Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы управления здравоохранением в регионе в условиях формирования рыночных отношений: На примере Республики Саха, Якутия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Региональная система здравоохранения комплексно охарактеризована в качестве социально-экономической подсистемы федеральной системы здравоохранения, которая имеет свои цели, иерархическую структуру, ресурсы, технологию, принципы, и которой присущи взаимозависимость и взаимодействие всех элементов. Обозначены место и функции региональной системы в единой федеративной системе здравоохранения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Система здравоохранения и ее эволюция: российский и зарубежный опыт
    • 1. 1. Здравоохранение как социально-экономическая система
    • 1. 2. Оценка зарубежных моделей медицинского страхования и бюджетного финансирования здравоохранения
  • Глава 2. Управление здравоохранением: теория, методология и российская практика
    • 2. 1. Эволюция взглядов на проблемы управления, финансирования и эффективности отрасли здравоохранения
    • 2. 2. Анализ методов управления и финансирования здравоохранения на федеральном уровне
    • 2. 3. Особенности и анализ финансирования и управления системой здравоохранения в Республике Саха (Якутия)
    • 2. 4. Анализ социально-экономической эффективности управления здравоохранением в регионе
  • Глава 3. Проблемы и задачи совершенствования управления системой здравоохранения в регионе в переходный период
    • 3. 1. Концептуальные подходы к совершенствованию управления системой здравоохранения в регионе
    • 3. 2. Оптимизация финансового обеспечения здравоохранения в регионе
    • 3. 3. Совершенствование организации и структуры системы управления здравоохранением в Республике Саха (Якутия)

Совершенствование системы управления здравоохранением в регионе в условиях формирования рыночных отношений: На примере Республики Саха, Якутия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что действующая система управления здравоохранением не обеспечивает граждан Российской Федерации медицинской помощью в объеме, определенном «Программой государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи», за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Осуществление в нашей стране реформирования отрасли и переход на смешанную бюджетно-страховую систему финансирования не привели к ожидаемым результатам: равных возможностей в получении медицинской помощи у граждан нет, государство не может гарантировать финансирование в должном объеме мероприятий по охране здоровья населения и обеспечить соответствующий уровень подушевых расходов на здравоохранение по регионам. От решения экономических проблем здравоохранения зависит успех выхода из того кризисного состояния, в котором отрасль сегодня находится.

За десятилетний период реформирования здравоохранения назрела необходимость в анализе результатов и разработке конкретного механизма решения возникших проблем, в первую очередь — механизма хозяйствования здравоохранения в условиях становления рыночной экономики, оптимизации финансового обеспечения и повышения его эффективности.

Сохранение акцента в финансировании отрасли здравоохранения на региональном уровне обусловливает значительность роли региональных систем управления отраслью. Анализ произошедших изменений в течение последних десяти лет свидетельствует о том, что реформирование системы здравоохранения в Республике Саха (Якутия) идет медленными темпами, существенных перемен в структуре и деятельности лечебно-профилактических учреждений не произошло, некоторые показатели, характеризующие социальную эффективность деятельности здравоохранения, имеют тенденцию к снижению.

На территории республики неэффективно происходит процесс оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений, медленными темпами организуется переход к общей врачебной практике, не внедрены в работу учреждений территориальные медико-экономические стандарты, отсутствует нормативная база ресурсной обеспеченности отрасли, учитывающая специфику региона. Поэтому актуальной является задача совершенствования системы управления здравоохранением в регионе, учитывающая географические, природно-климатические, экономические, культурные и этнические его особенности.

Целью исследования является разработка комплекса предложений по совершенствованию системы управления здравоохранением в регионе.

Задачами исследования для достижения поставленной цели являются:

1. исследование современного состояния отрасли здравоохранения регионального уровня в качестве социально-экономической подсистемы здравоохранения Российской Федерации;

2. обобщение зарубежного опыта управления здравоохранением, определение возможности его применения на региональном уровне;

3. определение особенностей, принципов и методов совершенствования управления здравоохранением на региональном уровне;

4. разработка комплекса предложений и рекомендаций по совершенствованию системы управления здравоохранением на региональном уровне.

