоты выявляемой патологии. Следует дополнительно проводить осмотр детей специалистами: в 7 летоториноларингологом (3 раза в год), в 10 летнем возрасте — ортопедом (1 раз в год), в 12 лет — гастроэнтерологом, офтальмологом, эндокринологом (1 раз в год).

2. Сведения о критических периодах формирования патологии костно-мышечной, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, глаза и его придаточного аппарата в процессе школьного обучения в младших классах, полезны для регламентации физической нагрузки и коррекции адаптации. Они могут служить основой для разработки комплекса дифференцированных профилактических и оздоровительных мероприятий.

3. Мероприятия, направленные на предупреждение патологии костно-мышечной и пищеварительной систем, глаза и его придаточного аппарата, имеющих наибольшую частоту к 12 — летнему возрасту, следует проводить в условиях дошкольных образовательных учреждений и начальных классов школ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.Ю. Проблемы реализации принципа автономии и защиты прав пациента в амбулаторной педиатрической практике / М. Ю. Абросимова, М. М. Садыков // Вопросы современной педиатрии. 2007. — Т. 6, № 4.-С. 7−10.
  2. , H.A. Характеристика адаптационного потенциала дошкольников 6−7 лет компенсирующих ортопедических групп / H.A. Агафонова // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5, № 1. — С. 11.
  3. , М.В. Педагогические проблемы здоровья и медицинские задачи в педагогике / М. В. Адамова, В. Д. Ловицкий // Объединенный научный журнал. 2002.- № 10.-С. 32−34.
  4. , A.A. Прогнозирование частых заболеваний у детей экологически неблагоприятного района / A.A. Аксенов, A.A. Джумагазиев, Д. А. Безрукова // Вопросы диагностики в педиатрии. 2009. — Том 1, № 2. — С.62−68.
  5. , И.Э. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников/ И. Э. Александрова, М. И. Степанова, А. С. Седова // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 11−14.
  6. C.B. Экология человека системный взгляд на процесс формирования здоровья / С. В. Алексеев, О. И. Янушанец // Вестник РАМН. -2002. -N10.-C.3−6.
  7. , Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Р.-на-Дону, Киев, 2006. — 297 с.
  8. , Т. И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: методические рекомендации / Т. И. Бабенко, И. И. Каминский. Р.-на-Дону, 1995. — 32 с.
  9. , A.A. Фундаментальные и прикладные исследования по проiблемам роста и развития детей и подростков / A.A. Баранов, Л.А. Щеплягина
  10. Рос. пед. журнал. 2000. — № 5. — С. 5−12.112
  11. , A.A. Задачи педиатрической науки по охране здоровья детей / A.A. Баранов // Вестник РАМН. 2003. — № 8. — С. 3−6.
  12. , A.A. Профилактические технологии в педиатрии: научные и практические проблемы / A.A. Баранов // Педиатрия. 2003. — № 5. — С. 4 -7.
  13. , A.A. Комплексная оценка состояния здоровья детей в возрасте от 3-х до 17 лет включительно при профилактике медицинских осмотров с использованием схемы определения здоровья: пособие для врачей /
  14. A.A. Баранов. -М., 2004. 86 с.
  15. , A.A. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: руководство для врачей / A.A. Баранов,
  16. B.Р. Кучма, JIM. Сухарева. М., 2004. — 125 с.
  17. , A.A. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и кинические вопросы) / A.A. Баранов, JI.A. Щеплягина. М., 2006.-Т. 1.-432 с.
  18. , A.A. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, JT.M. Сухарева. М., 2007.-264 с.
  19. , A.A. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, И. В. Звездина. -М., 2007.-216 с.
  20. , A.A. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. /A.A. Баранов, Р. В. Кучма, JIM. Сухарева. М., 2008. 432 с.
  21. , A.A. Физическое развитие детей и подростков / A.A. Баранов, Р. В. Кучма, H.A. Скоблина. М., 2008. — 216 с.
  22. , A.A. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании / A.A. Баранов, Р.В.
  23. , Л.М. Сухарева // Вестник Российской академии медицинских наук. -2009.-№ 5.-С. 6−11.
