Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предупреждение безнадзорности и преступлений несовершеннолетних

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обязать администрацию сиротских детских учреждений (детских домов, школ-интернатов, домов ребенка) создать группы семейного устройства воспитанников под опеку (попечительство), в приемные семьи, патронатные семьи (в тех регионах, где принят соответствующий закон), а также на усыновление в соответствии с действующим законодательством. Ввести критерии оценки работы учреждения по числу… Читать ещё >

Содержание

1. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И ПРЕСТУПЛЕН* эШЕННОЛЕТНИХ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГ ЭВАНИЯ нятие и классификация безнадзорности и преступлен] еннолетних.1! синологическая характеристика безнадзорности и преступлен] еннолетних.3< борьбы с безнадзорностью и преступлениями несовершеннолетн- убежных стран.

Предупреждение безнадзорности и преступлений несовершеннолетних (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Современные условия общественной жизни, сопровождающиеся социально-политическими, экономическими и иными противоречиями, экономической нестабильностью в обществе, оказывают негативное воздействие на нормальное функционирование общественных институтов в государстве. В этой ситуации особую остроту приобретает проблема социальной безнадзорности и неразрывно связанной с ней преступности несовершеннолетних. Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Однако действительность не оправдала этих надежд, особенно в России. Первая мировая, Гражданская войны, социальные потрясения, голод, разруха — таковы главные вехи на пути становления социалистического государства, повлекшие за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность. Естественно, ни о каких правах ребенка не было и речи. И все это происходило на фоне принципиально новых идеологических установок на бесполезность семьи, ее скорую гибель.

Почему же в настоящее время в России многие аналитики сравнивают ситуацию детской безнадзорности и беспризорности с послевоенной?

Социальные и экономические проблемы в российском обществе существенно ослабили иммунитет семьи, ее воздействие на воспитание детей. По официальным данным, в России существует 750 тыс. сирот, детские учреждения переполнены. Ситуация является критической: поток социальных сирот неуклонно нарастает и составляет 130 тыс. ежегодно. Каждый год остается без одного из родителей 500 тыс. детей. В настоящее время в стране около 400 тыс. семей, в которых дети проживают с одним отцом, примерно 5 млн — с матерью, около 300 тыс. детей, рожденных вне брака. Ежегодно в отношении 50 тыс. граждан ставится вопрос о лишении родительских прав.

На основании изложенного считаем, что комплексное исследование проблем профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних представляет собой одно из перспективных направлений решения проблем предупреждения безнадзорности и подростковой преступности.

Степень разработанности темы диссертационного исследования. Значимость проблемы преступлений несовершеннолетних и их профилактики всегда привлекала пристальное внимание исследователей. К данной теме обращались такие ученые, как М. А. Алемаскин, Г. А. Аванесов, М. И. Арсеньева, Ю. М. Антонян, М. М. Бабаев, И. П. Башкатов, Л. И. Беляева, А. В. Борбат, С. В. Бородин, В. Н. Бурлаков, Н. В. Валуйсков, Н. И. Ветров, А .Я. Вилке, М. Н. Гернет, А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, Е. С. Жигарев, Г. И. Забрянский, К. Е. Игошев, В. И. Игнатенко, Е. И. Каиржанов, Д. С. Карев, И. И. Карпец, Ю. А. Кашуба, В. М. Кормщиков, В. И. Куфаев, П. И. Люблинский, С. П. Минина, Э. Б. Мельникова, Г. М. Миньковский, В. В. Панкратов, В. А. Плешаков, В. Ф. Пирожков и др. Их работы посвящены анализу существующей системы профилактики преступности несовершеннолетних, криминологическому рассмотрению подростковой преступности. В них раскрыты особенности личности несовершеннолетних правонарушителей, характерные черты рецидива преступности несовершеннолетних, а также вопросы преступности несовершеннолетних и ее профилактики применительно к старому уголовному закону и с учетом реалий советского времени. Вместе с тем в силу динамизма современной криминологической ситуации появился целый ряд аспектов, которые ранее не подвергались криминологическому исследованию.

Объект диссертационного исследования — общественные отношения, связанные с причинами возникновения безнадзорности и ^ преступлений несовершеннолетних, а также предупреждением данных негативных явлений.

Предметом диссертационного исследования являются: содержание понятий безнадзорности и преступлений несовершеннолетних и влияние этих явлений друг на другастатистические данные, характеризующие безнадзорность и преступления несовершеннолетних, особенности их возникновения, а также деятельность субъектов профилактикинормы права, регламентирующие предупреждение преступлений и безнадзорности в ряде зарубежных * странфункции и деятельность субъектов, осуществляющих предупредительную работу в отношении несовершеннолетнихмеры предупреждения антиобщественных явлений среди несовершеннолетних.

Цель исследования состоит в комплексном правовом и, в частности, криминологическом изучении понятий безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, разработке на этой основе предложений по совершенствованию предупредительной деятельности в отношении несовершеннолетних и определении соответствующих мер предупреждения этих явлений.

Для достижения поставленной цели в рамках исследования предполагается решение следующих основных задач:

— раскрыть понятие, сущность и структуру безнадзорности и преступлений несовершеннолетних;

— дать криминологическую характеристику основным тенденциям безнадзорности, а также преступности несовершеннолетних;

— проанализировать опыт борьбы с безнадзорностью и преступлениями несовершеннолетних в зарубежных странах;

— провести теоретический и эмпирический анализ данных, криминологическое исследование причин и условий безнадзорности и преступлений несовершеннолетних;

— разработать конкретные рекомендации по совершенствованию профилактической работы в области предупреждения безнадзорности и преступлений несовершеннолетних.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные методы познания, комплексный и системный подходы. Использовались такие методы исследования, как системно-правовой, логический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и др. При проведении исследования, наряду с перечисленными, активно использовались конкретно-социологические методы исследования: статистический анализ, анкетирование, интервьюирование, изучение документов и др.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области криминологии, уголовного права, семейного и гражданского права, психологии, социологии, психиатрии, правовой статистики. Использовалась также информация, опубликованная в научной литературе и периодической печати.

Нормативную базу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, международные акты, регулирующие вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних и закрепляющие их основные права и обязанности, действующее законодательство России в анализируемой сфере.

Научная новизна исследования заключается в следующем: проведен анализ проблем профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних и закрепляющие их основные права и обязанности, действующее законодательство России в анализируемой сфере.

Научная новизна исследования заключается в следующем: проведен анализ проблем профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних с позиций системно-комплексного подходарассмотрены взаимосвязи безнадзорности и преступлений несовершеннолетних в условиях рыночных отношенийразработано криминологическое понятие безнадзорности несовершеннолетних, дана ее классификацияразработаны и обоснованы рекомендации по совершенствованию профилактической работы в области безнадзорности и преступлений несовершеннолетнихпредложены соответствующие изменения в действующее законодательство.

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлены соответствующей эмпирической базой, включающей в себя данные о состоянии, уровне, структуре и динамике преступности несовершеннолетних на территории Российской Федерации, в том числе за последние 8 лет, отраженные в официальных источниках, а также документах ряда правозащитных организаций. По рассматриваемой проблеме проанализированы правоприменительная практика, предложения, информационно-аналитические документы, а также существующие концепции профилактики подростковой преступности. Основной эмпирической базой исследования стали результаты анкетирования 320 осужденных (мужского пола) воспитательной колонии г. Брянска, 350 воспитанников специализированных учреждений Брянской области, а также 300 сотрудников МВД и уголовно-исполнительной системы Брянской области.