Объектом исследования является система здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации, а предметом — организационные и экономические факторы совершенствования управления системой здравоохранения на региональном уровне.

Методологической основой диссертации послужили: теория научного управления, системный подход к исследуемому предмету, методы экономического и статистического анализа, результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики и управления в социальной сфере — прежде всего, в здравоохранении, концептуальные подходы, реализованные и изложенные в законодательных, нормативно-правовых актах Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), в нормативных и методических документах органов государственного управления.

Фактологической и статистической базой исследования являются: официальные материалы Госкомстата России и Республики Саха (Якутия), Минздрава России и Республики Саха (Якутия), отчеты Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Министерства финансов Республики Саха (Якутия), аналитические материалы Бюро экономического анализа, материалы научных статей и периодической печати.

Научная новизна диссертации состоит в разработке комплекса предложений, направленных на совершенствование управления системой здравоохранения регионального уровня, связанных с оптимизацией финансового обеспечения, организации и структуры управления отраслью на принципах саморегулирования.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности применения ее выводов и рекомендаций при совершенствовании управления здравоохранением на региональном уровне. Целесообразно задействовать материалы диссертации при формировании региональных программ реформирования отрасли здравоохранения и планов ее перспективного развития, а также в текущей деятельности государственных органов регионального уровня, ведающих социальной сферой.

Апробация работы осуществлялась в виде докладов диссертанта на научно-практических конференциях «Экономическое реформирование предприятий и отраслей: проблемы, опыт, пути решения» (Москва, Академия труда и социальных отношений, 1999 г.), «Социально-экономическое развитие России: проблемы управления» (Москва, Академия труда и социальных отношений, 2003 г.) и X Российско-Японском международном медицинском симпозиуме (Якутск, 2003 г.). Материалы диссертации были использованы при подготовке региональной коллегии Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), посвященной итогам деятельности в 2002 году.

По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом около 1,7 п.л.

— 152-Заключение.

В результате проведенного исследования автором сформулированы следующие научные результаты:

1. Региональная система здравоохранения комплексно охарактеризована в качестве социально-экономической подсистемы федеральной системы здравоохранения, которая имеет свои цели, иерархическую структуру, ресурсы, технологию, принципы, и которой присущи взаимозависимость и взаимодействие всех элементов. Обозначены место и функции региональной системы в единой федеративной системе здравоохранения, важнейшими из которых являются обеспечение экономического управления, достаточного и устойчивого финансирования и стимулирования эффективного развития. В связи с этим сделан вывод о необходимости более широкого применения экономических методов управления на региональном уровне. Выделены отрицательные субъективные факторы, присущие региональной подсистеме, которые в результате воздействия на них управляющего органа становятся факторами совершенствования управления системой здравоохранения в регионе. К ним, помимо прочих, относятся: низкий уровень финансового обеспечения здравоохранения, финансовая необеспеченность территориальной программы ОМС и несовершенство ее тарифной политики, несбалансированность коечной сети, отсутствие мотивационного механизма в системе оплаты труда персонала.

2. В результате проведенной сравнительной оценки зарубежных моделей медицинского страхования и бюджетного финансирования здравоохранения доказано, что явное преимущество по показателям социальной эффективности и уровню затрат принадлежит системе регулируемого страхования здоровья, действующей сегодня в развитых странах Европы. Определено, что, несмотря на большое разнообразие систем здравоохранения в различных странах, они обладают общими качествами, сочетая в себе принципы общественного финансирования медицинских услуг с принципами рыночной конкуренции в области распоряжения средствами и предоставления услуг. В российской практике, на уровне регионов в том числе, могут быть использованы следующие механизмы управления, направленные на повышение эффективности деятельности отрасли: развитие группового частного страхования на предприятиях, которое может быть простимулировано государством посредством поощрительного налогообложенияиспользование при финансировании лечебно-профилактических учреждений метода глобального бюджета, построенного на авансировании больниц на основании заранее согласованных объемов и ценвнедрение принципа соплатежей пациента не столько для поддержания финансирования отрасли, сколько для того, чтобы воспитать в пациентах стремление к здоровому образу жизни.

