Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научное обоснование в реорганизации службы Скорой медицинской помощи в муниципальном образовании (по материалам Саткинского р-на Челябинской обл.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость и внедрение в практику выполненной работы заключается в том, что результаты изучения и обсуждения их в медицинских коллективах нашли понимание в целесообразности создания единой службы скорой медицинской помощи, и процесс внедрения организационно-технологической модели носил преимущественно эволюционный характер, а результативность деятельности объединенной станции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы организации скорой и неотложной медицинской помощи на современном этапе развития здравоохранения
  • Глава 2. Материалы и методы исследования

2.1. Изучение состояния здоровья, заболеваемости населения, сети, мощности, структуры, объемов и видов медицинской помощи, оказываемых населению лечебно-профилактическими учреждениями, их медицинская и экономическая эффектность.

2.2. Исследования организационных технологий станции и отделений скорой медицинской помощи и моделирование единой организационной структуры станции скорой медицинской помощи муниципального образования.

Глава 3. Анализ, оценка и прогноз медико-демографической ситуации и организации медицинской помощи населению в Саткинском районе Челябинской области.

3.1. Медико-демографическая ситуация в муниципальном образовании.

3.2. Анализ сети медицинских учреждений и оценка медицинской эффективности их деятельности.

Глава 4. Организация медицинской помощи населению муниципального образования на догоспитальном этапе.

4.1 Экспертный анализ организации амбулаторно-поликлинической помощи населению муниципального образования.

4.2. Организация скорой медицинской помощи населению муниципального образования (исходное состояние).

Глава 5. Организационные технологии в реорганизации скорой медицинской помощи населению в муниципальном образовании.

Научное обоснование в реорганизации службы Скорой медицинской помощи в муниципальном образовании (по материалам Саткинского р-на Челябинской обл.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

По информации государственного Комитета РФ по статистике в 2004 году в Российской Федерации более 11,5 тыс. муниципальных образований, которые имеют как общие типологические климато-географические, экономические признаки, данные по численности населения, так и индивидуальные обусловленные размещением производств, территориальным расселением населения, общественно-бытовыми, этническими и другими особенностями. Указанные факторы создают предпосылки к развитию сети, инфраструктуры лечебно-профилактических учреждений и организации скорой медицинской помощи населению.

За период с 1990 по 2000 г. г. количество станций (отделений) скорой медицинской помощи в Российской Федерации увеличилось с 3042 до 3172, а количество населения, которому оказана медицинская помощь с 51,5 млн. до 52,3 млн. человек (соответственно на 1000 населения с 348 до 362). При этом диапазон частоты вызовов, в муниципальных образованиях, на 1000 населения колеблется от 220 до 400 и более.

Реструктуризация сети, сокращение коечного фонда и развитие стационарно — замещающих технологий не оказали существенного влияния на объемы деятельности станций и отделений скорой медицинской помощи. Участково-территориальная сеть поликлинических учреждений характеризуется низким уровнем укомплектованности врачами-терапевтами, при этом их численность имеет тенденцию к снижению, при высоком удельном весе лиц пенсионного возраста.

Сокращение сети лечебно-профилактических учреждений сопровождалось закрытием участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов. При снижении численности населения в сельских поселениях, попытки привести к нормативной обеспеченности медицинскими учреждениями, в какой-то степени объяснима, но вместе с тем население лишалось первичной доврачебной и врачебной медицинской помощи, а расстояния, некачественная телефонизация и состояние дорог создают проблемы в получении скорой медицинской помощи.

Изучению экстренной медицинской помощи населению на догоспитальном этапе, проблемам организации скорой медицинской помощи, мобильности и эффективности службы посвящены исследовательские работы A.C. Пучкова (1947), Л. Б. Шапиро (1969), Н. М. Каверина (1977), Б. Д. Комарова (1986), И. С. Элькиса (1997), Б. Г. Апанасенко, И. Г. Кириллюк (1983), И. И. Усиченко (1986), В. А. Фиалко (1985, 2000), А. Ю. Шапошникова (1995), В. М. Тавровского (1983) и других авторов.

Вместе с тем, в научной литературе и в практическом приложении проблемы организации, моделировании оптимальной структуры станций (отделений) скорой медицинской помощи, с учетом экономико-территориальных особенностей недостаточно освещены, поэтому разработка и научное обоснование, технологической модели станции скорой медицинской помощи с учетом экономического состояния муниципального образования, размещение производств, расселение населения, тенденций и прогноза изменений в демографической структуре и заболеваемости приобретают актуальное значение.

Цель исследовательской работы — оптимизация существующей системы и создание организационно-технологической модели скорой медицинской помощи населению в муниципальном образовании.

Для достижения поставленной цели, в процессе исследовательской работы решались следующие задачи:

• изучение демографической структуры, заболеваемости населения и системы организации медицинской помощи в муниципальном образовании;

• исследование объемов, видов оказываемой медицинской помощи и эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений муниципального образования;

• изучение функционирующей системы скорой медицинской помощи — станции и отделений при медико-санитарных частях;

• изучение структуры обращений и эффективности деятельности станции и отделений скорой медицинской помощи;

• научное обоснование реорганизации и создание организационно-технологической модели станции скорой медицинской помощи муниципального образования.