Комплексность применяемых методов исследования и эмпирическая база свидетельствуют о достоверности и обоснованности полученных результатов.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическое значение работы заключается в том, что в ней рассмотрена взаимосвязь безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, проведен анализ проблем профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, уточнены понятия безнадзорности несовершеннолетних, разработана их классификация. Предложена модель работы по предупреждению безнадзорности и преступлений несовершеннолетних.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы и предложения могут быть использованы: при проведении научных исследований по проблемам предупреждения безнадзорности и преступлений несовершеннолетнихдля совершенствования действующего законодательства России по данной проблемепри разработке социально-экономических и других программ по профилактике безнадзорности и преступлений несовершеннолетнихв целях совершенствования правоприменительной практики в правоохранительных органах в области предупреждения преступлений несовершеннолетнихпри организации профилактической работы среди несовершеннолетних и их родителей, проводимой соответствующими субъектами профилактики подростковой безнадзорности и преступностипри подготовке кадров для правоохранительных органов, работающих с несовершеннолетними правонарушителямипри разработке учебной литературы по данной проблемепри преподавании курса «Криминология» в юридических вузах, а также в системе повышения квалификации работников правоохранительных органов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Предлагается криминологическое понятие безнадзорности как изменчивого социально-экономического негативного явления, возникающего в результате отсутствия контроля и надзора за несовершеннолетними со стороны субъектов, наделенных соответствующими правами и обязанностями, и проявляющегося в различных социально опасных формах антиобщественного (отклоняющегося) поведения.

2. Выявленная взаимосвязь безнадзорности и преступлений несовершеннолетних позволяет рассматривать безнадзорность как один из потенциальных факторов преступного поведения, который при определенных обстоятельствах (воздействии среды) может быть реально действующим, причем среда может оказывать как усиливающее, так и тормозящее влияние на проявление этого фактора.

3. Преступления, совершаемые безнадзорными несовершеннолетними, имеют свои особенности, как и лица, их совершившие. Среди всей совокупности преступлений преобладают корыстные, в основном кражи, а за ними следуют насильственные преступления. Около, 60% этих преступлений совершаются на почве наркомании и алкоголизма. Чаще всего личность безнадзорного несовершеннолетнего, совершившего преступление, — это лицо мужского пола, допускающее систематические уходы из дома или покинувшее дом навсегда, часто не занятое ни учебой, ни работой.

4. Фиксируемое статистическое снижение уровня преступности несовершеннолетних отчасти является следствием увеличения ее латентной доли, что подтверждает анализ состояния безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, которые характеризуются негативными качественными изменениями, выражающимися в увеличении доли тяжких, организованных преступлений, тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых с особой жестокостью.

5. Сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Активизация работы органов местного самоуправления по социальному патронату семей и детей риска и по семейному устройству воспитанников сиротских учреждений требует привлечения к этой работе достаточного количества специалистов — педагогов-организаторов, социальных работников и т. п.

6. Отечественная система профилактики значительно отстает от зарубежной в отношении разнообразия сил, используемых в направлении ослабления семейной конфликтности и предотвращения действий против домашнего насилия. Из-за особой сложности внутрисемейных отношений с фактами семейного насилия может справиться только опытный психолог, поэтому для успешного предупреждения насилия в семье необходимо создавать реабилитационные службы социально-психологической помощи семьям, в которых распространены конфликты, насилие.

7. Особая роль в предупреждении безнадзорности несовершеннолетних отводится правоохранительным органам, в том числе органам внутренних дел как субъектам социальных связей и правоотношений, обладающим широким спектром общих и специальных мер, способным оказать решающее воздействие на минимизацию безнадзорности несовершеннолетних, а также на снижение совершаемых преступлений.

8. Создание системы предупреждения безнадзорности и преступлений несовершеннолетних оказывает позитивное влияние на общественную и экономическую жизнь государства (осуществление негосударственных предупредительных программ как органами местного самоуправления, так и частными организациями, дополнительное субсидирование или предоставление налоговых или иных материальных льгот, а также проведение разъяснительно-пропагандистской работы по вовлечению населения в конкретные виды профилактической деятельности).

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения, результаты и материалы диссертации, а также выводы и рекомендации апробированы в научной, образовательной и практической сферах, докладывались на научно-практических конференциях «Молодое поколение без преступников» (г.

Брянск), «Совершенствование правового обеспечения общественного порядка и безопасности в Российской Федерации» (г. Воронеж).

Результаты исследования используются в работе общественных организаций и правоохранительных органов, а также при проведении лекций и семинаров по дисциплине «Криминология» в Брянском филиале Московского университета МВД России.

Основные положения диссертации отражены в пяти научных публикациях автора.

Структура и объем работы обусловлены характером и кругом анализируемых вопросов. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Общие выводы, предложения и рекомендации, полученные в результате проведенного исследования, сводятся к следующим положениям:

1. Социально-экономические, политические и правовые преобразования в России на современном этапе привели к существенному ухудшению положения детей и подростков. Многие из них живут в условиях, представляющих опасность для их жизни и здоровья. Те факторы, которые принято называть детерминантами преступности несовершеннолетних (неблагополучная обстановка дома, в школе и т. д.), с юридической точки зрения представляют собой нарушения прав ребенка.

2. Права ребенка нарушаются родителями, учителями, сотрудниками милиции, должностными лицами, нередко травмируется психика несовершеннолетнего. Эти нарушения не только способствуют появлению беспризорности, безнадзорности, но и трансформируются в причины преступности несовершеннолетних.

3. Для преступности несовершеннолетних стали характерны такие черты, как групповой характер и жестокость. Сама структура преступности несовершеннолетних на современном этапе отражает следующую взаимосвязь: растет количество случаев жестокого обращения с детьми — увеличивается насильственная преступность подростковбеспризорность влечет за собой тенденцию роста корыстной преступности и т. д.

4. Существующая система мер профилактики преступности несовершеннолетних не в силах справиться с ней. Она должна включать в себя правовые меры (защиту прав детей от нарушений и профилактику детской и молодежной преступности), меры социальной защиты (выплату денежных пособий и социальную адаптацию и реабилитацию для нуждающихся несовершеннолетних), организационное, техническое, нормативное обеспечение всех этих мероприятий. Исследования позволяют констатировать, что ни один из этих элементов эффективно не функционирует, а следовательно, слабо работает и сама система. г.

Профилактические мероприятия, как общие, так и специально-криминологические и индивидуальные, направлены на следствие — преступность несовершеннолетних, а не на ее причины. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних испытывает не только финансовый, но и кадровый голод.

Развитие демократии и признание прав человека требует от Российской Федерации обеспечения интересов детей и их защиты от криминализации. Следовательно, касаясь вопросов профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, следует говорить о взаимосвязанной системе предупреждения безнадзорности и преступлений несовершеннолетних.