3. Разработан комплекс предложений по совершенствованию управления здравоохранением в регионе с учетом воздействия на отрицательные субъективные факторы и основанный на преимущественном развитии тех направлений деятельности отрасли, которые способны дать наибольший эффект для улучшения показателей здоровья на единицу ресурсовна обеспечении сбалансированности между государственными обязательствами по предоставлению бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий и имеющихся средств для ее оказанияна внедрении механизма финансирования отрасли, направленного на создание мотивационных функций у лечебно-профилактических учреждений в оказании запланированного объема медицинской помощи надлежащего качества и обеспечивающего развитие тех учреждений, услуги которых востребованы. Определены цель, задачи, принципы совершенствования управления региональным здравоохранением.

4. Обоснована необходимость оптимизации финансового обеспечения отрасли здравоохранения в регионе. Предлагаемый механизм оптимизации финансового обеспечения отрасли, позволяющий обеспечить доступность населения к медицинской помощи в рамках государственных обязательств, учитывающий территориальные и географические особенности региона, должен носить комплексный характер и воздействовать на внешние и внутренние факторы совершенствования управления системой здравоохранения в регионе. Данная схема оптимизации финансового механизма направлена на приведение сетевых показателей системы здравоохранения в соответствие с реальной потребностью населения в медицинской помощи, являясь в то же время саморегулируемым механизмом. Направления внешней оптимизации, в частности, включают: повышение уровня выделяемых региональным бюджетом средств до 5−8% от ВРП в соответствии с критерием, установленным Всемирной организацией здравоохранения. Внутренние направления предусматривают, помимо прочих: программно-целевое выделение инвестиций из средств бюджета отрасли и переход на договорные отношения между лечебно-профилактическими учреждениями и финансирующим органом на выполнение согласованного плана лечебной деятельности.

5. Выявлены структурно-функциональные диспропорции, сложившиеся в системе здравоохранения Якутии, и разработаны предложения по их преодолению. А именно: по частичной реорганизации структуры управленческого аппарата Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) в связи с внедрением предлагаемого механизма финансирования, связанные с передачей части функций структурам обязательного медицинского страхования при сокращении бюджетного финансирования до уровня содержания социальнозначимых заболеваний и высокотехнологичных, дорогостоящих видов лечения и диагностики, а также финансирования капитальных вложений, и в связи с необходимостью усиления контроля качества оказываемых услуг. Предложены меры совершенствования организации и структуры здравоохранения, способствующие формированию саморегулирующейся сети ЛПУ региона.