  24. , Е. Д. Особенности физического развития детей в школах разного типа / Е. Д. Басманова, Н. К. Перевощикова // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 1. — С. 52−57.
  25. , С.Е. Разработка клинических практических руководств с позиций доказательной медицины / С. Е. Бащинский. М., 2004. — 135 с.
  26. , Е. Б. Физиолого-гигиенические и психологические аспекты формирования здоровья младших школьников в условиях системы пансиона: автореф. дис.. к.м.н. Оренбург, 2009. 22 с.
  27. , Е.В. Физиология человека / Е. В. Быков, А. П. Исаев. 2001. — Т. 27, № 5.-С. 76−81.
  28. , Э.Р. Риски формирования болезней среди учащихся образовательных учреждений / Э. Р. Валеева, Р. Я. Хамитова // Гигиена и санитария. -2006.-№ 6.-С. 54−55.
  29. , Э.Р. Гигиеническое обоснование приоритетных задач по охране здоровья школьников: автореф. дисс.. докт. мед. наук. Казань, 2007. — 45 с.
  30. , Ю. Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения роста и их коррекция / Ю. Е. Вельтищев // Рос. вестн. перинат. и пед.: Приложение № 1. 2000. — 79 с.
  31. Взаимосвязь экономического положения современной России с уровнями смертности, продолжительности жизни и показателями здоровья населения / В. А. Таболин и др. // Педиатрия. 2003. — № 3. — С. 66−90.114
  32. , Т.Е. Прогнозирование состояния здоровья детей как основное направление деятельности восстановительной медицины / Т. Е. Виленская // Теория и практика физической культуры. — 2004. —№ 8. — С.45−48.
  33. , В.В. Введение в доказательную медицину / В. В. Власов. — М., 2007. 392 с.
  34. Влияние оптимизации питания на психологические процессы у школьников / О. В. Тарасова и др. // Казан, мед. журн. 2007. — Т. 88, № 1. -С. 77−80.
  35. , С.Я. Физическое развитие подростков, родившихся недоношенными / С. Я. Волгина // Здравоохранение Российской Федерации. -2002.-№ 2.-С. 39−40.
  36. , Р. С. Качество диспансеризации подростков в городских поликлиниках / Р. С. Гаджиев, А. Н. Гасанов // Здравоохранение Российской Федерации. 2005. — № 4. — С. 51−52.
  37. , Г. М. Социологические аспекты проблем в организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений / Г. М. Гайдаров, И. С. Кицул, Н. Ю. Ростовцева // Здравоохранение. 2004. — № 3. — С. 139 149.
  38. Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером / А А. Силаев и др. // Практика педиатра. — 2009. № 6. — С. 27−30.
  39. , Т. Основы доказательной медицины. Пер. с англ. / Т. Гринхальх. М., 2006. — 240 с.
  40. , Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов / Е. В. Гублер. Л., 1978. — 296 с.
  41. , Е.В. Информатика в патологии, клинической медицине и педиатрии / Е. В. Гублер. Л., 1990. — 176 с.
  42. , P.C. Физическое развитие детей как критерий риска трансформации патологического процесса из острого в хронический / P.C. Джубатова, ЗС. Умарова, Э. Л. Алимов // Рос. пед. журн. 2001. — № 4. — С. 37 -39.
  43. , Ю. В. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. мед. наук. Ставрополь, 2004. — 22 с.
  44. , И.А. Соматические дисфункции у детей раннего возраста (диагностика и восстановительное лечение) / И. А. Егорова, Е. Л. Кузнецова, А. Д. Бучнов // Российский семейный врач. 2007. — Том 11.- С. 19−22.
  45. , Л.А. Профилактическая работа в образовательных учреждениях: настоящее и перспективы / Л. А. Жданова, A.B. Шишова // Вопросы современной педиатрии. -2006. — Т.5, № 1. С. 715−716.
  46. , А.Н. Роль фактора питания в формировании хронической патологии желудочно-кишечного тракта у школьников: автореф. дис.. кандидата медицинских наук. Санкт-Петербург, 2008. — 25 с.116
  47. , В.М. Прикладная медицинская статистика / В. М. Зайцев, В. Г. Лифляндский, В .И. Маринкин. С.-Пб., 2003. — 432 с.
