Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информативные характеристики акустических сигналов при неразрушающем контроле напряженно-деформированных деталей железнодорожного транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Получены картины линейной локализации АЭ в образцах из Стали 09Г2С указывающие на 4 стадии развития деформации, 3 из которых соответствуют стадиям пластической деформации на кривой ст-е. Обнаружен эффект исчезновения сигналов АЭ — «зона молчания» — в области пластических деформаций и аналогичный известному эффекту Кайзера. Показано, что изменение в характере поведения параметров сигналов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. НАПРЯЖЁННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ В МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЯХ И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ
    • 1. 1. Механические напряжения и условия их возникновения
      • 1. 1. 1. Внутренние напряжения в стальных изделиях
      • 1. 1. 2. Соединения с натягом
      • 1. 1. 3. Термонапряженное состояние
    • 1. 2. Физические методы оценки механических напряжений
      • 1. 2. 1. Метод рентгеноструктурного анализа
      • 1. 2. 2. Электрическая тензометрия
      • 1. 2. 3. Тепловой метод
      • 1. 2. 4. Магнитоупругий метод
      • 1. 2. 5. Оптические методы
    • 1. 3. Акустические методы контроля механических напряжений
      • 1. 3. 1. Акустическая тензометрия
      • 1. 3. 2. Оценка затухания ультразвука
      • 1. 3. 3. Метод АЭ для контроля напряжений и деформаций
      • 1. 3. 4. АЭ при деформировании материалов
    • 1. 4. Выводы из литературного обзора и постановка задачи исследования
  • 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДА КОНТРОЛЯ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ НА ОСИ
    • 2. 1. Модель процесса передачи акустического сигнала в прессовом соединении внутреннего кольца подшипника и оси колесной пары
    • 2. 2. Влияние толщины воздушного слоя на прозрачность в прессовом соединении
    • 2. 3. Расчёт передаточных характеристик на частотах основных резонансов конструкции прессового соединения
    • 2. 4. Влияние толщины слоя, заполненного лаком или маслом
    • 2. 5. Влияние напряженного состояния металла
    • 2. 6. Выводы по 2 главе
  • 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОСАДКИ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ НА ШЕЙКУ ОСИ КОЛЁСНОЙ ПАРЫ
    • 3. 1. Влияние степени натяга на параметры акустических волн
    • 3. 2. Влияние структурного состояния образцов и дефектов в них на характеристики акустических волн
      • 3. 2. 1. Экспериментальный стенд
      • 3. 2. 2. Особенности измерений и предварительный анализ результатов
    • 3. 3. Выводы по 3 главе
  • 4. ИНФОРМАТИВНОСТЬ АКУСТИЧЕСКОЙ ЭМИССИИ ПРИ РАЗВИТИИ ЛОКАЛИЗАЦИИ ДЕФОРМАЦИИ В ОБРАЗЦАХ ИЗ НИЗКОУГЛЕРОДИСТОЙ СТАЛИ
    • 4. 1. Акустическая эмиссия при зарождении и развитии трещин
    • 4. 2. Особенности реализации АЭ испытаний и построения картин локализации
    • 4. 3. Особенности АЭ при наблюдении очагов локализации ПД
    • 4. 4. Выводы по 4 главе
  • 5. КОНТРОЛЬ РЕЛЬСОВ И ИХ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ АКУСТИКО-ЭМИССИОННЫМ МЕТОДОМ
    • 5. 1. Лабораторные исследования акустической эмиссии в сварных соединениях
    • 5. 2. АЭ испытания рельсов на рельсосварочном предприятии
    • 5. 3. Использование поездной нагрузки для диагностирования рельсов в эксплуатации акустико-эмиссионным методом
    • 5. 4. Выводы по 5 главе

Информативные характеристики акустических сигналов при неразрушающем контроле напряженно-деформированных деталей железнодорожного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Надежность и долговечность технических устройств железнодорожного транспорта в значительной степени зависят от результатов их диагностирования и неразрушающего контроля. Несущие элементы металлоконструкций пути (рельсы), детали буксового узла колесной пары (внутренние кольца подшипников на оси) циклически нагружаются при эксплуатации, что совместно с высоким уровнем остаточных напряжений и накопленными микроповреждениями приводит к трещинообразованию, разрушению и катастрофическим последствиям.

Современная концепция технической диагностики и неразрушающего контроля базируется на методах обнаружения дефектов в виде разрывов сплошности, снижающих прочность сечений механически нагруженных деталей машин и конструкций. Совершенствование методов и средств неразрушающего контроля в последние десятилетия позволило существенно поднять чувствительность и надежность выявления дефектов в металлоконструкциях. Однако, несмотря на высокую техническую и методическую оснащенность неразрушающего контроля [1,2] и жесткий технический контроль надзорными органами, техногенные аварии продолжаются. Более того, нередки ситуации, когда разрушения конструкций, аварии и крушения на транспорте происходили сразу после планового дефектоскопического и технического освидетельствования объектов. Налицо противоречие между опасным уровнем техногенных аварий с одной стороны, и весьма высоким уровнем развития методов и средств дефектоскопии, квалификацией персонала, а также методов расчета конструкций с другой. Таким образом, проблема оценки текущего технического состояния инженерных конструкций и деталей машин транспорта является весьма актуальной.

Процесс разрушения материалов начинается с локализации пластической деформации вблизи структурных неоднородностей и концентраторов напряжения [3−5], вызывающей формирование зоны пластической деформации, накопление в ней дефектов и образование трещин. Закономерности формирования и размер зоны зависят от структуры материала и локального напряженного состояния. Условиями разрушения являются концентрация механических напряжений и их высокий градиент. Дефект зарождается в месте концентратора напряжений и развивается в направлении градиента. Для гарантии безопасной работы требуется не только дефектоскопия, констатирующая наличие дефекта, но и оценка локальных внутренних напряжений.