5. За последние пять лет принято более 100 нормативных правовых актов в этой сфере, включая законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Существенно расширилась деятельность структур, занимающихся проблемами семьи и детства в органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Приняты целевые программы федерального, регионального и местного значения. С 1995 г. Министерство труда и социального развития Российской Федерации ведет мониторинг российского законодательства на его соответствие Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

6. Важнейшая проблема — поиск новых форм государственного и негосударственного устройства детей. Целесообразен постепенный переход от интернатного устройства детей-сирот к устройству их в семейные детские дома.

На основании имеющегося опыта социальной работы полагаем, что для повышения ее эффективности необходимо принять следующие меры:

• увеличить количество приютов, особенно небольших, с числом воспитанников не более 12, максимально упростив прием в уже существующие приюты, в том числе круглосуточно и независимо от t праздников;

• создать диспетчерскую службу, которая обладала бы реальной информацией о наличии мест в приютах и полномочиями забронировать место в приюте для конкретного ребенка;

• опираясь на принятый недавно закон о приемной семье, создать достаточное количество профессиональных семей, принимающих детей на время, так как ребенку гораздо легче уйти с улицы в семью, чем в приют, тем более что у многих детей есть неудачный опыт проживания в приютах или интернатах. Хотелось бы, чтобы приюты использовали любые возможности для помещения ребенка в семью: при невозможности возвращения в биологическую семью ребенка можно направить в семейно-воспитательную группу приюта, в приемную или патронатную семью, под опеку или попечительство или на усыновление;

• безусловно, необходима ночлежка для бездомных детей, но срок пребывания в ней нужно строго ограничить, и нужна очень сильная команда социальных работников и психологов для работы с мотивацией ребенка на изменение жизни;

• дневные центры, подобные тем, о которых упоминалось выше, должны быть если не в каждом муниципальном округе, то хотя бы в каждом районе;

• подростки старше 15 лет предпочитают те формы труда, которые оплачиваются ежедневно, то есть поденный труд. Поэтому организация поденного труда может стать одним из возможных путей ресоциализации безнадзорных детей,.

• для безнадзорных подростков старшего возраста необходимы социальные гостиницы (общежития), в чем убеждает положительный опыт работы социального общежития нашего Фонда;

• реабилитационную работу с уличными детьми необходимо развивать не только в городе, но и за городом, в загородных детских деревнях, приобщая к труду и развивая способности детей в разнообразных мастерских г и духовные качества в общении с живой природой.

7. Для снижения роста социального одиночества детей нужно усиление государственной поддержки семьи. В целях предотвращения насилия в семье необходимы широкая пропаганда идей гуманизма, формирование культуры прав человека в обществе, возвращение к традиционным семейным ценностям.

Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых безнадзорными детьми и подростками.

Растет количество преступлений на почве пьянства и алкоголизма, наркомании и токсикомании. Практически каждое третье преступление совершается подростками в состоянии опьянении, неработающими и неучащимися, ранее судимыми.

Получают распространение и имеют тенденции к росту факты применения подростками оружия при совершении преступлений, в том числе огнестрельного.

8. Ослабление роли семьи, уродливые формы инициативы и предпринимательства приводят к утрате интереса к занятиям и труду. Несовершеннолетние, не имея четких нравственных факторов, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпрепровождению, погоне за удовольствиями.

Обостряется проблема общественнополезной занятости несовершеннолетних. Преступная деятельность ряда подростков превращается в один из источников существования, прослеживается тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов.

Негативные изменения происходят в нравственном состоянии детей и подростков. Расширился нелегальный видеопрокат зарубежных фильмов порнографического и эротического содержания, пропагандирующих насилие и жестокость, что провоцирует подростков на противоправные действия.

Имеются факты жестокого обращения с детьми со стороны взрослых лиц.

Решение этих проблем требует программно-целевого подхода. г.

9. Для того чтобы в Российской Федерации росло здоровое поколение, проблему безнадзорности надо решать как можно быстрее. Помимо организации социальных и социально-реабилитационных центров помощи детям необходимо создать упорядоченную службу социальных работников, специализирующихся на социальной адаптации, ресоциализации и помощи несовершеннолетним. Необходимо выделить гарантии деятельности, формы аттестации, а также соответствующее финансирование данной службы.

Для наиболее эффективного решения данной проблемы необходимо осуществлять комплексные проверки деятельности соответствующих государственных органов во всех субъектах РФ. Результаты данных проверок должны широко освещаться в средствах массовой информации, к нарушителям законодательства в области профилактики должны приниматься самые строгие меры. Необходимо собирать главы субъектов РФ для передачи положительного опыта и совершенствования путей дальнейшего развития в профилактике детской безнадзорности.

10. Деятельность высших органов государственной власти должна быть направлена на точное законодательное оформление всех пробелов, выявленных в результате совместной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

С учетом анализа, проведенного в работе, мы предлагаем меры по профилактике отклоняющегося поведения:

1) повысить статус деятельности по опеке и попечительству, как это предусмотрено разработанным в Министерстве образования законопроектомпринять целевую Федеральную программу, направленную на сохранение и воссоздание для каждого ребенка заботливой семейной среды;

2) создать сеть общедоступных анонимных консультативных кабинетов по вопросам планирования семьи и полового воспитания;

3) система «бесплатного школьного питания должна стать повсеместной;

4) в каждом образовательном учреждении должны работать специалисты (психологи, социальные работники, школьный уполномоченный по правам детей), выведенные из подчинения органов образованияпредлагаем закрепить это на законодательном уровне в виде поправки к Закону «Об образовании»;

5) необходимо поднять на должную высоту статус профессии учителянужны профессиональные льготы, а также регулярная реклама в СМИ позитивного педагогического опыта и система государственного поощрения за выслугу лет.

6) развивать начальное профессиональное образование с учетом возможностей последующего гарантированного трудоустройства выпускниковстимулировать систему подготовки молодых специалистов на производстве;

7) организовать формирующийо личность, развивающий досуг, кружковую работу по интересам, расширить сеть бесплатных спортивных секций, стадионов, бассейнов;

8) законодательно создать Комиссию по изучению опыта контроля за этикой и качеством вещания электронных СМИ в зарубежных странах;

9) реализовать рекомендации Комитета ООН по правам ребенка: учреждение ювенальной юстиции, государственного и общественного контроля за соблюдением прав детей, развитие гражданских инициатив.

11. Государство обязано оказывать помощь для поддержки семьи, как одного из важнейших социальных институтов. Ведь именно в семье формируются первые жизненные ценности и принципы подростка, с которыми ему предстоит вливаться в школьный коллектив, а впоследствии становиться полноправным членом общества.

Необходимо совершенствование региональной законодательной базы поддержки семьи, материнства и детства, с особым упором на конкретизацию механизмов реализации законов. Жизнь требует законодательного определения понятия ребенка, нуждающегося в t государственной защите.

12. Необходимо создать условия для активной постинтернатной адаптации и социализации воспитанников и выпускников детских учреждений, для помощи при вхождении во взрослую жизнь воспитанников опекунских, приемных и патронатных семей. Особая проблема — защита жилищных прав этих детей. Проблема эта не может решаться на местном уровне и обеспечение этих прав должно быть гарантировано особой строкой регионального бюджета каждого субъекта РФ.