  48. Закономерности и особенности морфофункциональных показателей здоровья подростков, постоянно проживающих в социально-экологических условиях Донбасса / В. И. Агарков и др. // Вестник гигиены и эпидемиологии. 2007. — Т. 11, № 1. — С. 3−7.
  49. , М. П. Проблема мониторинга здоровья в профилактической медицине / М. П. Захарченко // Гиг. и сан. 2004. — № 6. — С. 8−10.
  50. , И. В. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей / под ред. А. А. Баранова и др. М., 2006. -С. 213−244.
  51. , И.В. Значение поведенческих факторов риска в формировании отклонений в состоянии здоровья младших школьников / И. В. Звездина, Н. С. Жигарева, А. Д. Деев // Гигиена и санитария. 2009. — № 2. — С.23−26.
  52. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904—1959—2004) / под ред. А. А. Баранова и др. М., 2006. — С. 303−308.
  53. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: методические рекомендации / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М., 2002. — 114 с.
  54. , И.Г. Влияние внутришкольных факторов на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся / И. Г. Зорина // Гигиена и санитария. 2006. — № 6. — 48−51.
  55. , А. В. Неинвазивный метод социально-гигиенического мониторинга детского населения / A.B. Иванов, Н. В. Рылова // Гигиена и санитария. 2004. — № 6. — С. 56−58.
  56. , И.В. Особенности течения адаптационных процессов у детей школьного возраста в зависимости от морфо-функционального состояния организма и под влиянием средовых воздействий: автореф. дисс. канд. биол. наук. Ярославль, 2005. — 22 с.
  57. , Т.В. Психомоторное развитие детей, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы с гипертензионно-гидроцефальным синдромом / Т. В. Игнатенкова // Вопросы современной педиатрии. 2006. -Т.5, № 1. — С. 220−221.
  58. Изменение заболеваемости учащихся в динамике обучения в младших классах / JI. М. Сухарева и др. // Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов XII Конгресса педиатров. — М., 2008. С. 324.
  59. , А.Г. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин, Л. А. Агапова // Гиг. и сан. 2000. — № 5. — С. 43−46.
  60. . А. Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: автореф. дис.. д-ра мед. наук. — М., 2005. 43 с.
  61. , Э.М. Теоретическая и организационная основа формирования здоровьесберегающей образовательной среды в регионе: методическое пособие. Часть I. / Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова. -М.- Кемерово, 2006.-189 с.
  62. , Э. П. Роль врача первичного звена здравоохранения в профилактике йоддефицитных заболеваний / Э. П. Касаткина // Consilium medicum. 2005. — Прил. № 2. Педиатрия. — С. 76−78.
  63. , Н.Ю. Методы исследований физического статуса в педиатрии / Н. Ю. Каширская, Н. И. Капранов // Российский педиатрический журнал. 2002. — № 6. — С. 26−30.
  64. , А.Н. Функциональное состояние организма человека наразных этапах адаптации / А. Н. Кислицын, О. В. Литвинова // Здоровьесбере118гающие технологии в образовании: Вестник Оренбургского Госуниверситета (приложение). 2005. — № 11. — С. 83−88.
  65. , Ю.В. Состояние здоровья современных школьников и перспективы его укрепления /Ю.В. Клещина // Российский педиатрический журнал. -2009. -№ 3. -С. 48−51.
  66. , JI.M. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста / JI.M. Козак, Л.Г. Ко-робейникова, Г. В. Коробейников // Физиология человека. 2002. — Т.28, № 2.-С. 35 -43.
  67. , И.А. Особенности формирования здоровья и физическая подготовленность детей и подростков в период школьного обучения: автореф. дис.. к.м.н. Архангельск, 2008. — 22 с.
  68. , И.А. Определение физической подготовленности при проведении комплексной оценки состояния здоровья школьников/ И. А. Колесникова, Л. И. Меньшикова, В.И. Макарова// Поликлиника. № 1. -2008. -С. 30−31.
  69. , С. Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения: автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 2007. — 45с.
  70. , E.H. Изменчивость морфофункциональных показателей организма человека под влиянием неблагоприятных факторов: автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 2006. — 39 с.
