Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политико-правовое регулирование региональных этнополитических процессов: На примере Карачаево-Черкесской республики и Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В новейшей истории России процессы этнополитической институ-ционализации имеют различную направленность: как стабилизирующую, так и дестабилизирующую по отношению к государству и обществу. В зависимости от направленности институционализации этнополитических процессов в постсоветской России выделены три ее этапов. На первом этапе (1991;1993 гг.) формируются этнополитические институты (в частности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Политико-правовое регулирование этнополитических процессов в современном обществе: теоретико-методологический анализ
    • 1. Этнополитические процессы как объект политической науки
    • 2. Институционализация этнополитических процессов в современной
  • России в контексте их политико-правового регулирования
    • 3. Государственное регулирование этнополитических процессов и его политико-правовое обеспечение
  • Глава 2. Политико-правовое регулирование этнополитических процессов в регионах России
    • 1. Этнополитические процессы в Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае (сравнительный анализ)
    • 2. Региональные этнополитические процессы как объект политико-правового регулирования (на примере Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольском крае)

Политико-правовое регулирование региональных этнополитических процессов: На примере Карачаево-Черкесской республики и Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества требует решения задач по регулированию межнациональных отношений. Практика последних лет наглядно показала, что в многонациональном обществе при решении вопросов социально-политического устройства неизбежно выявляется этнический аспект. Проблемы политической трансформации, развития федерализма, социально-политической стабилизации оказались неразрывно связанными с решением комплекса задач по оптимизации сложного комплекса межнациональных отношений в стране, по урегулированию этнополитических конфликтов.

Произошедшие в стране изменения привели к значительным переменам в отношениях между народами и этническими группами России. В этих условиях возникает потребность в исследовании характера межнационального и межэтнического взаимодействия и его роль в этнополитических процессах в различных регионах страны. В полиэтническом обществе этнополитические процессы пронизывают все сферы общественных отношений, что делает необходимым всестороннее изучение этнического фактора в политических процессах в современной России.

В процессе трансформации российского общества возрастает потребность в регулировании этнополитических процессов, в разработке новой национальной политики. Центр тяжести разработки и осуществления такой политики смещается в регионы. Этим обусловлена необходимость изучения регулирования региональными этнополитическими процессами.

В субъектах Российской Федерации накоплен определенный опыт как регулирования этнополитических конфликтов, так и управления сферой межэтнических отношений в современных условиях. Наиболее явно влияние этнополитических процессов проявляется на Северном Кавказе, где указанные процессы приобрели форму наиболее острых конфликтов. В этом плане Юг России представляется своеобразным полигоном для отработки современных способов регулирования этнополитическими процессами и совершенствования законодательства. Опыт политико-правового регулирования этнополитических процессов в регионах Юга России нуждается в осмыслении и дальнейшем развитии. В этой связи сравнительный анализ опыта регулирования этнополитических процессов в отдельных республиках и краях Северного Кавказа является актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Этнополитические процессы в современной России привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей. Различным аспектам этнополитических проблем уделяют внимание К. Оффе1, К. Цюрхер, М. Эсман, Д. Хоровиц, Дж. Янгер и другие. Среди отечественных социологов и политологов следует указать на Р. Абдулатипова2, Г. Бордюгова, К. Боришполец3, А. Здравомыслова4, Г. Денисову, В. Иванова5, М. Лебедеву6, Л. Хоперскую7 и других. При этом исследователи отмечают проблематичность определения понятия «этнополитического процесса», сложность взаимодействия этничности и политики (С.Воробьев, А. Кабаченко8, Г. Марченко, В. Чагилов).

Особое внимание исследователей привлекают этнополитические процессы, затрагивающие государственное устройство Российской Федерации: этнические аспекты федерализма, проблемы государственно-правового статуса республик в РФ и проблемы конституционализма, асимметричность федерации, неравенство и неравноправие регионов, и устранение указанных диспропорций (Р.Абдулатипов, Л. Болтенкова9, В. Иванов, С. Передерий, О. Яровой10 и другие).

Оффе К. Этнополитика в восточноевропейском переходном процессе // Политические исследования. — 1996. -№ 2.-46 с.

2 Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. — М.: Славянский диалог, 2000.-656 с.

3 Боришполец К. П. Этничность и политика //Вестник Моск. ун-та. — Сер. 18. Социология и политология. — 1999. — № 4, — 17 с.

4 Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса:. — М.: 1995.-317 с.

5 Иванов В. Н. Межнациональные конфликты и механизмы их преодоления // Проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции. -Ставрополь: 1994.-43 с.

6 Лебедева М. Межэтнические конфликты на рубеже веков //Мировая экономика и международные отношения. -2000, — № 5.-39 с.

7 Хоперская Д., Денисова Г. Современная национальная политика на Северном Кавказе //Этнополитический вестник. — 1996. — № 1 (13). — 92 с.

8 А.Кабаченко. Политический процесс и политическая система: источники саморазвития // Вестник Моск. ун-та. — Серия 12. Политические науки. — 2002. — № 4. — 119 с.

9 Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. — М.: 1994. — 318 с.

10 Иванов B.H., Яровой O.A. Российский федерализм: становление и развитие. — М.: 2001.-248 с.

Среди этнополитических процессов особое внимание исследователей в последние годы привлекают этнополитические конфликты, их влияние на государственно-политическое устройство России, на положение народов и этнических групп, на миграционные процессы, на состояние прав граждан и их массовое сознание. Исследованиями этнополитических конфликтов занимались В. Авксентьев1, А. Картунов, О. Маруховская, Е. Савва, Е. Степанов, В. Тишков2, Г. Форбс, Д. Хоровиц и другие. В настоящее время этнические конфликты являются одними из наиболее изученных этнополитических процессов.

Особенности отечественной этнополитики последних лет обусловили преимущественный интерес к конфликту как форме этнополитического процесса. Вместе с тем возрастает интерес к другим этнополитическим процессам, таким как стабилизация и институционализация этнополитических процессов. К рассмотрению процессов политической стабилизации обращались Ю. Левада, А. Макарычев, Н. Распопов3, Э. Паин и др. Проблемы политической институцио-нализации в современной России менее исследованы (В.Гельман4, И. Игошин, Л. Бляхер5 и др.), этнополитической институционализации (М.Аствацатурова, А. Лагутин)6.

Важное место в исследованиях этнополитических процессов занимает региональный аспект. Политические процессы в регионах становились предметом изучения С. Базилова, Е. Белокуровой, С. Бирюкова, В. Гельмана, Г. Голосова, А. Дахина, Н. Распопова, Е. Реутова, В. Титаренко, А. Чернышова7. Региональные.