13. В порядке реализации Российской Федерацией рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по развитию механизмов рассмотрения жалоб детей на нарушения их прав, системы независимого государственного и общественного контроля за соблюдением прав детей и активного привлечения общественных организаций к решению проблем детства рекомендуется принятие субъектами РФ региональных законов о социальном заказе и других формах поддержки некоммерческих организаций, об учреждении поста Уполномоченного по правам детей (либо специального «детского отдела» в структуре аппарата регионального Уполномоченного по правам человека).

14. Активизация работы органов местного самоуправления по социальному патронату семей и детей риска и семейному устройству воспитанников сиротских учреждений требует привлечения к этой работе достаточного количества специалистов — уличных, семейных, социальных работников и т. п. Самый быстрый и сравнительно малозатратный способ решения этого насущного кадрового вопроса — использовать уже имеющийся кадровый потенциал детских учреждений различного ведомственного подчинения, проведя необходимую переподготовку части персонала этих учреждений, а также профильных общественных организаций и общественных групггподдержки. Для этого необходимо:

— органам внутренних дел: восстановить на этапе немедленной «скорой г помощи» социальную направленность работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуациивосстановить в полном объеме деятельность детских комнат милиции, укрепить их кадровый состав социальными работниками и психологами;

— органам управления социальной защитой населения ориентировать подведомственные социальные службы на реабилитационно-профилактическую работу с проблемными семьями и на уличную социальную работу, ввести соответствующие критерии оценки работысоздавать общественные группы поддержки для выявления проблемных семей и случаев нарушения прав детей.

— органам управления образованием и здравоохранением: обязать школьных социальных работников выявлять детей, не посещающих школы, осуществлять мероприятия социального патроната в проблемных семьях учащихся, проводить социально-психологический «всеобуч» для родителейорганизовать работу по социальному патронату) семей риска, а также на базе детских садов, детских поликлиник и т. п., то есть в местах естественного скопления детей и их родителей. Эта работа должна осуществляться в тесном взаимодействии с органами опеки и попечительства, КДН, органами социальной защиты, органами внутренних дел;

— обязать администрацию сиротских детских учреждений (детских домов, школ-интернатов, домов ребенка) создать группы семейного устройства воспитанников под опеку (попечительство), в приемные семьи, патронатные семьи (в тех регионах, где принят соответствующий закон), а также на усыновление в соответствии с действующим законодательством. Ввести критерии оценки работы учреждения по числу воспитанников, устроенных в семьи. Провести соответствующее переобучение части персонала с целью осуществления необходимого контроля в семьях, принявших воспитанника учреждения, а также для осуществления социального патроната семей риска на территории, где расположено данное учреждение.

15. Субъектам местного самоуправления:

— укрепить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) кадровыми социальными работниками (в том числе частично переподчинив им школьных социальных работников) — ввести в штат органа местного самоуправления в структуре КДН должности педагогов-организаторов, ответственных за организацию досуга детей и подростков, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной деятельности;

— обязать органы опеки и попечительства в соответствии со ст. 56 СК РФ «Право ребенка на защиту», предписывающей именно органам опеки и попечительства предоставлять ребенку необходимую защиту, заключать договоры с учреждениями различного ведомственного подчинения и/или с лицензированными общественными организациями, расположенными на данной территории, на осуществление этими учреждениями реабилитационно-профилактической деятельности по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

— для выявления беспризорных и безнадзорных детей сформировать социальные патронажные группы (социальные патрули) с привлечением к их деятельности представителей общественных объединений;

— создать центры получения, регистрации, систематизации и передачи информации о детях, ушедших из места постоянного проживания, находящихся в трудной или опасной ситуации, родителях, разыскивающих своих детей, и детях, разыскивающих своих родственников, для направления этой информации в соответствующие органы и учреждениясформировать региональные и местные общественно-государственные советы по проблемам детства и семьипредседатель совета — заместитель Главы администрации региона (района) по социальным вопросам, персональный состав совета формируется по принципу паритетности представителей государственных и негосударственных организаций. Основные функции совета: координация усилий различных г ведомств в организации профилактически реабилитационной работы с семьями и детьми риска, разработка и руководство реализацией целевых комплексных программ в области детства и семьи, осуществление на конкурсной основе финансирования и контроля за исполнением данных программ;

— создавать на базе детских поликлиник анонимные консультативные кабинеты по вопросам планирования семьи, продолжить расширение центров планирования семьи органов здравоохранения, усилить функции этих центров по защите интересов несовершеннолетних.

Законодательно необходимо урегулировать: принятие законов, учреждающих в России долгожданную ювенальную юстицию;

— учреждение поста Федерального Уполномоченного по правам детей и развитие пилот-проекта Минтруда по учреждению региональных Уполномоченных по правам детей (впервые такой закон был принят в 2001 г. в Москве);

— принятие законов об общественном и парламентском контроле за соблюдением прав детей;

— поправки к Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», восстанавливающие жизненно необходимые профилактические функции органов внутренних дел и устанавливающие, что «в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят профильные общественные объединения и некоммерческие организации»;

— блок законов, создающих экономическую базу для развития гражданских инициатив, в том числе в интересах детей;

— разработанные в Министерстве образования изменения и дополнения к Семейному кодексу РФ, Гражданскому процессуальному кодексу, создающие правовую основу для организации на местах реабилитационнопрофилактической работы с детьми и семьями риска в соответствии с г мировыми стандартами такой деятельности, а также позволяющие активизировать семейное устройство воспитанников детских учреждений. В будущем предстоит серьезная работа по совершенствованию Семейного кодекса РФ, поскольку в действующем СК РФ целая глава посвящена формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, но ничего не говорится о профилактике этой беды.