— 156.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон № 1499−1 от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Закон РФ» (в редакции Закона РФ № 4741−1 от 2 апреля 1993 года).
  2. Федеральный закон № 5487−1 от 22 июля 1993 года «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
  3. Федеральный закон № 128-ФЗ от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федеральных законов от 13.03.2002 г. № 28-ФЗ, от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ).
  4. Закон Республики Саха (Якутия) № 1487-ХП от 19 мая 1993 года «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)».
  5. С.М., В.П. Нефедов В.П. Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях. — М.: Финансы, 1976.
  6. Аналитический обзор, 1999. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, сайт www.cir.ru.
  7. О.В. Вопросы финансового планирования территориальной программы ОМС: итоги 2001 года и среднесрочная перспектива//Здравоохранение РФ, 2002. № 5.
  8. О.В., Кравченко Н. А. Роль системы ОМС в формировании и реализации «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации»//Экономика здравоохранения -2001.-№ 4−5.
  9. B.C. Организационно-экономические рычаги государственного регулирования деятельности отраслей социальной сферы: Автореф. дис. канд. эк. наук. — С-П., 2000.
  10. И.В. Вопросы финансирования здравоохранения в СССР. М.: Медицина, 1976.
  11. И.В. Финансирование служб здравоохранения. — М., 1966.
  12. В.И. Советское здравоохранение 1967. — № 5.
  13. JI.A., Ступаков И. Н., Самородская И. В. Современные аспекты эффективного управления медицинским учреждением//Экономика здравоохранения. 2002. — № 9−10 (67).
  14. Е.Е., Тихонов Д. Г. О реформировании системы здравоохранения в Республике Саха (Якутия)//Здравоохранение РФ. — 2001. -№ 3.
  15. С.П., Головтеев В. В., Корчагин В. П. Здравоохранение в период развитого социализма: планирование и управление. — М.: Медицина, 1982.
  16. .Е., Потемкин E.JI. Анализ влияния экономических стимулов на деятельность медицинских учреждения//Экономика здравоохранения. 2ООО. — № 9, 10 (48).
  17. Н.И., Данилов Е. О. Реальность и иллюзии финансовой реформы здравоохранения//Экономика здравоохранения. — 1996. — № 4.
  18. О.В. Вопросы экономического анализа исполнения бюджета (на примере расходов на здравоохранение): Автореф. дис. канд. эк. наук. — Ленинград, 1972.
  19. А.И. О задачах по реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в 2001—2005 гг.. и на период до 2010 года//Экономика здравоохранения. — 2001. № 4−5.
  20. Н.Ф. Основные направления законодательной работы в области охраны здоровья населения//Экономика здравоохранения. 1999.-№ 2,3/36.
  21. Государственный доклад. О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 году//Здравоохранение РФ. — 2000. — № 3.
  22. A.M. О народной медицине якутов. — Якутск, 1991.
  23. С.А. Производство нематериальных благ и его государственное регулирование: Автореф. дис. канд. эк. наук. — М., 1999.
  24. Демографический прогноз по регионам Российской Федерации (фрагменты)//Здравоохранение РФ. — 2001. — № 6.
  25. И.Н., Кучеренко В. З., Шамшурина Н. Г. Экономическое обоснование развития общей врачебной практики и семейной медицины//Экономика здравоохранения. — 2002. — № 5−6(64).
  26. Доклад Министерства здравоохранения Российской Федерации. — 2000., сайт www.cir.ru.
  27. Доклад по глобальному здравоохранению на 2000 год. — Женева: Всемирная Организация Здравоохранения, 2000.
  28. Доклад экспертов ВОЗ. Управление людскими ресурсами здравоохранения — Женева: Всемирная Организация Здравоохранения, 1991.
  29. Г. И. Планирование и финансирование расходов на здравоохранение в новых условиях хозяйствования (на примере Бурятской АССР): Автореф. дис. канд. эк. наук. — М., 1990.
  30. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 1997 году (статистические материалы): Сборник. — М., 1998.
  31. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 1998 году//Здравоохранение РФ. — 2001. — № 3.
  32. Здравоохранение в России: Статистический сборник. — М.: Государственный комитет РФ по статистике, 2001.- 16 042. Иванова Н. Г. Финансирование здравоохранения на региональном уровне: Автореф. дис. канд. эк. наук. — Ленинград, 1991.
  33. A.M. Экономика и здравоохранение//Советское здравоохранение. — 1965. — № 10.
  34. Ф.Н., Петриков И. П. Медико-экономические проблемы здравоохранения на современном этапе. — С-Петербург: Ривьера, 1995.
  35. А.А. Экономический эффект от рационализации использования коечного фонда стационаров//Экономика здравоохранения. — 2001.-№ 3.