1 Авксентьев В. А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. — Ставрополь, 2001. -268 с.

2 Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. — Изд. 2. — 1997. — 528с.

3 Распопов Н. П. Социально-политическая стабильность региона — субъекта РФ //Политические исследования. -1999.-№ 3.-99 с.

4 Гельман В. Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики. // Политические исследования, — 1998. -№ 1, — 105 с.

5 Бляхер Л. Е. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской институциональной структуры //Политические исследования — 2003. — № 1. — 73 с.

6 Аствацатурова М. А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион). — Ростов-на-Дону — Пятигорск: 2002. — 628с.

Чернышев А. Г. Центр — провинция в региональном самосознании // Политические исследования. — 1999. — № 3.-104 с. этнополитические процессы изучаются Г. Денисовой, А. Ерижевой,.

B.Качкиным, Т. Поляковой1 и другими.

Среди этнополитических исследований особо следует отметить изучение управления этнополитическими процессами. Проблемы управления изучали щ А. Файоль, Г. Эмерсон, В. Афанасьев, М. Марков, Л. Суворов, А. Аверин,.

C.Фролов и др. Среди отечественных исследователей проблем социального управления, в том числе и в региональном аспекте следует назвать Е. Бабосова,.

B.Иванова, Г. Осипенко, Е. Шилкину, М. Удальцову и других. Важным направлением изучения социального управления является исследование государственного управления (В.Граждан, В. Чирков, Ф. Шамхалов2 и др.). Проблемы этно-политического управления, и национальной политики исследовали Р. Абдулатипов, В. Зорин3, В. Михайлов, В.Тишков. Вместе с тем региональные аспекты этнополитического управления представляются изученными недоста точно.

Особое внимание ученых привлекали этнополитические процессы на Северном Кавказе, где влияние их на систему социально-политических отношений проявилось наиболее полно. Этнополитические процессы на Северном Кавказе, как едином регионе изучались С. Воробьевым, Г. Денисовой4, А. Коркмазовым, Л. Хоперской и другими. Различным аспектам этнополитических процессов в Карачаево-Черкессии посвящены работы К. Гожева, А. Гудимова, Г. Денисовой, А. Ерижевой, С. Кузиной, А. Санглибаева,.

C.Темирова, Е.Щербины.

Вместе с тем проблемы регулирования этнополитических процессов в северо-кавказском регионе исследованы недостаточно, в частности отсутствует сравнительный анализ этнополитического регулирования в этом регионе, что и определило объект, предмет и цель исследования.

1 Поляков Л. В. Методология исследования российской модернизации // Политические исследования. — 1999. -№ 3.-15 с.

2 Шамхалов Ф. Теория государственного управления. — М.: 2002. — 638 с.

3 Зорин В. Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспектива. — М.: 2002.-287 с.

4 Денисова Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. — Ростов н/Д: 1996.-224 с.

Объектом исследования являются этнополитические процессы в современном российском обществе.

Предметом исследования являются система политико-правового регулирования этнополитических процессов в регионах Северного Кавказа. 0 Целью исследования является определение особенностей практик политико-правового о регулирования этнополитических процессов в ряде южно-российских регионах.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— проанализировать этнополитические процессы как составную часть политических процессов современного общества;

— рассмотреть институционализацию этнополитических процессов в контексте политико-правового регулирования;

— раскрыть роль политико-правового обеспечения урегулирования этни-) ческих процессов в современном российском обществе;

— дать сравнительный анализ этнополитических процессов в Карачаево-Черкессии и Ставропольском крае;

— изучить практику политико-правового регулирования этнополитических процессов в Карачаево-Черкессии и Ставропольском крае. Теоретико-методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных исследователей этнополитических процессов и управления ими. В качестве адекватной методологии исследования признается традиционный для отечественного обществоведения системный подход, в соответствии с которым исследуемый объект рассматривается как целостное образование в современном политическом процессе.

В качестве важной методологической основы представленного исследования использовался субъектно-деятельностный подход. Анализ этнополитических процессов был основан на применении институционального подхода. При изучении региональных этнополитических процессов использовались принци-) пы всесторонности и конкретности, а также применялся историко-логический метод. Привлечение компаративного подхода дало возможность выявить особенности этнополитических процессов. Рассмотрение проблем политико-правового регулирования проводилось на основе нормативного подхода. Законодательная база управления этнополитическими процессами исследовалась при помощи герменевтического подхода.

Теоретическое исследование было дополнено эмпирическим, в процессе которого использовались методы анализа официальных документов, контент-анализа и анкетирования.

Эмпирическая база диссертации основывается на обширной эмпирической базе, включающей результаты социологических опросов, проводимых как другими исследователями, так и автором. В работе были использованы также материалы СМИ, статистические данные и документы администрации Ставропольского края и Карачаево-Черкесской Республики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— на основе политологического анализа уточнено понятие «этнополитический процесс» как особой разновидности политического процесса и обосновано, что классификация политических процессов может применяться для классификации этнополитических процессов;

— определена эвристическая значимость конструктивистского подхода, раскрывающего влияние регулятивного фактора на динамику этнополитических процессов и доказано, что политико-правовое регулирование этнополитических процессов в современных конфликтогенных условиях связано с процессами эт-нополитической стабилизации и институционализации;

— сделан вывод о том, что в новейшей истории России процессы этнополитиче-ской институционализации имеют различную направленность, и показано, что процессы этнополитической институционализации характеризуются как стабилизирующий, так и дестабилизирующий направленностью по отношению к государству и обществу;

— обосновано, что противоречивый характер этнополитических процессов нашел отражение в этнополитическом управлении, и показано, что «этнодемократическая» тенденции нашла отражение в политике уступок центра элитам национальных регионов, а «державно-демократическая» тенденция — в государственных программах в области национальных отношений;

— обосновано, что в динамике этнополитических процессов на Северном Кавказе наметилась относительная стабилизация, и доказана необходимость активизации институционализации региональных и межрегиональных этнополитических процессов;

— введено понятия «базового регионального этнополитического процесса», под которым понимается процесс взаимодействия этнополитических групп и власти в регионе;

— выявлены отличия базового регионального этнополитического процесса в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской Республике, и показано, что базовый региональный этнополитический процесс в Карачаево-Черкесской Республике обусловил достаточно высокий уровень политической нестабильности в республике;

— раскрыта обусловленность политико-правового регулирования этнополитических процессов базовым региональным этнополитическим процессом и показано, что противоречивость базового регионального этнополитического процесса снижает эффективность национальной политики.