Очевидно, что реанимация институтов, направленных на снижение безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, соединенная с положительным опытом зарубежных стран, может быть достаточно эффективно использована в условиях современной российской действительности.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права человека: Сб. междунар.-правовых док. Ереван: Мхитар Гош, 1997.
  2. Конвенция о правах ребенка. 1989. Принята 44 Сессией Генеральной Ассамблеи ООН // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. XL VI.
  3. Декларация прав ребенка: Резолюция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. -М: Юрид. лит., 1990.
  4. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних: Приняты на VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1990 г. Документ ООН А/СО 144/28. 1990.
  5. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
  6. Уголовный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. -№ 25. — Ст. 2954.
  7. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик: В 2 т. Т.1. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1963.,
  8. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. — № 15. -Ст. 153.
  9. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. // СУ РСФСР. 1926. — № 80. -Ст. 600.
  10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Рос. газ. 2001. — 22 дек.
  11. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М.: Юрид. лит., 1995.
  12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Рос. газ. 2001. — 31 дек.
  13. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. — М.: Инфра-М-Норма, 2000.
  14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: Юрид. лит., 1994.
  15. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. //Собрание законодательства РФ. 1992. — № 3. — Ст. 150.
  16. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. -1996.-№ 52.-Ст. 5880.
  17. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. -№ 31.- Ст. 3802.
  18. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 26. — Ст. 3177.
  19. О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних: Законг
  20. СССР от 7 апреля 1935 г. // Собрание законодательства СССР. 1935. -№ 19. — Ст. 155- Ведомости Верховного Совета СССР. — 1977. — № 8. -Ст. 138- 1981.-№Ю.-Ст. 232- 1988. — № 2. — Ст. 18.
  21. Соборное уложение царя Алексея Михайловича. М.: Моск. ун-т, 1907.
  22. Ст. 12.424 июня 26 О производстве дел уголовных учиненных несовершеннолетними, и о различии наказания по степени возраста преступников: Указ Екатерины 2 от 26 июня 1765 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Т. 17. — СПб., 1830.
  23. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями с пояснениями текста, дополненного всеми вышедшими до 1877 г. узакониями / Сост. П. Лякуб. Пенза, 1877.
  24. Устав о предупреждении и пресечении преступлений. — СПб., 1876.
  25. Правила об исправительных приютах: Утв. Мнением государственного Совета 5 декабря 1866 г. // Собрание узаконений и распоряжений Правительства. 1866. — № 837.
  26. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав: Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. -№ 37. Ст. 1254.
  27. О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества: Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. — № 45. — Ст. 4327.
  28. О президентской программе «Дети России: Указ Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 // Собрание законодательства РФ. 1994. — *№ 17.-Ст. 1955.
  29. Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420 // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 18. — Ст. 1681.
  30. Об утверждении положения об общественных воспитателях несовершеннолетних: Указ ПВС РСФСР от 13 декабря 1967 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1967. — № 51. — Ст. 1239.
  31. Постановление Правительства РФ от 23 августа 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. — № 35. — Ст. 3318.
  32. О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 906 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 33. — Ст. 3991.
  33. О мерах улучшения работы среди детей вне школы и предупреждения детской безнадзорности: Постановление Совета Министров РСФСР от 4 октября 1957 г. № 1099 // СП РСФСР. 1958. — № 5. — Ст. 38.
  34. О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. № Ю47 // Собрание законодательства СССР. 1935. — № 32. — Ст. 252.
  35. Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: Приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 // www.garant.ru.1. Книги (монографии, учебники, учебные пособия) г
  36. С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.
  37. P.M. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних преступников: Моногр. — Ижевск: УдГУ, 1998.
  38. Г. А. Криминология. Прогностика. Управление. — Горький, 1975.
  39. Г. А. Криминология и социальная профилактика. — М., 1980.
  40. Г. А. Криминология. — М., 1984.
  41. И.А. Местные советы в системе органов власти. — М., 1971.
  42. А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. М., 1984.
  43. А.И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Моногр. М.: НОРМА, 2001.
  44. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск. 1986.
  45. А. Детерминизм и вменяемость. СПб., 1905.
  46. JJ.JI. Жестокость в семье. — М., 2000.
  47. Г. М. Социальная психология. М., 1988.
  48. Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973.
  49. Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде): Учеб. пособие. М.: Академия МВД СССР, 1975.
  50. Ю.М. Изучение личности преступника. Учеб. пособие: ВНИИ МВД СССР. М., 1982.
  51. Ю.М., Бородин С. В. Преступное поведение и психические аномалии / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Спарк, 1998.
  52. Ю.М., Голубев В. П., Кудрявцев Ю. Н. Личность корыстного преступника. Томск, 1989.
  53. Ю.М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений (психологические механизмы насильственного преступного поведения). — М.: ВНИИ МВД СССР, 1983.
  54. Арзуманян С Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: ЛУИС, 1980.
  55. В.И. Принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним. Иркутск, 1978.
  56. З.А. Исправительные учреждения в зарубежных странах. — Рязань, 1972.
  57. В.Г. Системность и общество. — М., 1980.
  58. И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп М.: Информ печать. 2000.
  59. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
  60. О.А. Уголовная политика Японии. М.: ИНИОН АН СССР, 1991.
  61. Ю.Д. Профилактика преступлений: Учеб. пособие. -Минск, 1986.
  62. Ю.Д. Система субъектов и объектов управления и тактика борьбы с преступностью. М., 1992.
  63. Блувштейн Ю. Д, Зырин М. И., Романов В. В. Профилактика преступлений: Учеб. пособие. — Минск. 1986.
  64. А.В. Организация борьбы с преступностью: Моногр. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
  65. В.Н., Орехов В. В. Индивидуальное предупреждение преступлений: Вопросы теории и практики. Л., 1988.
  66. Варило T. Ok Комиссии по делам несовершеннолетних. Киев, 1976.
  67. Н.И. Некоторые вопросы профилактики в светегвыборочного анализа динамики и структуры преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних. В Сб. Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних М., 1977.
  68. С.Е. Вопросы отечественной криминологии. М., 1999.
  69. . С. Мотивы преступлений (Уголовно-правовое и социально-психологическое исследование). — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982.
  70. А.А. Введение в советскую криминологию. — М., 1965.
  71. С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. — СПб., 1910.
  72. JI.B. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве. СПб.: Юрид. центр Пресс. 2002.
  73. Е.Г., Долгова A.M. и др. Основы криминологии для практических работников. М., 1988.
  74. Н.П. Несовершеннолетние преступники // Курс советского уголовного права: В 5 т. Т. 2. / Под ред. Н. А. Беляева, М. Д. Шаргородского. Л., 1970.
  75. А. С. Медико-педагогическая экспертиза и комиссии по делам о несовершеннолетних. Л., 1924.
  76. А. С. На пути к преступлению. М., 1928.