Перспективные варианты оценки напряженно-деформированного состояния металлов связаны с акустическими методами, основанными на измерении характеристик упругих волн в контролируемой среде. К их преимуществам следует отнести возможность оценки не только поверхностных, но и внутренних напряжений в объеме материала (за счет многообразия типов используемых волн) — оперативность контроля, достаточно высокую разрешающую способность и возможность проведения измерений непосредственно на контролируемых объектах в процессе эксплуатации.

Во всех случаях в основе акустического воздействия на объект контроля в напряженно-деформированном состоянии лежат поля одной природы, поэтому оценка технического состояния металлоконструкций акустическими методами представляется перспективной и достоверной. Использование акустической эмиссии как дополнительного метода позволяет повысить информативность оценки напряженно-деформированного состояния и дает возможность определения его особенностей.

Проблема точной оценки внутренних напряжений массивных объектов остается нерешенной как аналитически, так и экспериментально. Исследование информативных параметров объемных акустических волн в процессе распространения по соединению внутреннего кольца и оси колесной пары, излучения волн акустической эмиссии, в зависимости от величины, направления и вида деформаций в рельсах, существенно расширяют возможности акустических методов контроля для разработки эффективных средств неразрушающего контроля рельсов, сварных стыков рельсов, колец подшипников, что, в конечном счете, повысит безопасность движения.

Объектом исследования являются информативные параметры акустических сигналов, используемых при неразрушающем контроле металлоконструкций железнодорожного транспорта в напряженно-деформированном состоянии.

Предмет исследования: закономерности распространения акустических волн через прессовое соединение, методическое обеспечение акустико-эмиссионных методов контроля образцов из углеродистых и легированных сталей, рельсов, сварных стыков рельсов, резонансных методов контроля прессовых соединений колец подшипников на шейке оси колесной пары.

Научная новизна.

1. Разработана расчетная модель процесса распространения упругих волн через прессовое соединение, основанная на явлении ограниченной прозрачности пограничного слоя двух сопрягаемых деталей, учитывающая величину натяга, акустические свойства слоя и деталей, геометрию, и внутренние напряжения в кольце, частоту волны.

2. Исследованы передаточные характеристики процессов распространения волн на резонансных частотах прессового соединения, позволяющие обосновать выбор частот и чувствительность акустического метода контроля плотности посадки внутреннего кольца подшипника на шейке оси колесной пары.

3. Предложен способ наблюдения движения локализованных полос пластической деформации с использованием метода спекл-фотографии, дополненного регистрацией сигналов акустической эмиссии, что позволяет прогнозировать место образования шейки и разрыва образца.

4. Выявлены основные информативные параметры сигналов акустической эмиссии, возникающих при остывании после сварки стыков рельсов для дефектных и бездефектных соединений. Обоснован рабочий интервал температур акустико-эмиссионного контроля рельсов на рельсосварочном предприятии.

5. Обоснован способ регистрации акустических сигналов при напряженно-деформированном состоянии рельса, обусловленном возникновением резонанса по длине пролетного строения моста на волне изгиба, распространяющейся в рельсе под нагрузкой от проходящего поезда.

Защищаемые положения.

1. Расчет акустического тракта при распространении акустических сигналов в прессовом соединении кольца внутреннего подшипника и оси колесной пары.

2. Результаты экспериментальных исследований процессов распространения акустических сигналов в кольцах и шейках осей колесных пар.

3. Методика визуализации процесса движения локализованных полос пластической деформации с использованием метода акустической эмиссии.

4. Результаты экспериментальных исследований процессов распространения акустико-эмиссионных сигналов при остывании сварных соединений рельсов на рельсосварочном предприятии.

5. Способ определения условий регистрации сигналов системой АЭ контроля по соотношению продольной и поперечной деформаций конструкций моста в условиях движущейся поездной нагрузки.

Практическая ценность работы.

1. Доказано, что при проектировании методик и средств акустического контроля степени посадки следует руководствоваться, с одной стороны требованиями минимальных потерь при прохождении сигнала по объекту, с другой стороны, достаточно крутой и однозначной зависимостью характеристик сигнала, в частности выраженности резонанса, от величины зазора сопрягаемых деталей. Экспериментальные результаты позволили выявить факторы, влияющие на работу УЗ прибора и учесть их при его совершенствовании, а теоретические расчеты обосновывают применение методики контроля степени натяга подшипников.

2. Методика визуализации процесса движения локализованных полос пластического течения с применением метода акустической эмиссии используется в научных исследованиях в ИФПМ СО РАН и учебном процессе в СГУПСе.

3. Доказано, что акустико-эмиссионный контроль обнаруживает дефектное состояние объекта при использовании в качестве нагружающего воздействия градиента температур, возникающего при остывании стыка рельсов на рельсосварочном предприятии сразу после сваривания. По результатам работы создана методика, основанная на анализе постоянства потоковых характеристик сигналов от сварного шва с учётом температуры сварного соединения.

4. Обоснована достаточность уровня напряженно-деформированного состояния, создаваемого весом проходящего поезда, для акустико-эмиссионного диагностирования рельсов, уложенных на мосту. Разработанный с соавторами «Способ диагностирования рельсовых плетей металлического моста и устройство для его осуществления» запатентован.

Методы исследования. В работе представлены материалы, полученные на основе метода акустической эмиссии, ультразвукового, тензометрического, оптического (спекл-фотография) методов, а так же визуального контроля. Решение поставленных задач осуществлялось с использованием сертифицированного оборудования. Исследования проводились в соответствии с требованиями нормативной документации, утвержденной Госстандартом и Ростехнадзором РФ. Анализ точности определения места положения источников акустической эмиссии проводился по результатам экспериментов проведенных в лабораторных и цеховых условиях. При обработке полученной информации использовались методы математической статистики.