На защиту выносятся следующие тезисы: 1. Этнополитические процессы являются особым видом политических процессов, в которых формируется феномен политизированной этничности и отражаются этнополитческие интересы и ценности. В современном обществе этнополитические процессы характеризуются многообразием: они могут быть демократическими и недемократическими, стабильными и нестабильными и т. д. Однако в конфликтогенных и нестабильных обществах особое значение приобретают этнополитические процессы стабилизации и институционализации как важнейшей предпосылки политико-правового регулирования этнополитических процессов. Определение характера влияние регулятивного фактора на динамику этнополитических процессов возможно лишь в рамках конструктивистского подхода.

2. В новейшей истории России процессы этнополитической институ-ционализации имеют различную направленность: как стабилизирующую, так и дестабилизирующую по отношению к государству и обществу. В зависимости от направленности институционализации этнополитических процессов в постсоветской России выделены три ее этапов. На первом этапе (1991;1993 гг.) формируются этнополитические институты (в частности, многообразные формы традиционного самоуправления), которые выполняли в основном деструктивную функцию в системе межэтнических отношений. Со второй половины 90-х годов XX в. начался второй, переходный, этап, в рамках которого возрастает роль институтов государственного регулирования этнополитическими процессами на федеральном уровне, направленного на снижение конфликто-генности этнополитической ситуации. После 1999 года начинается третий этап, который может быть охарактеризован как этап государственной институционализации этнополитических процессов и основной чертой которого становится конструктивная национальная политика.

3. Неустойчивость этнополитических процессов в стране обусловлена двумя наиболее значимыми тенденциями: «этнодемократической» и «державно-демократической», которые, с одной стороны, вступают в противоречие, с другой — дополняют друг друга. Однако в последнее время в динамике этнополитических процессов на Северном Кавказе наблюдается переход от периода преобладающей и все возрастающей нестабильности к периоду относительной стабилизации, когда центральная государственная власть стала активно стремиться сделать этнополитические процессы на Юге России управляемыми и конструктивными. Важнейшим политико-правовым документом является Концепция национальной политики Российской Федерации как стратегическая программа деятельности государства в сфере национальных отношений.

4. Для сравнения региональных этнополитических процессов ключевую роль играет выделение базового регионального этнополитического процесса. В.

Карачаево-Черкесской Республике базовый региональный этнополитический процесс определяется взаимодействием пяти «титульных» этносов республики по поводу власти и является базовым региональным политическим процессом. Его содержание определяется процессом обновления политической элиты и ук-ф репления власти карачаевской национальной элиты в республике, что предопределило достаточно высокий уровень политической нестабильности в. Карачаево-Черкесской Республике. В Ставропольском крае базовый региональный этнополитический процесс характеризуется взаимодействием русского большинства края (и его элитой) и этнических меньшинств, мигрантов, диаспор, стремящихся укрепить свои позиции в крае. По отношению к базовому регио-г нальному политическому процессу, особенностью которого является процесс укрепления власти прежней элиты и подчинения ей иных общественно-политических сил, базовый региональный этнополитический процесс, хотя и ф играет важную роль в политической жизни края, второстепенен, что и обусловило большую стабильность социально-политических процессов на Ставрополье, чем в Карачаево-Черкесской Республике .

5. Регулирование этнополитических процессов определяются характером базового регионального этнополитического процесса. В Ставропольском крае накоплен значительный позитивный опыт государственного этнополитического регулирования, существует достаточно разработанное его политико-правовое и организационное обеспечение. Это позволило сохранить в крае второстепен-ность базового регионального этнополитического процесса по отношению к базовому региональному политическому процессу. В условиях преобладания базового регионального этнополитического процесса в социально-политической жизни Карачаево-Черкесской Республике этнополитическое регулирование не ^ обладает достаточной эффективностью. Политико-правовое и организационное обеспечение государственного регулирования этнополитических процессов в Карачаево-Черкесской Республике нуждается в дальнейшем развитии.

Теоретическая значимость диссертационного исследования проявляет-В ся в том, что изложенные положения могут внести определенный вклад в теорию региональных исследований проблем регулирования этнополитических процессов, использоваться для разработки концептуальных основ национальной политики современной России. Сделанные на основе политологического анализа выводы о состоянии и перспективах этнополитических процессов мо) гут стать теоретической базой для дальнейшего исследования научно-значимых проблем этнополитических отношений. Результаты диссертационного исследования можно использовать для формирования целостного представления о природе, признаках, механизмах и целях политико-правового регулирования этническими и политическими процессами на региональном уровне.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут использоваться в качестве теоретической основы при разработке стратегии национальной политики в регионах современной России. Материалы исследования можно применять для совершенствования политических) технологий управления этнополитическими процессами, в практической работе по регулированию межэтнических отношений, при разработке нормативно-правовой базы этнополитического управления в регионах. Теоретические выводы работы могут быть использованы в преподавании курсов, этноконфликто-логии, регионоведения, политологии и этносоциологии при разработке специальных курсов по этнополитическим проблемам.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование обсуждено на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендовано к защите по специальности 23.00.02 — Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Основные результаты исследования обсуждались на Международной научно-практической конференции «Социально-политические исследования на Ставрополье» (г. Ставрополь, 2004 г.) и краевой научно-практической конференции «Социально-политические исследования на Ставрополье» (г.Ставрополь, 2005 г.).0сновные положения диссертационной работы изложены в пяти публикациях общим ^ объемом 2,2 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 244 наименования. Общий объем работы 186 машинописных страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование управления этнополитическими процессами показало специфичность этого вида политической деятельности. Этнополитические процессы являются особой разновидностью политических процессов, в которых важнейшую роль играют этнические (этнополитические) субъекты и регулируются отношения между этими субъектами. Среди этнополитических процессов, заметно влияющих на политическую систему современной России наряду с этнополитическими конфликтами выделяются процессы этнополитической стабилизации и институционализации как на общегосударственном, так и на региональном, межрегиональном и локальном уровнях.

В политической жизни последних лет тенденции политической стабилизации получили некоторое преобладание над тенденциями нестабильности. Важным аспектом политической стабилизации является институционализация этнополитических процессов, представляющая собой закрепление в виде учреждений, организаций, норм сложившуюся систему межэтнических отношений и этнополитических практик. Развитие этнополитической институционализации в России в последние годы проходит несколько этапов, прослеживается переход от преимущественно негосударственных и региональных форм институционализации к преимущественно общегосударственной институционализации на основе разработанной программы национальной политики. При этом институционализация этнополитических процессов в регионах, особенно на Северном Кавказе, остается в целом незавершенной.

