Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы управления охраной окружающей среды в морском порту

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные научные положения и результаты исследования докладывались в 1999;2007 годах и получили одобрение на международных, всероссийских совещаниях и конференциях, основными из которых являются: научный семинар «Экология морских портов» (С-Петербург, 1999 г.), международный семинар «Порты и охрана морской среды в бассейне Финского залива» (г. Хельсинки, 1999 г.), международная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Управление охраной окружающей среды в морском порту в современных условиях
    • 1. 1. Экологический менеджмент и экологическое управление как методы управления охраной окружающей среды
    • 1. 2. Проблемы управления охраной окружающей среды в морском порту
    • 1. 3. Реформа органов управления морскими портами России и ее влияние на управление портами
  • Глава 2. Порт как природопользователь
    • 2. 1. Влияние водного транспорта на окружающую среду
    • 2. 2. Влияние производственной деятельности порта на окружающую среду
    • 2. 3. Современные требования к порту как к природопользователю
  • Глава 3. Комплекс превентивных процедур обеспечения экологически безопасного функционирования морского порта
    • 3. 1. Нормирование воздействия деятельности порта на окружающую среду
    • 3. 2. Экологическая экспертиза и оценка воздействия деятельности порта на окружающую среду
    • 3. 3. Экологический контроль деятельности порта
    • 3. 4. Экологический мониторинг в морском порту
  • Глава 4. Комплекс организационно-технических мероприятий управления охраной окружающей среды в морском порту
    • 4. 1. Нормативно-правовые мероприятия
      • 4. 1. 1. Организация предотвращения загрязнения и очистки акватории порта
      • 4. 1. 2. Организация приема, транспортировки и утилизации отходов, принимаемых с судов в порту
      • 4. 1. 3. Инспектирование судов администрацией порта как способ профилактики и предотвращения загрязнения окружающей среды с судов
    • 4. 2. Административно-организационные мероприятия
      • 4. 2. 1. Повышение эффективности структуры управления охраной окружающей среды в морском порту
      • 4. 2. 2. Обеспечение планирования природоохранных мероприятий в морском порту
      • 4. 2. 3. Применение экологического аудита в качестве средства контроля эффективности проводимых мероприятий
    • 4. 3. Экономические мероприятия управления природоохранной деятельностью порта
      • 4. 3. 1. Экологические платежи и выплаты портового предприятия
      • 4. 3. 2. Взимание экологического сбора с судов как способ восполнения расходов порта на управление охраной окружающей среды
      • 4. 3. 3. Экономическое регулирование природоохранной деятельности пор
    • 4. 4. Технические мероприятия
      • 4. 4. 1. Управление природопользованием морского порта в системе транс-портно — логистического центра
      • 4. 4. 2. Экологическое ориентирование технологий перевалки грузов в морском порту
      • 4. 4. 3. Организация автоматизированной системы контроля за состоянием окружающей среды в морском порту
  • Глава 5. Оптимизация управления охраной окружающей среды в морском порту
    • 5. 1. Методы управления охраной окружающей среды в морском порту
    • 5. 2. Критерии оптимизации управления охраной окружающей среды в морском порту
    • 5. 3. Оптимизация выбора мероприятий управления охраной окружающей среды в морском порту
    • 5. 4. Процедура оценки эффективности системы управления охраной окружающей среды в морском порту
      • 5. 4. 1. Обоснование целей и задач оценки
      • 5. 4. 2. Анализ технологической специфики объекта
      • 5. 4. 3. Определение эколого-экономических критериев воздействия порта на окружающую среду
      • 5. 4. 4. Определение общего количества мероприятий для обеспечения экологически устойчивого функционирования порта
      • 5. 4. 5. Обоснование имитационной модели, применяемой при оценке эффективности управления охраной окружающей среды в морском порту
      • 5. 4. 6. Выводы по процедуре оптимизации системы управления охраной окружающей среды в морском порту

Совершенствование системы управления охраной окружающей среды в морском порту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

С конца XX века в России наблюдается неуклонный рост масштабов промышленного освоения природных ресурсов, огромный рост потребления энергии, из года в год расширяется внешняя и внутренняя торговля, экономические и культурные связи. Все это требует мощного развития различных видов транспорта, широкого строительства транспортных путей и коммуникаций, топливно-энергетического и сырьевого комплекса. Как следствие, с каждым годом все больше растет поток топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, вывозимых за рубеж через морские порты России, в основном первичного сырья и полуфабрикатов: сырой нефти и нефтепродуктов, угля, металлов, леса, химического сырья. Доля топливно-энергетических грузов в стоимости российского экспорта в последние годы уже превысила 60%.

Однако, стремясь к повышению эффективности своей производственной деятельности, порты не должны забывать об ее экологической составляющей. Сегодня, в связи с гигантским развитием техники, стало особенно очевидным несовершенство большинства применяемых перегрузочных технологий, техники и других объектов морского транспорта, с точки зрения отрицательного влияния на окружающую среду. Экологически чистые технологии переработки этих грузов весьма дорогостоящи, и далеко не всегда применяются в работе морскими портами.

Одновременно растет экологическая культура общества и понимание, что «ничто живое не может жить среди своих отходов» (Б.Коммонер). Создаются органы международного и государственного контроля, возникает необходимость соблюдения отраслевой экологической дисциплины, которая не всегда в должной мере предусматривается и поощряется в рыночных условиях хозяйствования. Как следствие, за последние годы, существенно возросло внимание государственных контролирующих структур к деятельности морских портов. За последние годы уже был ряд случаев запрещения строительства новых портовых объектов, именно по причине их «экологической недружественности». Таким образом, государство начинает в полной мере использовать рычаги управления охраной окружающей среды, не разрешая возводить новые и закрывая существующие портовые объекты, применяя существенные штрафные санкции и меры административного воздействия, если уровень воздействия таких объектов на экосферу приводит к ухудшению экологической обстановки в регионе в целом.

Помимо собственного негативного воздействия на окружающую среду, порты, зачастую, не могут обеспечить должный экологический сервис и для обрабатываемых судов. Тем не менее, порты, как хозяйствующие субъекты, обязаны выполнять международные и национальные требования по охране окружающей среды. Анализ существующего применения механизма управления охраной окружающей среды в морских портах показывает, что необходимо дальнейшее его совершенствование на основе разработки эффективных экономических и организационных мер, которые позволили бы достигнуть гармонии экономических, технических и экологических интересов и потребностей общества. Актуальной эта проблема звучит в решениях всех научных конференций по транспортному природопользованию, и потому является предметом представленного диссертационного исследования.

Актуальность исследования работы во многом определяется следующими факторами и обстоятельствами:

1. Образованием новой ниши в общей теории экологии — управление охраной окружающей среды.

2. Изменением транспортной и организационной структуры хозяйства портовой зоны в условиях рыночной экономики.

3. Отсутствием комплексного функционального подхода к формированию понятия и освоению способов управления охраной окружающей среды в морском порту.