  71. , Е.В. Рисковые периоды формирования здоровья детей и подростков / Е. В. Крукович, Л. А. Жданова, В. Н. Лучанинова // Педиатрия. -2007. Т. 86, № 2. — С. 103 — 106.
  72. , В.Н. Государственная система мониторинга здоровья населения: структура и принципы организации // Врач и информационные технологии. 2004. — № 8. — С. 10−19.
  73. , A.B. Здоровье нации здоровый город / A.B. Кузьмина // Вопросы современной педиатрии. — 2006. — Т.5, № 1. — С. 305.
  74. , Н. Н. Профилактические осмотры детей в образовательных учреждениях: цели, реалии и пути решения проблемы / Н. Н. Куинджи, И. К. Рапопорт // Поликлиника. 2008. -№ 1. — С. 16−19.
  75. , В.Г. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В. Г. Кучма. М., 2001. -376 с.
  76. , В.Р. Оценка риска факторов влияния окружающей среды на здоровье детей и подростков // Гигиена и санитария. 2002. -№ 6. — С. 51−53.
  77. , В. Р. Показатели здоровья детей и подростков в системе социально-гигиенического мониторинга / В. Р. Кучма // Гиг. и сан. 2004. — № 6.-С. 14−16.
  78. В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. — 528 с.
  79. В. Р., Ямпольская Ю. А. // Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей / Под ред. А. А. Баранова и др. — М., 2006. — С. 93—114.
  80. , В.Р. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников/ В. Р. Кучма, И. В. Звездина, Н.С. Жигарева// Вопросы современной педиатрии. 2008. — Т. 7, № 4. — С. 22−26.
  81. , В.Р. Международный опыт профилактики болезней и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях / В. Р. Кучма, И. К. Рапопорт // Российский педиатрический журнал. № 2. — 2009. -С.44−49.
  82. В.Р., Сухарева JI.M., Степанова М. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. — М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. 240 с.
  83. , Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. Х. Ланда. М., 2004. — С. 34−82.
  84. , Ю.Е. Теоретические основы законодательного обеспечения охраны здоровья детей / Ю. Е. Лапин // Рос. педиатр, журн. 2007. — № 2. — С. 56−59.
  85. , A.B. Пропедевтика детских болезней / A.B. Мазурин, И. М. Воронцов. СПб, 2009. — 1028 с.
  86. , А.Ю. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся 1−4 классов: автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2001. — 24 с.
  87. , Е.В. Особенности физического развития школьников в зависимости от материальной обеспеченности их семей / Е. В. Максимова, С. А. Максимов, М. С. Куракин // Российский педиатрический журнал. 2009. -№ 6.-С. 38−41.
  88. , Т.М. Физическое развитие и здоровье детей России (2000−2001 гг.) / Т. М. Максимова, В. Б. Белов, Н. П. Лушкина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2004. № 5. — С. 6−11.
  89. Медико-организационные новации в деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений / Н. В. Полунина и др. // Российский медицинский журнал. 2005. — № 6. — С. 5−7.
  90. Методология оценки состояния здоровья детей различных возрастных периодов по критериям качества их жизни: методическое пособие ФГУ ЦНИИИОИЗ Росздрава. — М., 2005. -с. 129.
  91. Микробная флора в этиологии хронических и рецидивирующих заболеваний органов дыхания у детей / JT.K. Катосова и др. // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5, № 1. — С. 250−251.
  92. , Э. Н. Проблемы диагностики и организации лечебно-профилактической помощи подросткам с вертеброневрологическими нарушениями / Э. Н. Мингазова, М. М. Юсупова // Медицинская помощь. 2008. -№ 5.-С. 3−6.
  93. М.Д. Головные боли напряжения у детей / М. Д. Митиш, Т. В. Турти, A.B. Мигали // Научно-практический журнал Союза педиатров России «Вопросы современной педиатрии». 2006. — Т. 5, № 1. — С.385.
  94. Моделирование и прогнозирование здоровья населения и стратегия управления здравоохранением / А. И. Вялков и др. Воронеж, 2001. -с. 234.
  95. , М.М. Влияние комплекса факторов окружающей среды на организм учащихся младших классов / М. М. Мокеева, Н. П. Сетко // Гиг. и сан. 2002. — № 5. — С. 64 — 66.