При исследовании этнополитических процессов в России необходимо исходить не только из конфликтологической парадигмы, но и основываться на концептах стабилизации и институционализации, разрабатывать многомерное изучение этнополитических процессов. Важным направлением изучения этнополитических процессов в регионах России являются компаративные исследования.

Применение компаративного подхода к рассмотрению этнополитических процессов в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской республике предполагает определение основных параметров сравнения и, прежде всего, определения наряду с базовым региональным политическим процессом также базового этнополитического регионального процесса.

Базовый этнополитический процесс в КЧР определяется совокупностью взаимодействий между «титульными» этносами республики. В этой связи он существенным образом влияет на характер политических процессов в республике в целом. В Ставропольском крае базовый этнополитический процесс определяется взаимоотношением между русским большинством края и этническими меньшинствами, мигрантами, диаспорами. Его влияние на политические процессы в крае меньше, чем в соседней республике.

Важнейшим отличием политического процесса в КЧР от политического процесса в Ставропольском крае является то, что в республике произошло обновление властвующей элиты на этнической основе, тогда как Ставрополье избежало подобного развития событий. Это определило большую стабильность политических (этнополитических) процессов в крае по сравнению с республикой. При этом в динамике этнополитических процессов этих регионов прослеживаются общие черты, наряду с конфликтами заметна тенденция институцио-нализации этнополитических процессов. Сравнительное исследование этнополитических процессов является основой для сравнительного изучения этнополитического управления в регионах.

Управление этнополитическими процессами в современной России играет ключевую роль в управлении страной. При этом важнейшими проблемами государственного управления в условиях демократизации России являются проблемы государственного устройства страны и отношения государственного управления с самоуправлением. Этнополитическое управление, или национальная политика определяется как специфический вид политического управления, в котором активно участвуют этнические (этнополитические) группы, происходит конструирование и трансформация политизированной этничности. Противоречивость этнополитических процессов в постсоветской России определила противоречивость ее национальной политики.

Эффективное этнополитическое управление предполагает соответствующее государственно-правовое обеспечение национальной политики России, которое формировалось на протяжении последних десятилетий и отразило противоречия национальной политики этих лет. Хотя основы государственно-правового управления в основном сформированы, процесс становления законодательной базы национальной политики в России не завершен. Необходима разработка, как федерального законодательства, так и правовой базы этнополи-тического управления на региональном и местном уровнях.