Достоверность полученных в работе результатов обеспечивается физической обоснованностью решаемых задач, применением фундаментальных положений акустики и механики деформируемого твердого тела, решением поставленных задач с использованием современного поверенного сертифицированного оборудования, большим объемом экспериментальных данных и сопоставлением полученных результатов с результатами других исследователей.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации апробированы на 15-ти Международных и Российских научных конференциях:

Научно-техническая конференция «Наука и молодежь XXI века», Новосибирск, 2002. Межвузовская научная студенческая конференция «Интеллектуальный потенциал Сибири», Новосибирск, 2002. Студенческая конференция «Дни науки — 2002», Новосибирск. Студенческая конференция «Дни науки — 2003», Новосибирск. Научно-техническая конференция «Наука и молодежь XXI века», Новосибирск, 2003. Межвузовская научная студенческая конференция «Интеллектуальный потенциал Сибири», Новосибирск, 2004. 2-я Евразийская научно-практическая конференция «Прочность неоднородных структур — ПРОСТ», Москва, 2004. 5-я Региональная школа-семинар молодых ученых «Современные проблемы физики, технологии и инновационного развития», Томск, 2004. Научно-производственный форум «Экологические проблемы и техногенная безопасность строительства, эксплуатации и реконструкции нефтегазопроводов. Новые технологии и материалы», Томск, 2005. XVII Российская научно-техническая конференция «Неразрушающий контроль и диагностика», Екатеринбург, 2005. 7-ая научно-практическая конференция «Безопасность движения поездов», Москва, 2006. 9-ая Международная конференция «Градиентные структурно-фазовые состояния в сталях и сплавах», Новокузнецк, 2006. International Conference NDE for Safety. i.

European Federation for NDT, Prague, Czech, 2007. 1-я Всероссийская научно-техническая конференция «Измерение, контроль и диагностика», Ижевск, 2010. 6-я Российская конференция «Механика микронеоднородных материалов и разрушение», Екатеринбург, 2010.

Личный вклад автора заключается в постановке задач исследования, разработке модели процесса распространения упругих волн через прессовое соединение, разработке и изготовлении вспомогательных устройств и средств сопряжения аппаратурных комплексов при выполнении экспериментов, создании методик обработки сигналов, планировании экспериментов, в анализе результатов теоретических и экспериментальных исследований.

Публикации. Результаты диссертации изложены в 22-х публикациях, в т. ч. 3-х статьях по списку ВАК, Патенте РФ на изобретение и материалах конференций.

Структура и объем работы. Диссертационная работа изложена на 153 страницах, состоит из введения, пяти глав, основных выводов, списка используемой литературы из 151 наименований. Диссертация включает 53 рисунков, 3 таблицы и 3 приложения.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Создана расчетная модель процесса распространения упругих волн через прессовое соединение, позволяющая исследовать основные информативные параметры акустических волн (частота, амплитуда) в зависимости от величины натяга, определяемого зазором между кольцом и шейкой оси, акустических свойств слоя между двумя сопрягаемыми деталями, геометрии соединения. Показано, что для прессового соединения, выполненного через слой воздуха, оптимальным является использование резонансного метода на низких частотах с передаточной характеристикой #(/) ~ В2 Я, соответствующей частотам резонанса по толщине кольца и диаметра шейки оси. Для соединения через слой масла или лака оценивать натяг следует с использованием эхо-импульсного метода в мегагерцевом диапазоне частот.

2. Доказано, что возможен контроль натяга по величине коэффициента отражения с использованием поперечной горизонтально поляризованной волны, обеспечиваемый уменьшением скорости ультразвуковых волн вследствие роста тангенциальных напряжений в кольце при увеличении натяга. При этом отсутствует зависимость от акустических свойств промежуточной среды, через которую выполнено прессовое соединение. Разработаны рекомендации по выбору рабочих частот, крутизны кривой чувствительности и уровней сигналов при проектировании методик акустического интегрально-резонансного метода контроля плотности посадки колец на ось.

3. Экспериментально показано, что изменение степени натяга сопрягаемых деталей ведет к увеличению основных регистрируемых параметров спектроэхограмм (число импульсов, амплитуда) при реализации интегрально-резонансного метода. Исследовано влияние размеров и конфигурации искусственных дефектов, а также термической обработки образцов среднеуглеродиетой стали на параметры спектроэхограмм.

4. Получены картины линейной локализации АЭ в образцах из Стали 09Г2С указывающие на 4 стадии развития деформации, 3 из которых соответствуют стадиям пластической деформации на кривой ст-е. Обнаружен эффект исчезновения сигналов АЭ — «зона молчания» — в области пластических деформаций и аналогичный известному эффекту Кайзера. Показано, что изменение в характере поведения параметров сигналов акустической эмиссии (локализация, амплитуда, суммарный счет) характеризует переход между стадиями кривой ст-б на образцах из стали 09Г2С. Так, например, падение активности до нуля указывает завершение площадки текучести и предсказывает переход к стадии параболического деформационного упрочнения. Источником сигналов АЭ на стадии площадки текучести являются полосы локализованной деформации Чернова-Людерса. Предложен метод определения скорости развития локализованной деформации на площадке текучести по картине локализации АЭ, с использованием данных об амплитудах и активности сигналов.