  77. П.Ф. Стадии совершения умышленного преступления в свете задач предотвращения и пресечения преступлений. М.: ВШМ МВД СССР, 1960.
  78. А. В. Полиция Запада: основы деятельности по охране правопорядка: Моногр. М.: ВНИИ МВД России, 1993.
  79. Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций Ростов н/Д., Феникс, 2005.
  80. Долгова А-.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
  81. Долгосрочный прогноз развития криминальной ситуации вг
  82. Российской Федерации. М., 1996.8 В.Дрилъ ДА. Учение о преступности и мерах борьбы с ней. СПб., 1912.
  83. О.Л. Принятие решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений. М.: Академия МВД СССР, 1977.
  84. М. Очерк развития общих понятий о преступлении и наказании по древнему русскому праву. Энциклопедический словарь «Россия» Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона. СПб. 1898.
  85. В.Д., Крюкова Н. И. Несовершеннолетние преступники в России.-М. 1999. С. 12.
  86. М.И. Развитие органов милиции в советском государстве. -М: Высш. шк. МООП СССР, 1967.
  87. А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР (вопросы теории). Львов, 1976.
  88. A.M., Костицкий М. В. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. Львов, 1980.
  89. Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. — М., 1990.
  90. Е.С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятие, виды и ее профилактика. — М., 1992.
  91. Г. И., Емельянова JI.B. Статистика преступности несовершеннолетних в России в 1998 году: Аналитический обзор. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа" — PRI, 2000.
  92. З.С. Правовой механизм профилактики правонарушений. -Узбекистан, 1990.
  93. В.И. Предупреждение антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних: Моногр. Рязань, 2004.
  94. К.Е. Типология личности преступника и мотивацияtпреступного поведения. Горький, 1974.
  95. К.Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. М., 1980.
  96. К.К., Миньковскии Г. М. Семья, дети, школа. — М., 1989.
  97. К.Е., Устинов B.C. Введение в курс профилактики правонарушений. Горький, 1977.
  98. С.М. Зарубежная криминология. — М., 1997.
  99. С.М. Отечественная криминология. М., 1997. С. 34. 104 Иншаков С. М. Преступность: понятие и классификация.1. Юриспруденция. М., 2000.
  100. И.И. Современные проблемы уголовного права и криминологии. — М., 1976.
  101. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М.: Рос. право, 1992.
  102. Ю.А., Пономарев С. Н. Основы современной уголовно-исполнительной политики России в отношении несовершеннолетних. — Рязань, 2002.
  103. КвашисВ.Е. Основы виктимологии. М., 1999.
  104. В.Е., Вавилова JI.B. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. М., 1996.
  105. Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел: Учеб. пособие. — Тюмень, 1994.
  106. A.IJ. Административная и общественная ответственность несовершеннолетних. М., 1980.
  107. Ю.М. Советское административное право. М., 1984.
  108. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М., 1979.
  109. А.Д., Алексеева JT.C. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чегоначинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.115. Криминология. М., 1968.
  110. Криминология / Учеб. пособие под ред.А. И. Долговой. М., 2005.
  111. Криминология: Учеб. / Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова. -СПб., 1998.
  112. Криминология. Учеб. / Под ред. В. К. Звирбуля и др. М., 1979.
  113. Криминология / Под ред. И. И. Карпеца, В. Н. Кудрявцева, Н. Ф. Кузнецовой, А. Б. Сахарова. М, 1976.
  114. Криминология / Пер. с чеш.- Под ред. Н. А. Стручкова. М., 1982.
  115. Криминология. Общая часть: Учебник / Под ред. В. В. Орехова. -СПб., 1992.
  116. Криминология: Учеб. / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. -М.: МГУ, 1994.
  117. Криминология. Курс лекций. СПб., 1995.
  118. Криминология: Учеб. / Под ред. Б. В. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.: Юрид. лит., 1988.
  119. Криминология. Учеб. / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 2000.
  120. Криминология. Учеб. / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. -М., 2001.
  121. Криминология. Учеб. / Под ред. В. Е. Эминова. -М.: Юрист, 1997.
  122. Криминология: пер. с англ./ Под ред. Дж. Ф. Шели СПб.: Питер, 2003.
  123. Т.П. Специализированные субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних. Киев, 1991.
  124. В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976.
  125. В.Н. Механизм преступного поведения. М., 1981.
  126. В.Н. Генезис преступления. М., 2000.
  127. Курс советского уголовного права. Т. 3. М., 1970.
  128. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2. М., 1999.
  129. Курс советской криминологии. Т. 1. — М., 1985.
  130. Курс советской криминологии. Предупреждение преступности / Под ред. В. И. Кудрявцева, И. И. Карпеца, Б. В. Коробейникова. М., 1986.
  131. А.Г. Профилактика преступлений. М., 1972.
  132. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г.
  133. Личность преступника. М, 1975.
  134. Ф.А. Следственная профилактика преступлений. (Опыт. Проблемы. Решения). Киев, 1980.
  135. П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (Социально-правовые очерки). -М. 1959. С. 43.
  136. В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997.
  137. В.Д., Миньковский Г. М. и др. Концептуальные основы развития государственной системы социальной профилактики правонарушений и предупреждения преступности. М., 1998.
  138. И.П. Проблемы развития ювенальной юстиции в Российской Федерации. Ростов н/Д., 2000.
  139. Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: История и современность. М., 1980.
  140. Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М., 2000.
  141. Методические рекомендации для сотрудников органов внутренних дел по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление наркотиков. М., 2004.
  142. Г. М. Криминологическая характеристика и организация профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью. — М., 1978.
  143. Миньковский Г. М.,. Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. — Киев, 1987.
  144. П.П., Гелъфанд И. А. Предупреждение преступлений -основа борьбы за искоренение преступности. М.: Юрид. лит., 1964.
  145. Н.А. Преступность и борьба с ней в Японии. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
  146. Мотивация личности (Феноменология, закономерности и механизмы формирования) / Под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1982-
  147. A.M. Ребенок под опекой. М., 1992.
  148. ОкуневН.Л. Особый суд по делам малолетних. СПб., 1911.
  149. Организация работы горрайоргана внутренних дел по предупреждению преступлений / Под ред. Э. И. Петрова. М., 1994.
  150. Организованная преступность / Под ред. А. И. Долговой, С. В. Дьякова. М., 1989.
  151. С.С. Некоторые вопросы изучения правонарушений среди несовершеннолетних. М. 2003.
  152. Н.И., Тарло Е. Г., Ермаков В. Д. Дети, лишенные свободы. М.: Юрлитинформ, 2003.
  153. А.А. Курс советского уголовного права. Т. 2. — М.: Наука, 1970.
  154. В.Ф. Психологические основы перевоспитания учащихся специальных профессионально-технических училищ. — М., 1987.
  155. В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2001.
  156. В.А. Взаимовлияние организованной преступности и преступности несовершеннолетних как объект криминологического исследования: Учеб. пособие. М., 1998.
  157. Проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение. — М., 1981.
  158. Проблемы повышения эффективности борьбы с преступностью. -Томск, 1981.
  159. Лунина-Грибоедова Е. П. Десять лет ' дефектологической игпедагогической работы. JL, 1928.
  160. Рекомендации для врача-нарколога. СПб., 2005. № 3.
  161. РивманД.В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер, 2002.
  162. Д.В., Устинов B.C. Виктомология. Н. Новгород, 1998.
  163. В.Я. Виктимология и преступность несовершеннолетних. — Иркутск. 1980.
  164. Российская педагогическая энциклопедия. — М. 1993.
  165. В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
  166. Г. С. Индивидуальная профилактика преступлений. -Ереван: Айастан, 1986.