Управление этнополитическими процессами в регионах России специфично, его цели и задачи определяются базовым региональным этнополитиче-ским процессом. В этнополитическом управлении в регионах особую роль играет самоуправление, неформальные практики управления, взаимодействующие с государственным управлением. Этнополитическое управление в Ставропольском крае имеет достаточное организационное и правовое обеспечение, здесь накоплен большой положительный опыт такого управления, хотя осуществление национальной политики и ее правовое обеспечение не лишены противоречий. Этнополитическое управление в КЧР в большей степени отражает противоречивый характер этнополитических процессов в республике. Можно отметить повышенную роль партий и общественных организаций в управлении этнополитическими процессами. Организационное и правовое обеспечение государственного управления этнополитическими процессами в КЧР нуждается в дальнейшем развитии. При этом опросы общественного мнения в КЧР и Ставропольском крае указывают на заметную неудовлетворенность национальной политикой, осуществляемой на различных уровнях власти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. — М.: Изд-во «Славянский диалог», 2001. — 479 с.
  2. Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Изд-во «Славянский диалог», 2000. — 656 с.
  3. Р.Г. Авторитет разума (О философии разумной практики). -М.: Изд-во «Славянский диалог», 1999. 319 с.
  4. Р.Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М.: Изд-во «Республика», 1994. — 318 с.
  5. A.B., Авксентьев В. А. Северный Кавказ в этнической картине мира /Под ред.В. А. Шаповалова. Ставрополь: Изд-во «СГУ», 1998, — 135 с
  6. В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001. — Ставрополь: Изд-во «СГУ», 2001. — 35 с.
  7. В.А. Этническая конфликтология: В 2 ч. Т.1. Ставрополь: Изд-во «Ставр.ун-та», 1996. — 154 с.
  8. В.А. Этническая конфликтология: В 2 ч. Т.2. Ставрополь: Изд-во «Ставр.ун-та», 1996. — 170 с.
  9. П.Авраамова Е. М. Социальная мобильность в условиях российского кризиса //Общественные науки и современность. 1999. — № 3. — 12 с.
  10. В.Г. Сберечь непреходящие ценности федерализма //Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 1. — 52 с.
  11. ДЗ.Акинин П. В., Гаевский В. В., Рязанцев В. В. Экономика Ставропольского края /Учебное пособие. Ставрополь: «Ставропольское книжное изд-во», 2000.-392 с.
  12. М.Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М.: Изд-во «Российск.гос. гуманит. ун-т», 2000. — 63с.
  13. Ю.К., Кетова Н. П. Экономически активное население Южного федерального округа: основные тенденции и условия формирования // Социально-гуманитарное знание. 2002. — № 3. — 64 с.
  14. . Воображаемое сообщество: размышления об истоках и распространении национализма. М.: Изд-во «Канон-Пресс-Ц., Кучково поле», 2001.-288 с.
  15. A.JI. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства //Общественные науки и современность. 1996. — № 1.-114 с.
  16. А .Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: Изд-во «ЮНИТИ», 1999.-551 с.
  17. Ю.В. Опыт осмысления проблемы этнократии //Социологические исследования. -2004. № 3. — 146 с.
  18. Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов A.A. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М.:Аспект Пресс, 1998. — 145 с.
  19. М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион). Ростов-на-Дону — Пятигорск: Изд-во «СКАГС», 2002. — 304с.
  20. М.А. Гражданское общество и местное самоуправление: опыт концептуального анализа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Поли-тич.науки. — 2002. — № 4.- 90 с.
  21. О.М. Регион как объект управления. //Социологические исследования. 2002. — № 7. — 100 с.
  22. A.C. Структурирование электорального пространства в российских регионах: Факторный анализ парламентских выборов 1995—2003 гг. // Политические исследования. 2005. — № 2. — 40 с.
  23. С., Чернышев А. Регион как политическое пространство //Свободная мысль. 1997, — № 2. — 13 с.
  24. В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть: стратегия и тактика в период общенациональной смуты (десять лет в поисках антикризисной модели). M.: Изд-во «Б.И.», 1996. — 161 с.
  25. С.Ю. Солидарность участников неформальной экономики. На примере стратегий мигрантов и предпринимателей. //Социологические исследования. 2002. -№ 4. — 13 с.
  26. B.C. Этнодемографические проблемы на Северном Кавказе. -Ставрополь: Изд-во «Ставроп.ун-та», 2000. 156 с.
  27. C.B. Региональная политическая власть от концептов к интегра-тивной модели. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. — 2003. — № 1. — 24 с.
  28. JT.E. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской институциональной структуры //Политические исследования. -2003.-№ 1.-73 с.
  29. A.A. Мультикультурализм: Американский опыт и Россия //Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2003- 29 с.
  30. К.П. Этничность и политика //Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. — 1999. — № 4.- 17 с.
  31. JI. Методология анализа неустойчивых состояний в политико-исторических процессах // Международные процессы. — 2005. № 1. — 16 с.
  32. Бляхер J1.E. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской институциональной структуры //Политические исследования — 2003.-№ 1.-73 с.
  33. О., Паченков О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов // http://www.gorod.org.ru/biblio.shtml
  34. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Изд-во «Наука», 1983.- 58 с.
  35. П. Социология политики. М.: Изд-во «Socio-Logos», 1993.- 336 с.
  36. Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционного правового регулирования // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. — 2003. — № 6. — 29 с.
  37. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. -480 с.
  38. А.Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор // Общественные науки и современность. 2000. — № 3. — 130 с.
  39. В.К. Этнократия непредвиденный феномен посттоталитарного мира // Политические исследования. — 1993.- № 2. — 48 с.
  40. Ю.Г. Идеология региона и современная идеологическая ситуация в России. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. — 46 с.
  41. С.М., Ерохин А. М. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: источники, движущие силы, тенденции. Ставрополь: Изд-во «СГУ», 2002. — 8 с.
  42. Р.А. Роль демографического фактора в управлении социально-экономическим развитием региона // Социально-гуманитарное знание. -2002. № 2. — 77 с.
  43. Р.Р. Политические элиты российских республик: особенности трансформации в постсоветский период //Политические исследования. -1998.-№ 2.-115 с.
  44. Гаман-Голутвина О. Региональные элиты: персональный состав и тенденции эволюции // Политические исследования. 2004. — № 2. — 19 с.
  45. Гаман-Голутвина О. Региональные элиты: персональный состав и тенденции эволюции // Политические исследования. 2004. — № 3. — 32 с.
  46. Е.И. Современные социально-демографические процессы на Ставрополье. //Вопросы географии и геоэкологии: Материалы 46 научно-методической конференции «XX век век образования». /Ред.В.Белозеров. — Ставрополь: Изд-во «Ставроп. Ун-та», 2002. — 78 с.
  47. Э. Нации и национализм. -М: Изд-во «Прогресс», 1991. 35 с.
  48. В. Региональные режимы: завершение трансформации? // Свободная мысль. -1996. № 9. — 64 с.
  49. В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики. // Политические исследования. 1998. — № 1. — 105 с.
