Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мировосприятие и философия автора и героев в художественном мире И. А. Бунина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращение к вечным духовным ценностям, «гармонии прекрасного и вечного», красоты и истины не уводили поэта в мир иллюзий. Эстетизируя духовную сущность человека, он стремился осмыслить человеческую жизнь в философско-эмоциональном аспекте, познать в личном общечеловеческое. Основную линию бунинского творчества всегда определяли здоровые жизненные начала. Его поэтический мир полон земных образов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Мир природы и человека в поэзии И.А.Бунина
  • ГЛАВА II. Формирование творческой индивидуальности Бунина-прозаика (от «Антоновских яблок» к «Митиной любви»)
  • ГЛАВА III. «Новый тип прозы» И. А. Бунина в интерпретации филологической науки (роман «Жизнь Арсеньева» и цикл
  • Темные аллеи")

Мировосприятие и философия автора и героев в художественном мире И. А. Бунина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Личность И.А.Бунина-художника остается неразгаданной до сих пор, хотя изучению его творческого наследия посвящено немало исследований. Он достиг необыкновенных высот в своем искусстве, признан выдающимся мастером слова. Его судьба была и счастливой, и трагичной. В неутоленной тоске по родной земле и духовной близости с ней он провел, живя на чужбине, 30 лет. На Западе Бунин пережил короткий период шумной славы, связанный с присуждением ему Нобелевской премии в 1933 году, но очень скоро европейские читатели его забыли.

В настоящее время тема данной работы представляется актуальной. Это обусловлено интенсивным вниманием широкого круга читателей к художественному наследию И. А. Бунина, ко всему что связано с формированием его творческой личности, а также глубоким интересом наших современников к вопросам философским: добра и зла, памяти, жизни и смерти.

Научная новизна работы состоит в комплексном литературоведческом подходе к бунинским текстам. Это современное специальное исследование, в котором последовательно анализируется цельная художественно-философская система И. А. Бунина.

Цель нашего диссертационного исследования — раскрыть особенности мировосприятия и философии автора и героев в художественном творчестве И. А. Бунина.

Целью работы были определены следующие задачи:

1) обозначить философско-эстетические аспекты бунинской поэзии и прозы;

2) выделить значимые компоненты мировосприятия автором и героями природы и Вселенной в бунинском творчестве;

3) выявить поэтику выражения воплощения мирочувствования автором «Жизни Арсеньева» .

Материалом исследования являются поэтические произведения и различные прозаические жанры, воспоминания, литературно-критические статьи, посвященные восприятию бунинского творчества в различные периоды XX века. Предметом изучения в работе является творчество И. А. Бунина в полном объеме. Особое внимание в диссертации уделяется анализу рассказов «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», романа «Жизнь Ар-сеньева», книги «Темные аллеи» как наиболее зрелым произведениям И. А. Бунина, в значительной мере отразившим творческую эволюцию писателя. В исследовании рассматриваются произведения, включенные в школьную и вузовскую программы, так как, на наш взгляд, целесообразнее проанализировать специфику художественного мира И. А. Бунина, на примере тех текстов, которые формируют представление об этом удивительном художнике у юношества. На данном этапе развития буниноведения существует необходимость систематизировать и обобщить накопленный литературоведческий материал, отражающий все грани творчества писателя.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды теоретиков и историков литературы: М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева,.

Ю.М.Лотманабуниноведов В. А. Афанасьева, А. К. Бабореко, Т. М. Бонами, А. А. Волкова, В. А. Гейдеко, Н. П. Евстафьевой, И. П. Карпова, Г. П. Климовой, Ю. Мальцева, О. Н. Михайлова, Л. А. Смирновой и других.

Исследование включает элементы сравнительно-структурного, сравнительно-исторического, историко-биографического методов. В зависимости от характера анализируемого материала в отдельных главах преобладает тот или иной метод исследования. Изложение ведется в проблемно-хронологической последовательности.

Объем и структура диссертации были определены спецификой исследуемой проблемы, поставленными целью и задачами.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библио.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Всей своей жизнью, судьбой, биографией И. А. Бунин принадлежит России, великой русской литературе. Он входил в нее в сложную эпоху умирания, ухода прежней России, накануне революций, о которых так много говорили, которых ждали, в том числе и писатели, готовили, призывали. Автор «Антоновских яблок», в отличие от многих, никогда не выступал в поддержку революционеров, не создавал революционных стихов или обличительных произведений — как почти все русские писатели (он слишком хорошо знал крестьян, деревню, свой народ и видел кроме черт добрых, благих, божеских.