  96. , В.В. Профилактические значение использования современных видов школьной мебели / В. В. Молдованов, П. И. Храмцов // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5, № 1. — С. 388−389.
  97. , В.В. Гигиенические аспекты использования учебной мебели в начальной школе / В. В. Молдованов // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XI конгресса педиатров России. М., 2007. — С. 461.
  98. Мониторинг эффективности системы физического воспитания детей / H.JI. Черная и др. // Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М., 2003. — С.155−156.
  99. , Н. Б. Программа государственных гарантий / Н. Б. На-говзина // Проблемы управления здравоохранением. 2005. — № 4. — С. 11−15.
  100. Образовательная среда и здоровье учащихся: научно-методическое пособие / А. Г. Сухарев и др. М., 2008. — 154 с.
  101. , Г. Г. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г. Г. Онищенко, A.A. Баранов, В. Р. Кучма. — М., 2004.-с. 163.
  102. , Г. Г. Актуальные вопросы методологии оценки риска и ее роль в совершенствовании системы социально-гигиенического мониторинга / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. 2005. — № 2. — С. 3−7.
  103. Основные морфофункциональные константы здорового ребенка / под ред. проф. В. И Макаровой. Архангельск, 2002. — С. 17−42.
  104. Основные тенденции в физическом развитии детей младшего школьного возраста / Е. А. Поварго и др. // Гигиена и санитария. — 2007. -№ 4. -С. 71−73.
  105. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет/ Л. М. Сухарева и др. // Гигиена и санитария. 2009. — № 2. — С.34−38.
  106. Особенности прогноза и профилактики атопического дерматита у де-тей первого года жизни / A.A. Джумагазиев и др. // Аллергология и иммунология. 2003. — Т. 4, № 2. — С.164.
  107. Особенности состояния здоровья и питания подростков Приморского края/Е.В. Крукович и др. //Гигиена и санитария. -2007. -№ 1. -С.71−75.
  108. Особенности состояния здоровья школьников при интенсивном обучении / Е. В. Бордюгова и др. // Вестник гигиены и эпидемиологии. — 2007.-Т. 11, № 1.-С. 81−85.
  109. Особенности состояния здоровья школьниц младших классов в конце учебного года / И. В. Иванова и др. // Поликлиника. 2007. — № 1. — С.82−86.
  110. , М. Е. Мониторинг состояния здоровья детей в условиях образовательного комплекса: автореф. дис.. канд. мед. наук. Ставрополь, 2004.-24 с.
  111. Оценка физического развития детей и подростков / Е. С. Богомолова и др. Н. Новгород, 2006. — 260 с.
  112. , В.В. Физические факторы в реабилитации детей, страдающих сколиозом / В. В. Попов, В. В. Моргун, О. В. Подгорная // Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов XI конгресса педиатров России. -М., 2007. С. 547.
  113. Приказ Минздрава РФ № 621 от 30.13.03 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». — М., 2004.
  114. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата школьников / Н. Б. Мирская и др. // Вопросы современной педиатрии. — 2006. -Т.5, № 1. — С. 384−385.
  115. , A.A. Адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы детей, обучающихся по новым образовательным программам /A.A. Псеунок // Педиатрия. 2005. — № 6. — С.77−79.
  116. Работоспособность и состояние здоровья первоклассников — детей седьмого года жизни после двухлетнего развивающего обучения / М. В. Антропова и др. // Альманах «Новые исследования». 2003. — № 1(4). — С.83−95.
  117. , И. К. Оценка динамики заболеваемости школьников по результатам профилактических медицинских осмотров / И. К. Рапопорт // Гиг. и сан. 2005. — № 6. — С. 48−50.
  118. , И.К. Особенности заболевания школьников и учащихся профессиональных училищ при завершении образования / И. К. Рапопорт, Е. Г. Бирюкова // Гигиена и санитария. 2007. — № 1. — С. 67−70.
  119. , И. К. Особенности заболеваемости школьников и учащихся профессиональных училищ при завершении образования / И. К. Рапопорт, Е. Г. Бобрышева // Гигиена и санитария. 2007. — № 3. — С.67−69.