5. Показана возможность обнаружения дефектов стыка рельсов в термонапряженном состоянии на ранней стадии их развития с использованием метода АЭ в диапазоне температур остывания от 500 °C до 100 °C. Установлено, что по спектрам АЭ сигналов, отклонений в монотонности роста суммарного счёта и максимальных амплитуд, можно судить о дефектности сварного соединения. По результатам работы создано методическое обеспечение для мониторинга процесса остывания рельсов после контактно-стыковой сварки плавлением, основанное на анализе постоянства потоковых АЭ характеристик. Разработанная методика испытана на РСП-29 Западно-сибирской железной дороги.

6. Обоснован способ регистрации акустических сигналов в рельсах по скорости изменения продольной и поперечной деформаций, обусловливающих достаточность уровня напряженно-деформированного состояния, создаваемого весом проходящего поезда для АЭ диагностирования. Способ запатентован, и методика применена для диагностирования рельсов на железнодорожном мосту через р. Обь в г. Новосибирске.

7. Результаты исследований, приведенных в диссертации, используются в учебном процессе СГУПС при повышении квалификации специалистов вагонных ремонтных депо и дефектоскопистов ЖД транспорта по акустическому и акустико-эмиссионному контролю, а также студентов технической специальности (прил. В).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В., Соснин Ф. Р., Филинов В. Н. и др. Неразрушающий контроль и диагностика: Справочник. — М.: Машиностроение, 1995. —488 с.
  2. Неразрушающий контроль: Справочник в 7 т. Под общ. ред. Клюева В. В., т. 3: ультразвуковой контроль / Ермолов H.H., Ланге Ю. В. М.: Машиностроение, 2004.- 864 с.
  3. Л.Р. Разрушение: кинетика, механизмы, общие закономерности / отв. Ред. И.И. Новиков- Институт металлургии и материаловедения им. A.A. Байкова РАН. М.: Наука, 2008. — 334 с.
  4. Я.Б. Механические свойства металлов. Изд. 3-е перераб., и доп. В двух частях. Часть первая. Деформация и разрушение. М.: «Машиностроение», 1974.-471 с.
  5. A.B. К вопросу о происхождении упругих несовершенств поликристаллического сплава. — «Физика металлов и металловедение», 1956, т. 3, вып. 2, с. 349 359.
  6. М.Х., Лазарев И. Б. Сопротивление материалов. Учебное пособие для вузов. Новосибирск: Сгупс, 1997. 300 е.: ил.
  7. В.Е., Зуев Л. Б. и др. Структурные уровни пластической деформации и разрушения, М.: Наука, 1990.
  8. И.А. Остаточные напряжения. М.: Металлургия, 1963. —232 с.
  9. И. С., Ильяшенко, А. А. Соединения с натягом. Расчёт, проектирование, изготовление. — М.: Машиностроение, 1981. — 247 с.
  10. . М. Сборка соединений с натягом при термовоздействии: Автореф. дис. д.т.н: Киевский Политехническийин-т.—Киев.-1991.—31с.
  11. Л. Т. Прочность прессовых соединений. Киев: Техшка, 1982. -152 с. ил.
  12. М.Н. Детали машин: Учеб. для студентов втузов/Под ред. В. А. Финогенова. — 6-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 2000. — 383 с: ил.
  13. ГОСТ 3325–85. Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки. — Введ. 1987−01−01. -М.: Изд-во стандартов, 1985.-109 с.
  14. ГОСТ 7713–62. Допуски и посадки. Основные определения (с изменениями № 2, 3). Введ. 1963−01−01. М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. — 14с.
  15. В.П., Скуев В. Б. Ремонт механического оборудования тепловозов: учебник для ПТУ железнодорожного транспорта. М.: ТРАНСПОРТ, 1991. — 184с.: ил. табл.
  16. В. Г. Неразрушающий контроль прессовых соединений в процессе ультразвуковой сборки. // Контроль. Диагностика. -2008. -№ 12. -С. 36−42.
  17. Технические средства диагностирования: Справочник /В.В. Клюев, П. П. Пархоменко, В. Е. Абрамчук и др.- под общ. Ред. В. В. Клюева. — М.: Машиностроение, 1989. 672 е., ил.
  18. В., Гуггенбергер А., Кун Р. и др.- Измерение напряжений и деформаций / пер. с нем. Ю. Ф. Красонтович, ред. Н. И. Пригоровский. — М.: Машгиз, 1961. 535с.: ил.
  19. А. Рентгеновская металлография. — М.: Металлургия, 1965.
  20. А.М., Иванов С. А. Распределение напряжений вблизи волнообразной поверхности и её влияние на результаты рентгеновской тензометрии // Заводская лаборатория. 1987. — № 12. — С. 41−44.
  21. С.А., Колотов А. З. Рентгеновская тензометрия материалов с неоднородным по глубине напряжённым состоянием(Г). // Завод, лаб.1987.-№ 12.-С. 37−41.
  22. С.А., Колотов А. З. Рентгеновская тензометрия материалов с неоднородным по глубине напряжённым состоянием (II). // Завод, лаб.1988. -№ 1.-С. 23−28.
  23. И.Л., Сухов A.B., Шиткин С. Л. и др. Применение рентгеновской тензометрии для неразрушающего контроля остаточных напряжений цельнокатаных колёс. // Вестник ВНИИЖТ. 2005. — № 4. — С. 23−28.