— и дикость, и жестокость, и тупую силу русского мужика). Бунин сожалел о добром, старом укладе жизни, он любил старинные усадьбы, тихую милую природу, красивых людей. Жизнь перестраивалась на новое, на жестокое и страшное, которое должно было захлестнуть все вокруг. В результате исследования можно заключить, что художественное своеобразие творчества И. А. Бунина определяют:

— особо значимо — в эстетическом и нравственном отношении — обращение писателя в прозе и в лирике к вечным темам любви, страсти, смертиэк-зистенциальность мироощущения Ивана Алексеевича делает его близким не только русскому человеку;

— самобытность и разнообразие характеров его героев, реалии русской жизни и русской мысли, наконец, красота русской природы и высокая поэтичность чувств;

— особенную бунинскую композицию произведенийфрагментарность их сюжета, пристальное внимание к детали;

— великолепный язык его поэзии и прозы — эталон русского литературного языка;

— овладение разными гранями категорией художественного времениспецифическое отношение к прошлому, которое оказывается ярче и важнее настоящего, а отсюда своеобразие бунинского хронотопа — все это составляет специфику поэтики бунинской прозы.

И.А.Бунин есть явление исключительное. Уникальность его феномена заключается в том, что вышел он из лона русской православной культуры, и как писатель, наделенный гениальным даром слова, воплотил все многообразные вечно живые грани исторического бытия России на страницах своих бессмертных книг.

В работе определены индивидуально-художественные особенности поэтики И. А. Бунина с учетом идей произведений для показа преобразований действительности. Создавая свой художественный мир, писатель структурирует его, помещая в определенное время и пространство (для Бунина прошлое важнее настоящего). Есть примеры, когда по тексту можно воссоздать детальную топографию («Поздний час», «Жизнь Арсеньева»).

В некоторых случаях мир произведений Бунина членится, дробится на подсистемы, структурируется по-разному, с преобладанием центробежных или центростремительных тенденций. Как часть в целое входят вставные новеллы (История о Петре и Февронии — «Чистый понедельник»), «сны» героев («Митина любовь», «Жизнь Арсеньева») и др.

Мир произведений: персонажи, сюжет как система событий, обстановка действия и пр. — воплощает содержание. Не будучи собственно содержанием (идеей, концепцией) произведения, его мир в то же время — ведущая сторона художественного изображения, порождающая его целостность (условие эстетического переживания читателя). Ведь без наличия деталей предметной изобразительности писателю нечего было бы компоновать, ему не о чем было бы вести свою художественную речь.

Как поэт-живописец Бунин не знает себе равных, но это качество его творчества лишь одно из многих достоинств его поэзии, где есть и запахи, и звуки, и говорящее молчание.

Особые приметы бунинского стиля конца XIX века:

1) мягкий лиризм и строгая форма;

2) отсутствие внешней интриги, замена ее движением настроения героя;

3) умение сжато набросать картину и внести в нее настроение.

В миросозерцании Бунина начала 1900;х годов очевиден и драгоценен романтический строй его души: религиозно-философский взгляд на природу, стремление к познанию первородных жизненных начал, уход от общественных неурядиц в мир вечности, красоты и гармонии. Писатель привлекает своего читателя к решению «вечных» философских проблем, к поиску новых идеалов, реализуя потребность осмыслить предназначение человека и смысл жизни, отсюда его интерес к библейским и космическим мотивам.

Оставаясь идеалистом в объяснении человеческих судеб и законов общественного развития, Бунин верил в преобразующую силу духовных факторов и нравственных идеалов. Он убежден в благотворности воздействия природы на человека. В основе идеала Бунина лежала мечта о счастье человека, о приобщении его к красоте природы, искусства, религии, поиски гармонии в жизни и любви.

Обращение к вечным духовным ценностям, «гармонии прекрасного и вечного», красоты и истины не уводили поэта в мир иллюзий. Эстетизируя духовную сущность человека, он стремился осмыслить человеческую жизнь в философско-эмоциональном аспекте, познать в личном общечеловеческое. Основную линию бунинского творчества всегда определяли здоровые жизненные начала. Его поэтический мир полон земных образов, мотивов чувств, ощущений. Он многолик и многокрасочен, радует обилием музыки и ароматов. Поэтические картины природы создают атмосферу лирической взволнованности и приподнятости. В этот период Бунин часто обращается к пейзажным обрамлениям, используя символико-аллегорические или фантастические образы: заря, утро, море, тихий терем вдовы-осени, дом, образ нечистой силы в волчьей плоти. Многие бунинские пейзажи данного периода овеяны романтическим дыханием: омытый дождем и преображенный лес, дымящаяся степь, звездное небо и звездное зеркало волн, гроза в саду и шум ливня, сапфиры и искры синего пламени — морской воды. Природа воспринимается писателем глубоко лично, одухотворенно.