  120. Распространенность и структура неинфекционных заболеваний у детей и подростков, проживающих в регионах с различной антропогенной нагрузкой / С. Е. Лебедькова и др. // Гиг. и сан. 2003. — № 2. — С. 43−46.
  121. , М.Ф. Совершенствование медико-социальной помощи детям подросткового возраста крупного индустриального центра: автореф. дисс. докт. мед. наук. Хабаровск, 2005. — 43 с.
  122. Роль минеральных веществ в физиологии и патологии ребенка / Н. В. Нагорная и др. // Здоровье ребенка. 2008. — № 6 (15). — С. 62−68.
  123. Роль педиатра в профилактике и коррекции гипо- и гиперкинезии у детей и подростков / Н.Д. Бобрищева-Пушкина, A.A. Силаев, Л. Ю. Кузнецова, О. Л. Попова // Практика педиатра. 2009. — № 12. — С. 17−23.125
  124. , И.В. Клинические исследования: контролируемые и рандомизированные // Новости науки и техн. Сер. Медицина. Вып. Реаниматология. Интенсивная терапия. Анестезиология. 2002. — № 2. — С. 19−22.
  125. Состояние здоровья, образ жизни и питание школьников Санкт-Петербурга / С. В. Рычкова и др. // Клиническое питание. 2005. — № 1. — С. 4−6.
  126. , Н.П. Гигиенические проблемы формирования здоровья школьников в системе гигиенического образования / Н. П. Сетко, М.М. Мо-кеева, В. Н. Никулин. Оренбург, 2008. — 246 с.
  127. , М.Н. Влияние интенсивных образовательных технологий и дифференцированных объемов регламентированной двигательной деятельности на адаптационные возможности организма школьников: авто-реф. дис. канд. биол. наук. Краснодар, 2006. — 25 с.
  128. Скрининг обследование детей при медицинских осмотрах в образовательном учреждении: методическое пособие / Л. Я. Каневская и др. -Москва, 2008 г.-80 с.
  129. Современные проблемы ведения и совершенствования социально-гигиенического мониторинга / Г. Г. Онищенко и др. // Гигиена и санитария. 2004. — № 5. — С. 3−4.
  130. , А. Г. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях / А. Г. Сухарев, С. А. Михайлова // Гиг. и сан. 2004. — № 1. — С. 47−51.
  131. Название статьи и переместить / JI. М. Сухарева и др. // Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов X конгресса педиатров. М., 2006. — С. 783−784.
  132. , JI.M. Еще раз о группах здоровья / JI.M. Сухарева, И. К. Рапопорт // Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов XII Конгресса педиатров. М., 2008. — С. 324−325.
  133. , О. В. Теоретические основы превентивных здоровьесбе-регающих технологий в школьной медицине / О. В. Тарасова // Экология человека. 2006. — № 11. — С. 25−28.
  134. , О. В. Оптимизация процесса адаптации учащихся первых классов / О. В. Тарасова, О. Б. Коптева, Г. Н. Дегтева // Материалы VI науч.-практ. конф. Тула, 2007. — С. 125−126.
  135. , С.А. Популяционная оценка факторов риска неинфекционных заболеваний у детей Крайнего Севера / С. А. Токарев // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XI Конгресса педиатров России. М., 2007. — С.717.
  136. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Состояние здоровья детей с учётом факторов анте- и постнатального риска /Р.В. Тонкова-Ямпольская // Российский педиатрический журнал. 2002. — № 1. — С. 61 — 62.
  137. Физиология роста и развития детей и подростков / под ред. A.A. Баранова, JI.A. Щеплягиной М., 2005. — С. 159−188.
  138. Физическое развитие и заболеваемость школьников, проживающих в йоддефицитном регионе / Калмыкова A.C. и др. // Российский педиатрический журнал.-2003.-№ 6.- С.10−12.
  139. , H.A. Факторы риска развития отклонений в состоянии здоровья и характеристика образа жизни учащихся младших классов / H.A.
  140. , A.B. Почивалов // Вестник молодежного инновационного центра. — Воронеж, 2009. Вып.2. — С. 127−130.