  50. В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике. //Полис. 2003.- № 4. — 25 с.
  51. Э. Социология. М.: Изд-во «Эдиториал УРСС», 1999. — 704с.
  52. М. Нам грозит экономический беспредел // Вечерний Ставрополь. 1998. — № 3. — 3 с!
  53. М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социологические исследования. 2003. — № 10. — 19 с.
  54. Г. В. Сравнительная политология. Новосибирск.: Изд-во «Новое» 1994.-245 с.
  55. Г. В. Политические партии на региональном уровне. СПБ.: Изд-во «Ферзь» 2000.- 125 с.
  56. И.Б. О возможных механизмах разрешения конфликтов // Политические исследования. 1998. — № 6. — 141 с.
  57. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России (Основные направления). //Этнополитический вестник. 1994. — № 1. — 157 с.
  58. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России (Основные направления). //Этнополитический вестник. 1995. — № 1. — 255 с.
  59. Н., Цапенко И. Россия в шкуре леопарда: социальные проблемы региональной политики,// Мировая экономика и международные отношения. 1996.-№ 22. — 25 с.
  60. В.Д. Теория управления М.: Изд-во «Гардарики», 2004. — 416 с.
  61. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Изд-во «Танаис ДИ-ДИК», 1994. -544 с.
  62. А.Б. Неформальные практики российской элиты (Апробация когнитивного подхода) //Полис. 2003.- № 4. — 38 с.
  63. A.B. Трансформации региональных элит (на примере Нижегородской области) //Политические исследования. 2003.- № 4. — 120 с.
  64. A.B., Распопов Н. П. Проблема региональной стратификации в современной России // Политические исследования. 1998. — № 4. — 137 с.
  65. Демократические переходы: варианты путей и неопределенность результатов (Круглый стол) // Политические исследования. 1999. — № 3. — 51 с.
  66. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д: Изд-во «Рост.ун-та», 1996. — 224 с.
  67. Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы //Государство и право. 2003. — № 11. — 89 с.
  68. Д.В. Навязанная этничность. // Политические исследования. 1993.-№ 5.-30 с.
  69. JI.M. Этнополитические конфликты. Причины и типология (конец 80-х-начало 90-х годов) // Россия сегодня. Трудные поиски свободы.-М., 1993.- 236 с.
  70. М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах //Социологические исследования. 1995. — № 7.- 92 с.
  71. Закон КЧР 26-ФЗ от 26.10. 2000 г. «О реабилитации Баталпашинского казачества Кубанского казачьего войска, проживающего на территории Карачаево-Черкесской республики».
  72. Закон КЧР 27-ФЗ от 26.10. 2001 г. «О гарантиях прав малочисленного народа абазин в КЧР».
  73. Закон КЧР 53-Ф3 от 28.12.2001 г. «О внесении дополнений и изменений в Закон Карачаево-Черкесской республики «О языках народов КЧР». 84.3акон КЧР 61-ФЗ от 09.12.2003 г. «О муниципальных казачьих дружинах».
  74. Закон КЧР 61-ФЗ от 09.12.2003 г. «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республики».
  75. Закон Ставропольского. края «Об уставе (Основном законе) Ставропольского края» от 12.10.94 № 6-кз, ст. 1 // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. Ставрополь. 1997. — № 11−12 (41−42). -506 с.
  76. Закон Ставропольского края «Иммиграционный кодекс Ставропольского края» от 31.12.96 № 45-кз //Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. Ставрополь. — 1997. — № 1−2 (31−32). — 392 с.
  77. В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспектива. М.: Изд-во «РИЦ ИСПИ РАН», 2002. — 287 с.
  78. В.В. К вопросу о концепции территориального образования //Государство и право. 2003. — № 11. — 52 с.
  79. В.Н. Межнациональные конфликты и механизмы их преодоления // Проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции. -Ставрополь: Изд-во «СГПИ ИСПИ-ЮР», 1994. — 43 с.
  80. В., Ладодо И., Котов А. Что думают россияне о межнациональных отношениях. //Этнополитический вестник. 1996. — № 2 (14). — 100 с.
  81. В.Н., Яровой O.A. Российский федерализм: становление и развитие. М.: Изд-во «РИЦ ИСПИ РАН», 2001. — 248 с.
  82. В.Г., Хоперская Л. Л., Понеделков Л. В., Старостин A.M., Люлька О. Ф. Технологии управления этнополитическими процессами в СевероКавказском регионе. Ростов-н/Д: Изд-во «СКАГС», 1999. — 40 с.
  83. И.Н. Институциональные системы и их искажение //Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 2003 — № 5. — 51 с.
  84. М.В. Ритмы и масштабы перемен (О понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии). // Политические исследования. -1993. -№ 2.-68 с.
  85. М.В. Основные методологические проблемы сравнительной политологии //Политические исследования. 2001. — № 6. — 175 с.
  86. В.Л. Сравнение как средство развития политической теории // Политические исследования. 2004. — № 3. — 172 с.
  87. Институциализация политическая //Политология: словарь справочник.- М.: Изд-во «Гардарики», 2000. 112 с.
  88. Институционализация //Политология. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Энциклопедия», 1993. 122 с.
  89. Институционализация //Социологический энциклопедический словарь.- М.: Издательская группа «ИНФРА М-НОРМА», 1998. 105 с.
  90. А.Кабаченко. Политический процесс и политическая система: источники саморазвития // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. — 2002. — № 4. — 119 с.
  91. A.B. Криминальная революция: вымысел или реальность? //Общественные науки и современность. 1999. — № 3. — 37 с.
  92. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: Изд-во «ИЭиОПП СО РАН», 2001.-308 с.
  93. С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социологические исследования. 2001. — № 2.- 23 с.
  94. И.М., Лапкин В. В. Русский вопрос в России // Политические исследования. 1996.- № 1. — 90 с.
  95. Е.И. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в межэтническом взаимодействии на Северном Кавказе // Социологические исследования. 2005.-№ 2. — 74 с.
  96. П.Н. Религиозный экстремизм и его особенности на территории Южного федерального округа Российской Федерации // Российский криминологический взгляд. 2005. — № 3. — 85 с.
  97. Е.А., Кутафин O.E. Конституционное право Российской Федерации. -М.: Изд-во «Юристь», 1996. 560 с.
  98. О.Н. Управляемость социальной жизни: от быта к бытию //Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 1. — 138 с.
  99. О.Н. Этничность человечества: пространства бытия и быта народов //Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 5. — 77 с.
  100. В.А. «Примордиализм» и современное национально-государственное строительство // Политические исследования. 1998. -№ 3.-106 с.
  101. В.А., Трейвиш А. И. Этнические ареалы современной России: сравнительный анализ риска национальных конфликтов // Политические исследования. 1996. — № 2. — 55 с.
  102. Конституция Российской Федерации. М., 1994.
  103. Конституция Карачаево-Черкесской Республики. Черкесск, 1996.
  104. Конструирование этничности. СПб.: Изд-во «Дмитрий Булавин», 1998. 303 с.
  105. Концепция государственной национальной политики РФ //Собрание законодательства РФ., 1996. — № 25. — 301 с.
  106. Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 года № 24.
  107. В.В. Воображение, изобретенные и сконструированные нации: метафора и проблема объяснения //Этнографическое обозрение. -1993. -№ 3.- 15 с.
  108. Л.Я., Рывкина Р. В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // Социологические исследования. 2002. — № 4.-121 с.
  109. Л.А. Основы конфликтологии /Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Светлячок», 1999. — 192 с.