И.А.Бунину как автору присуща сознательно им выстроенная, последовательная система мирочувствования. В лирике он сближает не только все направления христианства, но и другие религии, стремясь показать всю полноту бытия. Это художественный акт поэта, воплощающий его эстетический идеал: гармония личности и мира, человека и природы, настоящего и прошлого, всех народов и рас. Он ощущал такую гармонию как «сладостную боль соприкасанья Душой со всем живущим» (1, 425) и завещал ее потомкам.

Мотив несовершенства земного бытия, проходящий красной нитью по всем произведениям Бунина, является одним из главных, доминирующих в лирике поэта. Отсюда темы разочарования, одиночества, щемящей тоски. Центральное место в поэзии эмигрантского периода занимает образ смерти, звучащий грозно и мрачно.

Автор «Листопада» не только сохранил величайшее свойство русской реалистической поэзии — искренность и непосредственность переживаний, но и раздвинул горизонты изобразительности и художественной точности русской поэзии XX века. Его стихотворения в афористической форме передают важнейшие человеческие чувства, любовь, жизнь, смерть. Бунинскому стиху доступны гражданские чувства, философия разных времен и народов, всечеловеческая мудрость и христианская суть бытия. Его темы, раздумья, тревоги обращены к вопросам вечности и мира.

Бунинская картина мира проецируется на громадные, в пределе — космические и метафизические массивы бытия. Человеческое «Я» в такой картине — лишь равноправный с другими элемент, песчинка в необъятной Вселенной. Поэтическая и прозаическая стихии в мире Бунина имеют общий синтетический источник, поэтому субъективное и объективное в его творчестве резко сближаетсяв глубине авторского сознания сливаются полюса лиризма и описательности.

Художественные поиски И. А. Бунина сложны. Писателя волновало человеческое мироощущение, рожденное суетной текущей жизнью, но устремленное к вечным вопросам бытия. В этой сфере обретал он близкие себе ценности. Поэтому внешние условия, события в произведениях намечены как исходная точка каких-то сокровенных чувств персонажа, а в повествование органично вплетены авторские раздумья, укрупняющие представления о связях между настоящим и прошлым, конкретно-временным и всеэпохальным, национальным и всечеловеческим.

Ощущение вечной тайны, невысказанное&trade-, непрозрачной смысловой глубины — содержательное ядро художественного мира Бунина. Внешне спокойное описание одного жизненного мгновения напоминает читателю о вечности, намекает на слитность, цельность мировой жизни. На наших глазах настоящее (миг) тонет в неразличимой временной дали, становится историей. Текст его произведений способен порождать в сознании читателя неопределенно широкую цепь ассоциаций, он рассчитан на встречную лирическую активность читателя. В памяти одного возникнут переклички с трагическим периодом российской истории, у другого оживут впечатления, связанные с «ямщицкими» мотивами лирики XIX века, третий услышит приглушенную перекличку с гоголевскими лирическими отступлениями, — но любое из рождающихся впечатлений не исчерпывает потенциальной смысловой глубины текста. Бунинский текст открывает перспективу для разнообразных непротиворечивых интерпретаций (понимать и объяснять в зависимости от жизненного и эстетического опыта читателя, а также от того, в какой смысловой ряд попадают в восприятии читателя элементы бунинского текста). Общий принцип литературы нового века — расчет на повышенную читательскую активность — был заложен в художественный мир Бунина.

Писателя влекут сложные стороны жизни. Бунин непоколебимо сосредоточен на прекрасном и трагическом в индивидуальном человеческом существовании. Смысл индивидуального бытия для него всегда заведомо шире и глубже каких-либо общественно-идеологических целей. Никакие социально-политические перемены не в состоянии отменить критических состояний в жизни личности — испытания любовью и смертью, осознание радости и трагической конечности частного человеческого существования. Вот почему независимо от используемого конкретного материала (жизнь русской деревни, зарисовки восточной экзотики, те или иные «случаи из жизни») Бунин почти всегда в зрелый период творчества пишет о загадке человеческого существования. Он наделяет многих своих героев способностью к переживанию предельной полноты жизни, обостряющемуся в моменты критических испытаний. Едва ли не важнейшими способностями человека для него оказываются память и умение почувствовать прекрасное в жизни, ощутить как можно полнее ее трагическое великолепие, отнестись к природе как к вечной и незыблемой ценности. Бунинское повествование почти всегда явно или неявно опирается на поток памяти, а порой и внешне представляет собой художественно организованное воспоминание. Память для писателя — не всегда благо и счастливая способность (она может быть мучительной, изнурительной, злой), но она всегда — условие подлинности чувства и необходимая предпосылка творчества.

