Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизм прогнозирования туристской инфраструктуры как определяющего фактора экономического развития туризма в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Владимирская область богата рекреационными ресурсами и обладает большим потенциалом для развития туристской деятельности. Интенсивное развитие туризма может оказать стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как строительство, транспорт, связь, торговля, сельское хозяйство, производство товаров народного потребленияи при ограниченном потенциале экономики области способно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Туристская инфраструктура как определяющий фактор экономического развития туризма
    • 1. 1. Инфраструктура и туристская инфраструктура как экономические категории
    • 1. 2. Место туризма в экономике страны
    • 1. 3. Анализ развития туристской сферы и ее инфраструктуры во Владимирской области
    • 1. 4. Проблемы формирования и развития региональной туристской инфраструктуры
  • Глава 2. Методические основы прогнозирования региональной туристской инфраструктуры
    • 2. 1. О прогнозировании в экономике
    • 2. 2. Обзор существующих подходов к прогнозированию в сфере туризма
    • 2. 3. Алгоритм статистического анализа показателей туристской инфраструктуры региона
    • 2. 4. Алгоритм прогнозирования динамических рядов туристской инфраструктуры региона
  • Глава 3. Апробация методики прогнозирования региональной туристской инфраструктуры на примере Владимирской области
    • 3. 1. Построение многомерной аналитической группировки регионов Центрального федерального округа по уровню развития туристской инфраструктуры
    • 3. 2. Моделирование влияния факторов инфраструктуры на туризм в регионах
    • 3. 3. Прогнозирование развития туристской инфраструктуры во Владимирской области

Механизм прогнозирования туристской инфраструктуры как определяющего фактора экономического развития туризма в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Владимирская область богата рекреационными ресурсами и обладает большим потенциалом для развития туристской деятельности. Интенсивное развитие туризма может оказать стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как строительство, транспорт, связь, торговля, сельское хозяйство, производство товаров народного потребленияи при ограниченном потенциале экономики области способно стать одним из перспективных направлений структурной перестройки хозяйства региона. Рост интереса к туризму в региональном измерении, наблюдающийся в последние годы, можно считать достаточно закономерным. Экономические и политические реформы начала девяностых сопровождались существенным расширением автономности субъектов федерации. Значительно возросла роль границ отдельных территориальных образований, стабилизировались региональная экономика и политика. Поиски новых путей оптимизации отраслевой структуры привлекли внимание к туризму как со стороны регионов с имеющимся опытом рекреационной деятельности, так и тех, кто ранее не специализировался на широком предоставлении туристских услуг. На смену единому централизованному туристско-рекреационному комплексу пришло продолжающееся и по сей день формирование региональных туристских комплексов.

Отмеченные выше тенденции обусловили расширение в последние годы исследований в области регионального туризма. Причем, более половины всех работ посвящены вопросам управления и регулирования региональной туристской сферы. Объектами исследований с явным преимуществом выступают туристские комплексы регионов юга России (Краснодарского и Ставропольского краев, республик Северного Кавказа). В этой связи следует отметить работы С. И. Берлина, Н. В. Кабаян, Т. А. Марковой, Д. В. Северина, А. А. Татаринова, М. В. Шебзуховой [21, 22, 26, 32, 35, 38, 42]. Вместе с тем, малое внимание уделяется подробному изучению сферы туризма в субъектах центра России, областях «Золотого кольца» — известной, популярной и перспективной как для въездного, так и для внутреннего туризма дестинации. В частности, организационно-экономическим, управленческим проблемам регионального туристского комплекса Владимирской области посвящены работы И. И. Дерен, Е. Е. Лаптевой, Ю. Н. Лапыгина, B.C. Ребриковой, К. В. Хартановича [15, 37, 40]. Безусловно, вопросы менеджмента, стратегического управления и государственного регулирования регионального туризма крайне важны, но не менее важно и изучение процессов, происходящих в рамках туристско-рекреационного комплекса как объекта этого управления и регулирования, исследование его инфраструктурных составляющих, их функционирования и взаимодействия. Существуют научные работы, связанные с исследованием конкретных элементов сферы туризма. Изучению региональных природных ресурсов и потенциала посвящены исследования Д. Д. Деньгина, А. В. Кулакова, Н. И. Панова [34, 36, 41]. Формированию и развитию средств размещения как части туристских комплексов регионов посвящены работы С. И. Байлик, О. В. Зуевой, С. Н. Фоломеева, Е. А. Тропиной [25, 31, 39]. Вопросы транспортного обеспечения рассматривались О. В. Буреш, В. П. Жаворонко [27, 30]. С. В. Дусенко, Е. А. Косинская, И. Д. Омельчук в своих работах [29, 33] касаются социальной специфики инфраструктуры туризма. Тем не менее, в исследованиях не встречается комплексное рассмотрение составляющих инфраструктуры и оценка их воздействия на развитие туризма.