Цель работы. Цель работы заключается в разработке методико-аналитического и программного комплекса для определения степени воздействия морского порта на экосистему региона и возможных путей снижения техногенной нагрузки при помощи управления охраной окружающей среды в порту, посредством введения набора организационно-технических мероприятий, в целях сохранения равновесия системы «порт — окружающая природная среда» и обеспечения экологически устойчивого функционирования порта как элемента транспортно-логистической системы экспортно-импортных поставок внешнеэкономической деятельности.

Основные задачи исследования.

1. Исследовать теоретические предпосылки внедрения системы управления охраной окружающей среды в морском порту. Показать существующий уровень, необходимость совершенствования системы управления охраной окружающей среды.

2. Исследовать направления развития системы управления морскими портами в России в целом, оценить влияние ее изменений на степень взаимодействия порта и окружающей среды. Показать необходимость разделения государственных и коммерческих функций по охране окружающей среды в морском порту.

3. Сформулировать систему «порт — окружающая природная среда», выделить основные функциональные составляющие, определить элементы воздействия порта на окружающую среду.

4. Сформулировать комплекс процедур для обеспечения экологически устойчивого функционирования порта на стадиях проектирования и эксплуатации.

5. Разработать организационно-управленческую структуру управления охраной окружающей среды в морском порту.

6. Обусловить введение обязательного экологического сбора, как единственного источника пополнения природоохранных затрат порта.

7. Разработать критерии формирования базы данных качественной экологической, технической и экономической информации для определения уровня воздействия порта на окружающую среду.

8. Разработать логическую последовательность (алгоритм) оценки эффективности применения комплекса организационно-технических мероприятий по управлению охраной окружающей среды в морском порту.

9. Сформулировать научно-методические и практические рекомендации по совершенствованию управления охраной окружающей среды в морском порту.

Объект исследования. Объектом исследования является система «морской порт — окружающая природная среда».

Предмет исследования. Предметом исследования являются: морской порт как природопользователь в системе экономических и административных отношений и организационно-управленческий механизм инженерно-экономического, экологического регулирования и управления охраной окружающей среды в морских портах.

Изученность проблемы. Теоретической и методологической основой проведенных диссертантом исследований явились отечественные и зарубежные разработки, законодательные акты и нормативно-правовые материалы, действующие в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе и на морском транспорте.

Современные исследования в области управления охраной окружающей среды основываются на опыте разработок, проведенных учеными и специалистами в различных областях науки и хозяйства. Проблемам управления охраной окружающей среды посвящен ряд работ Международного независимого эколого-политического университета (МНЭПУ), НИЦ «Экобезопасность» Министерства природных ресурсов России, Государственной морской академии им. адм. С. О. Макарова, Балтийского государственного технического университета «Военмех», Института проблем рынка РАН и других отечественных и зарубежных организаций.

Помимо других материалов, опубликованных в отечественной и зарубежной печати, к числу наиболее важных можно отнести результаты, которые получили в своих работах:

• в области фундаментальных проблем экологии: Одум Ю., Коммонер Б., Вернадский В. И., Муравых А. И., Донченко В. К., Цхай A.A., Вишняков Я. Д., Брин-чук М.М., Гусева Т. В. и др.;

• в области экономических проблем природопользования: Пахомова Н. В., Гиру-сов Э.В., Гусев A.A., Макаров C.B., и др.;

• в области эксплуатации и управления портов: Ветренко Л. Д., Степанец A.B., Степанов А. Л., Трифонов В. Н., Сиротский В. Ф. и др.;

• в области инженерного регулирования взаимодействия морского порта и окружающей среды: Решняк В. И., Степанов А. Л., Кулишова Л. А., Иванов Н. И., Ла-тухов C.B., Нунупаров С. М., и др.;

• в области правового регулирования портовых экологических отношений: Кол-басов О.С., Бринчук М. М., Петров В. В. и др.

• в области исследований состояния окружающей среды в морских портах, геолого-географических и химических проблем: Артюхин Ю. В., Хрусталев Ю. П., Степанов A. JL, Семанов Г. Н., Алексеев А. И., Цхай A.A., Юзвяк С. и др.;

• в области моделирования управления охраной окружающей среды: Потравный И. М., Тихомиров Н. П., Марчук Г. И., Розен A.A., Черноруцкий Г. Н., Прокофьев В. А. и др.;

• в области правового регулирования портовых экологических отношений: Кол-басов О.С., Бринчук М. М., Петров В. В. и др.

Взгляд автора на проблему организации и управления природоохранной деятельностью в морских портах формировался как на основе собственных практических наработок, так и под влиянием трудов профессора Степанова A.JI. (ФГОУ «Государственная морская академия им. С.О. Макарова»), впервые озвучившего подобные проблемы еще в 1974 г. Отдельные вопросы формирования организационной структуры управления охраной окружающей среды в морских портах были рассмотрены Тарасовой В. Е (на примере порта Находка), Рюминой Е. В., Рюминым А.В.(ИПР РАН). Однако, в результате всех этих исследований, не был выработан единый комплексный подход к освещению взаимосвязи инженерных и эколого-экономических аспектов управления охраной окружающей среды в морском порту.

Связь исследований с планами научно-исследовательских работ. Диссертационное исследование выполнено в рамках работ, проводимых в соответствии с решениями международных органов и Правительства России, на базе ФГОУ ВПО «Государственная Морская Академия им. адм. С.О. Макарова».

Методология и методика исследований. Теоретической и методологической базой диссертации являются исследования в области принятия управленческих решений, экономики природопользования и охраны окружающей среды, законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и морского транспорта.

В процессе исследования были использованы методические и нормативные материалы Министерства природных ресурсов РФ, Министерства транспорта РФ,.

Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, Ассоциации морских торговых портов, других министерств и ведомств, отечественных и зарубежных организаций в области экономики природопользования и охраны окружающей среды.

В качестве информационной и экспериментальной базы при изучении проблем взаимодействия морского порта и окружающей среды, были использованы материалы ФГОУ «Государственная Морская Академия им. С.О. Макарова», ФГУП «Росморпорт» Ейский филиал, ФГУ «Администрации морского порта Ейск», стивидорных компаний порта Ейск, а также научно-исследовательских организаций (ФГУП «АзНИИРХ» и др.), осуществляющих мониторинг окружающей среды в районе порта Ейск.

При решении поставленных задач применялись методы системного анализа, расчетно-аналитические, эколого-экономической оценки и др. В работе также использованы элементы теории алгоритмов.

Достоверность полученных результатов основана на использовании практических материалов, нормативных документов, утвержденных международными организациями и Правительством России, а также результатов многолетних (1996;2007 гг.) исследований автора по природоохранной деятельности морских портов.

Научную новизну имеют следующие основные положения диссертации:

1. Сформулирована система «порт — окружающая природная среда», выделены ее основные функциональные составляющие, определены элементы воздействия порта на окружающую среду.

2. Разработан методический подход к оценке и регулированию деятельности природопользования морского порта на основе применения комплекса инженерных, эколого-экономических и организационных решений.

3. Разработан интегральный критерий формирования базы данных качественной экологической, технической и экономической информации для определения уровня воздействия порта на окружающую среду.

4. Разработана логическая последовательность (алгоритм) эколого-экономической оценки деятельности портового комплекса, учитывающая взаимосвязь технологии, экологии и экономики, на основании которой возможно обоснованное принятие решений и реализация направления природоохранной деятельности порта.