  167. Г. С. Объект индивидуального профилактического воздействия в теории предупреждения преступности. Ереван: Изд-во АН Арм., 1999.
  168. Н.Х., Данилевская М. В., Куликов Н. И. Особенности преступного поведения несовершеннолетних. Казань. 1995. ССР, 1985.
  169. А.В. О личности преступника и причинах преступности в СССР.-М., 1961.
  170. Г. М. Война и правовая охрана детей в СССР. Ташкент, 1943.
  171. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: Сб. науч. тр. М., 1988.
  172. Советская милиция. История и современность / Под ред. А. П. Костицына. М.: Юрид. лит., 1987.
  173. Современная система субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних. — М., 1996.
  174. Социальное познание и управление. М.: Мысль, 1983.
  175. Социальные и правовые вопросы предупреждениягправонарушений несовершеннолетних. Сборник научных трудов. М., НИИ МВД России, 2003.
  176. О.В. Введение в криминопенологию: Моногр. — Уфа: УЮИМВДРФ, 1997.
  177. О.В., Милюков С. Ф. Наказание: уголовно-правовой и кримино-пенологический анализ. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.
  178. Н.А. Проблема личности преступника. Лекции по криминологии.-Л., 1983.
  179. Ф.П. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение. Казань, 1983.
  180. Сыч К. А. Уголовное наказание и его классификация: опыт теоретического моделирования: Моногр. СПб.: С.Петерб. ун-т МВД России, 2002.
  181. С. А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. М.: Юрид. лит., 1974.
  182. Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977.
  183. Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. Международный научно-исследовательский проект. М.: БЕК, 1994.
  184. Уголовное право. Общая часть / Под ред. В. Н. Петрашова. М., 1999.
  185. Уголовное право. Общая часть / Под ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамовой. М, 1998.
  186. А.И. Системный подход и общая теория систем. — М.: Мысль, 1978.
  187. КВ., Грошев А. В., Невский С. А. Уголовное право России. Общая часть. Краснодар, 2002.
  188. B.C. Методы предупредительного воздействия на преступность. М., -1989.
  189. В.В., Жукова Р. И., Юдин JI.B. Прокурорский надзор заtисполнением законов в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. — М., 1986.
  190. К. Преступность и криминология в современной Японии? Пер. с яп. Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. Н. Еремина. М.: Прогресс, 1989.
  191. КГ., Ярмыш А. Н. История полиции дореволюционной России. Ростов н/Д., 1976.
  192. В.Д. Общественная опасность личности отдельных категорий преступников и ее уголовно-правовое значение. — Томск, 1973.
  193. О.В. Индивидуальная профилактика преступлений. — Томск, 1985.
  194. Г. И. Обеспечение контроля за осужденными несовершеннолетними. М.: ВНИИ МВД России, 1995.
  195. П. Молодежь, испытывающая трудности. — М., 1999.
  196. . Криминология: Основные проблемы. — М., 1980.
  197. . Некоторые вопросы преступности несовершеннолетних. — М., 1997.
  198. Д.А. Семейная криминология: Криминофамилистика. 2-е изд. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.
  199. Г. И. Криминология. М., 1994.
  200. A.M. Индивидуальная профилактика преступного поведения. Горький, 1977.
  201. I. Статьи, периодические издания
  202. Г. А. Профилактика: термины и понятия // Профилактика правонарушений. 1978. — № 7.
  203. JI.C. О насилии над детьми в семье // Социс. № 4. —2003.
  204. Ю.М. О понятии профилактики преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 26. — М., 1977. С. 25−34.
  205. Ю.М. Системный подход к изучению личностигпреступника // Сов. гос-во и право. — 1974. № 4.
  206. А.П. Беспризорные дети России: социологический аспект // Социс. 2003. — № 9.
  207. В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. — № 6. — С. 97−100.
  208. С. Религия и профилактика правонарушений// Законность. — 2000. -№ 12.
  209. О. А. Ответственность несовершеннолетних по японскому законодательству и практика его применения // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности, М., 1992.-С. 120−128.
  210. Борьба с насильственными преступлениями в США // Борьба с преступностью за рубежом. 1995. — № 5. — С. 3−7.
  211. Борьба с насильственными преступлениями в США // Борьба с преступностью за рубежом. 2003. — № 5.
  212. Ф. Социальная работа в Голландии//Бюллетень научной информации РГСИ. 1993. — № 3.
  213. Были сироты казанскими, а стали социальными/Щарламентская газ. 5февраля 2004.
  214. Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. -1998. -№ 3.
  215. В.П. О понятии предупреждения преступлений // Тр. Том. ун-та. Т. 228. — 1972. — С. 128.
  216. Н.В. Нарушение функций семьи как объект социологического исследования // Семья как объект философского и социологического исследования / Отв. ред. А. Г. Харчев. — Л., 1974. — С. 21−27.
  217. Е.Г. Опыт длящегося изучения личности рецидивиста и ее социальной среды // Опыт криминологического изучения личности преступника. М., 1981. — С. 33−46.
  218. JJ.M., Савельев В. И. Карательные органы Японии // Карательные органы современного империалистического государства. М., 1968.-С. 7−11.
  219. КГ. Социальная защита детей// Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1993. — Т. 3.
  220. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РИПКРО, 1997.
  221. А.И. Теоретические посылки и общая характеристика результатов длящегося криминологического изучения личности // Опыт криминологического изучения личности преступника: Сб. науч. тр. М., 1981.
  222. А.И. Преступность и общество // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. Вып. 3. — М.- 1992.
  223. А.И., Горбатовская Е. Г., Шумшшн В. А., Юцкова Е. М. Типологические особенности правонарушителей // Опыт криминологического изучения личности преступника: Сб. науч. тр. — М., 1981.-С. 120−135.
  224. Г. Н. О правовых мерах борьбы с аморальным воздействием родителей на детей // Проблемы повышения эффективности борьбы с преступностью. Томск, 1981. — С. 3−8.
  225. Дети улицы. Растущая трагедия городов. Доклад для независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 1990.
  226. В.Д. Выступление на заседании круглого стола // Криминологи о неформальных объединениях молодежи. М., 1989.
  227. В.Д. Кто должен предупреждать правонарушения несовершеннолетних, почему у нас это не получается? // Трудные судьбы подростков кто виноват? — М., 1991. — С. 303−315.
  228. В.Д. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. М., 2000. — № 10.
  229. Н.М. Организационно-правовые вопросы воспитаниягподрастающего поколения//Сов. гос-во и право. 1965. -№ 8.-С. 13−15.
  230. Д.А. Политика наказания несовершеннолетних // Преступность в России и проблемы борьбы с ней / Под ред. А. И. Долговой. — М.: Рос. криминол. ассоц., 2001. С. 181−182.
  231. Г. И. Механизм формирования антисоциальных подростковых и юношеских групп // Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М.: Юрид.лит., 1990.
  232. В. Деятельность следователя по предупреждению преступлений // Соц. законность. 1961. — № 16. — С. 25−29.
  233. Е.И., Михеева А. Р. //Внебрачное материнство в России / Социс. № 6. — 1999.
  234. В.И. Организация свободного времени — важное условие предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Проблемы советского уголовного права и криминологии. Свердловск, 1971. -Вып. 14.
  235. В.И. Роль физкультуры и спорта в предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних- Сб. материалов теор. конф. по проблемам сов. криминологии. Свердловск. — 1969.
  236. С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. — 1998. — № 6.
  237. В. Общие вопросы профилактики преступлений // Тр. ВНИИ МВД СССР. М., 1973: — № 24. — С. 38−39.
  238. Г. А. О системе психологического воздействия // Сб. науч. тр. АПН СССР.-М., 1989.
  239. П.Е. О пределах уголовно-правового регулирования общественных отношений // Проблемы уголовной политики: советский и зарубежный опыт. —Красноярск, 1989. С. 54—62.
  240. Ю.А. Эффективность брачно-семейного законодательства // Соц. исслед1981. № 1. — С. 72−81.
  241. В.Н. Категория причинности в советской криминологии // Сов. гос-во и право. 1965. — № 11. — С.81−83.