  141. , H.A. Результаты оценки состояния здоровья младших школьников общеобразовательной школы / H.A. Фокина, A.B. Почивалов, А. И. Иванников // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2009. — Т. 8,№ 4.-С. 913−917.
  142. , H.A. Мониторинг здоровья как фактор профилактики заболеваемости младших школьников / Н. А. Фокина, A.B. Почивалов // Журнал теоретической и практической медицины. 2010. — Т. 8, № 1. — С. 113−117.
  143. , H.A. Современные аспекты адаптации младших школьников в условиях образовательного пространства / H.A. Фокина, A.B. Почивалов, А. И. Дрыжаков // Прикладные информационные аспекты медицины-2010. Т. 12, № 2. — С. 85−89.
  144. , Р. А. Основные положения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения России на 2006−2007 годы / P.A. Хальфин // Главврач. 2006. — № 2. — С. 4−5.
  145. Черненков, Ю. В Мониторинг состояния здоровья школьников, обучающихся в профильных классах / Ю. В. Черненков, А. Ю. Сердюков // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2010. — Т. 6, № 1. С.130−133.
  146. , Л.П. Общепринятые методы диспансерного наблюдения в амбулаторно-поликлинических учреждениях: метод, рекоменд. / Л. П. Чичерин, С. Р. Конова. М., 2003. -76 с.
  147. , Л. П. Состояние и перспективы амбулаторно-поликлини -ческой помощи детям в России / Л. П. Чичерин // Российский медицинский журнал. 2003. — № 4. — С. 3−8.
  148. , O.B. Основные направления организации первичной медико-санитарной помощи детям / О. В. Чумакова, С. Р. Конова // Вопросы современной педиатрии: научно-практический журнал Союза педиатров России. 2006. — Т. 5,№ 3. — С. 10−12.
  149. , О. В. Всероссийская диспансеризация: основные тенденции в состоянии здоровья детей / О. В. Шарапова, А. Д. Царегородцев, Б.А. Коб-ринский // Рос. вестн. перинат. и пед. 2004. — № 1. — С. 56 — 60.
  150. , О.В. Охраняя материнство и детство / О. В. Шарапова // Журнал о развитии России. Национальные проекты. — 2007. № 11. — С. 40−43.
  151. , В.Е. О целостном здоровье / В. Е. Шаробаро, JI.A. Сорокина, Е. П. Ивлева // Актуальные проблемы педиатрии: сб. мат. XVI съезда педиатров России. М., 2009. — С. 446−447.
  152. , В.Н. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в процессе школьного обучения: автореф. дис.. докт. мед. наук. Иваново, 2000. — 51 с.
  153. , Л.А. Факторы риска и формирование здоровья детей / Л. А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. 2002. — № 2. — С. 4 -6.
  154. , Ю.А. Формирование в школьные годы физического развития и репродуктивного здоровья женщин // Гигиена и санитария. 2006. -№ 1.-С.З-6.
  155. , В.Н. Становление и развитие педиатрического образования в России и других странах / В. Н. Ярыгин, Н. В. Полунина // Педиатрия. -2006. — № 1. С.108−110.
  156. Anthropometry of male and female children in Creches in Turkey / O. Barli et al. // Coll Antropol. 2005. — № 29(1). — P. 45−51.
  157. Behavior and Development of Preschool Children Born to Adolescent Mothers: Risk and 3-Generation Households / M.M. Black et al. // Pediatrics. -2002. Vol. 109, № 2. — P. 573 — 580.
  158. Brazzi L. Meta-analysis versus randomised controlled trials in intensive care medicine / L. Brazzi, G. Bertolini, C. Minelli // Intens. Care Med. 2000. -Vol. 26.-P. 239−241.
  159. Briggs A. Upper quadrant postural changes, of school children in response to interaction with different information technologies / A. Briggs, L. Strak-er, A. Greig // Ergonomics. 2004. — № 47(7). — P. 790−819.
  160. Centers for Disease Control and Prevention 2000 Grows Charts for the United States: Im-provements to the 1977 National Centers for Health Statistics Version / C.L. Ogden et al. // Pediatrics. 2002. — Vol. 109, № 1. — P. 45 — 60.