5. Разработана модель управления окружающей средой в морском порту с учетом технологии, экологии и экономики.

Эти положения направлены на поиск путей предотвращения негативного воздействия деятельности порта на окружающую среду и снижения затрат на устранение последствий этих воздействий, получения устойчивой эксплуатационной надежности.

Личный вклад автора диссертационной работы заключается в постановке задач и целей исследования при рассмотрении системы «морской порт — окружающая природная среда» как единого комплекса, выборе способов их решения, разработке основных положений достижения целей и внесения предложений по совершенствованию управления взаимодействием элементов рассматриваемой системы.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическая ценность работы заключается в разработке логической последовательности, а также методического и программного обеспечения оценки эффективности применения комплекса организационно-технических мероприятий в морском порту для определения и снижения уровня воздействия производственной деятельности морского порта на окружающую среду, с учетом взаимосвязи технологии, экологии и экономики.

Практическая значимость исследования связана с необходимостью усиления экологического критерия функционирования деятельности порта в процессе реорганизации системы управления морскими портами.

Разработанная процедура позволяет избежать управленческих ошибок при внедрении систем инженерно-экономического регулирования и экологического менеджмента, позволяет руководству порта целенаправленно выбирать приоритетные направления и мероприятия, с точки зрения обеспечения экологической безопасности и устойчивого природопользования, а также сократить затраты времени, средств на охрану окружающей среды и повысить их результативность. Кроме того, предложенный комплекс мероприятий будет являться существенным подспорьем для специалистов-экологов, работающих в морских портах, а также для руководящих работников Минтранса РФ.

Реализация и внедрение результатов работы. Результаты проведенных исследований по проблеме управления охраной окружающей среды в морских портах уже сегодня используются в работе ФГУ «Администрация Ейского морского порта» и предприятий портовой зоны Ейска, а также могут быть использованы соответствующими комитетами Государственной Думы, Минэкономики РФ, Минтранса РФ, Минприроды РФ, Ассоциации морских торговых портов и др. организаций при формировании новой стратегии в области правового регулирования и комплексного управления охраной окружающей среды в морских портах. Проблемы управления охраной окружающей среды в морских портах могут быть по-новому освещены в учебном курсе экологии в средней и высшей школе.

Апробация работы. Основные научные положения и результаты исследования докладывались в 1999;2007 годах и получили одобрение на международных, всероссийских совещаниях и конференциях, основными из которых являются: научный семинар «Экология морских портов» (С-Петербург, 1999 г.), международный семинар «Порты и охрана морской среды в бассейне Финского залива» (г. Хельсинки, 1999 г.), международная конференция «Координация деятельности законодательных и государственных органов, а также общественных организаций России и Украины с целью охраны и предотвращения деградации Азовского моря и его бассейна» (Таганрог, 2000;01гг.), международный практический семинар «Ликвидация разливов нефти» (Новороссийск, 2003 г.), научно-практическая конференция «Морские и речные порты России» (Москва, 2004 г.), Седьмой международный экологический форум «День Балтийского моря» (С-Петербург, 2006 г.), выездное заседание Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике (Туапсе, 2007 г.).

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 12 печатных работ, объемом 12,6 пл., в том числе в изданиях ВАК — 3,8 пл., и учебное пособие — монография — 7 пл.

Объем и структура работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, включающего 232 наименования. Содержание работы изложено на 150 страницах текста, включает в себя 10 таблиц, 21 рисунок и 3 приложения.

1. Управление охраной окружающей среды в морском порту в современных условиях.

5.5. Выводы и рекомендации по выбору мероприятий по управлению охраной окружающей среды в морском порту.

Управление охраной окружающей среды в морском порту можно рассматривать как деятельность, направленную на снижение уровня рисков экономических потерь, обусловленных ухудшением качества окружающей среды. В общем случае такая деятельность включает в себя определение перечня возможных управляющих мероприятий по снижению уровня воздействия порта на окружающую среду, оценку их эффективности, внедрение некоторых (наиболее эффективных) из этих мероприятий в практику и контроль за результатами внедрения.

По своему составу они разделяются следующим образом:

— нормативно-правовые меры — предопределяют права и обязанности сторон, объектов и иных участников деятельности в сфере управления рисками, устанавливают ограничения на размеры и виды деятельности для отдельных объектов;

— административно-организационные меры — связаны с осуществлением функций контроля за результатами и финансовым обеспечением видов деятельности (при необходимости — с принуждением к исполнению);

— экономические меры — предполагают экономическое стимулирование деятельности по снижению рисков, организации ее финансового обеспечения, согласование экономических и экологических интересов общественного развития;

— технические меры — определяют область возможных технических решений по снижению риска, связанных с проведением определенных работ, направленных на уменьшение потенциально возможного ущерба, ликвидацию понесенного ущерба и т. п.

Следует отметить, что нормативно-правовые и административные меры управления охраной окружающей среды в общем случае формируют комплекс ограничений, безусловных обязанностей для различных участников этой деятельности, очерчивают рамки их возможного поведения в социально-экономической системе.

Эффективность же деятельности по управлению охраной окружающей среды в этих рамках определяется правильностью выбора системы допустимых мер, рациональным использованием при их реализации, имеющихся экономических и материальных ресурсов.

Естественно, что при разработке нормативно-правовых актов и использовании административных рычагов регулирований управления охраной окружающей среды всегда принимаются во внимание экономические результаты. Если нормативно-правовая база и административная база мешают принятию экономически эффективных решений, то они, как правило, модифицируются, меняются по мере накопления опыта управления.

Однако в конкретных условиях орган управления, разрабатывая решения в сфере управления охраной окружающей среды, всегда находится в рамках определенных нормативно-правовых и административных ограничений, которые он нарушать не должен. И эффективность принимаемых решений по снижению риска зависит от экономической обоснованности выбираемой системы мер управления с учетом этих ограничений.

Таким образом, экономические меры управления охраной окружающей среды указывают на наиболее целесообразные направления деятельности по снижению уровня воздействия порта на окружающую среду путем установления дифференцированных нормативов платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды более жестких или, наоборот, мягких норм компенсации ущербов, применения метода налогового стимулирования мероприятий по снижению рисков и т. п.

Совокупность технических мер воздействия на окружающую среду определяет пространство возможных решений, которые могут быть реально реализованы в каждой конкретной ситуации. Их состав, как правило, связан с достигнутым уровнем научно-технического развития общества, поскольку в условиях рынка необходимые техника и технологии могут быть приобретены практически без всяких ограничений при наличии финансовых возможностей.

Иными словами, при выборе конкретных мер воздействия на окружающую среду их эффективность не всегда является определяющим фактором. На практике часто приходится учитывать и ограничения по финансовым возможностям их внедрения.

Таким образом, можно заключить, что выбор стратегии управления охраной окружающей среды, осуществляется в рамках ограничений, установленных обществом нормативно-правовыми, административными и экономическими правилами регулирования этого вида деятельности и достигнутым уровнем научно-технического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного в рамках диссертационной работы исследования управления охраной окружающей среды в морском порту получены следующие основные выводы и результаты:

1. Проведен комплексный анализ существующих нормативно-правовых и экономических механизмов обеспечения экологически безопасного функционирования морского порта, систем управления охраной окружающей среды и деятельностью морских портов в Российской Федерации, выявлены недостатки.