Цель настоящего исследования — разработка механизма прогнозирования туристской инфраструктуры как определяющего фактора экономического развития туризма в регионе. В рамках данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

• Раскрытие сущности и структурирование экономических категорий «инфраструктура» и «туристская инфраструктура»;

• Выявление и систематизация основных проблем туристской инфраструктуры Владимирской области;

• Разработка и апробация методики оценки влияния туристской инфраструктуры на развитие регионального туризма;

• Разработка и апробация методики прогнозирования региональной туристской инфраструктуры.

Объектом исследования является туристская инфраструктура Владимирского регионапредмет исследования — методические основы прогнозирования туристской инфраструктуры.

Теоретической и методической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики и организации туризма, региональной экономики, экономико-математического моделирования. Методика исследований основана на применении общенаучных принципов системного подхода, аппарата экономико-математического моделирования (методов корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа, статистического анализа и прогнозирования временных рядов), логического и сравнительного анализа. Обработка исходной информации осуществлялась с использованием пакетов прикладных программ «STADIA» и «Microsoft Excel».

Информационная и эмпирическая база исследования включает федеральное и региональное туристское законодательство, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, Департамента по физической культуре, спорту и туризму администрации Владимирской областитематические интернет-ресурсы, материалы международных и региональных научных конференций. Научная новизна диссертации заключается в следующем:

• Предложено определение туристской инфраструктуры как организационно-экономической системы взаимосвязанных предприятий и учреждений, обеспечивающих материальные и социально-культурные условия воспроизводства туристского продукта;

• Детально разработана и реализована методика поэтапного статистического анализа многофакторной системы показателей регионального туризма, представляющая собой интегрированную систему обработки данных;

• По рассчитанному многомерному среднему показателю, определяющему инфраструктурную обеспеченность туристской сферы регионов Центрального федерального округа, осуществлена их классификация и дана оценка уровня развития туристской инфраструктуры Владимирской области;

• Предложена система регрессионных моделей зависимости объема туристского обслуживания в регионе от состояния инфраструктуры;

• Адаптирован к, инфраструктурной сфере регионального туризма аппарат нормативно-целевого прогнозирования в сочетании с методикой построения моделей экспоненциального сглаживания Брауна;

• Разработаны сценарии развития значимых элементов туристской инфраструктуры Владимирской области до 2015 года и предложен комплекс первоочередных мероприятий по поддержке туристской инфраструктуры региона.

Практическая значимость. Выводы и результаты диссертационного исследования, а также предложенные методические рекомендации могут быть использованы при разработке региональных программ развития туризма, стратегий развития отдельных элементов туристской инфраструктурыдля совершенствования государственного регулирования регионального туризмав учебном процессе при подготовке специалистов туристского профиля.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались или докладывались и получили положительную оценку на международных научно-практических конференциях: «Проблемы развития региональных социально-экономических систем» (Владимир, 2006), «XI Межд. конф. им. М. Кравчука» (Киев, 2006), «Туризм и региональное развитие» (Смоленск, 2006), «Эффективность инвестиций в региональную экономику» (Владимир, 2007) и др. Отдельные результаты использованы в разработке учебных курсов на кафедре Экономики и управления инвестициями и инновациями Владимирского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 18 работ объемом 4,4 пл., в т. ч. автора — 3,0 п.л.

Структура и объем работы. В соответствии с содержанием и логикой исследования диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Работа изложена на 187 листах машинописного текста, включает 47 таблиц, 27 рисунков.

Список литературы

содержит 117 наименований.

Шаг 3. Выводы и рекомендации.

Данный этап является заключительным и посвящен осмысливанию результатов прогноза, сопоставлению их по разным сценариям за счет графической и табличной иллюстрации, а также в зависимости от результатов прогноза некоторым практическим рекомендациям.

Так, используя нормативно-целевой подход в процессе построения прогнозных моделей (по всем трем сценариям), в их структуру закладываются элементы будущего состояния факторов туристской инфраструктуры. Отметим, что от контрольных точек зависел выбор константы сглаживания, т. е. будущие ориентиры корректировали продвижение на несколько промежутков времени вперед. В целом же, модели отражают закономерности, наблюдаемые в прошлом и настоящем. Следуя [65, с.233], можно сказать, что процесс построения прогноза, согласно предложенному алгоритму этапов I—V (с использованием предварительного статистического анализа), есть не что иное, как имитационное моделирование прогноза методом системной динамики.

На наш взгляд, необходимо разрабатывать несколько альтернативных вариантов — сценариев прогноза, своего рода характеристик будущего развития интересующих нас элементов туристской сферы. Наиболее вероятный следует определить как базисный, на основе которого возможен выбор стратегии планирования в сфере туризма.

Даже тогда, когда прогноз не оправдался, не стоит утверждать, что он был бесполезен, так как пользователь (если он обладает хотя бы частичным контролем над ходом событий) может использовать прогнозную информацию желаемым для себя образом. Получив прогноз событий, характеризующих нежелательное развитие, пользователь может принять меры, чтобы прогноз не оправдался. В случае, когда прогноз предсказывает ход событий, устраивающий пользователя, то он будет применять свои возможности для повышения вероятности правильного прогноза. Таким образом, ценной является не только достоверность прогноза, но и его полезность для пользователей.

ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ.

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ.

3.1. Построение многомерной аналитической группировки регионов Центрального федерального округа по уровню развития туристской инфраструктуры.

Существенную роль в изучении и управлении туристским сектором, на наш взгляд, должна играть количественная характеристика статистико-экономических связей определенных факторов в сфере туризма и оценка на ее основе влияния региональной инфраструктуры на развитие туризма. Изучение взаимосвязи показателей туризма будет результативным при системном подходе. При этом факторные переменные, характеризующие туристскую инфраструктуру, следует рассматривать как элементы единой системы показателей.

Предлагаемый подход к исследованию инфраструктуры туризма можно назвать интегрированной системой обработки данных, — т. е., собранная информация по 16 регионам обрабатывается по единой схеме — на основе многомерных методов математической статистики с целью выявления групп однородных по уровню развития туристских ресурсов регионов, и сведения их в единую теоретическую картину — моделей, иллюстрирующих зависимость объемов туристских потоков от значимых показателей инфрастуктуры. При этом все этапы обработки данных рассматриваются как взаимосвязанные элементы и подчиняются алгоритму статистического анализа показателей регионального туризма, разработанному в главе 2.

Первый этап настоящей работы посвящен формированию статистико-экономических показателей региональной туристской инфраструктуры. При определении объекта исследования были исключены из рассмотрения специфические регионы: город Москва и Московская область, — ввиду их несопоставимо высоких (в сравнении с остальными регионами Центра России) показателей туризма, создающих «засоренность» в рассматриваемой выборке числовых данных. Для исследования были выбраны данные, отражающие состояние различных сфер инфраструктуры туризма: гостеприимство, культура, спорт, коммуникации и т. д. Для удобства статистического анализа в целях большей сопоставимости регионов все показатели использовались в относительном виде — в расчете на 10 тысяч человек населения соответствующих областей.

Вначале была сформирована матрица D (16×9) исходных данных на основе базовых показателей Федеральной службы государственной статистики по состоянию на начало 2004 года. Здесь первые девять столбцов занимают Xj (j~l,., 9) — факторы туристской инфраструктуры различных ее уровней по 16 регионам РФ (в расчете на 10 тыс. чел. населения). В исследовании в качестве исходных данных использовались показатели, отражающие различные уровни туристской инфраструктуры. Первый уровень представлен показателями протяженности транспортных коммуникаций, поскольку от них во многом зависит доступность в потреблении туристских ресурсов. Второй уровень туристской инфраструктуры в системе исходных данных отражен показателями предприятий общественного питания (услуги которых составляют неотъемлемую часть любого турпродукта), а также показателями сферы культуры и спорта, поскольку познание, развлечение, досуг, активный отдых являются одними из ключевых факторов туристской мотивации. Закономерным является и включение в исследование данных по коллективным средствам размещения и туроператорам, важнейшим элементам третьего уровня туристской инфраструктуры. Условные обозначения используемых показателей следующие:

X) — число мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения;

Х2 — число мест в специализированных средствах размещения;

Х3 — число мест на предприятиях общественного питания;

Х4 — число туристских фирм (туроператоров);

Х5 — объем музейных фондов (тыс. экз.);

Х6 — число учреждений культурно-досугового типа;

Х7 — число спортивных сооружений;

Xs — протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (км);

Х9 — протяженность железных дорог (км).

Так как абсолютные значения переменных разнокачественны и выражены в разных единицах измерения, исходные данные были переведены в процентные значения. Так была сформирована матрица процентов DP (16*10). Первые девять столбцов — значения факторов по регионам, представленные в процентном выражении по отношению к своему выборочному среднемуXj Ху /16 (j =1,., 9), вычисленному по каждому столбцу. Таким образом,.

DPy (%)=(XVIXJ) -100%, i=l, ., 16- J=],., 9. По каждой строке-региону вычислен многомерный средний показатель Pt (%) = DPi-/ 9 (i=l,., 16) и помещен в десятый столбец матрицы процентов. Так сформирован 16-мерный вектор — многомерный средний показатель Р&bdquoхарактеризующий состояние туристской инфраструктуры регионов. Расчет многомерного среднего показателя регионов представлен в таблице 14. Состояние инфраструктуры по девяти факторам представлено в виде нормированной диаграммы — «100%-башня» (рис. 11). Здесь девять башен, составленных из 16 параллелепипедов-регионов, соответствуют факторам инфраструктуры. Для каждой башни визуально (по высоте параллелепипеда) можно сравнить степень развитости инфраструктуры регионов (в процентах) и выявить «лидеров» по каждому фактору. Так, по факторам X, Хб лидером является Курская область, по факторам Х2, Х8, Х9 лидером является Тверская область, по Х3 — Ярославская, по Х4 — Калужская, по Х5 — Ивановская, по Х7 — Белгородская область. Белгородская область В Ивановская область.

Л и пецк ая область.

Тамбовская область.

Брянская область? Калужская область.

Орловская область.

Тверская область.

Владимирская область.

Костромская область.

Рязанская область.

Тульская область.