  24. Тензометрия в машиностроении. Под ред. Макарова Д. А. -М.: Машиностроение, 1974. -287с.
  25. Ю.Ю., Коровянский И. Г., Орлов В. А. Метод проволочных сопротивлений // Заводская лаборатория. —1967. -№ 6. С. 8.
  26. В.В., Степанова Л. Н. Автоматизация измерений, контроля и испытаний: Учеб. Пособие. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2006 — 242с.
  27. Л.Н., Кабанов С. И., Лебедев Е. Ю. и др. Быстродействующая микропроцессорная тензометрическая система для динамических испытаний конструкций // Контроль. Диагностика. 2006. — № 7. — С. 6−14.
  28. JI.H., Бехер С. А., Кочетков A.C., Снежков И. И. Использование тензометрии для контроля колёс грузового вагона в движении // Контроль. Диагностика. -2008. -№ 08. -С. 14−23.
  29. А.Н., А.К. Шашурин А.К. Методы и средства измерений в прочностном эксперименте. М.: изд-во МАИ, 1990. — 200с.:ил.
  30. В.П. Тепловые методы неразрупгающего контроля: Справочник. — М.: Машиностроение, 1991.-240с. :ил.
  31. Неразрушающий контроль: Справочник: В 7 т. Под общ. ред. В. В. Клюева. Т.5: В 2 кн. Кн. 1: Тепловой контроль. /В.П. Вавилов. — М.: Машиностроение, 2004. 679 е.: ил.
  32. Нисимура Macao, Икэдзава Митиси, Судзуки Ясухиро. Измерение распределения механических напряжений с использованием инфракрасного излучения. «Нихон кайдзи кекай кайси, Trans. Nippon. Kaiyi Kyokai», 1984, N 187, с. 134−146.
  33. H.A., Ковалев A.B. Новые методы, средства и применения теплового неразрушающего контроля // Измерения, контроль, автоматизация: Науч. -техн. сб. обзоров. ЦНИИТЭИ приборостроения. -М.- 1990, N 1(73).
  34. A.B., Лещенко И. Г. Материалы семинара Промышленное применение электромагнитных методов контроля — М., 1974.
  35. Неразрушающий контроль: Справочник: в 7 т. Под общ. ред. В. В. Клюева. Т. 6: в 3 кн. Кн. 1: Магнитные методы контроля. В. В. Клюев, В. Ф. Мужицкий, Э. С. Горкунов, В. Е. Щербинин. М.: Машиностроение, 2004. — 832с.: ил.
  36. Э.С., Емельянов И. Г., Митропольская С. Ю. Определение напряженного состояния растянутого стержня по его измеренным магнитным характеристикам // Прикладная механика и техническая физика. -2008. -Т.49. -№ 5. -С. 205−211.
  37. Э.С., Смирнов C.B., Задворкин С. М., и др. Взаимосвязь между параметрами напряженно-деформированного состояния и магнитными характеристиками углеродистых сталей // Физика металлов и металловедение. -2007. -Т. 13. -№ 3. -С. 11−21.
  38. Э.С., Якушенко Е. И., Задворкин С. М., и др. Влияние упругой деформации сжатием, растяжением, кручением на распределение критических магнитных полей в стали 15ХН4Д // Дефектоскопия. 2010. -№ 2. -С.3−13.
  39. М.Н., Горкунов Э. С. Магнитные методы структурного анализа и неразрушающего контроля. -М.: Наука, 1993. 252 с.
  40. М.А. Магнитный контроль механических свойств сталей. Минск: Наука и техника, 1980. -184 с.
  41. М.С. Разработка методов и средств измерения механических напряжений на основе необратимых и квазиобратимых магнитоупругих явлений: Дис.. д-ра техн. наук: 05.11.13: Тюмень, 2004,321 с. РГБ ОД 71:05−5/569
  42. Н. П., Щербинский В. Г. Радиационная, ультразвуковая и магнитная дефектоскопия металлоизделий.-М.: Высшая школа, 1991.-271 с.
  43. А. Я., Ахметзянов М. X., Поляризационио-оптические методы механики деформируемого тела, М., 1973. 155 с.
  44. В. И. Экспериментальные методы исследования деформаций и напряжений // Материалы VIII Всесоюзной конференции по методу фотоупругости, т. 1−4, Тал., 1979- 36., К., 1981.
  45. Приборы для неразрушающего контроля материалов и изделий. В 2-х книгах. Кн. 1 / Под ред. В. В. Клюева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1986. — 391 с.
  46. Schnars, U. Digital holography / U. Schnars, W. Jueptner. Springer Verlag, 2004.- 164 p.
  47. С.И. Накладная голографическая интерферометрия для исследования полей деформаций и напряжений в элементах конструкций: дис.. доктора технических наук: (05.23.17 — Строительная механика) / С. И. Герасимов. Новосибирск, 1997. -299 с.
  48. С.А. Современные методы цифровой голографии / С. А. Балтийский, И. П. Гуров, С. Де Никола, Д. Коппола, П. Ферраро // Проблемы когерентной и нелинейной оптики- под ред. И. П. Гурова и С. А. Козлова. СПб: СПбГУ ИТМО, 2004. — С. 91−117.
  49. Ч. Голографическая интерферометрия / пер. с англ. Под ред. Ю. И. Островского. -М.: Мир, 1982. -504 с.
  50. A.Labeyrie. Atteinment of Difraction Limited Resolution in Large Telescopes by Fourier Analisis Speckle Patterns In Star Images // Astron & Astrophis. -1970. -№ 6, -C.85−87.
  51. , М. Оптика спеклов / М. Франсон- пер. с англ. -М.: Мир, 1980. -171 с.
  52. В.П. Рябухо. Спекл-интерферометрия // Соросовский образовательный журнал. 2001. -ТОМ.7 № 5. — С. 102−109.