2. Критически оценена, и на этой основе уточнена и систематизирована научная терминология, применяемая при экологических исследованиях, создании и внедрении системы управления охраной окружающей среды в морских портах РФ.

3. Показана необходимость разделения обязанностей и экологической ответственности государственных и коммерческих служб в порту. Обозначены направления развития системы управления природопользования в морских портах.

4. Проведен анализ основных функциональных составляющих воздействия морского порта на окружающую среду. Сформулирована система трансграничного переноса в системе «порт — окружающая природная среда», выделены критерии определения уровня воздействия порта на окружающую среду.

5. Сформулирован комплекс процедур для обеспечения экологически устойчивого функционирования порта на предпроектной стадии (ОВОС), стадиях проектирования и эксплуатации.

6. Разработана организационно-управленческая структура управления охраной окружающей среды в морском порту.

7. Разработан методический подход к регулированию деятельности морского порта на основе принятия инженерных эколого-экономических решений. Предложен комплекс организационно-технических мероприятий управления охраной окружающей среды в морском порту.

8. Обусловлено введение обязательного экологического сбора в порту как единственного источника пополнения природоохранных затрат порта.

9. Разработаны критерии формирования базы данных для формирования качественной экологической, технической и экономической информации определения уровня воздействия порта на окружающую среду. Ю. Предложены рекомендации по определению степени воздействия морского транспортного узла на экосистему моря на основе мониторинга. 11. Показана роль порта как коммерческого центра транспортных услуг по созданию добавленной стоимости в грузах и повышения их экологизации.

12.Впервые на базе системного исследования объектов морского порта разработана логическая последовательность (алгоритм) эколого-экономической оценки деятельности портового комплекса, учитывающая взаимосвязь технологии, экологии и экономики, на основании которой возможно обоснованно принимать решения о направлениях природоохранной деятельности порта.

13.Разработана практическая модель (программный комплекс) управления окружающей средой в морском порту с учетом технологии, экологии и экономики.

14.В диссертации показана возможность и экономическая эффективность внедрения системы обеспечения экологически устойчивого функционирования морского порта в плане повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности на рынке портовых услуг. Предложен механизм поиска путей предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и снижения затрат на устранение этих последствий.

Разработанная процедура оценки эффективности систему управления охраной окружающей среды в морском порту позволяет руководству порта избежать управленческих ошибок, целенаправленно выбирать приоритетные направления и мероприятия, с точки зрения обеспечения экологической безопасности и устойчивого природопользования. Экологам-практикам, будут полезны многолетние практические разработки автора, представленные в диссертации. Изложенные в работе методы и рекомендации также могут быть использованы различными управленческими структурами в целях совершенствования системы управления охраной окружающей среды в морских портах России.

Соискатель.

Е.П. Назарова.

9. Разработаны критерии формирования базы данных для формирования качественной экологической, технической и экономической информации определения уровня воздействия порта на окружающую среду. Ю. Предложены рекомендации по определению степени воздействия морского транспортного узла на экосистему моря на основе мониторинга. 11. Показана роль порта как коммерческого центра транспортных услуг по созданию добавленной стоимости в грузах и повышения их экологизации.

12.Впервые на базе системного исследования объектов морского порта разработана логическая последовательность (алгоритм) эколого-экономической оценки деятельности портового комплекса, учитывающая взаимосвязь технологии, экологии и экономики, на основании которой возможно обоснованно принимать решения о направлениях природоохранной деятельности порта.

13.Разработана практическая модель (программный комплекс) управления окружающей средой в морском порту с учетом технологии, экологии и экономики.

14.В диссертации показана возможность и экономическая эффективность внедрения системы обеспечения экологически устойчивого функционирования морского порта в плане повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности на рынке портовых услуг. Предложен механизм поиска путей предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и снижения затрат на устранение этих последствий.