Воронежская область.

Курская область.

Смоленская область ¦ Ярославская область.

Рис. 11 Нормированная диаграмма состояния инфраструктуры.

Расчет многомерного среднего показателя инфраструктуры регионов.

Регионы Показатели туристской инфраструктуры (в расчете на 10 ООО чел. населения) Р,.

Число мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения Число мест в специализированных средствах размещения Число мест на предприятиях общественного питания Число туристских фирм Объем музейных фондов, тыс. экз. Число учреждений культурнодосугового типа Число спортивных сооружений Протяженность автодорог с твердым покрытием, км Протяженность железных дорог, км.

Х&bdquoXJX& Х, 2 х, 2/х2% Х, 3 xjx3% х" XJX*A Х, 5 Х, 5/Х5% Хб х1б/х6% х, 7 Хп! Хп% Х, 8 X, s! Х&- ° Х, 9 XJX?/.

1 15,57 85,82 20,30 50,20 112,13 110,31 0,13 87,39 1,47 44,82 5,15 94,77 30,47 162,19 43,08 81,85 4,63 ¦ 64,61 86,88.

2 16,20 89,30 32,13 79,45 160,54 157,93 0,12 80,67 2,55 77,74 5,81 106,91 19,82 105,50 47,52 90,29 7,42 103,54 99,04.

3 23,35 128,71 44,80 110,78 105,49 103,77 0,23 154,62 4,01 122,26 3,68 67,72 16,40 87,30 36,93 70,17 6,21 86,66 103,55.

4 15,58 85,88 42,11 104,13 56,66 55,74 0,07 47,06 1,35 41,16 4,12 75,81 19,45 103,53 38,92 73,95 4,88 68,10 72,82.

5 16,37 90,23 39,33 97,26 136,87 134,64 0,22 147,90 7,89 240,55 4,16 76,55 12,29 65,42 31,65 60,14 3,05 42,56 106,14.

6 18,58 102,41 40,64 100,49 90,60 89,13 0,25 168,07 2,29 69,82 4,93 90,72 18,56 98,80 50,77 96,46 8,48 118,33 103,80.

7 22,70 125,12 55,88 138,18 111,44 109,63 0,12 80,67 6,15 187,50 6,88 126,60 17,42 92,73 77,48 147,21 8,82 123,08 125,64.

8 24,02 132,40 18,25 45,13 66,13 65,05 0,12 80,67 3,23 98,48 8,04 147,95 17,34 92,30 50,93 96,77 8,74 121,96 97,86.

9 13,30 73,31 48,78 120,62 68,39 67,28 0,18 121,01 1,56 47,56 4,34 79,86 21,87 116,41 43,48 82,61 6,30 87,91 88,51.

10 21,51 118,57 20,86 51,58 109,92 108,13 0,06 40,34 2,64 80,49 6,44 118,50 18,88 100,50 49,72 94,47 7,01 97,82 90,04.

11 12,55 69,18 39,07 96,61 68,37 67,26 0,09 60,50 2,77 84,45 6,77 124,58 21,99 117,05 56,79 107,90 8,09 112,89 93,38.

12 21,12 116,42 33,60 83,09 116,34 114,45 0,23 154,62 4,19 127,74 6,31 116,11 24,32 129,46 86,11 163,61 11,21 156,43 129,10.

13 12,10 66,70 31,61 78,17 118,01 116,09 0,03 20,17 1,60 48,78 6,20 114,09 16,77 89,27 47,48 90,21 6,37 88,89 79,15.

14 23,96 132,07 71,02 175,62 55,16 54,26 0,19 127,73 3,92 119,51 6,94 127,71 18,08 96,24 104,09 197,77 12,49 174,29 133,91.

15 14,85 81,85 62,45 154,43 70,01 68,87 0,18 121,01 2,04 62,20 3,98 73,24 12,26 65,26 31,17 59,22 6,12 85,40 85,72.

16 18,51 102,03 46,21 114,27 180,41 177,47 0,16 107,56 4,82 146,95 3,20 58,88 14,66 78,04 45,98 87,36 4,84 67,54 104,46.

X 18,14 40,44 101,65 0,15 — 3,28 5,43 18,79 52,63 7,17.

Примечание к таблице 1.

Цифрами в таблице обозначены следующие регионы.

1 Белгородская область 5 Ивановская область 9 Липецкая область 13 Тамбовская область.

2 Брянская область 6 Калужская область 10 Орловская область 14 Тверская область.

3 Владимирская область 7 Костромская область 11 Рязанская область 15 Тульская область.

4 Воронежская область 8 Курская область 12 Смоленская область 16 Ярославская область.

На основе значений многомерного среднего Р, на втором этапе осуществлена группировка регионов. Предварительно все регионы выстроены в порядке возрастания значений многомерного среднего и соответственно сортировались строки матрицы процентов так, что чем выше номер региона — строки, тем больше его многомерный средний. Затем анализировалась выборка значений {PJ объема п = 16. Вычислены ее статистические характеристики согласно формулам описательной статистики [29, с. 80−100]: размах вариационного ряда значений R = Ршах-Р, тП = 61,09%- выборочная средняя Р = 100%- исправленное среднее квадратическое отклонение s = 17,45%- медиана т = 98,45%- асимметрия As = 0,57- эксцесс Ех= - 0,46- показатель силы вариации — средний модуль отклонений, а = 13,33%.