  53. Jones, R. Holographie and speckle interferometry / R. Jones, C. Wykes. -Cambridge University Press, 1983. 330 p.
  54. P.B., Козинцев B.M., Подлесных A.B., и др. Применение электронной спекл-интерферометрии для регистрации наноперемещений // Изв. РАН. МТТ. -2008. -№ 4. -С. 166−175.
  55. В.В. Определение остаточных напряжений методом электронной спекл- интерферометрии : дис. канд. техн. наук: 01.02.04 / HAH Украины- Институт электросварки им. Е. О. Патона.-К., 2007.— 144с.
  56. Oppenheim, А .V. Digital signal processing / A.V. Oppenheim, R.W. Schafer -Prentice-Hall, Inc.: Englewood Cliffs, New Jersey, 1975. 416 p.
  57. А. П., Горкунов Э. С., Ерёмин П. С., и др. Спекл-интерферометрическая установка для бесконтактного измерения скорости ультразвуковой волны Релея // Приборы и техника эксперимента. —2010. -№ 1.-С. 128−131.
  58. О.И., Смиленко В. Н., Кот В. Г., и др. Контроль напряжений на основе использования подповерхностных акустических волн // Контроль. Диагностика. -2009. -№ 1. -С. 11−13.
  59. Ультразвуковой контроль. И. Н. Ермолов, М. И. Ермолов. Учебник для специалистов первого и второго уровней квалификации. М.: -1998. 35 с.
  60. Г. Я., Цомук С. Р. Физические основы ультразвуковой дефектоскопии. Учебное пособие. С-Петербург, 1997. — 57−59 с.
  61. Э.С., Поволоцкая A.M., Субботин Ю. С. Магнитоупругая акустическая эмиссия в ферромагнитных материалах. 2. Влияние упругих и пластических деформаций на параметры магнитоупругой акустической эмиссии // Дефектоскопия. 2001. — № 9. — С. 3.
  62. Л.Г. Исследование ультразвукового рассеяния в металлах // Техническая физика. 1956. — Т.1. — С.59−69.
  63. В.П. Сравнение ультразвукового и акустико-эмиссионного методов контроля напряженно-деформированного состояния строительных конструкций. // Контроль. Диагностика. — 2008. № 7. — С. 25−29.
  64. Г. А., Никифоренко Ж. Г. Использование поляризованного ультразвука для определения внутренней упругой анизотропии материалов // Дефектоскопия. 1967. — № 3. — С. 59−63.
  65. А.Н., Степанова Л. Н., Муравьев В. В. и др. Акустико-эмиссионная диагностика конструкций / под ред. Л. Н. Степановой. —М: Радио и связь, 2000. 280 с.
  66. Н.П., Углов А. Л., Хлыбов A.A., Прилуцкий М. А. Об особенностях использования акустического метода контроля напряженного состояния трубопроводов из сталей с регулируемой прокаткой // Контроль. Диагностика. -2008. -№ 1. -С. 28−30.
  67. Э.С., Задворкин С. М., Родионова С. С., и др. Оценка внутренних напряжений в высокоуглеродистых сталях по параметрам электромагнитно-акустического преобразования // Дефектоскопия. —1999. -№ 9. -С. 38−43.
  68. Н.Е. Акустоу пру гость. Опыт практического применения. -Н.Новгород: ТАЛАМ, 2005. 208 с.
  69. В.М., Вангели М. С., Куценко А. Н. Акустические методы контроля напряженного состояния материала деталей машин. — Кишинев: Штиинца, 1981.- 148 с.
  70. Неразрушающий контроль: Справочник: В 7 т. Под общ. ред. В. В. Клюева. Т.4: В 3 кн. Кн. 1: Акустическая тензометрия / В. А. Анисимов, Б. И. Каторгин, А. Н. Куценко и др. М.: Машиностроение, 2004. — 736 е.: ил.
  71. Eckhard Schneider. Untersuchung der materialspezifischen Einflusse und verfahrenstechnische Entwicklungen der Ultraschallverfahren zur Spannungsanalyse an Bauteilen. Saarbrucken: Fraunhofer IRB Verlag, 2000. — 196 s.
  72. B.M., Вангели M.C., Куценко А. Н. Акустическая тензометрия. -Кишинев: Штиинца, 1991. — 204 с.
  73. А.Н. Упругие волны в телах с начальными напряжениями: в 2 т. — Киев: Наук. Думка, 1986. Т. 1. — 376 С.
  74. В.В., Зуев Л. Б., Комаров К. Л. Скорость звука и структура сталей и сплавов. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996.- 184 с.
  75. Неразрушающий контроль: Справочник: В 7 т. Под общ. Ред. В. В. Клюева. Т. 3: Ультразвуковой контроль / И. Н. Ермолов, Ю. В. Ланге. — М.: Машиностроение, 2004. 864 е.: ил.
  76. А.Н., Конева H.A., Фольмер С. В., Попова H.A., Козлов Э. В. Повреждаемость сварных соединений. Спектрально акустический метод контроля. -М.: Машиностроение, 2009. 240 е.- ил.
  77. Я.Б. Механические свойства металлов. Изд. 3-е перераб. И доп. В двух частях. Часть вторая. Механические испытания. Конструкионная прочность. -М.: Машиностроение, 1974. 472 с.
  78. Неразрушающий контроль: Справочник: В 7 т. Под общ. Ред. В. В. Клюева. Т.7: В 2 кн. Кн. 1: В. И. Иванов, И. Э. Власов. Метод акустической эмиссии. — М.: Машиностроение, 2004. — 679 е.: ил.
  79. Э.С., Бартенев О. А., Хамитов В. А. Магнитоакустическая эмиссия в монокристаллах кремнистого железа // Известия высших учебных заведений. Физика. 1986. — № 1. — С. 227.
  80. Holford К.М., Acoustic Emission-Basic Principles and Future Directions // Strain. -2000. -Volume 36, Issue 2. -P. 51−54.