  36. А.А., Злобин А. Н., Шляфер С. И., Дементьев А. И. Стационарозаменяющие формы медицинской помощи в Тверской области и их экономический эффект //Здравоохранение РФ. — 2000. — № 3.
  37. В.Н. Политика социального страхования в ФРГ//сборник «Труд и социальные отношения». — М., 1995. — № 2/95.
  38. С.В., Саляхова Л. Я., Клименко В. Е. Экономические проблемы реформирования отечественного здравоохранения//Экономика здравоохранения. — 2002. — № 9−10.
  39. М.А. Правовое регулирование цен (тарифов) в договоре на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию//Экономика здравоохранения. — 2001. — № 3.
  40. А.В., Нестеренко Е. И., Полунина Н. В. К вопросу об актуальности экономического регулирования в здравоохранении на современном этапе//Экономика здравоохранения. — 1999. — № 5,6/38.
  41. В.Н. Содержание экономического анализа в здравоохранении//Экономика здравоохранения. 2002. — № 4(63).
  42. В.П. Состояние финансирования здравоохранения//Экономика здравоохранения. — 1996. — № 1.
  43. В.П., Найговзина Н. Б. Организационно-экономические аспекты реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской ФедерацииЮкономика здравоохранения. — 1998. — № 8,9/33.
  44. Н.А., Поляков И. В. Научное обоснование методологии прогнозирования ресурсного обеспечения здравоохранения России (история и современность). — М., 1998.
  45. В.И. Общественное здравоохранение — самое важное достижение последних десятилетий//Главный врач. 1994. — № 2.
  46. В.И., Мыльников И. С., Индейкин Е. Н. Развитие систем страхования. — М.: Присцельс, серия «Страхование здоровья: преимущества и недостатки», 1992.
  47. В.Ф. Организационные и экономические аспекты совершенствования диагностической помощи населению/УЗдравоохранение РФ.-2000.-№ 2.
  48. М.М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. М.: Медицина, 1994.
  49. В.З., Галкин Е. Б. Предмет экономики здравоохранения//Экономика здравоохранения. — 1996. — № 1.
  50. В.З., Корюкин В. Г., Морозов В. П. Организационно-правовые формы экономической деятельности учреждений здравоохранения. С-Петербург: Дельфа Р. А., 1994.
  51. Н., Потапчик Е. Г., Салахутдинова С. К. Финансирование здравоохранения в Российской Федерации. Краткий обзор. — М.: ЕС Tacis.
  52. Е. Финансирование здравоохранения в Российской Федерации. с. 15. — См. сайт www.zdravinform.ru/pub/EU.1998
  53. Ю.П. Концепция «Человеческого капитала»: медико-экономический аспект//Экономика здравоохранения. — 1998. — № 2/26.
  54. Е.А. Проблема источников финансового обеспечения мероприятий по охране здоровья населения в современных условиях: Автореф. дис. канд. эк. наук. М., 1985.
  55. Н.А., Зиборова И. В., Сивков А. В. Социально-экономические аспекты федеральной целевой программы «Урология»//Экономика здравоохранения. — 1999. — № 4/37.
  56. A.M., Акопян А. С., Шиленко А. В. Регулирование и планирование медико-предпринимательской деятельности//Экономика здравоохранения. — 2002. № 5−6(64).
  57. Е.К., Трегубов Ю. Г., Нечаев B.C. Региональные особенности медицинской помощи населению Республики Саха (Якутия)//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2000. — № 5.
  58. М.И. Экономика больниц. — Киев: Здоров’я, 1976.
  59. Н.И., В.И. Чураков В.И. Современные основы и методы планирования развития здравоохранения. — М.: Экономика, 1983.
  60. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1998.
  61. Ф.В., Филатов В. Н. Методика расчета тарифа на медицинские услуги//Экономика здравоохранения. — 2000. — № 2, 3(43).
  62. С.Б. Проблемы государственного регулирования системы охраны здоровья//Экономика здравоохранения. — 1999. — № 2,3/36.
  63. Я.Е. Организация управления здравоохранением Латвийской ССР (административно-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юр. наук. — М., 1989.
  64. Обзор экономической политики в России за 1998 год. Фонд «Бюро экономического анализа». — М.: РОССПЭН, 1999. — сайт www.cir.ru.
  65. Обязательное медицинское страхование в Республике Саха (Якутия) (1994−1999 гг.). Якутск: ТФОМС Республики Саха (Якутия), 1999.
  66. Основные направления государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000−2010 гг.//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2000.-№ 3.
  67. Основные показатели по сети, кадрам, деятельности за 1993−1995 гг.: Сборник Министерства Здравоохранения Республики Саха (Якутия). -Якутск, 1996.
  68. Основные показатели по сети, кадрам, деятельности за 1994−1996 гг.: Сборник Министерства Здравоохранения Республики Саха (Якутия). — Якутск, 1997.