Заметим, что среднее квадратическое отклонение показывает, что выборочные значения {PJдостаточно разбросаны относительно среднего и асимметрия отличается от нуля, что происходит в результате наличия в выборке высокого показателя многомерного среднего Ртах = 133,91 (по Тверской области) и низкого показателя Ртт =72,81 (по Воронежской области).

Далее по выборке многомерного среднего Р построен интервальный вариационный ряд и гистограмма распределения с числом интервалов, вычисленным по формуле Стержесса, к = 5. Интервальный ряд представлен в таблице 15.

Заключение

.

Подводя итоги проведенного исследования, автор считает необходимым выделить следующие положения.

1. Туризм, с экономической точки зрения, не является обособленной отраслью народного хозяйства, а представляет собой межотраслевой комплекс. Под туристской инфраструктурой автор предлагает понимать организационно-экономическую систему взаимосвязанных предприятий и учреждений, обеспечивающих материальные и социально-культурные условия воспроизводства туристского продукта.

2. Владимирская область обладает достаточным туристским потенциалом для позиционирования себя как туристского региона, однако данный потенциал в настоящее время реализован не в полной мере. Сложившееся положение во многом объясняется недостаточно проработанными механизмами мониторинга за состоянием элементов туристской инфраструктуры, отсутствием методик оценки ее влияния на развитие туризма, прогнозирования перспектив ее развития.

3. Чтобы охарактеризовать инфраструктуру туризма с позиций трех выделенных автором уровней, дать ее комплексную оценку, построена система статистических показателей, связанных целью измерения влияния инфраструктурной обеспеченности регионов на развитие туризма и разработки на этой основе механизма прогнозирования туристской инфраструктуры.

4. С помощью методов прикладной математической статистики обоснована взаимосвязь объемов туристского обслуживания с уровнем развития инфраструктуры туризма. Установлено, что наибольшее влияние на объемы обслуживания туристов оказывают показатели сферы гостеприимства, числа турфирм, объема музейных фондов и протяженности автомобильных дорог.

5. Если в начале исследования анализировалось, в какой степени элементы туристской инфраструктуры в совокупности и каждый в отдельности влияют на объемы туристского обслуживания, то на этапах прогнозирования учитывалась обратная связь: именно какие значения показателей инфраструктуры потребуются, чтобы в перспективе обеспечить заданные объемы обслуживания туристов. Так разработанная методика делает управляемыми туристские ресурсы, предлагая не просто наращивать их, а развивать в определенных пропорциях с учетом интенсивности роста туристских потоков.

6. Применяя нормативно-целевой подход в процессе построения прогнозных моделей, в их структуру закладываются аспекты будущего состояния факторов туристской инфраструктуры. Процесс построения прогноза согласно предложенному алгоритму представляет своего рода имитационное моделирование с использованием элементов системной динамики.

7. Разработанный механизм прогнозирования апробирован в рамках данной работы на примере Владимирской области, предложено несколько вариантов развития исследуемой сферы, а также ряд мероприятий, ориентированных на рост въездного и внутреннего туризма в регионе.