Поэзия и проза Бунина полны дальних отголосков. В произведениях художника радость и печаль, солнечный свет и тьма. Обладая острой наблюдательностью, способностью отобразить мельчайшие детали окружающего мира, в сочетании с присущим ему ощущением прапамяти, писатель выстраивает в диалектически противоречивом единстве прошлое и настоящее. Мир его катастрофичен, напряжен. Эта напряженность находит проявление в ритме сюжетов и композиции произведений.

Мировоззрение И. А. Бунина формировалось в особых обстоятельствах, которые обусловили неповторимость его способности отражать самые разные стороны бытия. Ум и чувства будущего писателя формировались под влиянием русской природы, крестьянской жизни и дворянской культуры. Впоследствии они были дополнены уникальной исторической средой города Ельца.

Основой художественно-философского мира творчества И. А. Бунина явилось развитие русской национальной идеи, понимаемой им как соединст-во человека с природой и показанной на самых разных уровнях: от изображения жизни и быта крестьян, дворян, интеллигенции до постижения глубин славянской души и их общечеловеческого смысла.

Бунин сумел увидеть и показать те человеческие типы, которые сыграли важную роль в судьбе России и всего мира. Русский крестьянин, бывший носителем духовности, явил из своей среды подобных Дениске. Русская женщина сопоставима с героинями древнерусских летописей, подобна и Татьяне Лариной и Анне Карениной одновременно, но изменена окружающей ее реальностью настолько, что «монастырь и смерть для нее становятся благом» [121, 128]. Художник, создатель, творческая личность, показанные в «Жизни Арсеньева» и других произведениях, впервые позволили читателю осознать необходимость себя в мире не только как отдельной величины, но и как целого: «я русский и живу в России» (3, 57). Постигая русский национальный характер, Бунин показал его «способность к всемирной отзывчивости» (Ф.М.Достоевский), для него чувственное восприятие — возбудитель и эстетических и духовных эмоций. В его творчестве представлены образы стран и людей самых разных от Иудеи до Индии. Оставаясь представителем русской культуры, всегда помня о России, И. А. Бунин смог, уловив свет различных культур, постичь мир во многих его проявлениях. Отсюда восточные, языческие и другие мотивы в его творчестве.

Для бунинской прозы характерна особая музыкальность, ритмичность, художественное совершенство, живописность. В речи его героев историческая глубина оказывается бездонной. Звуки, запахи, цветопись его произведений уникальны, обретают в его мире глубокую содержательность.

Историко-литературные ассоциации являются знаками включения в бесконечность мира, уравновешивают пространственно-временные характеристики повествования с бесконечностью и быстротечностью бытия, помогают передать испытываемое автором и его героем чувство. Особенно ярко это отразилось в его прозе («Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Жизнь Арсеньева», цикл «Темные аллеи»). В бунинских произведениях прослеживается естественное единение деятельности и душевного состояния человека с жизнью природы в качестве коренной глубинной традиции национальной культуры.

Авторская позиция в художественно-философском мире диалектически сложна, так как с одной стороны, писатель утверждает, что он все «выдумал» («Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание» и др.), с другой стороны, он постоянно возвращается к разным местам, что слышал и видел раньше («Деревня», «Суходол», «Жизнь Арсеньева», «Поздний час» и др.). Реальные события, о которых автор мог и не помнить, напрямую связаны с их художественным воссозданием. Внутренняя, глубинная, подчас подсознательная связь с Россией, с родиной, остается главной чертой творчества писателя.

Бунин говорил, что не посрамил ту литературу, которую начали Карамзин и Жуковский, и ощущал себя как необходимое звено культурной преемственности.

Бунин-писатель так богат, так щедр, так многообразен, так точно видит любого человека от господина из Сан-Франциско до плотника Аверкия, видит каждый жест и каждое душевное движение удивительно ясно, говорит о природе, неотделимой от течения человеческой жизни.

Жестокости, бездушию и фальши цивилизации, войнам, социальным катаклизмам, геноциду народов в XX веке в художественно-философском мире И. А. Бунина противопоставлена его убежденность в том, что нить жизни непрерывна, т. е. непрерывна эстафета добра, красоты, совести, милосердия, духовной преемственности, какую из глубин древности несет слово.

Продолжая тему нашего исследования было бы интересно рассмотреть связи философско-эстетической концепции Бунина с различными способами воплощения мировосприятия автора и его героев писателями-современниками: Б. Зайцевым, И. Шмелевым, А. Куприным, В. Набоковым и другими. Еще одна из перспектив изучения воздействия И. А. Бунина на последующий литературный процесс (на творчество К. Паустовского, Ю. Казакова, В. Распутина, Ф. Абрамова и других).

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Поли, собр.соч.: В 5 т. Пг.: изд. А. Ф. Маркса, 1915.
  2. И.А. Собр. соч.: В 5 т. С.-Петербург: Знание, 1902.
  3. И.А. Собр. соч.: В 5 т.-М., 1956.
  4. И.А. Собр. соч.: В 9 т. М.: Худ. лит., 1965 — 1967.
  5. Бунин И. А Собр. соч.: В 4 т. М., 1988.
  6. И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1993−2000.
  7. И.А. Весной в Иудее. Смоленск, 1959.
  8. И.А. Воспоминания // Новый мир, 1965, — № 10.
  9. И.А. Деревня. М., 1910.
  10. Ю.Бунин И. А. Записи // Иллюстрированная Россия. Париж, 1938.-№ 2. П. Бунин И. А. Интервью // Московская весть, 1911. № 3.- 12 сентября.
  11. И.А. Окаянные дни. М., 1991.
  12. И.А. Повести, рассказы, воспоминания. М., 1961.
  13. Бунин И. А Стихотворения. Л., 1956.
  14. Г. В. Одиночество и свобода. Изд. им. Чехова. — Нью-Йорк, 1955.- С.37−52.
  15. Г. В. Бунин // Знамя.-1988.-№ 4.-С. 178−191.
  16. А. Речь памяти Александра Блока // Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994.
  17. А. Начало века. М., 1990.- 687 с.
  18. А. Между двух революций, М., 1990, — 670 с.
  19. H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре. -М.: Наука, 1990, — 240 с.
  20. H.A. Самопознание. ИМКА-Пресс. — Париж, 1983.
  21. A.A. Письма о поэзии // Собр. соч.: В 6 т.- М., 1971, — Т.5.
  22. A.A. Собр. соч.: В 8 т, — М.-Л., ГИХЛ, 1962.- Т.5.
  23. В.Я. Статьи и рецензии 1893−1924. Из кн. Далекие и близкие. М., 1912.
  24. В. А.Чехов и И.Бунин.- 2-е изд.- М.: Сов. писатель, 1987, — 310 с.
  25. Гиппиус 3. О любви. .// Последние новости, 1925.- 18 июня- 2 июля.
  26. Гиппиус 3. Тайна зеркала // Общее дело, 1921, — 16 апреля.
  27. Горьковские чтения (1958−1959).- М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1961,-С.50−53.
  28. Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990.
  29. Н.С. Собр. соч.: В 4 т.-М., 1991,-Т.4.
  30. Ф.М. Полн.собр.соч.: В 30 т.-Т8- Художественный вкус. Произведения. Л., 1973.
  31. .К. Молодость И.Бунин. — Москва, Мюнхен, 1960.
  32. В.П. Святой колодец. Трава забвения. М., 1969. — 344 с.
  33. Г. Н. Грасский дневник. М.: Моск. рабочий, 1995.
  34. Муромцева-Бунина В. Н. Беседы с памятью. Новый мир, 1969. — № 3.
  35. Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. М.: Сов. писатель, 1989.- 512 с.
  36. В.В. Ив. Бунин. Избран. Статьи // В. В. Набоков. Рассказы. Приглашение на казнь. Роман. Эссе, интервью, рецензии, — М., 1989.-528 с.
  37. К.Г. Собр. соч.: В 6 т, — М.: Худож. лит., 1969.- Т.З.
  38. В.В. О себе и жизни своей. М., 1990.
  39. H.A. По поводу чудесной книги // Лит. Россия, 1979. № 14, 6 апреля.
  40. Устами Буниных. Собр.соч.: В Зт.- Франкфурт-на-Майне, 1977−1982.
  41. В. О поэзии Бунина // Серебряный век. Поэзия.- М., 1998.
  42. Альманах библиофила. Вып. 12, — М., 1982.
  43. Н., Бенедиктова И., Баруздина Е. Словарь русской истории. -Новгород, 1997.
  44. Е., Медведев Ю. Словарь имен. Н. Новгород, 1996.
  45. Н. Словарь символов. Урал-ЛТД, 1999.
  46. Народный месяцеслов. М., 1992.