  69. Основные показатели по сети, кадрам, деятельности учреждений здравоохранения за 1996−2000 гг. (статистические материалы): Сборник Министерства Здравоохранения Республики Саха (Якутия). — Якутск, 2001.
  70. Основы предпринимательского дела/под ред. Ю. М. Осипова. -М., 1992.
  71. Письмо Федерального фонда ОМС от 30.08.2002 г. № 3207/30−2/и//Экономика и практика обязательного медицинского страхования. — 2002.-№ 5.
  72. В.И., Кузнецов П. П. Платные медицинские услуги и высокотехнологичная помощь в научных центрах клинического профиля//Экономика здравоохранения. 2002. — № 3(62).
  73. Г. А. Экономика и планирование здравоохранения. — М.: МГУ, 1976.
  74. Г. А. Экономические проблемы в управлении лечебно-профилактическими учреждениями. -М.: Медицина, 1976.
  75. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 03.07.02 № 210 «Концепция кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации//Здравоохранение РФ. 2002. — № 9.
  76. Проблемы финансирования социальной сферы в проекте федерального бюджета Российской Федерации на 1998 год//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1997. — № 18.
  77. М.Е. О мерах повышения эффективности использования ресурсов в здравоохранении//Здравоохранение РФ. — 2002. — № 5.
  78. М.Е. Планирование и повышение эффективности деятельности бюджетных медицинских учреждений//Экономика здравоохранения. — 2002. № 3(62).
  79. И.Г. Формирование экономического механизма управления здравоохранением на основе страховой медицины: Автореф. дис. канд. эк. наук. — Махачкала, 2000.
  80. Республика Саха (Якутия) в цифрах: Статистический сборник. — Якутск: Государственный комитет по статистике РСФСР, Якутское республиканское управление статистики, 1990.
  81. Республика Саха (Якутия) в цифрах: Статистический сборник. — Якутск: Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, 1999.
  82. Республика Саха (Якутия) за годы суверенитета (1990−2000): Сборник. — Якутск: Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, 2000.
  83. Республика Саха (Якутия). Статистический справочник. — Якутск: Государственный комитет по статистике Российской Федерации, Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, 2002.
  84. Решение коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2002 году и мерах по повышению качества медицинской помощи населению». М., 2003 г.
  85. Решение межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения от 22.04.02 г. № 2,утвержденное Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации В. Рушайло 22.05.02 ^/Здравоохранение РФ. 2002. — № 9.
  86. А.В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг//Экономика здравоохранения. — 2000. — № 12/50.
  87. А.В. Предоставители медицинских услуг в региональной системе ОМС//Экономика здравоохранения. 2001. — № 3.
  88. А.В. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицинского страхования//Экономика здравоохранения. — 2001.-№ 10(58).
  89. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник.
  90. М.: Государственный комитет РФ по статистике, 2001.
  91. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник.
  92. М.: Государственный комитет РФ по статистике, 2002.
  93. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. — М.: Госкомитет РФ по статистике, 2003.
  94. Россия 2003: Статистический сборник. — М.: Госкомитет РФ по статистике, 2003.
  95. И.В. Научно обоснованная экономика здравоохранения//Экономика здравоохранения. 2001. — № 3.
  96. В.Ю. Обязательное медицинское страхование и реформирование здравоохранения в России и за рубежом//Экономика здравоохранения. —1996. № 4.
  97. Г. Н., Ермаков В. В., Головтеев В. В. Основы финансирования учреждений здравоохранения. М.: Медицина, 1974.
  98. Современный экономический словарь/под ред. Д. У. Пирса. — М.: Инфра-М, 1997.
  99. Сообщение о заседании комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера//парламентская газета «Ил Тумэн». — 2003. — № 11 (345). — 7 марта.
  100. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия): Статистический сборник. — Якутск: Государственный комитет по статистике Российской Федерации, Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, 2002.
  101. Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) за январь-декабрь 1997 г.: Статистический сборник. — Якутск: Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, 1998.
  102. Социальные индикаторы доходов и уровня жизни населения: Сборник Министерства Труда и социального Развития РФ. — М., 2001. -выпуск № 7(93).
  103. Специальный доклад 4. Состояние здоровья российского населения и ситуация в области здравоохранения. Обзор экономики России, И.-М., 1999.