Разработанная процедура оценки эффективности систему управления охраной окружающей среды в морском порту позволяет руководству порта избежать управленческих ошибок, целенаправленно выбирать приоритетные направления и мероприятия, с точки зрения обеспечения экологической безопасности и устойчивого природопользования. Экологам-практикам, будут полезны многолетние практические разработки автора, представленные в диссертации. Изложенные в работе методы и рекомендации также могут быть использованы различными управленческими структурами в целях совершенствования системы управления охраной окружающей среды в морских портах России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Водный кодекс Российской Федерации Текст.: [Принят Гос. Думой 18 окт.1995 г.]. М.: Юрид. лит., 1995. — 86,1. е.- 20 см. ISBN 5−7260−0835−9: Б. ц., 10 000 экз.
  2. ГОСТ 24 525–80. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей среды. Основные положения Текст. Введ. 1980−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 1999. — 11 е.: ил.- 21 см. — (Межгосударственный стандарт).
  3. ГОСТ Р ИСО 14 001−98. Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению Текст. Введ. 1999−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 1998. — 16 е.: ил.- 21 см. — (Межгосударственный стандарт).
  4. ГОСТ Р ИСО 14 031−2001. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности Текст. Введ. 2001−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 11 е.: ил.- 21 см. — (Межгосударственный стандарт).
  5. ГОСТ Р ИСО 14 040−99. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура Текст. Введ. 1999−01−06. — М.: Изд-во стандартов, 1999. — 19 е.: ил.- 21 см. — (Межгосударственный стандарт).
  6. Методические рекомендации по определению платы за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду Текст./утв. Гос. ком. СССР по охране природы- [Подгот. Лукьянчиковым H. Н. и др.]. М.: [Б.и.], 1991. — 71 е.- 21 см.
  7. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов Текст./ [В. В. Коссов, В. Н. Ливщиц, А. Г. Шахназаров и др.]. Офиц. изд. (2. ред.). — М.: Экономика, 2000. — 421 с.: табл.- 26 см. ISBN 5−212−1 987−6
  8. Наставление по предотвращению загрязнения водных объектов с судов внутреннего плавания Текст.: Утв. М-вом реч. флота РСФСР 17.01.87. Л.: Транспорт: Ленингр. отд-ние, 1987. — 32,1. е.- 21 см.
  9. Наставление по предотвращению загрязнения с судов Текст.: РД 31.04.23−94., -СПб.: ЦНИИМФ, 1994. 198 с. 25 см.
  10. Нормы проектирования морских и речных портов Текст.: Л.: Ленморниипроект: Гипро-речтранс, 1996. — 182 е.- 22 см.
  11. Правила охраны от загрязнения прибрежных вод морей Текст.: [Утв. М-вом жил.-коммун, хоз-ва РСФСР 22.02.78]. М.: [Б.и.],-1981. -16 е.: ил.- 20 см.
  12. Правила очистки загрязненных акваторий портов Текст.: РД 31.04.01−90: утв. мин. мор. флота РФ, М.: «Мортехинформреклама», 1991. — 50 е.: ил.- 20 см.
  13. Российская Федерация. Законы. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации Текст.: [Принят Гос Думой 7 февр. 2001 г.: Вступил в силу с 7.03.2001 г.]. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 92, 1. е.- 20 см. ISBN 5−222−1 555−6
  14. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Текст.: [КоАП :с изм. и доп. на 1 мая 2005 г.] М.: Эксмо, 2005. — 334 е.- 20 см. ISBN 5−699−8 574−2 (в обл.)
  15. Российская Федерация. Законы. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации Текст.: [Принят Гос. Думой 31 марта 1999 г.] М.: Москва, 1999. — 240 е.: ил.- 22 см. ISBN 5−86 502−036−6
  16. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды Текст.: офиц. текст, действующая ред. М.: Экзамен, 2004. — 47 е.- 20 см. ISBN 5−472−363−6: 5000
  17. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации Текст.: Принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. М.: Ось-89, 1997. — 47,1. е.- 21 см. — (Актуальный закон). ISBN 5−86 894−115−2: Б. ц., 10 000 экз.
  18. Российская Федерация. Правительство. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. Текст.: [утверждена- 1999 г.]. — М., [Б.и.], — 1999, — 56 с. — 21 см.
  19. Российская Федерация. Правительство. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации Текст.: Приказ Минприроды РФ от 18 июля 1994 г. № 222 // Экономика и жизнь. 1994, № 40.
  20. Российская Федерация. Президент. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития Текст.: Указ Президента РФ от 04.02.1994. № 236// Российская газета, 1994, — 9 февр.
  21. РСФСР. Законы. Об охране окружающей природной среды Текст.: Офиц. текст: Действующая ред. М.: Экзамен, 2001. — 30, 1. е.- 21 см. ISBN 5−8212−0177−2
  22. Санитарные правила для морских судов СССР Текст.: [Утв. Гл. гос. сан. инспекцией СССР 21.12.82. Вместо N 484−74]. -М.: [Б.и.], 1983. 139 е.- - 21 см.
  23. СанПиН 2.2.½.1.1.1031−01 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов Текст. Введ. 2001−01−01. М.: Изд-во стандартов, 2001.-37 е.,-21 см.
  24. СанПиН № 4630−88 Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения Текст. Введ. 1989−01−01. М.: Изд-во стандартов, 1988. — 24 е., — 21 см.
  25. СанПиН № 4631−88 Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения Текст. Введ. 1989−01−01. М.: Изд-во стандартов, 1988. — 14 е., — 21 см.
  26. , H.A. Геоэкология шельфа и берегов Мирового океана Текст./ H.A. Айбулатов, Ю. В. Артюхин. СПб.: Гидрометеоиздат, 1993. — 303,1. с.: ил.- 22 см. ISBN 5−286−763−5 (В пер.): Б. ц.
  27. , А.И. Аварийные разливы нефти в море и борьба с ними: СПб: Изд-во СПбГТУ, 2004. — 72 е.: табл.- 20 см.
  28. , Ю.В. Антропогенный фактор в развитии береговой зоны моря Текст. / Ю.В. Артюхин- Отв. ред. Г. А. Сафьянов- Рост. н/Д гос. ун-т. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1989. -142,[2] е.: ил.- 20 см. ISBN 5−7507−0070−4: 2 р.5 к.
  29. , O.E. О возможностях повышения эффективности управления природоохранной деятельностью Текст./Астафьева O.E., Вишняков Я. Д., Новоселов АЛ.// Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 6. — с. 23−25. — Библиогр.: с. 25.
  30. , В.Н. Моделирование экономических механизмов обеспечения безопасности Текст. /В.Н. Бурков, A.B. Щепкин //Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 2000. — № 6. — с. 47−52.: ил. — Библиогр.: с. 52.
  31. , В.Н. Экологическая безопасность Текст. / В. Н. Бурков, A.B. Щепкин- Рос. акад. наук. Ин-т проблем упр. им. В. А. Трапезникова. М.: Ин-т проблем упр., 2003. — 90 с.: ил.- 20 см.
  32. , О.В. Формирование организационной структуры управления специализированным транспортным предприятием : На примере Восточного порта Текст.: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 2002. — 185 с.: ил.
  33. , Л.Д. Управление работой морского порта Текст.: Учеб. для эксплуатац. специальности вузов вод. трансп./ Л. Д. Ветренко. СПб.: Ист. иллюстрация, 1997. — 164,1. е., [2] л. ил.: ил.- 22 см. ISBN 5−89 566−001−0 (В пер.): Б. ц.