  47. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 1994.
  48. Писатели русского зарубежья: 1918−1940. Справочник. 4.1,11,111, — М., 1993−1995.
  49. Словарь русского языка: В 4 т.- Академия наук СССР.- М., 1961.- Т.4.
  50. Дж. Словарь символов. М., 1999.
  51. Ю.И. И.Бунин: Силуэты русских писателей. М., 1994.- 591 с.
  52. И.С. Проблема памяти в системе этико-философских и эстетических взглядов И.Бунина // Вопр. русск. лит. Львов, 1983.-Вып.1(41).- С.113−119.
  53. Ю.Д. Лиризм поэм в прозе «Суходол» И.А.Бунина и «Печаль полей» С.Н.Сергеева-Ценского // Бунин. Воронеж, 1971. — С. 163−169.
  54. А.Н. Последний классик.//Предисловие к кн. И.Бунин. Избр.проза. М.: Олимп, 1998.-С. 5−14.
  55. В.Н. Иван Бунин. Очерк творчества. М.: Просвещение, 1966,384 с.
  56. А.К. Из переписки Бунина // Новый мир. 1956, — № 10.- С.197−211.
  57. А.К. Дневники Бунина 1917 // Подъем. Воронеж, 1979. — № 1,-С. 113−121.
  58. А.К. И.А.Бунин. Материалы к биографии. 1870−1917.- 2-е изд. -М.: Худож. лит., 1983. 351 с.
  59. А.К. Дороги и звоны: Воспоминания. Письма. М.: Моск. рабочий, 1993.-223 с.
  60. А.К. Новое о Бунине // Проблемы реализма. Вологда, 1980.-Вып.7, — С. 153−172.
  61. А.К. Письма Бунина Нилусу // Рус. лит. Л., 1979.- № 2, — С. 140 -155.
  62. А.К. Поэзия и правда Бунина: (Дневники. Воспоминания и письма современников) // Подъем. Воронеж, 1980.-№ 1.- С.132−140.
  63. А.Ф. В мире Пушкина: Бунин и Пушкин // Писатель и действительность. Минск, 1978. — С.26 — 45.
  64. И.С. Ученик читатель // Русск. школа, 1912.-№ 3−4.
  65. П.М. Ив. Бунин // Современные записки. 1931. — № 47, — С.493−495.
  66. Г. М. И.А.Бунин в оценке русской критики 1910-х годов // Подъем. Воронеж, 1981.- № 11.- С. 133−139.
  67. Г. М. Из переписки И.А.Бунина // Подъем. Воронеж, 1976.-№ 3, — С.157- 168.
  68. A.B. «Под серпом и молотом»: (Бунин под советской цензурой) // Звезда. 1995.- № 10, — С.131−137.
  69. Т.М. Художественная проза И.А.Бунина (1887−1904).- Владимир, 1962,-282 с.
  70. Н.Г. Мир детства в творческом сознании и художественной практике И.А.Бунина: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- Елец, 1999.-19с.
  71. С.Г. О художественных мирах. М., 1985. — 296 с.
  72. A.A. Тайны поэтического слова // Лит. газета, 1976. -6 октября. № 40.
  73. Возвращение Ивана Бунина: Подборка статей.: Великому русскому писателю 125 лет // Досье — ЛГ, — 1995. № 11/12.
  74. А.А. Проза Бунина. М., 1969. — 230 с.
  75. М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Проблемы структурной лингвистики. М., 1988.-С.126.
  76. Ю.Д. Предки И.А.Бунина // Подъем. Воронеж, 1972.- С. 9−48.
  77. Н.В. Авторское пространство в книге Ивана Бунина «Темные аллеи» / Киев: Киев, ун-т, 1993. 15с.
  78. Л.К. На рубеже веков. Л., 1985, — 352с.
  79. Л.К. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества И.Бунина эмигрантского периода. Рус. лит., 1973, — № 2, — С.93−109.
  80. Л.К. Судьба Бунина//Вопр. лит.- М., 1975, — № 1.-С.90−125.
  81. Н.П. Новелла и рассказ ведущие жанровые формы в книге И.А.Бунина «Темные аллеи» // Вопр. рус. лит. — Львов, 1986, — Вып.1.- С. 94 — 100.
  82. Н.П. Своеобразие жанровых форм в книге И.А.Бунина «Темные аллеи»: Автореф. дис.. канд. филол. наук, — Харьков, 1990.-19с.
  83. И.С. Стихи А.Фета в контексте рассказа И. Бунина «Холодная осень» // Фет A.A. Проблемы изучения жизни и творчества. -Курск, 1994.-С.139−144.
  84. А. Бунин и Горький. // Наш современник, 1957.- № 7.