  104. Справочно-методическая информация о деятельности системы ОМС. Всероссийское совещание «Основные итоги социального развития Российской Федерации в 2001 году и задачи на 2002 год». — М.: ФФОМС, 2002.
  105. В.И., Гончаренко B.JL, Кадыров Ф. Н., Шиляев Д. Р. О разумном сочетании административных и экономических методов управления здравоохранением//Здравоохранение РФ. — 2000. — № 2.
  106. Якутск: Государственный комитет по статистике Российской Федерации, Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, 2001.
  107. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): Сборник.
  108. Якутск: Государственный комитет по статистике Российской Федерации, Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, 2002.
  109. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): Сборник.
  110. Якутск: Государственный комитет по статистике Российской Федерации, Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, 2003.
  111. С.Г. О народнохозяйственной эффективности здравоохранения/Экономические науки. — М.: Экономика, 1965.
  112. A.M. Итоги и перспективы деятельности системы ОМС в Российской Федерации//Экономика здравоохранения. — 2001, — № 4−5.
  113. A.M., Лакунин К. Ю., Шилова В. М. Оценка медицинскими работниками различных способов оплаты медицинской помощи в условиях ОМС//Здравоохранение РФ. — 2000. — № 3.
  114. Таранов А. М Основные итоги деятельности системы ОМС за 2002 год. Проблемы качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования//Экономика и практика обязательного медицинского страхования. — 2003. № 2.
  115. Е.А., Горячев С. М. К вопросу об актуальности экономического регулирования в здравоохранении на современном этапе//Экономика здравоохранения. — 1998. № 8, 9.
  116. Управление экономикой. Основные понятия и категории: Словарь-справочник.-М.: Экономика, 1986.
  117. В.Б., Чудинова И. Э., Погорелов Я. Д. Здравоохранение как социальный институт//Экономика здравоохранения. 2001. — № 7−8 (56).
  118. Финансы в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник. Якутск: Государственный комитет по статистике Российской Федерации, Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, 2002.
  119. Е.А., Степанов В. В. Некоторые аспекты роста расходов на здравоохранение и обязательное медицинское страхование//Экономика здравоохранения. — 2002. — № 4 (63).
  120. Е.М. Медицинское страхование на Западе и в России//Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 12.
  121. М.Г. Управление развитием медицинского страхования в условиях перехода к рынку: Автореф. дис. канд. эк. наук. — М., 1999.
  122. Н.Г. Экономика лечебно-профилактического учреждения. М.: «МЦФЭР», 2001.
  123. Н.А. Здравоохранение: американская модель. — М.: Наука, 1993.
  124. О.Н. Состояние здоровья населения районов Крайнего Севера, проблемы и перспективы его сохранения и укрепления/Ддравоохранение РФ. — 2001. — № 11.-170 144. Шейман И. М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. — М.: Издатцентр, 1998.
  125. С.В., Потапчик Е. Г., Салахутдинова С. К. Анализ эффективности бюджетного финансирования федеральных учреждений здравоохранения. Институт экономики переходного периода. — М., 2001.
  126. О.П., Тишук Е. А. Современное состояние и тенденции заболеваемости населения Российской Федерации//Здравоохранение РФ. — 2001.- № 6.
  127. Экономическая теория: учебник для ВУЗов/под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Д. Камаева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.
  128. А.С. Задачи отечественного здравоохранения на период 2002—2004 ^.//Здравоохранение РФ. 2002. — № 9.
  129. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Аспект пресс, 1996.
  130. Е.П. Системы оплаты медицинской помощи//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2000. — № 6.
  131. Якутия. XX век в зеркале статистики: Сборник. Якутск: Государственный комитет РФ по статистике, Государственный комитет PC (Я) по статистике, 2001.
  132. А.С. Условия реализации комплексной системы планирования здравоохранения на макро- и микроэкономических уровнях//Экономика здравоохранения. — 1999. — № 2, 3(36).
  133. Hughes D., et al. The Health of America’s Children. Maternal and Child Health Data Book, Children Defence Fund, 1989.
  134. Murray C.J.L., Govindaraj R., Musgrove P. Расходы на национальную систему здравоохранения- глобальный анализ. Бюллетень Всемирной Организации Здравоохранения. — Женева: Всемирная Организация Здравоохранения, 1994. — том 72, № 4.
Заполнить форму текущей работой