  81. B.C., Нацик В. Д. Элементарные дислокационные механизмы акустической эмиссии // Элементарные процессы пластической деформации кристаллов: сб. науч тр. — 1978. — С. 159−189.
  82. Н.В., Скальский P.P., Сергиенко О. Н. О методологии АЭ-диагностирования трещинообразования // Техническая диагностика и неразрушающий контроль. 1995. — № 3. — С. 23−26.
  83. Н.А., Шпорт В. И., Марьин Б. Н. и др. под общей ред. д-ра техн. наук, проф. Семашко Н. А., канд. техн. наук Шпорта В. И. Акустическая эмиссия в экспериментральном материаловедении. М.: Машиностроение, 2002. — 240 с. ил.
  84. Л.А. Исследование пластической деформации металлов методом акустической эмиссии. -Л.: ЛГУ, 1990. —156 с.
  85. В.А., Дробот Ю. Б. Акустическая эмиссия. -М.: издательство стандартов, 1976. 272 с.
  86. Houghton D.R., Crawford A.M. Kaiser effect gauging: the influence of confining stress on its response // Proceedings of the Sixth ISPM Congress. — Montreal.-vol. 2.- 1987.-P. 981−986.
  87. Heggen М., Houben L., Feuerbacher М. Plastic-deformation mechanism in complex solids // Nature Materials. 2010. — № 9. P. 332−336.
  88. A.H., Степанова JI.H., Муравьев B.B. и др. Диагностика объектов Транспорта методом Акустической эмиссии / под ред. Л. Н. Степановой, В. В. Муравьева. М.: Машиностроение-Полёт, 2004.—368е.: ил.
  89. Причины отцепок вагонов и текущий ремонт. Г. К. Сендеров, Е. А. Поздина, А. П. Ступин и др. Бюллетень ОСЖД № 4−5, 1999. С. 20−25.
  90. Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками. ЦТВР МПС. — М., 1985, с. 86.
  91. А.Г., Родионов С. А., Шанаурин A.M. прибор ПС-219 для контроля натяга колец подшипников // дефектоскопия.-2004.-№ 7.-С. 90−92.
  92. И.И., Муравьев Т. В. Определение натяга внутренних колец буксовых подшипников на шейке оси колесной пары вагона акустическим методом // Вестник СГУПС. 2005. — Выпуск 12. — С. 73−81.
  93. Т.В. диагностика качества трибосопряжения внутреннего кольца подшипника и оси колесной пары // труды 7-ой научно-практической конференции «Безопасность движения поездов». 26−27 октября 2006 г. М.: Изд-во МИИТ, 2006. VI-38.
  94. В.В., Муравьев Т. В. Расчет процесса передачи акустического сигнала через трибосопряжение внутреннего кольца подшипника и оси колесной пары // Дефектоскопия. 2007. — № 2. — С. 16−26.
  95. Л.М. Волны в слоистых средах. М.: Наука, 1973. — 344 с.
  96. И., Крауткремер Г. Ультразвуковой контроль материалов. Справочник / Пер. с нем. М.: Металлургия, 1991. — 752 с.
  97. В.В., Козятник И. И., Беспрозванных Е. В. Определение натяга колец подшипников ультразвуковым методом // Сборник докладов. 17 Петербургская конф. «Ультразвуковая дефектоскопия металлоконструкций». С-Пб, 6−8 июня, 2001 г. С. 120−124.
  98. Исследование возможности определения величины натяга ультразвуковым методом. В. В. Муравьев, Б. В. Глухов, И. И. Козятник и др. // Сборник статей. Юбилейная науч. конф. 70 лет ОмГУПС «Новые технологии-ж.д. транспорту». Омск, 2000. с.268−272.
  99. Т.В. Исследование деформации колец буксового подшипника тензометрическим методом // Тезисы докладов студенческой конференции «Дни науки -2002». СГУПС. Новосибирск, 2002. С. 84.
  100. Нагружающие устройства для внутреннего кольца буксового подшипника. Б. В. Глухов, В. В. Муравьев, И. И. Козятник и др. // Тезисы науч. практ. конф. «Актуальные проблемы Транссиба на современном этапе» 25 октября 2001 г. Новосибирск, 2001. С.396−398.
  101. Т.В. Исследование дефектности и структуры цилиндрических образцов методом ультразвукового цифрового сканирования // Материалы научно-технической конференции «Наука и молодежь XXI века». 27−29 октября 2002. СГУПС. Новосибирск, 2003. С. 93−96.
  102. Л.Б., Данилов В. И., Семухин Б. С., Пространственно-временное упорядочение при пластическом течении твёрдых тел // Успехи Физики Металлов. 2000. -ТЗ. № 3. — С. 237−304.
  103. L. В., On the waves of plastic flow localization in pure metals and alloys // Ann.Phys. 2007. — Vol. 16. No.4. — P. 286−310.
  104. Т.В., Зуев Л. Б. Особенности акустической эмиссии при развитии полосы Чернова-Людерса в образцах из низкоуглеродистой стали // ЖТФ. 2008. — Т. 78, № 8. — С. 135−139.
  105. П.В., Гуменюк В. А., Казаков H.A., Несмашный Е. В. Исследование излучения сигналов акустической эмиссии в деформируемом твердом теле. // Контроль. Диагностика. 2008. — № 10. — С.21−28.
  106. ГОСТ 27 655–88. Акустическая эмиссия. Термины, определения и обозначения. М. Изд-во стандартов, 1988. 24с.
  107. Методики определения местоположения развивающихся дефектов акустико-эмиссионным методом. Госстандарт. НПО «Дальстандарт». 1980, МИ 207−80.
  108. С.Н., Бикбаев С. А., Зуев Л. Б., Визуализация неоднородностей пластического течения полями декорреляции и скорости мерцания видеоспеклов // Журнал технической физики, -2004, т. 74, № 10.—с. 137−139.