  242. В.Н. Проблема причинности в криминологии // Вопросы философии. 1971. -№ 10. — С. 76−87.
  243. В.Н., Лунев В. В. О криминологической классификации преступлений. Гос-во и право. — № 6. 2005.
  244. Н.Ф. Классификация причин преступности в криминологии // Вопросы изучения преступности и борьбы с нею. М., 1975. — С. 58−64.
  245. А.Г. Некоторые вопросы деятельности органов МООП по предупреждению преступлений // Вопросы предупреждения преступности. Вып. 1.-М., 1965.
  246. В. Безнадзорность и беспризорность вместе взятые // Человек изакон. 2003. — № 3.
  247. Э.Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков // Правозащитник. — 1999. № 2.
  248. Г. М. Причины преступности несовершеннолетних и меры ее предупреждения.//Гос-во и право. 1996. — № 5.
  249. С., Руденко В. Дети и свобода: ориентиры нового поколения // Семья и школа. 1994. № 9.
  250. A.M. Детская беспризорность опасное социальное явление / Гос-во и право. — 2001. — № 6.
  251. Отчет МВД перед гражданами РФ // Милиция. М., 2000. № 4.1. С. 6.
  252. B.C. «Гастрольные поездки «антиобщественных группировок подростков и молодежи новый феномен // Криминологии о неформальных молодежных объединениях. — М.: Юрид.лит., 1990.
  253. Т.П. Внимание-подросток! // Вестник МВД РФ. № 4. — 1998.-С. 80−84.
  254. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка 1993 1997 гг. Проект//Семья в России. — 1997. -№ 4.
  255. Пермский областной еженедельник «Досье 02» от 18.01.2004.
  256. .Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Соц.исследования. 1990. — № 9.
  257. Положение детей в Российской Федерации. Итоги социальной политики 1990-х годов и перспективы / Пер. с англ. М.: «Весь мир». 2003.
  258. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. // Социс. № 6. — 1999.
  259. Правонарушения и преступность в молодежной среде. М., 2004.
  260. Преступность и правонарушения в России (1997—2001). — М., 2002.
  261. Преступность и правонарушения: (1991, 2003) Стат. сб.
  262. Л.М., Шеслер А. В. Выступление на заседании круглого стола // Криминологи о неформальных объединениях молодежи. -М., 1989.
  263. Психология и педагогика детства. Тезисы докладов в сообщений Ш международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1996.
  264. Р. Исследования новых видов наказаний в исправительной системе США // Криминологические исследования в мире. — М., 1995.-С. 141−146.
  265. М.Р. О предотвращении жестокого и безответственного отношения к детям//Права ребенка. — 2001. № 1.
  266. Российская газета. № 271 от 07.12.2004.
  267. Российская газета. № 86, от 26.04.2005.
  268. Е.Н. Система обращения с' несовершеннолетнимиеправонарушителями во Франции // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы ответственности. М, 1992.-С. 129−131.
  269. ЛД. О терминах и самом понятии «профилактика правонарушений» //Профилактика правонарушений. Вып. 7. М., 1978. — С. 78.
  270. А.Б. Социальная система предупреждения преступлений // Сов. гос-во и право. 1972. — № 11. — С. 72−83.
  271. Г. Г. Закон в тупике (Семья должна быть защищена от насилия) // Обозреватель. 1998. — № 2.
  272. С. Л. Место и роль СМИ в системе предупреждения девиантного поведения молодежи // Средства массовой информации и правовая культура населения. Волгоград, 1999.
  273. Е. Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности // Семья и формирование личности. М.: МГУ. 1981.
  274. Д. Информационное и правовое воздействие на правосознание молодежи / Рос. юстиция. № 5. — 2003.
  275. . сб. Преступность несовершеннолетних 2002−2004 гг. (материалы коллегии МВД России). М., 2005.
  276. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2004 г. М., 2005.
  277. В.К. К теоретическим основам разработки мер предупреждения преступлений // Сов. гос-во и право. — 1976. — № 3. С. 12—17.
  278. В. Убил двухлетнюю дочь и лег спать//Парламентская газета. 16 янв.2004.
  279. В.В. Теоретические проблемы ранней профилактики преступлений несовершеннолетних // Актуальные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. М., 1985. — С. 4—10.
  280. В.В. Ранняя профилактика преступлений несовершеннолетних // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1978. — С. 7−8.
  281. В.В., Мидлер П. Л., Стечкина И. Л. Некоторые вопросы повышения эффективности деятельности специальных воспитательных учреждений для несовершеннолетних // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1978. — С. 3−15.
  282. В.В., Яковлева Н. Г., Яковлев Е. Т. Некоторые результаты эффективности применяемых принудительных мер воспитательного характера // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 9. М., 1969.
  283. В. Безнадзорный — значит жертва // Милиция. — 2000. № 4.
  284. Д.А. Ювенальное право (Курс лекций) // Основы государства и права. № 2. — 2005.
  285. Д.А. Семейная психотерапия и предупреждение преступлений (к вопросу о групповом уровне профилактики преступлений) // Вестник ЛГУ. 1989. — № 6. — С. 56−61.
  286. А. С. К вопросу о классификации мер предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью. — 1972. -№ 17.-С. 10.1. Диссертации и авторефераты диссертации
  287. P.M. Типологические проблемы личностных деформаций несовершеннолетних преступников и их предупреждение: Дис.. д-ра юрид. наук. М., 1998.
  288. С.Г. Криминологическое исследование виктимности лиц с деви-нтным поведением: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — М.: Академия управления МВД РФ. М., 1997.
  289. С.И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности: Дис. д-ра юрид. наук. -М., 2001.
  290. Л.И. Воспитательно-профилактические и правовыегмеры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, находящихся в неблагополучной семейно-бытовой сфере: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1982.
  291. Ф.С. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М, 1996.
  292. Д.Е. Добровольный отказ от совершения преступления по советскому уголовному праву: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Харьков, 1974.
  293. Е.С. Криминологические проблемы административно-деликтного поведения несовершеннолетних: теория и практика. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1993.
  294. П.В. Принудительные меры воспитательного воздействия в уголовном праве. Дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2003.
  295. В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних: Дис.. д-ра юрид. наук. Рязань, 1993.
  296. Н.И. Преступность несовершеннолетних в России, ее причины и пути преодоления. Дис. .д-ра юрид. наук. М., 1997.
  297. Н.Н. Предупреждение преступлений на различных стадиях их совершения. Дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2001.
  298. Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Л., 1969.
  299. Н.П. Предпреступное поведение несовершеннолетних как криминологическая проблема: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 1998.
  300. А.И. Криминологическое обеспечение профилактики преступности несовершеннолетних: Дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2000.
  301. В.И. Правовое и организационное обеспечениеtдеятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних: Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
  302. А.В. Устойчивые преступные группы несовершеннолетних (уголовно-правовые и криминологические вопросы): Автореф. дис.канд. юр. наук. Томск, 1991.
  303. Herz G. Mediation entre auteur et viclime: le modele «die Waage» a Cologne // Nouvelles tendances dans le droit penal des rnineurs. Max Planck-lnstitut. Freiburg, 1990.
  304. O’Leary V., Clear T.R. Controlling the Offender in the Community. Lexington, M.A.: Lexington Books, 1982.
  305. Pearce. S., Olderman J, Community Corrections in the United States: A Summary Research Findings. Raleigh: North Carolina Sentencing and Policy Commission, 1995.
  306. PradeJ. Op. cit. P. 153−154- Traite de criminologie empirique / sous la dir. de D. Szabo, M. Leblanc. Montreal, 1994.
  307. Winter R. Le projet de la regulation des conflits en Autriche // Nouvelles tendances dans le droit penal des mineurs. Max PlancK-Institut. Freiburg, 1990.
Заполнить форму текущей работой