  110. A.B. Местное самоуправление в России: несбывающийся проект // Политические исследования. 2004. — № 6. — 61 с.
  111. A.B. Этнические аспекты институциализации политического процесса на Украине. // Политические исследования. 2001. — № 4. — 107 с.
  112. С. Диаспора. Теоретический и прикладной аспекты //Социологические исследования. 2000. — № 7. — 98 с.
  113. Н. Трансформация российской региональной элиты: вперед в номенклатурное будущее? // Мировая экономика и международные отношения. 2005. -№ 6. — 44 с.
  114. Ю.А. Стабильность в нестабильности // Общественные науки и современность. 2003. — № 5. — 11с.
  115. М. Межэтнические конфликты на рубеже веков //Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 5. — 39 с.
  116. А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 1997. 287 с.
  117. Н.В. «Локальные политические исследования» как способ изучения муниципальной политики // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. По-литич.науки. — 2002. — № 4. — 81 с.
  118. Н.В. Дестабилизирующие факторы политического процесса и национальной безопасности: современный теоретический дискурс // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2004. — № 3. — 67 с.
  119. О.В. Региональная власть как социальный институт. М., 2002.- 125 с.
  120. Н. Власть. М.: Изд-во «Праксис», 2001. — 256 с.
  121. В.Н. Региональные конфликты в странах СНГ: опыт урегулирования //Политические исследования. 1998. — № 2. — 157 с.
  122. A.C. Стабильность и нестабильность при демократии: методологические подходы и оценки // Политические исследования. 1998.- № 1. 157 с.
  123. B.C. Проблемы изучения национализма и этничности в конструктивистской парадигме (на примере российского обществоведения последних десяти лет) //Политическая наука. 2002. — № 4. — 137 с.
  124. Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Мат.международ.науч.конференции (21−22 марта 1998 г.) /Отв. ред. В. Н. Южаков. Саратов: Изд-во «Поволж. Акад. Гос. Службы», 1998. 4.1. — 163 с.
  125. Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Мат.международ.науч.конференции (21−22 марта 1998 г.) /Отв. ред. В. Н. Южаков. Саратов: Изд-во «Поволж. Акад. Гос. Службы», 1998. 4.2. — 167 с.
  126. Межнациональные отношения в Ставрополе. М.: Изд-во «РИЦ ИС-ПИ РАН», 1995.-112 с.
  127. Миграция населения Ставропольского края в 2000 г. (Стат. Бюл.). /Ставроп.краев.Госкомстат. Ставрополь, 2002. — 68 с.
  128. E.H. Метод сравнительного анализа в исследованиях истории политической мысли: основные проблемы. //Вестник Моск. ун-та. -Сер. 12. Политич.науки. 2002. — № 5. — 19 с.
  129. Новый курс России: Предпосылки и ориентиры. Социальная и социально-политическая ситуация в России. Год 1995-й. /Под ред. Г. В. Осипова. М.: Изд-во «Academia», 1996. 330 с.
  130. A.B. Сетевые структуры общества с точки зрения биополитики // Политические исследования. 1998. — № 1. — 86 с.
  131. A.B. Региональные особенности российского политического процесса // Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ. Вып. 2. -Ставрополь: Изд-во «Ставроп. ун-та», 2005. 54 с.
  132. К. Этнополитика в восточноевропейском переходном процессе // Политические исследования. 1996. — № 2. — 46 с.
  133. К. Этнополитика в восточноевропейском переходном процессе. //Политические исследования. 1996.-№ 3. — 93 с.
  134. О. Политика и проблемы организационного дизайна в местном самоуправлении // Политические исследования. 1998. — № 1. — 67 с.
  135. Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. — № 9. — 18 с.
  136. Э. А. Этнополитический маятник: цикличность этнополитиче-ских процессов в постсоветской России // Общественные науки и современность. 2003. — № 5. — 130 с.
  137. Э. А. Этнополитический маятник: цикличность этнополитиче-ских процессов в постсоветской России // Общественные науки и современность. 2003. — № 6.-127 с.
  138. Э.А. Издержки российской модернизации: этнополитический аспект// Общественные науки и современность. 2005. — № 1. — 159 с.
  139. И.К., Шмачкова Т. В. Основы политологии (Программа курса) // Политические исследования. 1998. — № 1. — С. 158−168.
  140. А.Е. Русские на Северном Кавказе: Социокультурная роль и статусные позиции. Автореф. на соиск. уч.степ.канд.соц. наук. — Ростов-на/Дону: Изд-во «Рост.ун-та», 2001. — 26 с.
  141. JI.B. Методология исследования российской модернизации // Политические исследования. 1999. — № 3. — 15 с.
  142. A.A. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации. //Политические исследования. 1997. — № 2. -105 с.
  143. Ю.М. Блеск и нищета конструктивизма. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2003. — № 1. — 86 с.
  144. Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона: Тезисы международной научной конференции./ Отв. ред. В. А. Шаповалов. Ставрополь: Изд-во «СГУ», 1998. — 136 с.
  145. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений (предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов) /Отв.ред. С.Замогильный. Саратов: Изд-во «ПАГС», 1998. — 4 с.
  146. Проблемы этнополитических отношений на Северном Кавказе. Сборник научных статей /Под ред.М. А. Аствацатуровой. Ростов-на-Дону -Пятигорск: Изд-во «СКАГС», 2001. — 144с.
  147. Процесс политический //Политология. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Энциклопедия», 1993. С. 234.
  148. В.Т. Этносы и национальные интересы народов России //Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 1. — 40 с.
  149. Г. В. Политическая система: синергетический подход // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. — 2001. — № 6.- 31с.
  150. В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Политические исследования. 1993. — № 5. — 87 с.
  151. Н.П. Социально-политическая стабильность региона субъекта РФ //Политические исследования. — 1999. — № 3. — 99 с.
  152. Т.М. Миграция в России: Проблемы государственного управления. М.: Изд-во «ИСЭПН», 1999. — 304 с.
  153. Региональные элиты в современных социально-политических и социокультурных процессах России. Сборник научных статей. М. Ставрополь: Изд-во «Ставроп. ун-та», 2003. — 161 с.
  154. Е.В. Региональное законодательное собрание: особенности формирования и функционирования // Социологические исследования. -2003. № 9. — 85 с.
  155. Реформирование России: мифы и реальность (1989 1994). /Рук.Г. В. Осипов. -М.: Изд-во «Academia», 1994. — 384 с.
  156. К. Федерализм и демократизация в России // Политические исследования. 1999. — № 3. — 29 с.
  157. Россия: новый этап неолиберальных реформ. Социальная и социально-политическая ситуация в первой половине 1997 года. /Под ред. Г. В. Осипова. М.: Изд-во «Республика», 1997. — 367 с.
  158. Россия 95: накануне выборов. М.: Изд-во «Academia», 1995. — 304 с.
  159. Россия: трансформирующееся общество. М.: Изд-во «Канон-пресс -Ц», 2001.-640 с.
  160. Россия федеративная: проблемы и перспективы /Под ред. В. Н. Иванова. М.: Изд-во «ИСПИ РАН», 2001. — 360 с.
  161. Россия: центр и регионы. Выпуск 9. /Под ред. В. Н. Иванова, Г. Ю. Семигина.- М.: Изд-во «РИЦ ИСПИ РАН», 2002. 272 с.
  162. М.Н. Теория нации: философские вопросы //Вопросы философии. 1999.-№ 5. — 32 с.
  163. A.B., Татаров A.M. Политические институты: теоретико-методологический аспект анализа //Социально-гуманитарные знания. -2002.-№ 1.- 150 с.
  164. Р.В. Драма перемен. М.: Изд-во «Дело», 2001. — 472 с.
  165. C.B. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов. //Общественные науки и современность. 2000. — № 5. — 85 с.
  166. C.B. Этнические мигранты на Ставрополье //Социологические исследования. 2000. — № 7. — 116 с.