  161. Coats E. M, Rossiter H.B., Day J.R., Miura A., Fukuba Y., Whipp B.J., Intensity-dependent tolerance to exercise after attaining V (02) max in humans., J Appl Physiol. 2003. 483−90.
  162. Comparison of Body Weight and Height of Israeli Schoolchildren with the Tanner and Centers for Disease Control and Prevention Growth Charts / A. Goldstein, U. Haelyon, E. Krolik, J. Sack // Pediatrics. 2001. — Vol. 108, № 6. -P. 108.
  163. Early Excess Weight Gain of Children in the Pima Indian Population / R.S. Lindsay et al. // Pediatrics. 2002. — Vol. 109, № 2. — P. 33.
  164. Ferguson C, Whipp B .J., Cathcart A.J., et al. Effects of prior very-heavy intensity exercise on indices of aerobic function and high-intensity exercise tolerance., J Appl Physiol. 2007
  165. Jack S, Rossiter H.B., Warburton C J., Whipp B.J. Behavioral influences and physiological indices of ventilatory control in subjects with idiopathic hyperventilation. BehavModif. 2003. 27(5).637−52.
  166. Jack S, Rossiter H.B., Pearson M.G. et al. Ventilatory responses to inhaled carbon dioxide, hypoxia, and exercise in idiopathic hyperventilation., Am J Respir Crit Care Med. 2004. 170(2)/105−6.
  167. Koskelo, R. Sitting and standing postures are corrected by adjustable furniture with lowered muscle tension in high-school students / R. Koskelo, K. Vuorikari, O. Hanninen // Ergonomics. 2007. — № 50(10). — P.1643−1656.
  168. Marchal F., Schweitzer C, Demoulin B., et al. Filtering artefacts in measurements of forced oscillation respiratory impedance in young children., Physiol Meas. 2004. 1153−66.
  169. Mc Anarney, E.R. New Growth Charts: A Change Long Overdue / E.R. Mc Anarney // The New England Journal of Medicine. 2002. — № 3. — P. 28−32.
  170. Miura A., Sato H., Sato H., Whipp B.J., Fukuba Y. The effect of glycogen depletion on the curvature constant parameter of the power-duration curve for cycle ergometry. Ergonomics. 2000. 133−41.
  171. Puente-Maestu L.S., Gonzlez F., Whipp B.J. Effects of two types of training on pulmonary and cardiac responses to moderate exercise in patients with COPD. EurRespir J. 2000. 1026−32.
  172. Randomizes, controlled clinical trials in sepsis: Has methodological quality improved over time? / J. Graf et al. // Crit. Care Med. 2002. -Vol. 30, № 2.-P. 461−472.
  173. Recombinant human activated protein C, drotrecogin alfa (activated): A novel therapy for severe sepsis / S. Kanji et al. // Pharmacotherapy. 2001. — Vol. 21, № 11.-P. 1389−1402.
  174. Rossiter H.B., Kowalchuk J.M., Whipp B.J. A test to establish maximum 0 2 uptake despite no plateau in the 02 uptake response to ramp incremental exercise., J Appl Physiol. 2006 Mar-100(3):764−70.
  175. , N. / N. Spencer // J. Epidemiol. Commun. Hlth. — 2005. Vol. 59.-P. 842−846.187. 181. Suguin L., Xu Q., Gauvin L. et al. // J. Epidemiol. Commun. Hlth. -2005. -Vol. 59.-P. 42−48.
  176. Steinacker J.M., Dehnert C, Whipp BJ. Effect of exercise intensity on the changes in alveolar slopes of carbon dioxide and oxygen expiratory profiles in humans., Eur J Appl Physiol. 2001. 56−61.
  177. Stringer W.W., Whipp B J., Wasserman K. et al. Non-linear cardiac output dynamics during ramp-incremental cycle ergometry., Eur J Appl Physiol. 2005, 93(5−6):634−9.
  178. The design of randomized clinical trials in critically ill patients / P.C. Hubert etal.//Chest.-2002.-Vol. 121.-P. 1290−1300.
  179. Whipp B. J, Ward S.A., Rossiter ETEB. Pulmonary 02 uptake during exercise: conflating muscular and cardiovascular responses. Med Sci Sports Exerc. 2005 37(9): 1574−85.J
Заполнить форму текущей работой