  85. Н.В. Концепция мелкопоместной усадьбы в творчестве И.А.Бунина 1890-х начала 1910-х годов. — Автореф. дис.. канд. филол. наук.-Елец, 1999.- 19с.
  86. A.A. Пестрые знамена. М., 1913.
  87. И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. Собрание сочинений: В 10-ти т. — Т.6.- Кн.1.-М., 1996. — С.210 — 270.
  88. Г. Ю. Океан и небо как «первостихийные бездны» в творчестве И.А.Бунина // И. А. Бунин и русская культура. / Межвуз. сб. научн. трудов. Елец: ЕГПИ, 1995.-С. 116−121.
  89. Г. Ю. Царственная свобода: О творчестве И. А. Бунина. -Воронеж, 1995.-С.35- 45.
  90. С. Горький и Бунин (Их истории идейно-творческих взаимоотношений).// Звезда, 1956.- № 3.
  91. И.А. К вопросу об изображении крестьянства в творчестве Л.Н.Толстого и И. А. Бунина // Толстовский сборник. Тула, 1976.- № 6.-С.97−107.
  92. В.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975.- С.98−130.
  93. В.А. Творчество Бунина и реалистические движения предоктябрьского периода // История всемирной лит-ры.: В 9 т. Т.8.- М., 1994.
  94. Г. П. Мировое значение творчества Ивана Алексеевича Бунина // И. А. Бунин и русская культура / Межвуз. сб. науч. тр. Елец, 1995.-С.126−134.
  95. Г. П. Елецкий уезд в жизни и творчестве И.А.Бунина // Тезисы докладов на межвузовской науч. конференции. Орел: Изд-во Орловского гос. пед. ин-та., 1991.- С.84−89.
  96. Г. П. Здесь жил Иван Бунин // История и культура Ельца и Елецкого уезда. Елец, 1994, — С.5−26.
  97. Г. П. Образ Ельца в творчестве И.А.Бунина // Материалы межд. науч. конф. посвященной 850-летию г. Ельца. Елец: ЕГГ1И, 1996.-С.107−111.
  98. Г. П. Творчество И.А.Бунина и М. М. Пришвина в контексте христианской культуры. Автореф. дис.. д-ра филол. наук. -М., 1993.-52с.
  99. Г. П. Художественный мир И.А.Бунина. М., — 1991. — 100 с.
  100. А.К. Средства выражения эмоциональности и экспрессивности в языке И.А.Бунина (Сборник «Темные аллеи») // Бунин.-Воронеж, 1971.
  101. A.B. Художественная проза И.А.Бунина (1917−1953): Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1967.- 19с.
  102. C.B. Идейно-композиционные функции народной поэзии в произведениях И.А.Бунина // Бунин. Воронеж, 1971. — Вып.114. — С. 131 140.
  103. В.И. Иван Алексеевич Бунин (1870−1953) // Бунин И. А. Антоновские яблоки. М., 1975. — С. З — 20.
  104. В. Ив. Бунин и его «Воспоминания» // Наш современник. М., 1990,-№ 11.-177−179.
  105. Ю. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах // Структурная типология языков. Л., 1996. — С. 199.
  106. В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М., 1989, — 175с.
  107. Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. лит. 1968. — № 8.
  108. Д.С. «Темные аллеи» // Звезда, — 1981.- № 3.- С. 182−184.
  109. А.Ф. Философия. Мифология. Культура, — М.: Политиздат, 1991.-525с.
  110. Н.О. История русской философии.- М.: Сов. писатель, 1991.-480с.
  111. Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб.: Искусство-СПб, 1996. — 846 с.
  112. В. Бунин и Тютчев // Подъем. Воронеж, 1975. — № 5. — С.147−149.
  113. Ю.В. Иван Бунин. 1870−1953: Посев, 1994.- 432с.
  114. Ю.В. Феноменологический роман. Франкфурт-на-Майне: Грани, 1995. — Г50, № 75, — С.127−150.
  115. О.Н. Жизнь и творчество Бунина. Тула, 1987. — 174с.
  116. О.Н. Песнь песней Бунина // Сб. И. А. Бунин «Темные аллеи». М., 1991.- С. З — 8.
  117. О.Н. Строгий талант. И.Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. -М., 1976, — 279с.
  118. Музей И. С. Тургенева. Орел. Описание материалов Государственного музея И. С. Тургенева.- Орел, 1979.