  167. C.B. Неформальная экономика на Ставрополье: структура и особенности развития // Вестник Ставропольского государственного университета. 2000.- Вып.23. Социально-гуманитарные науки. — 135 с.
  168. С.С. Этнические аспекты постсоветской гражданской идентичности //Общественные науки и современность. 1999. — № 5. — 104 с.
  169. Семь лет в истории Ставрополья. Ставрополь: Изд-во ГУП СК «Ставропольская краевая типография», 2004. — 128 с.
  170. В.М., Сергеев И. В. Механизмы эволюции политической структуры общества: социальные иерархии и социальные сети //Политические исследования. 2003. — № 3. — 13 с.
  171. О.В. Роль этнокультурной и социокультурной маргинально-сти в трансформации цивилизационных систем // Общественные науки и современность. 2002. — № 5. — 114 с.
  172. А.А. Регионализация России: роль международных факторов //Политические исследования. 1999. — № 3. — 88 с.
  173. Р.Х. От национальных государственных объединений к региональным (проблемы мезоуровня в организации общественных систем) // Вопросы философии. 2005. — № 3. — 28 с.
  174. Н. Социология. М.: Изд-во «Феникс», 1994. — 688 с.
  175. В. Буденовск брал Басаев. А потом Геворкян.// Вечерний Ставрополь. 25 сентября 2003 г. (№ 175).
  176. В.Г. Социальное государство //Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 5. — 105 с.
  177. Сморгунов J1.B. Сравнительный анализ политико-административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции «governance» // Политические исследования. 2003.- № 4. — 58 с.
  178. Совместные действия ученых и религиозных деятелей в решении современных проблем Юга России. Ставрополь: Изд-во «СГТУ», 2001 — 188 с.
  179. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз (Первое полугодие 1995 года)./ Под ред. Г. В. Осипова. М.: Изд-во «Academia», 1995.-288 с.
  180. Социальная и социально-политическая ситуация в России: состояние и прогноз (1992 г). / Рук Г. В. Осипов. -М.: б.и., 1993. 132 с.
  181. Социальное познание и управление /Ред. С. Попова и Б.Сосюкалова. -М.: Изд-во «Мысль», 1983. 288 с.
  182. Социально-экономическая реальность и политическая власть. Сборник статей. Вып. 1. Москва — Ставропольб Изд-во «Век книги 3», 2005. -346 с.
  183. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 16: Региональная конфликтология. М.- Ставрополь: Изд-во «Ставроп. Ун-та», 2000. — 229 с.
  184. Социология межнациональных отношений. Учебное пособие. М.: Изд-во «РИЦ ИСПИ РАН», 1996. — 248 с.
  185. Стабилизация политическая //Политология. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Энциклопедия», 1993. -281 с.
  186. Становление местного самоуправления в России (заочный круглый стол) // Политические исследования. 1998. — № 4. — 167 с.
  187. В.А. О развитии федерализма и реалиях социально-политического процесса в субъекте Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 4. — 43 с.
  188. A.C. Образы регионов в российском массовом сознании. //Политические исследования. 1999. — № 3. — 75 с.
  189. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. Изд. 2. — М.: Изд-во «Ин-т этнологии и антропологии РАН», 1997. — 528с.
  190. В.А. Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии. 1998. — № 9. — 26 с.
  191. В.А. О культурном многообразии // Этнографическое обозрение.-2005.-№ 1.-22 с.
  192. . Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М.: Изд-во «РОСПЭН», 2003. — 402 с.
  193. .Т., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования //Социологические исследования. 1996. — № 12.-42 с.
  194. Р.Ф. Конфликты на уровне субъектов Федерации: типология, содержание, перспективы урегулирования // Общественные науки и современность. 2003. — № 6. — 88 с.
  195. Угрозы безопасности России на Северном Кавказе. Ставрополь: Изд-во «Ставропольское книжное издательство», 2004. — 336 с.
  196. Управление социальное //Социологический энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Издательская группа ИНФРА. М-НОРМА», 1998. -380 с.
  197. Управление это науки и искусство. — М.: Изд-во «Республика», 1992. -349 с.
  198. Устойчивое развитие Юга России: состояние, проблемы, перспективы /Ред. Игнатов В. Г. Ростов н/Д.: Изд-во «СКАНС», 2003. — 251 с.
  199. Федеральная миграционная программа //Этнополитический вестник. -1994.-№ 1.- 130 с.
  200. .А. Конфликты на Юге России: поиски выхода //Этнополитический вестник. 1996. — № 1(13). — 117 с.
  201. A.M. Армянская диаспора в России как социокультурный и политический феномен // Социологические исследования. 1999. -№ 2. — 59 с.
  202. Д., Денисова Г. Современная национальная политика на Северном Кавказе //Этнополитический вестник. 1996. — № 1(13). — 86 с.
  203. К. Нация: от забвения к возрождению. М.: Изд-во «КАНОН, ОИ Реабилитация», 2001. — 400 с.
  204. С.В. Еще раз о роли теории институциональных матриц //Социологические исследования. 2003. № 10. — 148 с.
  205. А.Г. Центр провинция в региональном самосознании // Политические исследования. — 1999. — № 3. — 104 с.
  206. В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии //Государство и право. 2003. — № 7. — 9 с.
  207. В.Е. Государственное h муниципальное управление: Учебник. М.: Изд-во «Юристъ», 2003. — 329 с.
  208. А.Е. Направления и параметры российской административной реформы //Политические исследования. 2003.- № 4. — 70 с.
  209. Ф. Теория государственного управления. М.: ЗАО: «Издательство «Экономика», 2002. — 638 с.
  210. Я.Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс //Общественные науки и современность. 1998. — № 4. — 60 с.
  211. Э. Политическая трансформация в России //Политая. Зима 1999−2000.- № 4, — 64 с.
  212. B.C. Диалектика индивидуального и коллективного в организации социума и ее отражение в Конституции (к методологии исследования) // Государство и право. 2004. — № 2. — 12 с.
  213. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. М.: Изд-во «РУДН», 2002. — 296 с.
  214. Этнические аспекты власти. Сборник статей. СПб.: Изд-во «СПб.ун-та», 1995.-241 с.
  215. Этнические проблемы современности. Материалы ХХХХ1 научной конференции преподавателей и студентов. Ставрополь: Изд-во «Став-роп. Ун-та», 1996. — 54 с.
  216. Этнические проблемы современности. Материалы XL111 научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука региону». Вып. 3. — Ставрополь: Изд-во «Ставроп. Ун-та», 1998.- 106 с.
  217. Этнические процессы накануне XXI века: Материалы научной конференции. Ставрополь: Изд-во «Ставр.ун-та», 1998. — 172 с.
  218. Этнополитическое исследование. Учебно-методическое пособие. М.: б.и., 2000.- 108 с.
  219. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Изд-во «Наука», 1987. — 248с.
  220. Ян Э. Государственное и этническое понимание наций //Политические исследования. -2001. № 1. — 123 с.
  221. О.Г. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации //Закон и право. 2002. — № 6. — 7 с.
  222. Brubaker R. Myths and misconceptions in the study of nationalism// The state of the nation: Ernest Gellner and the theory of nationalism // Cambrige etc/: CUP, 1999.-307 P.
  223. Fligstein N. Fields, Power, and Social Skill: a Critical Analysis of the New Institutionalisms //www.ecsoc.msses.ru
  224. Forbes H.D. Ethnic Conflict: commerce, culture, and the contact hypothesis. New Haven and London: Yale University Press, 1997. — 291 p.
  225. Horowitz, Donald L. Structure and Strategy in Ethnic Conflict. 1998 // http://www.worldbank.org/html/rad/abcde/horowitz.pdf
Заполнить форму текущей работой