  34. , И.Е. Совершенствование системы государственного регулирования деятельности морских портов России: Теоретико-методологические аспекты Текст.: дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2002. — 301 с.: ил.
  35. , Я.Д. Новая парадигма третьего тысячелетия Текст./Я.Д. Вишняков //Экономика и жизнь. 1994. — № 24. — с. 56−59. — Библиогр.: с. 59.
  36. , Я.Д. Управление обеспечением безопасности предприятий: экономические подходы Текст. / Я. Д. Вишняков, А. И. Муравых // Менеджмент в России и за рубежом. 2001.- № 5. с. 32−34. — Библиогр.: с. 34.
  37. , В.В. Экономические основы экологии Текст.: Учебник / В. В. Глухов, Т.В. Лисоч-кина, Т. П. Некрасова. СПб.: Спец. лит., 1995. — 278,1. е.: ил.- 21 см. ISBN 5−7571−0011−7: Б.ц.
  38. , А.А. Экономические методы управления природопользованием Текст. /А.А. Голуб, Е.Б. Струкова- Рос. АН, Ин-т пробл. рынка, Центр, экон.-мат. ин-т. М.: Наука, 1993. -134,[2] е.: ил.- 22 см. ISBN 5−02−12 137−1: Б.ц.
  39. , А.С. Математическое моделирование в экологии Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов /А.С. Гринин, Н. А. Орехов, В. Н. Новиков. М.: ЮНИТИ, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). — 269 е.: ил., табл.- 20 см. — (Oikos). ISBN 5−238−440−0 (в обл.)
  40. , А.А. Эколого-экономические проблемы устойчивого развития Текст./ А. А. Гусев, И. Г. Гусева // Экономика природопользования. 1996. — № 1. — с. 67−71.
  41. , Н.С. Экономическая безопасность регионов России Текст./ Гуськов Н. С., Зенякин В. Е., Крюков В. В. М.: Алгоритм, 2000. — 287 е.: ил., табл.- 21 см. ISBN 5−9265−0006−0
  42. , А.А. Развитие государственного управления морскими портами России: монография / А. А. Давыденко. Санкт-Петербург: Изд-во ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2007. -107 с.: ил., табл.- 21 см. ISBN 978−5-9509−0033−4
  43. Заключение по результатам исследований, проведенных в Ейском порту и районе свалки в октябре 2006 года Текст.: отчет о НИР: 22−24 /ФГУ «Азовский НИИ рыб. хоз-ва" — рук. Корпакова И. Г. Ростов н/Д, — 2006. [Б.и.], — 24 е.- Исполн.: Кленкин А.А.
  44. , Л.Б. Экологический менеджмент Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов / Л. Б. Залесский. М.: Юнити, 2004. — 219, 1. е.: табл.- 20 см. — (Oikos). ISBN 5−238−643−8: 20 000
  45. , Д. Технико-экономический анализ транспортной системы порта Текст./ Джуни-чи Имекайте- Пер. с англ. Е. Н. Воевудского. М.: Транспорт, 1985. — 206 е.: ил.- 21 см. ISBN В пер. (В пер.): 1 р. 90 к.
  46. Инвентаризация источников выбросов в атмосферу Ейского филиала ФГУП «Росморпорт» Текст.: отчет о НИР: /НТЦ «Озон" — рук. Тикиджиева И. И. Приморско-Ахтарск, [Б.и.], 2004. — 69 с. — Исполн. Сизова A.A., Иванов А.П.
  47. Инвентаризация источников выбросов в атмосферу ОАО «Ейский морской порт».- Приморско-Ахтарск Текст.: отчет о НИР: /НТЦ «Озон" — рук. Тикиджиева И. И. Приморско-Ахтарск, [Б.и.], 2002. — 85 с. — Исполн. Сизова A.A., Корышев И.А.
  48. Инвентаризация источников выбросов в атмосферу ФГУ «Администрация морского порта Ейск»: отчет о НИР Текст.: /НТЦ «Озон" — рук. Тикиджиева И. И. Приморско-Ахтарск, [Б.и.], 2004. — 43 е., ил.: — Исполн. Сизова A.A., Иванов А.П.
  49. , В.В. Развитие управления морскими портами на основе совершенствования управленческих функций Текст.: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/Моск. гос. соц. ун-т. М., 2005. — 21 с.
  50. , А.Г. Рекомендации экипажам судов по действиям в аварийных ситуациях Текст./А.Г. Карпенко, В. И. Дмитриев М.: РКонсульт, 2004 (Архангельск: ИПП Правда Севера). — 78, 1. с.: табл.- 20 см. ISBN 5−94 976−023−9 (в обл.)
  51. , О.С. Экология: политика право: Правовая охрана природы в СССР Текст./ Олег Колбасов. — М.: Прогресс, 1983. — 216 е.- 20 см. ISBN В пер. (В пер.): 1 р. 41 к.
  52. , Б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология Текст./ Барри Коммо-нер- Пер. с англ. JI.: Гидрометиздат, 1974. — 273 с.: ил.- 21 см. ISBN В пер. (В пер.): 1 р. 90 к.
  53. , А.И. Государственное управление охраной окружающей природной среды субъекта Российской Федерации Текст. /А.И. Лагунова- Под ред. А.И. Казанника- М-во внутр. дел Рос. Федерации. Сиб. юрид. ин-т. Красноярск, 2002. — 203 е.- 21 см.
  54. , C.B., Глухов В. Г., Моисеев А. Ю. Экологические экспертизы: нормирование, диагноз и прогноз состояния среды Текст.: учеб. пособие- под ред. C.B. Латухова. СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2003. — 48 с.: ил.- 21 см.
  55. BN 5−86 225−509−5 (В пер.): Б. ц.
  56. , Г. И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды Текст. / Г. И. Марчук. М.: Наука, 1982. — 319 е.: ил.- 20 см. ISBN В пер. (В пер.): 1 р.70 к.
  57. , М.Ю. Управление охраной окружающей среды в России в свете административной реформы Текст. / М. Ю. Мастушкин — Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 244 е.: табл.- 20 см. ISBN 5−7729−0155−9: 500
  58. , Т.А. Организационно-экономический механизм управления охраной окружающей среды на предприятиях Текст.: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2004. — 204 с.: ил.
  59. , А.И. Государственная экологическая политика Текст.: учеб. пособие /А.И. Му-равых- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2003. — 47, [2] е.: схемы- 21 см.
  60. , А.И. Философия экологической безопасности: Опыт систем, подхода Текст. /А. И. Муравых. М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 1997. — 178 е.- 21 см. ISBN 5−7729−0016−1: Б. ц.
  61. , А.И. Экологическое управление Текст.: Учеб. пособие/ А.И. Муравых- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 177 е.: ил.- 20 см.
  62. , Е.П. «Буфер» для портовой зоны Текст. / Е. П. Назарова //Морские порты. 2000.- № 1. с. 61.
  63. , Е.П. Действия персонала при ликвидации разлива нефти в порту Текст.: Учеб. пособие / Е.П. Назарова- Морская адм. Ейского мор. порта Ейск. Ейск: [Б.и.], 2001.- 112 е.: ил.- 20 см.
  64. , Е.П. Охрана моря дело международное Текст. / Е. П. Назарова //Проблемы региональной экологии. — 2000. — № 5. с. 100−101.
  65. , Е.П. План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в порту Ейск Текст. /Е.П. Назарова- ФГУ «АМП Ейск». Ейск: [Б.и.], 2006.- 282 е.: ил.- Ейск, 2006.
  66. , Е.П. Проблемы нормативно-правового обеспечения и управления охраной окружающей среды в морских портах Текст./ Е. П. Назарова // Транспортное дело России. -2006. № 8, с. 24−26.
  67. , Е.П., Степанов А. Л. Контроль экологического состояния акватории порта в современных условиях Текст./ Е. П. Назарова, А. Л. Степанов // Сб. статей. Седьмой международный экологический форум «День Балтийского моря».- СПб.: [Б.и.], 2006. — 10 с.