  119. Неизвестный Бунин: Воспоминания современников писателя: К 120-летию со дня рождения. // Слово. 1990.- № 10, — С. 69−77.
  120. В.В. Поэзия Ивана Бунина. Этюды. Минск: Высш. шк., 1975, — 220с.
  121. Т.А. Мир природы и мир человека в лирике И.А.Бунина// Проблемы реализма. Вологда, 1978, — Вып.5, — С.128−140.
  122. A.A. Горький и Ив.Бунин: история отношений. Проблемы творчества. Л., 1984.
  123. М.Ю. Заголовок-метафора и художественный текст// Рус. речь. М., 1986, — № 6.- С.90−94.
  124. Окаянные дни. «Под серпом и молотом», или Бунин без купюр/ Беседу вела Иванова-Гладилыцикова Н. // Лит. газета. М., 1993.- 25 августа. -№ 34.
  125. Г. В. Автобиографическая проза И.А.Бунина 900-х годов: К вопросу о традициях и новаторстве // Вопр. лит. Худож. метод худож. своеобразие. — Владимир, 1975, — Вып.9, — С.121−142.
  126. В.М. Под небом Суходола // Подъем. Воронеж, 1986, — № 12. -С.110−118.
  127. Гр.С. Суходолия // Кругозор, 1913, — № 2.
  128. A.A. Переправа через воду как представление брака// Древности. Археологический вестник, 1868. Т.1., ноябрь-декабрь.
  129. М. Иван Бунин ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 2000. — С.221−222.
  130. Ф. Город Бунина//Подъем.- 1970, — № 5, — С. 137−139.
  131. А. О рассказах Ивана Бунина // Бунин И. А. Рассказы. М., 1976.-С. 5−44.
  132. Садыкова Н. А. Проза И.А.Бунина. Учеб.-метод. пособ. по лит. для студ.-филологов. Душанбе, 1975, — 179с.
  133. О.Н. О значимости цветовой палитры в поэтике И.А.Бунина II Цвет и свет в художественном произведении, Сыктывкар, 1980,
  134. С.Е., Пересветов Е. Л. О ритме прозы Бунина («Темные аллеи») // Содержательность форм в художественной л-ре. Куйбышев, 1988, — С.132−145.
  135. Т. Подтекст это глубина текста // Вопр. лит., 1969.- № 1.
  136. Л.А. А.П.Чехов и И.А.Бунин. Об одной архитектонической особенности рассказов // Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей XIX- начала XX века. Межвуз.сб.науч.тр. М., 1991. — С. 121 129.
  137. JI.А. Философско-эстетическая функция пейзажа И.Бунина // Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. -М, 1984, — С.34−44.
  138. Л .А. Реализм Ивана Бунина. М., 1984, — 93с.
  139. Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 192с.
  140. Н.П. Талант, трагедия, награда. // Наш современник, 1970.-№ 10.
  141. Е.В. Идейно-художественная сущность символики в рассказах И.А.Бунина 1914−1916. // Вестн. Белорус, ун-та. Минск, 1977. -№ 3, — С. 10−16.
  142. О.В. О нравственно-философских взглядах Бунина // Рус. лит. 1984,-№ 4, — С.47−59.
  143. P.C. Бунин и его зарубежные истолкователи // Рус. лит. в оценке современной зарубежной критики. М., 1973.
  144. P.C. И.А.Бунин и Л.Толстой. Наблюдения над соотношением художественных стилей. М., 1967.
  145. Ф.А. Встречи. Мюнхен, 1962.
  146. Ф.А. По поводу «Митиной любви» // Рус. лит., 1989. № 3.
  147. Ан. К. О жизни и творчестве И.А.Бунина / Предисловие к кн. И. А. Бунин. Избранное. М., 1956, — С.3−25.
  148. А.Л. Дом // Славянская мифология. М., 1995.
  149. Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время.-Рига, 1988.
  150. Л.П. «Дом» и «дорога» в романе Андрея Платонова «Чевенгур» // Андрей Платонов: Проблемы творчества. Воронеж, 1995.
  151. Т.Д. Концепция личности героя в автобиографических произведениях М.Горького и И. Бунина // Учен. зап. Казан, пед. ин-та, 1997. Вып.177. — Русск. лит. и освободит, движение. — Сб.8.
Заполнить форму текущей работой