8. Сложность прогнозирования туристской деятельности обусловлена многосторонним характером туристских услуг, массой причин, определяющих нестационарность и случайность факторов, влияющих на развитие туризма. Тем не менее, в условиях развивающейся рыночной экономики и высокого уровня конкуренции в секторе туризма следует расширять практику прогнозирования как метод обоснованного воздействия и регулирования факторов туристской сферы на региональном уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Е., Семухин М. В. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях. — Тюмень: ТюмГУ, 2000. — 352 с.
  2. В.Ф., Дерябин С. Ю. Модель системной динамики прогнозирования // Экономика региона. Электр, науч. журнал. 2005. — № 2. Режим доступа: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=89.
  3. В.Ф., Девизов А. С. Влияние дорожной инфраструктуры на развитие туризма // Проблемы экономики, финансов и управления производством. Сборник науч. труд, вузов России. Иваново: ИГХТУ, 2006. -Вып. 21.-С. 137−141.
  4. В.Ф., Девизов А. С. Об инфраструктуре как определяющем факторе развития туризма в регионе // Материалы межд. науч. конф. «Проблемы развития региональных социально-экономических систем». — Владимир: ВлГУ, 2006. С. 42−44.
  5. С.И. Гостиничное хозяйство. Проблемы, перспективы, сертификация. Киев: ВИРА-Р, 2001. — 208 с.
  6. Ц. Модели анализа и прогноза развития туризма. М.: Спутник+, 2005.- 184 с.
  7. В.В., Гогуа М. В. Инвестиции в инфраструктуру рекреационного комплекса: Монография. М.: Межд. ун-т, 2005. — 119 с.
  8. В.П. Прогнозирование в индустрии гостеприимства и туризма: Учебник. М.: РЭА им. Плеханова, 2005. — 278 с.
  9. С.И. Экономический потенциал рекреационной зоны Краснодарского края: социально-экономическое состояние и прогноз развития. СПб: ГУЭиФ, 1997. — 242 с.
  10. Ю.Биржаков М. Б. Введение в туризм. — М.: Гер да, 2001. 318 с.
  11. И.Богданов Ю. В. Развитие индустрии туризма как фактор социально-экономического роста региона (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области): Дис. .к.э.н. СПб.: БМИТ, 2004. — 209 с.
  12. B.C. Экономика туризма: Учеб.пособ. М.: Академия, 2005. -190 с.
  13. Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление. -Вып. 1.-М.: Мир, 1974.
  14. О.В. Многофакторные взаимосвязи в деятельности регионального транспортного комплекса // Электр, журн. КГАУ. 2003. — № 1. Режим доступа: http ://ej .kubagro.ru/2003/01/18/.
  15. И.В. Статистический анализ рынка туристских услуг в России: Дис.к.э.н. М., 2004. — 185 с.
  16. Г. С., Великанова Г. Р. Современная экономическая энциклопедия. СПб.: Лань, 2002. — 880 с.
  17. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособ. М.: «Дашков и К0», 2005. — 400 с.
  18. Владимирская область. Стат. ежегодник. Владимир: Влад. обл. комитет гос. статистики, 2006. — 482 с.
  19. А.Ф., Кочерова Е. В. Статистические модели: построение, оценка, анализ: Учеб. пособ. М.: Финансы и статистика, 2005. — 416 с.
  20. В.Г. Туризм: Экономика и социальное развитие. — М: Финансы и статистика, 2003. 304 с.
  21. Г. В. Регион как предмет научного знания // Менеджмент регионального туризма. Кол. монография. Владимир: ООО «Гамма-принт», 2002. — С. 6−20.
  22. Д. Д. Основные направления изучения и использования регионального туристического потенциала // Туризм и региональное развитие. Вып. 4. Сборник науч. статей. — Смоленск: Универсум, 2006. — С. 60−63.
  23. И.И. Экономическое влияние туристской индустрии на развитие отдельных видов промышленности (на примере Владимирской области): Монография. -М.: ГУУ, 2002. 165 с.
  24. Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Методы обработки данных. Пер. с англ. М.: Мир, 1980. — 612 с.
  25. В.В. Эконометрика: Учебник. М.: Новый учебник, 2004.- 342 с.
  26. С.В. Инфраструктура в системе управления региональным туризмом: на примере Хабаровского края: Дис.к.с.н. — Владивосток: Дальневост.гос.техн.ун-т, 2000. — 180 с.
  27. М.Е. Моделирование организационно-экономической системы управления предприятием туристского бизнеса: Дис.к.э.н. — Ростов-на-Дону, 2001.-202 с.
  28. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 368 с.
  29. И.В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и Статистика, 2000. — 368 с.
  30. О.В., Фоломеев С. Н. Проблемы повышения эффективности загрузки малых гостиниц г. Самары // Туризм и региональное развитие. — Вып. 4. Сборник науч. статей. Смоленск: Универсум, 2006. — С. 359−366.
  31. Н.В. Имитационное моделирование рекреационной зоны // Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство: М-лы науч.-метод.конф. Ставрополь: СГУ, 2005. — С. 106−110.
  32. Н.Н. Численные методы. — М.: Наука, 1978. — 512 с.
  33. В.А. Теория и практика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003. — 672 с.
  34. В.А. Туризм: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2003.-320 с.
  35. В.А. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособ. -М.: Высш. школа, 1991. 399 с.
  36. А.П. Методы и средства анализа данных в среде Windows. STADIA. М.: Информатика и компьютеры, 1999. — 341 с.
  37. А.В. Перспективы развития туристско-рекреационной сферы Верхневолжья // Ярославский педагогический вестник. 2002. — № 2. Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novyeIssledovaniy/14l 3/.