  68. , Е.П. Совершенствование эффективности структуры управления охраной окружающей среды в морском порту Текст./ Е. П. Назарова // Транспортное дело России. 2006.- № 8, с. 21−24.
  69. , Е.П. Управление окружающей средой на объектах морского транспорта Текст. / Е. П. Назарова // Проблемы региональной экологии. 2000. — № 6. — с. 39−46.
  70. , Е.П. Экологическая безопасность в Ейском морском порту Текст./ Е. П. Назарова //Сб. научн. трудов/ Материалы международной конференции МПР (Азовморвод). Таганрог: [Б.и.], 1999,-с. 91−96.
  71. , Е.П. Экологическая политика Морской администрации в портовой зоне Текст. / Е.П. Назарова// Материалы международной конференции МПР (Азовморвод). Таганрог: [Б.и.], 2000. — с. 94−97.
  72. , Е.П. Экологические проблемы Ейска региона и порта Текст. /Сб. научн. трудов/ Материалы регионального семинара МПР РФ (Азовморвод). — Таганрог: [Б.и.], 1999. с. 90−91.
  73. , Е.П. Эколого-правовые аспекты управления экологией портов Текст./ Сб. научн. Трудов. Вторая научно-практическая конференция «Морские и речные порты России. Эксплуатация, экономика, управление и право». М.: [Б.и.], — 2004. — с. 167−170.
  74. , Е.П. Экономические механизмы регулирования воздействия на окружающую среду в портовой зоне г. Ейска Текст. / Е.П. Назарова//Проблемы региональной экологии. 2000. — № 7. — с. 86−93.
  75. , Е.П. Экологическое ориентирование технологий перевалки грузов в морском порту Текст. / Е. П. Назарова Т ранспорт: Наука, технология, управление. 2007. — № 7. — с. г' Щ Щж' «W/
  76. , П.М. Экономика природопользования и рынок Текст.: Учеб. для вузов по экон. специальностям / П. М. Нестеров, А. П. Нестеров. М.: Закон и право, 1997. — 412,1. е.- 21 см. ISBN 5−85 171−025-Х (В пер.): Б. ц&bdquo- 10 000 экз. (1-й з-д 5 тыс.)
  77. , Ю.В. Экология, окружающая среда и человек Текст. / Ю. В. Новиков. 2. изд., испр. и доп. — М.: Фаир-Пресс, 2002. — 550, 1. е.: ил., табл.- 21 см. ISBN 5−8183−0383−7
  78. , С.М. Организация работ по очистке акваторий портов и судоремонтных заводов Текст. / С.М. Нунупаров- Гос. ком. СССР по науке и технике. М.: [Б. и.], 1987. — 12 с.- 21 см.
  79. , С.М. Предотвращение загрязнения моря с судов Текст.: Учеб. пособие для вузов/ С. М. Нунупаров. М.: Транспорт, 1985. — 287, 1. с.: ил.- 20 см. ISBN (В пер.) (В пер.): 80 к.
  80. , Ю. Экология Текст.: В 2 т. / Юджин П. Одум — Перевод с англ. 10. М. Фролова- Под ред. В. Е. Соколова. М.: Мир, 1986-. — 22 см. [Т.] 1. — М.: Мир, 1986. — 326,1. с.: ил. ISBN (В пер.) (В пер.): 1 р. 90 к.
  81. Отчет о выполнении природоохранных мероприятий за 2006 год Текст.: отчет: /ФГУ «Администрация морского порта Ейск" — рук. Завозин В. В. Ейск: [Б. и.], 2006. — 16 с — Ис-полн.: Назарова Е.П.
  82. , Е.И. Экология транспорта Текст.: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Менеджмент» / Е. И. Павлова, Ю. В. Буралев. М.: Транспорт, 1998. — 231 е.: ил.- 20 см. — (Высшее образование: Учебник). ISBN 5−277−2 108−6
  83. , Ю.В. Система управления морскими портами России состояние и перспективы развития Текст. / Ю. В. Парфенов // Морские вести России. — 2005 — № 5. с. 35−38.
  84. , Ю.В. Совершенствование системы государственного управления морскими портами : На примере создания и развития вертикально интегрированной компании ФГУП «Росморпорт»: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2006. — 147 с.
  85. , Н.В. Экологический менеджмент: Практикум Текст./ Н. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес. СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2004. — 348 е.- 21 см. — (Учебное пособие). ISBN 5 314 001 594
  86. , Н.В., Рихтер, К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды Текст.: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. -200 с.
  87. , В.В. Экологическое право России Текст.: [Учеб. для юрид. вузов] / В. В. Петров. -М.: Бек, 1995. 557 е.- 22 см. ISBN 5−85 639−045−8 (В пер.): Б. ц.
  88. , Г. В. Экономика и государственное управление речным транспортом Текст.: уч. пособие для учеб. завед. водного транспорта /Г.В. Поваров. СПб.: СПбГУВК, 1999. — 182с., включая обл.- 21 см. ISBN 5−88 789−035−5: Б. ц.
  89. Повестка дня на 21-й век: конф. ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро Текст. /ООН. [Б. м.: б. и.], 1992. — 218 е.- 29 см.
  90. , В.В. Новороссийск проблемы управления экологической безопасностью судоходства Текст./В.В. Попов, К. Н. Крючкова // Морские порты России. — 1999. — № 5. с. 42−43.
  91. , В.В. Управление портами и портовой деятельностью Текст. / В.В.Попов- Новорос. гос. мор. акад. Новороссийск: НГМА, 1997. — 137 е.- 22 см. ISBN (В пер.) (В пер.): Б. ц.
  92. Рекомендации по безопасной транспортировке опасных грузов и связанной с этим деятельности в морских портах Текст. СПб.: ЦНИИМФ, — 1996. — 267 е., ил., 21 см.
  93. , В.И. Экологическая безопасность при перегрузке нефти и нефтепродуктов в портах Текст.: учеб. пособие. / В. И. Решняк. СПб.: СПГУВК, 2006. — 234 е., ил., 20 см.
  94. , A.B. Проблемы предотвращения загрязнения морских акваторий нефтепродуктами Текст. / A.B. Рюмин // Экономика природопользования. 2002. — № 6., с. 47−52.
  95. , A.B. Экономическое обоснование мероприятий по предотвращению загрязнений акваторий морских портов Текст.: автореф. дисс. эконом, наук. М.: Институт проблем рынка РАН, 2004. -136 е.- ил., табл.
  96. , Е.В. Анализ эколого-экономических взаимодействий Текст. / Е.В. Рюмина- Рос. акад. наук. Ин-т проблем рынка. М/. Наука, 2000. — 158, 1. с.: ил., табл.- 22 см. ISBN 5−2 008 347-х
  97. , Е.В. Современные экономические проблемы управления природопользованием Текст. Учеб.-метод. пособие по курсу лекций «Моделирование эколого-экономических взаимодействий"/ Е.В. Рюмина- Рос. акад. наук. Ин-т проблем рынка.- М.: ИПР РАН, ГУУ, 2004.
  98. Свод обычаев морского порта Ейск Текст.: = Code of customs of the Eisk sea port. Ейск: [Б.и.], 2001. — 116 с.: ил, табл.- 21 см. ISBN 5−8072−0013−8
  99. , A.C. Концептуальный подход к системному управлению охраной окружающей среды на предприятиях газовой отрасли Текст. / A.C. Сизоненко. Волгоград, [Б.и.], 2000. — 93, 1.: табл.- 20 см. ISBN 5−85 534−342-Х
  100. Справочник эксплуатационника речного транспорта Текст. /М.Д. Амусин [и др.]- Под ред. С. М. Пьяных. М.: Транспорт, 1995. — 358,1. с.: ил.- 24 см. ISBN 5−277−1 705−4 (В пер.): Б. ц.
  101. , A.B. Оптимальное оперативное управление работой морского порта / А. В. Сте-панец- Рос. акад. трансп. Дальневосточ. отд-ние. Владивосток: Интермор, 1999. — 188 с.: ил, табл.- 21 см. ISBN 5−7783−0015−8
  102. , A.JI. Балтийский регион и транспортная экология Текст. /A.JI. Степанов// Transit. 2004. — № 2. — с. 53−55.
  103. , Л.В. Управление охраной окружающей среды на речном транспорте Текст.: Учеб. пособие /Л.В. Столярова- Моск. ин-т вод. трансп. М.: МИВТ, 1989. — 99 е.: ил.- 20 см.
  104. , Г. С. Азовское море Текст. / Г. С. Стриженок, Г. К. Плотников. Краснодар: Кн. изд-во, 1990. — 157,[2] е.- 20 см. ISBN 5−7561−0488−7: 45 к.
  105. , В.Е. Разработка системы экологического управления морского порта: На примере ОАО «Находкинский морской торговый порт» Текст.: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. -М, 2002.- 162 с.
  106. , В.Е. Управление природоохранной деятельностью порта Текст./ В. Е. Тарасова //Охрана труда и социальное страхование. 2002. — № 7. — с. 34−36.
  107. , Л.А. Управление эколого-экономическими рисками в механизме устойчивого развития портовых комплексов Текст.: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Рост, гос. ун-т. Ростов н/Д, 2004. — 24 с.
  108. , С.А. Трансформация прибрежных зон в Западной Европе и Европейской России: Делимитация и управление Текст.: автореф. дис. канд. геогр. наук: 11.00.02. М., 1998. -33 с. — ил.
  109. , С.А. Стратегическое управление экологической безопасностью Текст. /С.А. Харченко // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. -№ 5, — с. 32−35.
  110. Хилхо, J1.B. Инженерная экология и перспективы развития Текст. / Под ред. Н. И. Иванова, пер. с англ. М. В. Буториной, Н.В. Тюриной- СПб.: Балт.Гос. техн. ун-т. СПб., 2001. — 200 с. ил.- 21 см. ISBN В пер. (В пер.): 3 р. 40 к.
  111. , Т.А. Оценка экологической опасности: Обеспечение безопасности. Методы оценки рисков. Мониторинг Текст. / Т. А. Хоружая. М.: Кн. сервис, 2002 (Подольск: Фил. ЧПК). — 203 е.- 20 см. ISBN 5−94 909−026−8 (в обл.)
  112. , Ю.П. Проблемы антропогенной морской седиментологии (на примере Азовского моря) Текст./ Ю. П. Хрусталев, О. В. Ивлиева. Ростов-на-Дону: Гефест, 1999. — 196 с.
  113. , Ю.П. Эколого-географические проблемы юга России Текст./Под ред. Ю. П. Хрусталева, А. В. Белоконь Ростов-на-Дону: Гефест, 1998. — 256 с.: ил.- 21 см.
  114. , А.А. Информационные системы в экологическом менеджменте Текст.: Учеб. пособие / А. А. Цхай, С.Ю. Фетисова- Алт. краев, экол. фонд, Алт. гос. техн. уи-т им. И. И. Пол-зунова. Барнаул, 1998. — 21 см. ISBN 5−7568−0186−3
  115. , В. Опасные грузы: проблемы перевозки Текст./ В. Чистяков // Судоходство. -2002. № 4−5, — с. 34−37.
  116. , Н.А. О методических основах планирования природоохранительных мероприятий Текст. / Н. А Шинкин.// Проблемы охраны природы Западной Сибири: Сб. статей. — Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1980.
  117. , Я.Я. Имитационное моделирование сложных систем Текст.: Обзор/Я.Я. Эглит. Рига: ЛатНИИНТИ, 1980. — 43 е.- 20 см.
  118. , Я.Я. Управление транспортными системами Текст. / Я. Я. Эглит, К. Я. Эглите, В. А. Прокофьев — Акад. трансп. России. СПб., 2004. — 423 с.: ил., табл.- 21 см. ISBN 5−98 240 004−1 (в пер.)
  119. Экологический менеджмент Текст.: учеб. пособие / Т. В. Гусева и др. М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004 (ИЦ РХТУ им. Д.И. Менделеева). -107 с. ISBN 5−7237−0470−2 (в обл.)
  120. Экология и международное право Текст. Междунар. экол. орг. и правовые акты = Ecology and internatonal law / А. Г. Ахатов. М.: АСТ-пресс, 1996. — 507 е.- 22 см. ISBN 5−214−225−4 (В пер.): Б.ц.
  121. О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Электронный ресурс. Постановление Правительства РФ от 21.08.00. № 613. Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/SearchySearchList.asp7CPage-l&ReturnURL
  122. A.A. «УЛУЧШЕНИЕ» ГРУЗОВ ПОРУЧИТЬ СВОИМ Электронный ресурс. // Международное транспортное обозрение «ТрансЕвразия», Режим доступа: http://www.rzd.ru/documents/index.html?heid916&doid^2121 &print=l, свободный. — Загл. с экрана.
  123. Ю.Е., Гусева Т. В. Международная поддержка внедрения систем экологического менеджмента в Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://tqm.stankin.ru/arch/n02/zasedanie3/index26.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  124. И.Г. и др./ Оценка ущерба в системах экологического менеджмента. Электронный ресурс. Режим доступа: http://tqm.stankin.rU/arch/n02/articles/l 5. htm, свободный. — Загл. с экрана.
  125. .Н. Необходимо установить границы акваторий и территорий морских портов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://portnews.eut.ru/m/3336/?print=l, свободный. — Загл. с экрана.
  126. Реформа морских администраций портов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.morvesti.ru/mpr/archive/2003/4−03/board.asp, свободный. — Загл. с экрана.
  127. И.П. Система государственного управления в морских портах: необходим новый этап реформирования Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.morflot.ru/html/news/News040908l.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  128. Г. Н. Морской транспорт и экологическая безопасность Электронный ресурс. -Режим доступа: http://mi32.narod.ru/01−99/safity.html, свободный. — Загл. с экрана.
  129. Н. Экологический имидж порта Южный Электронный ресурс. Режим доступа: http://ptu.com.ua/up/2003−5/38.phtml, свободный. — Загл. с экрана.
  130. Система мер по охране окружающей среды для портов. Управление порта и действий гавани. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.smc.odessa.Ua/l l-122 002.php, свободный. — Загл. с экрана.
  131. У нефтепортов России только одно право: быть полностью безопасными Электронный ресурс. /Материалы «круглого стола». Режим доступа: http://www.morvesti.ru/slog/mpr-arj/2005/5/5.asp, свободный. — Загл. с экрана.
  132. О. Управление природопользованием в регионе Электронный ресурс. Режим доступа: http://vAvw.studentport.su/referat/referat.php?id=5949, свободный. — Загл. с экрана.
  133. А. Выбор и расчет индикаторов экологической результативности Электронный ресурс. Режим доступа: http://ecsd.narod.ru/publications.html, свободный. — Загл. с экрана.
  134. Commoner В. The closing circle: Nature, man, a. technology / Barry Commoner. New York: Knopf, 1971. — 326, X c.- 22 см. — (A Borzoi book). ISBN 0−394−42 350-X
  135. Ford A. Modeling the Environment. An Introduction to System Dynamics Modeling of Environmental Systems/ A. Ford. Washington: Island Press, 1999. — 144 c.: hji.- 22 cm. ISBN 92−1 106 502−6
  136. Port reform toolkit: Effective decision support for policymakers / Public-private infrastructure advisory facility. Washington.: World bank, [2003]. — 28 cm + 1 CD. ISBN 0−8213−5046−3
  137. The Eco-indicator 95. Final report 9523. Utrecht, the Netherlands: Novem (National Agency for Energy and the Environment), 1995
  138. The Eco-indicator 99. Methodology report. Amersfoort, the Netherlands: Pre Consultants (product ecology consultants), 1999
  139. The Encyclopedia of ecology & environmental management / ed.-in-chief: Peter Calow. Oxford etc.: Blackwell science, 1998. — XV, 805 c.: hji., k.- 28 cm. ISBN 0−86 542−838−7
Заполнить форму текущей работой