Научная новизна исследований состоит в том, что впервые в субъекте Федерации — Челябинской области разработана и внедрена научно обоснованная модель централизованной службы скорой медицинской" помощи в муниципальном образовании. Разработаны стандарты численности линейных врачебных — бригада интенсивной терапии (БИТ) и фельдшерских бригад в муниципальных образованиях численностью до 100,0 тыс. человек.

Разработана и внедрена уровневая система оценки качества оказания экстренной и неотложной медицинской помощи линейными бригадами. Доказано, в процессе апробации, медицинская и экономическая целесообразность централизации системы, с сохранением принципов доступности и качества оказания скорой медицинской помощи.

Практическая значимость и внедрение в практику выполненной работы заключается в том, что результаты изучения и обсуждения их в медицинских коллективах нашли понимание в целесообразности создания единой службы скорой медицинской помощи, и процесс внедрения организационно-технологической модели носил преимущественно эволюционный характер, а результативность деятельности объединенной станции подтвердило достоверность выполненной исследовательской работы. Методические подходы, этапность процесса создания муниципальной модели службы скорой медицинской помощи могут быть использованы в практике работы организаторов здравоохранения.

Апробация работы и публикации. Результаты научных исследований докладывались на научно-практических конференциях в г. г. Челябинске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Москве. По теме диссертации опубликовано 29 научных работ.

Получено авторское свидетельство № 5687 на эскизный проект архитектурного объекта под названием «Станция Скорой медицинской помощи» в соавторстве с В. В. Садыриным г. Москва, 2002 г. и Патент на полезную модель № 35 676 «Централизованная модель муниципального центра Скорой медицинской помощи» г. Москва зарегистрирован в Государственном реестре полезных моделей РФ 27.01.2004 г.

Положения, выносимые на защиту:

1. Комплексное изучение демографической ситуации, состояние здоровья населения и системы организации медицинской помощи в муниципальном образовании.

2. Научно обоснованную организационно-технологическую модель скорой медицинской помощи в муниципальном образовании численностью до 100,0 тыс. человек.

3. Технологическую, уровневую систему экспертизы качества оказания экстренной и неотложной медицинской помощи линейными бригадами скорой медицинской помощи.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов и предложений. Указатель литературы включает 124 отечественных и 20 зарубежных авторов. Работа иллюстрирована 38 таблицами и 11 рисунками. Общий объем работы 132 стр.

Выводы.

1. При реструктуризации скорой медицинской помощи в муниципальном образовании целесообразно проведение комплексного изучения медико-географических, социально-экономических факторов, сети и структуры медико-профилактических учреждений, объемов и организации работы амбула-торно-поликлинических учреждений, половозрастную структуру населения, тенденции заболеваемости и объемы, и структуру оказания скорой медицинской помощи населению.

2. Реструктуризация и создание объединенной службы скорой медицинской помощи населению Саткинского района Челябинской области логическое научно обоснованное решение в реформировании здравоохранения муниципального образования, обусловленное организационными технологиями и интеграцией с лечебно-профилактическими учреждениями.

3. Сокращение объемов непрофильной деятельности станции скорой медицинской помощи в муниципальном образовании возможно с совершенствованием системы первичной медико-санитарной и неотложной помощи в организационной деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений. При этом изменения должны проходить синхронно или опережающими темпами в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

4. Реструктуризация амбулаторно-поликлинической помощи населению в муниципальном образовании, развитие стационарно-замещающих технологий и неотложной помощи населению создаст объективные предпосылки к пересмотру действующих нормативов численности бригад на 10,0 тыс. населения, в сторону их уменьшения.

5. С учетом объема и структуры медицинских услуг, оказываемых бригадами скорой медицинской помощи, целесообразна их профильная стандартизация бригад, и в муниципальном образовании до 100,0 тыс. населения по выполненным расчетам в структуре станции скорой медицинской помощи по оптимальному варианту — 1 врачебная бригада интенсивной терапии (БИТ) и 8 линейных фельдшерских.

Заключение

.

В Российской Федерации более 11,5 тыс. муниципальных образований, которые имеют как общие типологические климато-географические, экономические признаки, данные по численности населения, так и индивидуальные обусловленные размещением производств, территориальным расселением населения, общественно-бытовыми, этническими и другими особенностями.

Реструктуризация сети, сокращение коечного фонда и развитие стационарно — замещающих технологий не оказали существенного влияния на объемы деятельности станций и отделений скорой медицинской помощи.

Участково-территориальная сеть поликлинических учреждений характеризуется низким уровнем укомплектованности врачами-терапевтами, при этом их численность имеет тенденцию к снижению, при высоком удельном весе лиц пенсионного возраста.