  38. И.Ф., Девизов А. С. Математическое моделирование туристской инфраструктуры // Материалы ВВМШ «Понтрягинские чтения XVII». — Воронеж: Центрально-Чернозем. книж. изд-во, 2006. — С. 97.
  39. И.Ф., Девизов А. С. О построении адаптивных моделей динамических рядов в сфере туризма // Современные методы теории краевых задач: материалы ВВМШ «Понтрягинские чтения XVIII». — Воронеж: ВГУ, 2007. С. 99−100.
  40. Ю.Н., Лаптева Е. Е. Стратегическое развитие гостиничного комплекса региона: Монография. Владимир: ВГПУ, 2003. — 164 с.
  41. А.С. Построение математической модели туристских потоков методом регрессионного анализа // Материалы XIII Межд. конф. «Математика. Экономика. Образование». — Ростов-на-Дону: РГУ, 2005. — СЛ 09−110.
  42. А.С. Построение регрессионных моделей туристских потоков по факторам региональной инфраструктуры // Материалы XIV Межд. конф. «Математика. Экономика. Образование». Ростов-на-Дону: ООО «ЦВВР», 2006.-С. 146−147.
  43. А.С. Проблемы формирования и развития региональной туристской инфраструктуры // Материалы межд. науч.-практич. конф. «Эффективность инвестиций в региональную экономику». -Владимир: ВлГУ, 2007.-С. 99−104.
  44. А.С. Прогнозирование туристских потоков на основе анализа временных рядов с использованием ЭВМ // Материалы XLIII Межд. науч. студ. конф. «Студент и научно-технический прогресс»: Экономика. 4.1. -Новосибирск: НГУ, 2005. С. 86−88.
  45. А.С. Роль профсоюзов в развитии социального туризма // Труды Межд. Форума по проблемам науки, техники, образования. — Т.1 — М.: Академия наук о Земле, 2006, С. 34−37.
  46. А.С. Туристская инфраструктура Владимирской области: состояние и перспективы // Рекреационное природопользование, туризм и устойчивое развитие регионов: материалы межд. науч.-практич. конф. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. — С. 194−198.
  47. А.С. Формы инвестиционной поддержки социального туризма // Материалы науч. конф. молод. ученых и студентов эконом, фак-та ВлГУ. — Владимир: ВлГУ, 2005. С. 144−145.
  48. А.С. Эксклюзивные предложения на рынке туризма по Золотому кольцу России // Материалы 5-й Межд. науч. конф. «Современные проблемы науки и образования». Харьков: Харьк. нац. университет, 2004. — С. 101.
  49. А.С., Архипова В. Ф. К вопросу о методике исследования инфраструктуры регионального туризма // Туризм и региональное развитие. Выпуск 4. Сборник научных статей. Смоленск: Универсум, 2006.-С. 88−94.
  50. А.С., Архипова В. Ф. Моделирование туристских потоков по показателям инфраструктуры регионов Центрального федерального округа //
  51. Материалы межд. науч. конф. «Проблемы развития региональных социально-экономических систем». — Владимир: ВлГУ, 2006. С. 40−42.
  52. А.С., Архипова В. Ф. О методах исследования экономики регионального туризма Центрального федерального округа // Вестник университета (ГУУ). 2007. — № 4. — С. 91−99.
  53. А.С., Курбыко И. Ф. О моделировании туристских потоков методами математической статистики // Труды XIII Межд. конф. «Математика. Экономика. Образование». Ростов-на-Дону: ООО «ЦВВР», 2005.-С. 84−88.
  54. А.С., Курбыко И. Ф. Статистический анализ региональной туристской инфраструктуры // Материалы XI Межд. науч. конф. им. М.Кравчука. Киев: Задруга, 2006. — С. 721.
  55. Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003. — 520 с.
  56. Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов: Учеб. пособ. М.: Финансы и статистика, 2003. — 416 с.
  57. Т.А. Проблемы развития регионального туризма в современных условиях России // Объединенный научный журнал, Рубрика «Экономика и менеджмент». № 26 (84). — 2003. — С. 8−12.
  58. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, 24, 46. М.: Политиздат, 1978.
  59. А. Принципы экономической науки, т. 1. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993.-416 с.
  60. Математический энциклопедический словарь / Под ред. Ю. В. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — 845 с.
  61. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. М: Финансы и статистика, 2001. — 352 с.
  62. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. М: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
  63. В.П. Планирование производственной инфраструктуры: комплексный подход. -М.: Экономика, 1986. — 144 с.
  64. С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой информации. -М.: Наука, 1981.-203 с.
  65. Основные показатели развития туризма ВТО, выпуск 2006 г. Режим доступа: http://www.unwto.org/facts/eng/pdf/highlights/highlights06rslr.pdf.
  66. Н.И. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала сферы туризма региона: Дис.к.э.н. СПб.: БМИТ, 2003.-228 с.
  67. Прогноз социально-экономического развития Владимирской области // Официальный сайт Комитета по экономической политике Администрации Владимирской области. Режим доступа: http://u-econom.avo.ru.
  68. С.Г. Устойчивые методы оценивания статистических моделей: Монография. Киев: Санспарель, 2005. — 504 с.
  69. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 480 с.
  70. .И., Карпова Ж. С. Анализ туристских потоков Владимирской области // Материалы межд. науч. конф. «Проблемы развития региональных социально-экономических систем». Владимир: ВлГУ, 2006. — С. 262−263.
  71. .И., Левизов А. С. Опыт Украины в развитии социального туризма силами профсоюзов // Материалы межд. науч. конф. «Проблемы управления региональной экономикой». — Владимир: ВлГУ, 2005. С. 177−179.
  72. B.C. Формирование регионального механизма регулирования туристского территориального комплекса: Дис.к.э.н.: — Владимир: ВлГУ, 2003.- 164 с.
  73. Н.В., Панина Л. А. Развитие туризма как путь повышения уровня жизни населения региона // Экономика и управление в поисках нового. Мат-лы межрег. науч. конф. Т. 1. — Владимир: ВлГУ, 2001. — С. 70−71.
  74. Н.В., Урвачев А. А. Туризм как фактор социально-экономического развития малых городов области // Экономика и управление в поисках нового. Мат-лы межрег. науч. конф. — Т. 1. Владимир: ВлГУ, 2001.-С. 71.
  75. Российская Федерация. Влияние туризма и путешествий на рынок труда и экономику. Доклад Всемирного совета по туризму и путешествиям. Режим доступа: http://www.wttc.travel/bin/pdf/temp/russianfed2006rus.html.
  76. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2005. — 724 с.
  77. В.Н., Чурилова Э. Ю. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2006. 480 с.
  78. Р. Ф. Доничев О.А., Архипова В. Ф. Эффективность инвестиционного процесса в сфере межрегиональной транспортно-коммуникационной инфраструктуры: Монография. Владимир: Посад, 2000. — 342 с.
  79. JI.E., Пронина E.J1., Никитаева О. И. Рекреационный потенциал Владимирской области: его оценка и использование // Краеведение и регионоведение: межвуз. сб. науч. трудов. Владимир: ВГПУ, 2004. — С. 151−159.
  80. Д.В. Рациональное использование туристских ресурсов как фактор экономического развития региона: Автореф. дис.к.э.н. — Ставрополь: СКГТУ, 2004. 27 с.
  81. О.А. Моделирование и вариантное прогнозирование развития техники. — М.: Машиностроение, 2005. 252 с.
  82. А.А. Методология оценки и анализа экономики рекреационно-туристского региона. Сочи: СГУТиКД, 1998. — 92 с.
  83. Е.А. Особенности формирования и развития гостиничных сетей в Украине // Вопросы физ. и духов, культуры, спорта и рекреации. Сборник науч. трудов. Т.2. — Симферополь: Крымский ф-т физ. культуры, спорта и туризма ЗНУ, 2006. — С. 197−199.
  84. A.JI. Методики прогнозирования динамики экономических показателей // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2005. — Вып.1. -Сер. 5.-С. 145−150.
  85. JI.А. Методы планирования и прогнозирования показателей деятельности рекреационно-туристических предприятий: Дис.к.э.н. СПб: С-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т, 2002. — 136 с.
  86. Туризм в цифрах. 2005. Стат.сб.-М.: ИИЦ «Статистика России», 2006. 63с.
  87. Туризм и туристские ресурсы в России. 2004: Стат. сб. М.: Росстат. 2004. -267 с.
  88. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике / Под ред. А. А. Татаринова. Сочи: СГУТиКД, 2003. — 163 с.
  89. Дж. У. Анализ результатов наблюдений. Разведочный анализ. Пер. с англ. М.: Мир, 1981.-695 с.
  90. Факторы и условия устойчивого развития системы туризма: региональный аспект / B.C. Боголюбов, С. А. Севастьянова. СПб: Инфо-да, 2005 — 267 с.
  91. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  92. К.В. Система регионального менеджмента туризма: Учеб. пособ. Владимир: РМАТ, 2003. — 153 с.
  93. А.В. Современные проблемы туристско-рекреационного использования особо охраняемых природных территорий в пределах Рязанской области // Туризм и региональное развитие. — Вып. 4. Сборник науч. статей. Смоленск: Универсум, 2006. — С. 60−63.
  94. И.А. Экономическая оценка и прогнозирование развития туризма на муниципальном уровне: Дис.к.э.н. Сочи: СГУТиКД, 2004. — 151 с.
  95. В.В. Тайна традиционной статистики Запада. М.: Финансы и статистика, 1998. — 144 с.
  96. М.В. Математические w инструментальные методы моделирования туристско-рекреационной деятельности (на материалах
  97. Карачаево-Черкесской республики): Дисск.э.н. — Черкесск: Карачаево
  98. Черкес. гос. технол. академия, 2006. 205 с.
  99. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособ. /
  100. Под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 2000. — 391 с.
  101. Экономико-статистический анализ: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 215 с.
  102. Fong-Lin Chu Forecasting tourism demand: a cubic polynomial approach // Tourism management. Vol. 25. — Issue 2. — April 2004. — P. 209−218.
  103. Kevin K.F. Wong The relevance of business cycles in forecasting international tourist arrivals // Tourism management. Vol. 18. — Issue 8. — December 1997. — P. 581−586.
  104. Kevin K.F. Wong, Haiyan Song, Kaye S. Chon Bayesian models for tourism demand forecasting // Tourism management. — Vol. 27. Issue 5. — October 2006. -P. 773−780.
  105. Kevin K.F. Wong, Haiyan Song, Stephen F. Witt, Doris C. Wo Tourism forecasting: To combine or not to combine? // Tourism management. — Vol. 28. — Issue 4. — August 2007. P. 1068−1078.
  106. Moutinho L., Witt S. Forecasting the tourism environment using a consensus approach // Journal of travel research. — Spring. — 2005. — P. 46−50.
  107. Stephen F. Witt, Christine A. Witt Forecasting tourism demand: a review of empirical research // International journal of forecasting. Vol. 11.- Issue 3. — September 1995. — P. 447−475.
Заполнить форму текущей работой