  109. Мак Лин Д. Механические свойства металлов. Пер. с англ. под ред. Фридмана Я. Б., М.: Металлургия, 1965. 431с.
  110. .С., Бушмелева К. И., Зуев Л. Б., Скорость распространения ультразвука и явление текучести в стали 09Г2С // Металлофизика и новейшие технологии, 1998. — т. 20. -N5. — С. 68 — 71.
  111. В.И., Белов В. М. Акустико-эмиссионный контроль сварки и сварных соединений. М.: Машиностроение, 1981.-184 с.
  112. Т.В. Акустико-эмиссионная диагностика сварных соединений с помощью термического нагружения // Тезисы докладов студенческой конференции «Дни науки — 2003». СГУПС. Новосибирск, 2003. С. 48.
  113. Т.В. Разработка методики определения качества сварных соединений с помощью акустико-эмиссионной диагностики // Материалынаучно-технической конференции «Наука и молодежь XXI века». 29−30 октября 2003 г. СГУПС. Новосибирск, 2004. С. 102−103.
  114. ТУ А02.411 709.001-РЭ, СЦАД16.03 «система цифровая акустико-эмиссионная диагностическая». Новосибирск, 2001. — С. 21.
  115. В.В., Муравьев М. В., Бехер С. А. Применение новой методики обработки сигналов для повышения точности локализации источников АЭ // Дефектоскопия. 2002. — № 8. — С. 15−28.
  116. В.В., Муравьев Т. В. Акустико-эмиссионное диагностирование образования и развития трещин при охлаждении сварного соединения // 2-я Евразийская науч. практ. конф. «Прочность неоднородных структур». 20−22 апреля 2004. М.: МИСиС, 2004. С. 152.
  117. Pollok A. Acoustic emission testing // Metals handbook. — 9 edition. 17 vol. AST International. — 1989. — P. 278−294.
  118. B.B., Муравьев M.B., Бехер С. А. Влияние условий нагружения на информативные параметры и спектр сигналов акустической эмиссии в образцах из углеродистых сталей // Дефектоскопия,—2002.—№ 7.—С. 10−20.
  119. А.А., Шпагин Д. А. Ультразвуковая дефектоскопия рельсов. -СПб.: «Образование-Культура», 1999. 230 с.
  120. Нормативно-техническая документация / МПС РФ. Классификация дефектов рельсов НТД/ЦП-1−93. — М.: Транспорт, 1993. 64с.
  121. Muraviev V. Diagnostics of Rolling Stock Details and Way by Acoustic Emission Technique // Abstracts. 10-th European Conference on NonDestructive Testing. Moscow. June 7−11, 2010. Part 1. 2-nd edition. M.: Publishing House Spectr, 2010. P. 306−307.
  122. М.В., Муравьев В. В., Муравьев Т. В. К возможности диагностирования рельсов в эксплуатации акустико-эмиссионным методом // Дефектоскопия. 2008. — № 1. — С. 42−50.
  123. РД 03−131−97 «Правила организации и проведения акустико-эмиссионного контроля сосудов, аппаратов, котлов и технологических трубопроводов», Госгортехнадзор России, 2001. 60 с.
  124. В.А., Добровольский Ю. В., Стрельченко В. А. и др. Прочность и акустическая эмиссия материалов и элементов конструкций / отв. ред. Писаренко Г. С. АН УССР. Ин-т проблем прочности. Киев.: наукова думка, 1990. — 232 с.
  125. Н.С. Теория и практика неразрушающего контроля изделий с помощью акустической эмиссии. М.: Машиностроение, 1998. 96 с.
  126. ГОСТ Р 52 727−2007. Акустико-Эмиссионная диагностика. Общие требования. М.: Стандартинформ, 2007.
  127. Способ диагностирования рельсовых плетей металлического моста и устройство для его осуществления /М.В. Муравьев, В. В. Муравьев, JI.H. Степанова, Т. В. Муравьев // Патент РФ RU № 2 284 519 С1, Бюлл. № 27, 27.09.2006. Москва, ФИПС. 14 с.
  128. М.В., Муравьев В. В., Муравьев Т. В. Разработка АЭ методики контроля рельсов в эксплуатации // Вестник СГУПС. Новосибирск. 2005. -№ 12,-С. 62−72.
  129. Vitaly Muraviev, Timofey Muraviev. Diagnostics of Railway Objects USING Acoustic Emission Technique // International conference nde for safety. November 7−9,2007. European federation for ndt, prague, Czech. 2007. P. 175−182.
  130. Начальник службы пути ЗападноСибирской железной дороги1. ШевцовЕ. А1. Яг г1, I1. Чи1 г<< //- /1. АКТ
  131. О внедрении (использовании) результатов диссертационной работы Муравьева Тимофея Витальевича
  132. Начальник отдела неразрушающего контроля рельсов дорожного центра диагностики пути1. Кайсин А.А.1. УТВЕРЖДАЮ:
  133. Главный инженер Западно-Сибирской2010 г. 1. АКТ
  134. О внедрении (использовании) результатов кандидатской диссертационной работы
  135. Муравьева Тимофея Витальевича
  136. Гл. специалист по НК Зап.-Сиб. ДРВ, 1. Больчанов А. А. подпись1. УТВЕРЖДАЮ:1. Проректор по СГУПС к.т.нов А.1. СПРАВКА
  137. Об использовании в учебном процессе результатов, изложенных в диссертационной работе Муравьева Т. В. «Информативные характеристики акустических сигналов при неразрушающем контроле напряженно-деформированных деталей железнодорожного транспорта»
Заполнить форму текущей работой