Проблемы организации, моделирования оптимальной структуры станции (отделений) скорой медицинской помощи с учетом экономико-территориальных особенностей недостаточно освещены, поэтому разработка и научное обоснование технологической модели станции скорой медицинской помощи с учетом экономического состояния муниципального образования приобретает актуальное значение.

Отличительным признаком организации станции и отделений скорой медицинской помощи населению в Саткинском районе является размещение производств, связанное с разработкой, добычей и переработкой полезных ископаемых, расселением населения и лечебно-профилактических учреждений. Муниципальное образование г. Сатка, включает административные центры г. Бакал, р.п. Межевой и Бердяуш и сельские поселения, которые образуют самостоятельные зоны с сетью лечебно-профилактических учреждений с самостоятельной станцией скорой медицинской помощи и отделениями в структуре МСЧ и участковой больницы.

Организация скорой медицинской помощи населению муниципального образования представлена станцией скорой медицинской помощи и двумя отделениями МСЧ и участковой больницы. Организация их работы в автономном режиме не создает мотивации технологической системы организации скорой медицинской помощи населению в районе. При этом бригады скорой медицинской помощи вынуждены оказывать экстренную медицинскую помощь, в зоне действий отделений, при чрезвычайных ситуациях, автоавариях, катастрофах. Таким образом, априорно станция скорой медицинской помощи оказывала помощь населению района. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями (на 10,0 тыс. человек) составляет 272,5 пос./смену и проведенный анализ показывает, что их мощности используются не в полном объеме. Так центральная медико-санитарная часть «Магнезит» располагает 3 поликлиническими учреждениями мощностью на 1250 пос./смену и наряду с выполнением функций по оказанию поликлинической помощи населению г. Сатка, они выполняют и консультативные функции для населения муниципального образования. При этом наблюдается, что фактическое число посещений имеет отчетливую динамику к снижению, а фактические мощности загружены на уровне 59,1% (2003г.).

Аналогично нами выполнен анализ и по другим амбулаторно-поликлиническим учреждениям муниципального образования, так мощности поликлинического отделения МСЧ г. Бакал за последние 3 года используются на уровне 37,2%, при этом число посещений по сравнению с 1999 г. сократилось на 55 650, а численность населения на 2664 чел.

В поликлиническом отделении больницы п. Межевой, мощности используются на уровне 20,6. При этом, проводенный анализ показывает, что за период с 1997 г. наблюдается отчетливая тенденция по снижению числа посещений, в том числе и с профилактической целью, мощности врачебной амбулатории в п. Айлино используются на уровне 50−53%, при этом функция врачебной должности в 1,5−1,7 раза ниже рекомендуемых федеральных нормативов.

Анализ преемственности в работе станции и отделений скорой медицинской помощи с поликлиническими и стационарными отделениями МСЧ, больницами и выполнение функций несвойственных службе скорой медицинской помощи показывает, что если алгоритмы взаимодействия разработаны и тактика введения больных на догоспитальном этапе в сфере действия станции достаточно четко обозначены, то в сфере отделений они нуждаются в корректировке, так как схема их взаимодействия в значительной степени носит произвольный характер.

Муниципальный заказ по оказанию скорой медицинской помощи разрабатывался и формировался только для станции скорой медицинской помощи, а для отделений включался в муниципальный заказ МСЧ г. Бакал и участковой больницы.

Результаты наших наблюдений подтверждают, что подход к реструктуризации скорой медицинской помощи в муниципальном образовании целесообразно проводить в эволюционной последовательности в целом модели организации медицинской помощи и сети лечебно-профилактических учреждений.

Реорганизации службы скорой медицинской помощи в муниципальном образовании предшествовал многофакторный анализ по оценке исходного состояния демографической структуры и заболеваемости населения, сети и мощности лечебно-профилактических учреждений, организаций амбулатор-но-поликлинической и скорой медицинской помощи. При этом оценивались как позитивные, так и негативные факторы при создании единой службы скорой медицинской помощи.

Созданию единой технологической модели препятствовали не медицинские аспекты, а имущественное состояние отделений скорой медицинской помощи, которые входили в структуру МСЧ г. Бакал и участковой больницы п. межевой. По юридическому статусу муниципальное образование представляет — г. Сатка и Саткинский район, г. Бакал и п. Межевой являются самостоятельными субъектами владеющими и распоряжающими имущественным комплексом на территории, в том числе и медицинскими учреждениями.

Проведенные исследования позволили преодолеть психологический барьер и аргументировано подтвердить целесообразность создания единой службы скорой медицинской помощи. Поэтому передача имущественного комплекса проводилась с согласия глав муниципальных образований и возможные конфликтные ситуации разрешались в процессе подготовки.

Постановлением главы администрации от 14.01.02 № 24 г. Сатки и Саткинского района «О реорганизации службы СМП в районе» создана единая на базе городской станции г. Сатки службы скорой медицинской помощи в муниципальном образовании.

Одновременно разработано положение о службе скорой медицинской помощи, которое также было утверждено Постановлением главы района. Таким образом, создавалась единая система оказания скорой медицинской помощи населению муниципального образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой